Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Хозяйство великобритании. Хозяйство и промышленность великобритании

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии - это развитое государство, расположенное в северо-западной части Европы. Форма правления в стране - конституционная монархия, в которой конституция заменена рядом законодательных актов. Главой государства и её живым символом с 1953-го года является Королева Елизавета ІІ. Она, вместе с двухпалатным парламентом, возглавляет законодательную власть. Исполнительную власть в стране осуществляет премьер-министр в лице лидера главенствующей партии.

Государство отделено от остальной части Европы проливами Ла-Манш и Па-де-Кале, а также Северным морем. Такое расположение отразилось на становлении государства и его народа, процесс формирования которого занял много веков. В состав государства входит три страны: Англия, Шотландия, Уэльс и северная часть Ирландии. Общая площадь территории составляет порядка 250 тыс. кв. км. На протяжении четырех веков государство владело многочисленными колониями.

В ХІХ веке страна заняла лидирующие позиции в производстве и экспорте товаров. Пока её значение не ослабло из-за стремительного роста ряда других стран: США, СССР, Германии и Японии. С 1 января 1973 года Великобритания находилась в составе Европейского сообщества, но в 2016 года больше половины британцев проголосовали за выход из ЕС, став первой страной, покинувшей сообщество.

Население

Согласно данным Департамента по экономическим и социальным вопросам, численность населения государства составляет свыше 65 млн. человек. Среди них большая часть - англичане, остальное население представлено шотландцами, валлийцами, корнуэльцами, ирландцами и переселенцами из стран ЕС.

Большая часть населения разговаривает на английском языке, но встречаются и местные диалекты. В стране религия представлена несколькими направлениями. Так, англичане - исповедуют англиканство, шотландцы придерживаются пресвитерианской церкви, а ирландцы - католической. Плотнее всего заселена центральная часть страны, где расположены самые крупные и развитые города. Районы с наименьшим количеством жителей находятся в Северной Шотландии и Центральном Уэльсе. Средняя плотность населения государства составляет 266, 5 человека на км 2 .

Население преимущественно состоит из жителей в возрасте от 15 до 65 лет. Примечательно, что численность мужчин и женщин составляет равное количество - около 21 млн. человек. Таким образом, пирамида населения имеет омолаживающийся вид, с характерным снижением рождаемости. Средняя продолжительность жизни в Великобритании составляет 80 лет.

Промышленность Великобритании

Промышленность Англии столетиями формировалась в том числе за счет ресурсов метрополий. С открытием в Северном море месторождений нефти и газа в 1960-70 годах экономика получила новый импульс к развитию. Производится экспорт и переработка этих полезных ископаемых. Большинство нефтеперерабатывающих заводов расположено на юго-востоке страны. Здесь построены огромные НПЗ и терминалы сбыта сырья. Действуют множество предприятий химической промышленности. Производство синтетических волокон и пластмасс, фармацевтической продукции основано на наукоемком производстве при переработке нефти.

Добываемые в больших объемах нефть и газ экспортируется в другие страны и обеспечивает собственную промышленность сырьем и топливом. Однако часть сырья импортируется из других стран. Это объясняется тем, что большинство НПЗ страны настроены на переработку тяжелой нефти, а месторождения, которыми владеет Англия, дают легкую нефть. Из всего объема добытой нефти 106 млн т., или 1/3 продукта, идет на экспорт, около 50 млн. т ввозится в страну. Примерно в тех же пропорциях производится импорт и экспорт газа.

(Асфальтобетонный завод в Англии )

И в настоящее время промышленность продолжает быть ведущей отраслью государства. В ней, по последним подсчетам занята шестая часть всего населения. Промышленность обеспечивает четверть ВНП страны, что позволяет Великобритании находиться на 7 месте в мире по объему производства. Важное место в структуре промышленности занимает обработка и машиностроение, замещая тем самым традиционные для страны отрасли добычи полезных ископаемых и производство текстиля. Промышленные предприятия расположены преимущественно в густонаселенном центре государства: от Лондона до Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира.

В структуре отрасли машиностроения преобладает производство транспорта. Причем страна лидирует в мировом экспорте именно грузовых машин. Также значимыми позициями в машиностроении являются производство силовых установок, самолетов, космического оборудования и оргтехники. Крупнейшие районы машиностроения расположены в Западном Мидлендоме и в юго-восточной части Англии.

(Знаменитая тепловая электростанция в Лондоне )

Добыча каменного угля на протяжении веков обеспечивала страну топливом, уступая только нефтепромышленности. Среди стран мира Великобритания занимает 20-е место по добыче нефти и 16-е по добыче газа благодаря месторождениям на дне Северного моря. Однако, несмотря на это страна вынуждена дополнительно импортировать ресурсы для обеспечения промышленности и своего населения.

Англия входит в десятку стран, производящих самые большие объемы железа и стали. Для развития черной металлургии у страны есть три необходимых условия: богатые месторождения угля, железной руды и известняка. Сегодня одна корпорация «Бритиш стил» обеспечивает прокатом из черного металла почти все потребности страны в продукте. На территории острова добывают редкие цветные металлы: цирконий, уран и другие, используемые в самолето- и ракетостроении, атомной энергетике. Большая часть сырья идет на экспорт в страны Европы и США.

Сельское хозяйство Великобритании

Природные условия острова определяют специфику развития сельского хозяйства в регионах. В сельском хозяйстве Великобритании задействовано всего 2% трудоспособного населения страны. Но, несмотря на это наблюдается стремительный рост и развитие сельского хозяйства. Кроме того местных ресурсов, которые составляют 75%, хватает на то, чтобы обеспечить население сельскохозяйственными продуктами. Государство не нуждается в импорте ячменя, овса, картофеля, яиц, молока, свинины и птицы.

Основные земледельческие районы расположены на территории Восточной Англии. Здесь, на востоке страны, где климат влажный и много лугов, развито и животноводство. Англия — родина известных в мире пород крупного рогатого скота, в стране выращивается мясной и молочный скот, свиньи, домашние птицы и овцы. Англия, производится качественная молочная и мясная продукции. Однако импорт многих продуктов, например, сливочного масла, показывает до 70% от объема потребления.

Исторически сложилось, что на острове хорошо развивалось овцеводство, преимущественно для производства шерсти. Сегодня отрасль дает всего 1 % стоимости от всего объема с/х продукции, производимой в стране. Картофель, ячмень и пшеница, корнеплоды, в том числе кормовые, занимают большие площади на востоке страны. Однако часть продуктов, до 25% от необходимых потребностей, Англия ввозит из-за рубежа. Хорошо развито садоводство и огородничество. При занятости всего 1,5% окультуренных земель, в садах и огородах производится около 12% продукции острова.

Сельское хозяйство Англии преимущественно фермерское. После принятия единой системы квот ЕС, фермерам пришлось сократить объемы производимой продукции. Себестоимость ее всегда была достаточно велика и без дотаций государства сельское хозяйство пришло бы в упадок. Поэтому фермеры получают ощутимую государственную поддержку. После выхода из ЕС у фермеров появился шанс на возрождение прежних объемов производства с/х продукции.

5.1k (96 за неделю)

В расположенной на островах Великобритании есть своя специфика, отличающая местное сельское хозяйство. В настоящее время в нём занято порядка 2% работоспособного населения, а на каждого подданного британской короны приходится меньше половины гектара пригодных для обработки земель. Но при всём этом сельское хозяйство Великобритании производит три четверти потребляемой населением сельхозпродукции, а картофелем, овсом, ячменём, молоком, яйцами, домашней птицей и свининой покрывает всю потребность населения. В то же время в страну ввозится 50% пшеницы, 65% сахара, 80% сливочного масла, четверть потребляемой телятины и говядины.
Под сельскохозяйственные цели на острове подготовлены 19 млн гектаров земли, из них 7 млн приходится на возделываемые культуры, а 12 млн гектаров являются естественными пастбищами для скота.

Растениеводство

Природные условия на Британских островах более подходят для животноводства, нежели для земледелия. Поэтому на долю первого приходится 65% стоимости производимой в королевстве сельхозпродукции, а на долю второго - лишь 23%.
Вообще про британское земледелие мало можно сказать хорошего - темпы его развития настолько низкие, что можно даже говорить о его деградации. При этом наблюдается картина разорения и неуклонного сокращения количества мелких фермерских хозяйств; отсюда следует и сокращение площадей пахотных угодий.

В основном британское растениеводство представлено зерновыми культурами, здесь выращивают 14,2 млн тонн пшеницы и примерно вдвое меньше ячменя. Также выращивается картофель и сахарная свекла. Следует отметить рыболовство. Больше всего пахотных земель расположено в восточной Англии, севернее Темзы (Кент, Восточный Йоркшир, Линкольншир), а также на востоке Шотландии. А вот в гористых районах Уэльса и северной Шотландии неиспользуемых земель и пустошей намного больше.
Значительно тормозит развитие растениеводства и высокая стоимость земли (отсюда же проистекают и высокие цены на британское сельхозпродукты), а также мощная конкуренция со стороны поставщиков более дешёвых импортных продуктов.
40% посевных площадей здесь отданы под зерновые культуры, на трети растут травы, а остальные 20% заняты овощами и корнеплодами. Пшеницу выращивают в основном в менее влажной восточной части острова Великобритания, а овёс чаще можно увидеть на полях, расположенных в северной и западной частях страны. Ячмень находит применение для изготовления солода для производства пива, а также для изготовления виски, но также он используется как пища для скота и населения.
Как и у нас, картофель стал в Великобритании повсеместной культурой, но особенно его много выращивают на восточном побережье Шотландии и Англии, а также в Северной Ирландии. Капусту и кормовую свеклу здесь выращивают на корм скоту. Однако собственных ресурсов для кормления скота не хватает, поэтому очень много фуража ввозится из-за границы.
Если садоводство в Британии более всего развито на юго-востоке, то огороды более равномерно разбросаны по всей территории страны. Под сады, парники и огороды отведено всего 1,5% сельхозугодий, зато доля стоимости получаемого с них урожая тянет на 12%. Преимущественно они расположены в тёплых районах страны: на полуострове Корнуолл и в Кенте, который называют иногда «садом Англии».
Юго-западнее Западного Мидленда выращивается хмель. Британцы также склонны выращивать цветы, особенно любимые англичанами нарциссы. На востоке острова высаживают тюльпаны. Тюльпанами и гиацинтами занята половина угодий на крайнем юго-западе Великобритании и на островах Силли. Очень популярными стали английские лавандовые фермы, которые сделали доступными для посещений туристами.

Животноводство

Как уже отмечалось, для животноводства природные условия Британских островов подходят несколько лучше. Животноводческие фермы наиболее густо расположены в более влажной западной части страны. Здесь пасётся 13 млн голов крупного рогатого скота и 36 млн овец, а также 8 млн свиней. Птицефермы, насчитывающие 130 млн. голов, и сопутствующее им производство яиц группируется вокруг крупнейших центров потребления.
В Англии в своё время были выведены некоторые породы крупного рогатого скота, ставшие известными в мире. Вообще, разведение высокопродуктивного мясного и молочного скота стало главной фишкой британского животноводства.

Нужно отдать должное англичанам, которые научились производить качественную мясную и молочную продукцию. Тем не менее, львиную долю сливочного масла им приходится завозить из-за границы. В определённых районах разводятся специфические породы скота: красные девонские коровы на юге Девоншира, чёрно-белые - в Дорсете. Также были специально выведены мясные породы: шортхорн (короткорогая), абердин-ангусская и герфордширская. За последние полтора века торговля племенным скотом стала значительной статьёй британского торгового дохода. Так, например, в результате этого на территории СНГ сформировалось самое крупное стадо герфордширской породы коров.
Ещё в XIII веке Англия стала крупнейшим в Европе производителем овечьей шерсти. От этого уцелела традиция усаживать председателя палаты лордов - лорд-канцлера в зале заседаний на мешок с овечьей шерстью. Теперь доходы от шерсти составляют всего 1% от всей выпущенной в стране сельхозпродукции, а овец производят скорее для получения нежного мяса ягнят. Наиболее развито овцеводство в горных местностях Шотландии, северной Англии и Уэльса.

Проблемы сельского хозяйства

Почти вся землеобработка опирается на фермеров. Британские фермы по размерам средние - крупнее европейских, но меньше американских (средняя площадь 100 га). Хотя встречаются и объединённые крупные землевладения, достигающие 1600 гектаров. В Уэльсе и Англии только около 40% фермеров трудятся на собственной земле, а остальные арендуют её у крупных лендлордов. Поэтому высокой оказывается себестоимость местной сельхозпродукции.
Чтобы фермы оставались рентабельными, им требуются правительственные субсидии, выплаты по линии Евросоюза (пока не оформлен выход из него) и также фиксированные цены на ряд сельхозпродуктов. Британское фермерство требует высоких закупочных цен, в то время как регулирование европейского аграрного рынка приводит к усреднению и снижению цен на продукты. Кроме того, Евросоюз ввёл систему квот, которая заставила фермеров уменьшить выпуск продукции. В этих условиях неконкурентоспособное британское сельское хозяйство стало расплачиваться крахом мелких и средних фермерских хозяйств. Несколько тысяч таких хозяйств оказались на грани разорения. Сейчас британские фермеры надеются, что после выхода из Евросоюза у них появится возможность восстановить объём производимой сельхозпродукции.

Природные условия Великобритании более благоприятны для развития живот­новодства, чем земледелия. Животноводство и растениеводство дают соответственно 65 и 23% стоимости сельскохозяйственной продукции страны.

Земледелие в Великобритании развивается очень низкими темпами, можно даже сказать, что оно деградирует, что сопровождается непрерывным сокращением числа мелких ферм, их разорением, непрекращающимся сокращением пахотных земель.

В растениеводстве преобладает зерновое хозяйство(14,2 млн. т пшеницы и 7,4 млн. т ячменя); развито возделывание сахарной свеклы, картофелеводство, рыболовство.

Наиболее распаханы земли в восточной части Англии, к северу от Темзы; больше всего пустошей и неиспользуемых земель в горных районах Северной Шотландии и Уэльса.

Развитие Англии преимущественно в направлении промышленности породило то, что страна крайне зависит от импорта многих важных продуктов(импортируется 4/5 сливочного масла, 2/3 сахара, половину пше­ницы и бекона, 1/4 потребляемых в стране говядины и телятины). Но в тоже время полностью обеспечиваются потреб­ности в ячмене, овсе, картофеле, домашней птице, свинине, яйцах и свежем мо­локе.

Также сильным тормозом в развитии растениеводства является высокая цена земли (что ещё и является причиной высоких цен на продукты) и конкуренция более дешевого импортного продовольствия.

Зерновые культуры занимают около 2/5 посевной площади, травы – 1/3, корнеплоды и овощи – около 1/5. Посевы пшеницы сосредоточены преимущественно в восточной, менее влажной, части Великобритании. На западе и севере преобладают посевы овса. Огородничество в Британии развито повсеместно, садоводство – главным образом на юго-востоке.

Животноводство играет ведущую роль в сельском хозяйстве Великобритании. Главная отрасль – мясомолочное и молочное животноводство. Поголовье (в млн.) крупного рогатого скота 11,6, свиней 75, овец 28,9, домашней птицы 131. Большую часть поголовья составляет племенной скот. Разведение крупного рогатого скота сосредоточено главным образом в юго-западной Великобритании и в меньшей мере на крайнем юго-востоке Великобритании и в Шотландии. Овцеводство сосредоточено в основном в горных районах Шотландии, Северной Англии, Уэльсе(Англия является одним из самых крупных мировых поставщи­ков овечьей шерсти); развито оно также в Северной Ирландии.

Рыболовство играет не главную, но важную роль в продовольственном балансе и внешней торговли. Мелководные моря, окружающие Британские острова, богаты рыбой особенно выделяется отмель Доггер-Банк на Северном море.

Главные рыболовные порты на Северном море: Халл, Гримсби, Ярмут, Ярмут, Лоусторф, Абердин; на Ирландском море: Флитвуд и Милфорд. Почти весь улов рыбы контролируется крупными фирмами, имеющими современное оборудование. Около 1/3 улова Великобритания вывозит.

ТРАНСПОРТ.

Поскольку Великобритания - государство островное, все ее внешние пере­возки и торговля связаны с морским и воздушным транспортом. Около 9/10 общего грузооборота приходится на морской транспорт, в том числе 1/4 - на каботаж. Все районы Великобритании, кроме Западного Мидленда, в той или иной мере не­посредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспорт­ными узлами. Крупнейшие из них - Лондон, Саутгемптон, Ливерпуль, Гулль и Ха­ридж, причем Лондонский и Ливерпульский морские порты пропускают около половины всех грузов (по стоимости).

Внутренние водные пути, судоходные реки, шлюзовые реки и каналы, соединяющие все крупные реки острова в единую разветвленную водную сеть, играют важную роль в жизни англичан. Сеть водных путей Великобритании реконструирована и практически везде соответствует требованиям современного судоходства, но зачастую движению крупных судов препятствует узость каналов, а скорости - обилие шлюзов.

Морской транспорт сохраняет решающее значение(наряду с воздушным) во внешних экономических связях. Вплоть до Второй Мировой войны Британия владела крупнейшим в мире торговым флотом. Судоходство контролируется крупными компаниями.

Воздушный транспорт не играет большой роли во внутренних сообщениях Великобритании ввиду малых расстояний, но он имеет крупное значение внешних связях, где воздушные пути дополняют морские коммуникации.

С континентом Великобритания связана туннелем под проливом Ла-Манш, двумя железнодорожными паромами (Дувр - Дюнкерк и Харидж - Остенде), и многочислен­ными морскими автомобильными и пассажирскими паромами - с Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией. Во внутренних грузовых перевозках наиболь­шую роль играет автомобильный транспорт. Одновременно расширяется сеть авто­мобильных дорог и происходит их реконструкция. Почти все дороги Великобритании покрыты асфальтом, остальные – гравием. Все дороги пригодны в течение круглого года. Автомобильный парк насчитывает несколько миллионов машин.

Железные дороги имеют важную роль во внутренних перевозках по стране. Железнодорожный транспорт находится на высоком уровне, дороги электрифицированы и сосредоточены в руках нескольких крупных предприятий.

Длина (тыс. км) железных дорог 37,8, автодорог 358. Тоннаж морского торгового флота 4,3 млн. т. дедвейт.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ (млрд. долларов США, 1994г.):

Экспорт: 204,0

Импорт: 226,4

Сальдо: -22,4

ОБЩИЙ ВЫВОД ОБ УРОВНЕ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ.

Великобритания - высокоразвитое индустриальное государство, одна из ведущих держав. В последние десятилетия страна пережила сильный экономический подъём и стала одной из самых передовых державой в мире. По объему промышленного производства она занимает пятое место в мире - после США, Японии, ФРГ и Франции.

Только США уступает Великобритания по объему заграничных инвестиций, а по затратам на научно-исследовательские работы - лишь США, ФРГ и Японии. Первенствующее положение Великобритании в международной экономической жизни создало ей репутацию «мастерской мира», а также «мирового банкира».

Лондон - один из крупнейших мировых финансовых центров. Великобритания имеет обширную сеть банков и страховых компаний за границей. В английских фунтах производится около 1/5 всех мировых торговых операций. По объему внешней торговли Великобритания занимает пятое место в мире и осуществляет 1/5 всех международных пассажирских и грузовых перевозок.

Хозяйство

Великобритания - высокоразвитая индустриальная страна, которая в международном разделении труда выступает как поставщик промышленной продукции. Вместе с тем экономическая роль Великобритании в современном мире определяется не только промышленной, но и банковской, страховой, судо-фрахтовой и другой коммерческой деятельностью. Около 30% ее валового национального продукта поступает от обрабатывающей промышленности и 45% - от сферы обслуживания, включающей транспорт и связь, розничную торговлю, страхование, банки и другие финансовые учреждения, здравоохранение и образование. Доля сферы обслуживания в валовом национальном продукте увеличивается значительно быстрее, чем доля обрабатывающей промышленности, которая даже несколько снижается. Уменьшилась также доля сельского хозяйства - до 3% и добывающей промышленности - до 1,4%.

Для развития экономики Великобритании исключительное значение имеет вывоз промышленных товаров и экспорт "услуг" капиталистическому миру, которые вместе дают 26% валового национального продукта. Важной статьей дохода британских международных монополий был и остается вывоз капитала в другие страны.

С образование мирового социалистического лагеря и независимых национальных государств в Азии, Африке и Латинской Америке многие связи британского капитала оборвались, но общие размеры заграничных инвестиций Великобритании растут, превысив даже по номинальной стоимости 20 млрд. ф. ст.

С переориентацией британской промышленности на новейшие отрасли для ее развития внешний рынок стал играть большую роль, чем дешевая рабочая сила. В последнее время этот рынок британские монополии находят в развитых капиталистических странах, доля которых в вывозе британского капитала превысила 3/5. Все еще велик экспорт капитала Великобритании в развивающиеся страны: на нее приходится почти половина капитала вывозимого в эти страны западноевропейскими государствами. В то же время быстро растут вклады иностранных монополий в экономику Великобритании.

Национализация по капиталистически, проведенная в конце 40-х годов в электроэнергетике, угольной и газовой промышленности, на железнодорожном и в автомобильном транспорте, принесла выгоды монополистам: одним - огромные компенсации с ежегодными процентами, другим - низкие цены на продукцию этих отраслей. Именно поэтому многие национализированные предприятия работали с убытками, от чего страдали в первую очередь рабочие, которым под предлогом экономии отказывали в повышении зарплаты. Потеряв почти все свои колонии, Великобритания утратила многие экономические преимущества: безраздельный контроль над богатейшими мировыми месторождениями - цветных металлов, нефти, важными источниками натурального каучука, дешевой сельскохозяйственной продукции, гарантированные рынки сбыта промышленных товаров и безграничные возможности вывоза капитала на все континенты. Будучи должником США и их "младшим" партнером и взяв на себя значительные расходы по НАТО, Великобритания вынуждена мириться с проникновением в ее экономику американского капитала, роль которого возрастает с каждым годом. Деньги магнатов из-за океана вкладываются преимущественно в быстро развивающиеся современные отрасли промышленности. Американскими фирмами выпускается свыше половины автомобилей, 3/ 5 ЭВМ и такая же доля медикаментов. Более половины компаний, занятых разведкой месторождений нефти и газа в Северном море - также американские.

Сельское хозяйство

Великобритания выделяется в сельском хозяйстве среди европейских стран тем, что в этом секторе экономики у нее занято 3% работающего населения страны. Великобритания производит боле половины сельскохозяйственных продуктов, потребляемых ее населением. Полностью обеспечиваются потребности в ячмене, овсе, картофеле, домашней птице, свинине, яйцах и свежем молоке. Однако многие важные продукты Великобритании приходится ввозить из других стран. Они импортирует 4/5 сливочного масла, 2/3 сахара, половину пшеницы и бекона, 1/4 потребляемых в стране говядины и телятины.

Природные условия Великобритании более благоприятны для развития животноводства, чем земледелия. Животноводство и растениеводство дают соответственно 65 и 23% стоимости сельскохозяйственной продукции страны. Преимущественно животноводческие хозяйства располагаются в западной, более влажной части острова Великобритания. Англия является одним из самых крупных мировых поставщиков овечьей шерсти.

При коммерческой интенсификации урожаев и высоком уровне механизации по некоторым позициям объемы агропромышленного производства превзошли уровень спроса в стране. Постепенно снижается уровень занятости в этой области. Чтобы создать альтернативную работу для людей в сельской местности, правительство предпринимает попытки перебросить рабочую силу в другие отрасли. Площадь земли, используемой в сельском хозяйстве (около трех четвертей всей площади), тоже уменьшается, при этом земли, пригодные для выращивания злаков отдают под пастбища.

Государственная политика по отношению к сельскому хозяйству предполагает повышение уровня производительности и уровня жизни занятых в агропромышленном комплексе людей, в то же время сохраняя разумные цены на товары. Чтобы этого достичь, была создана система минимальных цен на внутренние товары и пошлин на импорт. Производителям говядины и баранины специально доплачивается, чтобы сделать их товар конкурентоспособным на европейском рынке. Из недавно принятых мер можно упомянуть ограничения на производство молока и компенсации фермерам за неиспользуемые земли.

Наиболее важными злаками являются пшеница, овес, рожь. Значительная часть злаков идет на прокорм скота, однако остальное идет на производство хлеба, крупы и т.д. В животноводстве наиболее важными является рогатый скот. В сельском хозяйстве стараются поддерживать высокий уровень самодостаточности, за исключением производства сахара и сыра, которые импортируются.

Промышленность

Промышленность Великобритании дает 1/3 валового национального продукта, на нее приходится 1/3 всех занятых. Она использует в основном привозное сырье, и все более ориентируется на внешний рынок. С одной стороны, для Великобритании характерен быстрый рост современных отраслей, использующих прогрессивную технологию производства и организацию труда, новейшее оборудование и совершенные методы управления, с другой - отставание старых традиционных отраслей. К первой группе относятся электроника, новейшие отрасли общего и точного машиностроения, большинство отраслей химической промышленности, ко второй - добыча угля, хлопчатобумажная и шерстяная промышленность, судостроение, черная металлургия.

Процесс концентрации производства в промышленности Великобритании привел к созданию во многих отраслях, особенно современных, крупнейших объединений промышленников. Небольшое число огромных компаний контролирует в них практически все производство. Самые крупные промышленные монополии страны - "Империал КемикалИндастриз", или ИКИ, "Юнилевер", "Бритиш Лейланд" и "Дженерал Электрик компани", в которых занято по 200 тыс. человек.

Основная часть промышленных предприятий Великобритании сконцентрирована в густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные районы за пределами этого пояса - Южный Уэльс, северо-восток Англии и центральная часть Шотландии.

Те районы, в которых развивались старые производства и традиционные отрасли, стали отстающими или депрессивными. Это большая часть Шотландии, Северная Ирландия, почти весь Уэльс, крайний северо-восток и часть юго-запада Англии.

В течение последних лет британское правительство стремится проводить региональную политику, направленную, с одной стороны, на некоторое сдерживание концентрации населения и промышленности в чрезмерно разросшихся конурбациях, а с другой - на содействие поъему старых промышленных районов с большой долей традиционных отраслей, переживающих упадок. Для привлечения в отстающие районы промышленных фирм предпринимателям предоставляются государственные кредиты, льготные условия аренды промышленных зданий, выплаты налогов и т.д.

Все эти меры несколько уменьшили территориальную концентрацию промышленности. Благодаря разгрузке столичных агломераций, прежде всего Большого Лондона, и конурбации ЗападныйМидленд, а также развитию новейших отраслей в отстающих районах несколько изменилась и территориальная структура промышленности.

Однако в целом региональная политика не принесла ожидавшихся результатов из-за самой сущности стихийного капиталистического производства. Экономические трудности в отстающих районах остались в основном прежними. Не удается остановить сдвиг населения и производительных сил на юг. Региональная политика не может также решить острых социальных проблем отстающих районов, и, прежде всего, сократить безработицу. В 1970-х годах все больше усиливается борьба рабочего класса за свои права. Несколько крупнейших забастовок докеров и шахтеров в этот период показали, что при решении региональных проблем интересы трудящихся отстающих районов стоят далеко не на первом месте.

Главная отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании - добыча каменного угля. Она ведется уже три столетия. Вплоть до 1910 г. британский уголь господствовал на мировом рынке. Однако с 1913 г., когда его было добыто рекордное количество - 287 млн. т., добыча неуклонно снижается.

Добыча угля в течение столетий полностью обеспечивала хозяйство Великобритании топливом. Каменный уголь шел и на экспорт. Угольные бассейны стали ядрами формирования большинства промышленных районов страны. В то время как новейшие отрасли промышленности развивались на основе последних достижений науки и техники, угольная продолжала выдавать миллионы тонн старыми методами. Нефть становилась все более серьезным конкурентом угля. Кроме того, совершенствовались методы использования самого угля. Все это приводило к уменьшению его потребления. Использование природного газа, новых методов выплавки стали и электрификация транспорта привели к еще большему сокращению потребления этого вида топлива.

Тем не менее, уголь все же остается одним из ведущих видов топлива в стране. Он дает 1/3 потребляемой в Великобритании энергии, уступая только нефти, дающей почти половину ее. Самый крупный угольный бассейн на Британских островах - Йоркширский, где в 1975 г. было добыто 28 млн. т. угля. За ним следует Нортумберленд-Даремский и Северо-западный.

Потребление угля в Великобритании несколько увеличилось в последние годы в связи с повышением мировых цен на нефть.

Британская нефтеперерабатывающая промышленность пока еще зависит от импорта сырой нефти и нефтепродуктов. Скважины в ВосточномМидленде дают ежегодно менее 100 тыс. т. Добыча нефти и газа из-под Северного моря - новая, процветающая отрасль промышленности в стране. Сырая нефть вводится из Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и Ливии, нефтепродукты - из Италии, Нидерландов и Венесуэлы.

Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных морских портов у Саутгемптона, в Чешире, в устьях Темзы, Трента и Тиса. Пять заводов южного Уэльса соединены с портом Энг-Бей нефтепроводом. Есть также крупный завод в Шотландии на побережье залива. Ферт-Оф-Форт. От месторождений Северного моря к нефтеперерабатывающим заводам в устье р. Тис и в заливе Ферт-Оф-Форт проведены нефтепроводы.

По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона и Йоркшире. В британской зоне эксплуатируются пять основных месторождений природного газа, которые дают 1 6 потребляемой в стране энергии. Ныне почти весь газ поступает из природных источников.

Великобритания - второй в мире поставщик и экспортер каолина (белой глины, из которой делают фарфор); здесь в очень крупных масштабах добывают и другие виды глины для керамической промышленности. Есть перспективы добычи вольфрама, меди и золота из вновь разведанных месторождений. Возможно даже, что в будущем Британия сможет полностью прекратить импорт вольфрама.

Разработка железной руды ведется в сравнительно узком поясе, который начинается у города Сканторпа в Йоркшире на севере и тянется через весь Восточный Мидленд до города Банбери на юге. Руда здесь низкого качества, кремнеземистая и содержит всего 33% металла. Потребность в железной руде покрывается за счет импорта из Канады, Либерии и Мавритании.

Великобритания полностью обеспечивает себя электроэнергией. 86% электроэнергии производится тепловыми электростанциями, 12% - атомными и 2% - гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако, в последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн. кВт) находятся на р. Трент и около Лондона.

Гидростанции, как правило, небольшие, расположены они в основном на Шотландском нагорье. А в 1970 г. в Великобритании закончено строительство единой системы электропередачи ("Супергрид") с большим напряжением.

Больше всего энергии потребляет одна из ведущих отраслей британской промышленности - черная металлургия. Великобритания занимает восьмое место в мире по выплавке чугуна и стали. Почти вся сталь страны производится государственной корпорацией "Бритиш стил". Металлургия Великобритании развивалась в благоприятных условиях. Страна богата углем. Железную руду часто содержали сами угольные пласты, либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый для металлургии - известняки имеются на Британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых развивались металлургические центры, расположены сравнительно недалеко друг от друга и от крупнейших морских портов страны, что облегчает доставку из других районов страны и из зарубежных стран недостающего сырья и вывоз готовой продукции.

Сталеплавильная индустрия Великобритании все больше использует в качестве сырья металлолом, поэтому современные сталеплавильные заводы обычно "привязаны" к основным промышленным центрам как к источникам сырья и рынкам сбыта готовой продукции.

Британская цветная металлургия - одна из крупнейших в Европе. Она работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. Экспорт цветных металлов по стоимости намного превысил экспорт чугуна и стали. Великобритания - также один из основных поставщиков таких металлов, как уран, цирконий, бериллий, ниобий, германий и др., которые используются в атомной промышленности, в самолетостроении и электронике. Главные покупатели британских цветных металлов - США и Германия.

Главный район цветной металлургии - Западный Мидленд, где много мелких предприятий специализируется на производстве проката, литье и обработке цветных металлов. Другие центры - южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд. Три крупнейших завода по выплавке алюминия расположены на острове Англси, у города Инвенгордона (Шотландия) и на северо-востоке Англии. Они обеспечивают более половины потребности отрасли в первичном алюминии. Центры по производству алюминия в Мидленде и южном Уэльсе тесно связаны с американскими и канадскими алюминиевыми компаниями.

В самой крупной отрасли британской промышленности - машиностроении работает 1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное машиностроение. Около 1/3 капитала, затрачиваемого на производство средств транспорта, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на Британских островах после второй мировой войны. Предприятия этой отрасли имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании.

Великобритания - самый крупный в мире экспортер грузовых автомашин. Широко известна серия машин повышенной проходимости марки "Лендровер". Главные покупатели английский автомобилей - США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР.

Почти все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются несколькими крупнейшими автомобильными фирмами "Бритиш Лейланд", заводами международной американской компании "Крайслер Ю. К." и дочерними американскими фирмами "Воксхолл" и "Форд". Первым крупным районом автомобилестроения на Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Тулоне и Дагенеме), где имелись в избытке рабочие руки.

Одна и наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения - самолетостроение. Доминирует здесь одна государственная крупнейшая фирма - "Бритиш эйрспейс". Вертолеты производятся другой большой фирмой "Уэстлендэркрафт". Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках национализированной компании "Роллс-Ройс", которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии.

Англичане говорят, что они стали судостроителями чуть ли не с момента образования Британских островов. Самый крупный центр судостроения - устье р. Клайд в Шотландии. Два других крупных центра расположены на реках Уир и Тайн.

К растущим и развивающимся производствам относится электротехника, занимающая второе место среди отраслей обрабатывающей промышленности по числу занятых. Господствуют в электротехнике несколько очень крупных компаний: "Дженерал электрик", "Инглиш электрик" и "Ассошиэйтед электрикалиндастриз".

К числу быстро развивающихся отраслей относятся и новейшие производства химической промышленности. Около 1/3 продукции основной химии составляют неорганические химикаты - серная кислота окислы металлов и неметаллов. Среди множества химических производств крупными масштабами стали выделяться производства синтетических волокон, различных видов пластмасс, новых красителей, фармацевтической продукции и моющих средств. Главные районы размещения химической промышленности следующие: Юго-восток Англии, Ланкашир и Чешир.

Старейшая традиционная отрасль Великобритании - текстильная промышленность. Шерстяные ткани производятся в основном в Западном Йоркшире, производство искусственного шелка преобладает в йоркширском городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей - в Ланкашире, в небольших текстильных городах к северо-востоку от Манчестера. Производство шерстяных тканей, изделий, пряжи - самое древнее на Британских островах. Шерстяные изделия британских текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешних рынках.