Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Формирование государственных внебюджетных фондов. Государственные внебюджетные фонды

В финансовой системе РФ важным звеном являются государственные внебюджетные фонды денежных средств, которые создаются в соответствии с законодательством РФ и решениями представительных органов власти и местного самоуправления. Внебюджетные социальные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом. Внебюджетные социальные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных слоев населения. Создание таких фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Фонды создаются двумя способами: 1) выделением из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение; 2) формированием внебюджетного фонда с собственными источниками доходов. Состав государственных социальных внебюджетных фондов РФ: 1) Пенсионный фонд РФ; 2) Фонд социального страхования РФ; 3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 4) Государственный фонд занятости населения РФ. Проекты бюджетов государственных и территориальных внебюджетных социальных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются на рассмотрение соответственно органами исполнительной власти в органы законодательной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных органов субъектов РФ. Бюджеты государственных и территориальных фондов рассматриваются и утверждаются в форме Федерального закона одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и соответственно утверждаются законодательными органами субъектов РФ одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год законодательными органами субъектов РФ. Доходы внебюджетных фондовформируются за счет: 1) обязательных платежей, установленных законодательством РФ; 2) добровольных взносов физических и юридических лиц; 3) других доходов, предусмотренных законодательством РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Контроль за исполнением бюджетов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) - образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. Как самостоятельное финансово кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.

Источники средств ПФР:

Добровольные взносы юридических лиц;

Страховые взносы работодателей;

Страховые взносы работающих;

Ассигнования из федерального бюджета и другие источники.

Страховые взносы являются преобладающими доходами ПФР, их плательщиками являются: работодатели (российские и иностранные юридические лица), крестьянские хозяйства, предприниматели без образования юридического лица, граждане, занимающиеся частной практикой (нотариусы, охранники и др.), работающие граждане и др.

Не являются плательщиками страховых взносов: воинские формирования РФ, общественные организации инвалидов, а также принадлежащие им на правах собственности предприятия.

Срок оплаты страховых взносов для работодателей - 1 раз в месяц, крестьянские (фермерские) хозяйства платят 1 раз в год не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Граждане, использующие труд наемных работников - ежемесячно до 5 числа следующего месяца.

Средства ПФР используются для выплаты государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, пособий на детей и другие цели.

Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – второй по значению внебюджетный социальный фонд. Действует в соответствии с Указом Президента РФ от 07.08.1992 года. Является автономным и строго целевым.

Задачи фонда:

Обеспечение гарантированных государством пособий;

Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;

Подготовка мер по совершенствованию социального страхования.

Фонд предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. Из средств фонда осуществляется санаторно-курортное лечение.

Источники образования ФСС:

Страховые взносы предприятий и других хозяйственных субъектов независимо от форм собственности;

Ассигнования из федерального бюджета;

Доходы от инвестирования временно свободных средств фонда;

Добровольные взносы граждан и юридических лиц.

Плательщики перечисляют в ФСС не всю начисленную сумму. В течение квартала оставленные средства могут использоваться плательщиками на выплату пособий по временной нетрудоспособности и другие цели своих работников. В конце года суммы подлежат регулированию.

Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) образованы в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР» от 28.06.91г.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств ОМС. С этой целью создаются Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования, которые являются самостоятельными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями.

Федеральный фонд ОМС предназначен для:

Выравнивания условий деятельности территориальных фондов ОМС по обеспечению финансирования программ ОМС;

Финансирование целевых программ в рамках ОМС;

Осуществление контроля за региональным использованием средств.

Источники финансирования средств Федерального фонда ОМС:

Часть страховых взносов предприятий и других хозяйствующих субъектов на ОМС в размерах установленных Федеральным законом;

Взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ;

Ассигнования из федерального бюджета на выполнение республиканских программ ОМС;

Нормированный страховой запас средств фонда;

Другие поступления.

Территориальный фонд ОМС создается представительной властью субъектов федерации.

Фонд осуществляет:

Финансирование ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими лицензии и заключившими договор ОМС;

Финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы ОМС;

Выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение ОМС;

Предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

Накопление финансовых резервов;

Контроль за рациональным использованием финансовых резервов.

Финансовые средства территориальных фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и других фондов и изъятию не подлежат.

Источники финансовых средств территориальных фондов:

Часть страховых взносов предприятий и других хозяйствующих субъектов на ОМС, устанавливаемых Парламентом РФ;

Средства, предусматриваемые органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на ОМС;

Средства, взыскиваемые с юридических и физических лиц при предъявлении им регрессивных требований;

Добровольные взносы юридических и физических лиц;

Доходы от использования временно свободных финансовых средств фонда;

Нормированный страховой запас финансовых средств территориальных фондов;

Другие поступления.

Тариф страховых фондов определяется Федеральным законом по представлению Правительства РФ.

Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в фонды возложен на государственную налоговую службы РФ.

Всем гражданам РФ по месту жительства или работы выдается страховой полис, означающий право на бесплатное получение «гарантированного объема медицинских услуг».

При нарушении плательщиком порядка отчислений в ПФР, ФСС, ФОМС и ГФЗН применяются финансовые санкции.

Недоимкой считается не внесенная сумма страховых взносов по истечении установленных сроков, а также суммы задолженности, выявленные при проверке. Недоимки и финансовые санкции взыскиваются с работодателей в бесспорном порядке.

Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН) создан по Закону РСФСР «О занятости населения РСФСР» от 19.04.91г. Образован для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Необходимость в фонде возникла в связи с появлением безработицы.

Порядок образования и расходования средств определен Положением о Государственном фонде занятости (утверждено Верховным Советом РФ от 08.06.93г.).

Источники образования ГФЗН:

Обязательные страховые взносы работодателей;

Обязательные страховые взносы работающих;

Ассигнования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации;

Добровольные взносы юридических и физических лиц;

Другие средства.

Размер страховых взносов плательщиков устанавливается законодательными органами по представлению правительства РФ. Освобождены от уплаты в фонд те же категории, что и по Пенсионному фонду.

Средства фонда направляются на:

Программы активной политики занятости (обучение, консультирование, создание рабочих мест, организацию общественных работ и т.п.);

Программы материальной поддержки безработных (пособия, материальная помощь и досрочная пенсия);

Информационную поддержка программ занятости;

Страховой резерв;

Управление фондом осуществляется государственным комитетом РФ по занятости, а также центрами при представительных органах власти. Непосредственно руководит фондом Правление.

Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ. В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, который образуется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначен для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Таким образом, внебюджетные фонды – это форма распределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включенных в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности и строго в соответствии с целевым назначением фондов.

Исходя из определения, данного в Бюджетном Кодексе, в настоящее время в РФ действует 40 федеральных внебюджетных фондов. В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды подразделяются на федеральные и региональные; по целевому назначению – на экономические внебюджетные фонды и социальные внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение, которое обычно указывается в названии фонда.

Внебюджетные фонды создаются 2-мя путями:

1) выделением из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

2) формированием внебюджетного фонда с собственным источником доходов для определенных целей.

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными и имеют строго целевое назначение.

В Российской Федерации действует следующие внебюджетные фонды:

· Социальные: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС).

· Экономические: Федеральный и территориальный дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально–сырьевой базы РФ и т.д.

Для учета доходов и расходов этих фондов в ЦБ РФ и главном управлении Федерального казначейства МФ РФ открываются специальные внебюджетные счета, руководство которыми возлагается на государственные органы, уполномоченные управлять средствами этих фондов.

Формирование средств внебюджетных социальных фондов происходит главным образом за счет перечисления части единого социального налога (ЕСН). С 1 января 2005 года вступил в силу ФЗ от 20.07.2004 №70 «О внесении изменений в главу 24 «Единый социальный налог» второй части Налогового кодекса РФ», в котором установлен новый размер ставки ЕСН – 26% от фонда оплаты труда работника (взамен 35,6% по предшествующему законодательству).

Порядок распределения ЕСН между федеральным бюджетом и фондами следующий:

20% - в федеральный бюджет, из них 14% - в Пенсионный фонд (было 28%);

2,9% - в фонд социального страхования (было 4%);

1,1% - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (было 0,2%);

2% - в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (было 3,4%).

22. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР )

ПФР создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.

Пенсионный фонд РФ – это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения. Пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери кормильца, потери трудоспособности. Пенсия на общих основаниях устанавливается: мужчинам – по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Средства ПФР формируются в основном за счет части единого социального налога и сумм единого налога на вмененный доход на определенные виды деятельности, а также ассигнований из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий.

ПФР используется на выплату:

1. по возрасту,

2. по инвалидности,

3. по потере кормильца,

4. за выслугу лет,

5. военнослужащим

o Пособий

6. на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет,

7. одиноким матерям,

8. на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита,

9. пострадавшим на Чернобыльской АЭС

ПФР финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, детей, пенсионеров.

Пенсии по старости

Назначаются мужчинам по достижению 60 лет и общем трудовом стаже 25 лет, женщинам соответственно - 55 лет и 20 лет.

Существуют льготные сроки назначения пенсии в связи с особыми условиями труда (подземные работы, горячие цеха, химическое производство, работа на Севере).

Пенсии устанавливаются в размере 55 % заработка и сверх того 1% за каждый полный год сверх установленного трудового стажа, но не может быть > 75% заработка.

Пенсия по инвалидности -вследствие трудового увечья и профессионального заболевания. I-II группа инвалидности -75% заработка. Минимальная пенсия - в размере минимального размера пенсии по старости. III группа - 30% и минимальная на уровне 2/3 минимальной пенсии по старости.

Добавляется 1% за каждый год сверх установленного, но не более чем на 20%.

Пенсия по случаю потери кормильца начисляются нетрудоспособным членам семьи умершего, состоявшим на его иждивении. К ним относятся:

· дети, братья, сестры, внуки не достигшие 18 лет или старше до окончания очных высших учебных заведений;

· отец, мать, супруг, если они пенсионеры;

· один из родителей или супруг, если он не работает и занят уходом за детьми.

Пенсия установлена в размере 30% заработка кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи, а на каждого ребенка, потерявшего обоих родителей, в размере 1,5 минимальных пенсий по старости.

Пенсия за выслугу лет (морякам, учителям, врачам, артистам, летчикам ГА). Пенсия устанавливается в размере от 55% до 75% заработка и повышается по 1% за каждый год сверх требуемого стажа работы.

Социальная пенсия - начисляется лицам, не имеющим права на пенсию по труду.

Устанавливается:

· инвалидам I и II групп, в. .т.ч. с детства;

· детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей;

· гражданам в возрасте 60 и 55 лет, соответственно мужчинам и женщинам.

· минимальная пенсия по старости;

· инвалидам II группы (кроме детей), детям, потерявшим 1 родителя - 2/3 пенсии по старости;

· инвалидам III группы - половина минимальной пенсии.

Руководство ПФР осуществляет правление и его постоянно действующий орган-Исполнительная дирекция. Ей подчиняются отделения в республиках в составе РФ, в национально-государственных и территориальных образованиях и на местах (городах и регионах) имеются уполномоченные Фонда.

В 2002 г Правительством М. Касьянова была начата пенсионная реформа, состоящая в том, что отчисления в Пенсионный фонд, которые делали организации в размере 28% от фонда заработной платы, были разделены на две части: в Фонд страховых пенсий и в так называемый «накопительный пенсионный фонд». Средства Пенсионного фонда направляются организациями в государственный бюджет и только потом передаются оттуда в Пенсионный фонд для выдачи пенсионерам «базовых пенсий». В настоящее время в федеральный бюджет поступает 20%

Внебюджетные фонды — это самостоятельные финансово-кредитные учреждения и организации, в большинстве своем наделенные статусом .

Государственные внебюджетные фонды — целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за пределами государственного бюджета за счет обязательных платежей и отчислений юридических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Внебюджетные целевые фонды независимы в правовом и экономическом отношении от . Денежные средства внебюджетных фондов не включаются в общую сумму доходов и расходов государства. Вместе с тем средства внебюджетных фондов принадлежат государству, которое и осуществляет общую регламентацию их деятельности (рис. 35).

Все внебюджетные фонды функционируют автономно от бюджета.

Рис. 35. Место внебюджетных целевых фондов в структуре госфинансов

Необходимость возникновения внебюджетных фондов была вызвана рядом общеэкономических и финансово-организационных причин. Основная экономическая причина — необходимость расширить источники финансирования государством социально-экономических нужд. Другими словами, внебюджетные фонды призваны охватить существенно важные направления общеэкономического развития страны, ее социальной сферы.

Органы определяют целевое назначение фонда и направление использования средств из фонда.

По функциональному назначению внебюджетные фонды делятся на общегосударственные , т. е. образованные для решения важных общеэкономических проблем, имеющих программный характер (дорожное строительство и дорожное хозяйство; борьба с преступностью; экология; развитие таможенной системы; воспроизводство минерально-сырьевой базы и т. п.) и целевые , которые создаются для финансирования социальных нужд, образования, науки, медицины, снижения безработицы.

Средства всех внебюджетных фондов находятся на специальных счетах. Все внебюджетные фонды подразделяются на общегосударственные, федеральные и местные . Финансирование из фондов выполняется по строго целевому признаку. Причем, социальные потребности гораздо шире финансируются из внебюджетных фондов, чем из соответствующих целевых бюджетных фондов.

Несмотря на автономность финансирования всех внебюджетных фондов, очевидна их взаимосвязь и взаимозависимость с бюджетом. Во-первых, взносы во все внебюджетные фонды носят обязательный характер и объективно соотносятся и взаимодействуют с налоговой системой. Во-вторых, будучи обязательными к уплате, взносы во внебюджетные фонды включаются в себестоимость производимой продукции. В-третьих, законодательные изменения по увеличению социальных выплат неизбежно ведут к дополнительной нагрузке на бюджет, способствуют появлению бюджетного дефицита.

К внебюджетным фондам в Российской федерации относятся наделенные статусом юридического лица самостоятельные кредитные организации. Государственные внебюджетные фонды формируются за пределами государственного бюджета и являются централизованными целевыми фондами. Такие фонды формируются за счет обязательных отчислений и платежей юридических лиц для реализации конституционных гражданских прав населения Российской Федерации. Средства, размещаемые в таких фондах, предназначаются для трат на конкретные цели - страхование, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение, медицинскую помощь.

Внебюджетные фонды документы

После регистрации ООО или ИП в налоговой инспекции, вновь учрежденным юридическим лицам необходимо вставать на учет в государственные внебюджетные фонды для своевременного отчисления страховых взносов. Организациям необходимо вставать на учет в Пенсионном Фонде (ПФР), Фонде Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) и Фонде Социального Страхования (ФСС). Индивидуальным предпринимателям нужно встать на учет только в двух фондах - ФОМС и ПФР. Для того чтобы встать на учет в указанных фондах необходимо заполнить соответствующие бланки заявлений в двух экземплярах. За несвоевременную подачу документов в фонды в качестве страхователя предусмотрены штрафы.

Государственные внебюджетные фонды

К основным государственным внебюджетным фондам относятся следующие организации:

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - фонд, финансирующий медицинское обслуживание населения и регулирующий распределение целевых денежных средств;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации - фонд, занимающийся вопросами обязательного социального страхования населения и обеспечения страховой поддержки гражданам РФ;
  • Пенсионный фонд Российской Федерации - фонд, созданный для обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение и управления денежными средствами пенсионной системы РФ.

Органы внебюджетных фондов

Каждый из трех основных внебюджетных фондов имеет собственные органы управления и территориальные подразделения, отвечающие за выполнение функций фондов на местах. Органы внебюджетных фондов несут на себе ту же ответственность, что и государственные, и налоговые органы.

Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС):

  • Районные филиалы территориальных фондов обя-зательного медицинского страхования;
  • Территориальные фонды;
  • Директор фонда;
  • Правление Фонда.

Фонд Социального Страхования (ФСС):

  • Филиалы отраслевых и региональных отделений Фонда соци-ального страхования РФ;
  • Отраслевые и региональные отделения;
  • Председатель Фонда.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР):

  • Региональные организации Пенсионного фонда;
  • Исполнительная дирекция и Правление.

Система внебюджетных фондов

Система внебюджетных фондов содержит в себе как фонды целевые, так и общегосударственные. К целевым фондам относятся организации, призванные финансировать конкретные нужды образования, медицины, науки, снижать показатели безработицы. Перед общегосударственными внебюджетными фондами ставятся задачи решения более глобальных и программных вопросов - развития таможенной и экономической систем, поддержки конкретных отраслей промышленности, решение вопросов строительства, дорожного хозяйства, борьбы с преступностью. Некоторые функции внебюджетных фондов могут быть делегированы другим организациям, а сами фонды могут реформироваться.

Управление внебюджетными фондами

В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды делятся на фонды местные, фонды региональные и фонды федерального масштаба. Деятельность внебюджетных фондов находится под контролем налоговых органов, которые контролируют определение объектов финансирования, формирование и пополнение фондов, распределение и отпуск денежных средств. Также работу внебюджетных фондов контролируют те же государственные органы, что и контролируют исполнение бюджетов. Отчетность внебюджетных фондов предоставляется в сроки, утвержденные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Государственные внебюджетные фонды - это обособленные фонды денежных средств, находящиеся в управлении и распоряжении специализированных финансово-кредитных учреждений, подотчетных органам государственной власти, образованные из обязательных страховых взносов хозяйствующих субъектов при финансовом участии государства, предназначенные для целевого использования на оказание материальной помощи застрахованному контингенту населения1. Фонды, выступая независимыми звеньями системы государственных финансов, одновременно являются специфическими страховыми фондами, чья основная задача состоит в аккумуляции тех средств, которые государство обязывает направлять на страховую социальную защиту, и в их распределении в соответствии с действием социальных рисков.

В отличие от иных составляющих бюджетной системы РФ, бюджеты государственных внебюджетных фондов, во-первых, имеют ярко выраженный целевой и социальный характер, а во-вторых, они обеспечивают предоставление услуг на принципах социального страхования1, имеющего обязательный характер, установленный на государственном уровне.

Социальное страхование - это система гарантированного материального обеспечения людей в старости, в случае потери трудоспособности, при беременности и других обусловленных законом случаях за счет средств специальных фондов, которые аккумулируются государством из взносов организаций в соответствии с определенными нормами. Однако социальному страхованию, в отличие от бюджетного финансирования, присущи такие признаки, как персонификация взносов и персонификация услуг (адресный характер).

В состав государственных внебюджетных фондов в соответствии со ст. 144 БК РФ в настоящее время входят:

  • Пенсионный фонд РФ;
  • Фонд социального страхования РФ;
  • Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования - ОМС.

Государственные внебюджетные фонды функционируют на основании собственных бюджетов, которые включены в бюджетную систему РФ. Средства фондов являются федеральной собственностью. В состав бюджетов фондов входят бюджеты федерального уровня и уровня субъектов РФ (территориальные фонды ОМС).

Бюджеты государственных внебюджетных фондов федерального уровня по представлению Правительства РФ принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Рассмотрению и утверждению подлежат:

  • прогнозируемые в очередном финансовом году и плановом периоде доходы с указанием поступлений из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • распределение расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;
  • дефицит (профицит) бюджета государственного внебюджетного фонда РФ;
  • источники финансирования дефицита государственного внебюджетного фонда РФ.

Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов утверждаются в форме законов субъектов РФ по представлению высших исполнительных органов государственной власти субъектов, не позднее принятия законов о бюджете субъектов РФ.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством.

В БК РФ закреплены источники доходов, подлежащих зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов. Следует обратить внимание на неналоговые доходы, к которым отнесены страховые взносы на соответствующие виды социального страхования, недоимки, пени и штрафы по взносам, доходы от размещения временно свободных средств фондов, штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба. Безвозмездные поступления включают межбюджетные трансферты из федерального бюджета и прочие поступления.

Учитывая особенности пенсионного законодательства, состав доходов ПФР несколько расширен. Так, к примеру, неналоговые источники включают также дополнительные страховые взносы на формирование пенсионных накоплений и взносы организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также взносы, уплачиваемые предприятиями угольной промышленности на выплату ежемесячных доплат к пенсии отдельным категориям работников.

К доходам территориальных государственных внебюджетных фондов, а именно территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относятся доходы от размещения временно свободных средств фондов, штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба, субвенции из бюджета Федерального фонда ОМС, межбюджетные трансферты (за исключением субвенций) из Федерального фонда ОМС и бюджетов субъектов РФ и прочие поступления, предусмотренные законодательством.

Как отмечено выше, основным доходным источником государственных внебюджетных фондов являются страховые взносы - периодические платежи, производимые в обязательном порядке законодательно установленными группами населения, хозяйствующими субъектами и при необходимости - государством1. В России физические лица (за исключением работодателей) не участвуют в формировании финансовых ресурсов государственных внебюджетных фондов.

Взносы уплачиваются:

  • в ПФР - на обязательное пенсионное страхование;
  • ФСС РФ - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на выплату иных социальных пособий;
  • ФФОМС - па обязательное медицинское страхование.

Расходы государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством о конкретных видах социального страхования в соответствии с утвержденными бюджетами.

Плательщики, обязанные уплачивать страховые взносы, разделены на две группы. К первой относят лиц, производящих выплаты физическим лицам: организации; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями. Вторую категорию плательщиков представляют группы самозанятого населения, которые обязаны уплачивать фиксированные суммы взносов, это - индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой. В том случае, когда плательщик одновременно относится к нескольким категориям, он платит страховые взносы по каждому основанию.

Взносы начисляются па все выплаты, осуществляемые в пользу работников или третьих лиц, за исключением специально оговоренных случаев.

Для работодателей (кроме физических лиц) в объект обложения включены: выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по группе авторских (лицензионных) договоров. Объект обложения у работодателей - физических лиц аналогичен, за исключением того, что взносы начисляются па выплачиваемые вознаграждения.

Объект обложения для самозанятого населения представляет собой годовую сумму законодательно установленной минимальной заработной платы (МРОТ х 12).

База начисления для работодателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом обложения, начисленных за расчетный период в пользу физических лиц. Расчетный период составляет календарный год. База начисления определяется отдельно для каждого физического лица нарастающим итогом с начала календарного года по завершении каждого месяца. Базовая предельная (за весь расчетный период) сумма облагаемых взносами выплат установлена в размере 415 000 руб. Она индексируется ежегодно в соответствии с ростом средней заработной платы в стране и устанавливается на очередной год постановлением Правительства РФ. В 2014 г. предельная база составит 624 000 руб. На период 2015-2021 гг. в отношении предельной базы начисления взносов в ПФР на обязательное пенсионное страхование установлены иные нормы. Предельная величина будет устанавливаться с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в 12 раз и повышающих коэффициентов (от 1,7 п 2015 г. до 2,3 в 2021 г.). Обложению взносами не подлежит ряд выплат и вознаграждений, в том числе законодательно установленные государственные пособия; все виды законодательно установленных компенсационных выплат в пределах установленных норм и т.д.

База начисления для самозанятого населения устанавливается с учетом уровня индивидуальных доходов, и определяется фиксированным размером страхового взноса.

Общий тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (без учета взносов на страхование от несчастных случаев на производстве) в 2014 г. для первой категории плательщиков составит 30%, из них:

  • 22% - в ПФР;
  • 2,9%-в ФСС;
  • 5,1%-в ФФОМС.

Действует положение об уплате с суммы, превышающей предельную базу для начисления страховых взносов (624 000 руб. в 2014 г.), 10% в ПФР. Как можно видеть, при уплате страховых взносов применяется регрессивная шкала (см. параграф 7.1). Помимо этого, для предприятий и организаций с вредными и тяжелыми условиями труда установлены дополнительные тарифы в ПФР. В 2014 г. плательщики будут уплачивать страховые взносы в ПФР по общему тарифу, без разделения на уплату страховых взносов на финансирование страховой и накопительной части пенсии.

Расчет фиксированного страхового взноса для самозанятого населения производится по следующим формулам:

  • на обязательное пенсионное страхование:
  • - если величина дохода плательщика не превышает 300 000 руб. за расчетный период:

МРОТ х тариф х 12;

Если величина дохода плательщика превышает 300 000 руб. за расчетный период:

МРОТ х тариф х 12 и 1% с суммы дохода, превышающего 300 000 руб.

При этом установлен максимальный размер взноса - 8 МРОТ х х тариф х 12."

На обязательное медицинское страхование:

МРОТ х тариф х 12.

Плательщиками, обязанными уплачивать взносы па обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в ФСС РФ, выступают работодатели определенных категорий, а именно: юридические лица любой организационно-правовой формы в отношении работников, нанимаемых по трудовым договорам (контрактам); физические лица, нанимающие других физических лиц по трудовому договору (контракту); юридические и физические лица, обязанные уплачивать страховые взносы на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых с физическими лицами.

Тарифы страховых взносов установлены в пределах от 0,2 до 8,5% в зависимости от класса профессионального риска. В зависимости от степени индивидуального профессионального риска предусматривается возможность ежегодного установления скидок (надбавок) в размере до 40% к страховому тарифу.

Страховые взносы в ФФОМС на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах на эти цели. Базовый тариф страхового взноса установлен в размере 18 864,6 руб. В субъектах РФ тариф рассчитывается как произведение базового тарифа, коэффициента дифференциации (сумма средневзвешенного районного коэффициента к заработной плате) и коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг, ежегодно устанавливаемого федеральным законом о бюджете ФФОМС на соответствующий финансовый год и плановый период.

Все государственные внебюджетные фонды получают трансферты из федерального бюджета, за счет чего обеспечивается дополнительное перераспределение всех доходов в обществе для поддержания уровня трудовых доходов, которым нанесен ущерб действием социальных рисков.

Участие государства в финансировании внебюджетных фондов определяется его обязательной ответственностью за финансовую устойчивость и платежеспособность системы управления социальными рисками. Однако возрастающая зависимость бюджетов государственных внебюджетных фондов от трансфертов из федерального бюджета свидетельствует о несбалансированности системы, что вызывает серьезные опасения. Одной из причин роста дефицита бюджета фондов является неблагоприятный демографический фактор - ухудшение соотношения работающих граждан и нетрудоспособного населения. По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2013 г. соотношение нетрудоспособных и трудоспособных граждан составляет 1: 1,5, и в перспективе это соотношение будет ухудшаться. Как показывает практика, решение вопроса финансового наполнения фондов исключительно путем повышения социальной нагрузки на бизнес приводит к росту скрытой и просроченной заработной платы, а в некоторых случаях - к закрытию предприятий. Так, например, увеличение в 2013 г. в два раза платежей во внебюджетные фонды для индивидуальных предпринимателей привело к резкому сокращению их числа. Еще одной нерешенной проблемой остается совершенствование системы финансового контроля за расходованием средств государственных внебюджетных фондов, определение четких критериев эффективности использования имеющихся в распоряжении фондов финансовых ресурсов.