Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Указание о постановке объектов оказывающих негативное воздействие. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих нвос: пора паниковать? Постановка на учет объектов оказывающих нвос - комментарии

Кому необходимо подать заявку о постановке объекта НВОС на государственный учет

В соответствии с требованиями статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон № 7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны поставить на государственный учет эксплуатируемые ими объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС).

Объекты НВОС делятся по степени негативного воздействия на окружающую среду на I-IV категории, критерии определения категорий объектов НВОС утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029.

Постановка на государственный учет объектов, которые не соответствуют ни одной из категории объектов НВОС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029, не предусмотрена.

Категория присваивается объекту НВОС при его постановке на государственный учет в государственный реестр федерального или регионального уровня и документально подтверждается свидетельством о постановке объекта НВОС на государственный учет, которое выдается соответствующим территориальным органом Росприроднадзора (для федеральных объектов) или уполномоченным органом субъекта Российской Федерации (для региональных объектов).

Уровень государственного реестра (федеральный или региональный), в который будет поставлен объект НВОС на учет, определяется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903.

Дополнительные разъяснения по постановке объектов НВОС на учет

Исходя из установленной объекту НВОС категории негативного воздействия определяются:

Размер платы за негативное воздействие на окружающую среду (статья 16 Закона № 7-ФЗ);

Время на чтение: 17 мин

Казалось бы, основная масса природопользователей встала на учет как объекты негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС) еще в декабре 2016 года, в начале 2017 года. Но, исходя из комментариев я понимаю, что постановка на учет объектов оказывающих негативное воздействие (объектов НВОС) - это проблема для некоторых предприятий еще актуальна.

Задать вопрос

Предприятия вставшие на учет как объекты НВОС 4 категории, а также безкатегорийные - практически ушли из-под взора надзорных органов. Проведение плановых проверок в отношении них - невозможно! В отношении данной категории предприятий возможны только внеплановые проверки.

Постановка на учет объекта НВОС

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду , - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков;

Статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Т.е. получается что каждая отдельная промплощадка предприятия - это объект негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС).

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам 1, 2, 3, 4 категорий утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2018 №1029.

Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

Пункт 4 статьи 4.2. Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой , создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.

Пункт 3 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке
на государственный учет
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Пункт 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Форма заявки о постановке на государственный учет , содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пункт 3 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Форма заявки утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554.

Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны были поставить на государственный учет принадлежащие им объекты ОНВОС в срок до 01.01.2017.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Пункт 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Критерии постановки на учет объектов оказывающих негативное воздействие

Подробно по критериям постановки на учет объектов оказывающих негативное воздействие написана статья .

Постановка на учет объектов оказывающих НВОС - комментарии

Выше довольно подробно написано, кто должен вставать на учет, в какие сроки должны вставать на учет... А теперь о постановке на учет объектов оказывающих негативное воздействие (объектов НВОС) - своими словами:

  • если ваше предприятие осуществляет выброс , то оно однозначно является ОНВОС;
  • если у вашего предприятия образуются только , отсутствуют выбросы и сбросы ЗВ (загрязняющих веществ), или суммарное количество выбросов не превышает 10,0 т/год при этом отсутствуют в выбросах ЗВ 1, 2 класса опасности - смело декларируйте 4 категорию ОНВОС - самая удобная категория для предприятий (см. первый абзац этой статьи);
  • если в выбросах вашего предприятия присутствуют ЗВ 1, 2 класса опасности, то вы должны декларировать 3 категорию ОНВОС;
  • если суммарное количество выбросов превышает 10,0 тонн в год, то вы также должны декларировать 3 категорию ОНВОС.

Срок постановки на учет объекта НВОС

По поводу сроков постановки на учет, как объекта НВОС:

  • если предприятие осуществляло свою хозяйственную деятельность до 2017 года, то срок постановки на учет для них - 01.01.2017 г. По данному нарушению привлечь вас уже не смогут, поскольку истек срок давности нарушения! Это важно.
  • если вы ввели объект в эксплуатацию, то срок постановки на учет - полгода с даты ввода в эксплуатацию. Если прошло более, чем полгода с даты начала эксплуатации (ввода в эксплуатацию), то привлечение к административной ответственности по ст.8.46. КоАП РФ - законно!

Актуализация сведений об ОНВОС

Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:
-о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
-об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
-об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
-об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Пункт 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Своими словами вы обязательно должны провести актуализацию сведений об объекте НВОС в случаях:

  • изменения юридического адреса,
  • изменения фактического адреса,
  • изменения ФИО, места жительства ИП, реквизитов его документов;
  • изменения хозяйствующего субъекта на указанном ОНВОС (например - в случае если площадка была передана в аренду);
  • если у вас произошло изменение технологических процессов по которым вы встали на учет как ОНВОС;
  • если произошли изменения по источникам выбросов вредных ЗВ;
  • в случае если вы подаете

В противном случае вы можете быть привлечены по ст.8.46 КоАП РФ.

Снятие с учета объекта НВОС

Если на Вашем объекте НВОС произошли изменения: объект законсервирован, объект не оказывает декларируемое в заявке о постановке на учет воздействие на окружающую среду (например: демонтирована котельная, сварочный пост... или иной источник выделения ЗВ в АВ, по которым вы встали на учет как объект НВОС), то Вам необходимо исключить указанный объект из реестра ОНВОС.

Это надо сделать в обязательном порядке, в противном случае если Ваш объект относится к 1-3 категории ОНВОС, указанный объект может попасть в реестр проведения плановых проверок.

Пунктом 33 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих НВОС, утв. постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572, исключение объекта из государственного реестра в возможно в случае предоставления копии акта о консервации и ликвидации объекта (при прекращении деятельности).

Недостоверная информация в заявке на постановку на учет как объекта НВОС

При постановке на учет предприятие должно предоставить достоверную информацию в заявке об объекте оказывающем негативное воздействие на окружающую среду. В противном случае - при обнаружении это будет являться составом административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Согласно пункту 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Согласно пункту 4 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в частности, наименование, организационно-правовую
форму и адрес (место нахождения) юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, сведения о фактическом месте нахождения и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

Заявка о постановке на учет содержит в себе сведения:

а)наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата государственной регистрации индивидуального предпринимателя , осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, с указанием идентификационного номера налогоплательщика юридического лица, индивидуального предпринимателя и кода причины постановки на учет в налоговых органах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
б) сведения о фактическом месте нахождения объекта, включая его наименование (адрес или место регистрации передвижного источника, перемещающего объект) с указанием кода по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований по месту нахождения объекта и по категории объекта;
в) сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах , включая коды видов экономической деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте, по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
г) сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведени и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности;
д) сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с указанием их географических координат;
е) сведения об уровне и (или) объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ в отношении каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
ж) сведения об источниках сброса загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (мест сброса сточных вод) с указанием их географических координат;
з) сведения об уровне и (или) объеме или о массе сбросов загрязняющих веществ в отношении каждого источника сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
и) сведения об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления , в том числе по каждому виду и классу опасности отходов;

м) сведения о программе производственного экологического контроля ;
н) сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду ;

п) сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Пункт 5 Постановления Правительства РФ от 23.06.2016 N 572 "Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду "

Таким образом, если вы в заявке о постановке на учет предоставили недостоверные данные по пунктам, перечисленным выше - то это состав административного правонарушения.

Если заявка с недостоверными данными была предоставлена более года назад, то срок давности по указанному нарушению истек. Это значит, что штрафа не будет, но предписание об устранении нарушений вам должно быть выдано!

Постановка на учет объектов оказывающих негативное воздействие - штраф

КоАП РФ Статья 8.46. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Примечание . За административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.

Как видите указанная статья может применяться только за то, что заявка о постановке на учет была не предоставлена совсем или предоставлена несвоевременно, за несвоевременную актуализацию сведений в заявке или за неактуализацию.

Опять же, если правонарушение было совершено более года назад, то - в связи с истечением срока давности, привлечь к административной ответственности за указанные правонарушения вас уже не имеют права.

В случае если вы в заявке предоставили недостоверную информацию, то это уже состав статьи 8.5. КоАП РФ:

КоАП РФ Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, лицами, обязанными сообщать такую информацию,
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Если вы как физическое или юридическое лицо ведете хозяйственную деятельность и имеете на балансе своего предприятия объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), то до 1-го января 2017 года вам нужно кое о чем позаботиться. Дело в том, что, согласно приказу Министерства Природных Ресурсов и Экологии от 1 января 2015 года, все объекты, оказывающие НВОС, в течение двух лет должны быть поставлены на государственный учет.

Для того чтобы это сделать, нужно правильно заполнить и подать заявку в уполномоченный орган исполнительной власти. Конечно, это немаленькая головная боль для того, кто этим занимается. В этой статье мы детально рассмотрим инструкцию по заполнению заявки на постановку объекта, оказывающего НВОС. Для начала разберемся с основными понятиями.

Объект, оказывающий НВОС. Что это?

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - «объект капитального строительства и/или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и/или неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков» (ст.1 ФЗ №7)

Это значит, что, несколько отдельно стоящих зданий могут быть оформлены как один объект при условии, что они выполняют одно назначение. Необязательно, чтобы они находились на одной территории. Пример: разные цеха одного предприятия. При этом, если на участке кроме цехов находится еще и офисное здание, то его можно либо оформить как самостоятельный объект, либо не оформлять, если оно не подходит под критерии НВОС.

Что подразумевается под негативным воздействием на окружающую среду? Согласно ФЗ №7 ст.16, НВОС бывает нескольких видов:

  • Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ
  • Сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в наземные или подземные воды, а также на водосборные площади
  • Размещение отходов производства и потребления
  • Загрязнение недр и почв
  • Другие виды физических воздействий на окружающую среду: шумовое, тепловое загрязнение, электромагнитное излучение и так далее
  • Другие виды негативного воздействия на окружающую среду

В отношении последних четырех пунктов государство пока не решило, как определять такие загрязнения и как взимать плату за них. По остальным видам НВОС существуют нормативы, по которым и рассчитывается оплата в зависимости от объемов загрязнения.

Вот как это выглядит на практике. Вы владеете автомойкой. Ваша автомойка имеет стационарный источник загрязнения - вы используете воду для производственных нужд и производите ее сброс вместе с другими химическими веществами. Это значит, что вам в любом случае придется оформлять автомойку как объект, оказывающий НВОС. Если объем сбрасываемых веществ составляет более 10 тонн в год, вы будете платить за НВОС по нормативу.

В 2014 году государство переработало главный закон ФЗ №7 «Об охране окружающей среды». Одно главных нововведений: теперь все объекты НВОС делятся на 4 категории.

  1. Объекты, оказывающие значительное НВОС. Таких объектов по всей стране всего около пятисот. К ним относятся предприятия, которые производят выбросы веществ первого и второго класса опасности, то есть веществ, представляющих наибольшую угрозу для здоровья населения и состояния окружающей среды. Обычно они занимаются металлургической и химической промышленностью, добычей и переработкой полезных ископаемых, производством энергии, захоронением и обезвреживанием отходов и так далее.
  2. Объекты, оказывающие умеренное НВОС. Объекты II категории подают декларацию о воздействии на окружающую среду в качестве отчетности. По сути, ко второй категории относятся объекты, занимающиеся теми же видами деятельности, что и в первой, но с меньшими объемами выбросов: добыча и переработка нефти, производство кокса и нефтепродуктов, производство бумаги, картона, целлюлозы, продуктов питания и другими. Отдельно выделяются объекты транспортной инфраструктуры: крупные речные и морские порты, аэропорты, железнодорожные вокзалы. Они тоже относятся ко II категории.
  3. Объекты, оказывающие незначительное НВОС. К III категории причисляются объекты, которые имеют стационарный источник загрязнения. Объем выбросов в атмосферу превышает 10 тонн в год, выбросы химических веществ 1-го и 2-го классов опасности отсутствуют. Если предприятие использует воду для промышленных нужд, то ему тоже присваивается III категория. Бытовые нужды не считаются. Объекты I, II и III категорий обязательно должны иметь на предприятии программу производственного экологического контроля (ПЭК), то есть вести строгий учет всех сбросов и выбросов и предоставлять отчетность.
  4. Объекты, оказывающие минимальное НВОС. К ним относятся школы, больницы, офисные помещения. Такие объекты могут иметь стационарный источник загрязнения, но объем выбросов не должен превышать 10 тонн в год. Вода используется только для бытовых нужд и сбрасывается в городскую канализацию. Объекты IV категории не платят за НВОС и освобождаются от всех плановых проверок.

Подведем итог. Для того чтобы определить, к какой категории относится ваше предприятие, нужно учесть несколько моментов:

  1. Вещества 1-го и 2-го классов опасности. Если вы выбрасываете в атмосферу такие вещества, ваш объект автоматически причисляется к I или II категории. Далее все зависит от объемов.
  2. Вода для производственных нужд. Если ваше предприятие сбрасывает сточные воды, образовавшиеся в процессе производства, а не только в качестве бытовых отходов, то оно относится к III категории.
  3. Стационарный источник выбросов. Не более 10 тонн в год. При условии, что ваш объект соответствует этому требованию, и не использует воду в производстве, он будет относиться к IV категории. Вам остается только производить учет выбросов, чтобы предоставить точные цифры.

Инструкция по заполнению заявки на постановку на учет объектов, оказывающих НВОС

Имея четкое представление об основных понятиях, касающихся постановки на учет объектов НВОС, заполнить заявку не так уж и сложно. Если вы не заполняете заявку в электронном виде на сайте госуслуг, то вы легко можете скачать актуальную форму заявки в интернете. После того как вы зарегистрируете свой объект, он будет включен в Федеральный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Этот реестр будет содержать в себе ровно те сведения о вашем объекте, которые вы укажете в заявке.

В самом начале указываются общие сведения: название, организационно-правовая форма и адрес места нахождения (для юридического лица) или места жительства (для физического лица). Указывается также дата государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет в налоговых органах.

Затем информация, которая указывается в заявке, разделяется на четыре раздела.

  1. Сведения об объекте. В этом разделе нужно указать:
    • Адрес объекта и его географические координаты четырех угловых точек. Обычно они указываются в кадастровом паспорте, их также легко можно найти, например, с помощью Гугл-карт. Также вместе с наименованием указывается код по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований.
    • Вид деятельности, объем производимых товаров, оказываемых услуг и коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
    • Сведения для объектов I категории
  2. Сведения о воздействии объекта на окружающую среду. В этом разделе нужно указать, какие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу присутствуют на вашем объекте. Для каждого стационарного источника указывается объем или масса выбросов.

    Далее - сведения об источниках сброса сточных вод по той же схеме: источник и объемы сброса в расчете за год. Также указываются сведения о размещении отходов производства для каждого объекта. Эти сведения включают в себя типы отходов, их массу, координаты места размещения отходов и номер объекта размещения отходов в государственном реестре (если он есть).

  3. Сведения о разрешительных документах в области охраны окружающей среды. Здесь указываются реквизиты документов, разрешающих оказывать воздействие на окружающую среду.
  4. Сведения о принимаемых мерах по обеспечению охраны окружающей среды. Директор предприятия должен подтвердить, что на объекте выполняется программа производственного экологического контроля. Можно указать дату утверждения ПЭК. Далее размещается следующая информация.
    • Сведения о мероприятиях по снижению вредных выбросов. Нужно указать, какие мероприятия проводятся и, согласованы ли они с региональными органами контроля.
    • Сведения о технических средствах по обезвреживанию вредных химических веществ. Наименование, технические характеристики, эффективность работы.
    • Сведения о технических средствах по очистке сбросов загрязняющих веществ. Также, наименование, характеристики, эффективность.
    • Сведения о технологиях безопасного размещения отходов 1-5 классов опасности (если такие отходы имеются). Также нужно описать, как проводится мониторинг состояния окружающей среды в местах размещения отходов.

Вся эта информация касается трех основных видов загрязнения окружающей среды, по которым на сегодняшний день ведется учет НВОС.

Действующее законодательство обязывает юридических и физических лиц ставить на государственный учет объекты, которые наносят вред окружающей среде. Что относится к данным объектам?Какие категории объектов, оказывающих негативное воздействие, утверждены законодательством? Как поставить их на учет? Ответы на эти и другие вопросы – в нашем материале.

Что относится к объектам негативного воздействия?

Определение данного термина приведено в законе «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. В соответствии с ним, объект негативного воздействия – это объект капитального строительства (или иной объект), а также группа объектов, расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков и имеющих единое назначение. Под негативным воздействием на окружающую среду (НВОС) подразумевается осуществление деятельности, в результате которой происходят негативные изменения в окружающей среде.

Категории объектов

Деление на категории объектов, оказывающих негативное воздействие, позволяет ужесточить контроль за опасными производствами и ослабить контроль за предприятиями, которые оказывают минимальное НВОС. За отнесение хозяйствующего субъекта к той или иной категории отвечает Росприроднадзор. Окончательное решение принимается после тщательного анализа сведений об исследуемой организации и сопоставления их с критериями, утвержденными Правительственным постановлением от 28.09.2015 № 1029.

В ст. 4.2 закона № 7-ФЗ перечислены следующие категории объектов:

  • I категория (сильное воздействие). Сюда относятся химические и металлургические предприятия, мясокомбинаты, объекты обезвреживания и захоронения отходов и пр.
  • II категория (умеренное воздействие). К данной категории относятся атомные электростанции, заводы по производству силикатного кирпича, фермы по разведению крупного рогатого скота, птицы и пр.
  • III категория (незначительное воздействие). В эту категорию входят субъекты, не относящиеся к I и II категории, а также те, которые попадают в вышеперечисленные категории, но их производственные мощности меньше критериев, определенных для двух предыдущих категорий.
  • IV категория (минимальное воздействие). Объекты 4 категории оказывают негативное воздействие в незначительных масштабах. К ним относятся офисы, образовательные и социальные учреждения, торговые объекты и пр. Как правило, данные организации освобождаются от платы за НВОС, но окончательное решение принимает Росприроднадзор.

При отнесении хозяйствующего субъекта к конкретной категории принимаются во внимание критерии, установленные Правительством РФ в постановлении № 1029. К основным критериям относятся:

  • масштабы деятельности;
  • уровень загрязнения;
  • опасность отходов, выбрасываемых объектом;
  • сфера, загрязняемая в ходе осуществления деятельности.

Постановка на учет

Юридические лица и ИП должны самостоятельно подавать заявки на постановку на учет объектов, загрязняющих окружающую среду. Если заявка была подана несвоевременно или владелец бизнеса вовсе проигнорировал данное требование – ИП и юрлицам придется уплатить крупный штраф в размере от 30 до 100 тыс. рублей, а должностным лицам от 5 до 20 тыс. руб. (ст. 8.46 КоАП РФ). Основные правила постановки объектов на учет приведены в Постановлении Правительства РФ от 23.06.2016 № 572.

В соответствии с п. 2 ст. 69.2 закона № 7-ФЗ постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие, должна быть произведена в течение 6 месяцев со дня введения их в эксплуатацию. На учет не ставят непроизводственные объекты, которые подключены к городской канализации и не имеют собственных котельных. К ним относятся офисы, торговые здания, школы, детские сады и др.

В обязательном порядке должны быть поставлены на учет предприятия, которые загрязняют атмосферу выбросом вредных веществ или сбрасывают загрязняющие вещества в системы канализации или водные объекты.

Как происходит процедура постановки на государственный учет? Прежде всего, владелец бизнеса должен составить заявление по форме, утвержденной Приказом Минприроды от 23.12.2015 № 554. Заявление следует подать в территориальный орган Росприроднадзора или в Минприроды региона. В Росприроднадзоре регистрируют предприятия, которые подлежат государственному экологическому надзору.

Государственные ведомства имеют право отказать в регистрации, если в заявлении не указана вся необходимая информация. Решение об отказе с указанием причин будет направлено владельцу объекта в течение 5 рабочих дней с момента получения заявки. Если сотрудники ведомства установят, что объект должен быть поставлен на учет – они известят об этом лицо, подававшее заявление.

Плата за НВОС

Организации и ИП обязаны вносить плату за причинение вреда окружающей среде . Это указано в ст. 16.1 закона № 7-ФЗ. Исключение составляют предприниматели и фирмы, которые осуществляют деятельность только на объектах, относящихся к IV категории. Присвоение данной категории должно быть подтверждено соответствующим свидетельством.

Размер платы рассчитывается ответственными лицами самостоятельно. Для исчисления платы необходимо умножить платежную базу по каждому загрязняющему веществу на соответствующую ставку указанной платы с учетом коэффициентов. Затем эти показатели суммируются. Платежной базой для расчета размера платы является масса или объем выбросов вредных веществ.

Владельцы загрязняющих производств обязаны ежегодно подавать в территориальное управление Росприроднадзора годовую декларацию , в которой они произвели расчет суммы платы по объекту негативного воздействия. Декларацию необходимо сдать до 10 марта следующего за отчетным года.

Ставки платы по каждому виду негативного воздействия на окружающую среду установлены постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2016 № 913. Размеры ставок указаны из расчета на 1 тонну конкретного загрязняющего вещества.

Для того, чтобы определить необходима ли предприятию постановка на Государственный учет объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), в первую очередь следует разобраться, какие из предприятий относятся к данной категории объектов. В Законе №7-ФЗ от 10.01.02 года приводится довольно размытое определение данному понятию. Объекты НВОС здесь – это предприятия, связанные общностью деятельности и территориального расположения.

Более точное определение объектам НВОС приводится в письме с разъяснениями Росприроднадзора от 13.12.2016 года № АС-03-04-36/25233. Если опираться на его содержание, то объектами НВОС выступают предприятия, расположенные на территории Российской Федерации, чья сфера деятельности подпадает под критерии, установленные Правительством РФ в Приказе №1029 от 28.09.2015, и относящиеся по ним к объектам 1,2,3 или 4 категории опасности. При этом, предприятия могут выступать как в форме юридического лица, так индивидуальным предпринимателем.

Быстро и профессионально поставим на учет объекты НВОС. Стоимость – от 10 т.р. Сроки – от 1 дня.

Для таких предприятий постановка на госучет является обязательной. Требования об этом установлены Приказом № 572 от 23 июня 2016 года. Если же объект не соответствует критериям вышеуказанного Приказа №1029, то, соответственно, объектом НВОС он не является и на учет не ставится. Не ставятся на государственный учет и те объекты, которые находятся на стадии строительства и на настоящий момент не введены в эксплуатацию. Заявку для внесения в реестр они оформят уже после начала функционирования, но не позднее, чем в течение шести месяцев.

Конкретные примеры постановки на учет объектов НВОС.

Также постановка на учет требуется тем организациям, деятельность которых соответствует постановлению Правительства №903 от 28.08.2015 г., согласно которому они являются объектами, подлежащими государственному экологическому надзору.

Кроме того, ведение государственного реестра необходимо и для таких данных, как сведения о выбросах, сбросах и отходах, образующихся на производственных объектах.

Постановка предприятий на государственный учет производится контролирующими организациями бесплатно.

Не требуется постановка на учет и таким предприятиям, деятельность которых сопровождается только образованием, транспортировкой и накоплением отходов, при условии отсутствия прочих возможных сфер негативного влияния на окружающую среду.

Непосредственно требования к ведению госучета изложены в статье 69 Закона №7-ФЗ. Обязанности по его ведению возложены на территориальные органы Росприроднадзора и органы исполнительной власти, территориально расположенные по месту нахождения подведомственных объектов НВОС. Ведение реестра осуществляется в электронном виде, что позволяет получать информацию прочим государственным службам и структурам.

Оформление заявки для постановки предприятия.

Основанием для включения предприятия в реестр НВОС является заявка, предоставляемая предприятием в контролирующие организации. Заявку подает непосредственный собственник производственного объекта. В случае, если объект эксплуатируется на основании договора аренды, то заявителем выступает арендатор.

Оформление заявки на бумажном носителе нежелательно, так как реестр ведется в электронном виде. Предпочтительнее всего заполнять заявки в программном комплексе «Модуль природопользователя».

Приказом Минприроды РФ № 554 устанавливается требуемая форма заявки. В обязательном порядке заявка заверяется электронной подписью представителя организации. Каждой заявке присваивается индивидуальный номер.

В заявке требуется указать такие сведения, как

  • наименование организации,
  • адрес места нахождения,
  • сведения о государственной регистрации,
  • данные руководителя.

Следующим разделом заявки выступают сведения об объекте. К ним относятся:

  • дата начала функционирования предприятия,
  • сфера деятельности,
  • данные о технологии производства,
  • сведения о продукции и производственной мощности объекта НВОС,
  • данные о категории опасности объекта по отношению к окружающей среде,
  • информация об уровне государственного эконадзора.

В каких случаях нужен проект ПДВ, НДС?

При заполнении заявки потребуется информация, характеризующая предприятие, как объект воздействия на окружающую среду. К подобным сведениям относятся данные

  • о стационарных источниках выбросов,
  • о выбрасываемых загрязняющих веществах,
  • об объеме сброса,
  • а также данные по образующимся отходам и способам обращения с ними.

Следующей графой заявки выступает перечень разрешительных документов предприятия, таких как разрешения на выбросы, сбросы или размещение отходов. Также здесь освящаются данные об экологической экспертизе предприятия.

Эти сведения, как правило, находятся в соответствующих экологических проектах: ПДВ (проект по выбросам), НДС (проект по сбросам), ПНООЛР (проект по отходам).

Зачастую у организации нет проекта ПДВ. Можно ли обойтись без него?

Ответ - ДА. Однако в этом случае потребуется его часть, а именно проект инвентаризации выбросов, откуда можно будет взять информацию о характере источников, загрязняющих веществах, географических координатах и т.п.

При этом на природопользователе все равно будет лежать обязанность разработки проекта ПДВ.

То же относится и к проекту НДС.

Последним разделом заявки выступают сведения о мероприятиях и средствах, разработанных и внедренных на предприятии непосредственно с целью охраны окружающей среды и уменьшения негативного влияния производственного процесса. Это утвержденная программа производственного контроля или мониторинга предприятия, перечень природоохранных мероприятий, а также технические средства и оборудование. Все это призвано уменьшать вредное воздействие от сбросов, выбросов или размещения отходов, или направленное на их полное обезвреживание.

Заполнение заявки о постановке на учет объектов НВОС.

Требуемые сведения собираются непосредственно на предприятии силами его структур и подразделений. Ответственность за предоставленную информацию несет руководитель предприятия с объектом НВОС.

При заполнении заявки не стоит забывать, что умышленное сокрытие информации или искажение реальных данных может обернуться для предприятия значительными штрафами согласно Кодексу об административных правонарушениях (ст. 8.5 – до 80 тысяч рублей для орлица). Также предоставление некорректных сведений со стороны предприятия может послужить причиной отказа в постановке предприятия на государственный учет. Отказ может аргументироваться и неполнотой информации, представленной производственным объектом.

После получения заявки территориальными уполномоченными органами Росприроднадзора предоставленная информация проверяется. Самопостановка объекта на учет производится в течение 10 дней. Результатом постановки выступает получение предприятием электронного свидетельства о постановке его на учет объектов НВОС.

В случае, если в предоставленных предприятием сведениях для него неверно определена категория опасности, она может быть изменена. В дальнейшем категория, соответствующая направлению деятельности предприятия, вносится в реестр и в получаемое им свидетельство о постановке на госучет.

Изменение предоставленных ранее сведений и снятие предприятия с госучета.

Правила об изменениях предоставленных сведений или снятии предприятия с госучета регламентируются Законом №219- ФЗ.

В случае изменения сведений производственного объекта, ранее поставленного на учет, информацию о них требуется предоставлять в контролирующую организацию не позднее, чем через 30 дней с момента вступления изменений в силу. К таким изменениям можно отнести:

  • смену юридического лица, адреса местонахождения, формы собственности, а также изменения в технологическом процессе или в процессах и технических средствах по обеспечению снижения влияния на окружающую природную среду.
  • для индивидуальных предпринимателей изменения также затрагивают и данные документа, удостоверяющего личность.

После изменения предоставленных ранее сведений в данных реестра, предприятию выдается соответствующее удостоверение об актуализации данных объекта НВОС.

При предоставлении собственником производственного объекта документов о консервации или ликвидации производства производится снятие объекта НВОС с государственного учета. При этом собственник получает свидетельство установленного образца. Эти функции осуществляет подведомственная государственная организация, располагающаяся по месту нахождения предприятия,

Ответственность за невыполнение требований по обязательной постановке на учет объектов НВОС.

Кодексом об административных правонарушениях также предусмотрена статья, за невыполнение требований по постановке предприятий на государственный учет. Это статья 8.46, размер штрафных санкций по которой для юридического лица составляет до 100 тысяч рублей. Должностному лицу данное нарушение может обойтись в сумму до 20 тысяч.