Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Экономическая социология в россии. Предмет и методы экономической социологии

Социология экономики (экономическая социология) - самостоятельная отрасль социологического знания, предметом исследования которой являются законы становления, функционирования и развития системы отношений между людьми, социальными группами, социальными общностями, социальными институтами во взаимосвязи с системой экономических отношений (т.е. отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления).

Методологической основой экономической социологии являются позитивизм (Конт, Спенсер, Дюркгейм), материалистический метод (Маркс), метод понимающей социологии (Вебер), метод формальной социологии (Зиммель), структурно-функциональный анализ (Парсонс), экономическая феноменология (Грановеттер). Начало становления экономической социологии относится ко второй половине ХIХ века. Как самостоятельная дисциплина она оформилась в середине ХХ столетия.

В широком смысле социология экономики изучает социальные закономерности экономического развития общества и социальную эффективность экономических решений, также она изучает проблемы мотивации экономической деятельности, экономическое поведение различных социальных групп, влияние социальных отношений и различных форм организации трудовой деятельности, социальных норм и социальных ценностей на повышение производительности труда, улучшение качества продукции.

Социология экономики исследует экономические явления и процессы как результат деятельности людей, занимающих разное положение в социальной структуре общества и имеющих разные интересы, и ставит целью анализ развития экономики как социального процесса, отражающего специфическое поведение и взаимодействие отдельных социальных групп и слоев общества. Т.е. социология экономики интересуется поведением людей в различных экономических действиях. Объектом социологии экономики служат не столько ряды взаимосвязанных экономических и социальных явлений, сколько механизм связи экономического и социального развития, с одной стороны, и социальный механизм развития экономики, с другой.

Социальный механизм развития экономики реализуется применительно к разным уровням территориальной структуры общества (республике, региону, области, городу, району), а также к уровням организационной структуры производства (ведомству, предприятию, цеху). На каждом уровне этих структур функционируют специфические группы людей, осуществляются особые виды деятельности и поведения, достигаются различные результаты. Это дает основание говорить о множестве частных механизмов, действующих на разных уровнях территориальной и организационной структур экономики.

Изучение социального механизма развития экономики направлено как на фиксацию его нормального функционирования, так и на выявление дисфункций, противоречий и трудностей в развитии экономики. Социологический анализ причин дисфункций социального механизма должен осветить специфическое положение отдельных социальных групп, являющихся субъектами механизма, а также условия, от которых оно зависит, должны быть вскрыты специфические интересы и потребности субъектов экономических отношений, степень удовлетворения их обществом.

Социологический подход позволяет рассматривать явления экономики с помощью большого числа переменных, характеризующих как различные аспекты общественных систем, так и факторов, определяющих положение человека в обществе. Это дает возможность увидеть новые грани проблемы, которые при чисто экономическом подходе оказываются вне поля исследования. Главный представитель американской школы экономической социологии Дж. Смелсер писал, что «социология экономической жизни занимается изучением того, какими способами эти символы (т.е. конкретные элементы культуры, мировоззрения и т.д.) облегчают либо затрудняют различные виды экономической деятельности и какими способами экономическое поведение ведет к изменению культурных символов».

Таким образом, разграничение представлений об экономическом и социальном действии, о природе хозяйственного поведения «человека экономического» и «человека социологического» явилось основной предпосылкой появления экономической социологии. Одной из главных причин повышенного внимания к проблемам экономической социологии в современной науке - это осознание узости «чистого экономизма», понимания его недостаточности для осмысления сложнейших проблем сегодняшнего дня.

Задачей экономической социологии становится выяснение конкретных путей и способов влияния социальных характеристик общества на развитие экономики, а уровня развития и состояния экономики - на социальные отношения. Знание основ экономической социологии позволит руководителю определять социальные резервы и ресурсы для выполнения экономических задач, определять социальную базу и социальные последствия в экономической деятельности, а также будет способствовать формированию практических навыков самостоятельного проведения прикладных социологических исследований экономической деятельности людей.

Понятие экономической социологии

Современные процессы в экономике и само ее состояние делают вопросы экономической социологии особо значимыми в социологической науке.

Особое значение имеют вопросы управления персоналом, регулирования и управления социально-трудовыми процессами, кадровой политики, что придает особую значимость тем отраслям социологии, которые исследуют труд. Все эти отрасли обладают единым предметом исследования, заключающимся в социальной стороне труда.

Определение 1

Экономическая социология – это направление исследований в социологии, которое исследует систему социально-экономических процессов и хозяйственной деятельности с позиции социальной теории.

Экономическая социология выполняет следующие функции:

  • Познавательная
  • Объясняющая
  • Оценочная
  • Прогностическая
  • Управленческая
  • Прикладная

Замечание 1

Таким образом, экономическая социология – это направление социологии, изучающее закономерности возникновения и развития социальных отношений, которые испытывают влияние социальных норм и установок в результате производства, обмена и потребления социальных благ.

Предмет экономической социологии

Рассмотрев понятие экономической социологии, перейдем к предмету исследований данного направления социологии.

Определение 2

Предмет экономической социологии – это общественные отношения, возникающие в области применения труда, собственности, распределения, обмена и потребления социальных благ, а также последствия их развития для общества в результате их взаимодействия с макроэкономическими факторами развития.

В более узком смысле, предмет экономической социологии заключается в экономическом поведении индивида или социальных групп, а также в общественных явлениях, возникающих в области экономики.

В зависимости от сферы экономической жизни, предмет исследования экономической социологии будет также отличаться. Если это финансовая сфера экономики, то предметом является рынок как общественное явление, собственность как социальный институт, экономические угрозы и т.д.

Предметом конкретных социологических исследований в области экономической социологии выступают последствия рисков, деньги как инструмент регуляции социально-экономических отношений, социальные конфликты в сфере финансов и т.д.

К предмету экономической социологии принято также относить ценности, потребности и социальные нормы, установки и интересы больших по численности социальных групп на макро и микро уровнях в рыночной сфере.

Определение предмета экономической социологии носит условный характер, поскольку исследования этой области социологического знания сопровождается также исследованиями смежных наук и изменениями в самой экономической социологии.

Замечание 2

Стоит отметить, что выделяют также два подхода к предмету экономической социологии: позитивистский и материалистический.

С точки зрения позитивистского подхода, в предметную область экономической социологии входит изучение и выявление общих законом взаимодействия социальных и экономических факторов.

С точки зрения материалистического подхода, предметная область экономической социологии включает поведение человека с точки зрения трудовой деятельности.

Методы экономической социологии

Междисциплинарный характер экономической социологии накладывает отпечаток междисциплинарности и на методы, применяемые в ней. Междисциплинарность методов экономической социологии заключается в учете двойственности природы объекта исследования, использовании данных экономики и социологии при исследовании социальных процессов, а также применении специальных методов, позволяющих обобщить информацию, полученную из нескольких областей научного знания.

Специфика метода экономической социологии также проявляется в том, что он изучает явления с позиции социального инструмента регулирования экономических отношений.

Рассмотрим некоторые методы, используемые в экономической социологии.

    Метод социологического моделирования заключается в воспроизведении социальных процессов в более простых формах, после чего проводятся необходимые действия с полученными в результате моделирования аналогами реальных социальных процессов или явлений.

    Социологическое моделирование осуществляется в несколько этапов:

    • На первом этапе формализуется социальный процесс или явление, после чего конструируется его модель.
    • На втором этапе происходит поиск решения проблемы с помощью произведения действий с аналогом социального явления.
    • Третий этап заключается в анализе результата касательно изучаемого социального процесса.

    Социологическое моделирование используется наиболее эффективно в социальном прогнозировании, поскольку получаемые модели социальных процессов дают наиболее объективное представление об этих процессах, а также метод социологического моделирования позволяет прогнозировать цепь возможного развития событий.

    Метод социологической экспертизы экономических преобразований заключается в проведении особого исследования с целью выявления глубины и длительности отклонения ведущих направлений экономического и социально-политического развития конкретного общества от абсолютных требований и норм социально-экономических закономерностей. Основная задача социологической экспертизы заключается в оказании содействия по интеграции новых форм социальной организации и повышении эффективности управления социумом.

    Метод выборочного обследования домашних хозяйств заключается в оценивании воздействия структуры денежных доходов и потребительских расходов домашних хозяйств на типы экономического поведения членов различных социальных групп.

Также экономическая социология использует и общие методы социологии, например, анкетирование, опрос, наблюдение, интервьюирование и иные методы социологического исследования, а также методы философии, психологии, педагогики и иных наук.

МЕСТО И РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ЕЕ СТРУКТУРА, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

1. Каковы три главных структурных элемента социологии?

Экономическая социология, представляющая собой конкретизацию общесоциологических теорий и принципов исследования процессов взаимодействия экономической и социальной сфер общества, не является самодовлеющей научной дисциплиной. Она органично включена в качестве важного концептуального компонента в целостную развивающуюся систему современного социологического знания.

На протяжении 170 лет, прошедших с тех пор как социология, благодаря трудам О. Конта, начала делать первые шаги в качестве самостоятельной науки, она превратилась в многогранную и многоуровневую систему научного знания. В ее современной структуре выделяются:

1. Общая социологическая теория, исследующая родовые особенности и закономерности развития общества, различные типы обществ, взаимодействие в них личностей, социальных групп и общностей, социальных организаций и институтов, связанных между собой общим социокультурным пространством.

2. Частные социологические теории, которые функционируют в двух видах: а) отраслевые социологические теории (экономическая социология, политическая социология, социология культуры и др.); б) специальные социологические теории, носящие межотраслевой характер, поскольку их объекты проникают в различные сферы общества - социология управления, социология молодежи, социология девиантного (отклоняющегося) поведения и т.п.

3. Прикладные социологические исследования, ориентированные на применение специфических социологических методов и исследовательских процедур для изучения конкретных социальных явлений и процессов (динамика спроса на определенные виды товаров, ценностных ориентации, электоральных предпочтений, степени религиозности населения и т.д.) и достижение на этой основе реального социального эффекта.

Экономическая социология возникает в ответ на социальную проблему, требующую своего разрешения. Она тесно связана с общей социологической теорией, воспринимая из нее основные методологические принципы исследования, теоретические концепции, арсенал социологических категорий и т.п., модифицируя все это с учетом специфики свойственного только ей самой объекта и предмета исследования. Она, как и все другие отраслевые и специальные социологические теории, имеет выходы в прикладные социологические исследования, ориентированные на изучение конкретных социально-экономических проблем (повышение экономической активности населения, динамика уровня доходов различных групп населения и т.п.) и на поиск эффективных способов их разрешения. Полученные в результате всех этих исследований выводы и рекомендации могут быть воплощены в социальных технологиях, что позволяет оказывать активное преобразовательное воздействие на объект исследования (изменение параметров социально-экономических процессов, совершенствование управления ими и т.д.).

Включаясь в качестве важного компонента в динамически развивающуюся систему социологического знания, экономическая социология обладает достаточно сложной структурой.

2. Что представляют собой интересы и потребности как структурные компоненты экономической социологии?

Поскольку в центре внимания экономической социологии находится человек, стремящийся удовлетворить свои потребности, интересы, стремления, постольку первым ее структурным компонентом является исследование интересов и потребностей, прежде всего экономических, отдельных индивидов, их групп и общностей. Интерес представляет собой эмоционально окрашенное повышенное внимание, стремление личности или группы к какому-либо объекту (продукту питания, одежде, машине, музыке, спорту и т.п.), связанное с удовлетворением определенной потребности. Поэтому он выступает в качестве реальной причины деятельности человека, в том числе и экономической, направленной на удовлетворение той или иной потребности. Но если потребности направлены прежде всего на получение пользы, на конкретную совокупность жизненных средств, на предмет удовольствия, то интерес может быть и альтруистическим, проникнутым бескорыстной заботой о благе других или общества в целом. Воплощая в себе жизненную энергию и стремления людей, интересы и потребности оказывают существенное влияние на экономическую деятельность и поведение как отдельных индивидов, так и их групп.

Исследуя особенности взаимодействия экономической и социальной сфер общества и возникающие в результате такого взаимодействия явления и процессы, экономическая социология обращает внимание прежде всего на то обстоятельство, что для удовлетворения своих жизненных потребностей люди используют не только природные блага (воздух, воду, съедобные растения и т.п.), но и блага; которые необходимо производить своим трудом – одежду, жилище, хлеб, книги и т.д. А это означает, что в круг ее предметной области включается процесс производства материальных и духовных благ. Само же такое производство не может осуществиться помимо экономической и других видов созидательной человеческой деятельности. Но всякий предмет, созданный трудом человека, будь это хлеб, брюки, книга или что-нибудь иное, производится для того, чтобы его рано или поздно употребить. Следовательно, экономическая деятельность неразрывно связана с потребительским и иными видами экономического поведения. Одни люди, получив вознаграждение за свой труд, вкладывают заработанное в какое-либо дело и производят новые товары, затем продают эти товары, а другие расходуют все заработанное на приобретение различных вещей либо превращают его в сбережения.

3. Что такое экономическая деятельность?

Экономическая деятельность - это динамичная система активного воздействия личности, социальной группы или общности на окружающую природную и социальную действительность, в процессе которого происходит преобразование этой действительности, производство необходимых для людей жизненных благ, а также воспроизводство человека как существа общественного. Экономическую деятельность осуществляют люди, занимающиеся трудом и созидающие продукты труда - разнообразные товары.

4. Что представляет собой экономическое поведение?

Экономическое поведение представляет собой совокупность внешне наблюдаемых поступков индивидов и групп, воплощающихся не только в производстве продуктов труда, но и в их потреблении. Так, например, очень часто говорят о потребительском поведении, имея в виду совокупность мотивов, подталкивающих индивида к приобретению тех или иных товаров, необходимых не только для потребления, но и выбираемых в целях престижа, популярности и т.п. Если экономической деятельностью занимаются рабочие, крестьяне, инженеры, предприниматели, создающие своим трудом определенные потребительские ценности, то экономическое поведение свойственно всем людям, потребляющим продукты труда, в том числе пациентам больниц, домов престарелых и т.д. Поэтому термин «экономическое поведение» по своему объему гораздо шире, чем понятие «экономическая деятельность». Экономическое поведение и активная экономическая деятельность, включенные в качестве объектов исследования в предметное поле экономической социологии, составляют ее второй структурный элемент.

В исследовании экономической деятельности и экономического поведения экономическая социология отличается от экономической теории тем, что акцентирует свое внимание на социальном содержании экономической деятельности и поведения. Она, в частности, изучает социальные условия производства и обмена товаров, особенности характера и содержания труда в различных типах обществ, воздействие организации и разделения труда на социальные характеристики личности, обусловленность социальной стратификации в обществе экономическими факторами.

5. В чем сущность социальных отношений как структурного элемента экономической социологии?

В центре внимания предметной области экономической социологии находятся социальные отношения, складывающиеся в процессе производства материальных благ, их распределения, обмена и потребления. В какой бы процесс социально-экономического характера ни вступали те или иные индивиды - будь то производство материальных благ или приобретение товаров в магазинах, они при этом всегда включаются в определенные социальные отношения. Если отдельный человек становится рабочим литейного цеха Минского автомобильного завода, он вступает в определенные отношения с другими рабочими своей бригады, с мастером участка, а иногда и с начальником цеха. Если ему нужно сделать ремонт тормозной системы своего личного автомобиля, он вступает в определенные отношения с работниками авторемонтной мастерской. В одном случае это будут отношения делового сотрудничества, в другом - господства и подчинения (хозяин и его работник), в третьем - отношения купли и продажи (продавец и покупатель) и т.п. Вне таких отношений не может быть ни процесса производства, ни обмена, ни распределения, а значит, и потребления произведенных материальных или духовных благ.

Следовательно, всякий конкретный случай экономического поведения есть не только определенная операция по отношению к той или иной вещи (к оборудованию, продукту труда или покупаемому товару), но и столь же определенный поступок по отношению к другому человеку - к своему коллеге по работе, продавцу, покупателю и т.п. Совокупность разнообразных связей, возникающих между отдельными индивидами в процессе экономического поведения, в том числе и в экономической деятельности, составляет то, что называют экономическими отношениями. Однако в обществе между людьми складываются не только экономические, но и другие виды отношений - политические, правовые, дружественные, враждебные и т.п. Все они накладывают определенный, зачастую очень существенный отпечаток на их экономическое поведение. Многогранная система всех этих видов отношений между отдельными индивидами, их группами и общностями называется социальными отношениями.


6. Какова роль социальной структуры как элемента предметного поля экономической социологии?

В процессе экономической деятельности и развития неразрывно связанных с нею социальных отношений людей и их групп складывается вполне определенная социальная структура общества. Она представляет собой совокупность социально неравных и различающихся социально-экономическим положением в системе общественных отношений социальных групп, общностей, их социальных институтов и взаимодействий между ними. Вследствие различного имущественного положения (богатые или бедные), места и роли в обществе (управляющие или подчиненные), в способах и размерах доходов (предприниматели, банкиры, рабочие и др.), в системе распределения власти (господствующая верхушка и лишенное властных функций большинство) эти группы оказывают различное влияние на развитие социально-экономических процессов. А из этого вытекает, что они характеризуются различными видами экономической деятельности и различным экономическим поведением. Поэтому одним из важных компонентов предметного поля экономической социологии является изучение социальной структуры общества и ее влияния на развитие экономики.

7. Что представляет собой экономика как социальный процесс?

Как бы ни были сильно развиты рыночные отношения, какого бы размаха ни достигала конкуренция, всегда в обществе действуют определенные социальные механизмы, регулирующие экономическую деятельность, такие, в частности, как государство, культура, религия, мораль. Их регулирующее, стимулирующее или, напротив, ограничивающее влияние на экономическую сферу общества тоже входит в предметную область экономической социологии.

Из всего сказанного вытекает вывод, что в сфере экономики реально действует не одномерный экономический человек, а многогранные, многомерные личности, являющиеся активными субъектами взаимодействий не только в процессах производства и потребления, но и в других сферах общества - политической, культурной, религиозной, спортивной и т.п. Поэтому экономическая социология исследует экономику как специфический социальный процесс, неразрывно связанный со всеми остальными сферами общественной жизни. Сама же эта связь осуществляется через многообразную деятельность различных социальных групп, включенных как в экономику, так и в политические, юридические, демографические, культурные и иные социальные процессы.

8. В чем заключаются основные задачи экономической социологии?

Если принять во внимание все изложенное, то вырисовываются основные задачи, которые призвана решать экономическая социология.

Первая из основных задач экономической социологии заключается в том, чтобы изучать взаимодействие социальных и экономических факторов и процессов, протекающих на определенной исторической ступени развития общества и в определенных экономических условиях. Решение этой задачи позволяет выявить, что социально-экономические процессы, формирующиеся в результате становления современного постиндустриального (информационного) общества, весьма существенно отличаются от социально-экономических процессов индустриального, а тем более - аграрно-ремесленного общества.

Вторая задача экономической социологии состоит в том, чтобы достичь понимания причин, детерминирующих возникновение и развитие тех или иных социально-экономических процессов на определенном историческом этапе и в определенных экономических условиях.

Третья задача экономической социологии определяется тем, что из многообразной совокупности причин рассматриваемых процессов, их предвидимых и непредвиденных следствий возникает необходимость выделить основные, воспроизводимые в потоке социально-экономических событий. На этой основе определяются тенденции и социальные закономерности, факторы и последствия экономического подъема или спада, возможных кризисов и флуктуации в развитии экономической и социальной сфер общества, в их взаимодействиях.

Четвертая задача экономической социологии заключается в том, чтобы понять и объяснить особенности определенных типов экономического поведения и связанных с ними социальных отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления различных товаров и услуг. Все это осуществляется в контексте разделения труда, функционирования денег, рынка и регулирующих их динамику экономических институтов.

Пятая задача экономической социологии состоит в исследовании социальных механизмов, оказывающих влияние на развитие экономической сферы общества и регулирующих экономическую деятельность индивидов, общностей и групп.

Шестая задача - изучение особенностей мотивации различных форм социально-экономического поведения человека (личности или социальной общности) и его влияния на процессы и результаты экономического развития.

Седьмая задача - определение особенностей и эффективности влияния на человека и его экономическую деятельность основных групп социальных регуляторов: статусно-ролевых, культурных, управленческих.

Восьмая задача - исследование направленности и характера влияния на изменение социально-экономической структуры общества существующей в нем хозяйственной системы: а) планово-централизованной, где существует жесткое планирование экономической деятельности и ее результатов, где нет предпринимателей, фермеров, лиц свободных профессий и свободы экономического выбора; б) рыночной, где существует свобода экономического выбора и конкуренция, взаимодействуют названные и другие социальные слои, включаемые в экономическую деятельность, и где важную роль играет экономический риск и готовность к нему.

Девятая задача - определение рациональных направлений и изучение эффективности экономической политики государства, устанавливающей нормы, правила и рамки хозяйственной деятельности различных субъектов: индивидов, общностей, предприятий и т.п. и регулирующей экономическое поведение граждан.

Десятая задача - исследование конкретных социально-экономических, социокультурных и социально-политических условий, в которых развертывается функционирование экономической и социальной сферы общества, их взаимодействие.

Одиннадцатая задача предопределяется тем, что на основе выявления факторов, тенденций и закономерностей развертывания социально-экономических процессов данная отрасль социологического знания осуществляет прогнозирование наиболее вероятных сценариев социально-экономических трансформаций в современном обществе.

И, наконец, двенадцатая задача экономической социологии заключается в том, чтобы на основе выявления основных факторов, тенденций и закономерностей развития социально-экономических процессов, наиболее вероятных прогнозных сценариев их развертывания в более или менее отдаленном будущем - сформулировать научно обоснованные рекомендации для принятия и осуществления управленческих решений.

9. Каковы основные функции экономической социологии?

1. Познавательная функция имеет своей целью изучение особенностей социально-экономических процессов на определенной исторической ступени развития общества, отвечает на вопрос: «Каковы социально-экономические процессы в обществе, в котором мы живем?».

2. Объясняющая функция дает научное понимание причин, порождающих те или иные социально-экономические явления и процессы (экономический подъем или кризис, инфляция, безработица, бедность и т.п.), отвечает на вопрос: «Почему в обществе происходят именно эти, а не другие социально-экономические процессы?».

3. Оценочная функция осуществляет оценку развивающихся в обществе экономических и социальных процессов, действующих в нем социальных институтов с точки зрения соответствия их интересам и потребностям людей, прежде всего экономических; отвечает на вопрос: «Обеспечивают ли действующие в обществе социальные институты, развивающиеся в нем социально-экономические процессы нормальное благосостояние различных групп населения?».

4. Концептуально-теоретическая функция воплощается в научном определении и трактовке действующих в обществе социально-экономических тенденций и закономерностей, отвечает на вопрос: «Что, как и почему делается людьми в экономической и социальной сферах общества и можно ли это изменить к лучшему?».

5. Прогностическая функция представляет собой построение вероятных прогнозов и сценариев социально-экономических трансформаций в более или менее долгосрочной перспективе, отвечает на вопрос: «Какие социально-экономические изменения возможны в ближайшем и отдаленном будущем?».

6. Управленческая функция связана с тем, что выявив тенденции и закономерности социально-экономического развития, определив прогнозные варианты тех или иных изменений в экономике и социальной сфере общества, экономическая социология в состоянии способствовать совершенствованию управления социально-экономическими процессами, отвечает на вопрос: «Как эффективнее управлять социально-экономическими процессами?».

7. Образовательная функция реализуется посредством распространения знаний через систему учебных заведений, различные институты повышения квалификации кадров, а это помогает людям (в первую очередь обучающимся и активно действующим в тех или иных отраслях экономики и социальной сферы) лучше узнать, понять и оценить те социально-экономические процессы, которые происходят в обществе, чтобы изменить их к лучшему, отвечает на вопрос: «Что нужно знать об экономических и социальных явлениях в обществе, как лучше использовать эти знания?».

Литература

1. Бабосов Е.М. Прикладная социология. Мн., 2000. Гл.З. Экономическая социология.

2. Верховин В.И. В поисках предмета экономической социологии // Социологические исследования. 1998. №1.

3. Галко И.К., Ломоносов Е.З. Экономическая социология. Мн., 2001. Гл. 2. § 2.6. Структура экономической социологии. § 2.7. Функции экономической социологии.

4. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск, 1991. Разд. 1 Гл. 3, 4. Задачи экономической социологии.

5. Радаев В.В. Экономическая социология М., 2000. Разд. 1. лекция 3. О предмете экономической социологии.

6. Силласте Г. Основы экономической социологии. М., 2001. Гл. 3. Предмет, объект экономической социологии, их проявление в финансово-банковской сфере.

7. Соколова Г.Н. Экономическая социология. Мн., 2000. Разд. II, гл. 1. Предметная область экономической социологии.

При экономическом подходе механизм развития идентифицируется с хозяйственным механизмом развития экономики при социологическом – с социальным механизмом регулирования той или иной экономической сферы общества через коррекцию поведения и взаимодействия разных социальных групп. Объект экономической социологии – это взаимодействие двух основных сфер общественной жизни экономической и социальной и соответственно взаимодействие двоякого рода процессов – экономических и социальных. Взаимоотношения между экономической и социальной сферами...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема: Экономическая социология.

1.Специфика и статус экономической социологии.

2.Понятие «экономическая культура».

3.Актуальные проблемы и направления исследований по экономической социологии. Социальные проблемы рыночной экономики.

В центре внимания экономики — экономическая сфера общества, при социологическом подходе экономика рассматривается как элемент общественной системы. Еще одна отличительная черта — интерпретация целей развития экономики. При экономическом подходе они выводятся из материальных потребностей общества и выражаются в максимизации национального дохода, общественного продукта и др. При социологическом — цели развития экономики рассматриваются как производные от целей общества. В рамках сравниваемых подходов по-разному трактуются и механизмы развития экономики. При экономическом подходе механизм развития идентифицируется с хозяйственным механизмом развития экономики, при социологическом – с социальным механизмом регулирования той или иной экономической сферы общества, через коррекцию поведения и взаимодействия разных социальных групп. Т.е. экономическая социология предстает как наука о закономерностях построения связей и отношений между людьми как социальными хозяйствующими субъектами, а также как специальная социологическая теория с присущими ей объектом, предметом и системой категорий, действующих в русле основных социально-экономических законов.

Объект экономической социологии – это взаимодействие двух основных сфер общественной жизни - экономической и социальной и, соответственно, взаимодействие двоякого рода процессов – экономических и социальных. Экономическая сфера представляет собой целостную подсистему общества, ответственную за производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей. Под социальной сферой понимается область отношений между группами, занимающими разное социально-экономическое положение в обществе, имеющими разный социальный статус и разделяющими разные жизненные ценности. Например, американский социолог Нейл Смелсер для объяснения специфики объекта экономической социологии пользуется следующей классификацией. Во-первых, подразделяет общественную жизнь на две сферы: экономическую и неэкономическую (политика, культура, этнические общности и родство, стратификация), во-вторых, вводит понятие «социологические переменные» (общности и группы, роли и статусы, организации, формы власти, коллективные действия, ценности и мотивы), действующие во всех сферах. Взаимоотношения между экономической и социальной сферами - это, с одной стороны, влияние экономических отношений на социальную структуру общества и активность социальных групп, а с другой стороны - влияние активности социальных субъектов, занимающих разное социально-экономическое положение в обществе, на протекание экономических процессов и формирование экономических отношений. Будучи включенными во все общественные отношения и процессы, люди, объединенные в группы, слои, организации и т.д. становятся своеобразными проводниками влияния всех сфер общества на экономическую жизнь. Например, через семью на экономику влияют демографические факторы, через производственные коллективы — социально-психологические факторы, группы власти — политические факторы и т.д.

В социологическом аспекте под социальным механизмом регулирования экономических отношений понимается устойчивая структура взаимодействий социальных субъектов по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также структура типов экономического поведения этих субъектов. Регулятивные свойства механизмов определяются, с одной стороны, правовыми, экономическими и социальными институтами, а с другой - социально-экономическим положением разных социальных субъектов, состоянием их экономического мышления, взаимодействием экономических интересов.

Экономическая социология рассматривает поведение человека в системе хозяйственных отношений с несколько других позиций, чем экономическая теория. Для «экономического взгляда» свойственны следующие характеристики человека, как хозяйствующего субъекта: человек независим, т.е. самостоятелен в принятии решения; человек эгоистичен, т.е. стремиться к максимальной выгоде; человек рационален, т.е. делает выбор, только рассчитав издержки; человек информирован, т.е. обладает достаточной информацией о средствах достижения цели. С точки зрения «социологического взгляда» человек в системе экономики рассматривается в совокупности своих социальных связей, т.е. включенности в различные социальные структуры. В результате человек не всегда может быть независимым, он должен подчиняться общественным нормам, человек не всегда эгоистичен, он бывает и альтруистичен; человек не всегда рационален в своих поступках и не всегда достаточно информирован. В результате человеческий фактор придает развитию экономики социальный характер. Изучение социального характера позволяет выявлять дополнительные резервы повышения эффективности экономической деятельности. В рамках различных методологических подходов имеют место различные трактовки предметной области экономической социологии. Например, в США и Западной Европе социологию экономической жизни понимают как широкое поле социальных проблем экономической деятельности, актуализируя по необходимости ту или иную проблему и создавая для ее разрешения ту или иную концепцию.

Например, изучая динамику и тенденцию потребительского спроса как регулятора экономической деятельности, ориентированной на производство товаров, экономическая социология акцентирует внимание не только на объективных факторах данного процесса (скажем, среднего дохода потребителя), но и таких субъективных факторов, как интересы, вкусы, предпочтения, ценностные ориентации людей, оказывающих регулирующее влияние на их экономическое поведение и реализующихся в их социальных отношениях и взаимодействии. Экономическая социология – это наука о закономерностях построения социальных отношений и экономического поведения людей, испытывающих воздействие социальных норм и институтов в процессах производства, обмена и потребления материальных и духовных благ.

Основные функции экономической социологии:

1. Познавательная функция имеет своей целью изучение особенностей социально-экономических процессов на определенной исторической ступени развития общества, отвечает на вопрос: «Каковы социально-экономические процессы в обществе, в котором мы живем?».

2. Объясняющая функция дает научное понимание причин, порождающих те или иные социально-экономические явления и процессы (экономический подъем или кризис, инфляция, безработица, бедность и т.п.), отвечает на вопрос: «Почему в обществе происходят именно эти, а не другие социально-экономические процессы?».

3. Оценочная функция осуществляет оценку развивающихся в обществе экономических и социальных процессов, действующих в нем социальных институтов с точки зрения соответствия их интересам и потребностям людей, прежде всего экономических; отвечает на вопрос: «Обеспечивают ли действующие в обществе социальные институты, развивающиеся в нем социально-экономические процессы нормальное благосостояние различных групп населения?».

4. Прогностическая функция представляет собой построение вероятных прогнозов и сценариев социально-экономических трансформаций в более или менее долгосрочной перспективе, отвечает на вопрос: «Какие социально-экономические изменения возможны в ближайшем и отдаленном будущем?».

5. Управленческая функция связана с тем, что, выявив тенденции и закономерности социально-экономического развития, определив прогнозные варианты тех или иных изменений в экономике и социальной сфере общества, экономическая социология в состоянии способствовать совершенствованию управления социально-экономическими процессами, отвечает на вопрос: «Как эффективнее управлять социально-экономическими процессами?».

6. Прикладная функция связана с преобразованием структур и форм организации экономической деятельности на основе прикладных социологических исследований и практических рекомендаций по их результатам. Проблематика исследований и социотехнологий включает такие вопросы, как: кадровая политика, производственная текучесть, трудовая адаптация, мотивация труда, роль психо-социальных факторов производительности труда и качества продукции, формирование межличностных отношений.

Среди основных задач экономической социологии как науки выделяют:

1. Исследование социальных механизмов, влияющих на развитие экономики и регулирующих экономическую деятельность индивидов, социальных общностей и групп. Т.е. проведение социологической экспертизы: социальных последствий экономических преобразований, баланса социальных и экономических компонентов общественного развития, баланса экономических интересов различных слоев населения и их готовности участвовать в проведении экономических реформ.

2. Изучение особенностей мотивации поведения субъектов экономической деятельности.

3. Исследование конкретных социокультурных условий функционирования и трансформации экономики.

4. Раскрытие взаимодействия экономики с другими подсистемами общества, динамики его социально-экономической структуры.

5. Выявление социальных ролей субъектов экономической деятельности, их социального статуса и социальной мобильности.

6. Анализ основных трудовых ценностей населения, их динамики и роли в формировании экономического поведения.

7. Выявление социальных функций экономики в развитии современного общества, формировании социальных целей субъектов хозяйственной деятельности.

8. Формирование наиболее оптимальных направлений социально-экономической политики государства, основанных на принципах социального партнерства и гуманизации экономических отношений.

9. Прогнозирование социальных последствий технологического прогресса и происходящих под его влиянием изменений в экономической системе и др.

Зарождение и развитие экономической социологии. Социология экономической жизни как разработка социальных подходов к экономике формируется уже около трех веков. Ее основатели – Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т.Веблен, К.Маркс, А.Смит – стремились объяснить социальные изменения, происходящие в западноевропейском обществе исходя из влияния на них: разделения труда, состояния экономики, урбанизации, трансформации социальной структуры. Так формировалась система социологических взглядов на производственную деятельность, погруженную в контекст экономических изменений, постепенно превращаясь в самостоятельную и авторитетную дисциплину.

Хотя первые элементы социально-экономического знания появились еще в эпоху Возрождения и в Новое время, однако характер теории такое знание начало приобретать лишь в XIII в. Наиболее значительны в это время идеи философов Ш. Л. Монтескье, К. Гельвеция, экономистов и философов А. Смита, Т.Р. Мальтуса, Ж. Шарля де Сисмонди, философов и социалистов-утопистов У. Годвина, А. Сен-Симона, Ш. Фурье. Уже в этот период появляются первые факты обращения практиков, управляющих производством, к экономико-социологическому знанию. Наиболее яркий пример в этом плане английский мыслитель Р. Оуэн и польский ученый С. Сташиц. Английский выдающийся реформатор-практик Р. Оуэн (1771-1858) реализовал на практике идею о развитии нового общественного порядка через обобществление средств производства и равный труд в особых трудовых колониях. На фабрике в Нью-Ланарке, которой он управлял в течение 30 лет, Р. Оуэн добился известных успехов в улучшении положения рабочих, однако не переоценивал этих достижений и полагал, что рабочие все же остаются в рабском положении.

Еще одну попытку создания идеального общества предпринял польский мыслитель эпохи Просвещения С. Сташиц (1755-1826) в произведении «Человеческий род» (1820) , которое мыслитель создавал более 20 лет. В отличие от других утопистов центральной проблемой для него стал поиск социальной связи нового типа. Такой связью, по мнению С. Сташица, станут общественные организации, которые объединят людей соответственно роду выполняемой ими работы, и он назвал их «цивилизаторскими институтами». Далее С. Сташиц подробно разработал деятельность одиннадцати социальных институтов, способных гармонизировать всю общественную систему. Организация идеального общества могла быть реализована, по его мнению, только после всеобщего объединения народов. Потому что, пока народы существуют как отдельные политические организмы, конфликты между ними неизбежны. С. Сташиц, как и Р. Оуэн, реализовал некоторые свои идеи на практике, организовав в 1801 году «Хрубешовское товарищество», в котором можно найти общие теоретические принципы, касающиеся правил организации всего общества. В товариществе действовала система социальных механизмов, способствующих работоспособности, бережливости и высокой моральности каждого члена. Этот кооператив из 329 хозяев имел признаки крестьянского самоуправления, что было очень смелым шагом для начала XIX века. Четкая работа товарищества позволила ему просуществовать несколько десятков лет даже после смерти С. Сташица. Разработанная Сташицем система управления оказалась, таким образом, очень прочной и эффективной.

Классический этап (середина XIX - начало 20-х годов XX в.) становления экономической социологии — это этап ее теоретической подготовки, формирования исходной методологии. К характерным особенностям классического этапа относят:

Разработку основополагающих принципов изучения реальных общественных процессов под углом взаимосвязи экономики и общества;

Разработку системы категорий экономико-социологического анализа;

Постановку и теоретический анализ ряда важных проблем, лежащих на стыке экономики и общества;

Более широкое продвижение в теоретических воззрениях социологического взгляда на природу экономических процессов как альтернативы сугубо экономическому взгляду на развитие экономики.

Большой вклад в развитие экономической социологии в этот период внесли идеи Э. Дюркгейма (1858-1917), П. Ж. Прудона (1809-1865), Дж. Р. Коммонса (1862-1945), Г. Зиммеля (1858-1918), В. Зомбарта (1863-1941), М. Хальбвакса (1877-1945).

Карл Маркс (1818–1883) – один из самых влиятельных мыслителей XIX в. Вершиной научной деятельности Маркса стало его знаменитое произведение "Капитал" (1867), а главным вкладом в развитие социологической мысли явился анализ социальной структуры, основанный на убеждении, что суть исторического процесса - борьба за контроль над собственностью и богатством. Эта борьба, по Марксу, обусловлена разделением труда, в результате которого образуются классы, имеющие противоположные интересы. Сущностная природа классов изменяется в различные периоды истории в зависимости от господствующего способа экономического производства. Таким образом, полагал Маркс, в условиях капитализма существует конфликт между теми, чей труд используется для создания богатства, и владельцами средств производства. В работе "Немецкая идеология" (1846) Маркс использовал термины "производительные силы", "производственные отношения", "разделение труда", оперируя которыми оказалось возможным выделить четыре различные формации, охватывающие всю человеческую историю: примитивный коммунизм, античное общество, феодализм и капитализм. Истоки возникновения новых формаций в недрах старых Маркс объяснял противоречиями, развивающимися в силу ограничений, навязываемых развитию производительных сил состоянием производственных отношений. Эти противоречия проявляются в борьбе за присвоение прибавочной стоимости между классами, созданными определенной организацией разделения труда. Согласно экономической теории К. Маркса, по мере развития капитализма, с одной стороны, будет проявляться тенденция к кристаллизации общественных отношений между двумя, и только двумя, классами - капиталистами и пролетариатом; с другой стороны, двум, и только двум, классам открыта возможность создания политического и идея создания социального устройства общества. Если пролетариат в борьбе против буржуазии объединяется в класс, если путем революции он превращает себя в господствующий класс и упраздняет старые производственные отношения, то с этими отношениями он уничтожает классы вообще, а тем самым и свое господство как класса. По К. Марксу, на место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоречиями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Вклад Маркса в развитие социологической мысли сохраняет свое влияние до сего времени.

Макс Вебер (1864–1920) – немецкий экономический историк и социолог, выдающийся исследователь, внесший огромный вклад в развитие социологической теории. Вебер предпринял обширное сравнительное исследование мировых религий, чтобы проследить отношение между религиозными идеалами и экономическим развитием. Главный вопрос, на который он пытался ответить, — как влияют религиозно-этические установки на характер и формы мотивации экономической деятельности. Наиболее известное его произведение - "Протестантская этика и дух капитализма" (1905). Вебер считал, что такие сложные понятия, как капитализм, религия, государство и др., могут быть глубоко осмыслены только на основе анализа поведения индивидов. Он полагал, что социологу нужно исследовать мотивы поступков людей и значения, которые они придают собственному поведению и действиям других. Получая достоверные знания о поведении личности в социальном контексте, исследователь может глубже понять социальное поведение различных социальных общностей. Веберовская теория социального действия создает идеально-типические конструкции, определяемые "интересами эпохи" — традиционностью, харизматичностью, рациональностью. Вебер выделил четыре вида социального действия: традиционное действие, выполнимое только потому, что оно выполнялось всегда; эмоциональное действие, т. е. диктуемое эмоциями; ценностно-рациональное действие, преследующее конкретные ценности; целерациональное, или инструментальное, действие. Наиболее чистым эмпирическим образцом целерационального действия Вебер считал экономическое поведение индивида. Экономическое действие, представляющее прежде всего форму рационального поведения, ориентированного на получение выгоды, Вебер соотносил с более широкой областью властных ориентаций. Он разработал три типа основания власти: 1) авторитет, традиции, основанные на священном характере институтов, опирающихся на опыт поколений; 2) правовые нормы, обеспечивающие эффективное развитие экономики, 3) эмоциональное признание, оказываемое вождям, обладающим исключительной властью. Исходя из этого, Вебер выделил такие категории, как авторитет, власть, статус, престиж и др., позволяющие анализировать степень влияния властных структур на развитие экономики. Вебер показал конкретно-исторический характер формирования самого экономического интереса, вызревание в конкретной социально-культурной среде так называемого западноевропейского предпринимательского духа. Главную роль в формировании западноевропейского капиталистического духа Вебер отводил протестантской трудовой этике (трудолюбие, честная работа, моральная дисциплина и др.). Теория социального действия Вебера оказала решающее влияние на экономическую социологию XX в. С позиций культурологического подхода М. Вебера, основой развития промышленного капитализма современного ему западного типа является подъем аскетического протестантства, формирующий «дух капитализма» как совокупность ценностей и установок, превращающих человеческую деятельность в осуществление божественных предначертаний. М. Вебер считал, что, во-первых, капитализм означает рациональность в ее концентрированном выражении; во-вторых, классовая борьба не занимает центрального места в общественной жизни, ибо она вызывается лишь различиями в имущественном положении и переменным успехом, который выпадает на долю участников рыночных отношений; в-третьих, социализм, формируемый вне сферы действия объективных социально-экономических законов, и в частности закона конкуренции, приведет к излишней бюрократизации общественного развития.

Торстейн Веблен (1857-1929) — американский социолог, экономист, социальный критик. История человеческой цивилизации, по Веблену, - это смена преобладающих в определенные периоды истории различных социальных институтов, понимаемых им как общепринятые образцы поведения и привычки мышления. В доисторические времена социальные институты лишь зарождались, и социальное регулирование осуществлялось на уровне инстинктов, среди которых Веблен называл главными родительский инстинкт, инстинкт мастерства и "праздного любопытства" (познания). Эти инстинкты сохраняют свое значение и для других эпох. Время машинной корпоративной индустрии характеризуется, по Веблену, институтами "денежной конкуренции" и "показного потребления". В "Теории праздного класса" (1899) - Веблен анализирует механизмы формирования "стяжательского" типа экономического поведения, характеризующего представителей этого класса. Этот тип Веблен противопоставляет "производительному" типу поведения, характерному для низших классов. Для праздного класса, по Веблену, становится характерным принцип демонстративного расточительства во имя поддержания "высокого" уровня жизни. В "Теории делового предпринимательства" (1904) Веблен развивает концепцию технико-экономического опережающего развития общества. По его мнению, развитие экономики опережает развитие социальных институтов и влечет за собой их изменения, а, в конечном счете, и смену. Основной характеристикой состояния общества в начале XX в. он считал противостояние интересов индустрии и бизнеса. В преодолении этого противостояния основную роль, по Веблену, должна сыграть технократия как носитель интересов научно-технического прогресса в противовес частнособственническим интересам бизнесменов. Технократическая теория Веблена стала неотъемлемой частью современной западной социологии. В трактовке Т. Веблена «эволюция социального устройства», т.е. общественно-экономического развития предстает как реализация процесса «естественного отбора» разнообразных институтов. Развитие социальных институтов и природы человека сводится в общих чертах к естественному отбору наиболее приспособленного образа мыслей и адаптации к окружению. Т. Веблен сформулировал тезис о том, что экономическая наука должна стать наукой о поведении людей в их отношении к материальным средствам существования. Сферой своих исследований Т. Веблен сделал потребительское поведение разных социальных групп, сосредоточив свое внимание на проблеме мотивации основных типов этого поведения - "демонстративного" и "подставного" - как непосредственного выражения потребительского образа жизни.

В концепции К. Маркса, изложенной в "Капитале", рассмотрены два основных способа повышения прибавочной стоимости за счет наемных рабочих, один из которых сводится к увеличению продолжительности работы, а другой - к максимальному сокращению продолжительности необходимого труда за счет роста его производительности. При этом обнаруживается механизм, объясняющий стремление капиталистической экономики к постоянному росту производительности труда (открытие данного механизма, характеризующего, по К. Марксу, природу капиталистического строя, позволило его последователям сделать акцент на втором способе повышения прибавочной стоимости и связать его с перманентным развертыванием научно-технического прогресса). В концепции М. Вебера выявляется социокультурной механизм становления и развития "духа капитализма", формируемый этическими и религиозными институтами и особенно институтом протестантства как активной религии, "подвигающей на труд как на призвание". В концепции Т. Веблена вскрываются основные пружины функционирования и развития общества в контексте капиталистического способа производства, а эволюция социальных институтов и природы человека рассматривается как естественный отбор наиболее приспособленных образа мыслей и типа поведения. Дополняя друг друга, эти концепции создают мощный теоретический фундамент становления экономической социологии как науки.

Понятие «экономическая культура».

Экономическая культура как часть общей культуры общества представляет собой совокупность экономических знаний, профессиональных навыков, хозяйственных ролей, норм, символов, традиций, необходимых для осуществления экономической деятельности. Экономическая культура – это способ взаимодействия экономического сознания и экономического мышления, регулирующий участие индивидов и социальных групп в экономической деятельности и степень их самореализации в тех или иных типах экономического поведения.

Экономическая культура тесно связана с правом, нравственностью, религией. Ее важнейшей чертой является историческая устойчивость, повторяемость, своего рода инерционность. Культура не может возникнуть (или измениться) сразу, одномоментно. Точно также она не может быстро исчезнуть.

Экономическая культура – это проекция культуры (в ее широком понимании) на сферу социально-экономических отношений. Именно проекция, а не часть общей культуры, поскольку в сфере экономики работает вся культура, все ее элементы так или иначе проявляются и функционируют здесь. Например, честность, справедливость – это общекультурные нормы. Но они же являются очень важными феноменами экономического поведения: мы говорим о справедливой зарплате, о честном, добросовестном труде и т.п. Таким образом, экономическая культура – это совокупность социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития : способствующих (или мешающих) трансляции, отбору и обновлению ценностей, норм и потребностей, функционирующих в сфере экономики и ориентирующих ее субъектов на те или иные формы экономической активности.

Особенности экономической культуры как механизма, регулирующего индивидуальное экономическое поведение:

1) взаимодействие ценностей и норм общественного масштаба и социальных норм, возникающих из внутренних потребностей экономики;

2)экономические интересы, социальные стереотипы и социальные ожидания как каналы данного взаимодействия;

3) ориентация экономической культуры на управление экономическим поведением социальных субъектов (отдельных индивидов, социальных групп, трудовых коллективов).

В качестве социального механизма экономическая культура регулирует экономическое поведение посредством выполнения трансляционной, селекционной и инновационной функций.

Трансляционная функция экономической культуры - передача из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее ценностей, норм, мотивов поведения.

Селекционная функция экономической культуры - это сбор из унаследованных ценностей и норм тех, которые необходимы для решения задач развития общества.

Инновационная функция экономической культуры - обновление социальных ценностей и норм путем выработки новых и заимствованных прогрессивных ценностей из других культур.

Список использованной литетратуры:

Гидденс Э. Социология. М., 2005

Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций. М.: Аспект Пресс, 200 7.

Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // Тезис. 1993. Т. 1, вып. 1.

Соколова Г.Н. Экономическая социология. Минск. 200 8

Нурбекова Ж.А. Социология предпринимательства. Учебное пособие. Алматы: Казақ университеті, 2010

Шеденова Н.У. Программа «Дорожная карта» как «антикризисная» социально-экономическая технология государства по обеспечению занятости и предотвращению роста безработицы // Феномен социальной инженерии: опыт и реконструкция будущего: Мат-лы междун.научно-практ. конф., Алматы, 2010. - С.360-364.

PAGE 8

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

14936. Социология 135.01 KB
Эти знания в дальнейшем помогут будущим специалистам в различных областях деятельности ориентированных на взаимодействие с социальными группами организациями и отдельными личностями так как обеспечивают более глубокое проникновение в мир социальных отношений что практически дает возможность управлять человеческим поведением гасить конфликты проводить реформы и инновации в организациях. Предлагаемое учебное пособие задумано как сжатое изложение основ социологического знания. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА КАКОВЫ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ...
14650. Политическая социология 42.95 KB
Понятие власти в политической социологии занимает центральное место. Государство совокупность институтов власти и гражданское общество совокупность институтов Участия составляют две взаимосвязанные части политической сиcтемы механизма распределения и осуществления власти. Процесс создания использования и изменения таких механизмов составляющий содержание социального действия в сфере власти можно назвать политической жизнью. в политической социологии господствовали теории разделения властей классовой борьбы и политической...
10597. Социология религии 26.78 KB
Социология религии. Функции религии в современном обществе. Взаимосвязь религии с другими социальными подсистемами общества: религия и экономика религия и политика религия и образование. Проблема секуляризации религии в современном обществе.
19669. Социология Макса Вебера 67.62 KB
Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его можно смело назвать Леонардо да Винчи социологии. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании.
10576. Социология: конспект лекций 167.86 KB
Конспект лекций представляет собой подбор материала по курсу «Социология», охватывает основные темы программы. Издание предназначено для студентов средних и высших учебных заведений. Книга станет отличным помощником при подготовке к зачету или экзамену, а также для написания курсовых и контрольных работ.
13368. Социология, конспекты лекций 99.39 KB
Клубок быстро изменяющихся социальных проблем убеждает что нельзя научить всему тем более что те кто несет в массы социологическое знание часто сами даже не догадываются о тех трансформациях которые принесет в социальную практику грядущее время. logos – учение – наука изучающая жизнь общества взаимоотношения и взаимодействия различных общностей и социальных слоев: например стратификационных социальнодемографических социальнотерриториальных профессиональных групп классов и т. более или менее устойчивое и целостное социальное...
7006. Социология как наука об обществе 32.16 KB
Социология в системе наук. Структура социологического знания С термином социология каждый из нас встречался неоднократно. Но можно ли сказать что этим исчерпывается предмет и задачи социологии Что представляет собой социология как наука С этим как раз нам и необходимо разобраться.
4208. Экосоциология (экологическая социология) 11.9 KB
История экосоциологии Основоположники экологической социологии Флориан Знанецкий Роберт Парк Льюис Вирт и другие Чикагская школа человеческой экологии в 1920-1940х годах ввели в социологию такие важные понятия как чужой маргинальный человек и другие. Парк Роберт 1864-1944 американский социолог идейный вдохновитель и лидер Чикагской школы эмпирической социологии. Подход Парка к пониманию предмета социологии определялся пониманием социальной системы как элемента глобальной экосистемы.
5787. Социология управления. Девиантное поведение 22.06 KB
Социология управления. Социология управления помогает выбрать определенные методы и формы управления социальными процессами. Социология управления Социология во многих странах давно и успешно включена в механизм государственного управления потому что она вооружает научным знанием об обществе. Социология выполняет многообразные функции.
4237. ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА (КРИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ) 15.1 KB
Первый период в специальной литературе обычно называют европейским так как географическое расположение франкфуртской школы в это время связано с европейскими странами и городами Германия Франкфурт на Майне и Швейцария Женева куда ученые вынуждены эмигрировать после прихода к власти фашистов. Крупнейший представитель франкфуртской школы и фактический ее...

Термин «экономическая социология» вошел в научный лексикон советской науки в форме понятия «экосоциология» в середине 1980-х гг. Авторами первой работы, посвященной социологическому анализу экономической жизни, экономических и социальных отношений, стали новосибирские социологи академикТ.И. Заславская и профессор Р.В. Рывкина , начавшие в 1986 г. преподавание курса «Экономическая социология» в Новосибирске.

До конца 1990-х гг. в России не выходило монографических научных социологических трудов, непосредственно посвященных экономической социологии как направлению социологической науки, хотя это ни в коей мере не означает, что данная отрасль социологического знания в отечественной социологии не развивалась. Обратимся к истории.

М.М. Ковалевский был одним из первых отечественных социологов, начавших исследования в области социальных аспектов экономической жизни (по оценкам историка социологии профессора В.П. Култыгина).

Б. Кистяковский (1868-1920) свою диссертацию посвятил вексельному праву; она имела большой резонанс вначале на Западе, а позже и в России. Кистяковский показал, как «с помощью кредитных механизмов можно управлять развитием политических, социальных и культурных отношений» .

В.И. Ленин (1870-1924) внес основополагающий вклад в развитие российской школы экономической социологии, раскрыв механизмы экономического расслоения (стратификации) крестьянства; закономерности взаимосвязи экономических, социальных и политических отношений и влияния субъективного фактора на экономическую политику; социальную сущность НЭП и механизмы ее реализации; значение статистики в социологическом анализе.

В 1920-х гг. создавался фундамент современной экономической социологии. Социологи занимались разработкой таких частных социологических теорий, как социологии труда, города, села, бюджетов времени, а также исследованиями структуры общества.

С точки зрения экономического наследия и научной преемственности вклад в развитие отечественной экономической социологии внесли такие русские социологи и экономисты, как

Многие идеи и положения, высказанные Туган-Барановским, Чаяновым, Кондратьевым, Юровским в 1920-хгг., сегодня приобрели особую актуальность, стали нам ближе и понятнее в связи с глубинными изменениями, произошедшими в России в результате экономических, социальных, политических преобразований 1990-х гг., в частности представление о многообразии форм собственности, организации крестьянского хозяйства и аграрного сектора, о социальных основах кооперации, концепция «семейно-трудового» хозяйства, подходы к моделям человеческих потребностей, «государственное регулирование» в экономике и др.

В 1960-х гг. в связи с «хрущевской оттепелью» в СССР произошла своего рода «реанимация» социологии. Прикладные социологические исследования вновь обрели научный статус. Особое внимание в 1960-1970-х гг. уделялось социологии труда, трудовых коллективов, а также промышленной социологии. В связи с возникновением в СССР в 1960-х гг. массового «движения за коммунистический труд», расширением социалистического соревнования на предприятиях и в трудовых коллективах социологи проводили исследования социальных аспектов развития производства, управления, труда и трудовых отношений. Сформировалось новое направление исследований - социальное планирование .

В 1970-1980-х гг. стали развиваться социологические исследования образа жизни, социального развития и социальной структуры общества, формирования общественного мнения , т.е. направлений социально-экономического развития, присущих плановому социалистическому народному хозяйству для решения задач конкретного этапа построения коммунистического общества и формирования нового советского человека. Активно велись социологические исследования взаимосвязи развития материального производства и реализации социальной политики государства, влияния экономики и социальной политики на формирование «разумных потребностей», социальных ориентаций и интересов личности.

В 1960-1980-е гг. интенсивно развивались частные социологические теории и конкретные прикладные исследования, составившие фундамент экономической социологии 1990-х гг: социология труда и трудового коллектива (Н.А. Айтов, Н.В. Андреенко- ва, Н.И. Дряхлов, А.И. Кравченко, Г.В. Осипов, Ж.Т. Тощенко,

В.Г. Подмарков, В.А. Ядов и др.); социальная структура общества, развитие рабочего класса и технической интеллигенции (Л.А. Гордон, М.Н. Руткевич, О.И. Шкаратон); социология личности (И. Кон, В.А. Ядов); социология города (Н.А. Антонов, М.Н. Ме- жевич, О.Н. Яницкий); социология деревни или сельская социология (Ю.В. Арутюнян, Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина, П.И. Си- муш, В.И. Староверов); социология управления (В.Г. Афанасьев,

Д.М. Гвишиани, Г.Х. Попов); социология организаций (Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапин, А.И. Пригожин), которые в конце 1990-х гг. интегрировались в крупное научное направление - экономическую социологию.

В конце 1980-х гг. в советской социологической науке экономическую социологию определяли как область социологии, изучающую взаимосвязь экономической жизни и социальных структур, взаимодействие экономического и социального развития общества .

Осмысление экономического развития с учетом социальных отношений сводилось к следующим принципам :

  • 0 рассмотрению экономических процессов с позиций интересов, деятельности, отношений классов и социальных групп, занимающих разное положение в системах производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта;
  • 0 учету политического фактора развития экономики (т.е. роли, которую играет в нем экономическая и социальная политика государства).

Прикладные цели экономической социологии связывались с выявлением конкретных форм взаимодействия социальной структуры общества и социальной политики государства с развитием экономики и ее эффективностью.

Важное значение придавалось оптимальному сочетанию трех функций распределительных отношений в социалистическом хозяйствовании:

  • 0 социально-гарантирующей доступность материальных благ для развития человека;
  • 0 стимулирующей трудовой вклад человека, работника и коллектива;
  • 0 целевого финансирования как инструменту социального планирования.

В качестве предмета экономической социологии рассматривался социальный механизм развития экономики.

Как видим, в отечественной социологии важное направление «экономическая социология» стало институироваться в качестве самостоятельного позже, чем на Западе, по нескольким объективным причинам.

Во-первых, плановое народное хозяйство, отсутствие рыночной конкуренции, монополия государственной собственности и социальная стабильность в обществе не предъявляли социального запроса на разработку такого направления, как «экономическая социология». В то же время запрос социальной практики развития советского общества относительно формирования «культа труда», потребности в труде, социальных резервов производства и социального планирования всесторонне удовлетворялся фундаментальными и прикладными социологическими исследованиями.

Во-вторых, методологические позиции советских и западных социологов и экономистов в сфере изучения экономической жизни резко различались. На Западе, в частности в США, концепция «человеческого фактора» и «человеческих отношений» активно разрабатывалась с 1940-х гг. в ответ на процессы интенсификации научно-технического прогресса в сфере производства и расширения рынка товаров и услуг. В нашей стране концентрация внимания на ресурсах «человеческого фактора» в экономике произошла лишь в середине 1980-х гг. в связи с переводом экономики на «рельсы ускорения и перестройки», заявленным ЦК КПСС в 1985 г.

В-третьих, в начале 1990-х гг. произошла радикальная смена экономического уклада государства с социалистического на капиталистический. Приватизация, либерализация цен, плюрализм форм собственности, безработица, социальное расслоение - основополагающие экономические и социальные изменения, которые, как и их последствия, предъявили социологической науке качественно новый социальный заказ на развитие интегративного направления изучения социальных отношений в сфере экономики и финансов - экономической социологии.

Эта новая отрасль социологического знания в России формируется на базе отечественного и зарубежного опыта.

В области экономической социологии в России работают как социологи, так и экономисты. Среди трудов, опубликованных с 1997 г. , монографии Р.В. Рыбкиной, В.И. Верховина, Р.В. Радаева, белорусской коллеги - Г.Н. Соколовой , Г. Г. Силласте , И.П. Рязанцева и М.С. Халикова , учебные пособия.

Характерными чертами развития российской экономической социологии конца XX в. являются:

  • 0 активное, но не всегда критическое внедрение подходов и концепций западных социоэкономистов в формирующуюся российскую экономическую социологию;
  • 0 недооценка отечественного исторического опыта;

О преобладание экономических подходов над социальными и собственно социологическими;

0 слабая интеграция частных социологических теорий в области экономической жизни в исследование социальной сущности и социальных последствий функционирования финансового рынка.

0 позиция Высшей аттестационной комиссии (ВАК), утвердившей в качестве научной социологической специализации защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора социологических наук специальность «Экономическая социология и демография»;

О резко усилившийся интерес со стороны экономических, финансовых вузов и университетов к преподаванию учебной дисциплины «Экономическая социология». Катализатором этого процесса стал переход российской высшей школы на уровневую систему образования, открытие в ряде вузов бакалавриата по профилю экономической социологии, а также подготовка магистров экономики по одноименной программе;

О рост числа публикаций в экономических и социологических изданиях, открытие новых кафедр экономической социологии в круп-

ных вузах, выход в свет учебников и учебных пособий, освоение интернет-пространства. С 2000 г. выходит электронный журнал «Экономическая социология» (www.ecsoc.msses.ru), функционирует специализированный сайт ЭКСОЦЕНТР (www.ecsoc.ru). Явно возрос интерес к социологическим методам исследования экономических процессов среди российских экономистов;

О расширение междисциплинарных границ исследования социальной сущности рыночной экономики. Хотя, по признанию В.В. Радаева, «в процессе опережающей формальной институционализации экономической социологии мы нередко отстаем в содержательном отношении» 1 .

Вместе с тем не утихают споры относительно границ между экономической теорией, экономической психологией, экономической социологией и социальной психологией, интеграция и взаимодополняемость которых представляется вполне оправданной при анализе социальных процессов в экономике. Однако это не означает дисперсии предметов каждой из этих наук в смежных областях.

Экономика - наука о способах ведения хозяйства, закономерностях хозяйственных процессов и отношений в сферах труда, собственности, производства, обмена, распределения и потребления. Экономическая наука подразделяется на макроэкономику и микроэкономику. Вторая из них тесно соприкасается с интересами социологов, так как рассматривает закономерности взаимодействия между потребителем и производителем.

Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики индивида как особой формы его жизнедеятельности. Эта наука концентрируется на изучении психических процессов (памяти, ощущения, восприятия и т.д.) и в своей структуре имеет ряд относительно самостоятельных отраслей (в частности, предпринимаются попытки выделить отраслевую экономическую психологию). Для психологии характерен индуктивный подход исследования индивида (от личности, погруженной в межличностные отношения, к ее окружению).

Социология - наука о закономерностях развития и функционирования общества и социальных отношений, возникающих в процессе взаимодействия социальных институтов, социальных общностей, групп и личности, исследуемых через призму социальных интересов. В отличие от психологии для социологии основным является дедуктивный метод (от общего - социума - к частному взаимодействию социальных институтов, общностей, групп, личностей).

И, наконец, социальная психология - наука о развитии межличностных отношений и массовидных явлений. «Полем, имеющим “пограничный” статус по отношению к социологии и социальной психологии, является изучение больших социальных групп» .

В первом десятилетии нового века российская экономическая социология интенсивно осваивает «использование основных концепций и аналитических инструментов социологии для анализа хозяйственных отношений» в условиях глобализации и с учетом запросов модернизации национальной экономики в XXI в.

Однако взгляды российских и западных социологов имеют немало различий, поэтому, определяя предмет экономической социологии, будем исходить из предпосылки о множественности представлений о статусе и функциях данного направления социологической науки. Иначе говоря, одновременно сосуществуют и имеют своих сторонников разные научные парадигмы, в рамках которых излагаются зачастую противоположные концептуальные схемы и точки зрения.

Остановимся на подходах некоторых отечественных ученых - социологов и экономистов.

Т. Заславская и Р. Рывкина полагают, что ядром экономической социологии является социальный механизм развития экономики, т.е. устойчивая система поведения социальных групп, а также их взаимодействие друг с другом и государством по поводу производства, распределения и потребления материальных благ и услуг, система, регулируемая, с одной стороны, социальными институтами данного общества, а с другой - социально-экономическим положением и сознанием этих групп.

Г. Соколова дает сходную трактовку предмета экономической социологии, считая важнейшим в экономической социологии изучение социального механизма регулирования; как видим, в первом случае речь идет о социальном механизме «развития» экономики, а во втором - о механизме «регулирования». При сходстве концептуальных схем механизма различаются акценты в анализе его составляющих и прежде всего социального поведения, которое связывает экономику и социальную сферу. Концепция социального механизма дополняется за счет введения новой категории - «экономическое поведение» и соответствующих ей проблем, центром которых является модель homo economicus.

В последнее десятилетие в России появилось много работ, авторы которых при определении предмета экономической социологии отталкиваются от принятых на Западе формулировок.

В. Радаев в серии своих статей, посвященных, в частности, современному пониманию предмета экономической социологии, ограничивается краткой трактовкой проблем homo economicus и, будучи привержен позиции М. Вебера, определяет предмет экономической социологии как «экономическое действие людей, рассматриваемое как форма их социального действия». Однако при этом оговаривает, что такое определение не означает ограничения исследований предмета микроуровнем.

Ю. Веселов лает иное определение. Он, в частности, разводит предмет социологии труда и предмет экономической социологии, отводя последней роль науки, для которой характерен более высокий уровень обобщений - макроэкономический, тогда как социология труда анализирует микроуровень социальных отношений в экономической сфере.

В работах Радаева и Веселова важная роль отводится категории «экономическое поведение» и максимизационному анализу, характерному для западной экономической социологии, особенно для социологии рационального выбора Г. Беккера. Правда, и за рубежом в области экономической социологии не выработана единая точка зрения на ее предмет. Видимо, никто и нигде не обладает монополией на определение предмета экономической социологии. Специалисты ведут поиск в различных направлениях, с различных стартовых и методологических позиций, в рамках разных парадигм. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к материалам дискуссии «Экономическая социология: ее предмет и прикладное значение», прошедшей в 1999 г. в Финансовой академии при Правительстве РФ , полемике на страницах журнала «Социс» и «Социология» .

В. Верховин ограничивает предмет экономической социологии «экономическим поведением», считая, что феномен экономического поведения помогает лучше очертить предметную область экономической социологии, где homo economicus, как и в экономической теории, занимает ведущее место .

Л. Чернышева полагает, что «предметом экономической социологии является реальное поведение людей, социальных групп и общностей в конкретной социально-экономической ситуации. Это поведение наблюдаемо и эмпирически фиксируемо» .

Г. Силласте считает, что предмет экономической социологии - «социальные отношения в сферах труда, собственности, производства, распределения, обмена и потребления, а также социальные последствия их развития, возникающие в результате взаимодействия с макроэкономическими закономерностями функционирования экономики» .

Все приведенные подходы объединяет признание экономической социологии видом отраслевой социологии, изучающей социальное в сфере экономической жизни.

Социология традиционно ориентирована прежде всего на исследование человеческого поведения, социальных связей между взаимодействующими объектами социального действия. В последнее десятилетие интересы социологов и экономистов все чаще стали пересекаться на исследованиях одних и тех же объектов хозяйственных отношений. С той, правда, разницей, что социологи осуществляют профессиональный комплекс прикладных социологических исследований для получения качественно новой эмпирической информации эксклюзивного характера. Экономисты же оперируют преимущественно данными статистики или пытаются сами проводить социологические опросы, сводя их из-за отсутствия профессионального социологического опыта к формату примитивных анкетных опросников.

Вместе с тем следует различать экономический и социологический подходы в области экономической социологии. Экономический подход абсолютизирует действие экономических закономерностей на предполагаемые результаты развития экономики, не учитывая влияние на них субъективного («человеческого») фактора. Не будет преувеличением сказать, что экономический подход базируется преимущественно на учете и расчете влияния объективных факторов на управление экономикой, планируемые количественные показатели и прогностическую нацеленность ее развития. Но на практике быстро обнаруживается, что идеальная схема экономического расчета зачастую не оправдывается, а приводит совсем к иным, нередко противоположным социальным результатам.

В начале 1990-х гг. Г. Явлинский провозгласил программу достижения экономического чуда в реформируемой России за 500 дней. Увы, даже спустя 5 тыс. дней экономически прогнозируемых и обещанных народу результатов достигнуто не было. Итоги программы «500 дней» в реальности оказались полной противоположностью идеализированным экономическим расчетам. Действие субъективно-человеческого фактора оказалось многократно сильнее обнадеживающих прогностических расчетов экономиста. Социальная реальность отредактировала экономические обещания скорого изобилия, подорвав доверие населения и к экономистам, и к правительству. Экономическое чудо закончилось отставкой правительства Явлинского.

Экономическая же социология на основе социологического подхода исследует поведение человека и его действия в экономической жизни с учетом изменяющихся социальных условий, их влияния на сознание и экономические установки личности, обращая особое внимание на анализ социальных последствий развития экономики для жизни различных слоев и групп населения. Иначе говоря, экономическая социология изучает поведение человека, детерминированное конкретными социальными условиями.

Вместе с тем сохраняющаяся конвергенция экономической социологии и экономической теории в итоге должна привести к развитию интегрированного социоэкономического подхода к изучению рыночных отношений и экономического поведения хозяйствующих субъектов.

Если апеллировать к концептуальным положениям «новой экономической социологии», то следует обратить внимание на следующие:

0 экономическое действие рассматривается как форма действия социального;

О экономическое действие связано с социальной структурой общества и его трансформацией;

О экономические (или хозяйственные) институты являются «социальными конструкциями».

Исследуя деятельность хозяйственных институтов в экономической социологии, социологи, с одной стороны, подходят к ним как к разновидности социальных институтов, а с другой - изучают не только поведение личности, но и его мотивы, а также социальные установки на конкретные действия в условиях экономических преобразований, социальные последствия этих действий.

Можно ли в условиях современной глобализации рыночной экономики в дополнение к уже существующим типам «экономического» и «социологического» человека (homo economicus и homo sociologicus) предложить социальную модель личности нового типа: человека социоэкономического ? Можно и нужно, так как этот тип востребован социальной реальностью развития глобальной экономики. Напомним основные черты экономического человека: независимость-эгоистичность-рациональность-информированность. По существу эта модель наделена определенными социальными чертами (информированность, независимость).

В этой экономической модели отсутствуют черты социологического характера: ответственность за социальные последствия экономических действий; социализированность; способность к адаптации и перемене социальных ролей; вариативность действий в рамках социальных норм и свобод.

Формирование типа человека социоэкономического как симбиоза двух типов - homo economicus и homo sociologicus - требует тесного взаимодействия в этом процессе трех социальных наук: экономики (экономический расчет, прагматизм, выгода), социологии (социализация, вариативность и мотивация социального действия, динамика социальных ролей) и психологии (эгоизм, рациональность как черты характера).