Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Понятие налога виды и функции налогов. Функции и виды налогов

В нашей стране, как и во всём мире, является обязательством уплата налогов.

Налог – это обязательный платёж, который люди безвозмездно платят в государственные органы. Своевременная оплата налогов обеспечивает деятельность государства и других учреждений.

Что такое налог? Существует множество определений этого понятия различных авторов. Все они считают, что налоги – это такие денежные платежи, которые обязаны платить люди своего государства в определённое время.

Виды

Налоги можно разделить на:

  • Прямые.
  • Косвенные.
  • Подоходные.
  • Аккордные.

Прямой налог

Это такой платёж, который налогоплательщик платит с какого-либо дохода или имущества. К прямым налогам можно отнести, например, налог на прибыль. Он платится с прибыли различных организаций, банков, компаний. В России действует с 1995 года и составляет 20% от общей суммы прибыли.

Также жители Российской Федерации, имеющие в собственности зарегистрированное транспортное средство, обязаны платить транспортный налог. К транспортным средствам относятся: автомобили, автобусы, самолёты, мотоциклы, моторные лодки и другие виды.

Величина налога определяется субъектом Российской Федерации, поэтому в разных областях она может быть различной. Его оплачивают один раз в год. За неуплату налога вовремя к его сумме начинают прибавлять пени. Тем самым сумма становится больше.

Косвенные налоги

Сумма определяется надбавкой к цене товара. Напрямую зависит от дохода. Косвенные налоги можно разделить на несколько видов. Это акцизы, таможенные пошлины и другие.

Подоходные налоги

Является основным видом прямого налога. Подоходный налог можно разделить на: прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги. В России такой налог составляет 13%. Однако, эта ставка может быть и другой. Например, она может составлять 35%, 9%, 15%, 30%. Подоходный налог платится с любых денежных доходов, в том числе с любых выигрышей в лотереи.

Аккордные налоги

Такой вид не зависит от размера доходов и покупок. В качестве примера можно привести подушный налог.

Учёт налогов – это такая система, которая определяет налоговую ставку. В этой системе регистрируются все налогоплательщики. Все сведения, которые включает в себя учётная система налогов, является налоговой тайной.

Налоговый учёт делится на два вида:

  • Для организаций.
  • Для физических лиц.

Учёт налогов производится специальными органами. Целью его является — контроль налогов. За нарушение порядка проведения учёта следует ответственность по законодательству.

Ещё одним региональным налогом является налог на имущество. Ставка его может быть различна в регионах России. Однако, она не должна превышать 2,2%.

Уплата налогов является обязательным действием каждого гражданина любой страны. Неуплата налогов влечёт за собой присоединение штрафов, а в дальнейшем, злостный неплательщик может нести ответственность как административную, так и уголовную.

Жители Российской Федерации и других стран, имеющие в собственности квартиры, дома, дачные постройки, нежилые помещения, земельные участки и другие объекты обязаны платить налог на недвижимость.

Он включает в себя три других налога:

  1. Налог на землю.
  2. Налог на имущество предприятий.
  3. Налог на недвижимость физических лиц.

С недвижимостью можно производить различные действия. Такие как продажа, обмен, покупка и дарение. Поэтому существуют соответствующие налоги, например, налог на дарение недвижимости.

Освобождаются от уплаты этого налога близкие родственники, между которыми состоялось дарение. Близкими родственниками будут считаться супруги, дети, усыновлённые дети, бабушки, дедушки, братья, сёстры. Если человек имеет российское гражданство и проживает на территории Российской Федерации, то ставка равна 13%. Налог при покупке недвижимости уплачивается новым собственником.

В нашей стране, как и в других странах мира, существует большое количество различных налогов. Ставки их могут быть различными и с течением времени меняются. Все оплаченные налоговые платежи улучшают деятельность субъектов страны и всего государства в целом.

Уважающий себя гражданин должен знать свои права и обязанности. Строго соблюдать все необходимые правила оплаты налогов. Делая это своевременно, вы сможете облегчить себе жизнь, сохранив нервы и денежные средства.

Существование налоговой системы не случайно. Она выполняет конкретные важные функции, позволяющие точно реализовывать государственную политику.

В чем заключается суть налогов

Для того чтобы эффективно действовать в интересах общества, государство разрабатывает и реализует различные направления политики: экологическое, социальное, демографическое, экономическое и др. В свою очередь, благодаря налоговым взносам происходит формирование финансовых ресурсов страны, которые аккумулируются в государственном бюджете, равно как и во внебюджетных фондах. Поэтому сущность и функции налогов всегда будут актуальной темой.

В основе нынешнего налогообложения лежит 15 социальных законов, а также закон о бюджете и налоговом кодексе.

Непосредственно сами налоги - это не что иное, как платежи и сборы, которые взимает государство с юридических и физических лиц в бюджеты и внебюджетные фонды согласно ставке, фиксируемой в законодательном порядке. Налоги также можно определить как гибкий инструмент воздействия на экономику, находящуюся в постоянном движении. Именно при помощи системы налогообложения становится возможным эффективное сдерживание и поощрение определенных видов деятельности.

Функции налогов и сборов позволяют корректировать развитие различных отраслей промышленности, приводить в состояние баланса платежеспособный спрос, оказывать грамотное воздействие на экономическую деятельность предпринимателей и осуществлять регулирование количества денег, находящихся в обращении.

Как выглядит налоговая система РФ

Налогообложение в России можно отобразить посредством следующей структуры:

  • целевые отчисления в 15 внебюджетных государственных фондов;
  • налоговый контроль и методы исчисления налогов;
  • совокупность сборов, пошлин, налогов и других платежей, которые взимаются на территории страны в установленном законодательством порядке;
  • компетенция органов государственной власти в сфере налогового регулирования и способы их взаимодействия.

Принципы формирования системы

Когда происходит формирование налоговой системы, в качестве основы и ориентира используются определенные принципы:

  • Налоги разделяются по уровням изъятия.
  • Обязательное наличие механизма, который будет блокировать возможность двойного налогообложения.
  • Грамотное сочетание гибкости и стабильности налоговой системы, необходимые для обеспечения соблюдения экономических интересов участников общественного производства. При этом должна наблюдаться стабильность в правилах реализации налогов. Речь идет о ставках, элементах и видах системы, которые предельно редко корректируются при изменении экономических условий.

  • Изучая функции налоговой системы, стоит отметить и такой принцип ее формирования, как единый уровень ставок для всех предприятий. Если у различных организаций фиксируются равные доходы при одинаковых условиях их получения, то они должны облагаться одними и теми же налогами.
  • Структура системы налогообложения должна быть комплексной и сочетать в себе различные виды сборов и платежей.
  • В обязательном порядке в процессе формирования системы налогообложения должны быть реализованы такие принципы, как удобство формы, экономность, равномерность, точность и отсутствие чрезмерного давления.
  • Единая налоговая ставка должна быть дополнена грамотной системой льгот, которые имеют целевой и адресный характер, связанный с защитой окружающей среды, стимулированием НТП и социальной сферой.

Если оценивать налоги по способу взимания, то их можно разделить на косвенные и прямые.

Косвенные устанавливаются в форме надбавок к цене тарифов на услуги (таможенные пошлины, акцизы, НДС) или цены на товары. Функции налогов такого типа сводятся к тому, чтобы стимулировать предприятия, удерживать сумму налога с других плательщиков и сдавать эти средства впоследствии финансовому ведомству.

Прямыми налогами облагается непосредственно имущество и доходы плательщиков. В качестве объекта налога может выступать доход субъектов (процент, зарплата, прибыль) и стоимость имущества (основные средства, земля и др.).

Социальная функция налогов

В этом случае есть смысл говорить о такой задаче, как распределение. Это направление воздействия выражает социально-экономическую суть системы налогообложения, выполняющую роль распределительного инструмента, позволяющего решать ряд актуальных задач, которые находятся за пределами рыночного саморегулирования.

Именно функции налоговой системы являются средством решения таких задач. Их влияние дает возможность осуществлять перераспределение общественного продукта среди различных категорий населения. При этом достигается важная цель - поддерживается стабильность и снижается социальное неравенство в обществе.

Следствия воздействия налоговой системы стоит рассмотреть более детально:

  • Повышается доля косвенного налогообложения. Другими словами, происходит большее обложение тех категорий субъектов, которые имеют значительный объем потребления.
  • Используются накопительные и компенсационные социальные платежи (в РФ это ЕСН), позволяющие переложить бремя уплаты налога на работодателя.
  • Функции федеральных налогов также означают использование прогрессивной шкалы налогообложения доходов, попадающих в категорию личных. Это означает, что реализуется прогрессия по типу: больше доход - выше налог.
  • Применяются необлагаемые минимумы, ориентированные льготы, различные вычеты, понижение налоговой ставки и освобождение от обложения. В качестве примера можно привести освобождение от обложения товаров первой необходимости (иногда происходит снижение ставки).
  • Использование повышенных пошлин и акцизов на предметы роскоши и товары не первой необходимости.

Реализация распределительной функции может происходить и посредством индивидуальной безвозмездности налогов. Это означает, что малообеспеченные слои населения платят по минимальным ставкам или вовсе освобождаются от налога, причем на законных основаниях. Более того, такие граждане имеют доступ к ощутимому объему услуг, которые финансирует государство (образование, социальная защита, здравоохранение). Причем это финансирование происходит за счет тех налоговых отчислений, которые делают более обеспеченные субъекты и различные организации.

Фискальная функция налогов

Эту функцию можно определить как основную, поскольку она отражает саму суть и миссию налогообложения. Речь идет об изъятии части доходов граждан и компаний в пользу государственного бюджета. Цель таких сборов предельно логична - формирование материальной основы, которая позволит государству выполнять свои функциональные обязанности.

Фискальную функцию можно проследить в любой системе налогов. Более того, она всегда будет актуальна, поскольку при растущих позициях государства в социальной, экономической, правоохранительной и других сферах происходит повышение расходов. Это, в свою очередь, означает, что возрастает доля общественного продукта, который перераспределяется посредством налоговой системы.

Согласно традиционному мнению, фискальная функция налогов считается ключевой, а все остальные направления - производными от нее. Но, разумеется, на одном фискальном факторе успешную государственную политику построить не удастся, поэтому необходим комплексный подход.

Регулирующее влияние

В этом случае речь идет о таком аспекте системы, как экономическая функция налогов. Ее основной целью является реализация налоговой политики государства посредством использования различных механизмов. В свою очередь, это направление влияния государства можно разделить на воспроизводственную, стимулирующую и дестимулирующую подфункцию системы налогообложения.

Говоря о стимулирующей подфункции, стоит понимать ряд мер, направленных на поддержку развития определенных экономических процессов. Реализация подобной стратегии происходит при помощи системы освобождения и льгот. На данный момент система налогообложения дает возможность пользоваться широким спектром налоговых льгот предприятиям инвалидов, компаниям, работающим в сельскохозяйственной сфере, и тем организациям, которые осуществляют капиталовложения в благотворительность и производство.

Функции налоговых органов, действующие в рамках дестимулирующего направления, ориентированы на установление определенных препятствий посредством налогового бремени, для развития конкретных экономических процессов. Проявляться такое воздействие может в виде установления налога на вывоз капитала, увеличенных таможенных пошлин, повышения налоговых ставок, акциза, обложения имущества и др.

Что касается воспроизводственного направления, то регулирующая функция налогов в этом случае ориентирована на аккумулирование средств с целью восстановления ресурсов, которые активно эксплуатируются. Инструментами, позволяющими реализовать данную подфункцию, являются выплаты за воду, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и др.

Стоит отметить, что влияние стимулирующей подфункции нельзя назвать значительным, оно, скорее, косвенное. А вот в случае с дестимулирующим эффектом регулирующая функция налогов оказывает радикальное воздействие. Но при такой стратегии важно грамотно рассчитать налоговое бремя, в противном случае эффективность производства значительно снизится, и произойдет отток инвестиций из-за высоких ставок.

Контрольная функция

Эта система мер воздействия ориентирована на обеспечение контроля со стороны государства за финансово-хозяйственной деятельностью граждан и различных организаций. Легитимность источников дохода и направление расходов полученных средств также попадает в фокус внимания при реализации данной функции налоговых органов.

Саму суть такого контроля можно описать следующим образом: производится оценка соответствия налоговых поступлений и обязательств. Другими словами, проверяется полнота и своевременность исполнения своих обязательств налогоплательщиком.

Функция налогов имеет важное значение в рамках контроля, поскольку препятствует возникновению факта неуплаты и тормозит развитие теневого сектора экономики. Более того, воздействие именно этой функции оказывает ощутимое положительное влияние на повышение уровня эффективности реализации других направлений налоговой системы, и фискального в первую очередь.

Посредством данной функции производится контроль финансовых потоков, определяется необходимость проведения реформ в сфере бюджета и налоговой системы.

Виды налогов по субъекту и принципу целевого использования

Определенные налоги могут оказывать различное воздействие на группы экономических агентов. При этом если определять их по субъекту, то можно выделить две группы: местные и центральные.

Что касается Российской Федерации, то для нее актуальна трехуровневая система налогообложения:

  • Федеральные налоги. Их устанавливает правительство. Зачисление происходит непосредственно в федеральный бюджет.
  • Региональные налоги, находящиеся в компетенции субъектов федерации.
  • Местные. Они устанавливаются и собираются местными органами власти.

Если рассматривать функции налогов через призму целевого использования, то можно выделить такие виды обложения, как маркированные и немаркированные. Под маркировкой стоит понимать процесс увязки налога с конкретным направлением расходования средств. При этом маркированными обложениями называются налоги, ориентированные на использование полученных средств исключительно в тех целях, для которых они изначально были предназначены. В качестве примера можно привести платежи в Фонд обязательного медицинского страхования или в Пенсионный.

Те налоги, которые не подразумевают точного целевого использования, относятся к категории немаркированных. Преимущество этой группы заключается в их способности обеспечить гибкую бюджетную политику: средства, полученные в результате обложения, могут расходоваться в тех направлениях, которые сочтет актуальными государственный орган.

Система функций налогов подразумевает разделение обложения по характеру удержания:

  • прогрессивные (при росте дохода увеличивается и доля налога);
  • пропорциональные (в этом случае изменение налоговой доли не происходит, даже если наблюдается рост дохода);
  • регрессивные (налоговая ставка снижается при падении уровня прибыли).

Ключевые виды

Система функций налогов является эффективной в том случае, когда в государстве грамотно распределены виды сборов. Например, в России ключевым инструментом регулирования государственного бюджета является налог на доход предприятий, который относится к группе федеральных. При этом часть средств, полученных посредством данных отчислений, передается в бюджеты российских регионов.

В качестве плательщика налога на прибыль могут выступать иностранные и местные юридические лица, а также их филиалы. Под обложение налога подпадают доходы, полученные посредством реализации основных фондов, продукции и услуг. В учет также берется прибыль от проведения внереализационных операций.

Что касается доходов от таких видов деятельности, как операции с ценными бумагами, игорный бизнес и посреднические услуги, то доход в данном случае выделяется из валовой прибыли, и обложение налогом происходит по другой ставке.

Изучая функции налогов, равно как и виды обложения, стоит обратить внимание на НДС (налог на добавленную стоимость). Это косвенная схема обложения товаров и услуг. При этом она имеет выходной налог (начисляется на собственный оборот) и входной (уплачивается поставщиками).

Важно отметить, что в облагаемый оборот включено фактически все: финансовая помощь от других организаций, стоимость услуг, работ, реализованной продукции, авансы по экспорту, бартерные операции, убытки предприятия, проценты, полученные от взыскания пени и взимания штрафов, и даже проценты за деньги, предоставленные в кредит.

При этом государством был установлен перечень оборотов, которые не являются облагаемыми. В этом случае функции налогов оказывают поддерживающее воздействие на деятельность лечебно-производственных мастерских при психоневрологических и психиатрических учреждениях, а также общественных организаций инвалидов. Это означает, что продукция или услуги, которые произвели такие мастерские, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Существуют также акцизы, являющиеся косвенными налогами. Они включаются в стоимость товара. Данный тип налога актуален для такой продукции, как натуральное вино, шампанское, коньяк, ликеро-водочные изделия и различные алкогольные напитки, а также ювелирные, табачные изделия, бензин и автомобили. Ставки в этом случае остаются едиными на всей территории РФ.

В качестве объекта налогообложения могут определяться основные средства, запасы, затраты, нематериальные активы, которые находятся на балансе компании.

Выводы

Итоговую мысль можно оформить следующим образом: налоговая система, функции налогов и их суть направлены на грамотную реализацию политики государства, следствием которой является стимулирование производства и регулирование экономических процессов.

Налоги и сборы

Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:

обязательность;

индивидуальная безвозмездность;

отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

Характерными чертами сбора как взноса являются:

обязательность;

одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.

Налоговый кодекс РФ называет следующие сборы, действующие в РФ: таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, федеральные лицензионные сборы, региональные лицензионные сборы и местные лицензионные сборы.

Сущность налогов

Налоги используются для регулирования поведения экономических агентов побуждая (снижение налогов) или припятствуя (повышение налогов) в осуществлении определенной деятельности.

Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность получать в свое распоряжение значительные денежные средства, собираемые в виде налогов.

Налоги можно определить как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Также, налоги можно определить как обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Как следует из определения, под налогами следует понимать не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог и т.д. Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.

Функции налогов

Функция налога - это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции:

фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);

регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).

Степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.

Используя налоги как инструмент регулирования государство побуждает экономических агентов что-либо делать (налоги снижаются) или, наоборот, препятствует в осуществлении их деятельности (налоги повышаются).

Последствия повышения налогов

Следует помнить, что налоги оказывают сильное воздействие на мотивацию экономических агентов. С одной стороны, введение налога вызывает желание его не платить, т.е. уклониться. Это желание может быть реализовано либо в виде ухода плательщика в теневой сектор экономики, либо в попытке переложить налоговое бремя. Так, продавец, повышая цену предлагаемой продукции, перекладывает часть налогового бремени на покупателя (на рис. 5.1 это показано как повышение цены с

до ).

Рис. 5.1 Введение налога на товарном рынке

С другой стороны, экономические агенты изменяют свое поведение. Под воздействием налога фирма сокращает объем производства, так как уменьшается ее прибыль, а следовательно и заинтересованность в производстве данного количества продукции. Эта ситуация проиллюстрирована на рис. 5.1. Если вводится налог на единицу продукции, например, акцизный сбор, то предложение товара сократится, кривая сдвинется в положение

. Вертикальное расстояние между кривыми и равно величине налога на единицу продукции . Как видно из рисунка, цена на товар вырастет, а равновесное количество уменьшится.

Если повышается налог на заработную плату, то работники могут сократить предложение труда, предпочитая иметь больше свободного времени, либо же, наоборот, увеличат предложение труда, почувствовав себя беднее и решив компенсировать снижение дохода большей зарплатой за больший период рабочего времени. Если же рассматривать рынок капитала, то налог на капитал в какой-либо отрасли экономики вызовет его отток из-за уменьшения прибыльности вложений.

Из всего сказанного видно, что введение налога на каком-либо из рынков (на рынке товара, труда или капитала) изменит равновесную ситуацию как правило в сторону ухудшения. А это, в свою очередь означает, что возможны потери в эффективности размещения ресурсов.

Налогообложение может привести и к положительному результату, если, например, налогом облагаются создатели негативных внешних эффектов.

Классификация налогов

Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов:

Виды налогов по объекту:

косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция - это, в первую очередь, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.

Виды налогов по субъекту:

центральные;

В России существует трехуровневая система:

федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;

региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;

местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

Виды налогов по принципу целевого использования:

маркированные;

немаркированные.

Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики - они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.

Виды налогов по характеру налогообложения:

пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);

прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);

регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то - 20%. Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с населения и предприятий. Существование налогов объективно обусловлено необходимостью принудительного отчуждения государством части вновь созданной стоимости в денежной форме для удовлетворения различных общественных потребностей. В рыночной экономике налоги определяются парламентом и являются основным видом доходов государственного бюджета. С их помощью создаются целевые государственные финансовые фонды, соответствующие конкретным потребностям общества.

Первоначально роль налогов сводилась только к реализации фискильпыл. полномочий, т.е. пополнения бюджета. В дальнейшем, с усложнением экономической деятельности и возникновением государственного регулирования, налоги стали выполнять стимулирующие и стабилизирующие функции.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, а также форм и методов их построения образует налоговую систему . Формирование налоговой системы происходит на стыке взаимодействия рыночных механизмов и механизмов административно-распорядительных. Поэтому налоги, с одной стороны, есть прерогатива власти, а с другой - экономическая форма перераспределения дохода.

Основные принципы построения налоговой системы:

- всеобщность - охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;

Стабильность - устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

Равномерность, т.е. равнонапряженность налоговых изъятий, единство требований государства к налогоплательщикам, всеобщность налоговых правил;

Простота и удобство для плательщика;

Обязательность, т.е. неизбежность его выплат;

Неотягощенность, т.е. умеренность налогов, относительно невысокий уровень налоговых сумм, уплата которых не ложится тяжким бременем на налого-плательщика.

Социальная справедливость - установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом, чтобы они ставили всех в примерно равные условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.

Виды налогов.

Налоги могут быть подразделены на три большие категории:

- налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из заработной платы на социальное страхование;

Налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы;

Налоги на собственность, включая разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также на наследство.

Налоги также классифицируются как прямые и косвенные. Прямые налоги - те, которыми облагаются непосредственно индивидуумы и фирмы. К ним относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, имущественные налоги, налоги с наследств и дарений, земельный налог, налоги, регулирующие процессы природопользования, и ряд других.


Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, которые изымаются менее заметным образом - посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваются покупателем. К косвенным налогам относятся акцизы, таможенные пошлины, налоги на продажу, налог с оборота, налог на добавленную стоимость.

Развитые и развивающиеся страны имеют различные налоговые структуры Развитые экономики обычно имеют высокую долю прямых налогов в бюджетных поступлениях (около 60%). В США эта доля превышает 85% и наибольшая часть налогов уплачивается индивидуумами. Развивающиеся страны стремятся увеличить свои поступления большей частью за счет косвенных налогов, которые дают 60% и более бюджетных доходов, а прямые налоги - до 40%.

Налоговая система, базирующаяся на косвенных налогах, является регрессивной, с более высокой долей налогов, уплачиваемых бедняками со своих доходов, чем налогов, уплачиваемых богатыми.

В России в период господства административной системы необходимую сумму налогов государство получало преимущественно за счет прямого изъятия денежных средств у предприятий, подоходный налог с физических лиц составлял примерно 10% общего налогового бремени.

Современная налоговая система в России стала складываться с 1991 г Наибольшее значение имеет налог на прибыль, который дает около 40% от общей суммы налоговых поступлений в бюджет, затем следует налог на добавленную стоимость - 30% и индивидуальный подоходный налог - около 10% государственных поступлений.

На этапе перехода к рынку в России использовалось более 100 разновидностей налогов, после принятия Налогового кодекса должно остаться немногим более 30. Американская федеральная налоговая статистика содержит 10 основных названий налогов, еще четыре основных вида добавлены в штатах.

Виды налогов часто различают в зависимости от характера налоговых ставок, под которыми понимается процент или доля подлежащих уплате средств, а точнее - размер налога в расчете на единицу налогообложения (на рубль дохода, на гектар земли и т.д.) В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, если при налогообложении применяется единая налоговая ставка, прогрессивные, если налоговая ставка повышается по мере возрастания дохода, и регрессивные, если налоговая ставка понижается при увеличении дохода.

Наиболее распространенными являются прогрессивные налоги, так как они активно влияют на распределение доходов населения, уменьшают неравенство в доходах. Это можно показать с помощью известной кривой Лоренца, характеризующей степень неравномерности распределения доходов населения (рис. 9.1)

Поскольку подоходные налоги - главные наполнители государственного бюджета, чрезвычайно важно установить оптимальную ставку налога. Если ставки завышены, то подрываются стимулы к нововведениям, снижается трудовая активность, налогоплательщики уклоняются от уплаты налогов, часть предпринимателей уходит в "теневую экономику ".

Американские эксперты во главе с А. Лаффером пытались теоретически доказать, что при ставке налога свыше 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом. Обоснованием этому служит так называемый эффект Лаффера. Графически его отображает кривая Лаффера, показывающая зависимость поступающих в бюджет сумм налогов от ставки подоходного налога.

Начиная с нулевой ставки налога, увеличение налоговой ставки (t) ведет к росту налоговых поступлений Однако после некоторой точки последующее увеличение налоговой ставки не приводит к росту объема поступлений из-за негативного стимулируюшего воздействия. Для ставок налога ниже t A их увеличение обеспечивает налоговые поступления, а для ставок, превышающих t A , более высокие ставки приносят меньший доход (рис. 9.2).

Рис. 9.1. Влияние прогрессивных налогов на распределение доходов населения

Рис. 9.2 Кривая Лаффера

Фискальная политика

Фискальная политика представляет собой совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции.

К фискальной политике относятся только такие манипуляции государственным бюджетом, которые не сопровождаются изменением количества находящихся в обращении денег, т.е недопустимо, чтобы правительство печатало для своих нужд добавочные массы денег и вызывало инфляцию.

Фискальная политика делится на дискреционную и недискреционную (автоматическую). Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и правительственных расходов с целью воздействовать на объем производства, занятость, инфляцию, экономический рост.

Прежде всего отметим, что государственные расходы оказывают влияние на совокупный спрос (рис. 9.3).

Рис. 9.3. Государственные расходы и равновесный ЧНП

Государственные расходы (G) сдвигают график совокупных расходов (С + I n + X n + G) вверх. В результате увеличивается совокупный спрос, а вместе с ним растет величина равновесного ЧНП (с Q 1 до Q 2).

Сокращение величины G вызовет смещение вниз графика совокупных расходов и сокращение равновесного ЧНП/

Следовательно, государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и подобно инвестициям обладают мультипликационным эффектом. Мультипликатор государственных расходов показывает, насколько изменится ЧНП в результате изменения государственных расходов

где G - государственные расходы на закупку товаров и услуг, K G - коэффициент
мультипликатора государственных расходов.

Следовательно, ЧНП = G . K G .

Налоги и ЧНП. Введение нового налога (Т) приведет к уменьшению дохода налогоплательщиков, следовательно, сократятся и потребительские расходы, а это

Рис 9 4. Налоги и равновесный ЧНП

При постоянных I n и G график совокупных расходов сдвинется вниз, так как величина потребительских расходов упадет на сумму нового налога. С" = С - Т. Величина ЧНП уменьшится с Q до Q 1 .

Известно, что величина располагаемого дохода (т.е. дохода после уплаты налога) используется не только на потребление, но и на сбережения населения. Снижение располагаемого дохода уменьшит не только потребительские расходы, но и сбережения. Это уменьшение зависит от предельной склонности к потреблению (МРС) и предельной склонности к сбережению (MPS). Какая часть падения ЧНП произойдет за счет потребления, покажет МРС, а какая за счет сбережения, -MPS.

Для определения величины сокращения потребления надо умножить сумму нало! ового приращения (Т) на МРС: С = Т. МРС.

Аналогично определяем уменьшение сбережения: С = T . MPS

Мультипликатор и бюджет. Влияние налогов также имеет мультипликационный эффект, но мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов, поскольку налоги не прямо, а косвенно влияют на изменение потребления и объем ЧНП.

В результате равные увеличения правительственных расходов и налогообложения ведут к росту равновесного ЧНП В этом случае действует так называемый мультипликатор сбалансированного бюджета, т.е. если G и Т увеличиваются на определенную величину (например, на 10 млрд руб.), то равновесный ЧНП также увеличится на ту же самую величину (10 млрд руб.). Это значит, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

Стабилизационная функция фискальной политики. Учитывая указанные взаимодействия, подчеркнем, что фискальная политика может быть использована в ходе экономического цикла для стабилизации экономики. В период спада она должна стимулировать переход к экономическому росту путем увеличения государственных расходов - 1 или снижения налогов - 2, или сочетания 1 и 2 - 3.

Иначе говоря, при первоначально сбалансированном бюджете фискальная политика включает в период спада или депрессии бюджетный дефицит.

Напротив, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, то применяется сдерживающая фискальная политика. Она включает: 1 - уменьшение правительственных расходов или 2 - увеличение налогов, или 3 - сочетание 1 и 2. Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если нужно контролировать инфляцию.

Стабилизирующее воздействие государства на экономику зависит от способов финансирования бюджетного дефицита и избавления от бюджетных излишков.

Дефицит финансируется двумя способами: за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг) или за счет выпуска новых денег кредиторам правительства (т.е. печатаньем новых денег). Воздействие на совокупные расходы будет в каждом случае различно.

При займах правительство вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства, что вызывает рост процентной ставки и будет "выталкивать" некоторые частные инвестиции .

Создание денег позволяет избежать выталкивания частных инвестиций, по этому является более стимулирующим способом финансирования дефицита по сравнению с расширением займов. Однако злоупотребление этим способом может вызвать инфляцию, которая подорвет инвестиционный процесс и выход из спада.

Бюджетный излишек обычно возникает под влиянием инфляции, когда правительство получает избыточные налоговые поступления. В этом случае фискальная политика приобретает антиинфляционную направленность. Наилучший эффект достигается, когда бюджетный избыток просто изымается из общего потока доходов и расходов. Это уменьшает совокупные расходы, совокупный спрос и темпы инфляции.

Недискреционная фискальная политика - политика автоматических (встроенных) стабилизаторов, под которыми понимается такой экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.

В качестве типичного встроенного стабилизатора выступает прогрессивная шкала налогообложения. Благодаря ей в период подъема располагаемый доход населения и нераспределенная прибыль фирм растут медленнее, чем национальный доход, и это сдерживает рост совокупного спроса. Во время спада такое налогообложение замедляет сокращение совокупных расходов.

Кроме того, в период экономического подъема рост налоговых поступлений формирует тенденцию к сокращению или даже ликвидации бюджетного дефицитаи появлению бюджетного избытка, что в свою очередь содействует уменьшению возможной инфляции. В период спада автоматическое сокращение налоговых поступлений вызывает бюджетный дефицит, который оказывает стимулирующее воздействие на преодоление спада (рис. 9.5).

Рис. 9.5. Встроенная стабильность

К встроенным стабилизаторам относятся и трансфертные платежи (система пособий по безработице, по бедности и т.д.), препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема и сокращения безработицы выплата пособий или прекращается, или уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.

Критика фискальной политики . Известно, что кейнсианцы считают фискальную политику наиболее мощным и надежным стабилизационным средством. В экономике кейнсианцы ориентируются на совокупный спрос, который создает свое собственное предложение.

Неоклассики, монетаристы умаляют или отвергают фискальную политику как средство перераспределения ресурсов и стабилизации. Свою позицию они доказывают с помощью эффекта вытеснения. Сущность его состоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика будет в тенденции вести к росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики.

Однако некоторые экономисты считают, что в депрессивной экономике, при высокой безработице это вытеснение будет незначительным, зато стимулы, создаваемые правительственными расходами, могут улучшить ожидания прибыльности у предпринимателей, что усилит спрос на инвестиции и рост ЧНП.

Другое критическое замечание заключается в том, что при стимулировании совокупного предложения, когда его кривая имеет повышательный наклон (классический участок), фискальная политика может вызвать инфляцию. Последняя поглотит часть потенциального воздействия стимулирующей фискальной политики.

Третье замечание. Фискальная политика может оказаться неэффективной или несоответствующей в результате непредвиденных событий в мировой экономике, например при воздействии международных шоков совокупного спроса, которые могут сократить ЧНП и обесценить мероприятия его фискальной политики.

Эффективность фискальной политики подрывает эффект чистого экспорта, который действует через международную торговлю. Увеличивая внутреннюю ставку процента, стимулирующая фискальная политика имеет тенденцию уменьшить чистый экспорт, так как привлеченные финансовые капиталы из-за рубежа увеличат спрос на доллары и вызовут рост их цены - доллар подорожает, а вместе с тем подорожают наши экспортные товары. Экспорт сократится.

Четвертое замечание. Сторонники экономической теории, ориентированной на предложение (неоклассики), отмечают, что кейнсианская фискальная политика не в состоянии учитывать воздействие изменений налогов на совокупное предложение. Снижение налогов увеличит объемы сбережений и инвестиций, повышая тем самым норму накопления капитала. Масштабы производства вырастут Сниженные подоходные индивидуальные налоги должны повысить стимулы к труду.

Однако большинство экономистов с большой осторожностью относятся к описанной выше трактовке сокращения налогов. Они считают, что стимулирующие эффекты от снижения налогов будут на самом деле не столь сильны, как надеются сторонники экономики предложения, тем более что воздействие на предложение имеет долгосрочный характер, тогда как воздействие на спрос сказывается намного быстрее.

Фискальная политика России. Главной опасностью переходной экономики России является инфляция. Противодействие ей было провозглашено государством в качестве центральной задачи. Ее решение осуществлялось на основе жестких бюджетных и кредитно-денежных ограничений. Однако излишне жесткий характер фискальной политики приводил к углублению спада в экономике России. Все годы реформ правительство сводило госбюджет со значительным дефицитом. Он составлял (в млрд руб.) в 1992 г. 8,5, 1993 г. - 26,8; 1994 г. - 64,9; 1995 г. - 86,7; 1996 г. - 178,0; 1997 г. - 174,2. Бюджетный кризис стал основным препятствием к восстановлению экономического роста в России.

Дефицит госбюджета связан прежде всего с сокращением его доходной части. Собираемость налогов все время снижалась в связи с сокращением объема производства и сокрытием доходов экономическими субъектами. В России самые высокие налоги на прибыль предприятий, а это не стимулирует инвестиции. Помимо этого в России, по сравнению с западными странами, велик удельный вес налогов на внешнюю торговлю при низкой доле подоходного налога. Сокращение доходов госбюджета вызвало уменьшение расходов его. Сегодня сумма расходов российского бюджета в 10 раз меньше, чем у бюджета ФРГ. и равна примерно сумме недельных государственных расходов США.

Тяжелым бременем на российский бюджет ложатся внешние долги, которые примерно равны 180 млрд долл. По оценке Министерства финансов России, на выплату внешних долгов в 1999 г. должно уйти 80% доходов бюджета, что невозможно осуществить без новых внешних займов. Ситуация вряд ли улучшится в ближайшие 10 лет.

Бюджетный кризис привел к осознанию необходимости перехода от чисто макроэкономических к глубинным структурным реформам" в отраслях естественных монополий, угольной промышленности, военно-промышленного комплекса и др.

На фоне острой дефицитности бюджета и небольшого объема личных соережений критически обострилась ситуация с финансовыми ресурсами собственно производственного сектора. Здесь имеют место кризис платежей и быстрый рост
убыточных предприятий. Лишь экспортные отрасли располагают сколько-нибудь значительными финансовыми ресурсами.

Таким образом, назрела необходимость существенно реформировать финансы и фискальную политику России, которая должна в первую очередь помогать в преодолении глубокого кризиса и переходе к экономическому росту.

Налоги в настоящее время являются основным источником доходов бюджетов всех уровней в Российской Федерации.

Систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливает Налоговый Кодекс РФ.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Данное определение позволяет выявить следующие признаки налога:

1) обязательность платежа;

2) индивидуальная безвозмездность;

3) денежная форма налога;

4) отчуждение принадлежащего на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта;

5) публичная цель -- финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Понятие налога включает ряд элементов:

1) объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.

2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник налога - доход, из которого выплачивается налог;

4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Функции и виды налогов

Сущность налога проявляется в его функциях, позволяющих определить, какую роль играют налоги в государстве, и каково их влияние на общество.

1. Фискальная функция является основной и характерна для любой налоговой системы. Сущность ее заключается в том, что с помощью налогов образуются денежные фонды, необходимые для осуществления государством своих собственных функций.

2. Стабилизирующая функция. Ее суть заключается в том, что налоги являются эффективным инструментом перераспределения. Налоги влияют на производство путем стимулирования или сдерживания его роста, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

3. Социальная функция. Налоги являются важнейшим источником доходов бюджета, за счет которого обеспечивается осуществление социальной функции государства. Без поступлений в бюджет налоговых платежей невозможно финансирование учреждений здравоохранения, образования и т.д., а также выплата заработной платы работникам бюджетной сферы. Важность ее резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

4. Контрольная функция. Реализация данной функции направлена не столько к плательщикам, сколько к лицам, уклоняющимся от уплаты налогов. Контрольная функция налога на прибыль выражается в контроле со стороны государства за обоснованностью и размерами расходов (затрат) хозяйствующих субъектов, а также полнотой и своевременностью уплаты этого налога.

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость - налог, представляющий собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения;

2) акцизы - по способу взимания делятся на индивидуальные и универсальные. Индивидуальные - устанавливаются на отдельные виды товаров и услуг и взимаются по твердым ставкам с единицы измерения товара (услуг). Универсальные - устанавливаются в процентах к стоимости товаров или услуг. Акцизы являются косвенным налогом, включаемым в цену товара, и оплачиваемым покупателем. К числу товаров, подлежащих обложению акцизами, относятся: винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, и др.

3) налог на доходы физических лиц - основной вид прямых налогов, взимаемых с доходов физических лиц. Плательщиками являются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ (т. е. лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году), а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: a) от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ; б) от источников в РФ - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ; В России минимальная ставка подоходного налога составляет 12%, максимальная - 45%.

4) налог на прибыль организаций - основной прямой налог на юридических лиц. Плательщиками являются: а) российские организации; б) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения является прибыль организации, под которой понимаются полученные организацией доходы, уменьшенные на величину расходов в соответствии с положениями, установленными налоговым законодательством. Этот налог составляет основную часть налоговых выплат предприятий. Обложению налогом подлежит прибыль, чистый доход. В России ставка этого налога близка к той, что действует в развитых странах - до 35%. Производственные объединения, предприятия, а также собственники капитала уплачивают налог на основании предъявленных ими деклараций. Налоговая декларация представляет собой заявление налогоплательщика о размерах его доходов. Отдельные виды прибыли, получаемой юридическими лицами, облагаются особо. Так, прибыль от дивидендов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, выпущенным в Российской Федерации, облагается по ставке 15%. Этот размер ставки применяется к прибыли от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации.

5) налог на добычу полезных ископаемых - налог, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей, признаваемых пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. Объектом налогообложения являются добытые полезные ископаемые;

6) водный налог - налог, взимаемый с организаций и физических лиц, осуществляющих специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов - сборы за разрешения (лицензии) на охоту, взимаемые с целью контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания;

8) государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в уполномоченные органы, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий (включая выдачу документов, их копий, дубликатов).

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций - объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), относящееся к объектам основных средств данной организации;

2) налог на игорный бизнес - взимается с организаций и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса. Объектом налогообложения являются игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов, кассы букмекерских контор; Доходы от игорного бизнеса, включая игровые автоматы, облагаются по ставке 90%,

3) транспортный налог - налог с лиц, на которых зарегистрировано транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения. Налогом облагают автомобили, мотоциклы, автобусы, самолеты, яхты и другие транспортные средства, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством РФ.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог - один из целевых налогов; одна из форм платы за землю в связи с установлением платности землепользования. Плательщиками являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

2) налог на имущество физических лиц - объектом налогообложения являются виды имущества, как то: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения; самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства (за исключением весельных лодок).

Налоги - основной источник средств, поступающих в государственную казну. Налогам свойственна регулярность уплаты при наличии у налогоплательщика установленного законодательством объекта обложения (имущества, дохода и т.п.). Налоги подлежат систематическому внесению в казну в предусмотренные сроки.

Налоги могут взиматься следующими способами:

1) Кадастровый - когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2)На основе декларации. Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода лицом, получающим доход.

Примером может служить налог на прибыль.

3)У источника. Этот налог вносится лицом, получающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, в которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.