Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Способы подготовки к выступлению. Этапы подготовки публичных выступлений

В этом уроке предложены общие рекомендации для подготовки публичного выступления. Подготовка речи является важнейшим секретом ораторского искусства. Многие специалисты риторики называют подготовку главным правилом успешного выступления. Дейл Карнеги писал, что хорошо подготовленная речь - это на девять десятых произнесенная речь (). Однако процесс подготовки речи - это не только хороший содержательный материал, но и набор определенных этапов его оформления, структурирования, подачи, позволяющий избежать стандартных ошибок начинающего оратора.

Естественно, каждая речь неповторима, и, следовательно, требует индивидуальной подготовки. Для каждого выступления необходимо подобрать оригинальный материал, сформировать собственную структуру, сориентировать все этапы работы над речью на определенную зрительскую аудиторию. Однако можно выделить ряд универсальных рекомендаций, некоторые из которых описаны в данном уроке в двух тематических блоках:

Этапы подготовки тезисов и текста речи

Одни из самых известных авторов учебников по ораторскому искусству Дейл Карнеги и Хайнц Леммерман схожи в своих мнениях относительно подготовки к публичному выступлению. Они рекомендуют выделить достаточно времени для того, чтобы собрать необходимый материал, продумать структуру и подготовиться к выступлению перед конкретной аудиторией. По мнению ведущих специалистов, при этом важно обратить внимание на следующие детали, которые мы постарались расположить в порядке приоритетности:

Выделите достаточно времени (несколько дней или даже неделю). В течение этого времени старайтесь подготовить все тезисы вашего выступления и сформировать его структуру. Для поиска свежих идей используйте различные источники: поищите что-то в Интернете, пообщайтесь со знакомыми, проанализируйте различные точки зрения и т.д. Ваша речь должна созревать постепенно. Невероятно сложно за полчаса до выступления внести в речь все существенные факты. Также велика вероятность, что вы можете что-то забыть, поэтому подготовка оратора к хорошему выступлению должна занимать достаточно большое время.

Учтите интерес аудитории. Несомненно, успех вашей речи напрямую зависит от того, как воспримет ее аудитория. Как бы вы красиво ни говорили и какие бы важные вопросы вы ни рассматривали, важно чтобы слушателям было интересно и понятно, о чем вы говорите. Для этого нужно знать своих будущих слушателей: их интересы, знания в данной области, а также все, что может повлиять на их восприятие вашего публичного выступления. Важнейший этап подготовки речи - изучение своей аудитории.

Поставьте цель, найдите нерешенную проблему. Важно, чтобы ваша речь непременно была направлена на решение какой-либо задачи, проблемы, на достижение определенной цели или даже миссии. Если вы просто будете публично высказывать свои мысли на определенную тему, то людям будет неинтересно вас слушать. Постарайтесь рассказать о решении определенной актуальной проблемы, которая волнует ваших слушателей - это вызовет неподдельный интерес к вашему выступлению.

Собирайте и записывайте весь материал , который вы сможете найти по вашей тематике. Это поможет ничего не упустить. Заведите блокнот, текстовый файл или заметку в вашем смартфоне или планшете, которая всегда будет под рукой для того, чтобы записать туда свежую мысль. Также вы можете воспользоваться приемами быстрого (сканирующего) чтения , если вам необходимо собрать материал в кратчайшие сроки.

Хорошее выступление во многом зависит от вашего хорошего понимания темы повествования. Аудитория сразу чувствует и распознает, насколько вы компетентны в том, о чем говорите, и даже если вы не очень умело подаете материал, но говорите об интересных и редких вещах - это часто может спасти ситуацию. Наличие хороших знаний в области вашего выступления - уже половина успеха.

Используйте собственные мысли. Истинная подготовка к выступлению заключается в том, что весь собранный материал (мнения, тезисы) нужно пропустить через себя и сформировать собственную позицию. В этом случае ваша речь будет звучать более естественно, кроме того, собственные мысли проще запомнить, но для этого сначала их нужно толково сформулировать. Лучше заняться этим во время подготовки, а не формулировать мысли спонтанно во время вступления.

Получите резервные знания. Изучите несколько больше материала, чем вам необходимо для выступления. Это поможет вам чувствовать себя уверенно, а также позволит вам с легкостью отвечать на все вопросы и парировать замечания слушателей после или по ходу выступления. Резервные знания - это психологическая подготовка к выступлению . Этим приемом пользуются многие политики, журналисты, экскурсоводы. Некоторые умелые ораторы намеренно оставляют определенную информацию недосказанной в своей речи, с одной стороны, чтобы сконцентрироваться на более важном, с другой стороны, чтобы спровоцировать вопрос из зала, а затем блестяще ответить на него.

Создайте структуру (план) выступления. Если вы потратили достаточно времени и усилий на то, чтобы собрать необходимые материалы, то, скорее всего, все они не смогут уместиться в вашей речи. Поэтому следующим этапом подготовки вашей речи должно стать структурирование полученной информации. Чтобы создать хорошую речь нужно выбрать наиболее важные тезисы и на их основе создать план вашего выступления. В следующем уроке вы найдете необходимые рекомендации и приемы для наилучшего структурирования вашей речи . Кроме того, хорошим обрамлением ваших тезисов станут различные приемы , лучше проясняющие ваши мысли и создающие определенное восприятие вашей речи аудиторией. Об этих приемах вы сможете узнать в одном из следующих уроков этого тренинга.

Правила подготовки самого выступления

Выучите важные части текста. Выучите начало и концовку выступления, и другие важные места в вашей речи. Постарайтесь хотя бы раз отрепетировать произнесение текста, чтобы понять, какие части вызывают у вас наибольшие трудности. Постарайтесь запомнить важные факты (даты, имена, названия). Оратор, без бумажки оперирующий важными фактами, всегда создает хорошее впечатление. В одном из следующих уроков вы сможете ознакомиться с полезными методиками запоминания материала , необходимого для публичной речи.

Подготовьте хорошее вступление. Именно в начале выступления оратор испытывает наибольшее волнение перед публикой, а также создает первое впечатление о себе у зрителей. Кроме того, перед выступлением проявляются все организационные огрехи, такие как ненастроенный микрофон, появление опоздавших слушателей и многое другое. Будьте готовы к этому. Не стоит сразу начинать вашу речь с темы выступления, лучше для начала поприветствовать публику, поблагодарить собравшихся людей, может быть, пошутить или слегка затронуть уместную известную всем новость, событие. Дайте слушателям тоже приготовиться к вашей речи. Важным правилом хорошего выступления является подготовка правильного вступительного слова.

Проработайте и выучите концовку. Как известно, обычно первые и последние слова выступления запоминаются зрителями лучше всего («эффект края» по Эббингаузу ). Именно в финальную часть вашей речи лучше всего внести главные мысли и ключевые выводы. Выделить важное вам помогут специальные приемы . Постарайтесь косвенно сообщить аудитории о том, что вы подходите к концу вашей речи, для этого используйте соответствующие слова «и наконец», «подводя итоги» и другие. Так слушатели осознают, что вы заканчиваете свое выступление и говорите ключевые слова, на которых им стоит максимально сконцентрировать внимание.

Приготовьте все необходимое. Микрофон, аудитория, вода, время выступления - все это не должно вызывать у вас вопросов. Подумайте, что вам необходимо, поговорите с людьми, которые отвечают за организационные моменты выступления. Чтобы избежать излишнего волнения постарайтесь позаботиться обо всех мелочах заранее.

Возьмите записи, если это необходимо. Если у вас есть достаточно времени и сил, постарайтесь так приготовиться к выступлению, чтобы вам не потребовались вспомогательные записи. Однако, если вы не чувствуете уверенности в себе, лучше иметь перед собой план или ключевые мысли выступления. Часто бывает так, что от волнения из головы вылетает самая важная информация, забыв которую, оратор, как правило, теряется, сбивается с подготовленного плана. В этом случае стоит иметь при себе записи, быстро заглянув в которые вы сможете моментально вернуться к потерянной мысли. Но возьмите за правило пользоваться записями только в случае крайней необходимости, так как читаемый по бумажке текст убивает все впечатление от публичной речи.

Пройдя все этапы подготовки, уяснив необходимые правила, вы непременно сможете выступить успешно. Хорошая подготовка публичной речи придаст вам уверенности и поможет избавиться от волнения перед выступлением.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Нужна ли подготовка к публичному выступлению? Безусловно. Однако она может быть различной. Так, митинговая речь обычно бывает краткой - 5-10 минут или чуть больше, и она может быть произнесена после минимальной подготовки. А вот лекция уже требует подготовки основательной. Конечно, при этом учитываются и опыт оратора, и его знания, и умение общаться с аудиторией, и многое-многое другое.

В 1928 году вернулся из Сорренто в Москву М. Горький. Чествовали писателя в Большом театре: Речь о его творчестве должен был произнести А.В. Луначарский, который узнал об этом за сорок минут до начала торжества. На - тщательную подготовку просто не было времени. И вот что интересно: речь, произнесенная по случаю приезда Горького, - один из самых блестящих образцов ораторского искусства Луначарского. В ней глубоко анализируется творчество писателя, она увлекательна по форме. Что это, импровизация? Когда коллеги, знавшие о внезапности выступления, спрашивали об этом Анатолия Васильевича, он отвечал, пожимая плечами: "Ну какая же импровизация? Ведь сколько я писал о Горьком еще до революции и, разумеется, продолжаю как критик заниматься его творчеством". Таким образом, к этому выступлению Луначарский, по его собственным словам, "готовился всю жизнь". Словом, импровизированная речь, как правило, строится на основе хорошо известного материала, знаний, опыта оратора. Иначе говоря, оратор мало готовится или совсем не готовится к ней накануне выступления, но имеет достаточные знания, а также опыт произнесения речей, чтобы ограничиться минимальной подготовкой или произнести ее "экспромтом".

Перед оратором стоит три взаимосвязанных вопроса: что сказать, где сказать и как сказать. Конечно, разработка речи начинается с уяснения темы выступления, ее основной идеи. Тема должна быть актуальной, интересной, конкретной, четко сформулированной, доступной. Не должна быть перегружена проблемами: двух - трех вопросов вполне достаточно.

Каковы же цели оратора? Основная цель - информировать слушателей, т.е. научить их, дать им определенные сведения, воздействовать на них, сформировать у них убеждения, представления, которые станут затем мотивами поведения людей, короче говоря - сформировать стереотип поведения.

Важный вопрос, который встает перед оратором, - оценка обстановки и состава слушателей. Неожиданная, непривычная атмосфера может вызвать у оратора дискомфортное ощущение. Поэтому он должен подготовить себя к ней заранее. Следует как можно обстоятельнее выяснить, в каких условиях состоится выступление, вплоть до таких, казалось бы, мелочей, как количество слушателей, наличие микрофона, трибуны, стола, размер и интерьер зала, время, отведенное оратору, соотношение данного выступления с другими. Чтобы выступать с микрофоном, нужны определенные навыки: с непривычки микрофон будет вас сковывать. Если зал небольшой и слушателей мало, то предпочтительнее выступать за столом. Таким образом, вы создаете атмосферу непринужденности, как бы сливаетесь с аудиторией. Если же зал большой и слушателей много, то необходимо выступать с трибуны. Это позволит вам видеть всех, чувствовать реакцию зала. Вечером выступать сложнее, чем в первой половине дня: люди придут уже уставшие. Что же касается соотношения выступления с другими, то здесь наблюдается такая закономерность: каждое последующее, как правило, должно быть интереснее (возможно, значительнее, важнее и т.д.) предыдущего, т.е. иметь какое-либо отличие, оказывающее воздействие на аудиторию.

При подготовке речи необходимо представлять себе, как воспримут ее слушатели и что им будет непонятно. Оратор должен знать и учитывать состав аудитории. Существуют разные подходы к ее оценке. Приведем один из них. Можно оценивать аудиторию по параметрам. Прежде всего учитывается ее социально-профессиональный состав (рабочие, учителя, инженеры и т.п.) и культурно-образовательный уровень (начальное, среднее, высшее образование). Здесь, естественно, принимается во внимание степень подготовленности слушателей, их интеллектуальный потенциал, характер деятельности. Следует учитывать также возраст, пол, национальные особенности аудитории. Но самое главное - однородность или неоднородность ее по всем параметрам. Разумеется, тяжелее всего выступать перед неоднородной аудиторией. Практика показывает, что весьма сложная аудитория - молодежная. Ведь интеллектуальные и физические изменения, которые происходят в молодом возрасте, довольно противоречивы: с одной стороны, преобладает объективное отношение к действительности, положительные оценки людей, с другой - крайний субъективизм, отрицание всего сущего, болезненное самолюбование. Поэтому наиболее эффективны для молодежи эмоциональные речи. В то же время в выступлениях перед всеми возрастными группами требуется логическая убедительность, лаконичность и точность изложения. У взрослой аудитории на первом месте всегда логическое развитие мысли, аргументированность, доказательность изложения.

Эффективность речи возрастает, если она предназначена не аудитории вообще, а определенным группам людей, которые имеют свои интересы, цели. Поэтому следует прежде всего учитывать мотивы, которые побудили их прийти на выступление: интеллектуальные, моральные, эстетические. Чаще всего слушатели хотят получить какую-то новую информацию, иногда они приходят по обязанности, по приглашению, реже - чтобы доставить себе эстетическое удовольствие. Необходимо учитывать также настроение слушателей, их физическое состояние, отношение к теме выступления и оратору, их знакомство с данным вопросом.

Не все ораторы знают самый главный секрет ораторского мастерства. Если вы знаете этот секрет, подготовка к выступлению превращается в очень интересное занятие, а речь становится эмоциональной и очень увлекательной.

Один из главных секретов ораторского мастерства заключается в том, что перед публикой не нужно выступать. Публике хочется простого и искреннего разговора, и задача оратора - дать ей это. Когда люди получают то, что они хотят, они чувствуют себя счастливыми. Публичное выступление по своей сути мало отличается от других видов бесед с людьми.

Может быть, вы видели таких ораторов, которым не важно, какая публика сидит в зале. Они приятельски машут кому-то рукой, дают указания выключить телефоны, проверяют слышимость микрофонов, а потом непринуждённо начинают выступать. Причем создаётся впечатление, что им всё равно, сколько перед ними людей - пять или пять тысяч. Они просто делятся своими мыслями. Если в момент своего выступления вы не хотите казаться лучше, чем есть на самом деле, то публика непременно это оценит.

Стоит взять во внимание, что оратор - не актёр, он не играет роли и не использует театральные декорации, он показывает разные предметы, людей и события из жизни своими жестами. При подготовке к выступлению жесты заучивать и репетировать не нужно. Всё, что нужно - это стараться показывать жестами всё то, о чём вы говорите. О том, как научиться правильно жестикулировать, поговорим чуть позже, в отдельной главе.

При подготовке к выступлению нужно понять, насколько хорошо вы владеете темой своего выступления. Если в аудитории сидят люди, разбирающиеся в этой теме лучше вас, то, скорее всего, ваше выступление навеет скуку на слушателей.

Выбирайте тему, близкую для вас, в которой вы профессионал. Тогда ваше выступление всегда будет успешным.

Если вы будете рассказывать о том, что изучили недостаточно хорошо, то создадите себе образ неинтересного оратора. В придачу ваши пробелы в знаниях начнут предательски влиять на вашу манеру поведения на публике. Скорее всего, вы будете говорить глупости и часто сбиваться.

Готовясь к выступлению, запасайтесь не умными размышлениями, а простыми историями из жизни. Зрителям не интересно знать уровень вашего интеллекта, им интересны истории из вашей жизни или жизни других людей. И чем больше в этих историях будет трогательных моментов, тем лучше. Вся Библия построена на историях. Помните, что истории из жизни, лучше всего запоминаются.

Есть ряд ораторов, которые предварительно записывают свой текст на бумагу, а потом его читают. Это самый низкий уровень ораторского мастерства. Даже если вам нужно читать свой текст с листа, то всё равно репетируйте своё выступление. Во время репетиции и потом на самом выступлении постоянно отрывайте свои глаза от текста, чтобы посмотреть на слушателей. Во время чтения текста, одна рука держит лист бумаги, а вторая - жестикулирует.

Вы можете написать тезисы или ключевые мысли на картонных карточках. Перелистывая карточки, вы будете менять темы разговора и таким способом ничего не забудете. Обычно с такими карточками выступают ведущие концертов.

Я пользуюсь другим способом. Я рисую комиксы на одном листке бумаги и потом, глядя на них, понимаю, о чем нужно говорить и что важно не упустить в своей речи. Комиксы - это те же тезисы, но только нарисованы символично, в виде простого рисунка.

Ну, а вершина ораторского мастерства - это когда человеку вообще ничего не требуется во время его выступления. Ни бумаг, ни тезисов, ни слайдов. Это высший пилотаж и тот уровень, к которому должен стремиться любой начинающий оратор.

Часы должны стать вашим надёжным помощником во время репетиции. Важно выработать скорость выступления. Затягивать речь нельзя, но и раньше заканчивать тоже не нужно. У публики должно складываться впечатление, что вы можете рассказать ещё много всего интересного, но просто не хватает времени. Вы должны оставлять в сердцах слушателей желание встретиться с вами ещё раз.

Если вы хотите стать непревзойдённым оратором, значит вы должны быть морально готовы к выступлению в любую минуту, и я уверен, что мысли, изложенные в этой книге, обязательно помогут вам.

Когда я провожу тренинги по ораторскому мастерству или индивидуальные консультации, теме спонтанного выступления я уделяю достаточно много времени. Просто представьте, что вы внезапно стали очень известной публичной персоной. К вам внезапно подходит человек с видеокамерой и журналист с микрофоном задаёт провокационный вопрос, к которому вы не готовы. Представили? Перед вами не просто люди с телевидения, перед вами многомиллионная аудитория телезрителей. Поэтому, выступать спонтанно - это особое искусство.

Ну, а теперь скажу главное, что нужно делать во время подготовки к своему выступлению. Вам нужно научиться взращивать в себе состояние уверенности. Публика не воспринимает речь неуверенного в себе оратора. У публики есть жажда видеть перед собой сильного и уверенного в себе человека. Любой публике нужен лидер. Люди подобны большой стае, они неосознанно нуждаются в вожаке.

Уверенность в себе - это тот внутренний стержень, который многие люди ищут годами. На сцене оратору некогда искать уверенность в себе, она должна у него быть. Это обязательное условие для хорошего выступления.

Чтобы выступить незабываемо, нужно знать, когда лучше всего выступать. Об этом поговорим уже в следующей главе.

Мысли на заметку:
1. Никто не любит, когда перед ним наигранно выступают, но все любят, когда с ними говорят по душам.
2. Вы можете подготовить весь свой текст на бумаге, изготовить карточки с тезисами или нарисовать комиксы, но стремиться нужно к тому, чтобы выступать без ничего.
3. Во время своей репетиции пользуйтесь часами. Так вы создадите для себя временные рамки и научитесь чувствовать скорость течения времени.
4. Без уверенности в себе все знания бессмысленны. Если есть уверенность в себе, то знания сами придут.

Умение уверенно держать себя в присутствии большого и не очень большого количества людей очень важно, так как поможет вам повысить уверенность в себе, произвести позитивное впечатление на руководство и получить повышение по службе. Рассмотрим, как выступать публично, чтобы добиваться поставленных целей.

В любых организациях и отделах, где работа связана с обслуживанием клиентов и общением с людьми, необходимо проводить встречи, беседы и выступления на публике. И при этом, очень важно слаженно говорить, уверенно держаться и . Постепенно обучаясь и развивая собственные навыки, вы научитесь красиво и слаженно говорить на публике.

Как выступать публично? Подготовка

Первое, что вам нужно сделать при подготовке публичного выступления, это определиться, перед кем вы будете выступать. Постарайтесь предварительно оценить собственную аудиторию: определить ее средний возраст, уровень образования и профессиональной подготовки, род занятий. Подумайте, насколько ваши будущие слушатели интересуются темой выступления и какими предварительными знаниями по обсуждаемому вопросу они обладают. Анализ этой информации поможет вам предугадать ожидания ваших будущих слушателей и подготовиться в соответствии с этими ожиданиями.

Любое выступление должно содержать тему и раскрывать ее, а также содержать компетентные данные и высказывания. Всегда приятно слушать человека, который прекрасно разбирается в теме и уверенно держится.

Если слушатели, например, записались на вашу лекцию, они надеются слушать ваши высказывания и следить за ходом основной мысли, причем слушать увлеченно, и найти для себя в вашем выступлении что-то полезное или познавательное.

При подготовке к выступлению на публике очень важно правильно определиться с основной целью выступления, иначе сложно будет оценить его успешность. Если вы решите, что основной целью выступления будет повести людей за собой, у вас получится вдохнуть в сказанное особый смысл и передать слушателям все испытываемые вами чувства, страстность и искреннюю убежденность.

После того, как вы определились с целью выступления, начните готовить его план. Расскажите слушателям о том, какую тему вы хотите поднять и о важности этой темы для вас и каждого, затем поднимите тему и раскройте ее, а потом подведите итоги и еще раз напомните основную мысль вашего выступления. Таким образом, необходимо выделить главное и обобщить все сказанное в начале и в конце выступления.

Если вы подготовили большой объем материала, выделите основные факты, которые не будут препятствовать повествованию. Ведь слушатели запомнят лишь общий эффект от вашей речи, ваши и свои эмоции, основную идею, начало речи и ее завершение.

Как выступать публично и производить незабываемый эффект? Продумайте начало выступления. Оно должно быть чем-то знаменательным, необычным, шокирующим или ошеломляющим. Это может быть какой-то случай, риторический вопрос, цитата, анекдот. Будет отлично, если вы сможете вызвать у каждого слушателя личную эмоцию, основанную на ранее полученном опыте. В идеале вы должны заинтересовать слушателей настолько, чтобы они подумали о том, что же будет дальше.

После того, как вы подобрали удачное вступление, сформулируйте основную мысль выступления, основной тезис. А затем подберите простые предложения для раскрытия основной мысли. Почему простые предложения? По тому, что ваша речь должна быть понятна всем и в то же время она должна быть содержательна и информативна. Кроме этого, подготовьте примеры, которые пояснят слушателям ваши тезисы, иначе ваша речь получится сухой и ее быстро забудут. С помощью примеров, историй, шуток, анекдотов добавьте в речь остроты и образности. Ну и не забудьте окончить свою речь ярким резюме.

Что делать, если вам необходимо запомнить наизусть несколько листов текста выступления?

Вот как раз не нужно наизусть запоминать весь текст. Лучше всего текст выступления разделить на отдельные модули и записать на карточки. Карточки имеют небольшой размер, их удобно держать в руках. Кроме этого, основное преимущество такого разделения текста выступления на модули то, что если вы вдруг забудете рассказать о каких-то аспектах, вы сможете перейти к ним в любой момент выступления.

После того, как вы распланировали порядок своего выступления, не забудьте прорепетировать свое выступление. Репетируя, вы сможете оценить четкость своей речи, ее продолжительность, мнение близких о ее содержании, эффективность использования карточек-подсказок.

Вот несколько советов, которые помогут вам избежать излишнего волнения во время выступления:

  • Перед выступлением постарайтесь уединиться в тихом месте и попробовать собственное удачное выступление. Сделать это можно вот таким образом: представьте, как вы уверенно стоите перед публикой, как люди внимательно вас слушают, поддерживают и принимают вам, а в конце вашего выступления заинтересованно задают вопросы или хлопают.
  • Контролируйте собственное дыхание, стараясь делать глубокий вдох животом.
  • Разомните лицевые мышцы рта, высуньте язык, пожуйте жвачку или произнесите несколько скороговорок.
  • Добавьте уверенности в свой взгляд, осанку, держите открытую позу, не раскачивайтесь и не ходите из угла в угол.

Ну и не забудьте посмотреть это мотивирующее видео о подготовке к выступлению.

Подготовка к выступлению.

Выполненная научная работа должна быть в необходимых случаях соответствующим образом представлена в виде доклада (защита курсовой, дипломной работы, диссертации, выступление на конференции, участие в дискуссии и т.д.).

Выступление с докладом – ответственное научное поручение. Доклад обеспечивает возможность апробирования результатов научного исследования в мнениях других лиц, проверить сделанные выводы через оценки различных специалистов, преодолеть сомнения и разногласия. Особенно полезны в данном смысле выступления слушателœей и научные дискуссии. Публичные выступления с докладами воспитывают привычку не бояться аудитории, умение быстро концентрировать внимание при ответах на вопросы, вести научную дискуссию.

Перед выступлением с докладом следует подготовить краткий план изложения и подробный конспект так, чтобы в начале доклада кратко назвать основные вопросы, которые будут изложены. Во время доклада можно пользоваться записями, чтобы не упустить важное (это придает чувство уверенности, обеспечивает ясность и даже краткость в изложении материала). При этом записи не должны быть чересчур подробными, так как это затрудняет пользование ими в момент доклада. Хорошая форма записей – карточка, в которой легко найти то, что нужно.

В случае если есть крайне важно сть пользоваться доской, следует обратить внимание на внешний вид выписываемого материала – текста͵ чертежей, схем и т.д. Οʜᴎ должны быть четкими, разборчивыми. В случае если рисунки сложны, то лучше пользоваться заранее подготовленными плакатами, слайдами или, в крайнем случае, цветным мелом.

В процессе доклада держаться следует свободно, не концентрировать своего внимания на отдельном слушателœе, а обращаться ко всœей аудитории. При подготовке доклада крайне важно предварительно его несколько раз прочесть вслух. Перед докладом следует подготовить тезисы - ϶ᴛᴏ сжатые, кратко сформулированные основные положения доклада, сообщения и т.д. Οʜᴎ включают изложение базовых положений всœей научной работы от начала до конца, а не только собственно исследовательской части.

Тезисы представляют из себяразвернутые выводы, с вводной поясняющей и обосновывающей частью, а также заключением. В тезисах в краткой форме (одна-две фразы) обосновывается тема, характеризуется история вопроса, излагается методика и указываются результаты исследования. Тезисы бывают краткими или развернутыми, но они всœегда отличаются от полного текста доклада, сообщения тем, что в них отсутствуют детали, пояснения, иллюстрации. Отдельные тезисы должны быть связаны между собой.

Выступление - ϶ᴛᴏ самопроверка и самоконтроль своих знаний. По этой причине нужно учиться готовить выступления. Схема подготовки устного выступления должна быть следующей:

♦ О чем говорить? Нужно сформулировать основной тезис, а это значит раскрыть тему и определить, о чем говорить.

♦ Зачем говорить? Необходимо осознавать цель своей речи. Цель речи должна соответствовать цели дискуссии.

♦ Сколько говорить? Время публичной речи всœегда строго ограничено. Принцип простой – лучше меньше, да лучше.

♦ Кому говорить? Выбирать тактику выступления крайне важно, оценив слушателœей (узнав, какая аудитория).

♦ Где говорить? Новая обстановка и новая аудитория влияют на характер выступления.

В процессе подготовки к выступлению крайне важно продумать следующие моменты:

♦ Какой самый интересный и короткий путь к намеченной цели?

♦ Будет ли изложение простым и доступным?

♦ Увлекут ли ваши рассуждения аудиторию?

Выступление должно строиться с исключительно конкретной целью и ясным представлением конечного результата речевого воздействия. Выступление должно быть убедительным, а убедить - ϶ᴛᴏ значит довести до понимания идею (тезис), так, чтобы аудитория не сомневалась в достоверности вывода, не испытывала неуверенности в том, что излагается в выступлении. Можно выделить четыре способа убеждения (воздействия), используемые в выступлении:

♦ воздействие на разум (логический);

♦ воздействие на рассудок (риторический). Риторика - сфера научных знаний о красноречии;

♦ воздействие на веру (подражательный). Верить – значит подражать в чем-либо;

♦ воздействие на чувства (психоэмоциональный).

Следовательно, к выступлению предъявляются следующие требования:

♦ быть понятным для аудитории;

♦ быть лаконичным;

♦ быть законченным.

Выступление должно строиться по плану (следует разработать план выступления), который предусматривает перечень базовых элементов речи согласно традиционной композиции. Композиция - ϶ᴛᴏ расположение материала в разрезе трех блоков: вступление; главная часть; заключение.

При этом следует располагать материал выступления согласно следующим принципам:

♦ последовательности (каждая мысль (фраза) должна вытекать из предшествующей, "мысли не должны перескакивать");

♦ усиления (крайне важно наращивать воздействие от начала речи к концу. Это достигается расположением материала по возрастанию значимости);

♦ органического единства (крайне важно обеспечить соответствие основной мысли (тезиса) теме выступления);

♦ экономии (краткость, точность, ясность, отсутствие излишеств, минимальное количество аргументов, примеров и т.д.).

Для того чтобы выступление было воспринято и понято слушателями, крайне важно соблюдать следующее:

♦ контролировать время выступления (не выпрашивать лишних минут и не затягивать выступление);

♦ иметь подробный план текста выступления, но не читать его (или по крайней мере делать вид, что не читаешь. Но можно и читать);

♦ использовать визуальный материал (доска, плакаты, слайды, раздача материалов);

♦ в целях контроля внимания аудитории варьировать формами подачи материала;

♦ выступление не должно превращаться в развлекательное шоу;

♦ выступающий не обязан отвечать на всœе заданные вопросы, тем более делать это немедленно после постановки вопроса.

К наиболее часто встречающимся недостаткам в выступлениях относятся следующие:

♦ отсутствие зачина (вступления), резкое вхождение в тему и тоскливое однообразие изложения;

♦ неясность и нечеткость переходов от мысли к мысли, от вопроса к вопросу, что лишает изложение плавности и текучести;

♦ нарушение пропорций между частями (затянутое вступление, множество базовых вопросов, чересчур короткое заключение или вообще пренебрежение им);

♦ однообразие вариантов изложения вопросов;

♦ преобладание теоретических рассуждений и отсутствие эмоциональных разрядок;

♦ отсутствие связки конца с началом в заключении;

♦ хаос в рассуждениях, когда не выдержана логика развития мысли.

Подготовка к выступлению. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Подготовка к выступлению." 2017, 2018.