Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Налоги, их функции, виды, принципы налогообложения. Функции и принципы налогообложения

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.

Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Конституцией РФ и Законом «Об основах налоговой системы в РФ» определены и закреплены основные принципы налогов:

власть вправе устанавливать налоги

всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы)

однократность налогообложения (один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида два раза за один период налогообложения)

очередность взимания налогов из одного источника (для уменьшения налогового бремени)

определенность налогообложения (что и по какой ставке облагается налогом).

Налогообложение базируется на ряде принципов. Главный принцип: как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. Следующий важный принцип - определённость: порядок налогообложения устанавливается заранее, размеры налога и сроки его уплаты известны заблаговременно. Общепризнанные принципы: однократный, обязательный характер уплаты налога, простота и гибкость.

Первый принцип заключается в том, что физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог.

Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Даже в поддающемся на первый взгляд оценке случае финансирования автодорог мы обнаруживаем, что оценить эти выгоды очень трудно. Отдельные владельцы автомобилей извлекают пользу из автодорог хорошего качества не в одинаковой степени. И те, кто не имеет машины, также получают выгоду. Предприниматели, безусловно, значительно выигрывают от расширения рынка в связи с появлением хороших дорог. Кроме того, следуя этому принципу, необходимо было бы облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для финансирования пособий, которые они получают.

Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.

Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать ежемесячно по 50000 руб. у лица получающего 500 тыс. руб. дохода вовсе не значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 500 руб. у человека с доходом в 5000 руб. Жертва последнего не только больше, но и вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем на не столь необходимые товары и т.д.

Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако, проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги. Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности правительства в доходах.

Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности.

Налоговая система базируется на соответствующем законодательстве, которое устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:

субъекты налога - лицо, которое по закону обязано платить налог;

носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;

объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, недвижимое имущество и т.д.)

ставка налога - размер налога, устанавливаемый на единицу обложения. Определяется либо в твёрдой сумме, либо в проценте.

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

  • 1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).
  • 2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13 %).
  • 3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.
  • 4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.

В общих чертах видно, что прогрессивные налоги - это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незнач Налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного большого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы станут менее заметными и чувствительными для населения.

Налоги выполняют следующие функции:

1. Фискальная функция состоит в финансировании государственных расходов. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - форсирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и других). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и центрального взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Регулирующая функция - государственное регулирование экономики. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.

  • 3. Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.
  • 4. Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастраиваемая» функция. Как и любая другая, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.

5. Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению. Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.

6. Социальная функция - поддержание социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ. Многие социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение).

Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

Социальная функция налоговой системы требует детального исследования, как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутрифедеральным отношениям.

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления регулирующей функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству получить больше средств.

При помощи налогов можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности (повышая или понижая налоги), направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Так предоставление налоговых льгот отраслям промышленности или отдельным предприятиям стимулирует их подъём и развитие. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги. Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Напр., не облагая налогами часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогами часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем.

В практике налогообложения используются различные виды налогов.

1. По способу платежа различают прямые и косвенные налоги

Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности. Это подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, налог на землю и др.

При косвенном налогообложении субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей. Так, например, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачиваются производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров становится фактическим плательщиком налога. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, монопольный налог.

Таким образом, создается впечатление, что косвенные налоги - несправедливые налоги. Чем беднее человек, тем большую долю своего дохода он отдает государству в виде этих налогов.

В западных странах косвенные налоги находят более широкое применение. Они позволяют оперативно и регулярно получать крупные суммы, что позволяет стимулировать или сдерживать производство по тем или иным направлениям, а так же регулировать потребление. В развитых капиталистических странах при всех негативных сторонах косвенного налогообложения оно не противодействует развитию экономики.

  • 2. Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение, например, налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.
  • 3. В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог, различают федеральные налоги, региональные налоги субъектов Федерации и местные налоги.

Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным собранием. К ним относятся налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог, таможенные пошлины и др.

К республиканским налогам относится налог на имущество предприятий, налог на добычу природных ресурсов.

К местным налогам относится налог на недвижимое имущество граждан, налог на транспортные средства, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, другие сборы.

  • Взаимосвязь сбережений и инвестиций в классической и Кейнсианской моделях макроэкономического равновесия
  • Автономные и производственные инвестиции. Эффект акселератора. Парадокс бережливости
  • Экономика и государство
    • Ресурсы, объекты, формы, методы, концепции и инструменты государственного регулирования экономики
    Модели государственного регулирования рыночной экономики
    • Классическая модель взаимодействия экономики и государства
    • Кейнсианская модель государственного регулирования экономики
    • Неконсервативная модель государственного регулирования экономики
    Формирование экономической политики
    • Экономическая политика и фактор времени. Лаговая структура
    Государственное регулирование переходной экономики
    • Приоритеты в макроэкономических целях Российского правительства
    Природа кризиса переходной Российской экономики
    • Динамика ВВП России в период рыночных реформ. Кризис и депрессивная стабилизация Российской экономики
    • Структурные перекосы в Российской экономике. Противоречие между валютным укладом и отраслями, ориентированными на внутренний рынок
    • Ловушка равновесия на низком уровне, ее характерные черты
    • Теория трансформационного спада. Спад как "статистическая иллюзия"
    • Экономический кризис как следствие стратегических просчетов в экономической политике
    Антициклическое регулирование экономики
    • Политика краткосрочной стабилизации. Противодействие колебаниям экономической конъюнктуры
    • Противоречивость антициклического регулирования. Экономико-политический цикл
    Финансовая система Фискальная политика
    • Мультипликатор государственных расходов и налоговый мультипликатор
    • Недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы
    • Фискальная политика, ориентированная на предложение. Эффект Лаффера
    Денежная система
    • Спрос на деньги в неоклассической теории. Количественная теория денег. Уравнение Фишера. Кембриджское уравнение
    • Кейнсианская теория спроса на деньги. Транзакционный и спекулятивный спрос на деньги. Теория выбора портфеля
    Денежно-кредитная политика
    • Сущность и цели денежно-кредитной политики. Функции центрального банка
    • Воздействие денежно-кредитной политики на национальный продукт. Трансмиссионный механизм
    • Мультипликативное расширение банковских депозитов. Денежный мультипликатор
    • Сравнительная эффективность денежно-кредитной и фискальной политики
    Инфляция
    • Виды инфляции. Сбалансированная и несбалансированная, ожидаемая и непредвиденная инфляция
    • Инфляция спроса и инфляция издержек. Открытая и подавленная инфляция
    Антиинфляционная политика Безработица Политика занятости
    • Государственное регулирование рынка труда. Активная политика занятости
    Взаимосвязь инфляции и безработицы. Стагфляция Государственное регулирование экономического роста
    • Содержание и цели политики содействия экономическому росту
    Доходы населения и уровень жизни
    • Рыночная и уравнительная модели распределения доходов: равенство против эффективности
    • Неравенство доходов: причины и последствия. Кривая Лоренца
    Социальная политика
    • Цели и содержание государственной политики перераспределения доходов
    • Инструменты и модели перераспределительной политики государства
    • Государственный механизм регулирования доходов населения в России
    Общенациональное прогнозирование, планирование и программирование экономики
    • Типы и модели экономического планирования, их эволюция в XX веке. Индикативное планирование и государственный заказ
    • Место и роль прогнозирования в системе государственного регулирования экономики. Формы прогнозных заключений
    • Прогнозирование в планово-регулируемой и переходной экономике

    Функции и принципы налогообложения

    Доходная часть государственного бюджета складывается из налоговых поступлений, а также доходов принадлежащих государству предприятий и организаций. Термин "налог" весьма широко и неоднозначно трактуется в различных странах. Так, в нашей стране налоги традиционно рассматриваются как обязательные платежи пассивно-послушных юридических и физических лиц государству, осуществляемые на основе законодательства и используемые государством для реализации его функций. При таком рассмотрении коренной признак налогов - их принудительный характер. А вот типичная американская трактовка налога как инструмента государственной экономической и социальной политики подчеркивает его активную роль в обеспечении развития национальной экономики.

    В широком смысле слова налогами признаются не только те платежи, в названии которых присутствует слово "налог", но также таможенные пошлины, отчисления в пенсионные фонды и т.п.

    Налоги выражают обязанность домохозяйств и фирм, получающих доходы, участвовать в формировании государственных ресурсов и последующем финансировании правительственных расходов. В их формировании и состоит первая функция налогов - фискальная (от слова fisk - государственная казна). Налоги выполняются также перераспределительную функцию, Являясь средством перекачивания национального дохода между богатыми и бедными, они призваны гасить "сбои" в системе распределения (например, чрезмерную дифференциацию доходов). Причем перераспределение доходов осуществляется не только между отдельными лицами и группами населения с разными доходами, но и между территориями, сферами производства, между настоящим и будущим поколениями людей, между текущим потреблением и накоплением (инвестициями). В этом смысле налоги выступают нашей платой за цивилизованность общества. Налоги, далее, призваны заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии тех или иных сфер деятельности. Будучи дифференцированными, они могут способствовать росту определенных отраслей или регионов, видов трудовой и предпринимательской деятельности, а могут, наоборот, тормозить их расширение - в связи с текущими задачами антициклической, антиинфляционной и иной политики государства. В связи с этим третьей функцией налогов является функция стимулирующая. К настоящему времени стимулирующее значение налогов настолько расширилось, что трудно назвать народнохозяйственную проблему, для решения которой не используется тот или иной налоговый регулятор. В частности:

    1. манипулирование налогами может стать средством воздействия на научно-технический прогресс и процесс накопления капитала - например, в связи с проведением политики ускоренной амортизации. В результате ускоряется обновление физически и морально устаревшего основного капитала. Такое изменение налоговой политики, сокращая базу налогообложения, способствует техническому прогрессу, прежде всего в традиционных капиталоемких отраслях (и с этой точки зрения ведет к консервации сложившейся отраслевой структуры народного хозяйства). С другой стороны, вычет из облагаемого дохода затрат на НИОКР способствует развитию новых, наиболее прогрессивных, наукоемких отраслей. Кроме того, формы налогообложения призваны стимулировать научный поиск, деятельность рисковых (венчурных) фирм. Облагая высоким налогом фонд заработной платы фирм, правительство ФРГ в послевоенный период тем самым побуждало их всемерно экономить на живом труде и заменять его трудом овеществленным в новом оборудовании, созданном на базе научно-технического прогресса.
    2. налоги обеспечивают одновременное решение проблем занятости и поддержания конкурентной среды (налоговые льготы малому бизнесу, в сфере которого обычно создается до 60% новых рабочих мест), что означает, в частности, ограничение монопольного положения крупных фирм. Такую же цель преследует введение государством запретительно высоких налогов на сверхприбыль, препятствующее необоснованному взвинчиванию монополистами цен на предлагаемые ими товары.
    3. налоги одновременно ограничивают производство вредных товаров (например, через высокие акцизы на винно-водочные и табачные изделия) и поощряют социально полезную деятельность (производство лекарств, товаров для детей, услуг социально-культурного комплекса и т.п.). Правда, в условиях значительного бюджетного дефицита такое поощрение не может не быть ограниченным. Однако японский опыт послевоенного восстановления экономики (и в условиях несбалансированности доходов и расходов бюджета) включал предоставление налоговых послаблений в обмен на проведение модернизации производства, сокращение энергоемкости, освоение лучших зарубежных образцов продукции.
    4. продуманные налоги обеспечивают прогрессивные структурные преобразования экономики, сглаживание региональных диспропорций. Так, налоговое стимулирование инвестиционной деятельности средствами политики ускоренной амортизации является в то же время и инструментом осуществления структурной политики государства. Регулярно пересматриваемая министерством финансов дифференциация норм амортизационного списания в зависимости от вида вещественных носителей основного капитала (станки, оборудование, здания, очистные сооружения, транспортные средства и т.п.) четко ориентируют фирмы в направлении приоритетного вложения инвестиционных ресурсов в наиболее значимые для государства в данный момент отрасли. Одновременно со структурно-инвестиционными целями государство тем самым обеспечивает и расширение занятости в стране и реализацию ряда значимых природоохранных мероприятий.

    Функции налогов тесно взаимосвязаны. В одной ситуации они могут дополнять друг друга, в другой - исключать своих "партнеров". Так, реализация налогами своей фискальной функции обеспечивает создание материальных условий для существования и функционирования государства - а значит, для обеспечения его регулирующего воздействия на народное хозяйство. При этом фискальная функция налогов в долгосрочном периоде может быть осуществлена путем не завышения, а, напротив, сокращения их величины - в случае, если подобное налоговое регулирование экономики оказывает стимулирующее воздействие на инвестиции, производство, занятость и доходы населения. Гипертрофия перераспределительной функции налогов неминуемо влечет за собой подавление экономической активности, нерациональное использование бюджетных средств, рост теневой экономики и, следовательно, ослабление финансовых основ эффективного налогового регулирования национальной экономики.

    Налоги - ровесники государства. Уже несколько веков экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения. Так, А. Смит в своем "Исследовании о природе и причинах богатства народов" (1776 г.) сформулировал принципы налогообложения - справедливости, определенности, удобства, экономичности, - которые в дальнейшем были дополнены и развиты экономической наукой. И эти принципы сегодня звучат следующим образом:

    1. Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков. Для реализации данного принципа налогообложение должно быть максимально простым и понятным для налогоплательщиков - в интересах сокращения издержек на исчисление и сбор налогов и исключения возможностей их уклонения (по причине незнания неких тонкостей) от выполнения своих обязательств перед государством. В то же время нередко встречающиеся в нашей литературе предложения максимально упростить систему налогообложения путем резкого сокращения числа налогов не находит поддержки у правительств большинства стран, которые предпочитают вводить не один и не два, а во всяком случае несколько небольших и менее обременительных для населения налоговых изъятий. Далее, общество должно быть информированным и знать, в чем состоит целесообразность введения того или иного налога, кто и в какой форме должен его платить. Важно, чтобы каждый понимал связь между уплатой налогов и произведенными в его пользу бюджетными расходами. При этом налоговая система должна быть построена так, чтобы она могла отразить общественные предпочтения, выраженные в политических процессах, она также должна стать объектом общественного контроля.
    2. Принцип единства гибкости и стабильности налогообложения предполагает автоматическое реагирование налоговой системы на изменение экономических условий: величину доходов, имущественное положение, уровень и структуру потребления, динамику цен и т.д. Поддержание стабильности налогообложения не может быть самоцелью, во имя которой стоило бы жертвовать какой-либо их функций налогов. Так, в период экономического спада налоговые ставки должны стимулировать производство товаров и услуг, а не загонять производителей в подпольную экономику. В фазе же экономического подъема, напротив, оправданно некоторое усиление налогового гнета. В то же время если налоги слишком часто изменяются, то такая нестабильность способна подорвать реализацию их стимулирующей функции. В связи с этим мировой практикой налогообложения доказана целесообразность осуществления раз в 5-7 лет кардинальных налоговых преобразований, а раз в 2-3 года - проведения критического анализа рациональности действующих налоговых норм.
    3. Принцип равенства обязательств (справедливости налогообложения). Коль скоро принудительное изъятие средств налогоплательщиков для финансирования общественных нужд является неизбежным, законное право государства на принуждение должно в равной степени применяться ко всем гражданам. В этом состоит фундаментальная особенность налогообложения в демократическом обществе по сравнению с обществом, признающим сословные, национальные и иные подобные привилегии. Общеприняты следующие два аспекта этого принципа, направленные на недопущение дискриминации в налогообложении - вертикальный и горизонтальный.

      Вертикальный аспект справедливости означает, что субъекты, получающие больше благ от государства, должны больше платить и налогов на его содержание. Отсюда вытекает первая концепция дифференциации налогов - концепция получаемых выгод. Согласно ей физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от существования государства. Достижение столь точного соответствия возможно в случае строгого целевого назначения каждого налога. Целевой характер имеют, например, взносы в пенсионные фонды, фонды медицинского и социального страхования. Увязка налога с конкретным направлением расходования средств, например, с конкретным видом общественных благ, создаваемых за его счет, называется маркировкой налога. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен, налог называется маркированным. Все прочие налоги являются немаркированными. Средства, аккумулируемые с помощью немаркированных налогов, могут использоваться для решения самых разнообразных задач по усмотрению тех органов, которые утверждают бюджет.

      Преимущество немаркированных налогов состоит в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики, способность государственных органов, не меняя налоговой системы, перераспределять поступающие средства между направлениями расходов. Однако оборотной стороной гибкости выступает ослабление зависимости бюджетной политики от тех или иных потребительских предпочтений населения.

      В современных налоговых системах доминируют немаркированные налоги. Это объясняется рациональным неведением потребителей общественных благ, их стремлением приобретать эти блага "в пакетах", предоставляя государственным органам право заниматься размещением государственных ресурсов без детальных консультаций с избирателями. Однако типичный налогоплательщик, проявляющий рациональное неведение, например, в вопросах распределения средств между разными оборонными программами, склонен держать под контролем связь между своими пенсионными взносами и пенсией, которую предстоит получать ему лично. Маркированными бывают и иные налоги. Так, в некоторых странах средства, поступающие от акцизов на бензин и налога на автомобили, направляются на содержание и развитие дорожной сети. В результате те, кто больше используют дороги, несут большую долю расходов по их финансированию. Средства, собранные в виде маркированных налогов, являются ведущим финансовым источников внебюджетных специальных фондов - как экономических, так и социальных -, создание которых обусловлено необходимостью гарантированного обеспечения (в той или иной степени) ряда чрезвычайно значимых для общества потребностей людей. Этих фондов в нашей стране более двадцати.

      При реализации концепции полученных выгод на практике могут возникнуть серьезные трудности:

      • часто попросту невозможно определить, какую личную выгоду получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение, полицию и т. п.
      • следуя этой концепции, необходимо было бы облагать налогами тех, кто нуждается в поддержке со стороны государства (пожилых людей, безработных, многодетных семей и т.п.). Например, очевидно, что в предпенсионном возрасте у работников обычно одновременно уменьшается доход и возрастает спрос на услуги государственной системы здравоохранения. И это делает во многих случаях малоприменимой вертикальную справедливость с соответствующей ей концепцией получаемых выгод.

      Альтернативный ей горизонтальный аспект справедливости предполагает, что субъекты, имеющие одинаковые доходы, должны иметь - независимо от того или иного источника их получения - и равные налоговые обязательства. Дифференциация налогообложения имеется и здесь, но осуществляется она в соответствии с другой концепцией - платежеспособности. В ней отражается зависимость налога от объема покупок, а также от размера получаемого дохода: имеешь больший доход - большую его долю отдаешь в бюджет. И наоборот. Сложность реализации данной концепции сопряжена, прежде всего, в невозможности точного измерения чьей-то способности платить налоги. Кроме того, достаточно сложно измерить и величину дохода. Простейший вариант здесь - принимать во внимание только денежные поступления. Однако в этом случае в преимущественном положении окажутся те граждане, которые получают значительную часть доходов вне сферы рыночных отношений. С другой стороны, на рынке труда может возникнуть тенденция к широкому использованию неденежных форм вознаграждения: дополнительных отпусков, "бесплатных" обедов на производстве и т.п. Следовательно, дифференцируя налоги на основе различий в платежеспособности, нельзя полагаться только на данные о денежных доходах.

      Реализация концепции платежеспособности связана с установлением оптимальных ставок налогообложения. Ставка налога - определенная доля подлежащих перечислению в бюджет средств в расчете на единицу обложения (на рубль дохода, имущества, на автомобиль и т.п.). Налоговые ставки устанавливаются законом и закрепляются на длительное время. Но они могут быть пересмотрены, если размеры налоговых поступлений в бюджет не соответствуют новым целям государства. Выбирая оптимальные налоговые ставки, необходимо представлять себе их основные виды:

      Ставки бывают:

      • твердые - устанавливаются в абсолютной величине на единицу обложения независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти, корову и т.п.),
      • пропорциональные - если налог возрастает в той же пропорции, что и доход плательщика,
      • прогрессивные - если доля налога в доходе растет по мере его увеличения, и неравенство в экономическом положении сокращается. При этом налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю,
      • регрессивные - когда доля налога в доходе снижается по мере его увеличения, и неравенство после выплаты налогов возрастает. Регрессивными обычно являются косвенные налоги: в доходах менее обеспеченных (а потому сберегающих меньшую долю своего дохода) групп населения доля этих налогов выше, чем у более обеспеченных.

      Исторически раньше других появились пропорциональные ставки налога. Однако еще во времена А. Смита было доказано, что действительно пропорциональное налогообложение невозможно, т.к. налог в размере, например, 10% оказывается значительно более тяжелым для бедняка, чем для миллионера: 50 из 500 руб. и 1 млн. из 10 млн. долларов - весьма различные вещи. В реальности налоги бывают либо прогрессивными (дискриминируют лиц с большими доходами), либо регрессивными (ложатся своей основной тяжестью на малоимущие слои населения). Одной из целей регрессивного налогообложения является стимулирование роста дохода или имущества его субъектов. Однако, будучи крайне несправедливыми, регрессивные налоговые ставки подрывают социальную стабильность в обществе. С другой стороны, чрезмерно прогрессивные налоги сковывают инвестиционную активность, подрывают стимулы к нововведениям, а в условиях открытой экономики вызывают утечку капиталов за границу. Поэтому не случайно многие экономисты (особенно неоклассического направления) выступают против правительственных мер по перераспределению доходов через прогрессивное налогообложение. Как отмечает М. Фридмен, прогрессивные налоги отталкивают людей от занятий, сопряженных с крупным риском, заставляют их искать различные лазейки в законодательстве для снижения налоговых платежей. "Будучи либералом, - пишет он, - я не нахожу никаких оправданий для системы прогрессивного налогообложения, вводимой исключительно с целью перераспределения дохода". В современных условиях ставки налогов в развитых странах являются "плавающими" (могут ежегодно корректироваться в ту или иную сторону), а вот правила, принципы налогообложения являются стабильными в течение многих лет.

      Как видим, принцип равенства в налогообложении никогда не реализуется в полной мере. На практике налоговая политика правительства как некая комбинация обеих концепций налогообложения строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства (если правит антинародное правительство, то государственный аппарат содержится в основном небогатыми слоями общества; в социальном же государстве до определенного уровня благосостояния налоги не взимаются вовсе), взглядами правящей политической партии, требованиями момента, уровнем потребности правительства в доходах и т.п.

      Принцип эффективности (экономичности) налоговой системы, в соответствии с которым сумма поступления от каждого из действующих налогов должна существенно превышать затраты на их аккумуляцию в бюджетной системе. Не может быть введен никакой новый вид налоговых изъятий, если властями не приведено убедительных доказательств в пользу того, что он принесет в бюджет средств минимум в 10 раз больше чем административные затраты на обслуживание налогоплательщиков.

      В мировой практике сложились два концептуальных подхода к реализации принципа эффективности налоговой системы. Первый, поддерживаемый неоклассиками нейтралистский подход, предусматривает относительно невысокие налоговые ставки и широкую налоговую базу без использования налоговых льгот - для того, чтобы свести к минимуму влияние налоговой системы на экономические решения налогоплательщика как потребителя, инвестора и предпринимателя и дать свободу действия рыночным силам. Определенные льготы, безусловно, сохраняются и здесь, но лишь в интересах социальной защиты малоимущих, в том числе в виде "отрицательного подоходного налога". Второй, выдвигаемый кейнсианцами интервенционистский поход предполагает дифференциацию налогов, использование многочисленных льгот и даже полного освобождения от налогов при высоких общих налоговых ставках. Этот подход по идее предусматривает целенаправленное стимулирование отдельных групп производителей или потребителей. Однако на деле предоставление налоговых послаблений нередко происходит под влиянием лоббистских групп.

    4. Принцип соразмерности налогообложения, предусматривающий нахождение наилучшего для каждого данного этапа развития экономики сочетания интересов налогоплательщиков с интересами государственной казны, при котором достигается минимизация негативных последствий для каждой из противоборствующих сторон того или иного уровня налогообложения. Реализация данного принципа требует установления всякий раз оптимального налогового бремени экономических агентов. При этом необходимо учитывать, что высокие налоги - понятие весьма относительное: в аграрных обществах они одни, в высокоиндустриальных - другие, более высокие. Но то, что некие пределы роста налогового бремени всегда существуют, это было очевидно всегда (так, до ХХ века предельно допустимой признавалась величина суммарных налоговых сборов свыше 10% ВВП или 15% национального дохода). При поиске наилучшего на данный момент значения эффективности налоговой системы следует учитывать, что чрезмерно низкие налоги могут сократить налоговые поступления. А при неоправданном завышении нормы налогообложения:

      • начинается, как отмечали ученые еще древнего Китая и Римской империи, бегство с земли, растут бродяжничество, бандитизм, иногда противоречия в общество обостряются вплоть до серьезных беспорядков и крестьянских восстаний;
      • могут увеличиться налоговые издержки, которые включают потенциальные потери доходной части государственного бюджета;
      • появляются так называемые "налоговые клинья" - между рыночной оценкой определенных товаров и услуг и тем возмещением, которое получают их производители. Так, если хлеб продается населению по цене 10 руб., а его производителю достается всего 3 руб., то производственные ресурсы уходят из убыточного в таком случае сельского хозяйства, хотя они объективно нужны здесь для удовлетворения общественных потребностей. В результате ресурсы в народном хозяйстве распределяются неэффективно;
      • при увеличении ставок подоходных налогов ослабляются стимулы к труду. Так, облагая налогом заработную плату, правительство делает невыгодным для лиц наемного труда работать сверхурочно или брать работу на дом, им становится невыгодным и повышать свою квалификацию и т.п.;
      • происходит неуклонный рост "теневой экономики" за счет сужения экономики легальной. Тот факт, что до 40% всей хозяйственной деятельности в России находится в теневом секторе, означает, что предприятия, полностью платящие все налоги, несут на себе налоговое бремя, почти вполовину более высокое, чем это вытекает из среднестатистических данных. Можно ли в этих условиях удивляться неуклонному расширению подпольной экономики в нашей стране?
      • повышение косвенных налогов, удорожая продукцию, приводит к инфляции и сокращению объема ее производства - правда, в различной степени: в зависимости от эластичности спроса по цене. Чем выше эта эластичность, тем более резко падает спрос на товар вследствие роста его цены;
      • мировым опытом выявлена закономерность: страны с высоким уровнем налогообложения имеют сравнительно низкую инвестиционную активность (Швеция, Австрия, Франция, Германия). И, наоборот, в странах, где налоги невысоки, нет серьезных проблем в инвестиционной сфере (США, Великобритания, Швейцария);
      • растут административные издержки на содержание аппарата налоговой полиции.

    1. Функции и принципы налогообложения

    Налоги являются важной экономической категорией, исторически связанной с существованием и эволюцией государства как такового. Согласно статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, налогом называют обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

    Как правило, выделяют несколько основных, так называемых сущностных признаков налога:

    1) отношения власти и подчинения. Субъект налога не имеет права отказываться от выполнения возложенных на него обязанностей по уплате налога. В случае отказа субъекта от обязательного внесения своего вклада в бюджетный фонд могут применяться санкции от штрафа до лишения свободы;

    2) смена собственника. Посредством налогов некоторая доля частной собственности в денежном выражении становится государственной. Таким образом и формируется централизованный бюджетный фонд, в котором происходит обезличивание денег;

    3) безвозвратность и безвозмездность. Налоги никогда не возвращаются плательщику обратно, и он не получает ничего взамен.

    Кроме того, для понимания принципов налогообложения необходимо знать элементы налогов . К ним относятся:

    1) субъект налога;

    2) носитель налога;

    3) объект налога;

    4) единица и масштаб обложения;

    5) ставка налога;

    6) оклад налога;

    7) налоговый период;

    8) налоговая льгота;

    9) налоговая квота;

    10) налоговая политика;

    11) налоговый кадастр;

    12) система налогов.

    Рассмотрим эти понятия немного подробнее.

    Под субъектом налога обычно понимают лицо, на которое законодательно возлагается обязанность выплачивать налог. Переложить эту обязанность на другое лицо можно через механизм цен.

    Носитель налога – это физическое или юридическое лицо, которое непосредственно уплачивает налог из своего дохода.

    Объектом налога является то имущество или доход, который и облагается налогом, причем объектом налога могут быть самые разнообразные предметы, например недвижимость, предметы потребления, доходы.

    Источник налога – это доход, за счет которого данный налог уплачивается.

    Единицей или масштабом налога называется некоторая часть налога, принимаемая за основу при исчислении размеров налога.

    Под ставкой налога понимают размер налога, установленный непосредственно на единицу налога. Ставка налога может быть установлена как в абсолютных единицах (денежном выражении), так и в процентах.

    Оклад налога – это та сумма налога, которая получена со всего объекта налогообложения за определенный период. Она подлежит внесению в бюджетный фонд.

    Налоговой квотой называется доля оклада налога в источнике налога. Именно налоговая квота показывает тяжесть налогового бремени, так как она демонстрирует, какую часть своего дохода плательщик изымает из общих доходов на каждый отдельный налог и все налоги в целом.

    Налоговой льготой называют снижение размера налогообложения в связи с объективными причинами.

    Налоговая политика – это меры, принимаемые в области налогообложения и направленные на достижение какой-либо конкретной цели.

    Налоговый кадастр – это перечень объектов налога, в котором указывается их доходность.

    Система налогов – это перечень предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых государством.

    Чтобы разобраться в принципах налогообложения, надо прежде всего рассмотреть понятие принципов как таковых. Итак, принципами называют основные и главенствующие идеи или ведущие положения, определяющие начало чего-либо. По отношению к налогообложению принципами можно назвать основополагающие идеи, которые существуют в сфере налогов. Причем в различных налоговых сферах выделяют свою систему принципов. Существуют три основные системы принципов.

    1. Экономические принципы налогообложения.

    2. Юридические принципы налогообложения.

    3. Организационные принципы налогообложения.

    К экономическим принципам относят базовые сущностные положения, объясняющие целесообразность налогов и оценивающие их как отдельное экономическое явление. Среди этих принципов выделяют четыре основных:

    1) принцип справедливости;

    2) принцип соразмерности;

    3) принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков;

    4) принцип экономичности (эффективности).

    Правовые принципы налогообложения часто используют в международной практике. К ним относят:

    1) принцип юридического равенства перед законом любых хозяйствующих субъектов и всех граждан;

    2) все налоговые преференции обязательно утверждаются в законе;

    3) принцип стабильности и последовательности в политике налогов;

    4) принцип налоговой прозрачности;

    5) обратная сила налогового закона запрещается, а именно: система ответственности основана на презумпции невиновности налогоплательщика, учитывая гибкое налоговое воздействие на нарушителей налогового законодательства;

    6) принцип ориентации на прогрессивные формы налогообложения;

    7) принцип антидискреционности решений налоговых органов;

    8) принцип соразмерности распределяемых налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы с расходами, величина которых ежегодно утверждается финансовым законодательством.

    Под организационными принципами налогообложения понимают, как правило, те положения, на основе которых строится и работает сама система налогообложения. К таким принципам относятся:

    1) принцип единства;

    2) принцип подвижности;

    3) принцип стабильности;

    4) принцип множественности налогов;

    5) принцип исчерпывающего перечня налогов.

    Итак, налогообложение в целом строится всегда на основе общих определенных принципов. Однако налоги являются стоимостной категорией, поэтому различаются по функциям, которые и показывают их социально-экономическую сущность и назначение. В основном выделяют такие функции налогов , как:

    1) фискальная , подразумевает обеспечение финансирования государственных расходов, а именно отторжение части доходов организаций или граждан, идущей на содержание государственного аппарата, обороны и непроизводственной сферы, не имеющей своих источников доходов. Это первостепенная функция налогов;

    2) регулирующая , представляет собой функцию поддержания социального равновесия посредством изменения соотношения между доходами различных социальных групп, что помогает сглаживать социальное неравенство. Это очень важная функция для страны, экономика которой основана на товарно-денежных отношениях. Для эффективного функционирования экономической системы в стране необходимо государственное регулирование, которое наиболее эффективно осуществляется посредством налогов. Грамотно изменяя налоговые ставки, льготы и штрафы, вводя и отменяя различные виды налогов, государство может способствовать развитию различных отраслей и производств и решать актуальные социальные проблемы страны;

    3) стимулирующая функция выражается в том, что с помощью налоговых льгот и санкций государство может стимулировать технический прогресс и капитальные вложения в расширение производства и таким образом увеличивать число рабочих мест. Правильно организованная налоговая система подразумевает взимание налогов только со средств, которые идут на потребление, и таким образом, средства, идущие на капитальные вложения, освобождены от налогов полностью или частично;

    4) социальная функция выражается в том, что посредством налогов в бюджете накапливаются финансовые средства, при помощи которых можно решать народнохозяйственные и социальные проблемы через финансирование специальных программ. Кроме того, посредством налогов государство может перераспределять некоторую часть прибылей предприятий и предпринимателей, а также доходов граждан, вкладывая впоследствии эти средства в капиталоемкие и фондоемкие отрасли, у которых длительные сроки окупаемости затрат.

    Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

    21. Общие принципы организации налогообложения Объектом налогообложения может быть действие, состояние или предмет. В этом качестве выступают: имущество; операции по реализации товаров (работ, услуг); стоимость реализованных товаров (работ, услуг); прибыль; доход (в виде

    Из книги Всё об УСН (упрощенной системе налогообложения) автора Терехин Р. С.

    1. Общие принципы налогообложения Каждый предприниматель, начиная свой бизнес, обязательно столкнется с уплатой налогов. Согласно ст. 57 Конституции РФ, каждый должен платить законно установленные налоги и сборы.Учитывая возросшую меру ответственности предпринимателей

    Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

    3. Принципы налогообложения в РФ Выделяют юридические, организационные и экономические принципы.Юридические принципы:1) принцип равного налогового бремени;2) принцип установления налогов законом;3) принцип отрицания обратной силы закона;4) принцип приоритета

    Из книги Учет и налогообложение ценных бумаг и долей автора Иванова Ольга Владимировна

    6.2. Основные принципы налогообложения сделок РЕПО 6.2.1. Налогообложение доходов и расходов по сделке РЕПО При осуществлении операции РЕПО не меняются цена приобретения ценных бумаг и размер накопленного процентного (купонного) дохода на дату исполнения первой части РЕПО

    Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    7. Принципы налогообложения: понятие, признаки, функции Принцип налогообложения – основополагающее базовое положение, лежащее в основе налоговой системы государства. Часть таких принципов закреплена нормативно, другие выводятся путем толкования налогового

    Из книги Оптимизация налогообложения: рекомендации по и уплате налогов автора Лермонтов Ю М

    1.4. Принципы оптимизации налогообложения Система оптимизации налогообложения основывается на определенных принципах – основных руководящих началах, среди которых отметим следующие:– принцип адекватности затрат.Стоимость создания системы оптимизации

    Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

    4.3. Функции и основные элементы налогообложения Налогообложение – сбор, взимаемый центральным правительством или местными органами власти с физических лиц и корпоративных организаций для финансирования расходов государства, а также в качестве средства проведения

    Из книги Бухгалтерский и налоговый учет прибыли автора Нечитайло Алексей Игоревич

    6.1. Экономическая сущность, функции и элементы налогообложения прибыли Налоги – основа финансовой системы государства, основной источник формирования доходной части государственного бюджета. За счет налогов формируется преобладающая часть доходов как федерального,

    Из книги Бухгалтерский учет с нуля автора Крюков Андрей Витальевич

    Принципы налогообложения Налоги должны быть простыми, чтобы их было легко рассчитывать. Иначе расходы организации и государства, связанные с расчетом и уплатой налогов, а также последующими проверками, могут превысить суммы собираемых налогов. В налоговом

    Из книги Маркетинг. Краткий курс автора Попова Галина Валентиновна

    Тема 3 ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Из книги Ценообразование автора Якорева А С

    52. Принципы определения цены для целей налогообложения 1 января 1999 г. вступила в силу первая часть налогового кодекса РФ. В связи с этим поменялся порядок определения цен на товары и услуги для целей налогообложения. Применяемая для расчета налога цена реализации – это

    Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

    101. Принципы и функции международного кредита Связь международного кредита с воспроизводством проявляется в следующих принципах:1. Возвратность кредита. Если полученные средства не возвращаются, то имеет место безвозвратная передача денежного капитала, т. е.

    Из книги Доходы и расходы по УСН автора Суворов Игорь Сергеевич

    1.1. Принципы упрощенной системы налогообложения Принцип введения в действие упрощенной системы налогообложения заключался в поддержке и стимулировании малого бизнеса путем уменьшения затрат на бухгалтерский учет, упрощения процедуры отчетности в налоговые органы и у

    Из книги Экономическая теория. автора Маховикова Галина Афанасьевна

    Из книги Микроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

    5. Налоговая политика, принципы и функции налогообложения Налогообложение – один из главных источников обеспечения доходом государственного бюджета. Данная функция может быть реализована только путем целенаправленной налоговой политики, которая в зависимости от

    Из книги Информационные технологии и управление предприятием автора Баронов Владимир Владимирович

    Базовые принципы и функции управления проектом «Управление проектом (УП), или Project Management (PM), – это искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения современных методов и техники управления для

    Функции налогов

    Функции налогов – это проявление их сущности в действии. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы, а также опосредованно (через систему льгот и санкций) воздействует на производителей товаров, работ и услуг.
    Следует отметить, что в отечественной и зарубежной литературе единое мнение по функциям налога отсутствует. Традиционно выделяют следующие функции налогов.

    1. Фискальная – обеспечение формирования финансовых доходов государства, муниципальных образований, необходимых для осуществления экономических, политических и социальных потребностей общества.

    Эта функция главная и неизменная на всех исторических этапах развития государства. Призывы к понижению фискальной значимости налогов являются популистским лозунгом, речь должна идти не об этом, а о снижении налогового бремени и расширении налоговой базы.
    Налоговое бремя – обобщенная характеристика действия налогов, указывающая на долю обязательных налоговых изъятий в ВВП страны, а также в доходах отдельных категорий налогоплательщиков.
    В развитых странах в середине 90-х годов доля налогов в ВВП колеблется от 30 % (США, Япония), до 55 % (Скандинавские страны), в странах ЕС – 40,8 %. Тенденции к снижению налоговых поступлений в бюджеты не прослеживаются.
    Для России в последние годы этот показатель составляет 29 - 34 %, по итогам 2007 г. налоговая нагрузка составила 29,3% ВВП.

    1. Практически до начала 30-х годов фискальная функция являлась единственной, затем к ней добавилась регулирующая функция (стимулирующая, стабилизирующая).
      Эта функция реализуется через систему налоговых льгот и санкций, ставок налогов, налоговых вычетов и т. д. Благодаря этой функции осуществляется развитие малого бизнеса; регулирование экспортно-импортной деятельности; стимулирование НТП.
    2. Контрольная функция – заключается в деятельности налоговых органов по проверке соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, своевременности и полноты выполнения ими налоговых обязательств.
    3. Социальная – обеспечивает социальное равновесие в обществе путем перераспределения доходов между различными группами населения, посредством неравного обложения их доходов.

    Все функции взаимосвязаны и противоречивы. Так, чрезмерный упор на фискальную сторону налогообложения, сдерживает развитие производства; неумеренное использование налоговых льгот приводит к уменьшению государственных доходов, росту дефицита, инфляции.
    Регулирующая функция эффективна в условиях экономической и финансовой стабильности; в кризисных условиях ее значение ослабевает.
    В фискальной функции лежит противоречие между необходимостью расширения доходов государства и ограниченными возможностями хозяйствующих субъектов.
    В рамках налоговой системы происходит увязка в единое целое всех функций налога.
    Принципы налогообложения
    Принципы налогообложения – это базовые положения, которым должна удовлетворять любая система налогообложения, чтобы считаться надежной (с т. з. обеспечения деятельности государства), справедливой (с т. з. налогового бремени среди плательщиков) и эффективной (с т. з. экономии ресурсов, времени и сил всех участников налогового процесса).
    Принципы налогообложения в классической форме впервые сформулировал шотландский экономист А. Смит в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Эточетыре принципа или «максимы» налогообложения:

    1. справедливости – сообразность размеров обложения с размерами получаемых доходов;
    2. определенности – налог должен быть определен в отношении размера, а также времени и способа его уплаты;
    3. удобства для налогоплательщиков – налог должен взиматься наиболее удобным для налогоплательщика способом и в наиболее удобное для него время;
    4. дешевизны – всякий налог должен быть устроен так, чтобы приносить налогоплательщикам наименьшие затраты в связи с его взиманием.

    Особое внимание исследованию принципов налогообложения уделял немецкий экономист Адольф Вагнер (1835-1917), который рассматривал их с позиций потребностей государства, а не налогоплательщика. Он ставил задачу формирования налоговой системы, которая бы создавала возможность повышения сбора налоговых платежей в соответствии с ростом потребностей в государственных расходах. Эти принципы он объединил в четыре группы:

    1. финансовые – достаточность и эластичность (подвижность) обложения;
    2. общеэкономические – выбор объектов обложения и правильное сочетание форм налогообложения, видов налогов;
    3. этические – всеобщность и справедливость налогообложения;
    4. административно-технические – определенность налога, удобство его уплаты, снижение затрат на взимание налога.

    Современная теория и практика налогообложения выработали ряд не менее важных принципов, сгруппированных в следующие группы.
    Экономические принципы:
    Сегодня «справедливость» понимается как изъятие с большего дохода большей доли налога, что является обоснованием для перехода от пропорциональных к прогрессивным ставкам.
    «Эффективность» означает минимизацию для налогоплательщика затрат времени, труда и денег в связи с выполнением им обязанности уплаты налога. В трактовке А. Смита это его третий и четвертый принципы. Если в прошлом государство тратило на сбор налогов до 25 – 30%, от собираемой суммы, то сбор современных налогов обычно «стоит» казне не более 5 – 7%.
    Сбалансированность интересов налогоплательщиков и государственного бюджета. Этот принцип характеризуется кривой Артура Лаффера, американского профессора - экономиста, показывающей зависимость доходов бюджета от ставки налога (рис. 1).

    Рис. 1. Кривая Лаффера

    Кривая показывает, что наилучший экономический результат достигается не когда налоги самые низкие, а когда они оптимальные. И не может быть одного, на все случаи жизни, оптимального уровня налоговых изъятий.
    Поступления налогов увеличиваются с ростом ставки и падают после некоторого значения ставки (оптимального предела). Изъятие у налогоплательщиков значительной суммы доходов (40 - 50 %) является пределом, за которым лишается смысла предпринимательская деятельность и начинается массовый уход налогоплательщиков от налогообложения. Ряд отечественных ученых считают, что «эффективным» является изъятие 30 % доходов.
    Вопрос о кривой Лаффера. является предметом дискуссий. Некоторые экономисты доказывают, что эмпирические данные не подтверждают существования закономерности, выявленной Лаффером. Действительно в жизни сложно ответить на вопрос, при какой ставке начинают снижаться поступления налогов, сам Лаффер не устанавливал величину такой ставки.
    «Определенность» налога должна дополняться требованием уплаты налога лишь в национальной денежной валюте.
    Юридические принципы:

    • равное налоговое бремя – предусматривает всеобщность уплаты налогов и равенство налогоплательщиков перед налоговым законом;
    • приоритет налогового закона над неналоговым в сфере налогообложения;
    • установление налога законом;
    • запрет введения налога «задним числом» (в отношении истекших налоговых периодов)
    • сочетание интересов государства и субъектов налоговых отношений в налоговых правоотношениях;
    • обязательность установления всех элементов налогообложения при введении любого налога.

    Организационные принципы:

    • стабильность – устойчивость видов налогов и их ставок во времени;
    • единство налоговой системы – не допускается установление налогов, ограничивающих свободное перемещение товаров в пределах РФ;
    • подвижность – оперативное изменение налогового бремени;
    • множественность налогов – позволяет обеспечить наполняемость бюджета посредством обложения налогами различных объектов и субъектов налогообложения;
    • принцип исчерпывающего перечня налогов – ограничение представительных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления при установлении налогов, не предусмотренных Налоговым кодексом;
    • принцип гармонизации налогообложения с другими странами – позволяет не допустить двойного налогообложения.

    В Налоговом кодексе в ст. 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» некоторые из выше приведенных принципов отражены следующим образом.
    «Определенность» налога – налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и основные элементы налогообложения.
    Под «справедливостью» налогообложения понимается необходимость для налогов иметь экономическое обоснование и недопустимость применения налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав.
    Запрет на применение налогов не установленных законом, т. е. не допускается ведение налогов, не предусмотренных Налоговым кодексом.
    Запрет налоговой дискриминации – не допускается дискриминация при налогообложении, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев; запрещается также дифференциация налогообложения в зависимости от формы собственности, гражданства или места происхождения капитала (последнее не распространяется на ставки ввозных таможенных пошлин).

    Классификация налогов

    Значительное место в теории налогов занимает вопрос их классификации по различным признакам. В экономической науке нет общепринятой классификации налогов. Обилие классификаций доказывает, что невозможно выявить один критерий, по которому налоги можно было бы отнести к той или иной группе.
    Первая классификация налогов была построена на основе признака перелагаемости налогов . Это разделение налогов на прямые и косвенные, известное с глубокой древности.
    Английский философ Дж. Локк (1632 - 1704) считал, что поземельный налог – это прямой налог, остальные налоги – косвенные.
    Физиократы подтвердили и углубили это деление, исходя из того, что один лишь доход землевладельца действительно чистый доход, из которого платятся все налоги. Французские экономисты В. Мирабо (1715 - 1789) и Ж. Тюрго (1727 - 1781) вообще выступали против косвенного налогообложения, признавая лишь прямой поземельный налог.
    А. Смит считал, что доходы получают не только с земли, но и с капитала и труда, которые он относил к прямым налогам. Он определил косвенные налоги как налоги, которые падают на расходы.
    Немецкий экономист Геккель разделил все налогообложение на подоходно-поимущественное обложение и обложение расходов потребления. Он подоходно-поимущественные налоги (поземельный, подомовой, промысловый, с денежных капиталов и с личного труда) отнес к категории прямых, а налоги на расходы на предметы потребления – к категории косвенных налогов.
    Деление налогов на прямые и косвенные на основе подоходно-расходного признака не утратило своего значения и в начале XXI в.
    Ряд экономистов: И.Т. Посошков (1652-1726), Джон Милль (1806-1873), Франсуа Кенэ (1694-1774), К. Маркс (1818-1883) выдвигали идею введения единого налога.
    Для некоторых категорий плательщиков, обложения некоторых видов деятельности единым налогом бывает эффективным. Так, введение в СССР в 1923 г. вместо множества налогов на крестьян единого сельхозналога оказало позитивное воздействие на развитие товарно-денежных отношений.
    Современные западные экономисты пропагандируют введение всеобщего налога на совокупные потребительские расходы взамен подоходного налога.
    Но в целом, идея введения единственного налога несостоятельна, ни одна налоговая база не является всеобъемлющей, что было доказано в начале ХХ в. российскими учеными.
    Не утихают дискуссии и о необходимом количестве налогов.