Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

На сколько поднимется детское пособие. Какой размер пособия при рождении, по уходу за ребенком, по беременности и родам. От начала беременности

Прошлый год для жителей России ознаменовался большим числом социальных инноваций. Правительство страны заявляло, что все реформы преследуют цель улучшить жизнь граждан, в том числе и тех, у кого есть дети. Важной составляющей соцобеспечения таких семей являются финансовые выплаты, ведь все мы знаем, насколько дорогим удовольствием в наши дни будет пополнение семейства – траты, начинающиеся в период и наблюдения у врача, совершенно не прекращаются после появления малыша на свет.

Более того, их становится только больше, ведь каждому ребенку необходимо множество вещей, а пеленки, кроватка, коляска, одежда, гигиенические средства, питание и игрушки стоят недешево. Если учитывать еще и тот факт, что не каждая мама до достижения крохой трех может пополнять семейный бюджет, вопрос с детскими пособиями для большей части россиян становится совсем остро.

Резкого повышения детских выплат в ближайшее время можно не ждать

В последнее время он только набирает актуальность, ведь вследствие кризисных явлений правительство индексирует выплаты совсем не теми темпами, которые устроили бы молодых родителей. При этом цены на детские товары совершенно не собираются падать вниз. Давайте разберемся, каких изменений в суммах и порядке выплат детских пособий стоит ожидать в 2018 году, чтобы вы могли заранее спланировать и профинансировать потребности нового члена семьи.

Основные инновации в системе детских пособий

Экономический кризис и отсутствие средств в федеральном бюджете заставило руководство страны пойти на целый ряд довольно жестких мер. Основными инновациями прошлого года стали такие моменты:

  • выплаты, положенные родителям малышей, будут проходить индексацию 1 февраля каждого года. Причем теперь это будет не индексация на опережение инфляционных ожиданий, как было ранее, а доиндекcирование в пределах инфляционных показателей предшествующего года;
  • программа была пролонгирована до конца 2018 года, однако сумма этой выплаты была заморожена и повышению больше не подлежит;
  • практически все виды дополнительных и местных пособий, выплачиваемые несовершеннолетним в регионах страны, будут пересмотрены согласно принципам адресной направленности и нуждаемости в такой помощи. Окончательный порядок перераспределения еще не закреплен правовыми нормами, однако главным мерилом обещают сделать показатель среднего дохода на члена семьи.

Детские пособия в России в 2018 году

Основными видами выплат, которые родители могут получить на малышей, являются деньги, начисляемые до 1,5 лет и 3-летнего возраста, а также некоторые виды местной финансовой помощи, предоставляемой из бюджета региона.


Выплаты до 1.5 лет получает человек, реально ухаживающий за крохой

Суммы выплат до 1,5 лет

Согласно российскому законодательству оформить этот вид финпомощи может любой родственник ребенка, который фактически сидит дома с малышом. Однако конкретная сумма пособия имеет прямую зависимость от множества факторов, которые нужно учесть молодым родителям. Главные моменты касаются следующего:

  • трудоустроенные мать или отец могут претендовать на сумму в 40% от заработной платы, начисленной им за два последних года. Однако правительственным постановлением установлены верхняя и нижняя границы этой финпомощи. Минимум, который можно получить ежемесячно, равен 3065 рублям и 69 копейкам на первого малыша и 6131 рублям и 37 копейкам, положенным в случае рождения , и более ребенка. Такую сумму получают родители, официальная зарплата которых меньше установленной суммы МРОТ. Максимальная ежемесячная выплата равна 23089 рублям и 4 копейкам. Оформить пособие можно через отдел кадров своего предприятия или организации, причем второй из родителей должен будет документально подтвердить, что он такую выплату не получает;
  • родители, место трудоустройства которых прекратило существовать в момент отпуска по беременности и родам, также могут оформить пособие в размере 40% от официального оклада, обратившись в службу социальной защиты. Тем не менее, можно сразу сказать, что больше чем 12262 рублями и 76 копейками разжиться не получится – это верхняя планка, которую начисляют социальные службы;
  • родители, у которых нет официального места работы, могут оформить только минималку, пропорциональную МРОТ, то есть 3065 рублей 69 копеек на первого и 6131 рублей 37 копеек на второго и более ребенка;
  • студентки очной формы обучения получают пособия, исходя из сумм стипендиальных выплат. Точный размер выплаты указать нельзя, так как все зависит от региона и вуза, в котором молодая мать проходит обучение, однако база для расчетов не может быть меньше 1353 рублей – текущего размера минимальной стипендии;
  • если в семье отец ребенка является призывником и служит в рядах армии, мама может оформить выплату в размерах 10528 рублей, которую государство обязуется ей выдавать, пока рядом нет кормильца.

Выплаты на детей до 3-летнего возраста

По большому счету, после достижения малышом возраста в полтора года, родители выпадают из сферы пристального внимания государства. На ребенка до трех лет, согласно правовым нормам социального законодательства, положена лишь мизерная сумма – 50 рублей в месяц. Наверное, в правительстве думают, что этих денег хватает мамам, которые не могут устроить ребенка в детсад с полутора лет. Однако из этого правила есть несколько исключений:

  • родители, у которых родились двойняшки, тройняшки или большее число детей единовременно, получают ежемесячные пособия в таком же режиме, как и до 1,5 лет;
  • мама и папа, работающие или проживающие в зоне чернобыльского заражения, оформляют детскую помощь в размере 6000 рублей;
  • детям военных по призыву положена пролонгированная выплата в виде 10528 рублей 24 копеек.

На выплаты до трех лет претендуют семьи военных, обитатели зараженной зоны после аварии на ЧАЭС, а также родители двойняшек и тройняшек

Стоит также сказать о том, что уже несколько лет на правительственных заседаниях, посвященных социальному реформированию, ведутся прения по поводу того, чтобы продлить ежемесячные выплаты для всех категорий родителей, причем поднять их планку до уровня МРОТ. Однако сегодняшнее состояние бюджета страны делает эту инициативу нереализуемой.

Кроме того, существуют местные выплаты на детей до достижения ими 3 лет. В 2017 году участниками программы являются лишь 69 территориальных субъектов страны, а в 2018 их число обещает сократиться. Для малоимущих семей в таких регионах предусмотрены пособия в размерах прожиточного минимума. В среднем суммы составляют 7900 рублей ежемесячно, однако на практике варьируются в значительном размере. Так, жители Белгорода и области получают примерно 6430 рублей, а на Камчатке – до 16250 рублей.

Пособия до достижения совершеннолетнего возраста

Такая финпомощь также попадает под критерий нуждаемости, поэтому оформляется не для всех. Обычно адресатами пособий до совершеннолетия выступают матери-одиночки с минимальной зарплатой. Суммы выплат достигают порядка 300 рублей ежемесячно. Они могут быть пролонгированы на тот момент, пока ребенок учится на стационарной форме обучения, однако этот вопрос индивидуально решается с органами соцстраха.


Матери-одиночки могут получить соцпомощь для детей старше 3 лет

Детские пособия для многодетных родителей

  • ежемесячную компенсацию из-за роста расходов на содержание семьи в сумме 600 рублей на каждого ребенка, если их не больше 4-х, 750 рублей – в случае, если детей пятеро и более;
  • денежную компенсацию детского питания в виде 675 рублей;
  • финансовую субсидию на жилищно-коммунальные платежи в виде 522 рублей, если число детей, не достигших совершеннолетия, не более 4-х, 1044 рубля – если таких детей в семье пять и больше;
  • пособие в размерах 750 рублей для семей, которые содержат 10 и больше ребят. Кроме такой ежемесячной помощи можно получить 10000 рублей к празднику Дня семьи и 15000 к первому сентября.

Выплата маткапитала в 2018 году

Конечно, самым весомым видом помощи, на который могут претендовать родители, остается материнский капитал. Напомним, что получить сертификат от Пенсионного фонда на эту сумму могут не все, а лишь родители (опекуны) второго или последующих детей. Кроме того, родителям, запланировавшим пополнение семейства в ближайшее время, стоит поторопиться – вполне возможно, что для детей, рожденных с 1 января 2019 года, программа действовать не будет.

Сторонники прекращения действия данной инициативы говорят, что главная цель – стабилизация демографической ситуации – уже достигнута. При этом текущий бюджет РФ получит при отмене маткапитала ощутимую разгрузку. Ежегодная экономия средств превысит 100 миллионов в национальной валюте! Эти деньги можно будет затратить на повышение социальных стандартов – например, увеличить в несколько раз другие виды детских пособий (выплату до 1,5 лет или выплаты до 3-летнего возраста).


На текущий момент программа маткапитала продлена до 2018 года

Самый вероятный сценарий говорит о строгой адресности маткапитала. Велик шанс, что с 2019 года его будут платить лишь родителям или опекунам третьего ребенка, чей уровень доходов меньше прожиточного минимума. Отдельно стоит сказать, что с прошлого года были расширены возможности для использования денег в виде маткапитала. К числу вариантов теперь относятся.

Как известно, с 01 мая 2018 года существенно повышается минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Его величина будет равняться прожиточному минимуму за 2 квартал предыдущего года, т.е. 11 163 руб. По сравнению с предыдущим размером (9 489 руб.) рост составит 18%. Также см. « ». Увеличение МРОТ порадует не только бюджетников и низкооплачиваемых работников коммерческой сферы, но и некоторых родителей. Дело в том, что часть «детских» пособий привязаны к этому показателю. Рассмотрим, какие пособия и в каком порядке будут увеличены с мая 2018г.

Виды детских пособий

На сегодня в РФ на федеральном уровне установлены следующие основные виды пособий, связанных с материнством и уходом за детьми:

  1. За постановку на учет на ранних сроках беременности.
  2. При рождении ребенка.
  3. По беременности и родам (декретный отпуск).
  4. По уходу за ребенком до 1,5 лет.
  5. По уходу за ребенком до 3 лет.
  6. Дополнительные выплаты для малообеспеченных семей.

Большинство «федеральных» детских пособий установлены законом от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Рассмотрим, как на каждую из этих выплат повлияло повышение МРОТ

Единовременные пособия за раннюю постановку на учет и при рождении ребенка

Рассмотрим эти виды пособий вместе, т.к. повышение МРОТ одинаково влияет на оба этих пособия. А точнее говоря – одинаково не влияет, т.к. они рассчитываются по другим основаниям. Но обо всем по порядку…

Пособие за постановку на учет с 1 мая 2018 года

Пособие за раннюю постановку на учет выплачивается, если женщина встала на учет ранее 12 недели беременности (ст. 9 закона № 81-ФЗ). Изначально оно составляло 300 руб. и в дальнейшем регулярно увеличивалось.

Последняя индексация на коэффициент 1,025 была произведена на основании постановления Правительства РФ от 26.01.2018 № 74. С учетом этого повышения с 01.02.2018г. пособие за раннюю постановку на учет стало равняться 628,47 руб . В этом размере оно и будет выплачиваться до следующей индексации, которая произойдет в 2019г. Повышение МРОТ с 01.05.2018 г. на размере этой выплаты никак не отразится. См. « ».

Пособие при рождении ребенка с 1 мая 2018 года

Пособие при рождении ребенка выплачивается… собственно, после рождения ребенка оно, естественно, и выплачивается. К рождению в данном случае приравнивается усыновление и установление опеки (ст. 12.1, 12.2 закона № 81-ФЗ). Первоначально базовый размер пособия составлял 8000 руб. Как и предыдущая выплата, оно регулярно индексировалось.

Пособие по беременности и родам

Этот вид пособия выплачивается единовременно за весь период отпуска по беременности и родам (на практике его часто называют «декретным отпуском»). Продолжительность декретного отпуска установлена ст. 10 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном страховании…» и зависит от протекания беременности:

  1. В общем случае (одноплодная беременность без осложнений) – 140 дней.
  2. При осложненных родах – 156 дней.
  3. При многоплодной беременности – 194 дня.
  4. При усыновлении детей в возрасте до трех месяцев – с даты усыновления до истечения 70 дней (для двух и более детей – 110 дней) с даты рождения.

«Декретное» пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка женщины. Доход рассчитывается за два года, предшествующих году начисления пособия. Если в течение этих двух лет женщина уже была в декретном отпуске или в отпуске по уходу за ребенком, то она может выбрать для расчета предшествующий период (если это приведет к увеличению суммы пособия).

Лимиты по сумме декретных выплат установлены как «сверху» так и «снизу». Точнее говоря, ограничено не само пособие, а среднедневной заработок, на основании которого оно рассчитывается.

Максимальный размер такого заработка не может превышать сумму предельных величин базы для расчета страховых взносов в ФСС за два года, предшествующих году, в котором был начислено пособие, деленную на 730 (ч. 3.3 ст. 14 закона № 255-ФЗ). Если пособие начислено в 2018 году, то нужно взять данные за 2017 и 2016 годы. Таким образом, сумма пособия за день не может превышать:

(718 000 руб. + 755 000 руб.) / 730 дней = 2 017,81 руб.

Предельная база для ФСС ежегодно устанавливается Правительством РФ (например, на 2017 год – постановлением от 29.11.2016 № 1255). Эта сумма никак не привязана к величине МРОТ, поэтому и максимальный размер «декретного» пособия от МРОТ не зависит. В общем случае (при «обыкновенной» беременности) этот размер в 2018 г. составит:

140 дней х 2017,81 руб. = 282 493, 15 руб.

А вот на минимальный размер декретных выплат размер МРОТ оказывает самое непосредственное влияние. Минимальный среднедневной заработок, используемый в этом случае, должен быть не ниже среднедневного МРОТ на день ухода в декрет. В соответствии с п.15(3) Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375, нижний предел заработка за день рассчитывается по формуле:

(МРОТ х 24 мес.) / 730 дней

Таким образом, минимальный размер пособия в обычной ситуации (выплата за 140 дней) составит:

  • при осложненных родах – ((11 163руб. х 24 мес.) / 730 дней) х 156 дней = 57 252 руб. ;
  • при многоплодных родах – ((11 163руб. х 24 мес.) / 730 дней) х 194 дней = 71 199 руб. ;

Кроме того, существует особый случай, когда с помощью МРОТ ограничивается не минимальная, а максимальная величина декретной выплаты. Такая ситуация возникает, если общий трудовой стаж сотрудницы на момент ухода в декрет не превышает 6 мес. (п. 3 ст. 11 закона № 255-ФЗ). В этом случае, даже если среднедневной заработок за расчетный период выше минимального, пособие нужно начислить таким образом, чтобы за каждый месяц выплаты оно не превышало текущего значения МРОТ.

Пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет и до 3 лет

Порядок начисления пособия по уходу до 1,5 лет во многом совпадает с декретными выплатами. Для определения его размера таким же образом рассчитывается среднедневной заработок за два предыдущих года. Разница в том, что выплачивается не 100%, а 40% от среднего заработка (ст. 15 закона № 81-ФЗ). Если пособие выплачивается по уходу за двумя и более детьми, то его размер суммируется. При этом он не может превысить 100% среднего заработка.

Максимальный размер пособия тоже определяется на основе предельных сумм базы для расчета взносов в ФСС. Т.е. величина среднедневного заработка составит 2017,81 руб. (расчет приведен в предыдущем разделе, посвященном декретным выплатам).

Но в данном случае «дневной» лимит дохода нужно пересчитать на месяц, умножив на среднемесячное количество календарных дней, равное 30,4 (п. 5.1 ст.14 Закона № 255-ФЗ), а затем умножить на 40%. В итоге получим максимальную сумму ежемесячного пособия на детей до 1,5 лет на 2018г.:

(2 017,81 руб. х 30,4 дня) х 40% = 24 536,57 руб.

Таким образом, максимальный размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, как и при декретных выплатах, не зависит от МРОТ, т.к. привязан к базе по взносам в ФСС. См. « ».

Что же касается минимального месячного размера данного пособия, то он определяется по двум критериям:

Критерий № 1

Исходя из 40% от текущего МРОТ. На базе этого показателя минимальное пособие должно равняться:

Критерий № 2

На основе минимального базового размера пособия по уходу за детьми. Он был установлен п. 1 ст.15 Закона № 81-ФЗ на уровне 1 500 руб. в месяц за первого ребенка и 3 000 – за второго и каждого последующего. Базовый размер неоднократно индексировался и с учетом последнего увеличения с 01.02.2018г. составил 3 142,33 руб. на первого и 6284,65 – на второго и последующих детей.

Несложно заметить, что минимальный размер пособия на одного ребенка, рассчитанный из МРОТ, превышает базовый. Поэтому в этом случае в качестве лимита будет использована сумма на основе МРОТ.

А вот минимальное пособие при рождении второго ребенка уже рассчитывается, исходя из базового размера. МРОТ здесь не применяется, т.к. при удвоении пособия он, естественно, будет превышен.

В итоге можно сказать, что при расчете пособия по уходу за детьми до 1,5 лет увеличение МРОТ влияет только на его минимальный размер при уходе за одним ребенком.

Следует отметить, что таблица, приведенная выше, относится только к выплатам для работающих лиц, получающих пособие у работодателя. Для безработных и ИП, которые оформляют пособие через ФСС, минимальный размер в 2018г. определяется на основе базового пособия, т.е. 3142,33 руб. – на первого ребенка и 6284,65 руб. – на второго и последующих.

Говоря о «детских» выплатах, следует упомянуть и о пособии, выплачиваемом до возраста трех лет. Эта выплата была введена указом Президента РФ от 30.05.1994 № 110 и с тех пор ни разу не индексировалась. На сегодняшний день его суммы – 50 рублей в месяц во многих регионах недостаточно даже для оплаты проезда в общественном транспорте.

В начале апреля 2018 г. премьер-министр РФ Д. Медведев, выступая перед Госдумой, отметил, что эта размер этой выплаты необходимо пересмотреть. Конкретной информации о том, как это будет реализовываться на практике (в частности, будет ли измененное пособие привязано к МРОТ), на сегодня пока нет.

Дополнительные (новые) пособия по уходу за детьми

Новые пособия по уходу за ребенком введены федеральным законом от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

Получить эти пособия могут только малообеспеченные семьи, средний доход на человека в которых не превышает 1,5 прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Продолжительность выплаты – до достижения ребенком возраста полутора лет.

Пособие на первого ребенка выплачивается из средств федерального бюджета, а на второго – из материнского капитала.

Размер выплаты соответствует установленному в регионе прожиточному минимуму для детей на второй квартал года, предшествующего году начисления (п. 5 ст.1 закона № 418-ФЗ).

Вывод о влиянии МРОТ на детские пособия с 1 мая 2018 года

Увеличение МРОТ с 01.05.2018 года окажет влияние только на минимальный размер пособия по беременности и родам и по уходу за детьми до полутора лет для работающих лиц. Все остальные выплаты, связанные с материнством и уходом за детьми, рассчитываются по другим критериям и не зависят от МРОТ.

Итоговая таблица размеров детских пособий с 1 мая 2018 года

Вид пособия Размер с 1 мая 2018 года
Единовременное пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности 628,47 руб.
Единовременное пособие при рождении ребенка 16 759,09 руб
Максимальное пособие по беременности и родам 282 493, 15 руб. – общий случай;

314 778,08 руб. – осложненные роды;

391 454,79 руб. – многоплодные роды.

Минимальное пособие по беременности и родам 51 380,38 руб. – общий случай;

57 252 руб.; – осложненные роды;

71 199 руб. – многоплодные роды.

Максимальное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет 24 536,57 руб.
Минимальное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет 4 465,20 руб. – по уходу за одним ребенком;

6 284, 65 руб. – по уходу за вторым и последующими детьми

Индексации «детских» пособий с 1 января 2017 года не было. Поэтому в январе 2017 года работникам «детские» пособия выплачивались в тех же размерах, которые были в 2016 году.

Однако с 1 февраля 2017 года «детские» пособия должны быть проиндексированы на коэффициент фактического роста потребительских цен за 2016 год. Это предусмотрено статьей 4.2 Федерального закона от 06.04.2015 № 68-ФЗ. Такой коэффициент индексации Правительство РФ утвердило в размере 1,054. Этот коэффициент зафиксирован в следующих документах:

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.2017 № 36 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2017 г. размера фиксированной выплаты к страховой пенсии»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.2017 № 35 «Об утверждении индекса роста потребительских цен за 2016 г для установления стоимости одного пенсионного коэффициента с 1 февраля 2017 г.»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 № 88 “Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2017 году”.

1,054 – коэффициент индексации

с 1 февраля 2017 года «детские» пособия будут выплачиваться с учетом нового коэффициента, установленного Правительством РФ.

С учетом нового коэффициента с 1 февраля 2017 года «детские» пособия будут выплачивать в размерах, которые показаны в таблице ниже.

В районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, «детские» пособия (как в январе 2017 года, так и с 1 февраля 2017 года) будут выше, поскольку их требуется дополнительно увеличивать на величину повышающего коэффициента (ст. 5 Закона № 81-ФЗ).

Особенность индексации пособия по уходу за ребенком

Минимальный базовый размер пособия по уходу за ребенком установлен частью 1 статьи 15 Закона от 19 мая 1995 № 81-ФЗ и составляет:

  • при уходе за первым ребенком – 1500 р. в месяц;
  • при уходе за вторым и последующими детьми – 3000 р. в месяц.

Эти суммы каждый год индексируются на соответствующий коэффициент. С учетом всех коэффициентов индексации по состоянию на 1 февраля 2016 года минимальные размеры пособия по уходу за детьми составили:

  • 2908,62 р. – по уходу за первым ребенком;
  • 5817, 24 р. – по уходу за вторым и последующими детьми.

Однако с 1 июля 2016 года МРОТ повысился до 7500 рублей. И получилось, что если рассчитывать пособие по уходу за одним ребенком из МРОТ, то сумма пособия получалась больше, чем 2908,62 рубля. А именно – 3000 р. (7500 р. x 40%). В связи с этим, с 1 июля 2016 года на одного ребенка было нельзя платить меньше 3000 рублей. Однако с 1 февраля 2017 года индексировать нужно не 3000 рублей, а 2908, 62 рубля . Поэтому в таблице пособие по уходу за ребенком с 1 февраля 2017 года представлено как 3065,69.

Пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности

Данное пособие полагается выплачивать один раз. Получить его должны женщины, которые:

  • встали на учет в медицинских учреждениях в срок до 12 недель беременности;
  • имеют право на пособие по беременности и родам (ст. 9 Закона № 81-ФЗ).

Это пособие с 1 февраля 2017 года полагается выплачивать в новом размере – 613,14 рублей. Однако возможна спорная ситуация. Приведем пример.

Пособие на постановку на учет в 2017 году

Работница уходит в отпуск по беременности и родам со 2 февраля 2017 года. 26 января 2017 года женщина передала в бухгалтерию справку из женской консультации о том, что в 2016 году встала на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель). В каком размере выплатить пособие за раннюю постановку на учет?

Пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности следует выплачивать дополнительно к пособию по беременности и родам (ст. 9 Закона № 81-ФЗ). Поэтому пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности нужно перечислить в размере, который установлен на дату начала отпуска по беременности и родам. В нашем случае женщина вышла в декрет со 2 февраля 2017 год. Поэтому пособие за постановку на учет следует выплатить в размере 613,14 рублей (с учетом индексации на коэффициент 1,054). Если бы начало декретного отпуска пришлось на январь 2017 года, то пособие полагалось в меньшем размере – 581,73 рублей.

Единовременное пособие при рождении ребенка

Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей. Если же родилось два или более детей, то пособие выплачивается на каждого из них (ст. 11 Закона № 81-ФЗ). Единовременное пособие при рождении ребенка назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка (ст. 17.2 Закона № 81-ФЗ). В связи с индексацией пособия с 1 февраля 2017 года при назначении может сложиться неоднозначная ситуация.

Ситуация

Ребенок родился в 2016 году, а за назначением единовременного пособия при рождении ребенка женщина пришла в бухгалтерию в феврале 2017 года. В каком размере выплачивать пособие?

Размер единовременного пособия при рождении ребенка нужно рассчитывать на дату рождения, а не обращения за пособием (письмо ФСС от 17.01.06 № 02-18/07-337). В нашем случае ребенок родился в 2016 году, поэтому размер пособия составит 15 512,65 р. р. (без учета индексации на коэффициент 1,054). Единовременное пособие при рождении ребенка в проиндексированной сумме (16 350, 33 р.) выплачивайте, если ребенок родится в период с 1 февраля 2017 года.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1, 5 лет

О минимальном размере ежемесячного пособия по уходу за ребенком по состоянию на февраль 2017 года мы рассказали выше. Новые размеры:

  • 3065,69 р. – при уходе за первым ребенком;
  • 6131, 37 р. – при уходе за вторым ребенком.

Максимальным размером данное пособие не ограничено. Однако ограничен размер среднего дневного заработка исходя из которого рассчитывается пособие по уходу за ребенком.

Установлено, что размер среднего дневного заработка для расчета пособия не может быть больше суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов за два года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, деленной на 730 (ч. 3.3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Поэтому для расчета максимального размера среднего дневного заработка применяют такую формулу:

Максимальная величина среднего дневного заработка = сумма предельных величин базы для начисления взносов ФСС за два предшествующих года / 730

Следовательно, если отпуск женщины начинается в 2017 году, то при расчетах следует принимать значения предельных величин базы для начисления взносов в ФСС за 2015 и 2016 годы.

В 2015 году предельная величина базы равнялась 670 000 р. (Постановление Правительства РФ от 04.12.14 № 1316), а в 2016 году – 718 000 р. (Постановление Правительства РФ от 26.11.2015 № 1265).

С учетом указанных значений по предельной базе, в 2017 году максимальное значение среднего дневного заработка для расчета ежемесячного пособия по уходу составляет 1901,37 р. (670 000 р. + 718 000 р.) / 730.

1901,37 руб.

максимальный дневной заработок для расчета пособий в 2017 году

Теперь рассчитаем максимальный размер среднего заработка за целый месяц. В этих целях умножим средний дневной заработок на среднемесячное число календарных дней- 30,4 (ч. 5.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). В 2017 году максимальный размер среднемесячного заработка для расчета пособия составит 57 801, 64 р. (1901,37 р. × 30,4).

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в общем случае равен 40% от среднего заработка за месяц (ч. 1 ст. 15 Закона № 81-ФЗ). Поэтому в 2017 году максимальная сумма ежемесячного пособия на одного ребенка составит 23 120,66 р. (57 801,64 р. × 40%). Причем этот размер действует как в январе, так и в феврале 2017 года. Февральская индексация пособий на коэффициент 1,054 на него никак не повлияла.

с 1 февраля 2017 года выплачиваемая за полный месяц сумма пособия по уходу за ребенком не может быть меньше

3 065,69 руб.

Пособие по беременности и родам не индексируется ежегодно. То есть, с 1 февраля 2017 года пособие по беременности и родам не увеличилось. Однако имейте в виду, что максимальный размер пособия стал больше с 1 января 2017 года, поскольку при расчете пособия с начала 2017 года нужно принимать во внимание новое максимальное значение среднего дневного заработка. Поясним.

Пособие по беременности и родам выплачивается единовременно и суммарно за весь период отпуска по беременности и родам, который составляет (ч. 1 ст. 10 Закона № 255-ФЗ):

  • 140 дней (в общем случае);
  • 194 дня (при многоплодной беременности);
  • 156 дней (при осложненных родах).

Максимальное пособие по беременности и родам

Для расчета максимальной суммы декретного пособия с января 2017 года нужно учитывать максимальный размер среднего дневного заработка. Его считают по той же формуле, что и при расчете пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет (ч. 3.3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). То есть в 2017 году он также составит 1901,37 р. (670 000 р. + 718 000 р.) / 730. Следовательно, с 2017 году максимальные размеры декретного пособия, возмещаемые из ФСС, составляют:

  • 266 191,8 р. (1901,37 р. р. × 140 дн.) – в общем случае;
  • 368 865,78 р. (1901,37 р. × 194 дн.) – при многоплодной беременности;
  • 296 613,72 р. (1901,37 р. × 156 дн.) – при осложненных родах.

С 1 февраля 2017 года максимальные размеры пособий по беременности и родам не изменились. Коэффициент индексации эти значения не затронул.

Минимальное пособие по беременности и родам

При расчете пособия по беременности и родам средний дневной заработок не может быть меньше величины, определяемой по следующей формуле (ч. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ):

Минимальная величина среднего дневного заработка = МРОТ на начало отпуска x 24 / 730

С 1 января 2017 год федеральный МРОТ составляет 7500 рублей. Поэтому если отпуск по беременности и родам начался в 2017 году (с 1 февраля по 30 июня), то минимальная величина среднего дневного заработка для расчета декретного пособия должна приниматься равной 246,58 р. (7500 р. × 24 / 730). Эта величина используется для дальнейшего расчета, если она оказалась больше, чем фактический средний дневной заработок работницы. Минимальные размеры пособий по беременности и родам в январе 2017 году такие:

  • 34 521,20 р. (246,58 р. × 140 дн.) – в общем случае;
  • 47 836,52 р. (246,58 р. х 194 дн.) – при многоплодной беременности;
  • 38 466,48 р. (246,58 р. х 156 дн.) – при осложненных родах.

Показатели минимальных размеров пособий по беременности и родам с 1 февраля 2017 года также не изменились. Они сохранились тех же размерах.

Сравнительная таблица размеров пособий

Вид пособия

Пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности

613, 14 р. (581,73 р. x 1,054)

Единовременное пособие при рождении ребенка

16 350, 33 р. (15 512,65 р. x 1,054)

Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

Уход за первым ребенком - 3000 р.;
уход за вторым ребенком 5 817,24 р.

Уход за первым ребенком – 3065,69 р. (2908,62 р. x 1,054)
уход за вторым ребенком - 6131,37 р. (5 817,24 р. x 1,054)

Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

Минимальный размер пособия по беременности и родам



34 521,20 р.- в общем случае;
47 836,52 р. - при многоплодной беременности;
38 466,48 р. - при осложненных родах.

Максимальный размер пособия по беременности и родам



266 191,8 р. - в общем случае;
368 865,78 р. - при многоплодной беременности;
296 613,72 р. - при осложненных родах.

В целях улучшения демографических показателей в стране предложено увеличить срок выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет до достижения ребенком 3 лет. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Госдуме.

Что случилось?

Государственная Дума планирует в ближайшее время рассмотреть в первом чтении законопроект № 478277-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет», авторами которого выступила группа депутатов Госдумы во главе с руководителем фракции «Справедливая Россия» Сергеем Мироновым. Они намерены улучшить демографические показатели в стране путем повышения реальных доходов населения, точно так же, как это происходило в последние годы. Депутаты отмечают, что именно такое направление имеет государственная политика последних лет в сфере социальной поддержки семей с детьми. А их предложение, помимо прочего, позволит повысить шансы женщин с детьми на трудоустройство.

Новые принципы выплаты детских пособий

В пояснительной записке к законопроекту его авторы обосновывают, почему является несправедливой выплата пособия на ребенка только до достижения им возраста 1,5 года. Они, в частности, отмечают:

Проблема материального обеспечения семей с малолетними детьми до трех лет усугубляется тем, что в России число ясельных групп для детей младше 1,5 лет ничтожно мало, женщина с малолетним ребенком не может трудоустроиться и оказывается полностью зависима от поддержки семьи и окружения. По данным Контрольного управления Президента Российской Федерации, за последние двадцать лет количество дошкольных учреждений в целом по стране сократилось почти в два раза. Часть учреждений были закрыты и перепрофилированы, сданы в аренду коммерческим организациям. Повышение рождаемости в последние пять лет на фоне сокращения 5 количества детских садов привело к тому, что тысячи детей лишены возможности пользоваться услугами дошкольных учреждений. А при рождении или усыновлении второго ребенка малообеспеченные семьи могут получать ежемесячные дополнительные выплаты из средств материнского капитала. Эта мера также действует с начала этого года и распространяется на период, пока ребенку не исполнится полтора года.

Повышение возраста выплаты детских пособий до достижения ребенком возраста 3 лет позволит повысить социальную защиту семей, в том числе тех, где несколько детей. Благодаря этой мере детей станет появляться в семьях больше, так как их родители не будут переживать о том, что не смогут достойно обеспечить ребенка, когда ему исполнится 1,5 года. Ведь пособие платить перестанут, а места в детском саду может не оказаться.

Кроме того, парламентарии напомнили, что по Трудовому кодексу РФ каждой женщине в России предоставено право на получение отпуска по уходу за ребенком продолжительностью в 3 года. При этом после 1,5 лет такого отпуска пособие по уходу за ребенком становится чисто символическим — всего 50 рублей в месяц. В связи с этим путем продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет фактически будет исполнено требование действующего трудового законодательства.

  • студентками вузов;
  • учащимися профессиональных училищ;
  • слушательницами курсов дополнительного профобразования.

Право на пособие, если законопроект будет одобрен, получат все женщины, которые работали в течение одного года за двухлетний период, предшествующий беременности и родам.

С 2018 года в России появилось сразу несколько новых мер поддержки семей с детьми . Об этом решении в ноябре 2017 года , обозначив анонсированные нововведения как «перезагрузку политики демографического развития» , которая на протяжении последних лет основывалась преимущественно на программе материнского капитала за второго ребенка и дополнительных выплатах, направленных на поддержку многодетных семей . В связи с признаваемыми успехами программы маткапитала, ставшей за 11 лет уже привычной для российских родителей, было решено . Также сохраняется и будет расширена на новые регионы с низким коэффициентом рождаемости ежемесячная выплата . Однако руководство страны признает, что для преодоления новых демографических проблем существующих детских пособий уже недостаточно , поэтому в 2018 году будут введены , в том числе две новые ежемесячные выплаты на детей до 1.5 лет в размере прожиточного минимума (в среднем около 10000 рублей в месяц) - и в виде наличными на второго и последующих детей.

Что касается повышения размера уже действующих детских выплат, то с 1 января 2018 года вступил в силу федеральный закон от 19.12.2016 г. № 444-ФЗ, которым устанавливается единый порядок индексации для социальных выплат, предусмотренных различными действующими законодательными актами - в частности, единовременных и ежемесячных детских пособий , устанавливаемых законами «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» , о соцзащите граждан, проживающих на территориях, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС (в части ) и др. Согласно вступающим в силу изменениям, теперь детские пособия на постоянной основе на величину фактической инфляции за прошлый год - иными словами, исходя из фактического индекса роста потребительских цен (за весь 2017 год определена Росстатом на уровне 2.5%). Однако это правило , размер которого тем же законом был заморожен до 1 января 2020 года , поэтому он еще как минимум 2 года подряд будет по-прежнему составлять 453026 рублей.

Нужно понимать, что проводимая индексация на величину прошлогодней инфляции (с 1 февраля 2018 года ) не обеспечивает рост пособий в реальном выражении , а позволяет лишь в лучшем случае сохранить покупательную способность социальных выплат (и то, далеко не все согласны с официальными данными Росстата по инфляции, оценивая их как сильно заниженные). А для материнского капитала на второго ребенка уже несколько лет не делается и этого - напомним, что вообще сумма, предусмотренная сертификатом МСК, в последний раз индексировалась Правительством аж в 2015 году.

Единственное, в отношении чего Правительством России запланирован символический рост в реальном выражении - это пенсии в 2018 году, которые будут проиндексированы выше инфляции : соответственно страховые (трудовые) пенсии на 3.7% с 1 января и социальные на 4.1% с 1 апреля 2018 года. Это касается в том числе выплачиваемых детям и по потере кормильца.

В большинстве регионов страны на 2018 год из-за недофинансирования также запланировано незначительное, чисто техническое повышение размера социальных выплат (более существенно могут быть проиндексированы лишь те пособия, которые давно не повышались и суммы которых уже морально устарели). Пожалуй, только в одном регионе страны на 2018 год было заявлено о кардинальном повышении социальных расходов - мэр Москвы Сергей Собянин принял решение о беспрецедентном увеличении , которое, прежде всего, затронет малоимущие, многодетные семьи и семьи с детьми-инвалидами. Региональные выплаты этим категориям москвичей увеличились с 2018 года сразу в 2 раза и более!

Свежие новости и изменения

Необходимо отметить, что на федеральном уровне в ближайшей перспективе социальная поддержка российским семьям в реальном выражении не только не будет повышаться, но даже может быть уменьшена! Об этом 26 сентября 2017 года в ходе обсуждения параметров федерального бюджета на 2018-2020 гг. в Госдуме сообщил министр труда и соцзащиты Максим Топилин , слова которого приводило агентство «Россия сегодня» (РИА Новости): «Конечно же, социальная помощь будет уменьшаться, <…> мы ни в коем случае не должны говорить о том, чтобы мы сохраняли соцпомощь, когда мы повышаем заработные платы. Здесь надо быть аккуратными, но два раза платить, мне кажется, не стоит ».

То есть в ближайшие годы в России планируется создать такие условия, при которых значительно меньше семей будет нуждаться в пособиях и других социальных выплатах (но только при условии, если родители работают по трудовому договору - им будет гарантирована и более высокая минимальная зарплата, и повышенные пособия на детей). Объем социальных расходов из федерального бюджета при этом в реальном выражении будет сокращаться, чтобы государству .

Для выполнения поставленных целей Правительству также должна помочь разработка единых критериев нуждаемости , которая уже активно ведется в Минтруде. В регионах они активно вводятся еще с 2016 года, и некоторые субъекты федерации в этом уже очень преуспели. Например, в Республике Тыва в связи с крайне высоким уровнем бедности (до 50% населения региона является малоимущим) при назначении некоторых видов социальной поддержки с 2017 года учитывается не только фактический уровень денежных доходов, но и так называемые условные «доходы семьи от ведения личного подсобного хозяйства» - например, в Тыве региональными властями было подсчитано, что «одна курица-несушка способна дать семейному бюджету в месяц 1,49 рубля дополнительного дохода, а овощи - 60 рублей с одной огородной сотки» и т.д. (читать подробнее на официальном портале Тувы). И работа в этом направлении еще наверняка продолжится…

Индексация пособий в 2018 году (таблица)

Коэффициент индексации детских пособий и иных социальных выплат, повышение которых начиная с 2018 года производится по единому порядку с 1 февраля в соответствии со статьями 1-11 федерального закона от 19.12.2016 г. № 444-ФЗ , утвержден постановлением Правительства от 26 января 2018 г. № 74 «Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году» на основании данных Росстата об итоговой общегодовой инфляции за весь прошедший 2017 год, которая ранее была определена на уровне 2.5% (что соответствует коэффициенту индексации 1.025 ). Постановление вступает в силу с 01.02.2018 года.

Также для определения максимального и минимального размера пособий по социальному страхованию, выплачиваемых ФСС и рассчитываемых исходя из среднего дневного или среднемесячного заработка, необходимо учитывать изменение с 1 января 2018 года двух других показателей:

  • минимального размера оплаты труда (МРОТ) - повысился с 7800 до 9489 рублей (см. федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 421-ФЗ);
  • предельной величины базы для исчисления страховых взносов в ФСС - в 2018 году повышается с 755 до 815 тыс. рублей (см. постановление Правительства от 15 ноября 2017 г. № 1378).

Исходя из этой минимально необходимой информации можно рассчитать размер пособий на детей в 2018 году с учетом запланированной на 1 февраля индексации (см. таблицу).

Таблица - Пособия на детей в 2018 году

Примечание: ко всем указанным в таблице суммам выплат семьям с детьми, за исключением материнского капитала и пособия по беременности и родам работающим женщинам, применяются повышающие районные коэффициенты , на которые необходимо умножать установленные на федеральном уровне размеры детских выплат (они приводятся в таблице).

Название пособия Устанавливаемый размер выплаты, руб.
с 1 января 2018 года с 1 февраля 2018 года (+2,5%)
Декретные ()
- работающим женщинам (в наиболее общем случае) 100% среднего дневного заработка за каждый день (в 2018 году для расчета среднего заработка принимаются доходы, начисленные работнику в 2016 и 2017 году)
- работающим женщинам минимум (рассчитывается за каждый день больничного по величине МРОТ)
  • 43615,65 - в обычном случае за 140 дней листка нетрудоспособности;
  • 48600,30 - при осложненных родах (156 дней больничного);
  • 60438,83 - при многоплодной беременности (194 дня декрета)
- работающим женщинам максимум (устанавливается исходя из предельной величины страховой базы)
  • 282106,70 - за 140 дней;
  • 314347,47 - за 156 дней;
  • 390919,29 - за 194 дня
- безработным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации (выплачивается в органах Соцзащиты) 613,14 за 1 месяц больничного 628,47 в расчете на 1 месяц
- в размере стипендии, установленной образовательной организацией (независимо от того, на платной или бесплатной основе осуществляется обучение)
- женщинам, проходящим военную службу по контракту в размере установленного по месту службы денежного довольствия
Единовременные пособия
(до 12 недель) 613,14 628,47
25892,45 26539,76
16350,33 16759,09
(усыновление, опека и попечительство, приемная семья) 16350,33 или
124929,83 *
16759,09 или
128053,08 *
* Примечание: в более высоком размере устанавливается при усыновлении ребенка-инвалида, а также ребенка в возрасте от 7 лет или нескольких детей, которые приходятся друг другу братьями и (или) сестрами
Материнский капитал в 2018 году 453026 (не повышается с 01.01.2016 по 01.01.2020 года)
Ежемесячные пособия
40% от среднемесячного заработка (для расчета которого в 2018 году принимаются доходы за два полных предыдущих года - 2016-й и 2017-й), но не менее установленного законом минимума (который выплачивается в том числе неработающим гражданам через Соцзащиту):
  • 3065,69 - на первого ребенка;
  • 6131,37 - на второго, третьего и последующих
  • 3142,33 - на первого (3788,33 руб. минимум работающим по МРОТ);
  • 6284,65 - на второго и каждого следующего
Ежемесячная выплата или до 1.5 лет с 2018 года Региональный прожиточный минимум на ребенка за 2 квартал 2017 года (в зависимости от региона - )
11096,76 11374,18
2231,85 2287,65
  • 3162,00 - от рождения до достижения 1.5 лет;
  • 6324,00 - на ребенка в возрасте от 1.5 до 3 лет
  • 3241,05 - от 0 до 1.5 лет
  • 6482,10 - от 1.5 до 3 лет
В размере установленного в регионе одного прожиточного минимума на ребенка
Устанавливается во всех регионах страны согласно ст. 16 закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ и выплачивается ежемесячно либо ежеквартально. Размер пособия, сроки и периодичность его индексации устанавливается региональными законами исходя из возможностей бюджета

График оформления и выплаты детских пособий

    • От начала беременности

      • 12 недель беременности
    • Когда оформляют и выплачивают

      28 или 30 недель беременности

      • Конец декретного отпуска
    • Когда оформляют и выплачивают

      Рождение ребенка

      • 0,5 года
      • (не ограничено)
      • 3 года
    • Когда оформляют и выплачивают

      Конец декретного отпуска

      • 1,5 года
      • 3 года
    • Когда оформляют и выплачивают

      От рождения или от 1,5 лет

      • До 16 или до 18 лет
    • Когда оформляют и выплачивают

      Усыновление ребенка

      • 3 месяца
      • 1,5 года
      • 3 года
      • 3 года
      • 18 лет
      • 6 месяцев после усыновления
      • (не ограничено)
    • Когда оформляют и выплачивают

      180 дней беременности жены военнослужащего

      • Окончание срочной службы отца ребенка
    • Когда оформляют и выплачивают

      Рождение ребенка

      • 3 года
    • Когда оформляют и выплачивают

      Наступление смерти военнослужащего

      • 18 лет
    • Когда оформляют и выплачивают

      Передача ребенка на воспитание в семью

      • 6 месяцев после передачи
      • 18 лет

развернуть

График детских пособий по срокам их оформления и выплаты

    • 12
      недель
      беременности
    • 28 или 30
      недель
      беременности
    • Рождение
      ребенка
    • Конец
      декретного
      отпуска
    • 0,5
      года
    • 1,5
      года
    • 3
      года
    • 16
      лет
    • 18
      лет
    • региональное пособие
      на ребенка*
    • Единовременные выплаты
    • Ежемесячные выплаты
    • Выплаты возможны*

    * сроки начала и окончания выплаты устанавливаются на уровне регионов (чаще всего от 1,5 до 16 лет)

    • Единовременные выплаты
    • Ежемесячные выплаты
    • Выплаты возможны*

    * сроки начала и окончания выплаты устанавливаются региональными законами (чаще всего от 1,5 до 16 лет), но не ранее момента усыновления ребенка

    ** право на получение пособия не зависит от возраста ребенка на момент его усыновления

    • Единовременные выплаты
    • Ежемесячные выплаты
    • Выплаты возможны*

    * может выплачиваться с момента рождения ребенка до достижения им 3 лет, но не ранее начала и не позднее окончания отцом срочной военной службы

    ** выплачивается с момента наступления смерти военнослужащего до достижения ребенком 18 лет или до окончания очного обучения, но не позднее 23 лет

    • Единовременные выплаты
    • Ежемесячные выплаты

Большинство из представленных выше пособий будут выплачиваться семьям в новом, повышенном размере только в том случае, если право на их получение возникло после проведения индексации (то есть после 1 февраля 2018 года).

Однако это не касается ежемесячных пособий, назначенных до 1 февраля и выплачиваемых семье в фиксированном размере (или установленных к выплате в размере минимума, подлежащего индексации). В этом случае сумма выплат будет проиндексирована, начиная с февраля 2018 года.

Единовременные пособия при рождении ребенка в 2018 году

Независимо от того, какой ребенок по очередности его появления в семье будет рожден в 2018 году (первый, второй, третий или последующие), в связи с этим событием законом на федеральном уровне предусмотрено , полагающееся одному из родителей до достижения ребенком возраста 6 месяцев.

Оно предоставляется в одинаковом размере как работающим (через работодателя из ФСС), так и неработающим гражданам (оформляется в органах Соцзащиты населения и выплачивается из федерального бюджета), на каждого рожденного ребенка:

  • 16350,33 рублей с 1 января (до проведения очередной индексации);
  • 16759,09 рублей - с 1 февраля 2018 года (с учетом индексации на 2.5%).

Если один или оба родителя ребенка работают (или служат), то пособие оформляется по месту работы. Оформить выплату через Соцзащиту по месту жительства (а также месту пребывания или фактического проживания) семье можно только в том случае, если оба родителя не работают либо учатся .

Процедура оформления пособия упрощается, если законный родитель у ребенка единственный (то есть если оформляется оно матерью-одиночкой или отцом, воспитывающим ребенка без матери, которая умерла либо лишена родительских прав). В этом случае не требуется предоставлять вторым родителем.

Дополнительно к декретным по месту работы выплачивается в размере 613,14 рублей (628,47 рублей с 1 февраля 2018 года) женщинам, вставшим на учет в женскую консультацию на ранних сроках беременности. Для его получения необходимо вместе с предоставить работодателю при оформлении декретного отпуска справку о постановке на учет на сроке до 12 недель.

Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2018 году

Это второе основное федеральное пособие (наряду с ), которое предоставляется одному из родителей или другому лицу, осуществляющему уход за ребенком до достижения 1.5 лет, независимо социального положения и факта трудоустройства.

В общем случае гражданам, работающим по трудовому договору (то есть «подлежащим обязательному социальному страхованию от временной нетрудоспособности и в связи с материнством»), ежемесячное в размере 40% от среднего месячного заработка за 2 предыдущих года , но не менее установленного законом минимума.

Однако неработающие родители имеют право на получение этого пособия только в минимальном размере :

  • 3142,33 рублей в месяц - на первого ребенка;
  • 6284,65 рублей в месяц - , третьего и последующих.

Работающие родители или опекуны ребенка могут получать это пособие в более высоком размере , если их среднемесячный заработок за 2 предыдущих года (в 2018 году это соответственно 2016-й и 2017-й) превышает:

  • если пособие оформляется на первого ребенка - 7870,90 рублей, если оформляется после 1 февраля 2018 года;
  • если оформление пособия происходит на второго ребенка и последующих - 15741,77 рублей, если пособие назначается после 1 февраля.

Поскольку средний месячный заработок, соответствующий указанному минимальному размеру пособия на первого ребенка, в 2018 году составляет меньше величины МРОТ (7870,90 меньше 9489 рублей), то работающим гражданам минимальный размер будет устанавливаться исходя из величины МРОТ на дату начала отпуска по уходу за ребенком (9489 рублей с 1 января 2018 года, что соответствует минимальному пособию в размере 3788,33 рублей ).

Работающим гражданам ограничивается не только минимум, но также и максимальный размер возможных ежемесячных выплат до 1.5 лет. Он определяется (то есть суммой годового заработка, с которого отчисляются страховые взносы в ФСС).

Лимиты для расчета пособия по уходу за ребенком на 2018 год в форме социального страхования (из ФСС) приводятся в таблице ниже.

Лимиты для расчета пособия до 1.5 лет работающим Предельные суммы, подлежащие выплате в 2018 году (за один месяц)
с 1 января с 1 февраля
Минимальный размер пособия
- на первого ребенка (по МРОТ) 3788,33
- на второго ребенка и последующих 6131,37 6284,65
Максимум ежемесячных выплат до 1.5 лет
- максимальный размер среднего дневного заработка, используемого для расчета пособия 2017,81
- максимальный размер пособия для работающих граждан (по страховой базе) 24536,55
- для военнослужащих и женщин, уволенных в период (фиксировано) 12262,76 12569,33

Поскольку пособие до 1.5 лет может оформить только один из родителей , то, как и в случае с , при оформлении пособия (по месту работы или в органах Соцзащиты, если заявитель не работает) необходимо предоставить справку о том, что второму родителю это .

Необходимо отметить, что до 1 июля 2016 года пособие по уходу за ребенком полагалось в двойном размере (двойной минимум или 80% среднего заработка) и до достижения ребенком 3 лет семьям в случае их проживания в так называемой «чернобыльской зоне».

Затем это стало выплачиваться в обычном порядке (как описано выше), но дополнительно к нему была введена , выплачиваемая через Соцзащиту в фиксированном размере (указаны суммы с 1 февраля 2018 года):

  • 3241,05 рублей - от рождения ребенка до достижения 1.5 лет;
  • 6482,10 - на ребенка в возрасте от 1.5 до 3 лет.

Выплаты на второго ребенка в 2018 году

При рождении в 2018 году второго ребенка выплате подлежит , который устанавливается на первенца. Размеры выплат на второго ребенка также не меняются, за исключением увеличенного в 2 раза минимального - 6284,65 рублей вместо 3142,33 на первого ребенка с учетом индексации с 1 февраля 2018 года. Этот гарантированный минимум будет выплачиваться на 2 ребенка (по месту работы через ФСС), (через органы Соцзащиты населения по месту жительства или пребывания).

Более существенное изменение связано с возможностью получения семьей . Завершение программы запланировано 31.12.2018 г., поэтому на протяжении всего 2018 года у российских семей при рождении 2 ребенка будет возникать право на получение сертификата.

Также необходимо отметить, что с многие российские семьи при рождении второго ребенка могут приобрести (поскольку семейный доход делится на всех членов семьи, и при сохранении его уровня среднедушевой доход в зависимости от состава семьи автоматически снижается на 25-33% и может оказаться ниже величины регионального прожиточного минимума на душу населения). Это дает родителям возможность на получение , выплачиваемых через Соцзащиту преимущественно малоимущим семьям (то есть с учетом так называемых «критериев нуждаемости»).

Размер материнского капитала в 2018 году на второго ребенка

Сертификат на маткапитал не индексируется уже третий год подряд (последняя его индексация на 5.5% проводилась Правительством с 1 января 2015 года). снова будет составлять 453026 рублей , и эта сумма не будет меняться еще как минимум до 1 января 2020 года (то ест всего так называемая «заморозка материнского капитала» может продлиться 5 лет).

Многие справедливо опасаются, что за это время покупательная способность сертификата может существенно снизиться (накопленная инфляция за эти 5 лет только по официальным оценкам может превысить 30%).

Однако необходимо отметить, что нельзя проводить прямых параллелей между показателем инфляции в стране (которая привязана к продуктам потребительской корзины) и обесцениванием материнского капитала, поскольку сертификатом нельзя расплатиться в магазине за обычные товары!

Однако это не совсем так. вариантов использования материнского капитала делает его менее чувствительным к изменению индекса роста потребительских цен. Известно, что более 90% владельцев сертификатов направляют его (приобретение и строительство жилья), однако цены на жилье с 2015 года в среднем по стране не выросли , а даже существенно упали в первые годы кризиса, и сейчас повышаются умеренными темпами (столичный регион не в счет, поскольку там жилищный рынок все-таки работает в немного других условиях, чем в среднем по стране).

Кроме того, привлекательность материнского капитала не только не снизилась, но и существенно выросла за эти годы в связи с существенным