Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Роль финансов в экономике. Понятие финансов, роль, функции, оценка

Роль финансов в экономической жизни субъектов хозяйствования и экономике в целом базируется на ее функциях, и, прежде всего на распределительной функции, характеризующей способ действия категории финансов. Эта функция сама по себе обеспечивает перераспределительные процессы независимо от их последствий. В то же время в зависимости от конкретной экономической ситуации, экономической и финансовой политики формирование финансовых фондов и их расходование могут иметь как позитивные, так и негативные экономические результаты.

При благоприятных условиях и обоснованной экономической и финансовой политике образующиеся в процессе финансовой деятельности фонды финансовых ресурсов, организация и направления финансовых потоков оказывают существенное позитивное воздействие на экономическое и социальное развитие. В то же время, если в экономике в целом конечное потребление превышает валовой располагаемый национальный доход, это свидетельствует о негативных процессах. Аналогично этому позитивные или негативные результаты финансово-хозяйственной деятельности могут складываться в секторах и отраслях экономики и на предприятиях. В этом плане финансовая политика является одним из ведущих экономических рычагов организации общественного воспроизводства, мощным фактором развития национальной экономики в целом.

Обслуживая воспроизводство капитала, финансы являются инструментом формирования денежных средств, используемых для продолжения и развития производства на основе распределительных и перераспределительных процессов. Основой формирования этих денежных фондов является образование доходов, предопределяемое производством. Однако конечные располагаемые доходы экономики в целом, секторов экономики, отраслей и чистая прибыль предприятий хотя и зависят от первичного образования доходов, но, как отмечалось, могут существенно отличаться от них. Данные отличия являются следствием воздействия финансовых отношений в процессе перераспределения доходов на формирование денежных фондов, имеющих целевое предназначение. Такое воздействие ведет к перераспределению доходов между предприятиями, отраслями и т.д. и создает предпосылки для изменений в экономике. Эти изменения обеспечивают условия для инновационных процессов, прогрессивных структурных сдвигов в экономике, изменений в уровнях развития отдельных территорий и др.

При всем многообразии роли финансов в развитии экономики ее обычно сводят к двум основным направлениям: финансовое обеспечение расширенного воспроизводства и обеспечение финансового регулирования развития экономики страны. Рассмотрим более подробно эти направления.

Финансовое обеспечение воспроизводства предполагает формирование денежных ресурсов для покрытия затрат по производству и реализации товаров и услуг, расширению и технологическому развитию производства. Образующиеся в различных секторах экономики фонды денежных средств обеспечивают не только развитие производства, но и являются источником средств для решения социальных задач, повышения уровня жизни населения и развития человеческого капитала. Рост фондов, используемых для накопления, и их эффективное инвестирование являются основой ускорения экономического роста и социального прогресса. Уменьшение объема финансовых ресурсов и их нерациональное использование ведут к сужению масштабов воспроизводства, а при большой глубине и длительности – к уменьшению ресурсов для конечного потребления и ухудшению условий жизни.


Финансовое обеспечение деятельности предприятий первоначально базируется на уставном капитале. Вместе с тем в процессе финансово-хозяйственной деятельности средства предприятий могут увеличиваться за счет чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и других обязательных платежей. Накапливаемые предприятиями фонды денежных средств, а также образующиеся в процессе производства временно свободные амортизационные отчисления являются основой развития и инновационного обновления производства. Наряду с собственными средствами предприятия широко используют прямые заемные средства кредитных организаций и средства от выпуска облигаций. Эти средства привлекаются на основе платности и возвратности. Кроме того, могут использоваться средства государственного и муниципальных бюджетов в виде дотаций, субсидий и кредитов, а также и другие привлеченные средства.

Среди различных источников средств решающая роль принадлежит собственным средствам предприятий. Следует иметь в виду, что любое привлечение заемных средств влечет за собой необходимость формирования фондов собственных денежных средств для возврата долгов и выплаты процентов по ним.

Важнейшей характеристикой деятельности всех экономических единиц является их баланс активов и пассивов. Увеличение активов свидетельствует о положительных результатах финансово-экономической деятельности.

Экономическое регулирование. В условиях рыночной экономики, базирующейся на частной собственности, каждый экономический субъект осуществляет предпринимательскую деятельность индивидуально, исходя из собственных интересов. В процессе производства его участники самостоятельно определяют цели своей деятельности, партнеров, формы взаимодействия. Их интересы нередко противоречивы. Сбалансированное пропорциональное развитие производства достигается в процессе его экономического, в том числе финансового, регулирования. Основой регулирования являются объективные законы рынка, рыночная конкуренция. Происходящие на основе конкурентного производства процессы распределения и перераспределения финансовых ресурсов обеспечивают денежные средства для перестройки производства в соответствии с меняющимися потребностями общества, балансируют спрос и предложение. Согласование интересов и настройка субъектов рыночной экономики осуществляются, прежде всего, на основе саморегулирования рынка и использования финансовых отношений для перераспределения денежных ресурсов между различными субъектами хозяйствования. Финансы предприятий обеспечивают в основном перераспределение финансовых ресурсов внутри хозяйствующих субъектов и между субъектами хозяйствования на основе перечисления доходов от собственности и трансфертов, а также путем использования механизмов кредитования и рынка ценных бумаг.

Регулирующие механизмы предприятий сами по себе не обеспечивают оптимального распределения и использования финансовых ресурсов.

Недостаточность саморегулирования рынка может приводить к экономическим и финансовым кризисам. В связи с этим возникает потребность в регулировании экономических процессов на макроуровне. Такое регулирование, направленное на смягчение кризисных явлений, осуществляется путем стимулирования или ограничения экономического роста и инвестиций, регулирования денежного обращения, учетных ставок Центрального банка, валютных курсов и других инструментов.

Научно-технический прогресс и формирование информационно-индустриального общества требуют усиленного внимания к развитию инноваций, высокотехнологичных отраслей и производств. В целях ускорения научно-технического развития существует настоятельная необходимость в его стимулировании и поддержке, особенно в условиях глобализации, когда внутренние рынки с легкостью захватываются зарубежными фирмами. В экономической поддержке нуждаются также отрасли оборонной промышленности и сельское хозяйство, обеспечивающее продовольственную безопасность страны.

Частное предпринимательство недостаточно заинтересовано в развитии человеческого капитала, представляющего собой комплекс врожденных способностей, общего и специального образования, приобретенного профессионального опыта, знаний, творческого потенциала, мораль, но психологического и физического здоровья, обеспечивающих возможность приносить доход. На стадии формирования нового информационно-индустриального общества человеческий капитал превращается в главный фактор социально-экономического развития. Интересы частных предпринимателей ограничиваются в основном нуждами их предприятий. Между тем человеческий капитал рассматривается как категория, приносящая выгоду не только собственникам предприятия, но и обществу в целом.

Серьезной опасностью является монополизация производства и финансовых ресурсов.

В связи с этим, а также по ряду других обстоятельств в рыночной экономике существенную роль играет государственное регулирование экономики и финансовых ресурсов. Государственное регулирование позволяет согласовывать интересы частного предпринимательства с интересами общества в целом. Оно может способствовать развитию человеческого капитала на основе поддержки систем образования, здравоохранения и создания более благоприятных условий жизни, способствовать смягчению кризисных процессов, содействовать развитию инноваций и крупным прогрессивным структурным сдвигам, осуществлять институциональные преобразования, обеспечивать создание инфраструктуры, способствующей развитию как социальной сферы, так и производственной деятельности.

В рамках финансовой системы государство оказывает влияние на экономическое развитие с помощью налоговой и амортизационной политики, государственных дотаций, субсидий, кредитов, инвестиций, государственно-частного партнерства, государственных расходов на закупку товаров и услуг, финансирования дефицита бюджета и другими способами.

Налогообложение является основным инструментом, определяющим масштабы аккумулирования образующихся в экономике доходов в централизованных фондах бюджетов государственных и муниципальных органов управления и в государственных внебюджетных фондах. Оно оказывает непосредственное воздействие на величину фондов денежных средств предприятий, которые могут быть использованы на накопление капитала. При широкой налоговой базе и равномерной налоговой нагрузке на экономические единицы обеспечивается нейтральность налоговой системы по отношению к предприятиям различных секторов и отраслей экономики. В этом случае налогообложение само по себе не оказывает влияния на перемещение финансовых ресурсов между секторами экономики и отраслями производства. В то же время органы государственной власти могут использовать систему налоговых льгот и ускоренной амортизации в целях привлечения ресурсов в перспективные отрасли и производства, ускорения инновационных процессов, развития отдельных регионов и достижения других целей в интересах общества в целом.

Наряду с налоговой политикой органы государственной власти могут оказывать воздействие на производство с помощью субсидий, дотаций, государственных инвестиций и кредитов.

Государственные расходы являются затратами, связанными с осуществлением государством своих функций. Расходы складываются в основном из закупок товаров и услуг, оплаты труда государственных служащих, трансфертов, связанных с социальными выплатами, и процентных платежей по государственному долгу. Государство оказывает прямое воздействие на экономику, увеличивая или уменьшая как общий объем расходов и расходы на отдельные секторы и отрасли экономики. В крупном плане в составе государственных расходов по своему функциональному назначению могут быть выделены:

Расходы на государственные услуги общего назначения (на законодательные и исполнительные органы власти, внешнюю политику, оборону, поддержание общественного порядка, безопасности и т.п.);

Расходы на общественные и социальные услуги (на образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, средства массовой информации, культуру и т.п.);

Расходы на государственные услуги, связанные с экономической деятельностью (на обеспечение более высокой эффективности хозяйственной деятельности, создание условий экономического роста, целевые программы экономического характера, создание новых рабочих мест и т.п.).

Необходимо также учитывать, что доходы и расходы государства тесно связаны с государственными активами и пассивами и оказывают на них непосредственное влияние. Потоки средств, поступающих и выходящих из органов государственного управления, приводят к изменению активов и пассивов. На этой основе может составляться баланс активов и пассивов государства, характеризующий стоимость активов, находящихся в его собственности в определенный момент времени, и финансовых требований к нему со стороны институциональных единиц других секторов. Общая стоимость активов государства за вычетом требований к нему образует чистую стоимость активов и отражает стоимость принадлежащего ему имущества.

Активы подразделяются на финансовые и нефинансовые. К финансовым активам относятся финансовые требования (денежные средства, ценные бумаги и др.), монетарное золото и специальные права заимствования, предоставляемые МВФ. К нефинансовым активам относятся основные фонды, запасы материальных оборотных средств и ценности. Величина чистой стоимости активов и ее динамика, определяемая соотношением входящих и исходящих потоков средств, является важнейшей характеристикой финансового состояния государства.

Государственное регулирование в области финансов, так же как и в других сферах экономики, является не только необходимым, но и неизбежным. Вместе с тем следует учитывать, что его направления и масштабы имеют объективно обусловленные границы. Чрезмерное вмешательство государства чревато ослаблением экономических стимулов, утратой обоснованных критериев оценки ситуации, снижением эффективности экономики.

Финансовое регулирование осуществляется наряду и во взаимодействии с другими экономическими регуляторами. Такими регуляторами являются, в частности, кредит, цены, валютная и таможенная политика. Использование этих и других регуляторов должно быть подчинено общим стратегическим целям социально-экономического развития, задачам и общей экономической политике на каждом этапе развития.

Финансовая система - это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для выполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Структура финансовой системы

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято разделять на две сферы:

1) централизованные финансы;

2)децентрализованные финансы.

Финансовая система также подразделяется на четыре подсистемы:

1). Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности)

2). Финансы домашних хозяйств

3). Государственные финансы

4). Муниципальные финансы

Первые две подсистемы относятся к сфере децентрализованных финансов, а вторые две - к сфере централизованных (публичных) финансов.

Функции финансов

Распределительная - посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;

Контрольная - заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;

Регулирующая - вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;

Стабилизирующая - обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Роль финансов в экономике

Экономический строй любого государства основывается на объективных экономических законах. Современные государства осуществляют управление рыночной экономикой с помощью государственного уклада народного хозяйства, финансовой налоговой системы, денежно-кредитной системы. В условиях рыночной экономики очень важно точно знать экономическую сущность и содержание ее категорий. Деньги, выполняя свои функции средств обращения, являются посредниками между актом покупки и актом продажи, в этой функции деньги становятся капиталом.

Финансы - система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их оборота.

По своей роли в общественном производстве финансы включают в себя два звена:

1) общественные финансы,

2) финансы хозяйствующего субъекта.

Каждое звено выполняет свои задачи и ему соответствует особый финансовый аппарат, но вместе они образуют единую финансовую систему.

В условиях рыночной экономики роль финансов существенно возросла, от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.

Роль финансов в экономике многообразна, но тем не менее ее можно свести к трем основным направлениям:

1 . Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства.

2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов.

3. Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).

Финансовое регулирование экономических и социальных процессов -второе направление воздействия финансов на развитие экономики. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами:

1) эффективное вложение финансовых ресурсов;

2) создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);

3) использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);

4) использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговыхдеклараций и т. п.).

В условиях рыночной экономики роль финансов существенно возросла, от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.

Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям :

1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства.

Выражается в покрытии затрат производителей за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).

2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов через перераспределение финансовых ресурсов.

Достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

3. Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами:

через эффективное вложение финансовых ресурсов;

создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);

использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);

использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.).

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использовании фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Современная экономика не может существовать без государственных финансов. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, а так же предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф и некоторые другие).

Финансы отражают уровень развития производственных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства жизни граждан страны.

Специфика финансов как экономической категории проявляется в их функциональном назначении, т.е. экономическом предназначении. И в этих функциях проявляется то общее и те особенности, что связывают и отличают категорию «финансы» с более общей категорией «деньги».

Вопрос о функция финансов относится к числу дискуссионных. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции - распределительную и контрольную . Хотя в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие: производственная (разные авторы называют ее по-разному), стимулирующая, регулирующая и т. д. Выделяют так же функцию формирования денежных фондов и средств и функцию использования денежных фондов и средств . Однако последние две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.

Функции финансов осуществляются:

на всех уровнях управления экономической системой (Федеральном, территориальном, местном);

во всех сферах общественной жизни (материальное производство, сфера обращения, сфера потребления);

на всех уровнях экономической системы (внутрихозяйственном - финансы предприятий, внутриотраслевом - финансы комплексов, межотраслевом и межтерриториальном - госбюджет и внебюджетные фонды).

Распределительная функция заключается в том, что посредством финансов происходит распределение и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода между участниками общественного производства, отраслями хозяйства, регионами, так и между всеми членами общества, а также между сферами материального производства и социально-культурной сферой.

Формой реализации данной функции является создание первичных и вторичных доходов.

Первичные, или основные, доходы формируются путем распределения национального дохода среди участников процесса материального производства.

Вторичные, или производные, доходы формируются путем распределения национального дохода между производственной и непроизводственной (социально-культурной) сферами, регионами страны, отраслями, социальными группами.

Наличие вторичных доходов обусловлено тем, что первичные не в полной мере обеспечивают достаточную финансовую базу для развития приоритетных отраслей экономики, социальной сферы (науки, здравоохранения, образования), а также межотраслевого и территориального перераспределения.

Учетно-контрольная функция финансов проявляется в том, что они являются универсальным орудием учета и контроля со стороны общества за производством, распределением, и обращением экономического продукта. Финансовый анализ, учет и контроль позволяют выявить те диспропорции, которые складываются в распределении денежных средств: несвоевременное создание и поступление финансовых ресурсов в распоряжение различных субъектов хозяйствования, неэкономное и неэффективное использование.

Объектом учетно-контрольной функции финансов являются:

На микроуровне - финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, содержащейся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности (прибыль, рентабельность, выручка, фондоотдача);

На макроуровне - ВВП.

Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

В зависимости от того, кто осуществляет финансовый контроль, различают:

Государственный финансовый контроль (Счетная палата, Министерство финансов, Налоговая служба и т.д.);

Внутрихозяйственный финансовый контроль, который проводится финансовыми службами предприятий, учреждений, организаций;

Общественный финансовый контроль;

Аудиторский финансовый контроль.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве.

Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств .

Распределительная и учетно-контрольная функции финансов осуществляются не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, правил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым - воспроизводственный процесс. Таким образом, можно говорить и о третьей функции финансов - регулирующей.

В целях регулирования экономики государством используются финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг, государственные расходы, налоги, государственный кредит.

Регулирующая функция проявляется на всех уровнях и во всех сферах организации финансовых отношений, в иерархии ее построения.

В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Стабилизирующая функция заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.

Стимулирующая функция состоит в использовании распределенного дохода либо для расширения производства, либо для накоплений и социальных потребностей. Государство с помощью системы финансовых рычагов воздействует на развитие отраслей, предприятий в ту или иную сторону.

Рычагами воздействия являются :

Цены и тарифы

Экспортные и импортные пошлины и тарифы

Воспроизводственная функция обеспечивает сбалансированность трудовых, материальных и денежных средств на всех стадиях простого и

расширенного производства. Способствует развитию производства через рост инвестиций.

Подробное решение Параграф § 9 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Можно ли отказаться от использования денег в экономике? Имеют ли деньги цену? Кому выгоден кредит? Почему государство вынуждено исполнять роль «общего кассира»?

Никто не сможет отказаться от денег, да никому это и в голову не придет, это в понимании обычного обывателя деньги, это ценность, наравне с благами, что он потребляет или средство сохранения нажитого непосильным трудом, а со стороны государства, это бумажка, средство обмена, которое упрощает обмен товарами в экономике, правда бумажка непростая, а заверенная на законодательном уровне, и гарантирующая обмен ее на товары и услуги.

Цена денег - как и экономическая стоимость чего бы то ни было - это феномен спроса и предложения. Стоимость деньгам придает их относительная нехватка в сравнении с полезностью (способностью удовлетворять человеческие потребности) . Полезность денег кроется в их уникальной способности обмениваться на товары и услуги как сейчас, так и в будущем. Спрос на деньги в экономике зависит, таким образом, от общего объема сделок в любой момент времени плюс количества денег, которое люди и фирмы желают иметь в своем распоряжении для возможных сделок в будущем. При данном более или менее постоянном спросе на деньги стоимость, или покупательная способность, денежной единицы определяется денежным предложением.

Кредит – это ссуда, предоставленная кредитором (в данном случае банком) заемщику под определенные проценты за пользование деньгами. Кредиты выдаются физическим и юридическим лицам. Кредит выгоден банкам, так как они получают за него проценты.

Государство вынужденно исполнять роль "общего кассира" по причине того, что просто так печатать деньги нельзя. Размер денежной эмиссии должен строго соответствовать макроэкономическим показателям экономики государства. Иначе неизбежны негативные последствия для всех. Если не помочь во время банкам, то произойдет обвал в экономике. Капитализм в России сложился не до конца и, при большой конкуренции из-за границы, регулирование и помощь со стороны "кассира" просто необходима.

Вопросы и задания к документу

Вопрос 1. Укажите способы взимания денег государством, о которых писал автор документа. Какие сферы финансовых отношений они характеризуют? Свойственны ли современному государству подобные отношения?

Во-первых, в некоторых местах государство является общим кассиром для всех или для большей части денег, подобно тому как это имеет место там, где существуют банки, получая при этом в свою пользу проценты со всех тех денег, которые сданы ему на руки.

Во-вторых, иногда государство является общим кредитором: это имеет место там, где существуют ссудные банки и ломбарды.

В-третьих, иногда государство является... общим страховщиком... от несчастных случаев, являющихся результатом действий врага, погоды, моря.

В-четвёртых, иногда государство имеет исключительное право продажи определённых товаров и получения выгод, связанных с этим.

В некоторых странах государство организует и содержит игорные дома и публичные увеселительные предприятия, выплачивая жалованье актёрам и удерживая себе основную массу прибыли.

В некоторых странах государство страхует дома от огня, взимая небольшую ренту ежегодно с каждого дома.

В некоторых странах взимается плата за пользование мостами, плотинами и паромами, построенными и содержащимися за государственный счёт.

В наше время применялись способы обложения путём взимания определённой части имущества жителей, например пятой или двадцатой части их недвижимого имущества, даже их должностей и профессий.

Вопрос 3. Опираясь на документ и знания обществоведческого курса, объясните, каким образом государство может исполнять роль «общего кассира», «общего кредитора» и «общего страховщика». Какие финансовые институты современного общества помогают государству в осуществлении этих функций?

Банковские организации, пенсионные фонды, страховые организации.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Какую роль выполняют финансы в экономике?

Финансы (в широком смысле) - совокупность экономических отношений в процессе использования денежных средств. Это комплекс финансовых операций, с помощью которых хозяйствующие объекты аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы. Например, при получении кредита в банке, осуществлении оплаты труда работника, перечислении платежей в бюджет, выплате страховых взносов возникают финансовые отношения с соответствующими организациями.

Финансы в экономике выступают экономическим инструментом распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода. Например, доход, получаемый в отраслях материального производства, частично остаётся на предприятиях (часть прибыли) и у их работников (заработная плата), частично поступает в бюджет (различные налоги). У государства сосредотачиваются денежные ресурсы, которые потом перераспределяются в непроизводственные отрасли хозяйства, на потребности управления и др.

Домашние хозяйства в целом получают больше, чем расходуют, и, как правило, являются владельцами сбережений. Фирмы и правительственные органы в среднем тратят больше, чем получают, и нуждаются в денежных средствах для расширения своей деятельности. Например, за счёт прибыли предприятия - внутреннего источника финансовых ресурсов - покрывается обычно около 70% потребности в денежных средствах. Остальные деньги фирмы вынуждены искать.

Вопрос 2. Как устроена банковская система страны?

Помощь домашним хозяйствам, фирмам, правительственным органам в получении необходимых денежных средств или выгодном использовании избыточных денег оказывают банки и другие финансовые институты. Они выступают посредниками между владельцами сбережений и заёмщиками.

Банковская система - совокупность действующих в стране банков и других кредитных учреждений и организаций.

Банк является финансовым учреждением, которое занимается привлечением свободных денег и последующим их предоставлением в кредит, осуществлением денежных расчётов между гражданами и организациями. Банк платит нам за принятый от нас вклад дополнительную сумму денег, либо мы платим банку за взятый кредит. Эти дополнительные суммы представляют собой процентные ставки, т. е. плату за использование денег. Она устанавливается в процентах к сумме вклада или кредита в расчёте на время использования денежных средств. Главный принцип деятельности банка - хранить деньги вкладчиков и отдавать большую их часть взаймы другим лицам, получая за это доход.

Современная банковская система во всех странах имеет двухуровневую организацию. Верхний уровень - это центральный банк, нижний уровень - коммерческие банки и другие финансово-кредитные организации (инвестиционные и финансовые компании, страховые компании, пенсионные фонды и др.).

Вопрос 3. Зачем нужны коммерческие банки?

Другой уровень банковской системы - коммерческие банки. Их часто называют «рабочими лошадками» финансовой системы. В рыночной экономике коммерческий банк является деловым предприятием, организующим свой бизнес. Он непосредственно обслуживает предприятия, организации и население, продавая клиентам услуги (принимает вклады и выдаёт кредиты) с целью получения прибыли.

Коммерческие банки берут у заёмщиков за пользование деньгами большую плату (ставка процента выше), чем платят вкладчикам (ставка процента ниже). Разница между этими процентами и есть банковская прибыль. Вместе с тем коммерческие банки играют важную роль финансовых посредников в области перераспределения временно свободных денежных средств основных участников хозяйственной деятельности, осуществления платежей между ними.

Операции коммерческих банков подразделяются на пассивные и активные.

Пассивные операции банка - это мобилизация денежных ресурсов: приём вкладов (депозитов); получение кредитов от других банков и центрального банка; выпуск собственных ценных бумаг. Эти полученные заёмные средства - основа деятельности коммерческого банка.

Активные операции банка - это размещение средств: предоставление различных по срокам и размерам кредитов. Вы уже знаете, что банки получают от заёмщиков плату за предоставленный кредит в виде процентов. Кредитные операции" являются наиболее доходной статьёй банковского бизнеса, но в то же время и рискованной. Существует возможность невозврата ссуды, неуплаты процентов, нарушение сроков возврата кредита. Такой риск заставляет коммерческие банки вести поиск эффективных методов оценки кредитоспособности заёмщиков.

Современные крупные коммерческие банки осуществляют для своих клиентов до 300 видов операций и услуг, кроме уже названных: покупка и продажа ценных бумаг и валюты, хранение ценностей в сейфах и др.

Вопрос 4. Кого обслуживают различные финансовые институты?

Кроме коммерческих банков, с конца XIX в. получили развитие такие финансовые и кредитные институты (учреждения), как инвестиционные, страховые и финансовые компании, пенсионные фонды, фондовые биржи и др. Их деятельность дополняет операции коммерческих банков. Финансово-кредитные учреждения накапливают свободные денежные средства и предоставляют их тем, кто нуждается в дополнительном капитале или финансовой помощи.

Пенсионные фонды создаются частными и государственными компаниями, предприятиями для выплаты пенсий и пособий лицам, вносящим пенсионные взносы в эти фонды. Частные пенсионные фонды собирают часть заработной платы работников с обязательством в будущем выплачивать им пенсии. До их использования по прямому назначению собранные средства вкладывают в покупку ценных бумаг крупных корпораций, доход от которых идёт на увеличение пенсионного фонда.

Инвестиционные компании - финансово-кредитный институт, аккумулирующий денежные средства юридических и физических лиц через продажу им собственных ценных бумаг. Инвестиционная компания выступает посредником между заёмщиками и частным инвестором, выражая интересы последнего. Привлечённые средства компания размещает в своей стране или за рубежом путём покупки акций и облигаций предприятий. Важно, что разнообразный набор ценных бумаг позволяет этим компаниям уменьшить риск потери капитала и обеспечить стабильность и большую надёжность доходов вкладчиков, поскольку кризис или финансовые неурядицы затрагивают различные отрасли по-разному.

Страховые компании - организации, оказывающие страховые услуги. Они используют средства специальных страховых фондов (отчисления предприятий, граждан), предназначенные для возмещения ущерба, потерь, вызванных неблагоприятными событиями, несчастными случаями. Например, если вы пострадали во время наводнения или пожара (уничтожено имущество или нанесён ущерб физическому здоровью), то вам, если вы застраховали имущество и здоровье, выплачивается сумма определённого размера.

Финансовые компании специализируются на предоставлении потребительского кредита и мелких ссуд индивидуальным заёмщикам. Например, вы можете приобрести товары длительного пользования (холодильник, стиральная машина, мебель), оформив через магазин их покупку в кредит.

Фондовые биржи, как вы знаете, специализируются на продаже и покупке ценных бумаг. Все сделки в этом учреждении заключаются методом открытого торга. Так, ценные бумаги приобретаются в ходе публичных торгов лицом, предложившим наивысшую цену. Коммерческие банки размещают на них акции и облигации своих клиентов. Фондовые биржи активно участвуют в процессе переливания денежных средств в высокодоходные отрасли экономики, поддерживая их развитие.

В современной мировой экономике активно действуют межгосударственные финансово-кредитные институты: Мировой банк, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, Международный банк экономического сотрудничества. Они занимаются финансированием и кредитованием разных стран, содействуют мировой торговле, оказывают необходимую помощь в стабилизации финансовой системы развивающихся стран и т. п.

Вопрос 5. Почему возникает инфляция?

По видам причин, вызывающих инфляцию, экономисты различают инфляцию спроса и инфляцию издержек. Инфляция спроса проявляется, когда спрос превышает предложение, что ведёт к росту цен. Этот вид инфляции имеет место в том случае, когда доходы населения и предприятий растут быстрее реального объёма товаров и услуг. Суть этого процесса можно объяснить одной фразой: «Слишком много денег охотятся за слишком малым количеством товаров». Источниками избыточного спроса могут быть: дефицит госбюджета (часто он покрывается за счёт выпуска не обеспеченных товарами бумажных денег, т. е. за счёт использования «печатного станка»), что приводит к увеличению денежной массы и, как следствие, к инфляции; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда и другие факторы.

Инфляция издержек (предложения) возникает как следствие повышения издержек на единицу продукции. Причиной повышения уровня издержек производства может быть, например, рост цен на производственные ресурсы. Так, высокий темп прироста инфляции (25,5%) был отмечен в Великобритании в 1975 г. Он явился следствием «нефтяного шока» 1973 г. (резкое удорожание нефти в результате отказа арабских стран поставлять её западным странам, поддерживавшим Израиль).

Вопрос 6. Может ли инфляция положительно влиять на экономику?

Существует естественная инфляция, её уровень не более 5 % в год. Такая инфляция положительно влияет на экономику страны: увеличивается занятость населения, сокращается безработица, увеличиваются инвестиции. Она обусловлена естественным подорожанием товаров и услуг, за счёт улучшения их качества, изменения потребностей покупателей.

Вопрос 7. Каковы социально-экономические последствия инфляции?

Инфляция - это здоровая реакция экономического организма на возникшее финансовое расстройство, попытка преодолеть его, достичь равновесного состояния между товарами и деньгами. В то же время теория указывает на такие негативные последствия инфляции, как перераспределение национального дохода и национального богатства, искажение системы налоговых ставок, снижение реальной заработной платы работников.

Последствия инфляции сложны и разнообразны. По мере увеличения темпов инфляции она превращается в реальную опасность для экономики: обесцениваются сбережения, у производителей теряется заинтересованность в создании качественных товаров, ухудшаются условия жизни преимущественно у представителей социальных групп, доходы которых формируются за счёт госбюджета (пенсионеров, служащих, студентов и др.). К примеру, инфляция может стать губительной для пенсионеров. Она «съедает» их сбережения, накопленные за всю жизнь, и сокращает покупательную способность их пенсий. Будучи на руку заёмщикам (например, получателям кредита), инфляция отпугивает кредиторов и инвесторов. Последние при высокой инфляции не стремятся давать деньги в долг или вкладывать в развитие производства, опасаясь, что их реальная стоимость упадёт.

Вопрос 8. Нужно ли бороться с инфляцией?

Для управления инфляцией и борьбы за снижение её уровня государству приходится вырабатывать антиинфляционную политику. Необходимо при этом учитывать многофакторный характер инфляции. Важным компонентом антиинфляционной стратегии является долгосрочная денежная политика, отличительная особенность которой - введение жёстких ограничений на ежегодные приросты денежной массы. Ещё одна стратегическая задача антиинфляционного управления - сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. К её решению можно двигаться двумя путями - увеличивая доходы и уменьшая расходы государства.

Комплекс антиинфляционных мероприятий государства может включать: стабилизацию и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, проведение мер по регулированию цен и доходов.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Что необходимо учитывать при выборе банка для размещения своих сбережений? Объясните, откуда банки берут деньги для оплаты процентов по вкладам.

1. Является ли банк участником системы страхования вкладов

2. Посмотреть годовые отчеты банка за прошлые периоды (они есть в банке и не являются коммерческой тайной).

3. Посмотреть предлагаемые условия по депозитам: слишком привлекательные (по сравнению с другими банками) должны насторожить.

4. Внимательно посмотреть условия депозитных договоров.

Вопрос 2. «В каждом королевстве, куда деньги начинают притекать в большем обилии, чем прежде, всё приобретает новый вид: труд и промышленность оживают, торговец становится более предприимчивым... Первоначально не происходит никаких изменений. Затем начнётся рост цен: сначала на один товар, затем на другой, пока, в конце концов, цены всех товаров не возрастут в такой же пропорции, что и количество металлических денег, имеющихся в королевстве». О каком процессе в денежном мире пишет английский философ и экономист Д. Юм (1711-1776)? Почему многие современные экономисты считают, что в последние 30 лет цивилизованные страны вступили в «век инфляции»? Как государство может влиять на уровень инфляции в стране? Каковы последствия длительной инфляции для экономики?

1. Инфляция - повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились - утратили часть своей реальной стоимости.

2. Деньги в экономике имеют стоимость, или покупательную способность. Они стоят столько, сколько на них можно купить товаров и услуг в конкретный период времени.

3. Гос-во должно следить за изменением стоимости товаров и выпуск денежных средств.

4. Последствия длительной инфляции заключаются в социальных волнениях: митинги, революции и т. п. Падение государственной валюты относительно у. е, кризис в различных отраслях промышленности, безработица, дефицит продукции, в конечном итоге это может привести к смене власти, рост внутренних и внешних долгов страны.

Вопрос 3. Молодая семья хотела купить однокомнатную квартиру стоимостью 1 млн р., но располагала только половиной необходимой суммы. Семья приняла решение воспользоваться банковским займом и оформила кредит на сумму 500 тыс. р. на 3 года под 20% годовых. Подсчитайте, какую сумму семье придётся вернуть банку через 3 года.

20% от 500тыс руб - 100 тыс руб (500*20% / 100% = 100)

100 тыс р * 3 года = 300 тыс руб составляет переплата по банковской процентной ставке

300тыс р + 500 тыс р =800 тыс руб они вернут в течении трех лет по займу в 500 тыс руб на 3 года под 20% годовых.

Вопрос 4. «С помощью продолжительной инфляции правительства могут конфисковать у своих граждан, тайно и незаметно, значительную часть их достатка», - писал Дж. Кейнс. Как вы относитесь к этому суждению? Объясните, каким образом происходит подобная конфискация. Кто проигрывает и кто выигрывает от инфляции? Как защитить свои доходы?

С каждым годом инфляция съедает накопленные деньги в виде уменьшения их покупательской способности, то есть при инфляции в 20 % через 5 лет деньги накопленные вами в течении всей предыдущей жизни обратятся в прах. Проигрываете вы, выигрывает правительство, кормит народ бреднями о повышении зарплаты, показывая заниженную инфляцию по статистике.

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создании и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

18195. Роль государства в рыночной экономике 478.9 KB
Остается рыночный путь развития. В развитие этой цели можно выделить следующих круг задач: рассмотреть научные направления о необходимости государственного вмешательства в экономику; охарактеризовать методологию государства; провести анализ регионального развития РК; рассмотреть тенденции развития Костанайской области на 2015 год. Второй раздел включает анализ роли и значения государства в переходной экономике и социально-экономического развития регионов Казахстана. Третий раздел полностью посвящен перспективам развития Костанайской...
6710. Роль и функции государства в переходной экономике 113.31 KB
Роль и функции государства в переходной экономике. Особенности государства переходного периода. Особенности государства в переходной экономике. Приоритетные направления вмешательства государства в экономику переходного периода.
7778. Роль государства в экономике. Социальное государство 65.22 KB
Макроэкономические показатели характеризующие эффективность государственной политики Предмет и основные направления макроэкономики Макроэкономика национальное хозяйство экономика страны в целом – всё это тождественные понятия которые характеризуют исторически сложившуюся в определённых территориальных границах систему общественного воспроизводства. Цель макроэкономического анализа – выявление сложившейся ситуации в социальноэкономическом развитии страны на основе использования показателей объективно отражающих процесс воспроизводства....
18770. Провалы рынка: теории провалов рынка и роль государства в рыночной экономике 117.97 KB
Государство постоянно вмешивается в ведение рыночной экономики, регулируя рынок с помощью государственного бюджета, налогообложения, создания законопроектов, ведения антимонопольной политики. Так как Российскую Федерацию относят к смешанному типу экономики, для граждан нашей страны подобное вмешательство государства в рынок является нормой и не вызывает абсолютно никакого удивления
6116. СУЩНОСТЬ ФУНКЦИИ И РОЛЬ ФИНАНСОВ 149.06 KB
Изучить основные понятия финансов, функции финансов, взаимодействие и взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями, финансовыми ресурсами.
5922. Место и роль государства в политической системе общества. Функции и механизм государства 27.21 KB
Место и роль государства в политической системе общества. Функции и механизм государства Общая характеристика политической системы общества Политическая система общества это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений организаций людей базирующихся на разнообразных формах собственности отражающих интересы и волю социальных классов слоев групп и наций реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство. Примером может служить деятельность демократического...
6298. СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ, ИХ СОСТАВ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ 29.88 KB
Содержание и направление финансовой политики. Основные направления современной финансовой политики РФ. Основные методы и формы управления государственными и муниципальными финансами В широком смысле выделяют несколько форм и методов управления финансами государства: финансовое планирование; прогнозирование; программирование; финансовой регулирование; финансовый контроль; принятие финансового законодательства; система методов мобилизации финансовых ресурсов. Финансовое планирование является частью народнохозяйственного...
873. Роль Рынка рекламных услуг в экономике 550.32 KB
Целью данной работы является показать огромное значение рекламы, которая играет ключевую роль в развитие рыночной экономике и являясь орудием конкурентной борьбы служит стимулом повышения качества продукции и снижения цен. Проанализировать сегодняшнее состояние, одного из самых быстро развивающихся в мире
2655. Маркетинг и его роль в экономике фармацевтических организаций 260.2 KB
Растущая конкуренция диктует необходимость в постоянном движении в направлении формирования лояльности конечного потребителя при этом формирование этого ключевого фактора зависит не от одного специалиста а от всей команды организации. в положительном результате работы а это получение максимальной прибыли заинтересован прежде всего весь коллектив организации а не только его руководители. Вот одно из них маркетинг это любая сознательная деятельность организации направлена на обеспечение рыночного успеха собственных товаров и услуг. ...
12969. Роль частной собственности и ее форм в рыночной экономике 43.88 KB
Право собственности служит юридическим выражением формой закрепления экономических отношений собственности. Принадлежность или присвоенность материальных благ составляет сущность складывающихся по их поводу между людьми отношений собственности. Право собственности граждан представляет собой правовой институт закрепляющий индивидуальную принадлежность материальных благ.