Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Китайская мечта сбудется. Доложили расстановку: как Си Цзиньпин превратил политбюро в свой двор

На открывшемся в Пекине 18 октября XIX съезде КПК оглашен генеральный план развития страны вплоть до 2050 года.

В выступлении Генсека ЦК КПК Си Цзиньпина перед 2280 делегатами съезда названы три основных этапа. К 2020 году КНР намерена построить общество среднего достатка с многочисленным средним классом и полной ликвидацией нищеты. К 2035 году «Китай поднимется до уровня стран-лидеров инновационного типа»; будет завершено создание правового государства, сократится разрыв в уровне доходов, в том числе между городскими и сельскими жителями; планируется ликвидировать затяжной экологический кризис. Наконец, к 2050 году «Китай по совокупной национальной мощи и международному влиянию войдет в число стран-лидеров», отмечается в докладе.

Говоря о достижении этих целей, Си Цзиньпин обозначил целый ряд принципов и подходов, в том числе в экономической политике.

Во-первых, он признал, что заоблачных темпов роста китайской экономики больше ожидать не стоит. По его словам, страна перешла «от высоких темпов роста к высококачественному развитию». Напомним, что темпы роста ВВП КНР уверенно падают на несколько процентных пунктов ежегодно уже несколько лет подряд, снизившись в 2016 году до 6,7% - это самый низкий показатель за последнюю четверть века. Однако, это все же гораздо выше мировых показателей. За последние пять лет средние темпы роста китайской экономики составили 7,2%, тогда как глобальной - лишь 2,6%.

Во-вторых, Китай продолжит поддерживать ставшие уже традиционными меры экономического развития. В частности, интенсифицируется инфраструктурное строительство - прокладка железных и автомобильных дорог, развитие водных и воздушных путей сообщения, трубопроводного транспорта, сетей электроснабжения и логистики. Речь идет об огромных финансовых вливаниях. Напомним, что лишь в нынешнем году КНР выделила из бюджета 800 млрд юаней ($1,2 млрд) в строительство железных дорог и 1,8 трлн юаней ($272 млрд) в развитие шоссейных и водных дорог.

Судя по тексту доклада, еще долго будет продолжаться работа по ликвидации избыточных производственных мощностей, борьбе с кризисом перепроизводства по секторам, а также по сокращению чрезмерной долговой нагрузки.

В-третьих, подтвержден курс на ослабление государственного контроля над экономикой и передачу инициативы экономического развития в руки народа. Си Цзиньпин подчеркнул, что партия и государство будут «пробуждать и оберегать предпринимательский дух, поощрять большее число социальных субъектов к инновационной и предпринимательской деятельности». В этих целях будет значительно упрощен инвестиционный режим. Если сейчас большинство инвестпроектов подлежат обязательному одобрению властей, то в будущем предполагается создание “негативного списка” проектов, за пределами которого можно инвестировать во что угодно без предварительного разрешения, лишь уведомив власти о своих капиталовложениях. Сейчас подобный режим действует лишь в 11 зонах свободной торговли КНР. В докладе XIX съезду обещано, что он будет распространен на всю страну.

В-четвертых, подтверждена политическая воля Китая развивать экономическое сотрудничество с зарубежными партнерами и гарантировать права иностранного капитала у себя «дома». В докладе подчеркивается: «Открытые двери Китая не закроются, они будут распахиваться все шире. Делая упор на реализацию инициативы «Один пояс – Один путь», следует и дальше уделять внимание заимствованию извне и выходу вовне». «За счет расширения внешней торговли, культивирования новых видов хозяйственной деятельности и новых моделей в сфере торговли, следует интенсивнее продвигать работу по превращению Китая в полноценную торговую державу. Следует расширять доступ на рынок и открытость внешнему миру, защищать законные права и интересы иностранных инвесторов. Обеспечить одинаковое, равное отношение ко всем зарегистрированным на территории Китая предприятиям», - указал Си Цзиньпин.


Если предположить, что население Китая составит 1,48 млрд. человек, то в 2050 г. ВВП на душу населения составит $91 тыс. (при покупательной способности $1 1,25 юаней) или $36 тыс. (при покупательной способности $1 3,15 юаня).

Китайские экономисты и демографы составили прогноз динамики народонаселения до 2050 г. по трем вариантам: оптимистический, средний и пессимистический (табл.). Каждый из них основывается на предположении, что пик народонаселения страны придется на 2030-е гг., после чего начнется абсолютное сокращение.

При этом Китай не избежит естественного процесса постепенного старения населения (табл.).

По плану развития продукция сельского хозяйства должна возрасти с 12 млрд. юаней в 1995 г. до 120 млрд. в 2050 г. (табл.), увеличиваясь ежегодно на 4,3%.

В 2005 г. 92% китайского населения будет в возрасте до 64 лет. К 2020 г. удельный вес этой группы снизится, но останется на довольно высоком уровне: более 88%.

Стратегия промышленного развития до 2050 г . История индустриального развития Китая насчитывает более 200 лет. Этот отрезок времени можно разбить на 3 этапа и 6 периодов.

К 2050 г. доходы китайского населения достигнут уровня среднеразвитых индустриальных стран мира, перейдя к третьему этапу (шестому периоду).

На 1996-2000 г. ежегодные темпы экономического роста составили около 11,2%, а доля промышленности в ВВП - 45%.

1. На 2001-2010 гг. среднегодовые темпы роста промышленности должны составить 9%, среднедушевой доход населения достигнет $1120-2100. За это время восточные районы Китая перейдут с третьего периода развития ($560-1120 на человека) к четвертому ($1120-2100 на человека), а некоторые районы Китая перейдут к пятому периоду ($2100-3360 на человека).

2. За 2011-2030 гг. темпы прироста промышленного производства составят 7%, а доля промышленности в ВВП - 38-40%.

3. За 2031-2050 гг. темпы прироста составят 6%, в 2050 г. доля промышленности в ВВП составит 33-35%.

Увеличение доходов населения приведет к изменению структуры потребления. В табл. приведены предполагаемые сдвиги в потребительской структуре населения до 2020 г.

В 1995 г. ВВП на душу населения в КНР составил 4757 юаней в год, или в пересчете по номинальному курсу (1: 8,27) $568. Таким образом, в соответствии с данными критериями Китай вступил во второй этап (третий период) экономического роста, соответствующий этапу индустриализации.

Как следует из этой таблицы, за 20 ближайших лет китайское население существенно сократит свои расходы на продукты питания (с 48% от бюджета семьи до 32%). Затраты на одежду снизятся, но незначительно (на 2 процентных пункта). Зато произойдет резкое увеличение расходов на жилье (на 10 процентных пунктов). Это вызвано заметным улучшением обеспеченностью населения жильем и повышением его качества.

Уже сейчас Китай достиг немалых успехов в области жилищного строительства. Те, кто часто бывают в Пекине, согласятся с нами, что китайская столица изменяется практически до неузнаваемости каждый год. Дома строят круглосуточно и с высоким качеством. Причем пекинцы сетуют на то, что стремительно, квартал за кварталом исчезают старые привычные районы с традиционными фанзами и на их месте, как гигантские грибы, растут небоскребы.

Когда я побывал впервые в Пекине в 2000 г., то, возвратившись осенью в Москву, поймал себя на мысли, что сравнение двух столиц оказывается не в нашу пользу. Мой поезд «Пекин-Москва» шел мимо тлеющей телебашни в Останкино, а газеты «обсасывали» фразу Путина о затонувшей подводной лодке «Курск».

Пекин показался более современным и процветающим городом. И это при том, что в столице России ныне сосредоточено 80% финансового капитала страны, а в столице Китая - не более 10%. Москвичи традиционно восхищаются мэром Лужковым как архитектором «московского чуда». Однако данное «чудо» покоится на беззастенчивой эксплуатации столицей всей остальной России. Давно пора признать, что интересы развития Москвы пришли в антагонистическое противоречие с развитием страны в целом. Москва не заинтересована в развитии регионов страны, более того, она всемерно подавляет это развитие. Прав был пародист М. Задорнов, который отметил, что между Москвой и Россией сейчас примерно такие же отношения, как между США и остальным миром.

Юркова Ю.А. Перспективы развития экономики Китая // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 2. №1. – С. 54-57.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ

Ю.А. Юркова , м агистр

Уральский Государственный Экономический Университет

(Россия, г. Екатеринбург)

Аннотация . В данной статье рассматриваются перспективы экономики Китая в долгосрочном периоде. Изучается модель хозяйственной деятельности страны, ее ключевые особенности. Рассматриваются варианты экономического роста экономики Китая с точки зрения других авторов, изучающих данную проблему. Составлен прогноз развития экономики Китая до 2025 года на основе на основе данных Международного валютного фонда. Так же изучено положение национальной валюты Китая на мировой арене .

Ключевые слова: Валовой внутренний продукт (ВВП), инновации, национальная валюта, девальвация, курс валюты.

Экономическое положение Китая

Китай – одна из древнейших цивилизаций мира, д остиг ла за последние 30 лет небывалых высот, Китай продолжает усиливать св о ю роли в мировой экономике . Особая модель развития хозяйственной деятельности в стране за последнее десятилетие продемонстрировала небывалый рост в развитии страны. Модель развития основывается на привлечении инвестиций, ориентации на экспорт и дешевой рабочей силе .

Характерными чертами модели экономики Китая являются ориентация промышленности на экспорт , высокая доля инвестиций в ВВП , активное участие государства в развитии экономики страны. Такие фундаментальные особенности Китайской модели породили другие характерные черты, которые стали залогом успеха Китая. Такими чертами являются:

— дешевая социальная политика, сюда относится отказ государства о выплате пенсий и пособий, низкий уровень безопасности на производстве и др.;

— ограничение рождаемости;

— низкий курс юаня, который способствует экспорту товаров;

— высокая доля ВВП, которая позволяет делать огромные инвестиции и п оддерживать высокие темпы роста. (по данным Азиатского банка инвестиций в основной капитал увеличиваются ежегодно более чем на 20%) .

— целенаправленная политика государства в области низких тарифов на энергию и сырье, создания инфраструктуры, повышения производительности труда, инновационности , степени открытости страны и т.д.[ 2 ].

Но так же стоит отметить, что данные черты являются как преимуществом, так и слабостями страны. Но несмотря на это н а сегодняшний день Китай стал претендентом на первое место в мировом рейтинге.

В свей работе « Россия-Китай 20 50 стратегия соразвития » Б.Н Кузык и М.Л. Титаренко выдвигают четыре варианта экономического роста Китая:

1. Резкое возвышение . В ыход Китая на второе место в мире вслед за США по абсолютному объему ВВП, пересчитанному из юаней в доллары по официальному курсу. Реализация подобного сценария требует длительного сохранения высоких темпов роста. При среднегодовом приросте ВВП в 7% за 20 лет он вырастет почти в 4 раза, а за 30 лет - в 7,6 раза. В этом случае вполне вероятно вовлечение России в целом или как минимум ее азиатской части в сферу доминирующего экономического влияния Китая .

2. Затухание темпов роста (после 2010 г. – до 5-6% в год, а после 2020 г. – еще ниже). Сценарий вытекает, отмечают авторы из нынешний тенденций развития и обещает большую «покладистость» Китая на международной арене, в том числе в отношениях с Россией.

3. Застой затухание темпов роста до уровня, обеспечивающего только удовлетворение потребностей населения. Авторы считают маловероятным его реализацию, так как Китай имеет огромный инвестиционный задел и возможен только в случае ухудшения ситуации в мировой экономике .

4. Срыв. Данный вариант подразумевает полное скатывание страны к суженному воспроизводству. Авторы считают, что он возможен только в случае попытки силового восстановления суверенитета над Тайванем либо системного кризиса в стране. Данный вариант развития маловероятен, но гипотетически он существует.

Из представленн ых вариантов развития экономики Китая, возможен вариант «Затухания темпов роста». По данным исследовательской организации Conference Board за последние годы темпы роста китайской экономики снижаются, идет уменьшение ВВП и темпов роста промышленного производства . На рисунке 1 и рисунке 2 представлена динамика темпов роста промышленного производства и динамика ВВП Китая.


Рис. 2 Д инамика ВВП Китая

На сегодняшн ий день Китай проводит активное внедрение инновационных проектов. Данный процесс проходит во многих отраслях экономики. Отмечается ряд особенностей в инновационном развитии Китая , к таким особенностям относятся высокая эффективность достижения целей с невысокой затратой ресурсов; наличие квалифицированных и дешевых трудовых ресурсов; территориальная диверсификация (на юго-востоке больше ресурсов для инновационного подхода) .

Что же касается прогноза экономического развития Китая то Международный валютный фонд на основании доклада ICP прогнозировал, что Китай сможет обогнать США только в 2019 году. Но по оценке МВФ китайский ВВП в текущих ценах в долларах к концу 2014 года составил $10,4 трлн, а ВВП США – $16,8 трлн. И в будущем периоде до 2019 года занимаемое положение Китая не изменится.

С точки зрения аналитической организации IHS, стать крупнейшей экономикой мира Китаю удастся к 2024 году – к тому времени номинальный ВВП Китая в долларах США составит $28,85 трлн и опередит ВВП США ($27,31 трлн). Доля китайской экономики в глобальном выпуске, по прогнозу IHS, вырастет с 12% в 2013 году до 20% к 2025 году.

Девальвация национальной валюты

Что ж е касаемо национальной валюты Китая, но на сегодняшний день юань переживает девальвацию. В результате первой девальвации 11 августа 2015 г. произошло максимальное с 1994 г. снижение юаня в 1,9% [ 6 ] .

По итогам июля 2015 г. профицит торгового баланса КНР сократился на 8,2% по отношению к показателю 2014 г. (до 347,2 млрд. долл. США), причем объем экспорта в долларовом выражении снизился на 8,3% (р ис. 3), а импорт − на 8,1%


В целях поддержки экспортеров Народный Банк Китая прибегнул к девальвации юаня. Так, данная мера сделает товары китайских производителей более дешевыми на мировом рынке, а значит, повысит их конкурентоспособность [ 6 ] .

Следует отметить, что девальвация юаня затронула международные рынки (валютные, товарные, фондовые): снизились курсы валют, цены на сырье, упали в стоимости многие ценные бумаги. в данный момент понижение курса китайской валюты представляет серьезную угрозу для экспортоориентированных компаний ключевых регионов мира. В качестве ответной реакции стоимость многих валют, включая сингапурский доллар, южнокорейскую вону и тайваньский доллар, также снизилась [ 6 ] .

П осле понижения курса юаня акции крупнейших американских экспортоориентированных компаний существенно снизились в цене. В настоящее время до 30% общемировых продаж американских компаний приходится на китайский рынок. При этом снижение цен производителей параллельно с падением нефтяных котировок не позволяет темпам потребительской инфляции в США достичь целевого уровня в 2%. В целом понижение курса китайской национальной валюты должно положительно отразиться на экономике Китая. Но данное действие может негативно отразится на отношениях между КНР и США [ 6 ] .


Библиографический список

1. Asian Development Bank : [Режим доступа: http :// www . adb . org ] ;

2. Перспективы развития экономической модели Китая: [Режим доступа: http://elibrary.ru];

3. «К итай — Россия — 2050: стратегия соразвития » Б. Н. Кузык , М. Л. Титаренко;

4 . The Conference Board: [ Режим доступа : https://www.conference-board.org ] ;

5. Национальная инновационная система Китая: [Режим доступа: http://elibrary.ru];

6. Девальвация юаня как способ ре шения экономических задач Китая: [Режим доступа: http://elibrary.ru ];

DEVELOPMENT PROSPECTS OF CHINA’S ECONOMY

J.A. Yurkova , master

Ural state economic university

(Russia , Ekaterinburg )

Abstract. This article discusses the prospects of China’s economy in the long term. We study the model of economic activity of the country and its key features. Considers options for economic growth of the Chinese economy from the point of view of other authors studying this problem. Compiled forecast of development of China’s economy up to 2025 on the basis of on the basis of data from the International monetary Fund. Researched the position of the national currency of China on the world stage.

K eywords: Gross domestic product (GDP), innovation, the national currency, devaluation , t he exchange rate.

Раз в пять лет коммунистическая партия Китая проводит Всекитайский съезд, где принимаются два ключевых решения: кто будет руководить Китаем в течение следующих пяти лет, и по какому пути развития будут следовать эти руководители. Недавно завершившийся XIX съезд КПК принял не только эти важные решения, но и ряд других.

Помимо избрания нового Постоянного комитета Политбюро, XIX съезд партии переизбрал председателя КНР Си Цзиньпина руководителем КПК и включил названную в его честь идеологию — «Идеи Си Цзиньпина» — в партийный устав. Съезд также утвердил программу будущего развития страны до 2050 года, в которой нашли отражение перемены, произошедшие в Китае благодаря экономическим реформам и открытию страны.

На XIII съезде КПК в октябре 1987 года руководство Китая провозгласило, что «основным противоречием» в стране является противоречие между «ростом материальных и культурных потребностей народа и отсталостью общественного производства». Иными словами, главная задача заключалась в производстве достаточного количества еды, одежды и книг для всех китайцев.

Тридцать лет спустя основным противоречием в Китае стало противоречие между «растущими потребностями в повышенном качестве жизни и недостаточным и несбалансированным экономическим развитием». В своём обращении к XIX съезду партии Си Цзиньпин объявил, что, поскольку Китай в целом может обеспечить базовые потребности народа, целью теперь должно стать повышение качества его жизни.

В связи с этим, XIX съезд начертил новую дорожную карту, опираясь на «цели двух столетних юбилеев», поставленные ещё на XVIII съезде. Первая столетняя цель — построить «среднезажиточное общество» («сяо-кан») к 2021 году, то есть к столетней годовщине основания КПК. Суть в том, чтобы обеспечить массовое процветание и практически ликвидировать бедность.

Вторая столетняя цель — превратить Китай в «полностью развитую и передовую страну» к 2049 году, то есть к столетнему юбилею основания Народной республики. План, утверждённый съездом, заключается в том, чтобы сделать Китай процветающим, цивилизованным, гармоничным и современным социалистическим обществом с качественным государственным управлением. Такой Китай станет ведущей мировой державой, занимающей высокое место среди стран с развитой экономикой.

Контекст

Четверть триллиона долларов на встрече Си и Трампа

Жэньминь жибао 10.11.2017

Доложили расстановку: как Си Цзиньпин превратил политбюро в свой двор

Carnegie Moscow Center 29.10.2017

Западный мир и его слабые лидеры

El Pais 26.10.2017

Си Цзиньпин - Мао 2.0

The Guardian 25.10.2017

Речь Си Цзиньпина на партийном съезде

Time 18.10.2017

XIX съезд партии отчасти уже разметил путь между этими двумя столетними целями: как только будет достигнута первая цель, задачей страны станет модернизация китайского общества к 2035 году. Модернизированный Китай превратится в мирового лидера в сфере инноваций, это будет страна с чистой природой, с массовым средним классом и со значительно сократившимся разрывом между городом и селом в темпах экономического роста, качестве государственных услуг и стандартах жизни.

Для достижения этих целей, в первую очередь, необходимо, чтобы руководство Китая понимало, на каком этапе сейчас находится процесс развития страны. В этом смысле позитивным является признание китайскими лидерами на последнем съезде партии того факта, что Китай сейчас находится — и будет находиться — на первом этапе социализма. Это означает, что Китай обязан ставить перед собой задачи, прежде всего, экономического развития в расчёте на то, что экономический рост позволить решить проблемы страны.

В связи с этим, высшее китайское руководство пообещало продолжить проведение структурных реформ и либерализации экономики. Эта работа опирается на решения, принятые в 2013 году на Третьем пленуме Центрального комитета КПК 18-го созыва, согласно которым рынку должна быть предоставлена «решающая роль» в распределении ресурсов.

Как указывалось на XIX съезде партии, для выполнения этих решений Китаю будет необходимо защищать права частной собственности и предпринимательство. Это очень важно, поскольку частный сектор обеспечивает более 60% ВВП Китая, 50% налогов страны, 70% её технологических и продуктовых инноваций, а также 80% рабочих мест, хотя при этом он потребляет менее 40% ресурсов.

В том, что касается либерализации, Китай обязуется проводить политику дальнейшего открытия рынков для торговли и иностранных инвестиций, защищая при этом законные права и интересы иностранных инвесторов. В рамках этой работы правительство начинает создавать новые зоны свободной торговли и изучает возможность открытия портов свободной торговли в некоторых регионах.

Считается, что Китай может достигнуть цели превращения в страну с высоким уровнем доходов к 2035 году. Однако для этого стране придётся поддерживать темпы роста производительности труда на уровне, как минимум, 5% в год в течение ближайших 15-20 лет. Такой результат будет зависеть от успешного повышения темпов урбанизации и ускорения технологического прогресса.

Ключом к успеху станет такое руководство страны, которое способно эффективно адаптироваться к изменению внутренних и внешних условий и справляться с рисками, накопленными за несколько минувших десятилетий. Например, ему придётся заняться проблемой роста неравенства в доходах, вызванным, главным образом, огромной разницей в доходах в городе и на селе, хотя разница в доходах жителей городов также растёт. В 2014 году размер подушевого дохода 5% самых богатых домохозяйств составил 53300 юаней ($8024), а доход 5% самых бедных домохозяйств равнялся всего лишь 1600 юаням.

По данным опросов Центра исследований финансового состояния китайских домохозяйств (CHFS), коэффициент Джини в Китае, а это наиболее общепринятый индикатор неравенства, вырос с 0,238 в 1983 году до 0,491 в 2008 году. В 2010 году он достиг рекордного уровня 0,61, а в 2012 году составил 0,60 (это намного выше официальных цифр — 0,481 и 0,474 соответственно). В 2016 году коэффициент Джини упал до 0,465, однако эта цифра по-прежнему выше уровня, наблюдаемого в крупных развитых странах — 0,24-0,36.

Китай сталкивается и с проблемой роста неравенства в распределении богатства. В 1988 и 1995 годах коэффициент Джини, показывающий неравенство богатства между домохозяйствами, равнялся всего лишь 0,34 и 0,4 соответственно. Но он рос, достигнув пика в 2010 году — 0,739. В 2014 году беднейшие 25% домохозяйств владели менее 2% совокупного богатства страны, в то время как 1% самых богатых — одной третью.

Если Китай не сможет обуздать неравенство, это негативно повлияет на долгосрочный рост экономики. Однако благодаря чёткому плану развития и сильному лидеру, чьё политическое могущество гарантирует продолжение реформ, Китай хорошо позиционирован для решения стоящих перед ним проблем и продолжения беспрецедентных экономических успехов.

Впрочем, даже если страна и достигнет своих целей в 2050 году, её проблемы не закончатся: китайскому руководству придётся иметь дело со стареющим населением. Согласно пересмотренным в 2017 году «Прогнозам численности мирового населения» ООН, к 2050 году 36,5% населения Китая будет старше 60 лет. Медианный возраст может увеличиться до 49,6 лет; это близко к японскому уровню 53,3 года и выше, чем в Швеции, Великобритании, Евросоюзе и США. Этот факт подчёркивает, насколько важно китайскому руководству принимать правильные решения, поставив страну на стабильный фундамент к 2050 году.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

О стратегическом прорыве Китая к 2050 году

по материалам круглого стола «Будущее 2050: Индо-Тихоокеанский регион» Экспертно-аналитического центра ДВФУ

На XIX съезде Коммунистическая партия Китая (КПК) объявила о новом составе правительства, которое возглавляет Си Цзиньпин, ставший одним из самых влиятельных политиков Китайской Народной Республики (КНР) с момента проведения последнего съезда Центрального комитета КПК в 2012 году. После переизбрания на пост Генерального секретаря единственной правящей политической партии Китая, ее председателя и главы Центрального военного совета, Си Цзиньпин будет возглавлять 89 млн членов КПК и 1,3 миллиард граждан КНР в течение следующих пяти лет и, возможно, в дальнейшем, так как руководителю предстоит реализовать основную цель КНР - стать «социалистической современной мощной державой».

XIX съезд Коммунистической партии разработал конкретный двухэтапный стратегический план: на первом этапе с 2020 по 2035 годы планируют достичь основной социалистической модернизации, а на втором этапе с 2035 года до середины XXI века Китай станет процветающим, сильным, демократическим, цивилизованным, гармоничным и красивым социалистическим современным мощным государством. Достижение данной цели и реализация этапов заключается в том, чтобы четко определить график и «дорожную карту» «китайской мечты» - великого восстановления китайской нации - и спланировать стратегические шаги, которые можно реализовать на практике.

На съезде, который явился важным этапом в жизни китайского общества, Си Цзиньпин подвел итоги пятилетнему управлению страной и заявил, что Китай вошел в «новую эру» под его руководством. С таким уровнем уверенности и оптимизма Китай в ближайшие десятилетия лет не будет стесняться предлагать «китайскую мудрость и китайский подход к решению проблем, стоящих перед человечеством». Китай, скорее всего, добьется этого путем дальнейшего продвижения своего флагманского международного проекта развития ― инициативы «Пояса и Пути», которая интегрирует страны «сообщества единой судьбы». Конечная цель проекта ― превратить Евразию в экономический и стратегический регион, который будет соперничать, и, наконец, сможет превзойти евроатлантический регион.

Согласно упомянутой идее, одним из основных сдвигов в политике станет внешняя ориентированность Поднебесной. Страна будет играть более активную роль в решении основных глобальных проблем, выходящих за рамки непосредственного отношения к национальным и региональным интересам Китая.

Наступил конец эпохи Дэн Сяопина на мировой арене, последнее время Пекин использует подход, характеризующийся в международной политике, как «цянши дань бу цян’ин», что переводится как «сильный, но не жесткий». На протяжении десятилетий Китай тихо и спокойно добивался успеха на арене глобальной политики. В конце 1980-х годов Дэн Сяопин поручил китайским дипломатам вести себя сдержанно, и эта стратегия часто переводится на английский язык, как «скрыть наши возможности и держаться в стороне». Тогда китайское руководство считало, что их приоритетом является развитие внутренней экономики Китая, они не желали вмешиваться в международные дела, не имевшие прямого отношения к Китаю.

Изучение внешнеполитических действий Си Цзиньпина после XIX съезда раскрывают истинные национальные амбиции Пекина. Председатель КНР выдвинул «Четыре великих цели» ― опыт великой борьбы в новой эре; великое дело строительства КПК; и продвижение великого дела социализма с китайской спецификой с целью реализации великой мечты Китая о национальном возрождении. Согласно стратегическим планам, «к 2049 году всеобъемлющая национальная мощь и международное влияние Китая будут на переднем фланге». Иными словами, руководитель страны намерен восстановить статус Поднебесной как ведущей мировой державы, тем самым к 2049 году реализовать стратегию «современного и мощного Китая».

Вопрос «каким образом?» включает в себя нескольких стратегических целей. Во-первых, продвигать за рубежом «Мысль Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новой эре». До сих пор Пекин не активно экспортировал свою идеологию. Однако, лидер Китая рассматривает западную либеральную демократию как, в лучшем случае, препятствующую росту Китая и, в худшем случае, угрозу реализации «китайской мечты». Он считает, что китайский социализм философски превосходит западную альтернативу, о чем свидетельствует национальное развитие Китая и экономический рост; модель Китая дает возможность догнать развитые страны и предотвратить возвращение в эпоху унизительного колониализма.

Вторая главная цель состоит в вытеснении существующего мирового порядка, ориентированного на западные ценности. Развивающимся странам правительство КНР намерено предложить стратегическое экономическое и политическое «доброжелательное» управление под эгидой китайского руководства, включая взаимную дружбу, но не создание альянсов - экономическое развитие с политической независимостью. Необходимо обратить внимание на то, что Китай являет собой растущую экономическую и политическую силу - привлекательную для развивающихся государств, особенно с авторитарным режимом правления.

Третья цель - это дальнейшее реформирование Народно-освободительной армии Китая (НОАК), направленное на обеспечение и защиту национального суверенитета. НОАК будет модернизирована к 2035 году, и к 2049 году Китай станет военной державой мирового класса, что означает достижение регионального превосходства армии Китая к 2035 году и и глобального паритета с армией США к 2049 году.

Четвертая цель состоит в проведении более настойчивой внешней политики с целью продвижения и реализации идеи «китайской мечты». Национальная безопасность сейчас столь же важна, как и экономическое развитие. Новый стратегический подход предполагает сбалансированную интеграцию двух интересов - долгосрочного экономического развития с проведением сопутствующих экономических реформ, направленных на реструктуризацию и перестройку глобального политического порядка, а также безопасность, защиту и укрепление внутренних институтов социалистической системы Китая до тех пор, пока КНР не станет центром этого нового глобального порядка.

Таким образом, эти четыре цели представляют собой организующие принципы оценки стратегических действий, которые в ближайшее будущее способствуют безусловному стратегическому прорыву Пекина.

Переход Китая от игрока «тихого и спокойного» к «решительному» на мировой арене будет отражен в его изменяющемся подходе к международному развитию, коммуникации и «мягкой силе». В своем выступлении на партийном съезде председатель КНР призвал «укрепить уверенность» в развитии китайской культуры. Руководитель Китая также отметил, что Китай «усилит свою культурную мягкую силу», представив «настоящий, многомерный и панорамный взгляд на Китай». Китай не будет стесняться эффективно популяризировать свою историю и традиции.

Си Цзиньпин отмечает, что Китай будет продвигать «создание сообщества с единым будущим для человечества», также известное как «сообщество единой судьбы». Эта новая стратегия внешней политики Китая направлена на «выгодное всем открытое, инновационное и всестороннее развитие». На самом деле, это не означает, что Коммунистическая партия Китая будет идти на компромисс в отношении того, что она считает ключевыми национальными интересами. Например, Си Цзиньпин твердо настаивает, что в решении тайваньского вопроса КПК имеет «решимость, уверенность и способность побеждать сепаратистские попытки «независимости Тайваня» в любой форме». Действительно, как отмечают многие китайские эксперты, значительное количество людей в Китае считают, что Коммунистическая партия потеряет свою легитимность, если она потеряет Тайвань.

Если планы, намеченные руководителем КНР, должны быть добросовестно реализованы, мировое сообщество увидит фундаментальные изменения в дипломатической стратегии и внешней политике в ближайшие несколько лет. Под руководством председателя ЦК КПК Китай перейдет от модели страны, достигшей «тихого и спокойного успеха», к модели заинтересованного в поддержании контактов с другими странами, народами, действующего на опережение и уверенного игрока, который сообщит миру то, каким он его видит, и что он считает более подходящим в определении справедливого международного порядка.

Китай работает над расширением сближения интересов со все большим количеством стран, такими как Пакистан, Лаос, Камбоджа, и формирует сообщества единой судьбы на двусторонней основе. КНР также обратилась к странам Юго-Восточной Азии, Африки, Европы, Латинской Америки и Ближнего Востока с просьбой развивать подобные сообщества, продвигая взаимовыгодное сотрудничество.

Таким образом, те амбициозные цели и задачи, которые поставлены съездом в 2017 году для достижения стратегического прорыва в реализации «китайской мечты» и строительства социалистического современного государства, к 2050 году будут выполнены. Сегодня уже сформировался новый тип международных отношений с выигрышным для Поднебесной сотрудничеством. На международной арене переход Китая от роли игрока, завоевавшего «тихий успех», к игроку «решительному» будет отражен в его изменяющемся подходе к международному развитию коммуникации и «мягкой силе». В своем выступлении на партийном съезде председатель КНР обозначил главные стратегические цели Пекина, которые включают в себя расширение глобального влияния через амбициозную инициативу «Пояса и Пути», создание сообщества с единым будущим для человечества, экспансивное наращивание и модернизацию Народно-освободительной армии, уверенную и наступательную внешнюю политику.

В завершении следует отметить, что активизация внешней политики Китая не является угрозой для России, несмотря на гуляющие в онлайне и оффлайне высказывания. Как проект «Один пояс - один путь», так и укрепление военного присутствия на южных рубежах КНР и, прежде всего, в Южно-Китайском море, являются реализацией описанной стратегии Пекина и не несут угрозу Российской Федерации. Более того, для реализации китайских проектов, направленных на Европу, сглаживания экономических споров с Соединенными Штатами, решения тайваньского вопроса, снижения напряженности возле южных территориальных вод Поднебесной, участие в освоение Африканского континента и многого другого, стране необходимы не просто мирные, но и дружеские отношения с Москвой.

В свою очередь, дальнейшее развитие Тихоокеанской России напрямую зависит от китайского участия в масштабных проектах в области добычи и переработки полезных ископаемых, строительства и производства. Участие китайского бизнеса в развитии Дальнего Востока позволит российской власти сконцентрироваться на развитии инженерной и социальной инфраструктуры, а компании и финансово-промышленные группы из других государств региона получат четкий сигнал о перспективах участия в дальневосточных проектах.