Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Лицензию на осуществление аудиторской деятельности. Лицензирование обязательной аудиторской проверки

4.1. Лицензирование аудиторской деятельности как метод контроля государства за соблюдением законодательства в области аудита.

4.2. Порядок выдачи лицензийна право заниматься аудиторской деятельностью.

4.3. Основания и порядок аннулирования лицензий на право заниматься аудиторской деятельностью.

Лицензирование аудиторской деятельности как метод контроля государства за соблюдением законодательства в области аудита.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 128-ФЗ от 8 августа 2001г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. Федеральных законов от 13 марта 2002 г. № 28-ФЗ, от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ) аудиторская деятельность относится к ви­дам деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» лицензирование аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи лицензий, приостановления и аннулирования лицен­зии, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Датой получения аудиторской организацией или индивидуаль­ным аудитором лицензии на ведение аудиторской деятельности счи­тается дата принятия решения о выдаче соответствующей лицензии.

Если в соответствии с законодательством Российской Федера­ции оказание отдельных видов сопутствующих аудиту услуг требует получения соответствующей лицензии, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе оказывать такие услуги без получения такой лицензии.

Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов Российской Федерации.

Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается на срок пять лет, который по за­явлению лицензиата может продлеваться также на пять лет неогра­ниченное количество раз.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении аудиторской деятельности являются:

а) наличие у индивидуального аудитора или у аудиторов аудитор­ской организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов аудитора;

б) наличие в штате аудиторской организации не менее 5 аудито­ров, имеющих квалификационные аттестаты аудитора;

в) осуществление предпринимательской деятельности только в виде проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Фе­дерации, в том числе федеральными правилами (стандартами) ауди­торской деятельности, и органов, регулирующих деятельность аудируемых организаций;

г) соблюдение правил внутреннего контроля качества проводи­мых лицензиатами аудиторских проверок и обеспечение возможно­сти проведения внешних проверок качества их деятельности с пре­доставлением в установленном порядке всей необходимой для этого документации и информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

е) предоставление аудируемым лицам информации об обстоятель­ствах, исключающих возможность проведения их аудиторской провер­ки;

ж) участие в обязательном аудите кредитных организаций, банков­ских групп и банковских холдингов не менее двух аудиторов, имею­щих квалификационные аттестаты аудитора на право осуществления аудита кредитных организаций (начиная с отчетности за 2002 г.);

з) наличие у аудиторской организации при проведении обяза­тельного аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов стажа аудиторской дея­тельности по проверкам кредитных организаций не менее двух лет (начиная с отчетности за 2002 г.);

Порядок выдачи лицензий на право заниматься аудиторской деятельностью

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:

Фамилии, имени, отчества, места жительства, данных до­кумента, удостоверяющего личность - для индивидуального предпринимателя;

Наименования, организационно-правовой формы и места нахождения для юридического лица;

б) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;

в) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии;

г) копию свидетельства о государственной регистрации гражда­нина в качестве индивидуального предпринимателя;

д) копию учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юри­дического лица;

е) копию всех имеющихся у соискателя лицензии квалификаци­онных аттестатов аудитора;

ж) сведения о фамилии, имени, отчестве руководителей органи­зации, их заместителей и состоящих в штате организации аттесто­ванных аудиторов - при наличии в штате организации только по­стоянно проживающих на территории Российской Федерации граж­дан Российской Федерации;

з) сведения о фамилии, имени, отчестве, занимаемой должности, гражданстве и стране постоянного проживания руководителей орга­низации, их заместителей, аттестованных аудиторов и иных штатных работников организации - при наличии в штате организации ино­странных граждан и (или) не проживающих постоянно на террито­рии Российской Федерации граждан Российской Федерации.

Если копии указанных в настоящем пункте документов не заве­рены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала.

Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об от­казе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами.

С целью контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий лицензирующий орган проводит проверки их деятельности.

Основанием для проведения проверки являются:

а) распоряжение уполномоченного должностного лица лицензи­рующего органа;

б) план проверок, утвержденный лицензирующим органом;

в) нарушения лицензиатом законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации;

г) обращения и жалобы заказчиков аудиторских услуг в правоохранительные органы на допущенные лицензиатом при осуществ­лении им аудиторской деятельности нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

По результатам проверки составляется акт в 2-х экземплярах, один из которых передается лицензиату.

В случае выявления при проведении проверки нарушений ли­цензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган обязан в месячный срок по окончании проверки направить лицензиату предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения.

Лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок (в пись­менной форме) лицензирующий орган об изменении своего почто­вого адреса и (или) адресов используемых им для осуществления аудиторской деятельности зданий и помещений, а также обеспечи­вать условия для проведения проверок.

Лицензирующий орган ведет реестр лицензий

Индивидуальные аудиторы и аудиторские организации обязаны в 15-дневный срок сообщать в лицензирующий орган об изменени­ях данных, внесенных в реестр лицензий.

Основания и порядок аннулирования лицензий на право заниматься аудиторской деятельностью

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской дея­тельности» предусмотрена ответственность индивидуальных аудито­ров или аудиторских организаций в виде аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности в следующих случаях.

1. За составление заведомо ложного аудиторского заключения (ст. 11). Для лица, подписавшего такое заключение, предусмотрена также ответственность в виде аннулирования квалификационного аттестата аудитора и привлечения его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. За уклонение от проведения внешней проверки качества рабо­ты или непредставление проверяющим всей необходимой для про­верки документации или иной требуемой информации (ст. 14 п. 3).

3. За систематическое нарушение требований нормативных пра­вовых актов или федеральных правил (стандартов) аудиторской дея­тельности (статья 14 п. 4).

Согласно ст. 20 Федерального закона «Об аудиторской деятель­ности» аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют право ходатайствовать перед Уполномоченным федеральным органом о приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении своих членов.

При аннулировании лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора, данная аудиторская организация или индивидуальный аудитор исклю­чаются из состава всех аккредитованных профессиональных аудитор­ских объединений, членами которых они состоят, без права повтор­ного вступления как в эти аккредитованные профессиональные ауди­торские объединения, так и в другие аккредитованные объединения на срок, установленный Уполномоченным федеральным органом, но не более трех лет со дня аннулирования лицензии у данной аудиторской организации или данного индивидуального аудитора.

Лицензирование аудиторской деятельности

Журнал "Финансовый директор"
www.fd.ru
ссылка на оригинал статьи на сайте fd.ru


Несмотря на то что рынок услуг сравнительно молод в России, он развивается быстрыми темпами. Сегодня это самостоятельный сегмент бизнеса с большим годовым оборотом и множеством занятых в нем специалистов (порядка 30000 человек по данным ЦАЛАК Минфина РФ).

Развитие в России можно разделить на три этапа:

Первый этап продолжался с начала 90-х годов XX века до принятия Федерального закона от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
-второй этап наступил с вступлением в силу Закона № 119-ФЗ в сентябре 2001 года; -третий этап начался с рассмотрением и обсуждением проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности".

1 этап. Первые шаги в рыночной экономике

Появление и развитие аудита было обусловлено переходом России к новым экономическим отношениям, к рыночной экономике, одной из составляющих которой и является аудиторская деятельность.

В конце 1980-х годов, в период перестройки, в Советском Союзе уже начали появляться предприятия с инвестициями, которые отличались самостоятельностью принятия управленческих решений и требовали учета интересов предпринимателей в области контроля и аудита. Именно тогда и появились предпосылки для формирования как рынка аудиторских услуг в целом, так и разделения рынка на 2 сегмента – внешний и внутренний.

До 1994 года организации в основном создавались как обыкновенные коммерческие структуры и функционировали на основе Закона РСФСР от 25 декабря 1990 года N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Специального законодательства о лицензировании аудиторской деятельности, как во всех странах с рыночной экономикой, в России не было. Однако клиенты стали требовать от аудиторов и аудиторских организаций документы, подтверждающие их компетентность в сфере аудита. Именно в это время самостоятельно возникают организации по подготовке аудиторов и выдаче им соответствующих удостоверений, аттестатов и лицензий: аудиторские палаты и ассоциации бухгалтеров и аудиторов России, СНГ. Лицензии выдавались и местными советами, и Правительством Москвы, и комитетом мэрии Санкт-Петербурга и др. Однако все эти аттестаты и лицензии были нелегитимны. Эти «лицензии» (за исключением лицензии Центрального России) фактически носили лишь рекомендательный характер, т.к. ни одному из этих органов законодатель не давал право их выдавать.

Нормативность аудиторской деятельности была Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации", который утвердил Временные правила аудиторской деятельности и запретил проведение аудиторской деятельности без аттестации и без получения лицензий.

Совету Министров Правительства РФ было поручено в срок до 1 февраля 1994 года утвердить представленный Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ порядок получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности (в дополнение к порядку аттестации). Юридические лица (аудиторские организации) и физические лица (аудиторы), индивидуально занимающиеся аудиторской деятельностью, были обязаны до 1 января 1995 года получить соответствующие лицензии на право осуществлять аудиторскую деятельность. Срок перехода был сильно жестким и практически не реализуемым. Именно с этой целью Правительство РФ расширило с 1995 года состав экономических субъектов обязательного аудита, тем самым в официальном порядке отодвинув срок получения лицензий на более поздний.

Главной проблемой аудиторского движения во второй половине 90-х годов были значительные размеры лицензионного сбора на получение лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Лицензионный сбор был установлен исходя из минимального размера оплаты труда, причем из - 30 МРОТ, для аудиторских организаций - 150 МРОТ, выплачивавшихся ежегодно. При этом при выдаче лицензии на срок более одного года размер сбора увеличивался пропорционально и лишь на один тип лицензии. В случае если администрация аудиторской организации решила осуществлять все виды аудиторских услуг на протяжении 5 лет, то она несла не только весьма существенные расходы на аттестацию специалистов различного профиля, но и расходы на выплату лицензионного сбора в размере 3000 МРОТ.

Кроме того, за попытку осуществлять аудиторскую деятельность без лицензии (в том числе и в результате ее аннулирования) действовали большие санкции, сохранившиеся и по Федеральному закону от 7 августа 2001 г. "Об аудиторской деятельности" (ст. 11, 14, 16, 17, 20 и 21).

За счет таких размеров лицензионных сборов и санкций во второй половине 90-х годов рынок аудиторских услуг был существенно деформирован законодателем. На рынке могли выжить преимущественно крупные организации, причем зачастую не отечественные, а иностранные аудиторы.
В этот период лицензирование осуществляли центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии Эти органы устанавливали свои, особые условия выдачи лицензий. Такие условия отличались разве что в сторону ужесточения общепринятого порядка.

2 этап. Лицензирование

Регулирование деятельности аудиторов в соответствие с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществлялось в течение более 7 с половиной лет. Однако законодательное обеспечение аудиторской деятельности требовало совершенствования, поскольку Временные правила, сыграв важную роль в становлении аудита в России, полностью уже не отражали современного состояния на рынке, не соответствовали действительности и нуждались в реформировании.

Проект Федерального Закона «Об аудиторской деятельности» был подготовлен на базе четырех ранее разработанных проектов. В нем также были использованы положительные позиции Временных правил, а также были учтены особенности перехода России к рыночной экономике, практика российских аудиторских компаний и в некоторой степени зарубежный опыт осуществления аудиторской деятельности. Подготовленный законопроект, с учетом поправок в первом чтении, расширил полномочия профессиональных аудиторских объединений в решении отдельных определил основные понятия аудита, а также общероссийские правила (стандарты) аудиторской деятельности.

Закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ вступил в силу 9 сентября 2001 года, обозначив новый этап аудиторской деятельности в Российской Федерации. Условия и правила аудиторской деятельности, требования, предъявляемые к аудиторам и аудируемым лицам, приобрели силу закона.

Лицензирование аудиторской деятельности (до исключения данного пункта с 1 января 2006 года) также регулировал Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который предоставлял уполномоченному федеральному органу государственного регулирования аудиторской деятельности большие полномочия в области лицензирования аудиторской деятельности.

Среди этих правомочий можно выделить:

Предоставление лицензий;
-переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
-приостановление действия лицензий; возобновление действия лицензий;
-аннулирование лицензий без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора; ведение реестра лицензий;
-контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Законом о лицензировании отдельных видов деятельности установлен стандартный (при подаче документов на лицензирование любого вида деятельности) набор необходимых документов:

Заявление в произвольной форме (с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица или фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя
-места нахождения юридического лица (в заявлении необходимо указывать либо почтовый адрес, либо адреса используемых юридическим лицом для осуществления аудиторской деятельности зданий и помещений) или домашнего адреса по месту регистрации в паспорте предпринимателя и данных документа, удостоверяющего личность предпринимателя);
-нотариально заверенная копия (устав и учредительный договор);
-нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (свидетельства о регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя);
-нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления (платежное поручение с отметкой банка заявителя об исполнении, оригинал квитанции России с печатью отделения, в котором производилась оплата).

Кроме того, юридические лица - соискатели лицензии должны представить в лицензирующий орган один из документов, касающихся состава организации, указанных в п. 4 ст. 4 Закона деятельности и подп. "ж", "з" п. 5 Положения о лицензировании аудиторской деятельности

При этом под кадровым составом аудиторской организации понимаются все штатные сотрудники организации, за исключением хозяйственного и обслуживающего персонала.

Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии уполномоченный федеральный орган принимает решение в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 рублей, а за предоставление лицензии - в размере 1000 рублей.
Осуществление аудиторской деятельности без лицензии влечет за собой уголовную, административную и гражданско-правовую в соответствии с законодательством России.

3 этап. виток в развитии аудиторской деятельности

Такой порядок предоставления лицензии будет действовать до 1 июля 2008 года, когда вступят в силу положения Федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» ужесточил требования к саморегулируемым аудиторским объединениям (САО). Для приобретения статуса САО требуется не менее 3000 аудиторов (вместо 1000 по Закону № 119-ФЗ), в том числе индивидуальных аудиторов, или не менее 1500 аудиторских организаций (вместо 1000). Подобные требования позволят сформировать в России 4-5 саморегулируемых аудиторских объединений, имеющих многолетний практический опыт работы в данной области, что кажется оптимальным.

Данный проект Федерального закона значительно расширяет функции саморегулируемых аудиторских объединений. По ст. 21 проекта САО даны полномочия разрабатывать и устанавливать требования к вступлению в такое объединение, а также исключению из него, привлечения к ответственности членов саморегулируемого аудиторского объединения за нарушение устава этого объединения, а также федеральных стандартов аудиторской деятельности.

Проект предполагает передачу большей части функций по регулированию аудиторской деятельности аудиторскому сообществу, что и отвечает задаче перехода на международную практику регулирования аудиторской деятельности. Государство в лице будет лишь вырабатывать государственную нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, анализировать отчеты саморегулируемых аудиторских объединений об исполнении ими и их членами законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, вести государственный реестр таких объединений, а также осуществлять надзор за их деятельностью.

Организация саморегулирования аудиторской деятельности в России отличается и будет отличаться от международного опыта. Сегодня в России, в отличие от большинства стран мирового сообщества с продолжительной историей аудита, действует 5 саморегулируемых объединений, а не одно, как это зачастую рекомендуется. Хотя сегодня и наблюдается укрупнение аудиторских объединений посредством слияния и поглощения, в России вероятнее всего будет существовать несколько саморегулируемых аудиторских объединений, согласно выводам Программных рекомендаций для организации деятельности профессиональных аудиторских объединений в Российской Федерации (разработаны в 2006 г. в рамках проекта ТАСИС "Осуществление реформы аудита в Российской Федерации").

В настоящее время в Российской Федерации 5 профессиональных аудиторских объединений:

Некоммерческое «Аудиторская палата России», созданное в 2000 году и дважды аккредитованное в Минфине России насчитывает сегодня свыше 2000 членов;
-некоммерческое партнерство «Московская аудиторская палата» была создана в 1992 году и насчитывает сегодня более 1600 членов;
-некоммерческое партнерство «Институт профессиональных аудиторов», учрежденное в 2000 году 36 компаниями, сегодня насчитывает 942 действительных члена, а также 24 ассоциированных и 9 аффилированных;
-некоммерческое партнерство «Российская коллегия аудиторов», учрежденное в 2002 году и «поглотившее» в 2004 году Национальную Федерацию и Аудиторов, сегодня насчитывает 1864 аудитора и 497 аудиторских организаций;
-некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», созданный в 1997 году и насчитывающий около 1000 членов в лице аудиторских фирм.

Федеральный Закон «О саморегулируемых организациях» вступил в действие лишь 7 декабря 2007 года. Этот закон, наконец, создал законодательную базу функционирования саморегулируемых организаций, но его эффективность, de facto, можно будет оценить лишь по истечении нескольких лет. В данном Законе так и не было законодательно определено ограничение числа саморегулируемых организаций, которое, как преобладает мнение, и не должно иметь место, поскольку приведет к существенной концентрации рынка и доминированию нескольких игроков.

Зарубежный опыт саморегулирования сегодня оценивается зачастую как положительный, но сегодняшние саморегулируемые организации не обладают достаточным весом и недостаточно независимы в своей деятельности. На сегодняшний момент ни одна из организаций не отвечает требованиям проекта Федерального закона, который, после переноса срока вступления в действие на 2 года, должен вступить в силу 1 июля 2008 года. Профессиональные объединения пока очень молоды и слабы и делают лишь первые шаги в осуществлении проверок качества аудита. К тому же, осуществление некоторых видов аудиторской деятельности (аудит организаций) зачастую связано с наличием определенного «стажа», что и проверялось при получении лицензии. Саморегулируемые же аудиторские объединения выполнять необходимые для этого юридические процедуры пока не способны.

Введение нового порядка регулирования аудиторской деятельности, прежде всего, вызовет рост цен на услуги аудиторов, т.к. с переходом к САО затраты компаний возрастут (надо будет выплачивать членские взносы и отчисления в компенсационный фонд), а также спровоцирует уход с рынка небольших компаний, прежде всего, региональных.

Изменится качественный состав участников рынка аудиторских услуг: произойдет укрупнение и концентрация компаний, появятся новые игроки рынка за счет распада одних и объединения других компаний.

Возможно, в краткосрочной перспективе увеличится количество фирм, желающих заниматься аудитом, однако, они, скорее всего, быстро и исчезнут.

Изменения окажут положительное воздействие на рынок «черного аудита» - он постепенно начнет исчезать. Демпингующим компаниям станет не содержать определенное количество сотрудников, в соответствие с требованиями САО, при низком уровне цен на их услуги.

Лицензия и сегодня необременительна, поскольку является минимальной профессионализма аудитора. Однако присутствие в России в условиях саморегулирования аудиторской деятельности нескольких сильных профессиональных аудиторских объединений создаст основу для конкуренции среди них и в целом будет способствовать повышению эффективности их деятельности и росту авторитета профессии аудитора. К тому же, при условии введении обязательного членства в САО, все аудиторские организации попадут в единый реестр Минфина России, следовательно, в его зону контроля. А это значит, что отнюдь не только саморегулируемые организации будут преимущественно определять дальнейшее развитие рынка аудиторских услуг.

Профессионалы рынка аудиторских услуг, в общем, ратуют за новый порядок, который должен вступить в силу с 1 июля 2008 года, но, опять же, с некоторыми оговорками.

Давид Левин , по работе с аудиторами Института Профессиональных Бухгалтеров России:

То, какое место займут профобъединения, в системе после принятия поправок к Закону, зависит от того, какой вариант пройдет. Если будут приняты предложения Минфина (1500 организаций и/или 3000 аудиторов), то мы будем иметь, скорее всего, 3 достаточно мощных и самостоятельных профессиональных объединения, располагающих достаточными ресурсами для саморегулирования (стандартизация, контроль качества, обучение и повышение квалификации)

Если пройдет вариант комитета по собственности Госдумы (100 организаций и /или 300 аудиторов), то будут десятки (а может сотни) "семейных" профобъединений, имитирующих саморегулирование.

После изменения порядка лицензирования принципиально новым будет то, что все аудиторы должны будут вступить в профобъединения, а будет ли это реальный контроль за аудиторами или имитация, см.выше.

После введения нового порядка лицензирования принципиальных изменений в деятельности ИПБ России, думаю, не будет, т.к. уже сегодня наш институт де-факто выполняет все функции саморегулирования: объединяет наибольшее в России количество профессионалов - бухгалтеров (более 100000), аудиторских организаций (около 1000), аудиторов (более 5000); является действительным членом международной федерации бухгалтеров (IFAC); ведет реестр своих членов; разрабатывает внутрифирменные стандарты и кодекс этики для своих членов; переводит на русский язык международные стандарты аудита и готовит проекты национальных стандартов, соответствующих международным; осуществляет большой комплекс мероприятий по организации контроля качества работы аудиторских организаций; проводит обучение и повышение квалификации (пока только для бухгалтеров). Скорее всего, значительно (в разы!) возрастут объемы работы.

Изменения, с моей точки зрения, произойдут в работе аудиторов и аудиторских организаций, поскольку в силу обязательного членства все они будут обязаны вступить в саморегулируемые организации и, следовательно, качество их работы кем-то будет контролироваться.

Сергей Шапигузов , президент аудиторско-консалтинговой компании ФБК:

Это почти аксиома: отмены лицензирования не произойдет, пока не будут приняты поправки к закону «Об аудиторской деятельности». Если эти поправки не будут приняты до лета, то и после 1 июля мы будем жить по-старому.

Какими будут эти поправки трудно сказать. Если курировать этот законопроект по-прежнему будет известный думский мечтатель Виктор Плескачевский, я надеюсь, ситуация с принятием поправок останется патовой.

Мягко говоря, спорных моментов в проекте Закона много.

Напомню, что предполагается заменить лицензирование аудиторов на их обязательное членство в саморегулируемых организациях - СРО, которым и должны быть переданы контрольные функции, что само по себе неплохо. Но проектом Закона устанавливаются такие нормы, что, скорее всего, будет создано более 30 СРО. На наш взгляд, чем меньше таких организаций будет – тем лучше. Практика показывает: чем меньше профессиональное объединение, тем больше по своей идеологии оно напоминает организованную преступную группировку.

Мы против создания института круговой поруки среди аудиторов – а фактически сейчас предполагается именно это. Мелкие СРО должны создать фонд, из которого – если аудитор провинился – будет покрываться ущерб. Провинившийся аудитор будет прятаться за СРО, которая его приняла. А коллеги будут защищать его, чтобы не платить! Иными словами, это стимулирует аудиторов не защищать общественный интерес, а защищать интерес своего кармана. Это неправильно. Совсем не такого результата мы хотим достичь – нам бы хотелось, чтобы профессиональное сообщество принципиально оценивало работу аудитора.

Еще один момент – способ взаимодействия аудиторов с клиентами. Плескачевский предлагает по существу индивидуальную ответственность аудиторов за свою работу. И это, в принципе, необходимая вещь. Но… Такая практика была хороша сто лет назад. Сегодня во всем мире от этого ушли! Просто это никак не ложится на аудит крупных компаний. И дело даже не в том, что будет написано, например, аудитор «Газпрома» - иван иванов. Просто такие крупные компании чисто технически не могут «аудироваться» одним физическим лицом. Они «аудируются», как правило, крупными аудиторскими компаниями.

Есть ощущение, что Дума пытается поставить некий эксперимент над рынком профессиональных консультантов. Кстати, г-н Плескачевский уже творчески подошел к закону «Об оценочной деятельности». Теперь мы имеем закон, который уже все хотят поменять. Очень не хотелось бы, чтобы аудиторов ждала судьба оценщиков. В этом смысле можно только аплодировать Минфину, который упорно не соглашается с теми идеями, которые генерируются думскими мыслителями в отношении аудиторов.

Геннадий Николаевич Иванов , председатель совета директоров ЗАО «СВ Аудит»:

Лицензирование аудиторской деятельности прекращалось с 1 июля 2007 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2006 N 252-ФЗ и было возобновлено с 25 июля 2007 года Федеральным законом от 19.07.2007 N 135-ФЗ.

Нужно сказать, что подобная процедура отмены лицензирования и её возобновления происходит уже не первый раз не только в аудите, но и в оценочной деятельности. И честно говоря, некоторая неподготовленность и поспешность решения вопроса отмены лицензирования аудиторской деятельности вызывает неоднозначную реакцию в аудиторском сообществе.

Известно, что с отменой лицензирования Министерство финансов передаст права по контролю аудиторских организаций саморегулируемым организациям (СРО). Таковых на сегодняшнее время несколько, среди них Московская Аудиторская Палата, Аудиторская Палата России и другие организации. Мы уже являемся членами основных профильных саморегулируемых организаций на протяжении многих лет, поэтому новый порядок передачи контрольных функций в СРО, на наш взгляд, кардинально не изменит деятельность нашей и многих других аудиторских компании. Коммуникация с профессиональными объединениями налажена, мы соблюдаем внутренние правила аудиторской деятельности и профессиональной этики СРО. Мы работаем на аудиторском рынке более 10 лет, за эти годы сотрудничество с саморегулируемыми организациями стало действительно эффективным.

Понятно, что на сегодняшний день государству трудно осуществлять контроль более чем 7000 аудиторских организаций, поэтому передача этой обязанности СРО видится эффективным решением проблемы. Ведь в этом случае государство будет регламентировать только деятельность СРО. Однако в последнее время каждые полгода происходит новый виток нестабильности – законодатели вновь и вновь меняют порядок лицензирования, что не добавляет оптимизма ни СРО, ни аудиторским организациям. Самое интересное, что существующая на данный момент практика решения вопроса лицензирования аудиторской деятельности не даёт уверенности в том, что через полгода вновь не произойдёт изменений. Возможно, колебания законодателей связаны с тем, что СРО видятся государственным органам пока ещё недостаточно подготовленными для решения поставленных перед ними действительно серьезных методологических и контрольных задач.

Наша позиция заключается в том, чтобы все сообщество аудиторских компаний России имело четкую и однозначную позицию государства по вопросу отмены лицензирования в области аудита. Мы хотим иметь уверенность в том, что к назначенной дате СРО будут удовлетворять всем необходимым требованиям государства и однозначно смогут взять на себя всю полноту власти и ответственности в части взаимодействия с аудиторскими организациями. Мы выступаем за подготовленное, качественное и точное по срокам решение вопроса.

Иван Григорович , генеральный директор ЗАО "РУФАУДИТ":

На сегодняшний день на рынке можно отметить «расслоение» как клиентов, так и компаний, оказывающих аудиторские услуги. Я бы выделил 3 слоя (уровня) заказчиков, и, соответственно, аудиторов:

Филиалы мировых грандов и крупнейшие российские компании, ведущие бизнес за пределами РФ – это заказчики «большой четверки» (Deloitte & Touche, Ernst & Young, KPMG и PricewaterhouseCoopers). С соответствующими ожиданиями и ценами. Крупные и средние российские компании, иностранных организаций, считающие деньги, не готовые переплачивать слишком много за имя аудитора, точно знающие для чего им нужен аудит, пусть и обязательный. Аудит у таких клиентов проводят ведущие российские аудиторы. Цены на услуги ниже, чем в первой группе, но соответствуют реальным на рынке профессиональных услуг. Малый и средний бизнес, масштабы которого «заставляют» менеджмент компании проводить обязательную аудиторскую проверку отчетности, а также организации с государственным и муниципальным участием в капитале. Это зачастую заказчик не услуг, а документа с печатью и подписью аудитора. Это – простор для демпинга, а, следовательно – неквалифицированных услуг.

Реальный бизнес аудиторских компаний возможен только с первой и второй группами заказчиков. Это рынок настоящих профессиональных услуг в сфере аудита, на нем существует здоровая конкуренция. А вот демпинг, «серый» или «черный» аудит не имеет ничего общего с реальным аудитом, выражением мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Целью нашей Компании является содействие нашим Клиентам в развитии бизнеса путем предоставления качественных услуг, основанных на глубоком опыте и фундаментальных знаниях.

Мы придаем большое значение контролю качества оказываемых услуг внутри организации. В Компании разработана, внедрена и успешно действует система контроля качества, которой охвачены все аспекты деятельности. Являясь национальной компанией наиболее динамично развивающейся международной сети JPA International, ЗАО «РУФАУДИТ» проходит контроль качества услуг со стороны этой сети. В 2003-2005 годах мы успешно прошли проверку соответствия оказываемых услуг действующему российскому законодательству со стороны Минфина РФ, а также Национальной федерации консультантов и аудиторов (сегодня – Российская Коллегия Аудиторов).

В нашей компании на сегодняшний день работают аттестованные аудиторы, которые являются членами саморегулируемых аудиторских объединений, аккредитованных при Министерстве финансов Российской Федерации. В этом смысле, принятие закона, обязывающего аудитора быть членом одного из СРО, для наших сотрудников мало что изменит.

Система профессиональной подготовки, повышения квалификации, наставничества успешно действует в нашей компании, и я могу сказать, что работаю в команде ответственных профессионалов.

Мы ежегодно добровольно страхуем свою профессиональную ответственность в ведущих страховых компаниях России на суммы, которые покрывают наши риски по договорам на оказание услуг. Если предлагаемая система компенсационных фондов СРО сможет предложить такой же четкий, понятный механизм профессиональных рисков аудитора, я буду только рад.

Основной вопрос, который существует при рассмотрении нового порядка регулирования аудиторской деятельности – кто же все-таки будет основным игроком на аудиторском рынке России? Отдельный аудитор, пусть и обладающий выдающимися профессиональными навыками или команда единомышленников, Компания, способная организовать процесс оказания аудиторских услуг, создания ноу-хау, защиту о клиентах и т.п. Выполнение всего комплекса мер, навряд ли будет под силу индивидуальному аудитору. К тому же повышается вероятность появления «карманных» индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, обслуживающих узких круг доверенных клиентов.

Опыт зарубежных стран

Совершенствование аудиторской деятельности в России идет в последние годы достаточно активно. И, очевидно, законодательное обеспечение деятельности должно следовать за темпами развития рынка. Главной задачей реформирования законодательной базы должно быть, прежде всего, формирование единых требований к качеству работы аудиторов в виде обязательных аудиторских стандартов и их приближение к международным.

Сегодня органы государственной власти занимаются изданием соответствующих нормативных документов, аттестацией аудиторских кадров, лицензированием аудиторской деятельности, контролем качества работы, сбором и анализом специальной отчетности индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций. В развитых странах данные полномочия делегированы профессиональным объединениям.

Целью внесения изменений в регламентацию аудиторской деятельности в Российской Федерации является отход от государственного регулирования и лицензирования данного вида деятельности и делегирование данных полномочий негосударственным саморегулируемым аудиторским профессиональным объединениям, как в большинстве развитых стран мира.

В большинстве развитых стран признается эффективным саморегулирование аудиторской деятельности при передаче этих функций одному аудиторскому объединению. Так, в Германии, Франции, США, Японии действует единственная саморегулируемая организация, в Великобритании же наличие трех таких аудиторских объединений обусловлено только различной территориальной принадлежностью данных организаций.

В Великобритании регулирование аудиторской деятельности осуществляется тремя ведущими профессиональными объединениями: Институтом присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса (TCAEW), Институтом присяжных бухгалтеров Шотландии (ICAS), Институтом присяжных бухгалтеров Ирландии (ICAI). Институт присяжных бухгалтеров Шотландии является старейшим в мире профессиональным объединением бухгалтеров: с 1854 года все выпускники Института получают квалификацию присяжного бухгалтера, которая дает право подписывать аудиторские отчеты при наличии и соответствии других составляющих соответствующих аудиторской профессии. Данными 3 организациями создан объединенный отдел мониторинга (JMO), в котором работает 48 специалистов.

В Германии профессиональные интересы всех аудиторов, присяжных ревизоров бухгалтерских книг, аудиторских фирм и обществ по ревизии бухгалтерских книг представляет Палата аудиторов. Данная организация профессионального самоуправления аудиторов также осуществляет надзор за выполнением ими профессиональных обязанностей.

Задачи по регулированию аудиторской деятельности во Франции в соответствии с декретом от 12.08.1969 и постановлением Правительства от 24.01.1994 возложены на Национальную компанию комиссаров по счетам Франции (CNCC). Главная цель деятельности данной организации – контроль за правильным осуществлением аудиторами своей профессиональной деятельности, защита чести и независимости ее членов.

Аудиторскую деятельность в США осуществляет Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров, который устанавливает профессиональные требования, проводит исследования и публикует материалы по тематике, связанной с бухгалтерским учетом, аудитом, консультационными услугами для администрации и налогами.

В Российской Федерации в настоящее время на рынке аудиторских услуг наблюдается усиление роли саморегулируемых организаций, которые представляют законные интересы своих членов в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Они разрабатывают и устанавливают обязательные для выполнения своими членами правила профессиональной деятельности, внутренние правила и стандарты деятельности и профессиональной этики. Они также контролируют деятельность своих членов на предмет соблюдения законодательства и установленных правил, рассматривают жалобы на их действия.

Использование зарубежного опыта в формировании основ аудиторской деятельности и формированием института саморегулирования оценивается положительно, но, очевидно, должно быть более продуманным и подготовленным. В России пока не работают факторы обеспечения качества аудита, присутствующие в развитых странах. Потребители не готовы пользоваться «репутационным механизмом» при выборе аудитора. Саморегулируемые организации еще не готовы взять на себя полную ответственность по обеспечению качества аудиторских услуг. Переходный период с его всеми возможными противоречивыми последствиями неизбежен. К тому же, нет гарантии, что 1 июля 2008 года данный закон все-таки вступит в силу, а не застрянет в коридорах власти, как 2 года назад.



2010 год стал для аудиторских организаций началом "новой эры" в работе. С1 января от-менено лицензирование аудиторской деятельности. Одновременно введено обязательное членство для аудиторов и для аудиторских компаний в одной из аккредитованных при Мини-стерстве финансов РФ саморегулируемых организаций аудиторов (СРО). Перспектива перехода от лицензирования к саморегулированию в этой сфере была опреде-лена уже давно. Практика работы СРО аудиторов насчитывает более пятнадцати лет, поэтому процесс этот оказался не столь болезненным, более того, по мнению специалистов, он открыл перспективу оздоровления рынка аудиторских услуг. Эти и другие изменения в аудиторской деятельности читателям "Уральской кредитной линии" прокомментировала Светлана Витальевна Киселева, генеральный директор Группы компании "ВнешЭкономАудит".

Начиная с 2010 года, аудиторские услуги в России могут оказывать только аудиторские компании-члены аккредитованных СРО, причем аудиторы, работающие в этих организациях, также должны вступить в СРО. Речь о том, чтобы отменить лицензирование, велась еще с 2005 года. Это решение преследовало несколько важных целей: прежде всего, повысить качество аудита, очистить рынок аудиторских услуг от недобросо-вестных игроков, укрепить позиции профессио-нальных аудиторских компаний. "Не секрет, что раньше некоторые предприятия, подпадающие под обязательный аудит, практиковали"покупку" аудиторских заключений у недобросовестных аудиторских компаний. Порог входа в профессию и на рынок был достаточно низким. Для того чтобы получить лицензию, достаточно было набрать в штат пять аудиторов и заплатить «копеечный» лицензионный сбор. Как правило,такие компании не осуществляли страхование деятельности, не являлись членами профессиональных аудиторских объединений, формально относились к повышению квалификации своих сотрудников. Теперь таким компаниям придется либо пересмотреть свои представления о работе в сторону повы-шения качества, либо уйти с рынка. Дело в том, что членство в СРО требует от аудиторской компании строгого соблюдения стандартов качества аудита. Кроме того, далеко не все аудиторские фирмы смогут позволить достаточно существенные фи-нансовые затраты на осуществление аудиторской деятельности ",-поясняет генеральный директор ГК "ВнешЭкономАудит" Светлана Киселева.
"Дело в том, что аудиторские компании, помимо взносов за вступление в СРО, должны произвести отчисления в компенсационный фонд который гарантирует заказчику выплату штрафных санкций,если аудиторские услуги были предо-ставлены некачественно, - продолжает Светлана Киселева. -Также компания должна ежегодно выплачивать членские взносы не только за себя, но и за своих аудиторов. Увеличилась стоимость по-вышения квалификации аудиторов, параллельно с этим усилился контроль за их обучением. Кроме того, аудиторская компания должна будет про-ходить процедуру внешнего контроля качества и, соответственно, нести дополнительные финансо-вые затраты,
Получается, что теперь аудит - достаточно недешевый бизнес, и заниматься им могут только финансово устойчивые аудиторские организации. "С отменой лицензирования я увидела для себя и для своей компании ряд положительных измене-ний, прежде всего, направленных на повышение качества работы аудиторов и повышение качества услуг, предоставляемых на рынке",- заключает генеральный директор.
Есть еще одна новость, которая вызывает массу противоречивых мнений среди аудиторов.
Речь идет о планируемых поправках в закон "об аудиторской деятельности", предусматривающих освобождение от обязательного аудита субъектов малого бизнеса в статусе обществ с ограниченной ответственностью. Планируется освободить от обязательного аудита организации с выручкой менее 400 миллионов рублей и суммой активов бухгалтерского баланса менее 160 миллионов. На сегодня аудиторской проверке подлежат все ком-пании, чья выручка составляет более 50 миллио-нов, а сумма активов бухгалтерского баланса более 20 миллионов рублей
С одной стороны, изменение законодательства и отмена обязательного аудита вызовет сокращение спроса на аудиторские проверки у региональ-ных аудиторских компаний, в том числе челябин-ских, и, как следствие, произойдет уменьшение выручки от аудиторской деятельности. Основная причина - в Челябинской области и самом Челя-бинске не так много компаний, выручка которых превышает 400 миллионов рублей.
Однако,с другой стороны, эта нововведение может способствовать тому, что на рынке не останется места для недобросовестных аудито-ров, которые за небольшую плату "штамповали" аудиторские заключения. Поскольку основная клиентура таких "аудиторов"-небольшие пред-приятия, они просто перестанут обращаться за данной услугой.
По мнению Светланы Киселевой, принятия поправки об отмене обязательного аудита для субъектов малого и среднего бизнеса, в первую очередь, стоит опасаться банкам, так как возможно появление большого числа "некачественных" заемщиков и, как следствие- ухудшение качества кредитного портфеля.
Несмотря на то что в банках есть свои специалисты, которые проводят анализ хозяй-ственной деятельности организаций-заемщиков, они делают это на основании бухгалтерской отчетности, предоставленной организацией, и не занимаются проверкой ее достоверности. Отличие работы аудиторов заключается в том, что мы, прежде чем выражать свое мнение, обязаны проверить и подтвердить данные бухгалтерской отчетности. Наличие у организации аудиторского заключения от аудиторской компании с хорошей репутацией является для банка своеобразной гарантией того, что его потенциальный заемщик ведет прозрачную, легитимную деятельность. Банк может быть уверен в том, что денежные средства получит добропорядочная организация, деятель-ность которой, как и ее бухгалтерская отчетность, не вызывает сомнений.
По мнению Светланы Киселевой, у серьезных аудиторских фирм, предлагающих рынку качествен-ные аудиторские услуги, нет особых опасений, что спрос на их услуги, в связи с грядущим нововведе-нием, пропадет. "Те клиенты, которые заказывают
аудиторские проверки в нашей компании сейчас, понимают, зачем они инициируют проведение ауди-та и осознают те преимущества, которые получат в результате аудиторской проверки. Ведь аудит-это та процедура внешнего и, главное, независимого контроля, которая, прежде всего, полезна собствен-никам компаний»,- добавляет Светлана Киселева.
Проведение аудита -это практически единственная возможность для добросо-вестных участников обществ оградить себя от несанкционированных вмешательств со стороны недружественных участников и других лиц так как выполняя аудиторские процедуры, мы обяза-тельно увидим и просигнализируем о выводе или присвоении активов, о создании "искусственной" дебиторской и кредиторской задолженности, о на-личии признаков банкротства. Кроме того, помимо обязательного аудита, компании инициируют ауди-торскую проверку с целью проверить и минимизи-ровать возможные правовые и налоговые риски, в том числе при приобретении бизнеса, при смене директора или главного бухгалтера.
Для решения таких задач клиенты обращаются только в проверенную аудиторскую компанию, которой доверяют. В начале 2009 года у нас были некоторые опасения, что в связи с кризисом заказов на аудит станет меньше. Но, как показала практика, от обязательного аудита отказались единицы. Зато в разы увеличилась потребность во владельческом аудите, налоговом консалтинге и налоговом аудите, финансовом анализе, в выяв-лении признаков преднамеренного и фиктивного банкротства компаний-партнеров. Я считаю, что большая часть наших клиентов заинтересована в качественном аудите, поскольку понимает, что желание минимизировать расходы на его проведе-ние может привести к неприятным последствиям.

Очень понравился сервис «Правовой центр 21 век». Быстро получила консультацию через онлайн-чат, мне очень развернуто объяснили что надо делать

Katerina Andreeva

В 21 веке работают настоящие профессионалы. Спасибо большое! 2 юриста выдали прекрасные, подтвержденные ссылками на законы, ответы.

Константин

Все ответы исчерпывающие, доказательные. Благодарю за работу. Буду советовать Вашу юридическую компанию знакомым

Ирина Коновалова

Неожиданно быстро ответили. И много юристов. Все подробно расписали. Благодарю.

Владимир

Никогда раньше не пользовался онлайн-сервисами юридической консультации. Результат превзошёл ожидания. Получил ответы на основные вопросы и уточнения. Ответы сопровождались подтверждающими ссылками и цитатами законов. Если снова появятся вопросы, обращусь в правовой центр 21 век.

Сергей

Сервис юркомпании 21 век мне понравился. Но ответы юристов в качестве консультации не всегда дают полное решение вопроса. Приходится доплачивать за корректировку документа. И гонорар я передаю тому, кто первый внятно предложил условия для дальнейшей проработки

Антон Александрович Воробьев

Вопрос решен быстро, перезвонили в течение 15 минут. Удивило, что не пришлось ничего объяснять по поводу постановлений правительства в сфере расчета горячей воды, юрист их знает и сразу понял в чем дело. Рекомендую, 21 век предоставляет отличный сервис обслуживания.

Татьяна

Очень жаль, что не знала о правовом центре 21 век раньше! Спасибо за оперативные и разносторонние ответы. Безусловно, никто не примет за тебя решения - но советы юристов очень и очень помогут. Буду обращаться к Вам и впредь. Спасибо большое, с уважением, Ольга.

Ольга

Видимо, вопрос был слишком сложный, так что однозначного ответа я не получил. Хотя, с точки зрения юридической консультации, ответ юристов корректный: "как оно будет неизвестно, минимизируйте свои риски вот так-то". Не факт, что оффлайн юрист дал бы другой ответ.

Дмитрий

Добрый день. Передайте нашу благодарность всем ответившим юристам, их советы были нам очень полезны. Мы даже не ожидали, что получим столько ответов. Ситуация разрешилась в нашу пользу благодаря вам!