Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Ведение внутреннего финансового контроля. Внутренний контроль – насущная необходимость любой компании

Добавлен на сайт:

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение о внутреннем контроле за финансово-хозяйственной деятельностью [наименование экономического субъекта] (далее соответственно - Положение, Общество) разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, уставом и внутренними документами Общества.

1.2. Настоящее Положение определяет цели, задачи и процедуры внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества (далее - внутренний контроль).

1.3. Для целей настоящего Положения под внутренним контролем понимается процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что Общество обеспечивает:

Эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

Достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;

Соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

1.4. Внутренний контроль способствует достижению Обществом целей своей деятельности, обеспечивает предотвращение или выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности.

2. Элементы внутреннего контроля

2.1. Основными элементами внутреннего контроля Общества являются:

Контрольная среда;

Оценка рисков;

Процедуры внутреннего контроля;

Информация и коммуникация;

Оценка внутреннего контроля.

2.2. Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности Общества, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю на уровне Общества в целом. Контрольная среда отражает культуру управления Обществом и создает надлежащее отношение персонала к организации и осуществлению внутреннего контроля.

2.3. Оценка рисков представляет собой процесс выявления и анализа рисков. Для целей настоящего Положения под риском понимается сочетание вероятности и последствий недостижения Обществом целей деятельности. При выявлении рисков Общество принимает соответствующие решения по управлению ими, в том числе путем создания необходимой контрольной среды, организации процедур внутреннего контроля, информирования персонала и оценки результатов осуществления внутреннего контроля.

Применительно к ведению бухгалтерского учета, в том числе составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, оценка рисков призвана выявлять риски, которые могут повлиять на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности. В ходе такой оценки Общество рассматривает вероятность искажения учетных и отчетных данных исходя из следующих допущений:

Возникновение и существование: факты хозяйственной жизни, отраженные в бухгалтерском учете, имели место в отчетном периоде и относятся к деятельности Общества;

Полнота: факты хозяйственной жизни, имевшие место в отчетном периоде и подлежащие отнесению к этому периоду, фактически отражены в бухгалтерском учете;

Права и обязательства: имущество, имущественные права и обязательства Общества, отраженные в бухгалтерском учете, фактически существуют;

Оценка и распределение: активы, обязательства, доходы и расходы отражены в правильном стоимостном измерении на соответствующих счетах бухгалтерского учета и в соответствующих регистрах бухгалтерского учета;

Представление и раскрытие: данные бухгалтерского учета корректно представлены и раскрыты в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

2.4. Процедуры внутреннего контроля представляют собой действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей Общества.

2.4.1. Процедуры внутреннего контроля, применяемые Обществом:

Документальное оформление;

Подтверждение соответствия между объектами (документами) или их соответствия установленным требованиям;

Сверка данных;

Разграничение полномочий и ротация обязанностей;

Процедуры контроля фактического наличия и состояния объектов, в том числе физическая охрана, ограничение доступа, инвентаризация;

Надзор, обеспечивающий оценку достижения поставленных целей или показателей;

Процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами, среди которых, как правило, выделяют процедуры общего компьютерного контроля и процедуры контроля, осуществляемые в отношении отдельных функциональных элементов системы (модулей, приложений).

2.4.2. Для целей противодействия злоупотреблениям наиболее эффективными процедурами внутреннего контроля являются санкционирование (авторизация) сделок и операций, разграничение полномочий и ротация обязанностей, контроль фактического наличия и состояния объектов.

2.4.3. В зависимости от момента осуществления процедуры внутреннего контроля подразделяются на предварительные и последующие.

Предварительные процедуры внутреннего контроля направлены на предупреждение появления ошибок и нарушений установленного порядка деятельности Общества.

Последующие процедуры внутреннего контроля направлены на выявление ошибок и нарушений установленного порядка деятельности Общества.

2.4.4. В зависимости от степени автоматизации процедуры внутреннего контроля подразделяются на автоматические, полуавтоматические, ручные.

Автоматические процедуры внутреннего контроля выполняются информационной системой без участия персонала.

Полуавтоматические процедуры внутреннего контроля выполняются информационной системой, но инициируются или завершаются вручную.

Ручные процедуры внутреннего контроля выполняются персоналом Общества вне информационных систем.

2.5. Качественная и своевременная информация обеспечивает функционирование внутреннего контроля и возможность достижения им поставленных целей. Основным источником информации для принятия решений являются информационные системы Общества. Качество хранимой и обрабатываемой в них информации может существенно влиять на управленческие решения Общества, эффективность внутреннего контроля. Информационная система Общества должна обеспечивать ведение бухгалтерского учета.

Коммуникация представляет собой распространение информации, необходимой для принятия управленческих решений и осуществления внутреннего контроля.

2.6. Оценка внутреннего контроля осуществляется в отношении элементов внутреннего контроля с целью определения их эффективности и результативности, а также необходимости изменения их. Оценка внутреннего контроля осуществляется не реже одного раза в год. Объем оценки внутреннего контроля определяется руководителем или внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) Общества.

Объем и характер способов и методов оценки внутреннего контроля определяются руководителем соответствующего подразделения или руководителем Общества.

Одним из видов оценки внутреннего контроля является непрерывный мониторинг внутреннего контроля, то есть оценка внутреннего контроля, осуществляемая Обществом на постоянной основе в ходе его повседневной деятельности. Непрерывный мониторинг может осуществляться руководством Общества в форме регулярного анализа результатов деятельности Общества, проверки результатов выполнения отдельных хозяйственных операций, регулярной оценки и уточнения внутренней организационно-распорядительной документации и других формах.

3. Документирование внутреннего контроля

3.1. Порядок организации и осуществления внутреннего контроля оформляется документально на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Положения, касающиеся организации внутреннего контроля, являются частью учредительных и внутренних организационно-распорядительных документов Общества: приказов, распоряжений, положений, должностных и иных инструкций, регламентов, методик, стандартов бухгалтерского учета Общества.

3.2. Положения, касающиеся контрольной среды Общества, являются частью документов, определяющих:

Стратегию, цели и ценности Общества, его поведение на рынке и методы управления им;

Правила поведения руководства и иного персонала Общества при наступлении различных событий, процедуры рассмотрения жалоб (кодекс корпоративного управления, кодекс деловой этики);

Организационную структуру Общества, в том числе место и роль его подразделений, уровни принятия решений, штатное расписание;

Функции подразделений Общества, полномочия и ответственность их руководителей (положения об отдельных подразделениях Общества);

Правила принятия управленческих решений и осуществления сделок и операций, в том числе учетную политику Общества;

Кадровую политику, устанавливающую подходы к найму, обучению и развитию персонала Общества, критерии оценки результатов деятельности, систему оплаты труда.

Применительно к ведению бухгалтерского учета, в том числе составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, контрольную среду могут описывать положение о бухгалтерской службе, учетная политика Общества, требования к квалификации бухгалтерского персонала и другие документы, устанавливающие общие требования к среде, в которой организуется и ведется бухгалтерский учет, порядку взаимодействия подразделений и персонала Общества и принятия решений по вопросам бухгалтерского учета.

3.3. Документированию рисков предшествует описание бизнес-процессов и процедур работы Общества. Достоверное описание бизнес-процессов Общества способствует выявлению и оценке всех существенных рисков вне зависимости от того, осуществляется ли в настоящее время в отношении них внутренний контроль.

Описание бизнес-процессов Общества проводится в разрезе направлений его деятельности, его юридической или организационной структуры. Описания бизнес-процессов Общества составляются в текстовой и графической форме, что обеспечивает полноту и наглядность представления деятельности Общества.

Описание риска включает:

Указание на потенциальное неблагоприятное внутреннее и (или) внешнее событие (факт, обстоятельство), порождающее риск;

Причину и вероятность его возникновения;

Возможные негативные последствия (ущерб), их количественную и (или) качественную оценку.

По результатам оценки рисков Общество определяет наиболее существенные риски и принимает решения для минимизации их посредством организации и осуществления внутреннего контроля.

С целью систематизации принятых Обществом процедур внутреннего контроля, относящихся к определенным выявленным рискам и зафиксированных в соответствующих внутренних организационно-распорядительных документах, а также оценки полноты покрытия внутренним контролем выявленных рисков, составляется матрица рисков и процедур внутреннего контроля.

Матрица рисков и процедур внутреннего контроля содержит:

Описание риска, на минимизацию последствий которого направлен внутренний контроль;

Наименование области или процесса, который подвержен риску;

Наименование и краткое описание процедуры (процедур) внутреннего контроля, посредством осуществления которой (которых) минимизируются последствия риска;

Классификацию процедуры внутреннего контроля, если это необходимо для структурирования информации;

Исполнителя процедуры внутреннего контроля;

Частоту (периодичность) осуществления процедуры внутреннего контроля;

Входящие документы, на основании которых осуществляется процедура внутреннего контроля;

Исходящие документы.

3.4. Документация, оформляющая организацию внутреннего контроля, регулярно обновляется. Общество не реже одного раза в год проводит оценку необходимости обновления документации. Основанием для обновления документации могут являться результаты периодической оценки и непрерывного мониторинга внутреннего контроля, организационные изменения, изменения процессов и процедур работы Общества. Обновление документации производится в течение разумного срока после выявления ее недостатков или изменений в деятельности Общества.

3.5. Общество обеспечивает хранение документации, оформляющей организацию и осуществление внутреннего контроля, в течение разумных сроков.

4. Организация внутреннего контроля

4.1. Порядок организации внутреннего контроля, в том числе обязанности и полномочия подразделений и персонала Общества, определен в зависимости от характера и масштабов деятельности Общества, особенностей его системы управления.

4.2. При организации внутреннего контроля Общество исходит из того, что:

Внутренний контроль должен осуществляться на всех уровнях управления Обществом, во всех его подразделениях;

В осуществлении внутреннего контроля должен участвовать весь персонал Общества в соответствии с его полномочиями и функциями;

Полезность внутреннего контроля должна быть сопоставима с затратами на его организацию и осуществление.

4.3. Внутренний контроль осуществляют:

Органы управления Общества;

Ревизионная комиссия (ревизор) Общества;

Главный бухгалтер Общества;

Внутренний аудитор (служба внутреннего аудита) Общества;

Другой персонал и подразделения Общества;

Специальные должностные лица, специальное подразделение Общества, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля.

4.4. Совет директоров (наблюдательный совет) Общества:

Устанавливает общие принципы и требования к внутреннему контролю;

Утверждает стандарты, методики организации и осуществления внутреннего контроля на уровне Общества в целом;

Принимает решения по повышению эффективности внутреннего контроля.

4.5. Комитет по аудиту совета директоров (наблюдательного совета) Общества:

Наблюдает за эффективностью внутреннего контроля, независимостью специального подразделения внутреннего контроля, процессом обеспечения соблюдения законодательства и кодекса делового поведения (этики) Общества;

Анализирует отчеты внешнего и внутреннего аудитора о состоянии внутреннего контроля;

Проводит регулярные встречи с руководителями подразделений Общества для рассмотрения существенных рисков, проблем внутреннего контроля и соответствующих планов;

Анализирует результаты и качество выполнения разработанных руководителями подразделений Общества мероприятий (корректирующих шагов) по совершенствованию внутреннего контроля;

Рассматривает случаи злоупотреблений и оценивает адекватность принятых руководителями подразделений мер по предупреждению таких случаев.

4.6. Генеральный директор (директор) Общества отвечает за организацию и осуществление внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом.

4.7. Главный бухгалтер Общества отвечает за организацию и осуществление внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

4.8. Внутренний аудитор (служба внутреннего аудита) Общества:

Осуществляет оценку внутреннего контроля;

4.9. Руководители подразделений и иной персонал Общества в соответствии со своими полномочиями и функциями:

Проводят оценку рисков;

Составляют и обновляют документацию, оформляющую организацию внутреннего контроля;

Осуществляют внутренний контроль в соответствии с установленным порядком;

Осуществляют оценку внутреннего контроля.

4.10. Специальное подразделение внутреннего контроля (служба внутреннего контроля) Общества:

Осуществляет методическое обеспечение организации и осуществления внутреннего контроля;

Координирует деятельность подразделений по организации и осуществлению внутреннего контроля.

5. Заключительные положения

5.1. Настоящее Положение вступает в силу с даты его утверждения Советом директоров Общества.

5.2. Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение либо утверждение Положения в новой редакции осуществляется по решению Совета директоров общества.

5.3. В случае, если нормы настоящего Положения входят в противоречие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, применяются нормы законодательства Российской Федерации.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» через систему внутреннего контроля в организации должны проходить все совершаемые факты хозяйственной деятельности. Статья 19 Закона «О бухгалтерском учете» указывает на необходимость проведения внутреннего контроля, но строгих требований и правил она не содержит. Практические рекомендации по этой теме содержатся в Информации Минфина России от 26.12.2013 N ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Внутренний контроль бухгалтерского учета - для кого обязателен?

В настоящее время если предприятие подлежит обязательному аудиту, оно должно осуществлять не только внутренний контроль фактов хозяйственной деятельности, но и организовать внутренний контроль бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Исключение: ситуация, когда обязанность ведения бухгалтерского учета принял на себя руководитель организации. Например, субъекты малого предпринимательства при организации внутреннего контроля должны исходить из принципа рациональности и при определенных обстоятельствах руководитель такого экономического субъекта может осуществлять функции внутреннего контроля самостоятельно. Аналогичный подход, согласно Информации N ПЗ-11/2013, может применяться некоторыми некоммерческими организациями.

Внутренний контроль: в теории

Внутренний контроль в деятельности организации должен:
  1. пронизывать всю систему управления, от разработки стратегических планов и постановки тактических задач до контроля над конкретной операцией приобретения, использования и обеспечения сохранности любого ресурса и актива;
  2. способствовать реализации управленческих решений, оценивать их законность и эффективность, показывать реальное положение дел в организации, выявлять и минимизировать риски.
Средства внутреннего контроля должны не только оценивать достоверность совершаемых фактов хозяйственной жизни, но и не допускать неправомерные события, процессы, операции и предотвращать отрицательные результаты финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Внутренний контроль оценивает достоверность показателей и своевременность представления отчетности. Он предотвращает искажение данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Процедуры внутреннего контроля, согласно рекомендациям Минфина России, включают в себя:

  • документальное оформление всех сделок и операций;
  • проверку соответствия первичных учетных документов установленным требованиям и оценку достоверности информации;
  • санкционирование операций, обеспечивающее подтверждение правомочности их совершения;
  • сверку данных;
  • разграничение полномочий, определение прав и обязанностей должностных лиц;
  • контроль фактического наличия и состояния объектов;
  • анализ достижения поставленных целей, оценку правильности осуществления сделок и операций;
  • процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами.
Таким образом, в организации должны быть документы, содержащие утвержденный перечень, описание, характеристику и количественную оценку основных методов и процедур внутреннего контроля.

Оцениваем и устраняем риски

Важнейшими элементами внутреннего контроля являются обнаружение рисков, анализ степени рисков, принятие управленческих решений, направленных на их устранение, сокращение и минимизацию.

В Информации Минфина N ПЗ-11/2013 сказано, что оценка рисков призвана выявлять те из них, которые могут повлиять на достоверность учета и отчетности.

Специалисты, осуществляющие внутренний контроль, должны убедиться в том, что:

  • факты хозяйственной жизни, отраженные в учете, имели место в отчетном периоде и относятся к текущей деятельности организации;
  • имущество, имущественные права и обязательства организации, отраженные в бухгалтерском учете, фактически существуют;
  • объекты бухгалтерского учета отражены в правильном стоимостном измерении;
  • данные бухгалтерского учета корректно и своевременно раскрыты в бухгалтерской отчетности.
Важно! Оценить риск возникновения злоупотреблений. Злоупотребления могут быть связаны с любым участком учета и деятельности организации в целом.

Проблема оценки риска возникновения злоупотреблений непосредственно связана с неосмотрительностью и неосторожностью как при ведении бизнеса в целом, так и при выборе контрагентов в частности.

Внутренний контроль: практика

С учетом рекомендаций Минфина России для правильной организации и осуществления внутреннего контроля необходимо разработать и оформить внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта (приказы, распоряжения, положения, должностные инструкции, регламенты, методики, стандарты). Обязанности и полномочия подразделений и персонала, предусмотренные в этих документах, определяются в зависимости от специфики деятельности экономического субъекта и особенностей его системы управления. Внутренний контроль может проводиться как внутренними службами организации, так и с привлечением внешних консультантов.

Особое внимание стоит обратить на то, что эффективность внутреннего контроля может быть снижена или ограничена по разным причинам, зачастую независящим от организации. Например, изменение законодательства, возникновение новых обстоятельств вне сферы влияния руководства экономического субъекта. А вот превышение должностных полномочий руководством или иным персоналом или возникновение ошибок в процессе принятия решений, при проведении сделок, ведении бухгалтерского учета - это уже внутренние причины и их влияние на организацию контроля можно уменьшить.

В заключение стоит отметить, что систему внутреннего контроля должна создать и использовать в своей деятельности каждая компания. Это инструмент управления организацией, позволяющий максимально эффективно реализовать различные бизнес-процессы. Внутренний контроль должен не только обнаружить недостатки и нарушения в части уже свершившихся фактов хозяйственной жизни, но и предотвратить их появление в будущем. И важно, чтобы он осуществлялся постоянно, без пропусков в течение всего отчетного периода в полном соответствии с утвержденным регламентом.

Внутренний контроль должен стать из одним из важнейших инструментов в принятии решений, достижении стратегических целей организации, сохранности активов, их эффективного использования, соблюдении законодательства и внутренних актов, а также составлении достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Необходимость в организации внутреннего финансового контроля оговорена в статье 19 ФЗ от 6 декабря 2011 года №402. Контроль касается операций, связанных с деятельностью предприятия. Порядок его осуществления оговаривается в учетной политике.

Цели проведения контроля

Рассмотрим цели осуществления локального финансового контроля:

  • Контроль над соблюдением закона в области локальных мероприятий по формированию бюджета и финансовым операциям.
  • Увеличение качества и точности бюджетных отчетов.
  • Повышение отдачи от вложения средств бюджета федерального значения.
  • Повышение качества подготовки документов, связанных с бухучетом.
  • Своевременное и точное заполнение бухгалтерской отчетности.
  • Обеспечение выполнения приказов руководства компании.
  • Исполнение созданных планов по хозяйственной работе.
  • Обеспечение сохранности собственности компании.

Внутренний контроль позволяет своевременно обнаружить ошибки и исправить их самостоятельно. В перспективе это поможет компании избежать штрафов и санкций.

Задачи и принципы

Рассмотрим основные задачи финансового контроля:

  • Анализ соответствия операций документам и отчетности.
  • Анализ соответствия деятельности регламентам и должностной инструкции.
  • Анализ соответствия деятельности технологическим процессам.
  • Изучение системы локального контроля для обнаружения элементов, обеспечивающих ее результативность.

Контроль базируется на этих принципах:

  • Легитимность. Соответствие контрольных мероприятий законам страны.
  • Независимость. Исполнители контрольных мероприятий должны быть независимы от объектов, которые проверяются. Только в этом случае возможна объективность результатов.
  • Объективность. В процессе контроля должны быть получены достоверные данные. Поэтому мероприятия должны базироваться на фактических сведениях.
  • Ответственность. Все специалисты, занятые на контрольных мероприятиях, должны нести ответственность за свою деятельность. Только так может быть обеспечено ее качество.
  • Системность. Контроль должен быть комплексным. В его процессе анализируются все аспекты финансовой деятельности компании, имеющиеся взаимосвязи.

Соблюдение всех этих принципов обязательно.

Предмет проверки

В процессе контрольных мероприятий проверяются эти аспекты:

  1. Соблюдение законов.
  2. Правильность заполнения документов.
  3. Верность заполнения регистров бухучета.
  4. Сохранение активов организации.

Проверяется наличие ошибок в документах. После обнаружения они оперативно исправляются.

Особенности организации внутреннего контроля

Порядок проведения внутреннего контроля в обязательном порядке прописывается в учетной политике предприятия. Зафиксировать порядок в документах можно на этапе создания компании. Альтернативный вариант – издание отдельных актов. Порядок реализации контроля может быть зафиксирован в отдельном приказе.

Контрольные мероприятия исполняются различными путями:

  • Формированием структурного отдела или принятием сотрудника на должность ревизора. Сотрудники, осуществляющие контрольные мероприятия, подчиняются руководителю организации.
  • Организацией комиссии, которая будет работать на регулярной основе.
  • Возложением обязанностей по проведению контроля на представителей уже сформированных структурных подразделений.

Выбор конкретного пути определяется ожидаемым масштабом работ, возможностями организациями, наличием структурных подразделений, наличием специалистов.

Уровни проведения внутреннего контроля

Внутренний контроль осуществляется на этих уровнях:

  • Уровень работника. Работник осуществляет контроль в рамках своих должностных полномочий.
  • Уровень структурного отдела. Ответственность за контроль возложена на сотрудников подразделения, руководителей отдела.

Порядок осуществления контроля регулируется положением о работе отдела по контрольным мероприятиям. Работа ревизора будет также регламентирована этим положением. Документ должен быть утвержден приказом руководителя. На его основании базируется работа структурного подразделения.

ВАЖНО! Если Внутренний контроль осуществляется разными сотрудниками и подразделениями, ответственность разграничивается на основании локальных актов, должностных инструкций.

Особенности проведения внутреннего контроля

В процессе проведения контрольных мероприятий используются следующие инструменты:

  • Общенаучные методы: анализ, дедукция и прочее.
  • Эмпирические методы: инвентаризация, опросы, замеры.
  • Специфические инструменты: теория вероятности и прочее.

Финансовый контроль можно доверить специальной комиссии, сторонним компаниям.

Разновидности внутреннего контроля

Комплексный контроль включает в себя эти формы проверочных мероприятий:

  1. Предварительный контроль. Выполняется до момента проведения хозяйственной операции. Этот инструмент обеспечивает формирование прогноза относительно итогов операции. Он позволяет решить, стоит ли идти на тот или иной шаг.
  2. Текущий контроль. Включает в себя анализ мероприятий по реализации бюджета, формирование бухгалтерской отчетности, анализ эффективности использования средств. Проверяется соответствие расходов компании ее целям.
  3. Последующий контроль. Осуществляется по результатам реализованных хозяйственных операций. При этом проверяется бухгалтерская документация. Контролируются результаты проведения инвентаризации.

ВАЖНО! Текущий и предварительный контроль можно включить в текущую деятельность сотрудников. Последующий контроль имеет смысл доверить сотруднику, который специализируется именно на контрольных мероприятиях.

ВНИМАНИЕ! Желательно исполнить все виды контрольных мероприятий. Для этого к работе приобщаются подразделения, отдельные сотрудники, специальная комиссия. Однако это возможно только в том случае, если компания располагает соответствующими ресурсами.

Предварительный контроль

Предварительный контроль нужен для принятия решения о проведения операции. Занимаются им руководители компании, заместители, главбухи, представители юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся эти мероприятия:

  • Проверка заполнения финансово-плановых бумаг.
  • Визирование и согласование документации.
  • Проверка договоров.
  • Экспертиза бумаг о расходовании ресурсов компании.

Предварительный контроль включает в себя анализ соответствия соглашений плану деятельности, проверку всех форм отчетности (бюджетная, статистическая и прочая) до момента подписания документов.

Текущий контроль

Текущий контроль включает в себя повседневное исследование расходования средств, заполнения бухгалтерской документации. Состоит из таких мероприятий, как:

  • Анализ расходной документации.
  • Проверка суммы средств, которая находится в кассе.
  • Контроль над полнотой оприходования средств, которые были выданы банковским учреждением.
  • Контроль над долгами дебиторов и задолженностями самой компании.
  • Проверка соответствия аналитического учета с синтетическим учетом.
  • Установление фактического наличия собственности компании.

Текущий контроль проводится регулярно. Осуществляется он представителями отделов бухучета.

Последующий контроль

Осуществляется он после завершения той или иной операции. Предполагает проверку всех сопутствующих документов. Рассмотрим методы последующего контроля:

  • Инвентаризация.
  • Ревизия кассы без предварительной подготовки.
  • Проверка путей использования средств.
  • Анализ имеющихся документов.

Последующий контроль – заключительный этап внутренней проверки. Желательно поручить его специальной комиссии. Состав ее указывается в соответствующем положении. Если требуется, состав можно изменить. В дальнейшем контроль проводится путем плановых и внеплановых проверок.

<Информация> Минфина России N ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности"

4. Организация внутреннего контроля

17. Порядок организации внутреннего контроля, в том числе обязанности и полномочия подразделений и персонала экономического субъекта, определяются в зависимости от характера и масштабов деятельности экономического субъекта, особенностей его системы управления.

18. При организации внутреннего контроля необходимо исходить из того, что:

а) внутренний контроль должен осуществляться на всех уровнях управления экономическим субъектом, во всех его подразделениях;

б) в осуществлении внутреннего контроля должен участвовать весь персонал экономического субъекта в соответствии с его полномочиями и функциями;

в) полезность внутреннего контроля должна быть сопоставима с затратами на его организацию и осуществление.

18.1. Внутренний контроль, как правило, осуществляют:

а) органы управления экономического субъекта;

б) ревизионная комиссия (ревизор) экономического субъекта;

в) главный бухгалтер или иное должностное лицо экономического субъекта, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета (физическое или юридическое лицо, с которым экономический субъект заключил договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета);

г) внутренний аудитор (служба внутреннего аудита) экономического субъекта;

д) специальные должностные лица, специальное подразделение экономического субъекта, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля, предусмотренного иными федеральными законами;

е) другой персонал и подразделения экономического субъекта.

18.2. Организация и оценка внутреннего контроля может осуществляться экономическим субъектом самостоятельно или (и) внешним консультантом (в том числе аудиторской организацией).

19. Для организации внутреннего контроля экономический субъект может создать специальное подразделение (службу внутреннего контроля).

19.1. Специальное подразделение внутреннего контроля (служба внутреннего контроля) экономического субъекта:

а) осуществляет методическое обеспечение организации и осуществления внутреннего контроля;

б) координирует деятельность подразделений по организации и осуществлению внутреннего контроля.

19.2. Создание специального подразделения внутреннего контроля (службы внутреннего контроля) обоснованно в случаях, когда:

а) задачи и объем деятельности по организации внутреннего контроля таковы, что экономически целесообразно возложить исполнение этой функции на подразделение, осуществляющее указанную деятельность на постоянной основе;

б) в силу специфики деятельности экономического субъекта для обеспечения эффективности внутреннего контроля требуется накопление, сохранение и передача специальных знаний, навыков и опыта;

в) риски деятельности экономического субъекта настолько высоки, что обеспечение эффективности внутреннего контроля предполагает деятельность специального подразделения внутреннего контроля (службы внутреннего контроля) на постоянной основе;

г) существуют требования законодательства или регулятора финансового рынка о создании экономическим субъектом специального подразделения внутреннего контроля (службы внутреннего контроля).

20. При организации и осуществлении внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни субъект малого предпринимательства должен руководствоваться требованием рациональности. В случае если какие-либо элементы внутреннего контроля не могут быть применены субъектом малого предпринимательства, его руководитель может организовать внутренний контроль любым другим способом, который обеспечивает достижение целей организации и осуществления внутреннего контроля. Например: руководитель субъекта малого предпринимательства может принять на себя все функции по организации и осуществлению внутреннего контроля; если численность персонала экономического субъекта не позволяет осуществить разграничение полномочий и ротацию обязанностей, субъект малого предпринимательства может использовать другие процедуры внутреннего контроля, которые позволяют покрыть имеющиеся риски (сверку, надзор).

Аналогичный подход может применяться отдельными формами некоммерческих организаций.

21. Пример распределения полномочий и функций по организации и осуществлению внутреннего контроля экономического субъекта, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам, приведен в

Внутренний финансовый контроль представляет собой важную функцию управления, которая охватывает учет, финансовый анализ и контроль, сравнение и оценку фак­тически достигнутого результата с поставленными целями и задачами предприятия.

Состояние внутреннего финансового контроля субъек­тов хозяйствования в значительной степени определяет уровень финансовой устойчивости фирм, степень их адап­тации к изменяющимся рыночным условиям, общее состоя­ние экономики.

Внутренний финансовый контроль позво­ляет оперативно выявлять, предотвращать и ограничивать финансовые и операционные риски, а также возможные злоупотребления со стороны должностных лиц. Тем самым надлежаще организованный внутренний финансовый кон­троль сокращает расходы и способствует эффек­тивному управлению его ресурсами.

Для отечественной практики наличие в организации внутреннего финансового контроля становится актуальным для собственников - менеджеров компаний, которые отхо­дят от непосредственного ведения дел, передавая бразды правления в руки профессиональных управленцев.

Организация внутреннего финансового контроля пред­приятия подразумевает строгую регламентацию своей деятельности; определение прав, обязанностей и ответст­венности специалистов; установление квалификационных требований, взаимоотношений с подразделениями и персо­налом предприятия.

Подразделение внутреннего финансового контроля систематически контролирует деятельность всех объектов управления, выявляет причины отступления от стандартов, отклонение от целей, поставленных перед конкретным объ­ектом, что способствует оперативному устранению выяв­ленных нарушений. Работа службы внутреннего финансо­вого контроля на предприятии организуется в соответствии с индивидуальными и календарными планами работ, кото­рые утверждает руководитель предприятия. По окончании любого вида работ руководителю представляется отчет, позволяющий привлечь его внимание к выявленным или возможным нарушениям. Работа службы внутреннего финансового контроля считается выполненной тогда, когда вопросы, поставленные в отчетах внутренних аудиторов, рассмотрены руководителем предприятия и когда издано официальное распоряжение о принятии (непринятии) реко­мендаций аудиторов.

Успех проверки оценивается наличием рекомендаций по решению имеющихся и будущих проблем, а показателем ее качества является полнота аудита. Экономическая эффек­тивность внутреннего финансового контроля достигается за счет предупреждения нарушений, своевременного внесе­ния изменений в налоговые расчеты, применения налого­вых льгот, оптимальной учетной политики, значительного сокращения штрафных налоговых санкций.

3. Организация службы внутреннего финансового контроля

Основным объектом деятельности службы внутреннего финансового контроля является финансово-хозяйственная деятельность организации.

Структура службы внутреннего финансового контроля во многом зависит от специфики организации, ее величины, конкретных целей администра­ции и включает в себя совокупность подразделений, уком­плектованных полномочным персоналом соответствующей квалификации, осуществляющих информационное взаимо­действие, имеющих соответствующее материально-техни­ческое и информационное обеспечение и подчиняющихся соответствующему исполнительному органу.

Для организации внутреннего финансового контроля в обществе (не предприятии) рекомендуется создать кон­трольно-ревизионную службу - структурное подразделе­ние, отвечающее за проведение ежедневного внутреннего контроля и независимое от исполнительных органов обще­ства, а также службу внутреннего финансового контроля.

Порядок назначения сотрудников службы рекомендуется определить в уставе общества. Структуру и состав кон­трольно-ревизионной службы, требования, предъявляемые к ее сотрудникам, рекомендуется определить во внутреннем документе общества, утверждаемом советом директоров.

В состав службы внутреннего финансового контроля должны входить не только специалисты по проверке финан­сово-хозяйственной деятельности организации, но и другие специалисты (по налогообложению, правовым вопросам, финансовому анализу и т.д.), а также аудитор, имеющий соответствующий квалификационный аттестат, поскольку он должен владеть специфическими приемами проверки, которые базируются на оценке существенности и аудитор­ского риска.

Классификация методов проведения внутрен­него финансового контроля представлена в табл. 1.

Таблица 1. Классификация методов проведения внутреннего финансового контроля

По степени охвата финансовым контролем

По времени про­ведения контроля

По периодичности проведения контроля

Предварительный

Ежедневный

Тематический

Еженедельный

Выборочный

Последующий

Ежемесячный

Ежеквартальный

Ежегодный

Основными функциями системы внутреннего контроля на предприятии являются:

    проведение проверок отдельных видов деятельно­сти организации представление различных справок-докладов по результатам таких проверок предоставление их руководству;

    проверка выполнения хозяйственных договоров, постановки и ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, экспертиза бухгалтерских балан­сов и отчетов;

    проверка наличия, состояния, правильности оценки имущества, эффективности использования ресурсов, соблюдения действующего порядка обновления цен, тари­фов, а также расчетно-платежной дисциплины и временно­сти уплаты налогов;

    экспертиза достоверности управленческого учета, учета затрат на производство, полноты отражения выручки (от реализации продукции услуг), точности формирования финансовых результатов, правомерности использования прибыли и фондов;

    разработка и предоставление руководству организа­ции предложений по улучшению организации бухгалтер­ского учета и расчетной дисциплины, изменению системы контроля;

    организация подготовки к внешнему аудиту, к про­веркам налоговыми органами других органов внешнего контроля.

Служба внутреннего финансового контроля может также осуществлять :

    бухгалтерское и налоговое консультирование;

    оценку стоимости имущества, оценку предприятий как имущественных комплексов, а также предприниматель­ских рисков;

    разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов.

Одним из основных требований, предъявляемых к внут­реннему финансовому контролю, является объективность, которая обеспечивается степенью его независимости в составе руководства экономического субъекта. Это тре­бование обеспечивается, как правило, тем, что служба внутреннего финансового контроля подчиняется и обязана представлять отчеты только назначившему его руководству и (или) собственникам и независимым от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта структур­ных подразделений.