Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Штраф за нарушение сроков сдачи бухгалтерской отчетности. Какие штрафы грозят за несдачу отчетности в налоговую

Штраф за несвоевременную сдачу налоговой декларации - это сумма, которую придется уплатить в бюджет налогоплательщику в наказание за нарушение действующего фискального законодательства. Кому и сколько придется платить в пользу государства, а также как отразить в учете начисленный штраф за несвоевременную подачу декларации и его уплату, расскажем в нашей статье.

Общие положения

Сдача налоговой отчетности — это основная обязанность каждого налогоплательщика. Помимо того, что чиновники разработали и утвердили индивидуальные формы бланков по каждому фискальному обязательству, для каждого вида отчетности предусмотрен свой срок сдачи.

Если компания или предприниматель задержит отчет, например, забудет его отправить в ФНС, то ему выпишут штраф за несдачу декларации. Отметим, что сроки для большей части фискальных обязательств утверждены в НК РФ . Однако для региональных и местных налогов действуют исключительные правила. Так, власти субъекта или муниципального образования вправе регламентировать индивидуальные сроки предоставления фискальной отчетности, которые будут действовать только на территории данного региона или муниципального образования. Например, налог на имущество организаций, транспортный или земельный сбор.

Напомним, что для каждого налога, сбора или иного платежа предусмотрены свои бланки и формы отчетности, а также предельные даты, в которые необходимо предоставить информацию в ФНС. Если этого не сделать, то налогоплательщика накажут — выпишут штраф за несданную декларацию или расчет. Причина несдачи роли не играет, наказания можно избежать только в исключительных случаях.

Размер штрафа за непредоставление декларации

Для всех организаций и предпринимателей действуют единые положения по определению размера наказания. Иными словами, размер штрафа за несвоевременное предоставление налоговой декларации по любому налогу определяется по единому алгоритму.

Итак, ответственность за несвоевременную сдачу налоговой декларации определяется как 5 % от суммы неуплаченного фискального обязательства в бюджет. Причем эти 5 % начислят за каждый месяц просрочки, полный или не полный. Однако общая сумма штрафа за непредоставление налоговой декларации не может быть больше 30 % от суммы налога, неуплаченного в установленный срок, но и не меньше 1000 рублей. Такие указания закреплены в п. 1 ст. 119 НК РФ , Письме Минфина от 14.08.2015 № 03-02-08/47033.

Пример: расчет штрафа за несвоевременную подачу декларации

ООО «ВЕСНА» предоставило в ФНС декларационный отчет по НДС за 1 квартал 2019 года с опозданием — 29.04.2019. Напомним, что последний срок предоставления НД по НДС за 1 кв. 2019 — до 25.04.2019.

Сумма налога на добавленную стоимость по отчету за 1 квартал составила 1 200 000 рублей. С просрочкой была перечислена в бюджет только третья часть от общей суммы — 400 000 рублей (1 200 000 / 3). Дата уплаты в ФНС — 29.04.2019.

Сдача НД по НДС и уплата была просрочены на 4 дня, следовательно, наказание за несвоевременное предоставление налоговой декларации будет рассчитано так:

400 000 × 5 % × 1 мес. (один неполный месяц просрочки) = 20 000 рублей.

Если бы ООО «ВЕСНА» уплатило НДС вовремя, то налоговики выписали бы штраф за несвоевременное предоставление декларации в размере 1000 рублей.

Если компания не сдала авансовый расчет по налогу на имущество либо НД по налогу на прибыль за отчетный период (квартал, месяц), то наказание за несвоевременную подачу налоговой декларации — штраф — составит всего 200 рублей. Основания закреплены в п. 1 ст. 126 НК РФ , Письме ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692 .

Например, ООО «ВЕСНА» отчиталось по налогу на прибыль за 1 квартал 2019 г. в срок 15.06.2019. Дата, регламентированная на законодательном уровне, — 29.04.2019.

Налоговики выставят штрафные санкции в сумме 200 руб. Причем размер наказания не зависит от времени просрочки и суммы авансового платежа.

Размер наказания можно существенно снизить. Для этого подготовьте обращение в ФНС. О том, как это сделать, мы рассказали в специальном материале «Как составить ходатайство об уменьшении штрафа в налоговую инспекцию» .

Наказания за другую отчетность

Если фирма отчиталась не вовремя по другим видам фискальной отчетности, то ей грозят следующие штрафные санкции:

  1. За нарушение срока подачи справок по форме 2-НДФЛ оштрафуют по 200 рублей за каждую несданную вовремя справку.
  2. За несданный расчет 6-НДФЛ положены санкции в размере 1000 рублей за каждый полный и неполный месяц просрочки.
  3. Если опоздать с предоставлением годовой бухгалтерской отчетности в ФНС, придется заплатить по 200 рублей за каждую непредоставленную форму.

А вот за срыв сдачи расчета по страховым взносам наказание аналогично общим штрафам за несвоевременное предоставление декларации: 5 % за полный и неполный месяц просрочки. Итоговая сумма наказания не может быть меньше 1000 рублей и больше 30 % от суммы налога к уплате. Также рассчитают и наказание за просрочку сдачи отчета 4-ФСС в Соцстрах.

За несданную пенсионную отчетность по форме СЗВ-М накажут по 500 рублей за каждое застрахованное лицо из просроченного отчета.

Составляем проводки

Итак, выше мы определили, какой штраф за неподачу налоговой декларации грозит компании. Теперь определим, какими проводками отразить в бухгалтерском учете данную операцию.

Начисление штрафа за несвоевременную сдачу декларации, проводки:

Дебет 99 Кредит 68.

Уплату суммы в бюджет государства отразите записью:

Дебет 68 Кредит 51.

Если наказание выписано за срыв отчетности по страховым взносам, то операции отразите аналогичным образом, но с применением 69 счета «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» вместо 68. Отметим, что штрафы за несданные отчеты во формам 4-ФСС и СЗВ-М также следует относить на 69 бухсчет.

Отражение в бухгалтерском учете сумм штрафных санкций не уменьшает размер налогооблагаемой базы по фискальным обязательствам, сборам и взносам.

Начисленные пени отражайте на счете 91, так как данные виды расходов нельзя относить на бухсчет 99. Пени не включаются в состав налоговых санкций.

В этой статье:

  • какие санкции предусмотрены за несвоевременную сдачу декларации (по НК РФ и по КоАП РФ)?;
  • как посчитать штраф: рассмотрим несколько вариантов в зависимости от срока просрочки сдачи декларации;
  • приведем примеры расчетов.

Каждый новый календарный год приносит нам какие-нибудь изменения в области бухгалтерского учета и налогообложения. Как закономерность, ежегодно появляется новая отчетность, упраздняется старая. А вместе с тем растет и риск ее несвоевременной сдачи.

В этой статье мы попробуем рассмотреть, какие санкции предусмотрены за несвоевременную сдачу налоговой отчетности, и как самостоятельно рассчитать штраф.

Для начала, давайте выясним, какие же отчеты относятся к налоговым декларациям. Потому что само понятие «налоговая отчетность» включает в себя не только декларации, но и налоговые расчеты, а также различные бланки документов, предоставляемых по запросу или по личной инициативе налогоплательщика.

К налоговым декларациям относятся:

  • Декларация по НДС;
  • Декларация по налогу на прибыль;
  • Декларация по налогу на имущество;
  • Декларация по земельному налогу;
  • Декларация по транспортному налогу;
  • Декларация по водному налогу;
  • Декларация по акцизам;
  • Декларация по налогу на игорный бизнес;
  • Декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
  • Декларация по ЕНВД;
  • Декларация по ЕСХН;
  • Единая упрощенная декларация.

Все штрафы, которые могут быть применены к налогоплательщику за несвоевременную сдачу деклараций, можно объединить в таблицу, что позволит вам легко их запомнить.

Таблица 1 - санкции за несвоевременную сдачу налоговых деклараций согласно НК РФ и КоАП РФ.

Вид наказания

Примечание

по НК РФ

Штраф на организацию в размере 5% (ст. 119 НК РФ)

Сумма штрафа рассчитывается за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для подачи декларации.

* Штраф рассчитывается от неуплаченной суммы налога в срок. Если же налог уплачен вовремя или имеется переплата по лицевому счету на дату уплаты налога, то штраф за несвоевременную сдачу декларации будет составлять минимальную сумму - 1000 руб.

Блокировка расчетного счета по истечении 10 рабочих дней со дня срока подачи декларации (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ; п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Такое право сохраняется за налоговой инспекцией в течение трех лет. Также нужно отметить, что сумма блокировки никаких ограничений не имеет (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).

Важно знать, что блокировка банковских счетов не применяется, если было несвоевременное представление расчетов авансовых платежей по налогам.

по КоАП РФ

Ответственность должностных лиц: - предупреждение - штраф от 300 руб. до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).

Суд может смягчить наказание в виде снижения суммы штрафа на 50% и более, а то и вовсе вынести решение лишь с предупреждением.

Хотелось бы уточнить, что за непредставление нулевой декларации также применяется все тот же штраф по ст. 119 НК РФ. Но, так как суммы к уплате нет, то предъявляется минимальный штраф в размере 1000 рублей.

Что же касается промежуточной отчетности (например, налоговой декларации по налогу на прибыль), то штраф должен быть не в размере 5%, а 200 рублей (об этом сказано в п. 17 Письма ФНС от 22.08.2014 N СА-4-7/16692).

Обратите внимание! ссылке .

Расчет штрафов за несвоевременную сдачу налоговой декларации

Для расчета штрафов существует множество онлайн-калькуляторов, которые позволят вам рассчитать штраф до копейки, для этого лишь необходимо ввести сумму налога по налоговой декларации, которая была несвоевременно представлена. Указать день, следующий за крайним сроком подачи декларации, и дату подачи декларации.

Если же вы считаете самостоятельно, то вам нужно придерживаться следующей формулы:

Сумма штрафа = Сумма не уплаченной в срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации × 5% × Количество месяцев *

* Для расчета месяц фактической подачи декларации и месяц с крайним сроком подачи берутся как полные.

Примеры

Для наглядности расчёта давайте рассмотрим ситуации:

1. Налоговая декларация по ЕНВД за 3 кв. была представлена 26.10.2016 г. Крайний срок подачи - 20.10.2016 г. Сумма налога, подлежащая уплате по этой декларации, - 34 121 руб. Сумма налога не была уплачена в срок, 25 числа месяца, за отчетным периодом (25.10.2016 г.)

Тогда сумма штрафа составит:

34 121 руб. × 5% × 1 мес. = 1 706,05 руб.

Сумма штрафа 1706,5 руб. больше минимального размера штрафа (1000 руб.) и меньше его максимальной суммы, которая составляет 10 236,3 руб. (34 121 руб. × 30%). Соответственно, организация обязана заплатить 1706,5 руб.

2. Налоговая декларация по НДС за 4 кв. 2016 г. была представлена 25.03.2017 г. Крайний срок подачи - 25.01.2017 г. Сумма налога, подлежащая уплате по этой декларации, - 4 500 руб. Плательщик всю сумму налога уплатил также 25.03.2017 г.

Так как плательщики НДС вправе уплачивать сумму налога равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, то исходя из примера налог по декларации по НДС за 4 квартал 2016 года необходимо было уплатить в следующие сроки:

  • до 25.01.2017 года - 1500 руб. (1/3 от начисленной суммы = 4500 руб./3);
  • до 25.02.2017 года - 1500 руб. (1/3 от начисленной суммы = 4500 руб./3);
  • до 25.03.2017 года - 1500 руб. (1/3 от начисленной суммы = 4500 руб./3).

Поскольку в сроки 25.01.2017 года и 25.02.2017 года налог не был уплачен, то штраф составит:

  • за просрочку уплаты налога по сроку 25.01.2017 года: 1 500 руб. × 5% × 3 мес. = 225 руб.
  • за просрочку уплаты налога по сроку 25.02.2017 года: 1 500 руб. × 5% × 2 мес. = 150 руб.

Итого: 375 руб.

Давайте проверим, соответствует ли рассчитанная сумма штрафа условиям таблицы 1.

Сумма штрафа 375,00 руб. меньше минимального размера штрафа (1000 руб.) и, соответственно, организация обязана заплатить не 375,00 руб., а 1000 руб.

3. Налоговая декларация по УСН 2015 г. была представлена 28.10.2016 г. Крайний срок подачи - 01.04.2016 г. Сумма налога, исчисленная за год, составила 100 000 руб. В том числе, по итогам года (за 4 квартал) сумма налога к доплате составила 15 000 руб. На момент предоставления декларации плательщик не уплатил эти 15 000 рублей.

Тогда сумма штрафа составит:

15 000 руб. × 5% × 7 мес. = 5 250,00 руб.

Давайте проверим, соответствует ли рассчитанная сумма штрафа условиям таблицы 1.

Сумма штрафа 5 250 руб. больше минимального размера штрафа (1000 руб.) и больше его максимальной суммы, которая составляет 4 500 руб. (15 000 руб. × 30%). Соответственно, организация обязана заплатить не 5 250 руб., а 4 500 руб.

Напомним! Для подготовки и сдачи отчетности воспользуйтесь онлайн-сервисом «Моё Дело» - Интернет-бухгалтерия для малого бизнеса . Сервис автоматически формирует отчетность, проверяет ее и отправляет в электронном виде. Вам не надо будет лично посещать налоговую инспекцию и фонды, что, несомненно, сэкономит не только время, но и нервы. Кроме того, сервис напомнит вам о приближающихся сроках сдачи всех необходимых отчетностей. Получить бесплатный доступ к сервису можно по

Крайний срок представления декларации - 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Если опоздать со сдачей декларации, то компанию оштрафуют. Сумма штрафа – 5% от неуплаченного вовремя налога.

Организация, на которую зарегистрированы транспортные средства, должна платить транспортный налог и представлять в ИФНС соответствующую декларацию (ст. 357 НК РФ). Форма декларации утверждена приказом ФНС России от 20.02.2012 №ММВ-7-11/99.

Декларация

Крайний срок представления декларации — 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ).

Если опоздать со сдачей декларации, то компанию оштрафуют. Сумма штрафа - 5% от неуплаченного вовремя налога. Налоговая инспекция возьмет штраф за каждый месяц просрочки, вне зависимости от того, полный он или неполный. Минимальный размер штрафа — 1000 рублей, максимальный — не больше 30% от суммы неуплаченного в срок налога (ст. 119 НК РФ).

Кроме того, должностное лицо компании могут привлечь к административной ответственности. Ему может быть вынесено предупреждение или наложен штраф от 300 до 500 рублей (ст. 15.5, ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Налог и авансовые платежи

Сроки уплаты налога и авансовых платежей устанавливают субъекты РФ (п. 1 ст. 363 НК РФ). Просрочка грозит организации начислением пени за каждый день просрочки (ст. 75 НК РФ):

Пени за просрочку уплаты налога (авансового платежа) = Сумма налога (авансового платежа), не уплаченная в бюджет, х Количество дней просрочки (календарных) х 1/300 действовавшей ставки рефинансирования

Кроме того, компанию могут оштрафовать по статье 122 НК РФ. Размер штрафа составит 20% от суммы неуплаченного налога (ст. 122 НК РФ). Оспаривать правомерность штрафа придется в суде (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.05.2007 №15162/06).

Каждая компания обязана отчитываться о своей деятельности в государственные органы. В частности, в ИФНС фирмы представляют декларации и иные приравненные к ним отчеты в рамках положений НК РФ. Сдача декларации не в установленный законодательством о налогах и сборах срок влечет взыскание штрафа в размере пяти процентов неуплаченной суммы за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления декларации, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей (ст. 119 НК РФ).

Исходя из положений данной статьи, штраф можно минимизировать. Так, например, если компания не успела в срок подать декларацию, то можно свести штраф к минимальному значению 1000 рублей, отправив ревизорам декларацию с «нулевой» суммой к уплате, и позже подать «уточненку» с реальной суммой налога к уплате. Такой вариант возможен только в том случае, если отсутствие отчета не обнаружили сами ревизоры во время проверки, иначе санкции получится минимизировать лишь через суд.

Снизить или отменить штрафные санкции при несвоевременной подаче отчетности возможно и при наличии смягчающих обстоятельств, они поименованы в пункте 1 статьи 112 НК РФ, но применить эти обстоятельства можно единожды, так как пунктом 2 той же статьи установлено, что обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение. Но не все санкции можно минимизировать подобным образом. Так, штрафы, предусмотренные статьями 15.5 и 15.6 КоАП, заплатить придется в любом случае. Суммы в данной статье минимальны, от 300 до 1000 рублей.

Отчетность в рамках валютного контроля

Штрафные санкции призваны побудить компании своевременно представлять отчетность. По разным причинам фирмы не имеют возможности сдавать документы вовремя, за что и отвечают рублем перед государством. В данной ситуации можно сказать: «мелочь, а неприятно». Описанные выше санкции не страшны в рамках ведения бизнеса даже очень маленькой компании, но описанными суммами штрафы совсем не ограничиваются.

Так, рассмотрим ответственность компании за непредставление отчетности в рамках валютного контроля. С учетом того, что ИФНС имеет большой опыт в сборе штрафов, в последние годы в административное ведение налоговым органам передается все больше видов отчетности компаний. В том числе с 1 января 2017 года переданы в ИФНС для администрирования страховые взносы, а со 2 февраля 2016 года вступил в силу Указ Президента РФ № 41, в рамках которого органом валютного контроля назначена ФНС. Отчетность (ПС, СВО и СПД) компании представляют в уполномоченные банки как агентам валютного контроля. ИФНС в свою очередь проверяет сроки подачи документов.

Обратите внимание

Не стоит забывать, что ИФНС может возложить штрафные санкции и за несвоевременную подачу разъяснений и иной документации в рамках налогового контроля, камеральных и иных проверок. Минимальный штраф за непредставление в установленный срок фирмой документов и иных сведений – 200 рублей за каждый непредставленный документ.

В рамках валютного контроля все намного сложнее, впрочем, и сами штрафы намного выше, и уточненную отчетность не подашь. Так, за несоблюдение сроков (ч. 6, 6.1, 6.2. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ) не более чем на 10 дней предусмотрены предупреждение или штраф от 5000 до 15 000 рублей, для должностных лиц – от 500 до 1000 рублей. При просрочке до 30 дней размер санкций составит от 20 000 до 30 000 рублей, а для руководителей – от 2000 до 3000 рублей. Если со сдачей отчетности опоздать более чем на 30 дней, то штраф для юридического лица составит от 40 000 до 50 000 рублей, а для должностных лиц – от 4000 до 5000 рублей. Штраф за повторное несоблюдение сроков в течение одного года (ч. 6.4 ст. 15.25 КоАП РФ): для организаций – от 120 000 до 150 000 рублей, для должностных лиц – от 12 000 до 15 000 рублей.

Иная документация

Не стоит забывать, что ИФНС может возложить штрафные санкции и за несвоевременную подачу разъяснений и иной документации в рамках налогового контроля, камеральных и иных проверок. Минимальный штраф за непредставление в установленный срок фирмой документов и иных сведений – 200 рублей за каждый непредставленный документ согласно статье 126 НК РФ. Максимальные санкции за непредставление или несвоевременное представление информации и документов – от 100 000 до 500 000 рублей. Обратите внимание, что санкции исполнительные органы применяют к каждому правонарушению, причем повторное аналогичное нарушение в течение одного года может привести к дисквалификации должностного лица на срок от одного года до двух лет, что следует из статьи 19.7.1 КоАП.

Уведомление инспекции

Высокие штрафы придется заплатить компании, если она не уведомит ФНС об открытии банковского счета. Да, при открытии счета на территории РФ и за ее пределами в российском банке оповещать налоговиков не нужно, с 2014 года эту обязанность сняли, но при открытии счета в иностранном банке компания обязана в течение месяца уведомить Службу. Если сообщение не направлено, грозит штраф для должностных лиц от 40 000 до 50 000 рублей, а для организации – от 800 000 до 1 000 000 рублей в соответствии с частью 2.1 статьи 15.25 КоАП.

План действий

Не секрет, что хорошее планирование работы помогает организованно успевать сдавать налоговые декларации. В общем доступе в СМИ, Интернете есть календари отчетности по каждому виду деятельности компаний и каждому виду налогообложения. Распечатав такой календарь или создав электронную «напоминалку», бухгалтер не пропустит сроки сдачи отчетности. Хотя слепо верить такому календарю довольно рискованно, неизвестно кто и в каком году его составлял. Лучше не полениться и проверить все «контрольные даты» в НК РФ. Сразу ответим на вопрос: а что если документация в бухгалтерию приходит с большими задержками и как ни планируй свою работу, не успеваешь все отразить в бухгалтерских и налоговых регистрах? В данном случае необходимо максимально перевести документооборот с контрагентами в электронный формат, подключить к процессу руководство компании и договорной отдел.

Возлагает на субъектов обязанность сдавать в контролирующий орган отчетность, если она предусмотрена в соответствующем законодательстве. Плательщик направляет документы в инспекцию по месту учета. В НК предусмотрена ответственность за непредоставление декларации.

Общие сведения об отчетности

Декларация является письменным заявлением плательщика об объектах обложения, полученных доходах и осуществленных расходах. В этом документе субъект также указывает сведения об источниках поступления средств, льготах, базе, исчисленной сумме обязательного платежа в бюджет или иную информацию, выступающую как основание для начисления и уплаты сбора. Данное разъяснение присутствует в ст. 80 НК. предписывает сдавать отчетность по каждому платежу, подлежащему отчислению в бюджет, если другое не установлено в законодательстве.

Ст. 119 НК

В соответствии с п. 6 статьи 80 декларация представляется в налоговый орган в установленные законодательством сроки. Неисполнение этого предписания является нарушением. За непредоставление декларации в срок к плательщику может быть применена ст. 119 НК. При этом следует иметь в виду, что уплата начисленной суммы платежа в бюджет не освобождает субъекта от наказания за несоблюдение установленного порядка. Это означает, что в случае погашения вмененного сбора санкция не будет определяться в минимальном размере. Ее величина будет рассчитываться по сумме обязательного платежа, указанной в отчетности.

Какие штрафы в налоговой инспекции предусмотрены для субъектов?

Санкции к плательщикам, нарушающим порядок сдачи отчетности в контрольный орган, предусматриваются в пунктах 1 и 2 ст. 119. Штраф за непредоставление налоговой декларации по месту учета субъекта составляет 5% от суммы платежа, подлежащего отчислению (доплате) в бюджет и указанного в документе. Начисление осуществляется за каждый полный либо неполный месяц с даты, установленной для сдачи отчетности. При этом штраф за непредоставление налоговой декларации не может быть более 30% от рассчитанного сбора, но не меньше 100 р. Данный порядок считается общим для всех плательщиков. Ст. 119 НК также предусматривает повышенные санкции за нарушение порядка сдачи отчетности. В частности, штраф за налоговую декларацию может составлять 30% от суммы платежа, если субъект не сдал документацию в течение более 180 дн. с установленной в законе даты. При этом, начиная со 181 дня, с него будет взыскиваться 10% от сбора, указанного в отчетности, за каждый месяц (неполный или полный).

Нюансы

Денежное взыскание за непредоставление в срок при неверно исчисленной сумме обязательного платежа, определяется в соответствии с подлежащим к уплате, а не ошибочно указанным в отчетности. Субъекту необходимо также иметь в виду, что в случае, если размер сбора по расчетам будет равен нулю, у субъекта сохраняется обязанность сдать документацию. В Президиума ВАС № 71 от 2003 г. указано, что отсутствие у плательщика по окончании конкретного периода суммы к уплате само по себе не освобождает его от необходимости составлять и предъявлять отчетность. Таким образом, штраф за непредоставление налоговой декларации будет начислен вне зависимости от результатов расчета.

Отягчающие обстоятельства

На практике достаточно часто возникает вопрос - вправе ли контрольный орган увеличить сумму взыскания при повторном нарушении порядка сдачи отчетности? Ответ на него содержится в п. 2 ст. 112. В нем сказано, что при наличии обстоятельства, предусмотренного в пункте четвертом ст. 114, штраф за непредоставление налоговой декларации повышается на 100%. В п. 2 ст. 112 установлено отягчающее обстоятельство - совершение нарушения лицом, к которому ранее уже применялись санкции за аналогичный проступок. В п. 3 данной нормы содержится указание на давность привлечения к ответственности. Так, сумма в двойном размере может быть взыскана, если с даты первого наказания не прошло 12 мес. Обстоятельства, отягчающие или смягчающие ответственность, устанавливаются налоговым органом либо судом и принимаются во внимание при применении санкции. Таким образом, в соответствии с вышеизложенным, контрольный орган вправе взыскать сумму в двойном размере.

Дифференциация нарушений

Достаточно часто возникает вопрос о правомерности установления денежного взыскания за несдачу расчетов, а не за непредоставление декларации по НДС или иному обязательному отчислению. Следует отметить, что порядок применения санкций в таких случаях различается. Порядок сдачи и контрольная дата направления расчетов, правила и форма заполнения регламентируются ст. 80 НК. Эта же статья действует в отношении декларации. Тем не менее сами эти понятия нетождественны. Если в документе отсутствуют признаки декларации, то применение наказания по ст. 119 неправомерно. В этом случае следует использовать ст. 126. В ней сказано, что к субъекту, не сдавшему документы либо другие сведения, предусмотренные в НК и законодательных актах, применяется денежное взыскание в размере 50 р. за каждый документ.

Разъяснения Президиума ВАС

В п. 15 Письма №71 указано, что с организации не может взиматься штраф за непредоставление декларации по НДС или иному сбору, если законодательство по конкретному платежу разграничивает понятия отчетности и расчета. Аналогичное разъяснение приводится в Постановлении Президиума № 15356/04. В нем сказано, что при оценке платежа по существу, вне зависимости от его наименования, следует учитывать установленные в законе понятия о сборах и налогах. Рассмотрим пример. В суде разбиралось дело о том, что организация не предоставила декларацию (расчет) по операциям с ценными бумагами. По своей сути, платежи, связанные с оборотом акций, выступают в качестве сбора. То есть, это взносы, уплата которых выступает в качестве одного из условий совершения государственными структурами юридических действий в отношении этой организации. В частности, речь идет о предоставлении определенных прав или выдаче лицензий (разрешений). Таким образом, платеж по своей природе - эмиссионный сбор по операциям с ценными бумагами. Непредоставление декларации (расчета) по его выплате не может выступать в качестве основания для применения ст. 119 НК.

Электронная форма

В действующее законодательство были внесены определенные изменения. В соответствии с ними, предусматривается обязанность субъекта сдавать отчетность в контрольный орган в электронной форме. С 2007-го она вменяется плательщикам, штат сотрудников которых более 250, а с 2008-го - больше 100 человек. Данная обязанность исполняется субъектами путем отправки соответствующих сведений с использованием каналов телекоммуникационной связи. Необходимо отметить, что за непредоставление декларации (3-НДФЛ или по иному обязательному платежу) в надлежащей форме также могут применяться санкции статьи 119 НК. Разъяснения по этому вопросу присутствуют в Письме Минфина № 15356/04. В документе, в частности, сказано, что сдача отчетности (расчета) в ненадлежащей форме либо неустановленным способом рассматривается как невыполнение обязанности, вмененной плательщику.

Задачи санкций

Необходимо сказать, что денежное взыскание за непредоставление выступает в качестве важнейшего института государственности. Его ключевая цель состоит в обеспечении реализации полномочий власти по контролю над неукоснительным соблюдением предписаний законодательства, прав и интересов (стратегических, экономических, социальных) всех участников правоотношений. Денежное взыскание является разновидностью гражданско-правовой ответственности в целом и индивидуальной в частности. Применяя к нарушителям санкции, государство обеспечивает поддержание правопорядка в конкретной сфере общественных и экономических взаимодействий.

Специфика правового регулирования

Необходимо сказать, что реализация полномочий властью по установлению ответственности по налоговым правонарушениям - ее Осуществление ее невозможна без государственного контроля над соблюдением норм, устанавливающих и регламентирующих порядок общественных взаимодействий в сфере обязательных бюджетных платежей. Для этого существует институт обеспечения исполнения обязательств, вмененных субъектам, участвующим в соответствующих правоотношениях.

Соблюдение и реализация законодательства о сборах и налогах не могло бы гарантироваться государством в полной мере, если бы при надлежащем исполнении одних норм, выполнение других предписаний было чисто формальным. Это, в свою очередь, привело бы к частичной или полной потере ими их юридической ценности. В этой связи соблюдение всех установленных законодательством норм в комплексе, а не только в рамках структуры какого-либо одного, конкретного кодифицированного правового акта, но и в общей системе всех действующих нормативных документов, международных в том числе, позволит государству сформировать наиболее благоприятные, выгодные условия для интенсивного и эффективного экономического роста и совершенствования всех лиц, задействованных в сфере налоговых отношений.

Заключение

Налоговая ответственность субъектов, осуществляющих экономическую деятельность, имеет огромное значение для поддержания правопорядка в хозяйственной сфере страны. Она выступает как ключевой инструмент правового регулирования. Взаимное выполнение вмененных обязанностей и реализация имеющихся прав всеми субъектами налоговых правоотношений способствуют формированию законного общества, в котором устанавливается высокий уровень основ правопорядка. При этом обязательства как в общем, так и частном смысле, не должны становиться для плательщика рутинной деятельностью, за неосуществление которой предусматриваются только те либо другие санкции. Они должны стать для него необходимой реализацией своих прав, интересов и свобод в конституционном смысле, посредством которой формируется полноценное гражданско-правовое общество.