Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Виды смр. Нормативы и правила выполнения строительно монтажных работ. Состав и структура сметной стоимости строительства

Нормативы и правила устанавливают общие требования к организации строительного производства при строительстве новых, а также расширении и реконструкции действующих объектов. Эти нормы должны соблюдаться всеми участниками строительства объектов

Когда мы говорим о строительстве, реконструкции или ремонте каких-либо строительных объектов, речь всегда идет о целом комплексе мероприятий. Порядок производства регламентируется правилами, нормативами и требованиями, что приведет к желаемому результату в виде крепкой, надежной и эстетичной постройки. Что представляют собой строительно монтажные работы? Они являются отдельной сферой строительства, без которой не обойтись при выполнении капитальных ремонтных работ в помещениях, а также в процессе возведения новых построек.

Определение строительно монтажных работ – весьма обширное понятие. Под ним понимается операционный процесс, включающий разнонаправленные действия, которые отличаются друг от друга по многим критериям. Отличия могут быть в сроках исполнения, сути процесса, способах и алгоритме строительных или монтажных операций. Определение строительно-монтажных работ (СМР) заключается в совокупности действий, направленных на строительство, реконструкцию или ремонт сооружений и других объектов. Как правило, одной компании сложно выполнить весь операционный цикл мероприятий. Масштабность их колоссальна, и охватить все поставленные задачи часто невозможно. Сегодня на рынке представлено множество компаний: одни осуществляют весь операционный процесс, другие – монтажные или строительные работы. Выбор профессионала с узкой специализацией обуславливает качество выполнения. Часто с целью экономии средств многие владельцы частных строительных объектов выполняют какие-либо виды работ своими руками. Чтобы достичь нужного результата, важно понимать операционный процесс, его последовательность, изучить руководство и правила выполнения строительных или монтажных операций.

На сегодняшний день выделяют три основных направления:

  1. Общестроительная сфера.
  2. Сфера транспортных и погрузочно-разгрузочных работ.
  3. Специализированный вид работ.

Каждое из основных направлений регламентируют правила производства, нормы безопасности при выполнении, технологические карты, правила СНиП, госстандарты, правила расчетов ЕНиР.

Суть общестроительных мероприятий

Категория общестроительных мероприятий является наиболее обширной. Понятие работ такого типа содержит несколько важнейших этапов, от которых зависит строительство зданий любого назначения. Весь операционный процесс, как говориться, от А и до Я, должен соответствовать нормативам и правилам. Перечень многопрофильных мероприятий выглядит таким образом:

  1. Комплекс геодезических процессов, осуществляемый на стройплощадках:
  • контроль геодезических параметров, расчетов, характеристик;
  • выполнение производства геодезической съемки.
  1. Подготовительные мероприятия, которые предполагают:
  • уборку территории, подготовку к началу строительных процессов;
  • в случае необходимости, выполнение демонтажа сооружений или конструкций;
  • возведение временных сооружений для выполнения основного комплекса строительных мероприятий.
  1. Земляные работы. Перечень таких мероприятий предполагает выполнение:
  • производства выемок, обустройства вертикальных планировок;
  • производства траншей и рытье котлованов под застройку;
  • работу с грунтом, его уплотнение, обустройство “подушки грунта”;
  • производства земляных работ в нестандартных условиях (при просадке пучинистого грунта).

Важно! Земляные работы предполагают производство всего комплекса мероприятий исключительно профессионалами. От качества проведения таких работ зависит эксплуатационный срок здания, его надежность независимо от функционального назначения.

Кроме подготовительного комплекса к общестроительным работам также относятся процессы, завершающие основные этапы строительства:

  1. Каменные работы – особый вид мероприятий, который представляет совокупность работ по возведению, укреплению стен зданий, опор и столбов. К каменным работам также относится кладка кирпича, декоративная отделка фасадов. Все это можно сделать своими руками, однако необходимо знать правила, принципы и технологии возведения. Овладев знаниями и соблюдая все правила, можно выполнить работу своими руками, существенно сэкономив, но без ухудшения качества постройки.
  2. Перечень бетонных и железобетонных работ включает в себя:
  • комплекс арматурных и опалубочных работ;
  • сварочно монтажные операции;
  • обустройство монолитных конструкций.
  1. Кровельные работы. Такой вид мероприятий относят к монтажным работам. Крыша венчает любое сооружение, служит защитой от теплопотерь и воздействия атмосферных осадков. От качества выполнения зависит степень комфорта и безопасности проживания в доме. К подгруппе кровельных мероприятий относятся:
  • монтаж кровель из любых материалов (рулонных, штучных, металлических и листовых);
  • обустройство кровельного пирога (паро- и гидрозащита сооружений);
  • сварочно монтажные работы по возведению каркасов;
  • установка окон любого типа (в том числе мансардных);
  • обустройство водостока.

  1. Отделочные работы. Такой вид операций может выполнить даже новичок в строительном деле, главное знать правила и осуществлять контроль качества на каждом этапе. К отделочным работам относятся:
  • комплекс фасадных мероприятий (декоративная и защитная облицовка фасадов зданий любого назначения);
  • сварочно-монтажное производство каркасов внутренних перегородок из металла, укладка кирпича, гипсокартона;
  • малярно-штукатурный комплекс, производство остекления – направлен на декоративную отделку элементов, защитную облицовку, остекление сооружений.
  1. Комплекс изоляционных работ. Его суть заключается в создании максимального комфорта внутри помещений, сведение к минимуму внешнего негативного воздействия внешней среды, усиление свойств прочности и практичности. Сюда можно отнести также изоляцию при помощи битумных материалов, укрепляющих оболочек, плит или сыпучих материалов.

Перечень общестроительных работ, в том числе, включает слаботочные работы. Они представляют собой монтаж кабелей и проводов, напряжение которых не превышает 25 вольт. Комплекс необходим для телефонизации здания, организации систем пожарной безопасности, установки сигнализации и охранных систем любого типа.

Направление общестроительных работ

Чтобы понимать, что такое общестроительные работы, необходимо знать саму суть строительства. Именно данному направлению деятельности принадлежит звание одной из наиболее старых и почитаемых сфер. Несомненно, производство и технический прогресс шагает вперед, налажено производство новых материалов, появляются эффективные разработки и инновационные решения. Такое развитие позволяет возводить надежные и долговечные здания, а эстетика каждого завершенного объекта превосходна. Существует две основных отрасли строительства: капитальное и некапитальное. К первому типу относят все здания и сооружения, что представляют категорию недвижимости. Это означает, что каждое строение связанно с землей по средствам закладки фундамента. Выделяют несколько типов объектов капитального строительства:

  • Все типы зданий, которые оснащены подземными конструкциями (цоколями, фундаментом), а также наземной частью. К системе зданий такого типа относятся инженерные сети, организация водопроводов и канализации, системы вентиляции. Общее функциональное назначение категории – проживание и жизнедеятельность людей.
  • Все виды сооружений, представляющих собой плоские системы и несущие конструкции с надземной и подземной частью. Такие объекты предназначены, как правило, для перемещения людей или грузов, осуществления любых производственных процессов, а также хранения продукции. Примером такого типа сооружений являются дамбы, конструкции мостов, все виды дорог (автомагистраль, железнодорожное сообщение).
  • Все объекты – представители категории незавершенного строительства. К ним относят постройки, у которых по ряду причин не произведен допуск к эксплуатации или их строительство приостановлено. До тех пор, пока операционный процесс не завершен, не произведен надлежащий контроль и допуск к эксплуатации, постройки называются типовыми объектами незавершенного строительства.

К объектам – представителям не капитальной категории строительства относятся все сооружения временного характера. Это торговые киоски, объекты хозяйственно-бытового назначения (сараи, кладовые, амбары), павильоны или ангары с разборной конструкцией.

Типы объектов и их классификация

Назначение возводимых объектов может быть самым разным и выполнять различные функции. Это могут быть производственные объекты, жилые постройки, сооружения для сельскохозяйственных нужд. В соответствии с функциональным назначением строительство делится на несколько типов:

  1. Сфера гражданского строительства. Это здания любой этажности для проживания или общественно-коммерческой деятельности (административные, торговые, муниципальные или офисные).
  2. Сфера промышленного строительства. К этой категории относятся все работы по возведению цехов, фабрик или заводов, любых производственных площадей, комбинатов.
  3. Сфера сельскохозяйственного строительства – возведение сооружений для животноводческих ферм или земледелия. Сюда же можно отнести строительство ветеринарных клиник, тепличного хозяйства, агротехнических сооружений.
  4. Транспортное строительство. В категорию входит возведение мостов, тоннелей, магистралей.
  5. Гидротехническое строительство. Сфера предполагает возведение водохранилищ, дамб или каналов.
  6. Военная сфера. Предполагает возведение любых строительных объектов военно-оборонного назначения.

Важно! Все виды строительно-монтажных мероприятий регламентируются нормами и правилами СНиП, ГОСТами, а также нормативами ЕНиР.

Строительный объект – это, в своем роде, конечный продукт. Все затраты на его производство должны быть строго рассчитаны. Для этого существует система ЕНиР, которая представляет собой комплекс расчетов ценообразования и сметного нормирования. Бюджетирование проекта без знания норм ЕНиР невозможно. Должны учитываться все этапы: проектирование строительства, заключение договоров на выполнение работ, затраты на закупку стройматериалов, оплата труда работникам.

Рычаги контроля

Для того чтобы сооружение отвечало всем техническим нормам и соответствовало самому высокому классу безопасности, необходим контроль. Речь пойдет о надзоре за , который по своей сути является комплексом проверочных мероприятий. Главная цель – не наказать или применить штрафы, а обеспечить точное соблюдение всех технических условий проекта. Технический контроль состоит из следующих этапов:

  1. Финансовая проверка. Применяются контроль и корректировка методов, целью является сведение к минимуму финансовых потерь и рисков. Оценивание и контроль проходит на всех этапах строительства. Особенно важен механизм надзора, когда для возведения здания используются деньги сторонних инвесторов.
  2. Проверка соответствия сроков выполнения. На каждом этапе выдается акт выполненных работ, в соответствии с которым осуществляется надзор за соблюдением качества.
  3. Контроль над использованием стройматериалов. Производство и строительные технологии требуют использования качественных строительных материалов с набором обязательных свойств.

Важно! Регламентируется технический контроль нормативами и документацией. К основным рычагам надзора относятся правила СНиП, нормативы ЕНиР, соответствие установленным стандартам ГОСТ.

Кроме контроля качества выполнения работ, технический надзор позволяет решить следующие проблемы:

  • Предупредить необоснованное увеличение затрат на строительно монтажные работы и выявить несоответствие трат согласованной смете.
  • Контроль ведения журналов и технической документации. Каждый операционный процесс, технологию его проведения подтверждает акт. Прозрачность данных позволяет вовремя обнаружить ошибки, отступление от нормативов СНиП или правил расчета ЕНиР.
  • Надзор и выявление нарушений в процессе возведения конструкций, ошибок в параметрах, несоответствие расчетам.
  • Решение проблем с усадкой грунтов, появления трещин, деформации и других проблем с нарушением технических условий.

Кто осуществляет надзор? Это люди профессионально подготовленные, обладающие ценным строительным опытом. Контролером строительно-монтажных работ могут быть инженеры-проектировщики, специалисты по общестроительным работам. Их основными задачами являются контроль соблюдения технологии процессов, проведение промежуточной приемки работ, участие в инженерных проверках. В результате контроля подписывается акт проверки, в котором указываются неточности и срок, в который ошибки должны быть устранены. В процессе выполнения СМР заполняется журнал технадзора, его ведение является неотъемлемой частью строительного процесса. По окончанию строительства сдается акт выполненных работ.

Авторский надзор как вид контроля за СМР

Кроме технического надзора одним из вспомогательных рычагов оптимизации производства строительства и контроля качества на всех его этапах является авторский надзор. Сфера строительства весьма специфична, в ней есть правила, которые следует выполнять неукоснительно. Это является гарантией успеха строительства, сдачи объекта надлежащего качества в установленный срок.

  • Контроль может осуществлять руководство, юридические и физические лица на основании подписанного договора о сотрудничестве.
  • Он включает в себя ряд функций по проведению промежуточных проверок с целью контроля качества и выявления ошибок в технологии строительства.
  • Выполняется надзор за соблюдением всех аспектов безопасности и соответствия нормам сохранности окружающей среды.
  • Руководство может внести предложения по улучшению качества и оптимизации проведения строительно монтажных работ на объекте.

В договор также могут быть внесены любые пункты, установленные в индивидуальном порядке, в зависимости от функциональной и эксплуатационной направленности строительного объекта.

Актирование работ в процессе строительства

Готовый проект представляет собой законченный комплекс. Чтобы удостовериться в соответствии установленным нормам СНиП, ЕНиР и другим регулирующим нормативам, выдается акт. Также необходимо составлять акт скрытых работ. Что это такое? Скрытые работы «спрятаны» за последующими конструкциями или уже завершенными мероприятиями. Соответствие нормам качества подтверждает акт, составленный по всем правилам. Перечень скрытых работ включает укладку фундамента, землеустроительные изыскания, крепление конструкций стен. Качество каждой из выше названых скрытых работ, соответствие нормам СНиП и другим нормативам подтверждает акт.

Совет! Для каждого объекта перечень скрытых монтажно-строительных работ готовится на этапе проектирования. Такой акт редко заполняется на этапе финишной отделки зданий.

Отдельному контролю подлежит каждый этап, даже в том случае, если производится простой ремонт в квартире (грунтовка, отделка, изоляция или монтаж коммуникаций и многое другое). Акт, или бланк, подтверждающий операционный процесс, должен составляться уполномоченным лицом, что регламентируется нормативами СНиП.

Важно! Ведение сопроводительно-технической документации – обязательная процедура.

Акт о проведении скрытых строительных работ учитывается в шестом разделе общего журнала работ. Акт должен строго соответствовать установленной форме, подготавливается в двух экземплярах и подписывается представителями строительной комиссии. Акт содержит следующую информацию:

  1. Полный перечень всех произведенных работ с отметками о контроле качества на каждом этапе.
  2. Всю информацию о проектной документации, которая подтверждает весь операционный процесс. Раздел может содержать чертежи, схемы, пояснительные записки.
  3. Занесение в акт результатов измерений, расчетов, которые подтверждают уровень качества выполненных работ.
  4. Список выводов, свидетельствующих о соответствии нормам СНиП, ЕНиР и другим требованиям.

Сегодня найти типовой акт, подтверждающий какой либо операционный процесс, и руководство к его заполнению, не составит сложности. Образцы есть на специализированных строительных сайтах.

Техника безопасности на высоте

Как говорится в одноименной песне, монтажники-работники с высоты нам шлют привет! На самом деле строительство и сварочно монтажные мероприятия на высоте – работа крайне опасная, требует соблюдения целого ряда правил безопасности. За такую работу на высоте категорически не рекомендуется браться новичкам без соответствующей подготовки и опыта.

Важно! Необходимо не только знать специфику работы, пройти инструктаж и изучить руководство к организации безопасности на высоте.

Для личного комфорта работников на объекте оснащение строительной площадки требует обустройства санитарно-гигиенических помещений, умывальных и гардеробных сооружений, специализированных пунктов питания. На территории строительного объекта должны быть расставлены предписывающие, запрещающие и предупредительные знаки. Какие мероприятия относятся к строительным и сварочно-монтажным работам на высоте?

  1. Осуществление подъема или спуска на высоте более пяти метров по-вертикали, угол наклона не более 75 градусов.
  2. Все строительные и сварочно-монтажные работы, которые сопряжены с риском падения с высоты более 1,8 метров или более. В том числе все сварочно монтажные работы, что выполняются над машинами или механизмами, выступающими предметами или конструкциями, над водной поверхностью.
  3. Любая деятельность на площадках, высота которых не менее 1,8 метров, расположение ближе двух метров к неогражденному перепаду, а высота ограждений – менее одного метра.

В перечень основных требований к соблюдению техники безопасности на высоте входят следующие пункты:

  • допуск к работе дается лицу, достигшему 18 лет;
  • перед выполнением сварочно монтажных работ специалист должен обязательно проходить медицинский осмотр;
  • предъявляются определенные требования к квалификации специалиста и его профессиональной подготовленности к выполнению высотных работ.
  • периодичность обучения сотрудников должна составить не реже одного раза в три года (проведение профподготовки и практических занятий обязательно).

Важно! Перед началом проведения высотных сварочно монтажных работ требуется плановый осмотр площадки и ее подготовка.

Чтобы дать допуск к работе, предварительно выясняются возможные причины падений с высоты, надежность креплений, наличие хрупких, скользких или склонных к разрушению поверхностей, прочность конструкций. Обязательно учитываются климатические условия проведения высотных мероприятий, составляется перечень необходимых на высоте инструментов и пути его доставки наверх. Основные правила обеспечения безопасности на высоте:

  • Все работники, получившие допуск, должны оснащаться специальными предохранительными поясами. На каждом должна быть отметка об испытании, допуск к работе с поясом, у которого нет соответствующей бирки, запрещен.
  • Высотные сварочно монтажные работы должны производиться только в дневное время. Если регламент требует проведения ночных мероприятий, допуск к работе требует установки качественного освещения на площадке.
  • Допуск к работам в зимний период подразумевает периодическую очистку поверхности от наледи и снега.
  • Руководство не дает допуск к работе, если сила ветра 6 баллов или более. В грозу, снегопад или туман выполнение СМР на высоте также запрещено.
  • Все настилы, переходы, ограждения, подмости устанавливаются специалистами с учетом расчетов нагрузки. Перемещать или перестраивать их запрещено.
  • При перемещении сотрудника вверх или вниз, ему запрещено держать в руках инструменты или оборудование. Его поднимают на отдельных тросах.

Важно! Кроме прямой опасности падения с высоты работника, есть угроза травмирования людей, которые находятся внизу. Во избежание этого устанавливаются предупредительные надписи и заграждения по периметру площадки.

Допуск посторонних лиц на стройплощадку запрещен, руководство несет за это ответственность. Работникам нельзя использовать пневматические инструменты для высотных работ, самовольно наращивать лестницы без предварительного расчета нагрузок, осуществлять любую деятельность на площадках без ограждений или неисправных конструкциях. Соблюдение техники безопасности в процессе производства на высоте – залог личного здоровья работника, а также тех, кто находиться внизу на объекте. Ответственность за соблюдение безопасности ложится на руководство. Выполнение строительно-монтажных мероприятий – наиболее важная и ответственная часть производства всего строительного процесса. Только грамотное планирование, составление сметы в соответствии с данными ЕНиР, выбор профессиональных специалистов и оптимальная организация производства СМР в совокупности помогут достичь желаемого результата.

Техника безопасности в строительстве.

Сметная стоимость объекта рассчитывается по технологическому составу кап. вложений:

С общ = КВ = С стр. + С монт. + С обор. + С пр.з. , где

С стр. – сметная стоимость строительных работ;

С монт. – сметная стоимость монтажных работ;

С обор. – сметная оборудования, мебели, инвентаря;

С пр.з. – сметная стоимость прочих капитальных работ и затрат.

Сметная стоимость СМР рассчитывается: С смр = ПЗ + НР + СП.

Прямые затраты ПЗ – осн. производственные затраты на выполнение СМР, физический объем которых определяется по проекту, а стоимостная величина - по сметным нормам:

ПЗ = С мат + С озп + С эмм, где

С мат - стоимость материалов, деталей и конструкций;

С озп - средства на оплату труда рабочих-строителей (монтажников), т.е. рабочих, занятых на производстве СМР (осн. зар. плата);

С эмм - стоимость эксплуатации машин и механизмов (в т.ч. оплата труда рабочих-машинистов – С зп. маш. ).

Фонд оплаты труда рабочих: ФОТ раб = С озп + С зп. маш.

Накладные расходы НР - косвенные затраты, связанные с обеспечением условий производства СМР и деятельности СМО.

Учитывают следующие виды НР :

административно-хозяйственные расходы;

расходы на обслуживание работников;

расходы на организацию работ;

прочие накладные расходы.

Сумма накладных расходов определяется по МДС 81-33.2004 :

НР = Н нр ФОТ раб /100 , где

Н нр - нормативы накладных расходов (в %) принимаются либо по видам СМР, либо по видам строительства. С 2005 г. к нормативам НР применяется понижающий коэффициент 0,94.

Сметная прибыль СП - прибыль подрядчика (пл. накопления), сумма средств, необходимых для развития материально-технической базы и стимулирования работников СМО, определяется по МДС 81-25.2001 :

СП = Н сп ФОТ раб /100 , где

Н сп - нормативы СП (в %) принимаются либо по видам СМР, либо общеотраслевые (50% - ремонтные работы, 65 % - всё остальное).

Для строек, финансируемых из внебюджетных источников, допускается:

СП = Н сп (ПЗ+НР)/100 , где Госстроем РФ рекомендован норматив сметной прибыли от сметной себестоимости Н сп = 12 %.

3. Система ценообразования и сметного нормирования стоимости строительства

Совокупность правил, положений, норм, расценок, др. материалов, необходимых для определения стоимости строительной продукции (комплекс № 81 нормативных док-тов Госстроя РФ – Минрегиона РФ).

Фундамент системы – Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) , определяющие расход ресурсов в натуральных измерителях (затраты труда рабочих, время работы машин, расход материалов) на единицу СМР, являющиеся основой для перехода к стоимостным показателям (Федеральным единичным расценкам (ФЕР), Территориальным единичным расценкам (ТЕР), Отраслевым единичным расценкам (ОЕР), укрупненным показателям стоимости по видам работ и т.д.).

Система ценообразования и сметного нормирования в строительстве (Система ЦиСН)
Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004) Сметно-нормативная (сметно-информационная) база Вспомогательные сметные документы (ВСД)- методич. и рук. док-ты
Федеральный уровень Отраслевой уровень Территориальный уровень Фирменный уровень
Государственные сметные нормативы (ГСН) Отраслевые сметные нормативы (ОСН) Территориальные сметные нормативы (ТСН) Фирменные сметные нормативы (ФСН)


Сборники ГЭСН содержат техническую часть (общие указания, правила определения объемов работ, поправочные коэффициенты к нормам) и таблицы элементных сметных норм, в которых применительно к каждой работе приведено:

номер, наименование, измеритель и состав работы;

затраты труда рабочих-строителей в чел.-час на измеритель работы;

средний разряд работы;

затраты труда машинистов в чел.-час на измеритель работы;

перечень и время эксплуатации машин и механизмов в маш.-час на измеритель работы;

перечень и расход материалов, изделий, конструкций, энергоносителей в физ. единицах измерения на измеритель работы.

Сборники ФЕР (ТЕР) содержат тех. часть (общие указания, правила определения объемов работ, поправочные коэффициенты к расценкам) и таблицы с единичными расценками (ЕР), в которых применительно к каждой работе приведено:

номер, наименование и измеритель работы (совпадает с ГЭСН);

единичная расценка (прямые затраты на измеритель работы) в руб. на 01.01.2000 г. - всего и с выделением по частям ПЗ (стоимость материалов, деталей и конструкций, средства на оплату труда рабочих-строителей (монтажников), стоимость эксплуатации машин и механизмов, в том числе в составе последней указана оплата труда рабочих-машинистов);

расход материалов, не учтенных в расценке, в натуральных единицах измерения на измеритель работы;

затраты труда рабочих-строителей или монтажников (в чел.-час на измеритель работы).

Расценки в сборниках ФЕР (ТЕР) могут быть закрытые и открытые :

1) В закрытых расценках учтена стоимость всех элементов прямых затрат.

2) В открытых расценках не учтена сметная стоимость основных материалов. Они приводятся в ЕР отдельными строками с указанием их наименования и расхода на измеритель расценки. ФЕРм (ТЕРм) – все открытые : неучтенные материалы приводятся в вводных указаниях.

Следует различать два понятия цены строительной продукции:

    Сметная стоимость строительства.

2. Сметная стоимость СМР.

Сметная стоимость строительства – это все денежные средства, необходимые для строительства объекта (то есть величина капитальных вложений). Она определяется по итогу сводного сметного расчета.

Сметная стоимость строительства яв ляется основой для финансирования строительства, формирования договорных цен, расчетов за выполненные СМР.

Состав и структура сметной стоимости строительства

Сметная стоимость СМР – это цена продукции отдельных строительных организаций.

Сметная стоимость СМР – это стоимость общестроительных, специальных и сантехнических работ по смете.

Приобретение технологического оборудования – это стоимость изготовления и доставки технологического, подъемно-транспортного и энергетического оборудования.

Прочие работы и затраты:

    Экспертиза, лицензирование.

    Расходы по отводу земельного участка и т. д.

Сметная себестоимость СМР – это выраженные в денежной форме нормативные затраты строительной организации на производство этих работ.

По своему экономическому содержанию она подразделяется на прямые затраты и накладные расходы.

Прямые затраты непосредственно связаны с производством СМР и рассчитываются методом прямого счета.

К ним относятся: основная зарплата рабочих, сметная стоимость материалов, стоимость ЭСМ.

Основная зарплата рабочих – это сдельная или повременная оплата труда рабочих, занятых на СМР.

В статью "Материалы" включаются затраты на материалы, конструкции, детали, топливо, эл\энергию, пар, воду по цене франко-приобъектный склад.

Затраты на эксплуатацию стр-х машин подразделяется на: годовые, единовременные, эксплуатационные.

    Накладные расходы в строительстве: назначение, состав, методика расчета.

Накладные расходы предназначены для компенсации затрат строительных организаций на обслуживание, организацию и управление строительством (административно-хозяйственные расходы и др.) Величина их определяется косвенным путем в процентах от фонда оплаты труда рабочих.

Накладные расходы рассчитываются по формуле:

HP = АХР + РОРС + POP + ПНР,

где АХР - административно-хозяйственные расходы (например, зарплата административно-управленческого персонала, канцелярские расходы);

РОРС - расходы на обслуживание работников строительства (например, дополнительная зарплата производственных рабочих, затраты на охрану труда и технику безопасности);

POP - расходы на организацию работ на строительной площадке;

ПНР - прочие накладные расходы.

Для определения норм накладных расходов в локальных сметах используются методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве. МДС 81-33.2004 " Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве".

    Сметная прибыль в строительстве: назначение, направления использования, методика расчета.

Сметная прибыль (Плановые накопления ) - Это нормативная (гарантированная) прибыль подрядной организации в составе цены строительной продукции, идущая в основном на развитие производственной базы и социальной сферы подрядчика.

Для определения норм сметной прибыли в локальных сметах используются документы, определяющие величины сметной прибыли в строительстве. МДС 81-25.2001 " Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве"

Размер сметной прибыли определяется от фонда оплаты труда (ФОТ) рабочих на основе:

    общеотраслевых нормативов, устанавливаемых для всех исполнителей работ, применяемых при составлении инвесторских сметных расчетов;

    нормативов по видам строительных и монтажных работ, применяемых при составлении локальных сметных расчетов (смет);

    индивидуальной нормы для конкретной подрядной организации (за исключением строек, финансируемых за счет средств федерального бюджета).

    Прямые затраты в строительстве: назначение, состав, методика расчета.

Прямые затраты определяются непосредственно прямым счетом в зависимости от объемов работ, необходимых ресурсов, сметных норм и цен на ресурсы.

Включают: затраты на основную заработную плату рабочих-строителей (Зор), стоимость строительных материалов и конструкций (М), расходы по эксплуатации машин и механизмов (Эсм).

ПЗ = М + Зор + Эсм

    Виды и порядок составления сметной документации.

Смета – это документ (часть проекта), который определяет размер денежных средств, необходимых для строительства объекта или производства определенного вида работ.

Состав сметной документации в проекте на строительство:

    Локальные сметы

    Объектные сметы

    Сметные расчеты на отдельные виды затрат

    Сводный сметный расчет стоимости строительства

    Сводка затрат

    Ведомость договорной цены

Локальные сметы – это первичные сметные документы, которые составляются на отдельные виды работ на основе объемов, определенных в составе рабочей документации.

Стоимость работ в составе локальной сметы состоит из ПЗ, НР, ПН.

Объектные сметы составляются на основе локальных смет по объекту и служат основой для формирования договорных цен на строительство объекта.

Они составляются по форме №3 и содержат следующие графы:

Объектные сметы составляются в одном уровне цен - базисном или текущем (прогнозном).

Сводный сметный расчет составляется по форме №1 на основе объектных смет и сметных расчетов на отдельные виды затрат. Он определяет сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектов, то есть объем капитальных вложений.

Утвержденный сводный сметный расчет является основанием для финансирования строительства.

    Локальные сметы: назначение, содержание и методика составления.

Смета - это документ (часть проекта), который определяет размер денежных средств, необходимых для строительства объекта или производства определенного вида работ.

Локальные сметы относятся к первичным сметным документам и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочей документации (РД).

Исходными данными для составления локальных смет являются:

    параметры зданий и сооружений и объемы работ;

    действующие сметные нормативы и свободные (рыночные) цены и тарифы.

При этом используются укрупненные сметные нормативы и действующие единичные расценки.

Локальные сметы разрабатываются по форме №4 на отдельные виды работ и части зданий и сооружений.

Стоимость, определенная в локальных сметах включает в себяпрямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль (плановые накопления).

При базисно-индексном методе стоимость работ определяется на основе объемов работ и единичных расценок (ФЕР-2001, ТЕР-2001). Стоимость материалов, не учтенных прямыми затратами расценок, определяется в локальных сметах по базовым или текущим ценам.

При ресурсном методе составления локальных смет для определения сметных прямых затрат предварительно составляется локальная ресурсная ведомость , по форме №5, и затем на основе показателей ресурсной ведомости разрабатывается локальная ресурсная смета . Исходными данными являются объемы работ, сборники ГЭСН-2001 и сборники сметных цен на ресурсы.

    Сводный сметный расчёт: назначение, содержание и методика составления.

Сводный сметный расчет стоимости строительства зданий и сооружений является основным документом, определяющим сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов предусмотренных проектом. Утвержденный в установленном порядке сводный сметный расчет служит основанием для определения лимита капитальных вложений и открытия финансирования строительства.

В сводный сметный расчет включается отдельными строками данные по всем сметам без сумм на покрытие лимитированных затрат и расчетов на отдельные виды затрат.

Сводный сметный расчет на строительство составляется в текущем уровне цен. Для формирования стоимости в текущем уровне цен может быть использован базисный уровень цен 2001 года. Решение об учитываемом в сводном сметном расчете уровне цен принимается заказчиком в задании на проектирование. Составляется ССРСС по форме №1 на основе объектных смет и сметных расчетов на отдельные виды работ и затрат.

Сметная стоимость каждого объекта, включенного в сводный сметный расчет, распределяется по графам, обозначающим стоимость строительно-монтажных работ, оборудования, прочих затрат и общую сметную стоимость. ССР содержит 12 глав.

По объектам транспортного строительства сводный сметный расчет состоит из следующих глав:

    Подготовительные работы.

    Земляное полотно.

    Дорожная одежда.

    Искусственные сооружения.

    Пересечения и примыкания.

    Обстановка и принадлежность.

    Устройство связи.

    Здания и сооружения дорожной и автотранспортной служб.

    Временные здания и сооружения.

    Прочие работы и затраты.

    Проектные и изыскательские работы.

К ССР прилагается пояснительная записка, в которой приводятся:

    уровень сметных цен составление ССР;

    перечень сметных нормативов, принятых для составления смет;

    нормы НР и сметной прибыли;

    особенности определения сметной стоимости строительных работ для данной стройки;

    расчет распределения средств по направлениям капитальных вложений.

    Единичные расценки: определение, виды, порядок составления.

Под единичной расценкой понимают прямые затраты, приведенные в денежном выражении: трудовые, материальные, по эксплуатации строительных машин на единицу измерения конструктивного элемента или вида работ.

Единичные расценки сведены в таблицы и содержат на принятый в них измеритель конструкций или работ следующие показатели:

    затраты на оплату труда рабочих (кроме затрат труда, учитываемых в стоимости эксплуатации строительных машин) по состоянию на 01.01.2000;

    стоимость эксплуатации строительных машин, в том числе оплату труда рабочих, обслуживающих машины по состоянию на 01.01.2000;

    стоимость материалов, изделий и конструкций (кроме материалов, конструкций и изделий, стоимость которых не учитывается в единичной расценке) по состоянию на 01.01.2000;

    нормы расхода материалов (в натуральных показателях), стоимость которых не учитывается в единичной расценке;

    наименования и нормы расхода материалов, изделий и конструкций, характеристика которых принимается при составлении смет по проектным данным

Всего разработано около 50 сборников ФЕР.

Единичные расценки используются для определения сметной стоимости строительных работ, разработки укрупненных нормативов сметной стоимости, прейскурантов и договорных цен, а также для расчетов за выполненные строительные работы.

Все единичные расценки делятся на две группы:

    «Закрытые» учитывают все виды материальных ресурсов.

    «Открытые» не учитывают затраты на местные и некоторые виды из привозных материалов. Данные о неучтенных материалах показываются отдельной строкой непосредственно в расценке с указанием кода, наименования и расхода на измеритель расценки.

Суть привязки открытых ЕР, заключается в учете неучтенных местных материалов и конструкций. Стоимость материалов принимается франко-строительная площадка.

    Определение сметной стоимости единицы измерения строительных материалов и конструкций: содержание затрат, порядок разработки.

Все строительные материалы при составлении смет условно подразделяются на две группы: местные и привозные .

Местные – поступают на строительство непосредственно с предприятий промышленности строительных материалов и т.п. (это кирпич, камень, щебень, гравий, песок, бетонные и ж/б конструкции, бетоны и растворы, а/б смеси и др.) на местные материалы оптовые цены установлены, как правило, франко-предприятие поставщика. Транспортные расходы по доставке местных материалов на стройки значительны и существенно различаются в отдельных стройках и зонах. На местные материалы устанавливаются зональные сметные цены. Учитывающие все затраты по приобретению и доставке строительных материалов непосредственно на строительную площадку (франко-строительная площадка).

Привозные – поступают на стройки в основном от территориальных органов снабжения. Цены на них приведены в «Сборнике средних районных сметных цен на материалы, изделия и конструкции» (цемент, пиломатериалы, стальные и деревянные конструкции, кровельные материалы, стекло т.д.). На привозные материалы оптовые цены установлены франко-вагон станция назначения. Затраты на транспортировку привозных материалов от станции назначения до строек имеют незначительный удельный вес в их стоимости и поэтому на них установлены средние районные сметные цены франко приобъектный склад по территориальным районам.

Франко – количество транспортных и погрузочных затрат, учтенных в отпускной цене продукции. Различают: (франко-завод-изготовитель, франко-вагон-станция-отправления, франко-станция отправления, франко-вагон-пункт назначения).

Сметные цены материальных ресурсов определяются в базисном или текущем уровне цен на основе МДС 81-2.99 "Методические указания по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений".

ФССЦ-2001 Федеральный сборник средних сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве, части 1-5.

Сметные цены на материалы, изделия и конструкции (
) принимаются франко-приобъектный склад и определяются по формуле:

=Цм+ Стр +Стар+Ссно+ЗСР , (1)

где: Цм - свободная или регулируемая цена на продукцию производственно-технического назначения (цена производителя), которая определяется на основе каталогов, прейскурантов и другой информации предприятий-поставщиков, а также ежемесячных информационных выпусков региональных центров по ценообразованию в строительстве (РЦЦС);

Стр - транспортные расходы, с учетом затрат на погрузочно-разгрузочные работы. Оцениваются на основе цен и тарифов, действующих в данном регионе и схемы поставки материалов, которая предусматривает наиболее экономичный вид транспорта. Стоимость доставки материалов от приобъектного склада до рабочей зоны учитывается в составе государственных элементных сметных норм (ГЭСН), а также путем составления калькуляций транспортных расходов на перевозку грузов;

Стар - стоимость тары, упаковки и реквизита (учитывается при необходимости);

Ссно - стоимость услуг снабженческих организаций, определяемая на основании договоров и контрактов на поставку материалов;

Сзср - величина заготовительно-складских расходов.

    Определение транспортных расходов по доставке материалов до строительной площадки: состав, порядок и методика разработки.

Для калькулирования стоимости перевозок строительных материалов и погрузочно-разгрузочных работ применяется ОССП-2001-1 Отраслевой сборник сметных цен на перевозки грузов для строительства , которые состоят из двух частей.

Говоря о строительстве зданий, дорог и ремонте объектов, мы имеем в виду проведение целого комплекса мероприятий и действий, которые приводят к желаемому результату, а именно к новой постройке или отремонтированной дороге. Строительно-монтажные работы (далее СМР) являются как раз той основной частью сферы строительства, без которой невозможно ни производство капитального ремонта помещений, ни возведение новых построек.

Расшифровка СМР

Под довольно обширным определением понимают многообразие работ, которые отличаются друг от друга направленностью действия и средствами исполнения. Если дать общее определение понятию, то расшифровка СМР будет выглядеть так - это комплекс действий по строительству новых объектов (зданий, сооружений), ремонту и реконструкции их, а также монтажу и установке оборудования. Всеми работ просто не может заниматься одна компания, так как масштабность поставленных задач для нее будет просто огромна. Поэтому на строительном рынке существуют организации, деятельность которых имеет более узкую специализацию. К примеру, есть компании, занимающиеся только строительством и ремонтом дорог, или фирмы, строящие промышленные объекты.

Виды СМР

Выделяют несколько основных видов таких работ:

  • общестроительные;
  • транспортные и погрузочно-разгрузочные (доставка материалов, приспособлений и техники);
  • специальные (с особым видом материалов).

Самой разнообразной является общестроительная деятельность. Она состоит из:

  • земляных (рытье ям, траншей, котлованов), свайных (забивка, устройство свайных фундаментов) и каменных работ (возведение стен, кладка камня и др.);
  • кровельных (устройство чердачных помещений, крыши), штукатурных (окраска, оклейка) и изоляционных;
  • устройства полов, и коммуникаций;
  • работ по монтажу деревянных, бетонных и железобетонных, легких ограждающих конструкций;
  • обустройства территории;
  • работ по монтажу технологического оборудования;
  • и др.

Чтобы окончательно разобраться, что такое расшифровка СМР, нужно понять, что включают в себя все виды вышеперечисленных работ.

Особенности строительно-монтажных работ

Каждая сфера деятельности имеет ряд особенностей и нюансов. Для СМР самым важным критерием является качество, которое полностью зависит от профессионализма работников, грамотной организации процесса и взаимодействия звеньев системы между собой. В начале работ большое значение имеют поставленные цели и задачи, планирование и контроль, а конечным результатом - грамотное и качественное производство СМР. Ведь именно от этого зависит безопасность людей.

На получение желаемого результата большое влияние оказывают правильная подготовка и организация процесса. Допущение ошибок или просчетов может дорого обойтись компании-подрядчику в прямом и переносном смыслах этого слова. Исправление дефектов в строительстве может стоить человеческой жизни. Плюс ко всему прочему, это всегда довольно дорогостоящее мероприятие. Также следует понимать, что при расчете СМР не допускается использование непроверенных или некачественных материалов, а также необоснованной экономии на обязательных статьях расходов. Для того чтобы учесть все особенности строительства, необходимо проводить все работы поэтапно.

Порядок проведения

Расшифровка СМР включат в себя грамотное и последовательное выполнение всех этапов строительной деятельности.

К примеру, перед возведением новых объектов в первую очередь необходимо произвести геологические исследования почвы участка. Возможно, что перед началом строительства понадобится осушить болото или провести дренажные работы, чтобы избежать затопления.

После можно приступать к нанесению контура фундамента. Обычно это делают при помощи проволоки, деревянных колышков и веревки. Далее нужно вырыть траншею для закладки фундамента будущего здания. После можно переходить к возведению стен. Если планируется деревянная постройка, то следует четко придерживаться составленного проекта. Для стен из камня есть свои правила - например, выкладывание камня строго горизонтально, перевязка швов и заливка раствором.

После этого выкладываются чердачные перекрытия, монтируются окна, мансарды и стропила, все зависит от количества этажей здания и сложности постройки. Далее закрываются фронты крыш и укладывается кровельный материал. Следующим этапом становится проведение отделочных работ (внешних и внутренних), затем монтаж оборудования (сантехники, системы отопления и т. д.)

Объем СМР во многом зависит от поставленных задач. К примеру, непосредственно возведением объекта может заниматься одна компания, а доверяют другой организации или делают самостоятельно.

Организация производства СМР

В процессе возведения зданий и сооружений обязательно участвуют различные субъекты: проектировщики, изыскатели, поставщики оборудования и заказчики. Чтобы процесс производства СМР был планомерным, особое внимание стоит уделить организации работ.

Все вопросы по технологии строительства лучше уточнять у представителей строительно-монтажных организаций и специализированных трестов, которые готовят проекты.

Обычно проект содержит календарный план работ, генеральный план строительства, по которому рассчитываются сроки производства работ исполнителей и показаны все объемы СМР. Кроме того, в данном документе указываются месторасположение возводимого здания и стройплощадок, схемы водо- и энергоснабжения, а также количество используемых материалов, изделий и строительных машин. Для сложных построек применяют технологические карты, в которых прописываются специальные требования по технике безопасности, основные этапы, технологии строительства и т. д.

Организация производства СМР очень важна, ведь именно от нее зависит, в каком ритме будут проводиться монтажные, столярные и другие виды работ.

Что такое сметная стоимость?

Уровень качества проводимых строительных мероприятий во многом зависит от суммы выделенного бюджета на строительство. Поэтому такое понятие, как "сметная стоимость СМР" играет решающую роль в рабочем процессе. Она является официальным подтверждением финансирования проекта. В ней отражены все окончательные цифры.

Расчет СМР

Работы достаточно легко посчитать. Нужно сложить все прямые затраты (стоимость материалов, з/п рабочих и т. д.), накладные расходы (административно-хозяйственные и др.) и плановые накопления. Последнюю составляющую иначе называют сметной или нормативной прибылью строительной организации.

Строительно-монтажные работы являются самым важным этапом строительства. Только при грамотном и квалифицированном планировании и организации производства СМР можно достичь желаемого результата с минимальными затратами сил, денег и времени.


К атегория:

Краны-трубоукладчики



-

Основные виды строительно-монтажных работ и методы их выполнения


Общие сведения. Основными видами строительно-монтажных работ при сооружении линейной части магистральных трубопроводов являются подготовительные, погрузочно-разгрузочные и транспортные, сварочно-монтажные, земляные, изоляционно-укладочные и балластировочные работы, а также строительство переходов через естественные и искусственные препятствия, очистка полости и испытание трубопроводов. Эти виды работ выполняют механизированными способами.

Основными механизмами для выполнения линейных строительно-монтажных работ, за исключением подготовительных работ, являются трубоукладчики.
Подготовительные работы на трассе строящегося трубопровода выполняют заблаговременно со значительным опережением других видов строительно-монтажных работ.

В состав подготовительных входят следующие работы: восстановление и закрепление геодезических знаков; расчистка строительной полосы от леса и кустарника; планировка полосы; устройство временных дорог и подъездов к трассе; устройство водоотводных сооружений для осушения строительной полосы.

При строительстве трубопроводов в горных условиях в состав подготовительных работ входят также удаление нависших камней и скал, проведение защитных противообвальных и противооползневых мероприятий, вскрышные работы, устройство «полок», срезка крутых склонов, установка средств якорения машин, устройство подъездов к трассе трубопровода в местах расположения «полок», тоннелей, монтажных площадок, устройство водопропускных сооружений и другие работы.

В зимнее время, кроме того, проводят мероприятия по обеспечению минимального (в зоне рытья траншеи) или максимального {в зоне проезда механизмов) промерзания грунта, строительство зимних дорог и ледовых переправ через реки и водотоки.

Подготовительные работы начинают с восстановления и закрепления геодезических знаков, определяющих положение оси трубопровода и временных сооружений. Это необходимо для переноса на местность с технического проекта размеров ширины строительной полосы, места расположений запорной арматуры и т. п., а также для производства разбивочных работ. Геодезические знаки закрепляют выносными столбами или кольями, которые располагают вне строительной полосы с целью их сохранения на весь период строительства.

После восстановления и закрепления геодезических знаков на залесенных участках приступают к расчистке строительной полосы, которая включает в себя следующие операции: валку деревьев и обрубку сучьев, формирование воза и трелевку хлыстов к штабелям, раскряжевку, подборку сучьев, корчевку пней, засыпку ям и планировку неровностей. К расчистке строительной полосы приступают после получения лесорубочного билета (ордера). Работы по расчистке от леса выполняют комплексные бригады. Деревья валят бензиномоторными пилами или лесоповалочными машинами, пни корчуют корчевателями, а засыпают ямы и планируют местность бульдозерами. Расчищают строительную полосу от кустарника и мелколесья бульдозерами, кусторезами и валочно-пакетирующими машинами.

Временные дороги сооружают для проезда строительных машин и автотранспорта при строительстве магистральных трубопроводов на болотах, заболоченных участках, на мелкодисперсных, сильно увлажненных грунтах и на участках с вечномерзлыми и просадочными грунтами.

Основные конструкции временных дорог - лежневые и зимние. Лежневые дороги представляют собой настил из бревен диаметром 14…20 см, который уложен на продольные бревна (лежни) диаметром 18…25 см и длиной 6…8 м, размещенные на расстоянии 1… 1,5 м одно от другого. По краям проезжей части укладывают прижимные бревна, которые скрепляют с лежнями проволочной скруткой. Сверху на настил насыпают слой торфа толщиной 5…10 см и дренирующий грунт толщиной не менее 20 см. Слой насыпанного торфа и грунта защищает бревенчатый настил от разрушения гусеницами тракторов.

Зимние дороги устраивают вдоль трассы в первые зимние месяцы с наступлением морозов. Зимняя дорога представляет собой расчищенную от лесной растительности и выровненную полосу с уплотненным снежным покровом и намороженным ледяным покрытием. При пересечении зимними дорогами рек и водотоков устраивают ледовые переправы.

Временные дороги строят специализированные бригады, оснащенные бульдозерами, автомобильными кранами, одноковшовыми экскаваторами, бортовыми автомобилями, автосамосвалами, автогрейдерами, катками и поливомоечными машинами.

Для отвода поверхностных вод от строительной полосы на обводненных участках трассы и понижения уровня грунтовых вод отрывают продольные канавы, к которым в зависимости от степени обводненности местности и притока грунтовых вод прокладывают поперечные водоотводные канавы для сброса вод в нижележащие водоприемники (реки, озера). При сложном рельефе местности на участках со значительными склонами устраивают нагорные канавы. Водоотводные и нагорные канавы обычно отрывают трапецеидального профиля глубиной 0,8…1,2 м (после осадки грунта) в зависимости от интенсивности притока вод и шириной по дну до 0,5 м.

На пересечениях прокладываемых трубопроводов с дорогами, ручьями, небольшими речками, оросительными каналами устраивают водопропускные сооружения в виде железобетонных лотков или труб.

Для осушения дна траншей при небольшом притоке грунтовых вод применяют открытый водоотлив, т. е. воду откачивают самоходными водоотливными установками непосредственно перед укладкой трубопровода в траншею и его засыпкой.

Планируют строительную полосу для беспрепятственного передвижения строительной техники и автотранспорта. При планировании выравнивают микрорельеф, срезают продольные и поперечные уклоны, подсыпают низинные места. Планировку микрорельефа производят на строительной полосе в зоне рытья траншеи роторными траншейными экскаваторами. Это необходимо для выравнивания дна траншеи и устранения дополнительных напряжений в трубопроводе, поскольку дно траншеи, отрытой роторным траншейным экскаватором, копирует рельеф поверхности. Микрорельеф планируют бульдозерами 2 (см. рис. 1) продольными проходами вдоль оси строительной полосы.

Планировка строительной полосы в условиях сильно пересеченной местности включает в себя срезку продольных и поперечных уклонов, а также подсыпку низинных мест. При этом грунт, срезанный с местных возвышений, перемещают в случае надобности в пониженные места. Глубокие низины при нехватке срезаемого грунта подсыпают грунтом, разрабатываемым из бокового резерва.

На косогорах с поперечной крутизной склонов более 8° для возможности производства строительных работ и прохода строительной техники устраивают рабочую полосу («полку»), ширина которой зависит от поперечных размеров трубоукладчиков как наиболее габаритных из строительных машин и диаметра трубопровода, но не менее 8 м, включая и насыпную часть. При устройстве «полок» грунт разрабатывают бульдозерами и одноковшовыми экскаваторами. Скальные грунты предварительно рыхлят взрывным способом.

Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы. После подготовки трассы к строительству и сооружения временных дорог приступают к перевозке труб и строительных материалов с пунктов их поступления на трубосварочные базы, строительные площадки, временные склады и к местам производства работ.
Трубы, поступающие на железнодорожную станцию, при разгрузке складируют на перевалочном складе, в штабеля или же грузят непосредственно на трубовозы.

Трубы укладывают в штабеля высотой не более 8 м на спланированной горизонтальной площадке. Нижний ряд труб располагают на подкладках из круглого леса диаметром не менее 200 мм. На концах подкладок делают упоры, чтобы трубы не раскатывались.

Из вагонов трубы разгружают автомобильными кранами в штабеляЭтими же кранами трубы из штабелей грузят на трубовозы для перевозки на трубосварочные базы. Для транспортирования труб используют трубовозы на базе автомобилей повышенной проходимости.

На трубосварочных базах трубы разгружают с трубовозов трубоукладчиками, которые за один прием берут одну или несколько труб в зависимости от массы труб и грузоподъемности трубоукладчика.

В северных районах страны трубы и другие строительные материалы доставляют к месту строительства водным путем - на грузовых теплоходах, речных баржах, сухогрузных баржах-площадках, а также на палубных баржах из универсальных понтонов. Для разгрузки труб и грузов строят специальные пристани. Разгружают трубы и грузы с помощью плавучих кранов, автомобильных кранов или трубоукладчиками.

Сварочно-монтажные работы. На строительстве магистральных трубопроводов применяют базовую схему производства сварочно-монтажных работ. По этой схеме поступающие на трубосварочные базы трубы длиной от 10,5 до 12 м разгружают трубоукладчиком и подвергают укрупнительной сборке на механизированных линиях.

Трубосварочная база состоит из сборочного стеллажа с центровочными кондукторами и внутренними центраторами, сварочного стенда с вращателем и сварочного оборудования. На этих установках трубы сваривают в секции длиной 24…36 м, которые затем вывозят на трассу плетевозами, и раскладывают трубоукладчиками вдоль будущей траншеи для сварки в непрерывную нитку трубопровода.

На трассе трубные секции сваривают между собой в основном ручной дуговой сваркой. Электрический ток для сварки на трассе вырабатывает сварочный генератор.

Сварку на трассе ведут двумя методами: элементарным и поточным.

При первом методе бригада сварщиков делится на два звена: одно из них сваривает первый (корневой) слой, другое - последующие. Указанный метод применяют чаще всего на строительстве трубопроводов диаметром до 530 мм.

Поточный метод используют при прокладке магистральных трубопроводов диаметром 1020…1420 мм. Этот метод сварки подразделяют на поточно-групповой к поточно-расчлененный. При использовании поточно-группового метода строительно-монтажные работы выполняет бригада, звенья которой разгружают и подготовляют к сборке секции труб; осуществляют подогрев и сварку первого и второго швов, а также заполняющих и облицовочных слоев. Поточно-расчлененный метод обеспечивает дальнейшее расчленение-процесса сварки стыков труб на отдельные технологические операции. Каждое звено ведет сварку одного (определенного) участка каждого стыка. При поточно-расчлененном методе бригада комплектуется из звеньев: выгрузки секций труб и раскладки по трассе; подготовки их к сварке и предварительного подогрева; сборки, выполняемой вместе со сваркой корневого слоя; горячего прохода;, сварки заполняющих и облицовочных слоев.

Бригада, выполняющая сварочно-монтажные работы на трассе, оснащена трубоукладчиками, бульдозерами, сварочными установками, внутренним центратором, пропановым подогревателем, клещевыми захватами, газорежущей машинкой.

При сварке трубопровода большое внимание уделяют контролю-качества сварочно-монтажных работ, который состоит из периодической проверки состояния и качества сварочных материалов; систематического пооперационного контроля в процессе сборки » сварки труб в секции на трубосварочной базе и сварки секций в нитку трубопровода на трассе; внешнего осмотра и измерения геометрических параметров сварных стыков и подготовки их поверхности к контролю физическими методами дефектоскопии; периодической проверки квалификации сварщиков; контроля качества сварных соединений физическими методами дефектоскопии.

Для контроля сварных стыков широко используют неразрушаю-щие методы контроля путем просвечивания швов гамма-лучами. Пучок гамма-лучей, пронизывая контролируемый стык, позволяет обнаружить скрытые дефекты (например, трещины, непровары, газовые поры, шлаковые включения).. В последнее время на трассе начали применять для контроля стыков рентгеновские лучи. При проверке качества сварной стык труб подвергается просвечиванию по всей окружности. Внутреннее состояние сварного стыка при просвечивании фотографируется на светочувствительную пленку и, если в стыке есть дефекты, они отображаются на пленке. Все сварные стыки, забракованные по результатам контроля, вырезают и ремонтируют в соответствии с требованиями Строительных норм к правил (СНиП Ш-42-80).

Сварочно-монтажные работы выполняют с помощью трубоукладчиков. Трубоукладчики на трубосварочной базе перегружают-трубы с трубовоза на сборочно-сварочную линию или укладывают их в штабеля, сваренные секции труб снимают со сварочного стенда и грузят на плетевоз или укладывают в штабеля. Кроме того они участвуют во всех операциях по подъему, поддержанию и перемещению труб при правке и зачистке их концов.

После сварки двух- и трехтрубные секции грузят трубоукладчиками на плетевоз методом натаскивания. При этом трубоукладчик совершает объезд плетевоза по контуру его прицепа.

На трассе трубоукладчики участвуют в сборке и сварке неповоротных стыков: поднимают (одним или двумя трубоукладчиками) секцию и нитку трубопровода и, поддерживая ее, создают условия для стыковки, центровки и сварки последующей секции сосваренной ранее ниткой трубопровода. Причем при выполнении этих операций требуется особенно точная работа машиниста трубоукладчика. После приварки очередной секции трубоукладчик укладывает ее вдоль траншеи на землю на деревянные лежки.

При сварке захлестов, вварке запорной арматуры или катушек трубоукладчик выполняет те же операции, что и при сварке неповоротных стыков на трассе, только требуются особенно точные движения грузового крюка и стрелы.

Земляные работы -рытье и засыпка траншей, рекультивация плодородных земель и др. Траншеи под трубопроводы роют в основном роторными траншейными экскаваторами (см. рис. 1). Только на криволинейных участках трассы радиусом 50…60 м при работе в мягких неустойчивых грунтах, а также с включением валунов и обломков горных пород траншеи разрабатывают одноковшовыми экскаваторами с ковшами вместимостью 0,5…1,6 м3. Мерзлые и скальные грунты предварительно рыхлят взрывом или механическим способом с помощью мощных бульдозеров-рыхлителей. Во влажных и заболоченных грунтах траншеи роют одноковшовыми экскаваторами болотной модификации или обычными экскаваторами с использованием переносных настилов, а также специальными плавающими болотными экскаваторами.

Засыпают траншеи бульдозерами или траншеезасыпателями непосредственно после укладки трубопровода. После засыпки и уплотнения грунта толщина его слоя над трубопроводом должна быть не менее 0,8 м.

При прокладке трубопровода по плодородным землям производят их рекультивацию: снимают плодородный слой до начала строительства, хранят его в отвалах и возвращают на место по окончании строительства. В песчано-пустынных районах после окончания работ прилегающую к трубопроводу полосу закрепляют посадкой засухоустойчивых растений.

При наземной прокладке трубопроводов комплекс земляных работ состоит из устройства оснований под него из хорошо дренирующих маловлажных грунтов (галечниковых, гравелкстых и песчаных пород), обвалования основания и сооружения водоотводных и противопожарных канав.

Если трубопровод прокладывают на свайных опорах (как правило, на вечномерзлых грунтах), заранее бурят скважины и устанавливают свайные опоры. Технология этих работ и типы механизмов назначают в зависимости от структуры и температурного режима вечномерзлых грунтов.

Изоляционно-укладочные работы (очистка наружной поверхности трубопровода от грязи, ржавчины, окалины, нанесение на нее грунтовки и изоляционного покрытия; контроль качества покрытия; укладка трубопровода в траншею) выполняет механизированная колонна, оснащенная специализированными машинами: группой трубоукладчиков И, одной трубоочистной и одной трубоизоляционной машинами.

Изоляционно-укладочные работы выполняют тремя способами: совмещенным, раздельным и с укладкой заранее изолированных труб.

Совмещенный способ применяют при прокладке трубопроводов на равнинной местности в плотных грунтах, на заболоченных участках трассы без глубоких болот и трясин, а также на пересеченной местности с уклоном или подъемом до 3%. При этом способе очистку наружной поверхности трубопровода, нанесение грунтовки и изоляционного покрытия, а также укладку трубопровода в траншею выполняют одновременно - непосредственно на трассе в едином технологическом потоке.

Раздельный способ применяют при прокладке трубопроводов в грунтах со слабой несущей способностью. В этом случае трубоукладчики, поддерживающие на весу трубопровод, из-за возможности обрушения стенок траншеи перемещаются на значительном удалении от бровки траншеи. Раздельный способ используют также при прокладке трубопроводов на местности с большими уклонами, заболоченных и обводненных участках трассы и т. п. При раздельном способе работы по очистке и изоляции наружной поверхности трубопровода выполняют так же, как при совмещенном: способе,- непосредственно на трассе, но при этом они технологически отделены от работ по укладке трубопровода в траншею. В этом случае после очистки и изоляции трубопровод сначала опускают трубоукладчиками на деревянные лежки, установленные на берме траншей, а затем при повторном проходе трубоукладчиков-в траншею.

При сооружении трубопроводов из труб с нанесенной на них заранее изоляцией очистку и изоляцию труб осуществляют на полустационарных или стационарных базах. При этом перед изоляцией трубы сваривают в секции длиной 24…36 м, затем их изолируют и перевозят на трассу. На трассе секции сваривают между собой в-сплошную нитку, которую укладывают на деревянные лежки параллельно оси траншеи. После этого бригада изоляционно-укладочной колонны восстанавливает поврежденную изоляцию, очищает места сваренных стыков, наносит на них грунтовку и изоляционное покрытие, а затем трубопровод опускают трубоукладчиками в траншею, так же как при раздельном способе укладки.

Для защиты наружной поверхности трубопроводов от коррозии применяют битумно-резиновые мастики или полимерные (полиэтиленовые и поливинилхлоридные) пленочные покрытия. Битумно-резиновую мастику по мере нанесения на трубопровод армируют нетканым стекловолокнистым холстом, который наносят с нахлесткой 20…25 мм.

При прокладке трубопроводов в каменистых и скальных грунтах, на «горячих» участках, где будет транспортироваться продукт температурой выше 55° С, на переходах через автомобильные и железные дороги, а также через водные акватории битумно-резиновые мастики и полимерные пленочные покрытия защищают оберточным материалом для предохранения их от механических повреждений.

Оберточный материал наносят на изолируемую поверхность в один или два слоя с нахлесткой 3.. .4 см непосредственно за нанесением антикоррозионного покрытия.

Битумно-резиновой мастикой поверхность труб обливают с помощью трубоизоляционных машин. Приготовляют мастику в битумоплавильных котлах, установленных на строительных площадках вблизи базирования колонны. Готовую мастику от котлов к трубоизоляционным машинам доставляют битумовозами на шасси автомобилей.

Полимерные ленты наносят трубоизоляционными машинами, а также комбинированными машинами, которые одновременно очищают трубопровод и изолируют его полимерными лентами.

Основными машинами при производстве изоляционно-укладочных работ являются трубоукладчики. Число трубоукладчиков в колонне и их мощность устанавливают в зависимости от диаметра и толщины стенок труб, рельефа местности и характера грунтов.

Трубоукладчики при производстве изоляционно-укладочных работ выполняют следующие операции: поднимают трубопровод с бровки траншеи на высоту 0,8… 1,8 м и поддерживают его с установленными на нем трубоочистной и трубоизоляционной машинами. При выполнении этих операций трубоукладчики одновременно двигаются вдоль строящегося трубопровода, манипулируют стрелами с различным вылетом, смещают изолируемый трубопровод с бровки к оси траншеи, окончательно совмещают ось трубопровода с осью траншеи и опускают трубопровод в траншею.

При ведении изоляционно-укладочных работ осуществляют пооперационный контроль качества очистки, грунтовки, изоляции и укладки трубопровода в траншею. Для контроля качества очистки и изоляции используют приборы, с помощью которых проверяют чистоту очистки, сплошность изоляции и ее прилипаемость (адгезию) к поверхности трубопровода. Качество укладки трубопровода проверяют визуально.

Балластировочные работы. Трубопроводы больших диаметров, проложенные на обводненных участках, болотах или в поймах, обладают плавучестью. Для придания трубопроводу отрицательной плавучести его пригружают железобетонными (рис. 118, а) или чугунными утяжелителями массой по 4 т либо прикрепляют к дну траншеи анкерами (рис. 118, б). Балластировку анкерами применяют з том случае, если несущая часть анкера может быть погружена в минеральный грунт.

Строительство переходов. Трубопроводы пересекают различные естественные и искусственные препятствия (например, железные и автомобильные дороги, овраги, реки). В зависимости от вида препятствий переходы трубопроводов подразделяют на подземные и подводные.

К подземным относятся переходы трубопроводов, сооружаемые л од автомобильными и железными дорогами. Эти переходы строят в основном бестраншейным способом, т. е. без вскрытия земляного полотна и верхнего покрытия или строений дороги и поэтому без остановки движения по дороге. При пересечении дорог трубопроводы укладывают в защитных кожухах. Для прокладки кожухов применяют установки горизонтального бурения.

При пересечении больших рек и озер переходы осуществляют преимущественно под водой (дюкеры). Работы по обустройству переходов через водные преграды выполняют по индивидуальным проектным решениям. При строительстве переходов на судоходных, сплавных путях и водохранилищах проект производства работ согласовывают с судоходной инспекцией, с организацией, ведущей сплав леса, или с бассейновыми управлениями.

Рис. 118. Балластирование трубопровода:
а - утяжелителями, б - анкерами; 1 - трубопровод, 2 - утяжелитель, 3 - силовой пояс, 4 - фу-теровочный мат, 5 - анкерная тяга, 6 - анкер

Строительство подводных переходов состоит из следующих операций: подготовительных работ; сварки, гидравлического испытания, изоляции и футеровки трубопроводов; разработки береговых и подводных траншей; устройства спусковой дорожки при укладке способом протаскивания; балластировки трубопроводов; укладки трубопроводов в траншею; вторичного испытания; засыпки траншей; берегоукрепительных работ.

Строят подводные переходы специализированные подразделения.

В состав подготовительных работ входят: проверка гидрогеологических и криологических условий (если строительство ведут в зимний период), промер глубин для уточнения фактического профиля дна в створе перехода и соответствия его проекту.

Сварочные и изоляционные работы ведут теми же способами, что и для линейной части трубопровода. В качестве изоляционного покрытия используют полимерные ленты, которые от механических повреждений защищают оберточным материалом и футеровкой из деревянных реек.

Подводные траншеи разрабатывают землечерпательными снарядами, землесосами, скреперными установками, экскаваторами, установленными на плавучие средства, специальными механизмами, приспособленными для заглубления уложенных подводных трубопроводов, или взрывным способом.

Наиболее ответственным видом работ при строительстве подводных переходов магистральных трубопроводов является укладка их на дно водной преграды. Применяют следующие основные способы укладки трубопроводов: протаскивание по дну водной преграды; свободное погружение с заливом воды в трубопровод или пригруз-кой его; опускание с использованием плавучих кранов или опор, оборудованных подъемными устройствами; укладка с трубоукла-дочных барж с последовательным наращиванием секций труб; укладка с буксировкой секции (плетей) и сваркой межсекционных стыков наплаву.

При сооружении подводных переходов трубоукладчики используют в процессе выполнения сварочно-монтажных и изоляционных работ, а также при разгрузке отдельных труб и секций. В отдельных случаях трубоукладчики применяют в качестве тяговых механизмов при протаскивании дюкеров.

Очистка полости и испытание трубопровода на прочность и герметичность. Уложенный в траншею трубопровод испытывают на прочность и герметичность. Предварительно его очищают от окалины, грата и попавших в него грунта, воды и различных предметов. Очищают трубопровод продувкой с пропуском очистных поршней или эластичных разделителей, а также промывкой водой с пропуском эластичных разделителей. Продувки производят сжатым воздухом, иногда природным газом. Надземные газопроводы очищают в соответствии с особыми правилами. После очистки на открытых концах трубопровода устанавливают инвентарные заглушки.

Магистральные трубопроводы до сдачи их в эксплуатацию подвергают испытанию под давлением на прочность и герметичность воздухом, водой или продуктом, для которого они предназначены. Порядок и параметры испытания определены СНиПами.

При очистке полости и испытании трубопроводов применяют дистанционные контрольно-измерительные приборы, а также специальное оборудование и комплект наполнительно-опрессовочных агрегатов. Для проведения очистки полости и испытания трубопровода составляют технологическую карту-график и инструкцию.