Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Что такое государственный займ. Государственные займы

Государственные займы - форма получения кредита государством, при которой государство получает взаймы денежные средства, но становится должником.

Представляют важный, значимый способ получения государственных доходов,

однако приводят одновременно к образованию государственного долга. Могут

быть как внутренними, размещаемыми среди банков, предприятий, граждан, так и внешними, получаемыми от внешних кредиторов.

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков.

1. По субъектам заемных отношений - займы, размещаемые центральными

и территориальными органами управления.

2. По месту размещения - внутренние и внешние.

3. По обращению на рынке - рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. При финансировании бюджетного дефицита они основные. Нерыночные - не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.

4. В зависимости от срока привлечения средств - краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти - муниципальные.

5. По обеспеченности долговых обязательств - закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные органы власти. Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.

6. По характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным

облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей. Эти облигации не

пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход,

а не полагаться на волю случая. Поэтому основной вид - процентные облигации, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов.

Большинство инвесторов отдает предпочтение таким долговым обязательствам.

Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также

купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.

7. По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.

Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный процент по своим долговым обязательствам на весь срок займа, который может составить 20 - 30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы. Избежать подобную ситуацию позволяют два варианта:

1) покрытие потребности в денежных средствах за счет краткосрочного или среднесрочного займа и выпуска (когда процентная ставка упадет) долгосрочного. Однако в этом случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском, размещением и погашением еще одного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процентной ставки инвесторы не проявят интереса ко второму займу;

2) систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам. В качестве базы обычно используется ставка по межбанковским кредитам в стране. Такие займы имеют большой недостаток - должник не в

состоянии спланировать свои расходы. Но этот вариант решает все названные проблемы.

8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения.

Различают два варианта погашения задолженности: единовременно и частями. Если займ гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения, выделяются три варианта:

    займ погашается равными частями в течение определенного срока, например четырех лет. Так, если сумма займа составила 10 млн. долл. США, ежегодно будет выплачиваться 2, 5 млн. долл.;

    возрастающими долями. Например, в первый год гасится 1 млн. долл., во второй - 2 млн. долл., в третий - 3 млн. долл., в четвертый - 4 млн. долл. Такая система удобна при наращивании доходов заемщика. Например, в связи с подъемом деловой активности предполагается рост налоговых поступлений или объект, на строительство которого привлекались заемные средства, постепенно набирает мощность и начинает приносить все большую прибыль;

    снижающимися долями. Например, в первый год погашается долг на 4 млн. долл., во второй - на 3 млн. долл. и т. д. Такая система предпочтительна, когда ожидается падение доходов заемщика или увеличение его расходов.

Государственные займы можно классифицировать по целому ряду признаков, в том числе: эмитентам, технологии эмиссии, валюте, срокам погашения, форме выплаты дохода, видам кредиторов, способу обращения, форме выпуска, способу погашения и др. Различаются следующие виды государственных займов:

1) по эмитентам:

Федеральные – займы, осуществляемые от имени Российской Федерации, т.е. займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации;

Субфедеральные – займы, осуществляемые от имени субъекта РФ, т.е. займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ;

Муниципальные – займы, осуществляемые от имени муниципального образования, т.е. займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования;

2) по технологии эмиссии:

Облигационные – займы, которые сопровождаются эмиссией ценных бумаг, в основном облигаций;

Безоблигационные – займы, оформляемые подписанием кредитных соглашений и договоров;

3) по валюте займа:

Внутренние – займы, осуществляемые в валюте РФ;

Внешние – займы, осуществляемые в иностранной валюте;

4) по срокам погашения:

Краткосрочные – займы со сроком погашения до 1 года;

Среднесрочные – займы со сроком погашения от 1 до 5 лет;

Долгосрочные – займы со сроком погашения свыше 5 лет (в РФ максимальный срок заимствований по федеральным и региональным займам составляет 30 лет, по муниципальным займам – 10 лет);

5) по форме выплаты дохода:

Процентные – займы, доход по которым начисляется в виде процентов к номиналу и выплачивается один, два или четыре раза в год, как правило, на основе купонов;

Выигрышные – займы, по которым доход выплачивается на основе результатов тиражей выигрышей;

Дисконтные займы (займы с нулевым купоном) – займы, которые продаются со скидкой с номиналом, а погашаются по номиналу;

6) по видам кредиторов:

Займы, размещаемые среди юридических лиц;

Займы, размещаемые среди физических лиц;

Универсальные займы (распространяются как среди юридических, так и среди физических лиц);

7) по способу обращения на рынке:

Рыночные – займы, которые свободно обращаются на рынке ценных бумаг, т.е. могут перепродаваться инвесторами;

Нерыночные – займы, которые не подлежат обращению на рынке, т.е. не могут свободно перепродаваться;

8) по форме выпуска (по материальному носителю):

Займы в документарной форме;

Займы в бездокументарной форме (в виде записей на счетах);

9) по способу погашения задолженности:

Займы, погашаемые единовременно;

Займы, погашаемые частями.

Существуют и иные критерии классификации государственных займов, например, по возможности изменения уровня доходности, по обязанности заёмщика соблюдать сроки погашения займа, по целевому характеру и т.д.

Рассмотрим более подробно государственные внутренние и внешние заимствования.

Право осуществления государственных внешних заимствований РФ и субъектов РФ и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров поручительства другим заемщикам для привлечения внешних кредитов принадлежит РФ, субъекту РФ. От имени РФ внешние заимствования осуществляет правительство РФ, от имени субъекта РФ – правительство субъекта РФ. Право осуществлять государственные внешние заимствования в соответствии с законодательством РФ имеют субъекты РФ, бюджеты которых не получают финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Предельный объем государственных внешних заимствований РФ установлен на уровне годового объема платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ. Правительство РФ осуществляет внешние заимствования в объеме сверх установленного федеральным законом о федеральном бюджете предельного объема, если оно осуществляет реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга.

От имени РФ право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов принадлежит Правительству РФ. От имени субъекта РФ такое право принадлежит уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ. От имени муниципального образования это право реализует уполномоченный орган местного самоуправления.

Правительство РФ осуществляет внутренние и внешние заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего и внешнего долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом объема долга.

Государственные внутренние и внешние заимствования осуществляются в соответствии с программами, утверждаемыми на очередной финансовый год.

Ежегодно разрабатываются и утверждаются программы государственных внешних заимствований РФ и представляемых РФ государственных кредитов, отражающие перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием уели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году.

В программе государственных внешних заимствований РФ отдельно предусматриваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл. США, на весь срок займа. Правительство РФ имеет право на осуществление внешних заимствований, не включенных в программу государственных внешних заимствований РФ, если они осуществляются в процессе реструктуризации государственного внешнего долга РФ, которая приводит к снижению расходов на обслуживание государственного внешнего долга в рамках его предельного объема. Такое право распространяется только на несвязанные государственные внешние заимствования.

Программы государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований представляют собой перечень внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований на очередной финансовый год по формам и видам заимствований, общий объём заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета. В программы включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ, государственные заимствования в части формирования фонда заёмных финансовых ресурсов для покрытия каких-либо расходов (например, военный заём) или проведения тех или иных мероприятий, на что у государства не хватает средств. Осуществляются в форме эмиссии государственных облигаций и других долговых ценных бумаг, удостоверяющих право требования от заёмщика денежных средств или других материальных ценностей и обычно распространяемых среди большого числа неизвестных заёмщиков.

По месту размещения, обращения и погашения различают внешние и внутренние государственные займы. Номинал ценных бумаг внешних государственных займов устанавливается в валюте той страны, на территории которой предполагается их разместить, либо в иностранной валюте. Ценные бумаги внутренних государственных займов, как правило, номинируются в национальной валюте и обращаются на внутренних рынках. Многие государства устанавливают различные ограничения для покупки нерезидентами внутренних долговых ценных бумаг. Однако в условиях развития процессов глобализации и усиления потребностей в инвестициях эти ограничения смягчаются.

Держатели облигаций государственных займов получают свой доход в основном в виде установленного процента, который правительство выплачивает с определённой периодичностью в течение срока погашения облигаций. Этот процент в соответствии с условиями займа может быть постоянным (на весь срок займа), фиксированным (по отдельным периодам выплаты) или переменным. Доход также может выплачиваться в виде дисконта между ценой размещения облигаций и ценой их выкупа эмитентом (дисконтные облигации). Существуют выигрышные государственные займы, когда доход выплачивается держателям облигаций в форме выигрышей, сумма которых и периодичность проведения соответствующих тиражей определяются условиями займов, а также беспроцентные (целевые) государственные займы, погашаемые конкретными товарами или услугами. Некоторые государственные займы предусматривают смешанную форму выплаты дохода, например, процентно-дисконтную, процентно-выигрышную и др.

Ценные бумаги государственных займов бывают неиндексируемыми и индексируемыми (то есть предусматривающими пересчёт номинальной стоимости долга с учётом изменений уровня инфляции или другого показателя). В зависимости от принятых эмитентом на себя обязательств бывают займы с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения, а также рентные займы. Обычно выпускаются долговые обязательства без права их досрочного погашения. По рентным займам государство принимает на себя обязательство в определённые сроки (бессрочно, в конкретный период, в течение жизни конкретного инвестора) выплачивать доход без обязательства когда-либо погасить заём. Существуют также государственные займы, погашение которых гарантировано в любое время по номиналу плюс накопленный доход.

По форме выпуска различают займы документарные и бездокументарные. Ценные бумаги документарных займов выполнены на бумажных носителях, бездокументарных - в виде записей на электронных счетах.

По свободе обращения на рынке государственные займы делятся на рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются на первичном и вторичном рынках. Нерыночные займы после первичного размещения не торгуются на вторичном рынке. Они выпускаются для привлечения в казну ресурсов определённых инвесторов - центрального банка, внебюджетных фондов, региональных органов власти, государственных и негосударственных пенсионных фондов, траст-фондов (фондов доверительного управления), других крупных инвесторов. Бывают универсальные займы, предназначенные для любых инвесторов, и специальные.

Существуют различия и по последствиям невыполнения заёмщиком обязательств по разным ценным бумагам. Отказ платить по определённым займам (обычно внешним займам, размещаемым на рынках частных капиталов) может вести к дефолту по всем другим государственным займам такого типа (кросс-дефолту), снижению до самых нижних уровней кредитного рейтинга и невозможности выхода на мировой финансовый рынок на приемлемых условиях. Внутренние ценные бумаги являются наименее жёсткими обязательствами.

Государственные займы в основном стали использоваться с конца 17- начала 18 века. До начала 20 века объём государственных займов всех цивилизованных стран вырос более чем в 15 раз. Новый мощный толчок в увеличении объёмов государственных займов произошёл во 2-й половине 20 века в связи с развитием процессов финансовой глобализации и либерализацией международных потоков капитала. К концу 20 века вложения в государственные долговые облигации в национальной и иностранной валюте превысили 60 триллионов долларов, что более чем в 2 раза превосходило мировой ВВП и почти в 12 раз мировую торговлю товарами. Стремление заёмщиков улучшить условия получения государственных займов (уменьшить их стоимость, минимизировать риски, дифференцировать источники заимствований и т.п.) привело к возникновению новых видов ценных бумаг на финансовых рынках. Ныне насчитывается более 160 видов долговых ценных бумаг. Важное значение имело появление в 1960-е годы ценных бумаг, размещаемых одновременно на рынках нескольких стран и номинированных в валюте, не являющейся национальной для заёмщика или кредитора. Так как основным местом проведения операций с этими ценными бумагами стала Европа, они получили название еврооблигации, хотя и размещались на других континентах. В отличие от традиционных международных облигаций, размещаемых в одной стране, в валюте этой страны, являющейся иностранной только для заёмщика, еврооблигации стали важнейшим инструментом привлечения капиталов институциональных (страховых компаний, пенсионных фондов, фондов управления активами, хедж-фондов, банков) и частных инвесторов. Еврооблигации - наиболее динамичный сегмент внешних государственных займов.

Государственные займы - основная форма заимствований для промышленно развитых стран, обладающих высокими кредитными рейтингами, позволяющими привлечь финансовые ресурсы на выгодных условиях. Доля долговых бумаг растёт и у менее развитых стран, которые в основном прибегают к внутренним государственным займам. В начале 2003 года у стран с нарождающимися рынками доля обязательств по внутренним ценным бумагам составляла более 80% всех обязательств в ценных бумагах.

Государственные займы в России. Государственные займы были основной формой государственных заимствований в царской России. Первый успешный внешний государственный заём был осуществлён в 1769 году императрицей Екатериной II, первый внутренний государственный заём - в 1809 при императоре Александре I. Между 1769 и 1914 российское правительство заняло за границей и внутри России около 15 миллиардов рублей; из них за этот же период было погашено немногим более 40%. 2/3 всей российской задолженности приходилось на займы периода 1887-1902, займы до 1887 составляли около 6%, а займы в предвоенное десятилетие - немногим более 1/4 всего долга. Последний в истории досоветской России внутренний государственный заём был выпущен Временным правительством в марте 1917 - «Заём Свободы», который не имел определённой суммы займа и был рассчитан на 54 года, то есть должен был погашаться в 1971 году. Подписная цена этого займа была установлена в размере 85% от номинала, под залог его облигаций выдавались ссуды в размере 75% стоимости подписки. Государственные займы были важнейшим средством финансирования индустриального развития России, становления и поддержания стабильной национальной валюты.

После отказа правительства В. И. Ленина в январе 1918 года платить по царским долгам, советское государство как суверенный заёмщик на несколько десятилетий оказалось отрезанным от международных рынков частных капиталов. Только после подписания СССР в 1986 с Великобританией и Россией в 1997 с Францией соглашений об урегулировании старых претензий, в том числе долгов царской России, а также присвоения России в октябре - ноябре 1996 сразу тремя ведущими международными рейтинговыми агентствами (Standart&Poor’s, Moody’s Investors Service и Fitch IBCA) кредитных рейтингов для долгосрочных международных валютных облигаций удалось организовать выпуск займов, размещавшихся на европейских рынках. Осуществлённый Россией в ноябре 1996 выпуск еврооблигаций стал первым внешним государственным займом в новейшей российской истории. При этом 8 займов, выпущенных в 1988-1990 СССР на общую сумму 1,6 миллиарда долларов, формально не были государственными займами, так как их официальным эмитентом был Внешэкономбанк СССР, который нёс полную ответственность по данным облигациям (Vnesh loans).

Отсутствие внешних государственных займов СССР компенсировал внутренними государственными займами. Первые займы начались в 1922 году, и они были добровольными. В основном это были краткосрочные натуральные займы - 1-й (1922) и 2-й (1923) хлебные займы, сахарный заём 1923, заёмные обязательства Наркомата путей сообщения (транспортные сертификаты) 1923. Сахарный заём, например, целиком размещался в городах, он был выпущен в период острого голода на сахар-рафинад и рассчитан на спрос рабочих и служащих, обеспечивающих себя покупкой его облигаций сахаром для личного потребления, а также на розничных торговцев. Хлебные займы также служили способом заготовки хлеба для потребительских целей. Облигации выпускались номиналом от 1 до 100 пудов ржи в зерне. Допускалась уплата облигациями этих займов продналога. В 1927 появляется новая форма займов, размещаемых среди трудящихся города и деревни путём коллективной подписки с рассрочкой платежа в течение определённого срока. Это так называемые добровольно-принудительные займы, которые в дальнейшем стали основной формой заимствования средств населения. К концу 1929 года эти займы составляли уже более трети остатка государственного долга, тогда как доля рыночных займов - всего 12% (в 1926 - более 40%). А четвёртый выпуск займа 3-й пятилетки (1941) имел уже 60 миллионов подписчиков (в 1927 было только 6 миллионов подписчиков на госзаймы). Кроме принудительной подписки имели место многочисленные конверсии государственных займов (1930, 1936, 1938), когда облигации нескольких выпущенных ранее займов менялись на облигации нового займа. Эти конверсии вели к снижению доходности долговых бумаг для их держателей, отодвигали погашение долгов по старым облигациям, то есть являлись насильственной мерой по отношению к «инвесторам». Огромную роль сыграли внутренние государственные займы во время Великой Отечественной войны. За счёт этих займов было обеспечено примерно 15% всех прямых военных расходов. Размещение государственных займов было продолжено и в послевоенный период. Однако трудности в их реализации, с которыми правительство столкнулось в конце 1950-х годов, заставили с 1958 приостановить размещение добровольно-принудительных займов по подписке. Одновременно были прекращены тиражи выигрышей для уже размещённых до 1957 займов, а их погашение, рассчитанное на 20 лет, было отложено на период после 1977. Их погашение началось на 3 года раньше - с 1974. В последующем государственные займы размещались в СССР и постсоветской России только на добровольной основе. В конце 1980-х годов была предпринята попытка увеличить государственные займы. Однако в связи с сильной инфляцией она не имела успеха, а погашение размещённых среди населения бумаг осуществляла уже постсоветская Россия.

В 1990-е годы происходит быстрое расширение внешних и особенно внутренних государственных займов. Объём внутренних займов в виде ГКО (Государственных казначейских обязательств) и ОФЗ (Облигаций федеральных займов) достиг к июню 1998 года примерно 430 миллиардов рублей, или около 70 миллиардов долларов по действовавшему тогда курсу рубля. Не справляясь с обслуживанием этих государственных займов, в августе 1998 правительство приостановило обслуживание ГКО - ОФЗ и объявило об их обмене на новые ценные бумаги. После дефолта рынок внутренних государственных займов был восстановлен уже через 2-3 года. В начале 2000-х годов на рыночные инструменты приходилось более 9/10 внутренних долговых обязательств России, в то время как во внешнем долге аналогичный показатель был менее 2/5.

Лит.: Саркисянц А. Г. Система международных долгов. М., 1999; Данилов Ю. А. Рынки государственного долга. Мировые тенденции и российская практика. М., 2002; Хейфец Б. А. Кредитная история России. Характеристика суверенного заемщика. М., 2003; Вавилов Ю. Я. Государственный долг. 2-е изд. М., 2004.

Современная экономическая ситуация и положение в финансово-кредитной сфере сложились таким образом, что нормальное существование граждан, организаций и целых стран невозможно без привлечения финансов со стороны.

Разнообразные формы подобной материальной поддержки дают возможность эффективно решать возникающие проблемы и постоянно развиваться.

Что это такое?

Государственные займы представляют собой важнейший инструмент, компенсирующий дефицит бюджета страны. Фактически – это разновидность государственного кредита, как правило, в денежном виде.

Кредиторами могут быть, как граждане и организации самой страны-заемщика, так и инвесторы из-за рубежа, в том числе – иностранные государства.

Привлеченные по займу средства, покрывают потребности страны. Такой заем, как и другие его разновидности, требует возврата полученных средства с учетом оговоренного срока и начисленных процентов.

Такая форма наполнения бюджета имеет объективные плюсы и минусы. Позитивными моментами являются:

  • контроль уровня инфляции (заемные деньги компенсируют бюджетный дефицит);
  • доступность получения (наиболее очевидный способ преодоления кризиса путем стабилизации экономики);
  • регуляция денежной массы у населения.

К негативным моментам можно отнести:

  • рост процентов по кредитам в случае значительного числа займов государством;
  • увеличение суммарного долга страны;
  • чрезмерность их числа ведет к нестабильной экономической обстановке, росту налогов.

Виды

Классификация государственных займов обширна и учитывает ряд определяющих признаков.

В зависимости от субъекта заемных отношений, займы могут быть размещены центральными (федеральные структуры) или территориальными (регионы, муниципалитеты) органами управления.

Различие внешних и внутренних заимствований государством определяется валютой займа.

Внешние заимствования РФ – привлеченные в виде кредитов и займов средства, кредиторами которых выступают иностранные государства, их физические, юридические лица или международные финансовые институты. Долговые обязательства РФ при этом фиксируются в иностранных валютах.

Внутренние заимствования РФ – кредиты, займы от стран, организаций и международных финансовых структур, фиксированные в рублях.

По степени свободы обращения на рынке различаются займы рыночные и нерыночные.

Заимствования подразделяются и по периоду, на который привлекаются средства:

  • краткосрочные имеют срок погашения – 1 год;
  • среднесрочные погашаются в сроки от 1 года до пяти;
  • долгосрочные могут быть закрыты через пять и больше лет.

В зависимости от того, обеспечены ли обязательства по долгу конкретным или общим имуществом страны или региона, выделяют закладные и беззакладные заимствования. (Залоговые или беззалоговые).

Государственные займы различаются и по методу, определяющему их доходность: с твердым и «плавающим» доходом.

Долговые обязательства могут быть размещены: добровольно, принудительно или по подписке среди граждан или (и) организаций. Они могут обладать правом, быть досрочно погашенными или не иметь такой опции.

Помимо этого, государственные займы бывают облигационными (облигации государственного сберегательного займа) и необлигационными; есть и узкоспециальный вариант – выпуски, размещенные через правительственные структуры или фонды, не подлежащие продаже.

Видео: Обзор облигация 100 рублей

Государственные займы и ценные бумаги

Основными механизмами государственного заимствования являются: кредиты международных финансовых институтов, бюджетные ссуды, гарантии, поручительства самой страны и ценные бумаги.

Государство может привлекать средства, выпуская ценные бумаги, размещая их затем на рынках с участием банков, других финансовых институтов.

Это намного более эффективный метод компенсации бюджетного дефицита, чем эмиссия денежной массы или заимствования в ЦБ России.

Основная причина, обуславливающая выпуск ценных бумаг – необходимость уравнивать неравномерность поступлений налогов. Незапланированный дисбаланс между доходами и расходами, возникший в течение финансового года компенсируется выпуском ценных бумаг.

Ценные бумаги выпускаются и для целевого финансирования приоритетных проектов или программ, нуждающихся в прямой государственной поддержке .

Основными преимуществами государственных ценных бумаг в сравнении с иными бумагами и активами являются: наибольшая надежность, незначительные риски лишения основных средств, льготы в налогообложении.

Облигации и векселя

Разные страны применяют свои названия ценных бумаг, наиболее распространенными являются термины – облигация и вексель.

Облигация обязывает государство выплатить долг на основе ясно оговоренных сроков и процентов. Также при их выпуске определяется порядок возвращения средств. Облигации могут быть:

  • обезличенными, выпущенными для компенсации бюджетного дефицита;
  • целевыми, для определенных проектов.

Облигации обладают курсовой и номинальной стоимостью. Первый параметр непостоянен, он «плавает» в зависимости от надежности, доходности ценной бумаги. Номинальная стоимость просто представляет сумму долгового обязательства.

Погашение облигаций госзайма возможно в имущественной и денежной формах.

Векселя или казначейские обязательства – платежные документы, компенсирующие бюджетный дефицит. Выплаты по нему происходят с начислением процентов.

Векселя, как правило, выпускаются при краткосрочных займах. В некоторых европейских странах ходовыми являются векселя, выпущенные на срок три или шесть месяцев.

При помощи облигаций средства обычно привлекаются на более протяженные периоды.

Эмиссия

Минфин РФ является эмитентом государственных ценных бумаг. Бумаги выпускаются отдельными партиями, каждой из них присваивается регистрационный номер.

Все облигации в пределах одного выпуска имеют идентичные номера, дату погашения, предоставляют один и тот же набор прав. Если не предусмотрены изначальные ограничения, то владельцами облигаций могут стать, как физические, так и юридические лица.

Владельцы бумаг имеют право вернуть основную сумму долга в виде номинальной стоимости, возвращаемой при погашении. Доход же начисляется, как процент к номиналу.

Рыночные и нерыночные

Если ценные бумаги обращаются без ограничений, они называются рыночными. Они могут неограниченно перепродаваться и являются основными при компенсации дефицита бюджета.

Нерыночные бумаги не могут обращаться на рынке и не меняют владельцев. Их предназначение – привлечение конкретных инвесторов с узкопрофильными интересами.

В развитых странах доля рыночных бумаг может доходить до 70%, а нерыночные облигации имеют целевую аудиторию в виде НПФ, страховых компаний, незначительных частных инвесторов.

Залоговые и беззалоговые

Одним из условий при оформлении государственного займа может стать обеспечении его определенным имуществом. Подобные залоговые (закладные) облигации нередко выпускаются региональными органами власти. Их обеспечением служит, как правило, имущество муниципалитета или региона.

Беззалоговые бумаги, не требующие обеспечения, выдаются странами с высоким авторитетом, не допускающим просрочек по выплатам.

Выплаты

Различают следующие формы осуществления доходных выплат по займам государства:

  • выигрышные, когда начисление дохода проходит в форме лотереи;
  • процентные, с ежегодной выплатой по оговоренной ставке в виде равных долей;
  • целевые или беспроцентные;
  • нулевые, выкупаемые по номиналу, реализуемые со скидкой.

Что касается первого варианта, то последний на сегодня внутренний выигрышный заем в РФ был проведен в 1992 году. Большая часть выпущенных облигаций (78 %) была погашена в течение 10 лет по номиналу, выиграло же около 32 %.

Характерно, что этот вид облигаций не является в среде инвесторов ходовым. Их больше интересует стабильный доход, а не «капризы фортуны». Процентные облигации с выплатой процентов один или более раз в год, ценятся намного больше.

Нулевые или дисконтные облигации реализуются с определенной скидкой от номинальной цены, выкупаются же – по номиналу. Эти бумаги также являются ходовыми.

Управление

Механизмы государственных займов – специфичные финансовые отношения, их разнообразие дает возможность странам, заинтересованным в привлечении средств извне, предоставлять наиболее благоприятные возможности для инвесторов.

Заимствования государства нуждаются в усиленном контроле, как в вопросе погашения обязательств, так и в привлечении средств.

Приоритетными для повышения привлекательности страны являются – минимальная цена кредита и стабильность ценных бумаг государства на рынке.

Государство через Центробанк осуществляет управление государственным долгом. Для своевременного погашения кредитов и выплаты доходов по обязательствам используется типовой набор мероприятий. Среди них:

  • выплаты по внешним и внутренним займам;
  • отчисления по кредитам;
  • гарантийные обязательства;
  • выработка условий и размещение новых займов;
  • смена текущих условий по займу на более выгодные.

Эффективность управления госдолгом определяется управленческими решениями на базе оценки размеров долга, его состава и актуального финансового положения.

В целом работа с внешним долгом государства состоит из нескольких стадий:

  • определение инструментария, способного привлечь ресурсы, увеличение эффективности пользования средствами, оценка размеров займа и возможных гарантий;
  • непосредственное привлечение средств, работа с ценными бумагами, адресное направление собранных средств, инвестиции или бюджетное покрытие;
  • определение источников для погашения займа, работа по уменьшению расходов.

Грамотное управление долгом государства необходимо также в социальном и политическом контексте. От этого зависит поддержка социально направленных финансовых программ, стабильность политической системы страны, ее адекватная, суверенная позиция на международной арене.

Нельзя сказать, что государственные заимствования это прерогатива лишь стран, слабых экономически. В эффективной кредитной политике в той или иной мере нуждаются все государства. Главным остается одно – выбор в пользу займа нуждается в полноценном анализе, кропотливой предварительной работе и надежном обслуживании взятых обязательств.

Анонс статьи. Обзор вопроса о государственном займе. Определение понятия, его классификация, формы, разновидности, особенности управления долгом государства, сведения о ценных бумагах.

Государственный кредит на практике реализуется посредством государственных займов, которые приводят к появлению государственного долга. Финансово-кредитный словарь определяет государственный долг как «сумму задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные по ним проценты)».

Таким образом, классификация государственных займов представляет собой классификацию всех элементов государственного долга. Однако широкое распространение в российской экономике практики неисполненения государством своих финансовых обязательств перед субъектами экономики требует сформулировать расширенное понятие государственного долга как суммы всех неоплаченных финансовых обязательств государства с процентами, начисленными на них к определенному моменту времени. С учетом этой формулировки классификация государственных займов будет более полной.

Государственные займы, составляющие государственный долг, могут быть классифицированы по ряду признаков.

  • 1. По месту размещения займы могут быть подразделены на внешние и внутренние. Внешние займы - это обязательства государства перед нерезидентами, а внутренние - это обязательства государства перед резидентами.
  • 2. По способу обращения займы подразделяются на рыночные и нерыночные. Рыночные займы - это займы, оформленные в такие ценные бумаги, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке. Нерыночные государственные займы - это займы, оформленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, т.е. они покупаются инвестором у правительства и только ему могут быть проданы. Основная цель, которую преследует эмитент, выпуская в обращение нерыночные бумаги, -- привлечение в качестве кредитных ресурсов мелких сбережений населения.
  • 3. По сроку заимствования средств займы могут быть подразделены на краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжительностью до 1 года), среднесрочные (со сроком обращения бумаг от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (со сроком обращения бумаг свыше 5 лет).
  • 4. По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов займы делятся на закладные и беззакладные. Закладные займы -- это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом (каким-либо имуществом). Беззакладные займы - займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения. На практике государственный кредит реализуется посредством беззакладных займов, поскольку государство априори считается надежным заемщиком.
  • 5. По уровню эмитента в трехуровневой финансовой системе России государственные займы могут быть подразделены на федеральные, региональные и местные.
  • 6. По форме выплаты дохода государственные займы можно разделить на следующие виды:
    • - процентные займы, доход по которым устанавливается в виде фиксированного процента от номинала;
    • - дисконтные займы, доход по которым инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заемщику;
    • - выигрышные займы, доход, по которому осуществляется на основе тиражей выигрыша;
    • - индексационные займы, доход по которым выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг.
  • 7. По принципу наличия обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа обязательства, эмитированные заемщиком, можно разделить на обязательства без права досрочного погашения и обязательства с правом досрочного погашения. Выпуск обязательств с правом досрочного погашения означает наличие у заемщика прав на досрочный выкуп своих долговых обязательств. В случае если обязательства были выпущены без права их досрочного погашения, то при снижении рыночной цены заимствований эмитент не имеет возможности выкупа своих долговых обязательств и несет в связи с этим обстоятельством определенные потери, а инвестор, наоборот, получает дополнительную выгоду.
  • 8. По способу погашения задолженности займы разделяют на две категории: займы, подлежащие оплате единовременно, и займы, подлежащие оплате частями. При условии, что эмитированный заем подлежит оплате частями, заемное соглашение может предусматривать следующие три варианта его погашения: погашение равными долями на протяжении оговоренного срока; погашение увеличивающимися долями на протяжении оговоренного срока. Соответственно по мере реализации инвестиционного проекта идет и рост поступлений от объекта и инвестиций, что упрощает погашение обязательств): погашение уменьшающимися долями на протяжении оговоренного срока.
  • 9. По способу определения предлагаемого инвестору дохода эмитент может предложить займы с постоянным фиксированным уровнем дохода и займы с переменным уровнем дохода.
  • 10. По направлениям использования заемных средств займы могут быть подразделены на целевые и нецелевые. Средства, привлеченные по целевым займам, должны быть использованы только для финансирования конкретных программ. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, на рефинансирование текущей задолженности или на другие нужды согласно решению уполномоченных органов власти и управления.