Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Кто освобожден от уплаты взносов на капитальный ремонт. Каким категориям граждан положена компенсация за капитальный ремонт

С 2016 года в законодательных актах, касающихся выплат на капитальный ремонт зданий, произошли изменения. Некоторых граждан освободили от этого вида солидарных взносов. Однако льготы на капитальный ремонт распространяются не на все социально незащищенные категории.

Давайте разберемся, кто может воспользоваться скидками на этот вид платежа в 2019 году.

Законодательная база

Обязанность вносить взнос в общий фонд, аккумулирующий средства для капремонта, закреплена в статье 169 Жилищного кодекса РФ.

Ст. 169 жилищного кодекса, п.1:

«1. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.»

Кому положены скидки на счета за капремонт


Нужно заметить, что новый вид платежек получают не все граждане. Для начала строение, в котором находятся их квартиры, должны включить в план капитального ремонта.

Только спустя восемь месяцев с даты принятия такого решения, придет первый счет.

Вопрос рассматривается региональными властями. На их официальных сайтах публикуются списки домов с адресами, которые планируется ремонтировать.

Компенсации по соответствующим платежам устанавливаются на двух уровнях федеральном и местном. Так, первые льготы были предоставлены таким категориям граждан:

  • ветераны Великой Отечественной войны;
  • инвалиды 1-й и 2-й групп;
  • семьи, заботящиеся о детях-инвалидах;
  • воины-интернационалисты;
  • ликвидаторы аварий на атомных электростанциях («чернобыльцы»).

К группе ветеранов ВОВ относятся все лица, участвовавшие в защите Родины от захватчика. А именно:

  • на полях сражений;
  • в составе отрядов самообороны;
  • участники партизанского движения;
  • узники концлагерей;
  • работники тыла;
  • офицеры и бойцы НКВД и МГБ;
  • граждане, пережившие блокаду Ленинграда;
  • вдовы ветеранов ВОВ;
  • военнослужащие частей, не принимавших непосредственного участия в войне, но служившие в это время;
  • герои Соцтруда, герои труда РФ, кавалеры орденов Трудовой Славы;
  • дети-сироты.

К группе воинов-интернационалистов относят военных:

  • принимавших участие в боевых действиях в горячих точках;
  • служивших в частях, находящихся в зоне войны;
  • обслуживающий персонал указанных воинских формирований.
Статус необходимо подтвердить соответствующим документом.

Расширение списка льготников

В 2015 году в указанную статью ЖК РФ были внесены изменения.

Законодатель предложил регионам включить в список льготников людей пожилого возраста, отпраздновавших 70-летний юбилей. Это не обязывающее правило, а разрешающее.

Устанавливать ли скидки старикам, решает местное правительство. В принципе, почти все люди такого возраста попадают в одну из льготных категорий.

О конкретных участниках льготной программы следует узнавать в местном отделении социальной защиты. У работников органа есть соответствующие постановления правительства.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Региональные списки льготников

Субъекты федерации составляют свои списки граждан, которым положены компенсации. Их решения продиктованы:

  • количеством социально незащищенных граждан в той или иной группе;
  • уровнем их доходов;
  • вкладом людей в развитие региона;
  • возможностями бюджета.

Так, почти везде на преференции могут рассчитывать:

  • ветераны труда;
  • многодетные семьи;
  • сельские педагоги и другие бюджетники;
  • жертвы политических репрессий и другие.
Списки категорий граждан, пользующихся скидками, довольно объемны. Необходимо обязательно справляться в местной администрации, ориентируясь на приведенные ниже примеры.

Москва и Санкт-Петербург

  1. Дополнительно преференции столицы назначили пожилым гражданам. Так, если возраст человека находится в промежутке от 70 до 80 лет, он оплачивает половину счета, старше - ему за капремонт платежей не начисляют.
  2. Отдельно в список попали участники обороны Москвы и Ленинграда, а также почетные доноры СССР и РФ.
  3. C 2015 года по решению мера Москвы список льготников был дополнен следующей категорией граждан
  • инвалиды;
  • многодетные семьи (более 3-х детей);
  • семьи с детьми-инвалидами до 18 лет;
  • лица, имеющие знаки «Почетный донор СССР», «Почетный донор России», «Почетный донор Москвы»;
  • лица, награжденные медалью «За оборону Москвы».

Республика Крым

В новом российском регионе в 2017 году тоже установили преференции гражданам.

  • пенсионеры милиции, уволившиеся по выслуге лет;
  • люди, оказывающие материальную помощь Советской армии в период ВОВ;
  • ветераны воинской, налоговой, пожарной и некоторых других специальных служб.
Скидка предоставляется на социальную норму, а не всю площадь.

Размер преференций

Уже указано довольно много людей, имеющих право на скидку по платежу за капремонт. Большая часть из них оплачивает всего половину. Остальное компания, осуществляющая сбор средств, получает из бюджета соответствующего уровня.

Но есть граждане, за которых полностью рассчитывается государство.

К ним относятся:

  • инвалиды ВОВ;
  • люди, перешагнувшие 80-летний юбилей.

Многодетным семьям скидку устанавливают регионы. Как правило, она не превышает 30% от полного счета.

Преференция не всегда распространяется на всех членов семьи. Как правило, ее пользуется лишь сам льготник.

Оформляем скидку правильно


Чтобы воспользоваться своими правами в 2019 году, нужно обратиться в местное отделение социального обеспечения. В мегаполисах - в многофункциональный центр.

Специалисту придется предоставлять документы.

Вот их приблизительный перечень:

  • паспорт (все удостоверения личности членов семейства, включая детей, для многодетных);
  • льготное удостоверение;
  • справки об отсутствии долга по коммунальным платежам;
  • квитанцию об оплате последнего счета за капремонт;
  • документы на владение квартирой;
  • справка о составе семьи, в которой должна быть указана общая площадь помещения.

На приеме у специалиста нужно будет заполнить заявление. Сделать это можно и дома. Найти бланк можно на сайте соответствующего органа и распечатать его.

За назначением льготы можно обратиться онлайн либо отправить своего представителя. Этот человек обязан будет предъявить нотариально заверенную доверенность.

Алгоритм действий

Необходимо помнить, что льготы на капремонт - это не обычная субсидия. К их оформлению нужен особый подход. Действовать следует так:

  1. Проверить, включено ли здание в программу капитального ремонта.
  2. Посмотреть, все ли счета по коммунальным платежам погашены. Если есть задолженность, то ее следует срочно оплатить.
  3. Дождаться первой квитанции на капремонт. Ее нужно оплатить полностью.
  4. Собрать документы и их копии.
  5. Отнести все бумаги в соответствующее учреждение и написать там заявление.

Госорганам на рассмотрение обращения дается всего десять дней. О своем решении они оповещают заявителя письменно. Если все предоставленные бумаги правильны, то скидки назначат. Они начнут действовать с первого числа месяца, следующего за датой подачи заявления.

Льготы не положены должникам по коммунальным платежам. Им сразу отказывают.

Результат обращения: что получим


Немаловажный момент в рассматриваемом вопросе - сколько в деньгах составит скидка. Она распространяется на лицо, которому положены преференции.

А это означает, что платеж за капремонт поделят на членов семьи или соотнесут с нормами площади.

Скидку учтут только для правообладателя преференций.

  1. Так, если человек живет один, то льгота исчисляется из 33 кв. м площади квартиры. Остальные метры оплачиваются в полном объеме. Для двоих граждан в расчет берется 42 кв. м. Если жителей больше, на каждого прибавляют еще 18 кв. м. Это называется: расчет социальной нормы. Большие площади придется оплачивать без поддержки государства.
  2. Для квартир, находящихся в долевой собственности, тоже есть нюансы. Госорган учтет преференцию только на площадь, принадлежащую льготнику.
  3. Преференции от государства действуют только на обязательные платежи за капремонт. Если жильцы решили скидываться сверх нормы, то придется оплачивать полностью.
  4. В случае когда домохозяйство является прибыльным, жильцы могут оплатить счета из доходов. Для этого необходимо проголосовать за данный вопрос на общем собрании.
Выше указаны общие правила, касающиеся платежей за капительный ремонт. Они могут значительно меняться в регионах.

Пример расчета

Допустим, в квартире, общей площадью 60 кв. м, проживает многодетная семья. В ее состав входят родители и трое малолетних деток.

  1. Социальная норма на площадь определяется так: 5 чел. х 18 кв. м = 90 кв. м
  2. Эта категория получает скидку в 30%.
  3. Она в рублевом эквиваленте определяется так: 60 кв. м х цену за метр х 30%.
  4. Для столицы единица взноса за квадратный метр равняется 7,5 р. (показатель 2015 года).
  5. Преференция семейства составит: 60 кв. м х 7,5 р. х 30% = 135 р.
  6. Платеж в месяц: 60 кв. м х 7,5 р. - 135 р. = 315 р.

Пример подсчета для квартир с долевой собственностью

Допустим, жильем владеют дедушка, возрастом старше 80 лет, и внук - инвалид 1-й группы. Каждый из них имеет право на скидку. Площадь квартиры - 54 кв. м.

  1. Определяем доли владельцев: 54 кв. м / 2 = 27 кв. м.
  2. Норма на одного человека - 33 кв. м.
  3. Дедушка освобождается от уплаты взноса.
  4. Внук инвалид имеет преференцию 50%.
  5. Для Москвы его платеж составит: 27 кв. м х 7,5 р. х 50% = 101,25 р.
  6. Всего семья будет оплачивать 101,22 р. в месяц.

В приведенных примерах важны такие показатели:

  • взнос за один квадратный метр;
  • процент скидки;
  • социальная норма площади.
Каждый гражданин может обратиться в госорган с тем, чтобы его право на скидку было учтено. Если в квартире живет несколько льготников, то всем предоставят преференции.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Посвященного социальной защите лиц с ограниченными возможностями.

Напомним, что относится к капремонту :

  • ремонтные работы на кровлях и несущих конструкциях;
  • ремонт фасадов, восстановление и обновление инженерных систем;
  • восстановление подвалов, фундаментов;
  • замена лифтов.

Как видно, речь идет не о прихоти государства, а о безопасности и комфорте проживания самих же граждан.

Ранее участие в капитальном ремонте многоквартирного дома действительно было делом добровольным.

Но в 2013 году вступили в силу изменения в законодательстве , предписывающие платить за восстановление и поддержание жилища на должном уровне уже самим собственникам квартир.

Правительство поначалу — до нынешнего года — не предусматривало штрафов для неплательщиков. Однако с января 2016 года, помимо всей задолженности, с собственника будет взиматься еще и пеня исходя из количества дней просрочки.

Дом, который был признан аварийным, должен быть исключен из списка зданий, на которые идет сбор.

Какие категории граждан могут не платить?

Следует сразу оговориться — бесплатного ничего не бывает вообще, а уж что касается недвижимости — так тем более. Если кто-то из граждан за что-то не платит , за него это осуществляет государственная казна.

Новое законодательство вовсе не говорит, что кто-то имеет право не платить — нет, от уплаты даже льготники не освобождаются , другое дело, что они получают от государства компенсацию за понесенные ими по этой статье расходы.

Насколько большую — зависит уже от того, в какую категорию они входят. Как вернуть деньги, читайте в этой .

Итак, кто не платит за капитальный ремонт многоквартирного дома? Есть люди, полностью освобожденные от «повинности».

Есть граждане, имеющие право на частичную компенсацию (до 50 процентов)

  • лица с 1 и 2 групп;
  • одинокие пенсионеры (или семья пенсионеров) возрастом от 70 лет;
  • дети-инвалиды;
  • граждане, на попечении которых есть дети-инвалиды.

Они платят лишь половину того норматива, который установлен в конкретном регионе, остальное оплачивает государство.

Что нужно сделать, чтобы получить льготу?

  • статус хозяина квартиры;
  • размер платежей ЖКХ;
  • уровень дохода;
  • размер жилья;
  • сколько в сумме семья тратит на жилье.

Любой плательщик может сделать запрос и получить на него исчерпывающий ответ, в том числе и «могу ли я законно не платить за капитальный ремонт» или «имею ли я право не платить за капремонт». О том, что говорит об этом законодательство, читайте .

Куда обратиться? Те, кто не должен платить за капитальный ремонт многоквартирного дома, для получения льготы должны :

Какие документы будут нужны :

  • общегражданское удостоверение личности;
  • документ, подтверждающий статус льготника;
  • квитанция за капремонт;
  • справка о доходах (кроме неработающих граждан);
  • выписка из домовой книги;
  • правоустанавливающие документы на жилище;
  • лицевой счет;
  • заявление на субсидию.

Заявить свои права на субсидию можно собственной персоной , а можно и через доверенное лицо. Тогда у последнего, помимо всех прочих бумаг, должна быть нотариально заверенная доверенность.

Что будет, если просто перестать платить?

Не вносить деньги за капитальный ремонт, как становится ясно, нельзя. Людей, которые думают, что «и так сойдет», немало.

По данным официальной статистики, почти 11 процентов граждан вообще игнорируют этот пункт . По разным соображениям.

Кто-то считает, что это «неоправданная нагрузка», кто -то вообще не верит, что деньги дойдут до адресата — мол, их разворуют еще на подходе.

Но так могут рассуждать лишь те, кто абсолютно не в курсе, как проходит сбор. Ведь региональный оператор предоставляет списки с реестрами, где можно будет отследить судьбу именно того дома, где вы живете .

Если же вернуться вопросу к «что будет, если»… Ничего хорошего — в том числе и льготникам.

Если они не будут платить коммунальные платежи в течение хотя бы двух месяцев , это будет означать приостановку для них субсидии и выделение срока, в течение которого они обязуются погасить накопившийся долг. Заплатят — можно будет продолжать разговор о компенсациях.

Недовольство высказывают и жители новостроек. Мол, ремонт их обиталищу понадобится в крайнем случае лет через двадцать, а то и двадцать пять, как законно не платить за капремонт многоквартирных домов им?

Закон об освобождении от уплаты за капитальный ремонт пока никак не очерчивает их положение. Единственное, что сказано в Жилищном кодексе — это ст.170 — проведение капремонта не должно назначаться позднее пяти лет после того, как дом был включен в региональную программу .

То есть опять-таки — убежать от оплаты невозможно. Как вариант, если совсем уж невмоготу от такой «дани» — восстановительные работы за счет денег, полученных в результате аренды нежилых помещений в здании .

Таким образом, ремонт будет осуществлен полностью за счет тех, кто живет в доме. Вопрос решается на собрании собственников жилья.

Если же собственник проигнорирует этот пункт, то сперва ему придет уведомление о необходимости оплатить (заказное письмо с уведомлением под подпись).

Если не образумится — разбирательство в суде и итог в виде необходимости оплатить не только всю сумму долга, но и пеню (установленный размер — 1/300 ставки Центробанка РФ, это ст.75 НК РФ), а также судебные издержки.

Таким образом, расходы на капитальный ремонт — не добровольная акция, а необходимость для каждого собственника.

Лучше не пытаться игнорировать эту статью расходов — ведь в конечном итоге каждый жилец оплачивает свой комфорт и безопасность, а не якобы капризы государства.

Материал подготовлен С.Л. Филимоновым,

генеральным директором 000 «Юридическая фирма "Центр правовой поддержки ЖСК, ТСЖ, ГСК, ЖКХ"»


В декабре 2001 г. Тюменский областной суд признал п. 1 ст. 17 Закона Тюменской области от 05.07.2000 № 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" (в ред. от 06.10.2000 № 212, от 31.10.01 № 434) противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия по гражданским делам Верхов ного Суда РФ оставила решение Тюменского областного суда от 28 декабря 2001 г. без изменения, кассационную жалобу Тюменской областной Думы - без удовлетворения.

При вынесении решения суд руководствовался ст. 13 ГК РФ, которой предусмотрено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Суды общей юрисдикции принимают и рассматривают жалобы граждан и протесты прокурора о несоответствии нормативных актов закону на основании Закона РФ от 27.04.93 № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с изм. от 14.12.95).

Оспариваемый нормативный акт, по мнению суда, ограничил гражданские права граждан, а также незаконно возложил на них дополнительные обязанности, создал препятствия осуществлению гражданами своих пpaв и свобод, что противоречит требованиям Конституции РФ и ГК РФ. В силу части 3 ст. 55 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 ГК РФ ограничение гражданских прав допустимо лишь на основании Федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Основанием для принятия судом решения о призна нии ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления, недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (п. 6 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.96 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Пункт 1 ст. 17 Закона Тюменской области № 197 пре дусматривает норму, что "в случае временного, на срок более одного месяца, отсутствия гражданина в жилом помещении, в котором он постоянно или преимущественно проживает, оплата коммунальных услуг (кроме отопления) за соответствующий период не производится. При этом отсутствие гражданина в жилом помещении должно быть подтверждено свидетельством о его регистрации по месту пребывания либо другими документами, подтверждающими время отсутствия".

Первая часть данной нормы, в общем, соответству ет действующему законодательству - подп. "д" п. 9 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 21.09.85 № 415, который предусматривает, что "в случае отсутствия отдельных жильцов свыше одного месяца оплата за коммунальные услуги за время их отсутствия не взимается. От оплаты за телефон и отопление отсутствующие лица не освобождаются".

Следует заметить, что основания, дающие право гражданину производить оплату фактически предоставленных услуг (товара), также предусмотрены в ст. 37 Закона РФ "О защите прав потребителей" (с изм. от 17.12.99, 30.12.01): "потребитель обязан оплатить выполненную* исполнителем в полном объеме работу (оказанную услугу) после ее принятия потребителем", и ст. 544 ГК РФ: "оплата энергии производится за фактически принятое* абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон". В случае временного отсутствия граждан они, конечно, не потребляют коммунальные (за исключением отопления) услуги и соответственно не обязаны их оплачивать.

Однако вторая часть оспоренной нормы изложена в императивной (обязательной к исполнению) форме и возлагает на граждан обязанность по подтверждению факта временного отсутствия: "должно быть подтверждено". Суд решил, что с принятием Тюменской областной Думой данной нормы на граждан незаконно возложены обязанности, а это нарушает их права и свободы.

Оспоренная норма, по мнению Тюменской областной Думы, была направлена на реализацию подп. "д" п. 9 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР.

Аналогичный механизм реализации прав граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг при временном отсутствии предусмотрен и в других субъектах Федерации. Например, распоряжение премьера правительства Москвы от 25.12.95 № 1260-РП "О расчетах за жилищно-коммунальные услуги при временном отсутствии граждан по месту жительства" предусматривает, что "платежи за жилищные услуги (оплата жилья, плата за наем, плата за услуги технического обслуживания) предъявляются гражданам, являющимся нанимателями или собственниками жилья, и оплачиваются ими исходя из положений действующих законодательных и нормативных актов вне зависимости от факта проживания в квартире, занимаемой по договору найма или находящейся в собственности гражданина.

Такие коммунальные услуги, как водопровод и ка нализация, горячая вода (подогрев воды), газ, вывоз мусора, оплачиваются гражданами по месту фактического проживания и пользования ими. При этом расчеты за коммунальные услуги ведутся непосредственно с нанимателем или собственником жилья с учетом имеющихся прав на льготы проживающих в квартире.

При временном отсутствии граждан по месту посто янного проживания (прописки) они освобождаются от обязанностей по оплате услуг за вывоз бытового мусора, газ, водопровод, канализацию, горячее водоснабжение (подогрев воды) за весь период отсутствия, но в пределах срока исковой давности (3 года) исходя из полного количества суток отсутствия гражданина, фактического количества дней подачи горячей воды (плановое отключение на 21 день не учитывается) и действующих в соответствующий период времени ставок при условии документального подтверждения факта и времени отсутствия.

Перерасчет по отоплению и жилищным услугам при временном отсутствии граждан по месту жительства не производится.

Основанием для проведения... перерасчета являет ся представление гражданином после возвращения документа, подтверждающего факт и время отсутствия:

- официальной справки организации или предприятия о командировке, справки из больницы, дома отдыха, санатория, дачного кооператива, поселкового Совета и т. п.;

- заявления плательщика в случае пребывания его в таком месте, откуда невозможно представить официальный документ, если оно подписано соседями по этажу (коммунальной квартире), с указанием, что лица, подписавшие его (не менее двух), сами в указанный период не выезжали.

Авансовое освобождение от платежей за вышена званные коммунальные услуги, т. е. неначисление* платы за них, допускается лишь в случае предоставления гражданами официального документа о призыве в армию, направлении на работу за пределы города, осуждении и т. п. В этом случае в документе, подтверждающем срок отсутствия по месту жительства, должны быть указаны даты убытия и возвращения. Если временно выезжают все проживающие в квартире (комнате в коммунальной квартире) граждане, выезжающими должно быть подано заявление о том, что в освобождающейся квартире (комнате) никто не будет проживать".

Текст приведенного в качестве примера распоряжения не содержит слов, которые бы устанавливали для граждан дополнительные обязательства.

Определение

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ рас смотрела в судебном заседании 19 марта 2002 г. кассационную жалобу Тюменской областной Думы на решение Тюменского областного суда от 28 декабря 2001 г., которым признан п. 1 ст. 17 Закона Тюменской области "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" от 05.07.2000 № 197, в ред. законов от 06.10.2000 № 212, от 31.10.01 № 434, противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу. Исследовав материалы дела, коллегия установила. Пунктом 1ст. 17 Закона Тюменской области "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области"от 05.07.2000 № 197, в ред. законов от 06.10.2000 №212 и от 31.10.01 № 434, предусмотрено, что "в случае временного, на срок более одного месяца, отсутствия гражданина в жилом помещении, в котором он постоянно или преимущественно проживает, оплата коммунальных услуг (кроме отопления) за соответствующий период не производится. При этом отсутствие гражданина в жилом помещении должно быть подтверждено свидетельством о его регистрации по месту пребывания либо другими документами, подтверждающими время отсутствия".

Прокурор Тюменской области обратился в суд с за явлением о признании данной правовой нормы противоречащей федеральному законодательству, не действующей и не подлежащей применению со дня вступления решения суда в законную силу. Заявление обосновано тем, что этот вопрос относится к гражданским правоотношениям, которые находятся в ведении Российской Федерации, и должен регулироваться в связи с этим либо договором между гражданами и обслуживающей организацией, либо федеральными законами, указами Президента России, постановлениями Правительства РФ, но не законами субъекта Российской Федерации. Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение. В кассационной жалобе Тюменская областная Дума просит отменить решение суда, считая, что Дума вправе была принять оспариваемую правовую норму. Эта норма относится к жилищному законодательству, которое находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, и что она повторяет положение, предусмотренное постановлением Правительства РФ от 21.09.85 № 415, в ред. постановления от 18.01.92 № 34. Права граждан оспариваемая норма не нарушает. Обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия не находит оснований для ее удовлетворения. Подпунктом "д" п. 9 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от21.09.85 №415, в ред. постановлений Правительства РФ от 18.01.92 №34 и от 23.07.93 № 726, установлено, что "в случае отсутствия отдельных жильцов свыше одного месяца оплата за коммунальные услуги за время их отсутствия не взимается. От оплаты за телефон и отопление отсутствующие лица не освобождаются". При сравнении этой федеральной правовой нормы и п. 1 ст. 17 Закона Тюменской области "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" от 05.07.2000 №197, вред, законов от 06.10.2000 № 212 и от 31.10.01 № 434, видно, что содержание оспариваемой нормы не соответствует содержанию федеральной правовой нормы. Более того, п. 1 ст. 17 названного Закона Тюменской области содержит указание на то, что "отсутствие гражданина в жилом помещении должно быть подтверждено свидетельством о его регистрации по месту пребывания либо другими документами, подтверждающими время отсутствия", которого нет в федеральной правовой норме. Это правило затрагивает вопрос доказательств, который регулируется гражданским процессуальным законодательством, находящимся в ведении Российской Федерации, и сужает средства доказывания. При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Руководствуясь ст. 304, 305, 311 ГПК РСФСР, коллегия определила оставить решение Тюменского областного суда от 28 декабря 2001 г. без изменения, кассационную жалобу Тюменской областной Думы без удовлетворения.

Относительно вопроса подведомственности спор ных правоотношений следует заметить, что Жилищный кодекс РСФСР от 24 июня 1983 г. в ст. 50 устанавливает, что "пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.

Типовой договор найма жилого помещения, прави ла пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории утверждаются Советом Министров РСФСР", т. е. спорные отношения относятся к жилищному законодательству.

Помимо ежемесячных платежей за потребленные ЖКУ и найм/обслуживание жилья, собственники квартир должны оплачивать взносы на капитальный ремонт своего дома, который необходим для поддержания дома в нормативном и безопасном для людей состоянии, восстановления изношенного оборудования, коммуникаций, конструктивных элементов.

Взнос на капремонт - закон

Обязанность нести затраты на свое жилье, возложена на собственника гражданским законодательством (ГК РФ), а обязанность регулярно оплачивать капитальный ремонт общих помещений в многоквартирных домах - еще и Жилищным кодексом (). Средства вносятся собственниками: за купленную или приватизированную квартиру - частными лицами, а за муниципальное жилье - местными властями (ОМСУ/муниципалитетами).

Затраты на капремонт обычно весьма высоки, поэтому средства на него аккумулируются в течение некоторого времени (от нескольких лет и дольше), накапливаясь на специальном счете МКД, или в фонде капремонта региона, определенного в соответствии с законами субъекта РФ. В первом случае платить необходимо в сроки, установленные для оплаты за жилье/ЖКУ (), либо в сроки, определенные собранием собственников МКД. Если же средства собираются у регионального оператора - то платят по платежкам этого оператора, согласно региональным нормам.

Как из любого правила имеются исключения, так и здесь есть свои особенности. В ряде случаев, собственникам жилья предоставляются льготы по платежам, либо в связи с техническим состоянием дома или правовым положением, сами взносы не уплачиваются.

Кто освобожден от уплаты за капремонт

Капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома производится за счет собственников. Соответственно, если квартира (жилое помещение) находится в муниципальной собственности и сдается по договору соцнайма, наниматель освобожден от платежей на капремонт (эти отчисления осуществляет муниципалитет).

Другие наниматели (арендаторы) квартир также не должны отчислять взносы, поскольку это обязанность собственника недвижимости.

Кроме того, Жилищный кодекс (п. 2 ст. 169) устанавливает, кто освобождается от уплаты капитального ремонта. Не делаются отчисления в случаях, когда:

  • дом является аварийным (признан им в порядке, определенном законодательством РФ) и подлежит сносу;
  • земля под строением (домом) изымается для государственных/муниципальных нужд, и все квартиры будут изыматься.

В указанных случаях ни о каком капитальном ремонте дома в будущем речи уже не идет, поэтому и платежи не производятся.

Категории льготников 2019

Законодательством предусмотрены не только случаи освобождения от взносов, но и предоставление льгот по ним для отдельных категорий граждан. С 2016 года в законодательство Российской Федерации внесены поправки, коснувшиеся списка льготников по платежам на капитальный ремонт (статьи 169 ЖК РФ, Закон № 181-ФЗ «О соцзащите инвалидов»). Также льготы предусмотрены ч. 21 ст. 169 ЖК РФ.

Льготы предоставляются:

  • Инвалидам. Инвалиды 1 и 2 групп, а также лица, имеющие на попечении детей-инвалидов и сами такие дети-инвалиды вносят только половину суммы, оставшуюся половину платит (компенсирует) государство.
  • Малообеспеченным гражданам. Такие граждане вправе оформить субсидию на оплату ЖКУ и взносов на капремонт, при условии, что платежи за жилье, ЖКУ и капремонт превышают определенную долю в их семейном доходе, установленную в каждом конкретном регионе РФ. То есть часть взносов будет вноситься соответствующими бюджетами (региональным, муниципальным) в виде субсидии, а часть, не покрытая субсидией, должна оплачиваться гражданами самостоятельно.
  • Ветеранам и участникам ВОВ, ветеранам труда, реабилитированным лицам, гражданам, подвергшимся радиационному облучению.
  • Многодетным семьям.
  • Одиноким собственникам жилья-пенсионерам, не работающим (при достижении ими 70 лет - половина взносов, после 80 лет - освобождаются от уплаты за капремонт полностью).
  • Семьям пенсионеров, имеющим свое жилье (с 70 лет - половина, а после 80 лет - на все 100%).

Важно: льготы за капремонт пенсионерам предоставляются, когда во исполнение федерального закона приняты местные нормативные акты, то есть местные законы, предусматривающие предоставление этих льгот данным лицам.

Кроме того, следует помнить, что сама льгота не отменяет обязанности оплачивать не покрытую ею часть взносов на капремонт жилья для всех категорий населения.

Кто еще и в каких случаях может не платить за ремонт

Компенсация за капремонт - кому положена и как получить

Поправки в ЖК РФ (принятые Законом № 399) предоставили льготникам федерального и регионального уровней право на компенсацию взносов на оплату капремонта. Такая компенсация может быть как полной, так и частичной, и предоставляется на заявительной основе.

К федеральным льготникам отнесены инвалиды (в том числе дети-инвалиды) и ветераны.

Для региональных льготников многое зависит от законов, принятых в каждом регионе (субъекте РФ). В основном, это граждане, достигшие 70-80 летнего возраста. Компенсацию взносов на капремонт в регионах обычно рассчитывают исходя из норматива площади (54 кв. метра на одинокого человека, 36 кв. метров на семейного), при условии, что гражданин прописан и будет проживать в жилом помещении, на которое предоставляется компенсация.

Важно помнить, что если гражданин соответствует сразу нескольким категориям льготников, он имеет право выбрать только одну, которая ему выгоднее. К тому же, если в собственности у гражданина имеется несколько квартир/жилых помещений, компенсируются взносы только на одно из них.

Что будет, если не платить

При неоплате взносов на капитальный ремонт, на сумму накопившейся задолженности начисляется пеня (1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ за каждый день просрочки). Это определено ст. 255 ЖК РФ.

При существенной просрочке платежа, организация –держатель счета на капремонт вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности. В таком случае удержания могут производиться по исполнительному листу (судебными приставами).

Важно помнить, что при наличии задолженности в два месяца, приостанавливается действие льгот для любой категории граждан (до момента ликвидации задолженности).

Взносы на капитальный ремонт входят в структуру платежей за жилье, отказаться от их уплаты по желанию гражданина нельзя. Поэтому, если имеется возможность подтвердить свою принадлежность к льготной категории, стоит воспользоваться этой мерой социальной поддержки, уменьшив таким образом нагрузку на бюджет семьи.


Новый год начинается с хороших новостей: до ухода на новогодние каникулы Президент РФ подписал закон об освобождении отдельных категорий граждан от уплаты взносов на капремонт. Соответствующие поправки вносятся в Жилищный кодекс РФ и ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Закон вступил в силу уже с 1 января 2016 года. Разберемся, что к чему.

На какие категории граждан рассчитан закон о льготах по капремонту:

  • одиноко проживающие и неработающие граждане в возрасте от 70 (80) лет;
  • граждане от 70 (80) лет, проживающие в составе семьи из неработающих пенсионеров;
  • инвалиды I и II групп;
  • дети-инвалиды;
  • родители детей-инвалидов.

Как будут рассчитывать льготу по взносам на капремонт?

Минимальный размер взноса на капремонт на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц по вашему региону умножается на нормативную площадь жилого помещения, используемую для расчета субсидий по региональному стандарту.

  • 50% — для одиноко проживающих неработающих пенсионеров в возрасте от 70 лет и граждан от 70 лет, проживающих в составе семьи из неработающих пенсионеров, инвалидов I и II групп, детей-инвалидов, родителей детей-инвалидов;
  • 100% — для одиноко проживающих неработающих пенсионеров в возрасте от 80 лет и граждан от 80 лет, проживающих в составе семьи из неработающих пенсионеров.

Например, в Вологодской области размер взноса на капремонт за 1 кв.м. площади составляет 6,60 рублей. Нормативная площадь на одиноко проживающих граждан — 33 кв.м. Итого 100% льгота составит 6,60 руб. * 33 кв.м. = 217,80 рублей в месяц, 50% льгота — 6,60 руб. * 33 кв.м. * 50% = 108,90 рублей в месяц.

Обратите внимание, что речи о полной отмене взносов на капремонт для льготников или возмещении 100% фактически уплаченных взносов не идет: льгота рассчитывается не от фактической площади вашей квартиры а от нормативной. Для получения льготы нужно будет оплачивать взносы на капремонт, а затем получать компенсацию по части уплаченных сумм.

Как можно будет получить льготу по уплате взносов за капремонт:

1) Власти вашего региона должны будут принять отдельный закон (областной, республиканский и т.п.) о предоставлении компенсации расходов по уплате взноса на капремонт соответствующим категориям льготников.

2) Собственник квартиры оплачивает взносы на капремонт по выставленным квитанциям.

3) Органы соцзащиты компенсируют собственнику-льготнику расходы по уплате взноса на капремонт.

Поскольку закон о льготах по взносам на капремонт принят совсем недавно, подробной информации по оформлению этих льгот на сайтах госорганов нет. Как только она появится, мы обязательно добавим ее в эту статью.

Кто еще может законно не платить взносы на капремонт?

1) Собственники помещений в многоквартирном доме, который признан аварийным и подлежащим сносу в порядке постановления Правительства РФ №47 от 28.01.2006 (ч.2 ст. 169 ЖК РФ).

2) Собственники квартир в МКД, если в отношении каждого жилого помещения в доме и земельного участка под домом принято решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд (ч.2 ст. 169 ЖК РФ).

3) Собственники квартир в МКД, которые уже накопили на своем спецсчете дома минимальный размер фонда для проведения ремонтных работ (ч.8 ст.170 ЖК РФ).

Размер минимального размера фонда устанавливается региональным законом. Например, размер минимального фонда капремонта для Вологодской области составляет 6.60 рублей * площадь помещений собственников в доме * 60 месяцев.

Для приостановки уплаты взносов на капремонт таким собственникам нужно будет провести общее собрание и принять соответствующее решение. При этом должникам по взносам на капремонт все равно придется погасить свои долги.

4) Собственники квартир в МКД, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы капремонта, — в течение установленного региональным законом срока, но не более 5 лет с даты включения дома в региональную программу капремонта (ч.5.1. ст.170 ЖК РФ).

В течение 5 лет региональный фонд капремонта не будет выставлять собственникам квартир в новостройках квитанции на уплату взносов. Если такие жильцы уже успели заплатить какие-то суммы на капремонт, эти деньги не пропадут, но и не вернутся: они пойдут в зачет следующего периода капремонта.
Собственники квартир в таком МКД должны будут принять и реализовать решение о способе формирования фонда капремонта минимум за 3 месяца до возникновения у них обязанности по уплате взносов на капремонт.

Например, такой закон был принят в Вологодской области. Он распространяется на все дома, введенные в эксплуатацию после 30.01.2014. В Череповце под этот закон попали 15 домов.