Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Бухучет для чайников или простыми словами о сложном. Бухгалтерский и налоговый учет доходов: шпаргалка для бухгалтера Основные определения бухгалтерского учета

26 декабря 1991 года стало окончательным потрясением всей страны. В двери врывался ветер демократии. Распалась Великая и Мощная держава, распался Советский Союз. Изменения затронули все сферы жизни и самих людей. Конечно, экономическая политика в первую очередь претерпела трансформацию. Тогда произошел переход на рыночную систему от командно-административной, а это, в свою очередь, меняло систему бухучета. Так появился современный бухгалтерский учет.

Если сравнить бухучет СССР и бухучет России, то можно увидеть глобальные изменения. Например, чтобы подготовить документы, регулирующие бухучет, были взяты во внимание международные стандарты финансового отчетности (МСФО) и различные положения. Но не все забыто. Некоторые понятия, методы, разработанные в советские годы, сейчас активно используются бухгалтерами в практике, также они начинают набирать популярность в практике отчета в развитых странах. Некоторые аспекты отличия бухучета СССР и РФ носят номинальный характер, как правило, это видно на расхождении понятий терминов.

Некоторые разработки стандартов современной российской системы значительно снижают ценность бухучета, что становится препятствием хорошему развитию экономики. Параллельно экономика РФ активно трансформируется, что порождает новые виды деятельности, которые по правилам должны найти адекватное отражение в учете и отчете. Все преобразования были созданы с целью нормального функционирования рынка. Два главных отличия современной тенденции от прошлого:

  1. основной потребитель – государство в виде налоговых органов;
  2. регулирующая роль участников делового оборота минимизирована.

Участники делового оборота:

  • менеджеры;
  • кредиторы;
  • инвесторы;
  • аудиты;
  • бухгалтеры.

На данном этапе развитие современного бухучета РФ находится в самом начале. Тому свидетельствует низкая компетентность бухгалтеров и потребителей данной информации, как таковой, действительной потребности в данных учета не было.

Стандарты бухгалтерского учета в России

Нормативную базу составляют различные законодательные акты, Положения по бухгалтерскому учету, или ПБУ, документы и др. Издаются они:

  • Минфином РФ;
  • Правительством РФ;
  • ФНС России;
  • Банком РФ;
  • государственными внебюджетными фондами.

Задачи отражены в Федеральном законе от 21.10.96 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

  • предприятие обязано предоставлять полную и достоверную информацию о деятельности и имущественном положении внутренним(руководителям, работникам и т.д.) и внешним (инвесторы, кредиторы и т.д.) пользователям бухгалтерского отчета;
  • при запросе информации, организация обязана ее предоставить, с целью контроля над соблюдением законодательства при осуществлении операций, использованием материальных/трудовых/денежных ресурсов и т.п.;
  • организация должна пресекать отрицательные результаты соей работы и выявлять внутрихозяйственные резервы, обеспечивая финансовой устойчивостью.

Для того, что выполнить задачи, бухгалтерия должна:

  • оценить имущество в рублях;
  • составлять отдельно учет собственного имущества и других предприятий;
  • непрерывно составлять учет;
  • вести учет двойной записью;
  • сохранять тождество данных синтетического и аналитического учетов;
  • вести запись операций без изъятия;
  • составлять отдельно документы по затратам на производство и капитальное вложение.

Принятие управленческих решений напрямую зависят от полученных данных, отраженные в отчете, на основе которого проводится исследование и оценивание деятельности организации. Именно поэтому информация, содержащая учет, должна быть достоверна, своевременна и оперативна.

В марте 98 года Правительство Российской Федерации приняло Программу реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Цель – вывести систему бухучета РФ на должный уровень, который будет отвечать всем требованиям рыночной экономики. Цели и задачи:

  • создание стандартов учета и отчета, которые обеспечивают должной информацией пользователей (например, инвесторов);
  • реформы бухучета РФ не должны противоречить международным стандартам, должна быть гармония;
  • оказание методической помощи предприятиям, если у них есть недопонимание модели бухучета.

Чтобы достичь цели, необходимо выполнить три блока мероприятий:

  • обновление нормативной базы бухучета;
  • становление бухгалтерской профессии;
  • повышение профессиональной компетентности кадров бухгалтерии.

Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 года № 94н: утверждение нового Плана счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по применению. Минюст РФ принял решение – вышеуказанный документ квалифицировать как не требующего гос. регистрации. Многие организации смогли применить новый План с 1.01.01 года, для другого большинства переход был с 1.01.02 года.

Выполнение реформы бухучета в соответствии с МСФО были созданы три группы, которые, по-разному, формировали бух. отчет в РФ:

  • упрощенная;
  • стандартная;
  • множественная.

Также есть четвертая группа, но она формируется только в соответствии с МСФО без учета правил РФ. Но тем не менее, все группы должны раскрывать прозрачность отчета. Рассмотрим каждую группу.

  1. Упрощенная группа: учет с МСФО. Это говорит о необходимости привлечения иностранного и отечественного капитала для дальнейшего развития организации. Входят: ОАО, акции, котирующие на фондовом рынке.
  2. Стандартная группа: бухгалтерский отчет формируется бухгалтерами по множественному варианту. Входят: оставшиеся ОАО, федеральные и крупные муниципальные унитарные предприятия. У них есть возможность перехода в первую группу.
  3. Множественная: составление отчета по стандарту. Входят: все оставшиеся предприятия, например, ЗАО, ООО и т.д.
  4. Четвертая группа: отчет имеет форму упрощенного варианта. Входят: субъекты малого предпринимательства и некоммерческие предприятия.

Для усовершенствования нормативной базы была создана Концепция бухучета в рыночной экономики РФ. Она была одобрена Методологическим советом по бухучету при Минфине РФ и при Институте профессиональных бухгалтеров РФ в декабре 97 года. Для создания концепции был проведен глубокий анализ российской и международной моделей бухучета, после чего были сформулированы тенденции для создания российской системы бухучета на 10-15 лет.

  • предоставление информации об общих методах организации и ведения бухучета для заинтересованных лиц данной сферы;
  • концепция должна быть фундаментом для разработки новых и пересмотра действующих актов по бухучету на каждом этапе;
  • концепция должна быть основой при принятии решений по вопросам, которые не урегулированы нормативными актами;
  • обязана помогать потребителям информации в расшифровке данных бух. отчета.

С 1.01.13 года начинает действовать новый Федеральный закон от 6.12.11 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в котором прописана гармония между российской и международной моделями учета. Действия распространяются на:

  • коммерческие и некоммерческие предприятия;
  • гос. органы, органы местного самоуправления/ управления гос. внебюджетных фондов и территориальных гос. внебюджетных фондов;
  • Банк России;
  • индивидуальных предпринимателей; адвокатов, практикующих частную практику;
  • филиалы на территории РФ, представительства и другие структурные подразделения, которые были созданы в соответствии с законом иностранных государств, международные предприятия и их филиалы и представительства на территории РФ.

Закон применяется при ведении:

  • бюджетного учета активов и обязательств РФ;
  • субъектов Российской Федерации;
  • муниципальных образований;
  • операций, которые меняют активы и права;
  • бюджетного отчета;
  • доверительным лицом.

Закон не применяется при формировании:

  • отчета для внутренних целей;
  • отчета для кредитной организации;
  • отчета для других целей.

Органы гос. регулирования бухучета в РФ:

  • Банк России;
  • уполномоченный федеральный орган;
  • саморегулируемые предприятия (например, предпринимателей, аудиторов и т.п.), их союзы и ассоциации.

Компетенции органов гос. регулирования бухучета в РФ

Банк России:

  • одобряет отраслевые стандарты, объединяет их практику применения;
  • принимает участие в подготовке и согласовании плана разработки фед. стандартов;
  • принимает участие в экспертизе проектов;
  • принимает участие вместе с уполномоченным фед. органом в активной разработке международных стандартов;

Уполномоченный фед. орган:

  • одобряет программу разработки фед. стандартов;
  • одобряет фед. и отраслевые стандарты, объединяет их практику применения;
  • создает условия для проведения экспертизы и одобряет оформление проектов стандартов бухучета;
  • принимает участие в разработке международных стандартов;
  • является лицом РФ в международных предприятиях, связанные с работой по бухучету и отчету;

Саморегулируемые предприятия, их союзы и ассоциации:

  • создают проекты фед. стандартов, проводят публичное обсуждение и предоставляют их в уполномоченный фед. орган;
  • принимают участие в подготовке плана разработки фед.стандартов;
  • принимают участие в экспертизе проектов;
  • следят за соответствием проекта ФСМО;
  • создают и принимают рекомендации для бухучета;
  • создают предложения по улучшению стандартов бухучета;
  • принимают участие в создании международных стандартов.

Помимо этих полномочий данные субъекты помогают повысить профессиональную компетенцию бухгалтеров и аудиторов. В свою очередь, ассоциации бухгалтеров и аудиторов помогают:

  • в разработке и в контроле над соблюдением нормативных документов по бухучету и норм проф. этики;
  • контролировать качество знаний и проф. подготовку своих участников;
  • защите прав бухгалтеров.

Вывод

Новый Федеральный закон «О бухгалтерском учете» включает в себя многотрудною и объемную работу, которая необходима для усовершенствования бухучета в России.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

English: Wikipedia is making the site more secure. You are using an old web browser that will not be able to connect to Wikipedia in the future. Please update your device or contact your IT administrator.

中文: 维基百科正在使网站更加安全。您正在使用旧的浏览器,这在将来无法连接维基百科。请更新您的设备或联络您的IT管理员。以下提供更长,更具技术性的更新(仅英语)。

Español: Wikipedia está haciendo el sitio más seguro. Usted está utilizando un navegador web viejo que no será capaz de conectarse a Wikipedia en el futuro. Actualice su dispositivo o contacte a su administrador informático. Más abajo hay una actualización más larga y más técnica en inglés.

ﺎﻠﻋﺮﺒﻳﺓ: ويكيبيديا تسعى لتأمين الموقع أكثر من ذي قبل. أنت تستخدم متصفح وب قديم لن يتمكن من الاتصال بموقع ويكيبيديا في المستقبل. يرجى تحديث جهازك أو الاتصال بغداري تقنية المعلومات الخاص بك. يوجد تحديث فني أطول ومغرق في التقنية باللغة الإنجليزية تاليا.

Français: Wikipédia va bientôt augmenter la sécurité de son site. Vous utilisez actuellement un navigateur web ancien, qui ne pourra plus se connecter à Wikipédia lorsque ce sera fait. Merci de mettre à jour votre appareil ou de contacter votre administrateur informatique à cette fin. Des informations supplémentaires plus techniques et en anglais sont disponibles ci-dessous.

日本語: ウィキペディアではサイトのセキュリティを高めています。ご利用のブラウザはバージョンが古く、今後、ウィキペディアに接続できなくなる可能性があります。デバイスを更新するか、IT管理者にご相談ください。技術面の詳しい更新情報は以下に英語で提供しています。

Deutsch: Wikipedia erhöht die Sicherheit der Webseite. Du benutzt einen alten Webbrowser, der in Zukunft nicht mehr auf Wikipedia zugreifen können wird. Bitte aktualisiere dein Gerät oder sprich deinen IT-Administrator an. Ausführlichere (und technisch detailliertere) Hinweise findest Du unten in englischer Sprache.

Italiano: Wikipedia sta rendendo il sito più sicuro. Stai usando un browser web che non sarà in grado di connettersi a Wikipedia in futuro. Per favore, aggiorna il tuo dispositivo o contatta il tuo amministratore informatico. Più in basso è disponibile un aggiornamento più dettagliato e tecnico in inglese.

Magyar: Biztonságosabb lesz a Wikipédia. A böngésző, amit használsz, nem lesz képes kapcsolódni a jövőben. Használj modernebb szoftvert vagy jelezd a problémát a rendszergazdádnak. Alább olvashatod a részletesebb magyarázatot (angolul).

Svenska: Wikipedia gör sidan mer säker. Du använder en äldre webbläsare som inte kommer att kunna läsa Wikipedia i framtiden. Uppdatera din enhet eller kontakta din IT-administratör. Det finns en längre och mer teknisk förklaring på engelska längre ned.

हिन्दी: विकिपीडिया साइट को और अधिक सुरक्षित बना रहा है। आप एक पुराने वेब ब्राउज़र का उपयोग कर रहे हैं जो भविष्य में विकिपीडिया से कनेक्ट नहीं हो पाएगा। कृपया अपना डिवाइस अपडेट करें या अपने आईटी व्यवस्थापक से संपर्क करें। नीचे अंग्रेजी में एक लंबा और अधिक तकनीकी अद्यतन है।

We are removing support for insecure TLS protocol versions, specifically TLSv1.0 and TLSv1.1, which your browser software relies on to connect to our sites. This is usually caused by outdated browsers, or older Android smartphones. Or it could be interference from corporate or personal "Web Security" software, which actually downgrades connection security.

You must upgrade your web browser or otherwise fix this issue to access our sites. This message will remain until Jan 1, 2020. After that date, your browser will not be able to establish a connection to our servers.

"Бухучет в сельском хозяйстве", 2012, N 2

22 ноября 2011 г. Государственной Думой был принят во втором и третьем чтении Федеральный закон "О бухгалтерском учете" (далее - Закон, новый Закон), отдельные нормы которого носят принципиально новый характер по сравнению с действовавшим ранее нормативным актом о бухгалтерском учете. Эти новые положения являются предметом рассмотрения в настоящей статье.

Кто должен вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом?

Согласно п. 1 ст. 6 Закона все экономические субъекты должны вести бухгалтерский учет. От этой обязанности освобождены индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном вышеуказанным законодательством (п. 2 ст. 6 Закона). Следовательно, организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, ранее освобожденные от обязанности ведения бухгалтерского учета, крестьянские фермерские хозяйства должны вести его в общеустановленном порядке.

Объекты бухгалтерского учета

Перечень ранее определенных Законом объектов бухгалтерского учета (имущество и обязательства организации, хозяйственные операции) расширился. Теперь в соответствии со ст. 5 Закона к объектам бухгалтерского учета относятся активы, в состав которых в отличие от имущества включаются обязательственные права (дебиторская задолженность), обязательства, источники финансирования деятельности организации (заемные средства и собственный капитал), доходы и расходы. Особое внимание читателям журнала следует обратить на такой объект бухгалтерского учета, как факты хозяйственной деятельности, который намного шире ранее принятого объекта - хозяйственные операции и включает, кроме них, сделки, события, способные оказать влияние на финансовые положение организации, финансовый результат деятельности организации и (или) движение денежных средств. Следует отметить, что в настоящее время необходимо принимать во внимание при составлении отчетности не только операции, которые отражались в первичных учетных документах, служащих основанием для записей на счетах бухгалтерского учета, но и заключенные договоры, условия которых могут повлиять как на значение показателей финансовой отчетности, так и в конечном счете на решения ее пользователей.

Учетная политика организации

В новом Законе о бухгалтерском учете содержится статья, регламентирующая формирование и изменение учетной политики организации. Согласно п. 1 ст. 8 Закона учетная политика представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета, принятых организациями АПК в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, положениями по бухгалтерскому учету, утвержденными Минфином России и методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету Минсельхоза России.

Если способ бухгалтерского учета не регламентирован национальными и отраслевыми стандартами, при его разработке организация должна руководствоваться требованиями, установленными законодательными и нормативными актами, в частности Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, а именно: полнотой, своевременностью, осмотрительностью, приоритетом содержания над формой, непротиворечивостью, рациональностью.

В силу того что согласно п. 5 ст. 8 Закона учетная политика должна применяться последовательно из года в год, ее ежегодное утверждение руководителем организации является излишним, достаточно утверждать изменения, которые вносятся в учетную политику с начала отчетного года. Положения учетной политики, в соответствии с п. 6 ст. 8 Закона, могут изменяться в трех случаях:

  • при изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, национальными и (или) отраслевыми стандартами;
  • при разработке или избрании нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению надежности информации об объекте бухгалтерского учета;
  • при существенном изменении условий деятельности.

Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета

Несмотря на то что в новом Законе отсутствует норма, устанавливающая роль первичного учетного документа как основания для записей на счетах бухгалтерского учета, осталось требование, касающееся оформления первичного учетного документа по каждому факту хозяйственной жизни (п. 1 ст. 9 Закона). В силу того что факт хозяйственной жизни является объектом бухгалтерского учета, следовательно, он и служит основанием для его признания и оценки. Поэтому мысль о том, что для ведения бухгалтерского учета не нужны документы, является несостоятельной и не соответствует требованиям законодательства о бухгалтерском учете.

Принципиально новым является положение о том, что формы первичных документов, так же как регистров бухгалтерского учета, утверждает руководитель хозяйствующего субъекта. В прошлое ушли документы, которые составлялись по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Теперь формы первичных учетных документов будут относиться к компетенции каждого отдельного хозяйствующего субъекта. Привнесет ли это в деятельность бухгалтера определенную степень свободы и порядка, покажет время. Однако нельзя не признать данное решение, с одной стороны, не соответствующим менталитету русского бухгалтера, а с другой стороны, отходом от унификации учетных процедур, что лежит в основе автоматизации учетного процесса.

Состав необходимых реквизитов первичного учетного документа остался неизменным и знаком всем бухгалтерам. Новеллой Закона является регламентация обязательных реквизитов регистра бухгалтерского учета:

  • наименование регистра;
  • наименование экономического субъекта, составившего регистр;
  • дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
  • хронологическая и (или) систематическая группировка фактов хозяйственной жизни;
  • величина денежного измерения фактов хозяйственной жизни с указанием единицы измерения;
  • наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
  • подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

В новом Законе предусматриваются два возможных вида как первичных документов, так и регистров бухгалтерского учета: на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Однако читателям журнала необходимо иметь в виду, что при необходимости, регламентированной законодательством или обусловленной договоренностью сторон, организация обязана представить заявителю документ на бумажном носителе, если даже первоначально он был оформлен в электронном виде.

Порядок внесения исправлений в первичный учетный документ и регистр бухгалтерского учета остался прежним.

Принципиально важным является то обстоятельство, что в новый Закон не включена ранее действовавшая норма о коммерческой тайне информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета.

Инвентаризация активов и обязательств

Нормы об инвентаризации в новом Законе по сравнению с ранее действовавшим сократились: исключены перечень инвентаризаций, которые носили обязательный характер, и порядок бухгалтерского учета расхождений между фактическими и учетными данными. В части обязательных инвентаризаций в действующем Законе дается отсылка в законодательство Российской Федерации, национальные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета.

Денежное измерение объектов бухгалтерского учета

Новый Закон о бухгалтерском учете, в отличие от ранее действовавшего, не содержит положений о порядке оценки имущества и обязательств. Каким образом определяется первоначальная и последующая оценка объектов учета, детально раскрывается в положениях по бухгалтерскому учету по соответствующим активам, обязательствам, доходам, расходам и фактам хозяйственной жизни.

Пунктом 3 ст. 12 Закона регламентирован порядок оценки в рублях объектов учета, стоимость которых в соответствии с условиями конкретных сделок выражена в иностранной валюте; причем данная норма носит диспозитивный характер, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, денежное измерение объектов бухгалтерского учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте, производится на основании официального курса иностранной валюты по отношению к валюте Российской Федерации, установленного Банком России.

Бухгалтерская отчетность

Бухгалтерской отчетности в новом Законе посвящены шесть статей, что отражает ее большую роль в системе финансово-экономических отношений. Две статьи регламентируют отчетность при реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов. Остальные нормы о порядке составления и представления отчетности носят уточняющий характер.

В соответствии с нормами п. п. 3 и 4 ст. 13 Закона существуют два вида бухгалтерской отчетности: годовая и промежуточная. Если ранее Законом о бухгалтерской отчетности устанавливалась промежуточная отчетность как отчетность за месяц или квартал, то новый Закон уточняет понятие промежуточной отчетности - это отчетность, составленная за отчетный период меньше отчетного года, то есть за полугодие, 9 месяцев.

Внесены также уточняющие детали в порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после ее подписания руководителем экономического субъекта, либо индивидуальным предпринимателем, либо лицом, занимающимся частной практикой.

Порядок утверждения и публикации бухгалтерской (финансовой) отчетности регламентируется федеральными законами, например Законом об обществах с ограниченной ответственностью, Законом об акционерных обществах.

Внесены также уточнения в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и приложений к ним, то есть исключены аудиторское заключение и пояснительная записка. Информация, подлежащая ранее раскрытию в отдельной самостоятельной форме пояснительной записки, в настоящее время содержится в приложениях к балансу и отчету о прибылях и убытках. И совершенно оправданно аудиторское заключение выведено из состава бухгалтерской отчетности, достоверность которой оно подтверждает (или не подтверждает): "в случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна публиковаться вместе с аудиторским заключением" (п. 10 ст. 13 Закона).

Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, установленных настоящим Законом, устанавливается национальными стандартами.

Внесены также уточнения и в даты, имеющие значение для определения периода, за который должна быть составлена бухгалтерская отчетность. Так, если в ранее действовавшем Законе такой граничной датой было 1 октября, то в новом Законе она изменена на 30 сентября: "В случае если государственная регистрация экономического субъекта, за исключением кредитной организации, произведена после 30 сентября, первым отчетным годом является период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом государственной регистрации, включительно" (п. 3 ст. 15 Закона). Существенной является также норма Закона, предоставляющая право организациям сокращать вышеуказанный период с даты государственной регистрации по 31 декабря того же года включительно (п. 3 ст. 15).

Важным является также и уточнение периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская отчетность. Согласно п. 5 ст. 15 Закона в случае, если государственная регистрация экономического субъекта произведена после 1 января, первым отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с даты государственной регистрации по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно.

Несмотря на очевидность исходя из определения отчетного периода и, как следствие, излишнюю норму о дате, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (отчетная дата), - последний календарный день отчетного периода, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица, - она имеет значение, так как на практике многие бухгалтеры отчетной датой считали первый день следующего отчетного периода.

В новом Законе статья посвящена вопросам обязательного представления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Если в ранее действовавшем Законе о бухгалтерском учете была установлена обязанность хозяйствующего субъекта представлять отчетность учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам статистики, то согласно п. 1 ст. 18 нового Закона "обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономические субъекты, за исключением организаций бюджетной сферы и Центрального банка Российской Федерации, представляют по одному обязательному экземпляру такой отчетности органу государственной статистики по месту государственной регистрации".

И в отличие от ранее установленных дат представления бухгалтерской отчетности новый Закон регламентирует только срок представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности - не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (п. 2 ст. 18 Закона).

Статьей 18 Закона определено значение обязательных экземпляров бухгалтерской (финансовой) отчетности как государственного информационного ресурса, к которому имеют доступ заинтересованные лица, за исключением случая, если в интересах сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен. Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, правила пользования (включая плату за пользование) государственным информационным ресурсом утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной статистической деятельности (п. 4 ст. 18 Закона).

Внутренний контроль

Принципиально важным и новым является включение в Закон норм, устанавливающих обязанность экономического субъекта организовывать и осуществлять внутренний контроль. Организация внутреннего контроля, согласно ст. 19 Закона, должна предусматривать два направления:

  • контроль за фактами хозяйственной деятельности;
  • контроль за ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя), если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту.

Библиографический список

  1. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
  2. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" // http://www minfin.ru.

В.М.Баутин

профессор,

член-корреспондент

Н.Н.Карзаева

профессор,

зав. кафедрой экономического

анализа и аудита

РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева

Что регулирует ФЗ о бухгалтерском учете? Какие основы и принципы включает в себя закон о бухгалтерском учете? Как организовать ведение бухгалтерского учета?

Приветствую вас, дорогие друзья! На связи Алла Просюкова, профессиональный бухгалтер и финансист.

Я - бухгалтер-практик и банковский специалист с более чем 25-летним стажем, потому постараюсь просто и доступно рассказать о наиболее важных составляющих бухгалтерского учёта и проиллюстрировать сказанное примерами из практики.

Итак, приступим к рассмотрению и изучению основ бухгалтерского учета.

1. Что такое бухгалтерский учет, кому и зачем он нужен?

Хоть я не сторонница долгой и порой нудной теории, знание ее основных моментов иногда необходимо.

– выстроенная определенным образом система, учитывающая в денежном выражении всю информацию фирмы о ее имуществе, капитале, доходах, расходах и их изменении посредством документального фиксирования хозяйственных операций.

Шаг 6. Обеспечиваем своевременную сдачу отчетности

Чтобы не пропустить сроки сдачи отчётности, рекомендую вам составить календарь этой самой сдачи и держать его всегда перед глазами. Его можно сделать на бумажном носителе или в электронном виде.

Календарь налогоплательщика очень часто публикуется на сайте налогового ведомства или на других специализированных ресурсах. Вы можете ознакомиться с примером такого

Важно! За нарушение сроков сдачи отчётов предполагаются штрафы: на организацию в размере 200 руб. за каждую не представленную форму, а на должностных лиц - от 300 до 500 руб.

Если вы ведёте свой учёт в бухгалтерском сервисе, например, в таком как «Моё дело», то вам не нужно делать календарь и следить за сроками отчётности, сервис сам напомнит вам через СМС или электронным письмом о сроках.

5. Профессиональная помощь в ведении бухгалтерского учёта - обзор ТОП-3 компаний по предоставлению услуг

Если вы не бухгалтер, и все эти «дебеты» и «кредиты» для вас пустой звук, либо у вас не хватает времени на ведение бухгалтерского учёта, мы рекомендуем в этом случае воспользоваться помощью профессионалов, заказав у них для своего бизнеса.

Сегодня мы предлагаем вам 3 компании, оказывающие профессиональные услуги в области бухучёта.

1) Моё дело

Интернет-бухгалтерия «Моё дело» - идеальный сервис для фирм на УСН, ЕНВД, ОСНО и Патенте. Ведение бухгалтерского учёта в этом сервисе не доставит труда даже клиентам, не имеющим бухгалтерского образования.

Для тех, у кого нет достаточно времени, чтобы самостоятельно вести бухучёт своей фирмы, «Моё дело» предлагает услугу бухгалтерского аутсорсинга.

Если вы еще не зарегистрировали свою фирму, то с помощью сервиса «Моё дело» вы сможете легко подготовить необходимые документы, причём совершенно бесплатно.

Фрагмент тарифов сервиса «Моё дело»:

Выбрав подходящий тариф, вы сможете без труда :

  • сдавать отчетность онлайн;
  • без проблем рассчитывать налоги, взносы и зарплату;
  • подготавливать необходимые документы;
  • выставлять счета прямо из сервиса.

Вы можете бесплатно в течение месяца попробовать поработать в сервисе « ».

2) Смарт+

«Смарт+» - ведущая российская бухгалтерская компания, входящая в ТОП-30. Фирма оказывает комплексное бухгалтерское сопровождение на территории Москвы и Московской области.

Компания «Смарт+» - это 24 бухгалтера, 4 налоговых консультанта и 3 юриста.

При заказе услуг компании клиент дополнительно бесплатно получает:

  • построение управленческого учёта;
  • подбор одного сотрудника для компании клиента;
  • консультацию по масштабированию бизнеса.

Специалисты бухгалтерского блока компании имеют аттестаты профессиональных бухгалтеров.

3) Olsa

«Олса» - это центр профессионального бухгалтерского обслуживания для малого и среднего бизнеса в Москве. Компания сотрудничает с крупнейшими российскими банками, что позволяет ее клиентам получать скидки и бонусы от банков-партнеров. На сайте «Olsa» имеется возможность произвести предварительный расчет услуг, исходя из потребностей вашей организации.

Преимущества компании:

  • гарантированное качество услуг;
  • понятные условия договора;
  • прозрачное ценообразование;
  • ответственность застрахована в Росгосстрах;
  • входит в список крупнейших консалтинговых компаний.

Отмечу, что все эти компании смогут предложить не только , но с удовольствием возьмут на себя и .

6. Какие ошибки встречаются при ведении бухгалтерского учета - ТОП-4 самых распространенных ошибок

Организации сдают отчетность различных форм: налоговую (декларации, расчеты и т.п.), бухгалтерскую ( , отчеты о прибылях и убытках, движение капитала, денежных средств и прочее). Количество форм зависит от системы налогообложения фирмы.

При таком разнообразии отчетных форм часто возникают ошибки. Рассмотрим некоторые из них.

Ошибка 1. Нарушение порядка подготовки к формированию и сдаче отчётности

Формирование и сдача отчётности требует определённой подготовки. Инвентаризация - это одно из мероприятий подготовительного процесса, позволяющее избежать множества ошибок.

При нарушении порядка проведения инвентаризации велика вероятность в итоге получить недостоверные данные в отчетах.

При подготовке могут остаться не выверенными данные бухгалтерских регистров, что также может способствовать появлению ошибок в бухотчетности. В такой ситуации иногда может потребоваться частичное (подробнее об этом читайте отдельную статью на нашем сайте).

Ошибка 2. Искажение первоначальной стоимости объектов основных средств

Учет основных средств (ОС) вопрос весьма сложный, проверки очень часто обнаруживают разного рода ошибки. Пожалуй, самая распространенная - искажение первоначальной стоимости объектов ОС.

Другие часто встречающиеся ошибки при определении стоимости объектов ОС:

  • один инвентарный объект учитывается как несколько (или наоборот);
  • затраты на приобретение или изготовление ОС не включены в первоначальную стоимость;
  • неправильно оценена стоимость ОС, купленных за валюту;
  • расходы на реконструкцию и модернизацию отнесены на текущие расходы.

При исправлении таких недочетов почти всегда требуется пересчитать начисленную амортизацию, что само по себе хлопотно и чревато дополнительными ошибками.

Ошибка 3. Некачественная подготовка и проведение годовой инвентаризации

Инвентаризация - важнейшее мероприятие в финансово-хозяйственной деятельности любой организации. Даже Минфин издал специальные методические указания по её проведению.

Несмотря на всю важность процесса и её методологическую обеспеченность, на практике в этом вопросе встречается огромное количество ошибок.

Бухгалтерский учет ведется в соответствии с законодательно установленными правилами. Об основных правилах ведения бухгалтерского учета расскажем в нашем материале.

Ведение бухучета

Бухгалтерский учет ведется на основании первичных документов, которые должны оформляться на все проводимые организацией хозяйственные операции. Это и есть правило документирования. Мы рассматривали в отдельных материалах первичных документов, вопросы и бухгалтерских документов.

Также в отдельном материале мы рассматривали документы, предназначенные для регистрации, систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах. Речь шла о .

Инвентаризация имущества и обязательств проводится для обеспечения достоверности данных бухучета и бухотчетности. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка объектов бухгалтерского учета.

Принципы бухгалтерского учета

Основные правила ведения бухгалтерского учета иногда именуют принципами бухучета. В то же время, принципы ведения бухгалтерского учета - это не конкретные приемы бухгалтерского учета, они вряд ли дадут ответ на конкретные вопросы о том, как вести бухгалтерский учет. Но именно общие принципы ведения бухгалтерского учета на предприятии позволяют конкретизировать и уточнять порядок бухучета в определенных условиях.

Так, выделяют следующие основополагающие принципы бухгалтерского учета (п. 5 ПБУ 1/2008):

  • принцип имущественной обособленности (активы и обязательства организации нужно учитывать отдельно от активов и обязательств ее собственников и других организаций);
  • принцип непрерывности деятельности (организация не предполагает своей ликвидации или существенного сокращения деятельности в обозримом будущем, поэтому не применяются ликвидационные оценки);
  • принцип последовательности применения учетной политики (учетная политика организации применяется из года в год, переутверждать ее ежегодно не нужно, можно лишь вносить изменения и дополнения при обоснованной необходимости);
  • принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности (применяется метод начисления, а не кассовый метод).

Указанные принципы бухгалтерского учета также часто именуются «допущениями» при ведении бухгалтерского учета.