Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Проблемы повышения налоговой культуры в рф. Налоговая культура в российской федерации


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ СИБАЙСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНЕВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Налоги и налогообложения»
Экономический факультет

Контрольная работа по дисциплине «Формирование налоговой культуры».
Тема контрольной работы «Генезис понятия налоговой культуры »

Выполнила: студентка 2 курса
Экономического факультета
Специальности НиНо.
Ронжина Надежда
Проверил: Советник Государственной
Гражданской службы I класса Каплин В. Т.

Сибай 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ______________________ __________________________3
Два основных составляющих понятия налоговой культуры____ ____5
Характеристика налоговой культуры____________ _______________7
Налоговая культура в современном российском обществе_________9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В течение веков происходило эволюционное развитие и совершенствование системы налогообложения, отмечаясь множеством ярких эпизодов в истории, которые можно сопроводить небезынтересными, порой спорными рассуждениями о «налоговой морали», «налоговой культуре» и, даже, можно сказать, о «налоговой философии». Став объектом многопланового изучения, налог как бы выходит из естественной среды своего обитания, то есть из сферы перераспределения национального дохода, и становится чрезвычайно важным элементом внутренней структуры человеческого общества ее политических, экономических и социальных ипостасей.
Отсюда и наше представление о налогах, возвысившись над обыденной конкретикой их образования, получения и использования, превращается в неотъемлемую часть политического, экономического и социального мышления.
Со времени возникновения государства именно налоги становятся необходимым звеном экономических отношений в рамках самых различных способов производства. Более 100 лет назад К. Маркс писал: «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни, цивильный лист и табель о рангах-все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном общем семени - в налогах»
Налоги издревле привлекали обостренное внимание не только правителей всех стран и народов, но и ученых мужей, особенно когда последние пытались разобраться в сложных вопросах хозяйственной жизни общества. В дальнейшем теоретические проблемы налогообложения обернулись составной частью самостоятельной науки - политической экономии. налогообложение имеет богатую и насыщенную историю. Разнообразие видов налогов просто впечатляет. Что только не служило в прошлом объектами обложения налогами! Общественные туалеты и бороды, женская косметика и драгоценности, эркеры и балконы, окна и двери, скаковые лошади и экипажи. Порой специфические налоги следовало вносить не за вещи, а за определенные действия или отсутствие таковых. Известным феодальным налогом на свадьбу подданных какого-либо сюзерена являлось «право первой ночи». В эпоху мрачного средневековья существовал и довольно необычный «налог на убийство», который в качестве штрафной санкции должен был уплачивать ландфогт, если в границах его земельных угодий свершилось нераскрытое за шесть месяцев хотя бы одно убийство. История умалчивает о степени эффективности подобной формы борьбы за поддержание общественного порядка. Поэтому даже в условиях сложившейся у нас сегодня криминогенной обстановки рискованно вносить предложение о распространении подобного опыта налогообложения на местные органы власти.

Два основных составляющих понятия налоговой культуры

Важную роль в обеспечении налоговых поступлений играет уровень налоговой культуры населения, их осведомленностей относительно своих обязанностей и готовность добровольно уплачивать налоги. Нельзя рассматривать налоговую культуру только как культуру добросовестности налогоплательщика, так как, само государство создает условия для своевременного исчисления налогов, полноты уплаты, перечисления в бюджет, создание правовой, социальной, экономической базы для налоговых отношений. Соблюдение принципов построения налоговых отношений, когда у налогоплательщика нет морального права на уклонение от уплаты налогов.
Для определения понятия налоговой культуры нужно дать определение понятия культуры и налога в отдельности.
Культура – от латинского «Cultura» - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Это исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культуры употребляется для характеристики материального и духовного развития определенных исторических эпохах общественно экономических формаций конкретных общественных наций и т.п. в специфической сфере деятельности или жизни людей. Таким образом культура понимает целенаправленное воздействие человека не только на природу (возделывание земли), культура это воспитание самого человека на отношение налогов.
Налоги – древнейший финансовый институт, их появление связано с появлением государственности, а первоэлементами является возникновение кочевого и оседлого образа жизни и разделении труда в результате которого появилась частная собственность. Появилась необходимость в защите прав собственности одних членов общества от посягательства других, для этого возникали специальные государственные учреждения, которые не участвовали в производстве товаров потребления, которые нуждались в материальном содержании, вооружении, обучении. в законодательстве дается определение налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Итак, на основе вышесказанного дадим определение налоговой культуры. Налоговая культура является частью общенациональной культуры страны, связанная с деятельностью участников налоговых отношений (налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых органов), отражающих уровень знания и соблюдения налогового законодательства, правильностью исчисления, полноты и своевременностью уплаты, перечисления в бюджетную систему налогов и сборов, соблюдением государства принципов налогообложения, методов налогообложения, задач, управлением налоговой системы, где основой управления является законодательство о налогах и сборах.

Характеристика налоговой культуры

Формирование налоговой культуры как компонента экономической культуры личности является одной из приоритетных задач в структуре целей экономического воспитания. Налоговая культура представляет собой относительно целостную подсистему общей и экономической культуры личности, раскрывающую такой частный аспект бытия человека как его идентичность в налоговой сфере и включающую осознание себя субъектом налоговых отношений, активное участие в налоговой деятельности, убеждение в необходимости и выгодности уплаты налогов, активную жизненную позицию в условиях социально-экономической жизни, формирование положительного образа налогоплательщика и устойчивого желания платить налоги в будущей самостоятельной жизни.
В структуре налоговой культуры выделяются следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, мотивационно – деятелъностный. Налоговая культура в структуре экономической культуры личности и личности в целом выполняет следующие функции: познавательно-прогностическую, гуманистическую, регулятивно – нормативную, предметно – практическую, рефлексивно – творческую.
Важнейшим элементом налоговой культуры является налоговая дисциплина. Налоговая дисциплина - это систематическое обучение, развитие и контроль моральных и финансовых способностей и возможностей налогоплательщика рассчитываться с бюджетами с учетом синхронности взаимодействия налоговых инспекций по приему и оформлению налогов и налоговых обязательств.
Таким образом, в понятие налоговой культуры входит как деятельность налогоплательщиков, так и деятельность налоговых органов. При этом эту деятельность следует рассматривать во взаимосвязи: с одной стороны, культура деятельности налоговой инспекции оказывает принципиальное влияние на налогоплательщика, создавая дополнительные моменты давления; с другой стороны, налогоплательщики оказывают определенное давление на налоговые инспекции. Если это давление выходит за рамки общей культуры, то между налогоплательщиком и налоговым инспектором возникает конфликт. Безусловно, конфликтная ситуация в налоговой инспекции приводит к торможению уплаты налогов налогоплательщиками.
Повышение налоговой культуры и укрепление налоговой дисциплины связано не только с контингентом налогоплательщиков и законодательной базой. Оно в значительной мере зависит от того, кто работает в качестве налоговых инспекторов и как работает, а также от того, насколько в процесс сбора налогов вовлечен весь персонал налоговой власти. Под налоговой властью понимается деятельность по соблюдению налогового законодательства налоговыми инспекциями совместно с налоговой милицией. Именно тут, в человеческом факторе, заключены главные резервы процесса сбора налогов.
Необходимо также отметить и проблему воспитания налоговой культуры, законопослушание наших налогоплательщиков. Сегодня уровень налоговой культуры остается низким. Об этом свидетельствуют данные о росте правонарушений и преступлений, связанных с сокрытием доходов от налогообложения, в том числе, в крупных и особо крупных размерах.

Налоговая культура в современном российском обществе.

В современном российском обществе роль и значение налоговой культуры стремительно возрастают, так как современная Россия находится в сложных социально- экономических условиях, в которых большинство населения живет бедно, а многие организации и предприятия никак не могут адаптироваться в условиях рыночной экономики, борясь с высоким налогообложением. Граждане не понимают, ради чего их принуждают платить налоги, лишая значительной части заработанных средств. Поэтому те, кто уклоняется от уплаты налогов, вызывают восхищение и одобрение у других. Именно поэтому сегодня есть смысл задуматься над тем, что есть налоговая культура.
Налоговая культура представляет собой систему ценностей, норм, установленных правил и принципов в сфере налоговых отношений; некую модель, которая включает в себя правомерные действия, как налогоплательщиков, так и налоговых органов. В качестве налогоплательщиков выступают, как рядовые граждане, так и индивидуальные предприниматели, собственники малого, среднего и крупного бизнеса. У каждого налогоплательщика своя, отличная от других, налоговая культура. К тому же у налоговых органов существует свой свод ценностей, норм и правил.
Налоговая культура складывается из понимания гражданами всей важности для государства и общества уплаты налогов и знания своих прав и обязанностей по их уплате. Законопослушный налогоплательщик полностью осознает, что на его деньги государство содержит армию, флот, милицию, образование, здравоохранение и т. д.
В современном российском обществе налоговой культуры практически нет, либо она находится на стадии зарождения, так как существует целый ряд препятствующих ее развитию факторов:
Недоверие населения правительству; высокие налоги, подрывающие заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности; акцент только на личную, а не общественную прибыль абсолютного большинства налогоплательщиков; уклонение от уплаты налогов в России (недобросовестные плательщики используют всевозможные легальные и нелегальные способы уклонения от уплаты налогов и «минимизации» налоговых платежей); стремительное развитие теневой экономики.
Отсутствие основ налоговой грамотности среди населения.
Коррумпированность госструктур, в том числе налоговых органов.
Наличие личных связей у большинства крупных монополистов и т. д.
В настоящий момент Министерство по налогам и сборам проводит определенную работу с налогоплательщиками по поводу их налоговой культуры: существует официальный сайт в Интернете, на котором содержатся требования к налогоплательщикам, представлены образцы необходимых документов и прочая полезная информация; проводится значительная работа в СМИ, издаются учебники по налогообложению, корректируется Налоговый кодекс, проводятся тематические семинары и конференции.
Приоритетными направлениями повышения уровня налоговой культуры являются:
- упрощение налогового законодательства РФ, совершенствование механизма разрешения налоговых споров;
- существенное повышение эффективности взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками;
- повышение информирования, развитие налогового консультирования граждан, рекламно-информационные мероприятия, использование каналов СМИ, пропаганда налоговой культуры, дисциплины и ответственности;
- повышение качества исполнения налоговых процедур;
- повышение имиджа и престижа работы в налоговых органах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Состояние налоговой культуры в стране зависит от уровня развития системы налогообложения. В свою очередь, система налогообложения бывает эффективна при высоком уровне развития экономики и высоком уровне налоговой культуры в обществе. В отличие от эволюционного преобразования и развития налоговых систем развитых стран налоговая система, а значит, и налоговая культура развиваются в большей степени революционным путем. Формирование налоговой культуры - сложный феномен, имеющий экономический, социальный, информационный, правовой аспекты связи опосредствования. Налоговая культура должна выступать регулятором поведения не только каждого налогоплательщика, но и непосредственно налогового работника. Исходя из этого, на наш взгляд, налоговая культура - это совокупность субъективных и объективных факторов поведения налогоплательщика, форм взаимоотношения налогоплательщика с органами налоговой службы, способствующая гармоничному, эволюционному развитию налоговой системы страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Ивашиненко Н.Н., Иудин А.А. Налогоплательщики о работе налоговой службы. Н. Новгород, 1998. С. 5.
    Гончаренко Л. И. О новой дисциплине: современные тенденции в формировании налоговой культуры / Л. И. Гончаренко, Н. И.Осетрова // Налоги и налогообложение. – 2007. – № 11. – С. 55.
    . Леонова Е. Д. Налоговая культура как важный элемент совершенствования налоговой системы России / Е. Д. Леонова, Г. Я. Чухнина // Налоги и налогообложение. – 2008. – № 9.
    Бабоев, М. Налоговая политика на современном этапе/ М. Бабоев, В. Кашин // Вопросы экономики, 2002. ? №7.
    Звоновский, В. Б. Уклонение от уплаты налогов: отношение населения / В. Б. Звоновский, Н. В. Пышкова // Социс, 2003. ? № 4.
    Налоговый кодекс Российской Федерации. Н23 Москва: Проспект, КноРус, 2012. – 832 с.
    Интернет ресурсы.
и т.д.................

"Налоги и налогообложение", 2008, N 9

Масштабы уклонения от уплаты налогов в России создают угрозу для экономической безопасности государства. Поэтому в современных условиях наиболее актуальной задачей становится совершенствование налогообложения, построение социально ориентированной налоговой системы, формирование и развитие налоговой культуры населения.

В настоящее время в России в сфере налогообложения сложился негативный стереотип поведения, имеют место достаточно низкая налоговая культура общества, недоверие граждан и бизнеса к налоговой системе, стремление уклониться от уплаты налогов. Обо всем этом свидетельствуют как данные о росте правонарушений и преступлений, связанных с сокрытием доходов от налогообложения, в том числе в крупных и особо крупных размерах, так и результаты многочисленных социологических исследований.

Многие нарушения налогового законодательства носят особо опасный для российской экономики характер, так как связаны с "отмыванием" капиталов, добытых преступным путем, утечкой валютных средств за рубеж, сращиванием криминальных структур с рыночными <1>.

<1> Калинкин О.Г. Совершенствование налогового администрирования в интересах ускорения социально-экономического развития РФ: Автореф. дис. ...к. э. н. - М.: РАГС при Президенте РФ, 2007. С. 19.

По результатам социологического исследования, на вопрос "Нужны ли нам налоги?" всего 62% респондентов ответили утвердительно. При этом 55% опрошенных считают, что уклонение от налогов является благом, остальные 45% назвали это преступлением. Результаты анкетирования жителей по проблемам налогообложения дают право утверждать, что налоговая культура граждан находится на низком уровне.

В этой связи необходимо формировать и развивать налоговую культуру населения. По мнению авторов, налоговая культура - это часть общенациональной культуры страны, связанная с деятельностью участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах и государством, отражающая уровень знания и соблюдения налогового законодательства, правильность исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов, сборов и иных обязательных платежей, знание своих прав, исполнение своих обязанностей, складывающаяся из понимания всеми гражданами важности для государства и общества уплаты налогов.

Процесс формирования налоговой культуры сталкивается со многими проблемами, среди которых стоит отметить следующие:

  • несовершенство, нестабильность налогового законодательства РФ;
  • недостаточные информирование, консультирование граждан, рекламно-информационные мероприятия, использование каналов СМИ;
  • неудовлетворительное качество исполнения налоговых процедур;
  • недоверие населения к налоговым органам;
  • проблема взаимной социальной ответственности гражданина, бизнеса и государства;
  • непрестижность работы в налоговых органах, низкая социальная мотивация, большая текучесть кадров;
  • процесс глобализации как причина роста конкуренции фирм и вследствие этого - постоянный поиск хозяйственными субъектами способов минимизации налоговых платежей.

Говоря о проблемах, с которыми сталкивается процесс формирования и развития налоговой культуры, нельзя не отметить одну из самых актуальных. Налоговая система - важнейший инструмент в обеспечении экономического, социального и культурного развития страны. Однако существующая налоговая система нарушает основные принципы налогообложения. Она нестабильна, сопряжена с высокими трансакционными издержками для государства и для налогоплательщиков. Основной акцент в налоговом администрировании возложен на фискальную функцию. Постоянные изменения налогового законодательства связаны с принятием подзаконных актов, часто содержащих ложное толкование закона или толкование с пристрастием, избирательное применение неопределенных правовых понятий <2>. Все это оказывает отрицательное влияние на рост доверия граждан к налоговой системе, на развитие налоговой культуры. Несмотря на предпринимаемые Правительством РФ меры в области реформирования налогового института (упрощение налогообложения и ужесточение налогового администрирования), ситуация с налоговой дисциплиной и налоговой культурой в стране все еще далека от идеальной.

<2> Калинкин О.Г. Указ. работа. С. 18.

В условиях России нужна детально проработанная долгосрочная федеральная программа по воспитанию законопослушного налогоплательщика. С обоснованием необходимой разработки и принятия такой программы в конце 1995 г. выступили налоговые и правоохранительные органы. В Правительстве РФ такую инициативу одобрили, и планировалось создание координационного совета по разработке федеральной программы по формированию высокой налоговой культуры у граждан <3>, но до реализации дело так и не дошло.

<3> Таможенные преступления // http://www.ur-library.info/articles/23.html.

Рекламно-информационные мероприятия (например, реклама под лозунгами "Заплати налоги и спи спокойно", "Требуйте "белую" зарплату!"), а также стимулирующие кампании ("налоговые амнистии"), несмотря на то что они широко проводились в нашей стране, оказались малоэффективны по причине недоверия населения к органам государственной власти. Эти акции успешны лишь в том случае, если государство способно обеспечить неизменность налоговой системы, жесткость контроля над уплатой налогов, а также, что немаловажно, собственное социально ответственное поведение (включая соблюдение закона государственными чиновниками).

Россияне еще не до конца принимают фундаментальные и общепринятые в рыночном обществе политические ценности, одной из которых является парадигма "налоги - основа благосостояния государства и общества". Люди не понимают, ради чего их принуждают платить налоги, лишая значительной части заработанных средств. Граждане считают нынешнюю систему налогообложения социально несправедливой. В РФ неуплата налогов практически не влияет на имидж, деловую репутацию. Многие считают нынешнюю налоговую систему неэффективной, неконкурентоспособной и не ожидают улучшения налоговых условий для развития предпринимательства в ближайшей перспективе. В целом существует негативное отношение к переменам в налоговой системе, где, по мнению большинства ученых, в недостаточной мере учитываются мнения и интересы различных групп предпринимателей, в результате чего не ощущается снижение налогового бремени на экономику и налогоплательщики не верят в успехи реализации программы "Основные направления налоговой политики на 2008 - 2010 гг.".

По результатам социологического опроса налогоплательщиков, представленного на официальном сайте III Всероссийского налогового форума, а также Совета по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики при Торгово-промышленной палате РФ, ни один респондент не ответили положительно на вопрос "Отвечает ли нынешняя налоговая система в целом потребностям стимулирования развития отечественного предпринимательства?". 73% опрошенных ответили на данный вопрос отрицательно, 22% признали, что не во всем, а остальные 5% затруднились ответить.

Многие предприятия не показывают в отчетах реальную заработную плату, вследствие чего в будущем люди остаются без пенсии. Молодежь, общаясь со своими родителями, которые сталкиваются с налогами на практике, делает вывод о том, что налоги - это зло. Все это говорит о недоверии населения к налоговым органам.

Остро встает и проблема коррупционности аппарата органов управления. А это, в свою очередь, значительно дискредитирует налоговые органы в глазах населения.

Сложно говорить о взаимной социальной ответственности государства, бизнеса и граждан, если основной субъект социальной политики - государство - не исполняет в должной мере взятые на себя обязательства. Так, по индексу качества государственного управления, ежегодно публикуемому исследовательским отделом Всемирного банка, на 2006 г. РФ из 209 стран находилась в последней трети рейтинга. По показателям эффективности работы системы государственного управления Россия находится на уровне развивающихся стран Восточной Европы, Африки и Латинской Америки <4>.

<4> Лукьяненков М.В. Налоговая дисциплина как элемент социально ответственного поведения государства, бизнеса и граждан // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2007. N 3. С. 32 - 33.

Социальная мотивация в налоговых органах является одним из факторов роста эффективности деятельности как самих инспекций, так и налоговой системы в целом. В налоговых инспекциях сложилась социально-трудовая сфера и социально-психологический климат со следующими основными качественными характеристиками:

  1. в своей профессиональной деятельности налоговые инспекторы ассоциируют себя преимущественно с финансистами (33%), юристами (30%) и специалистами по работе с вычислительной техникой (программисты, администраторы, технические специалисты - 24%);
  2. в инспекциях определились два должностных слоя с идентичными половозрастными характеристиками: начальники отдела и их заместители, главные государственные налоговые инспектора (средний возраст - 41 год, стаж работы - 7,5 лет; старшие государственные налоговые инспектора и государственные налоговые инспектора (средний возраст составляет 37 - 38 лет, стаж работы - 6 лет);
  3. в налоговых инспекциях можно выделить два направления работы: информационная работа с налогоплательщиками и информационно-аналитическая работа;
  4. около 55% опрошенных ответили, что им нравится их работа. Только пятая часть опрошенных испытывает чувство гордости от того, что они работают в налоговых органах (19%), почти четверть респондентов (23%) высказалась, что они не испытывают чувства гордости от работы в налоговых органах;
  5. налоговые работники имеют сравнительно низкий уровень жизни. Среднемесячный денежный доход на одного члена семьи работников налоговых органов находится на уровне прожиточного минимума на душу населения (в Ростовской области около 3000 руб.). Среднемесячный доход на одного члена семьи мужчин ниже, чем на одного члена семьи у женщин <5>.
<5> См.: Петренко М.Ю. Социальное управление в налоговых органах субъекта РФ: Автореф. дис. ...к. с. н. - М.: Современная гуманитарная академия, 2006.

Результаты проводимого опроса показали, что в целом существует проблема низкой социальной мотивации, большая текучесть кадров.

Последняя проблема - процесс глобализации, снижение или устранение протекционистских барьеров, которые ведут к росту конкуренции. На рынке остаются те, у кого минимальные издержки. Следовательно, чтобы выжить, компания должна минимизировать налоги. Компании под давлением конкуренции неизбежно будут становиться налоговыми резидентами стран с самыми низкими налогами. Экономя, данные организации перекладывают налоговое бремя на менее мобильных налогоплательщиков. В этом случае не помогут ни призывы к социальной ответственности, ни рассуждения о том, что "уплаченные налоги пойдут на образование, здравоохранение", ни социальная реклама. Если предприятие будет платить налоги, в мире глобальной конкуренции оно потеряет рыночную нишу быстрее, чем сумма уплаченных им налогов поступит на счета казначейства.

То, что будущее за компаниями, минимизирующими налоги, подтверждают и эмпирические факты. Темпы прироста инвестиций в офшорных зонах намного превышают соответствующие темпы для остального мира. В офшорах зарегистрировано подавляющее большинство крупнейших банков мира. Разумеется, налогоизбежание отнюдь не заканчивается использованием офшоров. Его вариантов (как относительно легальных, так и не очень) существует великое множество, в их числе:

  • интернет-торговля;
  • электронные деньги;
  • межстрановые трансакции внутри фирмы и трансфертное ценообразование, особенно касающиеся оценки стоимости интеллектуальной собственности, затрат на НИОКР и займов;
  • сложность или даже просто нежелание взимать налоги с частного финансового капитала, поскольку высокая ставка такого налога в отдельной стране приводит к выводу этого дохода в страны с более благоприятным налоговым режимом;
  • производные финансовые инструменты;
  • возросшая международная активность людей;
  • практика покупки предметов роскоши или товаров, облагаемых внутри своей страны высокими акцизами, за границей, где цены на них ниже.

Интернет-торговля усложняет работу налоговых органов, поскольку электронные трансакции легче скрыть или фальсифицировать, и с развитием торговли цифровыми благами (музыкальными записями, образовательными услугами и т.д.) зачастую бывает сложно установить факт такой торговли по физическому наличию магазина или фискальную принадлежность налогоплательщика к конкретной стране. Возросшая международная активность людей является вариантом ухода от налогов, так как доходы, полученные от работы за границей, и счета в зарубежных банках, как правило, достаточно легко скрыть от внимания налоговых органов внутри страны.

Государство, усиливая налоговое давление, все чаще сталкивается с кризисом собираемости налогов. А он, в свою очередь, создает порочный круг, когда уход более мобильных компаний от налогообложения вынуждает государство усиливать налоговое давление на менее мобильных налоговых резидентов, что заставляет их искать пути минимизации налоговых платежей, что еще более усиливает давление на налоговую базу <6>.

<6> Радченко В. Глобализация и налоги в XXI веке // http://www.cato.ru/pages/69?idcat=393&parent_id=392.

Процесс формирования и развития налоговой культуры - это постоянная деятельность государства и граждан, которая имеет воздействие на эффективность налоговой политики.

Совершенствование налоговой политики для получения желаемого эффекта должно затронуть все элементы существующей налоговой системы: законодательство; административное, технологическое, информационное обеспечение; в целом налоговую культуру. Оно должно органично вписаться в мероприятия проводимых в стране институциональных реформ: административной, бюджетной, муниципальной, реформы государственной службы <7>. Выстраивание отношений цивилизованного характера между государством и налогоплательщиками - сложнейшая задача, решение которой возможно в нескольких направлениях.

<7> Калинкин О.Г. Совершенствование налогового администрирования в интересах ускорения социально-экономического развития РФ: Автореф. дис. ...к. э. н. - М.: РАГС при Президенте РФ, 2007. С. 22.

Во-первых, требуется создание необходимой инфраструктуры (создание качественного законодательства, соответствующего целям и задачам организации деятельности налоговых органов).

Во-вторых, необходимо обязательное изучение фундаментальных знаний о налогах, полученных ("добытых") на протяжении веков финансовой наукой, и просвещение населения.

В-третьих, совершенствование демократических институтов, способных восстановить разорванную связь между уплатой налогов и получением выгод от потребления общественных благ, поможет поменять саму модель рационального выбора налогоплательщика, его оппортунистический (удобный, выгодный) тип поведения <8>.

<8> Гончаренко Л.И., Осетрова Н.И. О новой дисциплине: современные тенденции в формировании налоговой культуры // Налоги и налогообложение. 2007. N 11. С. 55.

Приоритетными направлениями повышения уровня налоговой культуры являются:

  • упрощение налогового законодательства РФ, совершенствование механизма разрешения налоговых споров;
  • существенное повышение эффективности взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками;
  • повышение информирования, развитие налогового консультирования граждан, рекламно-информационные мероприятия, использование каналов СМИ, пропаганда налоговой культуры, дисциплины и ответственности;
  • повышение качества исполнения налоговых процедур;
  • повышение имиджа и престижа работы в налоговых органах.

В рамках упрощения налогового законодательства РФ, совершенствования механизма разрешения налоговых споров необходимо усилить стимулирующую и перераспределительную функции налоговой системы, снизить трансакционные издержки налогового администрирования, создать комфортные условия обслуживания налогоплательщиков.

Некоторые авторы для усиления открытости, прозрачности судебной системы, лучшего анализа и обобщения судебной практики, выработки рекомендаций по применению налогового законодательства в спорных ситуациях предлагают создать при Верховном и Высшем Арбитражном Судах РФ экспертно-консультативный совет по налогам, а для упрощения и ускорения процедур обжалования решений и действий налоговых органов - создать специализированные коллегии по налоговым спорам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах <9>. Сторонники данной идеи считают, что это будет способствовать совершенствованию механизма разрешения налоговых споров.

<9> Калинкин О.Г. Совершенствование налогового администрирования в интересах ускорения социально-экономического развития РФ: Автореф. дис. ...к. э. н. - М.: РАГС при Президенте РФ, 2007. С. 20 - 21.

Решение второй задачи возможно в рамках комплексного подхода. Необходимо создание условий для повышения уровня исполнения налогоплательщиками налоговых обязательств, повышение налоговой информированности субъектов предпринимательской деятельности и граждан, расширение спектра услуг, оказываемых налоговыми органами налогоплательщикам, в том числе внедрение во всех субъектах РФ технологии организации доступа налогоплательщика к персональным данным информационных ресурсов налоговых органов и технологии бесконтактной сверки по расчетам с бюджетом.

Для решения третьей задачи необходимо:

  • совершенствовать разъяснительную работу с гражданами;
  • пропагандировать налоговую культуру (в том числе через СМИ, образование);
  • составить толковый словарь основных налоговых терминов, чтобы повысить уровень налоговой грамотности;
  • вернуть в налоговые органы отделы информации и общественных связей или создать вневедомственный налоговый консалтинг.

Для повышения качества исполнения налоговых процедур необходимы:

  • разработка и внедрение стандартов обслуживания налогоплательщиков и административных регламентов в налоговых органах;
  • введение механизмов противодействия коррупции;
  • модернизация системы информационного обеспечения, повышение эффективности взаимодействия с налогоплательщиками;
  • рост профессионализма и усиление мотивации работников налоговых служб, улучшение научно-методического обеспечения их труда;
  • повышение в ходе бюджетной реформы эффективности и прозрачности расходования средств налогоплательщиков, улучшение качества социального обеспечения.

Для решения пятой задачи "повышение имиджа и престижа работы в налоговых органах" необходимы:

  • более действенная борьба с коррупцией в налоговых органах;
  • повышение финансовой и правовой защищенности сотрудников налоговой службы, усиление системы мотивации;
  • повышение квалификации работников налоговых органов;
  • создание среди широких слоев населения максимально благоприятного имиджа налоговых органов;
  • разработка и внедрение кодекса этики налоговых органов.

Основной целью разработки кодекса поведения и этики налогового инспектора является изменение приоритетов в работе налоговых органов всех уровней с целью улучшения обслуживания налогоплательщиков. Его основная задача - обеспечение соблюдения работниками налоговых органов профессиональной этики, справедливого и беспристрастного отношения к налогоплательщику, предотвращение конфликта интересов налогоплательщика и служащего Федеральной налоговой службы <10>.

<10> См.: Чухнина Г.Я., Митрофанова И.А., Леонова Е.Д. Кодекс этики налогового инспектора (проект) // Налоги и налогообложение. 2007. N 8. С. 43 - 49.

Следует отметить, что вышеозначенные мероприятия, конечно, будут малоэффективны без принятия соответствующих законодательных мер по повышению налоговой культуры.

Для достижения финансовой стабильности государства и обеспечения экономической безопасности страны совершенствование налогового администрирования необходимо проводить во взаимосвязи с формированием налоговой культуры общества. Главным показателем нового уровня сотрудничества государства и налогоплательщиков должны стать профессионализм и взаимная ответственность, высокая налоговая культура и налоговая дисциплина.

Е.Д.Леонова

Аспирант

кафедры экономической теории

и экономической политики

университета

Г.Я.Чухнина

кафедры теории финансов,

кредита и налогообложения

Волгоградского государственного

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Налоговая культура в Российской Федерации

налоговый культура государство сбор

Чаплыгиной К.

Создание налоговой системы государства определено его политической, социально-экономической и финансовой системой. В свою очередь специфические особенности создания налоговой системы, проводившаяся государственная налоговая политика и налоговые правоотношения, осуществляемые в рамках налоговой системы, отражают уровень налоговой культуры в государстве.

Впервые «налоговая культура» как определенное понятие появляется в двадцатом веке. С выходом работ Й. Шумпетера, который писал об экономических, финансовых, исторических и других аспектах развития теорий налогообложения, было впервые упомянуто понятие «налоговая культура», как новое междисциплинарное направление. Данное направление было акцентировано на социальные процессы, которые происходят в обществе, их влияние на всю систему налогообложения в государстве.

Следовательно, данное открытие, названное «налоговой культурой» имеет довольно широкий размах и затрагивает множество областей финансовой науки, социологии, психологии, налогового права.

Так, в современной экономике существует достаточно точек зрения к определению этого понятия и попыткам наиболее точно объяснить, что же за собой несут два настолько разных слова, которые объединяются в нечто, под названием «налоговая культура». Но чаще всего выделяют два подхода исследователей.

Если рассматривать по первому подходу, то непроизвольно можно сделать некоторые заключения по поводу данного подхода. Во-первых, здесь налоговая культура рассматривается в наиболее узком смысле, а во-вторых, определяется, как особенное налоговое поведение, характеризующееся своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов. А также гражданской и правовой обязанностью.

Так П.Ю. Раминская утверждает, что «Налоговая культура - это такая позиция населения, которая в совокупности охватывает отношение к уплате налогов и в целом к налоговой системе страны. Эта культура выступает в качестве политической культуры и, исходя из понимания населения, складывается в единое понятие, которое охватывает необходимость уплаты налогов для общества и государства и, конечно же, знание своих прав и обязанностей, как налогоплательщика. Естественно, такая культура, как и многие другие, зависит от менталитета каждого человека, его воспитания, правосознания, отношения к власти и, разумеется, от нравственности всего общества».

Если понятие налоговой культуры рассматривать шире, то некоторые исследователи включают в ее понимание не только действия самих налогоплательщиков, но и налоговых органов.

Так, например, И.И. Курков утверждает, что «налоговая культура является системой ценностей, установленных принципов, норм и правил в налоговой сфере. Это как некая модель, включающая правомерность действий не только граждан, обязанных платить налог, но и контролирующих органов, обязанных его взимать».

Подобной же точки зрения придерживается и А.М. Выходец, который утверждает, что «под налоговой культурой нужно понимать полноту и своевременность уплаты налогов в государственные фонды, в установленные сроки, которые обозначены в законодательных и нормативных актах.

Наиболее важным элементом авторы выделяют налоговую дисциплину, которая, своего рода, отвечает за обучение, развитие и контроль способностей налогоплательщика, его финансовых и моральных возможностей уплачивать обязательные платежи и сборы, с учетом взаимодействия налоговых органов, отвечающих за прием и оформление обязательств по налогам.

Следовательно, налоговая культура характеризуется не только определением об обязанностях граждан, которые обременены уплачивать налог, но и деятельностью налоговых органов государства».

Второй подход к определению понятия «налоговая культура» является наиболее широким, по сравнению с первым. Данного подхода придерживаются многие западные и некоторые отечественные исследователи. Так, например, Б. Нерре раскрывает это понятие, как «особенную, в зависимости от страны, совокупность всех формальных и неформальных институтов, связанных с национальной системой и ее реализацией. Так исторически сложилось, что вышеуказанные институты являлись встроенными в культуру страны и, в зависимости от их взаимодействия, включали зависимости и связи».

В свою очередь, Т.Н. Богославец дает более персоналистическое раскрытие понятия налоговой культуры как «подсистемы экономической и общей культуры человека, объединяющей в себе такие категории, как: культура мышления, культура общения, культура поведения и культура деятельности, а также, раскрывающей в себе особый подход к пребыванию человека в налоговой сфере».

Следуя последнему подходу, нужно отметить, что налоговую культуру, как определенное качество личности невозможно сформировать, так как процесс проявления такой культуры у граждан является, своего рода, отражением культуры, выработанной в определенных социально-экономических условиях. Так, в узком смысле «культура - это совокупность сформированных общественных и духовных достижений людей». Если рассматривать в более широком смысле, то - это «своеобразный способ развития жизнедеятельности человека, олицетворенный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе». Культура отражает общественно-экономическое развитие государства и национальные особенности его граждан.

Следовательно, можно интерпретировать понятие налоговая культура, как: налоговая культура - социально-экономическая позиция гражданина в рамках общественно-экономического развития общества, которая формируется на основе морально-нравственных качеств личности и, которая проявляется в социальной и финансово-правовой оценке правоотношений в сфере налогов в государстве, а также в соответствующем поведении гражданина, являющегося субъектом таких отношений и, в том числе, основанная на оценке собственного положения и ценности в обществе.

Для того, чтобы в полной мере оценить состояние налоговой культуры в современном обществе, нужно охарактеризовать некоторые отдельные указанные аспекты, которые влияют на ее формирование. Дабы не углубляться в далекую историю нашего государства, необходимо отметить, какой социально-экономический уровень сложился в результате становления и преобразований в современном государстве. Как мы знаем, в 90-х годах 20 века в России был экономический, социальный и политический кризис. На фоне развала СССР наблюдалось падение производства, бедность населения, сформировался новый классовый состав общества, а так же произошло резкое имущественное расслоение общества. Перераспределение национального богатства государства в пользу ограниченного круга людей, доминирование западного продвижения материальных ценностей, высокое налоговое бремя поместило достаточно большое количество населения в условия физического выживания.

То время было очень тяжелым для населения. Число разных видов налогов достигало до трехсот. В результате, местные органы власти имели достаточно широкий круг полномочий, они вводили на местах собственные налоги. И одновременно действовали довольно высокие налоговые ставки таких налогов, как НДС (около 28%), налог на прибыль (43%), а ставка подоходного налога просто ввергала всех в ужас, так как достигала 60%. Все это способствовало банкротству многих предприятий и, следовательно, хроническим недоимкам средств в бюджет. О налоговой культуре в то время не шло и речи. Так как постоянно меняющееся налоговое законодательство, недоверие граждан к органам власти негативно сказывались на формировании правового самосознания и, естественно, гражданской ответственности.

С наступлением 2000 года экономика начала потихоньку подниматься с колен. Многие сферы, в том числе и налоговая, подвергались реформам и совершенствованию, что в результате помогло существенно сократить количество налогов, наладить их администрирование, внедрить специальные режимы и снизить налоговое бремя налогоплательщиков.

Но все эти реформы так и не смогли стабилизировать налоговое законодательство, поэтому даже сейчас оно продолжает меняться, что в целом, не особо благоприятно сказывается на восприятии и серьезном отношении граждан к данному направлению экономики.

Так, по некоторым данным международных организаций, которые в свою очередь способны дать независимую оценку, налоговое бремя на бизнес в Российской Федерации составляет около 54% без учета пошлин, налога на добычу полезных ископаемых и некоторых видов акцизов, а с их учетом достигает до 60-70%. И на данные цифры нельзя закрывать глаза или не обращать внимания, потому что эта оценка заслуживает доверия, так как Министерство финансов Российской Федерации, когда определяет официальный уровень налогового бремени в стране не учитывает социальные взносы во внебюджетные фонды (а это в свою очередь, является значительной налоговой нагрузкой на заработную плату) и таможенный платежи. Помимо этого, существенное социально-экономическое разделение населения, сохраняющаяся поляризация: отсутствие сформированного среднего класса и преобладание либо практически нищих, либо богатых создает существенное социальное напряжение, всеобщую неудовлетворенность и, естественно, снижение трудовой активности.

По официальным данным статистики, номинальные доходы населения в России по состоянию на сентябрь 2015 года распределены следующим образом: до 10000 руб. получает 33,5% - данная часть населения находится за чертой бедности; от 10000 руб. до 25000 руб. зарабатывают 43,8% - данная часть граждан не обеспечивает высокий уровень потребительского спроса и не ощущает удовлетворенности своим материальным положением; от 25000 руб. до 35000 руб. - 10,6% населения получают средний уровень доходов в государстве и свыше 35000 руб. - 12,1% - данную категорию людей можно отнести к материально обеспеченному классу населения.

В результате, такой социально-экономический уровень жизни населения считается очень низким, по сравнению с наиболее выраженной разницей благосостояния людей, стоявших у власти и владельцев монополий, а также коррупция, отсутствие общей национальной идеологии не образовывают даже в настоящее время гражданско-правовую ответственность в налоговой сфере и все это является хорошей базой для проявления высокой налоговой культуры.

Финансово-правовую строну проявления налоговой культуры можно квалифицировать как индивидуальную оценку гражданина социальной справедливости принятых финансово-правовых норм и их реализации в работе налоговой системы государства.

Базирование налоговой системы начинается с введения основных начал или принципов, являющихся основополагающими правовыми положениями, определяющими государственную налоговую политику. Проанализируем основные принципы налоговой системы РФ с позиции их социальной справедливости и финансово-правовой реализации.

Так в ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации в числе первых стоит такой принцип: «каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога». В вышенаписанном принципе следует обратить особое внимание на фразу «фактическая способность налогоплательщика к уплате налога» и оценить, насколько в правовой практике это реализуется. Так, официальные статистические данные о доходах граждан, говорят о довольно высоком проценте населения, получающих доходы ниже прожиточного минимума, например, в Республике Крым прожиточный минимум трудоспособного населения установлен в размере 8901 руб. в 2015 году. А взимание НДФЛ с доходов менее или равных прожиточному минимуму уже противоречит установленному принципу построения налоговой системы и тем более, принципу социальной справедливости. Тогда возникает вопрос: как же человек может заплатить налог, если на средства, которые у него останутся после исполнения обязанности по уплате и следовании такого избитого, но любимого лозунга государства «Уплати налог и спи спокойно!» он не сможет жить полноценно?

Во втором же принципе базирования налоговой системы РФ говорится о том, что «налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала».

Этот принцип несет за собой справедливый и равный подход к взиманию налогов и сборов с населения, но, как и в прежнем случае, в налоговой практике также достаточно примеров, нарушающих данный принцип. Так, например, налогообложение дивидендов, которые получают иностранные организации по акциям российских компаний, облагается по повышенной ставке - 15%. Или же налоговые режимы СЭЗ или, так называемых, свободных экономических зон, действующих на территории Российской Федерации, несут за собой разительные различия или же, как кому удобнее, дискриминационный характер для налогоплательщиков, не являющихся их участниками. И это обусловлено тем, что налоговая политика таких территорий, которая несет множество льгот, направлена на поддержку бизнеса, имеющего финансовые ресурсы и инвестиционный потенциал, а не на тех налогоплательщиков, которым государственная поддержка была бы необходима в большей степени.

В принципе под номером три говорится о том, что «налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными». Но и здесь имеет место грубое нарушение и противоречие данному принципу. Так как, при принятии поправок к Налоговому кодексу государство не утруждает себя объяснить или привести экономическое основание и, в результате, налогоплательщики просто напросто не осведомлены, по каким причинам и для чего меняются нормы налогового законодательства, а также каким образом учитываются их экономические интересы.

Нескрываемая противоречивость и не полная реализация этого принципа в финансово-правовой сфере отрицательно влияют на проявление гражданско-правовой ответственности и как следствие налоговой культуры.

На формирование налоговой культуры в обществе в большей степени влияет социально-психологический аспект, который предполагает рассмотрение неотъемлемых социально-психологических особенностей.

Следует обратить внимание на те черты каждого индивида, которые имеют особенное значение для развития налоговой культуры. К ним относятся ответственность, причастность, инициативность и сопереживание. Все эти качества присущи каждому человеку и их у него не отнять. Также появление такого феномена, как налоговая культура базируется, в первую очередь, на выработанном чувстве ответственности, как гражданской, так и правовой. Равным образом, ответственность является таким свойством характера, которое объединяет в себе несколько аспектов личности. Таких как, волевой, нравственный и эмоциональный.

Эти аспекты, как известно, развиваются и формируются в человеке с самого рождения и с возрастом имеют свойство оттачиваться и закрепляться, в зависимости от разных социальных условий.

Также существует понятие истинной ответственности, но такая ответственность, это уже нечто такое, что зависит уже от самого человека, от его поведения и поступков. Он может проявлять такую ответственность, а может и нет. Данное качество характеризуется потребностью человека выполнить свой долг перед обществом, собой или другими людьми и всегда несет за собой эмоциональную удовлетворенность. Оно формируется в сознании индивида, когда он на подсознательном уровне перенимает некоторые социальные нормы и ценности, создавая из этого внутренние убеждения и установки, которые, впоследствии, влияют на его поведенческую активность.

Следовательно, бесполезно твердить или убеждать человека в том, что бы он относился к той или иной ситуации так, как это кто-то считает нужным. Бесполезно убеждать его в важности ответственного поведения, потому что, как показывает практика, в силу своего характера и личных качеств, человек не станет делать что-то, пока не будет в этом заинтересован, пока объект, который предполагает ответственное отношение не станет для него столь важным, что он будет чувствовать его как неотъемлемую часть самого себя.

Становление личности и приобретение социально-психологических особенностей происходит в каждое время по-разному. Так, если рассматривать поколение, родившееся в 50-60-х годах, которое сейчас состоит у власти и является родителями большинства трудоспособного населения, то можно отметить у них четко выраженные качества причастности, солидарности, чувство единения и, конечно же, ответственности. Но та ли это ответственность? Ведь их становление происходило в условиях социалистической идеологии и господствующей административно-командной системы. И все эти вышеперечисленные качества воспитывались в них под напором и тотальным контролем. В результате, они приобрели чувство ответственности, которое в большей степени было направлено на внешнюю оценку, ведь яркое выражение индивидуальности или любых взглядов, отличных от системы, нещадно подавлялось и, в результате, подавлялась и инициативность.

Поэтому, когда произошло свержение коммунистических и социалистических идеалов, распад государства и разрушение общих целей, все это особенно сказалось на психологии большинства населения, породив внутренний психологический кризис. И в результате, практически полное отсутствие инициативности и привычка ориентироваться на мнение большинства многим не дали возможности проявить самостоятельность, абстрагироваться от всего и попытаться найти путь личностного развития и полноценно выйти из этого кризиса.

Результат оказался таков, что подобные социальные условия, в которых росло уже современное поколение, подобная кризисная ситуация и среда, в которой воспитывались дети также не смогли в полной мере развить у них гражданско-правовую и социальную ответственность в обществе. Именно поэтому следует помнить, что в настоящее время наиболее важно развивать эти качества у подрастающего поколения. И для этого необходимо вводить соответствующие мероприятия в сфере образования, которые будут направлены на повышение и формирование как налоговой, так и культуры в целом, для родителей и педагогов.

Чтобы запустить данный механизм воспитания нравственности и чувства ответственности в подрастающем поколении необходимо принимать меры уже сейчас. Прежде всего, следует не забывать, что заниматься ребенком нужно с малых лет, а именно проявлять уважение к его личности с момента рождения, которое проявляется во внимательном отношении и принятии эмоций ребенка, естественно, при необходимости, не забывать перенаправлять и корректировать их проявления. Также позволять ребенку делать выбор самому, поощрять инициативность, заострять внимание ребенка на том, что нужно анализировать свои поступки и действия без осуждений, критики и давления. Ну и, конечно же, очень важную роль в становлении личности ребенка играет пример родителей, которые также должны научиться принимать на себя ответственность за свои действия, а не объяснять их внешними факторами воздействия.

И тогда, находясь в подобной благоприятной социальной среде, как в школе, так и в семье, ребенок на подсознательном уровне начинает формировать в себе все нужные качества, чтобы полноценно жить в обществе.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что для того, чтобы сформировать высокую налоговую культуру в стране, в первую очередь нужно разработать стратегию по усовершенствованию среды проживания и развития нового поколения. Ввести мероприятия по повышению гражданско-правовой ответственности, создать новый комплексный подход в становлении и развитии таких качеств, как нравственность, воля и ответственность в каждом подрастающем налогоплательщике.

Также не забывать следовать принципам налогового законодательства и только тогда налоговая культура будет развиваться в должной мере. И только тогда граждане смогут относиться к налоговым органам, а также ко всему государству в целом, с доверием и желанием выполнить свой правовой долг. Без принуждения, карательных мер и давления. Налоговую культуру нужно развивать, ведь если налогоплательщик будет с малых лет осведомлен о том, что такое налоги, для чего они и, что это действительно не является способом ограбить население, а наоборот, сделать все для их блага за счет полученных средств, то в результате, можно быть уверенным в том, что государство заметит разительную разницу в поведении и проявлении инициативности населения, причем, в пользу самого государства.

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/

2. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gks.ru

3. Богославец Т.Н. Налоговая культура в условиях социальных трансформаций / Т.Н. Богословец // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2013. - №1. - с. 53-58.

4. Выходец А.М., Кизилова Э.А.Культура и этика налоговых инспекторов с налогоплательщиками / Выходец А.М. // Издательство «Дебет-Кредит». - Киев. - 2014.

5. Савина О.Н., Раминская П.Ю. Проблемы формирования налоговой культуры в современном российском обществе / О.Н.Савина // Экономика в школе.- 2014 - №1 - с.96 - 108.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Налоги и налоговая система Российской Федерации. Функции налогов и сборов. Принципы построения налоговой системы. Роль налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней. Основные направления совершенствования налоговой системы и налоговой политики.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2014

    Налоговая система Российской Федерации как совокупность налогов и сборов, установленных государством. Понятие налога и сбора в налоговой системе. Уровни законодательной базы. Тенденции развития этой сферы. Стратегия развития налоговой системы до 2020 г.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2015

    Социально-экономическое содержание налоговой системы. Природа, сущность и функции налогов, становление и развитие налоговой системы. Система налогов Российской Федерации, особенности прямых и косвенных налогов, противоречия действующей налоговой системы.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2009

    Понятие и основные элементы налоговой системы России. Правовая основа налоговой системы. Структура российской налоговой системы. Обеспечение устойчивого сбора налогов. Дисциплина налогоплательщиков. Проблемы и перспективы развития.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2006

    Функционирование налоговой системы и перспективы развития налоговой политики России на современном этапе. Классификация и функции налогов. Налоговая культура как элемент совершенствования налоговой системы России. Результаты налоговой реформы в России.

    курсовая работа , добавлен 02.02.2011

    Функции налоговой системы Российской Федерации. Применение налогов как экономический метод управления. Принципы построения налоговой системы, проект ее совершенствования. Проблемы налоговой системы России. Прогноз ставок акцизов на период с 2013-2015 гг.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2014

    Понятие налоговой системы. Принципы построения налоговой системы и ее элементов. Роль налоговой системы в экономике РФ. Снижение тяжести налогового пресса. Проблемы налоговой системы РФ. Тенденции развития норм о налоговой системе.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2007

    Цели и направления реформирования налоговой системы. Совершенствование видов налогов и сборов, специальных налоговых режимов, формирующих систему налогов и сборов. Обеспечении приоритетности формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

    реферат , добавлен 05.02.2013

    Сущность, принципы и функции налогов. Налоговая система Российской Федерации как неотъемлемая часть мировой налоговой системы. Процесс формирования и развития налоговой системы рыночного типа. Анализ проведения налоговой реформы в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2009

    Понятие и структура налоговой системы Российской Федерации. Механизм управления налоговой системой, структура и динамика налоговых поступлений. Антикризисные мероприятия по собираемости налогов в бюджеты. Проблемы и пути реформирования налоговой системы.

Алиева Э.Б.

Доцент, кандидат экономических наук, кафедры административного и финансового права юридического факультета ДГУ, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ В РФ

Аннотация

В статье раскрываются основные проблемы формирования налоговой культуры в России. Рассмотрены проблемы несовершенства норм налогового законодательства, в частности, неэффективность реализации информационной функции и механизма просветительской работы в налоговой сфере. Проанализирован коммуникационный процесс взаимосвязи между государством и налогоплательщиками, предложено создание современной модели гражданского общества и определены приоритетные направления повышения уровня налоговой культуры в нем.

Ключевые слова: налоговая культура, налоговая грамотность, информирование граждан, уплата налогов, налоговые органы, налоговое законодательство.

Aliyeva E.B.

Associate Professor, PhD in Economics, Department of Administrative and Financial Law Faculty of Law of the Dagestan State University Dagestan State University, Makhachkala

PROBLEMS OF INCREASE OF TAX CULTURE IN RUSSIA

Abstract

In the article the main problems of formation of tax culture in Russia. Considers the problems of imperfection of tax legislation, in particular the ineffectiveness of the implementation of the information function and mechanism education in the tax field. Analyzed the communication process the relationship between the state and the taxpayers, proposed the creation of a modern model of civil society and identified priority directions of increase of level of tax culture in it.

Keywords: tax culture, tax literacy, informing citizens, tax payment, tax authorities, tax legislation.

Законодательство о налогах и сборах регулирует деятельность участников налоговых правоотношений, которая напрямую связана с налоговой культурой. Принципы и справедливая реализация норм налоговых правоотношений представляют собой систему ценностей цивилизованного общества. Их консолидация предполагает образование общего уровня государства, в котором каждый субъект налоговых правоотношений имеет собственный определенный уровень налоговой культуры. Тем не менее, общество не свободно от проблем, связанных с низким уровнем налоговой культуры. По нашему мнению,причинами являются:

– высокое налоговое бремя, порождающее у налогоплательщика появление желания уйти от уплаты налогов, то есть подрывается интерес ведения нерезультативной хозяйственной деятельности;

– отсутствие элементарных основ налоговой грамотности среди населения;

– высокая коррупционная составляющая;

– неэффективная налоговая политика, сопряженная с отсутствием у населения социальной мотивации.

Процесс совершенствования законодательной базы и основных направлений фискальной политики, модернизация механизма администрирования являются целью разработки мероприятий, связанных с повышением налоговой культуры в России. .

Теоретические разработки основных направлений формирования налоговой культуры в научном смысле, формирование структуры и функциональных составляющих налоговой культуры, систематизированное определение форм, правил способствуют повышению соответствующего уровня налоговой грамотности.

Создание гражданского общества предполагает развитие и совершенствование институтов демократии, которые способны связать такие механизмы как обязанность платить законом установленные налоги и потребление общественных благ.

Развитый институт гражданского общества является важнейшей предпосылкой и одновременно фактором наличия элементов высокой налоговой культуры.

Гражданское общество, с налоговой точки зрения – это сообщество добросовестных налогоплательщиков, которое ориентируясь на эффективную деятельность соответствующих органов власти государства, способно грамотно защищать собственные интересы. Самоорганизация налогоплательщика – это процесс формирования высокой налоговой культуры, без которой невозможно проведение эффективной налоговой политики. «Гражданское общество представляет собой высшую форму самоорганизации индивидов и их политической самореализации. И поэтому должно быть обусловлено эффективным социально-экономическим, политическим развитием государства, ростом благосостояния, культуры и самосознания народа» .

Двумя параллельными сторонами властно-имущественных правоотношений являются налоговые органы и налогоплательщики. Показателем существования гражданского общества является система общественного контроля в целом, которая играет огромную роль в построении эффективных налоговых отношений. В России отсутствуют институты, занимающиеся проблемами совершенствования национальной налоговой системы. Зачастую изменения, которые происходят в налоговом законодательстве, являются бессистемными и не подчиняются логике, а это, в свою очередь, негативно отражается на инвестиционном климате государства.

Непосредственными задачами созданного в нашем государстве Союза налогоплательщиков являются:

1) участие в процессе реформирования и совершенствования налогового законодательства;

2) анализ и оценка действенности налоговых механизмов;

3) защита прав и интересов добросовестных налогоплательщиков;

4) создание научно-методической базы в сфере налогообложения;

5) содействие и расширение системы налогового консультирования.

Процесс функциональной взаимосвязи между государством и налогоплательщиками, их коммуникации предполагают создание современной модели гражданского общества, которая выражена в специфических формах. Одна из них – информационная взаимосвязь .

Информационное воздействие через СМИ, отражающих реализацию специалистами методов борьбы с налоговыми преступлениями, является наиболее эффективным. Практика показывает, что на повышение уровня налоговой культуры и правосознания огромное влияние имеет социальная реклама. Однако, деятельность, связанная с целенаправленным налоговым просвещением и грамотностью, в сфере налогообложения не реализуется или отсутствует вовсе. Необходимо подбирать индивидуальный подход ко всем налогоплательщикам, в том числе к потенциальным. Уровень ответственности, правосознание и налоговая грамотность находятся в прямой зависимости от многих факторов. Например, людей с высоким уровнем доходов, которые разбираются в налогообложении, почти в два раза больше, чем малообеспеченных. То есть, разъяснения, понятные налогоплательщикам с высшим образованием, не прояснят ситуации для той категории граждан, которые его не имеют. Наилучшие результаты дает работа, связанная с классификацией налогоплательщиков по определённым основаниям и признакам. Деление их на группы, индивидуальный подход и соответствующая разъяснительная работа – трудоемкий и чрезвычайно сложный процесс. Однако, только он сможет повлиять на уровень налоговой информированности и финансовой дисциплины общества, прививая гражданам неотвратимость ответственности в этой сфере .

Механизм просветительской работы с плательщиками налогов в нашем государстве практически не задействован. В свою очередь, в развитых странах, благодаря эффективной налоговой политики и широкомасштабной работе в этой сфере, налоговая культура находится на более высоком уровне, что закономерно определяет повышение результативности правового воспитания фискально обязанных лиц. В странах ЕС налоговое консультирование и просвещение заложены в расходные статьи государственного бюджета. Там создаются службы, функциональной обязанностью которых является непосредственная реализация полномочий в части налогового консультирования и обучения практического применения законодательства о налогах и сборах .

Доля консалтинговых услуг в сфере налогообложения в России невелика, она составляет менее 20 % от общего объема. Для сравнения, в нашем государстве Палатой налоговых консультантов аттестованы только около пяти тысяч налоговых консультантов, тогда как в Германии на одного штатного работника налоговой службы приходится три негосударственного консультанта.

Не показывая на практике четких примеров добросовестного применения налогового законодательства, невозможно повысить уровень налоговой культуры и увеличить количество добросовестных налогоплательщиков. Всем понятно, что сознательная привычка платить законом установленные налоги, как и любая другая привычка, формируется с раннего детства. Очень важным в этом случае является ещё и пример семьи. Однако, последние данные социологических исследований показывают, что наиболее законопослушными налогоплательщиками в России являются граждане пенсионного и предпенсионного возраста. Однозначно, можно сделать вывод, что прививать налоговую культуру человеку нужно еще в период становления его как личности.

В последние годы сложилась положительная практика, основой которой является взаимосвязь фискальных органов с организациями, занимающимися образовательной деятельностью в части проведения разъяснительной и информационной работы. Такие встречи и занятия способствуют обретению и повышению грамотности учащихся в сфере налогообложения. Познав основы формирования налоговой культуры и налоговой политики в целом, у школьников на подсознании складывается модель более ответственного отношения к уплате налогов. В результате, такие мероприятия помогают формировать добросовестное отношение к деятельности фискальных органов. Информационно-воспитательная работа образовательных учреждений прививает налоговую культуру со школьной скамьи. Это, в свою очередь, гарантирует воспитание законопослушных налогоплательщиков в будущем .

Налоговая культура и дисциплина, взаимная ответственность и профессиональные качества – это главные параметры совершенно нового уровня взаимодействия государства в лице налоговых органов и фискально обязанных лиц. В развитом гражданском обществе должно превалировать мнение о том, что платить законом установленные налоги не только почетная обязанность, но и залог фундаментальной устойчивости российского государства и его подконтрольных властных структур. Налоговая политика должна быть ориентирована на создание такого законодательства, при котором у налогоплательщика не возникает желания обойти уплату налогов и избежать ответственности.

Литература

  1. Гончаренко Л. И., Острова Н. И. О новой дисциплине: современные тенденции в формировании налоговой культуры // Налоги и налогообложение. – 2007. – № 11. – С. 55.
  2. Гребенчук А. О. Налогообложение как социальный процесс и его влияние на формирование налогового поведения в России: дис. … канд. социол. наук. – М., 2009.
  3. Махонина А. А. Формирование налоговой культуры старших подростков в системе экономического восприятия учреждений дополнительного образования: дис. … канд. пед. наук. – Вологда, 2002.
  4. Мирошниченко Л. Н. Налоговые обязательства как одна из функций культуры общества // Культурная жизнь Юга России. – 2009. – № 5. – С. 130-132.
  5. Акобджанова М. О. Криминалистическая характеристика налоговой преступности // Налоги и налогообложение. – 2011. – № 10. – С. 63-70.
  6. Захарьин П. А. Экономическая социология: исследования налоговой культуры и этики // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. – 2013. – № 156. – С. 152-157.

References

  1. Goncharenko L. I., The Island N. I. Of a new discipline: modern trends in formation of tax culture // Taxes and taxation. – 2007. – No. 11. P. 55.
  2. Grebenchuk and A. O. Taxation as a social process and its influence on the formation of tax behavior in Russia: dis. kand. sociology. Sciences. – M., 2009.
  3. Makhonina, A. A. Formation of tax culture of the older Teens in the system of economic perception of institutions of additional education: dis. kand. PED. Sciences. – Vologda, 2002.
  4. Miroshnichenko L. N. Tax obligations as one of the functions of culture // Cultural life of the South of Russia. – 2009. – No. 5. – P. 130-132.
  5. Akopdjanova M. O. Criminological characteristics of tax crime // Taxes and taxation. – 2011. – No. 10. – P. 63-70.
  6. Zakhar’in P. A. Economic sociology: study of tax culture and ethics, ” Izv. ROS. GOS. PED. UN-TA im. A. I. Herzen. – 2013. – No. 156. – P. 152-157.

УДК 336.22:172.1

Правовая культура в сфере налогообложения как обязательное условие эффективного взаимодействия между налоговыми органами и налогообязанными лицами

М.Н. Садчиков

Кандидат юридических наук, преподаватель кафедры финансового банковского и таможенного права
Саратовская государственная юридическая академия
410056, г. Саратов, ул. Вольская, 1
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В статье рассмотрены вопросы правовой культуры в сфере налогообложения: понятие налоговой культуры, виды и уровни налоговой культуры. Как необходимое условие эффективного взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками автор рассматривает правовую культуру в сфере налогообложения. В статье анализируется механизм правового убеждения в формировании налоговой культуры. Акцентируется внимание на различии понятий «налоговая грамотность» и «налоговая культура». По мнению автора, налоговая культура является частью общественной культуры, но для достижения необходимого уровня налоговой культуры общества необходимо создавать специальные условия.

Ключевые слова: налоговая культура; налог; налогоплательщик; налоговый контроль

Налоговая культура является одним из критериев, определяющих характер отношений между обществом и государством. Низкий уровень правовой культуры в сфере налогообложения часто выступает причиной уклонения от уплаты налогов со стороны налогообязанных лиц, а также влечет злоупотребление полномочиями со стороны органов налогового администрирования. Исследования по вопросам правовой культуры в целом и в сфере налогообложения в частности имеют определенную практическую значимость. Учитывая многоплановость рассматриваемого вопроса, представляется необходимым определить содержание понятия «налоговая культура». 

Во-первых, содержание понятия «налоговая культура» можно условно разделить на два взаимосвязанных элемента: общего и частноправового характера. Первый предполагает понимание носителем правовой культуры роли налогов, их публичного значения, осознанное выполнение им конституционной обязанности по уплате налогов. Второй элемент предполагает знание конкретных прав и обязанностей в сфере налогообложения, умение реализации их на практике.

Во-вторых, следует различать профессиональный уровень налоговой культуры и непрофессиональный, общий уровень. Профессиональный уровень налоговой культуры – необходимая часть правосознания юриста, должностного лица налогового органа и другого индивидуального субъекта, чья профессиональная деятельность непосредственно связана с налогообложением. Общий уровень налоговой культуры – критерий оценки правомерного поведения всех членов общества в налоговой сфере.

В-третьих, уровень налоговой культуры может быть низким, средним или высоким.

В-четвертых, налоговая культура является не только направлением правовой культуры, но и частью социальной культуры. Как часть социальной культуры, налоговая культура включает как правовой аспект, так и признание налогообложения неотъемлемым элементом существования социума.

Необходимо отметить, что каждый из приведенных тезисов является небесспорным и требует дополнительной аргументации. Однако заявленный вид исследования (научная статья) предполагает приступить непосредственно к сути вопроса.

Основной тезис, требующий аргументации по теме статьи, следующий: правовая культура – необходимое условие эффективного взаимодействия между налоговыми органами и налогообязанными лицами при проведении налогового контроля. Значение правовой культуры в рассматриваемом аспекте обусловлено тем обстоятельством, что взаимодействие в праве предполагает более сотрудничество, а не императив (последний, однако не исключен, например, ст. 93.1 Налогового кодекса РФ) . Взаимодействие основано на таких способах правового регулирования, как согласование, рекомендации, поощрение и стимулирование. Для того чтобы взаимодействовать стороны правоотношения должны иметь общую цель, согласовывать свои действия, предлагать и выполнять рекомендации, поощрять и стимулировать взаимодействие. Такой общей целью в сфере налоговых контрольных правоотношений является обеспечение надлежащего исполнения всеми конституционной обязанности по уплате налогов, осознание и понимание публичной роли налогообложения. Понимание публичной роли налогов, а следовательно, и эффективность реализации названных способов зависит от уровня правовой культуры субъектов правоотношений. Низкий уровень налоговой культуры как налогообязанных лиц, так и должностных лиц налоговых органов препятствует эффективной реализации названных способов правового регулирования. Со стороны налогообязанных лиц упомянутое обстоятельство может быть обусловлено нежеланием поступиться собственными имущественными интересами или невысоким уровнем правовой грамотности. Со стороны государственных служащих налоговых органов – непониманием задач налогового контроля и личной заинтересованностью в повышении сумм доначисленных налогов. Правоприменительная практика свидетельствует о том, что для большинства налоговых правонарушений характерен прямой умысел, а не неосторожность в их совершении, а для налоговых органов – заранее карательных характер налогового контроля. Думается, что данные обстоятельства – ненадлежащая среда для развития эффективного взаимодействия налогообязанных лиц и органов налогового администрирования.

Представляется необходимым обратить внимание на не-тождественность понятий «налоговая грамотность» и «налоговая культура». Налоговая грамотность предполагает знание налогового права, а налоговая культура не только знание, но и правомерное поведение субъекта в налоговой сфере с осознанием публичной значимости налогообложения. Иногда налоговая грамотность является условием для неправомерного поведения в сфере налогообложения. Злоупотребление правом является одним из проявлений неправомерного поведения в сфере налоговых правоотношений. Злоупотребление правом возможно как налоговыми органами , так и налогообязанными субъектами .

Повышение общего уровня налоговой культуры как налогообязанных лиц, так и должностных лиц налоговых органов – необходимое условие реального взаимодействия между ними. Поскольку налоговая культура является составной частью правовой культуры, то развитие первой зависит от уровня правовой культуры в целом. Трудно представить современное демократическое государство, в котором такая связь не прослеживается. Однако на уровень общей налоговой культуры влияют и ряд специфических факторов:

установление таких налогов, которые при их достаточности для функционирования государства были бы не излишне обременительны для налогоплательщиков;

максимально эффективное использование налоговых доходов государства;

простота, ясность, предсказуемость и стабильность налогового законодательства и др.

Думается, что в формировании налоговой культуры общества важную роль играет правовое убеждение. Признавая убедительной аргументацию, предложенную М.Б. Разгильдиевой в отношении необходимости рассмотрения содержания правового убеждения через призму механизма его реализации, выделим следующие элементы механизма правового убеждения в формировании налоговой культуры .

    Информирование о нормативных предписаниях в сфере налогообложения. Учитывая всеобщность налоговой обязанности, содержание информирования может различаться в зависимости от целевой группы: информирование всеобщее (публикация нормативных правовых актов в официальных источниках); информирование специальных субъектов (налоговых и иных органов государственной власти, предпринимательской среды, в том числе, подгруппы: малого, среднего и крупного предпринимательства, информирование населения).

    Наполнение правового воздействия налогового законодательства публичной значимостью налогообложения с целью формирования ответственного отношения к исполнению налоговой обязанности.

    Использование налоговых льгот и стимулов. Экономическое содержание налоговых правоотношений связывает эффективность правового регулирования со стимулированием правомерного поведения.

    Неразрывная связь принуждения и убеждения в праве предполагает правовое воздействие угрозы применения мер принуждения на формирование убеждения субъекта в необходимости правомерного поведения.

Представляется, что правовое убеждение в большей мере, чем принуждение, способствует развитию взаимодействия между налогообязанными лицами и налоговыми органами. Таким образом, для большей эффективности взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками необходимо повышать уровень налоговой культуры. Поиск путей решения данного вопроса требует приложения усилий со стороны не только государства, но и общественных организаций, учебных заведений, научного сообщества.

Библиографический список

    Кратенко М.В. Злоупотребление свободой договора: частноправовые и публично-правовые аспекты: монография. М.: Волтерс Клувер, 2010. 208 с.

    Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №137-ФЗ: принят Гос. Думой 16 июля 1998 г.: одобр. Советом Федерации 17 июля 1998 г. в ред. Федер. закона от 4 марта 2013 г. №20-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации, 2006. №31, ч. 1, ст. 3436; 2013. №9, ст. 872.

    Разгильдиева М.Б. Правовое убеждение и принуждение: теоретические основы (на примере финансового законодательства): монография. М: Юрлитинформ, 2012. С. 1621.

    Щекин Д.М. О злоупотреблении правом налоговыми органами // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. №3. С. 22–27.