Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Основными экономическими целями антимонопольной политики являются. Антимонопольная политика, ее цели и методы. Методы борьбы с монополией

Необходимость антимонопольной политики государства обусловлена общественно-экономическими потерями от деятельности монополий. Эти потери проявляются:

  • - в более высоких ценах;
  • - монополии неэффективно используют ресурсы;
  • - угроза снижения качества продуктов в производстве монополистов.

Антимонопольная политика - это комплекс мер государственного регулирования экономики, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монопольной деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции.

Существует двемодели антимонопольного регулирования:

  • 1. Американская - запрещение монополии как структурной единицы.
  • 2. Европейская - упор на контроль со стороны за злоупотреблениями.

Антимонопольная политика различается по отношению к естественным и искусственным монополиям. Естественная монополия - экономически оправдана (транспорт, водоснабжение и т.д.). Искусственная монополия сформировалась за счет слияний, скупки, соединений.

Существует два основных подхода к ценовому регулированию естественной монополии:

  • 1. Принцип максимизации производства - ориентиром для снижения цены в условиях этого принципа, является установление цены на уровне предельных издержек.
  • 2. По принципу обеспечения безубыточности. Государство устанавливает цену на уровне средних издержек (у монополии нет прибыли, нет убытка). Недостаток – товарный дефицит.
  • 3. Реструктуризация монополии, например, энергетика.

Специфика антимонопольного регулирования в РФ обусловлена высокой степенью монополизации, которую экономика унаследовала от административно-командной системы СССР.

Возможности понижения степени монополизации:

  • - разделение монопольных структур;
  • - иностранная конкуренция;
  • - создание новых предприятий.

ФЗ от 17. 08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»
ФЗ от октября 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Задачи:

  • - контроль над ценами;
  • - за слиянием крупных предприятий;
  • - пресечение разнообразных форм сговора (одно предприятие владеет акциями другого);
  • - недопущение системы участия и личной унии (личный сговор руководителей предприятий);
  • - пресечение недобросовестной конкуренции.

Введение

Тема моей курсовой «Антимонопольная политика государства» в настоящее время очень актуальна, так как в большинстве стран преобладает рыночная экономика. Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно высоких прибылей. Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Об этом свидетельствуют различные статьи и высказывания: «Стратегический успех достигается лишь в условиях открытой экономики, а не за протекционистским забором. Единые правила для всех лучше специальных режимов и индивидуальных исключений. Монополия развращает, абсолютная монополия развращает абсолютно. Без конкуренции растут только цены. Права собственности священны. Частная собственность эффективнее государственной. Государство не является эффективным предпринимателем и не должно заниматься бизнесом.»

С начала 90-х годов XX века эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче.

Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.

Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государство:

Разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации;

Создает организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации (в России такую деятельность ведет Государственный антимонопольный комитет);

Помогает созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков или разрушить ее (этим в нашей стране занимается Комитет по поддержке малого предпринимательства).

Для начала мы определим само понятие монополии, некоторые ее характерные черты и отрицательное воздействие на экономику страны, для того, чтобы понять значение антимонопольного регулирования.

Глава 1. Общая характеристика монополизированного рынка

1.1. Определнение монополии.

Монополия (от греческого monos – один, poleo – продаю) в узком смысле – это рыночное господство одного продавца. Однако в широком смысле под ней подразумевают любое господствующее положение одного или группы лиц в какой-либо сфере деятельности. Рынок оказывается монополизированным, когда продукцию, не имеющую близких заменителей, множеству покупателей предлагает один продавец из-за того, что для других продавцов вход на данный рынок закрыт. Закрытость рынка может определяться как законодательным запретом на отдельные виды экономической деятельности (запатентованные технологии изготовления продукции, государственная монополия на спиртные напитки или игорный бизнес), так и необходимостью осуществлять большие единовременные вложения в основной капитал, которые нельзя вернуть в случае неудачной попытки «войти» в отрасль (затраты на создание узкоспециализированного оборудования).

В условиях чистой монополии:

В отрасли существует единственная фирма, осуществляющая производство данного товара или данной услуги. Поэтому понятия «фирма» и «отрасль» тождественны;

Отсутствуют близкие товары - заменители. Продукт данной фирмы уникален, а у покупателя нет приемлемых альтернатив;

Монополизирован доступ к каким-либо экономическим ресурсам;

Фирма-монополист контролирует объем предложения на данном рынке и осуществляет контроль над ценой;

Невозможно вступление в данную отрасль другого предприятия. Вход в отрасль блокирован.

Отсутствует конкуренция.

1.2. Отрицательные черты монополизированного рынка

Как все на свете, монополизм в экономике имеет свои pro et contra . «Всякая монополия и всякая погоня за наживой – зло», со знанием дела говорит Форд (68-17). Определим некоторые негативные стороны монополистического господства:

Являясь единственным продавцом уникального товара, монополии могут неограниченно повышать его цену.

Пример. Потребительские цены на бензин в марте 2005г. в среднем по России выросли на 0,3% по сравнению с февралем 2005г. и составили 13,92 руб. за литр. В частности, потребительские цены на бензин марки А-76 выросли на 0,1% и составили 12,23 руб. за литр, на АИ-92 - на 0,4%, составив 14,19 руб. за литр, на АИ-95 - также на 0,4% - до 15,33 руб. за литр. Об этом сообщила сегодня Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

В марте 2005г. повышение потребительских цен на автобензин было отмечено в 30 субъектах Российской Федерации. Самым значительным оно было в республике Карелия - на 3,7%. По сравнению с предыдущим месяцем цены на бензин остались без изменения в 40 субъекте Российской Федерации. Снижение цен на бензин наблюдалось в 19 субъектах РФ, в том числе в Республике Тыва - на 1,5%.

В Москве потребительские цены на бензин в марте в среднем повысились на 1,4%, в Санкт-Петербурге потребительские цены на бензин снизились на 0,8%.

Повышение цены на бензин мы наблюдаем не только в этот период, а на протяжение уже долгого времени.

Монополиям не выгодно создание продуктов, заменяющих их товар, поэтому их деятельность замедляет темпы НТП;

Деятельность монополий ослабляет конкуренцию, вместе с положительным влиянием на экономические процессы. В экономике монополисты (олигархи) могут подавлять свободную и честную конкуренцию, подчинять себе менее сильный бизнес, могут навязать обществу свои дискриминированные условия: заниженную оплату труда своих работников, плохое качество товаров, принудительные «довески» к своей продукции (вроде программы для входа в Интернет, пристегнутой «Майкрософтом» к операционной системе «Windows») и прочее.

1.3. Особенность положения монополии

Особенность положения монополии состоит в том, что кривая отраслевого спроса является кривой спроса на ее продукцию. Поэтому для монополии цена - не экзогенный параметр, а убывающая функция от ее выпуска. Приняв решение об объеме выпуска, монополист при заданном спросе одновременно определяет цену, по которой сможет продать произведенную продукцию. Какую комбинацию «выпуск - цена» он выберет, зависит не только от затрат, но и от его цели. В отличие от совершенного конкурента, для него она не обязательно должна состоять в максимизации прибыли. Положение единственного продавца позволяет монополисту ставить и другие цели, такие как максимизация выручки или нормы прибыли. Кроме того, при определенных условиях монополия может продавать одну и ту же продукцию в одно и то же время по разным ценам.

Главной целью всякого монополиста является получение максимальной прибыли. Чтобы показать, при какой цене и каком объеме выпуска предельный доход монополиста будет максимально приближен к предельным издержкам и получаемая прибыль окажется наибольшей, обратимся к числовому примеру. Представим себе, что фирма является единственным производителем данной продукции на рынке, и сведем данные об ее издержках и доходах в табл. 1.

Мы предположили, что 1 тыс. ед. своей продукции монополист может продать по цене 500 руб. В дальнейшем при расширении сбыта на 1 тыс. ед. он вынужден каждый раз снижать ее цену на 2руб., поэтому предельный доход сокращается на 4руб. при каждом расширении объема продаж. Фирма будет максимизировать прибыль, производя 14 тыс. ед. продукции. Именно при таком объеме выпуска ее предельный доход в наибольшей степени приближен к предельным издержкам. Если она произведет 15 тыс. ед., то эта дополнительная 1 тыс. ед. больше добавит к издержкам, чем к доходу, и тем самым уменьшит прибыль.

На конкурентном рынке, когда цена и предельный доход фирмы совпадают, было бы произведено 15 тыс. ед. продукции, причем цена продукции была бы ниже, чем в условиях монополии.

Выпуск продукции, тыс. ед.

Издержки

Прибыль, тыс. руб.

Валовые тыс. руб.

Предельные, руб.

Валовой, тыс. руб.

Предельный, руб.

425

474

448

455

472

444

Табл. 1. Динамика издержек и доходов фирмы в условиях монополии.

Графически процесс выбора фирмой-монополистом цены и объема производства показан на рисунке 2:

Поскольку в нашем примере производство возможно лишь в целых единицах продукции, а точка А на графике лежит между 14 и 15 тыс. ед., будет произведено 14 тыс. ед. продукции. Не произведенная монополистом 15-я тысяча означает потерю для потребителей, так как часть из них отказались от покупки из-за высокой цены, установленной производителем.

Любая фирма, спрос на продукцию которой не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем производства, приносящие ей максимальную прибыль, будут соответственно выше и ниже, чем в условиях совершенной конкуренции. В этом смысле на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии.

Развитие крупных производственных монополий существенно изменило рынок совершенной конкуренции. Он практически перестал существовать в своем классическом варианте. Производители оказываются в неравных условиях, изменяется характер конкуренции. Между крупными товаропроизводителями разворачивается ожесточенная борьба с использованием самых разнообразных методов конкуренции.

Глава 2. Методологические подходы, тенденции и разрешение проблем антимонопольного регулирования.

2.1. Общие положения и направления антимонопольной политики государства.

Одной из функций государства в рыночной экономике является сохранение конкуренции как экономической основы рыночного механизма. Поэтому практических во всех развитых странах, где монополии имеют достаточно сильные позиции, государство создает антимонопольное законодательство и проводит антимонопольную политику. Монополия имеет определенную власть над ценой, основанной на различных предпосылках: концентрации рынка, тайных и явных соглашений о разделе рынков и уровне цен, создании искусственного дефицита и др. В этих условиях государство в той или иной степени вынуждено контролировать деятельность субъектов хозяйствования для предотвращения монополизации экономики страны. Под антимонопольной политикой понимается система государственных мер правового, экономического, финансового, налогового, психологического характера, препятствующая проявлениям антиконкурентного поведения и способствующая эффективному функционированию рыночной экономики. Антимонопольная политика - это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур.

Основными направлениями антимонопольной политики государства являются:

Государственный контроль за ценами и ассортиментом продукции, процессами централизации капитала;

Запрещение тайных соглашений между фирмами;

Поведение, при необходимости, разукрупнения монополий;

Охрана и защита конкурентной среды: предупреждение монопольных слияний, либерализация рынков и облегчение доступа иностранным товарам и капиталам, поддержка малого бизнеса, венчурных фирм и т.д.

Эти меры образуют своего рода антимонопольную профилактику. При этом государство должно бороться не с любым проявлением монополизма, а только с теми его формами, которые ограничивают конкуренцию в угрожающих для нее масштабах. Государство должно четко определить зоны монополизма, где он экономически оправдан (монополии естественные, основанный на лидерстве в НТП), и создать механизм его регулирования.

Для любого законодательства ключевое значение имеет определение самого понятия монополии. Не смотря на то, что мы выше определили понятие монополии, обозначим еще раз в некоторой степени другую формулировку. Под монополией здесь понимается завоевание или сохранение фирмой ли группой фирм доминирующего положения на каком-либо рынке, через проведение практики ограничения или ослабления конкуренции. При этом важно иметь в виду, что доминирующее положение фирмы совсем не обязательно тождественно понятию монополия и преследуется в соответствии с законом. Так, если доминирующее положение фирма получила вследствие снижения издержек производства и цен на свою продукцию, проведения активной и эффективной инновационной деятельности, выпуска принципиально новой продукции, т.е. вследствие совершенствования своей собственной деятельности и финансовой политики, она рассматривается как монополия и не преследуется по закону. Закон преследует не естественный экономический рост предприятия, а использование им внеэкономических методов, направленных на вытеснение конкурента.

2.2. Антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.

Впервые антимонопольное законодательство было разработано в США-стране с наибольшим уровнем монополизации экономики в конце XIX в. Оно базируется на «трех китах», трех основных законодательных актах:

1. Закон Шермана (1890 г.), в соответствии с которым запрещается тайная монополизация торговли, единоличный контроль в той или отрасли, сговор в ценах. В качестве мер наказания предусматривались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение и даже расформирование виновной фирмы. Главная особенность закона Шермана – нацеленность на борьбу с уже существующими монополиями. Его недостатками были нечеткость основных определений, отсутствие контролирующего выполнение закона постоянного органа и профилактических антимонопольных мер.

2. Закон Клейтона (1914 г.). В законе не только уточнялись основные понятия антитрестовского законодательства, но и расширялось понятие антимонопольной деятельности. Этим законом запрещается ограничительная деловая практика в области сбыта, ценовая дискриминация, определенные виды слияний, переплетающиеся директораты и др. На правительственную Федеральную торговую комиссию был возложен контроль за исполнением антитрестовских законов.

3. Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 г.) запрещает ограничительную деловую практику в области торговли, «ножницы цен» , ценовую дискриминацию и т.д.

Общая схема коридора цены:

________|______________________|_____

С/с-ть Отправная

изделия цена

Динамика ценового коридора обусловлена системой самого рыночного механизма, который не может находиться в состоянии стагнации. Однако полностью стихийно она не формируется.

Благодаря этим законам расширилась профилактика «монопольной борьбы».В дальнейшем антитрестовское законодательство США все в большей степени

переходило от узкой к широкой трактовке монополистического поведения. Закон Уиллера-Ли (1938) был направлен на защиту прав потребителей (против ложной рекламы и искаженной информации); закон Келлера-Кефаувера (1950) обращал внимание на взаимодействие монополистов в сфере материальных активов.

В 70-е годы антимонопольное законодательство получило дальнейшее развитие. Законом стали преследоваться:

Горизонтальное фиксирование цен;

Горизонтальный сговор в доле рынка;

Договоренность между конкурентными фирмами об ограничении сфер деятельности;

Групповой бойкот, т.е. согласованный отказ торговать;

Договоренность фирм о взаимных продажах и покупках;

Связанные продажи, т.е. продажа продукции только в ассортименте, установленном поставщиком.

В 80-е годы жесткая регламентация деятельности американских компаний вступает в противоречие с экономической ситуацией. Ограничение маневренности фирм грозило ослаблением их позиций, как на мировом, так и не внутреннем рынке. В более либеральной антимонопольной политике 80-х годов больше внимания уделялось отраслевой специфике, наличию конкурентов со стороны иностранных фирм. В результате понизились оценки уровня концентрации отраслевых рынков, стали допускаться слияния фирм.

В Западной Европе антимонопольное регулирование также является важным элементом экономической политики государства. Оно создавалось параллельно во всех странах Западной Европы после второй мировой войны и получило окончательное оформление в 70-е годы. В обобщенном виде в нем можно выделить два основных направления:

1. Контроль над антиконкурентной деятельностью по созданию монополий: раздел рынков на основе раздела производственных программ фирм, обмен патентами и лицензиями, организационные соглашения о совместном проведении хозяйственной деятельности, слияния и т.д.

2. Мониторинг (наблюдение) индивидуальной антиконкурентной практики фирм, при которой используется преимущественное положение фирмы на данном рынке.

Во всех странах Западной Европы завоевание отдельной фирмы или их группой доминирующего положения рассматривается как антиконкурентный фактор и является объектом пристального внимания государства. Во Франции запрещается слияние предприятий если достигается контроль над ¼ рынка данного товара. В Германии предприятие считается господствующим, если у него нет значительных конкурентов или оно занимает 1/3 рынка товаров и услуг. В Англии, если доля одной компании или группы фирм осуществляет контроль над ¼ частью рынка, она признается монополией.

2.3. Антимонопольное законодательство в России.

Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики, появился в России в 1991 году – закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” от 22 марта 1991 года .

С 1991 года по 1999 год было введено большое количество объективно необходимых законов, составивших организационно-правовую базу для регулирования монополий. К примеру, законы "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 3 июля 1991 г., "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г., "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г., "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г., "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г., "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г., "О рекламе" от 18 июля 1996 г., "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли" от 14 апреля 1998 г. и другие, а также нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства .

Но в 1999 году, через восемь лет после начала реформ, антимонопольное законодательство остро нуждалось в совершенствовании, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Появилась необходимость в обновлении всей правовой базы, чтобы она позволила надежнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг.

В результате такой необходимости, российским правительством в 1999 году было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). Создано оно было на основе уже существовавшего к тому времени Государственного комитета по антимонопольной политике, которому, по-моему, не удалось достичь ощутимых успехов в создании полноценной конкурентной среды.

МАП состоит из нескольких органов – в него входят Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП) и, возможно, будет включена Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК).

Но несмотря на все предпринятые меры, уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. В России в период переходной экономики задача борьбы с монополизмом стоит достаточно остро. Проявление монополизма в странах с переходной экономикой имеет ряд особенностей. Это связано прежде всего с тем, что централизованное государство сознательно формировало административный монополизм практически во всех сферах общества. В плановой экономике монополизм насаждался «сверху» в отличие от рыночного хозяйства, где монополистические объединения формировались «снизу» вследствие естественного развития. Государство в плановой экономике, пытаясь ограничить объем управленческих и хозяйственных связей, концентрировало производство каждого вида продукта в рамках минимального числа предприятий. В результате формировалась высокомонополизированная экономика. Так, к началу 90-х годов в СССР 1800 наименований продукции выпускались только на одном предприятии или объединении, более 1100 предприятий являлись абсолютными монополистами. В производстве многих важнейших видов продукции господствовали 2-3 предприятия.

В целом ряде отраслей избежать образования монополий невозможно. Нельзя иметь в квартире два газопровода от двух конкурирующих компаний, несколько линий теплопередачи, альтернативные источники электроэнергии и т.д. Важнейшей задачей антимонопольного регулирования в России в настоящее время является не только ликвидация сложившейся ранее системы монополизма, но и создание конкурентной рыночной среды. Согласно российскому антимонопольному законодательству положение фирм признается доминирующим, только если их доля на рынке соответствующего товара превышает 35%. Антимонопольная политика государства в переходной экономике включает два направления:

Демонополизацию экономики, содействие конкуренции. В России весной 1994г. была утверждена Государственная программа демонополизации экономики. Она определила сферы для первоочередных мероприятий по демонополизации: торговля, строительство, отрасли связи, транспортно-дорожный комплекс (исключая железнодорожный транспорт), машиностроение. Вместе с тем данная программа имеет общий характер и не содержит действенных мер по развитию конкуренции. Отраслевые и региональные программы демонополизации, разрабатываемые министерствами и региональными органами власти в рамках Государственной программы, зачастую консервируют сложившиеся организационные структуры и также не содержат мероприятий по преобразованию монопольных отраслевых структур.

Регулирование деятельности предприятий-монополистов, а именно обеспечивает предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Под недобросовестной конкуренцией понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идет о распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца

Под предупреждением монополистической деятельности понимается комплекс мер, принимаемых антимонопольным органом по созданию экономических, организационных и правовых условий, в которых появление монополизма и концентрация рыночной власти у отдельных хозяйствующих субъектов становятся невозможными в силу особенностей товарного рынка (демонополизация экономики, устранение барьеров входа на рынок, либерализация внешней торговли, деконцентрация рынков и расширение их географических границ).

Ограничение монополистической деятельности - процесс формирования и реализации условий, не позволяющих доминирующим на рынке хозяйствующим субъектам злоупотреблять своей рыночной властью, ограничивая конкуренцию и ущемляя интересы других хозяйствующих субъектов или граждан. Сюда относятся, например, такие функции антимонопольного органа как ведение реестра хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю свыше 35 процентов, контроль за экономической концентрацией, проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства.

- Пресечение монополистической деятельности - собственно правоприменительная деятельность антимонопольного органа по выявлению фактов нарушения запретов и иных ограничений, установленных антимонопольным законодательством, возбуждение и рассмотрение дел и принятие по ним решений, обязательных для нарушителей, контроль за исполнением решений и предписаний..

Она осуществляется через прямые (административные) и косвенные (экономические) методы регулирования:

Прямые методы антимонопольного регулирования:

Запрет соглашений между товаропроизводителями или потребителями с целью ограничения доступа на рынок конкурентов, установления монопольной цены.

постоянный контроль над деятельностью товаропроизводителей, доминирующих в определенном секторе рынка. Как правило, это крупные предприятия, не подлежащие разукрупнению. Государство осуществляет контроль над ценами и качеством продукции таких предприятий;

Принудительное разукрупнение всех форм объединений предприятий, занимающих монопольное положение на рынке.

К примеру, американский опыт показывает благотворность таких разукрупнений. Так, после разделения монополистического гиганта AT&T [«American Telephone and Telegraph Company»-«Америкэн телефон энд телеграф компании» (Эй-Ти-энд-Ти)] в 1980-х годах новообразованные из него компании сразу же осуществили ранее тормозившиеся новшества и вдвое(!) снизили цены.

Если же брать Россию, то в ней антимонопольная политика 1990-х годов была главным образом направлена не против злоупотреблений монополистов (электрическим, газовым, транспортных и других компаний) в завышении цен, а всего лишь на то, чтобы заставить последних сполна делиться государством полученными сверхприбылями.

Предотвращение новых монопольных образований или контроль за усилением экономической концентрации. Она возникает:

· в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений;

· когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику. Согласно закону "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий контроль).

Предварительно контролируются, во-первых, создание, слияние и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. МРОТ; во-вторых, ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда).

Все эти меры вступают в силу только при наличии доминирующего положения у одной или нескольких фирм.

Косвенные (экономические) методы антимонопольного регулирования:

Контроль над ценами предприятий-монополистов, ограничение их роста (установление предельных значений). Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

Монопольно высокая цена: ее устанавливает доминирующий на рынке данного товара хозяйствующий субъект (производитель), чтобы компенсировать необоснованные затраты, вызванные недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получить дополнительную прибыль за счет снижения качества товара.

Монопольно низкая цена: цена приобретаемого товара, установленная доминирующим на рынке данного товара покупателем с целью получить дополнительную прибыль и (или) компенсировать за счет продавца свои необоснованные затраты; цена, сознательно установленная доминирующим на рынке данного товара продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи, для того чтобы вытеснить конкурентов с рынка.

Наиболее стабильно действует запрет на установление монопольных цен, хотя и здесь немало проблем. В частности, "Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен" от 21 апреля 1994 г. предлагают одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию сравнения рынка. Применение первой концепции осложняется тем, что производственные затраты необходимо устанавливать с учетом того, что производственные мощности могут быть исчерпаны. Но при общем спаде производства в России это нереально. Так же нереально выяснить действительную себестоимость, прибыль и рентабельность предприятия в условиях господства бартера и "черного нала". Поэтому предпочтительной оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявить монопольно высокие или монопольно низкие цены.

Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.

Становление предельного уровня рентабельности (прибыльности) ;

Всесторонняя поддержка со стороны государства малых и новых фирм (налоговые льготы, субсидии из бюджета, льготное кредитование, государственные заказы и т.п.)

Допущение иностранного капитала и помощь инофирмам, совместным предприятиям.

В антимонопольной политике используются ещё и запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

Однако власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг "иногородних" предприятий и так далее .

Широко используется реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это МАП, если речь идет о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.

В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изотермические), "Калугапутьмаш" (машины рельсосварочные, краны укладочные) и так далее.

2.5. Общая характеристика естественных монополий.

В особую категорию выделяются естественные монополии, которые становятся единственными производителями продукции не по причине закрытости рынка, а вследствие длительного роста эффекта масштаба. Естественная монополия существует тогда, когда эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имел бы ряд конкурирующих фирм. Такие условия характерны для предприятий общественного пользования. В этих случаях эффект масштаба в производстве и распределении продукта настолько велик, что для получения низких издержек на единицу продукции и низкой цены необходима крупномасштабная деятельность. Это хорошо видно из графика. По мере значительного увеличения объема продукции падают долгосрочные

Рисунок 1

средние издержки рисунок 1 (долгосрочные средние издержки). Если бы рынок был поделен между многими производителями, то эффект масштаба производства не был бы достигнут, издержки на единицу продукции были бы высоки и потребовались бы высокие цены, чтобы покрыть эти издержки. В качестве возможных средств обеспечения общественно приемлемого поведения со стороны естественной монополии представляются две альтернативы. Одной является государственная собственность, а другой - государственное регулирование. Если конкуренция невозможна, то нужно создать регулируемые монополии, чтобы избежать возможных злоупотреблений неконтролируемой монопольной властью. Большинство монополистических отраслей являются естественными монополиями и поэтому подлежат общественному регулированию. В частности цены и тарифы, которые могут назначать коммунальные службы - железные дороги, телефонные компании, поставщики природного газа и электричества, - определяются федеральными и местными регулирующими комиссиями или управлениями. Рисунок 2 показывает параметры спроса и издержек естественной монополии. Из-за больших постоянных издержек кривая спроса пересекает кривую средних издержек в точке, где средние издержки еще понижаются. Очевидно, что было бы нецелесообразно иметь ряд фирм в такой отрасли, потому что, разделив рынок, каждая бы фирма стала перемещаться дальше налево по своей кривой средних издержек, так что удельные издержки стали бы значительно выше. Связь между рыночным спросом и издержками такова, что достижение низких издержек на единицу допускает одного производителя.

Рисунок 2

Государство должно четко определить рынки естественных монополий и контролировать их деятельность, определяя уровень цен и тарифов, основные параметры объема, ассортимента производимых ими товаров и услуг. По отношению к естественным монополиям государство также вынуждено осуществлять прямое или косвенное регулирование. Современная антимонопольная политика, прежде всего, направлена на использование преимуществ естественной монополии под контролем общества и государства и на недопущение или ограничение искусственной монополии. В этих целях принимаются меры против чрезмерной концентрации экономической мощи, искусственных дефицитов, ценовых злоупотреблений. Одновременно стимулируется свободная и честная конкуренция в экономике.

2.6. Способ нормирования прибыли естественных монополий.

Концепция определения уровня прибыли, закладываемого в ре­гулируемые цены, несет на себе явный отпечаток переходного состоя­ния российской экономики, ее рыночных институтов, частной собствен­ности и конкуренции. Способ нормирования прибыли в регулируемых цепах существенно влияет на инвестиционную деятельность естественных монополий и эффек­тивность их капитальных вложений. Согласно рыночному подходу к регулированию цен, инвесторы будут вкладывать средства в осуществление тех инвестиционных про­ектов, которые обеспечивают норму отдачи на вложенный капитал, покрывающую альтернативную стоимость капитала (процент). Вот характерное высказывание: "Форма сбора инвестиций в электроэнергетику зависит от выбора стратегии развития страны. Если электроэнергетику рас­сматривать как необходимое звено подъема промышленности, то инве­стиции следует включать в себестоимость производства электроэнер­гии, что приведет к наименьшему увеличению тарифа. Если же электро­энергетику рассматривать как отрасль, обеспечивающую получение ди­видендов, то инвестиции необходимо получать из прибыли, и в этом случае повышение тарифов будет наибольшим, поскольку увеличение прибыли, направляемой на инвестиции, ведет к росту налогов на при­быль" . Нужно ли говорить, что сторонники этой позиции не просто добиваются налоговой льготы, но и перечеркивают принципиальное различие между текущими расходами и капитальными затратами (последние не являются расходами данного года), а также общеприня­тые правила их отражения в себестоимости продукции.

Рассмотрим анализ источников финансирования в основной капитал по средним и крупным предприятиям отраслей естественных монополий в России в 1999-2000 гг. на основании приведенной ниже таблицы .

Как видно из данных таблицы, в 1999 г. связь - единственная отрасль, в которой среди источников финансирования капиталовло­жений используется

эмиссия акций (0,3%). Она характеризуется су­щественной долей кредитов банков в общем объеме фондов, направ­ляемых на инвестиции (12,3%), а также самой высокой долей прибы­ли в финансировании капиталовложений (28,2%).

Таким образом, связь как отрасль в наибольшей степени ориенти­рована на внешние рыночные источники финансирования капиталовложений, поскольку

больше других отраслей естественных монополий подчинена стимулам рынка.

Объясняется это тем, что часть ее тарифов не регулируется, а те, которые регулируются, привлекают меньше вни­мания правительства и населения, поскольку услуги связи занимают относительно скромное место в расходах большинства потребителей.

В газовой промышленности в 1999 г. доля прибыли в источни­ках финансирования капиталовложений составила всего лишь 0,6%, что существенно меньше, чем в электроэнергетике, на железнодорож­ном и трубопроводном транспорте (15-17%). Зато доля "заемных средств других организаций" на два порядка больше (30,6%), чем в электроэнергетике (0,4%) и на железнодорожном транспорте (0,1%). В целом в 1999 г. электроэнергетика, железнодорожный транспорт, газовая промышленность и трубопроводный транспорт опирались и первую очередь на нерыночные формы привлечения средств для ка­питаловложений в основные фонды.

В 2000 г. на первый взгляд ситуация в анализируемых отраслях заметно изменилась по сравнению с 1999 г. В среднем по пяти отрас­лям доля собственных средств в источниках финансирования капита­ловложений упала до 38%, а доля привлеченных средств выросла до 62%. Однако более пристальное рассмотрение данных приводит к выводу, что ситуация в обращении предприятий этих отраслей на рынок капитала практически не изменилась.

Объем привлеченных средств увеличился из-за резкого роста прочих источников. В 2000 г. прочие привлеченные средства состави­ли (в среднем по пяти отраслям) 41,7% всех источников финансиро­вания инвестиций в основные фонды (против 7,1% в 1999 г.). Особен­но велики объемы прочих источников в газовой промышленности и на железнодорожном транспорте. В последней отрасли огромные сред­ства централизуются в фонде министерства, а затем направляются на конкретные предприятия для приобретения и создания основных фондов. Предприятия показывают эти источники в статистической отчетности как "прочие". Нечто подобное происходит, по-видимому, и в системе ОАО "Газпром", который значительную часть основных фондов перевел на баланс головной организации, и предоставляет их в аренду дочерним и зависимым организациям.

Как видим, изменившаяся в 2000 г. структура источников финан­сирования инвестиций в основные фонды свидетельствует главным образом о развитии процессов централизации и перераспределения средств внутри систем взаимозависимых организаций. Впрочем, в электроэнергетике финансовая политика предприятий становится все более рыночно ориентированной, если судить по структуре источни­ков финансирования капиталовложений.

На основе анализа приведенных выше данных, экспертных оценок и сведений о выпуске корпоративных облигаций крупнейшими ком­паниями можно сделать общий вывод. В газовой промышленности и на трубопроводном транспорте доля внешних рыночных источников финансирования капитальных вложений составляет 3-4%, а по более реалистичной оценке - 1-2%. На железнодорожном транспорте их доля еще меньше. В электроэнергетике и отрасли связи доля рыночных источников - 10 и 15% соответственно или, скорее всего, - 8 и 13%.

Структура источников финансирования капиталовложений есте­ственных монополий в России мало, чем отличается от структуры, присущей нерегулируемому сектору экономики. Это можно объяс­нить особенностями российского капитализма. В 1999 г. все хозяй­ственные организации России направили на выплату дивидендов и процентов всего 2,4% по отношению к прибыли рентабельных орга­низаций. В промышленности этот показатель составил 1,4%, на транс­порте в целом - 1%, в отрасли связи - 4,3%.

Следует отметить, что политика регулирования цен на продук­цию естественных монополий косвенно препятствует формированию рынка капитала в России. Такое воздействие нельзя упускать из виду, поскольку инвестиции естественных монополий составляют значи­тельную часть (около 30%) всех инвестиций в экономику России.

2.7. Реформирование естественных монополий в России.

В настоящее время в России, по существу, сложилось два альтернативных подхода к реформированию естественных монополий. Сторонники первого считают наличие конкуренции не только глав­ным условием, но и критерием эффективности функционирования всей экономики. Они требуют скорейшего распространения отноше­ний конкуренции на все отрасли экономики. В области естествен­ных монополий это означает отделение транспортных сетей (сохра­няющих монопольное положение) от производителей газа, электро-и теплоэнергии, транспортных услуг, которые должны быть постав­лены в условия конкуренции. Приверженцы второго подхода не от­рицают положительного эффекта от распространения конкуренции, но считают необходимым оценивать конкретную величину подобно­го эффекта в сопоставлении ее с величиной неизбежных в таких случаях трансформационных издержек.

Как показывает опыт нашей во многом еще псевдорыночной эко­номики, разукрупнение таких гигантов, как МПС, ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", чревато не оживлением конкуренции со всеми положительными для экономики последствиями, а образованием мно­гочисленных посредников, как это произошло в угольной отрасли после разукрупнения организационно-управленческих структур и вы­деления шахт в самостоятельные юридические лица.

Ряд особенностей деятельности естественных монополий может обусловить повышение совокупных издержек в национальной эконо­мике. Во-первых, из-за отсутствия у монополиста достаточных стиму­лов к минимизации своих внутренних издержек его заинтересован­ность в проведении крупномасштабной реорганизации или иннова­циях значительно меньше, чем у фирм, реализующих свою продукцию на конкурентных рынках. Во-вторых, имеются возможности "раздува­ния" тех статей накладных расходов, которые позволяют менеджерам подобных крупных компаний повышать свое личное благосостояние.

Объективным препятствием развитию конкуренции в инфраструк­турной сфере служат высокие барьеры для входа в нее новых фирм. "Величина" таких барьеров определяется объемом инвестиций, не­обходимых для создания инфраструктурной сети. Противоречивость организационно-экономических условий, в которых действуют субъекты естественных монополий, привела М. Фридмена к выводу о том, что, к сожалению, приемлемого реше­ния проблемы технологической монополии нет. Возможен лишь выбор из трех зол - "частной нерегулируемой монополии, частной монополии, регулируемой государством, непосредственной хозяй­ственной деятельности государства" 1 .

Подход к реформированию естественных монополий, предусматрива­ющий отделение транспортных сетей от производства с соответствующим разделени­ем инфраструктурной сферы на конкурентный и неконкурентный секторы, в наибо­лее чистом виде апробирован в Великобритании в ходе реформы железных дорог, которая осуществлялась по следующим направлениям:

Отделение железнодорожной сети от операций путем создания компании, владеющей всеми железнодорожными путями и станциями, но не занимающейся их эксплуатацией;

Продажа лизинговых компаний - владельцев подвижного состава пассажирских перевозок;

Компании, владеющей всеми железнодорожными путями и станциями, но не занимающейся их эксплуатацией;

Организация торгов за франшизу на пассажирские перевозки;

Продажа лизинговых компаний - владельцев подвижного состава пассажир­ских перевозок;

Продажа предприятий, занятых грузовыми перевозками;

Продажа прочих компаний железнодорожной отрасли.

Современный подход к регулированию естественных монополий, должен строиться на положении, согласно которому естественные монополии - составная часть того, что Дж. Гэлбрейт называл "планирующей системой". В современной высокоразвитой эко­номике в нее входят крупнейшие корпорации. Законы их поведения отличаются от законов функционирования традиционной рыночной системы, играющей в современной экономике подчиненную роль. Рынок сам по себе не в состоянии ни управлять, ни контролировать "плани­рующую систему". Эти функции могут выполнять только государ­ство и общество в целом. В отношении естественных монополий такой контроль должен касаться издержек, цен и распределения прибыли.

Экономическая деятельность монополий, в том числе и естествен­ных, должна рассматриваться в контексте глобализации мировой эко­номики и ужесточения международной конкуренции транснациональ­ных корпораций. Именно транснациональные корпорации выступа­ют основными субъектами глобальной экономики, аккумулирующи­ми большую часть образующихся в ней доходов. Создание и успеш­ное развитие этих компаний требуют огромных усилий, времени, бла­гоприятного климата, поддержки, в том числе и на правительственном уровне. Национальная экономика без таких компаний обречена на пассивную роль в общемировых экономических отношениях. На се­годняшний день в нашей стране действует единственная в полном смысле транснациональная компания, обладающая неоспоримым ве­сом на европейском континенте - это ОАО " Газпром".

Реформы естественных монополий не должны сводиться к при­митивному их дроблению, а, по сути - к разрушению и деградации. Такая политика генерирует архаичные рыночные отношения, которые в передовых индустриальных странах активно вытесняются на "обо­чину" экономической жизни. Российская экономика пока держится "на плаву" благодаря функционированию естественных монополий. Ясно, что они "переросли" примитивные отношения (и время) "со­вершенно конкурентного" рынка.

Функционирование естественных монополий должно стать прио­ритетным направлением координирующей промышленной политики Министерства экономики РФ, которую надо строить на основе перс­пективных прогнозных оценок потребностей в услугах и продукции естественных монополий на отечественном и мировом рынках. Про­гнозные оценки развития естественных монополий должны учиты­вать ряд обстоятельств. Во-первых, необходимость формирования вза­имосвязанных стратегий внутреннего развития соответствующих от­раслей (национальных стратегий) и глобальных стратегий, ориенти­рованных на их активную роль в качестве субъектов конкурентных отношений в глобальной экономике. Во-вторых, необходимость увяз­ки разрабатываемых стратегий с периодизацией развития российской экономики до 2015 г., включающей этапы финансовой и производ­ственной стабилизации, экономического роста и, наконец, этап широ­комасштабного вхождения в мировой рынок. В третьих, необходимость учета "отраслевых" особенностей развития естественных монополий, определяемых их организационно-экономическим и финансовым со­стоянием, местом, занимаемым в макроэкономической системе.

Заключение

Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.

Антимонопольная политика в России развита ещё не достаточно хорошо, но имеются все тенденции к дальнейшему совершенствованию этой сферы. К сожалению, наша правовая система еще не достигла соответствующего уровня, необходимого для защиты малого бизнеса и борьбы с монопольными образованьями.

Эта еще одна проблема современной России, которую предстоит решить.

Возможно, эти проблемы и трудности, связанные с их решением возникают из-за того, что Россия относительно недавно вступила на путь реформ, большинство из которых, кстати сказать, были неудачными или неэффективными. За одно десятилетие перестроить экономику невозможно. К тому же монополии в нашей стране не результат естественного развития, а преднамеренно созданные образования. Причём, я уверена, что антимонопольная политика будет плодотворно развиваться как в отношении монополий закрытого и открытого типа, так и в отношении естественных монополий, что, пожалуй, на данный момент наиболее важно для российской экономики.

Как же будет развиваться антимонопольная политика в ближайшее время?

На этот вопрос можно частично ответить, приведя высказывание заведующего сектором бюро экономического анализа А. Е. Шаститко . Он отметил, что: “… расширение внутреннего рынка - это средство обеспечения национальной и экономической безопасности страны, однако формирование жесткой конкурентной среды предполагает корректировку поведения предприятий. И в этом плане выбор мер антимонопольной политики будет строиться с учетом ожидаемых государством выгод и издержек. Антимонопольная политика в России переживает процесс становления, совершенствования законов и их активного применения”.

Я абсолютно согласна с ним в том, что антимонопольная политика в России в ближайшее время получит дополнительные коррективы и уточнения.

Разумное, чёткое и уверенное реформирование антимонопольной политики способно помочь российской экономики совершенствоваться и улучшаться. При этом Россия должна не столько опираться на зарубежный опыт, сколько искать свои способы выхода из сложившейся ситуации, поскольку причины, породившие монополии не те же самые, а отличаются они между собой коренным образом. А если будет развиваться экономика, то и жизнь российского населения в общем непременно будет становиться лучше.

Список использованной литературы

1. Куликов Л.М. «Экономическая теория»: Учебник.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

2. Экономическая теория: Учебное пособие. Ч.1 / Под ред. Е.Г. Ефимовой – М.: МГИУ, 2002.

3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Норма, 2004.

4. Экономическая теория: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

5. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика. С.- Пб. Изд. Экономическая школа,1997г

6. Пиндайк Р., Рубинфельд Д.Микроэкономика. –М.: Дело, 1992

7. Липсиц И.В. Экономика без тайн. – М. : Дело, 1993

8. Никитин С., Глазова Е. “Государство и проблема монополии” “МЭ и МО”, 1999 г., №7

9. А.Е. Шаститко. « Антимонопольное регулирование в России: Повестка дня и дизайн дискуссии. Вопросы экономики, 2004 г., № 3.

10. А. Городецкий, Ю. Павленко. « Реформирование естественных монополий». Вопросы экономики, 2000 г., № 1.

11. В. Моргунов. « Нормирование прибыли при регулировании цен естественных монополий». Вопросы экономики, 2001 г., № 9.


Рентабельность-это степень доходности, или прибыльности при сопоставлении полученной предприятием прибыли с издержками (себестоимостью) или ценой продукции. Куликов Л.М. «Экономическая теория»: Учебник.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.-432 с.

Субсидия (от лат. subsidium-помощь, поддержка) – пособие, помощь (чаще государственная и в денежной форме) региону, фирме, физическому лицу. Там же.

Например, Ассоциация пользователей услуг транспорта обратилась в ГАК с заявлением о нарушении закона "О конкуренции" со стороны МПС, которое обязало собственников грузовых вагонов, не относящихся к парку МПС, приобретать новые узлы для ремонта вагонов за счет собственных средств, несмотря на единые правила планового ремонта подвижного состава для всех предприятий и организаций независимо от отраслевой принадлежности и форм собственности. Это решение МПС, создавшее дискриминирующие условия для предприятий, отменено.

Молодюк В. Существующее состояние рынка электрической энергии в Рос­сии и проблемы его развития. -

Промышленная политика в Российской Федера­ции, 2001, №1.

Журнал № 3 2001 г. «Вопросы экономики». В.Моргунов «Нормирование прибыли естественных монополий», с. 32

*Данные округлены. **От общего объема инвестиций в основной капитал.

Источник Госкомстат России

Семинар в Фонде "Центр стратегических разработок" по вопросу: "Антимонопольное регулирование и поддержка предпринимательства"

Антимонопольная политика – это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.

Антимонопольная политика представляет собой комплекс государственных мер, включающий соответствующее законодательство, систему налогообложения, денационализацию собственности, поощрение малого предпринимательства и пр. В целом данная политика направлена против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

Антимонопольная политика государства опирается на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

Антимонопольное регулирование – комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.

В рамках антимонопольной политики государством осуществляется демонополизация экономики страны и реализуется стратегия вмешательства в деятельность существующих монополий в плане ограничения цен на продукцию.

Демонополизация – политика государства, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции. Демонополизация осуществляется с помощью законодательных мер, обеспечивающих:

Равные условия для различных форм собственности,

Увеличение количества производителей

Устранение привилегий и препятствий для конкуренции.

Демонополизация предполагает:

Предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью приобретение господствующего положения на рынке;

Запрещение соглашений о разделе рынков;

Запрещение переплетающихся директоратов;

Приобретение акций конкурирующей фирмой.

Стратегия вмешательства – пути вмешательства государства в процесс монополистического ценообразования с целью снижения потерь от монополии. Выделяют несколько основных стратегий:

Налоговое регулирование, позволяющее снизить негативные последствия от монополии за счёт перераспределения её прибылей;

Ценовой контроль, позволяющий, в частности, снижать цены в монополизированных отраслях;

Управление государственной собственностью;

Государственное регулирование, предполагающее наличие специальных управлений, наблюдающих за ценами, объёмами производства, входом фирм в отрасли и выходом из них;

Антитрестовская политика, устанавливающая правила и ограничения, препятствующие развитию анти конкурентных явлений.

Стержнем антимонопольной политики является антимонопольное законодательство, которое представляет собой комплекс правовых актов, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Это законодательно закреплённые основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и управления.

Основные задачи антимонопольного законодательства:

Обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике;

Снятие всех преград на пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющей исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов;

Определение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции;

Защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса;

Создание условий для развития национального хозяйства.

Антимонопольное законодательство тесно связано с общей системой мер, с помощью которых государство пытается воздействовать на рыночные отношения и формы объединения предпринимателей. Оно ограничивает некоторые наиболее грубые и очевидные приёмы монополистической деятельности, оказывает определённое воздействие на конкурентную борьбу, но никогда не задевает важнейших интересов крупных корпораций. Конкретная программа антимонопольных действий разрабатывается и проводится находящимся у власти правительством. Следовательно, эта программа входит составной частью в общую экономическую программу правительства, которое может отражать интересы отдельной предпринимательской группы, тех или иных социальных групп или общие интересы нации и должно учитывать общую внутреннюю и внешнюю экономическую, социальную и политическую конъюнктуру. Это значит, что эффективность применения антимонопольного законодательства и действенность антимонопольной политики в целом меняются и зависят от смены политического руководства страны.

В хозяйственной практике развитых стран проблема реализации антимонопольной политики в течение XX в. в основном успешно решается. Прежде всего – путём правовых барьеров. Именно поэтому антимонопольное регулирование выступает, по сути, одним из составных элементов задачи обеспечения правового порядка в стране.

В мировой экономической теории и практике вопрос о соотношении потенциалов участвующих в рыночном процессе фирм рассматривается не столько в конкретно-прикладном, сколько в общеэкономическом смысле. Сдерживающий контроль государства над естественным стремлением динамично развивающихся фирм к чрезмерной экспансии, к монополизму, понимается обществом как необходимость сохранения и поддержания в национальной экономике максимальной конкуренции, ценового равновесия на рынке.

Современное процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствует о том, что образование монополий – закономерный процесс и объясняется это тем, что сама конкуренция как важный элемент рыночного механизма порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистам.

Используя законодательные рычаги, государство контролирует динамику потребительских цен в каждой развитой стране. При возникновении опасных тенденций, излишне динамичного роста цен государственные ведомства срочно проводят расследования, выявляя конкретных виновников, которыми обычно являются фирмы, сумевшие захватить чрезмерно активные позиции на одном из рынков.

Антимонопольная политика государства со временем приобретала новые тенденции своего развития. С нарастанием волны международной конкуренции во второй половине XX в. позиция государства натолкнулась на определённые сложности. Противостояние зарубежной экспансии на внутреннем рынке, попытки расширить свои позиции в других странах потребовали от государства поддержки своего крупного бизнеса. Однако общие правовые условия этого делать не позволяют. В итоге дело решается компромиссом: в особо напряжённых случаях государство допускает "исключения из правил" некоторым крупным компания, которые представляют, как правило, гордость национальной экономики, даётся разрешение на объединение.

Другая особенность современной антимонопольной практики заключается в том, что государство в большей степени ориентируется сегодня на то, чтобы косвенными мерами обеспечить наличие в своей стране наиболее оптимального соотношения фирм разного масштаба. Практика доказала, что на мировой арене выигрывает больше та страна, которая сумела обеспечить наиболее разумную институционально-производственную структуру.

Крупные корпорации в обход антимонопольного законодательства используют легальные с точки зрения антимонопольного законодательства формы объединений и монополистической деятельности – холдинговые компании, систему участия, конгломеративные слияния (объединения компаний, относящихся к разным сферам хозяйственной деятельности), а также скрытые приёмы установления монопольного господства – джентльменские соглашения, лидерство в ценах. В современных условиях усиления действия антимонопольного законодательства корпорации проводят перестройку своей структуры, приспосабливаясь к изменяющимся реалиям и сохраняя свою суть.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные виды монополий. Генезис монополизма в Российской Федерации, особенности антимонопольной политики. Система государственного регулирования естественных монополий. Теория и практика публично-правого регулирования антимонопольной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2012

    Монополия: понятия, сущность, виды. Особенности монополий в России. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях. Становление антимонопольной политики в России. Методы антимонопольной политики в России.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2007

    Понятие и сущность монополии. Виды монополии. Особенности монополии в России. Становление антимонопольной политики в России. Основные направления антимонопольной политики в России. Система государственного регулирования естественных монополий.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2003

    Сущность и причины возникновения естественных монополий. Основы и исторические аспекты антимонопольного регулирования. Основные направления регулирования естественных монополий и способы их осуществления. Источники и цели антимонопольной политики.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2015

    Понятие, основные черты и виды монополий. Необходимость, сущность и направления антимонопольной политики в РБ - комплекса мероприятий, предпринимаемых государством для ограничения деятельности существующих монополий и недопущения формирования новых.

    курсовая работа , добавлен 02.08.2011

    Экономическая природа и роль монополий в современной рыночной экономике. Сущность монополий, цели и механизмы функционирования. Виды монополий. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях. Опыт развитых стран.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2005

    Генезис монополизма в России. Функции, задачи, принципы и особенности антимонопольной политики в России, ее основные проблемы и пути совершенствования. Системы государственного регулирования естественных монополий, контроля государственных закупок.

    курсовая работа , добавлен 24.08.2016

Появление первых монополий в России происходит в к конце 19 века. К таким можно отнести Союз рельсовых фабрикантов и другие объединения. Интересно заметить, что эти монополии создавались самим государством в таких отраслях как: техника, транспорт, металлургия, нефть и.д.И постепенно монополии захватывали и другие важные отрасли промышленности. Создавались они виде картелей и синдикатов, где сохранялась хозяйственная и финансовой самостоятельность. В 1908 году в тогдашней Российской Империи и была попытка формирования антимонопольного законодательства на основе закона Шермана, который был принят в США. Но по стечению определенных обстоятельств не был принят, содействии этому оказали организации российских предпринимателей. Монополии существуют во всех странах мира, но особенностью монополий России заключается в том, что они появились на основе государственного монополизма административно-командной экономики. После распада СССР Российское законодательство о конкуренции вводилось при больших монополиях и в начале формирования рыночных отношений. Именно поэтому для России необходимо было не только ограничить монополизацию и злоупотребления доминирующим положением, но и создавать условия для свободной конкуренции.

Становление антимонопольной политики современной России начинается в 1991 г., когда в 22 марта вступил в силу закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В данном законе были изложены основные задачи государственной конкурентной политики: помощь в формировании рыночных отношений путем развития конкуренции и предпринимательства, контроль, регулирование, ограничение монополистической деятельности и несовершенной конкуренции, государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов,(смотри рисунок 1) контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы.

Основными функциями ФАС являются:

Рисунок. 1. Функции антимонопольного органа

Основные законы и нормативные акты, контроль за которыми возложен на ФАС систематизированы в следующем рисунке 2:


Рисунок. 2. Основные законы и нормативные акты

В своей деятельности ФАС руководствуется Конституцией РФ, Федеральными законами, распоряжениями и указами Президента и Правительства РФ. ФАС также осуществляет свою деятельность через свои территориальные органы, которые работают во всех субъектах страны. Их деятельность направлена на сохранение единого экономического пространства России и имеют централизованное подчинение ФАС. Все хозяйствующие субъекты: коммерческие и некоммерческие организации, физ. лица, а также ИП должны по требованию ФАС предоставить все необходимые документы, сведения и иную информацию, которая нужна для осуществления ФАС ее легальной деятельности.Информация, составляющая коммерческую тайну, полученная ФАС при осуществлении своей деятельности, не подлежит разглашению, исключением является случаи, установленные ФЗ. За разглашение данной информации, сотрудники ФАС несут административную и уголовную ответственность, а причиненный вред подлежат возмещению из казны РФ.Отсутствие конкуренции порождает возникновение монополий, которые ведут совсем обратным процессам. Комплекс мер и действий государства, которые направлены на ограничение монопольной деятельности и обеспечение свободной конкуренции называется антимонопольная политика государства. Антимонопольная политика - это основное направление деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей. Антимонопольная политика представляет собой особый комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых

государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной

конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей

нормальному функционированию рыночного механизма.

Основными направлениями антимонопольной политики являются:

Обеспечение и развитие конкуренции;

Контроль над хозяйствующими монополиями;

Контроль за процессом концентрации капитала;

Защита интересов потребителей;

Защита и поддержание малого и среднего бизнеса.

Основные цели антимонопольной политики представлены на рисунке 3, таковыми являются:


Рисунок.3.Экономические цели антимонопольной политики

Основные задачи Антимонопольной политики государства:

Обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике.

Снятие всех преград на пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющее исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов.

Определение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции.

Защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса.

Создание условий для развития национальной экономики.

Государственная антимонопольная политика в общем охватывает круг задач, которые направленны на развитие экономики, развитие конкурентоспособности товаров и услуг, обеспечение эффективной занятости населения. Также поддерживает участие антимонопольных органов в выборе экономической политики государства, методов и направлений, которые должны оказать значимое влияние на конкурентную структуру рынка и финансово-хозяйственную деятельность рыночных субъектов.Антимонопольная политика действует практически во многих странах мира. Не смотря на, что характер и содержание антимонопольной политики разных странах имеют свои особенности, общими основами для всех стран является: охрана и поощрение конкуренции, контролирование деятельности фирм, занимающими положение на рынке, контролирование цен, защита интересов потребителей товаров и услуг, защита интересов и помощь развитию среднего и малого бизнеса.Отсутствие антимонопольной политики в некоторых странах, объясняется разными факторами. Например: такие страны не могут себе позволить такую программу из-за больших затрат и усилий. Антимонопольное политика чаще всего отсутствует в небольших экономиках. Можно предположить, что такие малые экономики, в отличии от крупных, не в состоянии противодействовать появлению крупных по местным масштабам хозяйств. В основном это страны Африки и Ближнего Востока.

Говоря об эволюции антимонопольной политики, можно заметить, что менялась оценка полезности как конкуренции, так и монополии. Выделяют 2 этапа: время господства особо жестокого отношения к монополистическим явлениям, и время, связанное с тенденцией осмысления и рассмотрения взаимосвязи монополии и конкуренции с точки зрения повышения эффективности экономики. То есть принимается во внимание способность действующих там корпораций обеспечивать своевременное обновление выпускаемой продукции, ее высокую конкурентоспособность на мировом рынке, высокое качество, эластичность цен. Если эти требования недостижимы, то рынок признается монополизированным, а действующие на нем структуры подлежат демонополизации.В связи с рассматриваемым вопросом интересна проблема ограничения конкуренции или государственной поддержки монополистических структур. Во-первых, нередко государство стимулирует развитие определенных видов деятельности, ограничивающих конкуренцию. Во-вторых, оказывает прямую поддержку монополистическим структурам, если монополия рассматривается как экономически целесообразная. Для реализации этих направлений государство принимает разные законодательные акты, регулирующие цены в определенной отрасли, вмешивается в розничную торговлю с целью фиксации единых розничных цен на определенные товары и использует мировой опыт для решения поставленных задач. Демонополизация – это постоянная функция и основное направление деятельности государства в рыночной экономике.Государственные органы используют различные способы и методы для борьбы с монополией. Основными приемами направленные на демонополизацию являются: контроль слияний фирм, которые работают в одной отрасли.

Слияние компаний - это ситуация на рынке, когда один субъект рынка приобретает акции или долю другого. В результате второе предприятие становится составной частью первой. Горизонтальное слияние – сговор конкурирующих компаний о единых фиксированных ценах, о разделении рынка. Вертикального слияния представляет объединение поэтапно связанных производств. Слияние бывших поставщиков и потребителей лишает возможности другим фирмам продавать свои товары фирме-покупателю. Жестким наказанием из-за участия в горизонтальном или вертикальном слиянии является расформирование компании. Конгломератные слияния – это объединение предприятий из разных отраслей. Такое слияние обычно разрешаются. Например: если компания отрасли металлургии или нефтяная компания приобретает фирму по производству молочных продуктов, их состояние в результате слияния в соответствующих отраслях практически не меняются. Чаще всего под контроль попадают крупные компании, занимающие большую долю на рынке, близкую к контролируемому государством уровню концентрации. В России разрешение на слияние дает Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, после проведения анализа возможных изменений на рынке. Проводят проверку территориальных и товарных границ рынка, изменение концентрации до и после слияния, изменение цен. Для обоснования слияния фирмы должны предоставить расчеты, которые показывают понижение цен или фиксацию. Но нет гарантии в повышении цен через некоторое время.

Защита конкуренции на конкурсных торгах. Конкурсные торги позволяют исключить фаворитизм, коррупцию, нечестные сделки. Конкурсные торги при публичном распределении договоров и сделок на поставки или работы, являются важным способом защиты интересов общества. Фальсификация заявок приводит к прямого нарушениюnФедеральным и местным властям, органам субъектов или местного самоуправления запрещается ограничивать создание новых хозяйствующих субъектов, устанавливать запреты на виды деятельности, создание товаров, кроме случаев, определённых российским законодательством. Запрещается устанавливать запреты на передвижение товаров между регионами Российской Федерации или другим способом ограничивать права хозяйствующих субъектов.Предоставление льгот хозяйствующим субъектам, которые преимущества по сравнению с другими субъектами в одной отрасли требует согласования с федеральными антимонопольными органами.

Не допускается участия в предпринимательской деятельности должностных лиц, органов государственной власти и государственного управления.

Демонополизация российской экономики имеет свои принципы:

1. Анализ рынков, выделение среди них конкурентных и монопольных. Для выяснения степени монополизации рынка нужно выяснить долю продукции компании в общем объеме. Если показатель выше 60 % этот рынок является монополизированным, если ниже 20 %, не монополизирован.

2. Разносторонний подход к монопольным рынкам. Предполагает, что антимонопольная политика не должна направляться против всех монополий.

3. Выявление отрасли естественной монополии, которая в принципе не подлежит демонополизации.

4. Определение монополий, против которых государство использует жесткие меры. Государство контролирует процессы слияния компаний и далеко не каждое из них признается легальным и допустимым. Антимонопольная политика в первую очередь направлена против таких монополий.

5. Сочетание антимонопольной политики, правовых норм (анти- монопольного законодательства) и организационного механизма, обеспечивающего их реализацию. Такая форма в развитых странах действует уже давно, а в России она находится еще в стадии формирования.

6. Синхронное проведение демонополизации и либерализации цен, потому что одна либерализация цен приводит к закреплению позиций монополий, которые могут свободно назначать свои цены.

7. Совершенствование и укрепление рыночных структур, которые противостоят монополиям.

Цель антимонопольной политики заключается в том, чтобы в экономике действовала только зона естественной монополии. Однако у условиях рыночной экономики многим монопольным отраслям характерны черты естественной монополии. По функциональному назначению естественные монополии можно разделить на технологические олигополии, научно-технические и государственные монополии. Специфика технологий в некоторых отраслях естественным образом приводит к технологической олигополии. На основе приобретенных патентов и лицензий формируется естественная научно-техническая монополия.

Как уже говорилось выше, естественная монополия образуется на рынке, когда одна фирма может производить товар низкими издержками, чем несколько более малых фирм. С увеличением объема выпуска естественной монополии происходит снижение средних издержек производства.

Фирмы, достигшая положение естественной монополии в отрасли, может устанавливать цены выше издержек и ограничить количество товаров по сравнению с оптимальным для общества. Таким образом, возникает необходимость государственного регулирования естественных монополий. С этой целью в 1995 году в России был принят закон о регулировании естественных монополий.

Методы регулирования субъектов естественных монополий:

Ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения цен или их предельного уровня;

Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии.

Нарушениями, за которые естественные монополии наказываются штрафами являются:

Установление цен, выше уровня установленных органом регулирования естественных монополий. Штраф до 15тыс. МРОТ;

Неисполнение решения, выданного органом регулирования естественных монополий в соответствии. Штраф до 10 тыс. МРОТ;

Предоставление недостоверной информации органам регулирования естественных монополий. Штраф 1000 МРОТ;

– несвоевременное предоставление документов и другой информации, необходимой для его деятельности. Штраф до 500 МРОТ

Важное значение имеет система ценообразования на рынке естественного монополиста, который обеспечивал бы установление оптимального уровня цены, включающего в себя справедливую прибыль, когда цена совпадает со средними общими издержками. Регулирование ценообразования может одновременно привести и снижению цены, и повышению объема производства, и привести к уменьшению экономической прибыли естественных монополий.В сложной ситуации находятся отрасли, которые направлены на оборону страны, обслуживающие государство как монопольного потребителя. Такие предприятия не имеют самостоятельности в плане определения объемов и структуры производства, свойств и характеристик продукции, цен, выборе поставщиков. Требования, предъявляемые им весьма изменчивы и зависят от военно-политической ситуации и стратегии государства. С целью компенсации потерь, связанных с изоляцией от открытого рынка, предприятия нужно обеспечивать материальными, информационными и другими ресурсами, осуществить долгосрочное планирование объемов государственных заказов и т.д.

Кроме регулирования цен у государства есть возможность ограничения доходности естественных монополий через фискальную, таможенную, кредитную политику; регулировать отношения собственности на основе контрольного пакета акций, национализации, изменения правовой формы деятельности; внедрения конкуренции на рынок естественной монополии, если она экономически оправдана. Например: в отрасли природного газа монопольным видом деятельности является газотранспортировка. Добыча и реализация природного газа является рынком с достаточно высокой конкуренцией. На железнодорожном транспорте монопольный видом деятельности является сама перевозка, а прокладка путей, эксплуатация дороги остаются вполне конкурентными.Поэтому задача государства заключается в стимулировании новых компаний в освоении новых отраслей рынка; снижение барьеров входа на рынок, потому что польза эффективности производства, обеспечиваемый единственным производителем, не компенсирует убытки общества от злоупотребления монопольной властью.Монополии представляют собой огромную проблему для экономики любой страны. Монополии России во многом отличаются от других стран, потому что они унаследованы от социалистической эпохи монополизма. Следовательно, проведение антимонопольной политики в нашей стране требует индивидуального подхода и двойных усилий. В начале 1990-х годов монополизация наряду с другими государственными проблемами стала на пути экономического развития России. Было понятно, что без принятия соответствующих мер против монополизма не возможен переход к рыночной экономике, где наличие конкуренция является одним из основных аспектов. Данная проблема была не только чисто экономического характера, она равномерно становилось политической и общественной угрозой. В создании благоприятных условий для конкуренции и стабилизации разрушенной экономики, решающую роль сыграла антимонопольная политика государства.В современных условиях рыночной экономики, роль и значение антимонопольной политики плане экономического развития государства очень велико. Также следует отметить, что от эффективности и правильности данной политики, зависит благосостояние и жизнь рядовых граждан страны, поскольку в главную очередь последствия сказывается на них. В настоящее время антимонопольная политика активно развивается как России, так и по всему миру. Этот факт определяет важность государственного регулирования рыночных субъектов. В последнее время огромные усилия направлены на совершенствование нормативно-правовой базы антимонопольного регулирования. Но нужно признать, что не зависимости от наличия правого поля и государственного правового органа российская антимонопольная политика нуждается в серьезной корректировке. В широком смысле государственная антимонопольная политика, рассматривает без малого весь комплекс решений, направленных на экономическое развитие, повышение конкурентоспособности на рынке продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости. Особое место в экономике России занимают естественные монополии. Потому что у нас большие площади территорий, разные климатические условия, разнообразие природных ресурсов, численность населения. В последнее время, как мы все уже заметили, российской и региональной прессе все больше фактов борьбы монополистов и потребителей. Основные отрасли - это электроэнергия, газоснабжение и нефтеперерабатывающая отрасль. Соответственно антимонопольная политика должна совершенствоваться как в отношении искусственных монополий, так и в естественных.