Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Анализ неолитической революции. Неолитическая революция это. Неолитическая революция - это что такое

Неолитическая революция один из самых важных период истории человечества.

Именно он обусловил появление человеческой цивилизации, благодаря нему появились первые государства, рынок и многое другое, без чего невозможно представить жизнь человека.

Суть неолитической революции

Сформулировать ее можно следующим образом: неолитическая революция – переход от присваивающего типа экономики к воспроизводящему. То есть происходит замена собирательства на земледелие и охоты на скотоводство.

При этом произошел коренной поворот в образе жизни людей. Теперь она приобрела либо оседлый характер (земледельцы), либо полностью кочевой (скотоводы). В местах, где революция произошла, охота отошла на второй план, и больше не играет большого значения.

Регионы, в которых зародилась неолитическая революция (в хронологическом порядке зарождения):

  • Ближний Восток, долина Нила, Месопотамия (он же плодородный полумесяц);
  • Восточный Китай (в долинах Янцзы и Хуанхэ);
  • Новая Гвинея (горные регионы);
  • Центральная часть Мексики;
  • Экваториальная Африка.

Возможные причины возникновения феномена

По этому поводу есть множество теорий. На мой взгляд, наиболее правдоподобной является теория целенаправленной эволюции. Эта теория гласит, что поначалу люди стремились защитить растения, которые приносили им еду. Потом произошел отбор растений по степени их плодородности и устойчивости к природным явлениям (засуха, изобилие дождей, морозы, зной и т.д.)

Последствия

Последствия неолитической революции невозможно переоценить. Самым первым следствием революции стал демографический взрыв. Создание пищи дало возможность кормить большее количество людей. Теперь легче накапливать запасы на случай неблагоприятных погодных условий. Далее это привело к зарождению права собственности и имущественного неравенства.

Раньше все имущество принадлежало племени. Затем это право перешло к семьям, которые приобрели устойчивый характер (что обусловило переход к патриархату), а после к каждому человеку в отдельности. Более талантливые, умные, трудолюбивые и усердные люди стали обладать большим количеством ресурсов. Это в свою очередь приводит к появлению товарообмена в примитивном виде.

Человеку для жизни нужны разнообразные ресурсы от пищи до строительных материалов. Распределены они неравномерно, а потому становится целесообразно обмениваться избыточными ресурсами. Отсюда следует разделение труда. Ремесла приобретают более совершенный характер, а потому не каждый может ими заниматься. Кто-то возделывает землю, кто-то продолжает охотиться, а кто-то делает глиняную утварь. Дальше цепочка продолжается.

Имущественное неравенство и демографический взрыв приводят к зарождению государства. В раннем племенном строе власть держалась на личном авторитете вождя. Однако при увеличении населения вождь больше не имеет возможности узнать каждого члена племени. Его власть начинается держаться на примитивном аппарате насилия, группе вооруженных и преданных ему людей. Содержит он ее за счет избыточных ресурсов, и/или товаров, обменянных на них.

Таким образом власть вождя закрепляется и становится наследственной (Марксистская теория возникновения государства). Появление государства обуславливает появление письменности, так как для функционирования такой сложной системы, как государства, нужна прослойка образованных чиновников, которые будут управлять населением на местах.

С окончанием ледникового периода, около 12 тыс. лет назад, в мире произошли коренные изменения. Повышение температуры привело к таянию ледяных щитов, покрывавших почти четверть поверхности суши Земли. Растения и животные распространились далеко на север, в широты, которые в течение долгих тысячелетий до этого были слишком холодны для жизни. Огромные массы воды высвободились из ледяных оков. Уровень Мирового океана повысился, климат стал более влажным. Пустыни, занимавшие приблизительно половину суши в тропическом поясе планеты, тоже начали отступать под натиском обильных дождей и новых рек.

За растениями и животными на новые земли двинулись и люди. Природные условия были разнообразны, ресурсы — обильны. Общины охотников и собирателей каменного века приспосабливались к этим новым условиям разными путями. В лесной и степной зоне вырабатывались иные способы охоты. Особую роль в ней сыграло изобретение лука и стрел. Широко распространилось рыболовство. В прибрежных областях изобилие пищи, добываемой у моря, привело к возникновению общин собирателей моллюсков. Следы деятельности этих групп сохранились в виде больших куч раковин, известных в разных местах земного шара. В благоприятных условиях быстро росло население. Поселения постепенно становились более многочисленными и постоянными.

Но самым ярким событием стало зарождение земледелия и скотоводства. Мягкий климат и разнообразие растительного и животного мира новой эпохи стали главным условием для развития сельского хозяйства. В некоторых областях Старого Света — на Ближнем Востоке, на холмистых предгорьях Северной Индии и Пакистана, на равнинах Северного Китая и в дельте реки Янцзы — общины охотников и собирателей начали экспериментировать с растениями и животными. Они стали не просто собирать дикие злаки, а выращивать их, не только охотиться на диких животных, но и приручать их пойманных детёнышей. Это был настоящий переворот в добывании пищи. Он означал переход от присваивающей экономики, основанной на использовании ресурсов, предоставленных самой природой, к экономике производящей, к производству продуктов питания и всего необходимого для жизни. Новые способы ведения хозяйства повлекли за собой изменение всех сторон жизни — от одежды и утвари до идеологии. Наступила новая эпоха — новый каменный век, неолит.

Эти изменения были настолько разительными и произошли на огромной территории в такой короткий по сравнению со всей предшествующей историей человечества период, что за ними закрепилось название «неолитическая революция».

Вынужденный выбор

Где и почему люди впервые стали выращивать растения? Земледелие имело долгую предысторию. Древние охотники и собиратели издавна пользовались плодами растений. Наряду с охотничьей добычей дикие злаки, корешки, ягоды и другие плоды составляли важную часть рациона их питания. Они хорошо знали, как растёт трава, как из семян появляются новые деревья, и часто предпринимали действия для увеличения и сохранения урожая. Аборигены Австралии при выкапывании ямы пересаживали деревья или кустарники на новое место. Индейцы Северной Америки племени шошонов строили дамбы и каналы для орошения диких полей луковичных и зерновых растений. Такие действия уже могут быть названы зачатками земледелия. Но чтобы сделать всего лишь один шаг к самому земледелию, человечеству пришлось пройти ещё долгий путь. А некоторые народы, как, например, те же аборигены Австралии, этот шаг так и не сделали. В чём же причина?

Земледелие по сравнению с охотой и собирательством требует больших усилий: вспашка земли, сев, прополка и сбор урожая на полях делались вручную и занимали всё свободное время первых земледельцев. Поэтому переход к земледелию был вынужденным выбором человечества. Охотники и собиратели обращались к сельскому хозяйству лишь тогда, когда охотничьи ресурсы уже не могли прокормить их общину. Рост населения и истощение охотничьих угодий стали первым всеобщим экономическим кризисом в истории человечества. Поиски выхода из него постепенно приводили ко всё большей зависимости сначала от сбора дикорастущих растений, а затем и от специально выращенных. Переход к новой жизни был постепенным и мало заметным для людей одного поколения. Сначала община охотников селилась поближе к диким полям и охраняла урожай от диких животных. Затем, как индейцы-шошоны, охотники-собиратели начали оберегать поля от засухи, пропалывать их от сорняков, рыхлить почву весной и, наконец, высаживать зёрна.

Конечно, такой выбор был возможен не везде. Для занятия земледелием нужны были благоприятный климат, плодородная почва, обилие воды для полива и, наконец, такие растения, которые давали высокий урожай. Все эти условия возникли после отступления ледников в разных частях мира. Независимо и приблизительно в одно и то же время земледелие зародилось на Ближнем Востоке в VIII тысячелетии до н. э., в Китае в VI тысячелетии до н. э., в Центральной Америке в VII тысячелетии до н. э.

В каждой из этих областей найдены дикие предки растений, ставших там издревле основными сельскохозяйственными культурами: пшеница и ячмень на Ближнем Востоке и в Европе, рис и просо в Южной и Восточной Азии, кукуруза, бобы и картофель в Центральной и Южной Америке. В посёлках первых земледельцев этих областей, раскопанных археологами, обнаружены и зёрна первых окультуренных растений. Они встречаются в слоях пожарищ, в остатках пищи, в разрушенных стенах домов, которые обмазывали соломой, смешанной с глиной.

Исследования показывают, что первые культурные растения были совсем непохожи на своих современных потомков. Найденный в Центральной Мексике початок кукурузы V тысячелетия до н. э. в пять раз меньше современного культурного вида. Но древние земледельцы с самого начала занимались селекцией — отбором крупных и выносливых растений. Постепенно урожаи становились лучше, а земледелие более стабильным и надёжным способом пропитания, чем охота и собирательство. Хорошие урожаи позволяли прокормить значительно больше людей. Преимущества нового способа хозяйства становились гораздо очевиднее.

Понятие «Неолитическая революция»

Термин «неолитическая революция» был предложен в 1925 году молодым британским археологом Виром Гордоном Чайлдом (1892-1957) в книге «На заре европейской цивилизации», впоследствии одним из ведущих археологов XX века, профессором Эдинбургского университета, знатоком доисторических культур Европы и Переднего Востока. Археолог предложил термин по аналогии с марксистским понятием «промышленная революция». Он создал теорию доисторического развития под влиянием изменений окружающей среды и давления растущего народонаселения. Чайлд настаивал на материалистических предпосылках общественного прогресса. Несмотря на то, что многие его утверждения активно оспаривались, труды этого учёного внесли большой вклад в создание современной теории доисторического человечества. Революция, по его мнению, трансформировала человеческую экономику, дала человеку контроль над его собственным запасом продовольствия, создав тем самым условия возникновения цивилизации, человека эпохи неолита.

Само же понятие «неолит» - то есть по-гречески «новый камень» - новый каменный век, ввёл в научный оборот Джон Леббок (лорд Эвбюри, 1834-1913), в книге «Доисторические времена». Главной отличительной чертой неолита является сохранение значения каменных орудий труда при переходе от присваивающей к производящей форме хозяйства. Продолжая и развивая идеи Леббока, Чайлд объяснил, как произошёл этот переход.

Учёные полагают, что первый человек - «человек умелый», или Homohabilis - произошёл от австралопитека. Человек умелый появился около 2 - 2,5 миллионов лет назад, древнейшие останки были обнаружены в Олдовайском ущелье в Восточной Африке. Он имел более крупный мозг и мог изготавливать простейшие каменные орудия труда.

С появлением этих орудий и связывают начало первобытной эпохи в истории человечества. Именно поэтому этот период называют каменным веком. По особенностям каменных изделий его делят на палеолит - древний каменный век, мезолит - средний каменный век, и неолит - новый каменный век.

В период неолита люди начали они начали производить то, чего в природе до них не было, а именно: производить селекцию культурных растений и выводить новые породы скота.

Историком В.М. Бахтом были выделены общие признаки производящего хозяйства, переход к которому начал осуществляться в неолите:

осёдлость;

создание и хранение запаса;

интервал в последовательности работ;

цикличность труда;

расширение спектра деятельности.Аверинцев С.С., Шпенглер О. Философская энциклопедия. 1970. с 216.

Кроме появления производящего хозяйства, революция включает в себя ряд последствий, важных для всего образа жизни человека эпохи неолита. Именно в ходе неолитической революции произошло становление экономических институтов производства, обмена и распределения.

Небольшие мобильные группы охотников и собирателей, господствовавшие в предшествующей эпохе мезолита, осели в городах и посёлках возле своих полей, и, занимаясь земледелием - принципиально оседлым видом деятельности, когда в течение многих лет или постоянно земледельцы эксплуатируют один и тот же участок земли, урожай с которого зависит не только от погоды, но и от действий людей - радикально изменяли окружающую среду путём культивирования и хранения собранного урожая в специально возведённых зданиях и сооружениях.

В свою очередь, повышение производительности труда вело к увеличению численности населения, созданию сравнительно больших вооружённых отрядов, охраняющих территорию, разделению труда, оживлению товарообмена, появлению права собственности, централизованной администрации, политических структур, идеологии и новых систем знания, которые позволяли передавать его из поколения в поколение не только устно, но и письменно.

Именно появление письменности является одним из признаков окончания доисторического периода, который обычно совпадает с окончанием неолита и вообще каменного века.

В разных регионах планеты неолитическая революция происходила в разное время и с различной региональной спецификой. По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время и независимо друг от друга в 7-8 регионах.

Принято выделять три древнейших первичных очага: Передняя Азия (территория современных Ирана, Ирака, Турции, Иордании, где к 7-6 тыс. до н.э. сложилось земледельческо-скотоводческое хозяйство и появились первые города планеты (Чатал-Гуюк, Джармо, Иерихон); Мезоамерика (территория Мексики), где к концу 3 - началу 2 тыс. до н.э. сложилась земледельческая экономика, основанная на выращивании маиса; территория Перу, где ко второй половине 2 тыс. до н.э. формируется экономика оседлого земледелия (культивирование маиса) при сохранении большого значения рыболовства.

Неолитическая революция в каждом из первичных центров протекала в течение 2-4 тысячелетий. Древнейший и мощнейший по своему влиянию центр происхождения земледелия и скотоводства сложился в Передней Азии, он дал человечеству пшеницу - главную пищевую культуру, а также всех основных домашних животных: коров, овец, коз, свиней и, в итоге, - древнейшие цивилизации Месопотамии, Египта, Средиземноморья.

Постепенно новая производящая экономика начала распространяться из этих центров в окрестные регионы и перенимание уже накопленного производственного и социального опыта резко сокращало время перехода.

В современном мире отсталые народы, не пережившие неолитической революции, сохранились лишь в глухих уголках планеты с особыми природно-климатическими условиями.

Улучшение эффективности охоты благодаря новым технологиям, в том числе луку и стрелам, а также огромный рост населения стало результатом того, что в Европе было убито огромное количество животных, что в свою очередь привело к кризису охотного промысла. Такой ход вещей перевернул мир с ног на голову и подробности данного процесса должен знать каждый мыслящих человек, ведь неолитическая настоящий толчок в развитии человечества!

Причины

Самые первые кризисные явления происходят в степной зоне, где к концу мезолита было уничтожено большинство крупных стадных животных, прежде всего бизона. Он и другие виды стали на грани вымирания. Человеку стало сложно и невыгодно охотиться. Кроме того, запасы ягод и грибов в лесу тоже иссякли. Это и привело к тому, что ведение присваивающей экономики стало невыгодным, человечество перешло на производящие формы ведения хозяйства.

Понятие

Определение «неолитической революции» в истории имеет два значение. Во-первых, это переход с одной формы ведения хозяйства на другую. Во-вторых, это революция, процесс, который создал условия для появления первых цивилизаций на земле, что стало переходом из мезолита в неолит (нового каменного века в шестом тысячелетии до нашей эры). Сам термин в науку ввёл английский историк Гордон Чайлд в 1942 году. Если простыми словами объяснять, что это такое, это значит, что человечество перестало собирать ягоды, грибы, плоды и охотиться, а значит и ненужным стал кочевнический способ жизни и люди стали оседать, обрабатывать землю, выращивать зерновые культуры, содержать домашний скот.

Особенности перехода

Переход от присваивающего хозяйства к производящей экономике в разных регионах имел свои особенности. В степи он прошёл благодаря местным продуктивным силам и введению новых технологий. В лесостепной и лесной зоне такие процессы проходили значительно позже, примерно в 5 тысячелетии до нашей эры, ведь ресурсов было достаточно для ведения охоты и собирательства.

Формы ведения воспроизводящего хозяйства

Основной формой было земледелие. Землю в ту эпоху обрабатывали деревянными мотыгами (палками с наконечниками, которые могли быть как деревянными, так и бронзовыми). Выращивали пшеницу, просо, ячмень, горох, овёс, эммер (дикорастущая пшеница), спельту.

Кроме того, содержали большой и малый рогатый скот. В основном для получения мяса, в истории известны случаи, что домашних животных тех времён держали и ради молока, ведь археологами были найдены сита, цедила и дуршлаги.

В неолит явно популярным стало ткачество и плетение. Материалами для производства служили волокна дикорастущих растений – крапивы, конопли, льна, а также шерсть животных. Для отдельных видов одежды использовали шкуры животных.

Гончарство – достижение той эпохи. Удобную, многоразовую и лёгкую посуду получали обжигая на огне глину, именно глина стала первым полученным материалом. Такие изделия улучшили способы приготовления и хранения еды и продуктов, а также дали толчок в культурной сфере, ведь позже посуду начнут разукрашивать, а из глины делать различные фигуры и идолов.

Последствия

Изменения, которые принесла аграрная революция, увеличивают уровень оседлости, хотя в связи с природными богатствами (плодородию земли и продуктивности пастбищ) продолжает существовать мобильность населения. Всё это создало материальную основу для появления новых социальных отношений. Основой общества в то время служил род. Он объединял в себе людей, которые произошли от одного предка или одного тотемного животного.

Роды могли объединяться в фратрии, а они в свою очередь – в племена. Высшим органом управления в общине было общее собрание её членов, которыми были представители родов, старейшины, шаманы... Семья (в понимании мама, папа, ребёнок) в неолите ещё не стала отдельным элементом общества, единство общины создавали мужчины, поддерживая патриархальный уклад жизни. Благодаря эффективному коллективному труду появился остаток в производстве, который стал причиной социального неравенства – появились бедные и богатые.

Оседлый образ жизни тесно связан с развитием духовной жизни племён. Большую роль в духовной жизни людей того времени служили обряды хозяйственного цикла, которые проводили перед посевом, сбором урожая, выводом скота на пастбище и вызовом дождя. На археологических находках того времени изображен огонь, животные и беременные женщины, что может указывать на роль женщины в поддержании домашнего огня и спокойствия в доме.

С культурной жизнью также связывают нанесение орнаментов на посуду. Значение, цвет и форма рисунка зависела от предназначения изделия, а также от специфики самого рода или общины. Краски добывали из экстрактов растений и плодов и наносили специальными кисточками или палочками.

Но при этом продолжали развиваться и другие формы искусства – музыка, устное творчество и танцы. В сказках, легендах, мифах начали появляться сюжеты, в которых описывалась зависимость человека от плодородия земли. Основой песен было соперничество за земли, женщин и урожай.

Благодаря захоронениям того времени можно сделать вывод, что люди в ту пору воспринимали смерть как новый этап и верили в потусторонний мир, ведь рядом с умершим они клали бытовой инвентарь – топоры, ножи, посуду, а также одежду, украшенную перламутром, камнем, зубами животных и из фигурками из глины... Особенности ритуала захоронения усопшего могли зависеть и от культурных традиций общины, места и роли умершего в обществе, возраста, пола и причин смерти.

Технологические новинки

К концу эпохи появляются первые сооружения из больших камней. Самым простым из них был менгир – огромный грубо отесанный камень, который мог достигать до двадцати метров и служил в основном в религиозных целях, кроме того их ставили в честь каких-то событий или личностей. Их транспортировка была очень сложной и практически невозможной.

Более сложным творением стал дольмен – два камня, на которые сверху ложился третий, именно они символизируют начало архитектуры как искусства, человечество сумело разделить сооружение на элементы опоры и перекрытия. Со временем конструкция будет усложняется, вертикальных опор становиться всё больше и больше.

Самыми большими примерами прогресса стали колесо и плуг. Это было толчком для появления новых способов передвижения и упрощало процесс обработки земли. Союз рабочего скота и плуга давал большие посевные площади, а значит и богатый урожай.

Выводы

Всё это привело к тому, что активизировались торговля, общины росли и уже в 3500 году до нашей эры в Месопотамии и Египте стали образовываться города, появились первые государства, царская власть, монументальное искусство, архитектура, письменность, что привело к появлению цивилизаций.

Введение………………………………………………………………………3

  1. Понятие «Неолитическая революция»…………………………………..5
  2. Предпосылки и причины неолитической революции…………………...7
  3. Открытия, достижения и результаты неолитической революции…….10

Заключение…………………………………………………………………...20

Список использованных источников……………………………………….22

Введение

«Неолитическая революция» - именно так называется переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей (присваивающий тип хозяйства) к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и/или животноводстве (производящий тип).

Неолитическая революция изучается сразу несколькими дисциплинами, которые тесно связаны между собой. Данная тема представлена в исторической и философской научной литературе, исторических исследованиях, географических очерках и пр. Материал, изложенный в учебной литературе, носит достаточно общий характер, а в многочисленных монографиях по тематике «Неолитическая революция» рассматриваются более узкие вопросы данной проблемы, поднимаются конкретные вопросы о происхождении, причинах, открытиях.

Основная причина столь пристального внимания к данной теме - огромное значение неолитической революции в истории человечества. Она привела к оседлости, значительному росту производительности труда с получением регулярного избыточного продукта и как результат – росту численности и плотности населения, общественному разделению труда, развитию социальной дифференциации общества, новых идей и взглядов. Всё это являлось предпосылками возникновения таких признаков цивилизации как города, государства, письменность.

Изменения в общественной жизни имели многочисленные последствия. Возросла роль мужского труда, который стал приоритетным по сравнению с женским домашним трудом. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже велось по отцовской, а не по материнской линии. Родовая община постепенно начала дробиться на патриархальные семьи, интересы которых уже не полностью совпадали с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины.

Так более 10 тысяч лет назад появилось земледелие, а охотники и собиратели, кочующие за стадами диких животных и питающиеся главным образом их мясом, превращались в оседлых земледельцев и в пастухов-скотоводов. Этот глубинный сдвиг в образе жизни человека именуют «неолитической революцией».

Данная тема до сих пор является актуальной, в силу того что до сих пор открывая или изобретая что то новое, человек основывается на опыте предков. Гораздо легче разрабатывать, что то когда видна простота и эффективность предмета, которая стала известна еще задолго до настоящего времени. Именно поэтому ценность исследований в области древних открытий остается актуальной и сегодня.

Целью моей работы я ставлю рассмотреть основные открытия, сделанные первобытным человеком в период носящий название «неолитическая революция».

Основные задачи:

Дать характеристику термину «неолитическая революция»;

Выявить основные предпосылки и причины неолитической революции;

Рассмотреть основные открытия и изобретения неолитической революции;

Рассмотреть результаты неолитической революции.

Основная информация для реферата мною была взята из книги «История первобытного общества», автора Бродянского Д.Л., также были использованы такие источники как «Развитие техники в древнем мире», «Культурная эволюция цивилизаций», очерки культуры древних земледельцев разных стран.

  1. Понятие «Неолитическая революция»

Термин «неолитическая революция» был предложен в 1925 году молодым британским археологом Виром Гордоном Чайлдом (1892-1957) в книге «На заре европейской цивилизации», впоследствии одним из ведущих археологов XX века, профессором Эдинбургского университета, знатоком доисторических культур Европы и Переднего Востока. Археолог предложил термин по аналогии с марксистским понятием "промышленная революция". Он создал теорию доисторического развития под влиянием изменений окружающей среды и давления растущего народонаселения. Чайлд настаивал на материалистических предпосылках общественного прогресса. Несмотря на то, что многие его утверждения активно оспаривались, труды этого ученого внесли большой вклад в создание современной теории доисторического человечества. Революция, по его мнению, трансформировала человеческую экономику, дала человеку контроль над его собственным запасом продовольствия, создав тем самым условия возникновения цивилизации, человека эпохи неолита.

Само же понятие «неолит» – то есть по-гречески «новый камень» – новый каменный век, ввел в научный оборот Джон Леббок (лорд Эвбюри, 1834-1913), в книге «Доисторические времена». Главной отличительной чертой неолита является сохранение значения каменных орудий труда при переходе от присваивающей к производящей форме хозяйства. Продолжая и развивая идеи Леббока, Чайлд объяснил, как произошел этот переход.

Учёные полагают, что первый человек - «человек умелый», или Homo habilis - произошёл от австралопитека. Человек умелый появился около 2 – 2,5 миллионов лет назад, древнейшие останки были обнаружены в Олдовайском ущелье в Восточной Африке. Он имел более крупный мозг и мог изготавливать простейшие каменные орудия труда.

С появлением этих орудий и связывают начало первобытной эпохи в истории человечества. Именно поэтому этот период называют каменным веком. По особенностям каменных изделий его делят на палеолит - древний каменный век, мезолит - средний каменный век, и неолит - новый каменный век.

В период неолита люди начали они начали производить то, чего в природе до них не было, а именно: производить селекцию культурных растений и выводить новые породы скота.

Историком В.М. Бахтом были выделены общие признаки производящего хозяйства, переход к которому начал осуществляться в неолите:

оседлость;

создание и хранение запаса;

интервал в последовательности работ;

цикличность труда;

расширение спектра деятельности.

Кроме появления производящего хозяйства, революция включает в себя ряд последствий, важных для всего образа жизни человека эпохи неолита. Именно в ходе неолитической революции произошло становление экономических институтов производства, обмена и распределения.

Небольшие мобильные группы охотников и собирателей, господствовавшие в предшествующей эпохе мезолита, осели в городах и поселках возле своих полей, и, занимаясь земледелием - принципиально оседлым видом деятельности, когда в течение многих лет или постоянно земледельцы эксплуатируют один и тот же участок земли, урожай с которого зависит не только от погоды, но и от действий людей - радикально изменяли окружающую среду путем культивирования и хранения собранного урожая в специально возведенных зданиях и сооружениях.

В свою очередь, повышение производительности труда вело к увеличению численности населения, созданию сравнительно больших вооруженных отрядов, охраняющих территорию, разделению труда, оживлению товарообмена, появлению права собственности, централизованной администрации, политических структур, идеологии и новых систем знания, которые позволяли передавать его из поколения в поколение не только устно, но и письменно.

Именно появление письменности является одним из признаков окончания доисторического периода, который обычно совпадает с окончанием неолита и вообще каменного века.

В разных регионах планеты неолитическая революция происходила в разное время и с различной региональной спецификой. По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время и независимо друг от друга в 7-8 регионах.

Принято выделять три древнейших первичных очага: Передняя Азия (территория современных Ирана, Ирака, Турции, Иордании, где к 7-6 тыс. до н.э. сложилось земледельческо-скотоводческое хозяйство и появились первые города планеты (Чатал-Гуюк, Джармо, Иерихон); Мезоамерика (территория Мексики), где к концу 3 – началу 2 тыс. до н.э. сложилась земледельческая экономика, основанная на выращивании маиса; территория Перу, где ко второй половине 2 тыс. до н.э. формируется экономика оседлого земледелия (культивирование маиса) при сохранении большого значения рыболовства.

Неолитическая революция в каждом из первичных центров протекала в течение 2–4 тысячелетий. Древнейший и мощнейший по своему влиянию центр происхождения земледелия и скотоводства сложился в Передней Азии, он дал человечеству пшеницу – главную пищевую культуру, а также всех основных домашних животных: коров, овец, коз, свиней и, в итоге,– древнейшие цивилизации Месопотамии, Египта, Средиземноморья.

Постепенно новая производящая экономика начала распространяться из этих центров в окрестные регионы и перенимание уже накопленного производственного и социального опыта резко сокращало время перехода.

В современном мире отсталые народы, не пережившие неолитической революции, сохранились лишь в глухих уголках планеты с особыми природно-климатическими условиями.

  1. Предпосылки и причины неолитической революции

Социальная организация первобытного общества тысячелетиями воспроизводила присваивающую экономику. Но охота и собирательство постепенно исчерпывали свои возможности – им на смену должен был прийти новый тип хозяйства. Эти и другие связанные с ними обстоятельства, включая и такой важный фактор, как накопление опыта и знаний, привели к кардинальному перевороту в системе материального производства.

Около 10–12 тыс. лет назад возникли экологические кризисные явления, которые повлекли за собой огромные последствия. Произошли неблагоприятные изменения климата, началось вымирание мегафауны (мамонтов, шерстистых носорогов и др.), бывшей основным источником питания человека в некоторых районах. Человечество ответило на эти кризисные явления переходом к новому способу существования и воспроизводства – к производящей экономике, произошла «неолитическая революция».

Существует несколько конкурирующих (но не взаимоисключающих) теорий о причинах появления земледелия.

По мнению Чайлда, переход от добывающей к производящей экономике произошел на Переднем Востоке после окончания великого оледенения. Засухи, происходившие все чаще, заставляли людей и животных скапливаться в немногочисленных оазисах. 1

Жизнь в оазисах заставляла человека бережней относиться к природным ресурсам, заботиться об их воспроизведении. Нехватка мясной пищи побуждала жителя оазисов обратить больше внимания на собирание растительных продуктов, что, в конце концов, привело к одомашниванию растений – злаковых и бобовых.

Однако эта стройная теория не подтвердилась жизнью. Тщательные палеоклиматические и палеоботанические исследования 1940-1950-х годов показали, что на переднем Востоке в XII-VIII тысячелетиях до н.э. климат существенно не менялся и потому никаких особых оазисов, где бы протекала «неолитическая революция», просто не существовало. Кроме того, самостоятельные очаги неолитических культур археологи обнаружили далеко за пределами Переднего Востока – в долине Дуная, в Индокитае, в Японии, на островах Малайского архипелага, в Перу и Мезоамерике. Климатические условия в этих районах были различны, а признаки перехода от палеолита к неолиту во многом сходными.

По мнению видного теоретика археологии Роберта Дж. Брейдвуда «революция» была результатом «углубления культурной дифференциации и специализации человеческих сообществ».

Стремление человека к все более надежным источникам пищи постепенно привело его к одомашниванию растений и животных. Это в свою очередь способствовало появлению оседлых поселений, так как теперь не человек следовал за источниками пищи, а источники пищи были приближены людьми к местам своего обитания. А оседлая цивилизация, быстро развиваясь, породила разделение труда, город, государство, письменность.

Но опять же, в этой теории есть слабое место – постоянные укрепленные поселения «открытого типа» (то есть не в пещерах, а состоящие из специально построенных жилищ под открытым небом) предшествовали эпохе одомашнивания на 1-3 тысячи лет во многих местах Переднего Востока, на Дунае, в Японии.

«Имеется немало археологических памятников, указывающих на существование постоянных поселений без всяких признаков доместикации. Эти древние поселения как будто подтверждают мнение ряда ученых о том, что иногда постоянные поселения порождают необходимость в доместикации, а не наоборот» – отмечают современные американские исследователи.

Попытка создать «синтетическую теорию неолитической революции», предпринятая Кентом Флэннери в 1970-е годы, также не совсем удачна. По мнению этого археолога, рост населения заставлял отдельные группы людей все дальше уходить в суровые области, где одними собирательством и охотой тяжело было поддерживать существование племени. Именно там, по Флэннери, началась «неолитическая революция».

Согласно теории "холмистых склонов", одомашнивание началось горах Тавра в Турции и Загроса в Иране, где климат не был засушливым, и сохранилось разнообразие диких животных и растений, среди которых некоторые были одомашнены.

Теория "фиесты" допускает, что в рамках местной культуры имела место демонстрация своей власти и могущества, в частности, в виде организации многолюдных праздников, фиест. Для этого было необходимо сделать запасы дичи и злаков, часть которых прорастала или размножалась в неволе.

"Демографическая теория" была предложена Карлом Зауэром и допускает, что увеличение численности населения было не следствием, а причиной перехода к земледелию, так как для того, чтобы кормить больше детей, местных ресурсов диких растений не хватало, и тогда их стали культивировать.

Теория "целенаправленной эволюции" рассматривает одомашнивание растений как результат взаимного приспособления людей и растений, когда люди сначала защищали дикорастущие растения до их созревания, а затем произошел специализирующий отбор, закончившийся полным одомашниванием. 2

Еще один вариант увязывания экономического прогресса с изменениями климата состоит в предположении, что появление земледелия стало возможным в связи с наступлением длительного периода стабильного и предсказуемого климата, что очень важно для растениеводства.

Таким образом, ученые пока не пришли к единому мнению о причинах перехода к производящему хозяйству. Но можно выделить основные причин, которые выделяются большинством авторов:

истощение запасов природных богатств;

повышение уровня знаний и появление новых орудий труда;

наличие благоприятных природных условий, способствующих развитию земледелия и скотоводства.

  1. Открытия, достижения и результаты неолитической революции

Главное содержание неолитической революции состоит в переходе от присваивающей экономики к производящей, т.е. от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Земледелие стало важнейшей причиной кардинальных изменений в развитии человечества в период неолитической революции. Люди научились сеять хлеб, который обеспечивал бесперебойное питание в течение всего года, разводить скот, регулярно снабжавший человека мясом (кроме того, молоком, сыром, шкурами, кожей, шерстью и др.).

Приемы и техника земледелия были, конечно, очень примитивны: земля вспахивалась палками или мотыгами, жатва производилась серпами с кремниевыми лезвиями, а полученный урожай – зерна – растирались на каменной плите или в каменной ступке – зернотерке. Однако уже тогда были освоены практически все известные в настоящее время важнейшие сельскохозяйственные культуры – рожь, пшеница, овес, полба, чечевица и др. На этапе перехода к производящей экономике в разных районах были одомашнены многие растения и животные. В Северной Америке – индейка, обычная фасоль, подсолнечник; Южной Америке – лама, морская свинка, арахис, картофель; в Африке – кофе, просо, арбуз; в Европе – капуста, виноград, свекла; на Ближнем Востоке – крупный рогатый скот, осел, коза, свинья, овца, ячмень, финик, инжир, лен, овес, чечевица, лук, горох, груша, рожь, пшеница; в Азии – буйвол, огурец, баклажан, банан, хлебное дерево, кокосовый орех, сахарный тростник, чай; на Дальний Восток – лук, персик, соевые бобы, капуста.

Постепенно агротехника совершенствовалась: в IV тыс. до н. э. в земледелии появились такие формы, как обработка постоянных участков и перелог, возделывание неполивных и даже поливных земель. В ряде регионов – в Европе, Западной и Средней Азии – наметился переход от ручного земледелия к пашенному.

Важной отраслью хозяйства также становится скотоводство, распространенное, впрочем, как и земледелие, крайне неравномерно. Скотоводство сформировалось из охоты. Важную роль в его становлении сыграли дети, которые, выкармливая детенышей диких животных и играя с ними, приручали их. Первыми одомашненными животными стали овцы, козы, коровы и свиньи.

В конце неолита выделяются племена земледельцев, скотоводов и тех, кто вел комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство. Европа была зоной преимущественного распространения земледелия со стойловым скотоводством. В пустынных и полупустынных областях Средней и Передней Азии преобладало кочевое скотоводство, Восточная Азия была очагом земледельческого хозяйства. Значительно повысилась производительность труда.

На границах племен с разной хозяйственной ориентацией, а впоследствии и внутри племени, все интенсивнее развивался обмен. Это экономическое явление было важнейшим следствием специализации хозяйственных занятий и прогресса в эволюции производительных сил. Кочевые пастушьи и оседлые земледельческие племена обменивались своим товаром – живым скотом, мясом, шкурами, зерном, фруктами. С течением времени обмен становился все более интенсивным и явился базой для развития товарного обращения. Характерно, что постепенно усиливалось стремление дать больше, чем получить взамен: даритель приобретал определенную власть над берущим материальные ценности и престиж. Такая экономика способствовала социальному расслоению и сыграла крупную роль в углублении неравенства в обществе и формировании институтов власти.

Рост земледелия и все более интенсивные земельные работы способствовали развитию геометрических знаний. Были составлены первые географические карты. Тогда же произошло еще одно исключительной важности событие – появилась первая в истории человечества письменность. Это стало рубежом, отделяющим первобытную историю от эпохи цивилизаций.

С ростом населения и развитием хозяйства возрастало и количество орудий труда. Создавались совершенно новые специализированные и высокопроизводительные виды каменных орудий, а также орудий из дерева и кости. Значительно продвинулась вперед техника обработки камня, достигнув в период неолита совершенства. Стали обрабатываться новые, более твердые породы минералов. Главной породой камня оставался кремень. Наиболее простым способом добычи кремня был его сбор на поверхности, чаще всего в речных долинах. Более совершенным, но и более трудоемким способом была его разработка в шахтах. Так возникли зачатки горного дела. В неолите продолжают преобладать старые приемы обработки камня: техника двусторонней обивки, скола, ретушь. Вместе с тем появляется также шлифование, пиление и заточка камня. Широко использовались костяные орудия труда. В неолите продолжается совершенствование оружия, появляются крупные наконечники копий, костяные кинжалы, иногда снабженные кремневыми вкладышами. Такое оружие было способно поразить крупного зверя – лося или оленя. Но есть и маленькие кремневые наконечники – для охоты на пушных зверей, чтобы не повредить их шкурку. В число важнейших орудий в неолите входит топор, ранее неизвестный. Появляются также каменные долота, стамески, тесла. Топор помогал строить жилища, загороди, загоны, а также изготавливать плоты, лодки, сани, лыжи.

В конце неолита некоторые племена, полностью освоив каменную технику и познав все возможности камня, начинают использовать новые материалы для изготовления орудий труда – металлы, прежде всего медь и бронзу. И хотя первые опыты по освоению металла были очень немногочисленны, трудны и далеко не всегда успешны, они в дальнейшем в огромной степени предопределили прогресс в развитии производительных сил. 3

Одним из признаков неолита считается появление керамики т. к. в эпоху неолита было изобретено гончарство и технология производства глиняной посуды. Гончарное ремесло считается одним из древнейших. В основе его лежало изобретение гончарного горна – печи для обжига глиняных изделий, температура в которых достигала – 1200°С, и гончарного круга – специального приспособления для придания глиняным изделиям формы. Главным являлось производство глиняной посуды, что позволило значительно улучшить способы производства пищи и условия ее хранения. Совершенствование пищевых технологий становится важным фактором экономического развития.

Другим древнейшим ремеслом было ткачество – изготовление ткани на ручном ткацком станке. Для этого люди выращивали лен, крапиву, другие культуры, расщепляли волокна, сучили их, пряли, выделывали веревки и нити. Из нитей делали тонкие и грубые ткани для производства одежды и нужд домашнего обихода, шили мешки, сумки. Предпосылкой ткачества послужило плетение корзин и изобретение рыболовных сетей.

Наскальная живопись эпохи неолита становится всё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление характерно для многих районов земного шара. Таковы, например, найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метров в длину. Наряду со стилизованными изображениями людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры, изображения оружия и средства передвижения.

В эпоху неолита и в начале бронзового века на юге Англии из огромных каменных блоков было возведено грандиозное сооружение – Стоунхендж. Возможно, жители Британских островов той далекой эпохи использовали его как святилище или вели там астрономические наблюдения.

Таяние ледников в неолите, или в новом каменном веке, привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. В эпоху неолита человеку угрожала худшая из опасностей – другой человек. Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на не больших холмах, т. е. в местах, защищенных от нападения.

В ходе неолитической революции изменился и сам человек, а точнее его физиология и психика.

Сельское хозяйство позволяло создавать запасы и переживать тяжелые времена года, прежде всего, зиму (в определенных регионах). Человек примерно к Х тысячелетию до н.э. утвердился на всех континентах как господствующий вид и в этом качестве идеально приспособился к условиям среды своего обитания. Однако дальнейшее совершенствование орудий охоты вело к истреблению многих видов животных, сокращению их поголовья, что подрывало основы существования первобытных людей, голод и связанные с ним болезни, обострение борьбы между племенами за становящиеся все более бедными охотничьи территории, сокращение численности человеческой популяции - такой была плата за прогресс.

Этот первый в истории кризис развития цивилизации решался двумя путями. У живущих в суровом климате Севера, пустынной местности и джунглях племенах постепенно складывалась система запретов (табу), ограничивавших охоту и потребление пищи. Это предотвращало рост численности населения, препятствовало изменению образа жизни и развитию знаний.

В других случаях происходил прорыв на качественно новый уровень развития, люди переходили к осознанному воздействию на природную среду, к ее преобразованию. Развитие земледелия и скотоводства происходило лишь в благоприятных природных условиях.

Занятие сельским хозяйством привело человечество к оседлости – еще одному крупному перевороту в жизни людей. 4

Появление собственности, имущества, знаний, трудовых, профессиональных навыков, которые передавались по наследству, было тесно связано с изменениями жизненного уклада людей эпохи неолита, возникновением такой ячейки организации общества, как семья.

Вопрос о происхождении семьи долгое время был спорным среди этнографов и археологов. Наибольший вклад в его решение внес американский ученый Л. Морган (1818-1881), изучавший быт индейцев Северной Америки в сравнении с жизнью других народов, оставшихся на уровне неолита. Согласно взглядам Моргана, семейные отношения первобытных людей претерпели длительную эволюцию, пройдя ряд последовательных стадий.

Важнейшую роль в становлении семьи сыграл переход от матриархата к патриархату. В период, когда основным источником пищи была охота, продолжительность жизни мужчин оказывалась, как правило, недолгой. Лишь самые удачливые и умелые из них доживали до 25-30 лет. В этих условиях важную роль в сохранении рода играли женщины. Именно они давали жизнь новым поколениям охотников (степень родства определялась по матери), воспитывали детей, сохраняли домашний очаг, организовывали жизнь племени, члены которого были связаны кровнородственными узами. Этот строй назывался матриархатом.

Труд земледельца, скотовода, ремесленника не предполагал такого риска для жизни, как охота. Смертность среди мужчин уменьшалась, число мужчин и женщин сравнялось. Это сыграло большую роль в изменении характера семейных отношений. Поля и загоны для скота обычно находились рядом с поселением, и мужчины теперь трудились вместе с женщинами, выполняли наиболее сложную, тяжелую работу. Приобретенные навыки, знания они передавали детям. Это определило повышение роли мужчин в племени. У многих народов постепенно она стала главенствующей.

Складывающиеся традиции, обычаи, ритуалы также закрепляли нормы патриархата, т.е. особой роли мужчин в обществе. Люди эпохи неолита обычно жили большими семьями (несколько десятков человек), в которые входили кровные родственники. Мужчины и женщины, принадлежащие к одному роду, не могли вступать в брак друг с другом. Время возникновения этого запрета, позволяющего избежать генетического вырождения, соблюдавшегося большинством племен, неизвестно, но он возник достаточно давно.

Подросших девушек отдавали замуж в другие рода, из них же мужчины брали себе жен. Иначе говоря, женщины переходили из рода в род, мужчины оставались в своей семье, и именно они стали ее постоянным ядром. Степень родства теперь учитывалась по мужской линии. В некоторых племенах женщины рассматривались как своеобразный товар, который одна семья продавала другой. При подобной системе родственных связей имущество, созданное или приобретенное семьей, в ней же и оставалось. Возникло понятие собственности. Ремесленники, знахари также стремились передать свои знания членам своей семьи. Несколько родов, живущих по соседству, члены которых заключали браки друг с другом, составляли племя. Во главе племени стоял вождь.

Важным достижением неолитической революции стало разделение труда. Ранее единственная форма разделения труда существовала между мужчинами, преимущественно занятыми охотой, и женщинами, остававшимися в стойбище и присматривавшими за детьми, ведущими хозяйство, занимающимися шитьем, приготовлением пищи. С течением времени структура общественных отношений начала усложняться. Благодаря возросшей производительности труда стало возможным производить больше продуктов, чем было необходимо для выживания племени.

В неолите сложились различные виды специфического хозяйства и межобщинного обмена:

Между племенами, которые преимущественно занимались охотой, рыболовством и собирательством, и племенами, которые в большей степени занимались земледелием и скотоводством и постепенно переходили к оседлому образу жизни;

Между различными земледельческо-скотоводческими оседавшими племенами;

Между земледельцами-скотоводами и рыболовами;

Между рыболовами и охотниками. 5

Последующие крупные общественные разделения труда состояли в отделении земледелия от скотоводства, а также самостоятельное значение приобрел ремесленный труд. Ремесленное производство (обслуживание внешних заказчиков или рынка) нужно отличать от домашних промыслов (производство изделий в домохозяйстве для внутреннего потребления). Ремесло связано со специализацией, особым профессионализмом, индивидуализированными знаниями и навыками, которые часто хранились в тайне и передавались по наследству от отца к сыну.

Чтобы ремесленник мог специализироваться на изготовлении продукции, необходимой всему племени, совершенствовать свое мастерство, он должен был быть свободен от добывания пищи. Ему приходилось обменивать у соплеменников продукты своего труда на мясо и зерно. Становление ремесла из домашних промыслов земледельческих общин было достаточно длительным и многоэтапным. На начальных этапах – появление работы на заказ; в дальнейшем – формирование рынка для обмена товаров и, наконец, окончательное отделение ремесленного производства.

Сфера обмена постепенно расширялась. Племена, производившие больше продуктов, чем нужно для обеспечения выживания, начали обмениваться избытками. Это позволяло расширить рацион питания, сделать его более многообразным. Между соседними поселениями постепенно сложились устойчивые хозяйственные связи, наладилось разделение труда. Например, в одних поселениях ремесленники специализировались на оружии, в других – на ткачестве, в третьих – на изготовление посуды и т.д.

Первоначально обмен носил натуральный характер. Но с его расширением появилась потребность в существовании единого эквивалента стоимости товаров, иначе говоря, в деньгах. Функцию денег в разных районах мира играли различные предметы, как правило, достаточно редкие и в то же время пригодные для употребления. У славянских, скандинавских племен, индейцев Северной Америки чаще всего это были меха, шкуры; у арабских, части славянских племен – скот; у многих племен бассейна Тихого океана – редкие раковины у племен центральной Африки – слоновая кость; в Китае, Абиссинии – соль.

Возникновение избытков продукции стало основой не только развития торговли, но и зарождения имущественного неравенства. Постепенно у вождей, колдунов (жрецов), наиболее умелых ремесленников стали накапливаться ценности. Опытные ремесленники и знахари, труд которых особенно высоко ценился соплеменниками, начали скрывать секреты своего мастерства.

Складывается общественная организация производства. Возникает социальная иерархия общества: появление культа тайных союзов, зарождение примитивной государственной власти, господство мужчины.

Итогом «неолитической революции» явилось возникновение в некоторых регионах земного шара ранних земледельческих обществ (например, в районе Ближнего Востока примерно к VII тыс. до н.э.). На следующем этапе социально-экономического развития (примерно к IV–III тыс. до н.э.) происходит расцвет раннеземледельческих обществ. На их основе возникают первые цивилизации – происходит становление раннеклассовых обществ. Они возникали, как правило, в долинах крупных рек: Тигра и Евфрата, Нила, Инда, Янцзы и других наиболее благоприятных для земледелия климатических и ландшафтных условиях, и составили к III-II тыс. до н.э. настоящий пояс первичных цивилизаций, простиравшийся от Средиземного моря до берегов Тихого океана. Этапы становления и развития раннеземледельческих обществ по своему социально-экономическому значению и характеристиками занимают особое и самостоятельное место в общем процессе развития человечества.

Важным содержанием неолитической революции является появление прав собственности, закрепляющих исключительные права индивида, семьи, рода или племени на землю. Переход к производящей экономике обеспечил рост человечества («демографический взрыв»), необходимый для существования и расцвета цивилизации. Существуют данные о том, что во время неолита население земного шара возросло с 5 до 50 млн. чел. (к 3 тыс. лет до н.э.).

Отделение ремесла от земледелия также имело очень важные последствия для становления цивилизации. Прежде всего, отделение ремесла было тесно связано с другими общественными процессами и сопрягалось с отделением физического труда от умственного. Кроме того, оно было важнейшим условием становления города, отделения города от деревни. Древнейший город возник не просто как поселение ремесленников на перекрестке торговых путей, но как средоточие всех существовавших в ту эпоху форм активности людей, как место концентрации продвинутых форм деятельности и общения, требующих абстрактного и динамического сознания.

В начале неолита усложнение производственной деятельности привело к росту специализации труда на основе пола и возраста. Изготовление орудий труда было мужским делом, уход за детьми, приготовление пищи, доставка воды и топлива – женским. В земледелии и скотоводстве принимали участие и мужчины – они выполняли более тяжелые работы, а женщины делали самую кропотливую работу, требующую терпения и аккуратности.

С течением времени ситуация изменилась: участие женщин в земледелии и скотоводстве все более ограничивалось. В конце неолита сферой их деятельности становится главным образом домашнее хозяйство, а в нем – обслуживание мужчин и детей. Все основные средства производства переходят в распоряжение, а затем в собственность мужчин, что повлекло за собой экономически зависимое, неполноправное положение женщин.

Неолитическая революция имела и негативные последствия. Уже в конце верхнего палеолита значительно возросло антропогенное давление на природу. Облавная охота на крупных животных привела к истреблению многих видов животных (пещерный медведь, пещерный лев, мамонт, шерстистый носорог и т.п.) и значительному сокращению других (зубр, дикая лошадь и т.д.) и, в конце концов, к первому в истории экологическому и экономическому кризису. Экологический кризис был вызван тем, что резкое увеличение численности домашних животных, земледельческих угодий происходило за счет сжигания лесов, сокращения их площадей, а это в свою очередь вело к снижению уровня рек, грунтовых вод, опустыниванию обширных территорий. Человечество вышло из этого кризиса благодаря передвижению на север и освоению новых территорий, освободившихся после таяния ледников, а также развитию поливного земледелия в долинах рек.

До эпохи земледелия люди имели более разнообразную пищу за счет охоты и собирательства. Земледелие, особенно до начала использования тягловых животных, предполагало тяжелый механический труд. Приготовление пищи было также трудным занятием, поскольку зерна приходилось толочь вручную. А конечным результатом этого для большинства людей была однообразная пища с низким содержанием белка и витаминов. Однако общее количество такой пищи оказывалось значительно обильнее, нежели могла дать такая же территория охотничьих угодий, что позволило значительно увеличить концентрацию населения в одном племени, сделать его жизнь более независимой от природных условий и более защищённой от агрессии соседей.

Благодаря обработке земли людям эпохи неолита удалось впервые в истории приспособить естественную среду обитания к собственным потребностям. Получение излишков продовольствия, появление новых видов орудий труда и строительство осёдлых поселений сделали человека относительно независимым от окружающей природы. Повышенная концентрация населения изменила структуру племени с родовой общины на соседскую. В период неолитической революции, продолжавшейся около семи тысячелетий, были заложены материальные и духовные основы культур Месопотамии и других регионов Западной Азии, Египта, Китая, Японии и древней Америки. Коренное изменение материальной, художественной и религиозной сторон жизни людей произошло после появления письменности в Месопотамии и Египте к III тысячелетию до н. э. 6

Производящая экономика объективно вела к организации производства, появлению новых управленческих, организационных функций, становлению нового типа трудовой деятельности, связанной с производством пищи. Возникла необходимость нормировать и учитывать трудовой вклад каждого члена общества, результаты его труда, его участие в создании общественных форм, выдачи ему из общественных фондов. Эта привело к дальнейшему разделению труда.

Таким образом, «неолитическая революция» приводит первобытное общество объективно в силу своего внутреннего развития к финальному рубежу – социальному расслоению общества, появлению классов, зарождению государства.

Заключение

Революция, как известно, это скачок, резкий переход от одного качественного состояния к другому. И, несмотря на то, что неолитическая революция растянулась на несколько тысячелетий, те изменения, которые произошли, были просто поразительны и кардинальны, они повлияли на дальнейший ход истории.

В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присваивающих форм хозяйствования к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда. Переход к производящей экономике привёл к разделению общественного труда: отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли. Наступил черёд неизбежной при разделении труда специализации, повышения производительности труда. Это содействовало появлению экономической возможности для товарообмена и возникновению частной собственности.

Этот переход изменил всю материальную основу жизни первобытного общества, ее социальную и духовную организацию и является очень важным в истории человечества.

Независимое развитие земледелия в нескольких регионах Земли свидетельствует, что процесс был вполне закономерным.

Но любое развитие имеет положительные и отрицательные стороны. Это относится и к изменениям, произошедшим в ходе неолитической революции. С развитием производительности труда и торговли, возрастают имущественные различия, появляется возможность пользоваться чужой рабочей силой и тем самым основа классовых противоречий.

Достижения «неолитической революции» приводит первобытное общество к социальному расслоению общества, появлению классов, вплотную подводит человечество к возникновению цивилизации, и становится логической предпосылкой возникновения государства. Таким образом, государства, как новая форма организации жизни общества, возникают объективно в силу определенных факторов: материальных, организационных, идеологических.

Неолитическая революция носила всеобъемлющий характер, т.к. затронула все без исключения стороны человеческого существования. О масштабах изменений в жизни людей свидетельствует факт, что за несколько сотен лет население земли увеличилось в пять раз.

Неолитическая революция была первым звеном цепи последовательных преобразований системы общественной жизни, в результате которых, в конечном счете, возникла цивилизация, а вместе с ней и наука.

Список литературы

  1. Аверинцев С.С., Шпенглер О. Философская энциклопедия. 1970.
  2. Андрианов Б.В. Земледелие наших предков. М., 1978.
  3. Антонова Е.В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии. М., 1984. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. М., 1980.
  4. Бинфорд Л., Брейдвуд Дж. Доисторические мужчины/Новые перспективы в археологии. 1968/1974.
  5. Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. М., 1990.
  6. Бродянский Д.Л. История первобытного общества. Владивосток, 2003
  7. Васильев Л.С. Генеральные очертания исторического процесса // Философия и общество. М., 1997. №1. С. 89-155.
  8. Виргинский B . C . Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века. М., 1993.
  9. История науки и техники. Учебно-методическое пособие / Под ред. Ткачева А.В. СПб., 2006. История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988.
  10. Дэвид, Риндос. Истоки сельского хозяйства с эволюционной точки зрения. 1987.
  11. Зауэр, Карл. Происхождение и распространение сельского хозяйства. 1952.
  12. Камардин И.Н. Развитие техники в древнем мире: Учебное пособие по дисциплине «История техники». Пенза, 2006.
  13. Редман, Чарльз. Подъем цивилизации на Ближнем Востоке. 1978.
  14. Фланнери, К. Культурная эволюция цивилизаций. 1973.

1 Фланнери, К. Культурная эволюция цивилизаций. 1973. с74-76

2 Виргинский B.C. Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века. М., 1993. С 101

3 Антонова Е.В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии. М., 1984. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. М., 1980. с 228

4 Зауэр, Карл. Происхождение и распространение сельского хозяйства. 1952. с 54

5 История науки и техники. Учебно-методическое пособие / Под ред. Ткачева А.В. СПб., 2006. История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988. с 24

6 Редман, Чарльз. Подъем цивилизации на Ближнем Востоке. 1978 с 307

PAGE \* MERGEFORMAT 2