Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Льготы и гарантии для инвесторов в рф. Налоговые льготы для частных инвесторов

Вопрос :

Какие льготы предоставляются иностранным инвесторам в России и каковы для них гарантии со стороны государства? (М.Крычек, Чехия)

Ответ :

Основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесто-ров на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом от 09 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".

В частности, этим законом закреплено, что:

  • правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полу-ченной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой ре-жим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставлен-ный российским инвесторам. Вместе с тем, Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности госу-дарства", Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" и другими законами установлены отдельные изъятия ограничительного ха-рактера для иностранных инвесторов;
  • иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается нормами феде-ральных законов и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации;
  • иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местно-го самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским за-конодательством Российской Федерации;
  • иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации;
  • иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обя-зан передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
  • имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностран-ными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализа-ции, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены феде-ральным законом или международным договором Российской Федерации. При реквизи-ции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестиция-ми выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инве-стор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества. При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с ино-странными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки;
  • спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, разрешается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).

Конституцией Российской Федерации закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Феде-рации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Россий-ская Федерация участвует во множестве многосторонних и двусторонних международных договоров и соглаше-ний, в частности, Россий-ской Федерацией ратифициро-вана Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Федеральным законом от 30 мар-та 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней").

Ответы на ваши вопросы подготовлены юридической службой "РусБизнесНьюс" совместно с генеральным директором Консалтинговой компании "Налоги и право" Максимом Степановым (e-mail:

Российский фондовый рынок в 2015-2016 году продемонстрировал заметное оживление, выдав доходность около 25% годовых при заметно снижающейся инфляции, которая за 2016 год составила лишь около 5.5%. При актуальных депозитных ставках рынок акций для россиян в последние два года мог оказаться очень выгодным инвестиционным инструментом, причем индекс ММВБ на момент написания статьи тестирует свои исторические максимумы:


Разумеется, так будет не всегда, но тем не менее: выделить часть средств на российский фондовый рынок не противоречит здравому смыслу (хотя я остаюсь сторонником того, что выделенная доля должна быть умеренной). О способах инвестирования в российский рынок я писал отдельную . При этом у россиян, в отличие от иностранных инвесторов, появляется возможность не только получить доход, но и заметно сэкономить путем получения налоговых вычетов по НДФЛ: инвестиционных, имущественных, профессиональных, социальных. Цель этой статьи — в более подробном рассмотрении всех видов вычетов, причем в особенности первого типа, как наиболее близкого тематике блога.

Налоговые льготы для инвесторов

Инвестиционный налоговый вычет может быть реализован при открытии индивидуального инвестиционного счета, о котором я подробно писал , после чего средства должны быть инвестированы в российские ценные бумаги или фонды компании , предлагающие доступ к зарубежным активам. Поскольку моя предыдущая статья про ИИС вышла достаточно большой и написана уже довольно давно, ниже я кратко повторю основные положения, касающиеся ИИС.

Понятие индивидуального инвестиционного счета

Индивидуальный инвестиционный счет (ИИС) - это введенный с 2015 года тип счета, открываемый в управляющей или брокерской компании для приобретения валюты и ценных бумаг и получения с них инвестиционного дохода. Владелец ИИС при этом может выбрать один из двух видов налоговых вычетов:

  • вычет на взносы

  • вычет на инвестиционный доход

Но этот счет имеет и ряд ограничений, влияющих на получение вычетов:

  • Один гражданин может открыть на себя только один ИИС

  • Для оформления льгот этот счет должен действовать в течение трех и более лет

  • Минимальная сумма для открытия счета и последующих взносов не установлена. Максимальный взнос - 400 тыс. рублей ежегодно

  • На счет можно вносить только деньги в рублевом эквиваленте

  • На средства ИИС приобретается только валюта и ценные бумаги, обращающиеся на Санкт-Петербургской и Московской бирже. Покупать финансовые инструменты, торгующиеся на зарубежных биржах, запрещено

Налоговый вычет со взносов на ИИС

Подходит для владельцев счета, имеющих иной, чем с купленных бумаг, легальный доход (например, с зарплаты) и перечисляющих с него НДФЛ. Размер налоговой льготы для инвесторов равен 13% от суммы пополнения счета. Этот вычет ограничен двумя величинами:

  1. Максимальным размером взносов в год (400 тыс. рублей). Величина налоговой экономии равна 13% от этой суммы или 52 тыс. рублей.

  2. Суммой НДФЛ, перечисленной в бюджет с другого дохода (налоговая экономия не может быть выше уплаченного налога). Разница между уплаченным НДФЛ и 52 тыс. рублей на следующий год не переносится.

Допустим, владелец ИИС внес на счет 400 тыс. рублей и претендует на возврат НДФЛ в размере 52 тыс. рублей. Но с зарплаты им было перечислено в бюджет 40 тыс. рублей. Следовательно, ему будет возвращено только 40 тыс. рублей.

Кроме ограничений суммы существуют ограничения и по времени получения вычета:

  1. Его можно оформить только за тот отчетный год, в котором имело место перечисление НДФЛ и зачисление взноса

  2. Возврат налога осуществляется в год, следующий за отчетным

Например, в 2015 году владелец счета пополнил его на 400 тыс. рублей, но не перечислял в бюджет НДФЛ. В 2016 году он внес 100 тыс. рублей на счет и заплатил 60 тыс. рублей налога с зарплаты или другого источника дохода. В результате по итогам 2015 года владелец ИИС не имеет права на вычет (не с чего осуществлять возврат). По итогам 2016 года он может вернуть 13 тыс. рублей (100 тыс. × 13%), но фактически получит их в 2017 году после подачи налоговой декларации. Декларацию на возврат подоходного налога можно подавать в течение трех лет после того, как налог был уплачен, т.е. необязательно подавать ее именно 30 апреля (в отличие от ситуации, когда декларируется доход за прошедший год).

При этом, однако, важно учитывать следующее: если возврат получен, а счет будет закрыт до истечения трехлетнего срока, то сумму налога вместе с пенями и штрафами нужно будет вернуть государству

Вычет на доход с ИИС

Эта налоговая льгота для инвесторов предоставляется однократно при закрытии счета. Она подходит для владельцев ИИС, не имеющих других источников дохода (не платящих НДФЛ, например пенсионерам) или для получающих высокий доход от операций по данному счету (т.е. может быть вариантом для удачливого трейдера либо долгосрочного инвестора).

Суть вычета заключается в освобождении от налогообложения прибыли, т.е. размер налоговой экономии составляет 13% от инвестиционного дохода. Никаких ограничений по сумме, в отличие от вычета на взносы, не существует.

Например, в течение 3 лет действия ИИС его владелец получил доход, равный 1 млн. рублей. Если бы этот доход не был связан с ИИС, то гражданин должен был заплатить 130 тыс. рублей НДФЛ. Владелец счета (а точнее, налоговый агент - брокер или управляющая компания) в случае реализации вычета на доход не перечислит в бюджет ничего. В случае налогового вычета со взносов инвестор за три года смог бы вернуть не более чем 52 тыс. × 3 года = 156 000 рублей.


Вывод хотя бы части введенных средств (не считая купонного или дивидендного дохода, который иногда выводить прямо на банковский счет) влечет за собой закрытие счета с возвратом полученных льгот. Пополнение счета в самом конце года позволяет получить до 52 000 уже через несколько месяцев, тогда как пополнение в январе отодвигает этот срок еще примерно на год — т.е. например пополнив счет сегодня, вычет можно получить лишь к июню 2018 года. С другой стороны, пополнить счет можно и в самый последний месяц перед его закрытием.

Однако ИИС не позволяет вернуть налог с полученных на счет дивидендов, поскольку дивиденды поступают на инвестиционный счет уже с учетом удержанного государством налога. Т.е. НДФЛ с дивидендов нужно платить во всех случаях, причем этот налог нельзя уменьшить и на сумму комиссий брокера или иных расходов, что возможно при операциях с ценными бумагами. При зарубежном инвестировании можно избежать налога на дивиденды, если найти фонд, который дивиденды реинвестирует. В этом случае налог возникнет только при продаже фонда. Интересно, что существуют и фонды с регистрацией в странах, где налог на дивиденды не взимается (Люксембург).

В конце стоит напомнить, что сам по себе ИИС не является инвестиционным инструментом; он лишь оптимизирует издержки того, что вы покупаете в качестве основного актива, приносящего доход. А здесь уже речь идет о вашей квалификации инвестора, в частности подразумевающей умение избегать сомнительных и рискованных инвестиционных предложений. К примеру, в очень неприятной ситуации сейчас оказались вкладчики инвестиционной компании «ТФБ Финанс», связанной с проблемным Татфондбанком:


Учет убытков при налогообложении доходов от сделок с ценными бумагами

В отличие от доходов, полученных с использованием ИИС, прибыль от купли-продажи ценных бумаг можно сократить на величину убытков прошлых лет (получить налоговый вычет), возвращая уплаченный НДФЛ. Эта операция называется сальдированием.

Общий доход определяет брокер, сальдируя полученные прибыли и убытки от конкретных операций. Инвестор лишь запрашивает у него справку о доходах по форме 2-НДФЛ и подает декларацию для получения вычета.

Если накопленные убытки прошлых лет больше прибыли отчетного года, они переносятся на будущее (в течение 10 лет). Допустим, в 2016 году налогоплательщик получил прибыль от сделок с ценными бумагами в объеме 200 тыс. рублей и уплатил в бюджет 13% с этой суммы - 26 тыс. рублей. В 2015 году был зафиксирован убыток 600 тыс. рублей. Его можно перенести на 2016 и будущие годы

  • в сумме 200 тыс. рублей на 2016 год и вернуть 26 тыс. рублей;

  • в размере 400 тыс. рублей на 2017 и, при необходимости, на следующие годы.

Если в 2017 году будет получен убыток, он суммируется с убытком 2015 года, оставшимся после сальдирования, и переносится на будущее в порядке его получения.

Практически учет убытков осуществляется с помощью декларации по форме 3-НДФЛ, которую подает налогоплательщик. В ней указывается сумма убытков, на которую в декларации уменьшается полученная прибыль и рассчитывается сумма налога, подлежащая возврату. Налоговая инспекция эти расчеты налогоплательщика проверяет и соглашается с возвратом (если все правильно — если неправильно, указывает на ошибки). Может возникнуть вопрос, возможно ли сальдирование при открытии счета у зарубежного брокера. В Налоговом кодексе в статье про сальдирование убытков от операций по ценным бумагам (ст. 220.1., глава по НДФЛ) про резидентство брокера ничего не сказано, поэтому операция представляется возможной — однако осложнена валютной переоценкой и тем, что часть налога может взиматься самим зарубежным брокером. Статью о выборе зарубежного брокера и стандартном налогообложении при его использовании см. .

Кроме того, инвестор может специально создать убыток в отчетном году, чтобы не платить стандартные 13% налога на прибыль. Этот вариант привлекателен тем, что не требует подачи налоговой декларации — нужно просто закрыть часть убыточных позиций, создав на счете небольшой минус:

Допустим, по предварительным результатам, запрошенным у российского брокера по итогам года, инвестор получит по совершенным сделкам доход в объеме 100 тыс. рублей. При этом у него еще есть ряд открытых маржинальных позиций по ценным бумагам, по трем из которых наблюдаются текущие убытки на сумму 103 тыс. рублей (немного больше прибыли). Инвестор может закрыть эти сделки — общий баланс операций станет немного меньше нуля. Это позволит не платить налог на прибыль со 100 тыс. рублей, т.е. сэкономить 13 тыс. Поскольку Московская биржа работает в режиме T+2, то закрывать сделки нужно не позднее, чем за два рабочих дня до конца года.

Если положительный прогноз по закрытым позициям сохраняется, эти ценные бумаги можно снова приобрести для получения запланированной ранее прибыли.

Налоговый вычет при долгосрочном владении ценными бумагами

Инвестиционный налоговый вычет на ценные бумаги можно получить, просто продержав их более трех лет (это называется долгосрочное владение ценными бумагами). Размер вычета будет равен доходу от их продажи или погашения. Это же правило распространяется на паи открытых ПИФов, управляемых российскими компаниями и приобретенные после 01.01.2014. Но вместе с тем установлена максимальная сумма такого вычета в размере 3 млн. рублей за год владения ценными бумагами или паями.

Например, инвестор держал акции предприятия N в течение 4 лет и продал их с прибылью 15 млн. рублей (из написанного выше, для получения льготы сделать он это сможет не ранее 2018 года). Налоговый вычет составит 12 млн. рублей (4 × 3 млн.), а с дохода в 3 млн. (15 млн. — 12 млн.) он должен будет перечислить НДФЛ в размере 13%. В отличие от вычета на доход по ИИС, где нет ограничений на операции с ценными бумагами и отсутствует ограничение по сумме, здесь предусмотрено непрерывное владение ЦБ не менее 3 лет и вычет на сумму не более 3 млн. рублей в год.

Имущественные налоговые вычеты

Налоговые льготы для инвесторов предоставляются и при инвестировании в недвижимость на территории России - в строительство и покупку жилья, приобретение земельных участков. Вычет распространяется на стоимость недвижимости и сумму процентов, уплаченных банкам по кредитам, полученным на ее покупку и строительство. Размер налогового вычета зависит от года приобретения жилья и участков.

В пределах этой суммы налогоплательщик получает освобождение от налогообложения своих доходов. Размер экономии на налогах составит 13% от вычета. Неиспользованный вычет на недвижимость переносится на будущие периоды. Если недвижимость находится в собственности не менее 5 лет, то она освобождается от налога с продажи.

Например, холостой налогоплательщик в 2016 году купил дом за 7 млн. рублей с использованием кредита. В этом же году он со своей зарплаты заплатил в бюджет НДФЛ 200 тыс. рублей. По законодательству он имеет право на возврат налога со стоимости дома в размере 260 тыс. рублей (13% от 2 млн.) и с суммы процентов в размере 390 тыс. рублей (13% от 3 млн.). Но поскольку он перечислил в бюджет только 200 тыс. рублей, то и возврат налога будет равен этой сумме. Оставшаяся часть экономии в размере 450 тыс. рублей переносится на будущие годы.

Профессиональные налоговые вычеты

Налоговые льготы могут получить не только инвесторы, но индивидуальные предприниматели, нотариусы и адвокаты, занимающиеся частной практикой — то есть физические лица, вкладывающие средства в свой бизнес. Размер вычета равен сумме понесенных расходов, необходимых для обеспечения дохода. Если эти расходы не могут быть подтверждены документами, величина вычета составит 20% от полученных доходов.

Допустим, частный нотариус получил доход в 2016 году в сумме 3 млн. рублей. Сумма его профессиональных расходов составила 850 тыс. рублей. Если он сможет их документально подтвердить, то получит налоговую экономию, равную 110,5 тыс. рублей (850 тыс. × 13%). Если нет, то экономия составит 78 тыс. рублей (3 млн. × 20% × 13%). Профессиональными расходами нотариуса например являются: членские взносы (нотариусы являются членами нотариальных палат); страховые платежи в рамках страхования профессиональной деятельности; оплата труда помощников; материальные расходы (канцтовары, содержание офиса, транспортные расходы и т.п.).

Кроме названных вычетов, существуют еще стандартные налоговые вычеты разного размера, предоставляемые инвалидам, участникам боевых действий, Великой Отечественной войны, блокадникам, родителям (в том числе приемным) и другим категориям лиц. Но поскольку предоставление этих налоговых вычетов не связано с объектами инвестирования, в рамках этой статьи они описываться не будут.

Социальные налоговые вычеты

Предоставляются при инвестировании в свое будущее (образование, здоровье, пенсионное обеспечение, страхование жизни), а также при перечислении средств на благотворительность.

Размер вычета на благотворительность не может превышать 25% налогооблагаемого дохода. Вычет на остальные цели предоставляется в размере расходов на образование, лечение, негосударственное и/или дополнительное пенсионное обеспечение, добровольное страхование жизни, добровольное пенсионное страхование.

При некоторых ограничениях получить социальный вычет можно также при осуществлении расходов на своих детей (подопечных), супругов, родителей, братьев/сестер.

Ежегодная сумма вычетов по всем видам в совокупности не должна быть выше 120 тыс. рублей. Размер налоговой экономии составит 13% от суммы произведенных расходов.

Например, налогоплательщик оплатил в 2016 году свое обучение и лечение в размере 90 и 60 тыс. рублей соответственно. Общая сумма его расходов составила 150 тыс. рублей, что больше предельного размера вычета. Соответственно, он может претендовать на возврат налога только в размере 15,6 тыс. рублей (120 тыс. × 13%).

Традиционно, для привлечения иностранных инвестиций и улучшения инвестиционного климата, используется предоставление инвесторам гарантий и льгот.

В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» №160-ФЗ от 9 июля 1999г. льготы для иностранных инвесторов иначе именуются изъятиями стимулирующего характера (п. 2, ст. 4). Там же предусматривается, что льготы для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ.

Под предоставлением льгот, в данном случае, целесообразно понимать, установленные органами власти РФ более благоприятного условия (режима) осуществления какого либо действия (или вида деятельности) для субъекта (категории субъектов) против обычных условий осуществления действий для остальных подобных субъектов. Провозглашение гарантий, должно быть, является формой принятия на себя государством, через соответствующе органы власти, обязательства перед субъектом (в нашем случае - субъектом инвестиционной деятельности).

Смысл принятия Закона "Об иностранных инвестициях", заключается в определении основных гарантий прав иностранных инвесторов на инвестиции получаемые от них доходы и прибыль, а также определении условий предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ.

Для иностранных инвесторов в России Законом "Об иностранных инвестициях" №160-ФЗ установлены следующие основные гарантии:

1. Гарантии правовой защиты иностранных инвесторов на территории РФ. (ст. 5);

2. Гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ (ст. 6);

3. Гарантии перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 7);

4. Гарантии компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8);

5. Гарантии от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ (ст. 9);

6. Гарантии обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором (ст. 10);

7. Гарантии использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11);

8. Гарантии права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за приделы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции (ст. 12);

9. Гарантии права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13);

10. Гарантии участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14);

11. Гарантии предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15).

Перечень этот не является исчерпывающим. Согласно ст. 17 Закона "Об иностранных инвестициях", субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.

Статья 6 Закона "Об иностранных инвестициях" провозглашает, что иностранный инвестор на территории РФ имеет право осуществлять инвестиции в любых формах, не запрещенных законодательством РФ. Такой запрет может быть общенациональным, т.е. для резидентов и нерезидентов, либо запрет в форме изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов, установленный федеральным законом РФ. Описанная гарантия провозглашена в России впервые, и ее можно назвать новеллой, однако провозглашение иного противоречило бы принципам, заложенным в Конституции РФ (ст. 30) и ГК РФ (ст. 2).

Таким образом, любое вложение иностранного инвестора в деятельность коммерческих организаций на территории РФ является безусловно правомерным, если только оно не охвачено специальным изъятием ограничительного характера, предусмотренным федеральным законом для такого иностранного инвестора, или на такое вложение не наложен общенациональный запрет по законодательству РФ. Сопротивление или отказ государственной регистрации или предварительном разрешении такого вложения со стороны государственных органов, органов местного самоуправления обжалуются в установленном порядке.

Присутствующая в ныне действующем Законе "Об иностранных инвестициях" гарантия обеспечения надлежащего рассмотрения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором, существовала и ранее, будучи сформулированной, как возможность обращения в российские суды и арбитражные суды (ст. 9 Закона об иностранных инвестициях в РСФСР).

Судебная защита характеризуется тем, что спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ, разрешается в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами в суде.

Пунктом 2 ст. 5 Закона "Об иностранных инвестициях" установлено: иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством РФ. Должностные лица традиционно подвергались административной либо, в крайних случаях, уголовной ответственности.

Статьей 13 Закона "Об иностранных инвестициях" провозглашается гарантия права иностранного инвестора на приобретение акций и иных ценных бумаг российских коммерческих организаций и государственных ценных бумаг. Эта гарантия является логичным продолжением более общей гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций в России (ст. 6 Закона "Об иностранных инвестициях"). Приобретение русских ценных бумаг иностранными инвесторами производится в соответствии с законодательством РФ "о рынке ценных бумаг".

В Законе об иностранных инвестициях гарантия участия иностранного инвестора в приватизации сформулирована весьма расплывчато. Эту норму можно назвать полностью отсылочной, хотя вряд ли гарантия может состоять только из отсылок. Например, указывается, что иностранный инвестор «может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности». Именно «может», а не «вправе». То есть, никакой ясности - может участвовать, а может не участвовать. Далее совершается отсылка к законодательству РФ о приватизации. Таким образом, нельзя с достаточной долей достоверности утверждать, что иностранным инвесторам в РФ гарантируется право на участие в приватизации.

Коль скоро условия и порядок участия иностранного инвестора в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности устанавливается российским законодательством о приватизации, то можно предположить, что режим осуществления иностранными инвесторами «приватизационной деятельности» в значительной степени иной, нежели режим обычной предпринимательской деятельности иностранного инвестора в России.

Известно, что государства защищают в первую очередь права своих граждан, поэтому логично провозглашение для иностранных инвесторов тех же гарантий, что и для инвесторов отечественных. Однако, если для иностранного инвестора провозглашается гарантия, которую не имеют отечественные инвесторы, то такую гарантию следует рассматривать как льготу.

Так к льготам, по нашему мнению, как указывалось ранее, можно отнести, предусмотренную ст. 9 Закона «Об иностранных инвестициях», гарантию от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ. Проще она именуется в литературе «стабилизационной» или «дедушкиной» оговоркой и предусматривает не увеличение для субъекта суммы налоговых и иных подобных отчислений в течение определенного периода после начала реализации инвестиционного проекта даже в том случае, по закону эти отчисления увеличиваются. Срок стабильности суммы отчислений приравнивается в РФ к сроку окупаемости инвестиционного проекта, но ограничивается семью годами. Таким образом, инвестор знает, что даже если на завтра после начала вложений в экономику России государство введет «грабительские» налоги он сможет хотя бы вернуть свое.

Российские инвесторы могут рассчитывать на такую гарантию только в случае осуществления инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений (п.2 ст. 15 Закона "Об инвестициях в форме капитальных вложений").

Стабилизационная оговорка в РФ действует в отношении:

Ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами);

Федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые в России);

Взносы в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ);

Воспользоваться стабилизационной оговоркой могут:

Иностранные инвесторы, реализующие приоритетный инвестиционный проект (при условии целевого использования товаров, ввезенных на территорию РФ для реализации приоритетного инвестиционного проекта);

Коммерческие организации с иностранными инвестициями, реализующие приоритетный инвестиционный проект;

Коммерческие организации с иностранными инвестициями, где доля иностранного инвестора в уставном (складочном) капитале превышает 25%.

Кроме того, как было отмечено выше, стабилизационная оговорка действует для инвесторов (в том числе российских), осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты, связанные с инвестиционной деятельностью в форме капитальных вложений.

Еще одна гарантия, делающая режим иностранных инвестиций более благоприятной - это гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы России ранее ввезенных имущества и информации (ст. 12 Закона "Об иностранных инвестициях"). Она предусматривает неприменение квотирования, лицензирования и иных мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности при вывозе из России иностранным инвестором имущества и информации в документальной форме или форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию России в качестве иностранной инвестиции. При этом неприменение мер тарифного регулирования в данной ситуации не гарантируется.

Выплату экспортного таможенного тарифа (таможенной пошлины) иностранному инвестору придется осуществить.

Кроме права вывоза своего имущества и информации иностранному инвестору гарантируется беспрепятственный перевод денежных сумм за границу (ст. 11 Закона "Об иностранных инвестициях"). Условия такого перевода заключаются в обязательной предварительной уплате всех предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов с доходов и прибыли от инвестиций. Поле этого иностранный инвестор либо свободно использует денежные средства на территории РФ, в том числе для реинвестирования, либо переводит их за границу. В той же статье Закона указывается, что перевод должен быть осуществлен в иностранной валюте.

Наконец, Закон "Об иностранных инвестициях" предусмотривает, что льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с законодательством РФ и законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 16 Закона "Об иностранных инвестициях").

Любой доход в нашей стране облагается налогом и доход от инвестиционной деятельности не исключение. Разбираемся, когда инвестор должен государству, а когда – оно ему.

На данный момент существует 4 группы инвестиционных налоговых льгот:

  1. Индивидуальный инвестиционный счет. Возможность получать до 52 тыс. руб. ежегодно (ИИС по типу А) или полученный доход от купли-продажи ценных бумаг не будет облагаться НДФЛ (ИИС по типу Б).
  2. Долгосрочное владение ценными бумагами . Владея бумагами более 3-х лет, можно освободить от уплаты НДФЛ доход от их продажи.
  3. Льгота на долгосрочное владение ценными бумагами высокотехнологичного сектора экономики . Владея бумагами высокотехнологичного сектора более года, можно освободить от уплаты НДФЛ весь доход от их продажи.
  4. . Для купонов по ОФЗ, еврооблигациям МинФина, региональным, муниципальным облигациям ставка НДФЛ – 0%. С начала 2018 года – для купонов со ставкой до 13,25% по корпоративным облигациям ставка НДФЛ – 0%

Налоговые льготы на ИИС

Самые крутые налоговые льготы можно получить на – это редчайший пример беспрецедентной щедрости государства. Если доход на обычном брокерском счете составляет результат от операций с ценными бумагами, то доход на ИИС состоит из инвестиционного дохода и неудерживаемого/возвращаемого налога.

В зависимости от выбранного , инвестор имеет право на ежегодное получение налогового вычета (ИИС типа А) или на освобождение от налогообложения всего дохода от операций с ценными бумаги при закрытии счета (ИИС типа Б).

Но в паре к налоговым льготам по ИИС идет еще и ряд ограничений. Один инвестор имеет право открыть только один ИИС. Минимальный срок существования ИИС – 3 года, вывод активов со счета равнозначен его закрытию (). Тип налогового вычета определяется однажды и навсегда. Ежегодно на счет можно вносить не более 1 млн рублей.

Претендовать на ежегодное получение налогового вычета на взносы (то есть открыть ИИС типа А) могут не все. Самое главное условие – иметь доход, облагаемый ставкой 13% годовых. Поскольку вычет на взносы – это по факту возвращение вам ранее уплаченного налога.

Принято считать, что доход, облагаемый 13% годовых, это только заработная плата, с которой ваш работодатель – налоговый агент удерживает НДФЛ. На самом деле видов дохода, облагаемого НДФЛ, гораздо больше. Такими доходами могут считаться

  • Сдача квартир в аренду (по договору аренды квартиры, иных помещений)
  • Подарки от организаций и ИП (в части превышающей 4 тыс. р в год)
  • Доходы по договорам гражданско-правового характера (ГПХ) (оказание услуг, творческая деятельность и т.д.)
  • Предпринимательская деятельность при условии применения общей системы налогообложения (ОСН)
  • Финансовые рынки (торговля на финансовых рынках, разница между покупкой облигации и ее погашением, получение купонных выплат по облигациям)

Итак: ИИС типа А подходит инвесторам, имеющим декларируемый доход, облагаемый по ставке 13% (не обязательно официальное трудоустройство), консервативным или начинающим и желающим иметь возможность получать налоговый вычет ежегодно.

Кроме этого, на вычет по типу А могут претендовать пенсионеры, получающие пенсию в НПФ (убедиться, что НДФЛ удерживается, можно, направив запрос о предоставлении справки 2-НДФЛ в организацию) и госслужащие министерств и ведомств с оговоркой, что открытие ИИС возможно только под доверительное управление (возможен конфликт интересов, если эмитентом ценных бумаг, переданных в ДУ, является ПАО, в отношении которого госслужащий осуществляет (может осуществлять) контрольно-надзорные функции).

ИИС по типу А точно не подойдет:

  1. россиянам, а также иностранным гражданам, не являющимся налоговыми резидентами РФ
  2. гражданам, не имеющим декларируемого дохода, облагаемого по ставке 13%
  3. ИП, применяющие специальные налоговые режимы
  4. пенсионерам, получающим гос. пенсию РФ
  5. матерям, ухаживающим за ребенком и получающие только пособие по уходу за ребенком
  6. детям (до 18 лет), не имеющим источника дохода

Открыть ИИС типа Б можно без ограничений . Правда, основной профит с него вы получите только при закрытии счета (через 3 года), когда с вас не будет удержан НДФЛ на доход от операций.

Для ИИС существует еще ряд общих ограничений, одинаково применимых к любому типу. На ИИС запрещено:

  • приобретение ценных бумаг иностранного эмитента, не допущенных к торгам на российской бирже
  • приобретение облигаций федерального займа для физических лиц ().
  • вносить средства на счет форекс-дилера.

Льгота на долгосрочное владение ценными бумагами

Льгота ориентирована на владельцев бумаг, которые непрерывно владели ими 3 и более лет. Такой вид льготы подойдет инвесторам, предпочитающим владеть большим портфелем, но при этом редко осуществлять операции на рынке. Такие инвесторы могут претендовать на освобождение от НДФЛ дохода при реализации ценных бумаг.

Максимальный доход, который не облагается НДФЛ по льготе, при реализации ценных бумаг с одинаковым сроком (полных лет) нахождения в собственности рассчитывается как кол-во лет владения*3 млн. р

Год продажи бумаги
Год покупки бумаги 2017 2018 2019
2014 9 млн р 12 млн р 15 млн р
2015 9 млн р 12 млн р
2016 9 млн р

Льгота на долгосрочное владение ценными бумагами (ЛДВ) распространяется на ценные бумаги, обращающиеся на фондовом рынке, приобретенные после 1.01.2014; инвестиционные паи ОПИФов. Поскольку действие ЛДВ не распространяется на ценные бумаги, находящиеся в собственности менее 3 лет по причине их погашения или выкупа, целесообразно приобретать бумаги со сроком погашения более 3 лет.

Льгота на долгосрочное владение ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики (ЛДВ-РИИ)

Эта льгота освобождает от НДФЛ доход, полученный от реализации ценных бумаг высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики. При этом льгота не распространяется на купоны и дивиденды.

Для того, чтобы воспользоваться льготой, необходимо быть владельцем бумаг не менее 1 года. Весь срок владения ценная бумага должна находится в списке высокотехнологичных компаний. Максимальный доход, не облагаемый НДФЛ, не ограничен.

Под ЛДВ-РИИ подпадают ценные бумаги, включенные в Перечень ценных бумаг высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики:

  • Акции, приобретенные, начиная с 01.01.2015г.
  • Облигации, начиная с 08.12.2016г.
  • Инвестиционные паи венчурных ЗПИФов, начиная с 08.12.2016г.

В течение всего срока владения и на момент продажи ценные бумаги должны быть включены в Перечень ценных бумаг высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.
Рекомендуется приобретать облигации со сроком погашения более 1 года, поскольку действие ЛДВ-РИИ не распространяется на облигации, находящиеся в собственности менее 1 года по причине их погашения.

Льготы по купонным выплатам облигаций

И раз уж мы говорим про льготы, нельзя не упомянуть льготы по купонным выплатам облигаций. Напомним, что освобождаются купоны ОФЗ, еврооблигации МинФина, субфедеральные/муниципальные облигации, а также корпоративные облигации. купонов корпоративных облигаций распространяется на бонды, которые: принадлежат российским эмитентам; выпущены после 01.01.2017; ставка купона не выше ключевой ставки ЦБ РФ+5п.п.

Совмещение налоговых льгот по одному инструменту

ИИС ЛДВ ЛДВ-РИИ Купоны облигаций
ИИС

Вернуться назад на Иностранный инвесторС целью привлечения в РФ иностранных инвесторов для них установлены специальные льготы. Предоставление льгот в некоторых случаях ставится в зависимость от доли иностранного инвестора в уставном капитале компании. Так, в соответствии со ст. 5. Федерального закона РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории РФ, в которой иностранный инвестор владеет не менее чем 10% доли (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении ими реинвестирования пользуются в полном объеме гарантиями и льготами, установленными данным Законом.

Налоговые льготы для инвесторов – иностранных и рф

Гарантии права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13); 10. Гарантии участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14); 11. Гарантии предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст.
15). Перечень этот не является исчерпывающим. Согласно ст. 17 Закона «Об иностранных инвестициях», субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.

Льготы для иностранных инвесторов

Также к региональным стимулирующим мерам можно причислить и налоговые льготы для инвесторов в особых экономических зонах:

  • налоговые каникулы по некоторым видам налогов;
  • сниженные ставки налога на прибыль организаций, а также страховых взносов;
  • применение повышенного коэффициента для расчета амортизационных отчислений.

Льготы для внешних инвесторов Помимо общих мер налогового стимулирования, установленных в отношении как внутренней, так и внешней инвестиционной деятельности, законодательством предусмотрены отдельные виды налоговых льгот для инвесторов в РФ из других государств.

Гарантии, права и льготы иностранного инвестора в россии

Закона «Об иностранных инвестициях», гарантию от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ. Проще она именуется в литературе «стабилизационной» или «дедушкиной» оговоркой и предусматривает не увеличение для субъекта суммы налоговых и иных подобных отчислений в течение определенного периода после начала реализации инвестиционного проекта даже в том случае, по закону эти отчисления увеличиваются. Срок стабильности суммы отчислений приравнивается в РФ к сроку окупаемости инвестиционного проекта, но ограничивается семью годами.
Таким образом, инвестор знает, что даже если на завтра после начала вложений в экономику России государство введет «грабительские» налоги он сможет хотя бы вернуть свое.

Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в россии в 2018 году

Связано это с тем, что обеспечение должно предоставляться на весь срок нахождения товара на таможенной территории РФ. То есть либо до момента выпуска этого товара в свободное обращение с уплатой всех причитающихся платежей, или помещения товара под режим, который предусматривает освобождение от уплаты платежей (например, уничтожение), либо до момента вывоза товара, когда этот товар перестает являться вкладом в уставный капитал. Таким образом, выхолащивается сама суть льготы. Кроме того, отсутствуют какие-либо критерии, согласно которым можно требовать или не требовать обеспечения.

Все это определяется в каждом конкретном случае и именно тем таможенным органом, перед которым возникают обязательства, требующие обеспечения. Судебная практика здесь неоднозначна. В ряде случаев позиция таможни не поддерживается, но есть решения и в пользу таможенников. Налоговые льготы для инвесторов

РФ действует в отношении: - Ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами); - Федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые в России); - Взносы в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ); Воспользоваться стабилизационной оговоркой могут: - Иностранные инвесторы, реализующие приоритетный инвестиционный проект (при условии целевого использования товаров, ввезенных на территорию РФ для реализации приоритетного инвестиционного проекта); - коммерческие организации с иностранными инвестициями, реализующие приоритетный инвестиционный проект; - коммерческие организации с иностранными инвестициями, где доля иностранного инвестора в уставном (складочном) капитале превышает 25%.

В отношении налога на прибыль можно отметить такой стимулирующий инструмент, как инвестиционный налоговый кредит, представляющий своего рода отсрочку платежей по налогу. Данная мера применяется, только если средства, подлежащие уплате налога, направляются на определенные установленные законом цели, такие как:

  • проведение НИОКР;
  • совершение инновационной деятельности;
  • выполнение оборонного госзаказа;
  • развитие конкретного региона, и др.

Наиболее часто встречающимся налогом, по которому регионами устанавливается минимальная ставка (13,5%), выступает налог на прибыль. Далее следует налог на имущество. Уменьшение его ставки в некоторых регионах доходит до 50% (предельная ставка налога – 2,2%).

Немало регионов предоставляет также различные налоговые преференции для банков, лизинговых и страховых фирм, осуществляющих финансирование инвестпроектов.

Ввоз товаров иностранным инвестором на территорию РФ в качестве оплаты долей в уставном капитале российского предприятия является сегодня наиболее распространенным видом инвестиционной деятельности. По российскому законодательству эта операция позволяет вывести импортируемые товары из-под обложения таможенными пошлинами и НДС. Однако на практике получить льготы на такие товары не так уж просто. Льготы предусмотрены Законом РФ от 21.05.93 № 5003-1 «О таможенном тарифе». Развитие норм Закона дает постановление Правительства РФ от 23.07.96 № 883, где говорится, что льгота предоставляется в отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам, не являющихся подакцизными и ввозимых в сроки, оговоренные учредительными документами.

Когда обеспечение обязательно Обеспечение будет обязательно потребовано, когда ввозятся товары в качестве вклада в уставный капитал организации, зарегистрированной совсем недавно. Или если учредителями являются физические лица – иностранное лицо (нерезидент) и российский гражданин, и при этом в регистрационных документах указано, что вклад российского гражданина состоит из расходов, связанных с доставкой, хранением и проведением таможенного оформления ввозимых товаров. Нельзя забывать, что уставный капитал предназначен для покрытия минимальных потребностей кредиторов.

В случае, когда сумма условно начисляемой пошлины в несколько раз превышает размер уставного капитала, безусловно, у таможенников появляется основание потребовать обеспечение. Обеспечение также потребуют, если речь идет о каком-то мобильном товаре.

Ни одно государство мира не может успешно развиваться без капитальных инвестиций, для стимулирования которых законодательством каждой страны предусматриваются те или иные налоговые льготы инвесторам. Россия не является исключением, оказывая различные меры государственной поддержки в целях улучшения инвестиционного климата. Мнения разделились Объектом повышенного внимания выступает тема предоставления преференций для иностранцев, осуществляющих вложения в экономику нашей страны.

Можно выделить две диаметрально противоположные точки зрения на данную проблему.

  • Первая заключается в том, что оказание мер поддержки внешней инвестиционной деятельности целесообразно и может отразиться положительным образом на экономике страны, увеличивая приток капитала.
  • Представители же второй точки зрения считают, что налоговые льготы для иностранных инвесторов следует отменить, т.к.

Согласно положениям действующих двусторонних договоров, заключенных с иностранными государствами, при осуществлении зарубежной компанией своей деятельности в России через постоянное представительство, налогообложению подлежит только та часть дохода, которая относится к хозяйственной деятельности данного представительства. Таким образом, исключается двойное налогообложение организаций с иностранным капиталом. Кроме того, некоторые виды льгот предусматриваются Налоговым кодексом России. Так, согласно п. 1 ст. 149 НК РФ, не облагаются налогом услуги по сдаче помещений в аренду аккредитованным у нас иностранным компаниям или гражданам, но только в случае, если аналогичная преференция установлена для российских физических и юридических лиц на территории данного иностранного государства.

dolgoteh.ru

Стимулирование привлечения иностранных инвестиций предполагает формирование благоприятного инвестиционного климата в стране, прежде всего – предоставление иностранным инвестициям особого правового режима.

Государство гарантирует иностранным инвесторам:

Защиту права собственности и иных вещных прав, а также приобретенных законным образом имущественных прав;

Равенство прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности при осуществлении инвес­тиционной деятельности;

Стабильность прав инвестора по осуществлению либо прекращению инвестиционной деятельности;

Право самостоятельно определять и осуществлять в соответствии с законодательными актами все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объекта­ми и результатами инвестиционной деятельности.

Инвестиционным законодательством предусмотрены особые гарантии для иностранных инвесторов.

Гарантия от безвозмездной национализации, реквизиции и других мер, равных по последствиям, означает, что в случае национализации и реквизиции инвестиционного имущества его собственнику своевременно и в полном объеме будет компенсирована стоимость национализированного или реквизированного имущества, а также возмещены другие убытки, причиняемые данными процессами. Компенсация должна быть равна реальной стоимости этого имущества на момент, непосредственно предшествовавший национализации или реквизиции либо их публичному объявлению, плюс процент, исчисляемый по курсу, установленному на Лондонском межбанковском рынке (LIBOR), за период с даты фактической национализации или реквизиции либо их публичного объявления до даты фактической выплаты. Компенсация стоимости инвестиционного имущества выплачивается иностранному инвестору в валюте, в которой первоначально осуществлялись инвестиции. Ее размер может быть обжалован инвестором в суде.

Гарантия самостоятельного распоряжения прибылью (доходом) от инвестиционной деятельности означает, что после уплаты налогов и других обязательных платежей на цели инвестирования и реинвестирования инвестор может беспрепятственно переводить за пределы Республики Беларусь полученную прибыль (доход), а при прекращении ин­вестиционной деятельности – выручку от полной или частичной реализации инвестиционного имущества.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями, а также иностранные инвесторы пользуются всеми льготами по налоговым и таможенным платежам, установленными для юридических лиц Республики Беларусь.

Законодательство Республики Беларусь обеспечивает защиту и осуществление прав интеллектуальной собственности иностранных инвесторов.

Инвестиционным законодательством предусмотрены также условия трудовых соглашений, социального страхования лиц, работающих в коммерческих организациях с иностранными инвестициями. Производственные, трудовые и связанные с ними отношения в таких организациях регулируются коллективным договором (соглашением) и трудовыми дого­ворами (контрактами).

Условия коллективного договора (соглашения) и трудовых договоров (контрактов) не могут ухудшать положение работников коммерческой организации с иностранными инвестициями в сравнении с условиями, предусмотренными действующими законодательными актами Республики Беларусь.

Вопросы оплаты труда, предоставления отпусков иностранным работникам коммерческой организации с иностранными инвестициями должны решаться в трудовых договорах (контрактах) с каждым из них. Их заработная плата в иностранной валюте может переводиться за границу.

Социальное страхование работников коммерческих организаций с иностранными инвестициями и их социальное обеспечение (за исключением пенсионного обеспечения ино­странных работников) регулируются законодательными актами Республики Беларусь.

Органы государственного контроля могут осуществлять проверки выполнения законодательства строго в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством. Коммерческая организация с иностранными инвестициями обязана представлять этим органам необходимые для контроля документы и материалы по своей деятельности. Коммерческая организация с иностранными инвестициями имеет право не выполнять требования этих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию. Копия документа о проверке направляется коммерческой организации с иностранными инвестициями. При осуществлении проверок органы государственного контроля обязаны обеспечить сохранность коммерческой тайны данной организации; ее разглашение влечет ответственность в соответствии с законодательством.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями, в уставном фонде которых доля иностранного участника составляет более 30 процентов, вправе без лицензии идополнительных разрешений экспортировать продукцию (работы, услуги) собственного производства. Коммерческиеорганизации с иностранными инвестициями вправе без лицензии импортировать продукцию (работы, услуги) для собственного производства.

Порядок отнесения продукции (работ, услуг) к продукции собственного производства коммерческих организаций с иностранными инвестициями определяется актами законодательства Республики Беларусь.

Экспорт продукции (работ, услуг) несобственного производства и импорт товаров не для собственного производства осуществляются, коммерческими организациями с иностранными инвестициями в соответствии с Актами законодательства Республики Беларусь.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями осуществляют амортизационные отчисления на восстановление по нормам и в порядке, установленных для юридических лиц Республики Беларусь, если иное не предусмотрено их учредительными документами.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями вправе самостоятельно устанавливать цены на продукцию (работы, услуги) собственного производства и порядок ее реализации, а также самостоятельно выбирать поставщиков товаров (работ, услуг).

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

helpiks.org

Традиционно, для привлечения иностранных инвестиций и улучшения инвестиционного климата, используется предоставление инвесторам гарантий и льгот.

В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» №160-ФЗ от 9 июля 1999г. льготы для иностранных инвесторов иначе именуются изъятиями стимулирующего характера (п. 2, ст. 4). Там же предусматривается, что льготы для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ.

Под предоставлением льгот, в данном случае, целесообразно понимать, установленные органами власти РФ более благоприятного условия (режима) осуществления какого либо действия (или вида деятельности) для субъекта (категории субъектов) против обычных условий осуществления действий для остальных подобных субъектов. Провозглашение гарантий, должно быть, является формой принятия на себя государством, через соответствующе органы власти, обязательства перед субъектом (в нашем случае - субъектом инвестиционной деятельности).

Смысл принятия Закона «Об иностранных инвестициях», заключается в определении основных гарантий прав иностранных инвесторов на инвестиции получаемые от них доходы и прибыль, а также определении условий предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ.

Для иностранных инвесторов в России Законом «Об иностранных инвестициях» №160-ФЗ установлены следующие основные гарантии:

Гарантии правовой защиты иностранных инвесторов на территории РФ. (ст. 5);

Гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ (ст. 6);

Гарантии перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 7);

Гарантии компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8);

Гарантии от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ (ст. 9);

Гарантии обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором (ст. 10);

Гарантии использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11);

Гарантии права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за приделы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции (ст. 12);

Гарантии права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13);

Гарантии участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14);

Гарантии предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15).

Перечень этот не является исчерпывающим. Согласно ст. 17 Закона «Об иностранных инвестициях», субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.

Перейти на страницу:

www.economicchange.ru