Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Когда проводилась нэп. Новая экономическая политика (НЭП)

Новая экономическая политика (сокр. НЭП или нэп) - экономическая политика, проводившаяся в 1920-е годы в Советской России и СССР.

Была принята 14 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны, которая привела Россию к экономическому упадку. Новая экономическая политика имела целью введение частного предпринимательства и возрождение рыночных отношений, с восстановлением народного хозяйства. НЭП была мерой вынужденной и во многом импровизацией. Однако за семь лет своего существования она стала одним из самых удачных экономических проектов советского периода.

Аукционный дом «Аполлон» на Невском проспекте, 1920 год.

К 1920 году РСФСР буквально лежала в руинах. Из бывшей Российской империи вышли территории Польши, Финляндии, Латвии, Эстонии, Литвы, Западной Белоруссии, Западной Украины, и Бессарабии. По подсчётам специалистов численность населения на оставшихся территориях едва достигала 135 млн. Во время военных действий особенно пострадали Донбасс, Бакинский нефтяной район, Урал и Сибирь, были разрушены многие шахты и рудники. Из-за нехватки топлива и сырья останавливались заводы. Рабочие были вынуждены покидать города и уезжать в деревню. Значительно сократился объём промышленного производства, а вследствие этого - и производства сельскохозяйственного.

Общество деградировало, его интеллектуальный потенциал значительно ослаб. Большая часть российской интеллигенции была уничтожена или покинула страну.

Таким образом, главная задача внутренней политики РКП(б) и Советского государства состояла в восстановлении разрушенного хозяйства, создании материально-технической и социально-культурной основы для построения социализма, обещанного большевиками народу.

Очередь в продуктовый магазин, 1920 год.

Декретом ВЦИК от 21 марта 1921 года, принятым на основании решений X съезда РКП(б), продразвёрстка была отменена и заменена натуральным продналогом, который был примерно вдвое ниже. Столь значительное послабление дало определённый стимул к развитию производства уставшему от войны крестьянству. Введение продналога не стало единичной мерой. X съезд провозгласил Новую экономическую политику. Её суть - допущение рыночных отношений. Нэп рассматривался как временная политика, направленная на создание условий для социализма.

Главная политическая цель нэпа - снять социальную напряжённость, укрепить социальную базу советской власти в виде союза рабочих и крестьян - «смычки города и деревни». Экономическая цель - предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель - обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Кроме того, нэп был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических связей, на преодоление международной изоляции.

Нэпман Николай Власов со своей женой в автомобиле у его магазина на Садовой 28.

Вопреки распространённому мнению, X съезд РКП(б) не принимал решения о введении свободы торговли и легализации частного предпринимательства. Более того, на этом съезде Ленин недвусмысленно заявил, что свобода торговли является для большевиков «опасностью не меньшей, чем Колчак и Деникин вместе взятые». Съезд принял решение о замене крайне раздражавшей крестьян продразвёрстки более лёгким продналогом, предоставив деревне свободу распоряжаться оставшимися после сдачи продналога и личного потребления излишками. Предполагалось, что государство централизованно обменяет эти излишки на промышленные товары, востребованные на селе - ситец, керосин, гвозди и т. д.

Однако, жизнь вскоре опрокинула эти оторванные от реальности расчёты. В условиях послевоенной разрухи у государства просто не было достаточного количества промышленных товаров на обмен. Сама логика событий вынудила большевиков, отказавшись от продразвёрстки, постепенно пойти и на легализацию свободы торговли.

Продажа фруктов и овощей во дворе Апраксин, 1924 год.

В июле 1921 года был установлен разрешительный порядок открытия торговых заведений. Постепенно отменялись государственные монополии на различные виды продукции и товаров. Для мелких промышленных предприятий был установлен упрощённый порядок регистрации, были пересмотрены допустимые размеры использования наёмного труда (с десяти работников в 1920 году до двадцати работников на одно предприятие по июльскому декрету 1921 года). Осуществлялась денационализация мелких и кустарных предприятий.

В связи с введением нэпа вводились определённые правовые гарантии для частной собственности. Так, 22 мая 1922 года ВЦИК издал декрет «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых её законами и защищаемых судами РСФСР». Затем, постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 года, с 1 января 1923 года был введён в действие Гражданский кодекс РСФСР, который, в частности предусматривал, что каждый гражданин имеет право организовывать промышленные и торговые предприятия.

Члены кооператива потребителей на день кооперативов, 1924 год.

Задачей первого этапа денежной реформы, реализуемой в рамках одного из направлений экономической политики государства, явилась стабилизация валютно-кредитных отношений СССР с другими странами. После проведения двух деноминаций, в результате которых 1 миллион рублей прежними денежными знаками был приравнен к 1 рублю новыми совзнаками, было введено параллельное обращение обесценивающихся совзнаков для обслуживания мелкого товарооборота и твёрдых червонцев, обеспеченных драгоценными металлами, устойчивой иностранной валютой и легко реализуемыми товарами. Червонец приравнивался к старой 10-рублёвой золотой монете, содержавшей 7,74 грамма чистого золота.

Очередь за водкой до магазина «Главспирт», 1925 год.

Умелое сочетание плановых и рыночных инструментов регулирования экономики, обеспечивавшее рост народного хозяйства, резкое снижение бюджетного дефицита, увеличение запасов золота и иностранной валюты, а также активный внешнеторговый баланс позволили в течение 1924 года осуществить второй этап денежной реформы по переходу к одной устойчивой валюте. Отменённые совзнаки подлежали выкупу казначейскими билетами по фиксированному соотношению в течение полутора месяцев. Между казначейским рублём и банковским червонцем установили твёрдое соотношение, приравнивавшее 1 червонец к 10 рублям. В обращении находились банковские и казначейские билеты, а золотые червонцы использовались, как правило, в международных расчётах. Их курс в 1924 году стал выше официального золотого паритета по отношению к фунту стерлингов и доллару.

В 1920-е годы широко использовался коммерческий кредит, обслуживавший примерно 85 % объёма сделок по продаже товаров. Банки контролировали взаимное кредитование хозяйственных организаций и, с помощью операций по учёту и залогу, регулировали размер коммерческого кредита, его направление, сроки и процентную ставку. Однако применение его создавало возможность для внепланового перераспределения средств в народном хозяйстве и затрудняло банковский контроль.

Развивалось финансирование капитальных вложений и долгосрочное кредитование. После гражданской войны капитальные вложения финансировались в безвозвратном порядке или в виде долгосрочных ссуд. Для инвестирования промышленности в 1922 году были созданы акционерное общество «Электрокредит» и Промышленный банк, преобразованные затем в Электробанк и Торгово-промышленный банк СССР. Долгосрочное кредитование местного хозяйства осуществляли местные коммунальные банки, преобразованные с 1926 года в Центральный коммунальный банк (Цекомбанк). Сельскому хозяйству предоставляли долгосрочные кредиты государственные кредитные учреждения, кредитная кооперация, образованный в 1924 году Центральный сельскохозяйственный банк, кооперативные банки - Всекобанк и Украинбанк. Тогда же был создан Внешторгбанк, осуществлявший кредитно-расчётное обслуживание внешней торговли, куплю-продажу иностранной валюты.

Магазин «Гознак» 1925 года.

Стране требовались деньги - на содержание армии, на восстановление промышленности. К тому же большевики тратили значительные государственные средства на поддержку мирового революционного движения. В стране, где 80 % населения составляло крестьянство, основная тяжесть налогового бремени легла именно на него. Но крестьянство было не настолько богатым, чтобы обеспечить все потребности государства, необходимые налоговые поступления. Повышенное налогообложение на особо зажиточных крестьян также не помогло, поэтому с середины 1920-х годов стали активно использоваться иные, не налоговые способы пополнения казны, такие, как принудительные займы и заниженные цены на зерно и завышенные цены на промышленные товары. Как следствие, промышленные товары, если рассчитать их стоимость в пудах пшеницы, оказались в несколько раз дороже, чем до войны, несмотря на менее высокое качество.

Образовалось явление, которое с лёгкой руки Троцкого стали называть «ножницами цен». Крестьяне отреагировали просто - перестали продавать зерно свыше того, что им было нужно для уплаты налогов. Первый кризис сбыта промышленных товаров возник осенью 1923 года. Крестьяне нуждались в плугах и прочих промышленных изделиях, но отказывались покупать их по завышенным ценам. Следующий кризис возник в 1924-1925 хозяйственном году (то есть осенью 1924 - весной 1925). Кризис получил название «заготовительного», поскольку заготовки составили лишь две трети ожидаемого уровня. Наконец, в 1927-1928 хозяйственном году - новый кризис: не удалось собрать даже самого необходимого.

Итак, к 1925 году стало ясно, что народное хозяйство пришло к противоречию: дальнейшему продвижению к рынку мешали политические и идеологические факторы, боязнь «перерождения» власти; возврату к военно-коммунистическому типу хозяйства мешали воспоминания о крестьянской войне 1920 года и массовом голоде, боязнь антисоветских выступлений.

Павильон кооператива «Рабочее дело» на Лассаля (Михайловская) улицы, 1925 год.

В промышленности и торговле возник частный сектор: некоторые государственные предприятия были денационализированы, другие - сданы в аренду; было разрешено создание собственных промышленных предприятий частным лицам с числом занятых не более 20 человек (позднее этот «потолок» был поднят). Среди арендованных «частниками» фабрик были и такие, которые насчитывали 200-300 человек, а в целом на долю частного сектора в период нэпа приходилось около пятой части промышленной продукции, 40-80% розничной торговли и небольшая часть оптовой торговли.

Оргкомитет Александровского рынка в красном уголке, 1926 год.

Бурно развивалась кооперация всех форм и видов. Роль производственных кооперативов в сельском хозяйстве была незначительна (в 1927 году они давали только 2 % всей сельскохозяйственной продукции и 7 % товарной продукции), зато простейшими первичными формами - сбытовой, снабженческой и кредитной кооперации - было охвачено к концу 1920-х годов более половины всех крестьянских хозяйств. К концу 1928 года. непроизводственной кооперацией различных видов, прежде всего крестьянской, было охвачено 28 млн человек (в 13 раз больше, чем в 1913 году). В обобществлённой розничной торговле 60-80 % приходилось на кооперативную и только 20-40 % - на собственно государственную, в промышленности в 1928 году 13 % всей продукции давали кооперативы. Существовало кооперативное законодательство, кредитование, страхование.

Предтеченский рынок, 1929 год.

Товарно-денежные отношения, которые ранее пытались изгнать из производства и обмена, в 1920-е годы проникли во все поры хозяйственного организма, стали главным связующим звеном между его отдельными частями.

Всего за 5 лет, с 1921 по 1926 годы, индекс промышленного производства увеличился более чем в 3 раза; сельскохозяйственное производство возросло в 2 раза и превысило на 18 % уровень 1913 года. Но и после завершения восстановительного периода рост экономики продолжался быстрыми темпами: в 1927 и 1928 годах прирост промышленного производства составил 13 и 19 % соответственно. В целом же за период 1921-1928 годов среднегодовой темп прироста национального дохода составил 18 %.

Нэпман у налогового инспектора. 1930 год.

Государство оказывало нажим на производителей, заставляло их изыскивать внутренние резервы увеличения прибыли, мобилизовывать усилия на повышение эффективности производства, которое только и могло теперь обеспечить рост прибыли.

Широкая кампания по снижению цен была начата правительством ещё в конце 1923 года, но действительно всеобъемлющее регулирование ценовых пропорций началось в 1924 году, когда обращение полностью перешло на устойчивую червонную валюту, а функции Комиссии внутренней торговли были переданы Наркомату внутренней торговли с широкими правами в сфере нормирования цен. Принятые тогда меры оказались успешными: оптовые цены на промышленные товары снизились с октября 1923 года по 1 мая 1924 года на 26 % и продолжали снижаться далее.

Базарный день на Предтеченском рынке. 1932 год.

Со второй половины 1920-х годов начались первые попытки свёртывания НЭПа. Ликвидировались синдикаты в промышленности, из которой административно вытеснялся частный капитал, создавалась жёсткая централизованная система управления экономикой (хозяйственные наркоматы).

Непосредственным поводом для полного сворачивания нэпа послужил срыв государственных хлебозаготовок в конце 1927 года. В конце декабря по отношению к кулачеству впервые после окончания «военного коммунизма» были применены меры принудительной конфискации хлебных запасов. Летом 1928 года они были временно приостановлены, но затем возобновились осенью того же года.

В октябре 1928 года началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, руководство страны взяло курс на форсированную индустриализацию и коллективизацию. Хотя официально нэп никто не отменял, к тому времени он был уже фактически свёрнут.

Юридически нэп был прекращён только 11 октября 1931 года, когда было принято постановление о полном запрете частной торговли в СССР.

Колхозный рынок, 1932 год.

Несомненным успехом нэпа было восстановление разрушенной экономики, причём, если учесть, что после революции СССР лишился многих высококвалифицированных кадров (экономистов, управленцев, производственников), то успех новой власти становится «победой над разрухой». В то же время, отсутствие тех самых высококвалифицированных кадров стало причиной просчётов и ошибок.

Значительные темпы роста экономики, однако, были достигнуты лишь за счёт возвращения в строй довоенных мощностей, Советский Союз к 1926 году превосходил экономические показатели 1913 года примерно в два раза. Потенциал для дальнейшего роста экономики оказался крайне низким. Частный сектор не допускался на «командные высоты в экономике», иностранные инвестиции не приветствовались, да и сами инвесторы особо не спешили в Советский Союз из-за сохраняющейся нестабильности и угрозы национализации капиталов. Государство же было неспособно только из своих средств производить долгосрочные капиталоёмкие инвестиции.

Вход на Предтеченский рынок, 1932 год.

Продажа молока на Кузнецком рынке. 1934 год.

На Кузнецком рынке, 1934 год.

Вход на Клинский рынок, октябрь 1936 год.

К весне 1921 г. в России резко усилилась политическая напряжённость. Углубились и обострились конфликты между различными политическими силами, а также между народом и властью. Только Кронштадтское восстание, как выразился Ленин , представляло куда большую опасность для власти большевиков, нежели Деникин, Юденич и Колчак в совокупности. И Ленин, как опытный политик, прекрасно это понимал.

Он сразу почуял опасность, понял, что для того, чтобы сохранить власть, необходимо: во-первых, прийти к соглашению с крестьянством; во-вторых, ещё жёстче вести борьбу как с политической оппозицией, так и со всеми, кто не разделяет большевистские убеждения, которые верны по определению. В 1930 годах оппозиция была подвергнута ликвидации. Таким образом, в марте 1921 г. на X съезде РКП (б) Ленин объявил о введении НЭП (новой экономической политики).

Что представляет собой НЭП

Попытка выйти из кризиса как экономического, так и политического, придать новый импульс экономике и сельскому хозяйству с целью их развития и процветания - суть новой экономической политики. Политика «военного коммунизма», проводимая большевиками до 1921 года, привела Россию к экономическому краху.

И по этой причине 14 марта 1921 года - эту историческую дату принято считать началом НЭП - по инициативе В. И. Ленина был взят курс на нэп. Основная цель взятого курса - восстановить народное хозяйство. Ради этого большевики решились пойти на крайне сомнительные и даже «антимарксистские» меры. Это частное предпринимательство и возврат к рынку.

Громадный по масштабу большевистский проект был, разумеется, авантюрой, поскольку «нэпман» или «нэпача» воспринимался большинством населения как буржуй . То есть классовый враг, враждебный элемент. И тем не менее этот проект оказался удачным. За восемь лет своего существования он как нельзя лучше показал свою полезность и экономическую эффективность.

Причины перехода

Причины перехода кратко можно сформулировать следующим образом:

  • политика «военного коммунизма» перестала быть эффективной;
  • чётко обозначилась экономическая и духовная пропасть между городом и деревней;
  • по регионам прокатились восстания рабочих и крестьян (самые крупные - это антоновщина и Кронштадтский мятеж).

К основным мероприятиям НЭП можно отнести:

В 1924 г. вышла новая валюта, золотой червонец. Он равнялся 10 дореволюционным рублям. Червонец обеспечивался золотом, стремительно набирал популярность и стал конвертируемой валютой. Высота планки, взятой большевиками благодаря новой политике, впечатляла.

Влияние на культуру

Нельзя не сказать о влиянии НЭП на культуру. Людей, начавших зарабатывать деньги, стали называть «нэпманы». Для лавочников и ремесленников совсем нехарактерно было интересоваться идеями революции и равноправия (в них эта черта напрочь отсутствовала), тем не менее именно они оказались в этот период на ключевых ролях.

Новых богачей совсем не интересовало классическое искусство - оно было им недоступно ввиду отсутствия образования, а нэповский язык был мало похож на язык Пушкина, Толстого или Чехова . К этим людям можно относиться по-разному, но именно они устанавливали моду. Легкомысленные, сорящие деньгами, много времени проводившие в кабаре и ресторанах, нэпманы, стали отличительной чертой того времени. Это было характерно для них.

Экономические итоги НЭП

Восстановление разрушенной экономики - главный успех НЭП. Другими словами, это была победа над разрухой.

Положительные и отрицательные последствия

  1. Крах червонца. К 1926 г. государство не в состоянии сдержать денежную эмиссию. Расчёты производились в червонцах, таким образом, червонец стал быстро обесцениваться. Вскоре власть прекратила обеспечивать его золотом.
  2. Кризис сбыта. Населению и мелким предприятиям не хватало конвертируемых денег, чтобы покупать товары, остро возникла проблема сбыта.

Крестьяне перестали платить огромные налоги, которые шли на развитие промышленности , поэтому Сталину пришлось принудительно загонять людей в колхозы.

Реанимация рынка, разные формы собственности, иностранный капитал , денежная реформа (1922-1924) - благодаря всему этому удалось оживить мёртвую экономику.

В условиях жёсткой кредитной блокады наиважнейшей задачей государства было выжить. Благодаря НЭП народное хозяйство стало быстро восстанавливаться от последствий Первой мировой и Гражданской войн. Россия начала вставать на ноги и развиваться по всем направлениям.

Причины перехода к НЭП были приняты далеко не всеми. Такая политика воспринималась многими как отказ от марксистских идей, как возврат к буржуазному прошлому, где главная цель - это обогащение. Партия объясняла населению, что эта мера вынужденная и временная.

До 1921 года было только два класса - рабочие и крестьяне . Теперь появились нэпманы. Они и обеспечивали население всем необходимым. Таким в России был переход к НЭП. Дата 15 марта 1921 года вошла в историю. В этот день РКП (б) отказалась от жёсткой политики военного коммунизма и перешла на либеральный НЭП.

Политической целью новой экономической политики было ужесточение борьбы с оппозицией, а также искоренение и подавление всякого инакомыслия.

Основные отличия от «военного коммунизма»

1919-1920 — Военный коммунизм, Административно-командная система хозяйства 1921-1928 — НЭП, Административно-рыночная система хозяйства
Отказ от свободной торговли Разрешение частной, кооперативной, государственной торговли
Национализация предприятий Денационализация предприятий
Продразвёрстка Продовольственный налог
Карточная система Товарно-денежные отношения
Сворачивание денежного обращения Денежная реформа, червонец
Милитаризация труда Добровольный Наём
Трудовая повинность Рынок рабочей силы

Как видно из таблицы, до 1921 года руководство страной осуществлялось преимущественно административно-командными методами . Но после 1921 года преобладали методы административно-рыночные.

Почему пришлось свернуть

К 1926 году стало очевидно, что новая политика полностью себя исчерпала. Со второй половины 1920 годов советским руководством начали предприниматься попытки свернуть НЭП. Ликвидировались синдикаты, создавались хозяйственные наркоматы. Время НЭП и нэпманов закончилось. В конце 1927 года государству не удалось заготовить хлеб в необходимом количестве. Это и стало поводом для полного свёртывания новой политики. В результате чего, уже в конце декабря на село стали возвращаться меры принудительной конфискации хлеба. Эти меры были приостановлены летом 1928 г., но осенью того же года возобновились.

В октябре 1928 года советское правительство решило окончательно отказаться от НЭП и поставило перед народом задачу осуществить первый пятилетний план развития народного хозяйства. СССР взял курс на ускоренную индустриализацию и коллективизацию. Несмотря на то что официально НЭП не был отменён, фактически он был уже свёрнут. А юридически он прекратил своё существование 11 октября 1931 года вместе с частной торговлей.

НЭП не стал долгосрочным проектом, он и с самого момента своего появления не предполагался быть таким. В результате противоречий, которые выявились в начале-середине 1920 годов, Сталин и советское правительство были вынуждены отказаться от НЭП (1927) и начать модернизацию страны - индустриализацию и коллективизацию.

На X съезде РКП(б), открывшемся 1 марта 1921 года отменяется продразвёрстка и заменяется продналогом, который составляет примерно половину от первой. Столь значительное послабление дало определённый стимул уставшему от войны крестьянству. Ленин сам указывал, что уступки крестьянству были подчинены только одной цели -- борьбе за власть: «Мы открыто, честно, без всякого обмана, крестьянам заявляем: для того чтобы удержать путь к социализму, мы вам, товарищи крестьяне, сделаем целый ряд уступок, но только в таких-то пределах и в такой-то мере и, конечно, сами будем судить -- какая это мера и какие пределы»

Введение продналога не стало единичной мерой. X съезд провозгласил Новую экономическую политику. Её суть -- допущение рыночных отношений. НЭП рассматривался как временная политика, направленная на создание условий для социализма. Временная, но не кратковременная. Сам Ленин подчёркивал, что «НЭП -- это всерьёз и надолго!». Таким образом, он, соглашался с меньшевиками в том, что Россия на тот момент не была готова к социализму, но для создания предпосылок социализма вовсе не считал нужным отдавать власть буржуазии.

Главная политическая цель НЭПа -- снять социальную напряжённость, укрепить социальную базу советской власти в виде союза рабочих и крестьян. Экономическая цель -- предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель -- обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Кроме того, НЭП был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических связей, на преодоление международной изоляции. Достижение этих целей привело к постепенному свертыванию НЭПа во второй половине 20х годов.

НЭП в деревне

Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров разверстка отменяется, и вместо неё вводится налог на продукты сельского хозяйства. Этот налог должен быть меньше, чем хлебная разверстка. Он должен назначается ещё до весеннего посева, чтобы каждый крестьянин мог заранее учесть, какую долю урожая он должен отдать государству и сколько останется в его полное распоряжение. Налог должен взиматься без круговой поруки, то есть должен падать на отдельного домохозяина, чтобы старательному и трудолюбивому хозяину не приходилось платить за неаккуратного односельчанина. По выполнение налога оставшиеся у крестьянина излишки поступают в его полное распоряжение. Он имеет право обменять их на продукты и инвентарь, которые будет доставлять в деревню государство из-за границы и со своих фабрик и заводов; он может использовать их для обмена на нужные ему продукты через кооперативы и на местных рынках и базарах…

Первой и главной мерой нэпа стала замена продразвёрстки продовольственным налогом, установленным первоначально на уровне примерно 20 % от чистого продукта крестьянского труда (то есть требовавшим сдачи почти вдвое меньшего количества хлеба, чем продразверстка), а затем снижением до 10 % урожая и меньше и принявшем денежную форму.

30 октября 1922 вышел Земельный кодекс РСФСР, который отменил закон о социализации земли и объявил о её национализации. Но подтвердил распределение по трудовой норме. При этом крестьяне вольны были сами выбирать форму землепользования -- общинную, единоличную или коллективную.

Также был отменён запрет о найме рабочих, однако это изменило немногое. В то время наём носил краткосрочный характер, да и сам факт ставил нанимателя в разряд «кулаков», к которым власть относилась с подозрением.

В крестьянской политике 20-х годов необходимо отметить и такое явление, как повышенные ставки налогообложения для богатых крестьян. Таким образом, с одной стороны, была возможность улучшать благосостояние, с другой -- не было резона слишком разворачивать хозяйство. Всё это вместе взятое привело к осереднячиванию деревни. Благосостояние крестьян в целом по сравнению с довоенным уровнем повысилось, число бедных и богатых уменьшилось, доля середняков возросла.

Однако, даже такая «псевдостолыпинская реформа» дала определённые результаты, и к 1926 году продовольственное снабжение значительно улучшилось.

В-общем, НЭП благотворно сказался на состоянии деревни. Во-первых, у крестьян появился стимул работать. Во-вторых (по сравнению с дореволюционным временем) у многих увеличился земельный надел -- основное средство производства.

Стране требовались деньги: на содержание армии, на восстановление промышленности, на «мировую революцию», наконец. Поэтому, в стране, где 80 % населения -- крестьянство, основная тяжесть налогового бремени легла именно на этот слой. Но крестьянство было не настолько зажиточным, чтобы обеспечить все потребности государства, нужные суммы налоговых поступлений. Как уже указано выше, было усилено налогообложение на особо зажиточных крестьян, однако и это не дало достаточно денег, поэтому с середины 20х усиливаются иные, неналоговые методы поступления средств в госказну, такие, как принудительные займы, заниженные цены на зерно.

Также, деньги из крестьянства выкачивались с помощью завышения цен на промышленные товары. Как следствие, промышленные товары, если считать их стоимость в пудах пшеницы, оказались в несколько раз дороже, чем до войны. К тому же невысокого качества. Получилось явление, которое с лёгкой руки Троцкого именуется «ножницами цен». Крестьяне отреагировали просто: перестали продавать зерно. Налог сдадут, а остальное не продают. Всегда ведь найдётся, что делать -- скот получше кормить, самим лучше питаться, самогон готовить, на неурожайный год запас составлять… Первый кризис сбыта промышленных товаров возник осенью 1923 года. Крестьяне нуждались в плугах и прочих промышленных изделиях, но по таким ценам не покупали. Следующий кризис -- в 1924/25 хозяйственном году (то есть осенью 1924 -- весной 1925). Кризис получил название заготовительного, поскольку заготовки составили лишь 2/3 того, что ожидалось. Наконец, в 1927/28 хозяйственном году -- новый кризис: не удалось собрать даже самого необходимого.

Итак, к 1925 году стало ясно, что народное хозяйство пришло к противоречию: дальнейшему продвижению к рынку мешали политические и идеологические факторы, боязнь «термидорианского перерождения» власти; возврату к военно-коммунистическому типу хозяйства мешали воспоминания о крестьянской войне 1920 года и массовом голоде, боязнь антисоветских выступлений. Всё это вело к разноголосице в политических оценках.

Бухарин, Николай Иванович

Так, в 1925 году Бухарин говорит крестьянам: «Обогащайтесь, накапливайте, развивайте свое хозяйство!», хотя через несколько недель на деле отказывается от своих слов.

Другие же, во главе с Преображенским, требуют усиления борьбы с «кулаком» или «нэпманом», причём среди низовой и средней части партийного руководства такие настроения всё больше усиливались.

Возрождение государственной промышленности при общей хозяйственной структуре нашей страны будет по необходимости находиться в теснейшей зависимости от развития сельского хозяйства, необходимые оборотные средства должны образоваться в сельском хозяйстве в качестве избытка сельскохозяйственных продуктов над потреблением деревни, прежде чем промышленность сможет сделать решительный шаг вперёд. Но столь же важно для государственной промышленности не отставать от земледелия, иначе на основе последнего создалась бы частная индустрия, которая, в конце концов, поглотила бы или рассосала государственную. Победоносной может оказаться только такая промышленность, которая даёт больше чем поглощает. Промышленность, живущая за счёт бюджета, то есть за счёт сельского хозяйства, не могла бы создать устойчивой и длительной опоры для пролетарской диктатуры. Вопрос о создании в государственной промышленности прибавочной стоимости -- есть вопрос о судьбе Советской власти, то есть о судьбе пролетариата.

Радикальные преобразования произошли и в промышленности. Главки были упразднены, а вместо них созданы тресты -- объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий, получившие полную хозяйственную и финансовую независимость, вплоть до права выпуска долгосрочных облигационных займов. Уже к концу 1922 г. около 90 % промышленных предприятий были объединены в 421 трест, причем 40 % из них было централизованного, а 60 % местного подчинения. Тресты сами решали, что производить и где реализовывать продукцию. Предприятия, входившие в трест снимались с государственного снабжения и переходили к закупкам ресурсов на рынке. Закон предусматривал, что «государственная казна за долги трестов не отвечает».

ВСНХ, потерявший право вмешательства в текущую деятельность предприятий и трестов, превратился в координационный центр. Его аппарат был резко сокращен. Тогда и появляется хозяйственный расчёт, означающий что предприятие (после обязательных фиксированных взносов в государственный бюджет) само распоряжается доходами от продажи продукции, само отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности, самостоятельно использует прибыли и покрывает убытки. В условиях нэпа, писал Ленин, "государственные предприятия переводятся на так называемый хозяйственный расчет, то есть, по сути, в значительной степени на коммерческие и капиталистические начала.

Не менее 20 % прибыли тресты должны были направлять на формирование резервного капитала до достижения им величины, равной половине уставного капитала (вскоре этот норматив снизили до 10 % прибыли до тех пор, пока он не достигал 1/3 первоначального капитала). А резервный капитал использовался для финансирования расширения производства и возмещения убытков хозяйственной деятельности. От размеров прибыли зависели премии, получаемые членами правления и рабочими треста.

В декрете ВЦИК и Совнаркома от 1923 г. было записано следующее:

тресты -- государственные промышленные предприятия, которым государство предоставляет самостоятельность в производстве своих операций, согласно утвержденному для каждого из них уставу, и которые действуют на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли.

Стали возникать синдикаты -- добровольные объединения трестов на началах кооперации, занимавшиеся сбытом, снабжением, кредитованием, внешнеторговыми операциями. К концу 1922 г. 80 % трестированной промышленности было синдицировано, а к началу 1928 г. всего насчитывалось 23 синдиката, которые действовали почти во всех отраслях промышленности, сосредоточив в своих руках основную часть оптовой торговли. Правление синдикатов избиралось на собрании представителей трестов, причем каждый трест мог передать по своему усмотрению большую или меньшую часть своего снабжения и сбыта в ведение синдиката. Реализация готовой продукции, закупка сырья, материалов, оборудования производилась на полноценном рынке, по каналам оптовой торговли. Возникла широкая сеть товарных бирж, ярмарок, торговых предприятий.

В промышленности и других отраслях была восстановлена денежная оплата труда, введены тарифы, зарплаты, исключающие уравниловку, и сняты ограничения для увеличения заработков при росте выработки. Были ликвидированы трудовые армии, отменены обязательная трудовая повинность и основные ограничения на перемену работы. Организация труда строилась на принципах материального стимулирования, пришедших на смену внеэкономическому принуждению «военного коммунизма». Абсолютная численность безработных, зарегистрированных биржами труда, в период нэпа возросла (с 1.2 млн. человек в начале 1924 г. до 1.7 млн. человек в начале 1929 г.), но расширение рынка труда было еще более значительным (численность рабочих и служащих во всех отраслях н/х увеличилась с 5.8 млн. человек в 1924 г. до 12.4 млн. в 1929 г.), так что фактически уровень безработицы снизился.

В промышленности и торговле возник частный сектор: некоторые государственные предприятия были денационализированы, другие -- сданы в аренду; было разрешено создание собственных промышленных предприятий частным лицам с числом занятых не более 20 человек (позднее этот «потолок» был поднят). Среди арендованных частниками фабрик были и такие, которые насчитывали 200--300 человек, а в целом на долю частного сектора в период нэпа приходилось около 1/5 промышленной продукции, 40--80 % розничной торговли и небольшая часть оптовой торговли.

Ряд предприятий был сдан в аренду иностранным фирмам в форме концессий. В 1926--27 гг. насчитывалось 117 действующих соглашений такого рода. Они охватывали предприятия, на которых работали 18 тыс. человек и выпускалось чуть более 1 % промышленной продукции. В некоторых отраслях, однако, удельный вес концессионных предприятий и смешанных акционерных обществ, в которых иностранцы владели частью пая, был значителен: в добыче свинца и серебра -- 60 %; марганцевой руды -- 85 %; золота -- 30 %; в производстве одежды и предметов туалета -- 22 %.

Помимо капитала в СССР направлялся поток рабочих-эмигрантов со всего мира. В 1922 г. американским профсоюзом швейников и Советским правительством была создана Русско-американская индустриальная корпорация (РАИК), которой были переданы шесть текстильных и швейных фабрик в Петрограде, четыре -- в Москве.

Бурно развивалась кооперация всех форм и видов. Роль производственных кооперативов в сельском хозяйстве была незначительна (в 1927 г. они давали только 2 % всей сельскохозяйственной продукции и 7 % товарной продукции), зато простейшими первичными формами -- сбытовой, снабженческой и кредитной кооперации -- было охвачено к концу 20-х годов больше половины всех крестьянских хозяйств. К концу 1928 г. непроизводственной кооперацией различных видов, прежде всего крестьянской, было охвачено 28 млн. человек (в 13 раз больше, чем в 1913 г.). В обобществленной розничной торговле 60--80 % приходилось на кооперативную и только 20--40 % на собственно государственную, в промышленности в 1928 г. 13 % всей продукции давали кооперативы. Существовало кооперативное законодательство, кооперативный кредит, кооперативное страхование.

Взамен обесценившихся и фактически уже отвергнутых оборотом совзнаков в 1922 г. был начат выпуск новой денежной единицы -- червонцев, имевших золотое содержание и курс в золоте (1 червонец = 10 дореволюционным золотым рублям = 7.74 г. чистого золота). В 1924 г. быстро вытеснявшиеся червонцами совзнаки вообще прекратили печатать и изъяли из обращения; в том же году был сбалансирован бюджет и запрещено использование денежной эмиссии для покрытия расходов государства; были выпущены новые казначейские билеты -- рубли (10 рублей = 1 червонцу). На валютном рынке как внутри страны, так и за рубежом червонцы свободно обменивались на золото и основные иностранные валюты по довоенному курсу царского рубля (1 американский доллар = 1.94 рубля).

Возродилась кредитная система. В 1921 г. был воссоздан Госбанк СССР, начавший кредитование промышленности и торговли на коммерческой основе. В 1922--1925 гг. был создан целый ряд специализированных банков: акционерные, в которых пайщиками были Госбанк, синдикаты, кооперативы, частные лица и даже одно время иностранцы, для кредитования отдельных отраслей хозяйства и районов страны; кооперативные -- для кредитования потребительской кооперации; организованные на паях общества сельскохозяйственного кредита, замыкавшиеся на республиканские и центральный сельскохозяйственные банки; общества взаимного кредита -- для кредитования частной промышленности и торговли; сберегательные кассы -- для мобилизации денежных накоплений населения. На 1 октября 1923 г. в стране действовало 17 самостоятельных банков, а доля Госбанка в общих кредитных вложениях всей банковской системы составляла 2/3. К 1 октября 1926 г. число банков возросло до 61, а доля Госбанка в кредитовании народного хозяйства снизилась до 48 %.

Экономический механизм в период нэпа базировался на рыночных принципах. Товарно-денежные отношения, которые ранее пытались изгнать из производства и обмена, в 20-е годы проникли во все поры хозяйственного организма, стали главными связующим звеном между его отдельными частями.

Всего за 5 лет, с 1921 по 1926 г., индекс промышленного производства увеличился более чем в 3 раза; сельскохозяйственное производство возросло в 2 раза и превысило на 18 % уровень 1913 г. Но и после завершения восстановительного периода рост экономики продолжался быстрыми темпами: в 1927-м, 1928 гг. прирост промышленного производства составил 13 и 19 % соответственно. В целом же за период 1921--1928 гг. среднегодовой темп прироста национального дохода составил 18 %.

Самым важным итогом нэпа стало то, что впечатляющие хозяйственные успехи были достигнуты на основе принципиально новых, неизвестных дотоле истории общественных отношений. В промышленности ключевые позиции занимали государственные тресты, в кредитно-финансовой сфере -- государственные и кооперативные банки, в сельском хозяйстве -- мелкие крестьянские хозяйства, охваченные простейшими видами кооперации. Совершенно новыми оказались в условиях нэпа и экономические функции государства; коренным образом изменились цели, принципы и методы правительственной экономической политики. Если ранее центр прямо устанавливал в приказном порядке натуральные, технологические пропорции воспроизводства, то теперь он перешел к регулированию цен, пытаясь косвенными, экономическими методами обеспечить сбалансированный рост.

Государство оказывало нажим на производителей, заставляло их изыскивать внутренние резервы увеличения прибыли, мобилизовывать усилия на повышение эффективности производства, которое только и могло теперь обеспечить рост прибыли.

Широкая кампания по снижению цен была начата правительством еще в конце 1923 г., но действительно всеобъемлющее регулирование ценовых пропорций началось в 1924 г., когда обращение полностью перешло на устойчивую червонную валюту, а функции Комиссии внутренней торговли были переданы Наркомату внутренней торговли с широкими правами в сфере нормирования цен. Принятые тогда меры оказались успешными: оптовые цены на промышленные товары снизились с октября 1923 г. по 1 мая 1924 г. на 26 % и продолжали снижаться далее. Весь последующий период до конца нэпа вопрос о ценах продолжал оставаться стержнем государственной экономической политики: повышение их трестами и синдикатами грозило повторением кризиса сбыта, тогда как их понижение сверх меры при существовании наряду с государственным частного сектора неизбежно вело к обогащению частника за счет государственной промышленности, к перекачке ресурсов государственных предприятий в частную промышленность и торговлю. Частный рынок, где цены не нормировались, а устанавливались в результате свободной игры спроса и предложения, служил чутким барометром, стрелка которого, как только государство допускало просчеты в политике ценообразования, сразу же указывала на непогоду. Но регулирование цен проводилось бюрократическим аппаратом, который не контролировался в достаточной степени низами, непосредственными производителями. Отсутствие демократизма в процессе принятия решений, касающихся ценообразования, стало, «ахиллесовой пятой» рыночной социалистической экономики и сыграло роковую роль в судьбе нэпа.

Сколь ни блестящи были успехи в экономике, ее подъем ограничивался жесткими пределами. Достигнуть довоенного уровня было нелегко, но и это означало новое столкновение с отсталостью вчерашней России, сейчас уже изолированной и окруженной враждебным ей миром. Мало того, наиболее могущественные и богатые капиталистические державы вновь начинали укрепляться. Американские экономисты подсчитали, что национальный доход на душу населения в конце 20-х годов составлял в СССР менее 19 % американского.

НЭП - переход от политики «военного коммунизма», от продразверстки к продналогу по решению X съезда ВКП(6) и марте 1921 г. с разрешением внутренней свободной торговли при сохранении за государством монополии внешней торговли и крупной промышленности. Допущение госкапитализма в виде концессий аренды мелких промышленных предприятий и земли под контролем государства, перевод госпромышленности на хозрасчет. Использовала товарно-денежные отношения для оживления экономики страны. С конца 20-х гг. прекращена.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Новая Экономическая Политика

НЭП) комплекс экономических и политических реформ, направленных на восстановление нар. х-ва, создание современной "смычки" гос. сектора с иными формами х-ва с целью укрепления власти правящей партии большевиков. Первым шагом нэпа стало решение X съезда РКП(б) от 15 марта 1921 о замене продразверстки продналогом, размер к-рого был на 40% меньше по сравнению с продразверсткой. Декретом от 28 марта 1921 разрешался свободный обмен с/х продукции. Эти меры позволили завоевать доверие большей части крест., восстановить товарооборот между г. и дер., способствовали усмирению восст., грозивших до этого перерасти в крест. войну. Крест. восст. помешали проведению весеннего сева 1921 во мн. уездах У.; засуха, неурожай и голод 1921 обострили глубокий с/х кризис, поэтому система мер, предусмотренная нэпом оказала благотворное влияние на с. х-во лишь в 1923. Введение в действие Земельного кодекса 1 дек. 1922 разрешало крест. свободно выбирать форму земледелия (единоличную или коллективную), а также аренду земли и применение наемного труда. Практика насаждения коммун в дер. сменилась поощрением орг-ции и развития простых форм кооперации (потребительской, промысловой, с/х, кредитной и др.). Число колхозов на У. сократилось с 714 в 1921 до 442 в 1923. Сельская потреб. кооперация У. в 1923 охватывала 7,7% нас. и занимала 1-е место по кооперированию крест. в стране. Логика развития крест. экономики потребовала от гос-ва допустить нек-рые формы частного предпринимательства в пром. и торговле, сохраняя при этом контроль над банками, транспортом, крупными пром. предприятиями и внеш. торговлей. К весне 1924 хлебная, мясная, соляная, текстильная торговля на У. почти целиком оказалось в руках частников. В пром. частный капитал допускался в осн. в виде аренды госпредприятий и иностранных концессий. К 1925 на У. было 111 арендованных предприятий кустарного типа (мельницы, маслобойни и т. п.), на к-рых работало 2260 чел., что составляло 2% от общего числа раб. и служащих фабрично- з-дской пром. В тяжелой индустрии на У. были сданы в аренду мет. предприятия: Билимбаевский, Нязепетровский, Сысертский, Ильинский з-ды, чуг.-лит. ф-ка при станции "Хромпик", ряд мастерских Кыштымского, Нижне-Тагильского и Висимо-Уткинского з-дов. Однако уже через 8 месяцев под предлогом "производственной необходимости" аренда Билимбаевского з-да была прекращена. Вскоре эта же участь постигла и остальные предприятия тяжелой пром. В аренде остались в осн. предприятия ср. и мелкой пром. Из концессионных предприятий наиб. крупными были концессия Арманда Хаммера на асбестовые рудники в Алапаевском р-не и "Лена Голдфилдс Лимитед". Т.о., с введением нэпа структура многоукладной экономики усложнилась, в ней четко выделились гос., кооперативный, частный мелкотоварный, госкапиталистический и капиталистический сектора. К 1925 в пром. У. предприятия гос. сектора давали 87,7% ее валовой продукции, кооперативного - 6,7%, мелкотоварного - 11,5%, капиталистического вместе с госкапиталистическим - 1,3%; в валовой продукции с/х произв. мелкотоварый сектор составлял 93%. 12 авг. 1921 Совет труда и обороны определил новые принципы орг-ции крупной пром.: госпредприятия получают самостоятельность в управлении, строят свою деятельность на коммерческих нач., наиб. крупные предприятия объединяются в тресты. На У. были организованы тресты "Камуралбумлес", "Уралхим" и др. В 1925 крупная пром. региона насчитывала 31 трест, в т.ч. 10 - общесоюзного подчинения, 3 - респ., 18 - обл. 4 окт. 1921 вступил в силу декрет о возобновлении деятельности Гос. банка. С целью планового регулирования рынка создавались сов. товарные биржи. В 1921 была открыта товарная биржа в Перми, в 1922 - в Екат. и Челяб. Возобновилась Ирбитская ярм. 5-22 февр. 1924 проведена денежная реформа: совдензнаки изъяты из обращения после обмена их на новые деньги по курсу 1 новый рубль за 50 тыс. старых. Произошла стабилизация денежной системы. Административно-командная система управления постепенно размывалась. В экономике действовало два регулятора: рынок и власть. Попытки власти ограничить развитие товарно-денежных отношений приводили к кризисам (1923 - "кризис сбыта", 1924 - товарный голод, 1925 - рост инфляционных процессов и товарный голод, 1927-1928 - хлебозаготовительные кризисы). В жизни сов. об-ва переход к нэпу означал и отступление гос. "крепостничества": была отменена всеобщая трудовая повинность, ее заменил закон о добровольном привлечении к труду (КЗОТ, 1922), упразднялась уравнительная и натуральная оплата труда; к 1922 отменена карточная система; ослаблено беззаконие карательных органов; наметился рост социальной дифференциации в об-ве. Нэп повлек за собой значительные преобразования в полит. сфере. В 1921-24 происходит перестройка гос. структур, особенно после образования СССР в 1922 и в ходе разработки федеральной конституции, принятой в 1924. В перестройке нек-рых гос. структур У. играл роль своеобразного испытательного полигона: структура сел. парт. орг-ций и сел. Советов, утвердившихся на У. в 1921-24, была воспринята другими регионами РСФСР. В 1922 была создана прокуратура, опубликованы Гражд. кодекс, Уголовный кодекс. Незаконные налоги, сборы, штрафы, массовые обыски и т.п. пресекались; началась пропаганда правовых знаний среди нас. В результате проведенных преобразований удалось обеспечить умиротворение об-ва, ожесточенного войнами, революцией, военно-коммунистической политикой, и достичь в 1925 почти довоенного уровня экономики. В 1925 в Ур. обл. посевные пл. составляли 90% довоенного уровня, валовой сбор зерновых - 94%, поголовье крупного рогатого скота - 92,3%. К концу 1926 объем валовой продукции пром. достиг 93% от уровня 1913. Экономические и полит. реформы сопровождались ужесточением борьбы со всеми проявлениями оппозиции, усилением идеологического давления, а в самой партии укреплением механизмов централизации и контроля. На фоне споров о нэпе и его последствиях Сталин постепенно устранял своих оппонентов, закладывал основы режима абсолютной власти, ведущей к свертыванию нэпа. Проходивший 2-19 дек. 1927 XV съезд ВКП(б) одобрил курс на вытеснение частного капитала из пром. и поэтапной коллективизации с. х-ва в течение 10-15 лет. В янв. 1928 во время поездки по У. и Сибири Сталин начинает ожесточенную кампанию против крест., к-рые отказывались сдавать хлеб гос-ву по низким ценам. Применение реквизиций и арестов непокорных крест. во время хлебозаготовительной кампании получило название "урало-сибирского метода" и означало решительный отказ от продолжения новой экономической политики. Лит.: Хронология российской истории: Энциклопедический справочник / Под редакцией.Конта. М., 1994; История народного хо-зяйства Урала (1917-1945). Ч.1. Сверд-ловск, 1988; Куликов В.М. Подготовка и проведение развернутого наступления на капиталистические элементы на Урале. 1925-1932. Свердловск, 1987; Метель-ский Н.Н., Толмачева Р.П., Усов А.Н. Ко-оперативное движение на Урале в усло-виях новой экономической политики. Свердловск, 1990; Плотников И.Е. О пе-рестройке Советов в уральской деревне (1921-1932 гг.) // Октябрь на Урале: история и современность. Свердловск, 1988. Пересторонина Л.И.

Содержание статьи

НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (НЭП) – политика советской власти, при которой все предприятия одной отрасли промышленности подчинялись единому центральному органу управления – главному комитету (главку). Сменила политику «военного коммунизма». Переход от «военного коммунизма» к НЭПу был провозглашен Х съездом Российской коммунистической партии в марте 1921. Первоначальная идея перехода была сформулирована в работах В.И.Ленина 1921–1923: конечная цель остается прежней – социализм, но положение России после гражданской войны диктует необходимость прибегнуть к «реформистскому» методу действий в коренных вопросах экономического строительства. Вместо прямой и полной ломки старого строя для замены его новым общественно-экономическим укладом, проводившейся в годы «военного коммунизма» , большевиками был предпринят «реформистский» подход: не ломать старого общественно-экономического уклада, торговли, мелкого хозяйства, мелкого предпринимательства, капитализма, а осторожно и постепенно овладевать ими и получать возможность подвергать их государственному регулированию. В последних работах Ленина концепция НЭПа включала идеи об использовании товарно-денежных отношений, всех форм собственности – государственной, кооперативной, частной, смешанной, хозрасчета. Предлагалось временно отступить от достигнутых «военно-коммунистических» завоеваний, сделать шаг назад с тем, чтобы набраться сил для скачка к социализму.

Изначально рамки нэповских преобразований определились руководством партии тем, в какой мере реформы укрепляли ее монополию на власть. Основные меры, проведенные в рамках НЭПа: продразверстка заменена продовольственным налогом, затем последовали новые меры, призванные заинтересовать широкие социальные слои в результатах своей хозяйственной деятельности. Легализовалась свободная торговля, частные лица получили право заниматься кустарными промыслами и открывать промышленные предприятия с числом рабочих до ста. Мелкие национализированные предприятия возвращались прежним владельцам. В 1922 было признано право на аренду земли и использование наемного труда; отменена система трудовых повинностей и трудовых мобилизаций. Натуральная оплата труда заменена денежной, был учрежден новый государственный банк и восстановлена система банков.

Все эти изменения правящая партия проводила, не отказываясь от своих идеологических воззрений и командных методов руководства социально-политическими и экономическими процессами. «Военный коммунизм» сдавал свои позиции постепенно.

Для своего развития НЭП нуждался в децентрализации хозяйственного управления, и в августе 1921 Совет Труда и Обороны (СТО) принял постановление реорганизовать главкистскую систему, при которой все предприятия одной отрасти промышленности подчинялись единому центральному органу управления – главному комитету (главку). Было сокращено количество отраслевых главков, в руках государства оставались только крупная промышленность и базовые отрасли хозяйства.

Частичное разгосударствление собственности, приватизация многих ранее национализированных предприятий, система ведения экономики на основе хозяйственного расчета, конкуренции, внедрение аренды совместных предприятий – все это характерные черты НЭПа. В то же время, эти «капиталистические» экономические элементы сочетались с мерами принуждения, усвоенными в годы «военного коммунизма».

НЭП привел к быстрому оживлению экономики. Появившаяся у крестьян экономическая заинтересованность в производстве сельскохозяйственной продукции позволила быстро насытить рынок продовольствием и преодолеть последствия голодных лет «военного коммунизма».

Однако уже на раннем этапе НЭПа (1921–1923) признание роли рынка сочеталось с мерами по его упразднению. Большинство руководителей коммунистической партии отнеслось к НЭПу как к «неизбежному злу», опасаясь, что он приведет к реставрации капитализма. У многих большевиков сохранялись «военно-коммунистические» иллюзии о том, что уничтожение частной собственности, торговли, денег, равенство в распределении материальных благ ведут к коммунизму, а НЭП есть измена коммунизму. По сути своей, НЭП был рассчитан на то, чтобы продолжая курс на социализм, путем лавирования, социального компромисса с большинством населения двигать страну к цели партии – социализму, хотя и более медленно и с меньшим риском. Считалось, что и в рыночных отношениях роль государства прежняя, как и при «военном коммунизме», а экономическую реформу оно должно проводить в рамках «социалистичности». Все это учитывалось в принятых в 1922 законах и в последующих законодательных актах.

Допущение рыночных механизмов, приведшее к восстановлению экономики, позволило политическому режиму укрепиться. Однако принципиальная несовместимость его с сущностью НЭПа как временного экономического компромисса с крестьянством и буржуазными элементами города неизбежно вела к отторжению идеи НЭПа. Даже в самые благоприятные для его развития годы (до середины 20-х) поступательные шаги в проведении этой политики делались неуверенно, противоречиво, с оглядкой на пройденный этап «военного коммунизма».

Советская и в значительной своей части постсоветская историография, сводя причины свертывания НЭПа к чисто экономическим факторам, лишила себя возможности в полной мере раскрыть его противоречия – между требованиями нормального функционирования экономики и политическими приоритетами партийного руководства, направленными сначала на ограничение, а затем и полное вытеснение частного производителя.

Трактовка руководством страны диктатуры пролетариата как подавления всех с ней не согласных, а также сохранившаяся у большинства кадрового состава партии приверженность «военно-коммунистическим» взглядам, усвоенным в годы гражданской войны, отражали свойственное коммунистам неуклонное стремление к достижению своих идейных установок. При этом стратегическая цель партии (социализм) оставалась прежней, а НЭП рассматривался как временное отступление от достигнутого за годы «военного коммунизма». Поэтому делалось все, чтобы не позволить НЭПу выйти за пределы, опасные для этой цели.

Рыночные методы регулирования экономики в нэповской России сочетались с внеэкономическими, с административным вмешательством. Преобладание государственной собственности на средства производства, крупной промышленности, являлось объективной основой такого вмешательства.

В годы НЭПа партийно-государственные верхи не хотели реформ, а были озабочены тем, что частный сектор получит преимущество перед государственным. Охваченные боязнью НЭПа, они принимали меры по его дискредитации. Официальная пропаганда всячески третировала частника, в общественном сознании формировался образ «нэпмана» как эксплуататора, классового врага. С середины 1920-х меры по сдерживанию развития НЭПа сменились курсом на его свертывание. Демонтаж НЭПА начался негласно, сначала мерами по налоговому удушению частного сектора, затем лишению его правовых гарантий. При этом на всех партийных форумах провозглашалась верность новой экономической политике. В конце 1920-х, посчитав, что новая экономическая политика перестала служить социализму, руководство страны ее отменило. Методы, которыми оно сворачивало НЭП, было революционным. В ходе ее осуществления деревенскую «буржуазию» (кулаков) «раскулачивали», конфисковали все ее имущество, ссылали в Сибирь, а «остатки городской буржуазии» – предпринимателей («нэпманов»), а также членов их семей лишали политических прав («лишенцы»); многих подвергали судебным преследованиям.

Ефим Гимпельсон

ПРИЛОЖЕНИЕ. ДЕКРЕТ ВЦИК О ЗАМЕНЕ РАЗВЕРСТКИ НАТУРАЛЬНЫМ НАЛОГОМ.

1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, разверстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом.

2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема, по мере того как восстановление транспорта и промышленности позволит Советской власти получать продукты сельского хозяйства в обмен на фабрично-заводские и кустарные продукты.

3. Налог взимается в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем.

4. Налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяев и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным. Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога.

Старательные хозяева-крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производительность хозяйств в целом, получают льготы по выполнению натурального налога.

7. Ответственность за выполнение налога возлагается на каждого отдельного хозяина, и органам Советской власти поручается налагать взыскания на каждого, кто не выполнил налога. Круговая ответственность отменяется.

Для контроля за применением и выполнением налога образуются организации местных крестьян по группам плательщиков разных размеров налога.

8. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства. Обмен допускается в пределах местного хозяйственного оборота как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах.

9. Тем земледельцам, которые остающиеся у них после выполнения налога излишки пожелают сдать государству, в обмен на эти добровольно сдаваемые излишки должны быть предоставлены предметы широкого потребления и сельскохозяйственного инвентаря. Для этого создается государственный постоянный запас сельскохозяйственного инвентаря и предметов широкого потребления как из продуктов внутреннего производства, так и из продуктов, закупленных за границей. Для последней цели выделяется часть государственного золотого фонда и часть заготовленного сырья.

10. Снабжение беднейшего сельского населения производится в государственном порядке по особым правилам.

11. В развитие настоящего Закона Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет предлагает Совету Народных Комиссаров не позднее месячного срока издать соответствующее подробное положение.

Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета

М.Калинин

Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета