Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Демография Снижение рождаемости — причины и следствие. Низкая рождаемость – одна из ключевых проблем национальной безопасности современной России

В 2017 эксперты, опираясь на данные официальной российской статистики, заявили, что Россия снова оказалась в демографической яме. Причиной тому стало то, что женское население страны стареет, а молодежь боится заводить детей из-за нестабильной экономической ситуации и напряженности на политической арене.

После тяжелых девяностых годов очередной кризис народонаселения наблюдался в России в начале двадцать первого века и только в 2008 году постепенно пошел на спад. С 1992 только к 2013 году численность граждан РФ начала увеличиваться. Но уже в 2014 началась новая волна демографического спада.

Демографические пики и ямы

Демографической ямой принято называть предельно низкий показатель численности населения, значительное снижение темпов рождаемости одновременно с увеличением смертности. Все современные проблемы со стабильным воспроизведением народонаселения России эксперты относят к шестидесятым годам прошлого века, когда после послевоенного пика темпы рождаемости снизились. Ситуация усугубилась в восьмидесятых годах, когда вместе со снижением рождаемости выросла смертность.

В двадцатом веке Россия пережила не один демографический кризис. События Первой мировой и Гражданской войн существенного ущерба населению не нанесли, так как в те времена рождаемость в нашей стране была выше, чем в западных странах. Дальнейшие коллективизация и голод привели к распаду сельского уклада жизни большинства граждан, увеличилось число городских жителей. Многие женщины стали наемными работницами, что пошатнуло институт семьи. Вследствие всех этих событий рождаемость упала.

Массовая мобилизация в 1939 году также способствовала снижению рождаемости, так как внебрачные связи в то время порицались, а ранние браки были нормальным положением дел. Все это пока не полностью подходит под определение демографической ямы, но численность населения начала снижаться уже тогда.

В результате послевоенного голода и вынужденной депортации отдельных народов распространились внебрачные отношения. Рождаемость снизилась до 20-30% от уровня довоенной, в то время как в Германии темпы оставались стабильно высокими - 70% от предвоенных лет. После войны случился демографический взрыв, однако стабилизировать ситуацию и восстановить косвенные и фактические потери он не смог.

Период от конца восьмидесятых до настоящего времени

По статистическим данным, с начала 50-х по конец 80-х годов наблюдался стабильный естественный прирост населения, но все же наилучшими темпами отличались республики Средней Азии и Закавказья. Непосредственно в России рождаемость опустилась ниже уровня 1964 года.

Небольшое улучшение случилось в 1985, но уже через несколько лет была зафиксирована очередная демографическая яма. Резкое снижение численности народонаселения в девяностых годах стало последствием одновременного наложения нескольких неблагоприятных тенденций. Во-первых, упала рождаемость и повысилась смертность, во-вторых, оказали свое влияние и другие, социальные и преступность, бедность и так далее.

Последствия демографической ямы 90-х годов удалось преодолеть относительно недавно. В Российской Федерации темпы воспроизводства населения впервые повысились только к 2013 году. Этому способствовала активная государственная политика, поддержка молодых семей и другие меры, подробнее о которых далее.

В 2014 году Россию снова постиг демографический кризис. Так, демографические ямы (период 1990-2014 гг.) - это одно большое падение с попыткой выхода из кризиса, но очередным провалом.

Причины демографического кризиса

Кризисы воспроизведения народонаселения становятся отражением существования в обществе определенных проблем. Демографическая яма - это последствие социальных, экономических, медицинских, этических, информационных и других факторов:

  1. Общее снижение рождаемости и повышение смертности в развитых странах независимо от качества жизни.
  2. Замена существовавшей ранее традиционной социальной модели общества новыми веяниями.
  3. Общее снижение уровня жизни.
  4. Ухудшение экологической обстановки.
  5. Снижение общего уровня здоровья населения.
  6. Повышение смертности.
  7. Массовые алкоголизм и наркомания.
  8. Отказ государства от политики поддержки здравоохранения.
  9. Деформация структуры общества.
  10. Деградация институтов семьи и брака.
  11. Рост числа семей, состоящих из одного родителя и ребенка или бездетной супружеской пары.
  12. Отрицательное воздействие новых технологий на здоровье населения.

Ученые разделяются во мнениях, какие именно причины в том или ином случае являются доминирующими. Демограф С. Захаров утверждает, что отрицательные показатели роста населения наблюдаются в любой стране на определенном этапе развития. Доктор физико-математических наук С. Сулакшин основными причинами демографических ям считает замещение традиционных российских ценностей западными, духовное опустошение русского народа, отсутствие общей идеологии.

Признаки демографических проблем

Демографические ямы в России и мире принято определять по следующим чертам:

  1. Снижение темпов рождаемости.
  2. Снижение коэффициента рождаемости.
  3. Снижение ожидаемой продолжительности жизни.
  4. Повышение коэффициента смертности.

Иммиграция и эмиграция

С темой демографии сопряжены понятия из России в другие страны негативно сказывается на популяции народонаселения. Но, к счастью, все массовые эмиграции уже остались в прошлом. После в Германию вернулись этнические немцы, проживавшие в СССР, в 70-х и 80-х годах уезжали те, кому мог предоставить После распада Союза количество уезжающих сократилось и достигло минимума к 2009 году. Со следующего года начала увеличиваться численность иммигрантов.

В настоящее время резкий рост эмиграции маловероятен по той причине, что немногие уезжающие могут получить гражданство в принимающих странах. Это не значит, что уменьшилось количество желающих выехать, просто граждане сталкиваются с квотами в других странах и не хотят жить заграницей «на птичьих правах».

Что касается темпов иммиграции, в России число въезжающих давно превышает количество выезжающих. Все двадцать постсоветских лет в нашу страну направлялся значительный поток граждан соседних государств, который и компенсировал естественную убыль народонаселения. Примечательно, что наибольшую часть этих иммигрантов составляют соотечественники, которые уезжали в республики СССР с 50-х по 80-е годы, а также их прямые потомки.

Недоверие данным Росстата

Конечно, и в вопросе демографии не обошлось без любителей «теорий заговора». Некоторые и вовсе называют демографическую яму последней, утверждая, что статистика обманывает, и на самом деле современное население РФ насчитывает совсем не 143 миллиона граждан, а в лучшем случае 80-90 миллионов. Росстату тут есть чем ответить, ведь данные статистики косвенно подтверждаются множеством источников. Во-первых, первичную информацию о гражданском состоянии передают все ЗАГСы, во-вторых, некоторые конспирологи сами выступают соавторами Демографически ежегодников, в-третьих, официальными данными Росстата пользуются и другие очень авторитетные демографические институты мира.

Экономические последствия кризисов

На экономику демографические ямы оказывают как положительные, так и отрицательные последствия. На втором этапе снижения численности населения доля граждан в трудоспособном возрасте превышает долю младшего и старшего поколения. На третьем этапе кризиса характерен отрицательный эффект (доля старшего поколения превышает трудоспособное население, что создает нагрузку на общество).

Последствия в образовании и военной сфере

В связи с демографическими ямами уменьшается количество выпускников школ, так что вузы борются за каждого абитуриента. В связи с этим обсуждается вопрос сокращения числа высших учебных заведений (с 1115 до 200), грядут увольнения преподавательского состава на 20-50%. Некоторые политики, правда, говорят, что такой шаг позволит избавиться от вузов, которые дают недостаточно качественное образование.

В настоящее время ожидается, что количество школьников через пять-шесть лет увеличится на один миллион, через следующие лет пять - еще на два миллиона. После 2020-х годов начнется интенсивное сокращение количества детей школьного возраста.

Другое последствие демографических кризисов - сокращение мобилизационных ресурсов. Все это оказывает влияние на военные реформы, заставляя отменять отсрочки, сокращать численность войск и переходить на контактный принцип комплектования. Опасность развертывания Китаем конфликта малой интенсивности повышает низкая плотность населения на Дальнем Востоке. Так, на территориях, составляющих более 35% страны, проживает всего 4,4% (менее 6,3 млн) граждан. В то же время в соседних Северо-Восточному Китаю регионах проживает 120 млн человек, в Монголии - 3,5 млн, КНДР - 28,5 млн, в Республике Корея - почти 50 млн, в Японии - более 130 млн.

К двадцатым годам текущего века численность мужчин призывного возраста снизится на треть, а к 2050 - больше чем на 40%.

Социальная сфера и демографические ямы

В жизни общества наметились тенденции к скандинавской модели существования - холостяцкой, бессемейной жизни. Постепенно уменьшается количество детей в семьях, да и семей самих по себе. До конца девятнадцатого века Россия представляла собой страну с молодым населением. Тогда число детей значительно превышало численность старшего поколения, в семье было принято иметь от пяти и более детей. С шестидесятых годов двадцатого века начался процесс демографического старения, что стало результатом снижения рождаемости. В девяностых РФ уже вошла в число стран с высокими показателями старения граждан. Сегодня доля людей пенсионного возраста в нашей стране составляет 13%.

Угрозы демографического кризиса

Темпы демографического кризиса по стране неравномерны. Многие исследователи склонны считать, что депопуляция затрагивает в большей степени именно русский народ. Например, по данным исследователя Л. Рыбаковского, с 1989 по 2002 годы количество русских по национальности уменьшилось на 7%, а всего населения - на 1,3%. По мнению другого этнографа, вплоть до 2025 года более 85% убыли будет приходиться именно на русских. Во всех населенных россиянами регионах в последнее время наблюдался отрицательный прирост.

При условии высокого уровня миграции вероятным последствием демографического кризиса в РФ станет изменение национального и религиозного состава населения. Например, к 2030 каждый пятый житель нашей страны будет исповедовать ислам. В Москве уже каждое третье рождение приходится на мигрантов. Все это впоследствии может привести к утрате территориальной целостности страны.

Прогнозирование численности населения

Очередная демографическая яма в России (по прогнозу Игоря Белобородова) ожидается в 2025-2030 годах. Если страна сможет удержаться в существующих границах при условии снижения численности постоянного населения, то в РФ останется всего 80 млн человек уже к 2080 году. Российский демограф Анатолий Антонов утверждает, что без возрождения многодетной семьи уже к 2050-му году на территории России будет проживать всего 70 млн человек. Так, демографическая яма 2017 - это либо возможность возродить страну, либо еще одна точка в закреплении тенденций убыли населения.

Основные пути выхода из кризиса

Многие считают, что решение проблем в демографии возможно лишь при планомерном укреплении института традиционной семьи. Современная России пока что предполагает только материальную поддержку родителей (выплачивается разовая помощь и материнский капитал). Правда, по мнению многих политиков и экспертов, такая форма поддержки вызывает отклик только у маргинальных слоев населения или тех, кто и так создает большие семьи. Для среднего класса это не мотивация.

Согласно демографическому прогнозу Росстата, естественная убыль населения будет нарастать и с 2025 года превысит 400 тыс. человек ежегодно, замедление сокращения численности населения прогнозируется только ближе к 2030-м годам. Международная миграция (по прогнозу приток мигрантов составит менее 300 тыс. человек в год) в перспективе не сможет компенсировать сокращение населения.

В декабре 2017 года глава Министерства труда и социальной защиты Максим Топилин , что уровень рождаемости в России недостаточен, чтобы обеспечить рост численности населения, а в ближайшие годы ситуация будет только ухудшаться, так как число женщин детородного возраста в стране сократится на четверть и даже больше.

«Количество женщин репродуктивного возраста до 2032 или 2035 года уменьшится на 28%. Предположить, что в этой ситуации абсолютное количество рождений будет оставаться на уровне 1,8-1,9 млн, не приходится, к сожалению», — сказал Топилин.

Рождаемость в РФ в 2017 году оказалась минимальной за последние 10 лет

(Видео: Телеканал РБК)

Научный сотрудник института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Рамиля Хасанова пояснила РБК, что рождаемость будет снижаться в ближайшие 15 лет из-за того, что большинство нынешних матерей родились в 1990-х годах, когда рождаемость была невысокой.

«Число женщин — потенциальных матерей маленькое, и поэтому количество рождений тоже падает», — пояснила эксперт.

Ранее глава Минэкономразвития Максим Орешкин отнес демографическую ситуацию в России к числу . Министр отметил, что к резкому сокращению численности трудоспособного населения приведет то, что в его составе начинают учитываться россияне, родившиеся в самом конце 1990-х, когда в стране был зафиксирован максимальный спад рождаемости.

«Поколение очень маленькое, поэтому динамика негативная по численности трудоспособного населения будет сохраняться. Ситуация с точки зрения демографии одна из самых тяжелых в мире: мы будем терять ежегодно примерно 800 тыс. населения в трудоспособном возрасте из-за демографической структуры», — сказал Орешкин.

В ответ на вызов низкой рождаемости президент о «перезагрузке» демографической политики страны. С 1 января в России появились два новых ежемесячных пособия. При рождении первого ребенка и до достижения им полутора лет семьям предоставляется ежемесячная выплата, равная региональному прожиточному минимуму на ребенка (в среднем в 2018 году она составляет 10,5 тыс. руб.). Из средств материнского капитала (действие программы продлено до конца 2021 года) семьи при рождении второго ребенка могут получать ежемесячные выплаты. Обе выплаты предоставляются семьям, чей среднедушевой доход не превышает 1,5 прожиточного минимума в регионе. Кроме того, для семей, в которых появились второй и третий ребенок, спецпрограмма субсидирования ипотечных ставок (расходы на обслуживание ипотеки сверх 6% годовых возьмет на себя государство).

Принимаемые государством меры Хасанова оценила как позитивные. «Материнский капитал повлиял на небольшой рост числа третьих и вторых рождений. Он увеличит возможность молодых семей вылезти из бедности. Принятое для первого ребенка пособие, скорее всего, не будет таким эффективным способом повышения числа рождений, но повлияет на календарь рождений: кто собирался родить в ближайшие несколько лет, поторопится», — сказала она.

Российский рынок труда теряет привлекательность для мигрантов, без них восполнить сокращение трудоспособного населения страны не получится, предупреждают эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР) в докладе «Миграционная политика: диагностика, вызовы, предложения», опубликованном 26 января. Общая убыль численности трудоспособного населения до 2030 года составит от 11 млн до 13 млн человек, отмечают эксперты. Резервов для роста внутренней миграции нет и для привлечения иностранных трудовых кадров, по мнению экспертов, нужны новые меры миграционной политики — рабочие визы, лотерейные системы по аналогии с американской Green card, а также контракты для интеграции мигрантов.

Давайте сейчас рассмотрим мифы о причинах снижения рождаемости и укажем на действительную причину этого явления.

Миф первый : снижение рождаемости - это естественное явление, и это следует принять как норму. Здесь важен нюанс: да, явление естественное для социогенеза (об этом позже), но из этого никак не следует, что оно должно признаваться нормой. Вот «на пальцах»: болезни - это ведь естественное явление, не так ли? Но это же не значит, что их надо считать нормой - нормой должен быть полностью здоровый человек, даже если он существует только в теории. Конечно, современный постмодернизм стремится философски размыть понятие нормы, доходя до «болезнь - это просто иной способ существования» (Ж. Лакан), а либеральная идеология требует считать нормой вообще всё, что не приносит прямого физического вреда другому индивиду, но не будем отвлекаться.

Суть мифа: все европейцы такие - не хотят рожать, а мы что, щи лаптем хлебаем? Нечего беспокоиться, будем вымирать за компанию!

Из того, что снижение рождаемости в современном обществе относительно крестьянского естественно, никак не следует, что снижение таковой ниже уровня воспроизводства должно считаться нормой. Уменьшение - нормально, но не настолько же! Ещё раз рекомендую книгу Тило Саррацина «Германия: самоликвидация».

Миф второй - сведение вопроса к экономике: «будет на что детей растить - будут заводить». Миф легко опровергается тем, что в весьма благополучной в материальном плане вплоть до недавнего времени Европе рожать не хотят. Социальные выплаты - тоже не решение проблемы, они не увеличивают количество желаемых детей в семье. Положительный эффект есть: женщины начинают рожать статистически несколько раньше, но для этого пособия должны быть достаточно большими. Причина проста: в любом случае содержание ребёнка обходится дороже размера социальных пособий, и при этом после родов женщина автоматически отстаёт в карьерном росте и в большинстве случаев несколько теряет квалификацию, что сказывается на дальнейшем заработке. Ну и, честно говоря, уход за младенцем, который требуется в круглосуточном режиме - это куда более тяжёлый труд, чем обычная работа «с 9 до 18», особенно если не на производстве, а просто в офисе (только не надо впадать в постмодернизм вида «оба супруга должны брать декретный отпуск» - проблемы с финансами семьи это не решит, а мужчина эволюционно «не заточен» под уход за младенцами, его роль наступает позже). Другими словами, чтобы социальные пособия гарантированно повышали рождаемость, они должны как минимум равняться средней зарплате по стране, чего не выдержит ни один государственный бюджет.

Кроме того, выплатами денежных пособий рождаемость реально стимулируется - но именно у маргинальной части населения, для которой деньги-прямо-сейчас важнее будущего детей. Процитирую ведущего научного сотрудника Института социологии РАН Владимира Мукомеля: «И зарубежный, и советский опыт демонстрирует: попытки материально стимулировать рождаемость вызывают отклик либо у маргинальных групп населения, либо у представителей этнических групп, склонных к многодетности».

Отмечу, что на фоне этого мифа иногда наблюдаются призывы к эдакой редукции социогенеза - мол, раз с повышением уровня жизни количество детей уменьшается, то давайте назад, в пампасы! Только сельское натуральное хозяйство, только хардкор! Обычно сопровождается неумеренной религиозностью. За явной маразматичностью концепции разбирать её не будем: в конце концов, если её пропагандисты настолько против прогресса за посконность, то чегой-то они пишут такие призывы на компьютере в интернете?

Миф третий : объявление миграции панацеей от всех бед. Процитирую Игоря Белобородова, директора Центра демографических исследований: «Замещающая миграция несет в себе целый ряд социальных рисков, которые ощущаются уже сегодня... Перечислим только некоторые из них: нарушение этно-демографического баланса; межнациональные конфликты; рост наркомании; этническая преступность; ухудшение санитарно-эпидемиологической ситуации; угроза потери стратегических территорий и т.д.».

Честно говоря, не вижу надобности разбирать этот вопрос подробно, вполне достаточно нарушения этно-демографического баланса. И если кто заявляет, что-де в этом ничего страшного - все люди равны и т.д., то ему следует честно, «в лоб», задать вопрос, не споря с формальным равенством прав и т.д. разных народов: ЗАЧЕМ вы пропагандируете позицию, которая неизбежно нарушает этно-демографический баланс стран именно в сторону уменьшения относительного количества представителей белой расы? На примере той же Европы - всё очень наглядно.

Миф четвёртый : повышение качества жизни гораздо важнее, чем количественный рост населения. Та же привязка к деньгам, что и в мифе №2, но «с обратной стороны»: мол, качество детей зависит только от количества вложенных денег, экономить надо! Ещё раз процитирую И. Белобородова: «часто допускается, что параметры качества способны иметь положительную окраску только при снижении количественных показателей. ... Основным мотивом рассуждений о приоритете качества над количеством, как правило, выступает стремление целесообразного расходования государственных и семейных средств».

И опять: с тем, что качество жизни - важный параметр, никто не спорит, но это не значит, что по этой причине допустимо снижать рождаемость ниже уровня самовоспроизводства нации - очевидно, не так ли? Пользуясь случаем, отмечу, что, поскольку важна рождаемость всего населения, то требуются соответствующие социальные гарантии для всего населения, гарантированный достойный уровень жизни, а не абстрактные экономические показатели типа ВВП и проч.

Пятый миф : кризис семьи. Уточняю: то, что кризис семейных отношений имеет место, - факт. И он негативно влияет на рождаемость (подробнее разберём в следующей статье). Однако миф заключается именно в том, что декларируется преимущественная важность этого фактора. Влияние есть, но не критическое: современная жизнь позволяет воспитывать детей в одиночку (что, понятно, плохо - но возможно) и тем более при поддержке семьи.

Обычно этот миф проталкивается радетелями кондово-патриархальных ценностей.

Пожалуй, к этому же мифу (и к той же категории его приверженцев) косвенно можно отнести вариант «планирование семьи»: мол, сексуальное образование недопустимо, оно развращает детей, учит их предохраняться вместо того, чтобы пожениться девственниками и рожать-рожать-рожать. Здесь следует отличать необходимость адекватного сексуального информирования в школе (причём наряду с этикой межполовых и семейных отношений и т.д.), от того, что под этим понимают либералы: пропаганду нормальности гомосексуализма и проч., не говоря уж о подходе к сексу только как физиологии - думаю, все в курсе, и отвлекаться не будем. Разница аналогична отличию советской комиссии по делам несовершеннолетних от современной ювенальной юстиции.

Шестой миф - об «упадке духовности», т.е. ранее люди были «высокодуховны» и рожали, а сейчас стали материалистичны и поэтому не хотят рожать, а о себе заботятся. То ли дело посконная старина, когда детей рожали как на конвейере, половина умирала в детстве, а кто до сорока лет дожил - тот по сути старик уже, так как средняя продолжительность жизни в конце XIX века в России - чуть более 30-ти лет.

В этом случае очевидна стандартная логическая ошибка posthocnonpropterhoc: да, пару веков назад люди были гораздо более религиозны, но высокая рождаемость была также и вследствие отсутствия нормальной контрацепции, очень ранних браков и т.д. Сейчас можно сравнить рождаемость в весьма религиозных странах, и рождаемость в них будет вполне наглядно отличаться: религиозные факторы способны задержать, но не остановить развитие общества.

Естественная причина - это раскрестьянивание, т.е. есть процесс сокращения сельского населения на окультуренной территории. Процитирую А.Н. Севастьянова: «если в начале века занятое население России состояло на 86% из крестьян, на 2,7% из интеллигенции и на 9% из рабочих, то к 1990-м гг. удельный вес рабочих в РСФСР возрос почти в 7 раз, интеллигенции - более чем в 10 раз, а крестьянства, как уже говорилось, упал в 7 с лишним раз. Надо признать, что коммунистам блистательно удалась задача, с которой не справился царизм: энергия раскрестьянивания была взята под государственный контроль и израсходована, по большому счёту, на полезные, важные, грандиозные цели. И это всё за какие-то семьдесят лет - небывалый в истории случай, отличающий нас в лучшую сторону от других народов» (примечание: под интеллигенцией здесь подразумеваются занимающиеся умственным трудом).

Высокая рождаемость наблюдается в тех странах, где большинство населения - деревенское. Переход к индустриальному производству неизбежно приводит к снижению рождаемости. Главных причин две, и воздействуют они не просто одновременно, но системно.

Во-первых, экономическая причина. Традиционное общество подразумевает соответствующий тип хозяйствования: какие-нибудь гидропонные фермы или даже просто высокотехнологичная обработка земель - это уже индустриальный способ ведения сельского хозяйства, и в нём также имеется высокий «входной барьер» как по возрасту, так и по умениям - семилетка комбайнёром работать не сможет. А в традиционном крестьянском быте он уже давно работал на подхвате, подпаском и проч. В таком хозяйстве рождение детей экономически было выгодно: они работали с раннего детства. Труд индустриального типа подразумевает долгое обучение и т.д., и дети в «семейной бухгалтерии» становятся статьёй не доходов, а расходов. Сравните сами ситуации «пятилетка уже может пасти и кормить домашнюю птицу» (как пример) и «полностью обеспечивать ребёнка минимум до 17 лет, а в большинстве случаев - серьёзно помогать минимум до окончания института» (и я молчу о жилищном вопросе); наглядно? Уровень рождаемости причинно коррелирует не с «духовностью», а с нормой отсутствия образования (впрочем, «духовность» и образованность имеют обратную корреляцию). Как только народ становится образованным, поскольку труд требует образования - рождаемость падает уже через поколение (первое сохраняет привычку).

Во-вторых, отсутствие индустриального развития всегда коррелирует с отсутствием адекватной медицины (и соответствующих норм, усвоенных населением), что относится и к контрацепции. Важно понимать, что речь идёт не только о технических возможностях, но и о культуре использования: «Постинор» и тем более аборт - это, знаете ли, не метод контрацепции, как некоторые по факту практикуют. А уж подход «тянуть с абортом до крайнего срока» на репродуктивную функцию действует отнюдь не положительно. И это всё - тоже вопрос культуры, естественности применения, ответственного подхода к деторождению. В традиционных культурах же распространён подход «раз залетела - то рожать» (а когда соотв. уровень сталкивается с моральной нормой «не обязательно», то и получаются мутации поведения вида «аборт как контрацепция»).

Обе причины взаимосвязаны и оказывают системное воздействие. Некоторые исследователи делают акцент на урбанизации, но этот фактор является производным.

Итак: научно обоснованной причиной снижения рождаемости является раскрестьянивание, переход к индустриальному обществу. Это - естественный процесс социогенеза, однако снижение рождаемости ниже уровня воспроизведения - самоубийство нации. Возникает вопрос: естественно ли не просто снижение рождаемости в цивилизованном обществе, но именно в такой степени? Об этом поговорим в следующий раз.

Сегодня мы расскажем о том, как, в каких странах действовали программы по сокращению рождаемости, к каким результатам это привело.

«Контроль численности населения (в том числе Политика ограничения рождаемости) - практика искусственного изменения скорости роста человеческих популяций. Исторически, контроль численности реализовывался путём ограничения рождаемости, обычно со стороны государства, в качестве ответа на различные факторы, включая высокую или растущую бедность, экологические ограничения, перенаселение или по религиозным причинам».

Ни для кого уже не станет новостью информация о том, что население Земли скоро превысит отметку в 8 млрд. человек, тогда как оптимальное количество человек, которые могут мирно сосуществовать на Земле, не мешая друг другу, не влияя пагубно на экологию (и то относительно) — всего около 6 млрд. Все же при любых значениях населения, хоть в 1 млрд человек будет оказывать плохое влияние на Землю.

Но даже перед тем как население Земли уже стало подходить к критической отметке в плане численности, некоторые страны давно переступили рубеж максимально возможного вмещения на своей территории граждан. Такими странами стали:

Китай, Индия, Сингапур, Иран.

Поочередно расскажем, как в них применялась политика ограничения рождаемости.

Китай

«Наиболее широко контроль численности населения проводит современный Китай. В основном здесь каждой семье разрешается заводить не более одного ребёнка, хотя существуют исключения. Нарушение ограничений приводит к штрафам.

Программа «Одна семья - один ребёнок» была начата в 1978 году. Согласно официальной статистике, программа помогла предотвратить более 400 млн рождений. Успешность программы иногда ставится под вопрос, так как часть снижения рождаемости вызвана индустриализацией страны и экономическими факторами.

С 2016 года программа отменена и введено разрешение на заведение двух детей».

На данный момент Китай (недалеко ушла Индия, а также материк Африка) — страна с самым многочисленным в мире населением, при этом страна 3-я по величине территории в мире, однако места всем не хватает. Плотность населения свыше 143,7 чел./км².

Попытки как-то привести Китай к благоразумному деторождению начались еще в середине прошлого века, программа «Одна семья — один ребенок» стартовала в 1970-хх. Если в начале применения ее на одну женщину приходилось в среднем 5,8 детей, то сегодня 1,8. Здесь стоит учесть и рост населения, соответственно расширение пропорций роста.

Даже в период действия программы были исключительные случаи, когда родителям разрешалось иметь двух детей, например, национальным меньшинствам, деревенским жителям, супругам, которые были единственными детьми в своих семьях, в случаях многоплодной беременности и если первый ребенок девочка или с дефектами государство также могло проявлять лояльность.

Китайцы, особенно живущие в деревне, часто врали при составлении переписи о количестве детей (дабы к ним не применяли санкции ограничения рождаемости и чтобы скрыть количество уже имеющихся детей), тем самым данные которые мы сегодня видим, возможно, сильно преуменьшены. На деле и сегодня, несмотря на снятие кардинальных ограничений, контроль рождаемости в Китае существует.

Какие официально-приличные меры применяли чтобы ограничить рождаемость? Повышали брачный возраст, для девушек 20 лет, для юношей 22 года, перед заключением брака потенциальные родители должны были проходить медицинские обследования и осмотры (у психиатра, нарколога и т.д.), повышался престиж образования, осуждались внебрачные и добрачные связи. Из нелегальных и жестоких методов сокращения рождаемости можно отнести принудительные аборты и стерилизация, умерщвление младенцев, в частности женского пола, но об этих мерах чуть позже.

Конечно, многих волнует вопрос — как вообще китайцы смогли так быстро увеличиться в численности? В чем секрет плодовитости? Возможно, в настойке из скорпионов, часто употребляемой со времен древних императорских династий всем Китаем, возможно, в раннем половом созревании и высокой фертильности женщин. Еще один момент, касающихся всех стран с высокой рождаемостью и разрастающимся населением — бедность, недоступность примитивных мер контрацепции. Тут ситуация переходит, скажем грубо, не в качество, а в количество. Народу-то много, а дать ему нечего, занять нечем, вот и новое поколение в основном и занимается тем, что рано делает детей.

Однако в случае с Китаем это спорно — столько инноваций, пусть дешевых, вредных, одноразовых, нам не приносит больше ни одна страна.

Какие жестокие меры применялись по отношению к тем, кто нарушал рамки программы «Одна семья — один ребенок»? Штрафы в основном налагались на местные власти. когда в результате переписи устанавливали что детей в семье больше чем положено. Штрафы составляли несколько годовых окладов, в связи с чем власти на местном уровне вынуждены были активно бороться с деторождаемостью жестокими методами. Например, женщин принудительно стерилизовали, абортировали на большом сроке. Младенцев нередко отправляли на супы — всем давно известная практика.

Девочек вообще не считали за людей, известны были случаи неоказания медицинской помощи детям женского пола, которые впоследствии погибали по халатности врачей. Сами родители и граждане Китае нередко относились к девочкам как к людям второго сорта. Можно было совершать аборт на большом сроке без показаний если установлен пол ребенка женского пола.

К чему все это привело? Не только беспорядочная рождаемость, ведь она следствие определенных процессов, но и такое обесценивание человеческой жизни в виде жестоких рамок осуществления программы сокращения рождаемости.

К тому, что жизнь человека в Китае стала равна нулю…

Китайцев стало столько много что сами они себя не жалеют, себе подобных не жалеют. И это дико.

Первая страна в мире по количеству смертных казней (то есть тут не только аборты на большом сроке узаконены в качестве мер контроля численности населения, но и убийства взрослого населения по разным поводам), страна, где едят супы с младенцами, и это не запрещается законом. где смена пола, проституция (юных мальчиков, девочек), гомосексуализм, где жизнь девочек часто равна жизни насекомого — это норма.

Индия

Население Индии сегодня почти такое же как в Китае — более 1,3 млрд человек (второе место в мире), территория — 7-е место в мире, плотность населения — 364 чел./км².

Несмотря на то, что Индия сверхдержава, обладающая ядерным оружием, несмотря на то, что в стране неплохо развита сфера образования — процент бедного населения слишком высок, подавляющая часть жителей за чертой бедности по европейским меркам.

Естественно, нищета влечет невозможность доступа к контрацепции, развитию, получению нормальной работы. Если вы посмотрите фильмы про индийцев, которые живут в самой глуши бедных районов, вы поймете, что в нашей стране еще не все так плохо.

Люди, бывает, спят просто на картоне, моются в помойных лужах, едят пойманную в канаве с отходами рыбу, рожают 7-8 детей, даже не замечая появления нового члена семьи. И таких людей жалко, другой жизни они никогда не знали, но и они хотят жить не одни, хотят какую то семью… все, что видели у родителей — это такое же размножение в нищете…

Есть более «зажиточные» индийцы, например, живущие в трущобах, деревеньках, самостоятельно сооруженных. Есть сравнительно богатые. Но в основном население Индии это нищие люди.

Ограничения по рождаемости здесь начались так же как и в случае с Китаем в середине 20-го века. Семьям, имеющим двух и более детей, запрещалось избираться в местное правительство, занимать руководящие должности. Государство помогало семьям только с одним ребенком, в общем, путь на верх и получение какой-либо стоящей работы были закрыты для многодетных семей, что опять же создавало в обществе порочный круг нищеты.

«В Индии проводились массовые спонсируемые государством стерилизации женщин, страна показывала один из самый высокий показатель среди всего мира. Только в 2011-2014 годах операциям подверглись около 8,6 млн женщин и 200 тыс. мужчин (т.к. мужская стерилизация считается в этих местах культурно малоприемлемой), а иные способы контрацепции для необразованных женщин, проживающих в удалённых и бедных сообществах, считаются правительством более дорогими, чем кампании по массовой хирургической стерилизации.

В ряде случаев, женщины после операции получают единовременную выплату 1400 рупий, что может превышать двухнедельные доходы в бедных регионах. Часть операций проводились в неподобающих условиях, без дезинфекции, без обследований и т.п., и привели к гибели более 700 женщин в 2009-2012 годах. В 2016 году верховный суд страны постановил на протяжении последующих 3 лет закрыть все лагеря по стерилизации.

Население Индии из-за культурных особенностей может применять селективные аборты (избирательные аборты), при которых ликвидация женщин производится ещё до их рождения (гендерцид, Gendercide; явление, сходное с женским инфантицидом). Исследователи отмечают изменение соотношения родившихся мальчиков и девочек и предполагают постоянное увеличение количества селективных абортов с 1990-х годов».

Из-за совершенных абортов, селективных абортов, когда женщины прибегали к аборту будучи беременными девочками, в стране сегодня есть небольшой разрыв между численностью мужчин и женщин: на 944 женщины приходится 1000 мужчин.

Кроме женщин, погибших от абортов и стерилизации по официальным сведениям — очень много погибли от нелегальных процедур и неучтены статистикой, многие остались инвалидами, те же дети лишились матерей.

Сделать аборт в Индии среди бедного населения чуть ли не почетно — иногда женщина только так может купить еды детям, ведь за аборт дают деньги.

Конечно, наиболее активно и широко масштабно программы по сокращению рождаемости действовали и действуют в Индии и Китае, и благодаря этим странам у нас в мире идет самый активный процент прироста мирового населения. То есть население мира растет именно за счет бедных слоев, которым недоступна контрацепция, даже более менее достойные человеческие блага, элементарные условия содержания, санитарии.

Еще две страны, в которых также официально проводилась политика сокращения/контроля рождаемости Иран и Сингапур, однако в гораздо менее скромных рамках чем в первых двух.

Иран

Иран значительно уменьшил рождаемость в последние годы. Государство требует прохождения курсов по контрацепции перед браком. С 1993 года действуют законы, лишившие третьих и последующих детей в семье социальных пособий и продовольственных талонов. Пропагандируются семьи не более 2-х детей и использование контрацепции.

Сингапур

Контроль за численностью в Сингапуре прошёл через две фазы. После второй мировой войны принимались меры по сокращению рождаемости. С 1980-х годов, после падения коэффициента рождаемости ниже уровня воспроизводства, государство пропагандирует увеличение количества детей в семье».

Африка

Также стоит рассказать про еще одну многонаселенную страну — Африку (точнее материк). Население по данным 2013 года — 1,1 млрд. человек, то есть на данный момент население практически наравне с Индией и Китаем.

Африка на своем пространстве имеет несколько государств, стран, местностей, где люди просто кишат в нищете, словом «живут» — это даже назвать нельзя.

Африка занимает особое место в списке стран по контролю рождаемости, главным образом потому, что почти никаких мер по контролю и сокращению рождаемости в Африке не проводится, в связи с чем катастрофически быстро растущее население становится действительно реальной проблемой человечества. То есть, если выразиться корректно, не люди проблема, а именно связанные с перенаселением проблемы - умножающая нищета, недостаток питьевой воды, отсутствие цивилизации, работы, образования, межнациональные распри.

«Демографы ошиблись в своих прогнозах: сокращения рождаемости в Африке за последние десятилетия не произошло, прирост населения продолжается в масштабах, которых не знало человечество. Если в 1960 году на африканском континенте проживало 280 миллионов человек, то сегодня - 1,2 миллиарда, из которых один миллиард приходится на Африку южнее Сахары. По подсчетам ООН, в 2050 году население континента составит 2,5 миллиарда человек, а к концу века - 4,4 миллиарда. Это больше, чем все население планеты в 1980 году.

В среднем на одну женщину в Нигерии приходится 5,6 детей, в Сомали (даже в условиях гражданской войны) 6,4, а в Нигере - 7,6. Причин много: благодаря современной медицине упала детская смертность, однако ограничивать количество детей африканцы не торопятся. Женщины по-прежнему рассматриваются в качестве «рожальных машин», противозачаточными средствами африканцы практически не пользуются, планирования семьи не существует».

Вы можете себе представить, что не за горами когда африканцев будет 4,5 млрд человек??

Вместе с китайцами, индийцами, к тому времени «размноженными» до беспредела - это просто толпа на полпланеты. Но ведь опасность совсем не в том, что население растет, а в том, что растет оно в социально неблагополучных местностях, где молодежь не видит ничего кроме нищеты, необразованности, часто девиантного поведения. То есть это потенциально преступная масса людей….

Составляющая уже сейчас основную часть населения Земли.

Бедные страны — колоссальный потенциал для держав которые имеют власть, потому что люди — это, в массе, сила, производительная, рабочая… либо просто платформа для опытов, для свершения революций, ведь толпу легко провоцировать.

Гейтс использует африканцев для опытов вакцины, проведения операций под разными видами наркоза и вообще без наркоза…

Тут уж как ни старайся внушить себе что человек делает среду, а не среда человека, всегда права будет вторая часть этого заявления.

Я привела Африку в пример того, что полное отсутствие контроля рождаемости не есть добро.

Зачем вообще нужна практика ограничения рождаемости?

На ваш взгляд, нужна ли практика ограничения рождаемости? Многие скажут, что жестокие меры, а именно - стерилизация, аборты на поздних сроках, дискриминация девочек и неполноценных детей - это зло… Однако и увеличение населения, находящегося в нищете, ничего хорошего не даст. Однозначно контроль рождаемости нужен, но, конечно, не жестокими методами.

Например, нужно повышать доступность образования, особенно для женщин, делать доступными средства контрацепции, повышать престиж брачных связей.

Одной из наиболее актуальных для национальной безопасности российского государства проблем является демографическая ситуация в стране. Известно, что рождаемость в современной России, несмотря на определенное улучшение, связанное с относительным повышением уровня жизни в 2000-е годы (по сравнению с 1990-ми годами) и некоторыми мерами государства в направлении стимулирования демографического роста, остается на достаточно низком уровне. По крайней мере, вряд ли возможно говорить о том, что российская рождаемость на настоящее время покрывает потребности в восполнении населения страны. Российские граждане стремительно стареют, в особенности в «русских» регионах страны, где наблюдается наиболее низкий уровень рождаемости.

Причины демографического спада


Сильный демографический спад наблюдался в России на протяжении практически всего ХХ века и был связан не только с изменениями социально-экономических и социокультурных основ российского государства, но и с тем, что в годы войн, революций, коллективизации и индустриализации, политических репрессий российское государство лишилось 140-150 миллионов человек. Соответственно, поскольку значительную часть погибших и умерших составляли люди обоих полов детородного возраста, а также дети и подростки, то на десятки миллионов людей сократилось и количество потенциальных новорожденных, которые могли родиться у жертв глобальных катаклизмов отечественной истории.

Однако, не менее значимую роль в демографическом кризисе в России сыграло и снижение количества детей у среднестатистической российской женщины. По данным А. Вишневского – одного из крупнейших отечественных специалистов по демографии, за период с 1925 по 2000 гг. рождаемость снизилась в среднем на 5,59 ребенка на женщину (Вишневский А. Демография сталинской эпохи). Причем наиболее активное снижение рождаемости пришлось на период с 1925 по 1955 гг. – то есть, на периоды индустриализации и коллективизации, Великой Отечественной войны, послевоенного восстановления советской инфраструктуры. Численность населения современной России ежегодно снижается примерно на 700 тысяч человек, что позволяет говорить о стране как о постепенно вымирающей (да, именно так, не стесняясь этих слов, ее охарактеризовал сам президент Владимир Путин еще в 2000 году, а спустя 6 лет – в 2006 году – он заявил, что численность населения России к концу XXI века может уменьшится вдвое, если не будут приняты кардинальные меры в направлении улучшения демографической ситуации в стране).

Очень часто в обыденных суждениях о причинах снижения рождаемости встречается объяснение низкого уровня рождаемости социальными условиями, в первую очередь – недостаточным материальным благополучием населения, отсутствием высокооплачиваемой работы у родителей, отдельного и большого жилья, инфраструктуры детских садов и школ. Однако при сравнении со странами третьего мира или той же дореволюционной Россией подобные аргументы не выдерживают критики. Мы видим, в каких условиях проживает основная масса среднеазиатского населения, не говоря уже об африканцах или жителях Южной Азии. Однако скученность, бедность (а порой и откровенная нищета), отсутствие социальных перспектив отнюдь не мешают людям рожать детей – причем в количествах «от пяти и выше».

На самом деле причины снижения рождаемости в России в ХХ веке лежат скорее в идеологической плоскости. Их основной стимул – девальвация традиционных ценностей и разрушение образа жизни русского и других народов страны в период революции и, особенно, послереволюционных сталинских преобразований. Нельзя не отдать должное сталинской эпохе как периоду максимального развития промышленности, обороны, безопасности советского государства, распространения всеобщей грамотности населения, доступности медицинской помощи (пусть и не сильно квалифицированной, но все же значимой).

Однако, для стремительного рывка в экономике СССР требовалась мобилизация максимально большего количества граждан, привлечение к труду практически всего трудоспособного населения страны, включая и мужчин, и женщин. По мнению А. Вишневского, «сами методы, которыми сталинское руководство СССР добивалось - и добилось - "великого перелома" в народной жизни, были таковы, что они безоглядно разрушали всю систему традиционных ценностей, в том числе и семейных» (Вишневский А. Демография в сталинскую эпоху).

Несмотря на то, что Сталин и его окружение негативно оценивали деятельность «левацкого» крыла партии большевиков, настаивавшего еще в первые послереволюционные годы на полном разрушении института семьи, пропагандировавшего сексуальную свободу мужчины и женщины, свободу абортов, в действительности у «левых коммунистов» было многое позаимствовано. И, в первую очередь, специфическая модель организации семейных отношений. Ее можно назвать пролетарской, поскольку именно у пролетариата как класса наемных рабочих, преимущественно проживающих в городах и занятых на фабрично-заводском производстве, стала возможна такая организация семьи. У крестьянина количество детей не имело особого значения, более того – многодетность была в фаворе, поскольку дети – это будущие руки, там где можно прокормить двух – всегда прокормишь трех и так далее. Крестьяне же имели и возможность размещения многочисленного потомства в своей избе, в случае взросления детей – в избе, построенной рядом, в пристройке.

В отличие от них городские пролетарии, ютившиеся в комнатах и квартирках доходных домов, не могли позволить себе многочисленное потомство. И по причине отсутствия мест для размещения, и по причине иного характера трудовой деятельности – пролетарий работал за зарплату и ребенок становился лишь очередным едоком, снижающим благосостояние семьи без всякой отдачи (когда он вырастал – он не работал в хозяйстве отца, как крестьянский сын, а отправлялся на собственные «хлеба», то есть прямой материальной отдачи родительской семье не приносил). Более того, в городских пролетарских семьях, как правило, шли трудиться и женщины. У женщин-работниц, оказывавшихся в ситуации самостоятельного выбора трудовой деятельности, места жительства, формировалась и совершенно иная модель полового поведения. Во-первых, они в гораздо меньшей степени зависели от мнения окружающих, нежели крестьянки. Во-вторых, будучи самостоятельно занятыми работниками, они могли позволить себе то поведение, которое считали нужным. Естественно, что и для них многодетность была очевидной помехой – ведь она прямо препятствовала фабрично-заводскому труду.

Концепция «новой женщины» и рождаемость

Идеология семейной политики Советской России формировалась под влиянием концепций «новой женщины», начавших складываться еще в XIX веке в произведениях как отечественных, так и зарубежных писателей и философов революционно-демократического толка. В России о «новой женщине» писал, прежде всего, Н.Г. Чернышевский. На Западе идея женской эмансипации получила гораздо большее развитие. Сформировалась идеология феминизма, включающего в настоящее время множество ответвлений – либеральный, социалистический, радикальный, лесбийский и даже «черный» феминизм. К чему привело распространение феминизма в странах Западной Европы – можно не напоминать, эта ситуация достаточно плачевна для европейских обществ и является причиной значительных противоречий между различными группами европейского населения.

В России феминистские идеи, в том числе и концепция создания «новой женщины», нашли благодарных сторонников среди представителей революционных партий и движений, в первую очередь – социал-демократов. Эсеры – «народники» все же в большей степени были почвенниками, хотя и среди них распространялись подобные теоретические построения. В революционные годы основным теоретиком концепции «новой женщины» стала Александра Коллонтай. Этой удивительной женщине – политику, дипломату, революционеру – удалось не только сформировать собственную концепцию семейно-половых отношений в социалистическом обществе, но и собственной биографией в значительной степени продемонстрировать, что представляет собой образ «новой женщины».

По мнению Коллонтай, традиционный образ женщины испокон веков ассоциировался с покорностью, нацеленностью на благополучное замужество, отсутствием инициативы в строительстве собственной жизни и жизненной независимости. Традиционная женщина – это такое специфическое дополнение к мужчине, его спутница и соратница, лишенная, по сути, собственного «Я» и, часто, собственного достоинства. В противовес традиционному образу женщины Коллонтай и выдвигала концепцию «новой женщины» - самодостаточной, активной политически и общественно, относящейся к мужчине как к равному и действительно являющейся равному ему в строительстве собственной независимой жизни.

Образ «новой женщины» - это, прежде всего, образ женщины незамужней. Дополним – и, как следует из раскрытия этого образа, бездетной – ведь наличие ребенка, тем более двух или трех, не говоря уже о пяти, лишает женщину ее независимости в понимании Александры Коллонтай. Она называет три главных принципа строительства новых любовно-брачных отношений: равенство во взаимных отношениях, взаимное признание прав другого без претензии на полное владение сердцем и душой партнера, товарищеская чуткость по отношению к своему любовному партнеру (Коллонтай А. Дорогу крылатому эросту. 1923 г.).

Уже в середине 1920-х гг. работы Коллонтай были официально подвергнуты критике в Советском Союзе. Постепенно оказалась забытой и ее концепция – о ней предпочитали молчать. Более того, по мере укрепления советской государственности руководству страны не оставалось иных вариантов, кроме как частичного возвращения к традиционным ценностям. В официальной печати, литературе, кинематографе сталинской эпохи пропагандировался тип советской женщины, которая умудряется совмещать в себе и черты «новой женщины» Коллонтай в плане партийной и общественной активности, трудовых подвигов, и традиционное семейное поведение матери и жены. Однако, не трудно догадаться, что идеология советского государства расходилась с реальной практикой организации семейной и демографической политики. Формально пропагандировалось материнство, разводы оценивались негативно, в 1936 году советским правительством были запрещены аборты, однако фактически социальная политика советского государства не была направлена на реальное укрепление демографических основ страны.

Снижение рождаемости в сталинскую эпоху свидетельствует о том, что предпринятые меры по запрету абортов не дали желаемого результата. Во-первых, в Советском Союзе женщины в основной массе оказались трудоустроенными. Те, кто получал высшее и среднее профессиональное образование, после окончания учебных заведений направлялись на работу по распределениям – часто в совершенно другие регионы страны. Их шансы на быстрое замужество понижались. Да и сама система государственной пропаганды в значительной степени не ориентировала женщин (как и мужчин) на семейные ценности.

Хотя советское государство нуждалось в многочисленных рабочих руках, солдатах и офицерах, новых инженерах и ученых, и действительно предпринимало колоссальные шаги в этом направлении (достаточно посмотреть на количество учебных заведений всех уровней, появившихся именно в сталинскую эпоху, на количество детей «из народа», получивших качественное профессиональное образование и добившихся высот в самых разных областях научной, военной, производственной, культурной деятельности), что-то оказалось безвозвратно утерянным. И этим «чем-то» был сам смысл деторождения и создания крепкой полноценной семьи. Семья лишалась своего экономического, хозяйственного, социального наполнения, хотя и провозглашалась «ячейкой общества». Детей можно было воспитывать в детском саду, мужей или жен периодически менять (если не устраивали какие-то нюансы совместной жизни, а то и просто «надоели»), хозяйственного значения совместное проживание мужчины и женщины в городской квартире практически не имело.

После ухода из жизни Сталина и «десталинизации» Советского Союза даже те меры по сохранению уровня рождаемости, которые пытался ввести Сталин, запретив аборты, были отменены. Несмотря на то, что после войны наблюдался даже некоторый рост населения, выйти на такой уровень рождаемости, который бы позволил многократно увеличить со временем население советского государства, так и не удалось. Что происходило в постсоветский период – напоминать не следует. В 1990-е годы сыграли свою роль и экономические факторы, и, в еще большей степени, окончательное уничтожение традиционных ценностей и их подмена вестернизированным суррогатом. Причем если в советской модели семейно-половой политики женщины хотя бы ориентировали себя если не на семейную жизнь, то на созидательную деятельность «во благо родины и партии», то в постсоветский период ценности личного материального благополучия окончательно затмили все другие жизненные ориентиры.
Поскольку материнство и супружество перестали рассматриваться как реальные ценности большей частью российской молодежи, образовалась глобальная «нехватка детей».

Хотя многие социологические опросы молодых россиян свидетельствуют о том, что семья для российской молодежи остается важнейшей жизненной ценностью (или, как минимум, второй по значимости), очевидно расхождение желаемого (что отвечают россияне социологам) и действительного. Последнее не радует – в стране крайне высок уровень разводов – распадается 50 % браков, что удерживает Россию в числе мировых лидеров по количеству разводов. Что касается деторождения – лишь в 2000-е годы, после введения реального материального стимулирования граждане стали рожать больше детей (однако некоторые скептики объясняют относительный рост рождаемости в стране в 2000-е годы тем, что в этот период в детородный возраст вошло поколение «демографического бума» 1980-х годов, а социально-экономические условия жизни в стране относительно стабилизировались).

Важную роль здесь сыграло введение выплат т.н. «материнского капитала», который выплачивается при рождении второго ребенка и достижении им возраста трех лет. Решение о начале выплат материнского капитала было принято в 2006 году, при этом, для того, чтобы предотвратить возможность его использования в корыстных целях представителями маргинальных слоев населения, было решено не выдавать его наличными средствами, а выдавать особый сертификат, позволяющий на определенную сумму приобрести жилье, закрыть ипотечный кредит, оплатить образование ребенка.

В настоящее время материнский капитал составляет около 430 тысяч рублей. Сумма немаленькая – в некоторых регионах России на нее можно купить собственное жилье или, по крайней мере, реально улучшить свои жилищные условия. Обсуждаются условия и появления иных возможностей расходования средств материнского капитала в интересах семьи и детей. Однако, только лишь материальной мотивацией добиться повышения рождаемости нельзя. Тем более, если учитывать то, что для получения материнского капитала еще требуется родить первого ребенка. Поэтому некоторые социологи оценивают саму идею материального стимулирования рождаемости весьма скептически, ссылаясь на то, что рожать с целью получения помощи от государства в размере 430 тысяч рублей будут лишь представители маргинальных слоев населения или мигрантских диаспор. То есть, даже в этом случае проблема демографической безопасности российского государства не окажется решенной.

Аборты угрожают демографии

Другая проблема России в сфере рождаемости – аборты. Официально аборты были разрешены в Советской России сразу после Октябрьской революции. В 1920 году РСФСР разрешила прерывание беременности не только по медицинским показателям, став первой страной в мире, легализовавшей аборты. В 1936 г. аборты были запрещены и вновь легализованы лишь в 1955 г. после политики «десталинизации». В период с 1990 по 2008 гг. в постсоветской России было произведено, по официальным данным, 41 миллион 795 тысяч абортов. Это количество перекрывает реальные потребности российского государства в рабочей силе (около 20 миллионов человек в указанный период), что позволяет многим общественным и политическим деятелям рассматривать аборты как прямую угрозу демографической безопасности российского государства.

Против абортов в России сегодня выступает около половины населения страны. Социологические опросы показывают постепенное сокращение количества сторонников абортов – с 57% респондентов в 2007 г. до 48 % в 2010 г. (Левада-центр. О репродуктивном поведении россиян). Взгляды противников абортов выражают, как правило, националистические политические движения и религиозные организации. Среди них есть как абсолютные противники совершения любых абортов, включая даже аборты по медицинским показателям, так и умеренные противники абортов, признающие возможность их совершения в обоснованных случаях (медицинские показатели, изнасилование, социально-бытовая неустроенность и т.д.).

В первую очередь, против практики абортов возражают российские общественные деятели и философы традиционалистского направления. Для них аборты – не только угроза национальной безопасности российского государства, одна из причин сокращения потенциального населения Российской Федерации, но и вызов религиозным ценностям, традиционным мировоззренческим ориентирам, изначально присущим практически всем народам мира, но разрушающимся в процессе детрадиционализации современного общества, усвоения индивидуалистических и потребительских ценностей современного западного капитализма. Ведь идеология «чайльд фри» - добровольной бездетности, возводимой в доблесть современными «креаклами» и стремящимися к подражанию им недалекими потребителями, представляет собой целенаправленное насаждение антироссийских по сути принципов отказа от рождения детей, создания полноценной семьи во имя «собственной реализации», которая чаще всего представляет собой лишь возможность повседневного и беззаботного «тусования», шопинга, а то и просто безделья, пьянства и наркомании.

Снижение рождаемости является одной из целей многочисленных ассоциаций «планирования семьи», первоначально возникших в странах Западной Европы по инициативе феминистских движений и спонсируемых международными финансовыми кругами, заинтересованными в снижении численности населения – в первую очередь именно в развитых странах, поскольку здесь большая численность населения означает и рост социальной ответственности и экономических нагрузок на капиталистов. Поэтому целесообразнее «подсократить» численность коренного населения, одновременно осуществляя ввоз иностранных мигрантов из отсталых государств «третьего мира», которые будут готовы исполнять тяжелые работы без социальных гарантий и каких-либо требований к улучшению своего положения (сейчас опыт современной Европы показывает, что это далеко не так и многие мигранты отнюдь не работают на новом месте жительства, зато очень даже требуют социальных гарантий и всевозможных привилегий, однако изменить ситуацию уже не представляется возможным для большинства западных государств).

Философ Олег Фомин-Шахов, являющийся одним из наиболее убежденных противников абортов в современной России, подчеркивает, что «проблема абортов для сегодняшней России - это прежде всего проблема демографической безопасности. На Международной конференции по народонаселению и развитию, прошедшей в Каире 5–13 сентября 1994 г., была принята программа действий, по сути представлявшая для России добровольно-принудительные санкции по самосокращению. В программе говорилось, что для устойчивого регионального и глобального социально-экономического развития необходимо принимать меры по сокращению рождаемости, прежде всего путем развития услуг по планированию семьи (контрацепция, стерилизация, аборты «в адекватных условиях»)» (О. Фомин-Шахов. Россия без абортов. Газета «Завтра». Электронная версия от 5 июня 2014 г.).

При этом Олег Фомин-Шахов предлагает воспользоваться американским опытом движения пролайферов, то есть – противников абортов и сторонников сохранения жизни человека уже в утробе матери. Американские пролайферы, по мнению Олега Фомина-Шахова, впервые перевели тематику абортов в плоскость социальных проблем, тогда как до них аборт расценивался как личный грех человека или как преступление против законов государства. Был поднят вопрос и о сути аборта как инструмента биополитики по регулированию численности населения отдельных государств. Что касается России – то очевидно, что ее огромные территории и природные ресурсы издавна являются предметом зависти целого ряда соседних государств. На протяжении всей истории российское государство сталкивалось с ордами иноземных завоевателей, однако сегодня более дальновидные теоретики и практики мировой финансовой олигархии могут позволить себе использовать и такие технологии как биополитика, то есть регулирование деторождения в России, уровня смертности населения, в том числе и пропагандистскими механизмами – пропагандой абортов, «свободного» образа жизни, всевозможных социальных девиаций, криминальной субкультуры и т.д.

Другой известный философ Александр Дугин в своей статье «Деторождение как философская проблема» связывает отсутствие стремления к деторождению с разрушением традиционных ценностей российского общества, отторжением религиозных ценностей и усвоением чуждых индивидуалистических моделей, направленных на исключительную «самоценность» человека. В рамках этой аксиологической модели деторождение становится препятствием для «свободной», а в действительности – бесцельной и характеризующейся лишь потребительством – жизни человека. «Система грязной чудовищной лжи, неприкрытой русофобии, направленной на уничтожение нашего культурного и физического кода, не оставляет никакого желания создавать честную, культурную, православную российскую семью и растить большое количество замечательных русских детей. И уже далеко не очевидно, станет ли для молодежи аргументом то, что, если она не будет рожать детей, не будет России» - пишет Дугин (А.Дугин. Деторождение как философская проблема).

Стоит ли запрещать аборты в современной России? Безусловно, на тотальный запрет абортов вряд ли можно пойти в современных условиях. Да и не будет этот шаг реально оправданным и понятым населением. Однако жесткий контроль над практикой абортов должен быть введен – и это одно из необходимых мероприятий в направлении обеспечения демографической политики российского государства. В первую очередь, должны строго контролироваться все случаи осуществления абортов российскими женщинами, с учетом причин их совершения. Так, по медицинским показателям, в интересах сохранения жизни женщины, после изнасилования (криминальная подоплека аборта) аборты должны быть разрешены. Должна быть оставлена возможность абортов и для семей, уже имеющих несколько детей или испытывающих обоснованные сложности материального характера.

Однако основная масса абортов, совершаемых женщинами молодого возраста, бездетными, со средними или высокими доходами, без видимых проблем со здоровьем, должна быть запрещена. Заметьте – здесь нет покушения на личную свободу женщины. Достаточно использовать средства контрацепции, не вести беспорядочную половую жизнь, то есть – следить за собой и придерживаться хотя бы элементарных морально-этических принципов – и необходимость периодически бегать на аборт отпадет сама собой. В конце концов, в большинстве стран мира – практически во всех латиноамериканских государствах, странах Африки, исламского Востока, в некоторых католических странах Европы аборты запрещены и эти страны как то существуют, многие – весьма неплохо.

Есть ли перспективы?

Практика материального стимулирования рождаемости, к которой перешла Россия в годы правления В.В. Путина, представляет собой большую значимость для развития рождаемости в стране. Однако одними лишь экономическими посылами невозможно побудить людей создавать семьи и давать потомство – в особенности в современном обществе с его соблазнами и информационным давлением соответствующей пропаганды. Необходим целый комплекс мероприятий – в социальной, экономической сфере, сфере культуры и образования, здравоохранения, создающий предпосылки для действительно полноценного воспитания маленьких россиян и для самого их появления на свет. Это и выплата достойных пособий по уходу за ребенком, и возможность введения «материнской зарплаты» для многодетных женщин, решивших полностью посвятить себя уходу за ребенком, и помощь детным семьям в улучшении жилищных условий (увеличении жилищной площади в зависимости от роста количества детей в семье), и предоставление дополнительных средств транспорта, бытовой техники для многодетных семей. Все эти мероприятия должны осуществляться на федеральном уровне и под жестким контролем соответствующих органов.

В любом случае, не углубляясь в конкретику, следует отметить, что российское государство может изыскать возможности для организации подобных мероприятий в направлении обеспечения демографической безопасности страны. Не будет зазорным и привлечение общественных организаций, которые давно, на свой страх и риск, за свой счет, ведут работу среди населения страны, пропагандируя ценности семьи и деторождения, препятствуя распространению чуждых российскому обществу западных ценностей. С другой стороны, возможно использование зарубежного опыта, включая и приглашение проверенных зарубежных специалистов для консультаций в направлении совершенствования демографической политики российского государства.

Но основное внимание государства должно быть обращено на информационно-пропагандистскую политику. Пока в средствах массовой информации, в кинематографе рекламируются потребительские ценности, рисуется в качестве желаемой для женщины модель поведения «светской львицы» - проститутки, не имеющей детей, очерняются русские мужчины, показываемые неудачниками, от которых нельзя рожать детей, даже троекратное повышение материнского капитала, введение дополнительных пособий по деторождению не исправит ситуацию в сфере демографической безопасности российского государства.

В информационной сфере российское государство должно взять за основу политику пропаганды крепкой и многодетной семьи, распространение культа отцовства и материнства, повышение уважения к детным мужчинам и женщинам. Должны быть созданы специальные телепередачи, интернет-сайты, печатные издания, утверждающие семейные ценности. Причем деятельность данных проектов должна быть адекватна и востребована в современных условиях, что потребует дополнительного привлечения специалистов в сфере психологии, теле-и-радиовещания, журналистов, деятелей культуры и искусства. Соответственно, в образовательных учреждениях также должна осуществляться политика, направленная на утверждение семейных ценностей и правильных моделей полового и брачного поведения. Могут быть разработаны механизмы поддержки молодых матерей в сфере получения ими профессионального или дополнительного образования на льготных условиях. Российское государство должно понять, что без людей не будет и государства, без детей – не будет будущего. Именно люди – главная ценность России и об их достойном существовании и воспроизводстве и должны заботиться российские власти.