Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Автоматически снимается с налогового учета ип. Регистрационный учет ИП в ФСС и ПФР. Какие документы остаются после закрытия ИП

Всегда найдутся причины для приостановки или закрытия предпринимательской деятельности. Иногда, чтобы сохранить свои активы, приходится уходить с рынка. Снятие ИП с учета в налоговой и других структурах – это основной этап в прекращении деятельности. Как это сделать правильно в 2018 году?

Собираем документы

Главным подразделением, контролирующим работу предпринимателя, является Налоговая инспекция. Это ведомство отвечает за постановку, регистрацию, налоговый учет, проверку отчетной документации и прекращение деятельности ИП. Каждый шаг фиксируется записями, оформленными на основании заявления предпринимателя.

Если вы решили закрыть ИП, нужно сдать налоговую декларацию за последний период, даже если квартал или полугодие не закончилось. Помните, у вас не должно быть задолженностей, иначе налоговая откажет в регистрации прекращения деятельности ИП.

Пакет документов для закрытия ИП:

  • Оригинал квитанции об уплате государственной пошлины.
  • Заявление, заполненное по форме Р26001 .
  • Свидетельство ИП.
  • Паспорт.
  • Заверенная нотариусом , если нет возможности личного обращения в налоговую. При этом необходимо заверить вашу личную подпись.

Оплата госпошлины

Оплатить государственную пошлину можно в Сбербанке. Возможны несколько способов:

  • Личное обращение в отделение банка и заполнение квитанции на оплату через кассу.
  • Через терминал Сбербанка, который позволяет заполнить бланк и провести оплату пластиковой картой или со счета клиента.
  • Через онлайн-банк не выходя из дома или офиса.

Сумма госпошлины в 2018 году осталась неизменной и составляет 160 рублей.

Пакет необходимых документов подготовлен. Следующий этап – обращение в налоговую.

Отправляем документы

Сообщить о своем желании прекратить предпринимательскую деятельность вы можете разными способами.

1. Личное обращение в налоговую.

Это самый распространенный и удобный вид передачи документов. Требуется минимальный пакет документов, и если возникнут уточнения, то сделать это можно сразу. Единственным недостатком является потеря времени, так как придется отстоять очередь.

2. Обращение в налоговую доверенного лица.

Представитель должен иметь на руках не только документы закрывающегося ИП, но и свой паспорт с нотариальной доверенностью. Выполнить эту функцию может любой человек, которому доверяет заявитель. Обычно такими функциями наделяют бухгалтера или финансового директора, если они есть в штате.

Представитель должен иметь на руках не только документы закрывающегося ИП, но и свой паспорт с нотариальной доверенностью.

3. Отправка документов по почте.

Любое почтовое отделение может стать посредником между налоговой и предпринимателем. Порядок отправки документов следующий:

  • В письмо вкладываются все бланки документов.
  • Составляется опись содержимого конверта для предотвращения недоразумений.
  • Заполняется полный почтовый адрес налоговой и отправителя. Это необходимо для получения уведомления о доставке письма адресату.
  • Лучше всего отправить заказное письмо с объявленной ценностью и уведомлением о получении.

Также письмо в налоговую можно отследить по специальной электронной программе, используя данные с чека об оплате.

4. Электронное обращение.

Для этого нужно отправить электронные файлы на сайт налоговой. После того как они пройдут проверку, с вами свяжется специалист. Но для этого нужно иметь нотариально заверенную электронную подпись.

Если вы зарегистрировались в одном отделении ФНС, а учет велся в другом, то заявление о прекращении деятельности нужно подать туда, где происходила регистрация.

Получение уведомления о прекращении деятельности ИП

Ответ о возможности закрытия ИП вы будете ждать 5 дней. На 6 день выдается уведомление о снятии ИП с учета или о причине отказа. При положительном ответе налоговая инспекция выдает:

  • Свидетельство о прекращении деятельности предпринимателя.
  • (ЕГРИП).

Получить документы о снятии ИП с учета можно лично, по доверенности или почтой. Но это еще не все.

После получения свидетельства о закрытии ИП вам нужно:

  • Выплатить долги в бюджетные и внебюджетные организации.
  • Снять ИП с учета в других ведомствах (Пенсионном фонде и Фонде социального страхования).
  • (ККМ).
  • Решить вопросы с кадрами, если был штат сотрудников.
  • Закрыть расчетный счет.

Не забывайте, что утраченный статус индивидуального предпринимателя не освобождает вас от обязательств, поэтому долги должны быть погашены. Если вам приходится по какой-то причине закрыть ИП, не расстраивайтесь. Пройдя через все испытания, вы сможете вернуться в бизнес более опытным предпринимателем.

размер шрифта

ПРИКАЗ Минфина РФ от 05-11-2009 114н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ СНЯТИЯ С УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКИХ... Актуально в 2018 году

Снятие с учета в налоговых органах физических лиц

31. Снятие с учета в налоговых органах нотариуса, адвоката осуществляется соответственно на основании сведений, сообщенных органами, организациями, указанными в пунктах и статьи 85 Кодекса, о прекращении полномочий нотариуса, прекращении статуса адвоката.

Снятие с учета в налоговом органе нотариуса, адвоката по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений, сообщенных органами, организациями, указанными соответственно в пунктах и статьи 85 Кодекса, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) физическому лицу уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме, установленной ФНС России <*>.

Датой снятия с учета в налоговом органе по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, физического лица в качестве нотариуса (адвоката) является следующая дата, содержащаяся в сведениях, сообщенных органами, организациями, указанными соответственно в пунктах и статьи 85 Кодекса:

дата освобождения от должности нотариуса;

дата прекращения статуса адвоката.

32. В случае получения налоговым органом по месту нахождения принадлежавших физическому лицу недвижимого имущества и (или) транспортного средства сведений о регистрации прекращения права на недвижимое имущество, о снятии с регистрационного учета транспортного средства, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, налоговый орган осуществляет учет таких сведений.

Снятие с учета физического лица по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, осуществляется налоговым органом по месту нахождения принадлежавших физическому лицу недвижимого имущества и (или) транспортного средства в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений о регистрации прекращения права на недвижимое имущество, о снятии с регистрационного учета транспортного средства, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, в случае, если в этом налоговом органе отсутствуют в отношении данного физического лица сведения о регистрации права на иной объект недвижимого имущества и (или) регистрации иного транспортного средства.

При снятии с учета физического лица налоговый орган по месту нахождения принадлежавших физическому лицу недвижимого имущества и (или) транспортного средства обязан в тот же срок выдать (направить заказным письмом) этому физическому лицу уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме, установленной ФНС России <*>.

Датой снятия с учета физического лица (датой прекращения учета сведений в отношении физического лица) в налоговом органе по месту нахождения принадлежавших физическому лицу недвижимого имущества и (или) транспортного средства по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является содержащаяся в сведениях, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса:

дата государственной регистрации прекращения права на недвижимое имущество;

дата снятия с регистрационного учета транспортного средства.

33. В случае смерти физического лица снятие его с учета в налоговом органе по месту жительства (за исключением основания, по которому это физическое лицо состоит на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя) осуществляется на основании сведений, сообщенных в соответствии с пунктом 3 статьи 85 Кодекса органом, осуществляющим регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений.

Снятие с учета в налоговых органах умершего физического лица, в которых это физическое лицо состоит на учете по иным основаниям, предусмотренным Кодексом (за исключением основания, по которому это физическое лицо состоит на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя), осуществляется не позднее следующего рабочего дня после дня получения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта и переданных налоговым органом не позднее следующего рабочего дня после дня получения сведений, сообщенных органом, осуществляющим регистрацию актов гражданского состояния физических лиц.

Датой снятия с учета умершего физического лица является дата его смерти, содержащаяся в сведениях, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

Если вы положили кассовый аппарат на полку и не пользуетесь им, необходимо снять его с учета. Но, если вы планируете дальнейшую деятельность, снимать с учета его необязательно, поскольку при снятии ЭКЛЗ теряется большая стоимость аппарата.

Как снять с учета кассовый аппарат (ККМ) и когда возникает такая необходимость?

Снятие с учета кассовых аппаратов производится:

1. Если вы решили заменить модель кассового аппарата.
2. Если срок использования ККМ закончился (ККМ вышло из госреестра);
3. Если сменился владелец ККМ при продаже, передаче в безвозмездное пользование и т.д.
4. Если ИП или юр.лицо закрылось, но кассовый аппарат еще числится в госреестре.

Какие документы необходимы для налоговой, чтобы снять с учета кассовый аппарат ?

1. Заявление на снятие с учета ККМ. Форму заявления .
2. Регистрационная карта на кассовый аппарат.
3. Паспорт на кассовый аппарат.
4. Журнал кассира-операциониста для данного кассового аппарата по форме № КМ-4.
5. Кассовая книга - для юр.лиц.
6. Книга учета доходов и расходов - для ИП.
7. Акт по форме № КМ-2 от ЦТО, отчеты содержимого блока фискальной памяти, в частности последний чек, пробитый кассовым аппаратом.

Эти документы могут варьироваться в зависимости от налоговой. Так что лучше список уточнить в налоговой по месту регистрации ККМ.

При снятии ККМ с учета налоговик сверяет данные в Журнал кассира-операциониста и в отчете фискальной памяти, который делается механиком в присутствии налогового инспектора. Поэтому, при походе в налоговую позаботьтесь о том, чтобы у механика было время прийти в налоговую вместе с вами.

После проверки инспектор дает разрешение механику закрыть блок памяти ЭКЛЗ, после чего по кассе невозможно будет пробить ни одного чека. Блок ЭКЛЗ будет передан вам на случай проверки и должен храниться у вас в течение 5 лет. Хотя зачем так долго, если срок давности по законодательству всего 3 года?

После снятия с учета вы можете делать с кассовым аппаратом все, что хотите: продать, передать, положить на всякий случай и т.д. Кстати, сами ЦТО могут купить кассовые аппараты (если у вас после снятия с учета стоит в названии буква К, если буква Ф – такие кассовые аппараты не продаются, так как сняты с госреестра).

При желании можно попросить механика снять кассу с учета без вашего присутствия.

Бесплатная книга

Скорее в отпуск!

Для того, чтобы получить бесплатную книгу, введите данные в форму ниже и нажмите кнопку "Получить книгу".

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств утвержден Приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н (далее - Порядок). Документ вступил в силу с 10 марта 2010 г. Порядок разъясняет и уточняет положения ст. ст. 83, 84 и 85 НК РФ, которыми установлены названные выше обязанности налогоплательщиков.

Начало действия документа - 10 марта 2010 г. Поскольку он вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 10 февраля 2010 г.).

Общие правила постановки на учет организаций в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ каждая организация, имеющая обособленные подразделения на территории Российской Федерации, должна встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого такого подразделения, если она не состоит на учете в этом налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом. Постановка на учет данной организации осуществляется на основании заявления, которое подается в указанный налоговый орган в течение месяца со дня создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ). Причем, если организация уже состоит на учете по какому-либо из оснований, указанных в Налоговом кодексе, постановка на учет осуществляется в соответствии с поданным сообщением в письменной форме. Основание - п. 2 ст. 23 НК РФ.

Примечание. Налоговым кодексом определено, что постановка на учет и снятие с учета налогоплательщиков осуществляются бесплатно. Об этом сказано в п. 6 ст. 84 НК РФ.

В п. 1 Порядка разъяснено, что заявление о постановке на учет подается по форме N 1-2-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@ "Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц" (в ред. Приказа ФНС России от 15.02.2010 N ММ-7-6/54@). Одновременно с заявлением организация должна представить копию свидетельства о постановке на учет организации в налоговом органе по месту ее нахождения на территории Российской Федерации. Если организация встает на учет в налоговом органе по месту нахождения филиала (представительства), то она представляет также копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), содержащей сведения о филиале (представительстве). Если организация встает на учет по месту нахождения иных обособленных подразделений, она прилагает копии организационно-распорядительных документов, подтверждающих создание обособленного подразделения организации (например, копию положения об обособленном подразделении или распоряжения (приказа) о его создании - при наличии таких документов). Все копии должны быть заверены в установленном порядке и представлены в одном экземпляре.

Особенности постановки на учет обособленных подразделений

При постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения все необходимые документы в общем порядке подаются непосредственно в налоговый орган по месту нахождения этого подразделения. Однако в некоторых случаях их можно подавать и в налоговый орган по месту нахождения организации. Такие случаи предусмотрены в п. п. 2 и 3 Порядка.

Так, п. 2 Порядка касается организаций, которые открывают филиалы или представительства и не состоят на учете в налоговых органах по месту их нахождения ни по одному из оснований, предусмотренных Налоговым кодексом. Правилами, изложенными в названном пункте, могут воспользоваться организации при представлении в налоговый орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, следующих документов, содержащих сведения о филиале (представительстве):

Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001);

Заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма N Р12001);

Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001);

Уведомления о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (форма N Р13002).

Примечание. Формы N N Р11001, Р12001, Р13001 и Р13002 утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".

Справка. Налоговый кодекс об обособленном подразделении

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Местом нахождения обособленного подразделения российской организации считается место осуществления данной организацией деятельности через обособленное подразделение.

Одновременно с названными документами в тот же регистрирующий (налоговый) орган организация подает заявление о постановке на учет по форме N 1-2-Учет. Таким образом, все документы представляются в один регистрирующий (налоговый) орган по месту регистрации организации. На следующий рабочий день после дня внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ регистрирующий (налоговый) орган направляет в электронном виде эти сведения и заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения филиала (представительства) организации.

Буква закона. Филиалы и представительства

В соответствии с гражданским законодательством к обособленным подразделениям относятся представительства и филиалы (ст. 55 ГК РФ). Данные подразделения представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту, а филиалы осуществляют функции (или их часть) юридического лица, в том числе функции представительства. Ни представительства, ни филиалы не являются юридическими лицами, но они наделяются имуществом юридического лица, создавшего их, и действуют на основании утвержденных положений. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Пример 1. ООО "Импульс", состоящее на учете в налоговой инспекции в качестве налогоплательщика, решило создать филиал на территории муниципального образования, подведомственной другому налоговому органу. Согласно ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшей их организации. Сведения о филиалах и представительствах вносятся в ЕГРЮЛ в течение не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий (налоговый) орган (ст. 5 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

ООО "Импульс" подготовило заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001), и представило его в регистрирующий (налоговый) орган по своему местонахождению для внесения сведений о филиале в ЕГРЮЛ. К этому документу организация приложила заявление о постановке на учет по месту нахождения филиала по форме N 1-2-Учет.

После внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения ООО "Импульс" направил сведения о филиале и заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения филиала.

В п. 3 Порядка разъясняются правила для организации, которая уже состоит на учете по какому-либо из оснований, предусмотренных Налоговым кодексом, в налоговых органах на территории того муниципального образования, где она решила открыть обособленное подразделение.

Постановка таких организаций на учет по месту нахождения обособленных подразделений (в том числе расположенных на территории одного муниципального образования) осуществляется на основании сообщений в письменной форме, которые организации, открывающие обособленные подразделения, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. В этом подпункте сказано, что такие сообщения все организации обязаны подавать в налоговые органы по своему местонахождению в течение месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения).

Сообщение подается по форме N С-09-3 "Сообщение о создании (закрытии) на территории Российской Федерации обособленного подразделения организации", которая утверждена Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ "Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации". При направлении в налоговый орган по своему месту нахождения такого сообщения организация может приложить копии документов, подтверждающих создание данного обособленного подразделения (при наличии этих документов).

Примечание. Налоговый орган по месту нахождения организации не позднее следующего рабочего дня после получения документов о создании обособленного подразделения обязан направить их в налоговый орган по месту нахождения указанного подразделения для постановки на учет.

В п. 4 Порядка уточняется норма абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ. Она касается организаций, которые имеют несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам. Согласно этому абзацу таким организациям разрешено вставать на учет в налоговом органе по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений. Налоговый орган организация выбирает самостоятельно. О своем выборе она должна письменно сообщить в налоговый орган, который был выбран для постановки на учет обособленных подразделений. Сообщение направляется по форме КНД 1111051, которая утверждена Приказом ФНС России от 24.03.2010 N ММ-7-6/138@. На основании этого сообщения осуществляется постановка на учет организации в данном налоговом органе.

Примечание. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальным образованием признается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Правила, изложенные в п. 4 Порядка, предусмотрены для организаций, которые осуществляют постановку на учет в налоговых органах по месту нахождения вновь созданных обособленных подразделений. Вместе с тем по этим же правилам можно поставить на учет обособленные подразделения, созданные до вступления в силу Приказа Минфина России от 05.11.2009 N 114н и состоящие на учете в разных налоговых органах на территории одного муниципального образования. Об этом говорится в п. 7 Порядка. Если организация решит это сделать, она также должна направить в выбранный налоговый орган письменное сообщение. Причем следует учитывать, что этот налоговый орган поставит на учет каждое обособленное подразделение организации только после того, как получит сведения о снятии их с учета по месту прежней постановки на учет.

Сроки постановки на учет обособленных подразделений

Постановка на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения производится налоговым органом в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о постановке на учет по форме N 1-2-Учет или сообщения организации по форме N С-09-3. В этот же срок налоговый орган обязан выдать представителю организации лично или направить заказным письмом уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме N 1-3-Учет, которая утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@.

Постановка на учет организации в налоговом органе, выбранном для постановки на учет обособленных подразделений, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений о снятии с учета этой организации в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации (направить заказным письмом) уведомление о постановке на учет. Сведения о снятии организации с учета должны быть переданы в соответствующий налоговый орган не позднее следующего рабочего дня после даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН).

Пунктами 6 и 7 Порядка определены даты постановки на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения:

Дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о филиале (представительстве) - для филиала (представительства);

Дата создания иного обособленного подразделения, указанная в заявлении о постановке на учет или сообщении, - для иного обособленного подразделения.

Датой постановки на учет организаций, обособленные подразделения которых ранее были зарегистрированы в разных налоговых органах, является следующий календарный день после дня внесения в ЕГРН сведений о снятии организации с учета в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения.

Снятие организаций с учета по месту нахождения обособленного подразделения

Снятие с учета организаций по месту нахождения обособленного подразделения регламентируется п. п. 9, 10 и 12 Порядка. Так, организация снимается с учета по месту нахождения обособленного подразделения в случае прекращения деятельности (закрытия) этого обособленного подразделения. В подобной ситуации организация должна подать заявление по форме N 1-4-Учет. Налоговый орган снимает с учета такую организацию в течение 10 рабочих дней со дня подачи данного заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки (в случае ее проведения). В такой же срок налоговый орган должен выдать (направить заказным письмом) организации уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме N 1-5-Учет.

Датой снятия с учета организации по месту нахождения обособленного подразделения в рассматриваемой ситуации является дата внесения в ЕГРН сведений о прекращении деятельности организации через обособленное подразделение (закрытии обособленного подразделения).

В п. 10 Порядка разъясняются правила, согласно которым снимается с учета организация, состоящая на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений и принявшая решение зарегистрировать их в одном налоговом органе. Такая организация должна сняться с учета в налоговых органах по месту нахождения каждого обособленного подразделения, за исключением налогового органа, который выбран организацией для постановки на учет всех обособленных подразделений. Налоговый орган обязан снять организацию с учета в течение пяти рабочих дней со дня получения копии сообщения из налогового органа, который организация выбрала для постановки на учет всех обособленных подразделений, находящихся на территории одного муниципального образования. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации либо направить заказным письмом уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме N 1-5-Учет.

Пример 2. ЗАО "Альбатрос" имеет два обособленных подразделения на территории муниципального образования, которую обслуживают налоговый орган N 1 и налоговый орган N 2. Организация состоит на учете по месту нахождения обособленного подразделения в каждом налоговом органе.

ЗАО "Альбатрос" решило поставить на учет все обособленные подразделения в одном месте - в налоговом органе N 1, которому она направила сообщение по форме КНД 1111051.

Получив сообщение, налоговый орган N 1 направил его копию в налоговый орган N 2 для снятия с учета организации в этом налоговом органе. В течение пяти рабочих дней со дня получения этого документа налоговый орган N 2 снял организацию с учета и выдал ей соответствующее уведомление.

Примечание. Налоговый орган, выбранный организацией для постановки на учет всех обособленных подразделений, обязан передать копию сообщения в налоговые органы, где организация должна быть снята с учета, не позднее следующего рабочего дня после получения такого сообщения от организации.

Датой снятия организации с учета в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения в рассматриваемом случае является дата внесения в ЕГРН сведений о снятии организации с учета.

Пункт 12 Порядка касается организаций, которые прекращают деятельность из-за реорганизации, ликвидации, и организаций, исключаемых из ЕГРН:

По решению регистрирующего органа;

В связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества;

В связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации.

Снятие указанных организаций с учета в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений производится не позднее следующего рабочего дня после поступления сведений (содержащихся в ЕГРН) о снятии их с учета из налогового органа по месту нахождения этих организаций. В этот же срок налоговые органы обязаны выдать (направить заказным письмом) организациям уведомления о снятии с учета в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения по форме N 1-5-Учет. Датой снятия с учета в налоговых органах организаций по месту нахождения обособленного подразделения является дата внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.

Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организации обязаны также вставать на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств. Постановка на учет организаций в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества производится на основании сведений, поступивших из органов, которые осуществляют кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Примечание. Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы ГИБДД обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Постановка на учет организаций по месту нахождения транспортных средств производится на основании сведений, поступивших из органов, которые осуществляют регистрацию транспортных средств.

Налоговый орган должен поставить на учет организацию по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений от соответствующих органов. В этот же срок он должен выдать организации (направить заказным письмом) уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме N 1-3-Учет. Форма утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@. Датой постановки на учет организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства является дата регистрации права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество и (или) регистрации транспортного средства, указанной в полученных сведениях.

Указанные выше органы сообщают также о регистрации прекращения прав на недвижимое имущество и о снятии с учета транспортного средства.

В течение пяти рабочих дней со дня получения названных сведений налоговые органы снимают организацию с учета в случае, если в этом налоговом органе отсутствуют в отношении данной организации сведения о регистрации права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на иной объект недвижимого имущества и (или) регистрации иного транспортного средства. В этот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) организации уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме N 1-5-Учет.

Датой снятия с учета организации (датой прекращения учета сведений в отношении организации) в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и (или) транспортного средства по данному основанию является указанная в сведениях, переданных соответствующими органами, дата:

Государственной регистрации прекращения права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество;

Снятия с регистрационного учета транспортного средства.

Примечание. В дальнейшем при получении от соответствующих органов сведений о недвижимом имуществе и (или) транспортных средствах в отношении организаций, которые уже состоят на учете по указанным основаниям, налоговый орган самостоятельно фиксирует такие сведения.

В п. 12 Порядка изложены правила снятия с учета организации по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств при реорганизации, ликвидации организации, исключения ее из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего (налогового) органа и другим основаниям, перечисленным в этом пункте. Снятие с учета организации в перечисленных случаях осуществляется не позднее следующего рабочего дня после поступления сведений, содержащихся в ЕГРН, о снятии организации с учета из налогового органа по месту нахождения организации. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации уведомление о снятии ее с учета в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства по форме N 1-5-Учет. Датой снятия с учета в налоговых органах организации по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства является дата внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.

Налоговая и административная ответственность за нарушение сроков постановки на учет и непредставление сведений

Организация, которая ведет деятельность через обособленное подразделение без постановки на учет или без уведомления об этом налоговой инспекции по месту нахождения организации, может быть привлечена к налоговой и административной ответственности. Налоговая ответственность установлена ст. ст. 116, 117 и 126 НК РФ, административная ответственность - ст. ст. 15.3 и 15.6 КоАП РФ. Виды нарушений и размеры штрафов представлены в таблице.

Таблица. Налоговая и административная ответственность за нарушение сроков постановки на учет

Правонарушение

Налоговая ответственность
(штраф на организацию)

Административная
ответственность
согласно
ст. ст. 15.3
и 15.6 КоАП РФ
(штраф на
должностное лицо)

согласно
ст. ст. 116 и 117
НК РФ

согласно
ст. 126
НК РФ

Нарушение
установленного срока
(1 месяц) подачи
заявления
о постановке на учет
в налоговом органе
(форма N 1-2-Учет)

В размере:
- 5000 руб.
(при просрочке
не более 90 дней);
- 10 000 руб.
(при просрочке
более 90 дней)

От 500
до 1000 руб.

Ведение деятельности
без постановки на
учет в налоговом
органе

В размере:
- 10% от доходов,
но не менее
20 000 руб.
(при ведении
деятельности
не более 90 дней)
- 20% от доходов,
но не менее
40 000 руб.
(при ведении
деятельности более
90 дней)

От 2000
до 3000 руб.

Несообщение сведений
по форме N С-09-3

От 300 до 500 руб.

Что нужно для снятия с учета ИП-работодателя во внебюджетных фондах? Этот вопрос волнует как предпринимателей, желающих закрыть свой бизнес, так и уволивших всех наемных сотрудников. Ответ на данный вопрос интересен и бухгалтерам ИП, которые занимаются налоговым и кадровым учетом бизнесмена.

Регистрационный учет ИП в ФСС и ПФР

Как только предприниматель принял на работу первого сотрудника, он обязан встать на учет во внебюджетных фондах. Получение статуса страхователя накладывает на ИП две обязанности:

  • перечислять взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование с доходов сотрудников;
  • предоставлять отчетность по начисленным и уплаченным взносам за каждый квартал.

В Пенсионном фонде ИП необходимо зарегистрироваться независимо от типа договора, заключенного с физлицом. Это может быть как трудовой, так и гражданско-правовой договор. В ФСС нужно регистрироваться только при оформлении взаимоотношений с сотрудником в рамках трудового договора или если в договоре подряда прописан пункт о добровольном социальном страховании работника.

По результатам регистрации ИП будет присвоен уникальный номер страхователя, который требуется указывать в платежных поручениях и отчетах.

Для регистрации индивидуального предпринимателя в качестве работодателя ему отводится 30 дней в ПФР и 10 дней в ФСС. Штрафы за нарушение установленных законом сроков регистрации составляют не менее 5000 руб. Если сроки были нарушены более чем на 90 дней, то штрафы возрастают до 10000 руб.

Для снятия с регистрационного учета у ИП нет жестких временных рамок. Он может сделать это в любой момент, и ответственность за срыв сроков отсутствует. Но до момента ликвидации статуса работодателя ИП обязан будет сдавать нулевую отчетность, даже если у него не было ни одного сотрудника в отчетном квартале. За каждый просроченный отчет на ИП налагается штраф в размере 1000 руб. Начислять штрафы фонды могут даже после прекращения работы ИП уже на физлицо. Поэтому при увольнении последнего из работников бизнесмену стоит принять меры для снятия с учета.

Стоит учитывать, что если предприниматель работал самостоятельно, то сообщать в ФСС и ПФР в случае закрытия ИП ему не нужно. Налоговая служба сама передаст всю необходимую информацию в ПФР. В ФСС предприниматели обычно не регистрируются, только на добровольной основе (при желании получать оплату по больничным и декретным).

Вернуться к оглавлению

Снятие с учета ИП в ПФР

Закрытие ИП-работодателя в Пенсионном фонде осуществляется при предъявлении заявления, а также документов, подтверждающих расторжение последнего трудового договора (на нем специалист ПФР поставит соответствующую отметку). Заявление подается по установленной форме.

В нем нужно указать ФИО ИП, его ОГРНИП, ИНН и адрес проживания, а также отметить подходящую причину подачи документа. Их может быть две: прекращение действия трудовых или гражданско-правовых договоров со всеми сотрудниками или изменение адреса проживания предпринимателя.

Сотрудники фонда проверят, нет ли у ИП долгов по взносам, имеется ли у него задолженность, и примут решение по поступившему заявлению. Часто Пенсионный фонд требует заплатить долги до момента прекращения работы в статусе работодателя, но по закону ИП может выплатить задолженности и после закрытия своего бизнеса, уже будучи в статусе физлица. После подачи заявления в ПФР у специалистов будет 3 дня на ликвидацию регистрационного номера ИП.

Важно учитывать, что без ликвидации статуса работодателя в Пенсионном фонде предпринимателю могут отказать в закрытии ИП в налоговой.

Дело в том, что одним из условий закрытия является заблаговременное предоставление отчетности по сотрудникам.

Вернуться к оглавлению

Снятие с учета ИП в ФСС

Как закрыть ИП работодателя в ФСС? Для этого нужно предоставить документы:

  • заявление;
  • копию приказа об увольнении или расторжении трудового договора;
  • уведомление о постановке на учет в качестве работодателя (но можно указать в заявлении, что оно было утеряно).

В течение 14 дней предприниматель должен получить официальное уведомление о ликвидации его номера работодателя (копию решения) или мотивированный отказ. Предварительно ФСС проведет сверку по расчетам с предпринимателем. Если у ИП имеется задолженность или переплата по взносам, то процесс ликвидации статуса страхователя может растянуться, пока несданные показатели не станут нулевыми.