Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Плюсы инвестирования в образование. Инвестиции в образование — почему стоит инвестировать в себя, как сэкономить и сколько времени займет окупаемость вложений. Разумное инвестирование в обучение

Разговоры про нехватку средств в региональных и муниципальных бюджетах на развитие системы образования давно стали общим местом. Некоторые регионы, которые побогаче, строят больше школ и комплектуют их самым необходимым, но в целом по стране ситуация довольно печальная. Сказался и экономический кризис 2014-2015 годов, усугубляли дело «майские указы», когда регионы сокращали капитальные затраты (расходы на строительство и покупку оборудования) в пользу оплаты труда.

Ярослав Кузьминов,
ректор НИУ ВШЭ

Сейчас, когда экономика перешла к росту, необходимо подумать о новых моделях финансирования образовательной инфраструктуры. Механизмы, которые помогут регионам облегчить бремя расходов, разработаны. Настало время их активного внедрения. О чем идет речь?

В докладе Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики «12 решений для нового образования» предложено несколько моделей государственно-частного партнерства, с помощью которых можно избавиться от второй смены, справиться с проблемой создания новых школьных мест и новой школьной инфраструктуры. При этом мы говорим не только о строительстве новых школ, но и о капитальном ремонте старых школьных зданий, близком к реконструкции.

Первая модель - «инфраструктурная ипотека». Ее предлагал министр экономического развития Максим Орешкин для строительства инфраструктурных объектов, и, по нашему мнению, она прекрасно подходит для школ. В ее основе – распределение бюджетных расходов на строительство образовательных объектов на более долгий срок, скажем, вместо двух лет - на семь. На старте государство (в нашем случае – регион) потратит меньше, а потом последовательно, в течение определенного срока, будет выплачивать оставшуюся часть девелоперу.

Интерес к такой модели уже есть, и сейчас эксперты ВШЭ совместно с Минфином и Минэкономразвития работают над ее расчетами. Однако, на мой взгляд, гораздо интереснее две другие модели, пока нетрадиционные для системы образования в России.

Вторая модель предусматривает расширенные обязательства инвестора. Она подойдет для любой крупной компании, как, например, «Яндекс» или «Просвещение», которая заинтересована в инвестициях в образовательные ресурсы и сервисы. Компания не просто строит школу, но и берет на себя обязательства, наряду со строительством и реновацией, вложиться в дизайн, в повышение квалификации учителей, в оснащение школы новыми цифровыми ресурсами - электронными учебниками и игровыми симуляторами. Речь идет о комплексном образовательном продукте и сервисе.

Наконец, третья модель - это концессия. Она используется в здравоохранении и в некоторых несоциальных секторах. Сейчас в России есть порядка десятка крупных проектов, когда инвестор вкладывается в образование - строит школу на свои средства и затем ее развивает. Это, как правило, экспериментальная школа, рассчитанная, прежде всего, на друзей и знакомых, для узкого круга избранных, поскольку предприниматель действует без государственной поддержки.

Есть десятки предпринимателей, готовых инвестировать деньги в школы полного цикла и потом развивать их, применяя передовые подходы к управлению. Это будет бесплатная школа, где может учиться каждый, но в ней появятся новые технологии и современная материально-техническая база, которые в дополнение или взамен уже имеющихся государственных механизмов предложит частный инвестор. Положительные примеры таких инвестиций в образовательные учреждения уже есть в Москве, Татарстане, ХМАО.

Готовность инвестировать в развитие школ сегодня велика и у семей, и у бизнеса. Но в случае с привлечением ресурсов семей есть определенные ограничения из-за проблемы социального неравенства. Мы не должны допускать увеличения вклада семей, а значит, - расслоения в общем образовании. А вот задействовать средства бизнеса необходимо, тем более что предприниматели готовы к этому не только ради получения прибыли, но и в силу желания отдать часть ресурсов на общее дело. Развитие школы - это именно общее дело, она формирует человеческий потенциал страны на десятилетия вперед.

Предлагаю перейти к широкой дискуссии с региональными властями и бизнесом о предлагаемых моделях. Ведь именно инвестиции в образовательную инфраструктуру и образовательную среду без преувеличения можно назвать инвестициями в будущее.

Применение технологий в образовании, или EdTech, - одно из самых интенсивно развивающихся направлений на рынке технологических компаний. По оценке американской исследовательской компании Metaari, в прошлом году инвестиции в EdTech-компании в мире выросли на 30% до рекордных $9,5 млрд. В общей сложности за 2017 год финансирование привлекли 813 компаний - этот показатель также стал рекордным.

Этот рынок стал расти очень быстро именно в последние несколько лет. С 1997 года компании, занимающиеся образовательными технологиями, привлеки инвестиции на $37,8 млрд, и 62% этих инвестиций приходятся на период с 2015 по 2017 годы. Еще в 2016 году генеральный директор британской компании Knowledgemotion Дэвид Бейнбридж опубликовал статью под названием «Edtech - это следующий Fintech», тем самым сравнив образовательные технологии с одним из самых популярных современных направлений - финансовыми технологиями. По прогнозам Бейнбриджа, уже к 2020 году инвестиции в EdTech достигнут $252 млрд.

Образовательные технологии и правда становятся все более привлекательными для инвесторов. Так, в апреле индийская платформа Embibe, использующая искусственный интеллект в образовании, привлекала $180 млн. В январе 2018 инвестфонды Warburg и Genesis Capital инвестировали в китайскую образовательную онлайн-платформу Zhangmen $120 млн. В июне прошлого года очередной раунд финансирования провела известная платформа онлайн-курсов Coursera - тогда она привлекла $64 млн, а в общей сложности инвестиции в сервис составили уже $2,12 млрд. Один из последних примеров - в середине мая британская EdTech-компания Fuse Universal, разработавшая образовательную платформу, которой пользуются для обучения сотрудников многие компании, в том числе Merck и EY, привлекла $30 млн.

EdTech в России

Довольно активно развиваются образовательные технологии и в России - российские стартапы, работающие в этой сфере, также привлекают инвестиции, хотя объемы и несравнимы с американскими или китайскими. Так, онлайн-школа английского языка Skyeng в январе привлекла финансирование от инвестфонда Baring Vostok (размеры инвестиций не раскрывались). В декабре прошлого года компания Sistema VC во второй раз инвестировала в образовательный VR/AR-стартап MEL Science, в 2016 году она уже вложила в него $2,5 млн. Также в 2016 году одна из крупнейших технологических компаний России Mail.Ru Group инвестировала в образовательный портал для программистов GeekBrains.

Согласно опубликованному в прошлом году масштабному исследованию российского рынка онлайн-образования и EdTech, подготовленному компаниями «Нетология» и EWDN, в целом российский образовательный рынок, который уже составляет 1,8 трлн рублей, будет в ближайшие годы расти в среднем на 17–25% в год. В 2016 году рынок онлайн-образования составил 20,7 млрд рублей, а к 2021 году его объем вырастет более чем в два с половиной раза - до 53,3 млрд рублей.

По мнению инвестиционного директора государственного фонда «Российская венчурная компания» (РВК) Алексея Басова, рынок EdTech в России развивается активно и действительно становится все более популярным среди инвесторов. «Долгое время образование оставалось сегментом рынка, заметно обделенным частными инвестициями… Однако в последние годы мы наблюдаем энергичное развитие EdTech и появление целого ряда успешных российских компаний в этой сфере, с выручкой в сотни миллионов рублей и более», - отмечет он.

По словам Басова, сейчас на образовательном рынке можно насчитать не менее сотни успешных стартапов, которые входят в портфели многих частных фондов, а также фондов с участием государственного капитала. Среди успешных российских компаний этой сферы он назвал платформу «Дневник.ру» и систему контроля обучения Maximum Education.

Самые перспективные

Аналитики видят наметившееся изменение направления инвестиций в этой сфере - привлекательными становятся наиболее «технологические» из EdTech-компаний. Так, EdTech-компании, занимающиеся разработками, связанными с искусственным интеллектом, в прошлом году привлекли $1,7 млрд.

По мнению многих экспертов, все более важной тенденцией становится необходимость стандартизации EdTech-продуктов. Этот пункт особенно важен именно с точки зрения инвесторов - ведь до тех пор, пока речь идет о единичном решении, бизнес остается сложно масштабируемым и не может расти. «Нам нужно больше инноваций в EdTech, и для того, чтобы это могло стать бизнес-моделью, EdTech-компании должны иметь довольно стандартизированные продукты, которые не нужно слишком сильно подстраивать под нового клиента», - считает Мортен Амструп, генеральный директор датской организации EdTech Denmark, целью которой является создание сети, связывающей образование и технологические компании.

Также, по оценке экспертов, в ближайшее время сохранится довольно высокий интерес к массовым открытым онлайн-курсам, будет продолжать расти стремление применять в образовании технологии дополненной и виртуальной реальности, будет повышаться доступность образовательных технологий, а также сохранится интерес к использованию технологий для формирования так называемых soft skills - неспециализированных, «гибких», но важных для карьеры навыков, например, коммуникативных.

Сложно, но можно

Безусловно, вкладывать деньги в образовательные технологии - не самый простой вариант для инвестора. В этой сфере нужно очень пристально следить за тенденциями и по возможности прогнозировать, какие направления смогут «взлететь» в будущем. Пока что большинство EdTech-компаний - это лишь небольшие стартапы. Кому из них удастся расшириться и выпустить на рынок приносящие прибыль продукты, понять на этом этапе сложно.

Это перспективный, но сложный рынок, так как услуги, связанные с образованием, обычно дороги, сложны и продолжительны. Одна из основных сложностей для инвестора состоит в том, что ему очень трудно понять, действительно ли тот или иной сервис является качественным и перспективным. В этой сфере это намного сложнее, чем, например, в случае с онлайн-сервисами заказа такси или доставки еды.

«Стартапам сложно сделать хороший продукт, а инвесторам - отличить качественный сервис от некачественного. Все приложения доставки еды действительно привезут клиенту пиццу, и требуется десяток заказов за неделю, чтобы составить компетентное мнение об уровне сервиса. Но на примере подготовки разработчиков мы видим, что далеко не все модные образовательные стартапы действительно учат программированию, и совершенно непонятно, как это может оценить сторонний инвестор», - отмечает директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group Александр Горный. По его мнению, лучший совет для инвесторов - вкладывайте в то, что хорошо понимаете.

Наличие сложностей, однако, не означает, что в EdTech не стоит инвестировать. Если инвестору удастся не промахнуться с командой и правильной бизнес-моделью, любой доллар, вложенный в EdTech, отобьется в десятки и более раз, считает управляющий партнер венчурного фонда Genesis Technology Capital Максим Шеховцов.

Так, одним из самых перспективных направлений с точки зрения инвестирования в EdTech остается изучение языков. По некоторым оценкам, рынок репетиторов достигает 100 млрд рублей в России и более $180 млрд в мире в год. Пока что этот рынок лишь на 1-2% перешел в интернет, но, по мнению Шеховцева, через некоторое время изучение языка перейдет в онлайн-формат на 60%, так что потенциал здесь огромен.

«На мой взгляд, языковые курсы уже «случились», но, несмотря на это, потенциал у это сегмента еще есть», - считает и Тимур Боридко из Inventure Partners. По его мнению, интересным выглядит сегмент обучения компьютерным играм - среди игроков есть очень увлеченная публика, которая готова к дистанционному формату обучения. Учитывая степень проникновения интернета в этой области, у создателя такого сервиса не будет географических ограничений, он сможет работать с игроками из разных регионов мира.

На что обратить внимание

Боридко дает два совета инвесторам, которые хотят вкладывать деньги в EdTech: во-первых, уделять основное внимание качеству контента, потому что именно в этой сфере он имеет решающие значение, во-вторых, оценивать не только количественные показатели, но и то, как основатели стартапа взаимодействуют между собой и с коллективом, так как в случае с развивающимся бизнесом команда - один из важнейших факторов.

Алексей Басов из РВК считает, что инвесторы могут сконцентрировать свое внимание на сервисах, решающих наиболее массовые и легко монетизируемые задачи, такие как подготовка к поступлению в учебные заведения, повышение профессиональной квалификации и переподготовка, развитие soft skills, компенсация недостатков базового государственного образования, углубленное развитие языковых и других бизнес-компетенций.

По его мнению, пока этот рынок не вступил в фазу консолидации, так что вариантов продуктов и бизнес-решений тут почти неограниченное количество, но затем, на этапе консолидации, придет время супер-игроков. «Это логика развития почти любого рынка, и для сегодняшних инвесторов она означает достойные шансы на лидерство или выход через стратега», - считает Басов.

Так что несмотря на сложности, инвестировать в образовательные технологии стоит - с развитием технологий и все большей заинтересованностью людей, особенно молодежи, в цифровых сервисах, эта сфера просто не может не развиваться быстро. Сейчас рынок EdTech находится на раннем этапе своего развития, и это дает большие возможности для инвесторов, которые могут вложить деньги в пока малоизвестные и не слишком дорогие компании.

Несколько лет назад я понял, что сыт учебой по горло. На получение 2 дипломов я потратил 6 лет. Сразу после этого я занялся бизнесом. И первые два года предпринимательства я тоже активно учился. Но спустя какое-то время я подумал: «Да кому нужно это образование? Просто начни свой бизнес или устройся на работу и получай деньги. Образование - это потеря времени и средств ». Так ли это на самом деле?

Я перестал читать, посещать конференции и искать знания, помогающие мне развиваться. Это было не самым разумным решением. В течение почти двух следующих лет я не видел никаких признаков вожделенного личного, духовного, интеллектуального или финансового роста. Когда я учился, мои заработки росли, я больше успевал, и мои успехи были заметнее. Отказавшись от образования, я получил обратный результат.

Дело в том, что образование и знания преходящи. Они стираются не только из-за неиспользования. Если вы не повышаете свой уровень, то просто начинаете забывать. Однажды полученные знания невозможно сохранить в своей голове навсегда.

Я воспринимаю образование, как еду, воду, воздух, физкультуру - то, что подразумевает постоянное пополнение запасов.

Вы же не один вдох в год делаете, верно? Так почему же вы думаете, что можно ограничиться одной книгой? Я этого не понимаю. Без образования невозможно выжить.

И дело не только в личностном росте. Как сказал Бенджамин Франклин:

«Если человек облегчает свой кошелек в пользу ума, то никто не сможет его обокрасть. Инвестиции в знания приносят наибольший доход».

Образование - это вложение денег в себя. Оно принесет вам больше дивидендов, чем любая другая инвестиция.

Вот 4 причины, почему я так думаю.

1. Более удачные решения

Наш мир становится все сложнее. И любые ошибки могут привести к крупным последствиям.
Неважно, насколько вы умны или талантливы. Значение имеет лишь то, хорошо ли вы умеете концентрироваться на серьезных вещах .

За минутную слабость можно легко поплатиться увольнением или потерей бизнеса. Единственная ошибка способна привести к краху.

Занимайтесь самообразованием.
Изучайте факты.
Интересуйтесь всем.

Качество принимаемых решений влияет на вашу жизнь и карьеру. Не стоит их недооценивать.

Все может измениться из-за 1 поступка. Как узнать, верен ли он?

2. Расширение возможностей

Образование раскрывает ваш разум и, что еще важнее, увеличивает количество возможностей. Консерваторы, вцепившиеся в свои убеждения, остаются на месте. Но ведь именно изменения - это двигатель жизни.

Занимаясь самообразованием, вы можете задуматься о тех вещах, которые никогда даже не приходили вам в голову. И попасть под влияние тех идей, о которых не слышали прежде .

Объединив все это, вы получите концепции и возможности, которых вам хватит на всю жизнь.

В приложении для заметок у меня есть 143 темы для статей. И для большинства из них уже есть планы. А еще я располагаю десятками бизнес-идей. И бьюсь об заклад, 1, 2 или даже 3 из них достойны внимания.

«А где вы берете идеи?»

Они приходят ко мне, когда я изучаю что-то новое. Их не нужно вытаскивать из себя насильно, они появляются сами.

О, да! Вам нужно знакомиться с новым материалом каждый день. «Черт, это сложно». Да, знаю.

«Все, что мне известно, я узнал из книг».
- Авраам Линкольн.

3. Больше знаний - выше заработок

Есть 2 типа соискателей. На первом собеседовании они ведут себя по-разному.

1. Один говорит: «У вас классная компания. Я изучил ее. И я хочу у вас работать, чтобы внести свой вклад».

2. А другой замечает: «У вашей компании дела идут хорошо. Но я нашел несколько слабых мест. Я способен исправить их».

№ 1 - это просто еще один работник. № 2 - это тот, кто вам нужен. И кого из них вы наймете?

Есть 2 типа предпринимателей.

1. Первый кричит: «Выбери меня! Купи у меня! Пожалуйста! Я готов работать с кем угодно».
2. А другой заявляет: «Я создаю эксклюзивные товары/услуги для определенной группы людей. Если они вам не подходят, это нормально».

Первый предприниматель предлагает ширпотреб, второй - услуги и продукты, мимо которых просто невозможно пройти.

Как стать представителем второго типа? Догадайтесь. Сделайте так, чтобы ваши товары/услуги стали людям необходимы.

Как? Учитесь, тренируйтесь, будьте великолепны.

4. Образование - единственная бессмертная инвестиция

Можно потерять все, что у вас есть. Деньги, работу, клиентов, репутацию, дом, машину и даже любимых людей.

Но что останется с вами навсегда? Знания (если вы продолжаете инвестировать в них).

Если вам известно, как построить бизнес, у вас всегда будут деньги.
Если у вас есть знания и умения, необходимые другим, вы никогда не останетесь без работы.

Именно поэтому я приобретаю все книги и курсы, которые мне подходят. И по той же причине я трачу большую часть своего свободного времени на изучение новых вещей, посещение незнакомых мест и встречи с интересными людьми.

И наконец, я трачу так много времени и денег на образование, потому что это моя стратегия выживания.

Люди ненавидят неопределенность. И я тоже. А образование - это страховка (не путайте «образование» с «дипломом»). Значение имеют знания, а не ученая степень.

На самом деле обучение, получение «корочек», отработка навыков - это одно из самых сложных занятий в жизни.

И именно поэтому большинство людей этим не занимается.

Информационная революция последних 10-летий открыла перед вами все возможности для обучения.

По-моему, не инвестировать ежедневно в самообразование - это сумасшествие. Я считаю обучение главным делом в жизни. И это не голословное утверждение.

«Если у меня есть немного денег, я покупаю книги; и если что-то остается, я приобретаю еду и одежду».
- Эразм Роттердамский.

Я действительно ставлю образование выше еды, отношений, здоровья, одежды и всего остального. Знаете почему? Потому что без него другие вещи не так хороши .

И все просто. Я трачу на чтение/обучение/тренировки всего по 30 минут в день.

Это ведь немного, верно? Ибо если у вас нет 30 минут на самообразование, как же вы живете?
Обучение важно, это аксиома. Нужно лишь заниматься им каждый день. И любить этот процесс.

Но мы редко делаем то, что нужно. Особенно, если речь идет о долгосрочных проектах. Начать может каждый. А вот проявить упорство - единицы.

По-моему, есть лишь 2 варианта: вы либо учитесь, либо умираете.
Абрам Маслоу выразился лучше:

«Вы сделаете шаг либо вперед к росту, либо назад к безопасности».

Я свой выбор сделал. А вы?

Посмотрели: 431

Глубокие, качественные знания выступают одним из важнейших факторов успеха на пути по карьерной лестнице, получения заветной должности, а также высокой заработной платы. Без постоянного совершенствования и развития улучшить свои навыки, личностные качества и, как следствие, свое благосостояние не представляется возможным.

Сегодня существует огромное многообразие способов инвестирования в образование – получение второго высшего в университете, участие в тренингах и семинарах, прохождение бизнес-курсов и многое другое. Важно заметить, что далеко не все из них могут похвастаться по-настоящему полезными знаниями, которые можно успешно применить на практике. Рассмотрим наиболее полезные и эффективные способы инвестирования в личностное развитие .

Что представляет собой престижное образование

Престижное образование подразумевает образовательную программу, эффективность и содержательная наполненность которой ценится практически везде. Безусловно, учебных учреждений, предлагающих престижное образование, не так много. Например, программы Оксфорда или Кембриджа являются престижными, с этим трудно не согласиться. Кроме того, престижным является получение степени магистра делового администрирования, то есть прохождение программы MBA, которая преподается в разных странах, в том числе в России.

Но, существует такой парадокс, который называется «сверхквалификацией». Это даже в какой-то мере может помешать устроиться на работу. Чтобы подобной неприятности не произошло, нужно выбирать для себя не престижные, а востребованные в желаемом регионе специальности, так как они кардинально могут различаться в зависимости от региона проживания. Например, в городе, где вы планируете построить карьеру, существует крупный металлургический комбинат, поэтому, если вы выберете смежную с данной областью профессию, то наверняка не прогадаете. Простыми словами, не стоит вкладываться в профессию, которая априори может оказаться никому не нужной. Важно подробно проанализировать текущий рынок труда и на основании полученной информации делать заключения.


Методика SMART

Для того чтобы добиться желаемых результатов, нужно поставить перед собой конкретные и измеримые цели, а после – проанализировать их. Для этого как нельзя лучше подходит методика SMART. Она позволит более наглядно представить ваши цели и определить способы для их достижения. Итак, что же собой представляет данная методика.

В первую очередь, согласно методике, цель должна быть конкретна. Не ставьте перед собой эфемерные цели с расплывчатыми формулировками. Чем более конкретным будет ваше заключение, тем проще будет стремиться к нему. Во вторых, цель должна быть измерима во времени. Идеально, если вы рассчитаете сроки достижения целей. В-третьих, цель должна быть достижима. В этом случае вам нужно объективно подойти к собственным возможностям и способностям. Также, цель должна быть актуальна. И, в заключение, цель должна быть ограничена во времени. Если вы будете следовать предложенной методике, то удивитесь, что ваши мечты, это всего-навсего несколько вполне конкретных шагов, которые приведут вас к ним.

Классическое образование

Несмотря на большое количество негативных отзывов об обучении в школе или ВУЗе, именно они предоставляют необходимую базу знаний, которые могут стать опорным пунктом в достижении поставленных целей. Безусловно, никто не может запретить вам заниматься и самостоятельным образованием, кроме того, это даже необходимо, если вы ставите перед собой грандиозные цели. Для этого важно обладать определенным складом характера, то есть иметь высокую степень самоорганизованности и мотивации. Самостоятельное обучение может быть выражено в самых разных формах, это может быть просто изучение дополнительной профессиональной литературы, а может быть онлайн-обучение со специалистом или прохождение курсов. Любой из выбранных вами способов образование потребует –

  1. Времени, необходимого на изучение предложенного материала.
  2. Трудовых затрат, необходимых для освоения и применения на практике полученных знаний и навыков.
  3. Денежных средств, необходимых для оплаты услуг преподавателя и учебной литературы.

Важно отметить, что в статью расходов можно включить возможную упущенную заработную плату, которую вы могли бы получить, если бы во время обучения работали. Но, по некоторым данным, эта сумма успешно окупается в течение нескольких лет после прохождения в виде повышенного дохода, который был бы невозможен без повышения квалификации.

Все представленные расходы должны находиться в балансе, так как нехватка любого из этих пунктах негативно скажется на эффективности.


Преимущества инвестиций в образование

По словам экспертов – инвестиции в образование представляют собой чуть ли не главное и самое важное вложение в человеческий капитал. Специалист, обладающий глубокими и качественными знаниями в своей сфере, а также богатым опытом, может более продуктивно работать и быстро реагировать на происходящие вокруг изменения.

Существует множество преимуществ инвестирования в образования, выделим лишь некоторые, более важные из них –

  1. Возможность самореализации и раскрытия собственных способностей и применения их на практике.
  2. Возможность обрести финансовую независимость.
  3. Чувство уверенности в завтрашнем дне.
  4. Скопление сбережений для определенных целей.
  5. Помощь семье.

Инвестиции в зарубежное образование

Что касается заграничной образовательной системы, то она в корне отличается от привычной российской системы. За рубежом особое внимание уделяется именно формированию практических навыков, и тем оно более ценно. Кроме того, за границей вам, в зависимости от успеваемости, а также вида учебного учреждения, предоставляется возможность прохождения стажировки в организации с последующим трудоустройством. Но, вместе с тем, образование за границей, например, в Америке или Европе очень дорогостояще. Но, в случае успешного трудоустройства есть возможность за несколько лет окупить его.

При выборе того или иного учебного учреждения действуют практически те же правила, что и в России – важно учитывать именно востребованность профессии.

MBA-образование

Как ранее мы уже заметили, отдельным пунктом стоит получение степени мастера делового администрирования. Данную программу можно пройти не только за границей, но и в России. Ее продолжительность достигает двух лет. Содержание программы предполагает ценным теоретическим знаниям, которые преподаются квалифицированными специалистами различных областей знаний, а также практических навыков и умений, которые могут потребоваться непосредственно при выполнении новых обязанностей. Простыми словами, основной задачей, с которой эффективно справляется MBA-программа, является подготовка квалифицированного управляющего персонала, который в своей деятельности применяют эффективные и работающие способы решения различных задач. По статистическим данным, рост зарплаты после получения степени может увеличиться до 25-50%.

Стоимость прохождения этой программы достаточно высока, но игра стоит свеч, так как предполагает продвижение по карьерной лестнице и рост заработной платы.

Инвестиции в российское образование

Российское образование, при грамотном подходе, может ничем не уступать заграничному. Хотя, по некоторым данным, продолжительность окупаемости таких занимает немного больше времени, нежели зарубежная квалификация.

Но, стоимость обучения в России на порядок ниже, нежели образование в Америке или в Европе.


Инвестиции в самообразование

Как мы уже выяснили, инвестиции в самообразование невероятно важны. Кроме того, они должны осуществляться на регулярной основе, так как мир стремительно меняется и нужно всегда быть в курсе всех инноваций, чтобы уметь ими пользоваться. Для того чтобы определиться, с чего нужно начать, можно изучить опыт людей, которые достигли успеха в определенной области. Исключите, при возможности, достижение целей с использованием связей или блата. После этого можно определить, с помощью каких знаний, навыков и достижений специалист получил определенную должность. На основании полученной информации можно расписать для себя пошаговое руководство по образованию. Помимо самостоятельного изучения специализированной литературы, к выбору которой важно отнестись очень серьезно, самообразование заключается в следующих элементах –

  1. Участие в вебинарах.
  2. Участие в научных конференциях.
  3. Проведение консультаций и бесед с экспертами.

ВАЖНО! Для того чтобы достичь определенных карьерных высот, единоразовое прохождение образовательного курса не достаточно! Для поддержания своих позиций важно постоянно обучаться и получать ценные знания систематически.

Прочие способы инвестирования

Помимо исключительно специализированных навыков и умений важно не упустить из вида и косвенные навыки, которые необходимы в условиях современного мира и быстрого темпа жизни. Перечислим основные –

  1. Знание хотя бы одного иностранного языка. Первоначально важно уделить внимание английскому языку, так как, общаясь на нем, вас поймут практически везде. Если того требует профессия, то нужно изучить и другой иностранный язык. Владение определенным языком часто требуется для выполнения ряда профессиональных обязанностей, поэтому кандидатам, знающим его, отдается предпочтение.
  2. Уверенное владение компьютером. Здесь речь идет как о простом пользовательском уровне общения с компьютером, так и о уверенном использовании специализированных программ, без которых нельзя обойтись в вашей профессии.
  3. Наличие водительского удостоверения определенной категории.


Заключение

В заключении хочется еще раз отметить, что инвестиции в образование выступают самым важным шагом на пути к личному благосостоянию, высокооплачиваемой работе и востребованной должности. Обладая актуальными глубокими знаниями, вы можете превзойти многих конкурентов и зарекомендовать себя в качестве профессионального специалиста. Безусловно, образование требует не только временных, но и денежных затрат, и, порой, не малых. Но, стоит помнить, что они могут окупиться за определенный временной промежуток. Его продолжительность напрямую зависит от ваших умений грамотно распоряжаться имеющимся капиталом.

Достаточно часто приходится слышать о том, что необходимо инвестировать в образование и это то, что всегда окупит себя. На самом деле ли это так, ведь мы знаем колоссальное количество примеров, когда инвестиции в образование не окупают себя. К примеру, обучают родители ребенка в ВУЗе на платной основе и затем он трудоустраивается на работу, которая окупит вложенные в его образование деньги в лучшем случае через десять лет. Зачастую если подсчитать амортизацию человеческого капитала - устаревание полученных знаний, изнашивание здоровья, в том числе из-за трудовой деятельности, расходы на жилье и питание - получается, что родители инвестировали ни в успешного молодого человека, а создали отличного раба для местного предприятия, которое по сути дела эксплуатирует их ребенка выжимая из него все то, что было вложено за счет родительских денег.

Именно поэтому к инвестициям в образование необходимо подходить с умом и научиться вкладывать в данную сферу постоянно, пусть малыми порциями, но постоянно, а не однократно, который обеспечит лишь эффект "всплеска" в лучшем случае. Современные вузы польши обеспечивают отлично образование, которое котируется в Европе, именно поэтому многие выходцы из Восточной Европы, стран СНГ обучаются в польских высших учебных заведениях для того, чтоб в дальнейшем трудиться на просторах Европейского Союза не "чернорабочим", а в качестве "белого воротничка".

Другим примером успешных инвестиций в образование для жителей регионов страны может быть обучение в столичном ВУЗе, в том числе, с работой в одной из столичных компаний. Образование в Москве, Санкт-Петербурге стоит ненамного дороже, чем в региональных высших учебных заведениях, повышенные расходы связаны лишь с проживанием, которые легко окупаются при желании подработать. По приезду специалист с образованием столичного ВУЗа будет гораздо выше котироваться, чем местный, который получал образование у региональных "ученых", которые зачастую занимаются либо проплаченными научными изысканиями в нужном для различных компаний направлении, либо переписывают труды иностранных авторов, то есть занимаются отработкой заработных плат.

*****

Не легко заработать деньги. сохранить их еще сложнее. Казалось, были бы деньги, знал бы, куда их вложить. Но когда уже вы заработали N-ную сумму «свободных» денег, вопрос о вложении встает очень остро. Еще с советских времен мы помним, что деньги можно вложить в облигации, или отнести на сохранение и приумножение в банк. Потом, когда рубль стал очень нестабильной валютой, все население сохраняло накопленное, вкладывая средства в покупку валюты. Сейчас же экономика России более-менее стабилизировалась, у россиян появились новые возможности в сфере сохранения капитала.

Можно ли заработать на рынке Forex ничего не зная про него?

Можно! Если доверить управление своими средствами профессионалам, сделать инвестицию в ПАММ счет. Когда в лучшем случае банк начисляет 10% годовых по вкладу в долларах, это равно не самому прибыльному вложению всего на один месяц в ПАММ счет на Форексе. В год выходит 120%! При этом никаких навыков игры на рынке Форекс не нужно! Подробности вы можете узнать из нашей статьи на эту тему: «Памм инвестирование »! Рассказ ведется на личном опыте, есть много примеров и скриншотов.

Вложение средств в банки

Довольно часто появляется реклама высокопроцентных вкладов в коммерческих банках. Они предлагают 14-16 процентов годовых. Если учесть рост инфляции – 12 процентов, то получается не такой уж и щедрый прирост ваших средств. К тому же в свете последних событий, МирСоветов рекомендует прежде, чем нести ваши сбережения в банк, узнать, кто владеет банком, и как банк намерен развиваться.

Эксперты утверждают, что в ближайшее время высокие процентные ставки по депозитам окажутся в прошлом. С принятием закона о страховании вкладов и созданием списков добросовестных банков, риски потерь становятся минимальными. Однако эти самые добросовестные банки предлагают процент по депозитным вкладам, едва покрывающий инфляцию, а зачастую и еще ниже. Если же всё-таки решились положить деньги на депозит, ознакомтесь со статьей «Банковские вклады - когда они выгодны ».

Вложение денег в паевые фонды (ПИФы)

Наиболее популярное вложение средств среди россиян. Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) – форма коллективного инвестирования средств частных инвесторов, другими словами – деньги вкладчиков, за счет которых и покупаются акции. При этом вам не нужно самим следить за котировками акций каждое утро, управление вложенными деньгами берет на себя управляющая компания паевого фонда, в которую входят опытные брокеры. Чтобы вступить в паевой фонд не обязательно обладать крупным капиталом, стоимость паев различных фондов – от 1000 рублей.

Ваша прибыль при вложении в ПИФы образуется от увеличения стоимости пая при обратной продажи пая управляющей компании. Дать гарантии на прибыль, а тем более назвать конкретные цифры возможного дохода, никто не в состоянии. Насколько вырастет ваш собственный капитал – будет зависеть от уровня компетентности управляющего звена и принимаемых ими финансовых решений.

Какому фонду отдать на распоряжение свои деньги, решать только вам. Можно поручить капитал фонду, который может принести вам довольно высокий доход, ровно с тем как будет и риск потерять какую-то часть или все вложенные деньги. Либо же отдать предпочтение стабильности, и получать хоть и небольшой, но доход. Оптимально же, будет разделить ваши средства на приобретение паев различных фондов.

Вообще, прибыльность ПИФов такова, что за год при самых лучших раскладах можно увеличить вложенный в них капитал в 1,5 раза, т.е. может достигать порядка 50 процентов годовых.

Инвестиции в фондовый рынок

Инвестиции в ценные бумаги – во всем мире, и в России в том числе, наиболее выгодный способ приумножения капитала. Чтобы войти в игру на фондовом рынке, вам надо выбрать посредника. Есть два пути – классический брокеринг и интернет-трейдинг.

В первом случае речь идет о крупных инвестициях – от 10 тысяч долларов. Брокер, изучив обстановку на рынке, может вам дать совет, но окончательное решение покупки или продажи тех или иных акций будет за вами. При работе с брокерскими конторами, а их в России сейчас уже более двухсот, вы должны будете отдавать процент прибыли брокеру.

Если же вы выбираете второй путь, то вы все равно должны будете вступить в инвестиционную компанию, за той разницей, что процент за «подсказки» брокера уплачивать уже нет необходимости. Просто потому что вы сами будете совершать все операции по покупке и продаже. А для анализа ситуации на рынке и принятия соответствующих решений, вы получите все необходимые для этого программы, позволяющие отслеживать изменения котировок акций, сидя за компьютером.

МирСоветов обращает ваше внимание на то, что игра на фондовом рынке – очень сложный и запутанный механизм, и стать профессионалом в этой области довольно сложно, ведь порой фондовый рынок – как рулетка, чтобы заработать, надо быть еще и удачливым человеком.

Вложение денег на рынке Forex

В последнее время игра на рынке Forex достигла большой популярности. Реклама пророчит вам баснословные прибыли, вас обещают научить зарабатывать на разнице курсов валют. Однако на практике не все так красочно. Лишь только 7 процентов игроков рынка реально зарабатывают, остальные же участники сводят к нулю свои потери или же остаются в проигрыше. Объясняется это тем, что на разнице курсов валют зарабатывают также бизнесмены и компании, которые имеют информацию о будущих действиях правительства - это является их «козырной» картой.

Как бы то ни было, прежде чем начать игру на реальные деньги, вы можете открыть учебный счет и попробовать свои силы на виртуальном рынке. Более детально МирСоветов уже рассказывал в серии материалов о рынке Forex.

Приобретение драгоценных металлов и раритетов

Какими бы ценными бумаги не были, они остаются всего лишь бумагами. Драгметаллы же не сотлеют со временем. Однако и в таком вложении денежных средств вас могут ожидать подводные камни. Например, вы решили приобрести в банке золотой слиток. Кроме стоимости золота, как такового, вы еще оплатите НДС в размере 18 процентов от стоимости слитка. Если через некоторое время вы захотите поменять золото на деньги, то ювелирные мастерские или скупщики золота приобретут у вас слиток по цене лома, а при продаже слитка банку вам никто не вернет те 18 процентов НДС.

Довольно часто россияне покупают золото и серебро для хранения в виде красивых ювелирных изделий. При этом надо помнить, что часть стоимости данного украшения – работа мастера. И со временем вы сможете продать данную вещь только по цене золотого лома. Можно, конечно, приобретать раритетную вещь, но надо довольно неплохо разбираться в предмете покупки, чтобы не нарваться на подделку. Вообще, прирост к стоимости антикварных вещей составляет на мировом рынке 25 процентов, так что это довольно неплохое вложение инвестиций.

Если же вы решили совершить инвестиции в драгоценные металлы, то МирСоветов рекомендует приобретение золотых червонцев. Они представляют собой почти 8 грамм чистого золота и стоят около 3000 рублей. С каждым годом ценность таких памятных монет растет.

Покупка недвижимости

Данный способ вложения денег, несомненно, наиболее привлекательный. Неоспоримое преимущество его в том, что в любом случае вы можете перепродать недвижимость, вернув вложенные средства.

На данный момент цены на жилье в различных крупных городах растут на 20-25 процентов в год, что может обеспечить неплохие заработки. Однако данная статистика касается не всех городов. В Москве, например, в последнее время наметился спад цен на жилье – на самом деле, лишь на одну десятую процента, но наметившаяся тенденция заставляет прислушаться к мнениям экспертов.

На данный момент, наиболее выгодным вложением средств является покупка недвижимости за границей. Об этом читайте в нашей новой статье «Покупка недвижимости за рубежом », где сделана выборка стран с наиболее стабильным ростом цен на рынке недвижимости.

Вложение денег в качество жизни

Прежде, чем вложить деньги, ради их приумножения, задумайтесь над целями, которые вы хотите достичь, подумайте, что вы хотите приобрести. Ведь довольно глупо копить деньги ради самих денег. Если в ваших целях улучшение качества жизни своей и своей семьи, то, в принципе, для того и созданы инвестиционные инструменты. Если же вы преследуете какие-то другие цели, то, может, стоит подумать, а не потратить ли деньги на улучшение качества своей жизни.

Вложить деньги в свое образование. Получив новую специальность, вы сможете окупить и приумножить средства.

Вложить деньги в свое здоровье. Ведь как чаще всего получается: полжизни человек тратит на зарабатывание денег, губя здоровье, а вторую половину жизни тратит деньги, восстанавливая свое здоровье. Поэтому, вложив финансовые средства в здоровье сейчас, вы сможете продлить себе работоспособность и жизнь в целом.

Вложить деньги в свой отдых, потому что со свежими силами вы будете более работоспособны и сохраните свое здоровье.

А еще лучше, если вы вложите деньги в своих детей. Такое вложение поможет вам понять смысл жизни и в некоторой степени ощутить бессмертие.

Естественно, мы не ни коим образом не пытаемся заставить вас вложить деньги в одно из этих направлений. Оставляя всё на ваше усмотрение, МирСоветов лишь показал возможные варианты вложения заработанных вами денег, плюсы и минусы таких инвестиций, а также возможные связанные с этим сложности и риски.

Приоритеты, как и потребности, у каждого человека свои. Вы можете вкладывать деньги в повышение своего финансового благосостояния, получение образования, улучшение состояния своего здоровья и здоровья близких. Причем делать всё это можно как паралелльно, так и поэтапно, шаг за шагом добиваясь поставленных перед собой целей. И как бы громко это не звучало, от этого зависит успех всей вашей жизни.

Желаем, чтобы если не всё, то хотя бы большинство вложенных вами денег было бы успешным и привносило в жизнь ту частичку радости, к которой мы все так стремимся.

*****

Вкладывать деньги в образование

Одним из вариантов инвестирования может быть вложение денег в обучение персонала. Но, перед тем как выбирать учебную программу для своих работников, стоит оценить: нет ли в настоящий момент каких-нибудь более удобных инвестиционных средств, быстрее приводящих к заданной цели? Например, можно вложить деньги в обучение и ожидать прибыли через Х лет. Другой вариант —продать нынешний бизнес и вложить деньги в более прибыльный. Можно также использовать свободные средства не на обучение, а на скупку активов для расширения.Однако кроме прагматичного подхода, существуют и другие. Собственника может не волновать, в какой срок окупятся потраченные деньги. Приглашение модного тренера это, зачастую, вопрос амбиций. Хочется быть «не хуже других». У отдельных бизнесменов, слова: «коучинг», «тимбилдинг», «тайм-менеджмент» ассоциируются с волшебной пилюлей, способной исправить все недостатки менеджмента. В последнем случае, инвестирования не происходит. Налицо обычная трата денег на покупку элементов престижа, чувства защищенности и прочих благ. Теперь вспомним о теории сравнительной эффективности капитальных вложений. Согласно ей, при выборе из нескольких вариантов, реализации подлежит тот, который обеспечит минимальные затраты, максимальную прибыль, либо максимум накопленного эффекта (за период реализации инвестиционного проекта). В случае инвестирования в образование, затраты вряд ли могут быть минимальными, а прибыль максимальной. Наибольший интерес представляет такой показатель, как комплексный эффект, который может быть накоплен в ходе реализации образовательного проекта.

Принципы расчета рентабельности инвестиций в образование.

1. Необходимо учитывать не только прямые денежные затраты, но и косвенные: стоимость аренды помещений, рабочего времени сотрудников, командировочные и т.д.

2. Очевидно, что при обучении людей имеет смысл опираться на какой-то базовый уровень знаний и навыков, который у них уже есть. Но, многие коллективы представляют собой «сборную солянку». Сотрудники оканчивали ВУЗы с разным уровнем преподавания, имеют различный опыт предшествующей работы. Имеет смысл провести аудит имеющихся знаний, чтобы составить программу занятий, максимально приближенную к нуждам конкретного предприятия. Проведение такого аудита требует некоторых расходов.

3. Одной из главных задач собственника, становится удержание людей, в обучение которых вложены деньги, что влечет за собой дополнительные траты. Тратиться приходится на проведение корпоративных праздников, подарки, премии, служебное жильё и т.д. – всё, что повышает лояльность и препятствует увольнению сотрудников. В итоге, может оказаться, что вместо обучения работников, дешевле будет уволить некоторых из них и взять на их место новых.

Большинство методов подсчета основывается на измерении отдельных параметров до обучения и после него. Параметрами могут служить объемы продаж, среднее время, затраченное на одну операцию, количество жалоб и т.д. Они могут выражаться в разной форме – в единицах, долях, процентах. Измерения проводятся в период до обучения и через некоторое время после него. Разница между параметрами считается эффектом от обучения и экстраполируется на весь год. Ее можно выразить в денежном эквиваленте и использовать при расчёте финансовых показателей. Такой подход к делу имеет массу недостатков:

1. Изменение показателей может быть вызвано другими причинами кроме обучения. В осеннее и зимнее время, а также после праздников у людей снижается работоспособность. Увольнение или, наоборот, появление нового негласного лидера может повлиять на показатели целой группы людей, которые его окружают. Если добавить к этому сезонность спроса и предложения, характерную для многих видов бизнеса, то выявить влияние обучения в чистом виде непросто.

2. Положительный эффект может продержаться короткий период, а потом, сойти на нет. Экстраполяция на весь год не всегда обоснованна.

3. В период после обучения может снизиться «текучесть» кадров, повыситься скорость взаимодействия между отделами. Соответствующий экономический эффект с трудом поддается количественной оценке.

4. В крупных российских компаниях практикуется «каскадный» способ передачи знаний. Его суть в том, что сначала топ-менеджеры проходят дорогое и высококачественное обучение (обычно в странах Европы или США), затем они передают свои знания менеджерам среднего звена, а те, в свою очередь, персоналу более низких уровней или региональным менеджерам. При многократной передаче знаний «по цепочке», дополненной приглашением сторонних тренеров, очень трудно вычислить на каком именно этапе проявился экономических эффект. Также трудно просчитать этот эффект заранее: он «размазан» во времени, неопределенность при его подсчете усиливается на каждом следующем этапе передачи информации.

5. Методы сравнения параметров «до» и «после» требуют проведения пробных курсов или тренингов. Трудно рассчитать параметр «после» теоретически. По причине неубедительности подобных вычислений часть экспертов считает, что достоверно рассчитать эффективность корпоративного образования невозможно.

Елена Гордеева, директор по персоналу группы «АльфаСтрахование» в интервью на сайте E-xecutive (июнь 2007) отметила:

«…Я не стала бы считать экономический эффект. Как математик по образованию я не вижу перспектив даже в попытках определить эти закономерности. Мы просто решили, что будем заниматься обучением и развитием персонала, и далеко не все результаты можно оценить экономически».

Почему же руководители огромного количества фирм всё-таки принимают решение об обучении сотрудников?

Мотивы принятия решений об обучении сотрудников.

1. Недостаток квалифицированных работников

Основным мотивом является недостаток на рынке труда специалистов с нужной квалификацией и наличие сложностей в усвоении ими внутренних требований, принятии идеологии компании. Если специалистов не хватает, то их зарплатные ожидания чрезвычайно высоки, подбор нужного человека может тянуться месяцами, на адаптацию нового сотрудника тратится время, а в итоге его лояльность компании может оказаться минимальной. Поэтому фирмам приходится самим заниматься подготовкой кадров. То есть, отбирать перспективных выпускников ВУЗов, обучать и прививать им уважение к корпоративным ценностям. Выпускники, подготовленные по академическим программам, не могут быстро приступить к эффективной работе. Первое время они не приносят прибыли работодателю. Однако позже, за счёт того, что подготовка ведётся в соответствии с нуждами конкретной фирмы, такие сотрудники более лояльны и работают эффективнее, чем пришедшие с других мест работы. Недостаточное количество профессионалов на рынке труда, может быть следствием многих причин. Одна из них – смена эпох. Вспомним обстановку советских магазинов времён дефицита. Продавцы чувствуют себя элитой, покупатели – просителями. Но наступили новые времена. Владельцы магазинов стали бороться за посетителей, вводить западные стандарты обслуживания, переучивать персонал. Нередко выяснялось, что проще набирать молодых вежливых девушек и учить их «с нуля», чем менять стереотипы опытных продавцов. Неумение специалистов «старой закалки» пользоваться современным оборудованием, несоблюдение ими стандартов и технологий и нежелание менять отношение к работе, послужили толчком к созданию первых корпоративных университетов для обучения молодых перспективных специалистов. Впервые на российском рынке корпоративный университет появился у компании «Вымпелком», это произошло в начале 1999 года. Позже и другие организации включились в процесс создания собственных учебных центров.

«…наши затраты на рекрутинг менеджеров такого уровня были бы намного выше, чем затраты на университет».

Вице-президент, директор по управлению персоналом ЗАО «ЮКОС РМ» Юлия Анохина. (Газета «Нефтяная параллель», 13 августа 2002 года.)

«…Не секрет, что во многих подразделениях Компании средний возраст персонала более чем солидный, необходимо проводить омоложение коллективов. Вместе с тем качество подготовки кадров оставляет желать лучшего. В связи с этим была пересмотрена программа подготовки кадрового резерва…»

2. Сотрудники как главный актив успешной компании.

Бурное развитие сферы высоких технологий и информационный бум последних двух десятилетий, привели к тому, что любые технические новинки не могут долго гарантировать конкурентное преимущество. Если новый продукт пользуется спросом, конкуренты быстро создают подобный. В итоге, самым долгосрочным конкурентным преимуществом компаний являются их сотрудники. То, на чьей стороне окажется очередная «светлая голова», является решающим фактором в борьбе за доли рынка. Работа менеджера по персоналу становится всё более ответственной. Пытаясь первыми заполучить талантливую молодёжь, менеджеры используют массу ухищрений. Например, за рубежом распространена такая практика: неформальная плата профессорам школ МБА, за предоставление данных о наиболее перспективных выпускниках ещё до официального окончания учёбы. 3. Обучение сотрудников, как средство обеспечить единые стандарты работы всех подразделений компании. Нередко, при слиянии нескольких компаний, менеджмент оказывается неэффективным и непрозрачным. Подобная проблема возникает при наличии сети филиалов в регионах, когда работа головного и региональных офисов строится несогласованно. В результате, масса усилий и ресурсов оказывается бесполезно растраченными, как в басне Крылова о лебеде, раке и щуке. В ходе обучения, единые стандарты могут быть введены и отработаны на всех уровнях управления компанией. 4. Обучающая структура в составе компании, как средство привлечения инвестиций. Собственный корпоративный университет может быть одним из инструментов для привлечения иностранного капитала. Зарубежные инвесторы обращают большое внимание на прозрачность управления бизнесом и гарантии его стабильности. Результат корпоративного обучения —наличие единых внутренних стандартов в управлении персоналом —обеспечивает необходимую степень прозрачности менеджмента. Имеет смысл сделать небольшое отступление. Компания «ЮКОС» сумела наладить качественное обучение менеджеров и привлечь зарубежных инвесторов, но это не спасло её от краха. Крупная американская компания «Enron», потерпела банкротство, имея в своем составе массу специалистов с дипломами МБА. Системы обучения в бизнес-школах всё чаще подвергаются критике. Например, со стороны таких зарубежных профессоров, как Генри Минцберг, Сумантра Гошал, Джефри Преффер.

Степень рискованности при инвестициях в образование.

Само по себе наличие обученных менеджеров – ещё не гарантия процветания, если руководство допустило стратегические ошибки, или образование не было качественным. Инвестиции в образование являются долгосрочными, поэтому высокорискованными. Реалии же российского бизнеса таковы, что решения законодательных органов можно приравнять к форс-мажорным обстоятельствам, а рейдерство – повседневное явление. Помимо прочего, у таких инвестиций чрезвычайно низкая ликвидность. Деньги, потраченные на подготовку квалифицированных специалистов, невозможно вернуть в случае их увольнения.

Практика образования сотрудников в Российских компаниях.

В России активное развитие бизнеса началось в постсоветский период, поэтому большая часть обучающих программ заимствована из практики бизнес-школ Европы и США, где образованию сотрудников придаётся очень большое значение. В настоящее время свыше 2000 западных компаний имеют собственные учебные заведения. Ведущие американские фирмы обучают практически весь свой персонал. В крупных корпорациях существуют специальные должности: CKO (Chief Knowledge Officer) —главный специалист по знаниям и CLO (Chief Learning Officer) —главный специалист по обучению. В России более 30 крупных компаний создали корпоративные университеты. Значительное число организаций с числом работников более тысячи имеют собственные отделы обучения. Многие собственники не организуют учебных отделов в своих фирмах, но регулярно посылают сотрудников на открытые тренинги, курсы или конференции. Относительно небольшое число работодателей (около 2%) старается нанять топ-менеджеров с дипломами МБА. На наличие этой степени обращают внимание около 20% собственников, кое-кто даже готов оплачивать своим менеджерам её получение. Постепенно, всё большую популярность приобретают программы дистанционного образования, которые позволяют заниматься самостоятельно, получая доступ к учебным материалам через сеть Интернет. Возможности дистанционного обучения используют как крупные компании, так и частные лица. Ведь результат (при добросовестном отношении к делу) бывает очень неплохим, сочетаясь с относительно невысокой стоимостью учебного пакета. Например, цена за полный комплекс дистанционного курса по программе MBA – около 100 тыс. рублей. Стоимость аналогичного курса обучения при традиционном методе занятий в несколько раз выше (есть ещё плюс – не приходится тратить время, чтобы добраться до места, где проходят занятия). Небольшие фирмы, помимо отправки сотрудников на открытые тренинги и конференции, практикуют такие малобюджетные способы обучения, как:

Участие всех сотрудников в ведении корпоративного блога.

Компенсация сотрудникам средств на покупку литературы по профессиональной тематике, или организация мини-библиотеки.

Семинары в кругу работников фирмы, когда люди поочерёдно готовят доклады на актуальные темы и представляют их коллегам.

Стоит также упомянуть, что во многих городах существуют профессиональные клубы, где за небольшую входную плату можно пообщаться с коллегами. Таким образом, не приходится говорить о том, каковы затраты на «среднее» образование. Его стоимость может варьировать от десятков миллионов долларов (для создания корпоративного университета), до десятков тысяч рублей (стоимость рабочего времени сотрудников, при «малобюджетных» способах обучения). Всё зависит от масштабов бизнеса, его стратегических целей и уже существующей кадровой и материальной базы.

Эффективность обучения

Сорокина Галина Внимание! Все права на данный материал принадлежат сайту Investtalk.ru. Копирование материала разрешено с обязательным указанием гиперссылки на http://investtalk.ru