Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Промышленность Японии: отрасли и их развитие. Хозяйство японии

Япония — страна с очень высокоразвитой промышленностью. Несмотря на её небольшую территорию, в Японии производится до 12% мировых промышленных товаров. Ведущими отраслями японской экономики являются производство материалов и приборов на основе современных высоких технологий.

Энергетика Японии

Основой электроэнергетики Японии является импортная нефть из-за отсутствия в стране собственных нефтяных месторождений, её доля достигает 80%, что делает энергетику страны достаточно уязвимой. По производству электроэнергии Япония занимает третье место в мире, расположившись за США и КНР. Основу электроэнергетики составляют ТЭС их больше тысячи и расположены они в основном вблизи крупных городов, которых в много. Самые крупные ТЭС Японии расположены на берегах Тихого океана, около таких мегаполисов как Токио и Осака. Также в электроэнергетике Японии с 80х годов 20 века активно используются АЭС. Всего в стране формально 42 действующих реактора, но действительно производят электроэнергию только 4 из них. В 2017 году японское правительство планирует запустить еще 10 АЭС и увеличить долю производимой на них электроэнергии. Большую роль играет вопрос безопасности АЭС из-за высокой сейсмической активности и частых землетрясений существуют четкие сценарии действий в критической ситуации, а также проводятся постоянные проверки безопасности и работоспособности оборудования. Интересно использование в Японии альтернативных источников энергии. В стране много вулканов и гейзеров, и попытки использовать их энергию предпринимались уже в 70-х годах Также проводились попытки использования энергии Солнца, но в наше время её доля меньше одного процента.

Металлургия Японии

Одной из важнейших отраслей специализации Японии является черная металлургия, переживавшая свой бум в 60-70х годах 20 века, на фоне увеличивавшихся размеров строительства. Однако, после кризиса 80х годов черная металлургия в Японии идёт на спад и сейчас переживает не лучшие свои времена. Несмотря на это, Япония остается одним из крупнейших мировых экспортеров стали, ежегодно экспортируя больше 25 млн тонн.

Своих минеральных запасов в Японии нет, поэтому черная металлургия ориентирована на импортное сырье: руда завозится из Индии, Австралии и ЮАР, а коксующийся уголь из Австралии, США и Канады, из-за чего большинство металлургических предприятий расположены в прибрежных районах в непосредственной близости от крупных грузовых портов. Даже несмотря на отсутствие собственного сырья, металлургия в Японии достигла небывалых высот, во многом благодаря автоматизации, а также большому количеству инвестиций в научно-техническое развитие. Сейчас основной перспективой развития отрасли является снижение энергозатрат и более эффективное использование железных руд, что позволит уменьшить зависимость страны от импортного сырья.

Машиностроение Японии

Машиностроение основа промышленности страны, оно по праву считается одним из самых развитых и передовых в мире. Основные отрасли мировой специализации Японии автомобиле- и судостроение, а также производство бытовой электроники и робототехника.

Необычайно стремительное развитие машиностроения в Японии после Второй мировой войны часто называют “Японским промышленным чудом”. Сразу после войны автомобилестроение в Японии было ограничено множеством законодательных запретов, тормозящих его развитие. Осложнялось положение японского автомобилестроения и низкой конкурентноспособностью производимых машин перед импортными, ввозимыми несмотря на запрет, исходящий от японского правительства.

Толчок развитию японскому машиностроению дали военные заказы, сделанные во время корейской войны в 50-е годы. После этого, объёмы машино производства непрестанно росли, что позволило Японии к 1980 годы выйти на первое место по производству автомобилей в мире и успешно удерживать его в течение 15 лет. Сейчас многие японские автомобилестроительные концерны, такие как “Тойота”, “Ниссан”, “Хонда” и “Мазда” остаются мировыми лидерами и не собираются сдавать свои позиции, успешно справляясь с кризисами отрасли. Всего в автомобильной отрасли, включая сервис и обслуживание автомобилей, в Японии занято около 6 млн человек.

В 80-90 е годы в экономике страны наметилась тенденция развития наукоемких и высокотехнологичных производств, что позволило Японии производить самую качественную в мире бытовую и радиоэлектронику. До сих пор, японские приборы славятся своим качеством, технологичностью и надёжностью. Многие производители радиоэлектронных изделий, медицинского оборудования и оптических приборов получают поддержку от государства, так как вносят существенный вклад не только в экономику, но и в научный прогресс.

Авиастроение

Авиастроение в Японии начало реально развиваться только с 1970х годов, благодаря соглашениям с западными странами. В последнее время всё больше развивается гражданское авиастроение, по объёмам продаж уже перегоняющее военное. Несмотря на это, японское военное авиастроение тоже активно развивается, хоть у правительства и вызывает беспокойство превосходство США в этой области. Проблемой японского авиастроения является зависимость страны от США в вопросах производства двигателей и их деталей, однако правительство пытается её решить путём инвестиций в науку и создания собственных производств.

Судостроение

Как в островном и высокотехнологичном государстве, в Японии развито и судостроение. Самыми известными японскими судостроительными компаниями являются Митсубиси и Сасебо, имеющие множество верфей, расположенных в основном на побережьях Японского моря и Тихого океана. Это развитые и технологичные предприятия, однако в последнее время им приходится уменьшать свои производственные мощности, так как с 80х годов прошлого века спрос на суда в мире падает. В настоящее время успешное существование судостроительных предприятий обеспечивают многочисленные заказы ВМФ Японии.

Робототехника

Частью национальной экономической стратегии является развитие робототехники на сегодняшний день передовой в мире. Кроме традиционной промышленной и индустриальной робототехники, направленной на повышение эффективности производства, в Японии активно развивается робототехника, направленная на удовлетворение нужд стареющего населения. Так, популярность набирают роботы, предоставляющие услуги по бытовому уходу и медицинскому обслуживанию. Также активно разрабатываются человекоподобные роботы, некоторые из которых могут даже имитировать мимику человеческого лица. Свой вклад в развитие робототехники вносят и традиционно автомобилестроительные компании Honda и Toyota, что говорит о важности этого направления в будущем японской экономики.

Химическая промышленность

Благодаря высокому уровню развития технологий, важной отраслью в японской экономике является химическая промышленность. Большой сдвиг она получила в 60х годах вместе с энергетикой тогда начала активно развиваться нефтехимия, основанная на отходах нефтегазовой отрасли. Сейчас японская химическая промышленность по объемам производства располагается на втором месте в мире и первом в Азии. Лидерами индустрии являются концерны «Асахи Кэмикл», «Мицубиси Кэмикл», «Асахи Глас», «Фудзи Фото Филм», «Сэкисуй Кэмикл» а также множество других.
Самыми развитыми отраслями химической промышленности остаются нефтехимия, производство синтетического каучука, химических волокон, пластмассы. Так же как и в других областях, японское руководство обращает внимание на наукоемкость и технологичность перспективной отраслью считается биохимия. К ней относится разработка и производство лекарственных препаратов и удобрений. Из-за проблем с экологией в стране принимаются меры к ограничению вредного воздействия химической промышленности на природу, для чего также используются передовые технологии.Большую роль играет японская химическая промышленность и в экспорте: японские медикаменты, бытовые и промышленные химикаты, волокна и косметические изделия экспортируются по всему миру.

Лёгкая промышленность

Традиционно лёгкая промышленность в Японии всегда находилась на высоком уровне развития и отличалась своей аутентичностью. В стране до сих пор сохранились такие традиционные производства как шелкопрядение и керамика. Однако, с развитием технологий специализации японской лёгкой промышленности сильно изменились. Теперь большая часть производства осуществляется на крупных предприятиях, а самыми развитыми отраслями лёгкой промышленности являются хлопчатобумажная и шерстяная, обе работают на импортном сырье, на закупку которого ежегодно тратятся очень большие суммы. Специализацией Японии остаётся и керамика благодаря богатым запасам глин и многовековым традициям их обработки, до 75% производимой продукции эффективно экспортируется. В Японии существует несколько известных центров керамической промышленности, расположенных, как правило, вблизи месторождений, таких как Сэто и Нагоя.

Пищевая промышленность Японии

Пищевая промышленность Японии функционирует в основном на импортном сырье, так как чтобы производить собственное у страны нет возможностей и ресурсов. Япония является одним из крупнейших мировых экспортеров продуктов питания. Средний объём потребительской корзины в Японии в последнее время растёт, а также наблюдается спрос на органические продукты и здоровое питание.

Стержнем японской промышленности являются крупные корпорации, которые стали составной частью финансово-монополистических групп: «Фуйо», «Мицубиси», «Сумито-мо», «Мицуи», «Дайити» и др. Основные производства сосредоточены в руках отдельных концернов, но немалая роль в развитии промышленности отводится малым и средним предприятиям (см. атлас, с. 37).

Японская промышленность неразрывно связана с мировым рынком. Экспортируется 50 % ее автомобилей, 90 % часов, 95 % видеоаппаратуры, 75 % копировальных машин, 50 % телевизоров, но и импортируется 79 % угля, 99 % нефти, 98 % , 70 % древесины, 100 % фосфатов, бокситов, хлопка, шерсти и др. товаров. На приходится 12% мирового промышленного производства. Японии принадлежит первое место в мире по производству судов (52%), автомобилей (23,9%), тракторов, бытовой электротехники, роботов и т. д.

Зона мегаполиса, особенно агломерации — Кейхин (Токио -Иокогама), Хансин (Осака, Кобе, ), Тюнё (Нагоя) — сосредоточение наукоемких производств, где и сформировались межотраслевые комплексы — комбинаты. Страна занимает 3-е место в мире по производству электроэнергии после и России. 3/4 ее выработки приходится на крупнейшие ТЭС (импортная нефть и уголь), остальное — на АЭС (в Японии работает крупнейшая в мире АЭС) и ГЭС.

Япония — лидер мировой (100 млн. тонн стали в 1996 г.). Здесь действуют двадцать металлургических заводов полного цикла, самые большие — в Кава-каси, Тиба, Токай, Хиробата, Фукуяма, Китакюсю.

Японии представлена 16 нефтехимическими комплексами; самые большие находятся в Касима, Гои, Иоккаити, Мидзисима, Сакаи. По объему энергопотребления Япония занимает четвертое место в мире.

В мировом производстве машин и оборудования доля Японии составляет свыше 10%. Машиностроительные фирмы освоили всю номенклатуру продукции отрасли. Ведущие машиностроительные концерны являются основой экспортной базы Японии, вывозящей 25% продукции . Главными отраслями машиностроения считаются: электромашиностроение (33,3% продукции отрасли), где 50% продукции — радиоэлектроника, транспортное машиностроение, в котором главное место занимает автомобилестроение (12 млн. автомашин в год), судостроение, общее машиностроение (производство оборудования и станков).

У Японии мощный научно-производственный комплекс. Это дает возможность рассматривать производство наукоемкой и технически сложной продукции как основное направление специализации страны в МГРТ. Агломерации Токио-Иокагама принадлежит 60% научных разработок и 40% продукции отраслей высоких технологий. Важную роль играет также Осака, Киото, Кобе, Нагоя.

В агропромышленном комплексе Японии занято 25% экономически активного населения, из них 6,6% — в сельском и и рыболовстве, 19,2% — в отраслях по переработке сельскохозяйственной продукции. АПК страны обеспечивает свои потребности в продовольствии на 70%.

Плодородных земель в Японии очень мало. В настоящее время обрабатывается 5,1 млн. га, где работает 3,7 млн. человек. Главные отрасли специализации агробизнеса — рисосеяние (страна дает 15 млн, тонн риса), плодоовощеводство, животноводство (производится 3,5 млн. тонн мяса). Важной отраслью японского хозяйства является рыболовство (Япония занимает I место в мире). Развит также промысел жемчуга. Потребности страны в других видах продовольствия обеспечиваются импортом: ввозится 5,8 млн. тонн пшеницы, 20 млн. тонн кукурузы, 5 млн. тонн бобов и сои, 80% сахара, 33% жиров и 20% мяса.

Транспорт Японии находится на высокой ступени развития, по размерам перевозок грузов и пассажиров Япония намного превосходит любую из стран Западной Европы, а по пассажирообороту железнодорожный транспорт занимает первое место в мире. Внутренние перевозки обеспечиваются тремя видами транспорта: автомобильным, железнодорожным и морским. Внешние грузовые перевозки осуществляются морским, а пассажирские — воздушным. Для развития сухопутного транспорта в связи с островным положением, рельефом и экономией земли, возникает необходимость строить туннели, мосты между островами, подводные туннели (самый большой Хонсю-Хоккайдо до 53 км, подводный туннель «Сейкан» (Хонсю — Кюсю) длиной 23 км), Япония имеет один из крупнейших в мире парк легковых автомобилей и тоннаж торгового флота. Но, не смотря на эти условия, монорельсовые железнодорожные магистрали со скоростью движения 250-300 км/час и скоростные шоссейные дороги (5 тыс. км) соединяют все экономические центры островов.

Производство бронетанковой техники и артиллерийско-стрелкового вооружения, как и всех других видов оружия и военной техники, в Японии осуществляется исключительно на предприятиях частных компаний. Головными подрядчиками управления национальной обороны (УНО) являются девять наиболее крупных компаний, занимающих ведущие позиции в бронетанковой и артиллерийско-стрелковой отраслях промышленности. Они широко используют кооперационные связи, выдавая субподряды на производство важнейших узлов техники различным специализированным компаниям, которые, в свою очередь, также используют несколько сот более мелких субподрядчиков.

В отличие от некоторых других отраслей военной промышленности (например, авиационной) в бронетанковой и артиллерийско-стрелковой практически нет специализированных сборочных заводов. Сборка ведется на предприятиях, основная продукция которых - разнообразные машины и металлоизделия гражданского назначения. Для них характерна значительная концентрация производства: сборка сосредоточена всего лишь на 11 заводах, в том числе боевой бронетанковой техники - на трех, крупнокалиберной артиллерии - на двух. Их территориальная концентрация также высока: большая часть заводов размещается в районах крупных городов на восточном побережье крупнейшего японского острова - Хонсю.
Главный поставщик бронетанковой техники - компания "Мицубиси дзюкогё", занимающая ведущие позиции в военном секторе промышленности Японии. Она производит основной танк "90", БРМ "87" и проч.

Единственным предприятием компании, производящим сборку бронетанковой техники, является комбинат "Сагамихара" (г. Сагамихара, префектура Канагава). На нем занято около 2,4 тыс. человек, производятся строительно-дорожная техника, подъемно-транспортное оборудование, различные силовые установки гражданского назначения. Отдельные детали и узлы для бронетанковой техники, собираемой на этом комбинате, поступают с предприятий других компаний.

Так, например, "Мицубиси дзюкогё" производит корпус, двигатель и окончательную сборку танка "90", компания "Ниппон сэйкосё" поставляет 105-мм танковые пушки, "Сумитомо дзю-кикай когё" - 7,62-мм курсовые и 12,7-мм зенитные пулеметы, "Мицубиси дэнки" и "Ниппон дэнки" отвечают за электронные системы наведения и управления огнем, "Мицубиси сэйко" - за литье и некоторые другие комплектующие изделия. Компания "Мицубиси дзюкогё" занимает ведущие позиции в разработке и производстве ряда новых образцов бронетанковой техники. С 1988 года выпускается 35-мм спаренная зенитная самоходная установка "87". Орудия для ЗСУ на первых порах поставляются согласно лицензионному соглашению швейцарской фирмой "Эрликон", башни производятся компанией "Ниппон сэйкосё", электронные приборы - "Мицубиси дэнки".

В начале 1986 года "Мицубиси дзюкогё" получила контракт на разработку и производство нового основного танка "90", который заменил "74". Субподрядчики остались прежние - "Ниппон сэйкосе" (пушка) и "Мицубиси дэнки" (электронные приборы). Все основные узлы нового танка, за исключением пушки, в частности подвеска, инфракрасная система ночного видения, система контроля огня, оснащенная компьютерами и телевизионной аппаратурой, выполнены на базе японских разработок с использованием высокосложных технологий. В танке применяется многослойное броневое покрытие с использованием керамики. Он оснащается новой 120-мм гладкоствольной пушкой, по лицензии немецкой фирмы "Рейнметалл". С 1987 года испытания, а с 1990-го серийное производство.

Компания "Комацу сэйсакусё", являющаяся одним из крупнейших подрядчиков УНО, выпускает в основном технику и промышленное оборудование гражданского назначения. Ее военная продукция представлена главным образом бронетанковой техникой. "Комацу сэйсакусё" производит БТР, командно-штабные машины (КШМ) "82" на колесной базе, вооруженные 12,7- и 7,62-мм пулеметами. На основе последней были разработаны и выпускаются боевые разведывательные машины (БРМ) "87", оснащенные 25-мм скорострельной пушкой (выпускается по лицензии швейцарской фирмы "Эрликон") и 7,62-мм танковым курсовым пулеметом, а также машины противохимической защиты (ПХЗ). Кроме того, компания выпускает шасси и осуществляет окончательную сборку 203,2-мм самоходных гаубиц М110А2 (орудия поставляет "Ниппон сэйкосё"), бронированные 19-т бульдозеры "75". До 1985 года она производила шасси реактивных систем залпового огня (РСЗО) "75" на гусеничном ходу и окончательную их сборку.
В выполнении военных заказов принимают участие два предприятия компании "Комацу сэйсакусё". Это завод "Осака", расположенный в г. Хираката, префектура Осака, где занято около 2,8 тыс. человек, и завод "Кавасаки" в г. Кавасаки, префектура Канагава, до 1 тыс. занятых. Преобладающая часть продукции данных предприятий - дорожно-строительная техника: на заводе "Осака" выпускают бульдозеры, скреперы и другую технику на гусеничном ходу, а "Кавасаки" - главным образом колесную строительно-дорожную технику.

Производством небольших партии специальной бронетанковой техники занимается ряд других компаний. На заводе "Касадо" компании "Хитати сэйсакусё" (г. Кудамацу, префектура Ямагути, около 900 занятых) собираются бронированные машины для перевозки снарядов "78", бронированные артиллерийские тягачи типа 73 и самоходные понтонные парки "70". Завод "Цутиура" компании "Хитати кэнки" (г. Цутиура, префектура Ибараки, 1650 занятых) выпускает миноукладчики "83", а "Ниигата" компании "Охара тэккосё" (г. Нагаока, префектура Ниигата, около 200 занятых) - снегоходы "78".

Компания "Ниппон сэйкосё", входящая в число ведущих в черной металлургии страны, также является одним из основных поставщиков УНО и единственной в стране фирмой, специализирующейся на производстве крупнокалиберных артиллерийских систем. Компания выпускает 155-мм буксируемые гаубицы типа FH-70 (по западногерманской лицензии), 105-мм танковые пушки (по английской), корабельные орудия калибров 127 и 76 мм (последние - по итальянской лицензии). "Ниппон сэйкосё" занимается производством всех узлов 203,2-мм гаубицы М110А2, кроме стволов (они поставляются из США в соответствии с лицензионным соглашением). Эта гаубица, как отмечалось выше, устанавливается на шасси компании "Комацу сэйсакусё". В военном производстве участвуют два ее предприятия. Первое - завод "Хиросима" (г. Хиросима, префектура Хиросима, занято около 1,7 тыс. человек), главной продукцией которого является различное промышленное оборудование крупных и средних габаритов. Второе - завод "Муроран" - единственное из всех 11 сборочных предприятий, расположенное в г. Муроран на о. Хоккайдо (занято около 1,2 тыс.). Завод выпускает литье, кованые изделия, прокат и проволоку, различные машины и агрегаты.

Производство минометов осуществляет компания "Хова когё", широко известная на мировом рынке своим текстильным и металлообрабатывающим оборудованием. Доля военной продукции в общем объеме ее производства составляет 5-8 проц. Кроме 81-мм минометов "64", компания выпускает 84-мм реактивные противотанковые гранатометы "Карл Густав" (по шведской лицензии), а также 7,62-мм автоматические винтовки "89", ручные гранаты, дымовые шашки и другую продукцию военного назначения. Военным производством занят завод "Синкава", расположенный в пригороде Нагоя в поселке Синкава, префектура Айти. Здесь работает около 2 тыс. человек.

На производстве 20-мм автоматических авиационных и зенитных артиллерийских установок типа "Вулкан" (по американской лицензии), а также 12,7- и 7,62-мм пулеметов различных модификаций специализируется компания "Сумитомо дзюкикай когё" (завод "Танаси", г. Танаси, префектура Токио, 1130 занятых). Выпуск 9-мм пистолетов по швейцарской лицензии налажен на заводе "Омори" компании "Минэбэа" (г. Токио, около 270 занятых). Эти пистолеты поступили в вооруженные силы с 1982 года взамен американских калибра 11,4 мм.

Находящаяся в настоящее время на вооружении японских "сил самообороны" бронетанковая техника создана главным образом на основе японских разработок. Артиллерийско-стрелковое вооружение производится большей частью по лицензиям иностранных фирм (американских или западноевропейских) либо после существенной модернизации иностранных образцов (81-мм миномет "64" разработан на базе американского М1, винтовка "64" - на основе винтовки М1, также ранее поступавшей из США).

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в области создания бронетанковой техники и артиллерийско-стрелкового вооружения в Японии осуществляются главным образом в рамках программ, нацеленных на создание ряда новых образцов оружия и военной техники (танки, БМП), а также связаны с их модернизацией и освоением лицензионного производства.

НИОКР в области бронетанковой техники ведутся во втором отделе четвертого НИИ при Научно-исследовательском техническом центре (НИТЦ) УНО Японии, расположенном в г. Сагамихара, префектура Канагава. Там проводится практически полный цикл НИОКР - от концептуальных разработок до создания опытных образцов бронетанковой техники. В этих работах принимают участие (по контрактам) научно-исследовательские подразделения компаний-подрядчиков, прежде всего "Мицубиси дзюкогё" и "Комацу сэйсакусё". Разработкой и доводкой образцов артиллерийско-стрелкового оружия занимаются первый отдел первого НИИ НИТЦ УНО, находящийся в г. Токио, а также НИИ и конструкторские бюро компаний, производящих соответствующие образцы. Испытание созданных образцов и проверка их тактико-технических характеристик проводятся на полигонах НИТЦ. Полигон "Цутиура", расположенный в районе поселка Ами в префектуре Ибараки, предназначен для комплексных испытаний многих видов оружия и военной техники, в том числе бронетанковой, артиллерийско-стрелкового вооружения. На полигоне "Саппоро", в районе г. Саппоро (о. Хоккайдо), проводятся испытания вооружения в экстремальных условиях (низкие температуры, снег, труднопроходимая местность и т. п.).

Для производства бронетанковой техники и артиллерийско-стрелкового вооружения в Японии характерно активное внедрение передовой техники и технологии, прежде всего радиоэлектронной. Разработчики постоянно уделяют большое внимание развитию этого компонента оружия и военной техники, считая, по свидетельству журнала "Дайямондо", что радиоэлектроника является "главной силой выдвижения японской военной промышленности на мировой уровень". Японские эксперты полагают, что в настоящее время страна производит ряд самых современных в научно-техническом отношении видов электронной техники военного назначения, превосходящих все зарубежные аналоги. К ним, в частности, относятся ЭВМ, сверхбольшие интегральные схемы (СБИС), сенсоры, многие из которых найдут применение в оснащении новых видов оружия и военной техники.

3.1 Машиностроение Японии

Машиностроение Японии представляет собой достаточно пестрое структурное образование. Большая роль принадлежит модернизированным отраслям массового экспортно-ориентированного производства, занимавшим лидирующие позиции в 60-70-х гг. (судостроение, автомобилестроение, некоторые виды общего машиностроения), и активно развиваются новые наукоемкие отрасли (радиоэлектроника, современное судостроение, авиационно-космическая, приборостроение, роботостроение).

В отраслях машиностроительного комплекса в настоящее время выпускается почти 44% всей промышленной продукции (по стоимости), в том числе почти 20% - в радиоэлектронной и электротехнической промышленности, 15% - в транспортном машиностроении, менее 10% - в общем машиностроении.

Зародившееся задолго до начала НТР, японское судостроение не ушло со сцены в последние десятилетия. Напротив, с 1956г. Япония удерживала в нем мировое первенство. И только в самые последние годы Японию догнала Республика Корея. Постепенно меняется и профиль отрасли, которая все больше переходит от производства супертанкеров и крупнотоннажных сухогрузов к судам более сложных типов.

Несмотря на то, что предприятия автомобильной промышленности Японии в последние годы несколько снизили выпуск машин, автомобилестроение по-прежнему во многом определяет «лицо» Японии в международном географическом разделении труда. Достаточно сказать, что эта отрасль формирует 1/10 общего ВВП Японии. Непосредственно в ней заняты примерно 700 тыс. работников, но если учитывать также эксплуатацию и обслуживание автомобильного парка в стране и за рубежом, то не менее 5-6 млн человек. Крупнейшими автомобильными фирмами являются «Тоёта» (район Нагоя), «Ниссан», «Хонда», «Мицубиси».

Развито в Японии и общее машиностроение, нацеленное как на экспорт, так и на обеспечение машинами и оборудованием собственной экономики. По выпуску металлообрабатывающих станков Япония вышла на первое место в мире еще в 1982г. В дальнейшем она специализировалась в основном на станках с ЧПУ и промышленных роботах (парк – 420 тыс. из 780 тыс. в мире), и в этом ей не было и нет равных. Основные предприятия отрасли сосредоточены в пределах Тихоокеанского промышленного пояса, но отдельные его районы имеют определенную специализацию. В Токийском районе преимущественно развит «верхний эшелон» общего машиностроения производство наиболее сложных видов оборудования, в Осакском заметно преобладание заводов по выпуску тяжелого металлоемкого машиностроения.

По масштабам электронной промышленности Япония уступает только США. Но по объему экспорта её продукция занимает первое место. В середине 1990-х гг. в этой отрасли были заняты 1,8 млн человек. По показателю наукоемкости она превосходит все другие отрасли, отличаясь и высокой степенью монополизации («Мацусита», «Хитати», «Тошиба», «Сони», НЭК, «Фуцзицу» и др.). Раньше Япония специализировалась главным образом на бытовой электронике, но затем перешла на выпуск более сложной продукции. К примеру, персональных компьютеров в конце 1990-х гг. выпускалось 8 млн штук в год. По общему числу эксплуатируемых компьютеров (около 50 млн) Япония уступает только США.

Развитию японского машиностроения, как и всей экономики в целом, значительно поспособствовало установление новой формы организации труда и производства, которая получила название тойотизм (постфордизм).

Внедрение принципов тойотизма обеспечило более эффективное использование рабочей силы и оборудования при одновременном повышении качества разнообразия выпускаемой продукции.


3.2 Машиностроение США

В машиностроительном комплексе США (машиностроение и металлообработка) трудится 2/5 всех занятых в промышленности, которые создают 2/5 промышленной продукции (по стоимости). Высокая наукоемкость и производительность труда при низкой капиталоемкости содействовали превращению этой сферы в базу НТП, обеспечивающую перестройку всего хозяйства, комплексную механизацию и электронизацию.

За последние 30 лет повысилась доля общего машиностроения и приборостроения при снижении удельного веса транспортного машиностроения, а также электротехники в структуре этой сферы. Наибольшие изменения произошли в 80-х годах под воздействием военно-промышленного комплекса (отсюда рост авиаракетно-космической промышленности и электротехники) и усилившейся конкуренции Японии в области электротехники и автомобильной промышленности. Характерна высокая монополизация машиностроения.

Автомобилестроение. Автомобиль давно превратился в символ американской жизни. Автомашины имеют 4/5 всех семей. На производстве и сборке автомобилей, в торговле, ремонте и техобслуживании их занято почти 6 млн человек. Ежегодно с конвейеров автозаводов сходит более 55 млн автомобилей (около 150 тыс. в день), на автомобили приходится более 12% всей мировой торговли, в автомобильной промышленности заняты миллионы рабочих.

В 1997 г. стоимость валовой продукции автомобильной промышленности США превысила 260 млрд. долл., а доля автомобилестроения составила 4,4% ВВП страны. В автомобильной промышленности и в автомобильном сервисе США заняты 12-13 млн. чел., или 17% всех занятых в промышленности страны. На долю автомобилестроения приходится 60% всех промышленных роботов и манипуляторов, более 12% всех НИОКР, осуществляемых в США, - больше, чем в фармацевтике, электронике и даже информатике, тогда как основные фонды автомобилестроения составляют всего лишь 4,6% стоимости всех основных фондов обрабатывающей промышленности США.

Погоду в мировой автомобильной индустрии делают 6 крупнейших концернов, на долю которых приходится 57,5% общего мирового производства, а на долю первой десятки фирм – 80%. Один только американский автогигант «Дженерал Моторс» производит каждый седьмой автомобиль в мире!

Почти 3/4 мирового автопроизводства приходится на легковые автомобили и лишь 1/4 на грузовики и автобусы. Основной объем производства легковых автомобилей приходится на страны Европы (39%) и Азии (30%). Североамериканское производство снизилось до 24% в связи с наращиванием выпуска легких грузовиков, доля которых в общем объеме производства автотранспортных средств в этом регионе превысила 45%.

Автомобильная промышленность США играет исключительно важную роль в экономике страны. Обладая огромным мультиплицирующим эффектом, автомобилестроение сильно влияет на развитие многих отраслей промышленности. Отрасль очень восприимчива к новым тенденциям в экономике, что отражается и в изменении её географии.

Авиаракетно-космическая промышленность. Эта отрасль связана с военно-промышленным комплексом. Здесь действуют крупнейшие монополии «Макдоннел-Дуглас», «Боинг», «Локхид» и др. Частные компании сосредоточили 9/10 военной продукции. Основной район АРКП сложился в тихоокеанских штатах еще до Второй мировой войны. Главные центры – Лос-Анджелес, Лонг-Бич, Сан-Диего, Сан-Хосе, Анахайм – находятся в Калифорнии. Второй важный район АРКП у г. Сиэтла, где расположены предприятия «Боинг». По военным заказам впереди Калифорния (1/5 заказов), за ней – Техас, далее – Нью-Йорк, Миссури и Коннектик.

Экономика Японии на сегодняшний день является самой развитой экономикой в мире. По объему промышленного производства и по размеру ВВП данное государство занимает третье место среди стран мира, уступая позиции только Соединенным Штатам и КНР. В Японии очень развитые высокие технологии (робототехника и электроника), автомобиле- и судостроение.

Немного истории: этапы развития японской экономики

После Второй мировой войны правительством государства были выполнены структурные преобразования в организации в различных сферах экономики. Специалисты отмечают, что сотрудничество именно правительства с промышленниками, применение высоких технологий, трудовая этика, низкие расходы на оборону существенно помогли Японии стать промышленно развитой страной.

Основные этапы развития японской экономики:

Первый период - 1940-1960 гг. - характеризуется пересмотром политики государства в отношении науки и техники, а также в организации подготовки высококвалифицированных работников.

Второй период 1970-1980 гг. - время чрезвычайно высокого роста экономики. Отмечаются в этот период существенные изменения в структуре национального дохода. Горнодобывающая и обрабатывающая промышленность, а также строительство составляют существенный процент национального дохода. При этом доля национального дохода от сельского хозяйства и рыболовства заметно снизилась с 23 % до 2 %.

Третий период 1990 - 2000 гг. - время превращения Японии в лидирующую страну мира по экономическим показателям.

Особенности развития японской промышленности

Особого внимания уделяется развитию науки и образования. Государственная программа НИОКР (развития национальной системы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) способствует разработке собственных техничных достижений и полного отказа от импорта. На территории страны были созданы специальные научные центры, которые стали заниматься разработками в области физики твердого тела, космических роботов, атомной энергетики, новейших конструкционных материалов, физики плазмы и другими вопросами.

В Японии выделяют три особо больших промышленных районы:

  • Тюке или Нагойский промышленный район;
  • Кей-Хин или Токийско-Йокагамский промышленный район;
  • Хан-Син или Осако-Кобский промышленный район.

Кроме того, на территории Японии промышленность хорошо развивается и в таких районах, как:

  • Северное Кюсю;
  • Канто;
  • Токай или Восточный морской промышленный район;
  • Касима;
  • Токийско-Тибский промышленный район.

Основные отрасли промышленности Японии

Автомобилестроение

Одной из главных статей экспорта страны является именно автомобильная продукция. Существует три крупные районы на территории Японии, которые занимаются производством автомобилей. Они находятся в префектурах Айти, Сидзуока и Канагава. Ведущими автомобильными компаниями в мире считаются следующие «Мазда» (завод в г. Хиросима), «Тойота» и «Ниссан» (завод в г. Йокогама), «Хонда» (завод в столице Токио), «Мицубиси» и «Судзуки» (завод в г. Хамамацу).

Данная отрасль начала стремительно развиваться с 1970-х гг. Япония большими объемами экспортировала автомобильную продукцию в США. Но после конфликта в 1974 году между обеими странами, Япония вела ограничения на вывоз автомобилей из страны. Поэтому предприниматели этого государства начали переносить свое производство на территорию США. В 1989 году специалисты отмечают наибольший пик в производстве автомобильной продукции. За этой год было выпущено около 13 млн. автомобилей. Из этого количества 6 млн. Япония экспортировала за рубеж.


Судостроение

На территории Японии расположены три крупных судостроительных районы:

  • Тихоокеанское побережье;
  • Северные берега острова Кюсю;
  • Побережьем Внутреннего японского моря.

Ведущими мировыми компаниями, которые занимаются судостроением, являются «Юниверсал» (Кавасаки), «Кавасаки» (Кобе), «Мицубисси» (Нагасаки), «Сасэбо» (Сасэбо).

Благодаря совершенствованию техники, вышеуказанное государство после Второй мировой войны являлось абсолютным лидером в данной отрасли промышленности. В начале 1970 года страна выпускала корабли, грузоподъемность которых составляла больше, чем 16 тыс. тонн.

Но уже в следующие годы. Япония стала конкурировать с КНР. Данная борьба на рынке судостроение ведется между этими странами по сегодняшний день.

Электротехника

Ведущими мировыми компаниями, которые осуществляют производство любого рода электротехники являются следующие:

  • Кенвуд Корпорейшн;
  • Кенон;
  • Коника;
  • Сони;
  • Тошиба;
  • Супра;
  • Никон;
  • Панасоник;
  • Олимпус;
  • Роланд;
  • Пионер;
  • Шарп;
  • Сега.
Развитие сельского хозяйства Японии

13 % территории вышеуказанного государства занимают угодья. Рисовые поля составляют более половины из них. Поскольку угодья преимущественно малые, то очень часто они обрабатываются без применения специализированной большой техники. Иногда угодья расположены возле террас и на склонах гор, поскольку в Японии не хватает равнинной земли.

С конца 20 века в государстве наблюдается тенденция к сокращению заливных полей. Это объясняется двумя причинами:

  • быстрая урбанизация страны;
  • переход японцев к западному образу жизни (увеличения употребления в пищу пшеницы, молока и мяса, а уменьшение - риса).

Все население государства, которое занимается сельским хозяйством, согласно законодательству называется фермерами. Последние делятся на тех, кто выращивает продукцию для своих нужд, и тех, кто выращивает продукцию на продажу. Соответственно существуют простые фермеры и фермеры-торговцы. Последние должны обладать пахотными землями площадью от 30 акров.

Фермеры-торговцы делятся также на три основных группы:

  • профессионалы (то есть те, которые занимаются сельскохозяйственной работой от 60 дней в год, их возраст должен быть не менее 65 лет)4
  • полупрофессионалы (те же требования);
  • любители (лица, старше 65 лет).
Основные отрасли сельского хозяйства Японии

Рисоводство

Около половины всей пашни государства отведено под вышеуказанную культуру. Своего апогея японское рисоводство достигло после 1960 года. Японское экономическое чуду способствовало тому, что доходы населения существенно выросли. Это привело к увеличению спроса на рис.

С 1970 года фермеры начали приступать к свертыванию посевных площадей из-за чрезмерных излишков риса. Была введена система севооборота на заливных полях. Но уже в 1997 году на территории Японии возник неожиданный дефицит риса из-за сокращений угодий.

Специалисты отмечают, что уже в начале XIX века около 23 % от валовой продукции сельского хозяйства государства составляли доходы от выращивания риса.

Рыболовство

Данная отрасль сельского хозяйства является традиционной для Японии. Специалисты подсчитали, что в среднем один японец в течение года употребляет около 168 кг рыбы.

Северная и южная часть Западного Тихого океана является основным районом, где процветает рыболовство. Основу вылова составляют следующие рыбы: семейства тунцы (8 %), скумбриевых (14 %), сайры (5 %), лососевых (5 %), ставрида (4 %).

Следует отметить, что Япония является самым большим импортером рыбы и морепродуктовм в мире (занимает около 20 % всего мирового импорта). Дело в том, что японские рыбалки обладают правом заниматься рыболовством исключительно только территориальных водах страны (в радиусе 370 км в Тихом океане).

Ресурсы и энергетика Японии

Основным энергетическим ресурсом вышеуказанного государства является нефть. Доля «черного золота» в энергобалансе страны составляет около 50 %.

Основные нефтепродукты, которые производятся на японских НПЗ:

  • бензин;
  • дизельное топливо;
  • керосин;
  • лигроин;
  • мазут.

Но все-таки стране приходится импортировать 97 % этого ресурса из таких стран, как Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Иран, Катар. Однако правительство Японии пытается использовать альтернативные источники энергии, например, биоэтанол.

Следует отметить, что государство полностью обеспечивает свои потребности в минералах и строительных материалах. Также на территории Японии находятся незначительные залежи золота. Оно принадлежит к наивысшему в мире качеству и добывается в префектуре Кагосима в близи от города Иса (шахта Хисикари).

Особенностью японской экономики является то, что в стране практически нет энергетических ресурсов. В 1979 году после нефтяных кризисов правительство Японии взяло курс на развитие собственной ядерной энергетики. Часть предприятий было переведено ан природный газ.

Последний поставляется на территорию вышеуказанного государства в сжиженной форме из таких стран, как Индонезия и Малайзия. Специалисты отмечают, что Япония является шестой страной в мире по совокупному употреблению данного природного ресурса. 96 % его страна должна завозить извне.

Также государство бедное на металлы. 100 % всей меди, алюминия, железной руды импортируется из заграницы. Крупнейшими поставщиками согласно данным 2004 года железной руды в Японию были Индия (8 %), Австралия (62 %) и Бразилия (21 %), алюминия - Индонезия (37 %) и Австралия (45 %), меди - Чили (21 %), Австралия (10 %), Индонезия (21 %).

Особенности японской торговли

Главной отличительной характеристикой торговых отношений вышеуказанной страны является то, что страна полностью закупает сырье и экспортирует уже промышленные товары. Данная торговля относится к типу торговли добавленной стоимости.

До Второй мировой войны, государство ввозило сырье для своей текстильной промышленности, а вывозило текстильную продукцию. После Второй мировой войны Япония полностью переориентировала свою экономику. Из-за границы она ввозит в основном топливо, а экспортирует - продукцию машиностроения, высокоточное оборудование, автомобили, электронику.

Специалисты отмечают, что, начиная с 1980 года, государство обладает исключительно положительным сальдо торгового баланса: импорт существенно уступает экспорту страны.

Главные товары импорта Японии:

  • нефть;
  • сжиженный газ;
  • простые микросхемы;
  • текстильные товары;
  • рыба и морепродукты;
  • компьютеры.

Главные товары экспорта Японии:

  • сложные микросхемы;
  • автомобили;
  • продукция химической промышленности;
  • сталь;
  • товары машиностроительной промышленности.

Основными торговыми партнерами вышеуказанного государства являются США, Китай, Саудовская Аравия, республика Корея, Австралия.

Специалисты отмечают, что согласно данным 2010 года внешний оборот страны составил около 1,401 триллиона американских долларов.

В основном импорт и экспорт товаров осуществляются через порты Японии. Самыми крупными торговыми портами этого государства являются:

  • Аэропорт Кансай;
  • Порт Кобе;
  • Аэропорт Нарита;
  • Нагойский порт;
  • Йокогамский порт;
  • Токийский порт.

Японская экономическая модель: описание

Чтобы понять азы модели развития экономики вышеуказанной страны, следует обратить внимание на следующие важные факторы:

  • роль государства в экономических отношениях;
  • организация частного предпринимательства;
  • трудовые отношения.
Особенности структуры частного предпринимательства

Социальная структура Японии характеризуется дуализмом современной промышленности. Мелкие и средние предприятия занимают основное место в обрабатывающий промышленности. При этом часть мелких фирм не наблюдает выраженной тенденции к сокращению. Именно на фоне массы мелких предприятий быстро развивались существенные концентрации капитала в отраслях тяжелой промышленности. Это как раз и привело к образованию гигантских объединений.

Особенности экономического строя Японии:

  • вертикальная интеграция фирм и их группировка (крупные компании объединяются с мелкими и средними фирмами);
  • наличие трехслойной структуры - рынок - группа предприятий (кэйрэцу) - собственно предприятие (законодательство запрещало поглощать мелкие предприятия. В основном последние подчиняются крупным компаниям. Это ограничивает процесс централизации капитала и предусматривает единодушное согласие директоров подчиняемых предприятий).

Самыми крупными кэйрэцу (финансовыми группами) Японии считаются следующие:

  • Мицубиси;
  • Мицуи;
  • Сумитомо;
  • Санва;
  • Данити Канге.

Они в основном управляются универсальными торговыми и промышленными компаниями, крупными банковскими учреждениями.

Группировки финансового капитала обладают правом взаимного владения ценными бумагами компаний-участниц (но только небольшим пакетом). Например, компании по страхованию жизни могут владеть не более 10 % ценных бумаг других фирм, а финансовые учреждения - не более 5 %. Компании не могут владеть собственными акциями. Результатом этого является переход контроля над компаниями от физических к юридическим лицам.

Трудовые отношения

Чтобы достигнуть высоких показателей роста экономики, важно создать уникальную систему управления персоналом. Японцы весьма успешно сделали это!

Менедждмент государства восходящего Солнца основывается на отождествления работника с целой корпорацией. В Японии совершенно не принято часто менять работу. Японские работники являются чрезвычайно преданными своему начальству и той организации, где они трудятся.

В стране восходящего Солнца приветствуется система так называемого «пожизненного найма сотрудника». Последний всю свою трудовую жизнь остается верным только одной организации. При действии такой системы со временем для работника трудовой коллектив становится второй семьей, а работа - домом. Сотрудник перестает разграничивать свои собственные цели и цели самой корпорации.

Следует отметить, что для Японии характерный довольно-таки длительный рабочий день - около 58 часов в неделю. Система оплаты труда:

  • базисная;
  • сверхурочная;
  • премиальная.

Женская рабочая сила занимает особое положение в трудовых отношениях. В основном представительницы слабого пола используются как почасовики и поденщики. Зарплата женщины в несколько раз ниже, чем у мужчины. Интересно, что женщины-поденщики проходят в государственной статистике как обычные домохозяйки. Поэтому они следовательно не могут потерять свою работу - то есть их не включают в число безработных. Из-за этого в государстве отмечается такой низкий уровень безработицы.

Роль государства

В решении общих проблем в стране восходящего Солнца отмечается единство государственного аппарата и крупных компаний. В стране очень активно используется система планирования:

  • общегосударственного;
  • целевого;
  • регионально;
  • внутрифирменного;
  • отраслевого.

Общегосударственные планы в основном направлены на регулирование работы частных фирм и компаний. Их основные задачи главным образом воплощаются в содержании внутрифирменных планов, которые отличаются директивным характером.

Существует пять основных групп общегосударственных планов:

  • план экономического и социального развития;
  • отраслевые планы;
  • план развития и использования земель;
  • региональное планирование;
  • целевые общегосударственные программы.

Роль высших должностных лиц является чрезвычайно высокой. Их указания обязательны для осуществления фирмами.

Сельское хозяйство также развивается в условиях государственного регулирования и достаточно широкой поддержки. Арендные отношения и наемный труд не получили здесь распространения. Всего-то 7 % хозяйств имеют более 2 га земли. Около 70 % хозяйств успешно работают вне отрасли. Они занимаются сферой услуг и работают в промышленности. Государство им разрешило трудиться в хозяйстве только в выходные дни.

Следует отметить, что страна является монопольным покупателем всей сельскохозяйственной продукции. Владельцы последней продают ее по ценам, высше мировых.

Японскую экономическую модель называют весьма специфической. Ведь она отлично сочетает не только экономические и политические методы, но и способы психологические. Вышеуказанную модель некоторые специалисты называют философией ведения экономики. О состоятельности и абсолютной конкурентоспособности такого метода функционирования экономики говорят экономические потрясающие достижения страны восходящего Солнца.

Экономика Японии сегодня

В конце XX века в государстве стремительно росли иновалютные резервы. Японским правительством была введена специальная система мер по либерализации вывоза капиталов страны за границу. Сегодня она является самым мощным международным кредитором и банковским центром. Ее доля в международных займах существенно выросла (с 5 % в 1980 году до 25 % в 1990 году). Главной формой внешнеэкономической деятельности является как раз экспорт капитала.

Специалисты отмечают, что больше всего японских капиталов успешно работают в США, Западной Европе, странах Азии, Латинской Америке.

Во втором полугодии 2008 года экономика страны восходящего Солнца вошла в рецессию. Объем продаж, например, автомобилей в ноябре этого года упал больше, чем на 27 %.

В стране наблюдается самый низкий уровень безработицы в мире. Согласно данным 2011 года, его показатель составил около 4-х %.

Инфляция в 2010 году отсутствовала. Согласно данным на 2011 год, уровень инфляции повысился до показателя 2 %.

Начиная с 2014 года, отмечают специалисты, экономика Японии успешно вышла из рецессии. Рост ВВП, согласно данным правительства, в годовом исчислении дает 2,2 %.

Если немного подытожить, то, можно сказать, что японская экономика в основном ориентируется на экспорт товаров. В последнее время страна восходящего Солнца является основным поставщиком высокоточной техники, электроники и автомобилей на мирровый рынок. Продукция вышеуказанных отраслей экономики отличается чрезвычайно высоким качеством, очень быстрой сменой моделей и постоянным усовершенствованием. Это делает ее достаточно популярной и востребованной среди потребителей.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш