Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Сферы общества. Основные сферы жизни общества


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования

Ухтинский государственный технический университет

Кафедра философии, социологии и политологии

Контрольная работа

по дисциплине: философия

Тема: Сферы общественной жизни

Студентки группы ФКсокр – 10 ФБО (к)

Игнатовой Ксении Михайловны

Шифр: 101452

Домашний адрес: ул.Космонавтов, 23 – 11, г.Ухта

Введение

1. Материально-производственная сфера общества

3. Духовная сфера общества

Заключение

Библиографический список

Введение

Что такое «общество»? Каждому приходилось слышать выражения такого типа: «Какое приятное общество собралось», «сливки общества», «общество защиты прав потребителей», «общество любителей животных». Вместе с тем, философию вряд ли может интересовать общество любителей животных или общество охраны прав потребителей, ибо она изучает наиболее общие понятия. Философия изучает общество в целом. В обыденной жизни понятие «общество» используется чрезвычайно широко. Поэтому возможны различные его толкования:

1) группа людей, которые создают организацию, основанную на общих для них интересах,

2) группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности.

Современная философия рассматривает общество как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный организм, как единая система.

Проблему системности общественной жизни разрабатывали О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П.А. Сорокин, многие другие философы и социологи XIX - XX веков. В понятии общества выделяют обычно два основных аспекта - это структура общества и изменение общества.

Выделяют следующие сферы общества:

Материально-экономическую,

Социальную,

Политическую,

Духовную.

Четырем названным элементам простейшего социального действия соответствуют указанные выше четыре типа (или сферы) общественной деятельности. При этом каждая сфера имеет собственную специфику, вследствие чего играет свою, только ей присущую роль в жизни общества.

общество духовность религия познание

1. Материально-производственная сфера

Пожалуй, одной из самых обсуждаемых проблем в современной социально-философской мысли России является вопрос о роли способа производства в жизни общества. Причина в том, что закон определяющей роли материального производства в жизни общества , открытый К.Марксом в середине прошлого века, в эпоху восходящего развития капитализма, был признан в марксистско-ленинской обществоведческой науке истиной, не подлежащей сомнению.

Многие мыслители считают способ материального производства основой существования и развития всего общества, выдвигая достаточно веские аргументы:

1. Без постоянного осуществления воспроизводства материальных благ существование общества невозможно;

2. Способ производства, сложившееся разделение труда, отношения собственности определяют появление и развитие классов и социальных групп, слоёв общества, его социальной структуры;

3. Способ производства во многом обусловливает развитие политической жизни общества;

4. В процессе производства создаются необходимые материальные условия развития духовной жизни общества;

5. Материальное производство поддерживает активность человека в любой сфере его жизни и деятельности.

Для жизни людей, которым присуще активное приспособление к среде, необходимы соответствующие вещи, созданием которых занимается материальное производство.

В процессе материального производства люди создают и закрепляют определенный тип ментальности, способ мышления и чувствования. Общественная жизнь предполагает сложнейшую систему социальных связей, соединяющих воедино элементы общественной жизни. В некоторых случаях они возникают стихийно, в качестве “пробного продукта”, например материального производства. Однако большей частью их нужно создавать целенаправленной специализированной деятельностью, требующих реальных усилий. Это регулярный тип деятельности. Высшей формой этой деятельности является политическая деятельность.

Производственные отношения характеризуют экономические отношения, в которых находятся классы и социальные группы по поводу собственности, обмена, распределения и потребления произведенных материальных и духовных благ. Определить их можно так: производственные отношения - это совокупность материально-экономических отношений между людьми, складывающаяся в процессе производства и движения общественного продукта от производителя до потребителя.

Труд составляет основу материального производства, основу производительных сил общества. Производительные силы состоят из: средств труда и людей, вооруженных определенными знаниями и навыками и приводящих в действие эти средства труда. К средствам труда относят орудия труда, машины, комплексы машин, компьютеры, роботы и т. п. Сами по себе они, конечно, ничего производить не могут. Главная производительная сила - люди; но и они сами по себе тоже не составляют производительные силы. Люди представляют собой живой труд (или личный элемент производства), а средства труда - накопленный труд (или вещественный элемент производства). Все материальное производство есть единство живого и накопленного труда.

Производительные силы характеризуют активное отношение людей к природе и представляют систему различных элементов, преобразующих вещество природы в материальные блага, необходимые для существования людей. В эту систему входят вещественные элементы (средства производства) и личный фактор (человек с его знаниями, производственным опытом и навыками).

В составе вещественной составляющей производительных сил важная роль принадлежит технике и технологии, поскольку в них воплощаются качества человека по целенаправленному изменению окружающего мира. Техника - это система искусственно создаваемых человеком средств материальной и иной деятельности. Технология – способы преобразования материалов и виды их обработки, используемые в производстве. В то же время техника и технология - это и овеществленная сила знания, воплощение мощи человеческого разума. Поэтому в них заключено единство материального и идеального. Техника и технология являются, в конечном счете, обобщенным показателем уровня цивилизационного развития. Они характеризуют: степень овладения силами природы, различия экономических эпох, развитие человека как производительной силы и, наконец, производственные отношения.

Главным элементомпроизводительных сил являются люди, осуществляющие процесс производства, так как руками человека создаются, приводятся в движение и совершенствуются орудия труда, и только знания человека, его инициатива, талант являются основой технических усовершенствований.

При этом человек в качестве производительной силы представляет собой единство физических возможностей и интеллектуальных способностей, включающих профессиональное мастерство, умение мыслить творчески, личную заинтересованность, всестороннее развитие индивидуальных особенностей, уровень культуры, в чем обнаруживается цивилизационный аспект рассмотрения личностного элемента производительных сил.

Все эти качества приобретают свое особое значение в условиях развития современных технологий, что дает основание говорить о возрастании роли личностного, человеческого фактора. Изменяется характер требований, предъявляемых к человеку, его качествам. Передовая технология не может ни разрабатываться, ни применяться в производстве без соответствующих личностных сознательно-психологических предпосылок, без способности работников производства к самодеятельному, творческому мышлению, без их потребности и способности к самореализации.

2. Политическая сфера общества

Две с половиной тысячи лет насчитывает философия политики, однако до начала ХХ века её статус не был определен. Роль философии политики играли философия государства, философия права, моральная философия. В политической философии сложилось две традиции. Одна ведет свою историю от Аристотеля, другая - от Н.Макиавелли. Первая задается вопросом, какой политический режим является аутентичным - соответствующим природе человека, служит его благу, другая делает акцент на проблемах эффективности политических систем и режимов.

Одним из важнейших элементов политической жизни общества является политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Политику отличает универсальность, всеохватывающий характер, способность воздействовать на все сферы общества. Политика реализуется через политические отношения, политические институты и политическую идеологию. Систему государственных и внегосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции, называют политической системой . Основным институтом политической системы является государство .

Государство организует, направляет, и контролирует совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов и ассоциациями. Государство, кроме того, представляет собой центральный институт власти в обществе, и концентрированное осуществление этой властью политики. Государство отличается от других социальных институтов и организаций следующими признаками:

Обязательным наличием социальной основы правящих сил;

Наличием специального аппарата власти;

Наличием государственной территории;

Суверенным правом издания законов, обязательных для граждан;

Исключительным правом собирать налоги, выпускать денежные знаки и т.д.

Философов, пожалуй, более чем кого-либо, занимал вопрос о происхождении государства. Материалистическая философия видит в государстве "надстройку" над материально-экономической сферой. Поэтому возникновение государства связывается с экономическими процессами, возникновением частной собственности, классовой дифференциацией общества (разделением общества на классы). Философы идеалистического направления дают более разнообразные варианты ответов на вопрос о том, каковы причины возникновения государства - от божественного промысла до общественного договора.

В обществе с развитой социальной системой неизбежно усилению социальной, этнической и религиозной дифференциации. Существование социальных общностей и групп с противоположными интересами, вытекающими из коренных различий их объективного положения, является причиной возникновения политических отношений между ними. А необходимость их согласования определяет строение и функции политической системы общества.

Основные признаки государства :

  1. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни

    Реферат >> Политология

    8 4. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни 10 1.Происхождение политики. Термин « ... жизни общества. 4. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни . В реальной жизни политика существует во взаимосвязи с другими сферами ...

  2. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни

    Реферат >> Политология

    Политики с другими сферами общественной жизни Cвязь политики с другими сферами общественной жизни неразрывна и многообразна. ... Поступательность общественного развития обеспечивается взаимодействием политики с такой важной сферой жизнедеятельности...

  3. Политика в системе общественной жизни

    Закон >> Политология

    Выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, ... выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, ... относятся к наиболее ранним регуляторам общественной

Как уже отмечалось, общество – это системное образование. Как чрезвычайно сложное целое, как система, общество включает в себя подсистемы – «сферы общественной жизни» – понятие, введенное впервые К.Марксом.

Понятие «сфера общественной жизни» есть не более чем абстракция, позволяющая вычленять и изучать отдельные области социальной реальности. Основанием для выделения сфер общественной жизни служит качественная специфика ряда общественных отношений, их целостность.

Традиционно, вслед за Марксом, выделяют четыре основных сферы жизни общества: экономическую, социальную, политическую и духовную . Каждая сфера характеризуются следующими параметрами:

Это необходимая для нормального функционирования общества область деятельности людей, посредством которой удовлетворяются их определенные потребности;

Каждая сфера характеризуется определенными общественными отношениями, возникающими между людьми в процессе определенного вида деятельности (экономической, социальной, политической или духовной);

Как относительно самостоятельные подсистемы общества сферы характеризуются определенными закономерностями, по которым они функционируют и развиваются;

В каждой сфере формируется и функционирует совокупность определенных учреждений, которые создаются людьми для управления данной социальной сферой.

Экономическая сфера жизни общества - определяющая, названная К.Марксом базисом общества (то есть его фундаментом, основой). Она включает в себя отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Её назначение – удовлетворение экономических потребностей людей.

Экономическая сфера – генетическая основа всех других сфер общественной жизни, ее развитие – причина, условие и движущая сила исторического процесса. Значение экономической сферы огромно:

Она создает материальную базу существования общества;

Непосредственно влияет на социальную структуру общества (например, появление частной собственности привело к возникновению экономического неравенства, что, в свою очередь, стало причиной возникновения классов);

Опосредованно (через социально-классовую сферу) влияет на политические процессы в обществе (например, появление частной собственности и классового неравенства стало причиной возникновения государства);

Опосредованно влияет на духовную сферу (особенно на правовые, политические и нравственные идеи), непосредственно – на ее инфраструктуру – школы, библиотеки, театры и т.п.

Социальная сфера общественной жизни - это область, где исторические общности (нации, народы) и социальные группы людей (классы, страты и пр.) взаимодействуют по поводу своего общественного положения, места и роли в жизни общества. Социальная сфера охватывает интересы классов, наций, социальных групп; отношения личности и общества; условия труда и быта, воспитания и образования, здоровья и досуга. Стержнем социальных отношений являются отношения равенства и неравенства людей по их положению в обществе. Основой различного социального положения людей является их отношение к собственности на средства производства и вид трудовой деятельности.

Основными элементами социальной структуры общества являются классы, страты (социальные слои), сословия, городские и сельские жители, представители умственного и физического труда, социально-демографические группы (мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры), этнические общности.

Политическая сфера жизни общества – область функционирования политики, политических отношений, деятельности политических институтов (прежде всего – государства) организаций (политических партий, союзов и т.п.). Это система общественных отношений по поводу завоевания, удержания, укрепления и использования государственной власти в интересах определенных классов и социальных групп.

Специфика социальной сферы в следующем:

Она складывается как результат сознательной деятельности людей, классов, партий, стремящихся овладеть властью и управлением в обществе;

Для достижения политических целей классы и социальные группы создают политические учреждения и организации, выступающие как материальная сила воздействия на государство, власть, экономические и политические структуры в обществе.

Элементами политической системы общества являются: государство (главный элемент), политические партии, общественные и религиозные организации, профсоюзы и т.п.

Сфера духовной жизни общества - это сфера производства идей, взглядов, общественного мнения, обычаев и традиций; сфера функционирования социальных институтов, создающих и распространяющих духовные ценности: наука, культура, искусство, образование и воспитание. Это система общественных отношений по поводу производства и потребления духовных ценностей.

Основными элементами духовной жизни общества являются :

Деятельность по производству идей (теорий, взглядов и пр.);

Духовные ценности (нравственные и религиозные идеалы, научные теории, художественные ценности, философские концепции и т.п.);

Духовные потребности людей, которые обусловливают производство, распространение и потребление духовных ценностей;

Духовные отношения между людьми, обмен духовными ценностями.

Основой духовной жизни общества является общественное сознание – совокупность идей, теорий, идеалов, концепций, программ, взглядов, норм, мнений, традиций, слухов и т.п., циркулирующих в данном обществе.

Общественное сознание связано с индивидуальным (с сознанием отдельной личности), поскольку, во-первых, без него просто не существует, а во-вторых, все новые идеи и духовные ценности имеют своим источником сознания индивидов. Поэтому высокий уровень духовного развития индивидов – важная предпосылка для развития общественного сознания.Тем не менее, общественное сознание нельзя рассматривать как сумму индивидуальных сознаний хотя бы потому, что отдельный индивид не усваивает в процессе социализации и жизнедеятельности всего содержания общественного сознания. С другой стороны, далеко не все, что возникает в сознании отдельного человека, становится достоянием общества. Общественное сознание включает в себя знания, идеи, представления, общие для многих людей, поэтому оно рассматривается в обезличенном виде как продукт определенных общественных условий, закрепленный в языке и произведениях культуры. Носителем общественного сознания выступает не только индивид, но и социальная группа, общество в целом. Кроме того, индивидуальное сознание рождается и умирает вместе с человеком, а содержание общественного сознания передается от одного поколения к другому.

В структуре общественного сознания выделяют уровни отражения (обыденный и теоретический) и формы отражения действительности (право, политика, мораль, искусство, религия, философия и пр.)

Уровни отражения действительности различаются по характеру их формирования и по глубине проникновения в сущность явлений.

Обыденный уровень общественного сознания (или «общественная психология») формируется как результат повседневной жизни людей, охватывает поверхностные связи и отношения, порождая, порой, различные заблуждения и предрассудки, общественное мнение, слухи и настроения. Он представляет собой неглубокое, поверхностное отражение социальных явлений, поэтому многие идеи, возникающие в массовом сознании, являются ошибочными.

Теоретический уровень общественного сознания (или «общественная идеология») дает более глубокое постижение общественных процессов, проникает в сущность изучаемых явлений; он существует в систематизированной форме (в виде научных теорий, концепций и т.п.) В отличие от обыденного уровня, который складывается, в основном, стихийно, теоретический уровень формируется сознательно. Это область деятельности профессиональных теоретиков, специалистов в различных областях - экономистов, правоведов, политиков, философов, теологов и т.п. Поэтому теоретическое сознание не только более глубоко, но и более правильно отображает социальную реальность.

Формы общественного сознания различаются между собой по предмету отражения и по функциям, которые они выполняют в обществе.

Политическое сознание представляет собой отражение политических отношений между классами, нациями, государствами. В нем непосредственно проявляются экономические отношения и интересы различных классов и социальных групп. Специфика политического сознания в том, что оно непосредственно затрагивает сферу государства и власти, отношения классов и партий к государству и правительству, взаимоотношения между социальными группами и политическими организациями. Оно самым активным образом воздействует на экономику, на все остальные формы общественного сознания – на право, религию, мораль, искусство, философию.

Правовое сознание – представляет собой совокупность взглядов, идей, теорий, выражающих отношение людей к существующему праву – система устанавливаемых государством юридических норм и отношений. На теоретическом уровне правовое сознание выступает в виде системы правовых взглядов, правовых учений, кодексов. На обыденном уровне – это представления людей о законном и незаконном, справедливом и несправедливом, должном и необязательном в отношениях между людьми, социальными группами, нациями, государством. Правовое сознание выполняет в обществе регулятивную функцию . Оно связано со всеми формами сознания, но особенно – с политикой. Не случайно К.Маркс определил право как «возведенную в закон волю господствующего класса».

Нравственное сознание (мораль) отражает отношения людей друг к другу и к обществу в виде совокупности правил поведения, норм нравственности, принципов и идеалов, которыми люди руководствуются в своем поведении. Обыденное нравственное сознание включает в себя представления о чести и достоинстве, о совести и чувстве долга, нравственном и безнравственном и т.п. Обыденное нравственное сознание возникло еще в первобытнообщинном строе и выполняло там функцию основного регулятора взаимоотношений между людьми и коллективами. Нравственные теории возникают лишь в классовом обществе и представляют собой стройную концепцию нравственных принципов, норм, категорий, идеалов.

Нравственность выполняет в обществе целый ряд важнейших функций:

Регулятивную (регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, причем, в отличие от права, мораль опирается на силу общественного мнения, на механизм совести, на привычку);

Оценочно-императивную (с одной стороны – оценивает действия человека, с другой – повелевает вести себя определенным образом);

Воспитательную (активно участвует в процессе социализации личности, превращения «человека в человека»).

Эстетическое сознание – художественное, образно-эмоциональное отражение действительности через понятия прекрасного и безобразного, комического и трагического. Результатом и высшей формой проявления эстетического сознания является искусство. В процессе художественного творчества эстетические представления художников «овеществляются» различными материальными средствами (красками, звуками, словами и т.д.) и предстают как произведения искусства. Искусство относится к числу древнейших форм жизнедеятельности людей, однако в доклассовом обществе оно было в единой синкретической связке с религией, нравственностью, познавательной деятельностью (первобытный танец – это и религиозный обряд, воплощающий нравственные нормы поведения, и метод передачи знаний новому поколению).

Искусство в современном обществе выполняет следующие функции:

Эстетическую (удовлетворяет эстетические потребности людей, формирует у них эстетические вкусы);

Гедонистическую (доставляет людям удовольствие, наслаждение);

Познавательную (в художественно-образной форме несет информацию о мире, являясь достаточно доступным средством просвещения и образования людей);

Воспитательную (воздействует на формирование нравственного сознания, воплощая нравственные категории добра и зла в художественные образы, формирует эстетические идеалы).

Религиозное сознание – особый тип отражения действительности сквозь призму веры в сверхъестественное. Религиозное сознание как бы удваивает мир, полагая, что кроме нашей реальности («естественной», подчиняющейся законам природы) существует сверхъестественная реальность (явления, существа, силы), где природные закономерности не действуют, но которая влияет на нашу жизнь. Вера в сверхъестественное существует в различных формах:

Фетишизм (от португальского «фетико» - сделанный) – вера в сверхъестественные свойство реальных предметов (природных или специально изготовленных);

Тотемизм («то-тем» на языке одного из североамериканских индейских племен означает «его род») – вера в сверхъестественные кровнородственные связи между людьми и животными (иногда – растениями) – «предками» рода;

Магия (в переводе с древнегреческого – колдовство) – вера в сверхъестественные связи и силы, существующие природе, используя которые можно добиться успеха там, где реально человек бессилен; поэтому магия охватывала все сферы жизнедеятельности (любовная магия, вредоносная магия, промысловая магия, военная магия и пр.);

Анимизм – вера в бесплотных духов, в бессмертную душу; возникает на поздних этапах родоплеменного строя как результат распада мифологического мышления, которое еще не проводило различия между живым и неживым, материальным и нематериальным; представления о духах природы стали основой для формирования идеи бога;

теизм (греч. theos – бог) вера в бога, которая первоначально существовала как политеизм (многобожие); идея единого бога - монотеизм (единобожие) впервые сформировалась в иудаизме, а позже была воспринята христианством и исламом.

Религия как социальное явление помимо религиозного сознания включает в себя культ (обрядовые действия, направленные на связь со сверхъестественным – молитвы, жертвоприношения, посты и пр.) и ту или иную форму организации верующих (церковь или секта).

Религия в жизни человека и общества выполняет следующие функции:

Психотерапевтическую – помогает преодолеть чувство страха и ужаса перед внешним миром, облегчает чувства горя и отчаяния, позволяет снять ощущение беспомощности и неуверенности в будущем;

Мировоззренческую; как и философия, она формирует у личности мировоззрение – представление о мире как едином целом, о месте и назначении в нем человека;

Воспитательную - воздействует на человека через систему нравственных норм, существующих в каждой религии, и через формирование особого отношения к сверхъестественному (например, любовь к Богу, страх погубить бессмертную душу);

Регулятивную - влияет на поведение верующих через систему многочисленных запретов и предписаний, охватывающих почти всю повседневную жизнь человека (особенно – в иудаизме и исламе, где насчитывается 365 запретов и 248 предписаний);

Интегративно-сегрегативную – сплачивая единоверцев (интегративная функция), религия в то же время противопоставляет их носителям иной веры (сегрегативная функция), что является, и по сей день, одним из источников серьезных социальных конфликтов.

Религия, следовательно, явление противоречивое и однозначно оценить ее роль в жизни человека и общества нельзя. Поскольку современное общество полирелигиозно, основой цивилизованного решения проблемы отношения к религии является принцип свободы совести , дающий право человеку исповедовать любую религию или быть неверующим, запрещающий оскорбления религиозных чувств верующих и открытую религиозную или антирелигиозную пропаганду.

Таким образом, духовная жизнь общества представляет собой весьма сложное явление. Формируя сознание людей, регулируя их поведение, политические, нравственные, философские, религиозные и пр. идеи оказывают воздействие на все остальные сферы жизни общества и на природу, становясь реальной силой, изменяющей мир.

3.6.4 Проблема социального развития: формационная,

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основы философии
Учебное пособие Санкт-Петербург УДК 1(075.8) Селиверстова Н.А. Основы философии: Учебное пособие / Н.А. Селиверстова; п

Предмет философии
Философия – «любовь к мудрости» (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – возникла в VI веке до н.э. в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции, - там, где в силу ряда со

Специфика философского мировоззрения
Мировоззрение – это система взглядов на мир в целом и на место в нем человека.Мировоззрение представляет собой самое общее понимание действительности и связано с ответами на такие

Структура философского знания
В ходе развития философии в ней исторически складываются различные области исследований, каждая из которых охватывает определенные проблемы. Со временем эти области исследований превратились в разд

Мировоззренческая функция
Под мировоззрением, как уже отмечалось, понимается система взглядов на мир как единое целое и место в нем человека. Мировоззрение людей складывается под влиянием различных факторов: образования, во

Методологическая функция
Метод – это способ действия. Совокупность методов проведения какой-либо работы называют методикой, а знания о методах и методиках – методологией. В каждой сфере человеческ

И типы философских концепций
Вся история философии представляет собой столкновение различных точек зрения, взглядов, концепций. Едва ли найдется такая философская проблема, вокруг которой не разгорались бы споры между мыслител

Субъективный и объективный идеализм
Суть онтологической проблемы заключается, прежде всего, в ответе на вопрос о сущности бытия (реальности, действительности). С глубокой древности в философии было выделено два типа

Сенсуализм, рационализм и иррационализм
Основной гносеологической проблемой является вопрос о познаваемости мира, то есть, может ли человек в своих знаниях постичь сущность предметов и явлений действительности? Ответ на этот вопрос разде

Вопросы для самоконтроля
1) Что такое философия и что является предметом ее изучения? 2) Какова структура философского знания? Перечислите основные философские науки. 3) Чем философское мировоззрение отли

Философские концепции Древнего Востока
Древнейшими очагами мировой цивилизации являются Вавилон и Египет, в культуре которых можно найти мифологические, религиозные и зачаточные естественнонаучные установки. Но говорить

Специфика древневосточной философии
Восточная философия по целому ряду параметров отличается от западной, что сегодня проявляется в существовании двух принципиально различных типах культурно-цивилизационного развития (Восточной и Зап

Философия Древней Индии
Теоретической основой древнеиндийской философии являются Веды – сборники религиозных и предфилософских текстов, уходящих своими корнями во второе тысячелетие до н.э

Философия Древнего Китая
Культурная история Китая восходит к рубежу III–II тыс. до н.э., а возникновение древнекитайской философии относят к VII–VI вв. до н.э. В этот период распространяются идеи натурфилософского характер

Конфуцианство
Конфуцианствосыграло исключительно важную роль, как в истории китайской культуры, так и в социально-политической истории Китая. На протяжении более чем двух тысячелетий (с рубежа I

Даосизм
Даосизм,наряду с этико-политическим учением конфуцианства и пришедшим из Индии буддизмом, составляет так называемую «триаду учений», которые лежали в основе духовной культуры Китая

Моизм и легизм
Конфуцианство и даосизм – самые влиятельные философские школы Древнего Китая, но не единственные. Так, в V в. до н.э. достаточно популярным стало учение, разработанное Мо-цзы и получившее название

Истоки и специфика античной философии
Античной философией (лат. antiquus – древний) называют философские учения, которые развивались в древнегреческом, а затем древнеримском обществе с конца YII в. до н.э. до начала VI в. н.э. (Официал

Ранняя греческая философия (досократические школы)
Греческая философия первоначально развивалась не на территории материковой Греции, а на Востоке – в ионийских городах Малой Азии (Милет и Эфес) и на Западе – в греческих колониях Южной Италии и Сиц

Античный атомизм
Древнегреческий атомизм – вершина развития материализма в античной философии. Его трудно отнести к какому-либо одному периоду, поскольку в разработке атомистического учения принимал

Софисты, Сократ, Платон, Аристотель
В V веке до н.э. развитие античной философии перемещается с колониальных окраин в материковую Грецию, что было обусловлено, прежде всего, расцветом Афинского полиса. Афины превратились в крупнейший

И неоплатонизм (III в. до н.э. -VI вв. н.э.)
Эллинизм(греч. Hellen –эллин, грек; этот термин был введен в употребление в конце XIX в.) – период в истории античной цивилизации (III - I вв. до н.э.), начавшийся

Истоки и специфика средневековой философии
Средневековая европейская философия - продолжительный этап в истории философии, охватывающий период с II в. по XIV в. н.э. включительно. Она появилась и развивалась как религиозная христианская фил

Патристика. Августин Аврелий
Патристика (лат. patres – отцы) термин, обозначающий совокупность религиозно-философских учений так называемых «отцов церкви» - христианских мыслителей II – VIII вв., имевших главн

Средневековая схоластика. Фома Аквинский
Схоластика (греч. scholastikos – ученый, школьный) – этап в развитии христианской философии VIII –XIV вв., когда основные религиозные догматы были уже сформулирова

И философии
Эпоха Возрождения (франц. Renaissance) XV –XVI вв. – один из наиболее ярких и плодотворных периодов в истории европейской философской мысли. Название эпохи связано с возрождением интереса к антично

И религиозно-философская мысль эпохи Возрождения
Гуманистическое мировоззрениекак характерная черта всей ренессансной культуры зародилось в Италии еще в эпоху позднего Средневековья, в XIV веке. К этому периоду относится творчест

Ренессансная натурфилософия и развитие естествознания
Как уже отмечалось, одной из основных доктрин эпохи Возрождении был пантеизм – деперсонализация Бога, представление о нем как о безличной силе, совпадающей с природой. Это кардинально меняло отноше

Новоевропейской философии
В истории Западной Европы Новое время – это XVII и XVIII вв. – период, когда произошло становление классической философии. К основным социокультурным предпосылкам формирования новоевропейской филос

Эмпиризм Ф. Бэкона и механистический материализм Т. Гоббса
Френсис Бэкон (1561 – 1626) – английский политический и общественный деятель, выдающийся ученый и философ первым сформулировал основные принципы, характерные для философии Нового в

Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц
Рене Декарт (1596 – 1650) – выдающийся французский математик, физик, физиолог, центральная фигура философии XVII в. Основные сочинения – «Рассуждения о методе» (1637), «Начала фило

Дж.Локк, Дж.Беркли, Д.Юм
Ответной реакцией на декартовский рационализм и его учение о «врожденных идеях» стало появление в Англии сенсуализма – противоположного рационализму направления в гносеологии.Сенсуализм

Философия французского Просвещения XVIII в
Просвещение –чрезвычайно сложное и неоднозначное явление в культурной и общественной жизни целого ряда стран XVIII столетия (Франции, Германии, России, Америки). Термин «просвещени

Вопросы для самоконтроля
1) Назовите основные социокультурные предпосылки философии Нового времени. В чем её специфика? 2) В чем суть спора между рационализмом и сенсуализмом? Назовите основных представителей этих

Объективный идеализм и диалектика Г.Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770 - 1831) – крупнейший представитель немецкого классического идеализма, создатель систематизированной теории диалектики, автор многочисленных фило

Вопросы для самоконтроля
1) Почему в философском творчестве И.Канта выделяют два периода – «докритический» и «критический»? 2) Почему в учении Канта усматривают элементы агностицизма? 3) Ч

Философия марксизма
Марксистская философия – это целостная система философских, политических и экономических взглядов, разработанная в 40-70-х гг. XIX столетия немецкими мыслителями Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фрид

Философия позитивизма
Позитивизм (лат.positivus – положительный) – одно из крупнейших направлений в философии ХIХ-ХХ вв., последователи которого обосновывали фундаментальное значение конкретного, основа

Философия прагматизма в США
Прагматизм (греч. pragma – дело, действие) – философская концепция, возникшая в США в 70-е годы Х1Х в. и оказавшая в ХХ в. сильное влияние на духовную жизнь страны. Основными предс

А.Шопенгауэр и Ф.Ницше
Философия жизни – одно из влиятельнейших направлений западной философской мысли второй половины ХIХ века. Центральным понятием в учениях представителей этого направления является п

Экзистенциализм
Основателем экзистенциализма - философии существования - считается датский писатель, теолог Сёрен Кьеркегор (1811 – 1855). Он ввел термин «экзистенция»

Философия психоанализа
Интерес к проблеме человека, к внутреннему миру личности нашел весьма своеобразное преломление в философии психоанализа, становление которой можно рассматривать как попытку найти выход из тупика, в

Этапы развития и специфика русской философии
Под русской философией понимают совокупность философских идей и теорий, которые возникли на территории Русского государства, то есть представляют собой интеллектуальное творчество на русском языке

Философские идеи в русской литературе ХIХ в
Одним из самых значительных явлений в интеллектуальной жизни России второй половины Х1Х века следует считать развитие философских идей в русской литературе (Л.Толстой, Ф.Достоевский), поэзии (Ф.Тют

Философия конца XIX - начала XX века. Русский космизм
Философия в России конца XIX - начала XX века – это не только русское, но и общемировое культурное явление. Её специфика – в принципиально иной системе ценностей, которая легла в основу рус

Советский период в развитии русской философии
Этот период на сегодняшний день мало изучен. Существование философии в СССР было возможно только в рамках марксистско-ленинской парадигмы (хотя, в это же самое время в русском зарубежье успешно раз

Учение о бытии
Онтология - (греч. ontos – сущее и logos – учение) – учение о бытии, как уже отмечалось, (см. 1.5.1) относится к числу фундаментальных концепций, от характера котор

Философское учение о материи
Понятие «материя» стало употребляться в качестве философской категории с глубокой древности для обозначения единого «первоначала», которое несотворимо и неуничтожимо, не зависит ни

Движение как атрибут бытия
Одной из важнейших проблем онтологии является вопрос о движении как бытия в целом, так и его частей. В философии под движением понимается всякое изменение, изменение вообще (переме

Пространство и время как атрибуты бытия
Учение о пространстве и времени относится к числу важнейших разделов онтологии, поскольку изучение любого явления предполагает его пространственно-временное описание (в частности, ответы на вопросы

Детерминизм и закономерность
Наряду с принципом развития важнейшим принципом диалектического понимания бытия является принцип всеобщей связи явлений, постулирующий универсальную взаимосвязь и взаимозависимость

По специфике детерминации законы делятся на динамические и статистические
Динамические закономерностихарактеризуют поведение изолированных объектов и позволяют установить точную связь между его состояниями, то есть, когда данное состояние системы однозна

Сознание как философская проблема
Учение о сознании связано с различными разделами философского знания: онтологический подход к сознанию включает в себя вопросы его соотношения с материей, сущности и структуры; гносеологический - с

Проблема возникновения сознания
Сознание – одно из основных понятий в философии, обозначающее высший уровень психической активности человека как социального существа. Сознание - это связанная с деятельност

Сознание и язык
Как уже отмечалось, сознание возникло и сформировалось в процессе трудовой деятельности людей как необходимое условие ее организации, регулирования и воспроизводства. Вместе с появлением со

Сущность и структура сознания
Проблема сущности сознания - одна из самых сложных в силу многоаспектности самого сознания, которое является базовым понятием не только в философии, но и в психологии, физиологии, социологии и друг

Гносеология
Задача познания самого познавательного процесса издавна составляет предмет философского анализа, ее решением занимается философская теория познания – гносеология. Как особый раздел философии гносео

Субъект и объект познания
Познание - это общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы чел

Чувственное и рациональное познание
Одной из важных задач в гносеологии всегда был анализ познавательных способностей человека, то есть, поиск ответа на вопрос: как человек получает знания о мире? Анализируя процесс познания, философ

Проблема истины. Роль практики в процессе познания
Изучая окружающий его мир, человек не просто получает знания, но и оценивает их. Оценка информации может проводиться по разным параметрам: например, ее актуальность, практическая полезность и пр. Н

Специфика научного познания
Наука – это особый вид познавательной деятельности, направленной на получение объективных, системно организованных и обоснованных знаний, а также совокупный результат этой деятельн

Структура научного познания
В повседневном употреблении термин «наука» чаще всего используется для обозначения отдельных отраслей научного знания. Анализируя науку в этом аспекте, ее можно структурировать (кла

Закономерности развития науки
В ходе своего развития наука не просто наращивает объем накопленного ею знания, но качественно изменяет его содержание: появляются новые науки, в рамках уже существующих наук возникают новые теории

Вопросы для самоконтроля
1) В чем специфика научного познания, его отличие от других видов познавательной деятельности человека? 2) Какова роль эмпирического уровня в научном познании? Перечислите

Философская антропология
Постижение человека – центральная проблема философии. Постановка ее содержится уже в словах Сократа: «Познай самого себя». Считается, что термин «антропология» (греч. anthropos – человек) ввел в уп

Биологическое и социальное в человеке
Наличие в человеке двух начал – биологического и социального – свидетельствует о противоречивости, антиномичности человеческого бытия. С одной стороны, человек – создание природы

Основные факторы антропогенеза
Как возникла вышеобозначенная противоречивость человеческого бытия, как удалось человеку вырваться из животного состояния и подчинить свое природное бытие социальному? Современная наука ут

Сущность человека и смысл его бытия в мире
Проблема сущности человека всегда занимала значительное место в истории философской мысли наряду с онтологической и гносеологической проблематикой. Она и по сей день остается актуальной как в теоре

Проблема свободы
Размышляя о смысле своего бытия и принимая решение реализации своих жизненных планов, человек не должен забывать о двух обстоятельствах: - во-первых, о том, что его жизнь и

Основные подходы и концепции
Предметом изучения социальной философии является общество. Однако смысл этого термина настолько неопределенен, что в «Толковом словаре русского языка» приводится сразу шесть его значений (например,

К коэволюционному взаимодействию
Сточки зрения современной науки становление человеческого общества – длительный процесс, продолжавшийся несколько миллионов лет и завершившийся несколько десятков тысяч лет назад.

Стадиальная и цивилизационная концепции
Представление о том, что в обществе происходят изменения, возникло ещё в глубокой древности, и было чисто оценочным: развитие общества воспринималось как простая последовательность событий. Только

Вопросы для самоконтроля
1) Чем отличается материалистический подход к анализу общественных явлений от идеалистического? Что такое «географический детерминизм? 2) Какую роль в развитии общества играют природные фа

Цикличность и линейность исторического развития
Философия истории (термин ввел Вольтер) представляет собой особый раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания. Откуда мы и куда иде

Проблема социального прогресса
Общественный прогресс как тенденция исторического развития означает движение человечества вперед, от менее совершенных к более совершенным способам и формам жизнедеятельности. Обще

Перспективы современной цивилизации
Законы истории таковы, что предсказания будущего всегда сопряжены с неуверенностью и проблемами. Футурология – наука, предлагающая прогнозы будущего, - строит свои выводы, главным

Вопросы для самоконтроля
1) В чем принципиальное различие между линейной и циклической трактовками человеческой истории? 2) Перечислите основные концепции циклического и линейного развития общества. 3) В

Основных философских терминов
Абстрагировать (лат. abstrahere – отвлекать) – мысленно отвлекаться от каких-то свойств, отношений, выделяя существенные свойства для данного класса предметов, образовывая тем самы

Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют как бы свое социальное пространство. Последнее очерчивается соответствующим видом общественных отношений, в рамках которых происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы жизни общества. Основные из них – экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ.

Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.

Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социального расслоения общества, о социальной защите соответствующих слоев населения. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей.

Как видно, функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т. д. Это – обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования его социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства.

Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.

Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов – упрочение существующей политической власти. Других – ее устранение. Третьи стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге, все желают в той или иной форме оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах.

Для этого каждый из действующих в политической сфере субъектов, будь то класс, политическая партия или же отдельная личность, стремится расширить свои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политической деятельности, создает большие возможности для реализации их политических интересов и воплощения их политической воли.

Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.

Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т. д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.

Духовная сфера общественной жизни складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что отложило свой отпечаток в душе народа, его национальном характере. Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе научное, образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Все это составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их представления о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.

Большое значение в данном отношении имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспитания – от начальных школ до университетов, а также атмосфера семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, все богатство его духовного общения с другими людьми. Немаловажную роль в формировании духовности человека играет самобытное народное искусство, а также искусство профессиональное – театр, музыка, кино, живопись, архитектура и т. д.

Одна из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество. Все говорит о том, что значение духовной сферы в развитии современного общества, для его настоящего и будущего, трудно переоценить. К исследованию происходящих здесь процессов все чаще и настойчивее обращаются ученые, философы, религиозные деятели, другие представители духовной культуры.

Сфера общества – это определенная область общественной жиз­ни, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей.В науке выделяют четыре сферы общества: экономическую, соци­альную, политическую и духовную.

Экономическая сфера общества включает и себя отношения в области производства, обмена, распределения материальных благ, а также отношения собственности. Экономическая сфера возник­ла одновременно с появлением общества. Для того чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к тяжелым условиям окружающей среды. Первоначально человек брал от природы все, что нужно в готовом виде. Современные ученые назвали этот способ производства присваивающей экономикой . Важным достижением древних людей стало создание первых орудий труда, с помощью которых можно было более эффективно решать проблему пропитания. Шкуры убитых на охоте зверей использовались для изготовления одежды. Из глины и дерева человек стал создавать различные предметы, необходимые в быту. Так производство материальных благ разделилось на производство продуктов питания и производство непродовольственных изделий.

Постепенно люди вместо собирательства и охоты начинают заниматься земледелием и скотоводством. Происходит переход от присваивающей экономики к производящей . Человек приобретает более надежный источник питания и становится менее зависимым от капризов природы. Происходит первое общественное разделение труда (на земледельцев и скотоводов), радикально изменившее характер общественных отношений в первобытном обществе.

Процесс труда усложнялся, орудия труда совершенствовались. Результат труда стал зависеть от отдельной семьи. По мере пере­мещения и взаимодействия родоплеменных объединений родо­вые связи заменялись территориальными, родовая община транс­формировалась в соседскую. Если в родовой общине существо­вали кровнородственные связи между ее членами и общность имущества, то в соседской общине каждая семья обладала обо­собленным имуществом и собственностью на орудия труда и про­изводимую продукцию, что создало основу для появления част­ной собственности.

Специализация производства сопровождалась дальнейшим со­вершенствованием орудий труда. Это привело, с одной стороны, к появлению излишко в, т.е. части продукции, производимой сверх необходимой нормы потребления, а с другой стороны, к выделе­нию ремесла в самостоятельную отрасль производства. Таким об­разом, произошло второе общественное разделение труда.

Представители трех групп людей - земледельцы, скотоводы и ремесленники - при наличии излишков неизбежно обменива­лись между собой результатами своего труда. Такой обмен, став систематическим, превращается в разновидность общественно полезной деятельности. Появляются группы людей (купцы, торговцы), выполняющие роль посредников между тремя группами производителей. Так произошло третье общественное разделение труда .



Обмен между производителями носил сначала натуральный характер. Стоимость вещи определялась в зависимости от ее нужности в данный момент времени. Это не всегда было удобно. Как, например, определить соотношение стоимости быка и топора? Поэтому люди придумали деньги , с помощью которых стали оп­ределять стоимость всех вещей.

С развитием общества усложняются способы производства, создаются новые, более совершенные орудия труда. В XV- XVII вв. на смену ремеслу приходит мануфактурное производство, осно­ванное на разделении труда. А в XVII - XIX вв. во многих странах происходит промышленный переворот - переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Производство стано­вится массовым. Увеличивается и объем потребления производимой продукции. Потребителями в той или иной мере выступают все члены общества, так как все нуждаются в пище, одежде, пред­метах обихода, но не все могут самостоятельно создавать эту про­дукцию.

Распределением материальных благ занимается государство. Оно изымает деньги у населения в виде налогов, а затем использует их для поддержания своей жизнедеятельности, содержания аппарата управления, а также для помощи определенным слоям населения. На протяжении многих веков роль государства в сфере распреде­ления была незначительной. И только в XX в. усилились функции государства, связанные с содействием малоимущим категориям населения.

Социальная сфера включает в себя разнообразные взаимоотно­шения между различными группами общества. Элементами соци­альной сферы выступают как конкретные люди, имеющие опре­деленный статус, т.е. занимающие то или иное положение в об­ществе, так и общности людей, в которые они объединяются по определенному признаку.

Еще в первобытном обществе существовало разделение людей по половозрастному признаку. Мужчины ходили на охоту, жен­щины занимались собирательством и воспитывали детей. Дети и старики принимали меньшее участие в производстве, чем осталь­ные члены общества.

Увеличение объема производства и образование излишков про­изводимой продукции привели со временем к появлению богатых и бедных . Так общество разделилось на группы по имущественно­му признаку. С появлением государства социальная структура об­щества усложняется. Небольшая часть общества сосредоточивает в своих руках материальные богатства и посредством государствен­ной власти диктует остальной части общества свою волю. Обще­ство делится на господствующий класс и зависимое население. Например, рабовладельцы и рабы, феодалы и крепостные кре­стьяне, капиталисты и наемные рабочие. Наряду с основными могут существовать и небольшие специфические группы населения.

В современном мире общество может делиться на множество разнообразных групп, выделяемых на основе определенных при­знаков: уровня доходов, профессии, возраста, политических взгля­дов и т.д. Каждый из нас может быть членом какой-либо одной или даже нескольких общностей. Человек является одновременно членом своей семьи, сотрудником на работе, членом какой-либо общественной организации или политической партии, может вхо­дить в определенную возрастную, этническую или религиозную группу.

Политическая сфера связана с понятием власти. Составляю­щий элемент власти - способность одних групп людей и их пред­ставителей влиять на другие группы. При этом возможность влияния опирается на обычай или закон. Основным элементом поли­тической системы выступает государство. Оно имеет монополию на власть и может признать невозможным проявление любой дру­гой власти.

Но было бы неправильно начинать отсчет развития политиче­ской сферы общества только с появления государства. Власть суще­ствовала и в догосударственный период. В первобытном обществе она исходила от всего рода и носила общественный характер. Наи­более важные вопросы решались на общем собрании, участвовать в котором имели право все взрослые члены рода. Для руководства общими делами избирались вожди и старейшины. Эти должности были не только выборные, но и сменяемые. Они не давали никаких преимуществ. Вожди и старейшины наравне с другими членами рода принимали участие в общественном труде и получали поло­женную им долю производимого продукта. Решающими критери­ями для избрания лидера рода были личные качества.

При передвижении родов неизбежным стадо взаимодействие между ними. В случае установления добрососедских отношений роды объединялись в племена, а те - в союзы племен. Племя управля­лось советом старейшин, который избирал племенного вождя. Во главе союза племен стоял совет племенных вождей и вождь союза. Эти должности на ранних этапах развития первобытного обще­ства также были сменяемыми и не давали никаких привилегий.

Отношения между членами рода регулировались правилами поведения (социальными нормами) , которые обобщенно стали на­зываться обычаями, т.е. обычным, привычным поведением. Обы­чай - это общепринятое, исторически сложившееся правило по­ведения, которое закрепилось в результате многократного повто­рения в течение длительного времени, вошло в привычку и стало необходимой жизненной потребностью людей. Обычаи исполня­лись добровольно. Тем не менее, в целях обеспечения присваиваю­щей экономики и жизнедеятельности рола сформировались такие способы регулирования отношений, как дозволения, обязывания и запреты.

Дозволения с уществовали как рекомендации по определенному поведению в интересах рода. Обязывания имели целью обеспече­ние общественных дел - охоты, собирательства, распределения. Запреты представляли собой табу, подкрепленные страхом рели­гиозного возмездия. В случае нарушения обычаев могло приме­няться и принуждение, исходившее от всего рода и носившее ре­лигиозный характер.

С развитием процесса перехода от родовой общины к сосед­ской, накоплением излишков у отдельных семей и появлением имущественного неравенства изменяется и характер властеотношений. Община в этих условиях пытается сопротивляться имущественной дифференциации своих членов, но безуспешно - в связи с усложнением управленческой деятельности и возрастанием роли публичной власти , все более обосабливающейся от общества.

Должности вождей становятся наследственными. Лица, их за­нимающие, стремятся закрепить наследственный характер власти путем передачи сыновьям знаний и опыта управления. Вожди и старейшины приобретают привилегии, связанные с их положе­нием («львиная доля» добычи, дополнительный надел земли и т.д.). Это усиливает имущественное расслоение, еще более отда­ляя управленческую верхушку от основной массы рядовых общин­ников.

Увеличение объема производства требовало дополнительной рабочей силы, которая пополнялась за счет пленных, захвачен­ных во время конфликтов с соседними племенами. Появление излишков привело к тому, что пленных перестали убивать и ис­пользовали как рабов.

В условиях вражды племен, при необходимости организации обороны или нападения, у многих народов сформировался свое­образный общественный строй, получивший название «военная демократия». Вес мужчины были воинами. Однако выделилась груп­па людей, переставших заниматься производительным трудом, основным занятием которых стало военное дело. Они получали большую часть добычи в случае успешного набега на соседние племена. Свои же соплеменники выдавали воинам вознаграждение в качестве оплаты за охрану территории племени. Эти изначально добровольные подношения трансформировались в обязательную выплату дани на содержание армии и аппарата управления.

Возникавшее в этих условиях государство законодательно за­крепляло неравенство членов общества, отдавая власть экономи­чески и политически господствующей верхушке. На протяжении всей истории своего существования государство не допускало к осуществлению власти другие политические силы. Только в XIX- XX вв., в период становления и развития демократии, у общества появилась возможность влиять на политические решения через участие в формировании государственно-властных структур. В со­временном мире в политическую сферу общества входят не толь­ко государственные, но и общественные организации, в том чис­ле и политические партии, которые, так или иначе, участвуют в политической жизни страны.

Духовная сфера общества включает в себя отношения, возни­кающие в процессе создания, освоения и передачи духовных цен­ностей. Одной из составляющих духовной сферы является культу­ра. В широком смысле культура понимается как совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на всем протяжении своего существования. В узком смысле культу­ра - это совокупность знаний и ценностей, передаваемых после­дующим поколениям. Сюда входят литература, искусство, архитектура, наука, образование, религия, правила и нормы поведе­ния, сложившиеся в обществе.

В результате деятельности людей и их объединений в духовной сфере создаются новые образцы культуры, появляются новые зна­ния, передающиеся следующим поколениям и двигающие вперед общественный прогресс. Еще первобытные люди создавали на­скальные рисунки. Затем человек стал украшать рисунками ору­дия труда и предметы быта. Тогда же появились первые религиоз­ные верования - язычество , представлявшее собой обожествле­ние сил природы.

Долгие столетия религия определяла отношение людей к окру­жающему миру. И только в Новое время на смену религиозному мировоззрению приходит научное. Научные знания обогатили ду­ховный потенциал человечества, позволили объяснить многие явления природы и сделать открытия, продвинувшие вперед раз­витие общества.

Все сферы общественной жизни находятся в тесной взаимо­связи и взаимовлиянии. Нередко в рамках, происходящих в обще­стве явлений, сочетаются элементы различных сфер. Например, уровень доходов определяет место человека в социальной иерар­хии, непосредственно влияет на формирование его политических взглядов и на возможность получения образования и приобщения к культурным ценностям. На определенных этапах исторического развития влияние той или иной сферы общественной жизни мо­жет усиливаться. Так, в период революций определяющей стано­вится политическая сфера, а в период реформ - экономическая и социальная сферы. Но, несмотря на преобладающее влияние ка­кой-либо сферы общественной жизни в данный исторический момент, роль остальных сфер не умаляется. Они лишь временно отступают на второй план, сохраняя свою значимость для суще­ствования и развития общества.

Вопросы и задания

1. Что такое сфера общества? Какие сферы общества вы знаете?

2. Какие составляющие включает экономическая сфера общества? Как они возникли?

3. В каких условиях и почему появилась частная собственность?

4. Охарактеризуйте социальную сферу общества. Как развивались со­циальные отношений на протяжении истории?

5. Что такое власть? В чем отличие власти в первобытном обществе от власти государства?

6. Какое устройство общества называется «военная демократия*? Как
повлияло на становление государства?

7. В чем состоят особенности духовной сферы общества?

8. Охарактеризуйте понятие культуры. Каковы ее составляющие?

9. В чем заключается взаимосвязь сфер общества? Могут ли они суще­ствовать независимо друг от друга? Обоснуйте свой ответ,

10. Проведите исследование на тему «Я и сферы общества». Сделайте вывод о том, какая из сфер общества играет решающую роль в вашей жизни.

Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно экономическая, социально бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют как бы свое социальное пространство. Последнее очерчивается соответствующим видом общественных отношений, в рамках которых происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы жизни общества. Основные из них – экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ.

Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.

Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социального расслоения общества, о социальной защите соответствующих слоев населения. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей.


Как видно, функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т. д. Это – обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования его социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства.

Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.

Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов – упрочение существующей политической власти. Других – ее устранение. Третьи стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге, все желают в той или иной форме оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах.

Для этого каждый из действующих в политической сфере субъектов, будь то класс, политическая партия или же отдельная личность, стремится расширить свои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политической деятельности, создает большие возможности для реализации их политических интересов и воплощения их политической воли.

Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.

Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т. д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.

Духовная сфера общественной жизни складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что отложило свой отпечаток в душе народа, его национальном характере. Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе научное, образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Все это составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их представления о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.

Большое значение в данном отношении имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспитания – от начальных школ до университетов, а также атмосфера семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, все богатство его духовного общения с другими людьми. Немаловажную роль в формировании духовности человека играет самобытное народное искусство, а также искусство профессиональное – театр, музыка, кино, живопись, архитектура и т. д.

Одна из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество. Все говорит о том, что значение духовной сферы в развитии современного общества, для его настоящего и будущего, трудно переоценить. К исследованию происходящих здесь процессов все чаще и настойчивее обращаются ученые, философы, религиозные деятели, другие представители духовной культуры.

3. Социальная структура общества .

В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои населения, а также национальные общности. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения. Их связи и отношения образуют социальную структуру общества.

В основе социальной структуры общества лежат общественное разделение труда и отношение собственности на средства производства и его продукты. На базе общественного разделения труда появляются такие социальные группы, как классы, профессиональные группы, а также большие группы людей города и деревни, умственного и физического труда. Отношения собственности экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества, складывающуюся внутри него социальную структуру.

К основным элементам социальной структуры общества относятся: классы; люди города и деревни; представители физического и умственного труда; сословия (т. е. социальные группы, место в обществе которых определяется не только их положением в системе социально экономических отношений, но также сложившимися традициями и правовыми актами); социально демографические группы – молодежь, женщины, мужчины, старшее поколение людей; национальные общности – нации, этнические группы и др.

Почти все эти социальные группы и национальные общности неоднородны по составу и, в свою очередь, делятся на отдельные слои и группы с их собственными экономическими, социальными, политическими и другими интересами. На это обращает внимание распространенная в западной социологии теория стратификации, делящая общество на различные слои («страты») по самым разным основаниям: уровень доходов, профессия, вид деятельности, политические взгляды, ценностные ориентации и т. д.

Усилия многих западных социологов направлены на изучение так называемых малых групп, складывающихся на основе более или менее постоянных и тесных контактов между несколькими людьми. Такие группы складываются часто внутри больших социальных групп и слоев общества, в том числе классов, профессиональных групп и этнических слоев населения. Нередко они трансформируют в себе действия всей социальной структуры общества и оказывают существенное влияние на формирование мотивов поведения входящих в них людей.

Взаимосвязь существующих в обществе социальных групп и национальных общностей отнюдь не статическая, а, скорее, динамическая и проявляется в их взаимодействии, порой весьма активном, по поводу удовлетворения их потребностей и реализации их интересов. При этом они вступают между собой в определенные отношения. Речь идет о социальных отношениях как стороне функционирования социальной структуры. Они складываются между субъектами по поводу удовлетворения их потребностей в соответствующих условиях труда, потреблении материальных благ, улучшении их быта и отдыха, получении образования, доступе к предметам духовной культуры и т. д. Речь идет об удовлетворении потребностей, относящихся к социальной сфере общественной жизни, о самоутверждении в этой сфере той или иной социальной группы или общности людей.

В настоящее время вполне определенно заявляют о своих потребностях и интересах не только значительная часть рабочих, крестьян, интеллигенции и предпринимателей, но и представители таких социально демографических групп, как молодежь, женщины, старшее поколение людей. То же можно сказать и о национальных общностях. В условиях обновления общества каждая нация, народность, этническая группа стремится полнее реализовать свои экономические, политические и духовные интересы, получить возможно более прочные гарантии в этом отношении.

Важной стороной функционирования социальной структуры общества является социальная мобильность. Речь идет о переходе людей из одних социальных групп и слоев в другие. Так, например, когда крестьянин переезжает в город и становится рабочим завода, он переходит не только из сельского слоя общества в городской, но становится представителем другого класса и профессиональной группы. Социальное положение меняется и тогда, когда, скажем, дети рабочих и крестьян становятся интеллигентами, а дети интеллигентов – предпринимателями, или же, когда предприниматель становится профессиональным политиком.

Изучение социальной мобильности имеет государственное значение. Необходимо иметь полные представления о происходящих в обществе социальных перемещениях, знать их причины и основные направления, чтобы контролировать эти процессы, сознательно воздействовать на них в интересах сохранения не только целесообразной социальной динамики, но и стабильности общества.

Проблемы функционирования социальной структуры, взаимодействия различных социальных групп самым непосредственным образом связаны с проблемами гражданского общества. В свое время эту проблему ставил и решал Гегель. Он характеризовал гражданское общество как относительно независимую от государства сферу реализации частных потребностей и интересов на базе частной собственности и всеобщего формального равенства людей.

Гражданское общество предстает как система отношений между личностями и сословиями, покоящаяся на частной собственности и праве, Гегель исходил из того, что «собственность и личность обладают в гражданском обществе признанием закона и значимостью», а право, выступающее «в форме закона», должно обладать значением «как всеобщее». Выраженная здесь идея общезначимости права есть, по сути, идея правового государства.

Гегель четко ставит вопрос о взаимосвязи социально экономической и правовой сторон гражданского общества.

О гражданском обществе писал Маркс. Он исходил из того, что в гражданском обществе следует искать ключ к пониманию исторического процесса. Это не случайно, ибо, по логике марксизма, основополагающей сферой жизни общества является социально экономическая. Данная сфера, в том числе осуществляющиеся в ней отношения собственности, характеризуется как основное звено развития гражданского общества.

Осмысливая проблему гражданского общества и беря на вооружение то, что оставлено нам предшествующими мыслителями, необходимо учитывать современные реалии и нынешнее состояние разработки данной проблемы. Видимо, было бы правильно рассматривать гражданское общество как взаимодействие всех имеющихся в обществе больших и малых социальных групп. Экономической основой их взаимодействия должны быть свободно развивающиеся различные формы собственности. А защищать их интересы призваны соответствующие органы правового государства, в котором все подчинено закону. В итоге в подлинно гражданском обществе, в основу которого положены интересы и права гражданина, каждый человек имеет возможность свободно и творчески проявить себя, удовлетворить свои потребности в соответствии с той пользой, которую он приносит другим людям и обществу. При этом он будет пользоваться всеми средствами правовой и социальной защиты государства.

Свои проблемы имеются в развитии современной социальной структуры российского общества. До недавнего времени социальный состав СССР и всех входящих в него республик был представлен рабочим классом, крестьянством и интеллигенцией. Во всех республиках рабочий класс составлял большинство населения. Вторую по численности социальную группу образовали служащие и интеллигенция. Насколько оптимальной была такая социальная структура общества, судить непросто. Ясно, однако, что она не обеспечивала необходимой динамики развития общества. Появляющиеся ныне новые социальные группы предпринимателей, кооператоров, фермеров и другие заметно добавляют обществу динамизма, хотя направления их экономической и социальной активности нередко расходятся с интересами других социальных групп и общества. Отсюда становится насущной проблема гармонизации интересов всех социальных групп и слоев общества.

Можно отметить две основные тенденции в развитии социальной структуры современного общества. Первая из них заключается в активном процессе дифференциации общества, появлении новых социальных групп. Вторая обусловлена идущими в мире интеграционными процессами в экономике, которые воздействуют на развитие социальной структуры общества. Сближаются условия труда, его характер и содержание у представителей различных социальных групп. Это ведет к сближению других условий их жизни, а также структуры их потребностей и интересов.

В своей социальной политике государство должно учитывать обе эти тенденции. Данная политика направлена на регулирование отношений между всеми социальными группами, на согласование их интересов. Главное здесь – создание условий, для их нормальной жизнедеятельности и повышения их благосостояния, соблюдая при этом принципы социальной справедливости.

Однако решать эти проблемы весьма нелегко. Российское общество вступило в переходный период своего развития, когда совершается ломка прежних социально экономических отношений и становление, порой очень болезненное, новых, отвечающих законам рыночной экономики. Происходит нарушение сложившегося ранее социального равновесия, что ведет к социальной нестабильности. Речь идет прежде всего о резком расслоении общества на бедных и богатых (многие из которых нажили свое богатство незаконными путями), о пошатнувшемся социально экономическом положении многих людей и социальных групп.

Все это порождает глубокие и острые социальные противоречия. Появляется объективная необходимость повышения уровня социальной защищенности многих людей. Речь идет не только об оказании им соответствующей материальной помощи, но и о том, чтобы помочь адаптироваться в новых условиях – приобрести новые профессии, освоить новые для них виды производственной, в том числе предпринимательской, деятельности. Главное, чтобы эта деятельность была общественно полезной. Осуществление этих мер составляет важнейшее содержание социальной политики государства.