Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Классической политической экономии

Классическая школа политической экономии

Классическая школа политэкономии относится к числу зрелых направлений экономической мысли. Классической ее называют, прежде всего, за подлинно научный характер многих ее теорий и методологических положений. Школа зародилась в конце XVII в. и достигла расцвета в XVIII-XIX вв. В ее развитии с некоторой условностью можно выделить четыре этапа.

Первый этап охватывает период с конца XVII в. до начала второй половины XVIII в. Для этого периода характерно расширение сферы рыночных отношений. Экономическая мысль этого времени сосредотачивается уже не на сфере обращения, а на сфере производства. Это эпоха зарождения классической политической экономии. Ведущие ее представители Уильям Петти (I623-1687) - основоположник классической полиэкономии в Англии и Пьер Буагилъбер (1646-1714) - родоначальник школы во Франции.

В отличие от меркантилистов У. Пегги утверждал, что богатство нации образуют не только драгоценные металлы, но и земли страны, дома, корабли, товары. Образование богатства происходит не в торговле, а в сфере производства благодаря труду. Петти - первый автор трудовой теории стоимости, согласно которой ценность товаров создается определенным количеством затраченного труда. Экономист выступал против притока драгоценных металлов в страну, так как видел в нем источник роста внутренних цен. Петти отмечал, что избыток денег ведет к росту цен, а недостаток - к сокращению объемов производимых работ. Иными словами, он являлся сторонником количественной теории денег.

К сведению. У. Петти родился в семье мелкого ремесленника. Отказавшись заниматься семейным ремеслом, нанялся юнгой на корабль. Через год он сломал ногу и был высажен на ближайший берег с незначительной суммой денег. В чужой стране Петти смог выжить и даже поступил в колледж. Па жизнь зара­батывал самыми разнообразными способами: чертил морские карты, служил в военном флоте. Дальнейшую жизнь посвятил изучению медицины. В 27 лет получил степень доктора физики и стал профессором анатомии в одном из английских колледжей. У. Петти изучат математику, хотел стать изобретателем (изобрел копировальную машину и получил патент на нее). Затем внезапно оставил свою должность и нанялся врачом при главнокомандующем английской армии в Ирландии. Петти обогатился, взявшись за правительственный подряд по составлению карты покоренной Ирландии, и здесь ему очень пригодились полученные в свое время знания по картографии. Приехав в Ирландию простым медиком, через несколько лет он стал одни из самых богатых людей в стране. В 38 лет он был возведен в рыцарское звание и стал именоваться сэром У. Петти.

П. Буагильбер, как и У. Петти, не был профессиональным ученым-экономистом. Источником богатства он также считал сферу производства, а торговле отводил роль условия, необходимого для развития экономики. Буагильбер безотносительно своего английского единомышленника выдвинул трудовую тео­рию стоимости. Он абсолютизировал роль сельского хозяйства в экономическом росте страны, отстаивал политику, направленную на поощрение развития сельского хозяйства. Буагильбер недооценивал роль денег как товаров. Он был единственным представителем классической школы, требовавшим упразднения денег.

К сведению. П. Буагильбер родился в семье дворянина. Следуя отцу, получил юридическое образование. Некоторое время занимался литературой, затем обратился к традиционный для семьи профессии юриста. В результате ссоры с отцом был лишен наследства. Долгое время работал судьей, затем получил доходную и влиятельную должность генерального начальника судебного округа. На этой должности он находился в течение 25 лет и незадолго до смерти передал ее старшему сыну. Высокое общественное положение стимулировало его интерес к экономическим проблемам страны. Работы Буагильбера являются одним из важнейших источников сведений о состоянии экономики Франции той эпохи.

Второй этап развития классической политической экономии охватывает период последней трети XVIII в. Это время расцвета классической политэкономии, формирования ее основных категорий и законов. Данный этап развития науки связан с именем и трудами шотландского экономиста и философа Адама Смита (1723-1790). Его несомненная заслуга состоит в том, что он впервые изложил экономическую теорию как целостную науку, во взаимосвязи всех ее элементов. По мнению А. Смита, основным мотивом хозяйственной деятельности человека является личный интерес. Человека он считал существом экономическим, т. е. лицом, наделенным эгоизмом и стремящемся ко все большему накоплению богатства. Стремление людей улучшить свое материальное положение способствует процветанию всего общества. В этой связи экономист сформулировал принцип «невидимой руки», который утверждал, что индивид, преследуя собственные интересы, направляется механизмом свободной конкуренции в интересах всего общества. Основой экономического учения А. Смита был принцип свободной конкуренции. Он полагал, что непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция. Только при свободном перемещении товаров, денег, капитала и людей ресурсы общества используются оптимально. Поскольку рыночные законы лучшим образом регулируют экономику, то принцип полного невмешательства государства в экономику («laissez faire») является условием ее эффективности. Вмешательство государства в экономику должно быть минимальным (обеспечение военной безопасности, правосудие, содержание некоторых общественных учреждений). Смит высоко оценивал значение разделения и специализации труда, которые ведут к росту его производительности.

К сведению. А. Смит родился в семье таможенного чиновника, умершего за несколько месяцев до его появления на свет. Он был единственным ребенком молодой вдовы. Семья жила небогато, по этой причине А. Смит не смог получить блестящего образования. Он с детства проявлял способности к учебе, в возрасте 14 лет поступил в университет в Глазго, продолжил обучение в Оксфордском университете. Смит обладал энцикло­педическими познаниями по разнообразнейшим отраслям науки. В 29 лет был назначен профессором логики, затем работал на кафедре моральной философии. В дальнейшем он оставляет кафедру, отказывается от профессорской деятельности и на время заграничного путешествия становится воспитателем сына видного английского аристократа. Научный интерес Смита все более смещается к экономической науке. В возрасте 55 лет он был назначен комиссаром таможни и оставался на этой должности до кончины. Смит был одним из образованнейших людей своего времени.

Третий этап эволюции классической школы политической экономии приходится на первую половину XIX в. Это период завершения промышленного переворота в большинстве промышленно развитых государств. На данном этапе основные положения и законы классической политической экономии под­вергаются переработке, идет их дальнейшее развитие. Ведущие представители данного этапа - Жан Батист Сей (1767-1832), Давид Рикардо (1772-1823), Томас Роберт Мальтус (1766-1834) и др.

Д. Риккардо является одновременно и последователем и оппонентом отдельных положений учения А. Смита. Риккардо завершил создание классической политической экономии. Его несомненной заслугой является то, что он изложил политическую экономию в строгой логической последовательности, система­тизировал экономические знания того времени. Как и А. Смит, он был против вмешательства государства в экономику. Условием экономического развития считал свободную конкуренцию и другие принципы политики экономического либерализма. Ученый сформулировал теорию сравнительного преимущества, в которой доказал взаимовыгодность международной торговли. По мнению Риккардо, если разные страны обладают сравни тельным преимуществом в производстве разных товаров, то международная торговля между этими странами будет взаимовыгодна.

К сведению. Д. Рикардо был третьим из 17-ти детей биржевого маклера. Ему не довелось получить систематического образования, так как с ранних лет он был вынужден помогать отцу в бизнесе. К 16 годам он самостоятельно справляется со многими его деловыми поручениями, разбирается в торговых и биржевых делах. Женившись в 21 год без благословения родителей, Рикардо остался без их материальной поддержки и был изгнан из дома. Однако спустя несколько лет природные способности и полученные ранее навыки позволили ему добиться достаточного финансового благополучия. К 38 годам Риккардо становится крупной финансовой фигурой. В дальнейшем он сочетает занятие бизнесом и изучение экономической науки. За 4 года до смерти он оставляет занятия бизнесом и переходит на государственную службу, чтобы на практике воплотить собственные экономические идеи.

Ж. Б. Сей безоговорочно принял принцип свободы рынка и неограниченной свободной конкуренции. Деньги, по его мнению, являются только орудием обмена, так как людям нужны ни сами деньги, а то, что на них приобретается. Экономическая наука обязана Сею двумя положениями. Он сформулировал теорию трех факторов производства и так называемый закон рынка, или, как его еще называют, «закон Сея». Закон рынка утверждает, что предложение товаров создает свой собственный спрос, или иными словами, произведенный объем продукции автоматически обеспечивает доход, равный стоимости всех созданных товаров, следовательно, достаточный для их полной реализации. Экономист утверждал также, что земля, труд и капитал являются равноправными факторами создания стоимости и каждый из факторов порождает свой собственный доход (рента, заработная плата, прибыль).

К сведению. Ж. Б. Сей родился в семье купца, получил образование, достаточное для продолжения семейных традиций, стал впоследствии крупным фабрикантом. Он активно занимался самообразованием, углубленно изучал политическую экономию. В последние годы жизни возглавлял кафедру политической экономии, став основателем собственной школы экономической мысли.

Т. Мальтус принял принцип А. Смита о том, что главным условием экономического развития является свободная конкуренция. Мальтус, как и его предшественники, полагал, что пределов для расширения производства не существует и рост богатства может происходить неограниченно. Однако экономист отмечает, что возможны не только частные, но и общие кризисы перепроизводства. Экономическая наука обязана Т. Мальтусу созданием теории народонаселения. Ученый утверждал, что при благоприятных условиях население увеличивается в геометрической прогрессии, а производство пищи и других необходимых предметов существования возрастает всего лишь в арифметической прогрессии. Следовательно, бедность может стать уделом всего человечества. Для решения проблемы предлагал мероприятия по ограничению роста населения.

К сведению. Т. Р. Мальтус родился в семье помещика. Поскольку Мальтус был вторым сыном в семье, то наследства ему не полагалось. Как младшему сыну ему предназначалась духовная карьера. Мальтус получил хорошее образование, ему была присвоена богословская степень. Приняв духовный сан, он становится сельским священником. Одновременно Мальтус преподает в колледже, углубленно изучает экономическую теорию. В дальнейшем он продолжил работу в должности профессора кафедры современной истории и политической экономии. При этом он продолжат исполнять в этом колледже и обязанности священника.

Четвертый этап развития классической политической экономии охватывает период второй половины XIX в. Это завершающий период становления классической политэкономии. В это время ряд положений классической политэкономии подвергается существенной корректировке, формируются новые на­правления экономической мысли. Ведущими представителями этого периода были Джон Стюарт Милль (1806-1873) и Карл Маркс (1818-1883), обобщившие лучшие достижения школы.

Дж. С. Милль - один из завершителей классической политэкономии. Ученый принимал основные положения классической школы. Милль поддерживал общий принцип классической политэкономии о свободе рынка, но отмечал существование различных сфер общественной деятельности, где рыночный механизм неприемлем. В связи с этим выдвинул идею активизации участия государства в социально-экономическом развитии общества. Ему принадлежат первые суждения о социализме и социалистическом устройстве общества. Предлагаемые им социальные реформы заключались в следующем: ограничение неравенства в обществе при помощи ограничения права Наследования; социализация земельной ренты при помощи земельного налога; введение корпоративной ассоциации, ликвидирующей наемный труд.

К сведению. Дж. С. Милль родился в семье известного экономиста Джеймса Милля, получил блестящее образование. Ребенок рос вундеркиндом, с детства проявлял способности к учебе, которые были весьма разносторонни (всемирная история, греческая и латинская литература, философия, политическая экономия). В 10 лет он делал обзоры всемирной истории, греческой и латинской литературы, курс политической экономии он прошел с отцом в возрасте 13 лет. Первую научную работу в области политэкономии Милль опубликовал в 23 года. Милль мечтал о политической карьере, однако его отец распорядился иначе, и молодой человек начал постигать основы бизнеса в должности младшего клерка. Всю свою жизнь сочетал занятие бизнесом с научной работой, несколько лет был членом парламента.

К. Маркс - мыслитель и общественный деятель. В своем мировоззрении опирался на идеи классической школы, правда существенно измененные. Он явился основоположником теоретической концепции, получивший название «марксизм». Марксизм - своеобразный вариант развития классической экономической школы, отстаивающий и защищающий интересы рабочего класса. Краеугольный камень марксизма - теория прибавочной стоимости, в соответствии с которой труд является единственным источником богатства, прибыль же капиталистов и рента землевладельцев только часть стоимости, созданной трудом рабочих и безвозмездно присваиваемой владельцами капитала и земли. Марксизм всесторонне исследовал капиталистическую систему хозяйствования, доказывал неизбежность ее гибели и становления новой экономической системы - социализма. Идея К. Маркса об усилении обнищания рабочего класса и о гибели капитализма оказалась ошибочной и не подтвердилась исторически. С его именем связана крупнейшая попытка людей построить общество без частной собственности и эксплуатации. К. Маркс разработал концепцию о базисе и надстройке: совокупность производственных отношений составляет экономическую структуру общества - базис, на котором возвышается надстройка. По мнению ученого, деньги - это товар, стихийно вы делившийся среди прочих товаров и играющий роль всеобщего эквивалента, т. е. выразителя стоимости всех товаров. Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и политическую практику конца XIX-XX вв.

К сведению. К. Маркс был вторым из девяти детей адвоката. Ом изучал право, философию, историю и историю искусств. По завершении учебы получил степень доктора на философском факультете. Работал сотрудником, а затем редактором газеты. Маркс до конца жизни был ученым-теоретиком. Отличаясь большой работоспособностью, увлеченностью, глубокими знаниями, он тем не менее почти никогда не имел постоянной оплачиваемой работы. Маркс прожил большую и драматическую жизнь: в ней была большая любовь к жене, замечательная дружба с Ф. Энгельсом, ожесточенные идейные схватки, нищета.

АДАМ СМИТ КАК ОСНОВАТЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

Содержание:Краткий очерк биографии А. Смита. Его главные работы. 4 Значение экономических работ А.Смита. 5 Действие "невидимой руки". 6 Идея децентрализованной конкуренции. 9 Предмет – экономическое развитие. 11 Смитовская трактовка экономических законов. 12 Вывод. 15 Библиография. 16 У А.Смита политическая экономия развивалась в некоторую целостность, охватываемая ею область получила до известной степени законченные очертания К.Маркс Введение. На мой взгляд, изучать что-то оригинальное и неповторимое (пусть даже на определенном этапе) – это всегда намного интереснее, чем анализировать то, о чем многие до тебя уже говорили, писали и дискутировали. Оригинальные и неповторимые идеи присущи немногим представителям науки, в том числе экономической. К таким представителям экономической науки можно с полной уверенностью отнести и А.Смита. Для этого достаточно ознакомиться с его главным сочинением "Исследование о природе и причинах богатства народов". В этой работе, по моему мнению, можно найти довольно рациональные идеи с точки зрения сегодняшнего дня. К таким идеям, например, можно отнести мысль о том, что, оказывая услуги другим людям, человек преследует, прежде всего, своекорыстный интерес. В своих трудах, а особенно в выше упомянутой книге Смит обобщил столетнее развитие классической школы буржуазной политической экономии, начавшееся с У.Петти. Краткий очерк биографии А. Смита. Его главные работы. Адам Смит родился в апреле 1723г. в городе Керколди в Шотландии. Сын таможенного чиновника. Получил образование в университетах Глазго (с 1737 по 1740г.) и Оксфорда (с 1740 по 1746г.). В 1748г. начал читать публичные лекции по литературе и естественному праву в Эдинбурге. В 1751г. занимает кафедру логики в Глазговском университете, в 1752 г. - там же кафедру нравственной философии; знакомится с Дэвидом Юмом. Впервые публикуется в 1755г. Весна 1759г. ознаменовалась выходом в свет в Лондоне книги "Теория нравственных чувств", заложившей основы известности Смита как философа. Здесь он в известной мере развивал традиции материализма. С 1759 по 1763 год он усиленно занимается правом, получает степень доктора прав. Тогда же делает наброски нескольких глав книги "Исследование о природе и причинах богатства народов". В феврале 1764 г. едет во Францию. Знакомиться с Вольтером, общается с Гельвецием, Гольбахом, Дидро, Д’Аламбером, развивает свои экономические и философские взгляды. Март 1776г. - выход в свет в Лондоне "Исследования о природе и причинах богатства народов"- главного труда А. Смита. С 1778г. он - таможенный комиссар в Эдинбурге, а с 1787г. - ректор университета в Глазго. В 1786г. А. Смит тяжело заболел. По его требованию душеприказчики сожгли его рукописи. 17 июля 1790 г. А. Смит умер. Значение экономических работ А.Смита. В процессе изучения основного вопроса данного реферата мной было просмотрено несколько, на мой взгляд, наиболее подходящих источников. В этих книгах я нашел много часто совершенно противоречивых мнений о роли и месте учений Смита в экономической науке. К.Маркс, например, следующим образом характеризовал А.Смита: "С одной стороны, он прослеживает внутреннюю связь экономических категорий, или скрытую структуру буржуазной экономической системы. С другой стороны, он ставит рядом с этим связь, как она дана видимым образом в явлениях конкуренции ". По мнению Маркса, двойственность методологии Смита (на которую первым и указал К.Маркс) привела к тому, что в его учении могли находить подтверждение своих взглядов не только "прогрессивные экономисты, стремившиеся открыть объективные законы движения капитализма, но и экономисты-апологеты, пытавшиеся оправдать буржуазный строй, анализируя внешнюю видимость явлений и процессов". Примечательна оценка трудов Смита, которую дают Ш.Жид и Ш.Рист. Она заключается в следующем. Смит заимствовал у своих предшественников все важные идеи, чтобы "перелить" их в "более общую систему". Опередив их, он сделал их бесполезными, так как на место их отрывочных взглядов Смит поставил истинную социальную и экономическую философию. Таким образом, эти взгляды получают в его книге совершенно новую ценность. Вместо того чтобы оставаться изолированными, они служат иллюстрацией общей концепции. От нее они, в свою очередь, заимствуют больше света. Как почти все великие "писатели", А.Смит, не утрачивая своей оригинальности, мог многое заимствовать у своих предшественников А наиболее интересное мнение о работах Смита, на мой взгляд, опубликовал Блауг М.: "Не надо изображать Адама Смита основателем политической экономии. Этой чести с гораздо большим основанием могут быть удостоены Кантильон, Кенэ и Тюрго. Однако "Эссе" Кантильона, статьи Кенэ, "Размышления" Тюрго – это в лучшем случае пространные брошюры, генеральные репетиции науки, но еще не сама наука. "Исследование о природе и причинах богатства народов" – это первый в экономической науке полноценный труд, излагающий общую основу науки – теорию производства и распределения, затем анализ действия этих абстрактных принципов на историческом материале и, наконец, ряд примеров их применения в экономической политике, причем весь этот труд проникнут высокой идеей "очевидной и простой системы естественной свободы", к которой, как казалось Адаму Смиту, идет вест мир". Действие "невидимой руки". Центральный мотив – душа "Богатства народов" – это действие "невидимой руки". Сама идея, по-моему, является довольно оригинально для XVIII в. и не могла быть не замечена современниками Смита. Тем не менее, уже в XVIII в. имела место идея природного равенства людей: каждому человеку, независимо от рождения и положения, должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выиграет все общество. Адам Смит развил эту идею и применил ее к политической экономии. Созданное ученым представление о природе человека и соотношении человека и общества легло в основу взглядов классической школы. Понятие "homo oeco omicus" ("экономический человек") возникло несколько позже, но его изобретатели опирались на Смита. Знаменитая формулировка о "невидимой руке", может быть, является чаще всего цитируемым местом из "Богатства народов". Адам Смит сумел угадать ту плодотворнейшую мысль, что при определенных общественных условиях, которые мы в наши дни описываем термином "работающая конкуренция", частные интересы действительно могут гармонически сочетаться с интересами общества.

Ход мыслей Смита можно представить себе так. Главным мотивом хозяйственной деятельности человека является своекорыстный интерес. Но преследовать свой интерес человек может, только оказывая услуги другим людям, предлагая в обмен свой труд и продукты труда. Так развивается разделение труда. Люди помогают друг другу и одновременно способствуют развитию общества, хотя каждый из них - "эгоист" и печется только о своих интересах. Естественное стремление людей улучшить свое метериальное положение – это такой мощный стимул, что, если ему предоставить действовать без помех, он сам собой способен привести общество к благосостоянию. Смит резко выступает против меркантилизма, ограничивающего "естественную свободу" человека – свободу продавать и покупать, нанимать и наниматься "Невидимая рука" – это стихийное действие объективных экономических законов. Эти законы действуют помимо воли людей. Введя в такой форме в науку понятие об экономическом законе, Смит сделал важный шаг вперед. Этим он, по существу, поставил политическую экономию на научную основу. Условия, при которых наиболее эффективно осуществляется благотворное действие своекорыстного интереса и стихийных законов экономического развития, Смит называл естественным порядком. У Смита и у последующих поколений политико- экономов это понятие имеет как бы двойной смысл. С одной стороны, это принцип и цель экономической политики, то есть политики laissez faire (или, как выражается Смит, естественной свободы), с другой – это теоретическая конструкция, "модель" для изучения экономической действительности. Подобно тому, как в физике были смоделированы "идеальные" газы и жидкости, Смит вводит в экономику понятие "экономического человека" и свободной (совершенной) конкуренции. Реальный человек не может быть сведен к своекорыстному интересу. Точно также при капитализме никогда не было и може быть абсолютно свободной конкуренции. Однако наука не смогла бы изучать "массовидные" экономические

явления и процессы, если бы она не делала известных допущений, которые упрощают, моделируют бесконечно сложную и разнообразную действительность, выделяют в ней важнейшие черты. С этой точки зрения абстракция "экономического человека" и свободной конкуренции была вполне оправданной и сыграла важнейшую роль в экономической науке (в особенности она соответствовала реальности XVIII – XIX столетий). Примечательна также следующая мысль. Рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее следует строгим правилам поведения. Влияние на рыночную ситуацию действий отдельного человека, одного из множества, может быть неощутимо. И в самом деле, он платит те цены, которые с него запрашивают, и может выбирать только количество товара по этим ценам, исходя из своей наибольшей выгоды. Но совокупность всех этих отдельных действий устанавливает цены; каждый отдельный покупатель подчиняется, а сами цены подчиняются совокупности индивидуальных реакций. Таким образом, "невидимая рука" рынка обеспечивает результат, не зависящий от воли и намерения индивида. Идея децентрализованной конкуренции.

Экономическая теория Давида Рикардо

Высшей ступени развития после классическая буржуазная политическая экономия достигает в трудах Давида Рикардо, последователя А.Смита, исследовавшего в рамках буржуазного кругозора закономерности капиталистической экономики эпохи промышленного переворота. Его теория стоимости имеет исключительно важное значение несмотря на то, что в ней содержатся недостатки. Однако современная буржуазная политическая экономия ведет яростную борьбу против теории Д. Рикардо.

Буржуазные экономисты пытаются опровергнуть и исказить трудовую теорию Рикардо и основанные на ней теории распределения. С одной стороны, они отрицают наличие стоимости как таковой, как особого явления, отличающегося от цены, а следовательно, и право теории стоимости на существование. Например, шведский экономист Г.Мюрдаль изображает теорию Рикардо как "некий бессмысленный туризм". Он считает, что в действительности не существует объективной стоимости, а есть только ее субъективные оценки.

С другой стороны, они искажают содержание Т.Т.С Рикардо, сближая ее с различными антинаучными конструкциями вульгарных экономистов, с которыми эта теория не имеет ничего общего. Причина столь упорных, далеко не случайных попыток современных буржуазных экономистов опровергнуть Т.Т.С Д.Рикардо состоит в том, что в он увидел в зачаточной форме пути единственного научного подхода к анализу капитализма, которые в конечном итоге позволяют раскрыть его антинародную, эксплуатационную сущность. Трудовая теория стоимости. Д.Рикардо придавал большое значение трудовой теории стоимости для политической экономии как науки в целом, а положение о том, что стоимость определяется трудом, "имеет для политической экономии в высшей степени важное значение: ничто не порождало так много ошибок и разногласий в науке, как именно неопределенность понятий, которые связывались со словом "стоимость". Трудовая теория стоимости рассматривалась Рикардо в качестве исходного пункта при анализе экономических процессов капитализма. Д.Рикардо видит в определении стоимости товаров рабочим временем, затраченным на их производство, не только закон меновых отношений товаров, а, по характеристике К.Маркса, "исходный пункт физиологии буржуазной системы".

Его метод, по Марксу, состоит в том, что "он исходит из определения величины стоимости товара рабочим временем и затем исследует, противоречат ли прочие экономические отношения этому определению стоимости, или насколько они модифицируют его". Такой теоретический подход к анализу системы кап. отношений имел огромное научное значение. Он впервые положил Т.Т.С. в основу экономической теории капитализма, отражающую всеобщие, наиболее типичные для капитализма товарные отношения. Тем самым он обнаружил внутреннюю, хотя лишь самую общую, основу функционирования капиталистической системы хозяйства. Высокая оценка роли Д.Рикардо дается К.Марксом в связи с тем, что Рикардо принял в качестве исходного пункта исследования определение стоимости рабочим временем. Такой подход позволял исследовать отношения внешней видимости экономических явлений капитализма к их сущности для всей капиталистической системы хозяйства, взятой в целом. Эта особенность метода Рикардо дала ему возможность преодолеть в известной мере противоречия экономической теории Смита, который в свое время не смог правильно решить проблему исходного пункта экономической науки. Метод Рикардо представлял собой, хотя пока еще в неразвитой форме, метод восхождения от абстрактного (товар, стоимость) к конкретному (накопление капитала, прибыль, рента, заработная плата). Свое исследование капитализма он начинает с анализа товара, а затем рассматривает кап. отношения под углом зрения соответствия или несоответствия их принципу трудовой стоимости.

Классиками политэкономии стали Вильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо, которые обосновали, что источником общественного богатства является все общественное производство, заложили основы трудовой теории стоимости, исследовали механизм воспроизводства общественного капитала, предприняли попытку объяснить законы, управляющие экономическими явлениями, выступали за ограничение вмешательства государства в экономику, за свободу торговли. Класски осуждали меркантилистов, считали, что богатство должно создаваться с помощью материального производства, а не с помощью промышленности.

В основе учения классической школы лежит трудовая теория стоимости. Основные посылки классической политэкономии:

  • 1. исследования не процесса обращения, а непосредственно процесса производства;
  • 2. критическое отношение к непроизводительным классам, которые не доставляют никакого продукта (купцы);
  • 3. отнесение к производительному труду труда, занятого в материальном производстве.

Классическая модель. Это направление экономической теории признавало действительным источником богатства производство материальных благ. Оно стало рассматривать хозяйственную деятельность в виде производства, распределения обмена и потребления полезных вещей. Классическая политическая экономия перешла к исследованию сущности экономических явлений (напр., обмена товаров на деньги) и законов хозяйственного развития. Классическая политическая экономия создала свое учение о богатстве общества. Она установила, что природа, образно говоря, - «мать» богатства. Она снабжает людей средствами жизни (рыба, плоды, руды и т.д.) «Отцом» богатства был провозглашен труд (англ. экономист Петти). Он явился зачинателем трудовой теории стоимости.

Согласно этой модели, система функционирует в соответствии с теми правилами, которые диктует рынок, а, следовательно, потребитель. В тех случаях, когда по той или иной причине ответная реакция на это воздействие оказывается недостаточной или несовершенной, может возникнуть необходимость, чтобы государство скорректировало такое воздействие или дополнило ответную реакцию таким образом, чтобы она лучше соответствовала общим, интересам.

Экономисты классической школы крайне отрицательно относятся к поддержанию уровня цены, созданию препятствий на пути использования технических изобретений, ко всему, что напоминает правительственную поддержку или молчаливое согласие с деятельностью монополии.

Английская политэкономия создала трудовую теорию стоимости. В ней утверждалось, что труд работников, производящий товары, создает их стоимость. Последняя соизмеряет между собой товары и деньги.

Смит пишет книгу «Богатство народа», в ней он делит труд на производительный и непроизводительный, говорит о 1разделении труда, 2накоплении капитала, 3роли налогов, также он касается роли государства – «принцип невидимой руки», главной задачей экономики считает – удовлетворение человеческих потребностей, а задачей гос-ва – дать условия существования естественного порядкаПрименяя трудовую концепцию стоимости к изучению капиталистической экономики, А. Смит основал теорию прибавочной стоимости. Он считал, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Последняя лишь частично достается им - (ЗП), остальную часть - прибавочную стоимость - присваивают капиталисты. Так же А. Смит выступил за торжество нового общественного устройства, в котором развитие хозяйства идет в соответствии с объективными законами экономики. «Естественным порядком» в области экономической жизни он считал господство частной собственности, свободную конкуренцию и свободную торговлю, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Идеи А. Смита в последующем были развиты другим английским экономистом Д. Рикардо. В работе «Цена золота» он заложил основы количественной теории денег, где он с критических позиций излагал свои суждения по теории стоимости, ЗП, капитала, земельной ренты и т.д.

В классической политэкономии товар - это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и произведенный для продажи. Товар так же рассматривался как некий материальный объект, поскольку в основе всей экономической деятельности человеческого общества находилось, до недавнего времени, только материальное производство.

В классической политэкономии любые объекты труда имеют сугубо материальную природу, отсюда труд человека, до недавнего времени, по большей части являлся физическим, и средства труда также оказывались сугубо материальными. То есть получается, что человек как существо, живущее в материальном физическом мире, осуществляет свою технологическую деятельность именно в рамках этого мира. При этом все объекты труда оказываются составными частями материальной технологической среды.

Богатство нации создается во всех сферах материального производства. Риккардо говорил о проблемах распределения богатства между – собственниками (предпринимателями), земельными собственниками и наемными работниками. Труд - основа богатства. Критерий богатства: наиболее богатым будет тот период, в который каждый участник дележа (при условии, что деньги будут разделены поровну) будет иметь возможность нанять больше рабочих.

Классическая политэкономия знает три источника ВВП - труд, капитал и земля (земельная рента),

В классической политэкономии стоимость определяется затратами на производство товара.

К странам с классической моделью первоначального накопления капитала относят Голландию и Англию.

В рамках классической политэкономии появились целый ряд новых направлений, что было связано с проводившимся в Англии промышленным переворотом. Это изменило социальную структуру общества: с одной стороны, усилилась роль промышленной буржуазии. С другой, это вызвало обнищание мелких производителей, существенное увеличение наемных рабочих.

Классики основали трудовую теорию стоимости: 1 разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание – стоимость, поэтому на рынке они приравниваются друг к другу в определенной меновой пропорции, 2 Стоимость – воплощенный в товаре труд, следовательно равенство товаров по стоимости означает, что в них заключено одинаковое кол-во труда.

Ценность товара определяется издержками производства, затраченными на его производство. Человек рассматривается только как «экономический человек», кот. Стремится к собственной материальной выгоде. Главным фактором повышения богатства является накопление капитала. Деньги – лишь ср-во обращения. Экон. Рост достигается путем увеличения доли населения, кот. Занимается производительным трудом, и производительности труда. Главный фактор увел. производительности труда – специализация (экономия раб. времени, совершенствование навыков работы, новые технологии).

Зарплата – «продукт труда», вознаграждение за труд

Прибыль – «вычет из продукта труда», разница между стоимостью произведенного продукта и зарплатой рабочих

Земельная рента – плата за пользование землей данного качества, уплачивается арендатором собственнику.

Капитал – часть запасов, на кот. Капиталист ожидает получить доход.

Смит делил капитал на основной и оборотный (вступает в процесс обращения и меняет форму в процессе производства).

Пети определят стоимость товара деньгами, т.е. меновой стоимостью. Считал, что зп должна регулироваться гос-вом (необходимый прожиточный минимум)

Смит различал естественную цену товара (=издержкам производства) и рыночную (формируется на рынке под действием спроса и предложения)

Риккардо включает в стоимость товаров не только стоимость, созданную непосредственно затраченным на них трудом, но и стоимость капитала, кот. принял участие в производстве.

Классическая школа политэкономии охватывает период с середины XVIIIct. до 70-х годов ХIХ ст. При расширенном трактовке состава классической школы к ней относят А. Смита, Д. Рикардо, Т. Р. Мальтуса, Ж.Б. Мера, Н.У. Сениора, Дж. С. Милля и других экономистов XIX в.

Классическая экономическая теория всего сосредотачивалось на вопросах экономического роста и развития; природе и причинах богатства народов; распределения национального продукта между владельцами производства в контексте роста численности населения и возможности исчерпанности ресурсов; свободной конкуренции в условиях частнопредпринимательской экономики. Акцент делался на накоплении капитала, расширении рынков и разделении труда. Классическая экономическая теория была также существенно ориентирована на разработку рекомендаций по экономической политике, хотя государственное вмешательство предполагалось как исключительные прагматичные меры, как правило, тогда, когда рынки давали сбой.

Классическая политэкономия - это преимущественно макроэкономическая теория, которая рассматривала растущую динамичную экономику. Ее последовательница - неоклассическая экономика - анализировала статическую экономику, так как концентрировала свое внимание на исследовании принципов, которые определяли эффективное размещение ресурсов.

Классическая политэкономия изучала также микроэкономические проблемы. Классическая теория стоимости сводилась к издержкам производства и трудовой теории стоимости, в то время как неоклассическая экономика отмечала субъективных аспектах стоимости. В то время как в неоклассической экономике все цены определялись в основном спросом и предложением, классики утверждали, что цены товаров вытекают из "естественных" ставок вознаграждения факторов, использованных в процессе производства: вознаграждение за землю (рента) определяется ее редкостью и разной плодородием, вознаграждение за труд (зарплата) - стоимостью средств существования рабочих в долгосрочном периоде, а прибыль - это то, что осталось после учета стоимости двух вышеупомянутых факторов производства. В отличие от других школ экономической мысли (за исключением марксизма), классическая отличается тем, что в этой школе была своя теория народонаселения, так как мальтузианского концепция делилась большинством ее членов. Самыми слабыми звеньями классической политэкономии были недооценка ею важности учета совокупного спроса (наиболее явно проявилось в законе Сея) и отсутствие ясности относительно того, что определяет предложение капитала по возмещению расходов на заработную плату (теория фонда заработной платы) и материальных инвестиций.

Что касается методологии анализа, то представители классической школы разделились на два лагеря. Представители первого стали сторонниками индуктивного метода, например, А. Смит, формулировал выводы на базе эмпиризма, выводил эмпирически законы, на которые потом опирался и проверял результаты, по сравнению с другой эмпирической информации. Классики второго лагеря, ярким представителем которого считается Д. Рикардо, проявляли склонность к дедуктивного метода. Они выдвигали гипотезы, выводя из них выводы и не делая попыток проверить результаты. Такую метода И. Шумпетер в своей книге "История экономического анализа" (1954) назвал "недостатком Рикардо".

Полнее и понятнее содержание классической школы становится при анализе основных положений, выдвинутых каждым из вышеназванных ученых.

А. Смит как основатель классической школы

Адам Смит (1723-1790), выдающийся шотландский философ и экономист основания считается одним из основателей политической экономии, так как первым собрал воедино и систематизировал научные элементы предыдущих доктрин. Смит использовал очень широкий подход, в котором экономика была только одной из составных частей его анализа общества и человека. Его отношение к экономической организации общества в большой степени определялось его верой в "естественной закон", то есть в том, что в условиях "естественного порядка" (свободной конкуренции) сложными взаимоотношениями людей в процессе их хозяйственной деятельности руководит "невидимая рука", имея в виду, что экономическая жизнь людей подчиняется законам, социальная организация и правовая инфраструктура должны соответствовать этим законам, а не вступать с ними в противоречие.

Книга Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776) была первой полномасштабной трудом по политической экономии, которая содержала теории производства и распределения, и сквозь призму этих теорий рассматривала предварительную экономическую теорию и практику. Смит сосредоточился на экономическом росте, делая вывод, что его мотором является разделение труда, которое ведет к увеличению объемов производства, технического прогресса и даже накопления капитала. По Смиту, разделение труда требует необходимость обмена, а также имеет свои пределы, обусловленные размером рынка. Обмен происходит потому, что его каждому человеку подсказывает личный интерес в желании иметь товары, произведенные другими. Еще одним фактором экономического роста Смит считает накопления капитала, и в основе этого, по его мнению, является бережливость. Для того чтобы рост успешно состоялось, в обществе должно быть соответствующее социальное, институциональное и правовая среда, поэтому Смит выступает за "очевидную и простую систему естественной свободы", по которой каждого человека в его стремлении реализовать свой личный интерес "невидимая рука" ведет к удовлетворению интересов всего общества, хотя это и не входило в планы отдельной личности. Таким образом устанавливается гармония интересов индивида и общества в целом. Смит полностью полагался на систему свободной конкуренции, которая, по его мнению, должна способность к саморегуляции, а также к оптимального размещения экономических ресурсов. Конечно, Смит отстаивал экономическую политику laissez faire, но он также признавал необходимость вмешательства государства, например, в случае установления защитных пошлин для новорожденных отраслей, а также для выполнения государством таких функций, как безопасность, правопорядок и некоторые общественные работы.

Отдельно от своей модели экономического роста Смит также рассмотрел микроэкономические вопросы. Для простого обществе применял трудовую теорию стоимости, а для капиталистического - теорию издержек производства, определяя ими цены товаров. Ренту определял цене, а не наоборот. Смит выдвинул ряд концепций для объяснения заработной платы, включая теорию прожиточного минимума. Прибыли, утверждал он, будут со временем падать благодаря конкуренции и растущим трудностям в нахождении прибыльных сфер инвестирования капитала.

Смит также анализировал различные системы политической экономии, подверг критике меркантилистов и физиократов, сделал существенный вклад в развитие теории международной торговли. Более четверти своего труда "Богатство народов" Смит посвятил исследованию государственных финансов, в рамках которого он выдвинул свои знаменитые принципы, на которых должна основываться система налогообложения.

Несмотря на то, что в своей "Истории экономического анализа" И. Шумпетер утверждал, что книга "Богатство народов" не содержит аналитической идеи, принципа или метода, которые были абсолютно новыми в 1776 году (то есть на время первой публикации книги) , работа Смита, тем не менее, была большим достижением благодаря способности автора собрать воедино и объединить в стройную и логичную систему основные политэкономические идеи, разрозненно выдвинутые многими его предшественниками. Главной научной заслугой Смита было то, что он сделал первые шаги на пути к созданию теории оптимального эффективного размещения ресурсов в условиях свободной конкуренции. Крылатым стало высказывание: "К Смита была экономическая дискуссия, а после Смита начали дискутировать по вопросам политической экономии".

Вклад Д. Рикардо в разработку теоретических основ классической школы

Давид Рикардо (1772-1823) - выдающийся английский экономист, представитель классической школы. Его имя больше связывают с теорией ренты и теории сравнительных издержек, хотя его научный потенциал включает много других ценных идей.

Его интерес к экономической теории появился после того, как в 1799 он прочитал труд А. Смита "Богатство народов". Первой печатной работой Рикардо была газетная статья 1809, которая стала основой его трактата "Высокая цена слитков - доказательство обесценения банкнот" (1810). В нем он доказывал, что тогдашняя текущая инфляция была результатом того, что Банк Англии не мог ограничить предложение денег. К аналогичному выводу пришел официальный комитета 1811 году.

Главным трудом Рикардо стала книга "Основы политической экономии и налогообложения (1817). В ней автор утверждал, что политическая экономия должна представлять собой "исследование по законам, которые определяют распределение продукта производства между классами, которые способствовали его созданию». В процессе объяснения этого распределения он конструировал модель, которая демонстрировала, что рано или поздно рост закончится через редкость природных ресурсов. Сердцевиной этого процесса был закон убывающей отдачи и разная плодородие земель сельскохозяйственного назначения. Рикардо согласен с теорией народонаселения Мальтуса, согласно которой предложение трудовых ресурсов будет неограниченным в условиях зарплаты, достаточной для жизнеобеспечения работников и их иждивенцев. Для растущего населения потребуется больше продуктов питания. Это повлечет за собой расширение культивации менее плодородных земель, на которых предельный продукт труда и капитала будет меньше по сравнению с землями, обрабатывались ранее, а также более интенсивной обработки земель, которые были в текущем использовании. Дополнительная земля, привлекается в обработку, является бесплатным даром природы и не должна иметь рентной вознаграждения. Лучшие земли благодаря своей плодородия дают любом фермеру-арендатору преимущество, поэтому конкуренция за эти земли приводит к уплате ренты землевладельцам. Прибыль - это остаток стоимости продукта после уплаты ренты, которая будет отличаться в соответствии с плодородия земли, и фиксированной (на уровне жизнеобеспечения) зарплаты. С ростом народонаселения использования даже дополнительных менее плодородных земель приведет к нулевому избытке после уплаты фермерами-арендаторами зарплаты наемным рабочим и ренты землевладельцам. В условиях отсутствия прибыли накопления капитала прекратится. Аналогичная аргументация (по некоторым предположениям) использовалась для объяснения нулевых доходов в обрабатывающей промышленности.

Краткосрочное решение данной проблемы заключалось, по мнению Рикардо, во внешней торговле и в импорте дешевого зарубежного зерна. Это привело Рикардо к аргументации об отмене тогдашних действующих зерновых законов, а также к разработке своей теории сравнительных издержек, чтобы фритредерство (свободная торговля) выгодно для всех стран, которые ее вводят. Хотя его аргументация была на уровне товаров, Рикардо видел возможность применения этой теории относительно уровней зарплаты и цен. Так, например, если международные платежи были в контексте долгосрочного баланса, то более эффективная страна будет иметь высокий уровень денег и реальных зарплат.

Много времени и энергии Рикардо посвятил неудачном поиске постоянной верной меры стоимости, которую он надеялся найти в трудовой теории стоимости. В конце концов, Рикардо, как считают современные исследователи его творчества, предложил не что иное, как эмпирическую теорию трудовой стоимости том, что видел логические трудности в объяснении стоимости на основе взносов труда, но он, тем не менее, применял их, чтобы объяснить стоимость на основе того, что затраты труда в количественном отношении были главной составляющей издержек и цен.

Пытаясь узнать экономическую сущность общества, Рикардо широко и последовательно использовал методы дедукции и абстракции. По мнению английского историка экономической мысли М.Блауга, значительный вклад Рикардо заключается в том, что этот ученый "изобрел технику экономической науки", заложил фундамент модельного подхода к построению экономической теории.

Т. Г. Мальтус и его теория народонаселения

Томас Роберт Мальтус (1766-1834) был священником и профессором современной истории и политической экономии (впервые так называемого предмета в Великобритании) в Ост-Индийском институте. Хотя он и сделал весомый вклад в анализ денег и "теорию перепроизводства" (в разработке которой Кейнс считал его учредителем), а также стал известным через научную дискуссию со своим другом Рикардо, тем не менее Мальтус вошел в историю экономической мысли как автор знаменитого труда " очерк о законе народонаселения "(1798). В ней Мальтус бросил вызов общепринятой тогдашним экономистами точке зрения о том, что многочисленные и растущее население было синонимом богатства. Мальтус утверждал, что численность народонаселения будет увеличиваться до тех пор, пока не наткнется на вынужденное сдерживание со стороны ограниченности предложения пищевых продуктов. Он утверждал, что население имеет тенденцию к росту в геометрической прогрессии, а увеличение производства пищевых продуктов - только в арифметической прогрессии. Рост народонаселения может быть контролируемое и ограниченное или положительно: из-за роста смертности, например, через войны, чумовой мор и т.д., или отрицательно (то есть благодаря меньшей рождаемости), например, из-за морального сдерживания, более поздние браки и тому подобное. Эта мальтузианского теория исходила из того, что уровень зарплат будет все время неизменным - а именно на уровне границы обеспеченности. Однако, несмотря на предсказания Мальтуса, в развитых странах наблюдается тенденция к росту и количества народонаселения, и реальных зарплат. Это происходило благодаря техническому прогрессу, роль которого Мальтус недооценивал, благодаря снижению темпов рождаемости по мере роста доходов, а также благодаря открытию новых земель. Стоит отметить, что и поныне теория народонаселения Мальтуса находит своих сторонников и интерпретаторов, особенно среди экологов, которые вновь и вновь предупреждают, что из-за роста населения и промышленного производства наша планета вскоре исчерпает свои природные ресурсы.

Все дальнейшие труды Мальтуса, в которых он касался экономических вопросов, следует рассматривать своеобразным продолжением его трактата о народонаселении. Благодаря своей концепции народонаселения., Мальтус существенно приблизился к открытию таких политэкономических законов, как законы, как закон предельной полезности, земельной ренты, фонда заработной платы, эффективного совокупного спроса. Мальтус высказал много плодотворных и оригинальных мыслей в области теории ренты, заработной платы, прибыли, экономического роста, цикличности экономического развития, распределения, международной торговли.

Жан Батист Сэй (1767 - 1832), французский бизнесмен, который стал экономистом. В 1831 году он занял на должность профессора "колледж де Франс", в котором работал до конца своей жизни. Важность его творчества заключается в отказе от царившей в Великобритании классической теории стоимости, которая основана на концепции трудовой стоимости. Этот был первым экономистом, который сделал попытку заменить трудовую теорию стоимости субъективной теории стоимости, которая основана на полезности. Идея о том, что стоимость зависит просто от полезности, а не от производительности труда, сняло в политической экономии необходимость поиска распределения, основанный на распределении физического избытка продукта. Сей отметил три фактора производства, цена которых определяла их относительные доли в совокупном продукте. Цена фактора определялась ценой товара, производимого с участием этого фактора и, таким образом, полностью зависела от спроса на этот товар. Антагонистическое теория разделения заменялась социально нейтральным распределением продукта на основе полезности и редкости.

Этот был предшественником неоклассической школы с ее анализом рыночного равновесия. Экономическая теория для Сея была чистой наукой, абстрактные категории которой были вне времени и исторического контекста; его теория не предусматривала каких-то рекомендаций по экономической политике для государственных деятелей.

Сей стал широко известным благодаря своей теории рынков, которую он развил в своем главном труде "Трактат политической экономии" (1803). Теория базируется на простой концепции о том, что обмен между двумя контрагентами включает и покупку, и на продажу. Эту взаимозависимость предложения и спроса, существовавшей в бартерной экономике, где каждый продажу включая спрос на равнозначную стоимость, и где нет избыточного спроса или предложения, где ни товара не будет произведено без соответствующего уровня спроса для его потребления, Сей распространил на общую теорию рынков.

Сей отрицал, что где-то и когда-то будет общее перепроизводство товаров. Закон рынков Сэя (в отечественной литературе он также получил название "теория рынков", или "закон Сея") было воспринято и развито Д. Рикардо и Дж.С.Милль. Сущность закона Сея, который получил распространение и популярность, заключался в том, что предложение создает свой собственный спрос. Предполагалось, что цены будут такими, что стоимости производимых товаров будут в целом равна стоимости затрат на приобретение этих товаров. Этот аргумент, и в частности его использования для анализа рынка капитала, получил жесткую критику со стороны Кейнса как ошибка, которая пронзительно заполнила всю экономическую теорию и политику из классического периода до середины XX века. Идеи Сея заложили фундамент для будущих политэкономических исследований, в частности вопросов циклического развития, теории предельной полезности, факторов производства, предпринимательства и тому подобное.

КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ, школа в экономической науке, получившая распространение в Англии и ряде других стран Европы во 2-й половине 17 - 1-й половине 19 века. Зародилась как отражение в теории важнейших процессов в сфере европейской экономики в связи с возникновением и развитием промышленного капитализма и утверждением буржуазии как экономически господствующего класса. Пришла на смену меркантилизму, отражавшему преимущественно интересы торгового капитала. К классической политической экономике в широком смысле относят исследования английских и французских экономистов, давших новое объяснение происхождению богатства, в узком смысле - направление экономической науки, созданное трудами виднейших английских и шотландских мыслителей - У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо и их последователей.

Возникновение этого направления обычно связывают с научной деятельностью У. Петти, изложившего свои воззрения в «Трактате о налогах и сборах» (1662) и других работах. Петти заложил основы теории трудовой стоимости, выдвинув тезис: «труд есть отец богатства, земля его мать». Он первым пытался исчислить «естественные цены», выводя их из количества труда, затраченного на производство денежного металла («...если кто-нибудь может добыть из перуанской почвы и доставить в Лондон одну унцию серебра в то самое время, в течение которого он в состоянии произвести один бушель хлеба, то первое представляет собой естественную цену другого»). Он также первым указал на возникновение земельной ренты в связи с различиями в плодородии участков и их местоположении относительно рынка.

Крупнейшими представителями классической политической экономики, пошедшими в создании новой экономической теории дальше У. Петти, который не вполне преодолел влияние меркантилизма, считаются А. Смит и Д. Рикардо. Они разработали систему категорий, проникающих в сущность «естественного порядка» вещей, который обеспечивает создание возможно большего материального богатства. Центральное место в их учении заняли: определение личного интереса (направляемого «невидимой рукой» рынка к общему благу) как главной движущей силы в хозяйстве; обоснование свободной конкуренции как главного принципа в экономической политике; поиск причинно-следственных зависимостей между производством и обменом товаров и доходами различных классов общества. Стремление найти за колебаниями рыночных цен внутреннюю основу - «естественную цену», осмысление процессов накопления капитала привели Смита и Рикардо к чёткому различению потребительной ценности (полезности) и меновой ценности товаров и к признанию соотношения между количествами труда, необходимыми для производства различных предметов, единственным регулятором товарного обмена; вычленению основного и оборотного капитала из общественного богатства (Смит); определению капитала как «накопленного» труда и разработке теории дифференциальной ренты (Рикардо).

Однако в анализе труда как «единственного мерила ценности» А. Смит зафиксировал несовпадение «ценности труда» с ценностью продукта, произведённого трудом с участием капитала в условиях частной собственности на землю. Формулировка Смита о количестве труда, которое можно «купить или получить в своё распоряжение» в обмен на товар и которое в «развитом» обществе складывается как сумма количества затраченного труда с добавочными долями прибыли и земельной ренты, породила различные истолкования. Так, Д. Рикардо пришёл к выводам о нетрудовом характере рентного дохода землевладельцев и о противоположности экономических интересов предпринимателей и рабочих, поскольку капиталистическая прибыль является «вычетом» из заработной платы, что, в свою очередь, дало повод английским «социалистам-рикардианцам» У. Томпсону и Т. Годскину выступить в 1824-27 с обоснованием права рабочих на полный продукт труда, заострив вопрос об эксплуатации труда - присвоении созданной им «прибавочной ценности» капиталистами. В то же время рикардианец Н. Сениор объявил капитал результатом «воздержания» нанимателей, «авансировавших» оплату труда рабочих, а Дж. С. Милль, приняв эту трактовку, переформулировал теорию ценности Рикардо как теорию издержек производства, которые состоят из зарплаты и «обычной» прибыли на вложенный капитал.

Иным образом формировалась французская классическая школа политической экономии. В значительной степени различия в новых течениях французской и английской экономической мысли объясняются тем, что в Великобритании много раньше и с большей интенсивностью, чем во Франции, стал формироваться промышленный капитал (этот разрыв стал особенно заметен с началом промышленного переворота в британской экономике). Поэтому французские экономисты выступили в качестве физиократов, подвергших критике меркантилизм, но искавших источник богатства исключительно в сельском хозяйстве. П. Буагильбер, анализируя пагубные последствия искусственного занижения хлебных цен для французского сельского хозяйства (смотри Кольбертизм), высказал мысль о необходимом (и достигаемом в результате свободной конкуренции) равновесии между ценами и затратами на производство товаров. Физиократы положили начало связному представлению производства, обмена, распределения и потребления как процесса кругооборота (Ф. Кенэ), а также анализу классовой структуры общества по экономическим признакам (А. Р. Ж. Тюрго). Ж. Ш. Л. де Сисмонди под впечатлением от обнищания английского населения в период промышленного переворота и первых кризисов перепроизводства критически пересмотрел доктрину «естественного порядка» свободной конкуренции, настаивая на государственном вмешательстве в экономику в целях более равномерного распределения богатства и предотвращения «недопотребления» масс.

Академическая традиция на Западе включает в состав классической политической экономики Т. Р. Мальтуса, И. Г. фон Тюнена, ближайших учеников Д. Рикардо - Дж. Милля и Дж. Р. МакКуллоха, Ж. Б. Сэя (с его концепцией «гармонии интересов» получателей доходов от «трёх факторов» производства - труда, капитала и земли), его ученика Ф. Бастиа, Н. Сениора, Дж. С. Милля и его последователя Дж. Э. Кэрнса.

Классическая политическая экономика оказала большое влияние и на экономические исследования К. Маркса, который на основе трудовой теории стоимости разработал учение о прибавочной стоимости как фундаментальной характеристики капитализма. Отличительными признаками классической политической экономики Маркс считал: обоснование трудовой теории ценности (стоимости), элементы анализа процесса воспроизводства и обнаружение экономических противоречий между различными классами общества; вульгаризацию - стремление затушевать эти противоречия и представить сферу обращения первичной по отношению к сфере производства. По оценке Й. А. Шумпетера, выход 1-го тома «Капитала» Маркса в 1867 и появление в начале 1870-х годов работ основателей маржинализма ознаменовали завершение «классического периода экономического анализа».

Первый опыт приложения категорий классической политической экономики к национальному хозяйству России был сделан А. К. Шторхом. Популяризованное первым пропагандистом классической политической экономики в Германии Г. Сарториусом (1765-1828) учение А. Смита о рациональном налогообложении Н. И. Тургенев использовал для первого в России обоснования идей экономического либерализма. В середине 19 века ведущее место в российской политической экономике заняли последователи «гармонической» школы Ж. Б. Сэя. М. И. Туган-Барановский ввёл понятие «теория рынка классической школы», обозначив им сторонников представления о невозможности общего перепроизводства в экономике свободной конкуренции (Ж. Б. Сэй, Д. Рикардо, Дж. С. Милль) в противоположность экономистам, с разных позиций анализировавшим кризисы перепроизводства (Т. Р. Мальтус, Ж. Ш. Л. де Сисмонди, К. Маркс). Это противопоставление воспроизвёл в 1936 Дж. М. Кейнс, который, однако, признав своим предшественником Мальтуса и проигнорировав Сисмонди и Маркса, причислил к «классической школе» наряду с Рикардо и его учениками также кембриджскую школу неоклассического направления (А. Маршалл, Ф. Эджуорт, А. С. Пигу) как приверженцев «закона Сэя». В 1960 П. Сраффа вернулся к трактовке «классической школы», близкой к марксистской.

Лит.: Steedman I. Marx after Sraffa. 2nd ed. L., 1981; Всемирная история экономической мысли. М., 1987-1988. Т. 1-2; Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М., 1995; Негиши Т. История экономической теории. М., 1995; Туган-Барановский М. И. Периодические промышленные кризисы. М., 1997; Шумпетер Й. А. История экономического анализа. СПб., 2001. Т. 2; Афанасьев В. С., Худокормов А. Г. Что такое классика в экономическом понимании // Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. М., 2004. Т. 1.


Выражение "классическая политическая экономия" придумал Маркс. Он делил ученых на "классиков" и "вульгарных". Первым он приписывал "анализ внутренней сути капитализма", вторым - поверхностное описание "внешней видимости" и "апологетику", т.е. оправдание несправедливого, как он считал, общественного строя. Исходя из такого критерия, классики у него начинались от Петти и кончались на Рикардо. После Рикардо, считал Маркс, осталась школа рикардианства (Джеймс Милль, Рамси Мак-Куллох и др.), которая стала "разлагаться" и потерпела окончательное крушение в 1830 г., когда грянула Июльская революция. Маркс серьезно полагал, что социальные события могут разрешать теоретические споры.
"Буржуазная" (немарксистская) наука сочла полезным взять у Маркса термин "классики", чтобы вложить в него другое содержание - вполне научное и более точное. В соответствии с таким пониманием классики придерживались определенной системы предпосылок, или постулатов, относительно изучаемой экономической реальности. Такие предпосылки не всегда осознавались самими классиками и еще реже формулировались ими. Обычно они считались сами собой разумеющимися.
Мы уже отмечали подобное явление, когда говорили о меркантилистах. Классический период можно считать этапом экономической мысли, который пришел на смену периоду меркантилистов. Это грубое деление, но допустимое, как показывает хотя бы книга Смита. Если это так, тогда можно сказать, что классическая наука возникла в результате выявления скрытых предпосылок, принятых у меркантилистов, анализа этих постулатов, их выверки и преодоления того, что было признано ложным либо устаревшим.
Классики, как и меркантилисты, не представляли себя "этапом", на смену которому должен прийти другой "этап". Когда экономическая мысль стала пересматривать учение Смита, Рикардо и их последователей, она обнаружила, что и у них имелись свои постулаты, которые можно оспорить. Начался этот пересмотр примерно в последней трети прошлого века и продолжался многие десятилетия. Если исходить из подобного критерия, то классический период развития экономической мысли начался с физиократов, Кантильона и Юма, вступил в завершающую фазу у Джона Стюарта Милля, а окончательные проводы классическому образу мышления устроил Джон Мейнард Кейнс (расскажем об этом обязательно - см. главу 29).
Не следует думать, будто все сказанное проходило гладко и однозначно. Последующую экономическую науку иногда называют неклассической, однако после второй мировой войны в ней появилось направление неоклассического синтеза. Его представители вернули в науку некоторые постулаты классиков, отторгнутые (как им представляется, необоснованно) сторонниками кейнсианства. Не так давно была даже предпринята попытка прямо вернуться к рикардианству. Споры эти не завершены до сих пор (и про них расскажем, только позже).
Какие же представления чаще всего выделяют в качестве постулатов классической науки? Нужно сказать, что в разные времена и разными учеными акценты делались на различные моменты в мировоззрении классиков. То, что считалось существенным, скажем, в конце XIX в., не всегда упоминается в конце XX в. И наоборот. Наконец, следует обязательно иметь в виду, что постулаты, о которых мы сейчас будем говорить, появились в виде формулировок в результате позднейших исследований и обобщений. Не всем классикам эти представления были свойственны в равной мере. Не все сказанное ниже они разделяли безоговорочно. Многое может быть приписано классикам лишь условно и при серьезном упрощении их взглядов.
Тем не менее предмет для разговора имеется. Дело в том, что иной ученый действительно мог смотреть на вещи вообще шире и глубже, чем получалось по его теориям. Как бы реалистично ни представлял себе мыслитель экономические явления, для создания теоретической схемы или модели всегда приходится чем-то поступаться, что-то упрощать, принимать какие-то допущения. Постулаты, о которых идет речь, были извлечены историками экономической мысли как раз из моделей и схем, а не из размышлений общего характера, какие можно найти в трудах того или иного мыслителя. Попробуем изложить наиболее существенное.
Постулаты классической политической экономии:
1. Концепция "экономического человека". Человек рассматривается только с точки зрения экономической сферы жизни. У него есть один стимул поведения - стремление к собственной выгоде. Религия, нравственность, культура, обычаи и другие факторы, которые влияют на поведение людей в жизни, здесь не учитываются.
2. Равенство договаривающихся сторон. В каждой сделке обе стороны находятся в равном положении в смысле свободы выбора партнера, возможности вести торг до достижения максимальной выгоды, понимания своих интересов и знания своих возможностей, дальновидности и предусмотрительности, отсутствия посторонних факторов принуждения или ограничения и т.д.
3. Полная информированность. Каждый капиталист (рабочий и т.п.) полностью осведомлен о том, где (в каких отраслях, занятиях, местностях своей страны) прибыль (зарплата) выше или ниже; какие существуют условия приложения капитала (труда); каковы закупочные (если речь о сырье) и продажные (если речь о готовой продукции) цены. И такая информация доступна им не только на данный момент, но и на перспективу.
4. Текучесть ресурсов. Труд и капитал могут в одночасье перейти от одного занятия к другому, из одной отрасли в другую, из одной местности в другую - достаточно лишь, если капиталист или рабочий (со своей семьей) примет такое решение.
5. Эластичность численности рабочего населения по заработной плате равна или больше единицы.. Это если выражаться в терминах современной науки. А проще - рост численности рабочего класса тесно зависит от роста совокупного фонда оплаты труда. Всякое увеличение заработной платы неминуемо ведет к росту численности рабочей силы, всякое уменьшение оплаты труда - к сокращению этой численности. При таком взгляде не всегда принимался во внимание разрыв во времени между рождением младенца и достижением им трудоспособного возраста.
6. Абсолютизация прибыли как цели фирмы. Капиталист рассматривался как воплощение фирмы. Единственной или важнейшей из всех целью фирмы считалось стремление максимизировать прибыль на капитал. Не принималось во внимание, например, что фирма иногда может поступиться частью прибыли (чтобы завоевать новый рынок сбыта или чтобы потеснить конкурентов на прежнем рынке за счет расширения объема своих продаж); что фирма может предпочесть скромную прибыль в надежно проверенном варианте более высокой прибыли, связанной с повышенным риском (а риском таким может быть просто перенос дела из одной местности в другую) и т.д.
7. Высокая подвижность уровня заработной платы. Считалось, что заработная плата ведет себя точно так же, как товарные цены. Мол, она может подниматься или падать в широких пределах под действием спроса и предложения на рынке труда. Впоследствии обнаружили, что более реалистично исходить из определенной инерционности заработной платы, особенно если речь идет о ее снижении (последнее явление почти исчезло из жизни с появлением и укреплением профсоюзов).
8. Главное - накопление капитала. Из трех факторов земля считалась невоспроизводимым ресурсом, капитал - накопленным трудом, а труд - важнейшим фактором производства, резерв которого практически не ограничен естественными условиями. Рост национального дохода зависел от темпов накопления капитала, которые, в свою очередь, зависели от количества применяемого труда. Недостаточное внимание уделялось тому обстоятельству, что величина создаваемого национального дохода зависит от того или иного распределения одинакового количества ограниченных ресурсов капитала и труда между занятиями и отраслями производства.
9. Особое отношение к земле как фактору производства. Земля считалась даром природы, который совершенно непохож на рукотворные средства производства и тем более на неограниченный ресурс труда. Отличие видели в том, что этот ресурс - невоспроизводимый (ограниченный), а также в способности земли самой совершать работу, плодоносить. Хотя классики понимали, что без вложения средств и труда не будет ни урожая, ни ренты, тем не менее рента понималась как произведение земли - ее подарок сверх того, что дают капитал и труд.
Впоследствии были осознаны две вещи. Во-первых, возделываемая земля является таким же продуктом овеществленного труда, как и промышленное оборудование. Был вложен труд в ее осушение или оросительную систему, в ее расчистку, обогащение и т.д. Во-вторых, машина, более совершенная, чем аналогичные ей, дает своему владельцу добавочный прирост дохода до тех пор, пока его конкуренты не смогут обзавестись таким же оборудованием. Этот дополнительный доход ученые стали называть квазирентой ("как бы рентой"), потому что он является продуктом ресурса ограниченного и в какой-то период времени невоспроизводимого - подобного земле в этом отношении. В указанных вопросах остались разногласия и по сей день, но большинство ученых сейчас считают, что нет необходимости в особой теории земельной ренты, отличной от теории капитала и прибыли.
10. Безусловный экономический либерализм. Еще Адам Смит обосновал идею естественной свободы, при которой роль государства сводится к минимуму. Смит, правда, умел не упускать из виду множество таких нюансов жизни, которые не могут быть учтены теорией. Он оговорился, что государство должно предотвращать такие употребления свободы, которые даже и без злого умысла могут повредить обществу. Его последователи, как правило, не вдавались в подобные нюансы и гораздо ближе стояли к идеологии laissez faire.
Два явления, которые обнаружились в XIX в., заставили многих ученых оспаривать экономический либерализм классиков. Одним из них было явное расхождение между ростом общественного богатства и положением больших трудящихся масс. Другое - это периодические кризисы.
Долгое время сомнения в универсальности экономического либерализма не получали теоретической основы. Лишь когда разразилась так называемая Великая депрессия 1929-1934 гг., стало очевидным, что в науке имеется большой пробел. И тогда все тот же Кейнс решительно осудил классическую доктрину экономического либерализма и выступил с обоснованием серьезного вмешательства государства в экономику (про все расскажем, как уже было обещано, в свое время).
Экономическая наука сильно изменилась по сравнению с ее классическим периодом. Очень многое сегодня понимается глубже, а в иных вопросах даже иначе, чем это было у классиков. Но сказанное не дает оснований для высокомерно-пренебрежительного к ним отношения. Перечисленные выше (и иные, не указанные нами) постулаты были необходимы для того, чтобы сформировалась определенная картина экономической действительности - та, которую мы называем классической политической экономией. Именно классики создали тот аппарат экономической науки, который следующим поколениям досталось совершенствовать. И классики же поставили задачи, для которых затем уже можно было искать более точные решения. Именно благодаря достижениям классиков стали возможными последующие достижения экономической мысли. Экономисты XX столетия могут видеть дальше и шире, потому что они прочно стоят на фундаменте классической экономической науки. Об этом никогда не стоит забывать.