Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

«Сколько стоит спать спокойно»: подоходные налоги в странах мира

Современная налоговая система предлагает различные механизмы взимания части доходов населения. Все они прошли долгий путь от экзотических (сбор за проезд через мост) до сложно рассчитываемых прогрессивных.

В статье будет представлена таблица различных налогов странах мира, какие налоги в странах мира самые заметные и влиятельные. В заключении - краткие выводы.

Какие бывают налоги

НДС . Налог, который добавляется каждый раз, когда увеличивается стоимость товара.

Подоходный налог . Он может быть прогрессивным и нет (подробнее об этом ниже), не браться вообще при низком достатке, или же наоборот не браться в принципе в обмен на какие-то условия (оффшорные территории). Выплачивается на любые доходы гражданина, с учётом некоторых исключений.

Корпоративный . В разных странах некоторые отрасли производства имеют повышенную ставку. Как правило это неблагоприятно воздействующие на экологию предприятия. Также добывающие полезные ископаемые: нефть, газ, уголь и т.д.

Подоходный налог в разных странах

Ниже мы собрали две таблицы: с самыми низкими и самыми высокими подоходными налогами в странах мира на 2019 год.

Самые низкие ставки

У всех этих стран непрогрессивная шкала. С любого размера заработанной суммы взимается оговорённый сбор.

Самые высокие ставки

Страны с прогрессивными налогами

  1. Австралия . Доходы до 4600 долларов США не облагаются (0%). Доходы выше этой суммы, но меньше 29 000 долларов - 9 процентов. Если гражданин заработал больше 140 тысяч долларов, то составляет от 30 до 44 процентов.
  2. Сингапур . Не облагаются те, кто получает общим доходом за месяц меньше 16 000 долларов. Выше - платишь 20%.
  3. Испания . 24 процента от суммы платят заработавшие менее 20 тысяч долларов США. Если заработано больше 20 000, то составит 51%.
  4. Италия . Менее 80 000 долларов в месяц - 23%. Более - 45 процентов.
  5. Великобритания . На доходы менее 15500 нет. Более 45% . Имеются дополнительные корпоративные сборы на нефтедобывающие компании.
  6. Германия . Годовой доход менее 9 000 долларов - 0%. Более 80 000 долларов - 45%. Сумма в промежутке между ними облагается повышается индивидуально.
  7. США . Прогрессия сбора денег в пользу государства идёт от 10% до 39.6%. Нулевая ставка действует на доходы менее 8950 долларов. Существуют различные вычеты годовой прибыли, что позволяет многим не отчислять деньги государству. Например, вычитаются взносы за ипотеку, медицинскую страховку и т.п. Учитывается семейное положение, есть скидки для многодетных семей.

Размер подоходного налога в зависимости от типа семьи

Особенности США

При этом в США взимается дополнительный сбор от каждого штата. В итоге вычет может составлять до 50% от заработка гражданина. Например, одинокий человек с 50 000 долларов дохода отдаст 25 000 государству. А семейный, имеющий неработающую жену и троих детей, только 10 тысяч.

Согласно местным законам, доходом может считаться выигрыш в лотерее или казино, наследство, премия. При этом не облагаются обычно социальные пособия, довольствия военнослужащих, выплаты донорам и т.д.

Правительства устанавливаются соотношения отчислений работника, работодателя, а также соотношения разделения денег от них на мед.страховку, пенсии, пособия по возможной инвалидности или безработице и другие возможные расходы.

Европа и оффшоры

Больше всего на нужды работника тратится во Франции, Италии, Австрии, Эстонии, Чехии, Швеции, Греции. Доля работника при этом меньше в разы.

Обратная ситуация в Австралии, Великобритании, Дании, Люксембурге, Норвегии, Исландии. Там, в первую очередь, на будущую подстраховку благополучной жизни платит работник со своего подоходного налога. А сборы от бизнесменов идут в казну и распоряжается ими государство по своему усмотрению.

В других европейских странах соотношение примерно поровну.

Как контрастный пример можно привести список территорий, где налогов на доход нет. Помимо очевидных оффшорных образований, к этой группе относятся:

  • Кувейт;
  • ОАЭ;
  • Саудовская Аравия;
  • Андорра;
  • Багамские острова и некоторые другие государства.

Заключение

Таблица с подоходным сбором в разных государствах демонстрирует, что большинство развитых экономик ввели прогрессивную фискальную шкалу. Богатые платят больше. Отсутствие такой практики - скорее исключение, например, у экспортирующих нефть или у туристических центров.

Развивающие же: в восточной Европе, бывшего СССР имеют относительно невысокие подоходные сборы. При этом не прогрессивного типа. Это может быть связано с небольшим по численности населением, отсутствием крупных промышленных предприятий.

Налоговая система США похожа на российскую своим федеративным устройством. Она имеет 3 уровня: федеральный, уровень штатов и муниципальных образований.

Из характерных особенностей можно выделить следующие:

  1. Федеральные налоги имеют прогрессивный характер, то есть с увеличением объекта налогообложения растет и налоговая ставка, «штатные» и местные налоги могут рассчитываться по регрессивной ставке.
  2. Хотя налоговая система США состоит их 3 уровней, законодательство четко не делит действующие налоги на федеральные, налоги штатов и местные. Каждый штат имеет право утверждать собственные налоги, достаточно лишь соблюдать законодательные требования.
  3. Одновременное обложение одними и теми же налогами федеральным правительством, властями штатов и местными органами управления. К примеру, население штата может уплачивать по 2 вида подоходного и поимущественного налога, 3 вида акциза в разные уровни бюджета. Компании уплачивают корпорационный налог на федеральном уровне. В большинстве штатов им еще придется платить этот же налог, но уже в бюджет штата.
  4. Налоговая система США в основном ориентирована на прямые налоги. К примеру, такого налога, как НДС, в Соединенных Штатах нет, но практически в каждом штате обязателен к уплате налог с продаж.
  5. В отличие от российской системы платежи на социальное обеспечение работников могут осуществлять не только компании, но и сами работники.
  6. Большая часть налогов (около 70%) поступает в федеральный бюджет.

Итак, в качестве основных налогов, принятых в США, можно назвать:

  1. Личный подоходный налог, который служит главным налоговым доходом федерального бюджета. Его также уплачивают физлица, которые ведут индивидуальный бизнес.
  2. Поимущественный налог для физлиц и компаний.
  3. Корпорационный налог для компаний (российский аналог налога на прибыль).
  4. Акцизы (косвенный налог).
  5. Налог с продаж (косвенный налог).
  6. Налоги, начисляемые на оплату труда (взносы на социальное обеспечение).
  7. Налог на ликвидацию безработицы.

В целом налоговая система США обеспечивает 30% ВВП страны. Налоговая нагрузка США признана одной из самых низких среди индустриальных стран.

Налоговая система Канады

Налоговая система Канады, как и системы России и США, имеет трехуровневую структуру: федеральный, провинциальный (территориальные образования) и уровень муниципалитетов. Как и в США, большая часть налоговых поступлений зачисляется в федеральный бюджет страны - около 60-65%. В большей степени преобладают прямые налоги. А вот с косвенными налогами в Канаде сложилась весьма интересная ситуация. Помимо установленного на федеральном уровне НДС, многие провинции дополнительно взимают налог с продаж. Кроме того, среди развитых государств Канада занимает лидирующие позиции по высоким ставкам акцизов. Такая ситуация с подакцизными товарами неслучайна. Территория Канады в буквальном смысле «наводнена» табачной продукцией, которая является контрабандой.

Перечислим несколько главных налогов, принятых на территории Канады:

  • налог на личный доход;
  • акцизы;
  • налог на продажи;
  • налог на прибыль коммерческих структур;
  • налог на недвижимую собственность юридических и физлиц.

Налог на доходы населения имеет прогрессивную ставку налогообложения и уплачивается один раз за весь календарный год. Он взимается дважды - на федеральном и провинциальном уровне. Так же ситуация обстоит и с налогом на доходы коммерческих структур.

Сдача налоговой декларации - это всегда целая история для физического лица. В ней принимают участие все организации и учреждения, которые имеют хоть малейшее отношение к доходам налогоплательщика. Компании ежегодно подготавливают для своих работников документы об их доходах по установленной форме. Банковские и другие финансовые учреждения высылают клиентам сведения о заработанных ими процентах. Самое сложное для налогоплательщика - собрать множество этих справок воедино. В Канаде работает большое количество налоговых консультантов, которые в основном имеют экономическое образование. За определенную плату они помогут клиенту легально оптимизировать (то есть снизить) налоговую нагрузку.

Торговая система Канады обладает одной особенностью, которая обычно становится не очень приятным сюрпризом для туристов и гостей страны. Все дело в том, что цены на товары в магазинах, блюда в меню ресторанов и кафе всегда указаны без учета налога с продаж. Поэтому туристы неприятно удивляются, увидев в счете заведения общественного питания сумму на 11-13% больше, чем они рассчитывали. Местные жители воспринимают это совершенно спокойно и могут рассчитать окончательную сумму к оплате самостоятельно.

Налоговая система Германии

Налоговая система Германии является довольно сложной для восприятия иностранными пользователями. Это связано с большим количеством инструкций, каждая из которых действует на территории страны. Экономические эксперты связывают эту особенность немецкой системы с подходом властей Германии к вопросам налогообложения внутри страны. Они считают высокую налоговую нагрузку главным «гарантом» доходов государства. Налоговая система Германии - это «атлант» всей ее экономической системы, поэтому контролю над взиманием налогов уделяется пристальное внимание со стороны немецкого правительства.

Зачастую даже местные жители не могут разобраться в разветвленной системе налогового законодательства. Поэтому им на помощь всегда готовы прийти частные специалисты - налоговые и финансовые консультанты, адвокаты, аудиторы.

Главный закон Германии, регулирующий налогообложение в стране, называется «Порядок взимания налогов». Немцы еще любят называть его налоговой «конституцией».

Немецкие налоги можно объединить в 3 группы:

  • налоги на доходы: подоходный налог для физлиц, корпоративный налог и промысловый налог для юридических лиц;
  • имущественные налоги: налог на землю, дарение и наследство;
  • налоги на сделки и потребление: налог с приобретения недвижимого имущества, НДС.

Как и во многих других государствах, подоходный налог является основным источником налоговых поступлений в бюджет Германии (около 40%) и рассчитывается по прогрессивным ставкам. Минимальная ставка этого налога составляет 19%, максимальная - 53%. По таким же высоким ставкам облагаются и доходы юридических лиц - до 45% с прибыли. Поэтому налоги Германии в состоянии стабильно обеспечить большую часть доходов бюджета - около 80%.

Бюджет Германии является сводным и разделяется на 3 ступени:

  1. Государственный (центральный) бюджет - до 50% всех налоговых поступлений зачисляется именно в него.
  2. Бюджеты федеральных территорий (областей) - в них зачисляется около трети всех налоговых платежей.
  3. И, наконец, городские и сельские бюджеты - они получают около 10% от уплачиваемых налогов.

Налоговая система Франции

Налоговая система Франции известна тем, что именно в этой стране впервые был введен НДС в 1954 году. В настоящее время французское налогообложение является образцом стабильности в отношении установленных налогов и правил их применения. Ежегодно во Франции пересматриваются ставки по налогам из-за сложившейся нестабильной ситуации в экономике.

Как и налоги других стран, французские можно поделить на 2 вида: прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги федерального значения включают в себя следующий перечень:

  1. Налог на недвижимое имущество. Дополнительно во Франции действует налог на новую недвижимость. К примеру, приобретая квадратные метры в новостройке, рядовой француз может заплатить 19,6% от их стоимости в качестве налога. Эта сумма может быть возвращена владельцу недвижимости по истечении 20 лет при одном условии - в случае ее продажи владельцем. Возмещается налог в пропорциональном размере.
  2. Подоходный налог для физлиц. В отличие от других стран во Франции этот налог обеспечивает лишь пятую часть (20%) всех налоговых поступлений. Ставка налога имеет прогрессивный характер и может доходить до 52%. Налог действует с 1914 года.
  3. Налог на прибыль юрлиц. Он был принят сразу после окончания Второй мировой войны. Ставка составляет 33%.
  4. Общий социальный налог. Одной из особенностей французского налогообложения является высокая ставка взносов на социальное обеспечение. Так государство обеспечивает исполнение своих социальных обязательств.
  5. Солидарный налог на состояние. Он предназначен для финансирования государственных программ по выплате малоимущим слоям населения субсидий и других социальных пособий.

Также на федеральном уровне взимаются косвенные налоги:

  • надбавка на бензин (налог обеспечивает до 9% налоговых поступлений в бюджет страны);
  • акцизы на алкоголь, табак и спички;
  • сборы на регистрацию услуг, марки, операции на бирже и другие.

Французские органы местного управления могут дополнительно взимать прямые (налоги на землю, налог на жилье, профессиональный налог на частную экономическую практику) и косвенные налоги (автотранспортный налог, сборы на электричество, за смену владельца собственности). В настоящее время во Франции рассматриваются законопроекты, которые дадут местным властям право на повышение ставок по местным налогам.

Налоговая система Италии

В Италии, как и в Германии, принята достаточно разветвленная система налогообложения. Правовая база насчитывает более 350 законов федерального характера. Главные принципы налоговой системы определяет Конституция Италии. Эта европейская страна отличается высоким уровнем налоговой нагрузки. Главный упор в итальянском налогообложении делается на прямые налоги, которые обеспечивают до 40% всех налоговых платежей. Косвенные налоги остаются немного позади и обеспечивают около 25% налоговых поступлений. В целом налоги и сборы гарантируют государству больше половины всех его доходов.

Налоговая система Италии имеет двухуровневую структуру: государственный (национальный) и местный уровень. Налогообложение представлено 40 видами налогов и сборов.

Основными налогами в Италии выступают подоходный налог для физлиц, НДС и корпоративный налог для юридических лиц. Эти налоги государственного уровня составляют почти 80% от налоговых поступлений. Также к национальному налогообложению относятся:

  • акцизы,
  • взносы на социальное обеспечение,
  • налог на игорную деятельность,
  • регистрационный, ипотечный и кадастровый сбор,
  • налог на лотерею,
  • налог на дарение и наследство.

В местное налогообложение входят следующие платежи:

  • налог на производственную деятельность,
  • налог на недвижимость,
  • сбор за утилизацию отходов,
  • сбор за страхование ответственности владельцев автотранспортных средств и регистрацию этих средств,
  • дополнительный акцизный сбор на электрическую энергию,
  • дополнительный коммунальный налог и другие.

В отличие от российской системы государственные организации не перечисляют налоги в бюджет. Их деятельность финансируется за минусом начисленных налогов.

Налоговая система Великобритании

Налоговая система Великобритании представлена 2 уровнями:

  • уровень государственного (центрального) правительства;
  • уровень местных правительств.

Центральное правительство взимает следующие налоги: подоходный, НДС, акцизы на табак, алкоголь и бензин, корпоративный налог, гербовый сбор, взносы на социальное страхование, в том числе обязательное медицинское страхование (ОМС). Местное налогообложение подразумевает налог на недвижимость коммерческой сферы, сборы за уличные парковки, государственные гранты и другие.

Как и во многих других европейских государствах, основным налогом в Великобритании является подоходный налог. Ставки по нему прогрессивные и зависят от вида дохода (банковский вклад, дивиденды, оплата труда и другие доходы). В целом они могут доходить до уровня в 40%. И здесь у англичан есть одна небольшая особенность. Все население страны делится на резидентов и нерезидентов (как и в России). Резиденты уплачивают налог со всех своих доходов, полученных на территории Великобритании и за ее пределами. Нерезиденты обязаны уплачивать подоходный налог с доходов, полученных ими в пределах страны.

Английская система налогообложения имеет одну очень интересную особенность, которая нам, гражданам РФ, может показаться несколько странной. Налоговый год в Великобритании начинается не 1 января, а 6 апреля и заканчивается 5 апреля следующего года. Это связано с переходом Великобритании с Юлианского календаря на Григорианский, из-за которого получилась разница в 11 дней. Поэтому английские власти, решив, что не хотят терять часть налогов, перенесли начало налогового периода на 5 апреля. С 1800 года первым днем налогового периода утверждено 6 апреля. Это дата и действует до сих пор.

Корпоративный налог предполагает налогообложение прибыли компаний. В стране принята система обложения налогом по 2 уровням. Она действует с 2006 года. Если компания получила прибыль в размере 1,5 млн фунтов и больше, то в этом случае применяется налоговая ставка 30%. Если доход составил менее 1,5 млн фунтов, то он облагается по ставке 19%.

Весьма необычным для российского восприятия является гербовый сбор. Он уплачивается не только при операциях по купле и продаже ценных бумаг. Ставка его составляет 0,5%. Также им облагается покупка объектов недвижимости. Ставка зависит от стоимости имущества, но не может быть более 7%.

Налоговая система Китая

Налоговые системы стран восточной Азии всегда вызывали большой интерес у современных экономистов. История развития этих государств отличается от развития стран Европы ввиду своей закрытости. Поэтому экономические системы развивались по собственному пути, который отличается от представления европейцев.

Современная налоговая система Китая зародилась в начале 80-х годов прошлого столетия. В то время власти страны решились на ряд глобальных реформ и начали политику «открытости» внешнему миру. Поначалу главной задачей являлось привлечение иностранного капитала в виде инвестиций в китайскую экономику. В 90-х годах ХХ века в китайской экономике появились первые положительные «сдвиги», которые обеспечили ее стремительное развитие.

В настоящее время на территории Китая утверждено порядка 25 налогов, которые, в свою очередь, разделяются на 8 групп:

  1. Налоги с оборота или, проще говоря, косвенные налоги. В них включаются НДС, налог с продаж, на предпринимательскую деятельность и на потребление.
  2. Налоги на доходы (прибыль): налог на прибыль китайских предприятий, налог на прибыль иностранных предприятий, подоходный налог для населения.
  3. Ресурсные сборы включают в себя ресурсный налог и налог за пользование землями в городских поселениях.
  4. Налоги и сборы целевого назначения. Уже из названия этих налогов вытекает их предназначение. Они, как правило, направляются на решение определенных задач. К ним относится налог на строительство городских поселений, налог за использование сельскохозяйственных площадей, налог на инвестиции в основной капитал, налог на продажу земель.
  5. Имущественные платежи: имущественный налог, налог на недвижимость и на наследство.
  6. Налоги на определенные операции или действия. Они предназначены для налогообложения действий, связанных с пользованием транспортом, в том числе водным, ценными бумагами, передачу имущества и гербовый сбор.
  7. Налоги сельскохозяйственной сферы. Фермеры признаются плательщиками налога на земледелие, выращивание скота.
  8. Таможенные пошлины. Их уплачивают с экспортной и импортной продукции при ввозе / вывозе за пределы Китая.

Налоговая нагрузка Китая имеет довольно высокий уровень. К примеру, доходы предприятий облагаются налогом на прибыль в размере 33%. Правда, для низкорентабельных компаний предусмотрены ставки 18% и 27%. Размер подоходного налога зависит от суммы получаемого дохода и облагается по прогрессивной шкале. Например, для доходов в диапазоне от 2 001 до 5 000 юаней действует ставка в размере 15%, для доходов от 40 001 до 60 000 юаней - 30%. Самая высокая ставка установлена для лиц, чьи доходы превышают 100 000 юаней - 45%.

Налог на потребление - это своеобразный вид НДС, который обычно устанавливается в развитых странах. Им облагается табачная, алкогольная, ювелирная, косметическая продукция, а также бензин и транспортные средства. Этот налог имеет достаточно высокие ставки обложения. Так, для алкогольной продукции ставка составит 25%. Самым «дорогим» объектом налогообложения является косметика. Ее облагают 30%.

Налоговая система Японии

Налоговая система Японии обладает рядом специфических особенностей, которые отличают ее от систем США и Европы. Япония - унитарное государство. Оно делится на 47 префектур и почти 2000 местных муниципалитетов. Из-за высокой степени автономности местные власти получают налоговых поступлений в несколько раз больше, чем центральные власти. Свобода местных префектур и муниципалитетов закреплена в Конституции Японии от 1947 года.

В Японии действует двухуровневая структура налогообложения. Все налоги можно разделить на государственные и местные.

Итак, на уровне государственного (центрального) правительства установлены следующие налоги:

  • подоходный налог;
  • налог на прибыль предприятий;
  • налог на дарение и наследование;
  • налог на потребление;
  • акцизы;
  • государственные пошлины и другие.

Как и во многих европейских странах и США, подоходный налог обладает прогрессивной шкалой ставок. Налоговые ставки находятся в диапазоне от 5 до 40%. Для налогообложения прибыли предприятий также приняты довольно высокие ставки в диапазоне от 22 до 30%, которые растут вместе с увеличением коммерческого дохода. К основной ставке дополнительно прибавляются ставки на доходы от прироста стоимости капитала - от 5 до 10%.

Налог на потребление, как и в Китае, представляет собой НДС, распространенный в индустриально развитых странах. Им облагается оборот на товары, услуги и работы. Ставка составляет всего лишь 5%.

К префектурному налогообложению относятся:

  • налог за право проживания в префектуре;
  • местный налог на потребление;
  • налог на покупку недвижимости;
  • акцизы;
  • налог на автотранспорт и другие.

К налогам на уровне муниципалитетов можно отнести:

  • налог за проживание на территории муниципалитета;
  • акцизы;
  • имущественный и земельный налоги;
  • налог на топливо и другие.

Налог за право проживания на территории префектуры или муниципалитета, по сути, является местным видом подоходного налога для физлиц и налога на прибыль предприятий.

Сравнение налоговых систем зарубежных стран с российской системой

Сравнивая налоговые системы разных стран, можно отметить, что каждая из них развивалась по собственному пути. Каждое государство имеет собственную историю, устои и вековые традиции. Поэтому их экономические системы в целом формировались в разных условиях, что, конечно, наложило отпечаток на принципы построения налоговых систем, на взаимоотношения между властями государства и его налогоплательщиками.

Страны восточной Азии используют налогообложение с присущими только им специфическими особенностями. Это объясняется долгим «закрытием» от внешнего мира их государственных границ. Европейские страны довольно жестко относятся к налогоплательщикам в отношении обложения их доходов. Ставки по подоходному налогу для физических лиц и налогу на прибыль компаний могут доходить до 40 и даже 50% по прогрессивной шкале налогообложения. Налоговые системы стран Европы можно охарактеризовать высокой нагрузкой. По этой причине многие европейские производители предпочитают размещать свои производственные мощности в оффшорных зонах, которые обладают более либеральной системой налогообложения. Эти зоны позволяют компаниям оптимизировать налогообложение, снизить налоговую нагрузку и облегчить ведение внутреннего налогового учета.

Налоговые системы стран Европы в большинстве случаев обладают сложной разветвленной структурой и громоздкой нормативной базой. Поэтому в этих странах широко развито налоговое консультирование и деятельность юристов, ведь далеко не каждый налогоплательщик может самостоятельно разобраться во всем разнообразии законодательных актов в сфере налогообложения. С этой стороны налоговые системы, например, Китая и Японии обладают большей гибкостью и адаптивностью к нестабильным условиям в экономике.

Налоговые системы США и России обладают более низкой налоговой нагрузкой - от 30 до 35% ВВП. Но в отличие от США, стран Европы, Азии российские налоги на доходы физических лиц и прибыль предприятий не рассчитываются по прогрессивной шкале, а имеют единую налоговую ставку вне зависимости от величины налогооблагаемой базы.

При сравнении налоговых систем разных государств можно выделить и определенные сходства. Во многих странах налоговые системы имеют двух-, трех- или четырехуровневую структуру. Это объясняется тем, что современные государства имеют признаки федеративного устройства, то есть когда одно государство разделяется на несколько областей, провинций, городских округов и другие территориальные образования. Отсюда и возникает необходимость в появлении нескольких уровней налогообложения, например, федеральный (центральный), региональный и местный (или муниципалитетов). Поэтому часто налоги распределяются по разным уровням бюджета страны. В большинстве случаев территориальные образования имеют право устанавливать собственные налоги при условии соблюдения федерального законодательства.

Разделение налогообложения страны на несколько уровней выполняет, прежде всего, распределительную функцию. Во-первых, это позволяет обеспечить бюджеты территориальных образований, дает им некоторую степень автономии при решении внутренних проблем. Во-вторых, разветвленная система налоговых органов по стране позволяет лучше контролировать процесс взимания налогов и сборов и, соответственно, более эффективно пополнять государственный бюджет.

Итоги

В заключение хочется отметить, что, несмотря на определенные плюсы и минусы, нельзя какую-либо из налоговых систем назвать хорошей или плохой. Каждая из них по-своему хороша для своего государства. Налоговые системы многих государств складывались не одно столетие. Они уже «подстроены» под территориальные особенности стран, их внутреннюю политику и менталитет населения. Невозможно одну налоговую систему заменить другой. Это реально лишь при условии корректирования принципов налогообложения под экономические условия определенного государства.

А вот проще всего вести свое дело в Индии, которая заняла первое место среди 14 стран, попавших в поле зрения аналитиков KPMG .

Для оценки налоговой нагрузки сравнивались такие показатели, как налог на прибыль, на имущество, выплаты в социальные фонды и прочие платежи. Мы предлагаем Вашему вниманию первую десятку стран, ранжированных по тяжести налогового бремени.

за прошедший год несколько ужесточила налоговое бремя. В прошлогоднем рейтинге KPMG страна получила коэффициент 80,8, в то время как показатель этого года – уже 125,1 пункта.

9. Германия

демонстрирует один из минимальных уровней налоговой нагрузки среди стран Европы. Если акционерные общества в государстве платят солидные налоги, то так называемые партнерства имеют возможность пользоваться льготными ставками, не превышающими 21% от доходов.

8. США

славится высокими налогами как на бизнес, так и на доходы физлиц. Ставка налога на прибыль корпораций одна из наиболее высоких в мире — 35%. Средний уровень эффективного налогообложения труда в Штатах составляет 23,4 %, в то время как в Индии, лидирующей в рейтинге, этот показатель равен 1,6%.

7. Нидерланды

заставляют крупные корпорации платить налог по ставке 35%, но многие налогоплательщики пользуются правом на льготы, занимаясь социальной и благотворительной деятельностью. Налог на добавленную стоимость составляет от 6 до 17,5%. Платежи в социальные фонды составляют чуть более 22% от фонда заработной платы.

6. Великобритания

– самое лояльное государство Европы по части налоговой нагрузки на бизнес. Налоговые ставки напрямую зависят от размера чистой прибыли компании и составляют от 20 до 27,5 %.

5.Россия

нагружает бизнес налогами на 28% меньше, чем США. Выше налоговое бремя в ресурсодобывающей и перерабатывающей промышленности, ниже всего – в сфере IT и услуг для бизнеса. Больше всего налогов платят московские компании.

4. Мексика

3. Китай

известен невысокой налоговой нагрузкой. Бизнес платит налог на прибыль по ставке всего 5,9%. Правда выплаты в социальные фонды могут составлять до 50% от фонда оплаты труда, но зарплаты китайских служащих, как известно, невелики.

2. Канада

второй год подряд удерживает второе место по уровню налоговой нагрузки. Ставка налога на прибыль в стране составляет 9,3%, а отчисления в социальные фонды и вовсе невелики – около 12,6%. Правда, система налогообложения предусматривает множество мелких сборов. Самым благоприятным для бизнесменов городом Канады признан Ванкувер.

1. Индия

оказалась лидером рейтинга налоговой нагрузки на бизнес . Причем ставка налога на прибыль в стране довольно высокая – около 35%, но выплаты в социальные фонды минимальны. НДС с индийских компаний взимается по ставке 12%. По оценкам экспертов, налоговое бремя в Индии в полтора раза легче, чем в России.

“Если посмотреть на уровень налоговых изъятий, который сложился в 2017 году, он составляет 30,8% ВВП”, – заявил министр финансов, выступая в среду на Гайдаровском форуме в Москве. Речь идет именно о налоговых доходах госбюджета по отношению к общему объему экономики (ВВП) за минувший год.

За последние 10 лет налоговая нагрузка на экономику России как росла, так и сокращалась . В 2007 году она составляла 36,5% ВВП, на пике кризиса в 2009-м – 30,9%, после чего вновь выросла – до 34,4% в 2014 году.

Сегодня этот показатель в России заметно ниже не только, чем в большинстве стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), но и среднего для ОЭСР уровня. Последние на сегодня данные ОЭСР – за 2016 год , а для Японии и Австралии – за 2015-й:

Однако, помимо налоговых платежей, для российского бизнеса существуют еще страховые взносы (на высокий уровень которых и сетует министр финансов), а также многочисленные неналоговые платежи, которые не прописаны в Налоговом кодексе. К последним относятся, например, экологический и утилизационный сборы, плата по системе “Платон” за проезд грузовых автомобилей, оплата услуг государства и госфондов и т. п.

Но в данном случае речь идет прежде всего о страховых взносах (в целом – 30% фонда оплаты труда), которые работодатели обязаны перечислять за своих работников во внебюджетные фонды – пенсионный (22%), а также обязательного медицинского (5,1%) и социального (2,9%) страхования. "Нигде нет такой нагрузки на фонд оплаты труда, который есть в России, – признавал ровно год назад, выступая на предыдущем Гайдаровском форуме в Москве, и министр экономического развития Максим Орешкин. – Понятно, что многие просто не платят. И это – самая большая проблема, с которой нужно работать".

Ежегодный “профильный” рейтинг для 190 стран мира – Paying Taxes – уже 12 лет подряд составляют эксперты Всемирного банка и международной аудиторской и консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers. Кстати, данные именно этого рейтинга по каждой стране указываются в соответствующей части общего международного рейтинга Всемирного банка – Doing Business.

По оценкам Центра социально-политического мониторинга РАНХиГС в “теневой” рынок труда в России в 2017 году так или иначе были включены около 33 млн человек, или 44,8% всех занятых (в 2006 году – 45,1%, в 2013-м – 44,5%, в 2016-м – 40,3%). “Это те люди, которые в течение года или имели “неоформленную” работу, или получали зарплату “в конверте”, – поясняют авторы исследования.

В правительстве, по инициативе Минфина и Министерства экономического развития, обсуждаются планы заметного снижения общей ставки страховых взносов бизнеса (до 22%) при одновременном повышении ставки налога на добавленную стоимость (с нынешних 18% до тех же 22%, что неизбежно повысит цены в стране). Решение пока не принято.

28.03.2016, 14:30

В большинстве развитых государств за счет налоговых поступлений формируется значительная часть доходов бюджета. Прямое повышение налогового бремени все реже используется как основной инструмент получения дополнительных средств. Вместо этого власти многих стран пытаются оптимизировать налоговые системы путем реформ. Своей «оптимизацией» озабочены и международные корпорации, и обладатели крупных состояний, стремящиеся укрыть доходы в налоговых гаванях. По разным оценкам, в них скрываются капиталы в размере до нескольких десятков триллионов долларов. При этом уклонистов привлекают не только карибские острова и карликовые государства Европы, но и такие крупные экономики, как США. В последние годы государства активизировали борьбу с укрытием доходов на национальном и международном уровне. Под пристальное внимание попали полулегальные схемы ухода от налогов, активно используемые международными корпорациями.

Составитель: Ольга Шкуренко

Художник: Вера Жегалина

Обложение по бразильской системе

За последний год средние мировые налоговые ставки не претерпели значительных изменений. Страной с самой забюрократизированной системой остается Бразилия, где компании тратят на уплату налогов рекордные 2 600 часов в год.

Как отмечают эксперты KPMG, в минувшем году власти большинства стран, пытаясь в условиях замедления роста мировой экономики увеличить поступление средств в бюджет, избегали прямого повышения ставок. Чаще использовали другие методы - расширяли налоговую базу, ограничивали число налоговых вычетов и других льгот. Средняя мировая ставка подоходного налога за год выросла лишь на 0,41% - до 31,53%. Повышение ставок было зафиксировано в семи странах, понижение в восьми. Лидерство по налогообложению личных доходов продолжает удерживать карибский остров Аруба. Наиболее значительно сокращение продемонстрировала Испания, вылетевшая из топ-5 стран с самыми высокими налогами. В 2015 году в результате налоговой реформы максимальная ставка подоходного налога (для граждан с высокими доходами) была снижена с 52% до 47%. Правда, одновременно была значительно опущена нижняя планка доходов, с которой начинает применяться максимальная ставка - с €300 тыс. до €60 тыс.

НДС ввели уже свыше 160 стран мира. В большинстве из них ставки установлены на оптимальном уровне 15% – 20%. Установишь выше - и есть риск ухода бизнеса в тень, ниже - и поступления в бюджет будут недостаточны.

Изменение среднемировой ставки корпоративного налога с 23,64% в 2014 году до 23,68% в 2015 году также весьма условно. Лидируют по-прежнему ОАЭ со ставкой в 55%. Примечательно, что она применяется лишь к нефтегазодобывающим компаниям. Среди 15 стран, которые изменяли ставки корпоративного налога, большинство (11) их снижали. Изменение косвенных налогов (НДС и аналогичных) на федеральном уровне в 2015 году зафиксировано лишь в четырех странах. Средняя мировая ставка остается на уровне 15,79%. Тим Гиллис из KPMG заявляет о глобальной экспансии НДС - его ввели уже свыше 160 стран мира. В большинстве из них ставки установлены на оптимальном, по мнению эксперта, уровне 15% – 20%. Установишь выше - и есть риск ухода бизнеса в тень, ниже - и поступления в бюджет будут недостаточны. Самым ярким исключением из этой общемировой тенденции остаются США, в которых НДС до сих пор не применяется. Вместо него в большинстве штатов взимается налог с продаж.

По подсчетам PWC средняя по миру налоговая нагрузка на бизнес (совокупность всех уплачиваемых налогов) достигает 40,8% его прибыли. В среднем компании делают 25,6 платежей в год, тратя на это 261 час. Все три индикатора за год немного снизились. Если брать отдельные экономики, то изменение общей нагрузки было разнонаправленным - в 46 странах оно возросло, а в 41 снизились. В региональном разрезе по-прежнему легче всего платить налоги компаниям на Ближнем Востоке, сложнее - в Южной Америке.


Идеальные реформы

Государства активно реформируют налоговые системы, пытаясь найти золотую середину между наполнением бюджета и развитием частного предпринимательства.

Налоговые поступления обеспечивают значительную часть государственных доходов. К примеру, в странах ОЭСР доля налогов в ВВП превышает 30%. При этом, как отмечают эксперты Heritage Foundation (HF), слишком высокое налоговое бремя негативно сказывается на деловой активности и вынуждает налогоплательщиков искать способы уклонения от уплаты налогов. Фискальная свобода - один из критериев общего уровня экономической свободы, ситуацию с которой в разных странах мира выясняет HF. По данным фонда, лучше всего обстоят дела на Ближнем Востоке (Катар, Бахрейн, Саудовская Аравия), хуже - в странах Северной Европы (Дания, Бельгия, Швеция), где налоговая нагрузка довольно высока. Наиболее значительное снижение фискальной свободы за последние годы зафиксировано в Зимбабве (см. таблицу).



По данным PWC, за десять лет наблюдений (с 2004 по 2014 год) около 400 различных налоговых реформ было проведено в 149 из 189 изучаемых компанией юрисдикций. Из них 40 - в 2014 году. В результате среднемировая налоговая нагрузка на бизнес за этот период сократилась на 11,4 процентного пункта, среднее количество платежей - на 8,2, а время на уплату налогов - на 61 час. Самыми реформируемыми регионами стали Восточная Европа и Центральная Азия. Самое значительное снижение налогового бремени в 2004–2014 годах (на 22,5 п. п.) зафиксировано в странах Африки, хотя этот пресс в регионе по-прежнему тяжел, и требуются дальнейшие улучшения.

Реформирование налоговых систем идет по двум основным путям - снижения налоговой нагрузки и упрощения уплаты налогов. Во втором случае значительная часть изменений в последние годы связана с переходом на электронный документооборот. Так, 84 страны уже полностью перешли на подачу деклараций и уплату налогов онлайн, что ускоряет процесс, повышает его прозрачность и снижает вероятность ошибок.

Государства нередко забывают и о других мерах, которые могут увеличить поступления в бюджет без повышения ставок и ввода новых налогов. Речь идет об улучшении собираемости уже существующих налогов и снижении расходов на администрирование самого процесса. К слову, по данным на 2013 год, отношение налоговой задолженности к общему объему собранных налогов в странах ОЭСР оценивается в среднем в 24,2%. В двух странах (Италия и Греция) задолженность по налогам превышает собранные суммы. Что же касается администрирования, в странах ОЭСР расходы на сбор налогов составляют от 0,4% до 1,7% всех налоговых поступлений за год.


Где капиталам жить хорошо

В мире насчитывается около полусотни офшорных юрисдикций. При этом не все деньги прячутся на карибских островах - ведущие мировые экономики часто выглядят привлекательнее.


Офшорами обычно называют территории, привлекающие зарубежные капиталы льготным налоговым режимом и секретностью финансовых операций. Общепринятого свода таких налоговых гаваней нет. В первоначальном списке ОЭСР к ним было отнесено 47 юрисдикций. В перечне офшорных зон, утвержденном в 2007 году Минфином РФ, было 42 позиции (позже исключили Мальту и Кипр). Еврокомиссия в 2015 году обнародовала черный список, в котором значилось 30 территорий. В том же году исследовательская служба Конгресса США опубликовала сводный список из 50 юрисдикций, составленный на основе данных властей и исследовательских организаций из разных стран. При этом большинство позиций во всех этих перечнях пересекается. Центрами притяжения, в которых концентрируются офшорные капиталы, можно назвать Карибский бассейн и Европу.

Многие из этих офшорных юрисдикций попали и в составленный организацией Tax Justice Network (TJN) индекс финансовой секретности. Ее эксперты отмечают, что в мире сформировалась целая отрасль, объединяющая крупнейшие банки, юридические и аудиторские компании, которые помогают крупным капиталам скрываться от налогов. Определяя долю разных стран на этом глобальном рынке, TJN приходит к выводу, что представление об офшорах как далеких островах с пальмами не всегда соответствуют действительности. В топ-15 стран по уровню финансовой секретности попали такие крупные развитые экономики, как США, Германия, Великобритания. Последняя заняла 15-е место, но была бы первой, если бы ее заморские территории не учитывались отдельно.

Все более пристальное внимание экспертов привлекают США. В индексе финансовой секретности страна заняла третье место, обогнав даже Кайманы - знаменитый офшорный центр. В последние годы Штаты активно борются со своими уклонистами, заставив помогающие им швейцарские банки платить миллионные штрафы и требуя от зарубежных финансовых организаций отчитываться по американскому налоговому закону FATCA. В то же время США не спешат присоединяться к новым жестким стандартам автоматического обмена налоговой информацией CRS, разработанным ОЭСР. Благодаря такой позиции США стали гораздо более надежным местом для сокрытия от налогов легально заработанных капиталов, чем та же Швейцария. Как отмечал недавно Bloomberg, все, от лондонских юристов до швейцарских трастов, принялись переводить деньги своих богатых клиентов с Багамских и Виргинских островов в Неваду, Вайоминг, Южную Дакоту. Управляющий директор Rothschild & Co. Эндрю Пенни недавно заявил, что США «фактически стали крупнейшим налоговым раем в мире».

Корпорации с оптимизацией

Крупный бизнес охотно «оптимизирует» налоговую нагрузку с помощью офшоров. В числе уклонистов - всемирно известные компании.


Как показало исследование организаций Citizens for Tax Justice и U.S. PIRG, 358 крупнейших американских компаний из списка Fortune 500 на конец 2014 года зарегистрировали в совокупности более 7,6 тыс. «дочек» в офшорных юрисдикциях. Они держат в них более $2,1 трлн накопленной прибыли, избегая уплаты налогов в США. При этом 65% офшорных капиталов ($1,4 трлн) приходится на 30 компаний из этого списка. Эксперты подсчитали, что средняя ставка корпоративных налогов, уплачиваемых американскими корпорациями за рубежом, составляет 6%. Выводя деньги из США, они фактически задолжали государству около $620 млрд.

Крупнейшим нарушителем называют, в частности, Apple - корпорация держит в офшорах рекордные $181,1 млрд. Если бы эти прибыли были зарегистрированы в США, Apple выплатила бы с них $59,2 млрд налогов. American Express вывела в офшоры $9,7 млрд, с которых в США могла бы отдать $3 млрд. За рубежом же она платила налоги по средней ставке 4%. Nike с $8,3 млрд осевших в офшорах прибылей уплатила бы налоги в сумме $2,7 млрд, а средняя ставка за рубежом составила лишь 2,5%. Один из излюбленных способов оптимизации у производителя спорттоваров - передача прав на свои товарные марки «дочкам» на Бермудах, которым головная контора потом выплачивает роялти. В созвездии компаний, имеющих большое количество «дочек» в офшорах (более 100), сияют такие гиганты, как PepsiCo, Pfizer, Morgan Stanley. Эксперты призывают бороться с уклонением, ужесточая законодательство, в частности, заставить корпорации платить налоги с зарубежных доходов в США.

В Европе этой проблемой активно занялись в 2014 году после скандала Lux Leaks, когда журналисты выяснили, что международные корпорации массово использовали схемы по уходу от налогов в Люксембурге. По оценкам Европарламента, действия компаний-уклонистов обходятся странам ЕС в €70 млрд в год. Сейчас в Евросоюзе обсуждается ряд профильных законодательных мер. Так, крупные компании могут обязать обнародовать данные о доходах и налогах. Еврокомиссия в последнее время инициировала ряд налоговых расследований. И установила, в частности, что Люксембург предоставил необоснованные налоговые преференции автогиганту Fiat, а Нидерланды - кофейной сети Starbucks. Каждую компанию обязали доплатить по €20–30 млн. Также выяснилось, что 35 корпораций использовали незаконные налоговые схемы в Бельгии, недоплатив в казну своих государств €700 млн. Идут расследования в отношении Apple, Amazon, McDonald’s. Под прицел властей ЕС может попасть и Google. Интернет-гигант уже согласился добровольно доплатить £130 млн по требованию британских налоговых органов; претензии компании предъявляют также Италия и Франция.

В октябре 2014 года началось расследования в отношении интернет-ритейлера Amazon, который регистрирует большую часть своих европейских прибылей через подразделение в Люксембурге. Еврокомиссия подозревает, что заключенное в 2003 году налоговое соглашение с властями Люксембурга позволяло компании сокращать размер налогооблагаемых доходов. Решение пока не вынесено

В октябре 2015 года Еврокомиссия огласила результаты расследования, установившего, что кофейная сеть Starbucks получила незаконные налоговые льготы в Нидерландах. Выяснилось, что при подсчете ее прибыли учитывались не рыночные, а внутренние - так называемые трансферные - цены, которые «не имеют отношения к ситуации на рынке». Большая часть прибылей нидерландской компании переводилась на иностранные подразделения, где также не облагалась налогами. Еврокомиссия предписала взыскать в бюджет Нидерландов недоплаченные налоги в размере €20–30 млн

Одновременно в октябре 2015 года Еврокомиссия вынесла аналогичное решение в отношении налогообложения финансового подразделения Fiat в Люксембурге. Автопроизводитель также применял трансфертные цены и платил налоги с недозаявленных прибылей. Ему предписано доплатить в бюджет Люксембурга аналогичную сумму в €20–30 мл

В декабре 2015 года началось расследование в отношении подразделения американской корпорации McDonald`s в Люксембурге, которое собирает лицензионные отчисления в Европе и России. Еврокомиссия подозревает, что сеть фастфуда использовала схему, которая позволила ей не платить налоги с этих доходов ни в Люксембурге, ни в США. Расследование продолжается

В январе 2016 года Еврокомиссия установила, что 35 корпораций получили в Бельгии налоговые льготы, противоречащие законодательству ЕС. Названия компаний не раскрывались, однако, по данным СМИ, среди них - Anheuser-Busch InBev, BP, BASF, Pfizer. Они воспользовались схемой, позволявшей транснациональным компаниям сокращать свою налоговую базу на 50% – 90% за счет исключения так называемой «лишней прибыли» (excess profits), которая рассматривалась как часть прибыли всей группы, а не бельгийского подразделения. Еврокомиссия обязала власти Бельгии взыскать с нарушителей неуплаченные налоги на общую сумму в €700 млн