Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Дом построен! Постановка на кадастровый учет

Каждый девелопер после окончания строительства сталкивается с необходимостью постановки новостройки на кадастровый учет. Подробно о данной процедуре и трудностях, с которыми приходится сталкиваться застройщикам, мы совместно с нашими экспертами и поговорим сегодня.

Дадим определение

В первую очередь разберемся с понятиями и ответим вопросы: что же такое государственный кадастровый учет (ГКУ) и зачем он нужен. Итак, после того как стройка подошла к концу и новый дом введен в эксплуатацию, нужно его зарегистрировать и внести данные в государственный кадастр недвижимости, где новостройке будет присвоен уникальный номер, который записывается в базу данных Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). После чего государство юридически признает новый объект с зафиксированными границами и определенной площадью.

Процедура ГКУ является обязательной и дает застройщику возможность зарегистрировать свои права на построенную недвижимость, стать ее полноправным владельцем и осуществлять с ней любые сделки, в частности, он получает возможность продавать квартиры новым жильцам.

Прежде чем поставить возведенный дом на учет, девелоперу необходимо получить разрешение на ввод его в эксплуатацию. Оно, в свою очередь, оформляется только по завершению всех строительных работ и подтверждения соответствия параметров объекта, заявленных в проектной документации, реальной картине.

В теории постановка на кадастровый учет выглядит очень просто, отмечает Александр Зубец, генеральный директор ООО «Новые Ватутинки». После ввода дома в эксплуатацию застройщик приглашает кадастрового инженера, который делает обмеры каждого помещения, устанавливает общую площадь здания, а также жилую и нежилую площадь помещений. На основании собственных замеров он составляет технический план и записывает его на диск со своей электронной подписью. Затем информация подается в государственный реестр недвижимости (Росреестр) и остается ждать, когда новый объект будет поставлен на учет. Причем Росреестр объединил работу ранее двух взаимосвязанных, но отдельных структур - Государственного кадастра недвижимости (ГКН) и единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Проблема в том, что из-за наличия фактически двух дублирующих друг друга структур, информация о кадастре задваивалась, что часто приводило к неразберихе и усложнению процедуры постановки на учет. После выполнения всех необходимых процедур застройщику выдается паспорт, который содержит полную и подробную информацию о новом доме.

Сколько ждать

В процессе постановки нового объекта на кадастровый учет Олег Куринной, заместитель генерального директора по девелопменту «МД Групп» выделяет два этапа: работа кадастрового инженера и присвоение номера в государственных органах. Первую часть работы, в которую включены обмеры помещений, геодезическая съемка, прорисовка планов этажей и подготовка технического плана для дома на 100-150 квартир опытная компания обычно выполняет за месяц-полтора.

На втором этапе после проверки техплана государственный регистратор в Росреестре принимает решение ставить новый объект на ГКУ или нет. Однако, перед тем как технический план попадет в Росреестр застройщик направляет его в орган, осуществляющий ввод объекта в эксплуатацию. В Москве эту функцию осуществляет Мосгосстройнадзор, который изучает техплан и дает разрешение на ввод. Далее документы попадают в Росреестр, где их должны рассмотреть в течение нескольких дней и вынести решение о проведении или приостановке кадастрового учета. При положительном решении зданию присваивается номер и выдается паспорт. В противном случае технический план должен быть доработан кадастровым инженером.

На сегодняшний день функцию проверки планов передали от специалистов кадастровой палаты юристам-регистраторам в Росреестр. По словам Олега Куринного, это отрицательно сказывается на работе, так как некоторые регистраторы пока не вполне разобрались с техническими тонкостями и приостанавливают заявления по необоснованным причинам.

В связи с последними изменениями, внесенными в актуальное законодательство, срок рассмотрения документов при постановке на ГКУ не должен превышать 10 дней, поясняет Юлия Симановская, директор департамента правового сопровождения сделок TEKTA GROUP. Несущественно увеличивается время при работе с МФЦ - всего на 2 дня. Несмотря на это, в связи с большим количеством заявок девелоперы постоянно сталкиваются с задержками и увеличением срока рассмотрения документов.

Александр Зубец сообщает, что в районе Новые Ватутинки на постановку корпуса на кадастровый учет уходит в среднем три месяца. Самый большой срок, который был зафиксирован - восемь месяцев. По его же словам, с 1 января 2017 года в столице в постановке на ГКУ начал принимать участие Мосстройнадзор, который стал связующим звеном между девелопером и Росреестром, после чего застройщики потеряли право напрямую общаться с ЕГРН, что сильно усложнило работу. В общем и целом главное препятствие на пути постановки на учет - это бюрократические проволочки, с которым сталкивается, наверное, каждый девелопер.

Придомовая территория - ставить или нет

Некоторых дольщиков волнует вопрос, нужно ли, после того как дом построен и квартиры переданы в их пользование, ставить на учет придомовую территорию или это забота застройщика. Под придомовой территорией в данном случае понимается участок, который относится к новостройке со всеми объектами благоустройства - стоянками, пешеходными дорожками, детскими и физкультурыми площадками и т.д. По словам Олега Куринного, необходимости новоселам заниматься подобной процедурой нет, потому что кадастровый номер присваивается участку при получении разрешения на строительство. Это касается территорий, сформированных после 2005 года, именно тогда начал действовать Жилищный кодекс РФ. Таким образом, по закону территория, расположенная под домом становится общей собственностью новых жильцов автоматически и бесплатно. Никакие документы, подтверждающие это, не требуются.

В том случае, когда придомовой участок был сформирован до начала действия кодекса, есть смысл ставить его на ГКУ, если в дальнейшем планируется оформление его в собственность. Александр Зубец считает, что данный вопрос стал особенно актуален с начала действия программы сноса пятиэтажек. Ведь собственники «хрущевок» при расселении имеют право выбрать денежную компенсацию, которая учитывает не только рыночную стоимость квартиры, но и долю в праве на земельный участок придомовой территории (только в том случае, когда она оформлена в собственность). Поэтому, если вас как-то касается данный вопрос, то лучше не затягивать с постановкой объекта на учет. Тем более, что сделать это достаточно просто: после положительного решения на общем собрании владельцев жилья, необходимо подать заявление на ГКУ. Далее органы власти сформируют земельный участок и поставят его на государственный учет.

Основные изменения 2017 года

С начала года вместо устаревшего закона от 1997 года вступил в силу Федеральный закон от 2015 года (№ 218), в который вошел ряд существенных изменений. Важным нововведением стала возможность единовременно поставить новостройку на учет и оформить госрегистрацию права собственности. Благодаря сведению этих процедур в одну стало проще оформлять документы, сократились и временные затраты. Таким образом, владелец получает выписку из единого реестра недвижимости и подтверждение прав собственности единовременно.

Как самостоятельный вид имущества, наконец, признали машиноместа, которые по новому закону также должны учитываться в кадастре и регистрироваться. Это облегчит процедуру купли-продажи, в которой до настоящего времени отсутствовали законные основания.

Также теперь разрешено подавать документы и заявления, не привязываясь к территориальному местонахождению новостройки. Другими словами, девелопер может обратиться в то отделение Росреестра или МФЦ, в которое ему наиболее удобно.

Изменения коснулись и сроков постановки нового дома на учет, что должно существенно облегчить жизнь как гражданам, так и застройщикам. Кроме того, Росреестр и госрегистратор несет персональную ответственность за свои действия или бездействие при проведении кадастрового учета.

Самое главное изменение, которое должно было вступить в силу с 1 января 2017 года - это возможность одновременной подачи заявки на ввод в эксплуатацию и постановки на ГКУ, считает Александр Зубец. Это должно значительно ускорить процедуру получения кадастрового паспорта, поскольку теперь необязательно дожидаться сдачи дома. Однако, к сожалению, пока все данные новшества действуют только в теории. Дело в том, что нельзя в один момент кардинальным образом изменить всю систему получения кадастрового номера и паспорта. Сейчас активно идет переходный период по налаживанию новой схемы взаимодействия через Мосстройнадзор. Несмотря на то что прошло уже полгода с момента вступления в силу поправок, девелоперы фактически вынуждены жить по старым правилам, ожидая, когда все заработает в штатном режиме и без накладок. Вероятнее всего, застройщики действительно смогут ставить дом на кадастр быстро и без прохождения многочисленных бюрократических процедур только к концу 2017 года.

Специально для портала "Все Новостройки

С 1 января 2017 года вступают в действие новые положения закона о земельном кадастре. Собственникам земельных участков необходимо пройти регистрацию в ЕГРП. Кроме того, продолжится поэтапный переход на применение кадастровой оценки земли, что приведет к дальнейшему повышению налоговой нагрузки.

Закон о земельном кадастре: нововведения с 1 января 2017 года

До конца 2016 года собственники земельных участков должны зарегистрироваться в ЕГРП, что зафиксировано в законе №251-ФЗ. В противном случае наделы перейдут в муниципальную собственность, что чревато различными проблемами. В рамках нового закона, земельный надел будет снят с кадастрового учета, если в течение пяти лет после постановки на учет участок не был внесен в ЕГРП.

Нововведения станут проблемой для рядовых дачников, которые не успели пройти процедуру регистрации. При этом «бывший» собственник земли не узнает, о переходе земельного участка муниципальным властям, поскольку для суда данный надел является «бесхозным». Не спасет ситуацию даже наличие постройки на участке, если надел не поставлен на учет в ЕГРП.

В рамках принятых изменений, собственникам участков придется сделать межевание, в противном случае будет ограничено право на продажу, передачу в наследство и т.д. Данная норма вступает в силу с 2018 года. Помимо учета в ЕГРП, проблемным вопросом является переход на применение кадастровой оценки участков.

Сомнительная стоимость

Со следующего года при расчете земельного налога будет применяться кадастровая оценка участка. Если ставка налога останется без существенных изменений (0,1-2%), то стоимость участков вырастет в разы, что станет настоящей проблемой для рядовых налогоплательщиков.

Утвержденные изменения предполагают исключительное право государства осуществлять оценку участка, которая будет отображаться в кадастре с 2017 года. На данный момент определить кадастровую стоимость могут представители специализированных частных компаний. В результате появится государственная монополия, что приведет к негативным последствиям и возможным манипуляциям, считают эксперты. По сути, региональные власти будут сами проводить оценку и утверждать ее результаты.

Кроме того, появится необходимость в дополнительном штате чиновников, которые будут проводить оценку в специализированных государственных учреждениях – ГБУ. Данное намерение властей явно контрастирует со стремлением экономить государственные расходы, что стало необходимостью после начала кризиса.

Еще один проблемный момент – определение кадастровой стоимости. В некоторых ситуациях кадастровая оценка участка существенно превышает его рыночную стоимость, что вынуждает граждан обращаться в суд для защиты своих интересов. В результате чиновники разработали новую методику определения стоимости, которая поможет решить существующие проблемы. Данный процесс будет унифицирован и стандартизирован, что нивелирует влияние ситуативных факторов. Эксперты подчеркивают, что достоверное определение стоимости участка зависит от полноты информации, которой владеет оценщик.

Борьба за свои интересы

Среди положительных моментов изменений, которые вступают в силу в следующем году, можно отметить усовершенствование механизма, который поможет уточнить кадастровую стоимость участка. Собственники смогут инициировать внесение уточнений в кадастровую оценку, с учетом текущей динамики рынка земли. Таким образом граждане получат дополнительные возможности для снижения расходов на оплату налогов.

На данный момент граждане вынуждены обращаться в суд в следующих ситуациях:

  1. Утвержденная кадастровая оценка превышает рыночную стоимость.
  2. Некорректные данные, которые применяются для проведения оценки.

Действующая судебная практика подтверждает, что более половины граждан, которые отстаивают свои интересы в суде, добиваются пересмотра кадастровой стоимости. В результате удается существенно снизить рассчитанную сумму налога, который подлежит уплате в бюджет.

Экономические реалии

Изменения в кадастровом учете, вступающие в действие с 1 января 2017 года, связаны с экономическими реалиями. Власти стремятся увеличить бюджетные поступления, для чего необходимо перейти на применение рыночной стоимости земли.

Ранее собственники участков могли оперировать инвентаризационной оценкой, которая была существенно ниже реальной стоимости земельного надела. Дополнительные налоговые платежи помогут стабилизировать дефицит бюджета, который в нынешних условиях является главной проблемой чиновников.

Однако эксперты отмечают, что предложенная реформа не приведет к экономии государственных расходов. Создание ГБУ потребует увеличить штат чиновников, что в свою очередь увеличит затраты бюджета.

С 2017 года вступает в действие ряд изменений в части кадастрового учета. Собственники земельных наделов должны будут поставить на учет свои участки в ЕГРП, в противном случае земля перейдет в муниципальную собственность.

Кроме того, расчет налога будет производиться на основании кадастровой оценки земельных участков.

Обновлено 22.10.2017 18:15

С 1 января 2017 г. вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Кадастровый учет недвижимости и госрегистрация прав на нее будут объединены в единую систему учета и регистрации. В материале приведены основные изменения рассматриваемого Закона в сравнении с действующими Законом о кадастре недвижимости и Законом о регистрации прав на недвижимость. Новый Закон не содержит положений о признании утратившими силу указанных законов или внесении в них изменений. Полагаем, что этот вопрос будет решен дополнительно до вступления в силу Закона.

1. Появится новый реестр недвижимости

Будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), который объединит сведения, содержащиеся в настоящее время в кадастре недвижимости и ЕГРП.

В ЕГРН войдут, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Сведения о границах на сегодняшний день содержатся в кадастре недвижимости.

Вести ЕГРН будут в электронном виде. Исключение составят реестровые дела. В них на бумажном носителе будут храниться оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах госвласти, органах местного самоуправления и архивах.

В настоящее время кадастр недвижимости и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, причем последние имеют приоритет.

2. Уточнены объекты недвижимости, которые подлежат

кадастровому учету и права на которые регистрируются

Согласно новому Закону в кадастр недвижимости будут вносить сведения о едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе.

В соответствии с Законом о кадастре недвижимости сведения о таких комплексах в кадастр не вносятся. В то же время права на них должны быть зарегистрированы (что невозможно без учета в кадастре), поэтому они учитываются, как сооружения. Кроме того, при учете единого недвижимого комплекса могут учитываться все объекты недвижимости, которые входят в его состав.

Учет единого недвижимого комплекса и госрегистрация права на него будут проводиться в следующих случаях:

Завершение строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса;

Объединение по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически либо расположены на одном земельном участке.

Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно будет только после учета и госрегистрации прав на каждый объект, который входит в его состав.

Что касается участков недр, то согласно Закону о кадастре недвижимости они в кадастре не учитываются. Новый Закон исключил их и из перечня объектов недвижимости, права на которые на сегодняшний день подлежат госрегистрации.

3. Учитывать недвижимость и проводить госрегистрацию

прав на нее будет Росреестр

Согласно новому Закону проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы (далее вместе - Росреестр). Эти полномочия нельзя будет передать подведомственным учреждениям. В настоящее время госрегистрацию прав на недвижимость и сделок с ним осуществляет Росреестр, а кадастровый учет - подведомственная ему Кадастровая палата по субъектам РФ.

4. Кадастровый учет объектов и госрегистрация прав будет

проводиться как одновременно, так и отдельно

4.1. Когда учет и госрегистрация осуществляются одновременно

Как и сейчас, зарегистрировать права на объекты недвижимости по общему правилу будет невозможно, если они не учтены в кадастре недвижимости.

Согласно новому Закону, если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и госрегистрация прав будут осуществляться одновременно. Исключения составят ситуации, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной госрегистрации и наоборот. В настоящее время одновременное осуществление учета и госрегистрации не предусмотрено.

Учет и госрегистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях:

Создание объекта недвижимости (за исключением ситуаций, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной госрегистрации прав);

Образование объекта недвижимости (кроме случая изъятия земельного участка или расположенной на нем недвижимости для государственных и муниципальных нужд);

Прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;

Образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие госрегистрации.

4.2. Когда учет и госрегистрация проводятся отдельно

Законом установлены случаи, когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, будут регистрироваться без проведения одновременного кадастрового учета. К их числу относятся, например, госрегистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав.

В Законе также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения госрегистрации прав на объекты недвижимости. Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях:

Создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, которое представлено органом госвласти, местного самоуправления или корпорацией "Росатом" в порядке межведомственного взаимодействия;

Прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;

Изменение основных характеристик объекта.

5. Изменены правила обращения с заявлением о кадастровом

учете недвижимости и госрегистрации прав

В новом Законе установлен перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Кто именно может подать документы, зависит от того, как проводится учет и госрегистрация - одновременно или раздельно.

Так, согласно положениям Закона заявление в отношении созданного (т.е. построенного) объекта недвижимости может представить:

Собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, - при одновременном осуществлении учета и госрегистрации;

Орган госвласти, местного самоуправления или корпорация "Росатом", выдавшие разрешение на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, - при учете в кадастре без одновременной госрегистрации.

В настоящее время заявление о постановке на учет такого объекта недвижимости может подать любое лицо.

Заявление о кадастровом учете или госрегистрации и необходимые документы, как и сейчас, можно будет представить:

В бумажном виде - лично (в Росреестр, через МФЦ, при выездном приеме) или по почте (в Росреестр);

В форме электронных документов - через единый портал госуслуг или официальный сайт Росреестра.

Новшеством Закона является то, что при личном обращении (кроме случаев выездного приема) место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Иными словами, можно обратиться (направить документы почтой) в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ. Перечень указанных подразделений и МФЦ будет приведен на сайте Росреестра.

На сегодняшний день заявление о кадастровом учете подается по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа, а заявление о госрегистрации прав по общему правилу - по месту нахождения недвижимости в пределах регистрационного округа. Такое положение содержалось в Законе о госрегистрации прав на недвижимость ранее, но было признано утратившим силу. Несмотря на это, на практике заявление и документы представляются также по месту нахождения недвижимости.

5.1. Отменено требование об обязательном представлении учредительных документов юрлица

Согласно новому Закону Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы юрлица, обратившегося за учетом объекта и госрегистрацией прав на него. Организация вправе подать такие документы по собственной инициативе.

На сегодняшний день юрлицо обязано представлять учредительные документы организации (их копии) при проведении госрегистрации прав. Их предоставление не требуется лишь в случае, если они подавались ранее и изменения в них не вносились.

5.2. Установлен единственный случай отказа в приеме документов

В приеме документов будет отказано, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).

Отказ в приеме документов в действующем Законе о кадастре недвижимости не предусмотрен, а в соответствии с Законом о госрегистрации прав на недвижимость запрещен.

5.3. Уточнены случаи, при которых документы возвращаются без рассмотрения

В Законе уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. К ним, в частности, относятся:

Несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;

Наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;

Отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или госрегистрации прав.

В настоящее время заявление о госрегистрации прав может быть возвращено в том числе:

Если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату;

В ЕГРП имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.

Указанные основания включены и в новый Закон, при этом уточнен срок отсутствия информации об уплате госпошлины - пять дней с момента подачи заявления.

6. Сокращен общий срок кадастрового учета

и госрегистрации прав

Согласно новому Закону общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен.

При подаче документов в Росреестр он составит:

5 рабочих дней - для кадастрового учета;

10 рабочих дней - в случае одновременного проведения учета и госрегистрации;

7 рабочих дней - для госрегистрации прав.

Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и госрегистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

В настоящее время общий срок осуществления как учета объекта недвижимости в кадастре, так и госрегистрации прав на него составляет 10 рабочих дней для каждой процедуры. При одновременной подаче документов для проведения кадастрового учета и госрегистрации срок госрегистрации прав исчисляется со дня внесения сведений в кадастр недвижимости, т.е. максимальный срок составляет 20 рабочих дней.

6.1. В какой срок будет проводиться госрегистрация ипотеки

Новым Законом сохранен только срок (5 рабочих дней), установленный для госрегистрации ипотеки жилых помещений.

Следовательно, госрегистрация ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений будет осуществляться в общий срок (7 рабочих дней) при условии представления документов в Росреестр. Однако он сократится до пяти рабочих дней, если госрегистрация будет проводиться на основании нотариально удостоверенного договора ипотеки или нотариально заверенного договора, который влечет возникновение ипотеки в силу закона (например, договора купли-продажи недвижимости за счет кредитных средств банка).

На сегодняшний день срок госрегистрации ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений составляет 15 рабочих дней, а ипотеки жилых помещений - 5 рабочих дней.

7. Уточнены основания приостановления кадастрового

учета и госрегистрации по решению госрегистратора

В новом Законе содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и госрегистрация может быть приостановлены. По сравнению с действующими основаниями, этот список значительно увеличен (в нем перечислено 51 основание).

Согласно действующему Закону о госрегистрации прав на недвижимость причинами приостановления, в частности, являются сомнения госрегистратора в наличии оснований для проведения госрегистрации прав, в подлинности документов или достоверности приведенных в них сведений.

Перечисленные в новом Законе основания приостановления определили пределы проведения правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или госрегистрации прав. Следовательно, если указанные основания отсутствуют, кадастровый учет и (или) госрегистрация прав приостановлены быть не могут.

Если в течение срока приостановления не устранены причины, послужившие основанием для приостановления, в проведении кадастрового учета и госрегистрации будет отказано.

7.1. Увеличены сроки, на которые приостанавливаются учет и госрегистрация

Новый Закон установил более продолжительные сроки приостановления госрегистрации. Срок приостановления кадастрового учета не изменился. При этом предусмотрен срок его приостановления в заявительном порядке.

Так, сроки приостановления учета объектов и госрегистрации составят:

Три месяца - по решению госрегистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);

Шесть месяцев - по инициативе заявителя. При этом в Законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.

В настоящее время госрегистрация прав по решению госрегистратора может быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя - на три месяца.

8. Свидетельство о госрегистрации права выдаваться не будет

Согласно новому Закону кадастровый учет, госрегистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а госрегистрация договора или иной сделки - специальным регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки. Удостоверение проведенного учета и госрегистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено.

На данный момент госрегистрация прав удостоверяется в том числе и свидетельством о госрегистрации права, которое выдается в виде бумажного документа.

9. Кадастровый учет и госрегистрация могут проводиться

без участия правообладателя

Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и госрегистрации документы в таком порядке установлена для органов госвласти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов). Например:

Органы госвласти и органы местного самоуправления должны направить документы, если ими принято решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;

ФМС России - информацию об изменении сведений о физлице;

ФНС России - информацию об изменении сведений об организациях и ИП;

Суды или уполномоченные органы, наложившие арест, - заверенную копию такого акта;

Нотариусы - сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство.

При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.

10. Кто и за что несет ответственность при осуществлении

кадастрового учета и госрегистрации

Согласно Закону ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и госрегистрации распределена между Росреестром, госрегистратором и другими лицами.

Так, госрегистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав или уклонение от их проведения.

Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

11. Уточнены условия выплаты компенсации за утрату

права на жилое помещение

Компенсация за жилое помещение - единственное пригодное для постоянного проживания - выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано. Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ.

Положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу с 1 января 2020 г.

С 1 января 2017 года правила регистрации недвижимого имущества изменились. Связано это с вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Узнать новые правила регистрации недвижимости с 2017 года будет интересно всем, а не только юристам, практикующим в соответствующей сфере. Ведь почти каждый человек рано или поздно сталкивается с необходимостью регистрации прав на недвижимое имущество. Покупка квартиры, ипотека, наследование индивидуального жилого дома - все это требует совершения ряда действий для оформления своих прав на недвижимость.

Давайте же посмотрим, что изменилось и что нам несет новый закон о регистрации недвижимости в 2017 и последующие годы.

  • Общий обзор закона
  • Общий обзор закона

    Начнем с основ - зачем нужно регистрировать свои права, допустим, на квартиру?

    Для ответа на этот вопрос обратимся к ч. 3 ст. 1 Закона № 218-ФЗ.

    «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества».

    После прохождения определенной законом процедуры государство признает за гражданином, например, право владеть, пользоваться и распоряжаться определенным недвижимым имуществом (т. е. право собственности).

    После продажи квартиры право собственности на него у продавца прекращается одновременно с регистрацией перехода этого права к покупателю.

    Также регистрации подлежат не только сами права, но и ограничения прав и обременения. Например, ипотека.

    Все это нужно для определенности правового статуса объектов недвижимости и обеспечения контроля за законностью совершаемых с недвижимым имуществом сделок и в интересах их участников, и в интересах всех остальных.

    Закон № 218-ФЗ примечателен тем, что подходит к оформлению прав на недвижимое имущество более системно, чем это было раньше. Он одновременно регулирует и отношения по кадастровому учету и по государственной регистрации прав на недвижимость.

    Раньше эти отношения регулировались соответственно Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    Новый закон во многом упрощает регистрационные процедуры через объединение единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН).

    На их основе создается единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который состоит из следующих элементов (ч. 2 ст. 7 Закона № 218-ФЗ):

    1. реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости);
    2. реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость);
    3. реестр границ;
    4. реестровые дела;
    5. кадастровые карты;
    6. книги учета документов.

    Процедуры учета объектов недвижимости и регистрация прав на них теперь осуществляются одним органом - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

    Раньше кадастровый учет осуществляли кадастровые палаты, подчиненные Росреестру. Соответственно человек сначала должен был обратиться в кадастровую палату, поставить объект недвижимости на кадастровый учет. Только после этого он мог заняться регистрацией прав, обратившись в Росреестр.

    Две процедуры, два органа, два комплекта документов... Неудобно же, согласитесь?

    А теперь процесс оформления прав упрощается, орган один, комплект документов один, время экономится, лишние нервы не тратятся (нервы вообще лишними не бывают, я так скажу).

    Теперь подробнее о самом порядке регистрации.

    Порядок регистрации прав

    Государственная регистрация прав и кадастровый учет объекта недвижимости становятся единой процедурой. Она осуществляется на основании заявления и определенного комплекта документов, подаваемых в Росреестр.

    Кроме заявления основаниями для регистрации прав могут быть:

    1. акты, изданные органами государственной власти или местного самоуправления;
    2. договоры и иные сделки в отношении объекта недвижимости;
    3. акты о приватизации жилых помещений;
    4. свидетельства о праве на наследство;
    5. вступившие в силу судебные акты;
    6. акты о правах на недвижимое имущество;
    7. межевой, технический план, акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ;
    8. схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления в безвозмездное пользование и расположенного на территории Дальневосточного федерального округа;
    9. иные документы, подтверждающие наличие, возникновение, переход, прекращение права, ограничение или обременение объекта недвижимости, наступление иных обстоятельств, предусмотренных в федеральном законе.

    Хотя Закон № 218-ФЗ и предусматривает процедуру одновременной государственной регистрации права и кадастровый учет объекта, они могут осуществляться и раздельно. Это кадастровый учет без государственной регистрации права и наоборот.

    Каждый из трех вариантов осуществляется в своих строго определенных случаях.

    Для одновременного предоставления двух услуг случаев установлено не так уж и много:

    • создание объекта недвижимости, для которого не требуется разрешения на ввод в эксплуатацию;
    • образование объекта недвижимости (есть три исключения, предусмотренных п. 8 - 10 ч. 5 ст. 14 Закона № 218-ФЗ);
    • прекращение существования объекта недвижимости;
    • государственная регистрация ограничений и обременений.

    Во всех остальных случаях действия по регистрации права и кадастровому учету осуществляются раздельно.

    Например, для большинства объектов недвижимости, в частности многоквартирных жилых домов, требуется разрешение на ввод в эксплуатацию.

    В этом случае орган, уполномоченный на выдачу разрешения, направляет в Росреестр само разрешение, заявление о кадастровом учете и иные необходимые документы.

    Росреестр на основании этих документов ставит объект недвижимости на кадастровый учет.

    Уже после этого правообладатель (например, застройщик) самостоятельно регистрирует свое право на объект.

    При переходе права собственности осуществлять постановку недвижимого имущества на кадастровый учет не требуется. Такой учет уже осуществлен, требуется только зарегистрировать переход права собственности.

    Место и сроки регистрации прав

    Раньше заявление нужно было подавать в территориальный орган Росреестра или кадастровой палаты по месту нахождения объекта недвижимости.

    Теперь это правило не действует. Заявление о кадастровом учете и регистрации прав можно подать в любое удобное подразделение Росреестра или многофункциональный центр (МФЦ).

    Сроки осуществления регистрационных действий следующие:

    • при одновременной постановке на кадастровый учет и регистрации прав через Росреестр — 10 рабочих дней, через МФЦ - 12 рабочих дней;
    • регистрация права через Росреестр - 7 рабочих дней, через МФЦ - 9 рабочих дней;
    • постановка на кадастровый учет через Росреестр - 5 рабочих дней, через МФЦ - 7 рабочих дней.

    Также в ч. 1 ст. 15 Закона № 218-ФЗ установлены сроки для регистрационных действий, осуществляемых на основании разного рода судебных актов или актов уполномоченных органов, свидетельства о праве на наследство, для регистрации ипотеки и т. д.

    Подтверждающие документы и остальные новшества

    Свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество больше не выдаются.

    Документом, подтверждающим право собственности на недвижимость, является выписка из ЕГРН. Приказом Минэкономразвития России от 20.06.2016 № 378 предусмотрено несколько форм выписок:

    • об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
    • о переходе прав на объект недвижимости;
    • о правах отдельного лица на имевшиеся или имеющиеся у него объекты недвижимости;
    • о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов

    Выписка может быть предоставлена Росреестром как в бумажной форме, так и в форме электронного документа. Сроки получения выписок также сократились. Как правило выписка выдается в течение не более трех рабочих дней.

    Это позитивный момент. Негативный - за предоставление выписки из ЕГРН придется заплатить, причем цены на них по сравнению с ценами на выписки из ЕГРП выросли.

    Тарифы утверждены Приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 № 291. Стоимость выписки об объекте недвижимости составляет:

    • за бумажный документ - 750 руб. для физических лиц, 2 200 руб. — для юридических лиц;
    • за электронный документ - 300 руб. для физических лиц и 600 руб. для юридических.

    При желании можно заказать курьерскую доставку выписки. Разумеется за дополнительную оплату.

    Что еще стоит отметить?

    Появился . Что это такое и каким образом регистрируются права на них у меня есть отдельная статья, ссылка есть, останавливаться на этом здесь не будем.

    Кадастровый учет и регистрация права могут проводиться без участия заявителя, поскольку сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия.

    Например, МВД России обязано направлять информацию об изменении сведений о физическом лице, нотариусы - сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство, ФНС России - информацию об изменении сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях и т. д.

    Если в Росреестр поступают соответствующие документы в порядке межведомственного взаимодействия, то он просто на их основании вносит сведения в ЕГРН и уведомляет об этом правообладателя.

    Изменений произошло много. Многие процедуры упростились. С другой стороны некоторые моменты стали сложнее. Например, оснований для приостановления регистрационных действий стало больше, чем раньше. Также появились основания для отказа в приеме документов от заявителя, которых раньше вообще не было.

    Таковы основные изменения в регистрации недвижимости с 2017 года, которые будут действовать, надеюсь, еще долгие годы.

    Если есть дополнительные вопросы по теме, задавайте в комментариях (если ответа нет 1-2 дня - это нормально, в течение недели обязательно отвечу). Обязательно подписывайтесь на мою . Мой Telegram-канал тоже всегда к вашим услугам.

    До встречи в следующих статьях!

    Уважаемые читатели! Буду благодарен, если вы поделитесь этой статьей в социальных сетях

    Если статья оказалась для вас полезной, оставьте, пожалуйста, свой отзыв или мнение ниже в комментариях.

    С уважением, Альберт Садыков

    Ваши данные не разглашаются и не передаются третьим лицам для коммерческого и некоммерческого использования

    Признание права собственности на конкретный объект невозможно без осуществления его предварительной постановки на кадастровый учёт и регистрации факта перехода прав в Росреестре.

    Порядок постановки на учёт установлен законодательно и имеет массу нюансов, особенно после внесения поправок в нормативные акты, регулирующие данную сферу.

    Особенности кадастрового учёта

    Любой объект недвижимости должен состоять на кадастровом учёте. Иными словами, сведения об имуществе (его характеристика и данные владельца) обязаны быть внесены в соответствующую государственную базу данных ЕГРН.

    Постановка имущества на учёт требуется при покупке новой земли, квартиры или дома, внесении изменений в объект недвижимости (при перепланировке помещения, увеличении либо уменьшении границ территории и т. п.).

    Законом установлено, что владелец не сможет зарегистрировать факт наличия у него права собственности до момента внесения сведений об имуществе в базу данных ЕГРН.

    С начала 2017 года постановкой объекта недвижимости на кадастровый учёт занимается единый Росреестр и его территориальные подразделения.

    В связи с объединением ГКН и ЕГРП в общую базу данных – ЕГРН – граждане получают возможность поставить имущество на учёт и зарегистрировать наличие права на владение им одновременно.

    Это значительно ускоряет регистрационную процедуру и экономит время заявителя. В результате хозяину объекта выдается , содержащая обобщённые сведения.

    Следует помнить, что подача запроса через МФЦ может затянуть внесение сведений об имуществе в единую базу данных на 1–2 дня.

    Если основанием для обращения в Росреестр не является образование или создание нового объекта, гражданин может заявить о проведении процедуры постановки на учёт отдельно от регистрации.

    Услуга Росреестра о внесении сведений об имуществе в единую базу данных ЕГРН предоставляется всем заявителям бесплатно. Однако при одновременной регистрации перехода прав придётся заплатить пошлину, величина которой зависит от вида недвижимости (к примеру, 2 тыс. рублей при получении прав на квартиру).

    Документы для постановки на кадастровый учёт объекта недвижимости

    Осуществление учёта происходит на основании предоставленного гражданином заявления, бланк которого выдаётся сотрудником Росреестра, и документов, необходимых для данной процедуры.

    Заинтересованное лицо должно предъявить в отделении госоргана следующие бумаги:

    • доверенность, заверенную нотариально (если гражданин действует через представителя);
    • правоустанавливающие документы (например, договор купли-продажи или дарения);
    • паспорт заявителя;
    • технический план объекта;
    • иные бумаги, требующиеся по запросу работника Росреестра (например, межевой план и схему расположения для участка земли).

    Если совместно с постановкой на учёт происходит регистрация права собственности, рекомендуется предоставить сотруднику и чек, удостоверяющий оплату пошлины. Формально можно обойтись без данного подтверждения, однако квитанция способна ускорить процедуру.

    С 2017 года подать документы и запрос на осуществление постановки объекта на учёт можно в любое территориальное отделение Росреестра или МФЦ.

    Как поставить объект недвижимости на кадастровый учёт?


    Первым делом заинтересованное лицо должно получить на руки все перечисленные выше документы. Их точный перечень зависит от вида имущества.

    К примеру, для внесения сведений об участке в единую базу данных ЕГРН гражданину следует оформить межевой и технический план, схему расположения принадлежащей ему территории и всех расположенных на ней объектов.

    Изготовляется на основании проведённых специалистом – кадастровым инженером – работ (замеров, оценки и т. д.). Постановку объекта недвижимости на государственный кадастровый учёт без осуществления данной процедуры представить невозможно.

    После этого гражданину достаточно обратиться в любое отделение Росреестра или МФЦ и передать весь комплект требующейся документации. Как указывалось выше, внесение информации об имуществе в базу данных ЕГРН (ГКН) с января 2017 года чаще всего сопровождается одновременной регистрацией прав на объект.

    По окончании процедуры заявитель получает , заменяющую в настоящее время кадастровый паспорт и свидетельство о праве собственности.

    Сроки для постановки объекта на учёт

    Период для предоставления данной услуги Росреестра зависит от объёма работ и места предъявления заявления заинтересованным лицом. Так, сроки постановки имущества на учёт и предоставления соответствующей выписки из ЕГРН составляют:

    • 10 рабочих дней (при одновременном проведении учёта и регистрации прав);
    • 5 рабочих дней (при осуществлении только кадастрового учёта);
    • 3 дня (если требуется предоставление сведений из ЕГРН).

    Регистрация перехода прав на имущество, осуществляемая без постановки объекта на кадастровый учёт, занимает не больше семи рабочих дней.

    Причины для отказа в осуществлении процедуры

    Сотрудники государственного органа в отдельных ситуациях вправе отказать заявителю в предоставлении услуги, а именно:

    • если объект не может быть поставлен на соответствующий учёт в силу норм закона;
    • если личность заявителя не была установлена;
    • если в предоставленных документах имеются существенные ошибки;
    • если в бланке заявления указаны некорректные сведения или содержатся ошибки, помарки, исправления;
    • если в запросе отсутствует личная подпись заявителя;
    • если регистрируемое имущество не является недвижимым;
    • если гражданином предъявлен неполный комплект документации.

    Отказ сотрудника Росреестра обязательно оформляется в письменном виде и предоставляется заявителю удобным для него способом (по e-mail или почтовым отправлением на домашний либо рабочий адрес, указанный во время заполнения бланка запроса).

    В большинстве случае гражданину достаточно исправить причину, послужившую основанием для отказа в постановке на учёт, и обратиться в госорган повторно.