Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Когда поднимут минимальную зарплату в. От повышения мрот проиграли обычные россияне

Так проблему бедности не решить

Инициативы об ускоренном уравнивании минимального размера оплаты труда (МРОТ) с прожиточным минимумом стали преподноситься властями чуть ли не в качестве главного достижения их социальной политики. Вот, должны сделать вывод люди, это и есть реальная забота о том, как живет народ. Вот оно, свидетельство достижений неустанного внимания властей к уровню жизни трудящихся.

Что же, мера и вправду, казалось бы, замечательная. Неужели могут быть какие-либо сомнения? Могут, и у меня они есть.

Но сначала о том, почему вдруг на самом верху озаботились решением задачи повышения МРОТ. Первая причина, что называется, на поверхности: приближающиеся президентские выборы. Напомню, что закон о поэтапном повышении МРОТ до прожиточного минимума был принят в конце минувшего, 2017 года: сначала с 1 января 2018 года прежний МРОТ (7800 рублей в месяц) подняли до 9489 рублей в месяц, что составило 85% от прожиточного минимума; а с 1 января 2019 года МРОТ и прожиточный минимум должны были сравняться. Однако уже в текущем январе властями было принято другое решение: не дожидаясь 1 января 2019 года, приравнять МРОТ к прожиточному минимуму уже с 1 мая 2018 года, в результате чего минимальный размер оплаты труда должен достигнуть 11 163 рублей в месяц (величины прожиточного минимума во II квартале 2017 года).

Многие, наверное, не без оснований скажут: ну и пусть все эти решения связаны с выборами, лишь бы народ от этого выиграл. Но не только президентские выборы в марте 2018 года подтолкнули власти к такому решению. Была еще одна важная причина. Прошедший 2017-й был четвертым годом подряд, когда официальная статистика фиксировала падение реальных располагаемых денежных доходов населения. Представляете: с 2014-го по 2017-й уровень жизни населения непрерывно снижается: суммарно за эти годы реальные доходы упали примерно на 11%. То есть уж и кризис, как говорят власти, давно прошел, и экономика «набирает обороты», а уровень жизни людей падает. Спрашивается: кому и зачем нужен такой декларируемый экономический рост, если реальные доходы населения падают? Мне, например, это совсем непонятно, потому что убежден: экономический подъем без роста доходов населения не нужен.

Что же властям делать с этими «ножницами»: экономика вроде как растет, а население беднеет? Вот и решение: повысим МРОТ до прожиточного минимума, а потом еще ускоренно повысим… И никто не будет так уж сильно обращать внимание на падение реальных доходов населения. Но если в пропагандистском плане задача и вправду, похоже, решается, то содержательно, по существу - вряд ли.

Кстати, первое доказательство обоснованности таких сомнений состоит в том, что ведь и раньше МРОТ повышался, а реальные располагаемые денежные доходы населения все равно падали. К примеру, с 1 июля 2016 года МРОТ был повышен до 7500 рублей в месяц, а с 1 июля 2017 года - до 7800 рублей в месяц. Но снижение доходов это не остановило.

История вопроса, безусловно, важна, но не менее важен анализ того, к чему приведут нынешние решения. Итак, с 1 мая 2018 года МРОТ будет составлять не 9489 рублей в месяц, а 11 163 рубля в месяц, то есть на 1674 рубля больше. Означает ли это, что у 4 млн человек, которые, по оценке властей, сегодня получают минималку, зарплаты увеличатся именно на эту величину? Нет, совсем нет!

И раньше, и сейчас многие работники, которые официально получают минималку, на деле имеют больше. Делается это по простой причине. Официально устанавливая своим сотрудникам минимальные оклады (реально при этом выплачивая гораздо больше «в конвертах»), работодатели экономят на социальных платежах, составляющих 30% от фонда оплаты труда.

То есть здесь арифметика простая. Есть у работодателя, условно говоря, 20 тыс. рублей в месяц на каждого работника (вместе с социальными платежами и с подоходным налогом). Одно дело, если он эти выплаты будет производить с официальных 9489 рублей в месяц, и другое дело, если это будут выплаты уже с 11 163 рублей в месяц, а остальное будет доплачивать «в конверте». Но у работодателей нет этих дополнительных денег, и они просто вынуждены будут «в конвертах» доплачивать меньше, вот и все.

Возможен, конечно, идеальный вариант: работодатель изыщет необходимые средства и на повышение минималки, и на выплату социальных платежей, а также фактически подоходного налога. Однако при оценке подобных перспектив мы должны учитывать нынешнее финансовое состояние отечественных компаний, а оно в 2017 году оказалось заметно хуже по сравнению с 2016-м: сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) российских компаний за январь–октябрь прошлого года был, по данным Росстата, на 5,3% меньше по сравнению с соответствующим показателем за тот же период позапрошлого года. Добавим к этому и тот факт, что осенью 2017 года до рекордного уровня, начиная с кризиса 2009 года, выросло число банкротств в российской экономике.

Мы просто обязаны при принятии решений, затрагивающих финансовые интересы предприятий, учитывать подобные данные, а не просто исходить из весьма спорных утверждений о том, что кризис закончился и начался экономический рост.

Так вот, если опираться на цифры, а не на слова, становится понятно, что вероятность разного рода идеальных вариантов явно невелика. Зато вполне просматриваются другие варианты для работодателя, кроме как урезание зарплаты работникам: сокращение персонала, перевод на 0,5 ставки или еще больший увод бизнеса в тень.

Таким образом, получается, что государство от всей этой акции по уравниванию минималки и прожиточного минимума с 1 мая 2018 года однозначно выигрывает, получая дополнительные налоги; работодатель, скорее всего, остается при своих; а работники рискуют проиграть, потому что из-за выросших налогов на руки они будут получать меньше или их переведут на неполную ставку, а то и вовсе сократят. Статистически это немного улучшит ситуацию с динамикой реальных располагаемых денежных доходов населения, но фактически положение вещей для многих работников станет еще хуже.

Впрочем, на утверждение о том, что государство от всей этой акции однозначно выигрывает, мне могут резонно возразить, что на повышение зарплаты работников бюджетной сферы потребуются деньги - и они, конечно же, найдутся. То есть государству придется дополнительно раскошелиться. Это так, доказательством чему являются и цифры из финансово-экономического обоснования к федеральному закону, которым уже с 1 января 2018 года был повышен МРОТ до 9489 рублей в месяц: суммарные расходы на повышение зарплат работников бюджетной сферы в 2018 году составят 26,2 млрд рублей, причем треть бюджетных расходов возвратится в бюджетную систему в виде уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и подоходного налога с физических лиц. Но мы также должны учесть, что и частный сектор (в той части, в какой его это коснется) также будет платить больше и страховых социальных платежей, и подоходного налога. В результате возврат государству суммарно составит примерно 35 млрд рублей. Нетрудно подсчитать, что государство действительно получит больше, чем потратит, и для повышения МРОТ с 1 мая 2018 года подобное утверждение также справедливо в полной мере.

Какие еще могут быть возражения против сказанного выше? Ну, к примеру, такие: у нас действительно есть миллионы людей, которые реально до 1 января 2018 года получали 7800 рублей в месяц, а с Нового года стали получать 9489 рублей в месяц - без всяких дополнительных «конвертов». Напомню, что речь идет о месячной заработной плате работника, полностью отработавшего норму рабочего времени в рамках своих должностных обязанностей. То есть это не полставки, не четверть ставки, и речь не идет только о «голой» ставке оклада.

Конечно, работники, реально получающие одну лишь минималку, в России есть, и они выиграют. Но таковых не так уж много - вряд ли счет их идет на миллионы, как фиксирует официальная статистика.

Так что же, МРОТ вообще не надо подтягивать до уровня прожиточного минимума? Надо, конечно. Но требуется просчитывать реальные последствия для работников, ради которых все это вроде как и делается.

Кстати, в рамках этой большой проблемы есть интересный отдельный вопрос: как корректно рассчитывать прожиточный минимум. А то 11 163 рубля в месяц - это, конечно, «мощный» минимум. Так и хочется сказать тем, кто его устанавливает: попробуйте сами пожить месяц на такие деньги...

Напомню, что задача преодоления бедности в стране была поставлена в президентском Послании Федеральному собранию еще в мае 2003 года, то есть 15(!) лет назад. И она до сих пор не решена: в стране, по официальной статистике, около 20 млн человек сегодня живут ниже черты бедности. Интересно, что в том же президентском Послании помимо задачи преодоления бедности в числе важнейших были также названы: увеличение валового внутреннего продукта в два раза и модернизация Вооруженных сил. Удвоение ВВП к 2010 году тоже благополучно провалили. Получается, что из трех важнейших задач две точно не решены.

Повышение МРОТ до прожиточного минимума - правильная в принципе мера - вряд ли сильно поможет решению задачи преодоления бедности, потому что по-прежнему отсутствует требуемая системность, а последствия принятого решения не просчитаны.

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в

Показатель минимальной ставки труда в наше время не превышает 8 тысяч рублей. и, почему то, в глазах правительства, это смотрится достаточным для удовлетворения минимальных потребностей россиян. Только вот сами обыватели другого мнения и они сильно интересуются, будет ли повышение МРОТ в 2018 году.

МРОТ с 1 января 2018 года

В нашей стране увеличение размера МРОТ влияет на величину страхового вложения. Поэтому, учитывая за основу теперешнее значение минимальной оплаты занятости, есть шанс посчитать начисления пенсии. Для этого мы умножаем всего три цифры:

  • МРОТ.
  • Количество всех месяцев в году, то есть 12.
  • Коэффициент 26%.

Посредством медицины размер страхования вычисляется почти также, только число процентов будет составлять уже 5.1 предпринимателям предлагается совершать выплаты не только целиком. Но и распределять их на части. Однако, сделать это надо до конца года. 31 декабря 2017 года будет днем воскресным, так что конечная дата срока уплаты установлена на 1-й рабочий день 2018 года. получается, что бизнесменам желательно не затягивать с погашением долгов перед работниками, дабы не пришлось впоследствии платить больше обычного.

Иначе последние новости о размере минимальной оплаты труда в стране в 2018 году могут объявить о грядущем повышении соответствующего показателя. А вот представители налоговой службы могут спокойно обязать коммерсанта делать прежние начисления трудоустроенным гражданам согласно новым значениям МРОТ. Да и само законодательство говорит об учете величины минималки в самом конец срока выплат пенсий.

МРОТ 2018 и заработная плата

Когда в прошлом году прибыль бизнесмена вышла за пределы 300 тысяч рублей в большую сторону, тогда же ему прибавили к размерам вкладов 1 процент. Только вот итоговое значение перечисленных средств в Пенсионный фонд не должно превышать восьми МРОТ. В выгодном положении этого случая находятся занятые в предпринимательской деятельности крупного ранга. Другими словами, если принимать во внимание актуальный размер теперешнего минимума в 7.5 тысяч рублей. начисления не превысят 60 тысяч рублей, что равно 8 МРОТ.

От поднятия минимальной оплаты труда в нашей стране простые жители точно останутся в выигрыше, поскольку повысятся сумма жалования, оплата отпускных и больничных дней, а вот женской части населения станут доступны увеличенные выплаты в декрете и на детей. Само собой, остается еще и возможность повышения услуг и товаров, что инициировано все теми же коммерсантами.

Данный контингент очень радует за скоротечный заработок в противовес стабильному получению доходов. Однако, управленческий штат организации не вправе совершать начисления, которые не дотягивают до МРОТ. Потому что в случае неисполнения этого условия им грозят санкции от трудовой инспекции.

Повышение МРОТ с 1 июля 2018 года

МРОТ, по существующей законодательной базе обязаны прорабатывать каждый год и повышать на размер инфляции. Если наблюдать за тем, как растут темпы обесценивания, надбавки могут пересчитываться не только раз в год, но и раз в квартал. Однако, если вспомнить об актуальном состоянии казны, то вопрос о том, будет ли повышаться размер МРОТ в 2018 году, все еще остается открытым.

Надо также отметить, что федеральная законодательная база не регламентирует совершенно конкретную дату проработки новой минималки. А все потому, что для данного нововведения требуется отдельное решение чиновников, где будет четко обозначены сумма и сроки рассматриваемой коррективы. Проведение надбавок обязано быть непременно в соответствии с текущим обесцениванием или аналогичным достоверным прошлогодним показателем. Также бывает часто, что официальное толкование инфляции в цифрах не дотягивает до настоящего значения оной.

МРОТ 2018 и пособия

Если брать во внимание практический опыт, то можно отметить, что совершение надбавок мало чем способствует минимальной ставке в достижении планки установленного прожиточного минимума за аналогичный срок. Например, индексация МРОТ, проведенная дважды за прошлый год, подняла его значение исключительно до 60 процентов от минимума, и такие действия считаются несоблюдением буквы закона в сфере трудовых взаимоотношений. На сегодняшний день правительство только обещает улучшить ситуацию и поднять МРОТ до прожиточного минимума. А на деле все остается на своих местах. В прошлом году МРОТ повысили только на 4 процента в противовес предполагаемым 17.1 процент.

Больше всего постоянное шаткое положение экономики влияет на социально уязвимые категории граждан России. Статистические данные показывают, что к малоимущей прослойке наших соотечественников относятся в основном матери-одиночки и семейства с немалым количеством детей. Так что в большей части именно такие люди и обеспокоены тем, сколько же будет МРОТ в 2018 году на ребенка.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России применяется для (ст. 3 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ):

  • регулирования оплаты труда;
  • определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам;
  • иных целей обязательного социального страхования.

Право работника на получение заработной платы не ниже МРОТ гарантируется ТК РФ.

МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 ТК РФ). Однако в течение долгого времени данное требование ТК РФ не соблюдалось, и МРОТ в РФ существенно отставал от величины прожиточного минимума. Так, в период с 01.07.2017 и до 01.01.2018 МРОТ составлял 7 800 рублей (ст. 1 Закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ). Вместе с тем прожиточный минимум трудоспособного населения в РФ, к примеру, за I и II кварталы 2017 года составляли 10 701 рублей и 11 163 рублей соответственно. То есть МРОТ однозначно был ниже величины прожиточного минимума. В более ранние годы наблюдалась аналогичная ситуация. Кстати, в связи с этим в ТК РФ была добавлена отдельная статья о том, что порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума должны устанавливаться федеральным законом (ст. 421 ТК РФ).

Однако начиная с 2019 года положение дел меняется.

МРОТ с 01.01.2019

В редакции Закона о МРОТ, действующей с 01.01.2018, появилась норма о том, что начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно минимальный размер оплаты труда устанавливается в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ за II квартал предыдущего года (ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ). А если получится так, что указанная величина прожиточного минимума окажется меньше МРОТ, установленного на предшествующий год, то новый МРОТ понижать не будут, а оставят на преженем уровне.

Поэтому МРОТ с 1 января 2019 года равен 11 280 рублей в месяц (ст. 1 Закона от 25.12.2018 N 481-ФЗ). Ведь именно столько составляет прожиточный минимум трудоспособного населения в целом по РФ за II квартал 2018 года (

Как изменится МРОТ 2018 уже известно. Минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум приведут к единому значению. Посмотрите размер нового МРОТ с 1 мая 2018 года в России и по всем регионам в таблице. На эти значения будут ориентироваться при расчете зарплаты.

Как изменится федеральный МРОТ с 1 мая 2018 года в России

Президент РФ Владимир Путин предложил с 1 мая 2018 года уравнять МРОТ с прожиточным минимумом. Об этом он заявил во время встречи с рабочими Тверского вагоностроительного завода.

Ранее Путин подписал закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ о повышении минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума с 1 января 2019 года.

Федеральный МРОТ с 1 мая 2018 года в России будет установлен на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России за второй квартал предыдущего года. Об этом сообщил министр труда и социальной защиты России Максим Топилин.

Величина прожиточного для трудоспособного населения во 2 квартале 2017 года составляет 11 163 руб. (постановление Правительства РФ от 19.09.2017 № 1119). Соответственно повышение МРОТ с 1 мая 2018 года произойдет на 1674 руб. С 1 января 2018 года МРОТ равен 9489 руб. Как менялось значение МРОТ за последние пять лет, смотрите на рисунке.

В каких субъектах установлен региональный МРОТ

Помимо федерального МРОТ, который обязателен для всех, во многих субъектах установлена своя региональная минималка (ст. 133.1 ТК РФ). Это нужно, потому что экономическая ситуация на всей территории России неодинакова.

МРОТ на уровне региона устанавливают соглашением трех сторон: правительства субъекта Российской Федерации, объединения профсоюзов и объединения работодателей (союза промышленников и предпринимателей). Все работодатели региона автоматически становятся участниками такого соглашения, если не пришлют в течение 30 дней со дня его официального опубликования в региональных СМИ письменный мотивированный отказ.

Если в регионе установлен повышенный МРОТ, платить зарплату нужно не меньше этого значения, а не федеральной «минималки». Узнать конкретную величину МРОТ можно в государственной инспекции труда по региону или в нашей таблице.

В таблице вы найдете МРОТ с 1 мая 2018 года в России по 85 регионам. Для удобства субъекты мы разделили по федеральным округам:

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || ).push({});

Центральный федеральный округ: город Москва, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область;

Южный федеральный округ: город Севастополь, Республика Адыгея, Астраханская область, Волгоградская область, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Республика Крым, Ростовская область;

Северо-Западный федеральный округ: город Санкт-Петербург, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Республика Карелия, Республика Коми, Ленинградская область, Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Новгородская область, Псковская область;

Дальневосточный федеральный округ: Амурская область, Еврейская автономная область, Камчатский край, Магаданская область, Приморский край, Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Хабаровский край, Чукотский автономный округ;

Сибирский федеральный округ: Республика Алтай, Алтайский край, Республика Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область, Кемеровская область, Красноярский край, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Республика Тыва, Республика Хакасия;

Уральский федеральный округ: Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ;

Приволжский федеральный округ: Республика Башкортостан, Кировская область, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермский край, Самарская область, Саратовская область, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Чувашская Республика;

Северо-Кавказский федеральный округ: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Ставропольский край, Чеченская Республика.

МРОТ с 1 мая 2018 года в России по регионам: таблица

На что повлияет МРОТ с 1 мая 2018 года

Компании, которые придерживаются федерального МРОТ, с 1 мая 2018 года обязаны платить оклад сотрудникам не ниже 11 163 рублей. Если платить меньше, будет штраф – до 50 000 рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).

Также новый МРОТ с 1 мая 2018 года в России необходимо учитывать, рассчитывая пособия работникам. Платите больничные и декретные пособия исходя из МРОТ в четырех случаях:

  • у сотрудника нет заработка в расчетном периоде;
  • средний заработок меньше МРОТ;
  • страховой стаж сотрудника составляет менее шести месяцев;
  • работник нарушил больничный режим без уважительной причины.

Кроме того, если сотрудники уходят в отпуск или уезжают в командировку после 1 мая, месячный средний заработок должен быть не ниже МРОТ - 11 163 руб. (п. 18 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.07 № 922).

Читайте так же по теме:

Фейгин поставил под сомнение достоверность видео со своими оскорблениями в адрес Шария Телефонные террористы угрожают взрывами в Москве За какие садовые постройки заставят заплатить налог

С 1 июля 2017 г. уровень минимальной оплаты труда российских граждан был повышен на 4% и составил 7800 руб. Правительство всеми силами старается выровнять МРОТ на уровень прожиточного минимума, который, к слову, сегодня составляет 11219 руб. Но пока эта задача не достигнута, россиян продолжает волновать вопрос о том, что будет с МРОТ с 1 января 2018 года.

Перспективы МРОТ в 2018 году

Все слои населения, чьи доходы в той или иной степени зависят от официально установленного МРОТ, тщательно следят за любой информацией – планируется ли повышение МРОТ в 2018 году, на сколько или до какого уровня, в какой временной период и т.п. Для них это жизненно важно, ведь размер минимальной оплаты труда непосредственно влияет:

Повышению минимальной оплаты труда быть – об этом заявил в своем недавнем выступлении премьер-министр Д.А. Медведев. Если же говорить точнее, то Правительство планирует решить проблему несоответствия МРОТ и прожиточного минимума в течение грядущих двух лет: 2018 и 2019. Конечно, это потребует дополнительных затрат бюджета (последнее повышение в размере 300 руб. повлекло бюджетные расходы в сумме 6,74 млрд. руб.), но, как считает премьер-министр, это вполне посильная для государства задача.

Планы по поэтапному повышению МРОТ подтверждают и представители Комитета по труду Государственной думы, которые полагают, что к разработке законодательных инициатив по рассматриваемому вопросу необходимо также привлечь профсоюзы. Тем более нынешняя ситуация противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации, который гласит, что МРОТ не должен быть ниже прожиточного минимума.

Уровень МРОТ 2018-2019

Уже обнародована информация каким будет МРОТ в 2018 году – запланированный средний уровень составляет 12302,00 руб. В 2019 году – 12783,00 руб. Таким образом, в перспективе в 2018 году должен произойти значительный рост минимальной оплаты труда.

Следует обратить внимание на «усреднение» сумм. Дело в том, что нельзя забывать, что на необъятных просторах России уровень МРОТ разнится в зависимости от региона. Так, в Москве и Московской области, а также районах Крайнего Севера минимальна оплата труда значительно превышает среднюю ставку и составляет 18 и 19 тыс. руб. соответственно. В то же время, например, в Республике Крым МРОТ не превышает 6 тыс. руб.

Кому важны последние новости про МРОТ в 2018 году

Среди тех, на ком в первую очередь отразится повышение минимальной оплаты труда, обычные работающие граждане, госслужащие, работники бюджетной сферы и получатели социальных выплат. Рост уровня МРОТ непосредственным образом влияет на размер должностных окладов, а, следовательно, и на оплату отпусков, больничных, декретных, размер различных социальных пособий и т.п.

Повышение уровня минимальной оплаты труда положительно скажется на средней заработной плате. Это связано, в частности, с тем, что бизнес-сообществу придется платить своим сотрудникам большую заработную плату, основная часть которой выплачивается «в конвертах». Для сотрудников это определенный плюс – размер заработной платы непосредственным образом влияет на различные социальные выплаты, в том числе и будущие пенсии.

Но есть в этой ситуации и обратная сторона медали. Частный бизнес остро реагирует на любые вынужденные траты и естественно ищет любые возможности их компенсировать. К тому же предприниматели не менее чутко воспринимают повышение доходов населения. В итоге вполне вероятным разрешением этой ситуации может стать повышение цен на товары и услуги.