Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Земельный налог с 1 января года. Рассчитать земельный налог по кадастровой стоимости для физических, юридических лиц

Земельный налог - налог, уплачиваемый гражданами и юридическими лицами, которые владеют земельным участком.

Правила начисления, льготы и размер налога регулируются нормами Налогового кодекса, а также нормативными актами органов местного самоуправления.

Кто является плательщиком

Оплачивают этот вид налога граждане, частные предприниматели и юридические лица, которые являются собственниками земельных участков или наделены правом бессрочного владения.

Если земельный участок в аренде или на праве бессрочного пользования, налог не уплачивается.

Порядок оплаты

Налоговые органы составляют для каждого владельца участка уведомление, в котором содержатся сведения о размере и времени .

Граждане оплачивают налог до даты, установленной законами местного самоуправления, но, как правило, до 1 октября.

Если в расчете будут ошибки или участок был продан в том периоде, за который начислен налог, следует заполнить специальное заявление и направить его в отдел налоговой инспекции. Ошибки случаются. Нередки случаи, когда уведомления об уплате налога направляются лицам, не владеющим участком уже на протяжении пяти лет. К этому нужно отнестись серьезно, приложить документы, подтверждающие отчуждение имущества.

Налоговая служба, получив от гражданина уведомление об ошибках в расчете налога, исправит их и направит или выдаст непосредственно на руки новый документ для уплаты.

Затягивать с оплатой не стоит, поскольку при просрочке платежа предусмотрены уплата и штрафов. Их размер может достигать 40 процентов от общей суммы.

Льготные категории

Если физическое или юридическое лицо имеют право на льготу по уплате налога, они предоставляют соответствующие подтверждающие документы.

Право на льготы имеют следующие категории граждан РФ:

  • Герои СССР и России;
  • Инвалиды 1 и 2 групп, если они были оформлены до 2004 года;
  • Ветераны и инвалиды ВОВ и боевых действий;
  • Граждане, получившие инвалидность после проведения работ, связанных с ядерными установками;
  • Лица, которые были подвержены лучевой болезни;
  • Лица, имеющие право на социальную поддержку от государства в связи с Чернобыльской аварией.

Особенным пунктом выделяют лица и общины, которые проживают в Сибири и на Дальнем востоке . Они должны быть коренными малочисленными жителями, владеющие землей для промыслов и сохранения традиций. При соблюдении этих условий они освобождаются от уплаты налога полностью. Право на льготу подтверждается соответствующими документами.

Также освобождаются от уплаты налога земли, которые изъяты из оборота.

Поскольку земельный налог идет в казну местного бюджета, органы самоуправления вправе предусматривать дополнительные льготы для плательщиков. О том, предусмотрены ли льготы по уплате налога можно проконсультироваться непосредственно у сотрудников налоговой и в органах местного самоуправления.

Надо отметить, что если лицо не получило уведомление, это не означает того, что его не нужно будет оплачивать. Для получения соответствующего документа при этом нужно будет обратиться в налоговую инспекцию.

Кадастровая стоимость земли и налоговая база

Налоговой базой признается кадастровая стоимость земли. Сведения о ней содержатся на каждый участок в Кадастровой палате . Они постоянно обновляются по состоянию на 1 января текущего года.
В настоящее время при расчете налога для физлиц сведения запрашиваются налоговыми органами в Палате, и на основании их производится расчет земельного налога.

Индивидуальные предпринимали и организации самостоятельно запрашивают указанную информацию в Кадастровой палате и производят расчет налога.

Из кадастровой стоимости земли высчитываются сумма положенной льготы для определенных категорий людей.

Налоговая ставка устанавливается самостоятельно местными властями. В то же время она не может быть больше 0,3 % за владение следующими землями:

  • Земли, используемые для ведения сельского хозяйства, огородничества;
  • Земли, которые были предоставлены для подсобного хозяйства, животноводства;
  • Земли, на которых находится жилищный фонд.

Ставка не выше чем в 1,5 % устанавливается для остальных земельных участков.

Правила и пример расчета

Для физических лиц

Учитывая вышеизложенное, определим формулу для расчета налога физлицам.

Sн = ((Ксзм * Дн) — Нс) * НСт * Квз * Кз2 * Кнл, где

Sн –сумма налога, Ксзм – кадастр. стоимость участка, Дн — доля в праве на участок, Нс – льгота, уменьшающая налоговую базу, НСт – налоговая ставка, Квз – коэффициент владения, применяемый если участок находился в собственности менее календарного года, Кз2 – этот коэффициент для расчета налога за участок, право на который зарегистрировано более 10 лет назад, Кнл – коэффициент налоговой льготы.

  1. Необходимо рассчитать сумму земельного налога за полный календарный год.
    Пример. Иванов владеет участком земли. Его кадастровая стоимость составляет 1000000 рублей. Расчет. 1000000 х 0,3 /100. Налог будет составлять 3000 рублей
  2. Необходимо рассчитать сумму земельного налога за неполный календарный год.
    Пример. Иванов купил земельный участок в июле. Владел им в календарном году 6 месяцев. Расчет. 1000000 х 0,3/100 х 0,5 . Налог составит 1500 рублей.
    0,5-коэффициент владения. Рассчитывается как 6мес/12мес.
  3. Необходимо рассчитать долю земельного налога.
    Пример. У Иванова 1/3 участка.
    Расчет. 1000000 х 1/3 х 0,3/100. Налог составит 1000 рублей.
  4. Необходимо рассчитать сумму земельного налога с учетом льготы.
    Пример. Иванов является ветераном боевых действий. У него есть участок стоимостью 1000000 рублей.
    Расчет. (1000000-10000)х0,3/100. Налог составит 2970 рублей.
    где 10000 рублей - это льгота по земельному налогу.

Для ИП

С января 2015 года утратила свою силу норма закона, согласно которой предприниматели должны были уплачивать налог на землю по представляемой в налоговые органы декларации (№347-ФЗ от 04.11.2014г.). Сейчас оплата налога будет производиться по получаемому уведомлению , которое будет содержать сумму, до 1 октября.

Для организаций

Налоговым периодом при расчете налога для организаций признается 1 год. Притом в отличие от физических лиц, организации должны уплатить земельный налог до 1 февраля .

Сумма налога рассчитывается юридическими лицами самостоятельно, и декларация по налогу подается в Налоговую службу по месту нахождения организации.

Если в отчетном периоде производился перевод земли из одной категории в другую, такие изменения учитываются при предоставлении декларации.

Налоговым кодексом обозначена ответственность в вид штрафа и пени за просрочку или неуплату, в том числе неполную оплату суммы земельного налога. Данная норма указана в ст. 122 НК. Сумма штрафа зависит от умышленности совершенных действий.

Если неуплата земельного налога произошла неумышленно, сумма штрафа составит 20% от налога, в ином случае при умышленном характере - 40%.

Этими вопросами занимается суд. Умысел придется доказывать каждой из сторон. Налоговые органы подают на виновное лицо в суд исковое заявление о взыскании налога, штрафов и пени. Помимо указанных сумм с должника могут быть взысканы судебные издержки, оплата пошлины при обращении в суд.

Срок исковой давности установлен в три года. Для граждан он начинается со дня возникновения задолженности. Для юридических лиц – с момента окончания расчетного периода.

Пени начисляются в отличие от штрафа за каждый день просрочки. Законом установлена ставка в размере 1/300 ставки рефинансирования.

Земельный налог в 2017-2018 годах оплачивается всеми владельцами земельных участков в местные бюджеты территорий, на которых земли расположены. Для оплаты земельного налога в 2017-2018 годах физлицам налоговыми ведомствами рассылаются уведомления с расчетами по налогу, а вот юрлица должны рассчитывать размер платежа сами.

Размер налоговой ставки земельного налога

Ставка земельного налога устанавливается муниципалитетами, но не может быть больше размера, установленного ст. 394 НК РФ. В частности, максимальный размер на уровне 0,3 % от стоимости земли, указанной в кадастре, определен:

  • для сельскохозяйственных земель;

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! О нецелевом использовании сельхозземель будут сообщать налоговикам. В случае установления данного факта ставка налога увеличится до 1,5%. Подробности см. .

  • земель под жилыми зданиями и жилищно-коммунальной инфраструктурой;
  • земель, выделенных для садов/огородов и подсобного хозяйства;
  • спецземель, ограниченных в обороте.

Для всех других земельных участков ставка земельного налога в 2017-2018 годах не может быть выше 1,5% от стоимости земли в соответствии с данными из госкадастра.

Ставки земельного налога в 2017-2018 годах устанавливаются представительными органами муниципалитетов, а в городах федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) представительными органами субъектов РФ в соответствующих законах. Так, власти могут предусмотреть пониженные ставки для определенных категорий земельных участков. Например, для участков, занятых технопарками или индустриальными (промышленными) парками Москвы, ставка налога на землю равна 0,7% (п. 1.6 ст. 3.1 закона города Москвы «О земельном налоге» от 24.11.2004 № 74). Если же в муниципальном образовании (или городе федерального значения) специальные ставки налога на землю не установлены, то в соответствии с п. 3 ст. 394 НК РФ действуют определенные федеральным налоговым законодательством максимальные ставки.

Налоговая ставка земельного налога в 2017-2018 годах для юридических лиц такая же, как и для налогоплательщиков-физлиц. Точно так же юрлица-арендаторы либо те, кому земля передана безвозмездно в пользование на определенный срок, не считаются налогоплательщиками земельного налога.

Плательщиками земельного налога по участкам, входящим в паевой инвестфонд, признаются управляющие компании. В этой ситуации уплата налога осуществляется за счет средств из этого инвестфонда.

Налог на земельные участки в 2017-2018 годах

Земельный налог, устанавливаемый местными нормативными актами, уплачивается по месту нахождения земельного участка. Налогооблагаемой базой при исчислении величины земельного налога является стоимостная оценка участка, установленная Роскадастром. Уплату налога производит собственник земли либо ее пользователь на основании права постоянного использования земельного участка или пожизненного наследуемого владения.

Срок уплаты налога и авансовых платежей для юридических лиц определяется местными органами власти. Уплата налога для юридических лиц по итогам налоговых периодов не может быть ранее 1 февраля года, следующего за истекшим.

О сроках уплаты земельного налога для юридических лиц можно прочитать .

Льготы по земельному налогу

Земельный налог 2017-2018 годов для отдельных категорий налогоплательщиков может быть существенно снижен (вплоть до полного освобождения от его уплаты) на основании ст. 395 НК РФ. Среди льготников, которые освобождены от оплаты земельного налога:

  • религиозные учреждения;
  • исправительные колонии;
  • автодоры;
  • общественные организации инвалидов;
  • организации, занятые художественным промыслом;
  • коренные малочисленные народности;
  • резиденты ОЭЗ или СЭЗ;
  • управляющие компании в «Сколково»;
  • строители судов, имеющие статус резидента ОЭЗ промышленно-производственного характера.

О том, кто освобождается от уплаты земельного налога, читайте .

Бланк декларации по земельному налогу с 2017 года можно скачать в публикации .

Итоги

Ставка земельного налога в 2017-2018 годах устанавливается властями муниципалитетов, но не может превышать 0,3% для земель сельхозназначения и 1,5% для остальных категорий земельных участков. Налогооблагаемой базой при исчислении земельного налога является кадастровая стоимость участка, установленная Роскадастром на 1 января налогового периода.

Кадастровая оценка дачных участков приведет к разорению многих россиян

Если у вас есть и ездите летом, или домик строили не вы, а родители, которые там живут постоянно, или даже домика нет, а только сараюшка и огород, в любом случае готовьтесь к сюрпризу.

В начале 2016 года вам придет уведомление из налоговой инспекции, которое, возможно, сильно вас удивит, поскольку сумма налога на землю будет превышать всякие мыслимые пределы.

Хотя может быть и другой вариант: сумма окажется вполне посильной, не сильно превышающей ту, что вы платили раньше. Зато ваш сосед будет волосы рвать от отчаяния: с него за такой же участок потребуют в пять раз больше, чем с вас.

От чего это зависит? Почему налоги на одинаковые участки отличаются в разы? Как снизить зашкаливающий налог?

«МК» попытался разобраться в причудливых обновлениях земельного законодательства.

А теперь — сюрприз!

Налог на недвижимость — в том числе и на землю — раньше определялся ее инвентаризационной стоимостью. Она была очень низкой, поэтому за свои участки люди платили символические деньги.

С 2015 года земельный налог в Подмосковье рассчитывается исходя из кадастровой цены участка, которая равна рыночной.

Но прежде чем вводить такой налог, власти, конечно, должны все участки по-рыночному оценить.

В Подмосковье оценка проводилась в 2013 году. Если вы еще не знаете, во сколько оценили ваш участок, это легко узнать.

Проще всего — по Публичной кадастровой карте. Она висит на сайте Росреестра. Ее надо открыть, ввести в поисковую строку кадастровый номер того участка, который вас интересует, и на экране появятся все его данные, включая стоимость.

Можно найти участок и без кадастрового номера, если вы помните его ориентиры. Я, например, так и сделала. Нашла на карте близлежащий поселок, потом — наше садовое товарищество, отсчитала проулки от въезда — и вот он, наш участок, второй от угла. Оценен в 298 с чем-то тысяч рублей. У соседей — точно так же.

Цена, в общем, справедливая. Участки по 6 соток у нас в СНТ сейчас так и продают — тысяч по 300. Есть еще по 10 соток, они дороже. Но и в Публичной кадастровой карте у них тоже проставлена другая цена — больше 400 тысяч. Так что нам не приходится жаловаться на завышенную оценку. По крайней мере — на данный момент.

Но не всем так повезло.

Мои родственники живут в поселке малоэтажной застройки, у них дом и участок 12 соток, который оценен в 3 млн руб. Налог за него может достигать 9 тысяч. Это очень много для них. Они пожилые люди, на пенсии. О том, чтоб переехать в более дешевое жилье, поменяться на квартиру, не хотят даже думать. В этом доме жили еще родители мужа, а участок их кормит и мобилизует, без грядок и курятника они жизни не представляют.

Соседи у них в таком же точно положении. Новый налог на землю для них — беда. При этом никто не может понять, почему земля оценена так высоко. В их поселке за такие деньги ее не покупают.

Оценка от фонаря

Оценку земли в 2013 году проводили независимые оценщики, которых выбирали на аукционах региональные и местные власти.

Участник этого процесса на условиях анонимности рассказал «МК», что за победу на таких аукционах коммерческие предприятия, выигравшие контракт, отдавали властям большой процент от его суммы. Соответственно, на проведение оценочных работ у них оставалось гораздо меньше денег, чем предусмотрено объективными расчетами. За этот минимум они и делали минимум.

«Вы у себя на даче видели оценщиков от районной администрации? — говорит председатель Совета Московского союза садоводов, депутат Госдумы Андрей Туманов. — И никто их не видел. Они не выезжали на места. Оценка велась «от фонаря».

Независимые оценщики искали по компьютеру объявления о продаже земли в том или ином районе, чтоб понять, по какой цене ее там продают. Оценка проводилась в отношении земель разного назначения — не только под садоводство и дачи, но и под бизнес, гаражи, учреждения. Объявления о продаже земель сортировались по видам пользования, для каждого вида выводили среднюю цену за квадратный метр и умножали на площадь оцениваемого участка.

При этом никто не принимал в расчет тот факт, что цена, за которую участок земли предлагается, и цена, за которую он в итоге продается, — совсем не одно и то же. Они могут различаться в разы.

«Государственная кадастровая оценка земельных участков, проведенная в 2013 году в Московской и Рязанской областях, основывалась на информации из открытых источников СМИ о цене предложения сделки. В то же время сведения о реальной цене сделки оценщиками не учитывались. Кроме того, при определении кадастровой стоимости земельного участка данным методом зачастую не учитывались отдаленность земель от крупных городов, развитие транспортной сети, инфраструктуры, а также иные факторы, оказывающие влияние на рыночную стоимость земельного участка».

Счетная палата в ходе проверки обнаружила удивительные случаи, когда стоимость соседних участков даже в одном кадастровом квартале отличается так, будто один в Урюпино, а другой — на Майами.

Одинцовский район, например, деревня Сивково. У одного участка кадастровая стоимость — 5 млн 673 тысяч, у другого участка, такого же по площади — всего 608 тысяч.

Или тот же район, деревня Бутынь, две участка по 1227 кв. метров: один оценен в 2 млн 688 тыс. 639 руб. 21 коп., другой — в 4 млн 967 тыс. 423 руб. 61 коп.


В жизни все не так, как в кадастре

«Расхождения в определении кадастровой стоимости достигают десятков раз, и в отдельных случаях государственная кадастровая оценка земель оказывается значительно выше, чем цена реализации земельных участков», — утверждается в отчете Счетной палаты.

В Чеховском районе в одном и том же кадастровом квартале разброс цен на соседние земельные участки за один кв. м — от 1359 до 2235 руб., в другом кадастровом квартале — от 748 до 2158 руб.

В Орехово-Зуевском разброс цен за кв. м в границах одного кадастрового квартала — от 742 до 1371, в Дмитровском — от 660 до 1334, в Мытищинском — от 3797 до 5122, в Воскресенском — от 360 до 1390, в Клинском — от 724 до 1748 руб. за кв. метр.

Некоторые участки из-за этого хаоса оказываются оценены так дорого, как их не продашь ни за что на свете.

Счетная палата, понятно, не могла проверить, за какие деньги граждане продают участки друг другу — соответствуют ли суммы кадастровой оценке. Но она выборочно проверила договора, по которым отчуждаемые земли продавала администрация Красногорского района. Оказалось, что в 44 из 68 случаев участки продавались в 5 и более раз ниже их кадастровой оценки. К примеру:

— 12 га для размещения дома отдыха с кадастровой стоимостью 261,5 млн проданы всего за 10 млн;

— 0,76 га для размещения образовательного учреждения с кадастровой стоимостью 35 млн проданы за 6,5 млн;

— 0,22 га для автомобильной стоянки со стоимостью 10,4 млн проданы за 1,8 млн.

«Средние значения удельного показателя кадастровой стоимости земель населенных пунктов по г. Химки, г. Котельники, г. Балашихе, г. Королеву превышают 5,0 тыс. рублей, — пишет Счетная палата. — Так, участок в 10 соток в данных муниципальных образованиях имеет кадастровую стоимость около 5,0 млн рублей, и при ставке земельного налога 0,3% сумма налога составит 15 тыс. рублей, что превышает среднемесячную пенсию по Московской области на 3,0 тыс. рублей.

В целом превалируют факты превышения кадастровой стоимости над рыночной стоимостью земельных участков, в связи с чем участились случаи обращения в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земель».

Кто бы чесался, если б не выборы

Месяц назад Минимущество Московской области утвердило исправления кадастровой стоимости почти 800 земельных участков сельского поселения Веселевское Наро-Фоминского района. Там земли оценили так дорого, что люди были готовы взбунтоваться.

В 2013 году, когда проводилась кадастровая оценка, цена за квадратный метр в 13 из 33 населенных пунктов поселения была повышена в 4 раза — с 620 до 2317 рублей. Земельный налог за 30 соток при цене 2317 за кв.м доходил до 21 105 руб.

Раньше они платили 2 тысячи, а тут их как мешком по голове: теперь несите 21, новые песни придумала жизнь.

Но больше всего людей возмутило, что землю-то им оценили по-разному. В Шустикове налог за 30 соток поднялся до 5532 рублей, а в Новоалександровке, в двух километрах, за те же 30 соток налог оказался в четыре раза больше.

21 тысяча! Представляете, что это за деньги в деревне? Месячный доход всей семьи, если не больше.

Веселевчане тыкались в разные инстанции и дошли наконец до Минмособлимущества, где их проблема была решена. Чиновники связались с оценщиком, потребовали перерасчета кадастровой стоимости и утвердили исправления. Так что теперь там все в порядке, в этом Веселовском поселении.

Судя по сигналам, которые иногда подают власти Московской области, им прекрасно известно про косяки с оценкой земель, и они, затаившись, ждут весны 2016 года, когда жители области получат платежки из налоговой. Потому что сейчас никто не знает, сколько и где накосячено и какая пойдет реакция. А год-то будет ответственный, в сентябре — выборы в Госдуму. Электорат лучше не нервировать.

По этой причине оспорить сейчас цену на землю вполне реально, хотя и хлопотно. К тому же нужно заказывать переоценку земли за свой счет, что как-то не очень правильно: не люди же виноваты в том, что государственные оценщики криво оценили их недвижимость. Но власти хотя бы не препятствуют оспариванию, а даже, наоборот, пытаются содействовать.

При каждом управлении Росреестра по Московской области созданы согласительные комиссии. Это первая инстанция, куда обращаются несогласные с оценкой налогоплательщики.

«В этих комиссиях работают обычно люди, которые живут в этом же районе, — говорит депутат ГД Андрей Туманов. — И они прекрасно знают, сколько здесь стоит земля. И если они видят, что ваш участок действительно оценили в нереальную цену, они идут навстречу. В 70% случаев стоимость участка удается оспорить на уровне согласительной комиссии. Но если там все-таки откажут, тогда — в суд. В суде вы стопроцентно выиграете, потому что оценщик не сможет подтвердить документально, что оценка проводилась по определенной методике».

На март 2015 года были поданы заявления на оспаривание результатов кадастра в Подмосковье по 14 849 земельным участкам.

Всего же в Московской области 3,3 млн земельных участков. То, что их владельцы пока молчат, не говорит о том, что они согласны с оценкой.

«Сегодня можно только предположить, как отреагируют граждане, малый и средний бизнес, получив в 2016 году налоговое извещение, рассчитанное от кадастровой стоимости недвижимости, — сказал зампредседателя Мособлдумы Никита Чаплин в апреле на парламентских слушаниях. — Наша задача — предусмотреть возможные последствия обращений налогоплательщиков, выработать механизм рассмотрения обращений и, возможно, предложить дополнительные льготы отдельным категориям граждан, а также субъектам малого и среднего предпринимательства».

Ставка на зеро

Земельный налог можно снизить, не только оспорив результаты оценки своего участка, но и добившись снижения процентной ставки.

Ставка земельного налога устанавливается местными депутатами. Для садоводов, дачников, владельцев индивидуальной застройки она не может быть выше 0,3% от кадастровой стоимости их участка земли. Для бизнеса — не выше 1,5%.

Эти цифры — потолок. Выше нельзя, а ниже можно, поэтому депутаты могут установить процентную ставку и 0,2%, и 0,1%, и даже нулевую.

«Обычно в СНТ половина членов — москвичи и половина — местные жители. . Поэтому они должны брать депутатов за шкирку и требовать, чтоб те снижали процентную ставку, по которой исчисляется земельный налог, — считает Андрей Туманов. — Депутатам нужны голоса, они вынуждены будут идти навстречу».

Как выяснила Счетная палата, в 2013 году 47 из 288 муниципальных образований Московской области установили ставки земельного налога ниже установленных значений. Чаще всего пониженную ставку устанавливали для садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений. Но и бизнес тоже кое-что отщипнул. В 15 муниципальных образованиях установлена пониженная ставка для автостоянок, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, гостиниц, офисных зданий.

«В ряде образований налоговые льготы введены в отношении хозяйствующих субъектов, основная цель деятельности которых направлена на получение прибыли», — заключает Счетная палата.

В реальности это обычно выглядит так, что местные коммерсанты всеми правдами и неправдами избираются депутатами и устанавливают для себя такие процентные ставки, какие им нужно, то есть очень низкие.

Не жили богато, нечего начинать

В заключение нужно напомнить, что земельный налог пополняет бюджеты муниципалитетов.

Это те деньги, на которые местные власти должны ремонтировать дороги, школы, больницы, строить стадионы, открывать кружки и спортивные секции, поддерживать в рабочем состоянии систему водоснабжения и вообще делать все то, что жителям необходимо для достойной, комфортной жизни, но в одиночку никто для себя этого сделать не может, надо всем вместе.

На это «всем вместе» жители как раз и скидываются своими налогами на землю и прочую недвижимость.

Актуализированный налог, соответствующий рыночной цене земли, должен был актуализировать возможности муниципалитетов, добавив им денег — чтобы местные власти смогли уже что-то реальное делать для жителей, а не только платить зарплату местным чиновникам, как сейчас.

Однако в процессе реализации здравый смысл всего начинания был упущен. Средства, выделенные на кадастровую оценку земель, сами же власти между делом распотрошили. Оценку провели халтурно. Когда халтура полезла из дыр, схватились за голову. Стали пытаться ее исправлять, отыгрывать назад: давайте снижать оценочную стоимость, давайте снижать процентные ставки. Черт с ними, со школами и ремонтами, лишь бы не раскачалась лодка. Хотя сами халтурным своим отношением сделали все, чтоб ее раскачать.

Задумка то есть была правильная. Хотели как лучше.

Но получилось точно по незабвенному Виктору Степановичу — как всегда.


Еще в июле в СМИ появились тревожные сообщения о том, что налог на землю в Российской Федерации в грядущем 2019 году вырастет многократно. Такие новости особенно обеспокоили владельцев частных домов и дачных земельных участков. Но подтверждены ли эти данные, и какие вообще правила оформления принесет с собой новый налог, рассмотрим ниже.

Налог на землю в 2018-2019 году: изменения для физических и юридических лиц

Заявления о повышении тут же поспешили опровергнуть представители властей, желая разъяснить ситуацию. В столичном регионе об этом высказался Владислав Мурашов, на текущий момент занимающий пост замминистра имущественных отношений области. Согласно его словам, владельцам действительно были представлены квитанции с новыми суммами. Они включают налог, который был начислен за 2014 год исходя из так называемой кадастровой стоимости на землю, находящуюся в собственности. Оценку этой кадастровой стоимости проводили еще в 2013 году. И размер налогообложения не будет меняться до тех пор, пока муниципальные власти не проведут повторную переоценку земельных участков. То есть в 2016 году землевладельцев ожидает та же ставка, что и в 2015, согласно следующим критериям:

  1. Величина пошлины в регионах Российской Федерации высчитывается из базовой кадастровой стоимости земли. Эта кадастровая стоимость представляет собой рыночную цену участка, находящегося в собственности гражданина.
  2. По данной схеме налоги на этот вид имущества высчитывают уже порядка 8-ми лет.
  3. До того земельный налог просчитывался по нормативной оценке.

Потому никаких нововведений в этой сфере ожидать не приходится. Это справедливо и для юридических лиц. По текущим данным, средний показатель пошлины на этот год в столичном регионе составил около 4-5 тысяч российских рублей за 10 соток, которые были выделены государством физическому лицу под жилищные постройки. Ставка все еще остается на уровне 0,3% базовой кадастровой оценки. Также за этот год отдельные муниципальные власти ввели ряд льгот и послаблений для некоторых категорий населения. В основном это касается пенсионеров, частично или полностью недееспособных и малоимущих граждан.

Другие изменения

Несмотря на заявленное отсутствие изменений в налогообложении на участки, проверка будущих размеров налогов на дачи многим показала, что им придется выплачивать в казну значительные суммы в 2018-2019 году. Это обуславливается тем фактом, что гражданам, имеющим во владении участок земли, необходимо выплачивать налог не только за территорию, но и за все присутствующие на этой территории постройки, то есть и дом, и хозстроения. Вот по отношению к этой разновидности имущества исчисление суммы пошлины изменилось достаточно существенно.

Недвижимость со следующего года также переводится на систему просчетов по кадастровой оценке собственности. Напомним, что сейчас по действующей схеме применяется инвентаризационная стоимость, а она предусматривает значительно меньшую базовую сумму. Как комментируют это независимые юридические эксперты: ранее, когда эта величина вводилась, она была соотносимой с себестоимостью недвижимого имущества. Сейчас же это символическая сумма, потому власти решили применить уже проверенную земельную практику к недвижимости. По этой причине общий налог на дачу для некоторых граждан может вырасти в несколько раз.

Чего ожидать

В нескольких регионах муниципальные власти уже опробовали подобную практику для юридических лиц и предпринимателей. Это привело к огромному количеству (порядка полутора десятка тысяч) судебных исков с целью оспорить сумму налога, так как они, по мнению налогоплательщиков, были необоснованно завышены. Многие действительно добились пересмотра этого вопроса, и для них налог был уменьшен до более приемлемой суммы.

По этой причине в 2016 году аналитики ожидают значительный рост числа судебных разбирательств именно по этому вопросу. Уже на текущий момент многие граждане, наводящие справки о будущих суммах пошлины, говорят о том, что предоставленная информация не может соответствовать реальности. Последние неподтвержденные данные показывают, что представители комиссии аналитических компаний, получивших тендер на кадастровую оценку недвижимости, не появлялись на земельных участках, чтобы установить адекватную стоимость объектов для налогообложения 2017 года. Но это не является проблемой, поскольку:

  • муниципальные власти обещают, что каждому гражданину, недовольному тем, какой налог с него требуется, будет предоставлена возможность оспорить его в судебном порядке;
  • судебная система в 2016 году будет назначать оценочную комиссию, которая и займется замерами объектов недвижимости;
  • на основе данной оценки, после официального документирования, уже будет высчитываться пошлина.

Земельным налогом облагаются земельные участки, которые находятся в собственности или принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ).

Земельный налог является местным налогом, поэтому порядок его уплаты, ставки, льготы устанавливаются нормативными актами представительных органов муниципальных образований, а в г. г. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - законами этих городов (п. 4 ст. 12, п. 1 ст. 15, ст. 387 НК РФ).

Земельный налог для физических лиц рассчитывает налоговая инспекция, которая направляет плательщику налоговое уведомление.

В нем указывается сумма налога и данные, на основе которых он был рассчитан (п. 3 ст. 396, п. 4 ст. 397 НК РФ).

В уведомлении, в частности, отражаются:

  • год, за который рассчитан налог;
  • сведения о земельном участке (кадастровый номер, место нахождения);
  • размер налоговой базы (кадастровая стоимость участка);
  • налоговая ставка;
  • налоговые льготы;
  • сумма налога.

Алгоритм расчета земельного налога

Чтобы проверить правильность расчета земельного налога налоговой инспекцией, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма:

Шаг 1. Выясните, есть ли у вас право на льготу по налогу.

О льготах, которые действуют в вашем муниципальном образовании, вы можете узнать в нормативном правовом акте представительного органа власти муниципального образования (п. 2 ст. 387 НК РФ). Для получения льготы нужно представить в налоговую инспекцию заявление и подтверждающие документы.

Информацию о существующих льготах вы также можете уточнить в налоговой инспекции по месту нахождения земельного участка.

Шаг 2. Установите, правильно ли определена налоговая база (если вы не освобождены от уплаты налога).

Налоговая база по земельному налогу - это кадастровая стоимость земельного участка на 1 января каждого года.

Данные о такой стоимости налоговые органы получают от органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - Росреестра (п. п. 1, 4 ст. 391 НК РФ).

Кадастровую стоимость вы можете узнать по письменному запросу в Управлении Росреестра или в земельной кадастровой палате по месту нахождения вашего земельного участка.

В запросе укажите, на какую дату вы запрашиваете кадастровую стоимость земли, иначе в кадастровой справке стоимость будет указана на дату подачи заявления. Справку о кадастровой стоимости вам должны выдать бесплатно (ч. 13 ст. 14 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).

При этом Изменение кадастровой стоимости земельного участка в текущем календарном году не учитывается при определении налоговый базы за текущий и предыдущие годы.

Изменение кадастровой стоимости вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим кадастровый учет, учитывается при определении налоговый базы начиная с того года, в котором была допущена ошибка.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, изменения учитываются с того года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости стоимости, которая была предметом оспаривания (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Если земельный участок находится в долевой собственности у нескольких лиц, то налоговая база собственника должна быть рассчитана пропорционально его доле.

Если участок принадлежит физлицам на праве общей совместной собственности без выделения долей, то налоговая база распределяется на каждого собственника в равных долях (п. п. 1, 2 ст. 392 НК РФ).

Некоторые физические лица могут уменьшить налоговую базу (кадастровую стоимость) на 10 000 руб. в отношении одного земельного участка в пределах одного муниципального образования.

Это инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, ветераны и инвалиды боевых действий и др. (п. 5 ст. 391 НК РФ).

Однако для этого в налоговую инспекцию нужно представить подтверждающие документы.

Подать их нужно в срок, который установлен в местном законодательном акте, но не позже 1 февраля года, следующего за годом расчета налога (п. 6 ст. 391 НК РФ).

Шаг 3. Проверьте, правильно ли применена налоговая ставка.

Налоговые ставки устанавливает местное законодательство в зависимости от категории земель (ст. 394 НК РФ).

Чтобы узнать ставки земельного налога, следует ознакомьться с нормативным правовым актом, которым введен земельный налог, на официальном сайте муниципалитета.

Ставки налога в г. Москве предусмотрены Законом г. Москвы от 24.11.2004 N 74.

Ставки, которые установлены в местных нормативных правовых актах, ограничены максимальным размером согласно п. 1 ст. 394 НК РФ.

Например, ставка земельного налога не может превышать 0,3 процента для сельскохозяйственных земель, участков для личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и огородничества и др.

Максимум в 1,5 процента установлен в отношении иных участков (пп. 1 и 2 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Если ставки земельного налога нормативными правовыми актами муниципальных образований не установлены, то налог рассчитывается по ставкам, которые предусмотрены в п. 1 ст. 394 НК РФ (п. 3 ст. 394 НК РФ).

Шаг 4. Рассчитайте сумму земельного налога.

Сумма налога равна произведению налоговой базы и налоговой ставки (п. 1 ст. 396 НК РФ). Если вы имеете право на необлагаемую сумму или на льготы, также примените их в расчете.

При приобретении или утрате права на земельный участок в течение года (например, в случае покупки, продажи земельного участка) налог за этот год считается исходя из числа полных месяцев владения участком.

При этом если возникновение этих прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или их прекращение произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то месяц их возникновения (прекращения) принимается за полный месяц.

Если возникновение этих прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца или их прекращение произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то месяц возникновения (прекращения) указанных прав не учитывается.

При получении земельного участка по наследству налог рассчитывается с месяца открытия наследства (п. п. 7, 8 ст. 396 НК РФ).

Обращаем Ваше внимание, на сайте ФНС России работает сервис по предварительному расчету земельного налога физлицами.

Для этого пользователю необходимо ввести кадастровый номер земельного участка.

Остальные сведения, необходимые для расчета налога, заполняются автоматически по данным Росреестра: площадь, кадастровая стоимость, вид объекта.

С особенностями исчисления земельного налога можно ознакомиться на сайте ФНС России в разделе "Земельный налог" раздела "Действующие в РФ налоги и сборы.

По вопросам о характеристиках земельных участков, оспаривании кадастровой стоимости земельных участков необходимо обращаться в Росреестр, уточнить информацию о кадастровой оценке можно на сайте Росреестра в разделе "Кадастровая оценка" (Информация ФНС России от 04.03.2016 "О расчете суммы земельного налога на сайте ФНС России").

Если результат проведенного расчета налога не совпадает с расчетом инспекции, в налоговом уведомлении допущена ошибка или не применены льготы, то следует обратиться в налоговую инспекцию с заявлением об этом.

К заявлению приложите копии документов, которые подтверждают вашу позицию.

Заявление составьте в двух экземплярах.

На втором экземпляре инспекция проставит отметку о дате принятия и вернет его вам.

Пример. Расчет земельного налога

Рассчитаем налог на земельный участок, который находится в собственности физического лица и расположен в г. Москве.

Исходные данные:

  1. Назначение земельного участка - для ведения личного подсобного хозяйства.
  2. Кадастровая стоимость участка - 1 000 000 руб.
  3. Собственник - один.
  4. Налоговая ставка - 0,025% (пп. 1 ч. 1 ст. 2 Закона г. Москвы от 24.11.2004 N 74).
  5. Право собственности на участок зарегистрировано 10 октября 2016 г. (участок находится в собственности три полных месяца).
Формула расчета земельного налога за 2016 г.: 1 000 000 руб. x 0,025% x 3/12 = 63 руб.

Срок уплаты земельного налога

Срок уплаты земельного налога за налоговые периоды начиная с 2015 г. - не позднее 1 декабря года, следующего за налоговым периодом (годом), за который они исчислены. Так, налоги за 2015 г. необходимо уплатить до 1 декабря 2016 г.

За более ранние годы (до 2015 г.) налог следовало уплачивать не позднее 1 октября года, следующего за истекшим годом.

При этом уведомление должно быть направлено не позднее чем за 30 дней до указанного срока (п. 2 ст. 52, п. п. 1, 3 ст. 363, п. 4 ст. 397, п. п. 1, 2 ст. 409 НК РФ; Письмо ФНС России от 11.01.2016 N БС-4-11/48@).

Санкции

Неуплата или несвоевременная уплата налогов по налоговому уведомлению может повлечь:
  • начисление пеней;
  • привлечение к ответственности в виде штрафа;
  • взыскание задолженности по налогу (недоимки), а также пеней и штрафа через суд.
Пени за неуплату

Пеня - это денежная сумма, которая будет начислена вам на сумму долга по налогу, если вы уплатите налог с опозданием (п. 1 ст. 75 НК РФ).

Пени рассчитываются по формуле (п. п. 3, 4 ст. 75 НК РФ):

Сумма пеней = не уплаченная в срок сумма налога x количество календарных дней просрочки x 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России.

Если вы не уплатите налог в срок, налоговая инспекция направит вам требование об уплате недоимки по налогу и пеней.

Такое требование должно содержать: сумму задолженности по налогу; размер пеней на момент направления требования; срок уплаты налога; срок исполнения требования; также меры по взысканию налога, которые будут приняты в случае неисполнения требования.

Указанные в требовании суммы вы должны уплатить в течение восьми рабочих дней со дня получения требования, если в нем не указан более продолжительный срок (п. 4 ст. 69 НК РФ).

В случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления этого письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).

Возможные штрафы

За неуплату налога вас могут привлечь к ответственности в виде штрафа. Штраф составляет 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

Если же инспекция докажет, что налог вы не уплатили умышленно, то сумма штрафа увеличится до 40 процентов (ст. 122 НК РФ).

Важно знать, что налоговый орган для привлечения вас к ответственности должен иметь доказательства, которые подтверждают совершение правонарушения.

А именно располагать документами о том, что инспекция исчислила налог в соответствии с законом, направила вам налоговое уведомление и требование, имеет подтверждение факта и даты получения уведомления.

Взыскание задолженности по налогу (недоимки), а также пеней и штрафа через суд

Если требование об уплате задолженности по налогу (пеней, штрафа) не будет исполнено вовремя, то налоговый орган может подать заявление в суд, чтобы взыскать долг за счет вашего имущества (в т.ч. денежных средств на счетах в банке, наличных денег). По общему правилу срок для обращения в суд - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования (п. п. 1, 2 ст. 48 НК РФ).