Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Компания газойл центр. Злоключения порта витино Морской порт витино и беломорская нефтебаза

общая площадь площадь акватории

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

площадь территории

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

грузооборот

▼ 2,3 млн.т (2013 )

пропускная способность

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

время навигации

круглогодично

форма управления

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

к-во и длина причалов к-во портовых кранов

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

глубина у причала характеристика воды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дополнительные сведения наличие собственного флота

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

транспортные развязки

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

лоцпост

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

радиосвязь

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

наличие РЛС

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

наличие маяков, ориентиров

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

стивидоры

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

ближайшие порты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

ближайшая ж/д станция

Белое Море

ближайший аэропорт В литературе

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Координаты :

Витино - нефтяной порт в Кандалакшском районе Мурманской области . Расположен у станции Белое Море , в нескольких километрах к югу от Кандалакши , на западном берегу Кандалакшского залива Белого моря .

  • Причал № 1 предназначен для судов портофлота . Глубина у причала 3,5 м.
  • Причалы № 2 и № 3 обслуживает суда смешанного плавания «река-море » (нефтерудовозов). Глубина у причалов 4,0 м.
  • Причал № 4 - рейдовый причал , состоящий из 7 швартовых бочек, плавперехода с трубопроводами и якорных систем. Глубина у причала 13,7 м. Он принимает морские танкеры водоизмещением до 70.000т, с размерами до
    • длина - 230 м;
    • ширина −32,2 м;
    • осадка - 10,9 м.

В настоящее время порт принадлежит компании Usarel.

Грузооборот порта

Напишите отзыв о статье "Витино (порт)"

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Витино (порт)

Видение исчезло. А вокруг стало пусто и одиноко. Будто старое тёплое солнце тихо скрылось за чёрную тучу...
– Сколько же времени прошло с того дня, как Светодар ушёл из дома, Север? Я уж было подумала, что он уходил надолго, может даже на всю свою оставшуюся жизнь?..
– А он и пробыл там всю свою жизнь, Изидора. Целых шесть долгих десятков лет.
– Но он выглядит совсем молодым?! Значит, он также сумел жить долго, не старея? Он знал старый секрет? Или это научил его Странник?
– Этого я не могу сказать тебе, мой друг, ибо не ведаю. Но я знаю другое – Светодар не успел научить тому, чему годами учил его Странник – ему не позволили... Но он успел увидеть продолжение своего чудесного Рода – маленького праправнука. Успел наречь его настоящим именем. Это дало Светодару редкую возможность – умереть счастливым... Иногда даже такого хватает, чтобы жизнь не казалась напрасной, не правда ли, Изидора?
– И опять – судьба выбирает лучших!.. Зачем же надо было ему всю жизнь учиться? За что оставлял он свою жену и дитя, если всё оказалось напрасным? Или в этом имелся какой-то великий смысл, которого я до сих пор не могу постичь, Север?
– Не убивайся напрасно, Изидора. Ты всё прекрасно понимаешь – всмотрись в себя, ибо ответом есть вся твоя жизнь... Ты ведь борешься, прекрасно зная, что не удастся выиграть – не сможешь победить. Но разве ты можешь поступить иначе?.. Человек не может, не имеет права сдаваться, допуская возможность проигрыша. Даже, если это будешь не ты, а кто-то другой, который после твоей смерти зажжётся твоим мужеством и отвагой – это уже не напрасно. Просто земной человек ещё не дорос, чтобы суметь такое осмыслить. Для большинства людей борьба интересна только лишь до тех пор, пока они остаются живыми, но никого из них не интересует, что будет после. Они пока ещё не умеют «жить для потомков», Изидора.
– Это печально, если ты прав, друг мой... Но оно не изменится сегодня. Потому, возвращаясь к старому, можешь ли ты сказать, чем закончилась жизнь Светодара?
Север ласково улыбнулся.
– А ты ведь тоже сильно меняешься, Изидора. Ещё в прошлую нашу встречу, ты бы кинулась уверять меня, что я не прав!.. Ты начала многое понимать, мой друг. Жаль только, что уходишь напрасно... ты ведь можешь несравнимо больше!
Север на мгновение умолк, но почти тут же продолжил.
– После долгих и тяжких лет одиноких скитаний, Светодар наконец-то вернулся домой, в свою любимую Окситанию... где его ожидали горестные, невосполнимые потери.
Давным-давно ушла из жизни его милая нежная жена – Маргарита, так и не дождавшаяся его, чтобы разделить с ним их непростую жизнь... Также не застал он и чудесную внучку Тару, которую подарила им дочь Мария... и правнучку Марию, умершую при рождении его праправнука, всего три года назад явившегося на свет. Слишком много родного было потерянно... Слишком тяжкая ноша давила его, не позволяя радоваться оставшейся жизнью... Посмотри на них, Изидора... Они стоят того, чтобы ты их узнала.

Витино порт Белого моря

Витино - нефтяной порт в Кандалакшском районе Мурманской области. Расположен у станции Белое Море, в нескольких километрах к югу от Кандалакши, на западном берегу Кандалакшского залива Белого моря.
Порт Витино имеет 4 причала:
Причал № 1 предназначен для судов портофлота. Глубина у причала 3,5 м.
Причалы № 2 и № 3 обслуживает суда смешанного плавания «река-море» (нефтерудовозов). Глубина у причалов 4,0 м.
Причал № 4 - рейдовый причал, состоящий из 7 швартовых бочек, плавперехода с трубопроводами и якорных систем. Глубина у причала 13,7 м. Он принимает морские танкеры водоизмещением до 70.000т, с размерами до
длина - 230 м;
ширина −32,2 м;
осадка - 10,9 м.

Порт Витино открылся в 1995 году. До навигации 2001 года порт Витино работал сезонно, а с 2001 года - круглогодично.
Порт Витино используется главным образом для экспорта нефти и нефтепродуктов, поступающих по железной дороге. С 25 марта 2010 года в порт разрёшен заход судов с ядерными энергетическими установками.
В настоящее время порт принадлежит компании Usarel.
Грузооборот порта недотягивает до пропускной способности 8 млн т
2004 год - 3,7 млн т.
2009 год - 4,4 млн т
2013 год 2,3 млн т

Капитан Морского порта Витино Виктор Бородачёв, видимо, ждёт, когда в акватории вверенного ему порта произойдёт авария атомного судна Вольно или невольно, но капитан порта обеспечивает также реальную возможность посадки на мель гружённых нефтепродуктами танкеров типа Aframax.

Морской порт Витино
В силу п.1 ст.11 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 8 ноября 2007 года №261-ФЗ), администрация морского порта обеспечивает безопасность плавания судов в акватории морского порта, на подходах к нему, а также стоянки судов в морском порту.

В соответствии с ч.1 ст.74 Федерального закона «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» (от 30 апреля 1999 года №81-ФЗ) и Положением о капитане морского порта, функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту осуществляет капитан морского порта.

На основании п.1.1.15. Правил технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий (РД 31.35.10-86) организация технической эксплуатации акватории морского порта возлагается на капитана морского порта.

Осадка судов, принимаемых морским портом, должна определяться в соответствии с указаниями Руководства по назначению объявленной осадки судов в морских портах (РД 31.63.02-83) и ежегодно назначаться администрацией морского порта соответствующим распоряжением.

В нарушение требований данного Руководства, ФГУ «Администрация морского порта Мурманск» с мая 2010 года не назначает объявленную осадку судов в морском порту Витино и не издаёт соответствующий ненормативный правовой акт.

До настоящего времени на акваторию морского порта Витино не составлены технические паспорта в соответствии с требованием п. 8.2.7. Правил технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий (РД 31.35.10-86).

Комплексные гидрографические работы в акватории морского порта Витино последний раз были выполнены ООО «Петрослав Гидросервис» в 2007 году.

По результатам промеров глубин и обследования рельефа дна в 2007 году, на морские навигационные карты №19044, №19042 и №16022 нанесена минимальная глубина на подходном фарватере: 12,7 метра от НТУ (наинизший теоретический уровень). На морских навигационных картах Белого моря НТУ принят за нуль глубин. От НТУ ведётся отсчёт глубин.

В 2009 году распоряжением капитана морского порта Витино минимальная глубина на подходном фарватере морского порта Витино была уменьшена до 12,6 метра от НТУ.

По результатам комплексных гидрографических работ, выполненных в 2007 году, было установлено, что дно подходного фарватера морского порта Витино подвержено заносимости илом и илистым песком в среднем до 0,25 метра в год.

Регулярные контрольные промеры глубин, с целью определения толщины слоя наносов на дне подходного фарватера морского порта Витино, капитаном порта не производятся.

С 2007 года отсутствуют официальные результаты о проведённых в акватории морского порта Витино каких-либо промерных или тральных работ.

В нарушение п.1.3.12 Правил технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий на подходном фарватере морского порта Витино не установлен мареограф (прибор для измерения и непрерывной автоматической регистрации колебаний уровня моря) с выносным репитером в помещении Инспекции государственного портового контроля или водомерный пост для определения отклонений фактического уровня акватории от нуля глубин.

У рейдового многоточечного причала №3 морского порта Витино морские танкеры грузятся на осадку 12,65 - 12,85 метра и выходят из порта по подходному фарватеру, используя высоту прилива.

Согласно требований Руководства по оперативному определению проходной осадки судов на подходных каналах (фарватерах) к портам (РД 31.63.01-83) для каждого такого морского танкера необходимо рассчитывать проходную осадку.

Капитан морского порта Витино рассчитывает проходную осадку для указанных морских танкеров, но такие расчёты нельзя принимать как достоверные. В расчётах используются данные о минимальных глубинах на подходном фарватере пятилетней давности, без учёта слоя наносов, образовавшихся за данный период на дне фарватера.

Так как на подходном фарватере не установлен мареограф или водомерный пост, капитан порта не имеет сведений о фактическом уровне моря и сгонно-нагонные колебания уровня акватории в расчётах не учитывает.

Методика расчётов, которую использует капитан порта при расчёте проходной осадки, не соответствует принятой в Руководстве по оперативному определению проходной осадки судов на подходных каналах (фарватерах) к портам (РД 31.63.01-83).

Заход в морской порт Витино атомных ледоколов типа «Арктика» капитан порта разрешает без каких-либо ограничений по осадке.

На сайте ФГУ «Администрация морского порта Мурманск» опубликовано распоряжение капитана морского порта Витино от 08.02.2012 г. №5/12 «О введении ледокольной проводки судов, заходящих в морской порт Витино». Единственное ограничение для атомных ледоколов в этом распоряжении: «без стоянки на внутреннем рейде морского порта Витино».

Атомные ледоколы типа «Арктика» имеют рабочую осадку 10,8 метра. Проходят по подходному фарватеру морского порта Витино до внутреннего рейда и в обратном направлении с целью ледокольной проводки морских танкеров методом лидирования.

Для ледоколов с ядерными энергетическими установками надёжная работа систем охлаждения главных конденсаторов обеспечивается за счёт повышенного запаса воды под килём, устанавливаемого Инструкцией по технической эксплуатации. Для ледоколов типа «Арктика» минимальный разрешённый запас воды под килём при выходе на мелководье составляет 5 (пять) метров!

Для безопасного прохода по подходному фарватеру морского порта Витино атомных ледоколов типа «Арктика», с учётом минимального допустимого запаса воды под килём 5 метров, требуется обеспечить минимальную глубину на фарватере 15,8 метра от НТУ.

Учитывая изложенные обстоятельства, следует полагать, что даже при сизигийном (максимальном) приливе, средняя величина которого составляет 2,5 м, обеспечить безопасный проход по подходному фарватеру атомных ледоколов типа «Арктика» не представляется возможным.

Производить расчёт проходной осадки для атомных ледоколов типа «Арктика», не имея точных данных о сгонно-нагонных колебаниях уровня акватории в связи с отсутствием на подходном фарватере морского порта Витино мареографа или водомерного поста, не имеет смысла.

Про таких чиновников, как капитан порта Витино, в одном из своих произведений Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин писал: «Чаще всего помпадур и сам хорошенько не знает, в чем состоят его требования, но это незнание, вместо того чтоб ограничить его, делает еще более ненасытным».

Подходной фарватер морского порта Витино является лимитирующим по глубинам для атомных ледоколов типа «Арктика» и танкеров, которые грузятся у третьего причала на осадку 12,65-12,85 м.

Не понятно, почему в Обязательных постановлениях в морском порту Витино об этом важном обстоятельстве даже не упоминается.

В силу п.1 ст.14 Федерального закона « О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 8 ноября 2007 г. №261-ФЗ), Обязательные постановления в морском порту должны отражать особенности определённого морского порта.

Суммируя изложенные выше обстоятельства и факты, следует констатировать, что безопасность плавания морских танкеров с осадкой 12,65 - 12,85 м и атомных ледоколов типа «Арктика» на подходном фарватере морского порта Витино капитаном порта не обеспечивается!

Ситуацию, сложившуюся на Беломорской нефтебазе и в порту «Витино», сейчас обсуждают повсюду: и на месте всех потрясений, свалившихся на эти объекты, и на просторах Интернета. Внимание прокуратуры, следственных органов, СМИ к происходящему – самое что ни на есть пристальное. И мы тоже неоднократно писали по данной теме. А в продолжение её решили обратиться к истории. Зачем? А затем, чтобы понять и «оценить» масштаб потерь.

«Вернуться» в прошлое нам помог бывший руководитель обоих предприятий Виктор Редько , имеющий своё, принципиально отличное от других наших собеседников, мнение. Кстати сказать, Виктора Денисовича в Кандалакше и пригороде помнят не только как директора Морского нефтяного терминала, но и как депутата Кандалакшского районного Совета – человека, неравнодушного к проблемам нашего муниципалитета.

До акционерства

Беломорская нефтебаза как государственное предприятие существовало с 1967 года и предназначалось для содержания запасов нефтепродуктов и их резерва для Северо-Западного региона. Позже там появилось оборудование для подачи жидкого топлива в село Алакуртти и в район военного аэродрома Килпъявр. Таким образом, ещё в советское время нефтебаза имела важное экономическое значение для области и важное государственное. В то время, по словам Виктора Редько, предприятие работало только в летний период, накапливая мазут и дизельное топливо. А зимой, когда залив замерзал, свою деятельность нефтебаза приостанавливала и существовала лишь для того, чтобы при необходимости отгрузить горючее железнодорожным транспортом потребителю. Экономически такая ситуация со временем становилась всё более невыгодной, ведь чтобы быть востребованными, нужно наращивать производство и привлекать поставщиков.

Топливная «кормилица»

Впрочем, экономические показатели уже тогда были хорошими. Производительность оборудования по перекачке тяжёлых нефтепродуктов составляла 400 кубических метров в час. Никакое другое нефтяное производство на Кольском полуострове не имело тогда таких показателей. Значительный объём приходился на железнодорожные подъездные пути (были две железнодорожные эстакады). Кроме того, предприятие обеспечивало нефтепродуктами, в том числе маслами автомобильный транспорт. Персонал этого промышленного объекта насчитывал в те годы примерно 200 человек. А после того, как стартовала модернизация штат сотрудников начал увеличиваться.


В начале 90-х при активном участии российско-голландской компании «Уайт Си Комплекс Б.В» был разработан проект на углубление фарватера с приходом к Беломорскому нефтяному терминалу и со строительством дополнительного глубоководного причала. Фарватер рассчитывался на глубину примерно 15-18 метров и на расстояние 18 миль (приблизительно в 36 километров). И, что важно, не представлял экологической угрозы акватории Кандалакшского залива (о чём имеется заключение международной экспертизы), поскольку стал почти прямолинейным фарватером с хорошим гидрографическим оборудованием (со створными знаками, ледовыми буями).

Так, в результате реализации проекта по строительству нового портового терминального комплекса, начал работу и Морской специализированный порт «Витино». Финансирование шло уже из внебюджетных источников. А потому Беломорской нефтебазе, воссоединившейся в этом проекте с бизнесом, предстояло поменять статус: она стала частной компанией. По данным прокуратуры города Кандалакши, Закрытое акционерное Общество «Беломорская нефтебаза» зарегистрировано 19 марта 1999 года. В соответствии со своим уставом генеральный директор теперь назначается общим собранием акционеров. А единственным акционером ЗАО «Беломорская нефтебаза» тогда являлась голландская компания «УайтСи Комплекс Б.В».

В последующем, после решения непростых зимних навигационных вопросов, порт приступил к работе в круглогодичном режиме. А на четвёртом причале, вновь построенном, начали принимать танкеры грузоподъёмностью до 50 тысяч кубических метров. Было принято ещё одно серьёзное решение – реконструировать третий причал, принадлежащий нефтебазе. В итоге грузоподъёмность танкеров достигла 100 тыс.м 3 . Это очень значительные объёмы! Производительность в прямом смысле была достойнейшей для работы с арендованными иностранными судами ледового класса: порядка 3 тысяч кубических метров в час! «В Заполярье , – говорит Виктор Денисович, – такого точно нет. А на Северо-Западе весьма ограниченно, даже в новейших портах» .

Через порт ежегодно переваливалось 4,5 миллионов тонн нефтепродуктов, в том числе грузы таких компаний, как «Новатэк» и «Лукойл», «Татнефть» и других ведущих компаний России. А лучший наш показатель в начале 2000-х годов – 5,8 млн.тонн (в то время как грузооборот в Мурманском порту составлял 2,5 – 3 млн. тонн в год). Экспорт у нас занимал лидирующие позиции, причём наряду с решением проблем страны по Северному завозу в порты Арктики. И, как вспоминает Виктор Редько, мы нередко оказывали содействие другим предприятиям, в том числе Кандалакшской теплосети и Мурманскому ТЭКОСу.

Любопытно и то, что в 2008 году на предприятиях работало порядка тысячи человек, и зарплату в то время никому не задерживали.

От высокой производительности – к переделу прав собственности

Проблемы обрушились на порт после кризисного 2008 года, когда началась смена владельцев. Тогда 100 процентов ООО «Специализированный морской порт Витино» были проданы трём инвесторам. Контрольный пакет достался бывшему владельцу казахстанского «БТА-Банк» Мухтару Аблязову, остальная часть (почти половина) – управляющим и совладельцам банка «БТА-Казань» Максиму Пухликову и Сергею Шекланову, которые, кстати, вложили в этот порт не собственные сбережения, а кредитные. А после того, как у Аблязова начались конфликты с правительством Казахстана, в результате чего бизнесмен вынужден был искать политическое убежище в Англии, порт стал предметом судебных разбирательств. И потому последние четыре года для «Витино» и Беломорской нефтебазы, крупнейших предприятий по транспортировке нефти и газа, оказались плачевными. Основная причина замедления, а затем и прекращения работы нефтяного морского комплекса, считает бывший директор предприятий,– потеря связей с поставщиками. И их, эти связи, надо восстанавливать.

Перспективы

Сейчас перспективы пока туманны. Главный клиент, «Новатэк», переводит, опять же по данным из местной прокуратуры, грузопоток газового конденсата на свой терминал в Усть-Луге. Перевалка бензина – под вопросом. Но есть вероятность, что «Витино» спасётся за счёт нового поставщика газового конденсата в лице «Газпрома».


При всех сложностях промышленные предприятия всё-таки важно сохранить – как для экономики, так и для решения экологических проблем. Ведь не случайно в своё время, когда нефтебаза и порт переживали «расцвет», было создано специализированное морское подразделение по ликвидации разливов нефтепродуктов – единственное на тот момент в Мурманской области формирование подобного уровня.

«Беломорский нефтяной терминал , – заключает Виктор Редько, – по своей мощности и географическому расположению являлся в советское время и остаётся до сих пор значимым как для Заполярья, так и в целом для Северо-Запада нашей страны. И он может и должен занять достойное место в транспортно-промышленной сфере (надеюсь, в недалёком будущем). Он нужен и области, и государству, и коммерции. Сейчас надо сохранить главное – специалистов, так непросто подготовленных, и материальную базу. На комплексе есть «костяк» (Валентина Пономаренко, Виталий Полетаев, Виталий Мнушкин и ряд других), вокруг которого и нужно нарастить людские «ресурсы». Морскому специализированному нефтяному терминалу быть! В интересах рабочих мест Кандалакшского района и посёлка Белое Море, а также решения экономических, политических, коммерческих проблем региона» .

Специализированный порт Витино открылся в 1995 году как результат реализации проекта нового терминального комплекса для обслуживания крупнотоннажных танкеров с использованием производственных мощностей Беломорской нефтебазы. Сам порт расположен на западном берегу Кандалакшского залива. Первоначально порт работал только в период летней навигации, сейчас (с 2001 года) работает круглогодично. Используется в основном для экспорта газового конденсата и нефтепродуктов, поступающих по железной дороге. Подход к причалам с моря обеспечивается каналом длиной 18 миль и глубиной до 12,5 метров (при высоте прилива 3 м). Кроме того, есть возможность принимать грузы речным транспортом по Беломоро – Балтийскому каналу.

Проектная мощность терминала – 10 млн тонн/год. Суммарная емкость резервуарного парка – 280 тыс м3 (28 резервуаров). Глубины у причалов – от 13,7 до 15,2 м. Максимальная танкерная партия – 60 тыс тонн. Возможен одновременный прием 149 ж.д. цистерн.

Грузооборот морского порта Витино в 2002-2013 годах (кликабельно):

Подобно злоключениям бизнес-империи Архангельского и его терминала «Онега», у порта начались проблемы после кризисного 2008 года.

В начале 2009 года появилась информация, что морской специализированный порт Витино куплен ЗАО «НК «Руснефтехим». Позже стали известны подробности сделки: 51% ООО «Морской специализированный порт Витино» приобрел бывший владелец казахстанского «БТА-Банка» Мухтар Аблязов, 49% - тогдашние управляющие и совладельцы банка «БТА — Казань» («дочки» БТА) Максим Пухликов и Сергей Шекланов.

Вскоре у Аблязова начались конфликты с правительством Казахстана, и он обратился с просьбой о политическом убежище в Англии, после чего Витино стало предметом судебных разбирательств. В феврале 2010 года Высший королевский суд Великобритании по иску «БТА-Банка» арестовал акции компаний - владельцев порта. Банк утверждал, что кредит в $120 млн, полученный Аблязовым и Пухликовым на покупку Витино, был выдан незаконно, и требовал передачи порта в свою собственность. Согласно исковому заявлению кредитные средства были выданы подставной голландской компании Chrysopa Holding, а в дальнейшем перечислены кипрской Usarel Investment для приобретения компаний White Sea Complex, Nort- hen Operations, ООО «Н-Терминал», ООО «Морской специализированный порт Витино» и др., владеющих объектами порта Витино. Сообщалось, что Usarel закрыла сделку по приобретению порта у группы Nitek в августе 2008 года, конечная стоимость сделки составила около $125,9 млн.

По утверждению «БТА-Банка», кредит «фактически был прикрытием для маскировки хищения средств банка в пользу Usarel и ее материнской компании «Lux». При этом банк заявлял о хищении своим бывшим топ-менеджментом в общей сложности более $6 млрд…

В мае 2011 года лондонский суд признал законность претензий банка к Мухтару Аблязову, впоследствии вынеся постановление о заключении его под стражу на 22 месяца и лишении его права на дальнейшую защиту своих интересов. Сам Аблязов к тому времени находился в бегах, и его местонахождение до последнего момента не было известно.

В марте 2013 года Высокий суд Лондона постановил, что Usarel обязана передать «БТА-Банку» свою долю в группе компаний White Sea, владеющей портом Витино, «за исключением пакета акций, который приобретался за счет средств, предоставленных структурами нефтетрейдера «Руснефтехим». Суд, в частности, признал причастность к мошенническим схемам согласно законам России и Казахстана бывших коллег Аблязова - проживающего в Лондоне гражданина Казахстана Жаксилика Жаримбетова и бывшего руководителя московского представительства «БТА-Банка» Ильдара Хажаева.

Отметим, что еще в 2010 году обстоятельства купли- продажи порта Витино выяснял Следственный комитет при МВД России. В феврале 2013 года Следственное управление СК РФ по Северо-Западному федеральному округу сообщило о расследовании двух дел «по фактам незаконного приобретения прав на имущество Морского специализированного порта «Витино» и Беломорской нефтебазы.

Некоторые эксперты ранее полагали, что в случае если «БТА-Банк» получит контроль над Витино, акции порта могут быть перепроданы по согласованной цене одной из российских госструктур. В числе наиболее вероятных претендентов называлась «Газпром нефть» - один из прежних основных клиентов Витинского порта.

Впрочем, по данным базы СПАРК-Интерфакс (на 17/07/13), компания ЧК «Юзарел Инвестментс Лимитед» (Кипр) до сих пор владеет 100% акций порта.

Нынешние перспективы порта достаточно туманны и печальны. Главный клиент «Новатэк» переводит грузопоток газового конденсата на свой терминал в Усть-Луге, перевалка бензина находится под вопросом из-за постоянного введения ограничений, а возобновление перевалки нефти (которая была начата еще в 2005 году ЮКОСом) вряд ли возможна из-за введения в строй БТС-2 и ВСТО-2. Впрочем, есть вероятность, что порт спасет новый поставщик газового конденсата в лице Газпрома с Сургутского ЗСК и перспектива увеличения поставок бензина с Антипинского НПЗ на котором в 2013 году должен закончиться монтаж установки первичной переработки нефти, в результате чего мощность завода вырастет почти в 2 раза – до 7,5 млн тонн в год. Так что следующий год будет показательным для Беломорской нефтебазы и специализированного порта Витино.