Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Социально-экономическая сущность налогов, их функции и классификация. Понятие, функции, классификация и основные элементы налога - реферат

Не порождает встречной обязанности государства;

  • налог взыскивается на условиях безвозвратности;
  • цель взимания налога - обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода .
  • Элементы налогообложения . Налог - это сложная система отношений, включающая в себя ряд элементов. Согласно НК при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (п. 6 ст. 3). Элементы налогообложения делятся на три группы:

    1. основные (обязательные) элементы налога, которые всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налога. Согласно ст. 17 НК налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок начисления налога, порядок и сроки уплаты налога;
    2. факультативные элементы, которые не обязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам (например, налоговые льготы);
    3. дополнительные элементы, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога: предмет налога, масштаб налога, единица налога, источник налога, налоговый оклад и др.

    Основные элементы налогообложения . К основным (обязательным) элементам налога относятся:

    а) субъект налогообложения (налогоплательщик) - лицо, на которое в соответствии со ст. 19 НК возложена обязанность уплачивать налоги (или сборы). Согласно Российскому законодательству субъектами налогообложения являются организации и физические лица. Налог может быть уплачен непосредственно самим налогоплательщиком или удержан у источника выплаты дохода ;

    б) объект налогообложения - это действие, событие, состояние, которое обусловливает обязанность субъекта заплатить налог (например, совершение оборота по реализации товара , владение имуществом, совершение сделки купли-продажи, вступление в наследство , получение дохода и др.);

    в) налоговая база . Она представляет собой количественное выражение предмета налогообложения и является основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.

    В ст. 53 НК дается определение налоговой базы: она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Соответственно различаются налоговые базы со стоимостными показателями (сумма дохода); с объемно-стоимостными показателями (объем реализованных услуг); с физическими показателями (объем добытого сырья);

    г) налоговый период - срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства ;

    д) налоговая ставка - размер налога на единицу налогообложения. Ставки налога следует классифицировать с учетом различных факторов.

    Так, в зависимости от способа определения суммы налога ставки делятся на равные (для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога); твердые (на каждую единицу налогообложения определен фиксированный размер налога, например, 70 руб. за 1 кв. м площади); процентные (с каждого рубля предусмотрен определенный процент налогового обязательства). В зависимости от степени изменяемости ставок налога различают ставки общие; повышенные; пониженные (например, при общей ставке НДС 20% предусмотрена пониженная ставка 10%). В зависимости от содержания ставки могут быть маргинальными (такие ставки непосредственно установлены в нормативном акте о налоге); фактическими (они определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе); экономическими (определяются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу);

    е) порядок исчисления налога . Существуют две системы исчисления налога: некумулятивная (обложение налоговой базы предусматривается по частям) и кумулятивная (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода);

    ж) порядок уплаты налога , т.е. способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Он предполагает решение следующих вопросов:

    • направление платежа (в бюджет или внебюджетный фонд);
    • средства уплаты налога (в рублях, валюте);
    • механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.);
    • особенности контроля уплаты налога.

    Подлежащая уплате сумма налога в установленные сроки перечисляется налогоплательщиком или иным обязанным лицом (ст. 58 НК). При этом на обязанное лицо может быть возложено представление в налоговый орган налоговой декларации и других документов (ст. 24 НК). Основными способами уплаты налога являются:

    • уплата налога по декларации (на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах - налоговую декларацию);
    • уплата налога у источника дохода (моменту получения дохода предшествует момент уплаты налога; это как бы автоматическое удержание, безналичный способ);
    • кадастровый способ уплаты налога (налог взимается на основании внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества ; в этом случае устанавливаются фиксированные сроки взноса налогового платежа);

    з) сроки уплаты налогов и сборов . Согласно ст. 57 НК они устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно было совершено.

    Факультативные элементы налогообложения . Они представлены налоговыми льготами. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы используются для сокращения размера налогового обязательства юридических и физических лиц; для отсрочки или рассрочки платежа. Налоговые льготы делятся на три вида:

    а) изъятия - налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения;

    б) скидки - льготы, сокращающие налоговую базу;

    д) налоговый оклад - сумма, вносимая плательщиком в государственную казну по одному налогу.

    Классификация налогов . Группировка налогов по методам их установления и взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения и т.д. представляет собой классификацию налогов. Она может быть проведена по следующим критериям.

    1. По способу взимания выделяют:

    а) прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются:

    • реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);
    • личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода с учетом фактической платежеспособности налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);

    б) косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг.

    Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товаров, работы, услуги. В свою очередь, косвенные налоги подразделяются:

    • на косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строю определенные группы товаров (например, акцизы);
    • косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы, услуги (например, НДС);
    • фискальные монополии , распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;
    • таможенные пошлины , которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).

    2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, различают:

    а) федеральные (общегосударственные) налоги, которые определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории;
    б) региональные налоги, которые устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;
    в) местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти.

    3. По целевой направленности введения налогов различают:

    а) абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом;
    б) целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов.

    4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика налоги подразделяются:

    а) на взимаемые с физических лиц (например, налог на доходы физических лиц);
    б) взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);
    в) смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

    5. В зависимости от метода налогообложения выделяют:

    а) равные налоги, характеризующиеся одинаковой суммой налога для каждого налогоплательщика;
    б) пропорциональные налоги, взимаемые по единой ставке при любом размере дохода;
    в) прогрессивные налоги, характеризующиеся повышением ставки с увеличением базы налогообложения;
    г) регрессивные налоги, ставка которых уменьшается с ростом величины объекта налогообложения.

    6. В зависимости от налоговой базы налоги можно подразделить:

    а) на совокупные налоги, которые взимаются, например, с имущества одного налогоплательщика (налог на имущество предприятия);
    б) частичные налоги - они применяются по отношению к отдельному виду имущества (например, к земле);
    в) брутто-налоги, т.е. налоги, при исчислении которых исходят из актива баланса предприятия, включая и заемные средства;
    г) нетто-налоги (чистые налоги) - они взимаются с разницы между всем имуществом и привлеченными средствами.

    7. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, выделяют налоги:

    а) закрепленные, которые целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);
    б) регулирующие, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций).

    8. По порядку введения налоги делятся:

    а) на общеобязательные, взимаемые на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают (налог на доходы физических лиц);
    б) факультативные, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание находятся в компетенции региональных и местных органов власти (лицензионные сборы).

    Налоговая политика и налоговая система . Совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке, представляет собой налоговую систему страны. Установленная НК налоговая система России приведена на рис. 18.4. Оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой - не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Достижению этой цели во многом способствует налоговая политика, представляющая собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны.

    Основными направлениями налоговой политики в современной России являются:

    1. Создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
    2. Стимулирование инновационной активности налогоплательщиков, поддержка инноваций и модернизации экономики .
    3. Внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по направлениям налогового стимулирования инновационной деятельности .
    4. Создание условий для добычи полезных ископаемых на континентальном шельфе и в особых экономических зонах Российской Федерации.
    5. Регулярное проведение анализа стимулирующих налоговых льгот (корректировка тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование , временное освобождение от уплаты налога на имущество организаций энергоэффективного оборудования, совершенствование налогообложения организаций социально значимых сфер и т.д.).
    6. Формирование электронных баз данных, содержащих необходимые сведения для исчисления и уплаты налогов, развитие онлайновых способов взаимодействия с налогоплательщиками, интеграция соответствующих систем с целью оплаты налоговых платежей.

    Функция налога -- это способ выражения сущностных свойств налога. Функция показывает, как реализуется общественное назначение данной экономической категории, как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

    Важнейшие функции налогов - фискальная (распределительная) и регулирующая. Наряду с основными в качестве самостоятельной функции налогов можно выдвинуть социальную.

    Фискальная (распределительная) функция налогов

    Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.). В рамках фискальной функции реализуются экономические отношения между налогоплательщиками и органами власти, обеспечивающие движение потока финансовых ресурсов от экономических агентов к государству.

    Контрольная функция

    Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

    Регулирующая функция налогов

    Данная функция призвана решать посредством налоговых механизмов те или иные задачи налоговой политики государства, а также предполагает влияние системы налогообложения на экономические процессы и тенденции, происходящие в обществе. Посредством налогового механизма (налоговых ставок, системы льгот, отсрочек уплаты налогов и форм предоставления налогового кредита и т. п.) государство может регулировать инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимательскую активность физических лиц и т. д.

    Регулирующая функция, таким образом, проявляется в процессе воздействия налоговых отношений на макроэкономические пропорции и поведение хозяйствующих субъектов. Эта функция реализует не только экономические отношения, выражающие иерархическую подчиненность (власть -- плательщик), но и отношения экономических агентов между собой.

    С распределительной и регулирующей функциями налога тесно связана его социальная функция.

    Социальная функция затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством:

    • - использования прогрессивной шкалы налогообложения;
    • - применения налоговых скидок (например, с доходов граждан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья);
    • - введения акцизов на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия);
    • - введения в структуру налоговой системы ряда отчислений, направляемых во внебюджетные государственные социальные фонды и т. п.

    Распределительная и перераспределительная - При помощи налога распределяет и перераспределяет национальный доход. Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные.

    Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

    Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, отчисления в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы и лесной доход. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность.

    Все налоги содержат следующие элементы:

    • - объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению;
    • - субъект налога - это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;
    • - источник налога - т.е. доход, из которого выплачивается налог;
    • - ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;
    • - налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

    Наиболее существенное значение для современной теории и практики налогообложения имеют следующие основные формы классификации налогов: 1) по способу взимания налогов; 2) по органу, который устанавливает налоги; 3) по целевой направленности введения налога; 4) по субъекту-налогоплательщику; 5) по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж; 6) по порядку ведения бухучета.

    • 1. По способу взимания налоги классифицируются следующим образом:
      • а) прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика;
      • б) косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара (работы, услуги);
      • в) пошлины и сборы (например, госпошлина и т. п.).

    Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами -- совокупность доходов или имущество налогоплательщика. Группу прямых реальных налогов образуют поземельный, промысловый налоги, налоги на доходы от денежных капиталов, налог на ценные бумаги. В группу прямых личных доходов включают налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) акционерных обществ (корпорационный налог), налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог. К личным налогам относятся также налоги с наследуемого и даруемого имущества.

    Косвенными налогами являются акцизы, государственные фискальные монополии, налоги с оборота, налог с продаж, НДС, таможенные пошлины и таможенные сборы. Понятие «акцизы» может иметь как расширенное, так и узкое толкование. В группу акцизов могут включаться все виды налогов на товары и услуги (расширенное толкование). В этом случае акцизами называют не только налоги на определенные товары и услуги, но и НДС (универсальный акциз), налог с продаж и импортные пошлины. Иногда таможенные импортные пошлины не включают в акцизы, иногда налог с продаж выделяют в особую группу. Узкое толкование термина «акцизы» предусматривает отнесение к данной группе лишь налогов, взимаемых в виде надбавок к ценам или тарифам на отдельные конкретные товары и услуги. При расширенной трактовке эту группу налогов обычно называют индивидуальными акцизами. НДС нередко рассматривают как разновидность налога с оборота и объединяют эти два налога в одну группу, противопоставляя им индивидуальные акцизы.

    В разряд пошлин и сборов включаются все остальные налоги, не попавшие в два первых разряда.

    • 2. В зависимости от органа, устанавливающего налоги (по уровню управления):
      • а) федеральные налоги, элементы которых определяются федеральным законодательством и которые являются едиными на всей территории страны. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. Эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование водных биологических) ;
      • б) региональные налоги устанавливаются законодательными органами субъектов Федерации и являются обязательными на территории данного субъекта (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог) ;
      • в) местные налоги вводятся в соответствии с НК РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Они вступают в действие после решения, принятого на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов (земельный налог, налог на рекламу, налог на имущество физических лиц).

    Кроме перечисленных налогов и сборов на территории РФ в соответствии с главой 26.1 - 26.4 НК установлены также специальные налоговые режимы. Специальные налоговые режимы - это особый порядок налогообложения и особый вид федерального налога, переход на исчисление и уплату которых освобождает от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

    По целевой направленности введения налогов:

    • а) общие налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, НДС);
    • б) целевые (специальные) налоги и отчисления, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для такого рода платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

    По субъекту-налогоплательщику:

    • а) налоги, взимаемые с физических лиц (например, налог на доходы физических лиц);
    • б) налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);
    • в) смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

    По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж:

    • а) закрепленные налоги, которые непосредственно и цели­ком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);
    • б) регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций).
    • 6. По характеру бухгалтерского учета налоги:
      • а) включаемые в себестоимость или цену продукции;
      • б) уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли;
      • в) удерживаемые из доходов работника.

    Вывод: Согласно социальной функции, граждане, получающие большие доходы, должны платить в бюджет большие суммы налогов и наоборот. Полная реализация всех функций налогообложения обеспечивает эффективность финансово-бюджетных отношений и налоговой политики государства. Данная форма классификации налогов, иначе именуемая как статусная классификация налогов, получила широкое распространение. Она основана на критерии многоуровневости бюджетных систем многих стран. Статусная классификация налогов и сборов применяется и в РФ.

    Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль. Рассмотрим основные понятия и характеристики налоговой системы РФ.

    Основным видом платежей, формирующих доходы бюджета являются налоги.

    Налоги - обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Сборы - обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Пошлины - вид налогов на потребление. Взимаются только с тех юридических и физических лиц, которые вступают в специфические отношения с государством или между собой (сделки, регистрация, заключение договоров об аренде, совершение нотариальных сделок и т.д.).

    Основными отличительными признаками налогов, как экономической категории являются:

    1. Императивность, т.е. предписание налогоплательщику со стороны государства, требование обязательности налогового платежа.

    2. Смена собственника. Через налоги доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной или муниципальной, образуя бюджетный фонд.

    3. Безвозвратность. Т.е налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются определенному плательщику.

    4. Безвозмездность. Уплата налогов не дает плательщику материальных, хозяйственных или иных прав.

    5. Денежная форма. Налоги уплачиваются только в денежной форме.

    Сущность и внутреннее содержание налогов проявляется в их функциях. Различают следующие функции налогов:

    1. Фискальная функция.

    Фискальная функция реализует основное предназначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, бюджетных доходов. Эта функция означает изъятие части вновь созданной стоимости у субъектов экономической деятельности в пользу государства для последующего распределения.

    2. Стимулирующая или регулирующая функция.

    Она используется для стимулирующего воздействия на экономику и означает, что государство посредством финансовой политики влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платежеспособного спроса. Регулирующая функция реализуется через различные льготы, в том числе инвестиционные и социальные для стимулирования развития отдельных отраслей экономики.

    3. Контрольная функция.

    Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.


    3. Распределительная функция.

    Она является необходимым дополнением контрольной функции налогово-финансовых отношений, поскольку последняя проявляется лишь в условиях действия распределительной функции налогов.

    Система налогов - это совокупность налогов и их элементов. К элементам налогов относятся:

    Субъект налогообложения (налогоплательщик)- это лицо, которое должно уплачивать налог за счет собственных средств.

    Объект налогообложения- это те действия, которые обуславливают обязанность платить налог. Это оборот по реализации товаров, работ, услуг; ввоз товаров на территорию России, владение имуществом, совершение сделки купли- продажи и т.д.

    Предмет налогообложения- сами товары, имущество, земля, доходы.

    Налоговая льгота- уменьшение ставки налогов из- за специфических условий хозяйствования конкретного налогоплательщика или выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, производителей продуктов детского питания).

    Налоговый кредит- это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или суммы налога.

    Налоговые каникулы- полное освобождение от уплаты налога на определенное время.

    Единица налогообложения- это единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы.

    Налоговая ставка- это размер налога на единицу налогообложения.

    Метод налогообложения- порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налогооблагаемой базы.

    По динамике налоговых ставок различают следующие виды налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное, регрессивное.

    Налоги классифицируются по следующим признакам:

    1. По способу взимания:

    Прямые налоги- непосредственное изъятие части дохода налогоплательщика (налог на прибыль, подоходный налог с коммерческих банков и др.);

    Косвенные налоги - это налоги, включаемые в цену товаров и услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

    2. По видам налогоплательщиков (субъекту уплаты):

    Налоги с юридических лиц;

    Налоги с физических лиц.

    3. По объекту обложения- на налоги:

    С дохода;

    С имущества (налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц и др.);

    Рентные (ресурсные);

    За выполнение определенных действий;

    На ввоз и вывоз товаров через таможенную границу (импортные и экспортные тарифы).

    4. По периодичности взимания- налоги:

    Регулярные;

    Нерегулярные.

    5. По характеру использования:

    Общие, поступающие в бюджеты разных уровней;

    Целевые, поступающие во внебюджетные фонды.

    6. По уровню бюджетной системы:

    Федеральные;

    Региональные;


    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ИНСТИТУТ НЕПРЫРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    КАФЕДРА: «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    НА ТЕМУ: «ФУНКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ»

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»

    Выполнила:

    Студентка

    заочного отделения

    гр.341 1 ПЗА Д.А.Красноперова

    Проверил:

    Преподаватель М.Р. Галиахметов

    Ижевск, 2010

    Введение ___________________________________________________ 3

    Глава 1. Сущность, функции и принципы налогов ______________ 5-10

    Глава 2. Классификация налогов ____________________________ 11-34

    2.1. Федеральные налоги ____________________________________ 14

    2.2. Региональные налоги ___________________________________ 27

    2.3. Местные налоги _______________________________________ 31

    Заключение ________________________________________________ 35

    Список использованной литературы ___________________________ 38

    Введение

    Налоги - это одно из древнейших изобретений человечества. Налогообложение появилось вместе с государством, и использовалось государством и властью как основной источник средств для содержания органов власти и материального обеспечения ими своих функций. Главное назначение налогов как источника средств, которые обеспечивают функционирование государства, сохранилось и сегодня, хотя и роль налогов стала менее значительной.

    На современном этапе государства для пополнения своей казны используются и другие виды поступлений и платежей, но первое место среди них по своему значению и объему занимают налоги.
    Важнейшей задачей экономики России на современном этапе является превращение ее в конкурентоспособное хозяйство, активно участвующее в мировом экономическом разделении труда.

    На протяжении десятка последних лет налоговая система России постоянно подвергалась изменениям, а законодательные органы Правительства России и ее субъектов пытались выработать такую законодательную базу налогообложения, которая с одной стороны позволила развиваться экономике и бизнесу, с другой стороны позволила государству и органам местного самоуправления получать в свои бюджеты значительные суммы. В начале 90-х годов в России бушевала буря «местных законодательных суверенитетов», в результате которых региональные элиты позволяли себе принятие законов, в том числе и налоговых, не только не противоречащих федеральному законодательству, но и ущемляющих предприятия и бизнес структуры в угоду собственных интересов. На смену этого пришел государственный подход к законотворчеству и налоговой политике. Но в то же время, до сих пор не может вступить в силу законодательство о местном самоуправлении по причине несогласованности по передачи части федеральных налогов в местные органы власти, так как упирается государство и упираются местные власти. Но решение этой проблемы все равно будет найдено. А что касается игорного бизнеса, то со стороны отдельных муниципальных органов даже звучали призывы об отмене переноса игорного бизнеса в резервации. Тут возникал вопрос, это борьба за налоговые поступления или же личный интерес.
    В связи с этим изучение в настоящее время различных видов и характеристик налогов и сборов приобретает особую актуальность.

    Ее изучению и посвящена данная курсовая работа.

    Поэтому целью данного исследования является анализ и изучение особенностей и характеристики налогов.

    Указанная цель определила следующие задачи исследования :

    1. раскрыть историческую сущность налогов;

    2. раскрыть функции налогов;

    3. подробно рассмотреть и проанализировать виды налогов.

    Объектом данного исследования выступает сам налог.
    Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

    Теоритико-методологическую основу данного исследования составляет Налоговый кодекс Российской Федерации.

    Поставленные в данной работе задачи исследования объясняют структуру данной курсовой работы, которая включает в себя:

    Введение;

    Основную часть, состоящую из двух глав (1 глава, раскрывает такие понятия как сущность, функции и принципы налогов. 2 глава дает полную характеристику видов налога: федеральные, региональные и местные);

    Заключение;

    Список использованной литературы.

    ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВ

    Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Доходы государства представляют собой совокупность средств, находящихся в собственности государства и создающих материальную базу для выполнения его функций, то есть функционирование государства предполагает объективную необходимость существования налогов.

    В связи с этим о налоге можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, неотъемлемой её части. Социально-экономическая сущность, функции и роль налогов определяются природой и задачами государства, развитием товарно-денежных отношений и условиями производства.

    В современных условиях развитие общественного производства должно обеспечиваться с помощью экономических методов посредством таких рычагов, как налоги, займы, государственные расходы и т.д. Именно с этих позиций следует рассматривать социально-экономическую природу налогов, их место и роль в воспроизводственном процессе.

    Анализ сущности налога как экономической категории основывается на исследовании закономерностей расширенного воспроизводства и его отдельных фаз.

    Сущность налога как объективной экономической категории необходимо определять не только для научной деятельности, но и для практической, так как содержание категории и ее формы должны опираться на объективнее базисные условия развития общества. Налоги, обладая своей внутренней логикой, используются государством для достижения конкретных целей. Главная проблема состоит в том, чтобы использование налогов в качестве инструмента государственной политики не вступало в противоречие с природой налогов. Объективные и субъективные стороны налога - это единство противоречий базиса и надстройки, которые разрешаются созданием адекватных базису налоговых отношений.

    В первой части Налогового кодекса Российской Федерации дано определение налога, согласно которому "под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".

    Налог представляет собой сложное, многогранное социально-экономическое явление, рассматриваемое с различных категориальных позиций. Поэтому налог является комплексной категорией. Так, если рассматривать налог как философскую категорию, то это наше мышление о налоге как общественно необходимом благе или зле, или воспринимать его как необходимые повинности трудоспособной части населения для обеспечения общественных потребностей. Если, как экономико-стоимостная категория, то это система денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации денежных средства в централизованный фонд государства. В силу того, что налог является частью финансов, можно определить его как финансово-перераспределительную категорию, связанную с формированием финансовых ресурсов на стадии распределения и перераспределения валового внутреннего продукта.

    С точки зрения правовой природы налог - это система правовых отношений налогоплательщика с государством на основе законности, принуждения, безвозмездности.

    Таким образом, налог представляет собой важнейшую финансовую форму реализации государством своего экономического права на получение части созданного в обществе чистого дохода для выполнения политических, экономических и социальных задач.

    Более полно сущность налогов раскрывается в их функциях.

    Функция - это способ выражения категории в рамках тех экономических отношений, которые составляют содержание этой категории.

    В современной системе налогообложения налоги выполняют следующие функции:

    Распределительную (социальную);

    Фискальную;

    Регулирующую;

    Контрольную;

    Поощрительную.

    Главная функция налогов - это распределительная или социальная функция , которая выражает сущность налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений. C тех пор - как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у данной функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании и возникли следующие подфункции:

    1. стимулирующая;

    2. дестимулирующая;

    3. воспроизводственная.

    Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, предпочтений, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и т.д.

    Дестимулирующая подфункция налогов направлена, наоборот, на торможение развития каких-либо экономических процессов, например, путем реализации государством протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных налоговых ставок, установление налога на вывоз капитала, повышенных налоговых пошлин, налога на имущество и т.д.

    Подфункция воспроизводственного назначения несет в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность.

    Из основного назначения налога как инструмента обеспечения государства денежными средствами для выполнения своих задач вытекает другая функция налогов - фискальная . Эта функция считается основной, характерной для всех государств во все периоды существования. Именно она отражает причины возникновения налогов, с ее помощью реализуется качественная определенность налогов, их общественное назначение как источника средств, обеспечивающих функционирование государства.

    Фискальная функция в процессе естественного развития закономерно порождает объективную возможность для вмешательства государства в перераспределительные процессы, влияющие на экономические отношения в обществе. Объективный характер существования фискальной функции создает условия и возможности ее реализации в налоговой политике, то есть воздействия налога на воспроизводственный процесс.

    Регулирующая функция налогов означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают влияние на процессы, протекающие в хозяйственной жизни страны, в том числе уровень и динамику потребления, сбережения, накопления, инвестиции и структурные изменения.

    Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивают установленные законодательством налоги.

    Сущность любой экономической категории раскрывается посредством ее функций. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

    Конкретная формулировка функций налогов вытекает из самого понятия налогов. В числе налоговых функций обычно выделяются: фискальная, стимулирующая, распределительная, регулирующая, контрольная.

    Фискальная функция налогов проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности.

    Фискальная функция налогов отражает форму принудительного лишения принадлежащей юридическому или физическому лицу собственности в форме капитала или заработка и может рассматриваться как своеобразный вид эксплуатации со стороны государства.

    Для этой функции характерно лишь одно свойство: максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доходы государственного бюджета, что позволяет бесперебойно обеспечивать его расходы.

    Сформированные преимущественно налоговым методом бюджетные ресурсы предназначены для развития непроизводственной сферы, обеспечения потребностей науки, здравоохранения, культуры и других общественных потребностей. Разумное целевое использование бюджетных ресурсов стимулирует общественный прогресс.

    Отсюда следует, что налоговые отношения включают стимулирующую функцию, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

    Существуют следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты в форме отсрочки взимания налогов; прочие налоговые льготы.

    Преференции могут устанавливаться в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.

    Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется соответствующим договором между хозяйствующим субъектом и налоговым органом.

    Целевая налоговая льгота в отличие от инвестиционного кредита может предоставляться любому хозяйствующему субъекту органами власти на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговых поступлений в бюджет.

    Для стимулирующей функции характерно стимулирование социально-экономической деятельности налогоплательщика, приоритетных для государства направлений. Стимулирующее воздействие оказывается возможным через введение различных видов налоговых льгот и преференций. Никакая другая функция налогов непосредственно стимулирующими свойствами не обладает.

    Из сущности налогов вытекает и распределительная, а точнее перераспределительная, функция. Она обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода. При этом одна его часть направляется на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другая часть - в централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений.

    Через налоги реализуется главное их общественное назначение - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций государства (политических, оборонных, внешнеэкономических, социальных, природоохранных и др.).

    Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает государство в крупнейший экономический субъект. Распределительная функция налогов носит объективный характер, как и объективно само существование и функционирование государства. Она возникла вместе с появлением государства, которому требуются средства для выполнения своих функций.

    Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Изначально распределительная функция налогов носила сугубо фискальный характер, но с развитием государства, развитием экономики в стране у этой функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм.

    Сегодня регулирующие возможности налогов настолько велики, что их можно рассматривать как проявление регулирующей функции налогов. Налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость регулирования экономических процессов порождена функциями государства по регулированию экономики. Экономические функции государства усложняются и получают развитие в рыночных условиях, предполагающих свободу хозяйствующих субъектов, расширение их прав, рост самостоятельности и одновременно ответственности за результаты производства.

    Регулирующая функция неотделима от других функций налогов. Расширение налогового метода изъятия и мобилизации государством части дохода хозяйствующих субъектов происходит при постоянном соприкосновении всех функций в процессе производства. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений .

    Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам. Для организации рационального управления налогообложением она имеет большое значение. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия - на прямые и косвенные. В теории и практике налогообложения существуют и другие не менее важные классификационные признаки. Эти признаки универсальны, а подведение под них тех или иных видов налогов и сборов зависит от состояния общественно-экономических отношений в стране.

    Состав налогов налоговой системы Беларуси можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др. Классификацию налогов Беларуси по основным классификационным признакам можно представить следующим образом(рисунок 1.1,1.2).

    Рисунок 1.1 - Классификационный состав налогов по признакам

    Рисунок 1.2 - Классификационный состав налогов по признакам

    Данная классификация необходима как для составления налоговых расчетов, составления отчетности с использованием машинной обработки данных, так и для проведения научно-практических исследований. Пользуясь такой классификацией можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюджетам, по отношению к финансовому состоянию, как налогоплательщиков, так и государства.

    Классификация налогов по определенным признакам является значительным вкладом в систематизацию учета налогов и налоговых групп и на этой основе введение для налогоплательщиков классификационных кодификаторов и идентификационных номеров.

    Классифицирую налоги по различным признакам, следует отметить, что по характеру взаимоотношений между государством и субъектами налогов, т. е. по способу изъятия, различают прямые и косвенные налоги.

    Прямые налоги - это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Прямые налоги делятся на реальные и личные. Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги. Личные налоги - это налоги, взимаемые с доходов и имущества налогоплательщиков. В мировой практике налогообложения они представлены следующими видами: подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и др.

    Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. Основными видами косвенных налогов являются акцизы,и государственные фискальные монополии, таможенные пошлины и т.п.

    В настоящее время акцизы делятся на индивидуальные (обложение по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и универсальные (универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота). Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налог на добавленную стоимость.

    Государственные фискальные монополии делятся на полные и частичные, в зависимости от полной или частичной монополии государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртных напитков, табачных изделий, соли, спичек, пива) с целью увеличения за этот счет доходов государственного бюджета.

    Самую сложную структуру имеют таможенные пошлины. Они классифицируются по различным признакам. Наиболее распространенной является классификация по следующим четырем признакам:

    По происхождению: внутренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные);

    По целям взимания: фискальные, протекционные, сверх-протекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические;

    По характеру взимания (по ставкам): специфические, адвалорные (взимаемые в процентном отношении к таможенной стоимости товара) и кумулятивные (смешанные) таможенные пошлины;

    По характеру отношений: конвенционные и автономные.

    Конвенционная пошлина представляет собой платеж помеждународному договору, устанавливающий принципы таможенного режима присоединившихся к конвенции стран с общими правилами осуществления таможенного контроля и взимания таможенных пошлин.

    Автономная пошлина - вид таможенного тарифа, которыйот договорного тарифа.

    Таможенные пошлины бывают возвратные и дифференциальные.

    Таможенная пошлина возвратная - сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату при вывозе продукции, полученной в результате переработки ввезенного товара; применяется как способ повышения конкурентоспособности.

    Таможенная пошлина дифференциальная - вид пошлины, предусматривающий различные ставки на один и тот же товар, например, импортируемый из разных стран либо экспортируемый в разное время года.

    Одним из классификационных признаков налогов являетсяих деление на общие и специальные (целевые).

    Общие налоги - налоги, которые обезличиваются и поступают в единую кассу государств. Они предназначены для общегосударственных мероприятий.

    Специальные целевые налоги - налоги, которые имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.). Такое деление сложилось исторически, когда не существовало бюджета, а функционировали различные фонды, счета и действовали преимущественно целевые налоги.

    В зависимости от органа, взимающего налог и в распоряжении которого он поступает, налоги классифицируются следующим образом:

    Поскольку в унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит, как правило, из двух основных звеньев - республиканского бюджета и местных бюджетов - существуют государственные налоги, устанавливаемые верховной властью, взимаемые на основе государственного законодательства и поступающие в госбюджет, и местные налоги, взимаемые местными органами самоуправления на соответствующей территории и поступающие в местные бюджеты.

    Такая бюджетная система функционирует во Франции, Италии, Японии, где имеются центральный и местные бюджеты. Аналогичным является бюджетное устройство и в Республике Беларусь;

    В федеральных государствах бюджетная система состоит из трех основных звеньев. В США, например, есть федеральный бюджет, бюджеты штатов (членов федерации) и местные бюджеты. Аналогичная бюджетная система в Германии, где членами федерации являются земли, имеющие бюджеты земель. В России существует также трехзвенное бюджетное устройство: федеральный бюджет, региональные бюджеты (центральные бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты.на федеральные налоги, налоги субъектов федерации, местные налоги.

    В последние годы появился особый вид межгосударственных налогов. В Европейском сообществе действует единый налог на импортную продукцию (из третьих стран) сельскохозяйственного производства, средства которого поступают в бюджет этого сообщества.

    Возможно появление особых видов межгосударственныхналогов в рамках СНГ для финансирования совместных межгосударственных программ.

    Классификация налогов по классификационному признаку, отражающему полноту прав использования налоговых сумм, различает налоги в качестве закрепленных и регулирующих.

    Закрепленные налоги - налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены.

    Регулирующие налоги - налоги, используемые для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год.

    Классификация налогов может быть осуществлена и в зависимости от трех способов налогоизъятия:

    1) кадастровый. Предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога. Так, для поземельного налога в зарубежных странах действует земельный кадастр, при составлении которого типичные участки земли группируются в зависимости от качества, местоположения, использования. Для каждой группы устанавливается средняя доходность на единицу площади за ряд лет, остальные земельные участки приравниваются к той или иной категории, для которой установлена ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры устанавливаются государственными органами.

    На таких же принципах построен и используется для исчисления налога на землю земельный кадастр в Беларуси. В нем представлен систематизированный свод, перечень сведений, данных о земле как средстве производства, о земельных угодьях, а также приводится описание земельных угодий, участков, указывается их площадь и место расположения, конфигурация, качество, оценка стоимости. Однако такой подход к составлению земельного кадастра имеет определенные недостатки. Во-первых, его составление требует длительного времени, во-вторых, данные кадастровых оценок быстро устаревают вследствие изменения ценности земли и инфляции. В прошлом кадастры широко использовались для переписи лиц при обложении подушным налогом.

    2) декларационный. Предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления - декларации о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления оклада налога. Этот способ учитывает недостатки предыдущего, но создает условия для уклонения от уплаты налога, поскольку контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.

    3) административный. Предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который выплачивает налог. Таким путем взимаются подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность от его уклонения. Сумма изъятого налога переводится сборщиком-предприятием сразу в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы.

    Применяются следующие методы уплаты налога:

    Наличный платеж, когда плательщик вносит в государства определенную сумму денег в наличной форме;

    Безналичный платеж, когда происходит перечисление через банк со счета клиента на счет бюджета;

    Гербовыми марками, т.е. с помощью покупки плательщиком специальных марок и наклеивания их на официальный документ, после чего документ имеет законную силу .

    Таким образом, сущность налогов как экономической категории проявляется в их функциях. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов юридических и физических лиц.

    Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам. Она важна для организации рационального управления налогообложением. Группирование налогов необходимо как для упрощения налоговых расчетов, составления отчетности с использованием машинной обработки данных, так и для проведения научно-практических исследований.

    Пользуясь классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому и местным бюджетам, к финансовому состоянию, как налогоплательщиков, так и государства. Это облегчает систематизацию учета налогов и налоговых групп, введение на этой основе классификационных кодификаторов и идентификационных номеров налогоплательщиков.