Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях. Деятельность малых предприятий: льготы, налогообложение, бухгалтерский учет

Предприятия малого бизнеса составляют значимую часть компаний, ведущих коммерческую деятельность. Образования решают вопросы занятости населения, охвата сфер, не входящих в круг интересов среднего или крупного бизнеса. Поддержка предприятий выражается в создании оптимальных условий для ведения деятельности, снижении налоговой нагрузки и упрощении отчетности. Расскажем в статье, как осуществляют бухгалтерский и налоговый учет малые предприятия, каковы их льготы и преимущества.

Принадлежность к малому бизнесу

Использование льгот, предоставленных законодательством, возможно при четком понимании критериев принадлежности к субъектам малого предпринимательства (СМП). К категории малых при соответствии критериям причисляются хозяйственные общества и партнерства, ИП, производственные и сельскохозяйственные кооперативы, фермерские хозяйства.

Ограничения показателей принадлежности:

Показатель Предельный лимит Дополнения
Доход, полученный в течение года До 800 млн рублей Доход определяется по всем видам деятельности и системам налогообложения
Среднесписочная численность До 100 человек Расчет численности производится по правилам, разработанным органами статистики
Допускаемая доля предприятий (не отвечающих критериям малого бизнеса) в уставном капитале До 49% от общей стоимости Определяется как суммарный показатель всех участников

Для предприятий установлен период в 3 года отнесения к группе малых даже в случае утраты права.

Пример о превышении лимитов

ООО «Родничок» зарегистрировано в 2014 году. Размер средней численности за 2014-2015 годы не превышал 100 человек, что соответствовало критерию отнесения к СМП. Остальные показатели соответствовали норме.

Организация превысила лимит показателей отнесения к категории малых в 2016 году по числу среднесписочной (средняя замена на среднесписочную с августа 2016 года) численности в связи с расширением бизнеса. Вывод: предприятие утрачивает право на отнесение к малым и использование льгот в 2019 году.

Открытие малого предприятия

При регистрации компаний, попадающий под категории малых, применяется стандартный порядок оформления. Регистрирующий орган определяется по месту расположения юридического лица, для ИП – место постоянной прописки. Законное ведение деятельности осуществляется с даты внесения предприятия в реестр, существующий отдельно для юридических лиц и ИП.

Состав представляемых документов на регистрацию юридического лица:

  • Заявление формы Р11001. При наличии нескольких учредителей каждый из лиц должен присутствовать при подаче документов и представить паспорт. В том случае, когда подачу документов осуществляет представитель, необходимо иметь нотариальное удостоверение документа.
  • Паспорт с копией документа всех участников и доверенность при сопровождении процедуры представителем.
  • Учредительные формы – протоколы, Устав, регистрационные документы на организацию, имеющую долю в уставном капитале.
  • Гарантийное письмо для заключения договора аренды или иной документ, подтверждающий планируемое место расположения.
  • Платежный документ о внесении в бюджет пошлины. Сумма вносится от имени заявителя или учредителей по требованию регистрирующего органа.

Государственные субсидии малому бизнесу

Для предпринимательства предусмотрены субсидии, выделяемые в рамках государственных программ. Предприятия малого бизнеса имеют право обратиться в муниципалитет для поддержки и предоставления помощи. Существуют несколько программ с финансовой помощью:

  • Предоставление субсидий после открытия предприятия. Для получения финансовой поддержки необходимо представить документы о бизнес-проекте. Предпочтения отдаются предприятиям производственной, сельскохозяйственной сфер деятельностью. Обязательным условием является создание рабочих мест в области нахождения. Субсидии направляются на приобретение оборудования, техники, помещений.
  • Компенсация сумм, затраченных субъектом малого бизнеса на кредитование. Рассматриваются расходы по кредитам на приобретение производственных зданий, создание материальной базы предприятиями малого бизнеса. Для получения субсидии представляется бизнес-план, показатели деятельности в динамике, договоры с банком, расчет затраченных процентов по кредитованию.
  • Поддержка кредитования малого бизнеса. Ряд банков предоставляет программы, осуществляемые с государственной поддержкой. Льгота выражается в получении субсидии на взнос, гарантий при кредитовании, возврата части процентной ставки.

Вопрос о рассмотрении и предоставлении субсидии решается в каждом конкретном случае индивидуально. Целью программ является развитие субъектов с деятельностью в области воспроизводства и создания новых рабочих мест. За весь период действия программы предприятия должны предоставлять отчетность и подтверждение ранее заявленных показателей в муниципалитет.

Бухгалтерский учет на малых предприятиях

Субъекты имеют право на льготное ведение кассовых операций. Допускается отсутствие утвержденного лимита кассы и хранение выручки без ограничения размера. Предприятия имеют право не сдавать средства в банк и использовать их по назначению непосредственно из кассы на любые разрешенные нужды.

Детальное выражение упрощения учета:

Элемент Характеристика
План счетов Упрощенный вариант и возможность отказа от ведения двойной записи
Отчетность Сокращенное число форм. Представляются только балансы формы 1 и 2. В ряде случаев (при использовании целевых средств) дополнительно представляется отчет о целевом использовании денежных средств
Метод учета Допускается отказ от применения метода начисления
Создание резервов Разрешен отказ от формирования оценочных обязательств и списание затрат в текущих расходах
Использование ПБУ 18/02 Разрешено ведение учета без использования временных или постоянных разниц и обязательств

Налогообложение малого бизнеса

Организации и ИП, попадающие под критерии малых, имеют право использовать любые установленные законодательством системы налогообложения. Льготное налогообложение создается преимущественно на региональном уровне. Субъектам федерации разрешено снизить ставку по ряду налогов.

Право регионов реализуется для поддержки малого бизнеса в областях строительства, сельского хозяйства, производства, социальной сферы.

Пример о применении льготной ставки

Организация ООО «Истоки» относится в СМБ, оказывает медицинские услуги и имеет малые обороты. В учете применяет УСН с объектом «доходы». Размер выручки за 1 квартал 2016 года составил 20 000 рублей. Авансовый платеж единого налога – 1 200 рублей.

После внесения суммы в бюджет организация узнала о льготе по единому налогу для профильного вида деятельности – снижения размера до 1%. Полученная экономия составила 1 000 рублей. Переплата будет учтена в платежах будущих периодов.

Образования, зарегистрированные в форме ИП, имеют право до 2020 года применить налоговые каникулы. Право распространяется на впервые зарегистрированные ИП с открытием после подтверждения законодательной нормы на региональном уровне. Применение льготы носит заявительный характер.

Льготы общего характера для предприятий

На региональном уровне предприятия имеют право получить:

  • Возможность участвовать в тендерах на получение госзаказов. Учреждения должны приобретать у субъектов малого бизнеса до 15% всего объема госзакупок.
  • Первоочередное право выкупа арендованных зданий и участков.
  • Возможность заключения трудовых договоров с наемными работниками с ограниченным сроком действия.
  • Льготы по штрафам административного порядка. Разрешена замена штрафа на предупреждение при условии отсутствия ущерба, вреда среде и лицам, государственной безопасности. Льгота применяется для организаций и ИП, впервые совершивших нарушение.

Важной льготой служат каникулы в отношении неналоговых проверок, мораторий на которые установлен с 2016 года и до окончания 2018 года. Льгота предоставляется при отсутствии нарушений. Инспекторам ИФНС предоставляется меньше времени на процедуру проверки с ограничением в пределах 50 часов в год.

Плюсы и минусы малого предпринимательства

Законодательство предоставляет значительный перечень льгот и возможностей малому бизнесу, среди которых основными выступают:

  • Минимизация внутреннего документооборота.
  • Льготы финансового, налогового характера с участием региональных властей.
  • Льготы административного назначения.
  • Возможность использовать условия деятельности, доступные среднему и крупному бизнесу.
  • Отсутствие финансовых потерь при утрате права на принадлежность к СМП.

К преимуществам предприятий СМП над более крупными образованиями относят гибкость, возможность оперативной смены деятельности или принятия бизнес решения.

К явному минусу малого бизнеса относят сложную конкуренцию с более крупными предприятиями, имеющими значительную материальную базу и солидные денежные потоки. Ограниченные возможности СМП не позволяют расширять объемы оборотов и прибыли.

Отсутствие возможности выхода на другой уровень масштабности объемов увеличивает издержки на единицу товара. Отрицательными сторонами ведения СМП является осторожность банков при выдаче кредитов, партнеров при заключении договоров и потребителей, иногда предпочитающих более крупные структуры.

Реестр малых предприятий

С 2016 года создан специальный реестр малых предприятий, ответственность ведения которого возложена на ИФНС. Формирование информации производится по показателям малых предприятий.

Воспользоваться сведениями можно в открытом доступе, на официальном сайте ИФНС. Для внесения данных Инспекции будут использовать отчетность о среднесписочной численности, показатели доходности стандартных отчетов и данных реестра предприятий.

Ответы на наиболее часто возникающие вопросы по тематике малого бизнеса

Вопрос №1. Если предприятие СМП получило убыток в периоде получения субсидии на приобретение оборудования, потребуется ли выплатить полученную сумму?

Субсидию, выданную на приобретение оборудования, возвращать не потребуется. Важно использовать оборудование при ведении деятельности (не для перепродажи) и своевременно отчитываться по показателям.

Вопрос №2. Будет ли производится проверка СЭС предприятия малого бизнеса в периоде каникул, если на него поступила жалоба о нарушении правил общепита?

При отсутствии жалоб на ведение деятельности и явные нарушения проверка контролирующими инстанциями (СЭС, пожарная инспекция) не производятся. Поступившая от потребителей жалоба обязывает органы контроля произвести проверку ведения деятельности.

Вопрос №3. Могут ли малые предприятия совмещать режимы налогообложения?

Могут. Компании СМП имеют право на использование всех возможностей, предоставленных законодательством при ведении коммерческой деятельности.

Вопрос №4. Относятся ли ИП при ведении патентной системы налогообложения к малым предприятиям.

Ограничения численности, допускаемые при использовании патента, позволяют отнести ИП к микро-предприятиям.

Вопрос №5. Нужно ли подтверждать принадлежность предприятия к СМП?

Специальных форм для подтверждения показателей отнесения к субъектам малого бизнеса не предусмотрено.

Звонок в один клик

1.1. Понятие и законодательная база существования малого предпринимательства

1.2. Документирование хозяйственных операций на малом предприятии

1.3. Формы ведения бухгалтерского учета на малом предприятии

1.4. Организация бухгалтерского учета на малом предприятии

1.5. Порядок применения рабочего Плана счетов бухгалтерского учета

1.6. Порядок определения льгот при учете и налогообложении малых предприятий до 01.01.2002 г. и с вступлением гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций»

Глава 2. Простая форма бухгалтерского учета в книге учета хозяйственных операций

2.1. Простая форма бухгалтерского учета на малом предприятии

2.2. Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия

Глава З. Учет финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия в книге учета доходов и расходов. Методика учета при налогообложении субъектов малого предпринимательства

3.1. Действие упрощенной системы налогообложения

3.1.1. Субъекты с правом пользования упрощенной системой налогообложения

3.1.2. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения

3.1.3. Определение объекта налогообложения

3.1.4. Порядок определения доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения

3.1.5. Налоговая база

3.1.6. У минимального налога

3.1.7. Перенос убытка или части убытка и следующие налоговые периоды

3.1.8. Налоговый период. Отчетный период

3.1.9. Налоговые ставки

3.1.10. Порядок исчисления и уплаты налога и авансовых платежей

3.1.11. Налоговая декларация

3.1.12. Налоговый учет

3.1.13. Особенности исчисления налоговой базы при переходе с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения и с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения

3.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

3.2.1. Основные понятия

3.2.2. Исчисление и уплата налога

3.2.3. Налогоплательщики

3.2.4. Объект налогообложения и налоговая база

3.2.5. Порядок и сроки уплаты единого налога

3.2.6. Зачисление сумм единого налога

3.3. Порядок учета доходов и расходов для индивидуальных предпринимателей

Глава 4. Отчет малых предприятий

4.1. Состав отчетности малого предприятия

4.2. Нормативное регулирование при предоставлении упрощенной отчетности

Введение

Формирование и развитие рыночных отношений предполагают свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и секторов внутри каждой формы собственности. Особое место в экономике России на этапе рыночных преобразований принадлежит малому предпринимательству.

Особо отметим следующие социальные факторы этого сектора.

Во-первых, развитие малого предпринимательства способствует по степенному созданию широкого слоя мелких собственников, чье благосостояние и достойный уровень жизни являются основой социально экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Во-вторых, малый бизнес - не только источник средств существования, но и способ раскрытия внутреннего потенциала личности.

В-третьих, объективно расширяющая реструктуризация средних и крупных предприятий вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.

В-четвертых, сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а потому может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Малое предпринимательство - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со свои ми отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определен ном сегменте рынка труда и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предпринимательства являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке.

Для законодательного обеспечения развития и эффективной деятельности малых предприятий на различных этапах социально-экономических реформ в России были приняты нормативные правовые акты (федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, региональные правовые акты и другие), которые в совокупности об разуют законодательство о малых предприятиях.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются малые предприятия, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ст. З Федерального закона от 14 июня 1995 г. Р 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г.)).

Целью Федеральной программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер его государственной поддержки на федеральном уровне.

Что касается содержания Программы, то нельзя не отметить, что ее мероприятия намечены на основе анализа состояния малого предпринимательства в настоящее время, что позволило Правительству критически осмыслить сложившуюся ситуацию, сформулировать саму проблему.

Правительство отдает себе отчет в том, что деятельность субъектов мало го предпринимательства во многом зависит прежде всего от действий федеральных органов исполнительной власти. Мало того, без специальных мер государственной поддержки развитие малого предпринимательства не возможно. Исходя из этого основные мероприятия Программы направлены прежде всего на разрешение федеральными органами власти проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, таких как:

Несовершенство системы учета и налогообложения;

Нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого предпринимательства;

Неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий;

Отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и другие);

Организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами;

Административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.

ПЛАН:

Введение……………………………………………………………………..……3

I. Теоретические основы учета на малых предприятиях…………….…..……. 4

1.1. Критерии отнесения предприятия к предприятиям малого бизнеса….….4

1.2. Понятие об упрощенной системе налогообложения……..……….…….…4

II. Особенности учета на малых предприятиях…………….……………...……7

2.1.Организация налогового учета на малом предприятии …………….….…..7

2.2. Расчет единого налога……………………………………………..................9

2.2.1. Определение доходов…………………………………………….….….…9

2.2.2. Определение расходов………………………………………..….….……11

2.2.3.Расчет единого налога………………………………..…..………….……12

2.3 Единый налог на вмененный доход. ……………………………………….14

2.4. Документальное оформление бухгалтерских операций при упрощенной системе налогообложения……………………………………………..………..16

2.5. Отчетность предприятий малого бизнеса…………………………….…..18

Литература…………………………………………………………………..…..19


Введение

Предприятия малого бизнеса являются важнейшей составной частью обширного комплекса всех предприятий Российской Федерации. С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации, законов о земле, о предприятиях с разной формой собственности получают широкое развитие новые формы хозяйствования, организуются малые предприятия и их ассоциации, в обращение вводятся ценные бумаги, развивается оптовая торговля.

Для нормального функционирования малых предприятий необходима всесторонняя, объективная, оперативно поступающая информация. Важнейшим источником информации об экономической деятельности организаций, в том числе и малых предприятий, являются данные, содержащиеся в бухгалтерском учете.

Бухгалтерский учет формирует информацию о работе предприятий малого бизнеса. Он фиксирует все изменения, происходящие в производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, т.е. дает необходимые сведения о кругообороте средств малого предприятия. Бухгалтерский учет не бесстрастный регистратор фактов и событий; здесь систематизируются и обобщаются полученные данные. Все изменения, происходящие в хозяйственной деятельности, регистрируются в бухгалтерском учете с целью активного воздействия на улучшение работы малого предприятия через принятие правильных управленческих решений.

Поэтому бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса является составной частью системы управления производством. Он необходим, прежде всего, для информационного обеспечения системы управления, причем на всех ее уровнях. В общем, объеме экономической информации в малом бизнесе учетная информация занимает свыше 80 %, т.е. данная информация составляет основу информационного обеспечения системы управления малым бизнесом.

Значения бухгалтерского учета в системе управления не сводится только к функции информационного обеспечения. Бухгалтерский учет выполняет и другую информационную роль – обеспечение контроля за сохранностью собственности организации. Большое значение контрольная функция бухгалтерского учета имеет в условиях, когда повсеместно внедряются экономические методы воздействия на качество работы предприятия малого бизнеса. Это значит, что бухгалтерский учет не только должен сигнализировать о недостатках в работе малого предприятия, о нерациональном использовании ресурсов и т.п., но путем соответствующей организации учетной службы призван поставить заслон этим негативным явлениям.

Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса постоянно совершенствуется с учетом меняющейся экономической обстановки. Принятые в последние несколько лет нормативные документы предусматривают внедрение в практику бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса современных принципов его организации на основе международных стандартов.

В соответствии с нормативными документами главными задачами бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса являются:

Обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

Своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов;

Формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми, финансовыми и банковскими органами.


I . Теоретические основы учета на малых предприятиях

1.1.Критерии отнесения предприятия к предприятиям малого бизнеса

Переход экономики на рыночные отношения привел к образованию предприятий с различными формами собственности, видами деятельности и размерами производства. Появились малые предприятия с простым процессом производства и работ, имеющие имущество, а также малые предприятия непроизводственной сферы, совершающие незначительное количество хозяйственных операций и не имеющие имущества в собственности.

Согласно Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», субъектами малого бизнеса могут выступать юридические и физические лица. К ним относятся предприятия, в которых средняя численность работающих не превышает:

В промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

В сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;

В розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек;

В оптовой торговле и остальных отраслях, а также при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Кроме того, закон предусматривает, что доля других юридических и физических лиц в их уставном капитале не должна превышать 25 %.

Предприятия малого бизнеса имеют существенные отличия от предприятий агропромышленного комплекса и промышленной сферы деятельности.

Сфера деятельности предприятий малого бизнеса (далее по тексту «малые предприятия») довольно многообразна и, в сущности, не отличается от предприятий агропромышленного комплекса и промышленной сферы деятельности. Т.е. это производственная деятельность, сбытовая (реализация произведенной и приобретенной продукции) и снабженческая деятельность.

Не всякое предприятие может относиться к предприятиям малого бизнеса. Для этого существуют некоторые критерии (признаки), по которым можно отличить малое предприятие.

Эти критерии представлены в следующем:

Среднегодовая численность всех работников предприятия не должна превышать 100 человек;

Стоимость принадлежащих организации основных средств не должна превышать 100 МРОТ;

Среднемесячный оборот предприятия составляет не более 1 млн. рублей.

Доля в уставном капитале других юридических и физических лиц, не превышает 25 %

Несмотря на то, что предприятие относится к предприятиям малого бизнеса, на предприятии должен вестись бухгалтерский учет. Ответственность за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии возлагается на руководителя предприятия или частного предпринимателя, который обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета.

1.2.Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения не является отдельным видом налога – это специальный налоговый режим, т.е. это особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, которым в том числе может быть предусмотрена и замена совокупности налогов и сборов одним налогом.


Налогоплательщик.

Соответствующие условиям применения УСНО и уведомившие налоговый орган: организации и индивидуальные предприниматели.

Условия применения режима

Установлен ряд ограничений: для перехода на упрощенную систему налогообложения, для применения упрощенной системы налогообложения. При несоблюдении ограничений осуществляется возврат на общий режим налогообложения.

Процедура перехода

Необходимо было с 1 октября по 30 ноября подать заявление в налоговый орган (вновь созданные организации и зарегистрированные предприниматели могут подать заявление при постановке на налоговый учет).

В налоговом органе необходимо зарегистрировать Книгу учета доходов и расходов:

До начала налогового периода, если она ведется на бумажном носителе

По окончании налогового периода, если она ведется в электронном виде

Объект налогообложения

Налогоплательщик самостоятельно выбирает объект налогообложения: либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. С 2005 года объектом налогообложения могут быть только доходы, уменьшенные на величину расходов.

Изменение объекта налогообложения невозможно в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения. Новым налогоплательщикам после подачи заявления можно поменять объект налогообложения, уведомив об этом налоговый орган не позднее 20 декабря.

Налоговые ставки

Применяется в зависимости от выбранного объекта налогообложения:

6 % - объект налогообложения – доходы;

15 % - объект налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговые льготы

Налоговых льгот при данной системе налогообложения не установлено.

Уменьшение суммы налога

Для объекта налогообложения «доходы» установлены два вида вычетов:

· страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

· уплачиваемые за свой счет работникам суммы пособий по временной нетрудоспособности.

Налоговый (отчетный) период

Налоговый период для налогоплательщиков – календарный год.

Отчетные периоды – I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Замечание 1

Развитие малого предпринимательства в России предопределяет уровень демократии и открытости экономики государства. Посредством поддержки этого сегмента предпринимательства правительство имеет возможность решать проблемы повышения благосостояния населения и увеличения процента граждан со средним уровнем доходов. Развитие малого бизнеса в РФ способствует пополнению бюджета за счет поступлений налоговых платежей.

На сегодняшний день рыночные отношения находятся в стадии развития и требуют своевременных управленческих решений. Для этого нужна достоверная и полная информация, получаемая за счет отлаженного бухгалтерского учета. Для успешного функционирования малых предприятий важно сформировать эффективную систему учета. Ограниченность в финансовых и трудовых ресурсах определяет методику построения и работы бухгалтерской службы малых компаний, а также форму ведения учета, зависящей от применяемой системы налогообложения.

Субъекты малого предпринимательства

К субъектам малого предпринимательства относятся предприятия, имеющие:

  • суммарную долю участия субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных компаний и иностранных граждан, общественных объединений, религиозных организаций, благотворительных фондов, предприятий, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале до 49%
  • среднюю численность сотрудников за предыдущий год до 100 человек;
  • выручку от реализации без учета НДС за предшествующий год до 800 млн. рублей.

Федеральный закон № 209ФЗ не требует регистрации в качестве субъекта малого бизнеса, соответственно, чтобы им являться необходимо соблюдение законодательно определенных критериев. Соответствие данным критериям будет проверяться каждый раз, когда организация или предприниматель обратится за поддержкой государства в данном качестве.

Льготное налогообложение субъектов малого предпринимательства - приоритетное направление государственной поддержки. Специальные налоговые режимы позволяют снизить налоговую нагрузку на компании.

В законодательстве Российской Федерации определено два основных вида режимов налогообложения:

  • общий,
  • специальные.

К специальным режимам относятся:

  • ЕСХН - единый сельскохозяйственный налог;
  • УСН - упрощенная система;
  • Патент;
  • ЕНВД - единый налог на вмененный доход.

Классификация всех субъектов по режимам налогообложения позволяет определить состав отчетности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Малые предприятия для постановки бухгалтерского учета обязаны самостоятельно создавать учетную политику, основываясь на своей структуре, отраслевой принадлежности и иных особенностей деятельности. Специфика деятельности малых организаций требуют особого подхода к формированию учетной политики.

Индивидуальные предприниматели на ОСНО платят все установленные налоги со своих доходов, а также налог с выплат, производимых в пользу наемных работников и лиц, выполняющих работу на основании договоров ГПХ, взносы на обязательное пенсионное и социальное страхование, государственные таможенные пошлины, лицензионные, регистрационные сборы и другие требуемые налоги, сборы, платежи.

Патентная система налогообложения для малого бизнеса является наиболее привлекательной. Стоимость патента рассчитывается по ставке 6 % от предполагаемого годового дохода. Владельцы патента не уплачивают НДС, за исключением определенных законом случаев. Сохраняется уплата НДС: при ввозе товаров из-за границы, при осуществлении деятельности по договорам простого, инвестиционного товариществ, по договорам доверительного управления. Порядок уплаты стоимости патента отличается от схемы налогообложения субъектов малого предпринимательства на иных режимах. Если патент приобретается на срок менее шести месяцев, то полную стоимость необходимо перечислить не позднее двадцати пяти календарных дней после начала действия патента. Если патент получен на срок от шести месяцев до одного календарного года, то треть суммы уплачивается не позднее двадцати пяти календарных дней после момента начала действия патента, а две трети, соответственно, не позднее тридцати календарных дней до момента окончания действия патента.

Замечание 2

Следует отметить, что все 100 % оплаты патентов направляются в бюджет муниципальных образований.

Система налогообложения

Система налогообложения в виде ЕНВД для определенных видов деятельности предполагает определение размера базовой доходности для тех видов хозяйственной деятельности, в которых затруднен контроль. Применение ЕНВД не является обязательным. Плательщики ЕНВД освобождаются от следующих налогов:

  • налог на прибыль организации или налог на доходы физических лиц;
  • НДС, за исключением НДС при ввозе товаров;
  • налог на имущество организации или физических лиц.

Отмена перечисленных налогов распространяется только на операции, прибыль, имущество, которые связаны с предпринимательской деятельностью, облагаемой ЕНВД.

При применении упрощенной системы налогообложения предприятия малого бизнеса ограничиваются уплатой единого налога по УСН. Для предпринимателей данный налог заменяет уплату НДС, НДФЛ, налога на имущество физических лиц, используемого в предпринимательской деятельности.

Предприниматели, применяющие УСН, продолжают уплачивать: страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и другое страхование, а также иные федеральные, региональные и местные налоги. Налогоплательщики УСН должны обеспечивать полноту, непрерывность, достоверность учета данных хозяйственной деятельности, необходимых для определения налоговой базы и суммы самого единого налога. Для этого они обязаны вести Книгу учёта доходов и расходов, где в хронологическом порядке на основе первичных документов отражают все хозяйственные операции отчетного периода.

Для перехода на УСН необходимо подать уведомление до 31 декабря текущего года. Вновь зарегистрированные компании могут применять УСН с даты государственной регистрации, при условии подачи соответствующего заявления в установленный срок. Если уведомление не будет представлено в обозначенные сроки, то налогоплательщик лишается права применения УСН.

Выбор системы налогообложения не всегда зависит от желаний налогоплательщика и в первую очередь определяется законодательством. Грамотный подход к выбору системы налогообложения является залогом успешного развития компании и оптимизации налогообложения. Соответственно предприятие впоследствии сможет сократить размер отчислений в бюджет, сохранить средства и направить их на развитие предприятия.

Законодательством РФ предусмотрено, что бухгалтерская отчетность малыми предприятиями представляется в утвержденном порядке, предусматривающем упрощение форм и процедуры отчетности. Для организации учета в упрощенной форме малым компаниям рекомендуется основываться на типовом плане счетов. «Упрощенцами» по большей части являются представители малых, а также микропредприятий и именно для них предусмотрено послабление в виде, того, что бухгалтерский учет они имеют право вести в более упрощенном режиме. Под упрощенной системой бухучета субъектов малого предпринимательства понимается информационное единство систем финансового, налогового учета, основанных на упрощении содержания составляющих элементов в зависимости от вида малого предприятия.

Ведение бухгалтерского учета на предприятии в упрощенной форме обязательно следует закрепить в учетной политике организации. Необходимо также отразить особые правила, отличающие упрощенный бухгалтерский учёт от стандартного. Рабочий план счетов можно упростить за счет объединения некоторых счетов. Доходы и расходы допускается признавать кассовым методом, т.е. по мере поступления и расходования денежных средств. В налоговом учете организации, применяющие УСН, также признают доходы и расходы кассовым методом, что помогает приблизить налоговый учет к бухгалтерскому учету.

Замечание 3

Допускается применение упрощенной системы регистров учета для компаний, не занимающихся производством. При количестве операций до 30 в месяц возможно ведение учета в Книге учета фактов хозяйственной деятельности. В учетной политике следует отразить, используемые формы бухгалтерской отчетности.

Приказом Минфина РФ утверждены упрощенные формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах для субъектов малого бизнеса. В них отражаются показатели только по группам статей без детализации. Данные не могут отсутствовать в отчетности, просто они включаются в соответствующую группу активов или пассивов.

При переходе на сокращенный план счетов малым компаниям следует внести изменения в общепринятый алгоритм учета производственных затрат и финансовых результатов.

Правильный подход к организации бухучета на предприятиях, являющихся субъектами малого предпринимательства, обеспечивает снижение трудоемкости процесса учета, повышение точности, оперативности обработки информации и, как следствие, повышение качества управленческих решений.

"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2011, N 3

В статье рассмотрены порядок создания бухгалтерской службы и формы организации бухгалтерского учета на малом предприятии.

Одной из основных проблем, которые существуют сегодня в бухгалтерском учете, является то, что его рассматривают только как инструмент для исчисления налоговых обязательств организации. Однако хотелось бы еще раз подчеркнуть, что более 400 лет бухгалтерский учет развивался исключительно как способ получения информации о деятельности организации. Именно так он рассматривается в промышленно развитых странах и до сих пор. Исчисление налоговых обязательств - лишь одна из задач бухгалтерского учета, причем зачастую не первоочередная.

При организации и ведении бухгалтерского учета в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства, следует руководствоваться общими требованиями бухгалтерского и налогового законодательства. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут их руководители.

Руководитель малого предприятия в зависимости от объема учетной работы вправе:

  • создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • ввести в штат должность бухгалтера;
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специальной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту;
  • вести бухгалтерский учет лично.

При организации бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства, которые являются юридическими лицами по законодательству РФ, следует руководствоваться едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, положениями по бухгалтерскому учету. Основным нормативным документом, регулирующим малое предпринимательство в РФ, является Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ могут предусматриваться следующие меры:

  1. специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
  2. упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
  3. упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
  4. льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
  5. особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  6. меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
  7. меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  8. меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  9. иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ меры.

Основной принцип организации бухгалтерского учета в любой организации - это максимальное упрощение процедур ведения бухгалтерского учета без нанесения ущерба выполнению поставленных перед ним задач. Для малых предприятий он особенно актуален в связи с ограниченными финансовыми ресурсами, поэтому эффективность деятельности бухгалтерской службы для них имеет особую важность.

Следовательно, процедуре первичной постановки или реформирования бухгалтерского учета организации предшествует изучение тех задач, которые он должен в ней выполнять.

Грамотная постановка бухгалтерского учета в организации позволяет:

  • обеспечить сохранность имущества;
  • обеспечить эффективность управления ресурсами;
  • исчислить финансовый результат деятельности;
  • определить налоговые обязательства.

Знать эти задачи крайне важно для руководителя любой организации, так как выбор оптимальных путей их решения является основой для построения эффективной системы бухгалтерского учета и, что более важно, управления организацией.

Процессу первичной постановки или реорганизации системы бухгалтерского учета на предприятии должен предшествовать анализ потребностей в выполнении указанных задач. Средние и крупные организации испытывают потребность в том, чтобы система бухгалтерского учета решала все поставленные задачи. Однако изучение специфики деятельности малых предприятий показывает, что из указанного перечня задач могут быть востребованы не все. Например , перед системой бухгалтерского учета организации, в которой работает один человек, являющийся одновременно ее учредителем, не стоит задача обеспечения сохранности имущества, так как все оно находится в единоличном пользовании. В небольшой организации, которая работает по договорам поручения в качестве поверенного, может отсутствовать необходимость в определении эффективности управления ресурсами. Бухгалтерский учет организации, уплачивающей единый налог на вмененный доход, не выполняет задачу исчисления налоговых обязательств, так как они рассчитываются на основе небухгалтерских данных.

Руководитель вместе с главным бухгалтером организации должен определять потребность в выполнении бухгалтерским учетом указанных выше задач.

  • единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий;
  • журнально-ордерной формы для небольших предприятий и хозяйственных организаций.

Малое предприятие должно самостоятельно избрать форму бухгалтерского учета, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно-материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнально-ордерной формы.

Малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении:

  • единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
  • взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
  • сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
  • накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

Упрощенная форма бухгалтерского учета малым предприятием может вестись:

  • по простой форме бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия);
  • по форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.

Упрощенную форму бухгалтерского учета не следует путать с упрощенной системой налогообложения.

Простая форма бухгалтерского учета может применяться на предприятиях, где совершается незначительное количество хозяйственных операций (не более тридцати в месяц) и не осуществляются производство продукции и выполнение работ, связанных с большими затратами материальных ресурсов.

Простая форма предполагает ведение учета всех операций путем их регистрации только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме N К-1.

Книга является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.

Малое предприятие может вести книгу в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также оттиском печати малого предприятия.

Книга открывается записями сумм остатков на начало отчетного периода (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются. В графе 3 "Содержание операций" записывается месяц и в хронологической последовательности позиционным способом на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные операции этого месяца.

Суммы по каждой операции, зарегистрированной в книге по графе "Сумма", отражаются методом двойной записи одновременно по графам "Дебет" и "Кредит" счетов учета соответствующих видов имущества и источников их приобретения.

По окончании месяца подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебету и по кредиту всех счетов учета средств и их источников, которые должны быть равны итогу средств.

После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц выводится сальдо по каждому их виду (счету) на 1-е число следующего месяца.

Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия может применяться малыми предприятиями, осуществляющими производство продукции (работ, услуг). К числу таких регистров относятся :

  • ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма N В-1;
  • ведомость учета производственных запасов и товаров, а также налога на добавленную стоимость, уплаченного по ценностям, - форма N В-2;
  • ведомость учета затрат на производство - форма N В-3;
  • ведомость учета денежных средств и фондов - форма N В-4;
  • ведомость учета расчетов и прочих операций - форма N В-5;
  • ведомость учета реализации - форма N В-6 (оплата);
  • ведомость учета расчетов и прочих операций - форма N В-6 (отгрузка);
  • ведомость учета расчетов с поставщиками - форма N В-7;
  • ведомость учета оплаты труда - форма N В-8;
  • ведомость (шахматная) - форма N В-9.

Каждая ведомость применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях:

  1. по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе "Корреспондирующий счет");
  2. по кредиту корреспондирующего счета с аналогичной записью номера дебетуемого счета.

В обеих ведомостях в графах "Содержание операции" (или характеризующих операцию) на основании форм первичной учетной документации делается запись о сути совершенной операции либо пояснения, шифры и др.

Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).

Во всех применяемых ведомостях указывается месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях - наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости подписываются лицами, производившими записи.

Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся к прошлым периодам, отражается в регистрах бухгалтерского учета отчетного месяца дополнительной записью (уменьшение оборотов - красной).

Ошибки в ведомостях исправляются путем зачеркивания неправильного текста или суммы и надписывания над зачеркнутым правильного текста или суммы. Зачеркивают тонкой чертой так, чтобы можно было прочитать неправильную запись.

Всякое исправление ошибки в соответствующей ведомости должно быть оговорено надписью "Исправлено" с указанием даты и подтверждено подписью лица, отвечающего за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии.

Учет хозяйственных операций на малом предприятии, применяющем форму учета, основанную на использовании регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия, завершается по истечении месяца подсчетом итогов по оборотам в применяемых ведомостях и обязательным переносом их в ведомость (шахматную) по форме N В-9.

Ведомость по форме N В-9 является регистром синтетического учета и предназначена для обобщения данных текущего учета и взаимной проверки правильности произведенных записей по счетам бухгалтерского учета. Ведомость открывается на каждый месяц и служит для записей данных по дебету и кредиту каждого счета в отдельности. В ведомости по вертикали располагаются счета в порядке возрастания, а по горизонтали - в порядке возрастающих номеров ведомостей. Ведомость по форме N В-9 заполняется сначала путем переноса кредитовых оборотов из применяемых ведомостей (используются данные графы "Корреспондирующий счет") с разноской их на дебет соответствующих счетов. По завершении разноски подсчитывается сумма дебетового оборота по каждому счету, который должен быть равен дебетовому обороту, отраженному в соответствующей ведомости. Выявленные суммы по дебету каждого счета суммируются; их общий итог должен быть равен общей сумме оборотов по кредиту счетов. Дебетовые и кредитовые обороты по каждому применяемому счету переносятся в оборотную ведомость, в которой подсчитывается сальдо по каждому счету по состоянию на 1-е число следующего за отчетным месяца.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести учет доходов и расходов, которые необходимы для расчета единого налога (ст. 346.24 Налогового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 346.24 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании Книги учета доходов и расходов.

Налоговый период по единому налогу установлен в размере календарного года (п. 1 ст. 346.19 Налогового кодекса РФ). Поэтому Книга учета доходов и расходов открывается на один календарный год. Она должна быть прошнурована, а ее страницы пронумерованы. На последней странице Книги необходимо указать число содержащихся в ней страниц. Эта запись заверяется подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) и печатью налогоплательщика.

Все хозяйственные операции в Книге необходимо отражать в хронологическом порядке на основе первичных документов. В том случае, если в Книгу была внесена ошибочная запись, ее можно исправить. Исправление должно быть обосновано и подтверждено подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя). Под исправленной записью необходимо поставить дату и печать налогоплательщика.

Книгу учета доходов и расходов можно вести вручную и в электронном виде.

Первый вариант. Если записи в Книгу учета доходов и расходов делаются вручную, то Книгу предварительно нужно прошнуровать, а страницы пронумеровать. На последней странице Книги необходимо указать число содержащихся в ней страниц. Эта запись заверяется подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) и печатью налогоплательщика.

В начале года Книгу необходимо представить в налоговую инспекцию для того, чтобы налоговый инспектор ее подписал и поставил штамп. В соответствии с Приказом ФНС России от 27.04.2007 N ММ-3-25/267@ заверение и скрепление печатью Книги учета доходов и расходов осуществляется в день обращения в присутствии налогоплательщика.

Второй вариант. Книгу учета доходов и расходов можно вести не только на бумажных носителях, но и в электронном виде с использованием компьютерной техники. В этом случае распечатывать листы Книги учета доходов и расходов необходимо по окончании каждого отчетного (налогового) периода. В конце года листы Книги прошиваются и пронумеровываются. Количество страниц, указанное на последней странице Книги, заверяется подписью руководителя и печатью. В таком виде Книга учета доходов и расходов представляется в налоговую инспекцию вместе с налоговой декларацией по единому налогу за год.

Если налогоплательщик начнет делать записи вручную, а затем захочет вести Книгу в электронном виде, то он вправе так поступить в течение года.

После окончания налогового периода Книга учета доходов и расходов подлежит хранению в течение 4 лет (пп. 8 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ).

Книга учета доходов и расходов состоит из титульного листа и трех разделов. Раздел 1 предназначен для записи доходов и расходов за каждый квартал. В разд. 2 рассчитываются расходы на покупку основных средств, уменьшающие доходы. Раздел 3 посвящен расчету налоговой базы по единому налогу.

Правила документооборота определяются формой ведения учета, принятой в организации (или выбранной - для вновь созданных организаций), а также объемом производственной или торговой деятельности и особенностями технологического процесса.

Следует отметить, что в малых предприятиях весьма эффективной может оказаться разработка графика документооборота - направление движения документов и сроки их представления в соответствующие подразделения организации (например, от цеховых кладовых до центральной бухгалтерии). Эффективность такого графика обусловлена тем, что сроки обработки некоторых первичных документов непосредственно влияют на размер оборотных средств. Так, оформление отгрузочных документов на готовую продукцию (при последующей оплате) на один день быстрее, чем по ранее действовавшему графику, позволит сократить период оборота денежных средств и, соответственно, уменьшить потребность в их количестве. Сокращение сроков оформления расходных документов, необходимых для выдачи в производство материально-производственных запасов, позволяет сократить либо размер складских запасов, либо остаток незавершенного производства. Поэтому, для того чтобы процесс организации бухгалтерского учета мог считаться завершенным, необходимо определить порядок контроля за хозяйственными операциями.

В качестве мер ответственности за неведение бухгалтерского учета к организации могут быть применены штрафные санкции по ст. 120 "Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения" Налогового кодекса РФ.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения в соответствии с п. 3 ст. 120 Налогового кодекса РФ понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Налогоплательщик, допустивший грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, при условии, что эти деяния совершены в течение одного налогового периода, может быть оштрафован на 10 000 руб.

Например , на предприятии в течение одного налогового периода систематически не оформлялись кассовые операции. В связи с этим на предприятие был наложен штраф в размере 10 000 руб.

Размер штрафа увеличивается до 30 000 руб., если те же деяния совершены в течение более одного налогового периода.

Если при этом они повлекли занижение налоговой базы, штраф будет взыскан в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Но в то же время не всякое несвоевременное или неправильное отражение операции в бухгалтерском учете можно считать грубым нарушением учета доходов и расходов. Так, если в разных периодах в течение одного года несвоевременно и неправильно производилось отражение одной суммы по одной и той же хозяйственной операции, то такое нарушение нельзя считать как систематическое.

Грамотный и вдумчивый подход к организации бухгалтерского учета в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства, может обеспечить весьма ощутимое снижение трудоемкости учетных процессов, повышение точности и оперативности обработки бухгалтерской информации и, следовательно, повышение качества принимаемых управленческих решений.

Литература

  1. Федеральный закон 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
  2. Приказ Минфина России от 21.12.1998 N 64н "О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства".
  3. Ендовицкий Д.А. Бухгалтерский и налоговый учет на малом предприятии: Учеб. пособие / Д.А. Ендовицкий, Р.Р. Рахматулина; под ред. Д.А. Ендовицкого. М.: КНОРУС, 2007. 256 с.
  4. Новодворский В.Д., Сабанин Р.Л. Бухгалтерский учет на малых предприятиях: Учеб. М.: ТК Велби; Проспект, 2007. 296 с.

Е.И.Костюкова

профессор,

заведующая кафедрой

аграрный университет

М.Н.Ветрова

старший преподаватель кафедры

"Бухгалтерский управленческий учет"

Ставропольский государственный

аграрный университет