Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Ввод в эксплуатацию производственных объектов. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Акт ввода в эксплуатацию объекта

Формальные процедуры по вводу в эксплуатацию характерны как для производственных, так и для гражданских объектов: приемка объекта у подрядчика, получение разрешения на ввод в эксплуатацию, регистрация объекта и т.д. Эксплуатация является наиболее продолжительной фазой жизненного цикла строительного объекта.

Разрешение на ввод в эксплуатацию

Ранее при вводе в эксплуатацию требовалось дополнительно решение государственной приемочной комиссии. После принятия ГрК РФ застройщику необходимо получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. К заявлению о выдаче такого разрешения необходимо подготовить следующие документы:

  • правоустанавливающие документы на земельный участок;
  • градостроительный план земельного участка или ПМТ;
  • разрешение на строительство;
  • акт приемки объекта капитального строительства;
  • документ, подтверждающий соответствие объекта требованиям технических регламентов (подписывает генподрядчик);
  • акт о соответствии параметров объекта проектной документации (подписывают генподрядчик, технический заказчик, инженер заказчика);
  • документы, подтверждающие соответствие объекта техническим условиям (подписывают представители организаций, эксплуатирующих сети);
  • схему планировочной организации земельного участка с расположением объектов и инженерных сетей в границах земельного участка (подписывают генподрядчик и технический заказчик);
  • акт итоговой проверки государственного строительного надзора и заключение органа государственного пожарного надзора.

Для опасных объектов добавляется договор обязательного страхования гражданской ответственности, для объектов культурного наследия - акт приемки выполненных работ по сохранению объекта.

В качестве акта приемки объекта капитального строительства могут быть использованы формы ОС-la «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)» или ОС-3 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств», утвержденные постановлением Госкомстата 21 января 2003 г. № 7. В г. Москве форма «Акта приемки объекта капитального строительства государственного заказа города Москвы» утверждена распоряжением Правительства Москвы от 9 марта 2007 г. № 396-РП.

При сдаче жилого дома составляют акт приемки-передачи, для чего создается комиссия. В акте могут быть указаны состояние частей здания, коммуникаций и инженерных систем, их дефекты. Аналогичная процедура проводится при передаче здания на баланс другой организации, при этом указывается эксплуатирующая организация.

Для исключения проблем при вводе в эксплуатацию жилых объектов целесообразно придерживаться исчерпывающего перечня процедур, связанных с получением различных разрешений и согласований . Практически во всех случаях понадобятся следующие документы:

  • технический план здания, сооружения;
  • заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
  • разрешение на ввод объекта в эксплуатацию;
  • кадастровый план объекта недвижимости: здания, помещения;
  • свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества.

При наличии соответствующих инженерных систем могут потребоваться следующие документы:

  • акты допуска приборов учета электрической энергии, узла учета воды и сточных вод к эксплуатации, акт о приемке газового оборудования и средств автоматики для проведения пусконаладочных работ, акт обследования соответствия показателей энергоэффективности газоиспользующего оборудования паспортным или проектным показателям;
  • акт о промывке и дезинфекции внутриилощадочных и внутридомовых сетей и оборудования объекта, необходимых для подключения к централизованной системе холодного водоснабжения;
  • акты о выполнении технических условий для присоединения к электрическим сетям, осмотра (обследования) электроустановки и уведомление о проведении осмотра;
  • акты о готовности внутриилощадочных и внутридомовых сетей и оборудования к подаче тепловой энергии и теплоносителя, к подключению к централизованным системам горячего и холодного водоснабжения, бытовой (общесилавной) и ливневой системам водоотведения, о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования к технологическому присоединению;
  • разрешение органа энергонадзора на допуск в эксплуатацию энергопринимающих устройств, разрешение на осуществление подключения к системе теплоснабжения, разрешение на пуск газа;
  • акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон в отношении электрических и тепловых сетей, сетей газораспределения, централизованных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения;
  • акт технологического присоединения к электрическим сетям и сетям газораспределения, акты о подключении к централизованным системам теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, централизованной бытовой (общесплавной) и ливневой системам водоотведения;
  • договоры энергоснабжения и теплоснабжения холодного и горячего водоснабжения, договор об оказании услуг по передаче электрической энергии, договор водоотведения в централизованную бытовую и ливневую системы водоотведения, договор поставки газа и договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Региональный орган государственный власти или орган местного самоуправления может установить необходимость проведения контрольно-геодезической съемки и передачи исполнительной документации.

Заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию подается в тот же орган, который выдавал разрешение на строительство. Последний обязан в течение 10 дней провести осмотр объекта капитального строительства в случае, если государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции или капитальном ремонте не проводился. Затем проводится проверка наличия и правильности оформления указанных выше документов. При положительных результатах проверки заявителю должно быть выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, при отрицательных - отказано с указанием причин отказа. Отказ может быть обжалован в суде.

Разрешение выдается по установленной форме (см. ниже). В разрешении указываются основные показатели возведенного объекта, основные примененные материалы, стоимость строительства - по проекту и фактические. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта, а в случае реконструкции - для изменения данных такого учета.

Форма разрешения на ввод в эксплуатацию

  • (наименование застройщика
  • (фамилия, имя, отчество - для граждан, его почтовый индекс и адрес)

РАЗРЕШЕНИЕ

на ввод объекта в эксплуатацию №_

  • (наименование уполномоченного федерального органа исполнительной власти,

или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или органа местного самоуправления, осуществляющих выдачу разрешения на строительство)

руководствуясь статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешает ввод в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта капитального строительства (ненужное зачеркнуть)

(наименование объекта капитального строительства

в соответствии с проектной документацией)

расположенного по адресу

(полный адрес объекта капитального строительства с указанием субъекта Российской Федерации, административного района и т.д. или строительный адрес) 2. Сведения об объекте капитального строительства

I. Общие показатели вводимого в эксплуатацию объекта

Строительный объем - всего куб. м

в том числе надземной части куб. м

Общая площадь кв. м

Площадь встроенно-пристроенных поме- кв. м

Количество зданий Шт.

II. Нежилые объекты

Объекты непроизводственного назначения (школы, больницы, детские сады,

объекты культуры, спорта и т.д.)

Количество мест Количество посещений Вместимость

(иные показатели) (иные показатели)

Объекты производственного назначения

Мощность

Производительность

Протяженность

III. Объекты жилищного строительства

штук секций шт./кв. м

шт./кв. м шт./кв. м шт./кв. м шт./кв. м шт./кв. м кв. м

IV. Стоимость строительства Стоимость строительства объекта - всего тыс. руб. в том числе строительно-монтажных работ тыс. руб.

(должность уполномоченного сотрудника (подпись) (расшифровка

органа, осуществляющего выдачу разре- подписи)

тения на ввод объекта в эксплуатацию)

Для ввода в эксплуатацию лифтов монтажная организация составляет декларацию соответствия с участием аккредитованной испытательной лаборатории. Декларация, протоколы проверки и испытаний, протоколы электроизмерительных работ прикладывают к паспорту лифта.

Владелец лифта (собственник здания или управляющая компания) проверяет комплектность документации и выполнение требований технического регламента 1 , а также заключает договор страхования гражданской ответственности и договор на техническое обслуживание лифта.

Для ввода лифта в эксплуатацию владелец организует комиссию в составе представителей владельца, монтажной и обслуживающей организаций. На основании положительного решения комиссии составляется акт приемки лифта в эксплуатацию , владелец принимает решение о вводе лифта в эксплуатацию и вносит решение в паспорт лифта.

Никто не может гарантировать, что после сдачи объекта никаких дефектов не обнаружится. Однако генеральный подрядчик несет обязательства по исправлению за свой счет дефектов, возникших вследствие недостатков строительства, монтажа и пусконаладочных работ и обнаруженных в течение гарантийного периода (ст. 755 ГК РФ). При этом учитываются также гарантийные обязательства поставщиков оборудования, закрепленные в договорах поставки. Заводы-изготовители должны устранять за свой счет недостатки, возникшие вследствие некачественного изготовления оборудования и обнаруженные в рамках гарантийного срока, установленного в договорах поставки оборудования.

Продолжительность гарантийного срока устанавливается в договоре строительного подряда и, как правило, составляет 1-2 года, а при строительстве по закону о долевом участии - 5 лет. В договоре целесообразно оговорить дату начала гарантийного периода: подписание акта передачи объекта подрядчиком, окончания комплексного опробования, завершения гарантийных испытаний и т.п.

Если гарантийный период закончился, но в течение 5 лет со дня сдачи работ было обнаружено ненадлежащее качество строительства, то обязанности подрядчика по устранению дефектов сохраняются и по истечении гарантийного срока (ст. 724, 756 ГК РФ). При этом подрядчик обязан доказывать, что дефект произошел не по его вине («презумпция виновности» подрядчика).

Нередко заказчик устанавливает в договоре положение о гарантийном залоге (отложенном платеже), который может составлять до 5-10% договорной цены за подрядные работы. Этот залог возвращается подрядчику по истечении гарантийного срока, если за это время дефектов не будет выявлено. Если дефекты будут обнаружены, а подрядчик не примет меры по их устранению, заказчик в соответствии с таким положением оплачивает работы по устранению дефектов третьему лицу, уменьшая, таким образом, сумму, возвращаемую подрядчику.

По окончании гарантийного периода подписывается акт об окончательной приемке объекта. К этому моменту должны быть сверены и завершены все взаимные расчеты.

Ввод реконструированного или возведенного объекта капстроительства осуществляется согласно разрешению. Этот документ свидетельствует об окончании работ в полном объеме, удостоверяет соответствие готового сооружения градостроительному плану и проектной документации. Рассмотрим далее, как получить разрешение на ввод в эксплуатацию. Образец бумаги также будет описан в статье.

Общий порядок

Как получить разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома? Кто выдает бумагу? Какие нужны документы? Для получения бумаги застройщику следует обратиться в уполномоченный орган, который выдал разрешение на строительство, - в Госстройнадзор. В эту инстанцию нужно написать заявление. К нему необходимо приложить:


В десятидневный срок с даты поступления заявления и указанных выше бумаг, Госстройнадзор принимает решение. После проверки поступивших документов, заявитель получает разрешение на ввод в эксплуатацию после реконструкции или завершения строительства.

Причины отказа

Уполномоченный орган может не удовлетворить заявление. Рассмотрим основные случаи, когда застройщик может не получить разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома:

  1. Отсутствие необходимых бумаг, которые должны быть приложены к заявлению.
  2. Несоответствие сооружения требованиям, установленным в градостроительном плане участка земли; в случае реконструкции или капремонта – планировочному и межевому проекту выделенной территории.
  3. Несогласованность объекта разрешению на строительство.
  4. Несоответствие параметров сооружения проектной документации. Это положение не касается объектов ИЖС.

Следует отметить, что несвоевременное получение документов не может выступать как основание, в соответствии с которым может быть отказано в получении разрешения.

Дополнительные причины

Застройщик может не получить разрешение ввода объекта в эксплуатацию в случае не исполнения требований, установленных в ст. 51, ч. 18 Градостроительного кодекса. Законом предусмотрен ряд обязательных условий, в частности: заявитель должен передать безвозмездно в исполнительный федеральный, субъектный, местный орган власти или иную уполномоченную инстанцию, которая осуществляет госконтроль над использованием атомной энергии, а также надзор за деятельностью, касающейся разработки, изготовления, утилизации ядерных установок и оружия, определенные сведения. В частности, это данные о:

  • Площади, этажности и высоте планируемого сооружения.
  • Инженерно-технических сетях.

Кроме этого, чтобы получить разрешение ввода объекта в эксплуатацию, следует предоставить копии:


Разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома включает в себя информацию, изложенную в таком объеме, чтобы ее было достаточно для постановки сооружения на кадастровый учет. Состав таких данных должен соответствовать требованиям, предъявляемым ФЗ №221 к текстовой и графической частям технического плана. Разрешение на ввод в эксплуатацию выступает в качестве основания для внесения необходимых сведений в государственный реестр. Форма бланка утверждена исполнительным федеральным органом, уполномоченным Правительством.

Передача документации

После завершения строительных работ, лицо, их осуществлявшее, обязано предоставить заказчику следующие бумаги:


Важный момент

В случае проведения работ, касающихся сохранения сооружений, относящихся к культурному наследию, разрешение на ввод в эксплуатацию составляется в соответствии с особенностями, которые установлены в отечественном законодательстве для таких зданий.

Завершающий этап

А трехдневный срок с даты, когда было получено разрешение на ввод в эксплуатацию, орган, его предоставивший, должен направить копию документа в исполнительную (федеральную) инстанцию, уполномоченную на проведение госстройнадзора. Данное предписание действует относительно сооружений, перечисленных в п. 5.1, ст. 6 Градостроительного кодекса. Если бумага выдана на ввод в эксплуатацию прочих объектов капстроительства, то ее экземпляр отправляется в исполнительный орган субъекта РФ, уполномоченный на выполнение госстройнадзора.

В заключение

По окончании работ подрядчик отправляет заказчику письмо-уведомление. В подтверждение завершения строительства либо реконструкции к извещению прилагаются копии разрешительных бумаг, акт, в котором перечислены выполненные работы, список ответственных лиц. В пакет документов включаются данные о сторонних организациях, привлеченных к составлению проектов, прокладке инженерных коммуникаций, выполнения узкоспециализированных операций.

Кроме этого, прилагаются подробные схемы и чертежи, содержащие комментарии и пометки. Техническая документация является неотъемлемой частью пакета бумаг. Именно в ней описаны все использованные материалы. Перед тем как подать заявление на получение разрешения ввода в эксплуатацию, объект должен пройти предварительную проверку. Расходы на ее проведение ложатся на заказчика. Проверку выполняет специально созданная рабочая группа. В ее составе присутствует доверенное лицо от заказчика, представители надзорных инстанций, эксплуатационных служб, специалисты проектной организации. Рабочая комиссия проверяет правильность составления документации, проводит оценку соответствия сооружения и конструктивных элементов проектным требованиям, а также осуществляет пробный запуск установленного оборудования и инженерных коммуникаций. Выводы группы фиксируются в соответствующем письменном заключении. Оно определяет готовность сооружения к сдаче в эксплуатацию.

Законодательством России предусмотрен учет недвижимости, расположенной на территории государства, независимо от типа собственности. Контролируются и строения, и земельные участки, и дороги, и прочие объекты. Закончив строительство объекта, необходимо подтвердить факт постройки и соответствия сооружения или оборудования нормативным требованиям.

Введение в эксплуатацию недвижимого имущества, по окончании капитального строительства или реконструкции, заключается в последовательном проведении необходимых процедур. Результатом ввода недвижимости в эксплуатацию является регистрация владельцем строительства своих прав на собственность с последующей эксплуатацией объекта, либо проведением других сделок, предусмотренных законом.

Ввод в эксплуатацию нежилых помещений

Документом, подтверждающим факт окончания строительства или реконструкции, служит Бланк подтверждает, что строительные работы завершены и соответствуют одобренному, первоначально, плану. Сроки проведения итоговой проверки подрядчиком и владельцем утверждаются в процессе работы.

Основной список документов для ввода объекта в эксплуатацию

Получение акта введения в эксплуатацию нежилых помещений, магазинов и торговых центров производится департаментом, выдавшем разрешение на строительство, подается заявление в 2 экземплярах. Помимо заявления, необходимо предоставить:

  • , оформленный совместно с застройщиком;
  • , либо проект планировки и межевания земельного участка;
  • акт приемки строительного объекта, либо договор подряда;
  • или реконструкции требованиям технической документации, подписанное лицом, ответственным за строительство;
  • заключение энергоснабжающей организации о соответствии электроустановок помещения требованиям энергетической эффективности и оснащенности приборами учета;
  • заключение службы противопожарной безопасности;
  • разрешение компании по эксплуатации инженерно-технических сетей (при наличии);
  • акт приемки органов по охране культурного наследия, при проведении реставрационных, либо других работ в зданиях, определенных ФЗ №73 от 25.06.2002г.

Пакет документов регистрируется в органах исполнительной власти, после чего производится тщательная проверка представленных бланков. Объем документов должен соответствовать перечню и требованиям статьи 55 ГрК РФ. В случае отсутствия необходимой информации, либо её несоответствия требованиям законодательства, выносится решение «Отказать в выдаче разрешения».

В этом случае владелец недвижимости может доукомплектовать недостающие документы и снова подать заявление на выдачу разрешения. В случае несогласия с решением, владелец имеет право обратиться в суд.

Внимание! После документального анализа, производится проверка объекта строительства на предмет соответствия сдаваемого объекта проектной документации. Также производится контроль исполнения требований, указанных в градостроительном плане земельного участка. По окончании проверки принимается решение о выдаче, либо отказе в выдаче, «Решения о вводе объекта недвижимости в эксплуатацию». Срок рассмотрения документов до 10 дней.

К ОПО относятся объекты по получению, хранению, переработке, использованию и уничтожению горючих, взрывчатых и токсичных веществ, например, газовые котельные, АЗС. Ввод в эксплуатацию этого типа основных средств регламентируется . По окончании строительства производится контроль сооружения на предмет готовности недвижимости к эксплуатации.

Порядок оформления документации, необходимой для эксплуатации ОПО

Помимо пакета документов, стандартного для всех видов основных средств производственного назначения, при подаче заявления владельцем объекта предоставляется подтверждение обязательного страхования гражданской ответственности, на основании ст.9, ст.15 ФЗ № 116 и ст.5 ФЗ №225.

Документы, согласно перечню, предоставляются в департамент, оформивший разрешение на строительство. После анализа предоставленных данных и осмотра ОПО, органом самоуправления решается вопрос о выдаче разрешения о вводе ОПО в эксплуатацию.

Ввод данного типа основных средств в эксплуатацию включает также следующие действия:

  1. Оформляется акт ввода в эксплуатацию сооружения в целом, а также его составных частей и технических устройств;
  2. Все технические устройства, такие как грузоподъемники, оборудование под давлением ставятся на учет. Каждому оборудованию присваивается номер регистрации, который прописывается в паспорте оборудования;
  3. Необходимо зарегистрировать объект в реестре Ростехнадзора, и получить Свидетельство о регистрации;
  4. На основании ст. 9 ФЗ №116, а также Постановления Правительства №263 от 10.03.99г. необходимо принять , утвердить должностные инструкции и приказы о назначении ответственных за ОПО, разработать план мероприятий по ликвидации аварий, а также заключить договор с МЧС;
  5. Произвести аттестацию рабочих мест по пром.безопасности, а также получить протоколы проверки знаний в Ростехнадзоре;
  6. Согласно ст.9 ФЗ №116 и Постановления Правительства РФ №492 от 10.06.2013г. необходимо оформить лицензию в Ростехнадзоре, на эксплуатацию объекта повышенной опасности 1-3 класса.

Ввод в эксплуатацию линейных объектов

Линейные объекты, это сооружения, у которых длина во много раз превышает его ширину. В этот тип объектов капитального строительства входят инженерные сети, автомобильные и железные дороги, метро, трубопроводы и т.д. Расположение таких линейных объектов представляет собой полилинию, или ломаную кривую. Проектирование этого вида основных средств практически не отличается от остальных строительных проектов, хотя имеет ряд тонкостей.

Важно! При капитальном строительстве одних объектов, например, дороги или трубопровода высокого давления, необходимо владение участка земли под ними. В случае проведения работ по укладке подземных трасс или кабелей, они могут проходить под чьим-то землевладением.

Многие линейные сооружения имеют охранную зону, в пределах которой нельзя возводить посторонние объекты, либо имеется ряд других ограничений.

Документы для ввода в эксплуатацию

Процесс ввода в эксплуатацию линейных сооружений аналогичен вводу других производственных помещений. Однако, ввиду специфики этого вида основных средств, помимо стандартного пакета бланков, утвержденного ст.55 ГрК РФ, для линейных объектов необходимо представить дополнительно:

  • (при необходимости);
  • разрешительный документ, выданный природоохранным надзором в случаях, предусмотренных ч.7 ст.54 ГрК РФ;
  • в соответствии с ФЗ №218 от 13.07.2015г.;
  • описание границ охранной зоны с перечнем координат в электронном формате, при вводе в эксплуатацию новых электроэнергетических, газоснабжающих, транспортных, трубопроводных объектов, либо объектов связи в соответствии с ФЗ (при необходимости).

Жилые дома, построенные за счет собственных средств владельца, вводятся в эксплуатацию по упрощенной форме. Собственнику достаточно предъявить документы, подтверждающие право владения землей и имеющуюся техническую документацию на постройку, согласно ФЗ №93 от 30 июня 2006г.

Важно! Согласно изменениям от 1 марта 2018г., ввод в эксплуатацию индивидуальных жилых домов не требуется.

Требования к индивидуальному жилому объекту

При подаче документов, построенный дом должен соответствовать определенным требованиям:

  • наличие отопления;
  • наличие электропроводки и установленных приборов учета;
  • наличие водоснабжения;
  • канализация;
  • законченная отделка всех помещений.

При отсутствии централизованных способов подключения отопления, водоснабжения и канализации, сооружение должно быть обеспечено автономными источниками. На момент подачи документов, дом должен быть пригоден для проживания.


Документы, необходимые для ввода жилого дома в эксплуатацию

Разрешительный документ на ввод дома в эксплуатацию выдается органами местного самоуправления. Пакет документов, утверждённый ст.55 п.3 ГрК РФ, содержит:

  • заявление;
  • документ, подтверждающий право владения земельным участком;
  • разрешение на строительство;
  • кадастровый паспорт земельного участка;
  • тех.паспорт;
  • схема участка.

Процедура получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию

Сформированный пакет документов предоставляется в органы местного самоуправления, либо через МФЦ, на рассмотрение. В настоящее время есть возможность отправить заявление через портал Госуслуг. В этом случае предоставляются копии всех бланков.

В процессе рассмотрения проводится анализ предоставленных документов, и проводится осмотр строения на соответствие требованиям законодательства. По результатам рассмотрения принимается решение.

Внимание! Ответ может быть получен заявителем при личном посещении, по почте, либо в электронном виде. При получении отказа, должно быть приложено объяснение причин в письменном виде.

Введение в эксплуатацию многоквартирных жилых домов (ИЖС), это процедура, необходимая для подтверждения факта готовности строения к заселению жильцов, и соответствия требованиям и нормативам действующего законодательства.

По окончанию строительства, такой объект обязательно проходит проверку местными органами стройнадзора на основании заявления застройщика. Проверяющие анализируют процесс строительства от закладки фундамента до завершающих этапов строительных работ. По результатам итоговой проверки формируется (ЗОС) объекта строительства требованиям тех.регламентов заявленному проекту.

Внимание! Согласно ч.5 ст.52 ГрК РФ строительный надзор должен осуществляться в течении всего периода проведения капитального строительства или реконструкции объекта.

Поэтому, ЗОС будет выдан только при наличии регулярного надзора в течении проведения строительных работ. Если, по вине застройщика, контроль отсутствовал, организация имеет право отказать в выдаче заключения.

При самовольном изменении застройщиком отдельных частей объекта, без уведомления об этом стройнадзора, также может быть отказано в выдаче ЗОС. В этом случае застройщику необходимо произвести обследование измененных конструкций в другой организации, имеющей лицензию на проведение соответствующих работ. При получении положительных результатов обследований, стройнадзор может пересмотреть возможность выдачи заключения о соответствии.

Далее создается специальная комиссия, которая изучает проектную документацию и производит проверку здания на предмет соответствия строительным и санитарным нормам. Состав комиссии должен соответствовать перечню, указанному в ст.55 ГрК РФ. В числе членов комиссии должны обязательно быть сотрудники Санэпиднадзора, электроснабжающей организации и специалисты, ответственные за противопожарную безопасность. При принятии решения, комиссией учитываются данные ЗОС стройнадзора.

Для получения разрешительного документа на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, в орган исполнительной власти подается соответствующее заявление и предоставляются необходимые документы.

Документация, необходимая для получения разрешения

В список документов, согласно Градостроительного кодекса, входят:

  • заявление застройщика;
  • разрешение на строительство;
  • документы о праве владения землей;
  • схема местоположения строения на земельном участке;
  • тех.план;
  • документы, подтверждающие выполнение тех. условий и подписанные поставщиками энергоресурсов.

После рассмотрения пакета документов, органами самоуправления решается вопрос о выдаче разрешения на ввод дома в эксплуатацию.

Ввод в эксплуатацию НМА

К нематериальным активам относятся объекты, не обладающие физической структурой и использующиеся в производстве в течении долгого периода. К этому типу основных средств относятся:

  • деловая репутация предприятия;
  • весь спектр организационных расходов;
  • объекты интеллектуальной собственности.

Внимание! Документы, подтверждающие существование такого вида основных средств, включают в себя патенты, договора уступки прав на патент, товарные знаки, либо свидетельства. Ввод в эксплуатацию НМА производится по акту приема-передачи, на основании «Приказа руководителя о вводе в эксплуатацию и установлении срока полезного использования НМА».

В дополнение к статье, предлагаем посмотреть подробное видео по данной теме:

До того как вступило в силу новое законодательство, ввод в эксплуатацию строительного объекта осуществлялся на основании различных нормативных актов в зависимости от типа сооружения. С января 1988-го года начали действовать СНиП. Они устанавливали порядок, по которому осуществлялся ввод в эксплуатацию промышленного объекта. Согласно действовавшему ранее законодательству, документом, который подтверждал готовность сооружения, выступал акт Госкомиссии. Сегодня утвержден другой порядок. Рассмотрим далее, как в настоящее время осуществляется ввод объекта в эксплуатацию.

Разрешение

Этот документ сегодня заменяет указанный выше акт приемочной комиссии. Разрешение на ввод построенного объекта в эксплуатацию выдается исполнительным органом федерального, субъектного или местного уровня. Этот документ удостоверяет:

  • Завершение работ по возведению, реконструкции, капремонту сооружения в полном объеме. Документом-основанием является разрешение на строительство.
  • Соответствие готового сооружения проекту и плану участка.

Ввод нового объекта в эксплуатацию: документы

Лицо, осуществляющее возведение сооружения, должно обратиться в исполнительный орган со следующими бумагами:


Действия уполномоченного органа

Прежде чем выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, инстанция в десятидневный срок осуществляет:

  • Проверку поданной документации (правильность оформления, соответствие сведений действительности).
  • Осмотр сооружения (данное мероприятие не осуществляется, если предусмотрен государственный надзор).
  • Выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Однако уполномоченный орган может отказать в удовлетворении заявления. В каких случаях это происходит?

Основания для отказа

Уполномоченный орган может не выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если выявлено несоответствие:

  • Объекта капстроительства установленным в разрешении на строительство требованиям.
  • Параметров сооружения проекту.
  • Требованиям плана участка.

Заявителю может быть отказано, если в десятидневный срок с даты получения разрешения на проведение строительства, он не предоставил в уполномоченный орган:

  • Сведения об этажности, высоте, площади планируемого здания, инженерно-технических сетях.
  • Копию результатов геодезических изысканий.
  • Экземпляры:

Планировочной схемы участка, составленной согласно градостроительному плану;

Перечней мероприятий по охране природы и обеспечению пожарной безопасности;

Прочих документов, затребованных инстанцией.

Если отказ был обусловлен не предоставлением каких-либо бумаг, то это нарушение может быть исправлено путем их предъявления.

Налогообложение

Существует мнение, что получение разрешения свидетельствует о том, что работы с сооружением полностью окончены, и оно пригодно для использования по назначению. Застройщик, выступающий в качестве инвестора, оформит право собственности, примет объект к учету в составе основных средств. Регистрация не может быть проведена без разрешения от уполномоченной инстанции. Внесение в основные средства может осуществляться как до оформления права на собственность, так и после этой процедуры. Однако многих застройщиков интересует вопрос – обязательно ли включение объекта в ОС непосредственно после того, как будет получено разрешение на ввод?

Инвестор самостоятельно решает, готово ли сооружение к использованию на той стадии, когда выдан документ. Однако чиновники выступают против такой позиции. Они считают, что инвесторы, таким образом, оттягивают момент уплаты налога на имущество. И все же на практике готовность объекта к использованию определяется не получением разрешения, а решением руководства предприятия, для которого сооружен объект. Настаивая на скорейшем начале выплаты налога, чиновники в данном случае могут в некотором роде проиграть в качестве, выиграв, несомненно, в темпе поступления отчислений. При недостаточной готовности сооружения застройщик на основании закона будет платить неполную сумму. Организация в данной ситуации может поступить одним из следующих способов:


Если предприятие признает в качестве ОС здание непосредственно на момент получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, стоимость его на ту же дату будет считаться сформированной. Это осуществляется на основании п. 8 ПБУ 6/01.

Ввод объекта в эксплуатацию: расходы

Затраты не включаются в сводную смету. Расходы на ввод в эксплуатацию составляются в отдельном документе. В смете учитываются затраты:


Важное обстоятельство

Разрешение на ввод выступает в качестве основания для регистрации сооружения, внесения изменений в акты госучета. Согласно определению КС, документация, подтверждающая готовность здания, не включает в себя положения, регламентирующие регистрацию права собственности. Бумаги носят исключительно технический характер и устанавливают процесс ввода в эксплуатацию.

Спорный момент

Необходимо также обратить внимание на период, когда вместо акта госприемки стали выдаваться разрешения. Данное обстоятельство весьма существенно, поскольку строительство многих объектов велось до принятия нового Кодекса, а готовы они были уже после этого. Согласно ст. 9 ФЗ, регламентирующего введение в действие ГрК, Кодекс применяется к отношениям, касающимся реконструкции, строительства и проектирования, возникшим после его утверждения. На объекты, начатые до его введения, распространяются положения по части обязанностей и прав, появившихся после его принятия. Другими словами, поскольку указанные отношения по сооружению здания возникли до того, как был введен ГрК, а завершение работ и необходимость получения разрешения – после этого, прием и запуск здания должны осуществляться согласно требованиям статьи 55 ГрК.

Форма разрешения

План утвержден правительственным Постановлением. Приказ Минрегионразвития устанавливает порядок составления формы разрешения. В документе должны присутствовать сведения о сооружении, которые необходимы для внесения изменений в акты госучета (для реконструированных и отремонтированных зданий) или постановки на учет. Поскольку при выдаче разрешения уполномоченным органом проводится проверка соответствия в ходе строительства объекта градостроительных и прочих правил и норм, то других документов, кроме тех, которые включены в перечень, приведенный выше, предъявлять нет необходимости.

В теории данная процедура является обязательной в установленных законодательством случаях, но на практике не всегда здания, сооружения и оборудование начинают использоваться после оформления разрешительных документов. Как это влияет на бухгалтерский учет? Какие риски возникают при налогообложении в случае амортизации объектов, используемых в ситуации отсутствия разрешения на ввод в эксплуатацию?

Что такое разрешение на эксплуатацию?

Как правило, разрешение на эксплуатацию выдается в отношении объектов, которые при неправильном возведении (изготовлении) могут представлять опасность для пользователей объектов, обслуживающего персонала и окружающей среды. Среди этих потенциально опасных объектов выделяются объекты капитального строительства (здания и сооружения промышленного (и не только) назначения), а также размещаемое в них различное высокотехнологичное оборудование, требующее монтажа и наладки.

За пояснениями по поводу объектов капстроительства следует обратиться к нормам Градостроительного кодекса. В частности, в ст. 55 ГрК РФ сказано, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, удостоверяющий:

— выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме согласно разрешению на строительство;

— соответствие построенного, реконструированного объекта градостроительному плану земельного участка или — в случае строительства, реконструкции линейного объекта — проекту планировки территории, проекту ее межевания и проектной документации.

Разрешение на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию является итоговым документом, который выдается на основании перечня других документов. Он подтверждает выполнение строительства (реконструкции) согласно установленным законодательством требованиям. Все необходимые бумаги перечислять не будем, выделим два документа:

— заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (нужно в ситуации, когда предусмотрено осуществление государственного строительного надзора);

— заключение федерального государственного экологического надзора.

Перечисленные документы на объект можно получить лишь в том случае, если он готов к функционированию в запланированных целях, поэтому разрешение на ввод в эксплуатацию можно рассматривать как одно из подтверждений такой готовности. И хотя рассматриваемое разрешение удостоверяет соответствие объекта строительства требованиям технических регламентов, энергетической эффективности, техническим условиям эксплуатации сетей инженерно-технического обеспечения, даже при наличии разрешительного документа складываются ситуации, когда для обеспечения возможности использования объекта в целях, предусмотренных руководством, необходимо провести дополнительные работы, не влияющие на факт получения разрешения на эксплуатацию.

Например, разрешение на эксплуатацию сооружения и размещение в нем технологического оборудования получено, в то время как само оборудование только поступило на предприятие и начались работы по его монтажу. Без оборудования использование сооружения не предполагается, поэтому нет оснований утверждать, что объект готов к эксплуатации даже при наличии соответствующего разрешения.

Данный документ не всегда является итоговым, позволяющим перейти от этапа возведения объекта к этапу его полной готовности к эксплуатации в запланированных руководством целях. Он нужен скорее для контроля, а не для того, чтобы выразить мнение о полной готовности объекта к практическому использованию. Но чаще встречается обратная ситуация, когда есть производственная необходимость ввода в эксплуатацию объекта до того, как будут завершены все существенные затраты, предусмотренные проектом строительства (незавершенных объектов). Примером указанной ситуации может быть ввод в эксплуатацию скважины с момента получения первой тонны природных ресурсов, при том что работы по обустройству прилегающей территории в силу технологических причин были перенесены на ближайший климатический сезон.

И еще: при принятии решения о возможности эксплуатации объекта следует в том числе учитывать факт возможной задержки выдачи данного документа по административным, а не экономически обоснованным причинам. То есть виновниками могут оказаться как нерасторопные чиновники, так и подрядчик, который допустил несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, что может послужить причиной для отказа в выдаче разрешения на эксплуатацию объекта (п. 6 ст. 55 ГрК РФ). Это стоит взять на заметку не только для бухгалтерского учета, но и для налогообложения, в котором налоговики нередко трактуют экономическую обоснованность расходов как соблюдение требований различных сфер законодательства, о чем поговорим позже.

А сейчас обратим внимание на разрешение на ввод оборудования в эксплуатацию. Если оборудование является одной из систем обеспечения эксплуатации здания и сооружения, то отдельное разрешение на готовность функционирования оборудования может не выдаваться. Если же оборудование выполняет самостоятельные функции в здании и сооружении и представляет определенную опасность для персонала — на него может выдаваться отдельное разрешение на эксплуатацию. Тогда ввод в эксплуатацию — это документально оформленное событие, фиксирующее готовность оборудования к применению по назначению. Об этом сказано в ТР ТС 012/2011 «Технический регламент Таможенного союза. О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах». Как правило, ввод в эксплуатацию оборудования производится специалистами поставщика, а стоимость работ по монтажу и наладке включается в стоимость контракта. Оборудование до ввода в эксплуатацию не может использоваться по предназначению, что отчасти упрощает его бухучет в составе амортизируемого имущества.

Отражается ли ввод в эксплуатацию в бухучете?

Для ответа на указанный вопрос сначала обозначим, что в себя включает данная процедура. Это приемка здания (сооружения) или иного объекта приемочными комиссиями, оформление самого акта приемки и выдача разрешения на эксплуатацию здания (сооружения) или иного объекта. Ни одна из названных процедур сама по себе не отражается в бухгалтерском учете, так как не приводит к изменению финансовых показателей (активов и обязательств, доходов и расходов). Хотя нет. Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть платной для заявителей процедурой, в связи с чем у них возникают расходы. Они либо признаются текущими, либо капитализируются в стоимости вводимого в эксплуатацию объекта. Выбор варианта непрост.

Обратимся к ПБУ 6/01 «Учет основных средств». В нем не упоминается термин «ввод в эксплуатацию», за исключением указания на то, что в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию информация об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе государственной регистрации. В п. 4 поименованного документа перечислены условия, которые должны выполняться для принятия актива к бухучету в качестве ОС. Одним из условий является предназначение объекта для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией в аренду. Еще одно условие — способность объекта приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. Первое условие вполне может быть выполнено и до ввода объекта в эксплуатацию, тогда как о втором можно говорить при условии его готовности к использованию по предназначению. В одних случаях последнее может быть приравнено к вводу в эксплуатацию (например, в отношении оборудования), в то время как в других ситуациях объект может не только быть готов, но и использоваться по предназначению до официального ввода в эксплуатацию (в части зданий, сооружений, объектов по освоению природных ресурсов).

Таким образом, с точки зрения норм ПБУ 6/01 принятие ОС к бухгалтерскому учету и его ввод в эксплуатацию не одно и то же. Интересно, а что думают на этот счет международные методологи? Обратимся к МСФО (IAS) 16 «Основные средства». В данном документе не сказано, когда конкретно актив принимается к учету в составе ОС, однако разделены первоначальные затраты, включаемые в стоимость амортизируемого имущества, и последующие, не включаемые в оценку ОС и признаваемые текущими затратами. Расходы, понесенные в течение периода, когда объект, способный функционировать в соответствии с намерениями руководства, еще не введен в эксплуатацию или работает не с полной нагрузкой, не включаются в балансовую стоимость объекта основных средств. Формирование же первоначальной стоимости ОС прекращается, когда объект доставлен в нужное место и приведен в состояние, обеспечивающее его функционирование согласно намерениям руководства предприятия.

Какой же вывод следует из сказанного? Очень простой. Объект признается ОС со сформированной первоначальной стоимостью до ввода в эксплуатацию при условии, что он способен фактически функционировать в соответствии с намерениями руководства. В некоторых случаях объект способен функционировать до завершения всех работ, однако не отвечает требованиям полного соответствия намерениям руководства. При таких обстоятельствах нужно оценить возможность начала эксплуатации объекта, необходимость и существенность дальнейших затрат, связанных с «доводкой» объекта.

Если объект становится доступен для использования, его местоположение и состояние позволяют осуществлять его эксплуатацию согласно намерениям руководства, то по названному объекту уже можно начислять амортизацию (п. 55 МСФО (IAS) 16). То есть начисление амортизации тоже напрямую не зависит от момента ввода в эксплуатацию ОС. Здесь уместно напомнить, что в п. 21 ПБУ 6/01 по-другому сформулирована дата начала начисления амортизации по объекту ОС — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия обозначенного объекта к бухгалтерскому учету. Но, как указано выше, и в российском законодательстве этот момент жестко не связан с датой ввода объекта в эксплуатацию.

Что делать при отсутствии разрешения на ввод в эксплуатацию?

Исходя из изложенных выше норм сформулируем выводы. Если есть уверенность, что объект капитального строительства полностью готов к эксплуатации в запланированных целях и никакие работы по достройке осуществляться не будут, а отсутствие разрешения на ввод означает задержку регламентированных процедур выдачи разрешения государственными службами, то нужно перевести объект в состав ОС независимо от наличия разрешения на ввод и факта начала эксплуатации объекта. Если есть основание полагать, что объект (в частности, технологическое оборудование) не готов к эксплуатации в текущем состоянии, то он продолжает учитываться в составе вложений во внеоборотные активы до момента начала фактической эксплуатации в соответствии с предназначением и намерениями руководства.

Заметим: эксперты БМЦ высказывают немного иную точку зрения, рекомендуя учитывать эксплуатируемые незавершенные объекты в составе вложений во внеоборотные активы. Амортизация по используемым объектам, учитываемым в составе вложений во внеоборотные активы, начинает начисляться с месяца, следующего за месяцем фактического начала промышленного использования объекта независимо от наличия разрешений или документов на ввод в эксплуатацию. Согласитесь, этот совет — из разряда совместить несовместимое: вложения во внеоборотные активы тем и отличаются от ОС, что не амортизируются, они, наоборот, являются накопительными для связанных с ними затрат, которые в последующем формируют стоимость амортизируемого имущества.

Как бы там ни было, озвученная позиция имеет право на существование, но автор придерживается иного подхода — когда амортизации подлежит только ОС. Если бухгалтер считает, что здание (сооружение) без разрешения на ввод в эксплуатацию не готово к использованию по предназначению (например, когда фактическое использование без данного документа запрещено и карается штрафом), то такой объект отражается в составе вложений во внеоборотные активы. И пока объект ОС не будет включен в производственный процесс (в частности, в производство продукции), амортизационные отчисления не должны участвовать в формировании себестоимости продукции.

К сказанному остается добавить: начало использования объекта в случае отсутствия разрешения на ввод в эксплуатацию производится на основе решения руководства организации. Бухгалтер здесь не более чем исполнитель. Причем названное решение должно быть обоснованным. Например, есть возможность проведения работ по пробной либо опытно-промышленной эксплуатации до формализованного ввода объекта в состав ОС после получения соответствующего разрешения, или же период, необходимый на получение разрешения на ввод объекта основных средств, достаточно продолжительный и может затянуться, что грозит предприятию упущенной выгодой в связи с задержкой в использовании объекта в производстве продукции. Это подталкивает хозяйствующего субъекта к использованию объекта до начала его официального ввода в эксплуатацию.

Между началом фактического использования и готовностью к нему проходит небольшой промежуток времени, поэтому автор считает, что не будет большой ошибкой в данной ситуации отразить объект в составе ОС на дату начала его использования. А амортизация начинает начисляться с месяца, следующего за месяцем фактического начала промышленного использования объекта независимо от наличия разрешений или документов на ввод в эксплуатацию. Как вам такое мнение? Если читатель с ним согласен, то выбор следует обозначить в учетной политике.

Что нужно знать о налогообложении?

Налог на имущество

Здания и сооружения, относящиеся к недвижимости, являются объектом имущественного налогообложения (ст. 374 НК РФ). Однако не все торопятся вводить объекты в состав ОС, даже если они фактически эксплуатируются. Как указано в Постановлении ФАС ЗСО от 23.04.2014 по делу N А81-2224/2013, объекты, отраженные в составе вложений во внеоборотные активы, эксплуатировались предприятием, в результате чего оно получало доход. Отсутствие правоустанавливающих документов на созданные объекты недвижимости не освобождает их от налогообложения. Но судебная практика не однородна, есть и другие судебные решения — например, Постановление ФАС МО от 18.07.2013 по делу N А40-54007/12-91-301, в котором судьи обратились к Положению по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций. В нем сказано, что в состав ОС включаются законченные строительством здания и сооружения, приемка в эксплуатацию которых оформлена в установленном порядке. Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию нужно представить акт приемки объекта капитального строительства. В отсутствие упомянутого акта и разрешения на ввод объекта нового строительства в эксплуатацию данный объект в учете учитывается как капитальное вложение и не включается в облагаемую базу по налогу на имущество.

А бывает так: ввод в эксплуатацию затягивается в связи с выполнением отделочных работ для доведения объекта до состояния, пригодного к использованию. В подобной ситуации преждевременно принимать недвижимость в составе ОС и в качестве объекта имущественного налогообложения. Например, в Постановлении ФАС ДВО от 16.01.2014 N Ф03-6223/2013 перед налоговиками удалось отстоять имущественный комплекс — целый газобетонный завод. Как указали судьи, при строительстве объектов недвижимости не могут быть признаны в качестве ОС объекты, в отношении которых необходимо осуществление дополнительных вложений для приведения их в состояние, пригодное для использования. Между тем формирование первоначальной стоимости спорного объекта продолжалось после постройки зданий (сооружений), о чем свидетельствует факт приобретения, доставки и монтажа оборудования по производству автоклавного газобетона. Таким образом, только после окончания производства всех работ объект как ОС облагается налогом на имущество.

Налог на добавленную стоимость

В части данного налога предприятие может столкнуться с претензиями по налоговому вычету, если он заявлен с опозданием, а точнее, за пределами трехлетнего срока, предусмотренного п. 2 ст. 173 НК РФ. То есть работы произведены, НДС предъявлен поставщиком, но налогоплательщик для применения вычета ждет того момента, когда будет получено разрешение на ввод объекта, на котором осуществлялись работы, в эксплуатацию. Конечно, три года — это много для получения названного разрешения, но подобная ситуация все же может сложиться по причине забывчивости заявителя. Пример — Постановление АС ЗСО от 18.08.2014 по делу N А75-4980/2013. В оправдание осуществления позднего вычета налогоплательщик указывал на то, что моментом окончания строительства соответствующего объекта следует считать момент выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Между тем действующее законодательство не содержит такого условия для применения вычета по НДС по объектам капитального строительства, как наличие у организации разрешения на ввод данных объектов в эксплуатацию. Момент возникновения права на применение налогового вычета по объекту капитального строительства связан с моментом принятия его к учету и периодом фактического введения объекта в эксплуатацию (готовностью к использованию) в запланированных целях.

Налог на прибыль

Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обозначенный объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Судьи считают, что в поименованной норме речь идет о фактической эксплуатации, которая дает право амортизировать ОС (Постановление ФАС ВВО от 13.01.2014 по делу N А11-7262/2012). Ведь разрешение на ввод объекта в эксплуатацию само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного доказательства, свидетельствующего о доведении строящегося объекта до состояния готовности и о возможности его эксплуатации. Указанный документ удостоверяет иные характеристики объекта: его соответствие градостроительному плану и проектной документации и выполнение строительства согласно разрешению на строительство (Постановление ФАС СЗО от 03.06.2014 по делу N А05-4503/2013).

Разрешение на ввод в эксплуатацию не является определяющим документом ни для бухгалтерского учета, ни для налогообложения. По сути, это контрольно-ревизионный, а не первичный документ, подтверждающий осуществление хозяйственной операции. Разрешение может подтвердить только расходы, связанные с его получением и относимые в состав текущих затрат, если стоимость объекта как ОС уже сформирована.