Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Счет 210 05 код вида поступлений. Типовые проводки по бюджетному учету (примеры). Уточнения в отражении отдельных операций

Для организаций госсектора экономики в планах счетов есть группа 0 210 00 000 для отражения прочих расчетов с дебиторами. Мы рассказываем о назначении и порядке применения каждого счета из этой группы, приводим примеры корректных проводок.

Про счет 210 когда его закрывать и как

В бухучете госучреждений на счетах группы 0 210 00 000 отражаются операции по расчетам с дебиторами, для которых не предусмотрены проводки по другим счетам. Допускается в пределах, установленных законодательством, в учетной политике детализировать счета группы, добавляя дополнительные аналитические коды. Аналитический учет ведется в карточке ф.0504051 по каждому счету в разрезе дебиторов. Все операции ежемесячно отражаются в журнале ф.0504071 по прочим операциям.

По окончании финансового года все имеющиеся остатки по счету 0 210 00 000 закрываются на финансовый результат прошлых периодов. Заключительные операции отражаются в справках по заключению счетов бюджетного и бухгалтерского учета ф.0503110 (приказ Минфина 191н) и ф.0503710 (приказ Минфина 33н), входящих в состав годовой отчетности.

210 02 «Расчеты по поступлениям в бюджет с финансовыми органами»

Перевод средств в бюджет на единый счет доходов может осуществлять только субъект учета, имеющий правовой статус администратора доходов. В соответствии со ст.6 БК РФ таким статусом наделяются:

  • органы государственной власти;
  • органы местного самоуправления;
  • органы управления внебюджетными фондами;
  • Центробанк РФ;
  • казенные учреждения.

Перечисленные организации имеют право отражать расчеты с финорганом по б/сч. 0 210 02 000. В рабочем плане бюджетных и автономных учреждений этого счета быть не должно. Статус администратора присваивается подведомственному учреждению приказом ГРБС, в котором обязательно оговариваются допустимые КБК доходов.

Пример. ФСИН России разрешил входящим в его состав центрам госсаннадзора (ЦГСН) администрировать поступление штрафов за нарушение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия по КБК 32011628000010000140. В этом случае при поступлении платежа от нарушителя в бухгалтерии учреждения выполняются следующие проводки.

КОСГУ к счету 0 209 45 зависит от типа контрагента. Если штраф платило физлицо, сумма относится на подстатью 567.

Если в учреждение поступает сумма, подлежащая зачислению в бюджет по КБК, не указанному в приказе на присвоение статуса администратора, платеж зачисляется на счет 0 303 05 000, а затем извещением через счет 0 304 04 000 передается ГРБС, который отражает его у себя на б/сч. 0 202 02 000. В Инструкциях 157н и 162н в редакциях от 31.03.2018 года добавлены счета для отражения расчетов с финорганом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет:

  • за год, предшествующий отчетному – 0 210 82 000;
  • за прошлые годы – 0 210 92 000.

210 03 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам»

Порядок обеспечения наличными деньгами организаций, имеющих лицевые счета в территориальных органах ФК, установлен приказом Казначейства РФ от 30.06.2014 года № 10. В нем предусмотрен временной разрыв в 1 рабочий день между датами направления заявки на кассовый расход и поступления наличных в кассу. Средства, внесенные по объявлению на восстановление кассовых расходов или в качестве выручки, зачисляются и отражаются в выписке тоже только на следующий день после сдачи в кассу банка, с которым у ФК заключен договор на обслуживание.

В эти дни выбывшие с лицевого счета или из кассы средства учитываются на счете 0 210 03 000. Проводки приведены в таблице.

Примечание

Списаны деньги с лицевого счета на основании заявки на кассовый расход:

В казенном учреждении;

Оприходованы полученные деньги в кассу на следующий рабочий день.

Сданы деньги в банк по объявлению на взнос наличными.

Зачисление на лицевой счет:

В казенном учреждении;

В бюджетной или автономной организации.

Проводки актуальны только при работе с лицевым счетом, если автономное учреждение снимает или вносит наличные на расчетный счет в кредитной организации, б/сч 0 210 03 000 не используется.

210 04 «Расчеты по поступлениям с органами казначейства»

Б/сч. 0 210 04 000 используется только в бухучете казенных учреждений, обладающих полномочиями администратора доходов по определенным КБК. Отражаются на нем поступившие в Казначейство доходы, распределенные к зачислению в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Если эти средства на отчетную дату не зачислены и находятся в ФК, учреждение из территориального органа казначейства получает справку об оставшихся суммах по форме 0531468. В последний день отчетного периода нужно выполнить проводки, приведенные в таблице.

На конец финансового года отличные от нуля остатки по б/сч. 0 210 04 000 не допускаются.

210 05 «Расчеты с прочими дебиторами»

Федеральным законом 44-ФЗ от 05.04.2013 года установлены требования по обеспечению:

  • заявок на участие в конкурсах и аукционах;
  • исполнения госконтрактов.

Для учета обеспечений, перечисленных казенными, автономными и бюджетными учреждениями, предназначен счет 0 210 05 000.

Счет 0 210 05 000 используется для учета всех залоговых платежей и расчетов с дебиторами, для которых не предусмотрено других счетов. В редакции от 30.03.2018 года Инструкции 174н добавлены проводки по начислению доходов и расходов будущих периодов при передаче госучреждением имущества в безвозмездное срочное пользование (операционную аренду). В этой операции задействован счет 0 205 00 000.

210 06 «Расчеты с учредителем»

В соответствии со ст.298 ГК РФ бюджетные и автономные учреждения не должны распоряжаться по своему усмотрению недвижимым и особо ценным движимым имуществом (ОЦДИ), переданным им собственниками или приобретенным за счет выделенных собственниками средств. Порядок отнесения к категории ОЦДИ определен в Постановлении Правительства от 26.07.2010 года № 538. Имущество, в роли собственника которого выступает учредитель, учитывается на счете 0 206 06 000. В рабочем плане казенных организаций такого счета нет.

Из формулировки ст.298 ГК РФ следует, что на 0 206 06 000 нужно относить только имущество, числящееся по КФО 4. ТМЦ, приобретенными за счет приносящей доход деятельности (КФО 2), учреждение может распоряжаться самостоятельно. Поступление и выбытие недвижимости и ОЦДИ по КФО 4 оформляется следующими проводками.

Согласно письму Минфина от 18.09.2012 года № 02-06-07/3798, периодичность корректировки расчетов устанавливает учредитель, но производиться она должна не реже одного раза в год. Обо всех изменениях по счету 0 210 06 000 бюджетная или автономная организация должна направлять учредителю извещение.

210 10 «Расчеты по налоговым вычетам по НДС»

Обязанность по начислению и уплате НДС возникает:

  • у казенных, бюджетных и автономных учреждений при осуществлении операций по реализации ТМЦ;
  • у бюджетных и автономных организаций при выполнении работ и оказании услуг в рамках приносящей доход деятельности.

В этих случаях имеется право на налоговый вычет, для учета которого предназначены счета:

  • 0 210 11 000 – расчеты при получении авансов в счет последующих поставок ТМЦ или исполнения услуг;
  • 0 210 12 000 – расчеты при предъявлении НДС поставщиками ТМЦ и исполнителями услуг, а также при начислении и оплате организацией НДС в качестве налогового агента;
  • 0 210 13 000 – расчеты при принятии к вычету НДС с сумм предварительной оплаты.

Пример 1 . Бюджетное учреждение, занимающееся помимо выполнения госзадания приносящей доход деятельностью, получило предоплату, а затем, после подписания акта выполненных работ, окончательный расчет за оказанные услуги. В учете в отношении НДС должны быть выполнены бухгалтерские записи.

Пример 2 . Бюджетное учреждение приобретает материалы для оказания платных услуг с предварительной частичной оплатой.

Примечание

Перечислен аванс за материалы.

Выделен НДС с перечисленного аванса.

Стоимость материалов без НДС.

Выставлен НДС продавцом ТМЦ.

Принят к вычету НДС, указанный в счет-фактуре поставщика:

рассчитанный, исходя из суммы аванса

предъявленный при получении ТМЦ с зачетом начисленного на предоплату.

Внесены очередные поправки. Приказ вступил в силу 06.01.2018, в связи с чем все введенные новшества должны быть отражены в учете начиная с указанной даты. О том, что изменилось, расскажем в статье.

Изменения в Плане счетов бухгалтерского учета.

В соответствии с Приказом № 212н из бухгалтерского плана счетов удалены счета:

  • 0 204 51 000 «Активы в управляющих компаниях»;
  • 0 215 51 000 «Вложения в управляющие компании».

Изменено название счета 0 206 63 000. В силу новой редакции он именуется «Расчеты по авансам по пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления».

Кроме того, внесены уточнения в п. 2.1 Инструкции № 174н. Согласно новой редакции некоторые счета бюджетного учета формируются в ином порядке:

1) по счетам аналитического учета счета 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения» в 1 – 17-м разрядах номера счета отражаются нули;

2) по счетам аналитического учета счета 0 207 00 000 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)», отражающих сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам), в 15 – 17-м разрядах номера счета показывается аналитический код поступления, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 640 «Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам»;

3) по счетам аналитического учета счета 0 209 81 000 «Расчеты по недостачам денежных средств» в 1 – 17-м разрядах номера счета проставляются нули;

4) по счетам аналитического учета счета 0 210 05 000 «Расчеты с прочими дебиторами»:

  • в 1 – 4-м разрядах номера счета отражается код вида функции, услуги (работы) учреждения, по которой в целях обеспечения проведения конкурса по исполнению договоров на оказание услуг (работ) будет отражаться доход, получаемый учреждением в результате оказанного им вида услуги (работы),
  • в 5 – 17-м разрядах номера счета – аналитический код поступления, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 «Поступление на счета бюджетов»;

5) по счетам аналитического учета счета 0 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам», отражающих сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам), в 15 – 17-м разрядах номера счета показывается аналитический код выбытия, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 810 «Уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу»;

6) в 5 – 14-м разрядах номера счета аналитического учета счета 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» и по корреспондирующим с ним счетам счета 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» указываются нули.

Уточнения в отражении отдельных операций.

Операции по внутреннему перемещению нефинансовых активов. Приказом № 212н в п. 9, 16, 21 Инструкции № 174н внесены уточнения, касающиеся внутреннего перемещения основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов.

Так, в соответствии с п. 9 Инструкции № 174н внутреннее перемещение объектов основных средств между материально ответственными лицами в учреждении, а также при передаче имущества в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, на хранение отражается одновременно по дебету и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства».

Одновременно информация об объектах основных средств, находящихся в аренде, безвозмездном пользовании, доверительном управлении либо на хранении, отражается в структуре соответствующих групп (видов) нефинансовых активов на соответствующих забалансовых счетах рабочего плана счетов субъекта учета.

В силу новой редакции п. 16 Инструкции № 174н внутреннее перемещение объектов нематериальных активов, в том числе при предоставлении в пользование, доверительное управление, отражается записью:

  • Дебет счета 0 102 00 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов – иного движимого имущества учреждения»
  • Кредит счета 0 102 00 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов – иного движимого имущества учреждения»

Одновременно делается запись на соответствующих забалансовых счетах рабочего плана счетов субъекта учета нематериальных активов, предоставленных в пользование, доверительное управление.

Аналогичные записи по внутреннему перемещению объектов делаются по счету 0 103 00 000 «Непроизведенные активы» (см. п. 21 Инструкции № 174н).

Операции по передаче произведенных вложений в объекты нефинансовых активов в рамках расчетов между головным учреждением, обособленными подразделениями при передаче государственным и муниципальным организациям отражаются по дебету счетов 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты», 0 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» и кредиту счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» (норма введена в п. 53 Инструкции № 174н). Такая корреспонденция счетов б юджетного учета применяется при отражении операций по передаче фактических вложений в объект нефинансовых активов (в объеме произведенных затрат на его модернизацию, дооборудование, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) балансодержателю объекта, в отношении которого осуществлены (завершены) модернизация, дооборудование, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение в целях отнесения суммы указанных фактических вложений на формирование (увеличение) первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта.

Проводки в бюджетных учреждениях. Пример 1:

В декабре 2017 года бюджетное учреждение получило от учредителя объект незавершенного строительства стоимостью 435 600 800 руб. Учреждением самостоятельно были проведены завершающие работы по строительству объекта на сумму 2 525 000 руб. После приема выполненных работ здание было введено в эксплуатацию. Через месяц получены документы о государственной регистрации права оперативного управления на указанное здание.

Цифры в примере условные.

В учете делаются следующие проводки бюджетного учреждения:

Сумма, руб.

Отражена передача расходов на незавершенное строительство

Отражены расходы на строительство объекта

Введено в эксплуатацию здание

(435 600 800 + 2 525 000) руб.

Принято к учету нежилое здание по факту государственной регистрации прав на него

Одновременно отражено выбытие объекта с забалансового учета

Операции по учету финансовых вложений. Пункт 91 Инструкции № 174н дополнен абзацем следующего содержания. Операции по передаче финансовых вложений в доверительное управление отражаются внутренним перемещением по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 204 00 000 «Финансовые вложения». Одновременно информация об активах, находящихся в доверительном управлении, отражается на соответствующих счетах аналитического учета забалансового счета 40 «Активы в управляющих компаниях».

Операции по учету субсидий. Абзац 2 п. 93 Инструкции № 174н изложен в новой редакции. Из него следует, что начисление доходов в сумме увеличения в текущем финансовом году объема субсидии, предоставляемой на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания (при изменении условий соглашения по предоставлению указанной субсидии), отражается записью:

  • Дебет счета 4 205 31 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
  • Кредит счета 4 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг».

Обратите внимание:

В настоящее время Минфином подготовлен Приказ от 27.12.2017 № 255н (находится на регистрации в Минюсте), в соответствии с которым статья 130 КОСГУ детализирована подстатьями 131 – 136. В силу положений нового документа доходы от поступления субсидий на выполнение госзадания следует отражать по подстатье 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»; соответственно, в учете такие доходы будут отражаться по счету 0 401 10 131, а не 0 401 10 130.

Аналогичным текстом в отношении начисления доходов от полученных субсидий при изменении условий соглашения дополнен абз. 8 п. 150 Инструкции № 174н.

Кроме того, в п. 150 инструкции введен новый абзац. Так, начисление задолженности бюджетными учреждениями по возврату в доход бюджета остатков предоставленных бюджетным учреждениям субсидий на выполнение госзадания, образовавшихся в связи с недостижением установленных госзаданием показателей, характеризующих объем услуг (работ), на основании отчета о выполнении госзадания, представленного органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении бюджетных учреждений, отражается записью:

  • Дебет счета 4 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»
  • Кредит счета 4 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»

Пункт 158 Инструкции № 174н дополнен новым абзацем. Начисление доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания на основании соответствующих соглашений, заключенных с учредителем, отражается записью:

  • Дебет счета 4 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»
  • Кредит счета 4 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»

При наступлении даты предоставления субсидии на выполнение госзадания в соответствии с условиями соглашений, заключенных с учредителем, вне зависимости от факта ее перечисления на лицевой счет, признание доходов текущего периода ранее начисленных доходов будущих периодов в сумме субсидий отражается записью:

  • Дебет счета 4 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»
  • Кредит счета 4 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»

Заметим, что введенная в Инструкцию № 174н дополнительная корреспонденция счетов по учету субсидий, выделенных на выполнение госзадания, ранее была изложена в Письме Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436, в связи с чем она не является новшеством для бухгалтеров.

Проводки в бюджетных учреждениях.Пример 2:

Бюджетное учреждение 26.12.2017 заключило с учредителем соглашение о выделении учреждению суммы субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в 2018 году в размере 5 000 000 руб.

По установленному графику суммы субсидии поступают в учреждение в 2018 году ежеквартально равными долями по 1 250 000 руб.

Цифры в примере условные.

Сумма, руб.

Декабрь 2017 года

Начислены доходы на дату подписания соглашения о выделении субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания учредителя в 2017 году (26.12.2017)

Январь 2018 года

01.01.2018 сумма дохода, начисленного в форме субсидии, признана доходом текущего периода (операция отражается вне зависимости от факта поступления денежных средств на лицевой счет)

Поступили суммы субсидии на лицевой счет учреждения

Проводки в бюджетных учреждениях.Пример 3:

Между бюджетным учреждением и учредителем на 2017 год заключено соглашение о выделении учреждению субсидии в размере 5 млн руб. Учреждение израсходовало субсидию полностью, однако в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности в 2018 году был выявлен факт невыполнения госзадания по отдельным показателям.

Учредитель потребовал вернуть в бюджет средства в размере 500 000 руб. Поскольку сумма субсидии была потрачена в полном объеме, учреждение исполнило требование учредителя о возврате в бюджет денежных средств за счет средств, полученных им от осуществления приносящей доход деятельности.

Цифры в примере условные.

В учете делаются следующие проводки бюджетного учреждения:

Сумма, руб.

Начислен доход в сумме субсидии, выделенной на выполнение задания учредителя

Поступили денежные средства в форме субсидии (операция совершается на каждое перечисление денежных средств)

Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания

Отражено заимствование денежных средств по возврату части субсидии в связи с недостижением отдельных показателей

Перечислены остатки суммы субсидии в доход бюджета

Операции по учету доходов. Абзац 2 п. 94 Инструкции № 174н также претерпел изменения. В соответствии с новой редакцией поступление доходов в рублях на лицевой счет бюджетного учреждения отражается по дебету счета 0 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства» и кредиту счета 0 205 00 000 «Расчеты по доходам».

При этом дополнено, что одновременно в случае получения доходов от выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров) по государственным контрактам, исполнение которых осуществляется при казначейском обеспечении обязательств в форме казначейского аккредитива, на сумму исполненного обязательства получателя бюджетных средств по оплате выполненных работ (оказанных услуг, поставленных товаров) перед учреждением отражается уменьшение ранее принятого к учету казначейского обеспечения обязательств по забалансовому счету 10 «Обеспечение исполнения обязательств».

Абзац 5 п. 109 Инструкции № 174н изложен в новой редакции. Согласно изменениям суммы восстановленной задолженности неплатежеспособных дебиторов по выявленным недостачам, хищениям, потерям, иным доходам, ранее списанные на забалансовый учет, отражаются по дебету счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (в частности, добавлен счет 0 209 83 560) и кредиту счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами». Одновременно восстанавливается задолженность с забалансового счета 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов».

Операции по учету НДС. Внесены коррективы в абз. 8 п. 112 и абз. 2 п. 113 Инструкции № 174н.

В соответствии с новой редакцией восстановление суммы НДС, принятой к вычету по авансам (предварительным оплатам), перечисленным в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав отражается записью:

  • Дебет счета 0 210 13 560 «Увеличение дебиторской задолженности по НДС по авансам уплаченным»
  • Кредит счета 0 303 04 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость» (ранее был задействован счет 0 210 12 660)

Списание сумм НДС, принятых учреждением в качестве налогового вычета, в том числе по авансам, уплаченным учреждением, в порядке, предусмотренном налоговым законодательством РФ, отражается записью:

Дебет счета 0 303 04 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»

Кредит счетов 0 210 12 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам», 0 210 13 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по авансам уплаченным» (ранее данный счет в указанной корреспонденции не был использован)

Пример 4:

Бюджетное учреждение в рамках приносящей доход деятельности оказывает платные услуги, подлежащие обложению НДС. В месяце заключения договора (январь 2018 года) оно получило предоплату в сумме 180 000 руб. Общая сумма договора составляет 354 000 руб. (в том числе НДС (18%) –54 000 руб.). Срок исполнения договора – март 2018 года.

В целях оказания платных услуг в январе 2018 года был заключен договор с поставщиком на поставку материалов на сумму 35 400 руб. (в том числе НДС (18%) – 5 400 руб.). Предварительно по договору о поставке учреждение перечислило аванс в сумме 10 620 руб. (в том числе НДС (18%) – 1 620 руб.). Поставка материалов осуществлена в начале февраля 2018 года.

Цифры в примере условные.

В бухгалтерском учете учреждения сделаны следующие записи:

Сумма, руб.

Январь 2018 года

Поступила на лицевой счет предоплата в счет предстоящего заказа на оказание услуг

Начислен НДС с поступившей предоплаты

(180 000 руб. x 18/118)

Перечислен аванс поставщику за материалы

Начислена сумма НДС по перечисленному авансу

Февраль 2018 года

Приняты к учету материалы, закупленные у поставщиков

Отражены суммы НДС, предъявленные продавцом

Зачтен ранее перечисленный аванс

Произведен окончательный расчет с поставщиком

(35 400 - 10 620) руб.

Списана сумма НДС, выделенная ранее при перечислении поставщику аванса в счет предстоящей поставки материалов

Принята сумма НДС при поставке материала

Март 2018 года

Начислены доходы, полученные от оказания платных услуг

Начислен НДС

Принят к вычету НДС, выделенный ранее с полученной предоплаты

Перечислен НДС в бюджет

(27 458 + 1 620 - 1 620 - 5 400 + 54 000 - 27 458) руб.

* * *

Кратко сформулируем основные выводы.

  1. Изменения, внесенные Приказом № 212н в Инструкцию № 174н, вступили в силу 06.01.2018, в связи с чем они подлежат отражению в учете в 2018 году.
  2. Среди существенных поправок можно выделить следующие новшества:
  • из бухгалтерского плана счетов удалены счета 0 204 51 000 «Активы в управляющих компаниях», 0 215 51 000 «Вложения в управляющие компании»;
  • установлен новый порядок формирования номеров отдельных счетов (0 201 00 000, 0 207 00 000, 0 209 81 000, 0 210 05 000, 0 301 00 000, 0 401 60 000);
  • добавлены бухгалтерские записи по оформлению внутреннего перемещения объектов нефинансовых активов между материальными лицами, а также в случае их передачи аренду и в доверительное управление;
  • введены коррективы по учету НДС и субсидий, выделенных на выполнение государственного задания.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, №2, 2018 год

Обеспечение перечисляется учреждениями в соответствии с требованиями ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и (или) соответствующей документацией

Расчеты по суммам обеспечений исполнения контрактов (договоров), заключаемых учреждениями в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков)

*(1)

Обеспечение предоставляется согласно ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и (или) условиям контракта (договора)

Расчеты по иным залоговым платежам и задаткам, перечисляемым учреждениями

Операции по увеличению (уменьшению) остатков денежных средств учреждений *(1)

Предоставление залоговых платежей, задатков может быть предусмотрено, в частности:

Договоры заключаются в соответствии с положениями главы 49 "Поручение" или главы 52 "Агентирование" ГК РФ

Расчеты по договорам (соглашениям) с участием международных финансовых организаций

Расчеты, не связанные с движением денежных средств


Иные факты хозяйственной жизни, в частности, расчеты по договорам, заключаемым в соответствии с главой 51 "Комиссия" ГК РФ, близкие по экономическому содержанию к расчетам по договорам поручения (агентским договорам) *(3)

Перечень расчетов, подлежащих учету на счете 210 05 , является открытым. Основания для применения счета, прямо не предусмотренные Инструкцией N 157н и Инструкциями по применению Планов счетов, должны быть установлены Учетной политикой учреждения.


Кроме того, учреждения могут заключать двусторонние договоры о безвозмездном получении услуг (работ) или трехсторонние договоры о безвозмездном получении услуг (работ), предусматривающие осуществление оплаты третьими лицами. Согласно учетной политике заключение таких договоров может отражаться в учете путем признания дебиторской задолженности соответствующего контрагента по дебету счета 210 05 в размере стоимости подлежащих безвозмездной передаче учреждению услуг (работ, товаров), а при поступлении этих услуг (работ) в учете может отражаться списание дебиторской задолженности. В частности, положениями учетной политики может быть предусмотрена возможность применения следующих бухгалтерских записей*(4) :

Отражено обязательство исполнителя по безвозмездному выполнению работ (оказанию услуг)

Отражены принятые учреждением безвозмездно оказываемые услуги или безвозмездно выполненные работы, не приводящие к увеличению балансовой стоимости нефинансовых активов


В рамках формирования учетной политики организации госсектора вправе устанавливать в составе рабочего плана счетов дополнительную группировку расчетов с прочими дебиторами - дополнительные аналитические коды номеров счетов бухгалтерского учета.

Подобные решения принимаются с учетом требований по раскрытию информации о результатах деятельности учреждения (раздельном учете), предъявляемых:

Законодательством РФ (в том числе налоговым);

Органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.

Пример

По договору комиссии бюджетное (автономное) учреждение - комиссионер должно реализовать партию товаров комитента на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.). Комиссионеру причитается комиссионное вознаграждение в размере 10% от цены сделки, которое согласно условиям договора может быть удержано из сумм, причитающихся комитенту после предоставления комитенту отчета. Комиссионер полностью продал полученные на комиссию товары. Учреждение участвует в расчетах и удерживает свое вознаграждение из денежных средств, причитающихся комитенту. В соответствии с учетной политикой расчеты в рамках договора комиссии отражаются организацией с использованием счетов 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами" и 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами".


В бухгалтерском учете могут быть сделаны записи:

В бюджетном учреждении

В автономном учреждении



От комитента получены товары

(Расчеты с покупателями в рамках договора комиссии)

От покупателя поступили денежные средства





Товары переданы покупателю

(Расчеты с покупателями в рамках договора комиссии)

(Расчеты с комитентом)

(Расчеты с покупателями в рамках договора комиссии)

(Расчеты с комитентом)

Отражена задолженность перед комитентом

(Расчеты с комитентом)

(Расчеты с комитентом)

(118 000 х 10%))

Денежные средства перечислены комитенту за вычетом вознаграждения комиссионера



(118 000 х 10%)

Начислены доходы в виде вознаграждения комиссионера

(Расчеты с комитентом)

(Расчеты с комитентом)

Отражена выручка (вознаграждение) комиссионера

(11 800 / 118 х 18)

Начислен НДС с вознаграждения комиссионера

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на июнь 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.


С. Бычков , заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина , заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов , главный редактор объединенной редакции "Бюджетная сфера", руководитель Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков , начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

О. Левина , эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

Н. Андреева, эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

Ю. Волгина, эксперт

О. Емельянова , эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

О. Пожидаева, эксперт

И. Салтыкова, эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

О. Монако , редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина , редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

и др.


Перечень сокращений :

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения

10 октября

При ведении бухгалтерского учета государственных и муниципальных учреждений бухгалтерам необходимо обратить внимание на некоторые уточнения Минфина России в правилах и в порядке применения счетов бухгалтерского учета, введенные новой редакцией Приказа Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н в Инструкцию по бухгалтерскому учету учреждений, утвержденную Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Счет 101 00 «Основные средства» - в настоящее время по дебету счета 101 00 подлежат учету все материальные объекты имущества в качестве основных средств:

  • предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг (используемые в эксплуатации );
  • для осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения;
  • находящиеся в запасе учреждения на основании соответствующих организационно-распорядительных документов уполномоченного органа учредителя;
  • переданные на консервацию на срок более 3 месяцев на основании распоряжения руководства учреждения;
  • переведенные на восстановительные работы (реконструкция, модернизация, достройка и дооборудование) по распоряжению руководства учреждения (вышестоящего органа) на срок более 12 месяцев;
  • сданные в аренду, безвозмездное пользование и доверительное управление на основании соответствующих договоров и распоряжения руководителя учреждения (уполномоченного органа учредителя);
  • полученные в лизинг на основании договора лизинга, при условии передачи лизингового имущества на баланс лизингополучателя (учреждения).

Таким образом , по дебету счета 101 00 «Основные средства» учитываются все объекты основных средств учреждения, в определенное время и требующие расходы по их содержанию.

При помощи раздельного учета (открытие аналитического учета следующих порядков) следует обеспечить разделение объектов основных средств на категории: эксплуатируемые и неэксплуатируемые . Это связано с тем, что по категории «неэксплуатируемые объекты основных средств» расходов по их содержанию и эксплуатации в экономическом обосновании на стадии планирования не допускается. При этом также необходимо помнить, что категория «неэксплуатируемые объекты основных средств» должна подтверждаться оправдательными документами. В противном случае при отсутствии соответствующих документов органы финансового контроля вправе трактовать, как неэффективное использование в деятельности учреждения объектов основных средств.

Новой редакцией пункта 38 Инструкции № 157н уточняется порядок формирования документов, связанных с процедурой консервации (расконсервации) объекта основных средств на срок более 3-х месяцев. Данная процедура подлежит оформлению первичным учетным документом  - Актом о консервации (расконсервации) объектов основных средств, содержащим сведения об объекте учета (наименование, инвентарный номер объекта, его первоначальная (балансовая) стоимость, сумма начисленной амортизации), а также сведения о причинах консервации и сроке консервации. При этом объект основных средств, находящийся на консервации, продолжает числиться на соответствующих балансовых счетах Рабочего плана счетов учреждения в качестве объекта основных средств. Отражение консервации (расконсервации) объекта основных средств на срок более 3-х месяцев отражается путем внесения в Инвентарную карточку объекта учета записи о консервации (расконсервации) объекта, без отражения по соответствующим счетам аналитического учета счета 010100000 «Основные средства».

При принятии к учету объектов основных средств следует обратить внимание на новый абзац 8 пункта 45 Инструкции № 157н, который подчеркивает, что отдельные помещения зданий, имеющие разное функциональное назначение, а также являющиеся самостоятельными объектами имущественных прав, учитываются как самостоятельные инвентарные объекты основных средств. Обстановка дороги (технические средства организации дорожного движения, в том числе дорожные знаки, ограждение, разметка, направляющие устройства, светофоры, системы автоматизированного управления движением, сети освещения, озеленение и малые архитектурные формы) учитывается в составе дороги, если иное не установлено порядком ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования.

Новой редакцией пункта 27 Инструкции № 157н подчеркивается, что итоги ремонта объекта основных средств, не изменяющих его стоимость (включая замену элементов в сложном объекте основных средств), подлежат отражению в регистре бухгалтерского учета - Инвентарной карточке соответствующего объекта основного средства путем внесения записей о произведенных изменениях, без отражения на счетах бухгалтерского учета.

В целях ведения бухгалтерского учета объектов основных средств Министерство финансов Российской Федерации уточняет следующую терминологию:

  • изъятие из эксплуатации объектов основных средств - т.е. изъятие той части имущества данного учреждения, которая является активной и может использоваться в дальнейшем в деятельности других учреждений,
  • тем самым приносить в будущем экономические выгоды этим учреждениям;
  • вывод из эксплуатации объектов основных средств  - т.е. вывод из эксплуатации той части имущества учреждения, которая не может в дальнейшем им эксплуатироваться вследствие его непригодности. В этих случаях необходимо учитывать наличие соответствующих документов и технических заключений о неудовлетворительном техническом состоянии данных объектов основных средств. Документы оформляются через уполномоченные органы учредителя по управлению имуществом бюджетной собственности (департамент, комитет, отдел и т.п.). На основании надлежаще оформленных в установленном порядке документов производится обязательная утилизация выведенных из эксплуатации объектов основных средств.

Счет 103 00 «Непроизведенные активы» - в соответствии новой редакции пункта 71 Инструкции № 157н по дебету счета 103 11 «Земля» все государственные и муниципальные учреждения должны по кадастровой стоимости зафиксировать право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (в том числе, расположенные под объектами недвижимости) на основании документа (свидетельства).

Поскольку земельный налог, уплачиваемый всеми государственными и муниципальными учреждениями признается расходными обязательствами, обоснование которых покрывается для казенных учреждений за счет бюджетной сметы - лимитами бюджетных обязательств, для бюджетных и автономных учреждений за счет плана финансово-хозяйственной деятельности - субсидиями на иные цели, поэтому земельные участки в качестве актива учреждения должны подлежать учету по дебету счета 103 11 «Земля» по кадастровой стоимости. При этом в настоящее время в целях формирования достоверного годового отчета за 2014 год необходимо произвести следующую корректировку на бухгалтерском учете на основании оформленной Справки ф. 0504833:

  • в 2014 году необходимо принять по кадастровой стоимости на балансовый учет в следующей корреспонденции:

* для казенных учреждений:

* для бюджетных и автономных учреждений:

  • поступившие в учреждение на основании Свидетельства на право оперативного управления земельные участки ранее до 1 января 2014 года и принятые к забалансовому учету по счету 01 «Имущество, полученное в пользование» необходимо перед составлением годового баланса (ф. 0503130, ф. 0503730) за 2014 год перевести на балансовый учет в следующем порядке:
  • закрыть забалансовый учет земельных участков «минус» счета 01 «Имущество, полученное в пользование»;
  • открыть балансовый учет земельных участков по счету 103 11 «Земля»:

* для казенных учреждений в корреспонденции счетов:

Дебет 1 103 11 330 Кредит 1 304 04 330, 1 401 10 180;

* для бюджетных и автономных учреждений в корреспонденции счетов:

Дебет 4 103 11 330 Кредит 4 210 06 660

В целях достоверности раскрытия информации по земельным участкам на балансе учреждений необходимо по окончании года пересмотреть кадастровую (рыночную) стоимость земельных участков, тем самым зафиксировать право на дополнительное финансирование бюджетом.

По итогам 2014 года после сдачи годового отчета в целях ведения бухгалтерского учета всем государственным и муниципальным учреждениям следует уточнить :

  • если земельные участки разграничены, но не переданы на право оперативного управления учреждениям, то данные земельные участки должны учитываться на балансе уполномоченных органов учредителя (КУИ и т.п.) по счету 108 51 «Недвижимое имущество, составляющее казну»;
  • если земельные участки разграничены, не переданы на право оперативного управления учреждениям, а переданы в аренду на основании договоров, то данные земельные участки должны учитываться на балансе уполномоченных органов учредителя (КУИ и т.п.) по счету 108 51 «Недвижимое имущество, составляющее казну»;
  • если земельные участки находятся на основании Свидетельства на право безвозмездного пользования в казенных, бюджетных и автономных учреждениях, то они должны учитываться на балансе этих учреждений по счету 103 11 «Земля».

Счет 106 01 «Вложения в основные средства» уточняется методология бюджетных инвестиций в капитальные вложения учреждений. Счет 106 01 «Вложения в основные средства» учитывает расходы на капитальные вложения и является собирательно-калькуляционным счетом, который собирает все расходы, связанные с капитальными вложениями и формирует первоначальную (инвентарную) стоимость объекта основного средства для целей принятия к учету объекта в виде имущества на счет 101 00 «Основные средства». Таким образом , на счете 106 01 «Вложения в основные средства» объект имущества отсутствует, так как отсутствуют имущественные права на объект основного средства.

В настоящее время бюджетные инвестиции в капитальные вложения учреждения осуществляются в следующем порядке:

  • путем передачи полномочий заказчику (унитарным предприятиям). При этом заказчик - унитарное предприятие обязано вести бухгалтерский учет исполнения бюджетных инвестиций в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету № 162н;
  • собственными силами учреждений . При этом финансирование капитальных вложений в объекты недвижимости основных средств осуществляется для бюджетных и автономных учреждений в форме субсидий на цели осуществления капитальных вложений (18 разряд код 6). В этом случае бюджетные и автономные учреждения исполняют функции заказчика.

В случае если полномочия заказчика капитального строительства осуществляет казенное учреждение, то финансирование бюджетом производится или за счет лимитов бюджетных обязательств или за счет бюджетных ассигнований (18 разряд код 1).

В случае передачи казенным учреждением законченного строительством объекта недвижимости основного средства бюджетному или автономному учреждению производится закрытие счета 106 01 «Вложения в основные средства» и принятие на баланс бюджетным и автономным учреждением в виде имущества на счет 101 10 «Основные средства - недвижимое имущество учреждения».

Таким образом , в данной ситуации капитальное строительство объекта недвижимости осуществляет одно юридическое лицо (казенное учреждение - заказчик), а право пользования на данное имущество получает другое юридическое лицо (бюджетное или автономное учреждение). При этой ситуации необходимо обратить внимание на оформление документов на капитальное строительство объекта недвижимости и на передачу капитальных вложений и учитывать следующее:

  • наличие документа на капитальное строительство в форме трехстороннего Соглашения между заказчиком, застройщиком и учредителем (правообладателем) с подписями и реквизитами всех участников, включая Комитета по управлению имуществом;
  • передача капитальных вложений осуществляется на основании Акта приема-передачи объекта основных средств в оценке по объему завершенных работ по капитальному строительству. При этом необходимо передать заверенные копии первичных бухгалтерских документов, подтверждающие расходы на капитальное строительство объекта недвижимости.

Объекты завершенного строительства могут быть переданы бюджетным и автономным учреждением, исполняющим функции заказчика в казну соответствующего бюджета, а затем данный объект может быть передан на право оперативного управления учреждениям по следующей схеме счетов бухгалтерского учета:

Бюджетное (автономное) учреждение - заказчик

счет 106 01

Комитет по управлению имуществом (казна)

счет 108 51

Казенное, бюджетное, автономное учреждение

счет 101 10

Комитет по управлению имуществом уполномочен принимать решение от имени собственника (учредителя) о передаче права оперативного управления на имущество бюджетной собственности. При этом необходимо учитывать, что изъятие права оперативного управления на имущество у одного учреждения и получение права оперативного управления на данное имущество другим учреждением должно фиксироваться в бухгалтерском учете этих учреждений в одном отчетном периоде.

Государственная регистрация объекта недвижимого имущества (Свидетельство) не является документом, по которому возникает право оперативного управления имуществом бюджетной собственности. Необходимо учитывать, что право оперативного управления имуществом подтверждает соответствующая запись в реестре имущества, осуществляемая Комитетом по управлению имуществом и доведенная до учреждения уполномоченным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в виде оформленного Извещения (ф. 0504805).

Необходимо учитывать, что обязанность регистрации имущества существовало не всегда (Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» действует с 1997 г.), поэтому не зарегистрированное имущество приобретенное учреждением до ввода в действие данного закона можно учитывать по счету 101 10 «Основные средства недвижимое имущество учреждения» без регистрации.

С 1 января 2014 года появилась новая форма субсидий - субсидии на осуществление капитальных вложений , предоставляемые бюджетным и автономным учреждениям на приобретение объектов недвижимого имущества и на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства.

Согласно Указаниям по применению Бюджетной классификации в Российской Федерации (приказ Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н), субсидии на осуществление капитальных вложений используются бюджетными и автономными учреждениями в следующих направлениях:

  • на приобретение объектов недвижимого имущества;
  • на осуществление капитального строительства объектов недвижимости.

Таким образом , затраты, связанные с реконструкцией объектов недвижимого имущества, а также с их достройкой должны покрываться данной формой субсидии. Однако использовать субсидии на осуществление капитальных вложений на приобретение объектов движимого имущества недопустимо , так как приобретение движимого имущества осуществляется за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, иначе будет признана нецелевая направленность данной субсидии.

Новая редакция пункта 27 Инструкции № 157н уточняет, что фактические вложения в объекты основных средств в объеме затрат на их модернизацию, дооборудование, реконструкцию (в том числе с элементами реставрации), техническое перевооружение, отражаются в учете организации, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств. После производства данных процедур капитальные вложения в объекты основных средств передаются балансодержателю объекта в целях отнесения их на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости объектов.

Недопустимо производить реконструкцию зданий - объектов негосударственной собственности, находящихся в аренде бюджетных и автономных учреждений за счет субсидии на осуществление капитальных вложений. При этом допускается реконструкция арендованных зданий бюджетными и автономными учреждениями, но при условии дальнейшего компенсирования арендодателем понесенных этими учреждениями расходов по реконструкции в одном отчетном периоде . Ремонт арендованных зданий бюджетными и автономными учреждениями за счет субсидий бюджета (код 225) возможен при условии, если это прописано в договоре.

Счет 206 00 «Расчеты по выданным авансам» уточняется применение в бухгалтерском учете в следующих направлениях:

  • данный счет открывается только на основании договоров закупок;
  • обеспечивает право на участие в конкурсах контрагентов.

Таким образом , при перечислении денежных средств учреждением в виде авансового платежа на основании договора закупки с контрагентом совместно с открытием счета 206 00 «Расчеты по выданным авансам» фиксируется право на участие в конкурсе контрагента в виде банковской гарантии на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств». Списание банковской гарантии со счета 10 «Обеспечение исполнения обязательств» производится после прохождения котировки по закупкам. Пока незавершен контракт по закупкам, банковская гарантия продолжает числиться по счету 10 «Обеспечение исполнения обязательств».

Казенные, бюджетные и автономные учреждения желающие участвовать в том или ином конкурсе, связанных с закупками, оплачивают обеспечение исполнения обязательств видом расхода код 290 на участие учреждений по исполнению контракта. В случае если по каким-то причинам происходит возврат авансового платежа контрагентом, не исполнившим контракт, то происходит возврат обеспечения исполнения обязательств (восстановление кассовых расходов по контракту и обеспечению).

Новая редакция пункта 235 Инструкции № 157н расширяет нагрузку применения счета 210 05 «Расчеты с прочими дебиторами» , который должен использоваться для учета расчетов с дебиторами:

  • по операциям предоставления учреждением обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков;
  • для отражения в учете администраторами доходов бюджетов расчетов по ожидаемым к поступлению налогов, сборов, иных платежей, обязанность по уплате которых, в соответствии с действующим законодательством РФ, считается исполненной;
  • для отражения расчетов по договорам поручения (агентским договорам), договорам (соглашениям) с участием международных финансовых организаций;
  • по иным операциям, возникающим в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренных для отражения на иных счетах учета Единого плана счетов.

Таким образом , в настоящее время счет 210 05 «Расчеты с прочими дебиторами» может применяться не только для целей учета операций по доходной части (например, возмещение оплаты коммунальных услуг арендаторами), но операций по расходной части (например, возмещение Фондом социального страхования оплаты больничных листов).

При этом необходимо учитывать, что применение данного счета возможно в рамках формирования учетной политики учреждения с учетом требований законодательства РФ, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя через установление в составе Рабочего плана счетов дополнительную группировку расчетов с прочими дебиторами, т. е. дополнительные аналитические коды номеров счетов бухгалтерского учета.

В соответствии с новой редакцией пункта 220 Инструкции № 157н счет 209 00 получает новое наименование «Расчеты по ущербу и иным доходам» и дополнительную нагрузку. В настоящее время данный счет применяется не только для учета расчетов по выявленным недостачам, хищениям денежных средств и иных ценностей, потерь от порчи материальных ценностей и причиненного ущерба имуществу учреждения подлежащих возмещению виновными лицами в установленном РФ порядке, но также и при расчетах :

  • по суммам задолженности уволенных работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • по суммам предварительных оплат, подлежащих возмещению контрагентами в случае расторжения, в том числе по решению суда, государственных (муниципальных) договоров (контрактов), иных договоров (соглашений), по которым ранее учреждением были произведены оплаты;
  • по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;
  • по суммам ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанные с судопроизводством (оплата судебных издержек);
  • расчеты по иным ущербам, а также иным доходам , возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах расчетов 20500 «Расчеты по доходам» .

При определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба, под которой понимается сумма денежных средств, необходимая для восстановления указанных активов.

В связи с этим п. 221 уточнятся группировка расчетов по ущербу и иным доходам по группам поступлений и аналитическим группам синтетического счета объекта учета в следующем порядке:

30 «Расчеты по компенсации затрат»;

40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;

70 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»;

80 «Расчеты по иным доходам».

При этом расчеты по иным доходам , возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах расчетов 20500 «Расчеты по доходам» учитываются на счете, содержащим аналитический код группы синтетического счета 80 «Расчеты по иным доходам» и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов.

Таким образом , бюджетные и автономные учреждения при формировании плана финансово-хозяйственной деятельности (далее - ПФХД) и ведении бухгалтерского учета в доходной части в рамках приносящей доход деятельности должны учитывать следующее:

  • приносящая доход деятельность - это деятельность, направленная на постоянное извлечение доходов, которые признаются функциональными доходами (как правило, код КОСГУ 130, но возможно код 120), связанные с уставной деятельностью учреждения, являются планируемыми (прогнозируемыми) доходами, в виде ожидаемых (потенциальных) доходов. Данные доходы должны утверждаться ПФХД учреждения (например, в образовательных учреждениях все доходы от оказания образовательных услуг, в медицинских учреждениях - доходы от оказания медицинских услуг и т.п.). Функциональные доходы учитываются по методу начисления по счету 205 00 «Расчеты по доходам» (Дебет 2 205 30 560 Кредит 2 401 10 130 );
  • доходы, поступающие от хозяйственных операций учреждения и не связанные с деятельностью учреждения , ради которой создано учреждение учредителем, а связанные, с расчетами по ущербу имуществом и иным доходам (например, штрафы, продажа активов, возмещение расходов, продажа изделий, созданных учениками на уроках труда в образовательном учреждении и т. п.) признаются непрогнозируемыми поступлениями . Поэтому данные поступления не создают расходных обязательств, и их не следует учитывать при формировании ПФХД учреждения, так как они не являются объектом планирования. В соответствии с новой методологией данные доходы подлежат бухгалтерскому учету по счету 209 80 «Расчеты по иным доходам» .

Счет 401 40 «Доходы будущих периодов» используется для учета сумм доходов, начисленных (полученных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам. В настоящее время данный счет в соответствии с пунктом 301 новой редакции Инструкции № 157н применяется также в следующем порядке:

  • при отражении доходов по операциям реализации имущества казны, в случае если договором предусмотрена рассрочка платежа на условиях перехода права собственности на объект после завершения расчетов;
  • при отражении доходов по соглашениям о предоставлении субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным), в том числе на иные цели;
  • при отражении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность;
  • при отражении доходов по договорам (соглашениям) о предоставлении грантов;
  • при отражении иных аналогичных доходов .

Таким образом , в настоящее время счет 401 40 «Доходы будущих периодов» необходимо использовать для отражения права на получение субсидии бюджета бюджетными и автономными учреждениями.

Право получателей субсидий бюджета зафиксировано в Соглашении о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг , тем самым учредитель (бюджет) принимает на себя обязательство по покрытию затрат по оказанию государственных (муниципальных) услуг в соответствии с утвержденным им заданием. В свою очередь получатель субсидий (бюджетное и автономное учреждение) дает согласие на государственный (муниципальный) финансовый контроль, осуществляемый учредителем через анализ их бухгалтерской отчетности. При этом под утвержденные в годовом объеме субсидии необходимо произвести на бухгалтерском учете бюджетного и автономного учреждения начисления субсидий, закрепив тем самым обязанность учредителя (бюджета) по предоставлению им субсидии в следующем порядке:

  • если заключено (подписано) Соглашение в текущем периоде (декабре месяце) под государственное (муниципальное) задание и объем финансового обеспечения (субсидии) следующего финансового года или в первых числах января текущего финансового года, то последним числом декабря отчетного года (2014 г.) произвести начисление субсидии (Дебет 4 205 80 560 Кредит 4 401 40 180 );
  • отразить остатки по состоянию на 1 января 2015 года по счетам 205 80 актива и 401 40 пассива в балансе (ф. 0504730).

Необходимо иметь в виду, что даже если фактически субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в соответствующий период не поступила, то не исключается возможность принятия денежных обязательств, связанных с приобретениями активов и другими хозяйственными нуждами, т. е. допускается временная кредиторская задолженность по причине непоступления субсидий.

Пунктом 302.1 новой редакции Инструкции № 157н введен новый счет 401 60 «Резервы предстоящих расходов» в целях начисления предстоящих расходов и отражения отложенных обязательств учреждения. Механизм резервирования предстоящих расходов позволяет формировать реальный финансовый результат деятельности учреждений. При этом механизме денежные обязательства учреждением не принимаются, так как это отложенные обязательства . На данном счете подлежат учету операции, возникающие вследствие принятия иного обязательства (сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение учреждения, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств):

  • предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения;
  • предстоящей оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;
  • иных аналогичных предстоящих оплат;
  • возникающие в силу законодательства Российской Федерации о при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, в том числе создании, изменении структуры (состава) обособленных подразделений учреждения и (или) изменении видов деятельности учреждения, а также при принятии решения о реорганизации либо ликвидации учреждения;
  • возникающие из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, в размере сумм, предъявленных к учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций по причиненным ущербам (убыткам), в том числе вытекающих из условий гражданско-правовых договоров (контрактов);
  • возникающие в случае предъявления претензий (исков) к публично-правовому образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, а также ожидаемых судебных расходов (издержек), в случае предъявления учреждению согласно законодательству РФ претензий (исков), иных аналогичных ожидаемых расходов;
  • по обязательствам учреждения, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру ввиду отсутствия первичных учетных документов;
  • по иным обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения, в случаях, предусмотренных актом учреждения, принятого при формировании его учетной политики.

При этом порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан. Признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва.

Таким образом , в пассиве баланса бюджетного и автономного учреждения раскрывается информация счета 401 60 «Резервы предстоящих расходов», а в активе баланса раскрывается информация счета 201 11 (21) «Денежные средства учреждения на лицевых счетах» как обеспечение денежными средствами.

Финансово-экономическое обоснование некоторых управленческих решений должно учитываться на стадии планирования деятельности учреждения через начисление на бухгалтерском учете в установленном порядке следующих резервов:

  • резерв предстоящих расходов и отложенных обязательств (например, под будущую процедуру реорганизации учреждения). В этом случае предусматриваются (прогнозируются) предстоящие расходы, связанные с процедурой реорганизации и обосновываются все социальные выплаты (пособия) на основе принятого решения учредителем. Таким образом, на счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» оценивается процедура реорганизации учреждения и на момент принятия решения о реорганизации фиксируется риск;
  • резерв на оплату отпусков работникам учреждения с целью начисления оплаты очередного отпуска, а также будущей компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работников. Цель создания данного резерва: сумму по неиспользованным отпускам прошлых лет необходимо обосновывать и заявлять бюджету. В противном случае при увольнении работников учреждения компенсация за неиспользованный отпуск прошлых лет может значительно уменьшить фонд оплаты труда учреждения текущего периода. Таким образом , необходимо по состоянию на 1 января создавать фонд оплаты труда прошлых лет в виде резерва на оплату отпусков с целью начисления будущей компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работников учреждения.

На счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» резервируются суммы компенсирующих выплат за неиспользованный отпуск при увольнении работников, а также фиксируется право на ежегодный оплачиваемый отпуск в виде ежемесячного начисления резерва на отпуск на текущие расходы учреждения.

С целью создания резерва на оплату отпусков в обязательном порядке всеми учреждениями необходимо по состоянию на 1 января 2015 года исчислить объем компенсации за неиспользованные отпуска прошлых лет и среднюю заработную плату для отпусков 2015 года. Данная хозяйственная операция в бухгалтерском учете подлежит отражению на расходах учреждения следующем порядке:

Дебет 1 401 20 211, 213 - для казенных учреждений,

0 109 60(80) 211, 213 - для бюджетных и автономных учреждений

Кредит 0 401 60 211, 213

По состоянию на 1 января 2015 года в балансе бюджетных и автономных учреждений (ф. 0504730) необходимо показать кредитовое сальдо счета 401 60 «Резервы предстоящих расходов».

Таким образом , создание резерва на оплату отпусков, в том числе компенсации за неиспользованные отпуска - это необходимость фиксации рисков хозяйственной деятельности учреждений. При этом способ начисления резерва на оплату отпусков устанавливается самостоятельно учреждением в рамках принятой им учетной политики.

Использование резерва на оплату очередных отпусков и для начисления компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работников в течение финансового года отражается в учете в следующем порядке:

Дебет 0 401 60 211, 213 Кредит 0 302 11 730, 0 303 02….730;

  • резерв на расходные обязательства по оспариваемым делам в судах , так как обязательство по судебным искам к юридическим лицам должно создаваться (планироваться) не на момент его исполнения. В бухгалтерском учете данная операция отражается в следующем порядке:
  • начисление резерва:

Дебет 0 401 20 290 Кредит 0 401 60 290

  • использование резерва:

Дебет 0 401 60 290 Кредит 0 302 91 730;

  • резерв на возмещение ущерба, причиненного физическому лицу , включая судебные издержки, государственную пошлину и т. п. Отражение в учете операции, связанной с данным резервом, производится аналогично по резерву на расходные обязательства по оспариваемым делам в судах;
  • резерв на расходы по утилизации имущества учреждения создается на момент приобретения имущества и используется, например, при ликвидации объектов основных средств, при захоронении материалов, потребленных в медицинских учреждениях и т.п.

При создании данного резерва возникает проблема в оценке резерва на утилизацию имущества, поэтому при необходимости данный резерв должен индексироваться и по окончании года корректироваться.

Операции, связанные с движением резерва по утилизации имущества учреждения отражаются на бухгалтерском учете в следующем порядке:

  • начисление резерва в момент приобретения имущества на первоначальную стоимость основного средства и материальных запасов:

Дебет 0 106 01 310, 0 105 01 340 Кредит 0 401 60 226

  • использование резерва на утилизацию имущества на момент его выбытия с учета:

Дебет 0 401 60 226 Кредит 0 302 26 730

  • по окончании финансового года произведена корректировка (индексация) в сторону увеличения резерва на утилизацию имущества:

Дебет 0 401 10 171 Кредит 0 401 60 226

При необходимости бюджетные и автономные учреждения в рамках формирования учетной политики могут создавать другие резервы (например, для компенсации по проезду в отпуск, для оплаты вознаграждений за служебные изобретения и т.д.).

Счет 502 00 «Принятые обязательства» в настоящее время данный счет применяется в целях учета учреждениями принятых казенными учреждениями бюджетных обязательств за счет бюджетной сметы и бюджетными (автономными) учреждениями принятых обязательств за счет ПФХД (счет 502 11), а также принятых учреждениями денежных обязательств перед юридическими и физическими лицами (счет 502 12). В настоящее время принятие бюджетных (плановых) обязательств по счету 502 11 «Принятые обязательства» должно осуществляться на стадии заключения договоров (контрактов) с контрагентами. Принятие денежных обязательств по счету 502 12 «Принятые денежные обязательства» осуществляется на стадии исполнения договоров (контрактов). В связи с этим новая редакция п. 319 Инструкции № 157н вводит группировку принятых (принимаемых ) учреждением обязательств, содержащих соответствующий аналитический код группы синтетического счета и соответствующие аналитические коды:

1 «Принятые обязательства»;

2 «Принятые денежные обязательства»;

7 «Принимаемые обязательства»;

9 «Отложенные обязательства».

С 1 января 2015 года принятие казенными учреждениями бюджетных обязательств, бюджетными и автономными учреждениями плановых обязательств по счету 502 11 «Принятые обязательства» должно осуществляться в момент объявления конкурса, котировок, т.е. до заключения договоров (контрактов) , связанными со сделками.

Таким образом , заявленные учреждениями конкурсы и котировки признаются отложенными обязательствами и подлежат отражению на бухгалтерском учете по счету 502 11 «Принятые обязательства», а также раскрытию данной информации в отчетности учреждений (ф. 0503128, ф. 0503738).

Счет 504 10 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения» в настоящее время должен использоваться не только бюджетными и автономными учреждениями в целях учета сумм, утвержденных на соответствующий финансовый год плановых назначений по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам), но и казенными учреждениями в целях ведения кассового плана и прогнозирования доходов бюджета.

Новой редакцией п. 324 Инструкции № 157н предусмотрено использование данного счета в следующем порядке:

  • для учета учреждениями сумм, утвержденных на соответствующий финансовый год сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам);
  • для учета сумм внесенных изменений в показатели сметных (плановых, прогнозных) назначений, утвержденных в установленном порядке;
  • для учета администраторами доходов бюджетов данных по прогнозным (плановым) показателям доходов бюджетов на соответствующий финансовый год (их изменениям).

Таким образом , счет 504 10 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения» должен применяться при ведении бухгалтерского учета:

- бюджетными и автономными учреждениями по кредитовому обороту счета 504 10 при отражении плановых назначений доходов (поступлений) в годовом объеме согласно утвержденному Плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения;

- казенными учреждениями по кредитовому обороту счета 504 10 должны отражаться прогнозные назначения по доходам бюджета.

Новой редакцией Инструкции № 157н уточняется применение в бухгалтерском учете учреждений следующих забалансовых счетов:

Счет 03 «Бланки строгой отчетности» может использоваться также в целях учета санаторно-курортных путевок. Подчеркивается также, что при определенных условиях бланки строгой отчетности могут разрабатываться и утверждаться в рамках формирования учетной политики учреждением самостоятельно.

Счет 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов» - уточняется иной срок списания данной задолженности в случае ликвидации дебитора. Также на данном счете фиксируется задолженность перед бюджетом, установленная главным администратором доходов бюджета. В соответствии с новой редакцией п. 339 Инструкции № 157н списание задолженности с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности, согласно действующему законодательству РФ.

Счет 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» - уточняется процедура списания запасных частей, учитываемых на данном счете. Новая редакция п. 349 Инструкции № 157н уточняет, что при выбытии транспортного средства запасные части, установленные на нем и учитываемые на забалансовом счете, списываются с забалансового учета.

В соответствии с новой редакцией п. 365, 367 Инструкции № 157н счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения», 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» должны открываться ко всем аналитическим счетам счета 201 00 «Денежные средства учреждения» в том числе к счетам 201 03 «Денежные средства учреждения в пути», 201 34 «Касса» .

При этом надо учитывать, что информация счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» раскрывает потребность в этих остатках денежных средств.

В соответствии с новой редакцией п. 381, 383 Инструкции № 157н счета 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)», 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» должны использоваться в бухгалтерском учете уполномоченных органов государственной власти, органов самоуправления (Комитет, отдел по управлению имуществом бюджетной собственности).

При отсутствии информации о стоимости данных объектов основных средств имущество подлежит учету в сумме арендных платежей.

Редакцией Инструкции № 157н введен новый забалансовый счет 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» , который предназначен для учета имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением.

Принятие к учету объектов имущества осуществляется на основании первичного учетного документа по балансовой стоимости.

Выбытие объектов имущества с забалансового учета производится на основании первичного учетного документа по стоимости, по которой объекты были ранее приняты к забалансовому учету.

Введен новый забалансовый счет 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц» , который предназначен для учета расчетов по исполнению денежных обязательств через третьих лиц (при выплатах пенсий, пособий через отделения Почты России, платежных агентов).

Таким образом , данный счет должен использоваться для отражения начисленных, но не полученных физическими лицами компенсаций и пособий Фонда социального страхования и социальной защиты.