Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Налоговые проверки как не пускать налоговиков. Налоговая проверка прямо сейчас в моем офисе: как себя вести и зачем потом идти в суд. Как снег на голову

М ы продолжаем публиковать цикл материалов по мотивам книги председателя Совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Павла Гагарина «125 рекомендаций налогоплательщику». В прошлом номере были рассмотрены способы, позволяющие избежать налоговой проверки или свести ее вероятность к минимуму. В этом материале автор предлагает способы подготовки к визиту налоговиков, делится советами об особенностях успешного прохождения проверок, анализирует ошибки, которые приводят к доначислениям, пеням, штрафам и конфликтам с инспекциями ФНС.


Признаки приближения налоговой проверки

Выездная налоговая проверка нередко застает предпринимателей врасплох. Однако есть ряд верных признаков приближения мероприятий налогового контроля, дающих время подготовиться к скорому визиту инспекторов.

Во-первых, будьте внимательны при работе с обслуживающим вас банком и получении запросов от него. Важным трендом 2012 года, без сомнения, станет то, что банки будут основными налоговыми и информационными агентами фискальных и силовых ведомств. С введением уголовной ответственности за создание фирм-«однодневок» банкиры каждого своего клиента будут рассматривать через увеличительное стекло и при малейших подозрениях сообщать о сомнительных особенностях работы в компетентные органы. Если банк благонадежен, то есть входит в первые две сотни рейтингов и не имеет действующих санкций ЦБ, то он априори занимается активным информированием Росфинмониторинга, налоговых и правоохранительных органов о деятельности своих клиентов.

Поэтому насторожитесь, если ваш расчетный банк систематически требует информацию, подтверждающую правомерность входящих и исходящих платежей. Скорее всего, служба финансового мониторинга заинтересовалась законностью деятельности вашей фирмы и уже передала запрос о проведении проверки в налоговый орган.

Налоговики нередко запрашивают у банка сведения о движении средств по расчетному счету. Информацию о динамике входящих и исходящих платежей инспекторы могут использовать при определении соответствия предприятия отраслевым налоговым показателям, а также уровня налоговых рисков. Средние отраслевые показатели хозяйственной деятельности - это суммы оборотов, общие суммы уплачиваемых налогов, уровень зарплаты сотрудников, нормы прибыли, рентабельности, торговых и производственных наценок. Эти цифры опубликованы на сайтах ФНС России и региональных Управлений ФНС. Отклоняться от них более чем на 20 процентов как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, не рекомендуется.

Конечно, узнать об интересе к вашей деятельности со стороны контролирующих органов достаточно сложно. «Своих» людей в банках имеют только крупные компании. Индивидуальным предпринимателям остается выстраивать отношения с контрагентами. Требования к контрагентам о встречных проверках - сигнал о том, что решение о проверке вашего предприятия в налоговой инспекции уже принято и инспекторы вот-вот придут к вам.

Кроме того, вас могут вызвать в налоговую инспекцию для дачи объяснений по хозяйственной деятельности. Часто протокол подобной беседы становится основанием для вынесения решения о проверке.

Ну и самый достоверный признак скорого визита инспекторов - сообщение из инспекции о том, что скоро будет вынесено решения о проведении выездной налоговой проверки. Сотрудники ИФНС тайны из этого уже не делают.

Каких посредников используют налоговики

Помимо банкиров, налоговиков активно информируют право­охранительные органы и спецслужбы. Запросы полиции - еще один верный признак приближения налоговой проверки. Случаи, когда налоговые органы подбираются к вам через другие государственные структуры, отнюдь не редкость. Если в тот же банк, который работает с вами, из МВД пришел запрос об операциях по расчетному счету, это совсем не значит, что вами интересуется именно полиция. Вполне возможно, что орган МВД получил запрос из налоговой инспекции. И наоборот: если запрос пришел из налогового органа, не исключайте того, что выполняется поручение полицейских. «Оперативные альянсы» ФНС с силовыми ведомствами (МВД, ФСБ, Росфинмониторингом, ФТС) организуются довольно часто.

Нередки и случаи использования налоговиками методов силовых структур. Налогоплательщиков все чаще вызывают «на допрос», поэтому при поездке в ФНС на допрос или для дачи объяснений рекомендуется сопровождение юриста, разбирающегося в налоговом администрировании, который будет следить, чтобы мероприятия проходили в рамках закона, оказывать вам психологическую поддержку и давать пояснения инспекторам.

Узнавать интересующую информацию налоговики могут также, отправляя запросы в государственные органы регистрации, лицензирования и сертификации, в таможню, банки, расчетно-кассовые центры, региональные налоговые органы, к контрагентам. Так что не нужно удивляться, если налоговая проверка из сотен ваших контрагентов безошибочно выявит всего несколько «однодневок», а остальные компании ее даже не заинтересуют. Все просто: прежде чем пришла налоговая проверка, был проведен анализ выписки движения средств по расчетному счету. С помощью компьютерных баз данных и документов контрагентов были выделены те компании, которые имеют как минимум три явных признака «однодневок».

К счастью, столь чувствительная для малого бизнеса операция из арсенала силовых структур, как неправомерная блокировка расчетного счета по различным формальным признакам вроде несдачи налоговой декларации за первый квартал прошлого года, постепенно уходит в прошлое. Вызвать налогоплательщика в налоговую можно более мягким способом: позвонив по телефону или прислав повестку, пригласив сотрудников компании «для знакомства», для «дачи объяснений по деятельности организации» или «в целях сообщения об известных налоговых правонарушениях». Иногда представители ФНС РФ могут сами посетить предприятия, а порой даже явиться по месту жительства должностных лиц и предпринимателей, чтобы побеседовать.

Как работать с запросами правоохранительных органов

При получении предпринимателем запроса или иного документа от органов внутренних дел, который содержит требование предоставить сведения (документы), проанализируйте, соответствуют ли указанные в нем требования законодательству РФ. Некоторые документы могут быть истребованы только по решению суда. В ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» прописаны оперативно-розыскные мероприятия, которые могут проводиться сотрудниками МВД. Их перечень предусматривает только исследование предметов и документов, а не их истребование.

Проверьте, является ли законным основание запроса. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий устанавливает ч. 1 ст. 7 указанного закона. Такими основаниями являются наличие возбужденного уголовного дела; ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Под противоправным деянием подразумевается лишь уголовно-наказуемое деяние, то есть преступление. Если признаки преступления отсутствуют, то проведение оперативно-розыскных действий должно быть прекращено.

Рекомендую оценить перечень указанных в запросе требований и характер запрашиваемых документов на предмет наличия в них финансовой, хозяйственной или налоговой информации. Если данная документация содержит такие сведения, она подпадает под режим налоговой тайны (сведения о налогоплательщике с момента его постановки на учет в налоговом органе). Приказом МВД РФ от 26.12.2003 № 1033 утвержден перечень должностных лиц МВД, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну. Т.е. необходимо проверить, уполномочено ли лицо, которому требуется представить документы, на их получение.

Проанализируйте, не является ли запрашиваемая информация коммерческой тайной. Понятие коммерческой тайны устанавливает Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Если в компании введен режим коммерческой тайны в отношении определенного ряда документов и информации, то запрос о предоставлении таких документов должен содержать дополнительные основания. В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона «О коммерческой тайне» такая информация предоставляется по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве.

Отслеживайте изменения законодательства. С 1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции». 2011-2012 годы являются переходными, что предполагает приведение в соответствие с новым законом ранее выпущенных нормативных актов МВД, а также возможность принятия новых, которые вводятся в действие с 2012-2013 годов.

Не стесняйтесь обжаловать действия сотрудников МВД. На основании ст. 53 Федерального закона «О полиции» действия сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы предпринимателя, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы Прокуратуры Российской Федерации либо в суд.

Проверьте, вправе ли орган МВД запрашивать данную информацию именно у вас. В компанию могут поступать запросы, в которых указано, что проверка проводится в отношении контрагента, а сведения запрашиваются у самого предпринимателя. Проанализируйте правильность оформления запроса. Они оформляются на официальном бланке с подписью уполномоченного лица с указанием его должности (как правило, не ниже заместителя начальника подразделения) и должны содержать наименование органа, направляющего запрос; его адрес; дату составления запроса; исходящий номер; наименование организации, в которую подается запрос; ее адрес; основание запроса; печать органа, осуществляющего запрос.

Важные дела, которые нужно сделать перед визитом налоговиков

Поняв, что налоговики вот-вот придут к вам, нужно оперативно сделать несколько важных дел. Самое главное - привести первичную документацию в соответствие с документацией контрагентов. У предпринимателя и у контрагентов первые и вторые экземпляры документов должны быть одинаковыми, на них должны иметься все подписи, печати и одинаковая нумерация.

Оповестите всех контрагентов о том, что к ним придет встречная проверка. Они должны быть готовы выйти на нее, чтобы подтвердить факт хозяйственной деятельности. Если подтверждения нет, то перечисленные им средства, отнесенные на затраты, будут признаны дополнительным доходом с соответствующим доначислением налогов, пеней и штрафов. Предупреждая контрагентов, вы также можете надеяться, что при запросе налоговых органов и они предупредят вас.

Приведите в соответствие ваши почтовый и фактический адреса.

Если предприниматель имеет офис, то очень важно успеть подготовить его к визиту налоговых органов. Там должны находиться только те документы, наличие которых юридически обосновано и законно. Необходимо по максимуму ограничить информацию, которая будет поступать к налоговикам. Лишних сведений на бумажных и электронных носителях, а также печатей и штампов, не имеющих отношения к деятельности предприятия, быть не должно.

В идеале - подготовить для проверяющих отдельное помещение. Поставьте туда компьютер, не подключенный к общей сети, чайник и булочки. Все требуемые документы нужно приносить туда. Нельзя допустить, чтобы инспектор свободно гулял по офису, беседовал с любым сотрудником или посетителем, заглядывал во все компьютеры. Иначе поток получаемой им информации станет неконтролируемым.

Проведите работу со своими подчиненными, подготовьте их к визиту налоговиков. Персонал должен знать, что нужно говорить инспекторам, внятно объяснять характер деятельности предприятия, рассказывать о знакомых ему аспектах хозяйственной деятельности. Лучше, чтобы с налоговиками общался бухгалтер, имеющий опыт прохождения выездных налоговых проверок. Но для дачи объяснений нередко вызывают и сотрудников, их слова не должны противоречить друг другу и сведениям в документах. У персонала могут спрашивать, например, какого числа и в каком размере выплачивается зарплата, чтобы затем сравнить ответ с другими признаниями и суммами в ведомостях.

Лучше и, как оказывается, дешевле все же приглашать налогового адвоката, который будет защищать ваши права и налоговые интересы, а также следить за тем, чтобы проверка шла так, как необходимо вам. Опытный налоговый адвокат позволит найти правильный баланс отношений между проверяющими и проверяемыми.

Как вести себя во время проверки

Итак, вы определили, что проверяющие вот-вот будут на пороге и, как могли, подготовились к визиту непрошеных гостей. При прохождении проверок важно при любых обстоятельствах сохранять самообладание. Инспекторы - хорошие психологи, некоторые их действия только на то и рассчитаны, чтобы выбить вас из колеи. Сами прекрасно понимаете: когда человек нервничает, он может сделать или сказать что-то лишнее. В отношениях с проверяющими из ФНС, как в американских фильмах, каждое сказанное вами слово может быть использовано против вас. Поэтому отказывайтесь отвечать на провокационные вопросы налоговиков. В соответствии со статьей 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. В малом бизнесе нередко работают несколько членов одной семьи, и именно это может спасти в неприятных ситуациях.

Ни в коем случае нельзя «договариваться» с налоговой инспекцией с помощью взятки. На аудио и видео все пишется не только в стенах инспекции. Буквально пару недель назад мне довелось сопровождать выездную налоговую проверку в отношении одного клиента нашей компании. Проверяющий уронил на пол ручку, нагнулся за ней, и из нагрудного кармана у него выпал диктофон. «Положите на стол, лучше слышно будет», - посоветовал я. «Да ладно, подальше положишь - поближе возьмешь», - усмехнулся инспектор.

Чтобы налоговая проверка не парализовала вашу работу, есть две хитрости, которые позволят минимизировать неприятные последствия проверок. Во-первых, вы по возможности не должны иметь в собственности значительных активов, на которые могут быть наложены взыскания. Ведь на имущество, находящееся у вас в аренде, ФНС не сможет наложить обеспечительные меры. К арендодателю этих активов претензии будут только в том случае, если удастся доказать его взаимозависимость с арендатором, а это дело хлопотное. Во-вторых, на всякий непредвиденный случай, вроде блокировки счета или наложения имущественного взыскания, имейте резервный расчетный счет.

Вполне целесообразно позволить налоговикам допустить ряд не очень серьезных для вас нарушений. Процессуальные ошибки, вроде незаконного запроса документов, незаконно составленных требований о предоставлении информации или незаконно задаваемых вопросов можно будет оспорить, в результате чего действия проверяющих и итоговый акт налоговой проверки можно будет оспорить.

На какие нарушения могут пойти инспекторы

Чтобы инспекторы при проведении проверок не допускали нарушений, достаточно внимательно прочитать решение налогового органа о проведении выездной проверки. В нем отражены очень важные сведения, влияющие на права как проверяющих, так и проверяемых.

По роду своей деятельности мне часто приходится сталкиваться с жалобами клиентов на то, что налоговики выходят за рамки срока, указанного в решении. Согласно ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации выездная проверка может охватывать три года, предшествовавших году принятия решения о проведении проверки. Согласно сложившейся судебно-арбитражной практике этой проверкой могут быть охвачены и налоговые периоды года принятия решения.

Вполне вероятно, что необоснованно могут расширяться вопросы проверки. Имейте в виду, что предметом проверки являются только те налоги и налоговые периоды, которые указаны в решении. Если у налоговиков возникает необходимость во включении нового периода или иного налога, не отраженных в первоначальном решении, то должно быть принято новое решение о проведении проверки.

Еще одним распространенным нарушением является повторная проверка. Уже проверенные периоды сотрудники инспекции ФНС проверять не вправе. Из этого правила есть лишь три исключения: реорганизация или ликвидация организации; налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация, в которой сумма налога заявлена в меньшем размере, чем первоначально; принятие решения вышестоящим налоговым органом о проверке работы нижестоящего. Во втором и третьем случаях ситуация привлечения налогоплательщика к ответственности практически исключена.

Грубым нарушением является проведение в течение года более двух выездных проверок. Это количество является максимальным.

Проверять налогоплательщика может не надлежащий налоговый орган. По общему правилу предпринимателя должна проверять та инспекция, в которой он стоит на учете.

Вот случай, который произошел совсем недавно. Знакомого предпринимателя проверяла группа налоговиков, один из участников которой не был указан в решении о проведении проверки. Были все основания попросту не пустить их дальше порога, но мой товарищ поступил мудрее: дал налоговикам отработать, а после того, как ему доначислили значительные недоимки, пени и штрафы, добился того, что результаты проверки были признаны недействительными. Так что обращайте внимание и на состав проверяющей группы: возможность доступа на территорию налогоплательщика, право истребования документов, проведения осмотров и иных предусмотренных законом действий имеют только те должностные лица, которые указаны в решении о проведении проверки.


Перед началом проверки необходимо поинтересоваться полномочиями и составом проверяющей группы. Согласно п. 1 ст. 91 НК РФ доступ на территорию или в помещение налогоплательщика осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика. В решении должен быть указан персональный состав проверяющих.

Если лицо, не вписанное в решение, пытается проникнуть на территорию предприятия, налогоплательщик вправе отказать в допуске на свою территорию такого представителя налогового органа: иногда под видом проверяющих в компанию пытаются проникнуть криминальные элементы, например, представители рейдеров.

Согласно п. 1 ст. 36 НК РФ по запросу налоговых органов в выездных проверках могут участвовать сотрудники полиции. Они также должны быть вписаны в решение о проведении проверки. И в последнее время выездные проверки проводятся именно с участием полиции.

А кто знает, почему?

А потому, что в рамках закона № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативники могут делать очень многие вещи, которые не могут делать налоговики в рамках НК РФ. Это, например, осмотры помещений (офисов), территорий, складов, автотранспорта, выемка документов, опросы сотрудников (очень похожие на допросы), а при наличии уголовного дела — обыск.

В решении о проведении проверки должен быть указан ее предмет и круг проверяемых вопросов.

Если проводится тематическая выездная проверка по НДС, лучше ограничивать интерес проверяющих к документам, не имеющим отношения к исчислению данного налога, т. е. не допускать, чтобы налоговые органы выходили за рамки предмета проверки.

Все документы желательно передавать на проверку только после оценки этих документов на предмет законности, непротиворечивости, сопоставимости данных, соответствия утвержденным формам, а также наличия необходимых реквизитов.

В такой ситуации после получения требования о предоставлении документов лучше выделить сотрудников, которые просматривали бы передаваемые налоговому органу документы в «перекрестном» порядке. Например, сотрудники, которые занимались учетом счетов-фактур, просматривают кассовые документы, и наоборот. Свежий взгляд в такой ситуации необходим.

Если делается выемка подлинников документов, то с них должны быть изготовлены копии и переданы налогоплательщику в течение пяти рабочих дней. Налоговые органы обычно настаивают на том, что копии документов должен изготавливать сам налогоплательщик. Однако НК РФ обязывает именно налоговые органы выдать копии изъятых подлинников.

Отказ налогоплательщика предоставить свою множительную технику для снятия копий не означает, что обязанность налоговых органов по изготовлению копий прекращается.

Существует способ не передавать документы при внезапной выемке (не важно, кто ее пытается провести: налоговые органы или полиция), по крайней мере – сразу. На практике неплохо работает следующий алгоритм. От имени надежного частного лица заключается договор с профессиональной архивной службой, которая и принимает документы на хранение после окончания очередного, например, квартала или месяца. Одновременно заключается договор со сторонними консультантами или аудиторами на оказание услуг. По этому договору документы «передаются» консультантам.

И если налоговые органы или полиция приходят с выемкой, у налогоплательщика будет четкое обоснование отсутствия документов в офисе компании. Налоговым органам ничего не останется, как выставить компании требование о предоставлении документов, т. е. время будет выиграно.

А еще в этой ситуации очень хорошо работает Положение о коммерческой тайне. О том, как его составить, смотрите материал .

Передача документов на проверку должна оформляться подробными описями, в которых указываются индивидуальные признаки каждого документа.

Не допускается передавать документы папками или коробками: впоследствии в них могут оказаться бумаги, которые компания туда не закладывала, или, наоборот, может чего-то не хватать.

Не стоит допускать проверяющих к бухгалтерской программе, а также распечатывать при них данные по счетам и регистрам. Тем более, нельзя открывать им доступ к программе, чтобы они сами выискивали там информацию.

Лучше распечатывать информацию по их запросу, дополнительно контролировать, что распечатала программа, и только после этого передавать распечатку проверяющим.

О том, что делать, если инспектор просит доступ к 1С, читайте .

Хорошей практикой является ограничение числа лиц, контактирующих с проверяющими. Например, это могут быть генеральный директор, главный бухгалтер и финансовый директор. Именно этим людям известно, как организован бизнес компании, и они могут предпринять квалифицированные действия по защите ее интересов.

Сотрудники должны быть проинструктированы о том, как себя вести во время проверки. Если проверяющие решили провести опрос работников компании в качестве свидетелей, лучше привлечь адвоката, которые будет при этом присутствовать. Он не позволит проверяющим оказывать давление на работников, а также будет пресекать попытки с их стороны задавать вопросы, ответы на которые выходят за рамки компетенции работника. Сотрудники будут чувствовать себя более уверенно.

Лучше всего, если рядовые сотрудники будут говорить приблизительно следующее: «Я Иванов Иван Иванович, вот мой паспорт. В компании работаю на должности менеджера по продажам. Получаю зарплату только по ведомости в размере 15 000 руб., работой доволен».

Если проверяющие задают какие-либо вопросы, на которые работники отвечать не должны, будет хорошо, если они заучат простую стандартную фразу: «Об этом мне ничего не известно, пожалуйста, обратитесь к моему руководству» .

Подобная тактика приводит к тому, что проверяющие вынуждены будут задавать неудобные вопросы руководству, т. е. лицам, которые наиболее подготовлены к защите интересов компании.

Полезно на период проверки закрывать все курительные комнаты в офисе компании, запрещать персоналу гулять по коридорам без необходимости.

Кроме того, должно быть строжайше запрещено обсуждать какие-либо рабочие вопросы в коридоре, а уж тем более – в присутствии проверяющих.

На всевозможные незаконные требования налоговых органов («А вы знаете, что вот эта хозяйственная операция, как «официально» разъяснял Минфин, должна оформляться вот такими документами? Они у вас есть?») следует реагировать жестко, мотивируя свою позицию ссылками на законы и судебную практику.

Особенно это важно в начале проверки: опыт показывает, что чем более жестко и компетентно поставят себя специалисты компании, тем меньше будет неоснованных на законе претензий в будущем. Это вопрос по большей части психологический: кто будет в процессе общения ведущим, а кто – ведомым. Ведущим быть выгоднее.

Практика показывает, что выходить на уровень панибратских отношений с проверяющими – вещь вредная и опасная. В такой ситуации создается некий психологический барьер «непротивления», который потом сложно преодолеть.

В итоге компания легко попадает в порочный круг соглашательства: «Давайте не будем спорить и портить отношения», вместо того, чтобы защищать свои интересы всеми доступными законными способами.

Контрразведывательные мероприятия компании — идти на данные меры или нет – решать компании.

В определенных ситуациях бывает выгодным оставить проверяющих в плену собственных заблуждений (например, когда по тому или иному спорному вопросу сложилась судебная практика в пользу налогоплательщика, а ФНС и Минфин продолжают это игнорировать).

Во-первых, набрав «нарушений» на требующуюся сумму, налоговые органы не станут проверять дальше. А «накопанное» можно будет потом оспорить в суде, где и просветить проверяющих на предмет имеющихся у них заблуждений.

Во-вторых, если они предъявят претензии по неким формальным доводам и спор останется в рамках спора по вопросам права, выстроить позицию в интересах налогоплательщика в суде будет намного проще. «Просвещенные» же проверяющие могут действительно начать выискивать схемы и, чего доброго, найдут. Тогда опровергать собранные ими факты будет сложнее (http://www.klerk.ru)

Если в компанию пришли инспекторы с налоговой проверкой, первым делом нужно посмотреть их документы. Только при их наличии у ревизоров разрешительных бумаг руководство должно впускать на территорию предприятия контролеров. Речь идет о служебных удостоверениях и решении руководителя налогового органа (или его заместителя) о проведении проверки. Причем оба документа должны быть в наличии у чиновников. Если же ревизоры показывают только удостоверение, то инспекцию они проводить не имеют права. Как минимум до тех пор, пока не обзаведутся решением. До того времени им можно смело предлагать прийти в другой раз. А есть ли еще какие-то законные возможности не пустить контролеров? Давайте разберемся.

Закрыто на ремонт

Если у компании отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, контрольное мероприятие может проводиться по месту нахождения инспекции. Это действительно так. Именно такое правило закреплено в статье 89 НК. Получается, что в определенных случаях можно перенести проведение ревизии на территорию налоговиков. Однако так резонно делать только в том случае, если вы считаете, что этот «расклад» будет выгоднее компании. Вопрос в том, что же можно считать препятствующими обстоятельствами? К таковым можно отнести, например, ремонт в офисе, на производстве, складе и т.д. Действительно, если помещение на реконструкции - провести проверку там просто невозможно.

По месту жительства

Есть и еще одна «лазейка». Она будет интересна, прежде всего, действующим и бывшим индивидуальным предпринимателям. Дело в том, что налоговики не имеют права проникать в помещения против воли граждан, которые в них проживают. То есть речь идет о квартирах, домах, комнатах и т.д. Таким образом, если предприниматель, например, прекратил свою работу, то в жилое помещение инспекторы могут попасть только с его разрешения. Таким образом, провести ревизию в данном случае контролеры могут только по месту нахождения налогового органа.

По аналогии

Не забывайте, если с документами у инспекторов все в порядке, то у руководства компании нет причины их не впускать на территорию предприятия, в этом случае ревизорам лучше не препятствовать. Почему? Сейчас объясню. При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих ревизию, руководитель проверяющей группы первым делом составит акт. Эту бумагу подпишет инспектор и представитель проверяемой компании. Отказываться поставить «автограф» в этом документе не имеет никакого смысла, потому что в этом случае в акте просто сделают запись о соответствующем решении представителя организации. Форма акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица утверждена приказом ФНС России от 6 марта 2007 года № ММ-3-06/106@.

Позже на основании этой бумаги инспекция по имеющимся у нее данным о проверяемой организации или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.

И вот тут возникает резонный вопрос: на руку ли это фирме? Вероятнее всего – нет.

Что означает «по аналогии»? Дело в том, что налоговики имеют возможность определять суммы сборов, подлежащие уплате, расчетным путем, на основании имеющейся у них информации об иных аналогичных компаниях. Такое право возникает как раз при отказе проверяемой фирмы впустить на свою территорию проверяющих.

Суд да дело

А теперь разберемся, какова арбитражная практика по рассматриваемому вопросу. Стоит отметить, что она не очень многочисленна: компании нечасто рискуют отказать инспекторам во входе на территорию офиса, производственное или складское помещение.

Дело в том, что налоговики имеют возможность определять суммы сборов, подлежащие уплате, расчетным путем, на основании имеющейся у них информации об иных аналогичных компаниях. Такое право возникает как раз при отказе проверяемой фирмы впустить на свою территорию проверяющих.

Интересно ознакомиться с постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 30 сентября 2011 года по делу № А70-9334/2010. Компания просила арбитров признать недействительным решение инспекции. Почему? В связи с воспрепятствованием доступа в здание ревизоры провели проверку в своем помещении и приняли решение о взыскании недоимки по единому налогу, НДФЛ, пеней и штрафов. По мнению организации, чиновниками была нарушена процедура проведения ревизии. Руководство фирмы настаивало, что в акте не было зафиксировано, когда, где и кому инспектор предъявлял служебное удостоверение и решение о проведении проверки, там же в документе не было указано, кто конкретно осуществлял действия по воспрепятствованию входа на территорию компании и в чем заключались эти действия. И вообще исцу было не ясно, имеют ли лица, мешавшие пройти в офис ревизорам, какое-либо отношение к проверяемой компании.

Однако арбитры на сторону фирмы не встали. Они подтвердили, что отсутствие в акте подписи проверяемого лица не является нарушением, так как в бумаге была сделана запись о том, что он отказался ставить на ней свой автограф.

Интересно, что руководство организации в момент судебного разбирательства заявляло, что оно имело возможность предоставить помещение для проведения налоговой проверки. Однако судьи признали, что этих слов недостаточно, ведь по факту инспекторов в офис так и не пустили.

Организация ссылалась на тот факт, что бухгалтерские документы находятся в сейфе в помещении, от которого нет ключа. Соответственно, представить бумаги нет никакой возможности. Суды пришли к выводу, что в такой ситуации ревизоры имели все права провести проверку на своей территории и определить сумму налогов, подлежащих уплате, по имеющимся у них данным о фирме.

Что же дал анализ этого постановления арбитров? Главный вывод, который можно сделать: если уж вы решились не пускать на свою территорию инспекторов, а их дальнейший расчет вам не понравился – оспаривать его нет смысла. Тем более бесполезно заявлять, что вы имели возможность предоставить помещение для контрольных мероприятий. Как говорится, после драки кулаками не машут. Поэтому если вы не пустили налоговиков, то нужно смириться с их решением.

Марина Скудутис, эксперт журнала "Расчет"

Существует строго определенный перечень критериев, которые сотрудники налоговой службы используют при планировании выездных проверок. Этот перечень содержится в приложении №2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». При совпадении нескольких из них компанию может ожидать выездная налоговая проверка.

  1. Во-первых, некоторые показатели, находящиеся значительно ниже среднего по отрасли уровня. Налоговую службу могут насторожить слишком низкие налоговые выплаты, уровень зарплат или рентабельности компании.
  2. Во-вторых, вопросы могут возникнуть, если расходы компании увеличиваются быстрее, чем доходы, или компания является убыточной два года и более.
  3. В-третьих, одним из поводов к назначению проверки может послужить заключение неоднозначных сделок - без очевидной выгоды либо с высокими налоговыми рисками.
  4. Выездную проверку могут назначить, если компания вовремя не предоставила ответ на запрос из налоговой службы, неоднократно меняла юридический адрес (если в результате изменений нужно менять место постановки на налоговый учет) или имеет большие налоговые вычеты (доля вычетов по НДС от общей суммы начисленного налога составляет от 89% за год). Для компаний, применяющих специальные режимы налогообложения, таким критерием также является приближение к предельному значению (менее чем на 5%), два и более раз за год, для ИП - сумма расходов, составляющая более 83% от суммы доходов.

2. Налоговая проверка прямо сейчас в моем офисе: как себя вести?

Сначала надо проверить полномочия проверяющих. Для этого проверяющие должны предъявить служебные удостоверения и решение руководителя (или его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки.

Если вы не пускаете налоговиков в офис, это даёт им право расчетным методом самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате. Скорее всего, эта сумма будет больше, чем размер доначисленных налогов, который был бы определен во время проверки. Поэтому не имеет смысла препятствовать доступу проверяющих в ваш офис без крайне уважительных причин.

3. Какие, вообще, документы мы обязаны предоставить проверяющим?

Во время выездной проверки налоговики могут потребовать предоставить им «необходимые для проверки документы». Это означает, что они могут запрашивать любые документы (в том числе первичные): регистры бухгалтерского и налогового учетов, договоры, акты, счета, платежные документы, счета-фактуры и так далее.

Документы, которые вас попросят предъявить проверяющие, должны относиться к тем налогам, по которым ведется проверка, и к тем периодам, за которые она проводится.

Налоговики не вправе повторно требовать документы, которые ранее уже представлялись в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок.


Если проверяющие запрашивают документы, необязательно предоставлять их сразу же. Это можно сделать в течение 10 рабочих дней после получения требования о предоставлении документов.


Если проверяющие хотят провести выемку документов, они должны показать постановление о выемке, утверждённое руководителем (или его заместителем) налогового органа.

4. А если мы что-то утаим от проверяющих? Чем это грозит?

Возможен штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. Кроме того, если в дальнейшем вы захотите использовать скрытые документы в качестве доказательства своей позиции в суде, суд может отказаться принимать такие доказательства.

5. Каковы могут быть последствия выездной проверки?

Главный риск для любого бизнеса, связанный с выездной проверкой, - это возможное доначисление налогов.


За 2016 год сотрудниками Федеральной Налоговой Службы было проведено 24 879 таких проверок, и только в 209 случаях нарушений не нашли.


По результатам выездных проверок было начислено более 349 млн рублей дополнительных платежей, включая налоги, налоговые санкции и пени.

6. Если моей фирме доначислили налоги, есть ли шанс оспорить решение?

Конечно. Всегда есть шанс выиграть налоговый спор. Например, в первом полугодии 2015 года по данным Судебного департамента при Верховном суде в половине таких случаев решение было принято в пользу налогоплательщика.

7. С чего начать подготовку к суду?

В первую очередь нужно выявить те сделки, по которым предположительно могут быть доначисления. Например, совершенные без явной экономической выгоды, с ценой, значительно отличающейся от рыночной или исключительно с целью налоговой экономии, а также заключенные с фирмами-однодневками или взаимозависимыми лицами.

Затем нужно будет проверить правильность оформления первичной документации по рискованным договорам и обязательно устранить ошибки, если они есть. После этого можно приступать к подготовке обоснований.

В своей аргументации вы можете опираться на разъяснения ФНС и Минфина России. Не стоит опасаться возможных противоречий и неопределенностей в законах, так как в ходе судебного процесса все они трактуются в пользу налогоплательщика. Также полезно изучить судебную практику. Стоит иметь в виду, что в настоящее время все чаще суды рассматривают не сделки по отдельности, а совокупные налоговые последствия деятельности фирмы в целом.

Желательно, чтобы ваши сотрудники и контрагенты также были готовы к возможным контактам с сотрудниками ФНС.

8. Как лучше подготовить сотрудников и контрагентов?

Персонал необходимо попросить уведомить вас о полученных вызовах на допрос, так как на допросе сотрудников обязательно должен присутствовать юрист, предоставленный компанией. Помимо этого, полезно предварительно обсудить с кадрами возможные вопросы и ответы на них.

Работа с контрагентами должна быть направлена в первую очередь на тех из них, которые могут быть расценены сотрудниками налоговой службы как фирмы-однодневки. Вам нужно постараться убедить их предоставить документы по запросу из налоговой, а так же устранить возможные противоречия в документации компаний.

9. Как мне построить защиту в суде?

При обосновании чистоты сделок в суде активные доводы будут гораздо более эффективны, нежели пассивные. Например, если, по вашему мнению, ФНС неверно оценила стоимость одной из сделок, будет лучше, если вы представите суду результаты альтернативной оценки, показывающей экономическую состоятельность вашего решения (активный довод).

Конечно, вы также можете использовать пассивный довод, например, указать на нарушения при оценке, но такой довод с меньшей вероятностью будет принят судом.

Страница 1 из 2

Абсолютно здоровых людей не существует — это вам подтвердит любой медик. Ничего не нарушающих предприятий не существует — это вам скажет любой работник фискальных органов. Добавим, что во многом этому способствует противоречивое, постоянно меняющееся и непонятное российское законодательство.

Поэтому любой контролер при определенном желании всегда без особых усилий найдет нарушения у любого субъекта хозяйствования. Бизнесмену же важно понять, чем руководствуется проверяющий в своем необузданном рвении найти нарушения, так как лишь четкое представление мотивов, которыми он руководствуется, позволит принять оптимальное решение насчет того, как лучше всего поступить в сложившейся непростой ситуации.

Если вашу компанию посетил враждебно и предубежденно настроенный контролер, то подобное поведение может быть обусловлено одним и указанных ниже факторов:

У контролера отсутствует личная заинтересованность, и он лишь пытается добросовестно достичь запланированных его руководством показателей по «раскрываемости нарушений».

Контролер старается «откопать» все, к чему только можно придраться, с единственной целью — получить взятку, и подобные действия можно объяснить следующими мотивами:

    он действительно желает получить «мзду»;

    данное вымогательство представляет собой не что иное, как заранее спланированную и направленную конкретно против вас провокацию.

Помимо указанных факторов объективного характера, на поведение контролера могут оказывать влияние и субъективные причины: плохое настроение, зависть и ненависть по отношению ко всем подряд «буржуям-бизнесменам», личная неприязнь к владельцу бизнеса, склочный и «конфликтный» характер проверяющего, и др.

Чтобы своевременно определить, какие мотивы управляют контролером, важно получить хотя бы общие сведения о его личностных качествах. Для этого желательно иметь нечто вроде досье или картотеки с информацией обо всех местных налоговых инспекторах, контролерах со стороны пожарных и санитарных служб, сотрудниках иных контролирующих органов, за в должностные обязанности которых входит контроль вашей компании.

Как правило, контролеров, находящихся в одном районе (там, где функционирует ваше предприятие), не очень много — в пределах пары-тройки десятков человек, и опытные коммерсанты обычно помнят всех «своих» проверяющих. Тем более им хорошо известны (а нередко — и лично знакомы) руководители районных инспекций разного ранга и профиля — это уж, как говорится, «сам бог велел».

Чтобы подобрать оптимальный подход к государственному служащему, необходимо выяснить его «подноготную»: кто ему покровительствует, за счет чего он продвигается по карьерной лестнице, кто его родственники, какая у него репутация, не брезгует ли взятками, какие у него сложились отношения с вашими конкурентами. Все эти полезные сведения легко получить, поговорив с коллегами бизнесменами, не забывая при этом систематизировать и анализировать полученную информацию.

Подобные сведения на самом деле представляют собой важное условие гарантии безопасности компании в сложной или конфликтной ситуации, в особенности если она возникла благодаря стараниям недоброжелателей и конкурентов. Если же имеет место быть стандартная налоговая проверка, то сведения о личности контролера дают возможность бизнесмену грамотно определить его мотивацию и выработать оптимальный порядок действий.

Во время проведения проверок на предприятии рекомендуется организовать для проверяющих всестороннее содействие и лояльность. Очень хорошо, если помощь проверяющим будет оказывать специально назначенный работник, который «в курсе всех дел и пояснит все, что надо». Было бы очень неплохо, если бы это был один из топ-менеджеров компании, имеющий внушительные полномочия, владеющий основами кризис-менеджмента, психологическими навыками и хорошо понимающий, как следует вести любые переговоры.

Как правило, работу с проверяющими поручают тем работникам, в обязанности которых входит ведение переговоров с деловыми партнерами: ведь умение грамотно договариваться и выходить из конфликтных ситуаций дано далеко не каждому. И если ваша компания располагает таким грамотным переговорщиком, то сотрудничество с государственными служащими и контролерами целесообразно поручить именно ему.

Сотрудника, который «работает» с представителями государственного аппарата, следует наделить эксклюзивными и неофициальными полномочиями. О них никто и ничего не должен знать, кроме высшего руководства компании. Ведь показать проверяющим интересующую их документацию может, в принципе, кто угодно, а вот иметь право предлагать чиновнику любой «нетрадиционный» или не совсем законный вариант решения проблемы может только «избранный».

Следует учитывать, что подобный «нетрадиционный» вариант не всегда означает прямой подкуп контролеров. Например, в ситуации, когда работники контролирующего органа просто обязаны дать отчет своему руководству об обнаружении какого-то количества нарушений, они не могут прийти к нему с пустыми (т.е. не содержащими штрафных санкций) актами. В подобных случаях с ними можно договориться, условившись о минимальной сумме штрафов и иных финансовых санкций.

Ведь все мы знаем, что поговорка: «Кто ищет, тот всегда найдет» как ни к чему другому подходит к любым проверкам любого субъекта хозяйствования, поэтому нередко не имеет смысла расходовать время и нервы свое и контролеров, особенно тех, с которыми уже давно имеются неплохие отношения, и особенно тогда, когда сами они могут найти много разнокалиберных нарушений. Для этого специалист-переговорщик, имеющий соответствующие полномочия, просто заранее уведомляет контролеров, какие штрафы и финансовые санкции в состоянии понести компания. А контролеры, в свою очередь, предлагают «прейскурант» нарушений на предложенную сумму.

При этом контролеры могут «по знакомству» выполнить действительно хороший аудит указать на серьезные ошибки, которые администраций компании впоследствии «обнаружит» собственными силами и без всяких финансовых и иных санкций. Подобный «аудит», само собой, должен оплачиваться, особенно если он действительно сделан на высоком уровне. Причем причитающееся вознаграждение вполне может быть официально перечислено специализированной аудиторской компании, которая впоследствии предоставит официальное аудиторское заключение, в котором будут перечислены все упущения, обнаруженные налоговиками. Стоит ли говорить, что реквизиты этой компании предоставят контролеры!

Отметим, что далеко не всегда имеет место материальное вознаграждение контролеров. Как правило, напрямую «получают благодарность» только работники самого нижнего звена, и лишь в самом начале «сотрудничества». А вообще непосредственная дача взяток наиболее характерна лишь для мелких и средних компаний; что касается более высоких государственных служащих, то влиятельные бизнесмены находят с ними общий язык с помощью других методов поиска взаимной выгоды.

Как бы там ни было, полезно знать, что все виды взяток можно неофициально разделить на две категории: подкуп и вознаграждение.

Подкуп — в данном случае материальное поощрение преподносится заранее, перед тем как государственный служащий предпримет какие-то действия (либо наоборот — бездействие).

Вознаграждение — это материальное поощрение за уже произведенную работу, за использованное для этого личное время, за качество и оперативность, за внимательное отношение, и т.д. Иначе говоря, вознаграждение по своей сути представляет собой презент и благодарность за оказанную помощь и гарантию благосклонного отношения в перспективе.