Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Составление акта камеральной налоговой проверки. Акт камеральной налоговой проверки (образец заполнения)

Камеральная проверка – это форма текущего контроля соблюдения налогового законодательства, применения льгот по налогам и сборам. Начинается камеральная проверка сразу после представления декларации или отчетности в налоговые органы. Для начала проверки не требуется решение руководителя налогового органа, налоговики могут начать действовать на основании любой налоговой декларации. Прежде всего, налоговый инспектор проверяет правильность заполнения декларации и взаимосвязь показателей отчетности с:

  • налоговыми декларациями за предыдущие периоды;
  • бухгалтерской отчетностью;
  • иными документами, имеющимися в распоряжении налогового органа.

Углубленной проверке с запросом дополнительных документов подвергаются не все декларации. Налоговики в большинстве случаев ограничиваются проверкой контрольных соотношений. По существу, контрольные соотношения являются формулами, по которым можно делать выводы обо всех показателях отчетности. На основании результатов камеральной проверки нередко принимается решение о выездной налоговой проверке.

Как проводится камеральная проверка

  1. В автоматизированную информационную систему налоговых органов вводятся данные всех налоговых деклараций, и происходит сверка контрольных соотношений. ФНС России публикует на своем сайте контрольные соотношения, чтобы бухгалтер мог самостоятельно исправить ошибки в декларации.
  2. В автоматическом режиме производится камеральный контроль соотношений.
  3. При обнаружении несоответствий проходит углубленная камеральная проверка, для которой запрашиваются дополнительные документы налогоплательщика.

На этом этапе проверяются:

  • показатели налоговой декларации с предыдущими отчетными периодами;
  • показатели проверяемой декларации увязываются с показателями деклараций по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;
  • достоверность показателей декларации на основании анализа всей представленной в налоговый орган информации.

Также сопоставляются показатели декларации с показателями по аналогичным налогоплательщикам и в среднем по отрасли. Если несоответствия не выявятся, то налоговики не информируют налогоплательщиков о проверке, поскольку документы по результатам не составляются. При несхождении показателей возможна углубленная проверка.

Как оформляются результаты камеральной проверки

Если будет установлен факт налогового правонарушения, налоговики составят акт камеральной налоговой проверки. Этот документ оформляется в течение 10 рабочих дней после окончания проверки, и вручается налогоплательщику в течение 5 рабочих дней с даты составления. На протяжении месяца со дня получения акта проверяемый имеет право подать возражение.

Акт – основной документ с результатами камеральной проверки. Состоит документ из следующих частей:

  • Вводная часть.
  • Описание установленных фактов.
  • Итоговая часть: выводы, предложения по устранению нарушений, ссылки на статьи об ответственности.
  • Приложения к акту.

На основании акта камеральной проверки руководитель налоговой инспекции принимает решение о привлечении к ответственности проверяемого налогоплательщика. Если акт камеральной проверки не был составлен, это может стать основанием для отмены решения.

На результат камеральной налоговой проверки влияют многие факторы:

  • наличие документов, подтверждающих заявленные налоговые льготы;
  • компетентность проверяющих;
  • технические возможности каналов связи;
  • сложности толкования норм налогового и гражданского законодательства.

Значение камеральных проверок не стоит недооценивать, так как по их результатам могут быть приняты решения об углубленных проверках налоговых органов.

Правила осуществления камеральной налоговой проверки установлены 88 статьёй Налогового кодекса Российской Федерации. Инспектирование начинается после сдачи гражданином в налоговый орган расчёта или налоговой декларации и продолжается около трёх месяцев.

Для того чтобы начать проверку, нет нужды получать специальное разрешение кого-либо из руководства или уведомлять налогоплательщика. После завершения инспектирования, налоговая или не выявляет проблем в документации, или же находит недочёты и несоответствия. После этого налогоплательщику сообщается о расхождении в цифрах, вынуждая его объясниться или внести правки в декларацию.

Если нарушений не обнаружено, то камеральная инспекция автоматически закрывается. Налогоплательщик при этом никак не оповещается. В случае же выявления несостыковок, спустя 10 рабочих дней после окончания инспекции, составляется акт камеральной проверки и не позднее одной рабочей недели вручается плательщику налогов.

Он, в свою очередь, имеет право подать возражение актом в течение месяца. До истечения 10 дней после окончания срока представления претензий и аргументов в свою защиту, начальник налоговой должен исследовать результаты инспекции и несогласие налогоплательщика. Затем он выносит вердикт о том, стоит ли привлекать налогоплательщика к ответственности или же нет.

У акта существует своя форма-образец. Документ должен состоять из трёх частей : вводной, описывающей и заключительной.

В первой следует указать число акта проверки, полное и аббревиатуру, или же ФИО проверяемого налогоплательщика. В случае инспекции обособленного подразделения указывается его наименование и точный адрес.

Также в ней должна находиться информация, включающая в себя число и номер решения руководителя или его заместителя о проведении налоговой проверки, число предоставление в налоговую инспекцию декларации или других документов (и их перечень), период проверки, перечень налогов, по которым производилась инспекция, даты начала и завершения проверки и данные о проведении налогового контроля.

Во второй части вписываются данные о подтверждённых фактах нарушений закона РФ о налоговых сборах или запись о том, что оные отсутствуют, а также перечень дополнительных обстоятельств, которые смягчают или отягчают ответственность компании или частного лица за выявленные нарушения. Все данные должны быть объективны и обоснованы и исключать ошибки, а формулировки должны быть точными и не допускать неверной трактовки.

В последней и заключительной части документа должны содержаться данные о выводах проверяющих представителей налоговой, решения по устранению нарушений со ссылками на статьи и пункты Кодекса РФ, ФИО проверяющих с их должностями и информацией о налоговом органе, который они представляют, а также возможность представления возражений по поводу акта, ссылки на точное количество листов документа, подписи проверяющих и налогоплательщика или же его представителя.

Документ составляется в двух копиях, одна из которых отправляется в налоговую, а вторая — к налогоплательщику или руководителю компании.

Требования

К акту также представляется ряд требований, которые можно разделить на три категории.

При составлении документации

  1. В документ следует вписывать только документально зафиксированные факты правонарушения, являющиеся результатом беспристрастной и тщательной проверки информации и исключающие ошибки по невнимательности. По каждому пункту должны быть изложены вид и способ правонарушения, в случае экспертизы - ссылки на выводы экспертов, в случае опроса свидетелей - соответствующие протоколы, ссылки на ранние документы из бухгалтерии, оценка расхождения в сумме денежных средств, ссылки на статьи Кодекса РФ и на иные законы.
  2. В документ не могут вписываться какие-либо личные и необъективные предположения проверяющих лиц, представляющих налоговую.
  3. Акт должен быт составлен с максимальной чёткостью, без смутных формулировок. Должна быть исключена любая двоякая трактовка информации в документах.

При вручении налогоплательщику

  1. Документ заверяется подписями проверяющих и проверяемого налогоплательщика. Допустима подпись представителя лица, в чьём отношении была проведена инспекция.
  2. В случае отказа налогоплательщика подписывать документ в акте отображаются данные об этом.
  3. Акт распечатывается и составляется в количестве двух штук. Одна из копий содержится в отделении налогового органа, а вторая передаётся на руки налогоплательщику или главе компании и храниться в главном офисе.
  4. В случае проведения повторной проверки акт составляется в трёх копиях.

Последствия

Составление акта проверки предусмотрено законодательством Российской Федерации. Отсутствие его составления может привести к отмене результатов проверки . Поэтому в случае выявленных правонарушений проверяющие обязаны составить и подготовить все необходимые документы, со ссылками на нарушения и пункты Кодекса.

Проверяющие должны строго придерживаться правил : составить акт не позднее 10 рабочих дней после завершения проверки, в двух копиях, одна из которых должна оказаться у налогоплательщика, вручить копию налогоплательщику не позднее 5 рабочих дней и добиться заверяющей подписи налогоплательщика.

В противном случае результат проверки может быть полностью аннулирован.

Возражения на акт следует выразить письменно, обратившись в налоговую инспекцию, с помощью передачи составленных претензий по почте или обратившись в отделение налогового органа лично.

Несогласие с актом можно выразить в течении месяца . В случае отклонения от вручения документа, налоговая инспекция вправе выслать акт проверки заказным письмом. В таком случае датой вручения считается шестой день с даты отправки письма по адресу налогоплательщика .

Для письма с возражениями можно также использовать точную форму бланка-заявления. Письмо делится на три части : вводную, описательную и резолютивную.

В начальной части следует изложить данные о проверке, основаниях её проведения, периоде, составе проверяющих, а также по каким именно актам составляется возражение, с указанием даты и номера документа.

В описательной части перечисляются аргументы налогоплательщика в свою защиту. Они могут быть любыми, абсолютными или же сомнительными. Право на защиту представляется гражданину законодательно. Аргументы рекомендуется предоставлять с указанием на оспариваемый пункт составленного акта с пояснениями, а любые доводы подтверждать ссылками на законы, цитаты Минфина, Федеральной налоговой службы Российской Федерации, документацию самого лица.

В конечной части подводится итог к письму с указанием общей суммы налогов, с которыми лицо несогласно. В ней же желательно написать, что организация или физическое лицо просит уведомить себя о дате, месте и рассмотрении возражения, а также указать некое контактное лицо, телефон для связи, факс и юридический адрес.

В случае, если к письму прилагаются копии документов, подтверждающих правоту лица, то их точный перечень должен быть вписан в раздел «Приложения». Заверить необходимо каждую отдельную копию предоставляемых документов.

Все возражение заверяются подписью уполномоченного и отправляются в отделение налоговой.

После проверки

После акта налоговой проверки лицо ожидает принятия решения о том, привлекают ли его к ответственности или же нет. Срок вынесения приговора составляет 10 рабочих дней по окончанию месяца , предусмотренного на подачу письма с обжалованием результатов налоговой инспекции.

Для получения налоговых вычетов следует подать письменное заявление после камеральной инспекции. Согласно законодательству России - статье 78 Налогового кодекса - возвращение уплаченного излишка средств обязано произойти в течении календарного месяца с подачи заявки о возврате денег. После принятия органом положительного решения, налогоплательщику остаётся лишь ждать выплату денежных средств в течении месяца.

По окончанию срока перевода денег гражданин имеет право подать жалобу на работу сотрудников инспекции в тот же налоговый орган и там оспорить принятое решение.

Подробнее о том, как ответить налоговой, можно узнать в данном видео.

Образец возражений по акту камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС. Суть претензий налоговых органов не новая: по мнению налогового органа, налогоплательщик использовал схему уклонения от уплаты налогов, создав искусственное дополнительное звено в цепи поставщиков.

В ИФНС России по Центральному району
г. Новосибирска
630007, г. Новосибирск, Октябрьская магистраль, 4/1

от ООО «Название»
ОГРН, ИНН, юридический адрес

ВОЗРАЖЕНИЯ
по акту камеральной налоговой проверки № _____ от « « _____2014 года
налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2014 года, представленной
ООО «Название» (ИНН _____)

С 16 апреля по 17 сентября 2014 года в отношении налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2014 года, представленной ООО «Название» (ИНН _____) ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен Акт № _____ от « « _____2014 года, содержащий вывод о том, что ООО «НАЗВАНИЕ» в 1 квартале 2014 года фактически никакой деятельности не осуществляло, а было использовано лишь для создания искусственного документооборота и оформления притворных сделок с ООО «Название 2» (ИНН ______) для получения необоснованной налоговой выгоды в виде формирования налоговых вычетов с целью возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета. В этой связи ООО «НАЗВАНИЕ» неправомерно заявило налоговый вычет по НДС за 1 квартал 2014 года к возмещению на общую сумму 3 052 167 (три миллиона пятьдесят две тысячи сто шестьдесят семь) рублей.

В Акте камеральной проверки предложено отказать ООО «НАЗВАНИЕ» в возмещении НДС в сумме 3 052 167 рублей и внести соответствующие исправления в бухгалтерский учет.

С изложенными в Акте камеральной проверки доводами и выводами не согласен налогоплательщик ООО «НАЗВАНИЕ», считает их необоснованными и подлежащими отклонению при рассмотрении материалов проверки ввиду следующего.

Приведенные доводы и выводы акта налоговой проверки являются необоснованными, в связи с чем подлежат отклонению при рассмотрении материалов налоговой проверки, по следующим причинам.

В налоговом законодательстве отсутствуют понятие и критерии необоснованной налоговой выгоды, однако они определены Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума ВАС РФ № 53 от 12 октября 2006 года «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее по тексту – Постановление). В соответствии с пунктом 1 Постановления, под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера) (п. 3 Постановления). Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности; при этом следует учитывать, что возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной (п. 3 Постановления).
О необоснованности налоговой выгоды, в соответствии с п. 5 названного Постановления, могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:
— невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
— отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
— учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
— совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.
В соответствии с п. 6 Постановления, взаимозависимость участников сделок сама по себе не может служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.
Основанием для отказа в признании налоговой выгоды обоснованной является установленный факт того, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность (п. 9 Постановления). Обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от способов привлечения капитала для осуществления экономической деятельности (использование собственных, заемных средств, эмиссия ценных бумаг, увеличение уставного капитала и т.п.) или от эффективности использования капитала (п. 9 Постановления).

Свой вывод о том, что ООО «НАЗВАНИЕ» в 1 квартале 2014 года фактически никакой деятельности не осуществляло, а было использовано лишь для создания искусственного документооборота и оформления притворных сделок с ООО «Название 2» для получения необоснованной налоговой выгоды в виде формирования налоговых вычетов с целью возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета, ИФНС основывает на следующем:

1. Юридический адрес ООО «НАЗВАНИЕ» не совпадает с фактическим (предприятие зарегистрировано по адресу: г. Новосибирск, ул. ________, фактически же находится по адресу: г. Новосибирск, ул. ______);

2. Наибольшая доля налоговых вычетов по НДС приходится на взаимоотношения с ООО «Название 2». Товар, реализуемый ООО «НАЗВАНИЕ», поставщик ООО «Название 2» приобретает у ООО «______» и ООО «______». Однако, запрошенные у ООО «Название 2» и ООО «______» товарно-транспортные документы и путевые листы, подтверждающие транспортировку товара от ООО «______» до ООО «Название 2» представлены не были. Неполное же представление налогоплательщиком во время проведения проверки документов влечет возможность отказа в предоставлении налогового вычета.

3. У налогового органа также имеется информация о том, что ООО «Название 2» не имеет собственных или арендованных основных средств, необходимых для самовывоза товара. Их не имеет и ООО «______» для осуществления поставки товара в адрес ООО «Название 2». Кроме того, при анализе сведений о движении денежных средств по счету ООО «Название 2» не установлены какие — либо перечисления, связанные с оплатой за услуги транспортировки товара.
Т.о., реальность доставки товара от ООО «______» и ООО «______» до ООО «Название 2» не подтверждена;

4. ООО «НАЗВАНИЕ» по требованию налогового органа не представило доверенностей на лиц, непосредственно осуществлявших прием и передачу ТМЦ, из чего налоговый орган делает вывод об отсутствии у него возможности установления всех фактических обстоятельств заявленных финансово-хозяйственных операций.

5. На протяжении нескольких периодов ООО «Название 2» самостоятельно реализовывал товар на экспорт в адрес ГАЖК «Название 3», республика Казахстан.

6. Товар отгружался ООО «НАЗВАНИЕ» в адрес ГАЖК «Название 3», республика Казахстан, со склада ООО «Название 2», где хранился по устной договоренности с руководством последнего;

7. ООО «НАЗВАНИЕ» и ООО «Название 2» фактически находятся по одному адресу: г. Новосибирск, ул. ______;

8. В ООО «Название 2» и ООО «НАЗВАНИЕ» (ранее – ООО «______») в 2011 – 2012 годах были трудоустроены одни и те же люди (5 человек).

Однако, приведенные доводы МИФНС ни вместе взятые, ни каждый в отдельности, не свидетельствуют применительно к приведенному Постановлению Пленума ВАС РФ № 53 от 12 октября 2006 года о незаконном заявлении ООО «НАЗВАНИЕ» к возмещению налога на добавленную стоимость в сумме 3 052 167 рублей ввиду следующего:

1. Организация может осуществлять свою деятельность по другому адресу. Само по себе данное обстоятельство не свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика и нереальности хозяйственных операций;

2. Непредставление налоговому органу запрошенных документов со стороны контрагентов ООО «НАЗВАНИЕ» (ООО «Название 2» и ООО «______») не является основанием для отказа в предоставлении налогового вычета по НДС и не доказывает факта отсутствия хозяйственных операций между этими организациями. Тот факт, что при анализе сведений о движении денежных средств по счету ООО «Название 2» не установлены какие-либо перечисления, связанные с оплатой за услуги транспортировки товара, также не доказывает ни отсутствие этих операций, ни их оплаты (возможно, расчет производился в наличном порядке, что допустимо в соответствии с действующим законодательством);

3. ООО «НАЗВАНИЕ» по требованию налогового органа не представило доверенностей на лиц, непосредственно осуществлявших прием и передачу ТМЦ, по той причине, что все документы, опосредовавшие их передачу, подписывались непосредственно руководителем налогоплательщика Ивановой О.А., которая действует на основании Устава предприятия, а не на основании доверенности;

4. Действительно, до 2014 года ООО «Название 2» самостоятельно реализовывал товар на экспорт в адрес ГАЖК «Название 3», республика Казахстан. На 2014 год эта государственная компания выбрала в качестве поставщика ООО «НАЗВАНИЕ», а не ООО «Название 2». Покупатель свободен в выборе организации-поставщика. Предложенные ООО «НАЗВАНИЕ» условия контракта полностью устроили названного покупателя.

5. То обстоятельство, что товар отгружался ООО «НАЗВАНИЕ» в адрес ГАЖК «Название 3» со склада ООО «Название 2», где хранился по устной договоренности с руководством последнего, не свидетельствует о фиктивности деятельности ООО «НАЗВАНИЕ», поскольку закупка товара производилась у ООО «Название 2» непосредственно после заключения очередного контракта с ГАЖК «Название 3» и никакой необходимости приобретать или арендовать собственное складское помещение для перемещения на него товара не было, т.к. товар предусмотрительно приобретался единовременно с необходимостью исполнения обязательства по его отправке узбекскому партнеру и в его хранении необходимости не имелось;

6. ООО «НАЗВАНИЕ» и ООО «Название 2» действительно арендуют офисные помещения по одному адресу: г. Новосибирск, ул. ______, однако, этот факт не доказывает взаимозависимости организаций и фиктивности деятельности ООО «НАЗВАНИЕ», поскольку это разные офисные помещения.

7. Довод Акта камеральной проверки о том, что в ООО «Название 2» и ООО «НАЗВАНИЕ» (ранее – ООО «______») в 2011 – 2012 годах были трудоустроены одни и те же люди (5 человек) в обоснование взаимозависимости данных организаций вообще вызывает удивление, поскольку предметом камеральной проверки является налоговая декларация за 1 квартал 2014 года.

Кроме того, налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки не установлен ни один факт, названный в вышеприведенном Постановлении Пленума ВАС РФ № 53 от 12 октября 2006 года применительно к необоснованности получения налоговой выгоды, а именно:

— не установлен ни один факт учета для целей налогообложения операций не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или не обусловленных разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера)

— не установлен ни один факт получения налоговой выгоды вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

— налоговым органом не установлена невозможность реального осуществления ООО «НАЗВАНИЕ» каких-либо хозяйственных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для оказания услуг в рамках уставной деятельности предприятия

— налоговым органом не установлено отсутствие у ООО «НАЗВАНИЕ» необходимых условий для осуществления поставок, по которым заявлены налоговые вычеты по НДС

— налоговым органом не установлено, что главной целью, преследуемой ООО «НАЗВАНИЕ», являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды по НДС в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность.

Более того, Акт камеральной проверки содержит вывод об обоснованности применения ООО «НАЗВАНИЕ» налоговой ставки 0 процентов в сумме 3 222 139 рублей при реализации товаров в адрес иностранных покупателей по грузовым таможенным декларациям.

Т.о., в ходе камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2014 года не установлено отсутствие законных оснований для отказа ООО «НАЗВАНИЕ» в возмещении из бюджета НДС на общую сумму 3 052 167 (три миллиона пятьдесят две тысячи сто шестьдесят семь) рублей.

« » ______ 2014 года

Директор ООО «НАЗВАНИЕ» Иванова О.А. __________________

Основная функция налогового надзорного органа – проведение камеральных проверок ведущих коммерческую деятельность организаций.

Целью подобных проверок является выявление нарушений налогового и иного законодательства, схем ухода от налогов. Аудиторы ориентируются на статьи НК РФ, федеральное законодательство, постановления Минфина.

По результатам окончания проверки составляется специальный акт. Но сотрудникам ФНС свойственно ошибаться.

Потому юридическое лицо, индивидуальный предприниматель имеют право обжаловать составленный акт. Порядок проведения этой процедуры устанавливается законом.

Что нужно знать

Камеральная проверка – обязательная процедура. Рано или поздно она назначается любому предприятию.

Причем помимо Федеральной налоговой службы право проводить её имеют следующие учреждения:

Основной причиной этому является необходимость проведения отчислений в пользу данных государственных внебюджетных фондов от заработной платы работников.

Она является налоговой базой. Но необходимо помнить о неприменимости налогового законодательства в целом к проводимым сотрудниками таких фондов проверкам.

В преддверии камеральной проверки либо при необходимости составления возражения потребуется заранее изучить следующие вопросы:

  • необходимые определения;
  • порядок работы налоговых органов;
  • действующие нормативы.

Возражение на акт камеральной проверки ПФР имеет некоторые отличия от аналогичного документа при проверке ФСС и ФНС. Важно помнить о данном моменте.

Необходимые определения

Для правильного составления возражения на акт результатов камеральной проверки потребуется ознакомиться с действующим законодательством.

Но понимание его возможно лишь при предварительном рассмотрении всех необходимых определений. К наиболее важным терминам можно отнести следующие:

  • ФНС, ПФР, ФСС;
  • камеральная проверка;
  • акт камеральной проверки;
  • налоговая декларация (расчет);
  • возражение.

Все эти учреждения могут требовать предоставления различных документов, связанных с отчетностью. Но наиболее обширные права присутствуют только у ФНС.

Налоговый орган не только может требовать представления всех данных, но также изымать документы, проводить их инвентаризацию.

Камеральная проверка – специальная процедура, представляющая собой аудит всех отчислений в пользу государства, его фондов.

Она включает проверку налоговой декларации, права на использование и других.

Проводится сведение документации. При наличии несоответствий, недоплаты предприятие обязано будет доплатить государству недостачу.

По результатам такого рассмотрения предприятие привлекается к налоговой ответственности. Важно помнить о различных сроках для написания возражений:

Если данный срок уже вышел, а возражения не были составлены – это не лишает проверяемое предприятие права провести разъяснение позже. Но данные сроки желательно все же соблюдать.

Образец возражения на акт камеральной налоговой проверки лучше всего разыскать заранее на авторитетном источнике в интернете.

Особенно если должного опыта его составления не имеется. Так можно избежать множества сложностей и затруднений.

Возражение на акт камеральной и выездной проверки представляет собой процедуру, при которой выражается несогласие с решением налоговых или других контролирующих органов и фондов (ФСС, ПФР).

Порядок проведения процедуры

Последовательность действий налогоплательщика, получившего результаты налоговой проверки, приведена ниже.

  • Выдача акта проверки.
  • Аналитическое изучение полученного документа на предмет законности руководителем, бухгалтером и юристом.
  • Решение о составлении возражения.
  • Его отправка в налоговые органы.

На подготовку возражения у налогоплательщика есть 10 дней при камеральной проверке или 2 месяца при выездной. Пожалуй, в этом состоят отличия данного документа относительно вида проверки.

В зависимости от того, кто осуществлял проверку, сроки подачи документа о несогласии могут различаться (ФНС, ФСС или ПФР), поэтому в каждом случае необходимо их уточнять. Документ составляется, если субъект предпринимательской деятельности не согласен:

  • с актом проверки (п.6 ст.100 НК РФ);
  • с фактами налоговых нарушений, обнаруженных в ходе проверки (п.5 ст.101).

Отсчёт десятидневного или двухмесячного срока производится со следующего дня после получения акта (п.2 ст.6.1 НК РФ).

Не опаздывайте с подачей возражения на акт камеральной налоговой проверки, тогда шансов отстоять свою правоту будет больше

Как определить крайний срок подачи возражения?

Например, предприятию выдан акт 10 апреля 2017 г. В этом случае последний день для подачи возражения - 20 апреля 2017 г. для камеральной и 10 июня 2017 г. для выездной.

Бывают случаи, когда срок попадает на число, которого в том месяце не существует, тогда последним днём для представления возражения является последний календарный день этого месяца.

Например, налоговая инспекция представила предприятию акт выездной проверки 31 июля 2016 г. Значит, последний день для возражения будет 30 сентября 2016 года.

Ранее были более строгими требования к соблюдению сроков, в настоящее время можно возражать и позже, но всё-таки рекомендуется укладываться в сроки.

Если всё-таки предприниматель задержался, возражения можно подготовить к моменту рассмотрения материалов проверки, куда приглашается представитель проверяемой стороны . Именно на этом заседании должны принять возражения и учесть их в ходе обсуждения.

Составление документа о несогласии с решением налоговой службы

С учётом того, что этот документ имеет особенности, присущие отдельно взятому субъекту предпринимательской деятельности, унифицированной формы не существует. Возражение составляется в свободной форме, однако существуют общие требования к его содержанию.

Как написать о несогласии с результатами проверки

В документе обязательно должна присутствовать всё нижеследующая информация.

  • Наименование налоговой службы, в которую будут представлены данные возражения.
  • Полное название предприятия или Ф. И. О. ИП.
  • При наличии указать ИНН и КПП.
  • Юридический адрес компании, адрес регистрации ИП.
  • Число, месяц и год представленного документа.
  • Перечислить налоги или другие расчёты, которые были объектом проверки с указанием периода.
  • Точные числа начала и завершения проверки.
  • Данные о проверяющих инспекторах.

Для ориентира предлагается стандартная структура письма.

  • Вводная часть, состоящая из 2–3 абзацев.
  • Описательная, в ней содержится основной текст.
  • Резолюция.
  • Выводы и просьбы.

В тексте возражений чётко обозначаются пункты, с которыми налогоплательщик не согласен. Целесообразно перечислить их в той же последовательности, что и в акте . В зависимости от объёма возражений, они могут быть оформлены либо на акт в целом, либо по отдельным моментам. В возражениях не следует упоминать о недоразумениях во время проведения проверки, главное, изложить конкретные претензии, подтверждённые фактами.

Следует разобраться в характере несогласия с мнением налоговиков, ведь если речь только о нарушениях самой процедуры проверки, возражения не подаются. Подобные претензии можно предъявить в ходе обжалования решения.

По каждому пункту необходимо привести веские аргументы, подтверждающие позицию налогоплательщика. Каждое обоснование должно иметь ссылку на конкретную статью закона.

При составлении возражений на акт проверки необходимо ссылаться на соответствующие статьи закона

Кроме основного законодательства в сфере налоговой политики, существуют письма Минфина, в частности, адресованные данному предприятию. Если ссылаться на них, возражение будет более убедительным. Целесообразно также будет сослаться на разъяснения, которые предлагает ФНС на официальном сайте.

Нелишним будет обратиться к коллегам, которые уже попадали в подобную ситуацию. К тому же у них есть письма от Минфина и разъяснения ФНС, необходимые при составлении возражения.

Можно использовать примеры судебных решений, сделать копии документов Верховного и арбитражного судов.

Возражения подписываются либо руководителем, либо доверенным лицом.

Чтобы доказать свою правоту, компания может оформить приложение к основному документу. Его следует отправить в проверяющий орган отдельно от возражения в оговорённый срок (п.6 ст.100 НК РФ).

Как оформлять свои документы

Каждый документ должен быть заверен отдельно подписью и печатью. Существует и другой способ - все копии подаются в виде подшивки и заверяется одной заверительной надписью. Однако такая форма не всегда устраивает налоговых инспекторов, которые могут придраться к тому, что документы заверены с нарушениями и даже выставить за это штраф в размере 200 руб. за каждый неправильно оформленный документ.

Хотя, как свидетельствует практика, подобные действия со стороны налоговиков признаются судом неправомерными и штрафы отменяются.

Многостраничные документы необходимо пронумеровать, прошить и оформить заверительную надпись: «верно» или «копия верна», дата, должность, Ф. И. О. и подпись с расшифровкой лица, подписавшего документ.

Участие в рассмотрении акта камеральной проверки

После полученного извещения в письменном виде или телефонном режиме желательно явиться на заседание, особенно если предприниматель уверен в правомерности предъявляемых возражений.

Для участия в заседании необходимо иметь при себе следующие документы:

  • удостоверение личности;
  • доверенность, если присутствовать будет не руководитель, а его представитель;
  • копию основного документа о несогласии с итогами «камералки»;
  • акт проверки;
  • Приложение.

Необходимо также подготовиться теоретически, продумать логичное и аргументированное выступление, привести реальные примеры, заострить внимание на разъяснениях Минфина, ФНС, ПФР и ФСС.

Можно использовать момент, который может сыграть в пользу проверяемого. Например, если он не уверен в том, что сможет доказать свою правоту, являться на заседание необязательно. Однако после можно подать в вышестоящие инстанции или в суд заявление об обжаловании решения по причине нарушения процедуры рассмотрения, которое происходило в отсутствие налогоплательщика.

Обратите внимание: до принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) вы вправе отозвать её полностью или в части. Для этого надо направить в налоговый орган письменное заявление. В этом случае вы утрачиваете право на повторное обращение с жалобой по тем же основаниям.

п. 7 ст. 138 НК РФ

Подготовка письменных возражений по результатам проверок НДС и налога на прибыль

В приведённом выше примере налогоплательщик протестует против результатов акта камеральной проверки по НДС, описывает приведённые в документе факты как неправомерные и просит назначить дополнительные проверочные мероприятия.

В возражении на акт проверки следует не только писать допущенные в ходе неё нарушения, но и обосновать правильность определения налоговой базы, применения вычетов или же исчисления сумм налога.

Каким образом и куда направлять возражение?

Подготовленный документ в письменной форме отсылается по адресу территориальной налоговой инспекции, проводившей проверку (п.6 ст.100 НК РФ), или передаётся непосредственно в канцелярию. Это может сделать руководитель или доверенное лицо (ст.27, 29). Желательно подготовить два экземпляра, один - для налоговой, другой с отметкой о принятии остаётся у заявителя возражений.

Если нет возможность подать документ лично, его можно отправить заказным письмом по обычной почте. Здесь очень важно обратить внимание на сроки, когда датой вручения считается шестой день от дня почтовой отправки (п.5 ст.100 НК РФ).

Время рассмотрения письма

Возражение рассматривается руководителем или его заместителем налоговой инспекции, проводимой аудит. Крайний срок окончания рассмотрения определён десятым днём после окончания срока представления возражения, а не от момента его получения от проверяемого налогоплательщика. На основании п.1 ст.101 НК РФ этот срок может быть продлён до 1-го месяца.

После рассмотрения выносится соответствующее решение. В зависимости от реального положения дел налоговики могут:

  • привлечь к ответственности одного или нескольких налоговых инспекторов за нарушение налогового законодательства;
  • подготовить отказ о привлечении к ответственности по причине непризнания совершённого правонарушения налоговыми сотрудниками (п.7 ст.101 НК РФ).

Что делать после отправки возражения?

Руководителю компании или ИП предстоит ожидать результата в течение отведённого времени для рассмотрения возражения. По истечении срока налогоплательщику приходит уведомление о принятом решении. Если этого не произошло, следует обратиться в налоговую службу и выяснить причину. Когда выяснится, что со стороны налоговиков явно игнорируется рассмотрение документа о несогласии с актом проверки, не стоит на этом останавливаться. Для дальнейших действий существуют вышестоящие контролирующие и судебные органы.

Что делать, если в ИФНС отказываются принять возражение

Некоторые налогоплательщики сталкиваются с тем, что сотрудники инспекции не собираются принимать возражения в допустимые сроки. Этот факт является прямым нарушением со стороны контролирующих органов. В такой ситуации необходимо обратиться в соответствующие вышестоящие инстанции или в суд.

Юристы рекомендуют применять подобные меры лишь в тех случаях, когда предприниматель полностью уверен в своей правоте . Следует помнить, что процедура судебного разбирательства довольно длительная и требует финансовых затрат. Однако не стоит от неё отказываться, если налогоплательщик имеет достаточно законных оснований, подтверждённых документально, что гарантирует ему принятие решения в его пользу.

Как правило, любая налоговая проверка заканчивается выявлением тех или иных нарушений. Однако не всегда подобные действия контролирующих органов объективны, иногда случаются элементарные математические ошибки в подсчётах или явные нарушения налогового законодательства. Чтобы добиться справедливости, налогоплательщик может воспользоваться удобным инструментом, которым является возражение на акт налоговых проверок. Достаточно заполнить его в соответствии с требованиями законодательства, пояснить свою позицию и своевременно передать документ в налоговую инспекцию.