Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Промышленность Германии. Чем славится она? Сельское хозяйство в германии

По совокупной экономической мощи - третья страна в мире (после США и ) и первая в Европе, а по доле в мировой торговле - вторая (после США). Треть производимой продукции поступает на мировой рынок. ВВП страны в конце 1990-х гг. превысил 2 трлн евро. ВВП на душу населения (по ППС) - 25 тыс. евро.

В целом отраслевая структура современной Германии отличается сложностью и многообразием. Оценивая номенклатуру выпускаемой продукции, по которой у Германии нет равных в Европе, так и хочется произнести крылатую фразу из «Свадьбы» А.П. Чехова «В Греции все есть!», только заменив на Германию. И этим будет сказано главное.

Наибольшую долю ВВП страны формируют отрасли нематериального производства. Наряду с этим Германия по-прежнему остается одним из крупнейших в мире производителей разнообразнейшей продукции обрабатывающей промышленности. Создание в 1949 г. двух германских государств привело к дублированию многих хозяйственных структур при послевоенном восстановлении экономики. После воссоединения Германии пол века спустя огромная часть предприятий на территории бывшей ГДР, в большинстве своем неконкурентоспособных, оказалась в тяжелейшем положении. Многие были приватизированы (нередко за символическую, но экономически вполне оправданную цену - одну марку), часть из них реконструирована. Остро встала проблема безработицы.

Несмотря на малую долю в общем ВВП страны, сельское хозяйство Германии высокопродуктивно и отечественные производители занимают устойчивые позиции на внутреннем рынке даже после полного отказа от протекционизма в пределах национальных границ и снятия всех таможенных барьеров после Маастрихтского соглашения 1992 г.

Основные производители - семейные фермы площадью в среднем около 20 га. Главенствующее положение занимает животноводство, которое дает 2/3 товарной продукции, что типично для северной половины Зарубежной Европы. На приальпийских и приморских лугах развито скотоводство мясомолочного направления. Свиноводство распространено повсеместно, но особенно в районах возделывания кормовых корнеплодов. На базе разведения скота работает мощная пищевая промышленность: молочные, колбасные заводы.

Растениеводство в значительной степени обслуживает нужды : везде возделывают картофель, кормовую свеклу, ячмень. Германия - главный производитель в ЕС ржи, которая засевается в более северных районах. На юге выращивают особые сорта ячменя, идущие вместе с хмелем на производство немецкого национального напитка - пива.

Главный центр пивоварения - Бавария.

Ежегодно в Мюнхене проходит всемирно известный праздник пива « », на который приезжают десятки тысяч туристов из многих стран, даже самых отдаленных, например из Австралии. Старинное немецкое виноделие после снятия таможенных барьеров со странами Средиземноморья оказалось в тяжелейшем положении.

В последние 10 лет ушедшего века виноделам пришлось приложить титанические усилия, чтобы удержаться на плаву. Им удалось сохранить наиболее ценные виноградники по верховьям Рейна, в долине Мозеля, где производятся элитные сорта вин. Чтобы поддержать отечественное производство, по примеру «Октоберфеста» в главных центрах виноделия регулярно проводятся «винные» праздники, также привлекающие множество туристов.

Базовые отрасли промышленности, игравшие ключевую роль в период индустриализации страны в XIX - первой половине XX в., за последнюю четверть века окончательно ушли в тень, поэтому понятие «базовый» теперь скорее дань истории, чем оценка значимости для национального хозяйства. Например, доля горнодобывающей промышленности западных земель в условно-чистой продукции не превышает 2%, восточных - 9%. Угольная промышленность, некогда составлявшая основу энергетики страны, почти свернута, поскольку оказалось выгоднее импортировать уголь, чем добывать самим. Теперь коксующийся уголь ввозится из США, Австралии и . Как уже отмечалось, в знаменитом Рурском бассейне, где находятся богатейшие в Европе месторождения каменного угля, с 1960-х гг. добыча упала почти в 4 раза, так как импорт значительно дешевле. В крупнейшем городе Рурской области Эссене последняя угольная шахта была закрыта еше в 1980-х гг Несколько лучше дело обстоит с разработкой буроугольных бассейнов, где добыча угля пока ещё рентабельна (например, в Кельнском буроугольном бассейне).

Одна из крупнейших электростанций на буром угле работает в Гревенбройх-Найратс. Однако экологические издержки, связанные со сжиганием бурого угля (выбросы С02, серного ангидрида), заставляют постепенно закрывать ТЭС на буром угле, заменяя его полностью или частично газом, мазутом, а также стимулируют развитие альтернативной энергетики, в частности строительство ветряных электростанций. Особенно остры экологические проблемы в Восточной Германии, где до сих пор 9/10 электроэнергии дают ТЭС на буром угле (Котбус, район Галле-Лейпцига). После Чернобыля остаются перспективы атомной энергетики, доля которой в производстве электроэнергии составляет более 30%.

Глубокий кризис испытывает и черная металлургия. Во времена Третьего рейха металлургические заводы «стальных магнатов» Тиссена и Манессмана служили главной базой форсированного развития перед Второй мировой войной.

Крупные заводы, построенные в Дуйсбурге, Дортмунде, Зальцгитгере, до сих пор вместе дают больше стали, чем вся Великобритания.

Еше в предвоенное время стал остро ощущаться дефицит качественных железных руд, которые тогда поставлялись в основном из , а позже из и . После войны Германия вошла в Европейское объединение угля и стали, постоянно модернизировала технологические циклы, что позволило ей остаться крупнейшим производителем чугуна и стали в Европе и по сей день. Почти вся сталь выплавляется кислородно-конвертерным или электроплавильным способом. В бывшей ГДР после войны был построен крупный металлургический комбинат «Ост» в Айзенхюттенштадте, работавший на польском угле и советской руде.

В лучшем положении находится цветная металлургия, теперь также работающая в основном на импортном сырье. Наибольшее развитие получила алюминиевая промышленность, обслуживающая немецкое автомобиле- и авиастроение. По берегам Рейна и размещены десятки заводов по выплавке первичного алюминия, особенно их много в земле Северный Рейн-Вестфалия (Эссен и др.). По производству алюминия в Зарубежной Европе Германия уступает только .

Германия - один из мировых центров . Большая часть выпускаемой в стране разнообразнейшей продукции неорганической и органической химии, тонкого органического синтеза поступает на мировой рынок. В Западной Германии крупнейшие центры химической и фармацевтической промышленности - Леверкузен, где расположено головное предприятие концерна «Байер», Франкфурт-на-Майне, где находится компания «Хохст», и, конечно, «город химии» Людвигсхафен - столица концерна «БАСФ», ныне переименованного в «ЭМТЕС».

Несмотря на почти полное отсутствие своей нефти, в Германии созданы большие мощности по глубокой нефтепереработке и нефтехимии, в основном в портовых городах на севере страны: в Вильгельмсхафене, Гамбурге, а также в Бохуме.

В социалистический период в ГДР крупные предприятия были построены в районе Галле-Лейпцига.

Их продукция пользовалась большим спросом во всех странах СЭВ, в том числе в СССР. После объединения Германии большинство предприятий отрасли оказались неконкурентоспособными и были закрыты или выкуплены западногерманскими компаниями.

«Сердцевина» современной индустриальной мощи Германии - многопрофильное машиностроение, образующее основу вторичного сектора экономики. Оно обеспечивает более половины товарного экспорта страны. Здесь расположены мощнейшие заводы тяжелого, транспортного , приборостроения. Современное немецкое машиностроение формировалось после войны как конверсионное. В результате конверсии многочисленные военные заводы были переориентированы на производство продукции гражданского машиностроения.

Дуйсбург и Дюссельдорф стали центрами производства горно-шахтного оборудования, военные заводы Круп па в Эссене перешли на выпуск промышленных станков, строительных кранов и другого строительного оборудования. В бывшей ГДР мощные заводы тяжелого машиностроения работали в Магдебурге, Лейпциге, завод химического машиностроения - в Карл-Маркс-Штадте (ныне Хемниц).

Гордость Германии - автомобилестроение. По выпуску автомобилей она занимает 3-е место в мире и 1-е в Европе. К концу XX в. общий выпуск автомобилей превысил 5 млн в год. В ГДР производились добротные грузовики (г. Людвигсфельд), курсирующие до сих пор по России. Производство легковых автомобилей было незначительным.

Заводы по производству автомобильного оборудования и сборочные цеха разбросаны по всей стране. К тому же большинство автомобильных компаний ФРГ в послевоенный период стали транснациональными и наладили производство своих автомобилей в десятках других стран. Лидерами германского автомобилестроения являются всемирно известные компании «Фольксваген» (штаб-квартира и головное предприятие в Вольфсбурге), «Мерседес-Бенц» (Штутгарт), «БМВ» (Мюнхен) и «Опель» (Рюссельсхайм). После объединения Германии западногерманские компании стали строить свои филиалы и в восточных землях, например «Форд» - в Цвиккау, «Опель» - в Айзенахе.

В наследство от Третьего рейха Германии остались мощные, частично военные судостроительные верфи в Киле, Гамбурге, Бремене, Эмдене, но в последние десятилетия германское судостроение, как и европейское в целом, находится в глубоком кризисе. Лучше обстоит дело с другим наследием - авиастроением. В 1959 г. в Германию из эмиграции вернулся знаменитый В. Мессершмитт, авиаконструктор и промышленник, ставший сразу почетным председателем концерна «Мессершмитт-Булков-Блем». Немецкие авиастроители вместе с французами и англичанами участвуют в грандиозном проекте создания серии европейских аэробусов. Авиационные и ракетные двигатели строят в Мюнхене и Фридрихсхафене.

Очень разнообразны такие отрасли немецкой промышленности, как приборостроение и электроника, рассеянные по всей территории страны. Германия - один из крупнейших в мире экспортеров электрооборудования, а также бытовой электротехники. Более чем столетнюю историю имеют концерны «Сименс», «Бош», «Кайзер», выпускающие телефонное оборудование, телевизоры и бытовые приборы.

Один из крупных центров электротехники - Нюрнберг. Всемирную славу получила продукция оптико-механических заводов компании «Карл Цейс»: фотоаппараты, очки, бинокли, микроскопы и т.д., производство которых сконцентрировано в основном на юге страны в землях Баден-Вюртемберг и Гессен, а также в Баварии в окрестностях . В ГДР аналогичную продукцию выпускал завод в Йене.

Современная немецкая электроника финансово и технологически теснейшим образом связана с американской. Наиболее сильные позиции здесь занимает компания «IBM» (немецкая штаб-квартира во Франкфурте-на-Майне), известная любому пользователю компьютера. В последние десятилетия электронная промышленность особенно активно развивалась на юге страны, прежде всего в Баварии. Одним из факторов притяжения стал экологический, так как именно в этих районах можно удовлетворить самые взыскательные требования к качеству жизни, которые предъявляются высококвалифицированными и хорошо оплачиваемыми работниками. В частности, здесь нет крупных источников загрязнения воздуха и воды. Особенно привлекательны для жизни живописные ландшафты Баварского плато и Тирольских Альп в окрестностях Мюнхена, где находится известный
технопарк Изар-Велли.

Среди многочисленных направлений специализации Германии нельзя не упомянуть особую отрасль, в которой германская продукция считается эталонной, - это производство музыкальных инструментов. В послевоенный период несколько поколений советских музыкантов выучилось играть на фортепиано, упражняясь на трофейных пианино и роялях фирм «Бехштейн», «Блютнер», «Зейлер», «Петрофф», тысячами ввезенных в СССР в конце 1940-х гг. А роялей знаменитой фабрики «Стенвей», основанной в Гамбурге, у нас наперечет, и их звучание можно услышать только в самых престижных концертных залах страны. Это не удивительно: один такой инструмент в несколько раз дороже нового «мерседеса».

Особую роль в жизни Германии играет строительная индустрия. Благодаря большим объемам жилищного строительства в послевоенный период как в ФРГ, так и в бывшей ГДР, на рынке жилья нет большой напряженности. С 1990-х гг. здесь ежегодно вводится в строй примерно по полмиллиона квартир со всеми удобствами, в восточных землях несколько миллионов квартир пришлось капитально отремонтировать.

Как уже отмечалось, почти 2/3 валового внутреннего продукта страны сегодня дает третичный сектор, или сфера нематериального производства, что типично для постиндустриальной страны. Сюда обычно относят такие отрасли хозяйства, как туризм, торговля, информационные услуги, транспорт.

В последние годы в Германии успешно развивается туризм. Число туристов, ежегодно посещающих страну, к концу 1990-х гг. достигло 20 млн. Из-за страшных разрушений времен Второй мировой войны богатейшее культурно-историческое наследие страны понесло невосполнимые потери. Почти до неузнаваемости изменил свой облик Берлин, не говоря уже о десятках стертых с лица земли средних и малых городов, особенно на востоке страны. Огромными усилиями немцы вот уже более полувека восстанавливают все, что возможно восстановить. Многим старинным городам удалось вернуть исторический облик. Практически заново отстроен один из красивейших городов Германии Дрезден, полностью уничтоженный во время англо-американской бомбардировки в феврале 1945 г. Недалеко от Потсдама находится жемчужина дворцово-парковой архитектуры в стиле рококо - Сан-Суси, резиденция Фридриха Великого. Это один из европейских центров познавательного туризма. На юге страны действуют горнолыжные комплексы международного класса Оберхоф и Обервизенталь. Элитные курорты расположены вокруг живописного Боденского озера.

Ежегодно в Германии проводится более 2 тыс. ярмарок - больше половины всех международных ярмарок-выставок, приносящих многомиллиардные прибыли. Крупнейшие ярмарочные центры - Кельн, Франкфурт-на-Майне, Ганновер, Мюнхен, Дюссельдорф, Эссен, Лейпциг. В Германию приезжают на деловые встречи партнеры-предприниматели из , Польши, Японии, Китая, России и других стран.

Транспортная сеть Германии - одна из самых густых в мире. Ведущий вид транспорта - автомобильный, он обеспечивает 9/10 пассажирооборота и 3/5 грузооборота. Общая протяженность только дорог высокого класса - автобанов - превышает 11 тыс. километров. Традиционный железнодорожный транспорт стал нерентабельным. В определенной степени положение должны поправить скоростные железные дороги, сеть которых активно создается в последние годы. На 2004 г. запланирован пуск поезда «Трансрапид», который будет курсировать со скоростью 500 км/ч между Берлином и Гамбургом. Главная водно-транспортная магистраль - Рейн. Здесь находится крупнейший в мире речной порт Дуйсбург с годовым грузооборотом более 50 млн тонн. Большую роль в обеспечении товаропотоков в рамках мирового хозяйства играют морские порты Гамбург, Бремен, Вильгельмсхафен, Киль. Суммарный грузооборот германских портов около 180 млн тонн, из них 20 млн приходятся на восточно-германские порты, в частности Росток.

Особую роль в международных связях Германии играет авиационный транспорт. Франкфурт-на-Майне - один из крупнейших авиаузлов мира, первый по грузообороту в Европе.

Новые аэропорты международного класса строятся под Берлином.

К общим чертам территориальной структуры хозяйства Германии можно отнести:

  • ярко выраженный полицентризм, относительно скромную роль столицы в экономике страны, что связано с особенностями экономического и политического развития Германии;
  • традиционно относительно меньшую развитость северных земель (Шлезвиг-Гольштейн, Нижняя Саксония);
  • динамичное развитие центральных и южных земель (Северный Рейн-Вестфалия, Баден-Вюртемберг, Бавария), прежде всего за счет новейших производств и туризма;
  • реструктуризацию и догоняющее развитие вновь обретенных восточных земель (Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония, Саксония-Анхальт и Тюрингия).

Заменяет местную руду.

Близость к углю, к Рурскому бассейну раньше была чуть ли не важнейшим фактором размещения производства. Теперь снабжение топливом изменилось, вся территория страны пересечена нефтепроводами.

От всех этих изменений больше всего выиграли Юго-запад и Юг – районы с наиболее современной промышленной структурой в ФРГ. В сумме они дают уже более половины промышленной продукции страны. В этих районах размещается основная часть .

Более половины всего потребляемого топлива составляет нефть. На 90% это импортная нефть из , и других стран. Она поступает по нефтепроводам от Роттердама к и от портов на Юго-запад и Юг страны. Старый центр нефтепереработки – , в 70/х годах возникли центры нефтепереработки во внутренних районах – Рейнско-Рурском, Юго-западе, Баварии. Собственная добыча нефти невелика. добывает нефть в , но ее часть континентального шельфа невелика – 30 тыс. км.кв.

Свои источники газа также не велики. Германия получает газ из , России (с 1973 года) и из шельфа Северного моря.

Резко сокращается в ФРГ добыча . Угольный концерн «Рурколе АГ» работает с убытком. Довольно стабильной остается лишь добыча бурого угля. имеет надежных потребителей – электростанции, а главное это самый дешевый вид топлива Германии. Основная часть его добывается в четырех карьерах Нижнерейнского (Кельнского) бассейна.

Каменный и бурый уголь – основа Рейнско-Рурского района, откуда электроэнергия передается во все части страны. Только в Баварии работают гидроэлектростанции на – притоках .

В целом же перспективы электроэнергетики связывают с АЭС. В ФРГ действуют свыше 30 энергоблоков, около 10 находятся в стадии строительства. На старых землях 35% энергии вырабатывается на АЭС, на новых – чуть более 10%.

Достаточно сложны проблемы металлургии. Размещение металлургических заводов в Руре и Сааре при импорте руды маловыгодно. Рур получает импортную руду (из , Либерии, ) двумя путями: и по каналу Дортмунд – Эмме. Крупный приморский металлургический завод существует в , там рудовозы подходят прямо к домнам.

На одном из первых мест в мире находится германское судостроение. Оно выпускает практически все типы судов. Главные судоверфи расположены в Гамбурге и Киле.

Довольно быстро развивается в Германии (одна из лучших в мире). Традиционные районы электротехнической промышленности – Юго-запад и Юг. Здесь находятся штаб – квартиры крупнейших концернов – «Сименс», «АЭГ-Телефункен», «Бош». Крупными центрами электротехники и электроники являются , Фракфурт-на-Майне. Радиотехнический концерн «Грундиг» базируется в основном в Баварии.

Развита военная промышленность. В Баварии (район Мюнхена) размещены НИИ, полигоны и заводы авиаракетного концерна «Мессершмит-Бельков-Блом» и фирмы «Дорнье», танковые заводы «Краус-Маффей», производитель двигателей «Моторен-турбинен-унион». Другой район военно-промышленного комплекса – Север, где размещаются судостроение и авиаракетная промышленность.
Мировую известность имеет . Экспортное значение имеют пластмассы, синтетические смолы, фармацевтические изделия, калийные удобрения. В основном химические заводы расположены в районе Рура. Теперь германские концерны (например БАСФ) строят химические заводы в Нидерландах и .

Легкая промышленность ФРГ развита не очень хорошо. Она вынуждена ввозить ткани и обувь в больших количествах.

В широко развиты пивоварение и виноделие. В ФРГ производится около 4 тысяч сортов пива. ФРГ держит и мировой рекорд потребления пива – более 150 литров в год на душу населения. Широко известны в мире рейнские и мозельские вина.

Если говорить о промышленности новых земель, то по добыче бурого угля они занимают 1 место в мире. Уголь добывается открытым способом в округах Котбус, и Галле. На буром угле базируется и электроэнергетика новых земель.

Характерная особенность машиностроения – преобладание трудоемких и неметаллоемких производств (оптика, точная механика, текстильное и полиграфическое оборудование, приборостроение и станкостроение). Один из лучших в мире оптико-механических заводов «Карл-Цейс» находится в Йене. Основные находятся на юге и в Берлинском промышленном узле.

Химическая промышленность базируется в основном на местном буром угле, а также на нефти и газе из России.

Помимо огромного выпуска калийных и азотных удобрений, карбида кальция, хлора, развит тонкий органический синтез. Широко известны кинофотопленки «Орво», медикаменты, красители. В области производства товаров широкого потребления выделяется Мейсенская фарфоровая мануфактура.

Лежала в руинах. Реформы, автором которых стал немецкий ученый и политический деятель Людвиг Эрхард (1897-1977 гг.), за десять с небольшим лет вернули Германию в число ведущих экономик мира.
20 июня 1948 г. Эрхард выступил по радио и отменил государственный контроль за ценами на большинство товаров, а также снял большинство действовавших до этого административных предписаний, ограничивавших свободу рынка.
В ночь на 21 июня 1948 г. было объявлено о вводе новой валюты дойчмарки. Каждый гражданин получил по 40 новых марок; пенсии, заработная плата, квартирные платежи пересчитывались по курсу 1 1 Все предприятия получали средства для выплаты первой заработной платы, но в дальнейшем они должны были работать за счет своей выручки. Так началась реформа. В 1949 г. Эрхард стал министром экономики Германии.
Теория Эрхарда получила название «социальное рыночное хозяйство», ее принципы сочетали экономическую свободу и социальную ответственность. Основу экономики должны были составлять частная собственность, свободные цены, антимонопольное регулирование, низкие налоги. При этом государство должно было определять приоритеты развития, создавать благоприятный климат для предпринимательской деятельности, но регулировать социально значимые вопросы.
В результате осуществления реформы страна оживилась буквально сразу - уже в 1951 г. было отмечено резкое снижение уровня безработицы, а объем общественного продукта достиг 140% от объема 1936 г. В 1952 г. практически прекратился рост цен. Экономика ФРГ стала активно работать на экспорт. Качественные товары по приемлемым ценам быстро завоевывали мировые рынки. По предложению Эрхарда был создан государственный банк - Bundesbank, который выступал гарантом по кредитам на развитие промышленности, выдававшимся под низкий процент.
1953 г. сам Эрхард назвал «годом потребителя», поскольку начался серьезный рост производства товаров народного потребления и жилищного строительства. Непрерывный экономический рост длился почти до конца 60-х гг. XX в. Это назвали «немецким экономическим чудом».
Свободный рынок в рамках реформы Эрхарда был свободен в разумных пределах. Например, контроль над ценами основных продуктов питания был снят лишь в 1958 г., когда была восстановлена конвертируемость марки.
Уже к середине 50-х гг. ФРГ занимала второе место в мире по величине золотовалютных резервов и третье место после США и Англии по объему промышленного производства. К 1956 г. Германия расплатилась с долгами и стала кредитором. Средние темпы экономического роста были на уровне 7,8%. Как потом определили эксперты, Эрхарду удалось создать модель почти идеального рынка, в котором равны соблюдение социальной справедливости и необходимость рыночной эффективности.

Экономическая система Германии

Экономическая система ФРГ до сих пор организована по принципу «социальной рыночной экономики», заложенному еще Людвигом Эрхардом. Эта система предполагает высокую социальную защиту населения полную занятость, высокие пособия по безработице, развитое страхование (пенсионное, медицинское и т. д.), законодательную защиту прав трудящихся. При этом остаются частная собственность на средства производства и свободное ценообразование.
Современная Германия столкнулась с немалыми экономическими трудностями и с необходимостью серьезно диверсифицировать свою экономику. Огромные средства идут на выравнивание уровня жизни между западом и востоком страны. В экономику бывшей ГДР федеральное правительство ежегодно направляет около 100 млрд долл.
Высокая стоимость рабочей силы (40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда и на отчисления в социальные фонды) побуждает немецкие компании, особенно ТНК (транснациональные корпорации), переносить производство за рубеж. Продажи зарубежных филиалов германских компаний уже в 2000 г. в 2 раза превышали стоимость прямого вывоза товаров и услуг из самой Германии. Но на промышленных предприятиях Германии до сих пор заняты 8 млн человек, и тенденция переноса производства представляет собой явную угрозу социальной стабильности.
Тем не менее Германия до сих пор сохраняет прочные позиции в мировой экономике. По уровню конкурентоспособности своей продукции она удерживает первые места в мире по производству химических товаров, продукции общего машиностроения, комплектующих к электронной технике, базовой продукции обрабатывающей промышленности, транспортных средств, текстиля и т.д.
Современная история уже знает примеры, когда Германия успешно преодолевала экономические трудности. Неудачными годами для экономики ФРГ во второй половине XX в. считаются 1975 и 1993 г., когда фиксировался спад производства. Но в последнем случае явно сказались издержки объединения Германии. После этих спадов вновь начинался рост. В XXI в. отмечался незначительный спад в 2003 г. и существенный на 5% ВВП в 2009 г. По итогам 2009 г.
Германия уступила Китаю мировое лидерство по объему экспорта.
Однако все эксперты сходятся в том, что международная конкурентоспособность германской экономики, и прежде всего ее базовых и наукоемких отраслей автомобилестроения, химической и биотехнической промышленности, в долгосрочной перспективе будет расти.
Самые высокие темпы роста в ближайшие десятилетия ожидаются в сфере услуг (логистика, страхование, информационные технологии, предпринимательские услуги, туризм и здравоохранение). Германские информационные и биотехнологии, а также технологии по использованию возобновляемых источников энергии и экологически чистые технологии по-прежнему будут занимать ведущие позиции в мире. Очевидно, что экономически активное население Германии, большая часть которого обладает высокой квалификацией, сумеет переориентироваться в новых экономических реалиях.
В 2010 г. правительство Германии ожидает рост ВВП в 1,2%. Выход страны из рецессии начался уже в конце 2009 г.

Общая информация

Официальное название : Федеративная Республика Германия.

Административное деление : 16 федеральных земель.

Язык : немецкий.

Валюта : евро.
Религия : католики 30,97% населения страны, лютеране 30,2%, мусульмане 4,26%, 31% атеисты, 3,57% - прочие.

Важнейшие аэропорты : главные аэропорты Германии находятся в городах Франкфурт-на-Майне, Берлин, Мюнхен, Дюссельдорф, Гамбург.

Цифры

Площадь : 357 021 км 2 .
Население : 82 060 000 чел. (2008 г).
Плотность населения : 229,8 чел./км 2 .
Экономически активное население : 43 570 000 чел.
Занятость населения по секторам : сельское хозяйство - 2,8%, промышленность - 33,4%, сфера услуг, туризм - 63,8%.
Урбанизация : 87% населения проживает в городах и на прилегающих к ним территориях.

Экономика

ВВП : в 2008 г., по предварительным данным 2809,6 млрд долл. (пятое место в мире).

ВВП на душу населения : в 2008 г. 35 552 долл. (по паритету покупательной способности, данные МВФ).

ВВП по секторам : сельское хозяйство - 1%; промышленность - 30%; сфера услуг - 69%.
Объем экспорта : 1,05 трлн долл. (2009 г.).

Дефицит государственного бюджета : 3,2% ВВП (2009 г.).

Промышленность, наиболее конкурентоспособные отрасли : автомобилестроение; электротехническая промышленность; общее машиностроение (производство станков, различных приборов); транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение); химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность; точная механика и оптика; черная металлургия; авиационная и космическая промышленность; производство информационной и коммуникационной техники.
Сельское хозяйство : проведенная в 1947-1949 гг. земельная реформа передала основную часть земель юнкерских хозяйств в руки средних и мелких собственников. Современное сельское хозяйство Германии базируется на мелком фермерстве. 70% товарной продукции дает животноводство; Германия производит 1/5 общего производства зерна Евросоюза; виноградарство более развито, чем плодоводство и овощеводство. При этом используются самые современные технологии.

Главные промышленные зоны

Рейн-Рур (Кёльн, Эссен, Дуйсбург, Дортмунд, Дюссельдорф);
Рейн-Майн (Франкфурт-на-Майне);

Рейн-Некар (Мангейм, Людвигсхафен, Штутгарт);
Берлин, Гамбург, Саксония (Лейпциг, Дрезден, Гемниц);
Мюнхен .

Любопытные факты

■ В период нацистского правления в Германии конкуренция и предпринимательская активность подавлялись государством. Для финансирования военных расходов печаталось столько денег, что к концу Второй мировой войны инфляция в Германии составила 600% от довоенного уровня.
■ Объем помощи Германии за время действия плана Маршалла (1948-1951 гг.) составил около 1,6 млрд долл (примерно 10 млрд долл. по современному курсу). При этом отдача с каждого вложенного доллара получилась от 10до20 долл.
■ За период 60-х годов XX в. Германия увеличила расходы на науку и конструкторские разработки более чем а пять раз. За тот же период благодаря внедрению новых достижений производительность труда возросла на 60%.
■ Англия отказалась принять в качестве репарации завод «Фольксваген», полагая, что это оборудование уже безнадежно устарело. Однако в 1950 г. завод стал выпускать автомобиль «жук», который выдержал конкуренцию на всех рынках мира. До сих пор «жуки» бегают по свету, а дорогой современный репликар (воспроизведение старой модели с современной «начинкой») пользуется неплохим спросом.
■ В современной Германии средний и мелкий бизнес обеспечивает основную часть занятости - до 70% рабочих мест, около 45% налогов с оборота, около 30% немецкого экспорта, до 46% валовых инвестиций и 57% ВВП.

Территория Германии

Страна в центре Европы обшей площадью 357 тыс. кв. км. На севере омывается Балтийским и Северным морями.

Население Германии

82,6 млн человек (2007 г.). Естественный прирост 0,053% (2008 г.). Городское население — 74%. Более 90% населения — немцы, значительную долю составляют лужицкие сербы (национальное меньшинство — около 100 тыс. человек). Остальные — турки, греки, сербы. Значительная частьтурков обосновалась в Германии еще в 1960-е годы, в период так называемого немецкого экономического чуда. Большая турецкая диаспора живет в Берлине, в районе Кройцберг. Ожидаемая продолжительность жизни весьма высока — 79,26 года (мужчины — 76,26 года, женщины — 84,42 года) (на 2009 г.).

Государственное устройство Германии

Федеративная республика. Главой является федеральный президент, исполняющий в основном представительские функции и избираемый федеральным собранием сроком на пять лет. Исполнительная власть принадлежит федеральному канцлеру. В состав федерального правительства входят федеральные министры, выдвигаемые на должность канцлером и утверждаемые президентом.

Административно-территориальное деление Германии

Германия состоит из 16 федеральных земель: 5 новых и 11 старых. Каждая федеральная земля имеет свое законодательство. Столица — Берлин, другие крупные города — Гамбург, Мюнхен, Кельн.

Объем ВВП, темпы экономического роста и другие статистические показатели

Показатель

Темпы прироста. %

Численность населения, млн человек

Прирост населения

ВВП, млрд долл. США (по обменному курсу)

Рост реального ВВП (с учетом инфляции)

ВВП. млрд долл. США (по паритету покупательной способности)

Рост внутреннего спроса

ВВП на душу населения, долл. США (по рыночному обменному курсу)

Темпы инфляции

ВВП на душу населения, долл. США (по паритету покупательной способности)

Дефицит текущего баланса. % ВВП

Средний обменный курс, евро/долл. США

Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ), % ВВП

* Подсчеты Economist Intelligence Unit. **Фактическое.

Экономика Германии является крупнейшей в Евросоюзе и одной из наиболее масштабных в мире. Германия — одна из стран — основателей Европейского экономического сообщества (ЕЭС, 1957 г.). С 1999 г. вступила в зону евро.

Налогово-бюджетная сфера Германии

В стране существует трехуровневая бюджетная система. В компетенции федерации находятся оборона, внешнеэкономические связи, содержание вузов и проч. В сферу ответственности федеральных земель входит содержание органов внутренних дел, здравоохранение, образование, региональные программы. Местные бюджеты хронически дефицитны и зависят от земельных бюджетов. Налогообложение также базируется на трехуровневой системе федерации. Подоходный налог прогрессивный (от 19 до 45%). НДС 1 января 2007 г. был повышен с 16 до 19%.

Доходы бюджета в 2008 г. составили 1,614 трлн долл., расходы — 1,579 трлн долл.

Государственный долг в 2008 г. — 62,6% ВВП.

Отраслевая структура экономики Германии

Структура ВВП в 2008 г.:

  • сельское хозяйство — 0,9%;
  • промышленность — 30,1 %;
  • услуги — 69%.

Для экономики Германии характерна гораздо большая доля промышленности в ВВП по сравнению со многими развитыми странами мира. И это не случайно. Специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной (в первую очередь машиностроительной) продукции.

Развитие сферы услуг Германии несколько отстает от уровня других развитых стран. В Германии в этой сфере создано и меньшее количество рабочих мест. В мировом хозяйстве Германия специализируется на банковских и финансовых услугах, туризме. Германия располагает весьма высокоразвитой инфраструктурой: отличной сетью автомобильных и железных дорог, одними из крупнейших в Европе и мире воздушными гаванями (Франкфурт, Дюссельдорф, Мюнхен) и морскими портами (Гамбург, Бремен). В сфере транспорта применяются самые передовые технологии (к примеру, скоростные поезда собственного производства (Inter City Express).

В развитии сельского хозяйства Германии в период после Второй мировой войны был осуществлен переход к индустриальным методам производства, вследствие чего произошло повышение интенсивности и концентрации производства и капитала, формирование агропромышленного комплекса. Эта отрасль обеспечивает высокий уровень среднедушевого потребления продовольствия при относительно низкой доле затрат на него в структуре расходов населения. В отраслевой структуре сельского хозяйства животноводство преобладает над растениеводством. С начала 1980-х годов в сельском хозяйстве усиливается действие интенсивных факторов, что отражает переход экономики на ресурсосберегающие рельсы технического прогресса. В последние десятилетия в развитии сельского хозяйства Германии отмечается ускоренное вытеснение мелкого производителя.

Добывающая промышленность. В стране отсутствуют значительные минеральные ресурсы, кроме угля и калийных солей. Добыча угля ведется в каменноугольном Рурском и Саарском бассейне (42 млн г в год) и буроугольных Кельнском и Силезском бассейнах (165 млн т в год). Однако она нерентабельная, поддерживается за счет государственного бюджета. Добыча нефти ничтожна, газовая промышленность обеспечена отечественным сырьем на 30%. Добыча калийных солей ведется в Нижней Саксонии и Гессене.

На сегодняшний день именно обрабатывающая промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями немецкой промышленности являются:

  • автомобилестроение;
  • транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение);
  • общее машиностроение (производство станков, различных приборов);
  • электротехническая промышленность;
  • точная механика и оптика;
  • химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность;
  • черная металлургия.

Все более заметное влияние на развитие промышленности оказывают новые отрасли. Промышленность восточных земель Германии претерпела существенную структурную перестройку из-за того, что прежние ее отрасли, изначально ориентированные на Россию и страны Центральной и Восточной Европы (химическая, текстильная промышленность, металлургия, вагоностроение и судостроение), пришлось ликвидировать, поставив в центр развития строительную индустрию, пищевкусовую промышленность, точную механику и оптику.

Основой экономики Германии является машиностроение. Оно довольно разнообразно. В последние годы на долю Германии на мировом рынке приходилось около 40% полиграфического оборудования, 33% двигателей различного назначения, 31% оборудования для переработки пластмасс, 30% станков, 28% металлургического оборудования, 28% машин для текстильной промышленности, 22% турбин. Больше всего (почти 1 млн человек) занято в традиционно «самой немецкой» индустрии — электротехнической. По уровню электротехники, по ее разнообразию и качеству Германия занимает ведущее положение в мире: на мировом рынке у страны примерно такая же доля, как у США — 20-25%". Германия вот уже несколько веков остается первым в мире производителем и экспортером печатных машин. По объему книгопечатания (как и по торговле книгами) Германия уступает только США. Немцы сохранили авторитет еще в одной традиционной отрасли — оптико-механической. Она возникла в маленьком городке Йена, где в 1846 г. Карлом Цейсом была основана небольшая мастерская по изготовлению оптических приборов. Благодаря сотрудничеству с местным университетом мастерская выросла и стала известнейшим в мире оптико-механическим предприятием.

Немецкая автомобильная промышленность — еще одна гордость немцев. Германия уже многие годы уверенно входит в тройку ведущих автомобильных держав планеты, уступая по объемам производства только США и Японии. И даже, несмотря на то, что в последнее время к ней вплотную приблизился Китай, роль ее в мировом автомобилестроении остается весьма значительной. Лидерами немецкого автомобилестроения являются Volkswagen, Daimler- Chrysler и BMW.

Крупнейшие ТНК, малые и средние предприятия Германии

ТНК Германии занимают достойное место в списке Fortune Global 500. К тому же в этом списке их 37, что меньше, чем французских (38), но больше, чем компаний Великобритании — 33, Италии — 10, Нидерландов — 14. Более подробную картину даст таблица, представленная ниже.

Хотя малые и средние предприятия играют заметную роль в европейской экономике, в Германии они несколько менее развиты. Их число в расчете на 1 тыс. человек населения составляет 37, в то время как в среднем по ЕС — 45. Доля малых и средних предприятий в ВВП страны составляет около 50% (в среднем по ЕС — 63-67%).

Для Германии особенно важны крупные предприятия. Они сосредоточены в автомобилестроении, страховом бизнесе, розничной торговле, телекоммуникациях.

Крупнейшие компании Германии, вошедшие в список Fortune Global 500 в 2007 г.

Особенности экономической политики и основные экономические проблемы Германии

Германская модель у большинства специалистов ассоциируется с «социальным рыночным хозяйством» — системой, возникшей после проведения ряда реформ под руководством Л. Эрхарда. Суть этого хозяйственного порядка определялась ее создателями как соединение свободного конкурентного рынка с социальной справедливостью.

Германская модель уже пережила несколько серьезных модификаций. Первая относилась к концу 60-х — началу 70-х годов XX в., вторая совпала с началом неолиберального реформирования в Европе в 80-е годы. Сейчас мы также являемся свидетелями новой волны реформирования, которая может стать более масштабной и радикальной, чем две предыдущие.

Будучи в свое время «локомотивом Европы», немецкая экономика сейчас уступает многим странам не только по темпам роста, но и по уровню развития. В последние несколько лет по производству ВВП надушу населения ее обогнали Великобритания, Франция, Австрия. Вмсстс с тем в 1970 г. австрийский уровень достигал лишь 59% от западногерманского. Обогнали Германию также и Нидерланды, и Ирландия (в последнем случае разрыв в 70-80-х годах был еще больше, в пользу ФРГ).

В настоящее время для Германии характерны:

  • медленный экономический рост;
  • высокая безработица, выше, чем в среднем по еврозоне. Она носит не конъюнктурный, а в основном структурный характер. Такая безработица даже в условиях подъема снижается несущественно. В общем составе безработных в Германии очень высока доля длительно безработных (свыше года). Подоле таких безработных в общем их количестве Германия вместе с Италией, Грецией, Бельгией занимает самые неблагоприятные позиции в Европе. Феномен длительной безработицы особенно опасен, гак как обычно за это время теряются даже те немногие профессиональные навыки, которыми люди обладали ранее;
  • высокие издержки на труд, высокая стоимость рабочего места. Поэтому крупные компании Германии (а в последнее время также и средние) постоянно выводят рабочие места за границу. «Сименс» за несколько последних лет сократил 20 тыс. рабочих мест, перенося их в Китай и Корею. Крупнейший в Германии производитель очков фирма «Родсншток» сократила 500 мест в г. Реген, где рабочее место стоит 40 тыс. евро в год, и перенесла их в Чехию, где оно стоит 9 тыс. евро. Чистый отток капитала стал хроническим, а инвестиционная активность в стране низкая;
  • недостаточно гибкий рынок труда. Гак, при увольнении работника в Германии, по подсчетам Всемирного банка и МФК, в 2006 г. ему нужно было оплатить 66,7 недель рабочего времени. Во Франции соответствующий показатель лишь 31,9 недель, в Швеции — 24 недели, в Финляндии — также 24 недели, в Ирландии — 52,1 недели. Немцы работают гораздо меньше, чем в других европейских странах. Поданным ОЭСР, немец в год работает лишь 1446 часов, что гораздо ниже, чем в среднем и по ОЭСР, и по зоне евро.

Профсоюзы Германии весьма хорошо развиты. Но это не всегда оказывает благоприятное влияние на экономику. Чем сильнее эти союзы интересов (т. е. профсоюзы и союзы работодателей), тем менее они заинтересованы в реформах, справедливо опасаясь снижения степени своего влияния. В результате на рынке труда поддерживается такой порядок, который в определенной степени отвечает интересам членов союзов, в очень большой степени — интересам их функционеров, но не содействует эффективной занятости.

Бюрократия и в целом неэффективная работа государственного аппарата также не способствуют экономическому развитию Германии. По различным оценкам, из-за избыточного бюрократического давления (только на федеральном уровне экономическую жизнь страны регулируют 2100 законов и около 100 тыс. подзаконных актов) ежегодно экономика страны теряет от 46 до 80 млрд евро 2 .

По условиям для предпринимательства Германии, по мнению Всемирного банка и МФК, находится на среднем уровне ЕС и занимает 19-е место в мире. Это, безусловно, лучше, чем положение Франции и тем более Италии, однако гораздо хуже, чем положение в этом рейтинге таких стран, как Финляндия, Швеция, Ирландия, Великобритания, Дания.

Вместе с тем в Германии можно отметить и ряд позитивных факторов, способствующих развитию предпринимательства: государственные программы содействия, возможности финансирования с помощью заемного капитала, развитую систему венчурных компаний, наличие хорошей инфраструктуры.

Одной из серьезнейших проблем экономики Германии является проблема восточных земель (территории бывшей ГДР). Несмотря на то что за последние 15 лет в развитие экономики Восточной Германии были вложены колоссальные суммы, они остаются депрессивными и абсолютно непривлекательными регионами страны. Уровень безработицы там в два раза выше, чем средние показатели по стране. Поэтому население Восточной Германии уменьшается весьма высокими темпами. За 15 лет оно сократилось на 11%, или 1,7 млн человек.

Еще одна важная социально-экономическая проблема Германии — старение населения. Так, если доля лиц 65 лет и старше в обшей численности населения Германии в 1995 г. составляла 15%, к 2004 г. она достигла 18%. Это связано с низкой рождаемостью и увеличением продолжительности жизни в Германии. В дальнейшем доля лиц пожилого возраста будет продолжать повышаться.

Наконец, в Германии в последние годы настолько медленно росла производительность труда, что ее уровень на фоне среднего уровня Евросоюза несколько снизился.

Так, если в 1995 г. почасовую выработку в Евросоюзе взять за 100%, то в Германии производительность труда составила 104%. В 2005 г. она снизилась до 103,1%.

Внешнеэкономические связи Германии

Объем экспорта в 2007 г. составил 1,53 трлн долл., объем импорта — 1,20 трлн долл.

Основные экспортные статьи: готовые изделия — 86%, продовольствие — 5%, полуфабрикаты — 4%, сырье — 0,7%.

Основные импортные статьи: готовые изделия — 71%, продовольствие — 9%, полуфабрикаты — 9%, сырье — 4%.

Страны — импортеры продукции из Германии: Франция — 9,7%, США — 7,5%, Великобритания — 7,3%, Италия — 6,7% (2007 г.).

Страны — экспортеры продукции в Германию: Нидерланды — 12%, Франция — 8,6%, Бельгия — 7,8%, Китай — 6,2% (2007 г.).