Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Ломбард обязан хранить невостребованную вещь в течение. Общие положения о ломбардах. Понятие невостребованной вещи и льготный срок, предоставляемый для обращения за ней

Внесены поправки, согласно которым публичные акционерные общества должны проводить внутренний аудит и управлять рисками. Также изменения затронули критерии сделок с заинтересованностью, привилегированных акционеров и общие собрания акционеров.

Президент РФ подписал поправки, касающиеся акционерных обществ (Федеральный закон от 19.07.2018 № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об акционерных обществах“»). Закон вступил в силу 19 июля 2018 г., за исключением некоторых положений.

Ревизионная комиссия

Теперь в Федеральном законе от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон № 208-ФЗ) нет упоминания о ревизоре. В акционерном обществе возможна только ревизионная комиссия. Но об этом должно быть сказано в уставе общества. Так, устав публичного общества должен содержать сведения о ревизионной комиссии в случае принятия решения о ее создании. То есть ревизионная комиссия в публичном акционерном обществе обязательна, только если о ее наличии указано в уставе.

А в уставе непубличного общества должны быть сведения о ревизионной комиссии либо ее отсутствии. Если ревизионная комиссия создается исключительно в случаях, предусмотренных уставом непубличного общества, то в уставе должны быть сведения об этом с указанием таких случаев.

В обществах, в которых на 19 июля 2018 г. уже избран ревизор, к нему применяются положения о ревизионной комиссии.

Внутренний аудит и управление рисками

С 1 июля 2020 г. для публичных обществ вводится обязанность проводить внутренний аудит. Раньше нормы о внутреннем аудите содержались только в Кодексе корпоративного управления и некоторых специальных законах. Совет директоров должен утверждать внутренние документы общества, определяющие политику общества в области организации и осуществления внутреннего аудита. Должностное лицо, ответственное за организацию и осуществление внутреннего аудита, назначается на должность и освобождается от должности на основании решения совета директоров. Условия трудового договора с ним тоже утверждает совет директоров. Также внутренний аудит может проводить другое юридическое лицо.

Кроме того, в публичном обществе должны быть организованы управление рисками и внутренний контроль. Внутренние документы в этой сфере будет утверждать совет директоров.

Дивиденды

Уточнены критерии, исходя из которых размер дивидендов по привилегированным акциям считается определенным уставом акционерного общества. В уставе акционерного общества должны быть определены размер дивиденда и (или) стоимость, выплачиваемая при ликвидации общества (ликвидационная стоимость) по привилегированным акциям каждого типа. Размер дивиденда и ликвидационную стоимость можно определить:

    в твердой денежной сумме;

    в процентах к номинальной стоимости привилегированных акций;

    путем установления порядка их определения;

    путем установления минимального размера дивиденда, в том числе в процентах от чистой прибыли общества.

Размер дивиденда не считается определенным в случае, если в уставе общества указан только его максимальный размер. Владельцы привилегированных акций, по которым не определен размер дивиденда, имеют право на получение дивидендов наравне и в равном размере с владельцами обыкновенных акций.

Привилегированные акционеры

Акционеры - владельцы привилегированных акций получили право голоса на общем собрании по вопросам, решение по которым в соответствии с Законом № 208-ФЗ принимается единогласно всеми акционерами общества. Также они получили право голоса при решении вопроса о внесении в устав положений об объявленных привилегированных акциях, размещение которых может привести к снижению определенного уставом размера дивиденда или ликвидационной стоимости, выплачиваемых по привилегированным акциям этого типа.

Общее собрание акционеров

Поправками увеличен срок, за который необходимо уведомить акционеров о проведении общего собрания акционеров. Раньше этот срок составлял 20 дней, теперь - 21 день.

Изменился перечень информации (материалов), которые нужно предоставлять лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров. Во-первых, уточнили, что необходимо предоставить проекты только тех внутренних документов общества, которые подлежат утверждению общим собранием акционеров. Во-вторых, заключение ревизионной комиссии и сведения о кандидатах в ее состав потребуются, только если наличие ревизионной комиссии обязательно по уставу общества. В-третьих, с 1 июля 2020 г. в публичных акционерных обществах нужно будет представлять заключение внутреннего аудита.

Наряду с вопросами, предложенными акционерами для включения в повестку дня общего собрания акционеров, а также кандидатами, предложенными акционерами для образования соответствующего органа, совет директоров (наблюдательный совет) общества вправе включать в повестку дня общего собрания акционеров вопросы и (или) кандидатов в список кандидатур для голосования по выборам в соответствующий орган общества по своему усмотрению. Число кандидатов, предлагаемых советом директоров, не может превышать количественный состав соответствующего органа. Этот пункт вступит в силу только с 1 сентября 2018 г.

В Закон № 208-ФЗ введены уже используемые на практике комитеты совета директоров. Так, предусмотрено, что совет директоров общества вправе формировать комитеты для предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции. Компетенция и порядок деятельности комитета определяются внутренним документом общества, который утверждается советом директоров.

Отдельно указано, что совет директоров публичного общества формирует комитет по аудиту для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем за финансово-хозяйственной деятельностью публичного общества, в том числе с оценкой независимости аудитора публичного общества и отсутствием у него конфликта интересов, а также с оценкой качества проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общества. Это положение начнет применяться только с 1 июля 2020 г.

Установлена возможность участия совета директоров в формировании органов управления акционерного общества, в том числе возможность передачи полномочий по избранию исполнительных органов из компетенции общего собрания акционеров в компетенцию совета директоров без возникновения у акционеров права требовать выкупа принадлежащих им акций.

Если решение вопроса об утверждении годового отчета общества уставом общества отнесено к компетенции совета директоров общества, годовой отчет общества подлежит утверждению советом директоров общества не позднее, чем за 30 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров.

Сделки с заинтересованностью

Уточнили критерии сделок, на которые правила об одобрении сделок с заинтересованностью не распространяются в связи с непревышением 0,1% от балансовой стоимости активов общества. Раньше учитывались сделки, предметом которых является имущество, цена или балансовая стоимость не более 0,1% балансовой стоимости активов общества. Теперь указано, что речь идет о сумме сделок либо о цене или балансовой стоимости имущества, с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения которого связаны такие сделки.

Кроме того, общее собрание акционеров при принятии решения об одобрении сделки с заинтересованностью считается правомочным, независимо от числа не заинтересованных в совершении соответствующей сделки акционеров - владельцев голосующих акций общества, принимающих в нем участие.

Ревизионная комиссия . Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества законодательством предусмотрено создание в обществе специального органа — ревизионной комиссии.

Избрание членов ревизионной комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством для формирования других органов общества, и регулируется соответственно ст. 53 Закона «Об ». Избрание членов ревизионной комиссии и досрочное прекращение их полномочий относится к компетенции общего собрания (пп. 9 п. 1 ст. 48 Закона «Об акционерных обществах»).

Компетенция ревизионной комиссии определяется уставом общества. Порядок деятельности комиссии регулируется в АО внутренним документом.

Система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества призвана обеспечить точное исполнение финансово-хозяйственного плана, который утверждается советом директоров общества. играет также важную роль в организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

Обществу рекомендуется предусмотреть, чтобы в разумный срок после совершения каждой финансово-хозяйственной операции в контрольно-ревизионную службу общества представлялись документы и материалы, необходимые и достаточные для обоснованного и однозначного вывода о соответствии проведенной операции финансово-хозяйственному плану общества и установленному в обществе порядку совершения такой операции. Срок, в течение которого в контрольно-ревизионную службу должны представляться такие материалы и документы, а также ответственность должностных лиц и общества за их непредставление в этот срок устанавливаются соответствующим внутренним документом общества.

Контрольно-ревизионная служба проверяет представленные документы и материалы на соответствие их процедурам внутреннего контроля, утвержденным в обществе, в том числе наличие необходимых согласований с руководителями подразделений общества, если они требуются в соответствии с установленным порядком, а также наличие в финансово-хозяйственном плане общества средств, предусмотренных на совершение определенной хозяйственной операции.

Рекомендуется, чтобы во внутренних документах общества предусматривалось право совета директоров принимать решения о проведении любой нестандартной операции и в случае необходимости вносить соответствующие изменения в финансово-хозяйственный план. Рекомендуется также наделить совет директоров общества правом запретить исполнительным органам совершать любую нестандартную операцию, при этом такой запрет должен быть мотивирован.

Необходимо, чтобы совету директоров предоставлялась полная информация о результатах финансово-хозяйственной деятельности общества.

Порядок проведения проверок ревизионной комиссией общества должен обеспечить эффективность данного механизма контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

В соответствии с законодательством проведение годовых и внеочередных проверок является одним из основных механизмов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества. В ходе внеочередной проверки могут проверяться как отдельная хозяйственная операция общества, так и хозяйственные операции за отдельный период времени.

Все организационные вопросы проведения проверок, определение лиц, непосредственно ответственных за проведение проверок, рекомендуется предварительно определять на заседаниях ревизионной комиссии общества.

Законодательство не определяет необходимый кворум для принятия решений на заседаниях ревизионной комиссией общества. Вместе с тем, чтобы решения принимались действительно коллегиально, рекомендуется, чтобы кворум для проведения заседания ревизионной комиссии составлял не менее половины числа избранных членов ревизионной комиссии.

Решения на заседании ревизионной комиссии следует принимать большинством голосов членов ревизионной комиссии, принимающих участие в заседании. Передача права голоса члена ревизионной комиссии иному лицу, в том числе другому члену ревизионной комиссии, не допускается.

С целью недопущения необоснованного затягивания проверок во внутренних документах общества следует определить сроки их проведения.

С целью упорядочения процедуры проведения проверок совету директоров общества рекомендуется утвердить Положение о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионной комиссией.

Заключение ревизионной комиссии должно подписываться всеми членами ревизионной комиссии лично. Член ревизионной комиссии, выразивший несогласие с заключением ревизионной комиссии, вправе подготовить особое мнение, которое прилагается к заключению ревизионной комиссии и является его неотъемлемой частью.

Если член ревизионной комиссии не подписал заключение и не подготовил особого мнения, в заключении должны быть указаны причины этого.

Внешний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества осуществляется аудиторской организацией (аудитором).

"Право и экономика", 2005, N 4

Для осуществления контроля над финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (ст. 85) предусмотрено создание специального органа акционерного общества - ревизионной комиссии.

Какими правами обладает ревизионная комиссия и каков порядок избрания ее членов?

В соответствии с действующим законодательством РФ ревизионная комиссия вправе:

осуществлять проверки финансово-хозяйственной деятельности общества. Указанные проверки осуществляются ревизионной комиссией по итогам деятельности общества за год, а также во всякое время на основании ее собственной инициативы, решения общего собрания акционеров, совета директоров или требования акционера (акционеров), владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества;

требовать от лиц, занимающих должности в органах управления акционерного общества, представления документов о финансово-хозяйственной деятельности;

потребовать созыва внеочередного общего собрания акционеров.

В настоящее время роль ревизионной комиссии в деятельности хозяйственных обществ усиливается.

Ревизионная комиссия - это реальный и эффективный инструмент для осуществления акционерами (инвесторами) контроля над деятельностью соответствующего хозяйственного общества и его органов управления.

В связи с этим в российской правоприменительной практике уставы обществ часто предусматривают расширение компетенции ревизионной комиссии по сравнению с Законом об акционерных обществах. Имеют место качественные внутренние документы обществ, определяющие порядок деятельности ревизионной комиссии.

Важно отметить, что участники гражданского оборота в настоящее время нуждаются в поддержании и развитии этого корпоративного инструмента.

Действующее законодательство РФ имеет пробелы, которые затрудняют реализацию законных прав их субъектами.

Так, на практике возникает ситуация правовой неопределенности при выдвижении кандидатов в члены ревизионной комиссии акционерных обществ, которые подлежат избранию на внеочередном общем собрании акционеров.

Предположим, что по требованию акционера созывается внеочередное общее собрание акционеров. Повестка дня этого собрания включает вопросы об избрании членов совета директоров и ревизионной комиссии. Другие акционеры имеют интерес выдвинуть своих кандидатов в указанные органы общества.

Закон об акционерных обществах, предоставив в этой ситуации указанным акционерам право выдвинуть своих кандидатов в члены совета директоров, забыл предоставить им аналогичное право на выдвижение кандидатов в члены ревизионной комиссии.

В соответствии с п. 4 ст. 55 данного Закона в случае, если требование о созыве внеочередного общего собрания акционеров содержит предложение о выдвижении кандидатов, на такое предложение распространяются соответствующие положения ст. 53.

В случае если предлагаемая повестка дня внеочередного общего собрания акционеров содержит вопрос об избрании членов совета директоров общества, акционеры (акционер) общества, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2% голосующих акций общества, вправе предложить кандидатов для избрания в совет директоров общества, число которых не может превышать количественный состав совета директоров общества. Такие предложения должны поступить в общество не менее чем за 30 дней до даты проведения внеочередного общего собрания акционеров, если уставом общества не установлен более поздний срок (п. 2 ст. 53 Закона).

Таким образом, Закон об акционерных обществах не предоставляет права акционерам по выдвижению своих кандидатов в члены ревизионной комиссии общества, подлежащих избранию на внеочередном общем собрании акционеров, созываемом по требованию другого акционера.

В этой ситуации акционеры, не имеющие права выдвинуть своих кандидатов в члены ревизионной комиссии, имеют право требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров по вопросу о досрочном прекращении полномочий членов ревизионной комиссии и избрании "своих" членов ревизионной комиссии.

В результате мы, очевидно, получим корпоративный конфликт между акционерами, т.к. в этой ситуации невозможно создать ревизионную комиссию, в составе которой будут члены, представляющие интересы различных акционеров. Здесь всегда будет иметь место ревизионная комиссия, в состав которой будут входить члены, представляющие интересы акционера (акционеров), инициировавшего внеочередное общее собрание акционеров по соответствующему вопросу.

Одним из вариантов разрешения указанного корпоративного конфликта является проведение годового общего собрания акционеров.

В соответствии с п. 1 ст. 53 Закона об акционерных обществах акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2% голосующих акций общества, вправе внести вопросы в повестку дня годового общего собрания акционеров и выдвинуть кандидатов в ревизионную комиссию общества, число которых не может превышать количественный состав этого органа. Такие предложения должны поступить в общество не позднее чем через 30 дней после окончания финансового года, если уставом общества не установлен более поздний срок.

Однако годовое общее собрание акционеров проводится в обществе соответственно один раз в год (п. 1 ст. 47 Закона). Следовательно, до проведения годового общего собрания акционеров акционеры (инвесторы) не смогут эффективно использовать такой корпоративный инструмент, как ревизионная комиссия.

Вторым вариантом устранения этого пробела в законодательстве РФ является аналогия закона и аналогия права (ст. 6 Гражданского кодекса РФ).

По аналогии закона применительно к данной ситуации с учетом требований ст. 52 Закона об акционерных обществах можно применить указанные выше положения ст. 53 Закона. В этом случае, если предлагаемая повестка дня внеочередного общего собрания акционеров содержит вопрос об избрании членов ревизионной комиссии общества, акционеры (акционер) общества, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2% голосующих акций общества, вправе предложить кандидатов для избрания в ревизионную комиссию общества, число которых не может превышать количественный состав ревизионной комиссии общества. Такие предложения должны поступить в общество не менее чем за 25 дней до даты проведения внеочередного общего собрания акционеров.

Третьим вариантом разрешения упомянутого конфликта является установление такого права акционера в уставе или внутреннем документе общества.

Важно отметить, что Закон об акционерных обществах входит в состав гражданского законодательства РФ (ст. 1 данного Закона, ст. ст. 3, 96 ГК РФ).

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также действиями граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства РФ порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, вследствие иных действий граждан и юридических лиц.

На основании и во исполнение указанных положений Гражданского кодекса РФ Закон об акционерных обществах также допускает регулирование (помимо данного Закона, иных федеральных законов и правовых актов) отношений, относящихся к сфере его применения, посредством действий юридического лица, а именно регулирование вопросов деятельности организации посредством утверждения учредительных документов (устава), внутренних документов этой организации, решений органов этой организации и иных действий юридического лица. Так, ст. 11 Закона об акционерных обществах предусматривает, что устав может содержать другие положения, не противоречащие указанному Закону и иным федеральным законам. Закон об акционерных обществах нередко использует формулировки "если иное не установлено уставом, внутренними документами общества" и нередко регулирование многих вопросов деятельности общества отдает на усмотрение участников гражданского оборота посредством утверждения органами общества внутренних документов общества (см., например, пп. 19 п. 1 ст. 48, п. 5 ст. 49, п. п. 1 и 3 ст. 68, п. 1 ст. 70, п. 2 ст. 85 этого Закона).

Четвертым вариантом разрешения этой проблемы является внесение Федеральной службой по финансовым рынкам соответствующих дополнений в Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденное Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31 мая 2002 г. N 17/пс, или издание указанным государственным органом методических материалов и рекомендаций по разрешению данной проблемы. Такое право предоставлено Федеральной службе по финансовым рынкам п. 1 ст. 47 Федерального закона "Об акционерных обществах" и п. п. 5.2, 5.5 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317.