Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Налоги и платежи за пользование природными ресурсами. Значение платежей за природные ресурсы

Введение

1 Сущность системы платежей за природные ресурсы

2 Виды платежей за природные ресурсы

3 Система платежей за пользование природными ресурсами

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Одним из основных принципов природопользования и охраны окружающей среды является платность природопользования. Однако данный принцип сопровождает экономику нашей страны не так давно, да и не совсем эффективно.

Уникальный природно-ресурсный потенциал России при его эффективном использовании является одной из важнейших предпосылок устойчивого развития страны, как в настоящее время, так и на длительную перспективу.

Россия занимает ведущее место в мире по объему природных ресурсов. Так, доля России в мировых запасах нефти составляет 12-13 %, газа - 32 %, угля -11%, железа - 26 %, никеля - 36 %, кобальта - 18%, свинца 10 %, цинка - 15 %. По запасам алмазов, платиноидов, золота, серебра, титана, циркония, редких и редкоземельных металлов Россия входит в первую тройку стран мира. Валовая потенциальная ценность разведанных балансовых запасов основных видов полезных ископаемых России в конце 90-х годов прошлого века оценивалась почти в 30 трлн. долл. США, а прогнозный потенциал - в 150 трлн. долларов.

При этом большинство экспертов отмечают низкую эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами.

За последние годы рентные платежи в доходах бюджета не превышают 7-8% процентов, а по оценкам специалистов, они могут составлять до 20% доходов бюджета. В чем причина низких платежей за природные ресурсы? Или неэффективен механизм сбора таких платежей?

Очевидно, что доля доходов от эксплуатации природо-эксплуатирующего сектора в приходной части бюджета должна быть увеличена. Но как этого добиться?

Итак, цель данной контрольной работы – рассмотреть систему платежей за природные ресурсы в России.

1 Сущность системы платежей за природные ресурсы

Природно-ресурсные налоги и платежи в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, относятся к числу регулирующих доходов бюджета, распределение которых осуществляется ежегодно при принятии бюджета. В них заинтересованы субъекты Федерации, поскольку предельные размеры ставок указанных налогов и платежей по большинству природных ресурсов (водным, лесным, земельным и др.) устанавливаются на уровне Российской Федерации, а конкретные ставки – субъектами Российской Федерации, исходя из их географических, экономических, социальных и экологических условий.

Система платежей за природные ресурсы - это виды платы, методы определения размера отдельных видов платы, порядок установления, изъятия и использования платы.

Плата за природные ресурсы - это издержки предприятия, связанные с использованием природных ресурсов и рассчитанные в соответствии с действующей в стране методикой расчета затрат. На основе правил расчета затрат вся совокупность природных ресурсов делится на три группы:

1) Ресурсы закупаемые. Оцениваются ценой предприятия, добывающего, подготавливающего или производящего первичную переработку ресурса. Сюда относятся сырьевые и энергетические ресурсы.

2) Ресурсы изымаемые у природы. Они оцениваются издержками на их добычу и специальными выплатами (налогами) государственным или муниципальным фондам за каждую единицу используемого ресурса. К ним относятся изменяемые или используемые земля, вода, атмосфера, лес и полезные ископаемые, вовлекаемые в производство.

3) Ресурсы, являющиеся собственностью производителя (или предприятия). Сюда относят: отходы производства, возвращаемые в виде ресурса (металлоотходы), вторичные энергетические ресурсы, вода замкнутого оборотного цикла, собственная земля и т.п. Для оценки этих ресурсов существует три правила:

1) Ресурсы оцениваются по нулевой оценке;

2) Ресурсы оцениваются по издержкам на доставку и подготовку к использованию;

3) Ресурсы оцениваются по вытесняемым затратам за счет замены "первичного" природного ресурса.

Принцип "платности использования ресурсов" был закреплен как основополагающий в Законе "Об охране окружающей природной среды" в 1991 году. Платность использования ресурсов в природопользовании выполняет следующие функции:

· Рациональное и комплексное использование природных ресурсов;

· Улучшение охраны окружающей среды;

· Выравнивание социально-экономических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов;

· Формирование специальных фондов финансирования по охране и воспроизводству природных ресурсов.

2 Виды платежей за природные ресурсы

Все виды платежей за природные ресурсы устанавливаются в виде твердых ставок (нормативов) в расчете на единицу потребляемого (применяемого) ресурса запасов полезного ископаемого, 1 м³ воды и др. Платежи датируются с учетом качественных характеристик ресурсов и природных условий эксплуатации. За нарушение действующих норм и лимитов использования природных ресурсов (например, сверхнормативный расход запасов полезных ископаемых) применяются повышенные платежи, выплачиваемые из дохода предприятий - нарушителей.

Согласно Закону Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" плата за природные богатства (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) в общем виде взимается:

· За право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

· За сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

· На воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плательщиками являются предприятия, объединения и организации, которые используют природные ресурсы или оказывают воздействие на окружающую среду, вне зависимости от форм собственности.

Плата за пользование природным ресурсом - это цена потребляемого количества ресурса или услуги, оказываемой при пользовании природным ресурсом. Законодательно плата за пользование природными ресурсами включена в состав налоговой системы, т.е. платежи за природные ресурсы являются налогами.

В настоящее время платежи за природные ресурсы регламентируются следующими основными законами РФ: "Об основах налоговой системы в РФ", 1991 г.; "О плате за землю", 1991 г.; "Об охране окружающей среды", 1991 г.; "Об акцизах", 1991 г.; "Земельный кодекс", 1991 г.; "О недрах", 1992 г.; О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О недрах", 1995 г.; "О животном мире", 1995 г.; "О соглашениях о разделе продукции", 1995 г.; "Водный кодекс РФ", 1995 г.; "Лесной кодекс РФ", 1997 г.

Плата за нерациональное использование природных ресурсов - это форма экономической ответственности предприятия за ущерб, причиненный в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов и их рационального использования.

Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов - это компенсация затрат организаций и ведомств, которые осуществляют воспроизводство и охрану отдельных видов природных ресурсов. Этот вид платежей включается в себестоимость продукции. В настоящее время этот вид платежей установлен только по недрам. При определении размеров этого вида платежей учитывают: затраты за воспроизводство природного ресурса; система контроля состояния природного ресурса; особенности охраны конкретных видов природных ресурсов от отрицательных последствий хозяйственной деятельности.

3 Система платежей за пользование природными ресурсами

Платежи за основные виды природных ресурсов подразделяются на следующие:

· Плата за землю

· Система платежей при пользовании недрами

· Плата за воду

· Плата за лесные ресурсы

· Плата за ресурсы животного мира

Плата за землю регулируется Законом РФ "О плате за землю", а также другими нормативно-законодательными документами. Плата за землю взимается с целью стимулирования рационального использования земли; охраны и освоения новых земель; повышения плодородия почвы; выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества; развития инфраструктуры в населенных пунктах; формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Плата за землю распространяется на все земли всех категорий земельного фонда, т.е. земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения. Источником платы за землю является прибыль землепользователей. Формами платы за землю являются:

1) Земельный налог;

2) Арендная плата;

3) Нормативная цена земли.

Земельный налог - это плата за право пользования земельным участком. Земельный налог введен 1января 19992 года. Плательщиками земельного налога являются юридические лица, в т.ч. иностранные, и граждане, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или аренду на территории России. Размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Он не зависит от результатов хозяйственной деятельности, но учитывает качественные характеристики земель. Величина земельного налога зависит от вида земель. Существуют: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения и др.; земли природоохранного, природозаповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земли лесного и водного фондов и земли запаса. В основе дифференциации средних размеров налога за земли сельскохозяйственного назначения лежат материалы кадастровой оценки земель по группам почв пашни, а также по видам и подвидам сельскохозяйственных угодий (сенокосам, пастбищам и многолетним насаждениям).

Арендная плата - это плата взимаемая за земли, переданные в аренду (пользование). Арендная плата является формой реализации права собственника земельного участка на получение рентного дохода, образующегося при использовании данного участка земли, а также формой финансового обеспечения натурального или экономического воспроизводства сдаваемого в аренду земельного участка. Величина арендной платы базируется на нормативах земельного налога. Размер, условия и сроки внесения арендной платы устанавливаются на основе арендного договора. Арендная плата может быть установлена в денежной и натуральной форме.

Сущность, цели и задачи платежей в сфере использования природных ресурсов

Как мы уже сказали, пользование природными ресурсами происходит на платной основе.

Основным документом, регламентирующим активность в сфере использования природных ресурсов, является Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", принятый Верховным Советом Российской Федерации 19 декабря 1991 г.

Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

  • - за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
  • - за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
  • - на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Платность является одним из основных принципов природопользования.

В соответствии с законодательством об окружающей среде введение платности преследует достижение ряда целей:

  • - Во-первых, плата за пользование природными ресурсами является источником пополнения государственного и местного бюджетов, а также экологических фондов.
  • - Во-вторых, важнейшая цель платежей - стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят, и повышению эффективности их природоохранительной деятельности.

Платежи за охрану и воспроизводство природных ресурсов призваны компенсировать обществу затраты на восстановление и сохранение земель, лесов, водных и биологических ресурсов, воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В основе размеров платежей за охрану воспроизводимых природных ресурсов лежат затраты на рекультивацию нарушенных земель, на посадку лесных культур и уход за ними, на искусственной разведение рыбной молоди, очистку и берегоукрепление водоемов. Под воспроизводством невозобновимых ресурсов (минерально-сырьевых) понимаются поиск и геологическая разведка новых месторождений полезных ископаемых.

Эти платежи поступают в специальные целевые внебюджетные фонды, из которых направляются на проведение соответствующих мероприятий.

Принципы определения платы за пользование природными ресурсами

Ставки платы за использование природных ресурсов устанавливаются специальными нормативными актами: Законом РСФСР "О плате за землю"1991 г., Федеральным Законом "О плате за пользование водными объектами" 1998 г., постановлениями Правительства РФ "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" от 19 сентября 1997 № 1199, "О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах" от 29 сентября 1997 № 1251 (в ред. от 15 ноября 1997 № 1433), "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" от 28 августа 1992 № 632, Положением о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна", утвержденным Постановлением Правительства от 28 октября 1992 № 828 и др. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. - М. : Юриспруденция, 2000.

Анализ российского законодательства в части, касающейся установления принципов платности пользования четырьмя основными видами природных ресурсов, привел к следующим обобщениям.

  • 1. В большинстве случаев платежной базой выступает объем используемого ресурса (платежи за землю, недра, лес, при некоторых видах водопользования).
  • 2. При определении размера платежей за землю и недра учитывается качество ресурса. Причем, если дифференциация ставков налога на землю в зависимости от принадлежности к зонам различной ценности закреплена законодательно в Приложениях к Закону РФ "О плате за землю", то в случае с платежами за недра их окончательные размеры устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами с учетом критериев определения ставок, вводимых Постановлением Правительства Российской Федерации "Порядок расчета и критерии определения ставок платежей за пользование недрами".
  • 3. Зависимость размера платежа от экономических результатов использования ресурса субъектом хозяйствования существует только в случае оплаты пользования водным объектом без забора воды. В Законе РФ "О плате за землю" отдельно оговаривается, что "размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей".

Классификация, виды и формы платежей

Плата за использование природных ресурсов подразделяется на два основных вида:

  • - Плата за право пользования
  • - Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за право пользования природными ресурсами является формой реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов (объектов) и природопользователем, и включает в себя следующие составляющие.

  • 1) Рента (плата за использование природных ресурсов) - доход, который получает собственник природного ресурса, сдавая его в аренду или эксплуатируя самостоятельно. Величина дохода определяется, в первую очередь, природными свойствами ресурса. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. - М.: Изд-во "Аспект - Пресс", 1998, с.13. Для отдельных видов природных ресурсов рента имеет различное название. В горном законодательстве это платежи за пользование недрами, в лесном законодательстве - лесные подати за краткосрочное пользование участками лесного фонда и арендная плата - при их аренде, водный налог - в водном законодательстве.
  • 2) Отчисления на воспроизводство, восстановление и охрану природных ресурсов. Водный кодекс РФ предусматривает отчисления на восстановление и охрану водных объектов, ФЗ РФ "О недрах" - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
  • 3) Штрафы за сверхлимитное (сверхнормативное) использование природных ресурсов.
  • 4) Иные платежи, связанные с использованием природных ресурсов, отражают специфику реализации принципа платности ресурсопользования в отношении отдельных природных ресурсов. Так, горное законодательство предусматривает в качестве платежей сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий, акцизы, плату за землю или акваторию и участок дна территориального моря, плату за геологическую информацию о недрах, Водный кодекс РФ - сбор за выдачу лицензий на водопользование.

Плата за ресурсопользование распределяется между бюджетом РФ и бюджетами субъектов РФ, на территории которых осуществляется использование природных ресурсов.

Состав и порядок применения весьма разветвленной системы платежей за пользование природными ресурсами (ресурсных платежей) уточняются по мере обобщения накапливаемого опыта.

Конкретные виды платежей установлены в актах экологического законодательства применительно к отдельным природным ресурсам.

В настоящее время действуют следующие виды платежей (налогов) за пользование отдельными видами природных ресурсов:

  • - Земля. Плата за пользование землей взимается в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" в форме земельного налога и арендной платы. Земельный налог взимается с собственников, пользователей и владельцев земельных участков. Арендная плата соответственно платится арендаторами, ее размер определяется соглашением сторон.
  • - Лесные ресурсы. За пользование лесным фондом взимаются лесные подати (при краткосрочном пользовании) и арендная плата (при аренде участков лесного фонда) (ст. 103 Лесного кодекса РФ);
  • - Водные ресурсы. Система платежей, связанных с пользованием водами, включает плату за пользование водными объектами (водный налог), плату на восстановление и охрану водных объектов (ст. 123 Водного кодекса РФ);
  • - Животный мир. В соответствии с ФЗ "О животном мире" система платежей за пользование животным миром включает в себя плату за пользование животным миром и штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.
  • - Недра. При пользовании недрами производятся платежи в виде сбора за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии, платы за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизов, платежи за пользование акваторией и участками морского дна (ст. 39 Закона РФ "О недрах").

В России действует четко организованная система учета природных ре­сурсов и система платежей за использование природных ресурсов. Учет при­родных ресурсов осуществляется через систему кадастров природных ресур­сов.

Кадастры природных ресурсов - это свод экономических, экологичес­ких, организационных и технических показателей, характеризующих коли­чество и качество природного ресурса, а также состав и категории природо-пользователей. Данные кадастров лежат в основе рационального использо­вания природных ресурсов, охраны природной среды; на их базе определя­ется стоимость оценки природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды. Единого када­стра природных ресурсов не существует, они представлены по видам при­родных ресурсов и образуют определенную экономико-правовую структуру.

Для субъектов хозяйственной деятельности (юридических и физических лиц) платным является пользование всеми основными природными ресур­сами: земельными, водными, лесными, объектами животного мира и вод­ными биологическими ресурсами, месторождениями полезных ископаемых. Формы платы за природные ресурсы разнообразны и включают: плату за право пользования ресурсами, выплаты за сверхлимитное и нерациональ­ное использование природных ресурсов, выплаты на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за природные ресурсы представляет собой расходы природополь-зователя, связанные с их разведкой, извлечением и использованием, а так­же на возмещение убытков, возникающих из-за экологического ущерба ок­ружающей среде и здоровью людей. При этом она включает в себя две су­щественно различающиеся между собой составные части.

Во-первых, это плата за право пользованием природными ресурсами, в которой экономически реализуется право собственника ресурсов на получе­ние части прибыли от эксплуатации каждого вида ресурсов. В этом виде платы реализуется абсолютная рента, которая ранее изымалась в федеральный бюджет, не заинтересовывая регионы в эксплуатации природных ре­сурсов. Данный вид платы формируется исходя из затрат на компенсацию потерь региона и не зависит от финансово-хозяйственных показателей дея­тельности предприятия. Обычно абсолютная величина платежа определяет­ся по итогам конкурса (тендера) или увязывается с уровнем банковского процента. На практике в эту плату входит и дифференциальная рента, т.е. стоимостная оценка различий в самих ресурсах, которая влияет на эффек­тивность их эксплуатации. Например, месторождение, более благоприятное по горно-геологическим условиям и содержанию полезных компонентов, эксплуатируется с большим эффектом, чем месторождение с худшими по­казателями. Очевидно, что получаемый при этом экономический эффект не зависит от вклада природопользователя и уже только по этой причине мо­жет быть изъят. В основе практического применения данного принципа ле­жит экономическая оценка природных ресурсов, которая может осуществ­ляться по рыночным ценам, замыкающим затратам и другим методичес­ким принципам, которые были рассмотрены выше. Применение перечис­ленных составляющих платы за право пользования природными ресурсами ориентировано на повышение экономической заинтересованности природо-пользователей в интенсификации использования природных ресурсов, вне­дрении новых, более эффективных безотходных и природоохранных техно­логий.

Во-вторых, это плата на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Данная составляющая платы за природные ресурсы представляет собой оп­лачиваемые природопользователем расходы специализированных предпри­ятий и организаций на восстановление израсходованной в процессе хозяй­ственной деятельности части ресурсов. В основе этой платы лежит экономи­ческая оценка тех же ресурсов, но ориентированная на расчет потерь и фи­нансовых ресурсов, необходимых для рекультивации и восстановления ре­сурсов природной среды, нарушенных в процессе природопользования.

Следует также иметь в виду, что на ресурсы, непосредственно изымае­мые природопользователем, устанавливаются лимиты их использования. Они действительны определенный срок по каждому виду природных ресур­сов, которые определяются уровнем развития техники, технологических про­цессов, изменением потребностей в данном виде ресурса и его состоянием. В соответствии с установленными лимитами природопользователи получа­ют разрешение на использование природных ресурсов.

В качестве ресурсов часто выступают также отходы производства, вто­ричные энергетические ресурсы, вода замкнутого оборотного цикла и др. Такие ресурсы могут оцениваться по нулевой стоимости, по издержкам на доставку и подготовку к использованию или по вытесненным затратам за счет замены «первичного» природного ресурса. Предполагается, что плата за природные ресурсы должна носить стимулирующий характер и быть ори­ентированной на повышение экономической ответственности отдельных субъектов хозяйственной деятельности за рациональное природопользова­ние.

Природные ресурсы могут оцениваться ценой предприятия добывающе­го, подготавливающего или производящего первичную переработку ресур­са. К таким природным ресурсам относится большинство сырьевых и энер­гетических ресурсов. С другой стороны, природные ресурсы могут оцени­ваться издержками на их добычу и облагаться специальными налогами в пользу государственных и муниципальных фондов за каждую единицу ис­пользуемого ресурса. Сюда относятся изменяемые или используемые зем­ли, вода, лес, и полезные ископаемые, вовлекаемые в производство.

Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством РФ. Рассмотрим основ­ные формы платы за ресурсы:

" Плата за пользование землей имеет налоговую форму. Пользование землей в России является платной. Целью введения платы за землю являет­ся стимулирование рационального использования, охраны и освоения зе­мель, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономичес­ких условий хозяйствования на землях различного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах путем формирования спе­циальных фондов финансирования этих мероприятий. Формами платы яв­ляются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Раз­мер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельно­сти землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Налоговая форма пользова­ния землей стимулирует рациональное использование, охрану и освоение земель, повышение плодородия почв. Плата установлена за пользование сельскохозяйственной, городской, пригородной землей, землей, занятой месторождениями полезных ископаемых, и другими категориями земель. При этом ставка земельного налога является единой, независимо от того, находится ли земельный участок в пользовании, владении или собственно­сти соответствующего налогоплательщика и изымается из его прибыли (до­хода). Отсюда земельный налог носит фискальную направленность. Сред­ства от его взимания поступают в бюджеты всех уровней. Земельный налог подразделяется на две основные группы: за земли сельскохозяйственного назначения и за земли несельскохозяйственного назначения.

Плата за земли первой группы территорий учитывает состав, качество, площадь и местоположение угодий: П 3 = п S, где п - нормативная ставка земельного налога; S - площадь сельскохозяйственных угодий. Средние нормативные ставки налога за земли сельскохозяйственного назначения по субъектам РФ установлены Законом РФ «О плате за землю». Органам зако­нодательной власти предоставлено право, исходя из средних размеров нало­га и кадастровой оценки угодий, устанавливать ставки налога по группам почв, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.

Плата за земли несельскохозяйственного назначения с помощью соот­ветствующих коэффициентов повышения средней ставки земельного нало­га классифицируется с учетом экономической значимости и экологического состояния района РФ; категории и статуса города; уровня социально-куль­турного потенциала; уровня исторической ценности территории. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Налог за часть площади земельного участка сверх установленной нормы отвода взи­мается в двукратном размере.

Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленно­сти (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятель­ностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и кос­мического обеспечения устанавливается в размере 20 % от средних ставок земельного налога для поселений численностью до 20 тыс. человек. За зем­ли, занятые полигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов, налог устанавливается в соответствии со средним размером налога за один гектар земель преобладающего на данной территории сельскохозяй­ственного и несельскохозяйственного использования. Налог на земли вод­ного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунк­тов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреацион­ных целях, взимается по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района.

Кроме земельного налога, в качестве платы за землю используются арендная плата и нормативная цена земли. Арендная плата взимается за земли, сданные в аренду. Ее величина устанавливается по договору. За ниж­ний предел в данном случае берется размер земельного налога. Реальный расчет размера ставок арендной платы базируется на данных по сделкам купли-продажи и аренды земли на первичных и вторичных рынках недви­жимости.

Земельный налог и арендная плата используются исключительно на сле­дующие цели:

Финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земель­ного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодо­родия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под эти мероприятия, и процентов за их использование;

Инженерное и социальное обустройство территории. Нормативная цена земли применяется при покупке и выкупе земельных

участков, при передаче земли, в арендное пользование, при установлении ее общей стоимости, при передаче по наследству и т.п. Нормативная цена зем­ли - это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли представляет собой базу нало­гообложения имущества физических и юридических лиц. Налоговый кодекс предусматривает определение налоговой базы по земле в виде кадастровой стоимости или нормативной цены земельного участка. Порядок определе­ния нормативной цены земли устанавливается Правительством РФ. Норма­тивная цена ежегодно определяется органами исполнительной власти субъек­тов РФ. Органы местного самоуправления могут повышать или понижать нормативную цену земли, но не более чем на 25 %. Нормативная цена земли не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения. При осуществлении сделок с земельными участками и иных случаях применения нормативной цены, предусмотренных законодательством РФ, районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству выдают заинтересованным фи­зическим и юридическим лицам документ о нормативной цене конкретного земельного участка.

Основные изменения, предусмотренные в Налоговом кодексе РФ, каса­ются прежде всего определения налоговой базы. Она принимается равной кадастровой стоимости земельного участка (при ее отсутствии - ее норма­тивной цене) и рассчитывается на основе нормативов, определяемых по оце­ночным зонам данной территории. Этот налог предполагается применять до введения на данной территории налога на недвижимость.

Платежи за пользование недрами устанавливаются в соответствии с Законом РФ «О недрах». Они включают:

Платежи за право пользования, разведку, добычу полезных ископае­мых, строительство подземных сооружений (не связанных с добычей полезных ископаемых), захоронение вредных веществ;

Отчисления пользователей недр на воспроизводство минерально-сы­рьевой базы;

Платежи за пользование акваторией и участками морского дна;

Акцизные сборы;

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий на недро­пользование.

Плата за пользование недрами может взиматься в следующих формах: денежных платежей; части добытого минерального сырья или иной продук­ции, производимой пользователями недр; выполнения работ или предостав­ления услуг; зачет сумм предстоящих платежей в соответствующие бюдже­ты в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного пред­приятия. Формы внесения платы показываются в лицензии на пользование недрами.

Согласно действующему в РФ законодательству, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. При этом действует так называемое правило «двух ключей», когда лицензия на недропользование выдается и территориальным органом управления фондом недр Министерства природных ресурсов РФ и органами власти соответствующего субъекта Федерации. Плата за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий за пользование недрами является условием регистрации заявки на право получения лицензии пользования недрами. Размер сбора за участие в конкурсе (аукционе) определяется величиной за­трат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона). Сбор за выдачу лицензии имеет также затратный характер и определяется исходя из величины затрат на подготовку, оформление, регистрацию выда­ваемой лицензии.

Платежи за право пользования недрами (роялти) взимаются с пользова­телей недр в процентах от договорной (сметной) стоимости производимых работ. Величина ставок платежей за право на поиски и оценку месторожде­ний полезных ископаемых составляет 1-2 %, и за право на разведку- 3-5 %. Платежи за право на добычу полезных ископаемых устанавливаются в зависимости от экономической оценки и качества месторождений полезных ископаемых по предельным уровням регулярных платежей, критерии опре­деления ставок которых устанавливаются Правительством РФ. Платежи за право на использование отходов горнодобывающих и перерабатывающих предприятий устанавливаются по самостоятельной лицензии в размере 25-50 % платежей за право на добычу соответствующих полезных ископаемых.

Регулярные платежи определяются как доля от стоимости добытого ми­нерального сырья с учетом нормативных потерь полезных ископаемых в недрах и включаются в себестоимость продукции. Величина платежей зак­репляется в лицензионном договоре. Платежи за сверхнормативные потери оцениваются по результатам маркшейдерских замеров и осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении пользователя недр. Уровень индивидуальнои ставки регулярного платежа за право на добычу полезных ископаемых определяют следующие факторы:

Значимость месторождения, являющегося объектом добычи полез­ных ископаемых;

Сложность геологического строения, обусловливающая степень рис­ка инвестора;

Рентабельность, рассчитываемая по отношению к себестоимости;

Оценка экологической ситуации территории, в пределах которой рас­положено месторождение;

Уровень социально-инфраструктурной обустроенности территории. Следует подчеркнуть, что в группу территориальных факторов введена

характеристика экологической ситуации территории, на которой располо­жен объект недропользования. При этом в условиях неблагоприятной эко­логической ситуации размер ставок более высокий, чем на территориях со средней и тем более с благоприятной экологической ситуацией.

При этом платежи за право пользования недрами осуществляются:

При поиске и разведке месторождений полезных ископаемых по объ­ему инвестиций (договорная стоимость работ по поиску и разведке полезных ископаемых); по результатам конкурса (аукциона), прово­димого в установленном порядке. По окончании поисковых и геоло­горазведочных работ налоговая база корректируется с учетом факти­ческой стоимости проведенных работ;

При добыче полезных ископаемых - как стоимость добытого мине­рального сырья, с учетом размера нормативных потерь полезного ископаемого;

При добыче благородных металлов по объему металла после плавки (аффинажа) и расчетных цен на аффинированные благородные ме­таллы;

При строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, по фактической стоимости строительства этих сооружений;

При эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых по расходам на их содержание и эксплуата­цию.

Плата за право пользования недрами поступает в бюджеты разных уров­ней. Порядок централизации средств и их распределения зависит от вида недропользования. Так, при добыче общераспространенных полезных иско­паемых (песок, гравий, глина, торф и т.д.) 100 % роялти поступает в мест­ные бюджеты. При добыче не общераспространенных полезных ископаемых пропорция распределения платежей между местным, региональным и федеральным бюджетами составляет 50, 25 и 25 % соответственно. При добыче углеводородного сырья платежи распределяются между местным, региональным и федеральным бюджетами 30, 35 и 40 % соответственно. За пользование недрами континентального шельфа в региональный бюджет поступает 60 % от общей суммы средств платежей и в федеральный бюджет -40%.

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы осуществ­ляются пользователями недр, добывающими все виды полезных ископае­мых, разведанные за счет государственных средств. Эти отчисления также носят налоговую форму. Они устанавливаются по единым ставкам для всех пользователей недр, добывающих соответствующий вид минерального сы­рья, в процентах от налогооблагаемой базы, т.е. от чистой выручки (сто­имость добытого сырья, т.е. первого товарного продукта за вычетом НДС и акцизов). Процентная доля может меняться в соответствии с вносимыми в законодательство изменениями. Отчисления на воспроизводство минераль­но-сырьевой базы являются элементом издержек производства горнодобы­вающих предприятий и включаются в себестоимость их продукции. Отчис­ления направляются в федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ и ис­пользуются для финансирования работ по государственному геологическо­му изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы. С этой целью в составе бюджетов утверждаются соответствующие федеральные и региональные государственные программы.

Отчисления не взимаются (или взимаются в частичном размере) при добыче трудноизвлекаемых, некондиционных, ранее списанных запасов по­лезных ископаемых, при использовании вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающего и, связанного с ним перерабатывающего произ­водства, а также с недропользователей, выкупивших геологическую инфор­мацию у государственного лицензионного органа или ведущих самостоя­тельную геологическую разведку на выделенном участке. Часть суммы от­числений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 0,5-1,5 % направляется на выплату вознаграждений за открытие и разведку место­рождений полезных ископаемых.

На отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторожде­ний с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географи­ческими характеристиками, законодательством России предусмотрено вве­дение акцизов. Акцизный сбор взимается при получении природопользова-телем сверхнормативной прибыли. В качестве таких видов минерального сырья приняты нефть (включая газовый концентрат) и природный газ. В настоящее время акцизы установлены, в частности на нефть, включая газо­вый конденсат. Ставки акцизов вводятся Правительством РФ с последую­щей индексацией. Для нефтедобывающих предприятий акцизный сбор уста­новлен в размере до 30 %. Так, например, акциз на природный газ впервые был введен в 1993 г. в размере 15 % от стоимости реализованного газа газо­сбытовым предприятием непосредственно потребителям, а с 1995 г. данная ставка акцизов была повышена до 30 %. Акциз также взимается при реали­зации нефти, природного газа и газового конденсата на экспорт. Все разно­видности акцизов поступают в бюджет.

Некоторые особенности имеет механизм платного недропользования для предприятий, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом РФ «О соглашениях о разделе продукции» (1995 г.). Этот закон призван обес­печить правовые гарантии и стимулировать привлечение дополнительных ин­вестиций, в том числе иностранных, в поиск, разведку и добычу минерально­го сырья на территории РФ, в пределах ее исключительной экономической зоны и на континентальном шельфе. С этой целью в течение срока действия соответствующего соглашения инвестор освобождается от взимания налогов, сборов, акцизов и иных обязательных платежей, за исключением налога на прибыль, платежей за пользование недрами, обязательных платежей по со­циальному и медицинскому страхованию, а также в Государственный фонд занятости населения РФ. Взимание этих налогов, сборов и платежей может заменяться разделом продукции на условиях соглашения.

С пользователей недр также взимается плата за пользование геологи­ческой информацией, если она получена за счет государственных средств.

Государственное регулирование природопользования методом введения платежей за пользование недрами не претерпело существенных изменений и с введением нового Налогового кодекса, согласно которому плата за право пользования недрами преобразуется в налог на пользование недрами, прак­тически сохранив прежний порядок расчета. Отчисления на воспроизвод­ство минерально-сырьевой базы получили название «налога на воспроиз­водство минерально-сырьевой базы». Порядок исчисления остался также пре­жним, но срок действия налога ограничен: он стал применяться в течение 5 лет со дня введения данного кодекса в действие. В течение этого срока став­ка налога будет ежегодно уменьшаться на 16 %. Вместо акцизов на отдель­ные виды минерального сырья введен новый налог на дополнительный до­ход от добычи углеводородов.

Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна устанавливаются в зависимости от арендуемой площади, ее конфигурации, мощности водной толщи, целей пользования недрами, продуктивности ак­ватории, а также с учетом инфраструктурной освоенности (наличие навигационных путей, коммуникаций и технических сооружений) района работ. Плательщиками являются недропользователи дна территориального моря, осуществляющие поиски, разведку, добычу полезных ископаемых и пользо­вание недрами в иных целях.

Размер платежей устанавливается органами, предоставляющими лицен­зию на право пользования конкретной акваторией и участками морского дна, при согласовании их с природоохранными органами. Порядок и условия взи­мания данных платежей устанавливаются Правительством РФ. Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна в границах терри­ториального моря (12-мильной зоны) перечисляются в региональный бюджет (60%) и федеральный (40%). Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна в пределах морской экономической зоны (200-миЛь-ной зоны) поступают полностью в федеральный бюджет.

Платежи за пользование лесным фондом в соответствии с Лесным кодексом РФ имеют две основные разновидности: лесные подати и аренд­ная плата.

Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендные платежи - в случае их аренды. В России в настоя­щее время преобладают среднесрочные договоры аренды на срок 5 лет, что не создает заинтересованности в проведении арендаторами лесовосстановитель-ных мероприятий. Ставки лесных податей устанавливаются либо за единицу лесного ресурса, либо (по отдельным видам лесопользования) - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда. Арендная плата опреде­ляется на основе ставок лесных податей. При установлении ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (лесных податей), значительными правами обладают субъекты Российской Федерации. Централизованно Правительством РФ определяются лишь минимальные ставки этих платежей.

Платежи за пользование лесным фондом имеют, таким образом, рент^ ную природу. Они поступают в бюджеты всех уровней и используются, как это определено законодательством, для финансирования органов управле­ния лесным хозяйством, а также на охрану и воспроизводство лесных ресур­сов. Однако, поскольку законом лесным платежам не придан статус целе­вых средств, централизуемые в результате их взимания средства могут ис­пользоваться не по назначению. Это и происходит на практике, особенно в условиях бюджетного дефицита, и приводит к хроническому недофинанси­рованию лесоохранных и лесовосстановительных работ.

Одним из направлений налоговой реформы, реализуемой в настоящее время в России, является увеличение в общей сумме налоговых поступле­ний в бюджет платежей (налогов) за природные ресурсы. Этим целям, в частности, служит уточнение ранее применявшегося порядка платного природопользования и введения ряда новых платежей. Так, с 1995 г. в России впервые были введены платежи за животный мир (Федеральный закон «О животном мире»). Система платежей за пользование животным миром включает плату за пользование животным миром; штрафы за сверхлимит­ное и нерациональное пользование животным миром.

Плата за пользование животным миром включает плату за лицензию на отстрел диких животных. Размер платы не зависит от результатов охоты. Этот вид платежа несет функции воспроизводства. Размер платы устанав­ливается местными органами. Плата поступает в федеральный (40%) и ре­гиональный (60%) бюджеты. Сбор за выдачу лицензии на пользование жи­вотным миром поступает на счет специально уполномоченных государствен­ных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным ми­ром полностью поступают в региональные бюджеты. Использование средств, поступивших в бюджеты, происходит по следующим направлениям: на реа­лизацию федеральных и территориальных программ; на мероприятия по ком­плексному использованию, охране и воспроизводству объектов животного мира, их защиту от вредного воздействия; ведение государственного монито­ринга ресурсов животного мира; научно-исследовательские работы. Для от­дельных категорий пользователей устанавливаются льготы. Однако законо­дательно не определен конкретный экономический механизм взимания вы­шеназванных пла"тежей. В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 29.09.97 № 1251 «О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах» утверждены только предельные размеры платы и только по видам животного мира, отнесенным к объектам охоты.

В соответствии с Законом РФ «О плате за пользование водными объек­тами» (1998 г.) объектом платы в данном случае является пользование по­верхностными водными объектами, под которыми понимаются сосредото­чения природных вод на поверхности земли либо в ее недрах, являющиеся важным элементом природного комплекса и удовлетворяющие потребнос­ти человеческого общества в воде. К водным объектам относятся:

Реки, озера, ручьи, болота, водохранилища, пруды, каналы и другие поверхностные естественные и искусственные водотоки и водоемы;

Ледники и снежники;

Гидрологические бассейны, месторождения подземных вод, водонос­ные горизонты и естественные выходы подземных вод, в том числе термальных;

Внутренние морские воды и территориальные моря РФ.

Плата за водные ресурсы введена в целях их рационального использова­ния и взимается: : - за забор воды из водных объектов;

За удовлетворение потребностей в воде гидроэнергетики;

За использование водных объектов для лесоповала, добычи полез­ных ископаемых, организации рекреации, размещение плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудо­вания, для проведения буровых, строительных и иных работ;

За осуществление сброса сточных вод в водные объекты.

Плательщиками данного вида платежа являются юридические лица, ко­торые непосредственно осуществляют пользование водными объектами, вла­дея сооружениями, техническими средствами или устройствами, подлежа­щими лицензированию.

Минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озер, морям, экономическим районам России устанавливаются централизованно Правительством РФ. На их основе зако­нодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются конкретные ставки платы по категориям плательщиков и в зависимости от вида пользования водными объектами, их состояния и т.д. Сумма платы включается в себестоимость продукции (работ, услуг). При этом 40 % средств от платы за пользование водными объектами (водный налог) должен посту­пать в Федеральный бюджет и 60 % - в бюджеты субъектов РФ.

Платежная база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как:

Объем воды, забранной из водного объекта в пределах установленно­го лимита;

Объем воды, забранной из водного объекта сверх установленного лимита;

Объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, ока­занных), при пользовании водным объектом без забора воды, в том числе для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлек­тростанций, количество вырабатываемой электроэнергии; для пла­тельщиков, осуществляющих сплав леса, объем сплавляемой без при­менения судовой тяги древесины;

Объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты в пределах ус­тановленных лимитов.

Платежи за забор воды из водных объектов, их использование, а также за сброс сточных вод носят воспроизводственный характер и ориентированы на финансирование мероприятий по рациональному использованию, восста­новлению и охране водных объектов. Эти платежи доводятся до плательщи­ков в совокупности с лимитами водопользования (месячными, годовыми).

При превышении этих лимитов ставки платы увеличиваются в 5 раз по срав­нению с базовым уровнем. Одновременное применение платежей и эколо­гических нормативов является примером совместного использования эконо­мических и административных подходов к управлению природопользовани­ем. Такой порядок призван стимулировать охрану и рациональное исполь­зование водных ресурсов. Пользование водными объектами, как и недрами, осуществляется на основе лицензионного договора (разрешения). При его отсутствии ставки платежей увеличиваются также в 5 раз.

Платежи за пользование водными объектами зачисляются в федераль­ный бюджет и бюджет субъекта РФ в пропорции 40 % и 60 % соответствен­но. Централизованные в результате этого средства не менее чем на полови­ну должны направляться на мероприятия по восстановлению и охране вод­ных объектов. При этом средства, поступающие в бюджеты субъектов РФ, могут быть по решению представительных органов этих субъектов полнос­тью или частично перечислены в местные бюджеты с целью расходования на соответствующие водоохранные мероприятия. При пользовании водны­ми объектами, расположенными на территории двух и более субъектов РФ, часть суммы платы, направляемой в бюджет субъекта Федерации, вносится в бюджет субъекта РФ по месту государственной регистрации плательщика с последующим их распределением между бюджетами тех субъектов РФ, на территории которых осуществляется водопользование. Доля поступлений от суммы платы в бюджет соответствующего субъекта РФ определяется бас­сейновыми соглашениями между субъектами РФ или соглашением между законодательными (исполнительными) органами власти этих субъектов РФ.

Значительное место в системе платного природопользованиия должны занимать штрафы, различного рода санкции за нерациональное использова­ние природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. В случае выбы­тия земель из-за их нерационального использования (несанкционированное складирование отходов, загрязнение тяжелыми металлами, радиоактивны­ми элементами, почворазрушающая обработка земли и т.д.), загрязнения воды и воздуха сверх допустимых нормативов при авариях и прочих подоб­ных нарушениях должны применяться жесткие санкции, включающие эко­номическую и правовую ответственность. В частности, значительным дол­жен быть размер штрафов, чтобы оказать реальное влияние на деятельность производителя.

Отношения по плате за отдельные природные ресурсы регулируются преимущественно соответствующими природоресурсными законодательными актами. Так, общие требования платности использования земли установлены Земельным кодексом РФ. Согласно ст. 65 Земельного кодекса РФ плата за использование земли взимается в форме земельного налога (до введения в действие налога на недвижимость) и арендной платы. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За арендуемую землю взимается арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 15 Налогового кодекса РФ (часть первая) земельный налог относится к местным налогам.

Платежи при пользовании недрами регулируются в разделе V Закона РФ "О недрах". При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:

Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

Регулярные платежи за пользование недрами;

Плата за геологическую информацию о недрах;

Сбор за участие в конкурсе (аукционе);

Сбор за выдачу лицензий (ст. 39).

Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Порядок и условия взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, определены Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2003 г. N 249. Регулярные платежи за пользование недрами по указанным участкам уплачиваются пользователями недр, осуществляющими поиск и разведку месторождений, ежеквартально и зачисляются в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;


Общие требования о плате за водопользование устанавливаются Водным кодексом РФ (ст. 20). Такая плата предусматривается договором на водопользование. Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Платежи за пользование лесным фондом в виде арендной платы или платы по договору купли-продажи лесных насаждений регулируются Лесным кодексом РФ. Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2001 г.

Общие требования к платежам за пользование животным миром установлены Федеральным законом "О животном мире". Пользователи объектами животного мира, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории РФ, уплачивают сборы за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 52). Согласно ст. 333.3 Налогового кодекса РФ (часть вторая) ставки сбора устанавливаются за каждый объект животного мира. Так, ставка сбора за медведя бурого (камчатские популяции), медведя белогрудого - 6000 руб., благородного оленя, лося - 1500 руб.

Все платежи в отраслях природопользования делятся на две группы:

1) платежи, покрывающие административные расходы на функционирование структур, обеспечивающих управление и контроль деятельности предприятий;

2) платежи, предназначенные для изъятия дифференциальной ренты.

Платежи из первой группы представляют собой плату за административное действие или услугу со стороны государства и уплачиваются за предоставление или возобновление права на природопользование сразу после подачи запроса до его рассмотрения. Если запрос не удовлетворяется, то платежи этого рода обычно возвращаются предприятию. Дополнительные платежи, которые поступают в специализированные фонды, создаваемые для улучшения качества и развития соответствующих услуг, обычно взимаются за лабораторные анализы; геологическое исследование территории, топографическую съемку местности; оценку природного объекта; регистрацию и сертификацию документов.

Платежи из второй группы делятся на:

· арендную плату, или земельную ренту , которая является платой за исключительное право использовать природный ресурс на данном участке земли. Она рассчитывается на единицу арендованной территории и уплачивается собственнику земли – правительству страны (в большинстве стран) или правительству региона. В случае если земля находится в частной собственности, в ряде государств допускается уплата земельной ренты ее владельцу. В первые годы эксплуатации природного ресурса арендная плата устанавливается для того, чтобы стимулировать развитие производств;

· дифференциальную ренту , которая, по сути, является платежом государству за привилегию использовать истощаемые (ограниченные) ресурсы, обеспечивает основную часть средств, поступающих в государственную казну. Она рассчитывается исходя из валового дохода производителя, а не по его чистой прибыли. Поскольку это плата за истощение, то для оценки ее величины необходима оценка природного ресурса;

· пошлины , которые устанавливаются при импорте или экспорте продукции природопользования. Экспортные пошлины направлены на изъятие доходов, возникающих за счет различия мировых и внутренних цен на сырье и товары. Экспортные пошлины не должны ослаблять позиции местного производителя на мировом рынке, а импортные пошлины – на внутреннем рынке сырья и продукции природопользования.

Платежи за природные ресурсы подразделяются на виды по отдельным ресурсам.

Платежи за землю зависят прежде всего от типа отношений собственности: землевладения, бессрочного (постоянного) или временного пользования земельными участками, их аренды. Так, за земельные участки, находящиеся в собственности, взимается земельный налог. Размеры платы за землю определяются в зависимости от площади, качества и местоположения земельного участка с учетом его кадастровой оценки. Платежи за землю обычно поступают на специальные бюджетные счета местных представительных органов, на территории которых находятся земельные участки. Так, в России плата за землю является сегодня единственным видом так называемых природно-ресурсных налогов и платежей, в установлении размера которого участвуют органы местного самоуправления. Для стимулирования рационального природопользования земли эти виды платежей должны направляться исключительно на цели, связанные с финансированием мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра и мониторинга, охране земель, повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели, а также на погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, процентов за пользование ими, на фиксированные выплаты землепользователям, ведущим сельскохозяйственное производство на землях низкого качества, инженерное и социальное обустройство территории.

За арендуемую землю взимается арендная плата. При аренде земельного участка у собственника земли арендная плата, как правило, поступает на его счет. Арендная плата, получаемая собственником земли, используется им по своему усмотрению.

В разных странах существуют определенные льготы по взиманию платы за землю. Так, в России от платы за землю полностью освобождаются 23 категории землепользователей, в том числе заповедники, ботанические сады, предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные или малопродуктивные в соответствии с кадастровой оценкой земли и т.д.

Плата за пользование недрами (природными ресурсами, получаемыми из недр Земли) может быть следующих видов – разовый сбор (бонус) за участие в конкурсе (аукционе, тендере) за право пользования недрами; периодический сбор (плата) за лицензию на недропользование; регулярные платежи за пользование недрами; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; акцизы (т.е. косвенный налог на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками); плата за геологическую информацию о недрах; платежи за землю или за акваторию и участок дна территориального моря; другие налоги, сборы и платежи, предусмотренные конкретным законодательством.

Проблемы платежей за недра в России. В современной России плата за пользование недрами регулируется законом «О недрах» (1992). В январе 2002 г. Постановлением Правительства РФ были отменены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, результатом чего стало сокращение финансирования геолого-разведывательной деятельности. Кроме того, в очередной раз были пересмотрены минимальные и максимальные ставки арендной платы для недропользователей. Это было вызвано тем, что в 1990-е гг. фактически бесплатно были распределены между частными компаниями лицензии на все месторождения с доказанными запасами. Поправки к закону «О недрах» позволили добывающим компаниям получить прогнозные и перспективные участки месторождений. Установлено, что в ряде случаев так называемые горные отводы на разведку и добычу полезных ископаемых достигают в России десятков и сотен тысяч км2. При этом обеспеченность запасами в таких крупнейших российских компаниях, как ОАО «Газпром», и ряде нефтяных компаний составляет 40-80 лет. Результатом такого распределения лицензий в России стала потеря государственного контроля над недропользователями и колоссальные убытки. Для исправления этого положения и были введены новые, гораздо более высокие ставки арендной платы с единицы площади арендуемых для недропользования земель.

Плата за водные ресурсы (водопользование) осуществляется в виде платы на содержание государственных учреждений, которые осуществляют управление водными ресурсами и за их использование в пределах конкретного водного источника (бассейна). В России согласно Закону «О плате за пользование водными объектами» (2001) предусмотрены два вида платежей за воду: за пользование водными объектами (водный налог) и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. Действие этого Закона распространяется не только на поверхностные, но и подземные водные объекты (кроме объектов, воды которых содержат полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы либо используются для получения тепловой энергии).

Платежи за лесопользование могут взиматься за заготовку древесины, отпускаемой на корню; за заготовку второстепенных лесных материалов; за побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, заготовка в предпринимательских целях древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев, пасек и других видов лесного пользования); за лесопользование для нужд охотничьего хозяйства, туристских или спортивных целей. Платежи за пользование лесом осуществляются в виде лесных податей или в виде арендной платы. Арендная плата взимается при аренде лесного участка на определенное время, а лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании лесами.

Плата за объекты живого мира осуществляется в виде платежей изъятие из естественной среды обитания следующих групп объектов животного мира: отнесенных к объектам охоты и рыболовства; принадлежащих к видам, занесенным в Красные книги разного уровня; не отнесенных к перечисленным выше группам. При необходимости регулирования численности отдельных видов, представляющих угрозу для здоровья и жизни людей, домашних животных, а также для предотвращения нанесения ущерба экономике страны, изъятие может быть разрешено бесплатно или за вознаграждение. Предельные размеры платы за пользование некоторыми объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых производится в настоящее время в России по специальным лицензиям или разрешениям.