Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Примером частно государственного партнерства являются. Государственно-частное партнерство - это формы взаимовыгодного взаимодействия государства и частного бизнеса. Примеры

Юрьева Татьяна Владимировна
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой управления проектами и программами
Россия, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
[email protected]

Аннотация

Рассматривается механизм функционирования проектов государственно-частного партнерства в современной экономике. Проанализирована мировая практика реализации проектов на основе принципов государственно-частного партнерства. Определены основные тенденции развития проектов государственно-частного партнерства на региональном и местном уровнях.

Ключевые слова

Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство, региональный проект государственно-частного партнерства.

Рекомендуемая ссылка

Юрьева Татьяна Владимировна

Проекты государственно-частного партнерства в России и в зарубежных странах// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал . ISSN 1999-2645 . — . Номер статьи: 4833. Дата публикации: 2016-12-12 . Режим доступа: https://сайт/article/4833/

Jur"eva Tat"jana Vladimirovna
Doctor of Economics, professor, Head of the Department of project and program management
Russia, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
[email protected]

Abstract

The article deals with the mechanism of functioning of public-private partnership in the modern economy. Is analysed the world practice implementation of projects on the principles of a-public-private partnerships. It’s shown the main trends in the development of public-private partnership projects at the regional and local levels.

Keywords

Public-private partnerships, municipal-private partnership, regional project of public-private partnership.

Suggested Citation

Jur"eva Tat"jana Vladimirovna

Projects of public-private partnerships at regional level. Regional economy and management: electronic scientific journal. . Art. #4833. Date issued: 2016-12-12. Available at: https://сайт/article/4833/


Введение

На фоне активного роста общественных потребностей, ограниченности финансовых ресурсов государства возрастает потребность в проектах, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) и муниципально-частного партнерства (МЧП). Реализация таких проектов является одним из важнейших факторов развития производственной и социальной инфраструктуры, повышения инвестиционной и инновационной активности, роста конкурентоспособности региона и страны в целом.

Механизм выполнения проектов ГЧП и МЧП активно исследуется в России и в зарубежных странах. Различные аспекты данной проблемы нашли свое отражение в работах таких российских авторов как А.А.Алпатов, Г.А. Борщевский, В. Г. Варнавский, А. Г.Зельднер, Н.А. Игнатюк, В.Н. Иванов, В. А. Кабашкин, В.Ю. Катасонов, В.В. Максимов и др. Среди зарубежных исследователей следует выделить труды Э. Аткинсона, Дж. Делмона, Э. Р. Йескомба, В.Каттари, В.В. Кнауса, М.К. Льюиса, Ф. Марина, У. Смита, Г. Таллока, Э. Фаркухарсона др.

В научных публикациях в центре внимания находится экономическое содержание термина «государственно-частное партнерство», предпосылки становления и развития такой формы взаимодействия публичных и частных партнеров в современной экономике. Выявлены и подробно исследованы типы, формы и механизмы реализации ГЧП. Проанализирована специфика реализации проектов ГЧП в отдельных отраслях и сферах экономики. Однако до сих пор остаются недостаточно изученными различные аспекты разработки и выполнения проектов ГЧП на региональном и местном уровнях. Решение данной проблемы представляется актуальным в связи с тем, что значительная часть проектов ГЧП являются региональными или муниципальными проектами, определяющими во многом качество жизни населения конкретного региона или города.

1. Механизм функционирования проектов на принципах ГЧП

Изучение научной литературы по различным аспектам ГЧП позволяет сделать вывод, что существует большое количество определений ГЧП. В наиболее общем виде определение ГЧП дано в документах Всемирного банка. В соответствии с ним под ГЧП понимаются договорные отношения, оформленные в виде соглашения между государством и частной компанией на предмет производства чего-либо или оказания каких-либо услуг. Соглашение заключается в целях привлечения дополнительных инвестиций для реализации проекта, а также с целью повышения эффективности государственного бюджетного финансирования.

В нормативно-правовых документах США под ГЧП понимается соглашение, закрепленное в договорной форме, которое заключают между собой государство и одна либо несколько частных компаний. Это соглашение дает право частным компаниям принимать участие в реализации государственных публичных функций и иметь право собственности на государственное имущество. Соглашение на предмет реализации проекта ГЧП обычно предусматривает наличие контракта, предметом которого чаще всего выступают определенного виды общественные блага. Основные права собственности, даже при передаче частного права собственности частной компании остаются за государством.

Большое внимание пониманию сущности ГЧП, его функциям в современной экономике уделяется в странах Европейского Союза (ЕС). В Великобритании, являющейся лидером реализации проектов на принципах ГЧП, такая форма взаимодействия публичных и частных партнеров рассматривается как важнейший инструмент государственной стратегии.

В российской научной литературе наблюдаются различные подходы к определению ГЧП. Проанализировав и обобщив их, можно сделать вывод, что под ГЧП рассматриваются юридически оформленные отношения органов власти и субъектов предпринимательства в отношении объектов, находящихся в юрисдикции государства, основанные на обязательном разделении рисков, учете интересов и координации усилий сторон, осуществляемые в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих публичное значение.

Российское федеральное законодательство, опираясь на накопленный мировой опыт, определяет ГЧП и МЧП как особую форму взаимодействия публичных и частных партнеров, оформленную юридически в виде контракта или соглашения на определенный отрезок времени. Результат такого взаимодействия выражается в привлечении дополнительных частных инвестиций в экономику, обеспечении доступности и роста качества общественных благ, оказываемых населению .

ГЧП является эффективным средством реализации инновационной и инвестиционной политики, укрепления экономики, расширения инфраструктуры, реализации масштабных социальных проектов. Это альтернатива, как государственному предпринимательству, так и полной передаче соответствующей хозяйственной деятельности в частный сектор, в том числе через приватизацию соответствующих активов.

Приоритетными направлениями реализации проектов ГЧП являются: развитие производственной и транспортной инфраструктуры; модернизация жилищно-коммунального хозяйства; развитие инновационной инфраструктуры, стимулирование наукоемких производств; поддержка высшего образования и системы переподготовки кадров; модернизация здравоохранения; обеспечение консалтинговой поддержки деятельности малого и среднего бизнеса и др.

Проекты ГЧП реализуются на основе проектного финансирования, механизм которого в мировой практике позволяет привлекать для осуществления крупных инвестиционных проектов средства различных финансово-кредитных структур на основе сложных схем долгосрочного перекрестного финансирования, гарантий, ответственности, перераспределения рисков и т.д. В основе проектного финансирования лежит принцип финансирования проектов за счет прибыли, которая будет получена специально создающейся структурой (обычно проектной организацией) в ходе реализации проекта.

В мировой практике сложилось большое разнообразие различных форм, моделей, типов и вариантов взаимного сотрудничества государства и частного сектора. В научно-практической литературе, посвященной ГЧП, приводятся классификации основных схем ГЧП. Наибольшее распространение получила классификация, включающая пять базовых моделей сотрудничества государства и частного сектора, различающихся особыми формами собственности, финансирования и управления. Это: модель оператора; модель кооперации; модель концессии; модель договорная; модель лизинга. На практике указанные формы встречаются в чистом виде редко, как правило, функционируют смешанные модели, различающиеся в зависимости от объема передаваемых частному партнеру правомочий собственности, инвестиционных обязательств сторон, принципов разделения рисков между партнерами, ответственности за проведение различных видов работ и т.д.

Проекты ГЧП реализуются в различных организационно-правовых формах. Наиболее распространённой формой является концессия (концессионное соглашение). Государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, уполномочивает частный бизнес выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения. На условиях, отраженных в концессионном соглашении, концессионер вносит плату за пользование государственной или муниципальной собственностью. Интерес частного партнера к таким проектам возникает только в случае, если они с приемлемыми рисками позволяют обеспечить необходимую норму доходности на вложенный капитал. Срок концессионных соглашений, как правило, длительный — от10 до 30 лет.

Все чаще участники партнерства используют такую форму как «контракт жизненного цикла» (от английского «Life Cycle Contract»), являющейся разновидностью концессии. Ее суть заключается в том, что публичный партнер в лице органа государственной или муниципальной власти заключает с частным партнером соглашение о проектировании, строительстве и эксплуатации объекта соглашения в течение его жизненного цикла. Привлечение финансовых ресурсов в проект осуществляется частным партнером на условиях проектного финансирования посредством специальной проектной компании. Публичный партнер не является инвестором проекта, а лишь оплачивает товары, работы и услуги, создаваемые после его ввода в действие. Все это стимулирует выполнение работ в рамках объекта соглашения на высоком качественном уровне, с соблюдением временных ограничений.

Еще одной формой ГЧП, которая часто применяется на практике, является соглашение о разделе продукции. Соглашения о разделе продукции применяются главным образом в сфере поисков, разведки и добычи минерального сырья и проведения других работ, связанных с этим видом деятельности.

2. Мировая практика реализации проектов ГЧП

В настоящее время проекты ГЧП оказывают существенное влияние на достижение стратегических целей социально-экономического развития страны в целом и ее отдельных регионов. Разработка и реализация проектов на принципах ГЧП осуществляется во многих развитых и развивающихся странах. Наиболее успешно проекты ГЧП реализуются в таких странах как Великобритания, США, Ирландия, Израиль, Франция, Италия, Германия, Япония. Признанными лидерами в области государственно-частных проектов являются США, Великобритания, Франция и Германия. Проекты ГЧП реализуются во многих отраслях и областях экономики, но преимущественно такие проекты сосредоточены в сфере инфраструктуры, ЖКХ, строительства и реконструкции дорог, образования, здравоохранения.

Изучение статистических данных, публикуемых европейским центром ГЧП, показывает, что в странах ЕС за последнее десятилетие несколько сократилось количество проектов, реализуемых на принципах ГЧП (рисунок 1).

Рисунок 1. Количество проектов ГЧП, достигших завершения, в странах ЕС в 2009-2015 годах

В тоже время стоимостная оценка проектов практически не изменилась за 2009-2015 гг. Средняя стоимость проектов ГЧП, достигших стадии закрытия, в 2015 году составила 15.6 млрд. евро, что на 17% ниже по сравнению с 2014 годом (18.7 млрд. евро). В 2015 году были завершены пять крупных проектов, по сравнению с двумя проектами в 2014 году. Их совокупная стоимость составила около 62 % от общей стоимости проектов ГЧП на европейском рынке. Три крупных проекта ГЧП реализуются в Турции (строительство аэропорта, двух медицинских центров). Один крупный проект выполняется во Франции (строительство порта) и один проект в Нидерландах (строительство морского шлюза). Государство принимало участие в оплате более 85 % проектов ГЧП .

Турция является лидером по стоимости проектов ГЧП (9,2 млрд. евро) по итогам 2015 года. Далее следует Великобритания и Франция. По количеству завершаемых проектов сохраняет лидерство Великобритания, здесь в 2015 году закончено 15 проектов против 24 в 2014 году.

Что касается отраслевой принадлежности проектов ГЧП, реализуемых в ЕС, то лидером остается транспортный сектор, на который приходится свыше 60 % от общей рыночной стоимости всех проектов. Проекты в сфере здравоохранения являются вторыми в стоимостном выражении. Третье место занимает образование. По такому критерию как количество завершенных проектов ГЧП в 2015 году лидирует образование (15 проектов), далее транспорт (12 проектов) и здравоохранение (10 проектов).

Из общего количества проектов ГЧП в странах ЕС, завершенных в 2015 году (49 проектов), более 40 % (20 проектов) были выполнены с учетом предоставления финансовых средств институциональными инвесторами (страховые компании, пенсионные фонды) посредством различных финансовых моделей. В целом, институциональные инвесторы предоставили около 1,2 млрд. евро (2,8 млрд. евро в 2014 году) участникам европейского рынка проектов ГЧП. При этом сроки погашения задолженности составили в среднем 25 лет (максимум – 31 год). Задолжниками институциональных инвесторов являются восемь стран: Великобритании, Бельгия, Дания, Франция, Ирландия, Финляндия, Турция и Нидерланды. Следует отметить, что сохраняется важная роль организаций ЕС, национальных правительств и государственных финансовых учреждений (национальных или наднациональных) в финансировании ряда проектов ГЧП. Например, проект по созданию электронного документооборота в судах Греции, осуществлялся при существенной финансовой поддержки со стороны ЕС. Европейский инвестиционный банк профинансировал 11 проектов ГЧП, общая сумма кредитования составила 1,2 млрд. евро. Другие международные финансовые институты, такие как Европейский банк реконструкции и развития, также участвовали в финансировании крупных проектов ГЧП .

3. Региональные и муниципальные проекты ГЧП в Российской Федерации

Особое место занимают проекты ГЧП, реализуемые на региональном и муниципальном уровне, поскольку посредством них удается во многом удовлетворить потребности населения в общественных благах и услугах качественно нового уровня.

По данным на конец 2016 года в российской экономике на принципах ГЧП реализуется около 900 проектов, по которым заключены соответствующие соглашения. В результате на различных стадиях реализации находится более 1300 проектов. Суммарный объем частных инвестиций превышает 640,0 млрд. руб. Основная доля проектов ГЧП приходится на муниципальный уровень — 86,7% от общего количества проектов. Региональный и федеральный уровень составляют соответственно 11,9 % и 1,4 % (рисунок 2).

Рисунок 2. Проекты государственно-частного партнерства в Российской Федерации и их основные характеристики в 2015 году

Количество проектов ГЧП, прошедших стадию коммерческого закрытия, существенно увеличилось за 2013-2015 годы с 86 до 875 проектов. Среднегодовой темп роста числа проектов ГЧП в России, прошедших стадию коммерческого закрытия, составляет 115 %. Преимущественно проекты ГЧП реализуются в сфере транспорта, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Около 16% проектов, выполненных на основе механизма ГЧП, приходится на социальную сферу, при этом их основная часть сосредоточена в здравоохранении.

Как отмечалось ранее, проекты ГЧП в мировой практике осуществляются посредством проектного финансирования. В Российской Федерации есть проекты ГЧП, которые выполняются исключительно на основе частных инвестиций. В тоже время можно выделить проекты ГЧП, в которых доля государственных бюджетных средств достигает 90 и более процентов.

В России основная форма проектов ГЧП реализуется в форме концессии. На региональном уровне часто используется соглашение о ГЧП в целях реализации проектов преимущественно в социальной сфере. На региональном и муниципальном уровне также реализуются проекты на основе договорных обязательств, обязательств частного партнера по финансированию на стадии капитальных инвестиций, долгосрочных обязательства сторон и распределения рисков и ответственности сторон в рамках ведения проекта ГЧП. Кроме того, используется контракт жизненного цикла.

Отраслевая характеристика регионального рынка проектов ГЧП показывает, что последние в основном сосредоточены в социальной сфере (здравоохранение), транспортной и коммунальной инфраструктурах. Появляются проекты в таких сегментах как железнодорожный и общественный транспорт общего пользования, в системе контроля безопасности ПДД, весогабаритного общественного порядка и др.

Рисунок 3. Отраслевая структура региональных проектов ГЧП в России в 2015 году,

Следует отметить, что проекты ГЧП неравномерно распределены по российским регионам. Наибольшее количество проектов ГЧП ведется в таких регионах как г. Москва, Санкт-Петербург, Самарская область и др. В тоже время есть регионы (Республика Северная Осетия — Алания, Карачаево-Черкесская Республика, Чукотский автономный округ и др.) в которых такие проекты отсутствуют или ведутся в минимальном количестве и часто имеют невысокое качество проработки.

В связи с недавним введением законодательства о государственно-частном партнёрстве и муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации на федеральном уровне, перед органами государственной власти регионов поставлена задача приведения регионального законодательства в соответствие с нормами федерального закона о ГЧП. В настоящее время такая работа уже проведена в 33 субъектах Российской Федерации.

В целях усиления места и роли проектов ГЧП в развитии регионов введен специальный комплексный показатель «Уровень развития государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации». Разработана и введена специальная методика расчета указанного показателя, учитывающая воздействие следующих факторов: развитие институциональной среды субъекта Российской Федерации в сфере ГЧП; нормативно-правовое обеспечение сферы ГЧП в субъекте Российской Федерации; опыт реализации проектов ГЧП в субъекте Российской Федерации.

Заключение

Становление и развитие проектов ГЧП является реальной предпосылкой роста инвестиционной и социальной привлекательности российских регионов, укрепления их конкурентоспособности, формирования положительного образа страны и отдельных регионов. В связи с этим большое внимание должно быть уделено наличию необходимых профессиональных компетенций в области проектного управления у государственных и муниципальных служащих, формированию и развитию региональных команд, способных управлять проектами на основе современных стандартов и технологий . Существенное внимание следует уделить организационной структуре проектной деятельности, ее эффективному взаимодействию с имеющейся системой управления.

Библиографический список

  1. Федеральный закон N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 июля 2015 года
  2. ГЧП в цифрах: Единая информационная система государственно-частного партнерства в РФ. Центр развития ГЧП при поддержке Министерства экономического развития РФ. URL.: http://pppi.ru
  3. Исследование «Развитие государственно-частного партнерства в России в 2015–2016 годах. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП» /Ассоциация «Центр развития ГЧП», Министерство экономического развития Российской Федерации. – М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. – 36 с.
  4. Проектный менеджмент в структуре современного менеджмента //Управление экономическими системами. Электронный научный журнал. – 2016. — № 11 (93).

References

  1. Federal Law N 224-FZ «On public-private partnership, municipal-private partnership in the Russian Federation and the Introduction of Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» dated July 13, 2015 .
  2. PPP in figures, uniform information system of public-private partnership in the Russian Federation. Centre for the development of public-private partnership with the support of Ministry of Economic Development . URL.: http://pppi.ru
  3. Study «Development of public-private partnership in Russia in 2015-2016. Rating regions by the level of development of PPPs » . Association» PPP Development Centre «, Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Association «Centre for PPP development», 2016. 36 p.
  4. Yurieva T.V. Project management in structure of modern Management . Management of Economic Systems. Electronic scientific journal. № 11 (93)
  5. Market Update, Review of the European PPP Market in 2015. , March, 2016. URL.: http://www.eib.org/epec/library/epec_market_update_2015_en2
  6. Market Update, Review of the European PPP Market in 2014. , March, 2015. URL.: http://www.eib.org/epec/resources/epec_market_update_2014_h1_en.pd
  7. Market Update, Review of the European PPP Market in 2013. , March, 2014. URL.: http://www.eib.org/epec/resources/publications/epec_market_update_2013_en.pdf
  8. Market Update, Review of the European PPP Market in 2011. , September, 2012. URL.: http://www.eib.org/epec/resources/epec_market_update_2011_en_web.pdf
  9. Market Update, Review of the European PPP Market in 2010. , April, 2011. URL.: http://www.eib.org/epec/resources/epec-market-update-2010-public.pdf

ТАСС-ДОСЬЕ. 2 марта 2017 г. Министерство экономического развития, курирующее инфраструктурные проекты государственно-частного партнерства (ГЧП), подвергло критике претензии Федеральной антимонопольной службы (ФАС) к ряду крупных концессионных соглашений.

В частности, ФАС аннулировала результаты открытого конкурса по строительству автомобильной дороги Стерлитамак - Кага - Магнитогорск, сославшись на то, что эта концессия подразумевала такую плату концедента, при которой инвестор фактически не нес собственных расходов на проект.

Что такое ГЧП

Государственно-частное партнерство - схема реализации инвестиционных проектов (преимущественно, в области инфраструктуры) на взаимовыгодных условиях для бизнеса и государства. Государство получает функционирующий объект, экономя на финансировании его строительства или реконструкции, предприниматели - зарабатывают средства на последующей эксплуатации объекта.

ГЧП может быть реализовано в различных формах. Обычно частная компания строит или реконструирует объект за свой счет, а потом получает право эксплуатировать его в течение определенного срока на безвозмездной основе (при этом объект формально остается в собственности у государства). Такая форма называется концессией.

Однако существуют и другие виды ГЧП. Например, построенный объект может на какое-то время оставаться в собственности у компании-строителя; либо после сдачи объекта частный партнер может получать субсидии от государства на функционирование объекта или наоборот - перечислять государству часть полученных средств от его эксплуатации. Юридический механизм концессий и ГЧП не прописан в Гражданском кодексе РФ.

Основополагающие документы для них - это закон "О концессионных соглашениях" от 21 июля 2005 г., а также "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации" от 13 июля 2015 г. Однако некоторые из проектов ГЧП реализовывались и на другой правовой базе, например, на основе закона "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" (от 17 июля 2009 г.) или на местном законодательстве. Одним из первых свои собственные законы о ГЧП начал принимать Санкт-Петербург (в 2004 г.).

Плата концедента

Согласно российскому закону "О концессионных соглашениях", концедент (в данном случае - государство-заказчик) может выплачивать определенную сумму партнеру-участнику концессионного соглашения. Этот механизм требуется для реализации проектов с низкой инвестиционной привлекательностью, например, социальных объектов, на которых концессионер не сможет зарабатывать после их сдачи в эксплуатацию.

Согласно вступившим в силу с 1 июля 2015 г. поправкам в закон о концессиях, было разрешено заключать соглашения, в которых концессионер одновременно получает плату концедента и взимает сбор за пользование готовым объектом. Ранее это было запрещено. Закон не оговаривает пороговые значения для размеров платы концедента. Однако в ФАС считают, что контракты, по которым все расходы на строительство и эксплуатацию системы будет возмещать государство, являются нарушением закона о госзакупках.

Реализованные проекты

Впервые схема ГЧП в современной России была реализована при строительстве современной станции аэрации в московском Южном Бутове. Она была построена в 1998 г. немецкой фирмой SHW Holter Wassertechnik. Компания в течение 12,5 лет была собственницей станции и получала средства за ее эксплуатацию, а затем передала ее городу.

Среди наиболее известных проектов, реализованных или строящихся по схеме концессии или ГЧП в России: платные автомагистрали Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, трасса Москва - Санкт-Петербург, а также системы взимания платы с грузовых автомобилей "Платон".

Статистика

Всего, по данным Единой информационной системы ГЧП (www.pppi.ru), в России по состоянию на март 2017 г. зарегистрированы 1 тыс. 340 проектов государственно-частного партнерства, из них были успешно реализованы (выведены на этап эксплуатации) 426.

Основная часть текущих проектов ГЧП созданы в коммунальной сфере - 901. В сфере энергетики - 133, транспорта - 81, остальные проекты - в области социальной инфраструктуры.

Общий объем частных инвестиций в ГЧП - 700 млрд руб., из них 440 млрд направлены на проекты регионального уровня.

Критика

1 марта 2017 г. в интервью журналистам глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что ряд ГЧП в России являются "имитацией концессии", поскольку все расходы концессионера компенсируются за счет бюджетов платой концедента, при этом частная компания не вкладывает своих средств.

Как пояснил ТАСС замглавы ФАС Рачик Петросян, ГЧП может использоваться как механизм для обхода госзакупок. Именно по этой причине ФАС в январе 2017 г. аннулировал результаты конкурса на строительство дороги Стерлитамак - Магнитогорск. Отвечая на вопрос о том, подпадает ли под это определение концессия по системе "Платон" и будет ли она пересмотрена, глава ФАС сказал, что ведомство может "посмотреть и ее".

Критикуя слава Артемьева, заместитель министра экономического развития Станислав Воскресенский заявил, что подобные заявления ФАС представляют угрозу для всего механизма ГЧП. В "Роставтодоре" подчеркнули, что подход антимонопольной службы "блокирует запуск новых проектов в транспортной сфере".

Для дорожных проектов государственно-частного партнёрства в России 2014 год юбилейный. Около 10 лет назад в стране активно начала развиваться популярная в мире схема сотрудничества властей с бизнесом. Отправной точкой для этого в РФ стала разработка законопроекта «О концессионных соглашениях», который приняли в 2005 году.

Портал «ДорИнфо» выбрал десятку наиболее известных и крупных объектов, которые возведены, строятся, проектируются или планируются к реализации по схеме ГЧП. Конечно, таковых в российских регионах уже гораздо больше и все они важны. В материале же собрана информация о тех из них, которые, по мнению редакции, стали знаковыми не только для своего региона, но и в целом для страны.

1. Западный скоростной диаметр, Санкт-Петербург

ЗСД - это первая в России платная скоростная городская магистраль. Более того, один из крупнейших в мире примеров государственно-частного партнерства в сфере дорожного строительства. Обоснование инвестиций для возведения магистрали началось в 1997 году, в 2005 году приступили к строительству I очереди ЗСД.

Южный участок ЗСД (в районе Благодатной улицы до набережной реки Екатерингофки) открыли в октябре 2012 года. Практически через год в действие ввели и северный участок магистрали (от Приморского проспекта до трассы «Скандинавия»). В августе 2013 года его открывал президент России Владимир Путин.

Автодорога пройдет по территориям Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областям в обход всех населенных пунктов. Она практически параллельна существующей трассе М-10, за исключением нескольких точек пересечения с ней.

Строительство автомагистрали М-11 «Москва – Санкт-Петербург» идет в несколько этапов, каждый из которых является самостоятельным инвестиционным проектом. Первый участок трассы М-11 в обход . Готовится к введению в эксплуатацию 23 декабря и еще один участок – обход Химок. Новая скоростная дорога «Москва - Санкт-Петербург» будет целиком построена в 2018 году.

5. Центральная кольцевая автомобильная дорога, Московская область

Грандиозный по своим масштабам и капиталовложениям проект планируют реализовать к 2018 году – возвести ЦКАД. Магистраль, которая, по мнению заказчика – ГК «Автодор», ляжет в основу опорной сети скоростных дорог Российской Федерации, станет частью международных транспортных коридоров и в корне изменит транспортные потоки Московского региона и европейской части России.

Проект ЦКАД вызвал немало споров по поводу соотношения цены и эффективности среди транспортников, экологов и автомобилистов. Но, несмотря на противоречивые мнения, торжественная церемония закладки памятной капсулы, знаменующей начало строительства .

Проект строительства «Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области А-113» состоит из пяти пусковых комплексов, которые реализуют по принципу государственно-частного партнерства. Общая протяженность Центральной кольцевой составит 529,9 км.

Стоимость ЦКАД оценена примерно в 300 млрд. рублей, из которых 150 млрд. - средства Фонда национального благосостояния. Проезд по первой, третьей и четвертой секциям ЦКАД будет платным - 2,32 рубля за километр. Пятая секция, так называемый Звенигородский ход, соединяющая скоростную трассу М-11 «Москва - Санкт-Петербург» и трассу М-3 «Украина», будет бесплатной. Завершить строительство пусковых комплексов №1, №3, №4, №5 планируется в 2018 году. Возведение второго .

6. Мосты через реку Кама и Буй, Удмуртия

Концессионный проект по строительству моста через Каму на форуме «Инвестиции в России» вошел в тройку лидеров в номинации «Государственно-частное партнерство: сделка 2013 года». После долгих поисков инвестора соглашение о возведении объекта было подписано в октябре 2013 года. Осенью того же года в Удмуртии началось строительство моста через Каму.

Помимо строительства моста через Каму в районе Камбарки в рамках реализации этого же проекта мостовики возведут неподалеку переправу через реку Буй. Общая стоимость двух мостов оценена почти в 14 млрд. рублей. Из них 10 млрд. 84 млн. выделяет концессионер, 2 млрд. 560 млн. предоставляет инвестиционный фонд России и 1 млрд. 343 млн. – это .

Завершить возведение мостов планируется в 2016 году. При этом рабочее движение по сооружениям могут открыть уже в 2015 году.

7. Путепровод, Рязань

Первый платный путепровод в России построил частный инвестор в Рязани. Сооружение было возведено через железнодорожные пути и открыто для проезда в декабре 2012 года.

Рязанский путепровод соединил два микрорайона - Соколовка и Дашково-Песочня. Последний относится к активно развивающейся территории, где количество автомобилей в перспективе увеличивается.

Инвестор за полгода вложил в строительство путепровода 252 миллиона рублей и возвращает затраты с помощью платы за проезд. Срок окупаемости проекта, по оценкам инвестора, - 10-15 лет. А через 20 лет компания передаст путепровод в собственность муниципалитета. Альтернативная бесплатная дорога .

8. Плата за проезд по федеральным трассам с «12-тонников»

В этом году, наконец, стала известна компания, которая реализует первый и нестандартный для России проект по введению платы за проезд по федеральным дорогам для автомобилей массой свыше 12 тонн.

Конкурс на право заключения концессионного соглашения был объявлен в сентябре 2013 года. В том же месяце Федеральное дорожное агентство провело Road Show проекта. После чего Росавтодор не единожды продлевал срок подачи конкурсных предложений по реализации «Системы взимания платы с 12-тонников». Сам же срок введения платы за проезд по федеральным дорогам для «12-тонников» был в конечном итоге перенесен с 1 ноября 2014 года на 15 ноября 2015 года.

А в августе 2014 года Федеральное дорожное агентство отменило открытый конкурс на создание системы взимания платы, сообщив, что проект будет реализован на других условиях. Их должно было

Решение главного исполнительного органа страны не заставило себя долго ждать. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о назначении оператора системы взимания платы 29 августа. Им стала компания «РТ-Инвест». Она-то и реализует в России нашумевший проект о взимании платы с 12-тонников за проезд по федеральным трассам. При этом представитель компании подтвердил возможность увеличения платы за километр проезда по федеральным трассам с 3,5 рубля до 3,73 рубля.

9. Мост через реку Лена, Якутия

Еще более многострадальным, как оказалось впоследствии, стал проект строительства моста через Лену в Якутии, который должен обеспечить круглогодичную бесперебойную поставку грузов на Дальний Восток. Хотя сначала дела для жителей региона вечной мерзлоты, где и собирались возводить долгожданный мост, шли вполне оптимистично.

В апреле 2014 года Росавтодор объявил победителя концессионного конкурса на строительство моста Им стал консорциум ООО «Транспортные Концессии (Саха)». В состав консорциума во главе с ООО «Транспортные концессии (Саха)» вошли ОАО «Банк ВТБ», ОАО «УСК «Мост», ОАО «Бамстроймеханизация», ОАО «Институт «Стройпроект». Свои письма поддержки консорциуму также предоставили компании, чей опыт, компетенции и ресурсы могли быть привлечены участником в ходе реализации проекта. Среди них Vinci Concessions, ЕБРР, РФПИ, Банк ВТБ, «Газпром-банк», Международная финансовая компания IFC. Стоимость строительства мостового перехода через Лену оценивалась в 47 млрд. рублей.

Однако победителю и всем, кто его поддержал, пока так и не суждено осуществить столь масштабный проект. В марте вице-премьер правительства РФ, полпред в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев высказал сомнение в прозрачности проведения и выбора участников конкурса на строительство мостового перехода через реку Лену.

А с мая 2014 года в СМИ стали появляться новости о том, что реализация проекта может быть отложена. Власти Якутии неоднократно говорили, что региону крайне необходим мостовой переход через Лену, и даже предложили средства от продажи доли акций «АЛРОСА» Министр транспорта Максим Соколов уверял, что его ведомство будет отстаивать мост через реку Лена.

Но в ноябре президент России Владимир Путин сказал, что проект моста через Лену в Якутии должен быть не только социальным, но и экономически обоснованным и целесообразным. И уже в начале декабря 2014 года министр транспорта России Максим Соколов заявил, что решение по проекту строительства моста

10. Кольцевая автодорога, Владивосток

В ближайшее время в Приморье, возможно, появится самое восточное дорожное кольцо России – . Проект объездной дороги вокруг Амурского залива начали разрабатывать еще в 70-х годах прошлого века. Но распад СССР нарушил все планы. В последние годы власти города активно заговорили о реализации проекта Владивостокской кольцевой автодороги.

На совещании в октябре 2013 года компания-подрядчик (ЗАО «Институт Гипростроймост - Санкт-Петербург»), занимающаяся проработкой ВКАД, предложила два варианта прохождения магистрали. Первый вариант - низководный мост вдоль побережья Амурского залива – предполагает высокоскоростную магистраль без светофоров и перекрёстков. Второй - городская дорога по берегу - включает в себя расширение существующих улиц и более низкую скорость движения. Позже был выработан компромиссный третий вариант. В нём трасса вдоль Амурского залива проходит частично и по берегу, и по акватории.

Мэр Владивостока поручил подготовить укрупненный расчёт стоимости и визуализировать предложенные варианты. Строительство дороги специалисты оценивают ориентировочно в 30-40 млрд. рублей.

Летом 2014 года полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев предложил привлечь к . О своей готовности принять участие в проекте на условиях концессии на 20 лет уже заявили китайские инвесторы.

Подготовила Марина Костюкевич

Фото из архива «ДорИнфо» и открытых источников Интернета.

Государственно-частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения доступности и повышения качества товаров, работ, услуг, обеспечение которыми потребителей обусловлено полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Использование механизмов частно-государственного партнерства (ГЧП) в настоящее время получает широкое распространение в Российской Федерации.

ГЧП включает в себя ряд форм сотрудничества, позволяющих государству и частному сектору извлекать взаимную выгоду.

ГЧП обращается к инновационным методам, применяемым государственным сектором для заключения контракта с частным сектором, использующим свой капитал и управленческий потенциал при реализации проектов в соответствии с установленными временными рамками и бюджетом. Государственный сектор сохраняет ответственность за обеспечение населения этими услугами выгодным для него способом и оказывает позитивное воздействие на экономическое развитие и повышение качества жизни населения.

ГЧП рассматривается как конкретные проекты, реализуемые совместно государственными органами и частными компаниями на объектах федеральной, региональной и муниципальной собственности.

Минэкономразвития России заключило соглашение с ЗАО «ТРАНСПРОЕКТ Групп» о взаимодействии в сфере ГЧП

5 Февраля 2015

Министерство экономического развития Российской Федерации в лице Министра экономического развития Российской Федерации А.В. Улюкаева и ЗАО «ТРАНСПРОЕКТ Групп» в лице Председателя совета директоров В.В. Максимова, 30 января 2015 года подписали соглашение о взаимодействии в сфере экспорта инжиниринговых и консалтинговых услуг по подготовке и сопровождению инвестиционных проектов, реализуемых на основе механизма государственно-частного партнерства (ГЧП), в страны СНГ.

В рамках соглашения Минэкономразвития России и ЗАО «ТРАНСПРОЕКТ Групп» планируют осуществлять обмен информацией, необходимой для подготовки и проведения совместных мероприятий, а также оказывать взаимную экспертную, консультационную и организационную помощь при реализации внешнеэкономических проектов ЗАО «ТРАНСПРОЕКТ Групп», в том числе направленных на расширение экспорта продукции, услуг и объектов интеллектуальной собственности и привлечение инвестиций и технологий в Российскую Федерацию.

Для этих же целей Министерством экономического развития Российской Федерации будет оказано содействие в реализации мероприятий ЗАО «ТРАНСПРОЕКТ Групп» в рамках соответствующих межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Российской Федерацией и иностранными государствами.

Заключение соглашения о взаимодействии с Минэкономразвития России является эффективной поддержкой активной экспортной деятельности Инжиниринговой и консалтинговой группы ТРАНСПРОЕКТ (ТРАНСПРОЕКТ Групп) и ее управляющей компании - ЗАО «ТРАНСПРОЕКТ Групп», на рынках стран СНГ. ТРАНСПРОЕКТ Групп в качестве консультанта органов государственного и муниципального управления (ОГМУ) за последние 10 лет успешно подготовила и реализовала в России и странах СНГ десятки крупнейших инфраструктурных проектов с общим объемом государственных и частных инвестиций более 1,7 триллиона рублей, доказывая на практике действенность и эффективность различных моделей партнерства государства и бизнеса.

Представители ТРАНСПРОЕКТ Групп неоднократно привлекались в качестве экспертов-практиков для совершенствования федерального и регионального законодательства о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашениях в Российской Федерации, Республике Казахстан, Республики Беларусь и Республике Молдова.

В 2014 году ТРАНСПРОЕКТ Групп по заказу Европейского союза и Программы развития ООН выступила Национальным консультантом Правительства и Национального собрания Республики Беларусь по обучению в сфере государственно-частного партнерства.

Госуда́рственно-ча́стное партнёрство (ГЧП) - совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

История

Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. Однако наиболее актуальным ГЧП стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

Наиболее показательный опыт государственно-частных партнёрств наработан в Великобритании.

Понятие государственно-частного партнёрства

Среди специалистов нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к ГЧП. Широкая трактовка подразумевает под ГЧП конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке и т.д.

В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:

сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;

взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;

взаимодействие сторон имеет равноправный характер;

ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;

в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;

финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.

Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.

Формы государственно-частного партнёрства

В широком смысле к основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления можно отнести:

    любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса;

    государственные контракты;

    арендные отношения;

    финансовую аренду (лизинг);

    государственно-частные предприятия;

    соглашения о разделе продукции (СРП);

    концессионные соглашения.

В России в 2004 году рассматривалось семь основных типов концессионных соглашений. Однако, в связи с включением в ряд международных договоров РФ отдельных положений из документов Международного банка реконструкции и развития (Всемирного банка) и подготовкой к вступлению в ВТО в российское законодательство были включены и иные термины характеризующие иные виды концессионных соглашений.

На 2012 год в российском праве были предусмотрены следующие 3 формы (типы контрактов) ГЧП:

Контракт на управление и арендные договоры;

Контракт на эксплуатацию и обслуживание;

Концессия.

Области применения государственно-частного партнёрства

Основная область применения ГЧП в мире - постройка автомагистралей. Среди оставшихся самую большую долю занимают проекты в ЖКХ. В России уже с 1990-х годов действуют проекты в сфере водоснабжения и очистки сточных вод.

Государственно-частное партнёрство в России

В России понятие ГЧП впервые в законодательстве появилось в Законе Санкт-Петербурга от 25.12.2006 №627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах». К настоящему времени подобные законы приняты в 69 субъектах РФ, однако большая их часть является декларативными документами. Помимо региональных актов, регламентируют сферу ГЧП также Федеральный закон от 21.07.2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В какой-то степени регулирует ГЧП и Федеральный закон РФ от 22.07.2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» (предоставление бизнесу льгот на определенной территории – тоже вариант ГЧП в широком смысле). Тем не менее, все эти нормативно-правовые акты покрывают далеко не все возможные формы ГЧП.

Из вышеобозначенных типов ГЧП в Российском законодательстве закреплены лишь три (BOT,BTO,BOO). Тем не менее, ГЧП в России работает и без проработанной законодательной базы: на начало 2013 года в России было запущено и реализовано порядка 300 таких проектов.

Федеральный закон о ГЧП в России обсуждается еще с середины 2000-х годов, но первая его редакция была подготовлена только к июню 2012 года. Вторая версия закона появилась уже через 4 месяца. 13 марта 2013 года Правительство внесло в Госдуму уже третий вариант законопроекта «Об основах государственно-частного партнёрства в Российской Федерации». В предыдущих редакциях из сферы применения закона были исключены объекты ЖКХ и оборонного значения. Сейчас таких ограничений не будет. Из нововведений также отмечается введение единого конкурса на весь проект ГЧП (вместо раздельных на каждый вид работ), а также, наоборот, отмена конкурса на передачу земельных участков, необходимых для строительства объекта ГЧП. Общепринятого определения, как и федерального закона о ГЧП, на сегодняшний день не существует. 26 апреля 2013 года Госдума приняла в первом чтении законопроект № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации», определяющий основы государственно-частного партнерства. Второе чтение запланировано на осеннюю сессию. Однако Россия уже заключила целый ряд международных договоров которыми предусмотрены принципы частно-государственного партнерства, а в соответсвии с положениями пункта 4 статьи 15 Конституции РФ такие положения имеют приоритет над российскими законами.

Развитие ГЧП в России сдерживается не только отсутствием проработанного законодательства. Не меньшее значение имеет отсутствие механизмов долгосрочного финансирования. Российский бизнес (в частности, банки) не готов участвовать в длительных проектах (соглашения о ГЧП заключаются обычно на 10-50 лет). Сейчас большинство крупных проектов ГЧП реализуется в режиме «ручного управления». Так, строительство Западного скоростного диаметра стало возможным только после вмешательства Владимира Путина.

В 2007 году на базе Внешэкономбанка СССР был создан Банк развития. Основной закон, регламентирующий деятельность этого учреждения, прямо закрепляет за ним функции участника рынка ГЧП. Дирекция ГЧП Внешэкономбанка является структурным подразделением Банка развития.

В мировой практике специализированные негосударственные организации, занимающиеся методическим сопровождением проектов ГЧП и развитием рынка инфраструктурных инвестиций в целом, появились в начале 2000-х. Первой можно считать PartnershipsUKв Великобритании, затем аналогичные центры возникли в ЮАР, Австралии (штат Виктория) и т.д. Предшествовали появлению центров развития ГЧП государственные структуры, которые осуществляли функции методического сопровождения и разработки первичной нормативной базы в сфере ГЧП. Большинство центров развития ГЧП отвечают за разработку технико-экономического обоснования и составление планов реализации проектов ГЧП, а также занимаются последующим консультационным сопровождением ГЧП-проектов. Некоторые центры, например,ParpublicaиPartnershipsBCпомогают министерствам в разработке бизнес-планов и проведение анализа “цена-качество”. Другие, например,MAPPP,PaptnershipsSAиSouthAfricaPPPUnitзанимаются исключительно анализом документов и технико-экономических обоснований к проектам ГЧП, написанных государственными организациями.

По аналогии с зарубежными центрами для становления и развития рынка ГЧП в России был учрежден Центр развития государственно-частного партнерства. Центр развития ГЧП издает электронный журнал «Государственно-частное партнерство в России», учредил первый ГЧП-институт, активно участвует в законодательной и иной деятельности по становлению и совершенствованию государственно-частного партнерства в России.

В №1 «ГЧП-журнала» (февраль 2013) был опубликован рейтинг «ГЧП-старт», характеризующий готовность субъектов РФ к строительству объектов публичной инфраструктуры с привлечением частных инвесторов на принципах ГЧП. Под "готовностью субъекта РФ к реализации проектов ГЧП" понимается выполнение ряда условий, обеспечивающих благоприятный климат для реализации инвестиционных проектов на принципах ГЧП.

Государственно-частное партнёрство в Санкт-Петербурге

Региональные власти в России также принимают свои собственные программы ГЧП ради построения долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества ОИГВ и частного сектора для реализации крупных общественных проектов. Так по мнению руководителя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам А.Чичканова: "Механизм ГЧП позволяет не только привлекать средства к реализации социально значимых для города проектов, но и находить самые современные технические решения и эффективно управлять созданными объектами".

По оценке Всемирного банка, в Санкт-Петербурге в настоящий момент осуществляется одна из самых масштабных в мире программ по реализации проектов с использованием схем государственно-частного партнерства. Город разработал собственную законодательную базу, позволяющую инвесторам максимально эффективно взаимодействовать с региональными властями:

    Так в 2006 году был принят Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах».

    В дополнение к нему через 3 года было выпущено Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 346 «О мерах по развитию государственно-частных партнерств в Санкт-Петербурге».

    В рамках административной реформы был создан административный регламент Комитета по инвестициям и стратегическим проектам. в том же 2009 году было издано Распоряжение Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Правительства Санкт-Петербурга от 08.12.2009 № 92 «Об утверждении административного регламента Комитета по инвестициям и стратегическим проектам по исполнению государственной функции по проведению экспертизы материалов, необходимой для определения наличия оснований для принятия решения о реализации инвестиционного проекта путем участия Санкт-Петербурга в государственно-частном партнерстве»

    Наконец, чтобы способствовать исполнению принятых документов, было разработано Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 347 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах"».

Действующие проекты ГЧП в Санкт-Петербурге

На основе Закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» осуществляются два крупных проекта: развитие аэропорта «Пулково» и строительство завода по переработке твердых бытовых отходов в п. Янино Также ведется предварительная подготовка проектов ГЧП в сфере жилищно-коммунального хозяйства (водо- и теплоснабжение, электросбережение и т. п.), развития транспортной инфраструктуры и в социальной сфере (строительство социально значимых объектов – школ, больниц и др.).

Конкурсы по проектам ГЧП в Санкт-Петербурге

31 марта 2011 года состоялось подведение итогов открытого Конкурса на право заключения соглашения о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства зданий, предназначенных для размещения образовательных учреждений на территории Пушкинского района Санкт-Петербурга и договора аренды участков. Победителем Конкурса признано ООО "Управляющая компания "Перемена". В настоящее время Комитетом объявлены конкурсы на реализацию следующих проектов:

    строительство Дворца искусств на Васильевском острове

    создание и эксплуатация автомобильной дороги "Западный скоростной диаметр"

    реконструкция и строительство объектов Северной водонапорной станции Санкт-Петербурга с внедрением двухступенчатой технологии очистки воды

Государственно-частное партнёрство в Москве

В Москве, в отличие от большинства других субъектов РФ, своего закона о ГЧП нет. По словам мэра столицы Сергея Собянина, в будущем его принятие и не планируется, так как существующей нормативно-правовой базы достаточно для работы. Тем не менее, Москва сейчас находится на 13 месте в рейтинге регионов «ГЧП-старт».

Проекты ГЧП в Москве

По схеме ГЧП было построено метро «Мякинино», в настоящее время реализуется строительство скоростной автомагистрали Москва-Санкт-Петербург, реконструкция других федеральных трасс, расходящихся от столицы.

Знаковым проектом ГЧП в Москве также станет дорога Солнцево-Бутово-Видное на присоединенных летом 2012 года территориях. В его реализации будет участвовать девелопер MDGroup, у которого в Бутово строится микрорайон. Совместно с частными инвесторами планируется построить и северный дублер Кутузовского проспекта, а также реконструировать 63 городскую больницу.

Ранее в Москве был реализован еще один крупный проект ГЧП в сфере здравоохранения. Сделка сети клиник «Медси», подконтрольной АФК «Система», с правительством Москвы. В 2012 году в обмен на 25% акций объединенной компании правительство Москвы передало «Медси» 5 поликлиник, 3 стационара и 3 санатория. К участию в сделке был приглашен также американский инвестиционный фонд ApaxPartners(англ.), специализирующийся на медицинских активах, и РФПИ, которые совместными усилиями вложат порядка 6 миллиардов рублей в развитие сети. Доли участников распределятся следующим образом: половину получит АФК «Система», четверть – правительство Москвы, по одной восьмой –ApaxPartnersи РФПИ.

Еще один пример сотрудничества московских властей и бизнеса в области медицины - программа открытия на первых этажах зданий, принадлежащих городу, частных медицинских клиник.

Государственно-частное партнёрство на Украине

В октябре 2010 года вступил в силу Закон Украины «О государственно-частном партнёрстве» - закон, отразивший точку зрения украинского государства по поводу принципов, форм и условий взаимодействия бизнеса и государства.

Государственно-частное партнёрство как способ организации публично-частных правоотношений известно украинскому бизнесу давно. На практике оно выражается в формах совместной деятельности, управления государственном имуществом, аренды государственного имущества, концессии и других. Новый закон фактически воспроизводит картину государственно-частного партнёрства, существующую на практике, с прибавлением к ней желательных для государства штрихов. Термин «государственно-частное партнёрство» введён как политико-управленческая, а не юридическая категория. Он определён как сотрудничество между государством в лице его органов и субъектами хозяйствования, основанное на договоре. Более подробно о государственно-частном партнёрстве на Украине можно найти на украиноязычной странице/

Отрасли применения государственно-частного партнерства

Важное значение имеет определение наиболее приоритетных отраслей для применения ГЧП для каждой страны и региона. Привлечение инвестиций сразу во все отрасли экономики в полном объеме практически невозможно, к тому же существуют те отрасли, которые необходимо инвестировать в первую очередь. Кроме того, отрасли в странах с разным уровнем экономического развития, в которые, по мнению правительства страны, нужно инвестировать с помощью привлечения частного сектора, существенно различаются.

Актуальность ГЧП определяется и тем, что в настоящее время в России концессионные соглашения используются в основном в ЖКХ, при строительстве автодорог, железных дорог и портов. Однако ГЧП может эффективно использоваться и в других отраслях. На этапе становления концессионного законодательства, разработки новых методов взаимоотношений между государством и бизнесом в России важным моментом является определение всех приоритетных отраслей для развития партнерства.

Для создания детальной отраслевой картины, отражающей возможность применения ГЧП в экономике Российской Федерации, следует проанализировать зарубежный опыт ГЧП.

Анализ такого опыта применения ГЧП в странах с разным уровнем социально-экономического развития, реализованных с помощью концессионной формы ГЧП, показал, что такие партнерства успешно применяются в транспортной (автодороги, железные дороги, аэропорты, порты, трубопроводный транспорт) и социальной инфраструктуре (здравоохранение, образование, развлечение, туризм), ЖКХ (водоснабжение, электроснабжение, очистка воды, газоснабжение и др.), в других сферах (тюрьмы, оборона, объекты военной сферы). При этом лидирующей является транспортная инфраструктура, за ней с небольшим отрывом следует социальная инфраструктура.

Если анализировать использование ГЧП по странам, то в зависимости от уровня социально-экономического развития страны картина будет меняться. Так, по сравнению с общей картиной в странах "Большой семерки" (США, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония) проекты транспортной инфраструктуры стоят далеко не на 1-м месте. В странах "Большой семерки" на 1-м месте - здравоохранение (184 из 615 проектов), на 2-м месте - образование (138 проектов), на 3-м - автодороги (92 проекта).

Анализ зарубежного опыта использования ГЧП показал, что в каждой из стран "Большой семерки" имеется своя наиболее приоритетная отрасль по использованию ГЧП. Так, в США такой отраслью являются автодороги (32 из 36 проектов), в Великобритании - здравоохранение (123 из 352 проектов) и образование (113 из 352 проектов), в Германии - образование (24 из 56 проектов), в Италии, Канаде и Франции - здравоохранение.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: в тех странах, которые характеризуются наличием рыночной экономики, высоким уровнем производительности труда и уровнем потребления ВВП на душу населения, где государством гарантируется высокий уровень социальной защиты, где велика средняя продолжительность жизни и наблюдается высокое качество медицинского обслуживания и образования, ГЧП используется чаще в отраслях здравоохранения и образования, что продиктовано политикой государства.

В других развитых странах (Австрия, Бельгия, Дания, Австралия, Израиль, Ирландия, Финляндия, Испания, Португалия, Греция, Южная Корея, Сингапур) на 1-м месте по числу использования ГЧП находится отрасль, связанная со строительством и реконструкцией автодорог (93 проекта), а за ней уже следуют с весьма значительным отрывом здравоохранение (29 проектов), образование (23 проекта) и средства размещения (22 проекта).

Таким образом, существует корреляция между уровнем развития страны и отраслью, которая выбирается для привлечения в нее инвестиций с помощью ГЧП. В связи с высоким уровнем социально-экономического развития стран "Большой семерки" и других развитых стран приоритетность отраслей здравоохранения и образования обусловлена также политикой этих государств и их социально-экономическим развитием.

Напротив, в развивающихся странах и странах с переходной экономикой указанные отрасли (за исключением автодорог) не будут приоритетными. Учитывая более низкий уровень экономического развития в этих странах, на 1 -е место по приоритетности привлечения инвестиций с помощью ГЧП должна выйти транспортная инфраструктура, а именно строительство и реконструкция автодорог, портов, железных дорог и др.

Так, в странах с переходной экономикой (37 из 915 проектов) - страны Центральной и Восточной Европы (Болгария, Чехия, Венгрия, Хорватия, Польша, Румыния); страны Балтии (Латвия); страны СНГ (Украина), отрасли "Здравоохранение" и "Образование" находятся уже далеко не на 1-м месте по применению ГЧП - лидируют автодороги, строительство мостов и тоннелей, легкого наземного метро, аэропортов. В странах с переходной экономикой им уделяется внимание в первую очередь, в них вкладываются средства.

В развивающихся странах (22 из 915 проектов) - Индия, Бразилия, Чили, Гонконг, Мексика, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, как и в предыдущей группе стран на 1-м месте по количеству ГЧП находятся автодороги, на 2-м месте - аэропорты, тюрьмы и водоочистные сооружения. Такое распределение отражает в первую очередь заинтересованность стран в развитии этих отраслей (индивидуальных для каждого типа стран), так как ГЧП позволяет привлечь инвестиции частного сектора, снизить затраты государственного сектора, распределить риски между партнерами.

В ряде восточноевропейских стран в конце 1990 - начале 2000-х годов в связи с подготовкой к вступлению в ЕС в отраслях транспортной инфраструктуры и в городском хозяйстве стали активно использоваться методы ГЧП. Проекты по привлечению частных инвестиций в расширение сети автомагистралей, модернизации портов и аэропортов реализуются на основе структурного содействия со стороны ЕС.

Причем конкретный опыт оказался неоднозначным: наряду с успешными имелись и случаи проблемных, не всегда удачных решений.

Пример эффективного проекта ГЧП - расширение и модернизация международного аэропорта в Варшаве. Более 85% пассажиров международных авиарейсов пользовались именно варшавским аэропортом, что требовало в относительно короткие сроки обеспечить увеличение пассажирского и грузового оборота аэропорта почти вдвое. Без привлечения частного капитала и ноу-хау реализовать такой проект было бы невозможно.

По результатам открытого европейского конкурса в качестве частного партнера проекта выступила германская фирма "Хохтиф АГ", разработавшая специальную модель финансирования ГЧП для аэропортов стран Центральной и Восточной Европы. Был сформирован консорциум (генеральный подрядчик - "Хохтиф эйрпорт ГмБХ"), в который на правах партнеров вошли малые и средние предприятия Польши и Германии. Частное финансирование обеспечивал консорциум банков, возглавляемый АО "Ситибанк". Получателем кредитов и государственным партнером проекта выступало агентство "Польские аэропорты PPL".

Стоимость проекта составила 153,4 млн. евро, до 80% его финансирования (по модели cash-flow) пришлось на частную сторону. Государственная польская авиакомпанияLOTбыла включена в частное кредитное соглашение об обеспечении гарантий и в соглашение об использовании аэропорта. Успешное завершение работ способствовало тому, что в дальнейшем генеральный подрядчик принял участие в проектах реконструкции на принципах ГЧП аэропортов городов Дюссельдорфа, Гамбурга и Сиднея.

Нередкими являются примеры неэффективных проектов ГЧП из-за просчетов со стороны государства.

Так, в Чехии был реализован проблемный инфраструктурный проект. Привлечение частных инвестиций в этой стране осуществляется по британской модели частной финансовой инициативы (PFI). Чешский опыт свидетельствует о потенциальной опасности рисков и проблем, с которыми сталкивается недостаточно опытный и плохо подготовившийся государственный партнер. Для сооружения отрезка стратегически важного автобанаD47 протяженностью 80 км зарубежный частный разработчик предложил на первый взгляд привлекательный проект и получил подряд практически без конкурса.

Команда государственного партнера, не имея достаточного опыта ГЧП, не смогла адекватно оценить намерения частного подрядчика, который, как показала практика, не очень-то и стремился реализовать проект. Предложенная им структура финансирования в конечном счете сводилась к перекладыванию всех рисков на государство. В итоге чешское правительство вынуждено было расторгнуть проект и выплатить значительную неустойку.

Удачной моделью эффективного сочетания интересов публичного и частного партнеров признан проект по реконструкции крупнейшего аэропорта Германии во Франкфурте-на-Майне. Проект предполагал предварительную стадию приватизации - эмиссию акций, 29% которых были проданы на фондовой бирже (аналог "народных IPO"). Держателями остальных акций стали земля Гессен (32,1%), город Франкфурт (20,5%) и государство (18,4%). Сформированное таким образом АО "Фрапорт" намеренно сохранило контроль публичных инвесторов. При этом АО является частным акционером других германских аэропортов, т.е. частная сторона партнерств в них представлена структурой с преимущественно государственным участием.

В настоящее время бюджетное финансирование развития транспортной инфраструктуры осуществляется двумя путями: во-первых, напрямую - для крупных проектов (по реконструкции автобанов и аэропортов); во-вторых, опосредованно - через государственный фонд развития инфраструктуры.

Применение государственно-частного партнерства в России

В настоящее время Правительство РФ в качестве приоритетных областей для ГЧП рассматривает:

Развитие производственной и транспортной инфраструктуры;

Жилищно-коммунальное хозяйство;

Здравоохранение и социальные услуги;

Финансирование научных исследований, имеющих перспективы коммерциализации;

Развитие инновационной инфраструктуры.

При этом в России риски просчетов как государственного, так и частного партнеров в проектах ГЧП, очевидно, весьма велики. Уже выявилась тенденция к сильному удорожанию проектов по сравнению с их первоначальной стоимостью. Темп удорожания может достигать 20% в год, и причины не только в простых ошибках и просчетах авторов, но и во вполне объективных обстоятельствах - постоянном росте цен на сырье, материалы, услуги. Мировой опыт показывает, что единственным выходом из этой ситуации является привлечение частного капитала, а значит, создание для него более привлекательных условий по сравнению с обычной коммерческой деятельностью.

Тем не менее в России имеется масштабный потенциал для развития многих форм ГЧП, однако для его практической реализации необходимо решение ряда принципиальных вопросов.

Во-первых, обеим сторонам партнерских отношений следует четко понимать, что эффективное ГЧП нельзя рассматривать лишь как привлечение дополнительных ресурсов в капиталоемкие проекты властей всех уровней. Нужно учитывать реальные интересы обеих сторон. Конкретные механизмы партнерств, выработанные мировым опытом, создают основу для взаимовыгодного ответственного распределения правомочий сторон, не ущемляющего интересы каждой из них. Однако возможные преимущества не реализуются сами собой, после принятия соответствующего нормативного пакета. Необходимо разобраться в особенностях российской модели взаимодействия государства и бизнеса.

Эффективное партнерство реально только при условии полной ясности и предсказуемости стратегии дальнейшего развития страны. Без этого, без уверенности в стабильности "правил игры" от бизнеса нельзя ожидать ничего, кроме показного интереса и формального участия в крупномасштабных проектах государства в целях самосохранения. Фактор эффективного предпринимательства при этом может быть утрачен.

Во-вторых, необходим существенный прогресс в понимании и практической реализации публично-правовых функций государства. Пока российское законодательство не выделяет специально публично-правовых функций и не устанавливает связи между ними и публичной собственностью. Конструкция права такова, что публично-правовые функции реализуются либо административно, либо через гражданско-правовые функции. Организовать на такой основе распределение правомочий между сторонами партнерства невозможно. В странах с развитой рыночной экономикой накоплен большой опыт успешного поиска ответов на "парадоксы публичных благ", который с учетом отечественной специфики можно использовать и в России.

Предоставление государственной поддержки в реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях ГЧП, является целью создания Инвестиционного фонда РФ. В соответствии с Положением об Инвестиционном фонде РФ возможны следующие формы предоставления государственной поддержки в рамках реализации проектов ГЧП:

Софинансирование на договорных условиях инвестиционного проекта с оформлением прав собственности РФ, включая финансирование расходов на управление инвестиционным проектом, а также финансирование разработки проектной документации;

Направление средств в уставные капиталы юридических лиц;

Предоставление государственных гарантий РФ под инвестиционные проекты, а также иных предусмотренных бюджетным законодательством способов обеспечения обязательств, находящихся в компетенции Правительства РФ. Государственные гарантии предоставляются коммерческим организациям, участвующим в инвестиционном проекте в пользу кредитных организаций, включая кредитные организации с иностранными инвестициями;

Передача части рисков частному инвестору. Идея ГЧП позволяет грамотно разделять риски между участниками соглашения.

При реализации государственной поддержки частного сектора в условиях ГЧП следует учитывать проблему определения оптимальной доли участия инвестора в прибыли и в общем объеме инвестиций, вне зависимости от отрасли реализации проекта. Необходимо установить, что:

каждый участник проекта самостоятельно устанавливает для себя цели и определяет интересы, в соответствии с которыми он оценивает выгодность проекта (как правило, это прибыль, которую рассчитывает получить участник от вложения инвестиций);

разработчик проекта должен по возможности понимать цели и интересы участника и обосновывать выгоду его участия в проекте теми показателями, которые эти цели и интересы отражают лучше. При этом доля участия инвестора в капитальных затратах может составлять от 0 до 100%.

Формирование стимулов для инвестиционной деятельности должно опираться на создание возможностей достижения максимальной рентабельности. Инвесторам необходимы не временные льготы, а долгосрочные гарантии возврата вложенного капитала. Если этого нет, то рост предпринимательского риска ведет к сокращению инвестиционного предложения и "бегству" капитала из страны. В свою очередь, в обмен на предоставленные правовые гарантии стабильности государство может настаивать на новых формах контроля, на прозрачности отчетности.

В целях привлечения инвесторов в инвестиционных проектах, реализуемых по схеме ГЧП, государство может применять стимулирующие инвестора меры (субсидии, субвенции, прямое возмещение инвестиционных затрат и др.) для обеспечения требуемой инвестору доходности. При этом важно учитывать, что государство, заключая договор с инвестором, руководствуется не только чисто предпринимательскими, "деловыми" мотивами, но и общественными интересами, общественно необходимыми целями, публичной полезностью, которые нередко требуют отступления от рыночных, частноправовых критериев поведения государства.

Таким образом, в России запущен новый механизм привлечения инвестиций и начат диалог государства и бизнеса. Государство готово оказывать ГЧП финансовую помощь, а также принять на себя часть рисков. Сохраняется необходимость в том, чтобы выбор вариантов финансирования и реализации проектов со стороны государственного сектора осуществлялся на высокопрофессиональном уровне, поскольку российским ГЧП предстоит конкурировать с ГЧП, уже функционирующими на мировом рынке.