Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Принципы функционирования бюджетной системы рф следующие. Организация и функционирование бюджетной системы российской федерации. Виды источников финансирования дефицитов бюджета

Основы бюджетного устройства РФ определяются Конституцией страны и её государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа. Конституция Российской Федерации. 1993 г. ст. 71 и ст. 132

В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом бюджетная система РФ состоит из трёх уровней:

Федерального бюджета бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.

Местных бюджетов.

Бюджетная система РФ включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт - Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов.

Схему консолидированного бюджета РФ иллюстрирует рис.1.

Рис. 1. Схема консолидированного бюджета РФ

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Консолидированный бюджет Российской Федерации -- это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидированный бюджет Российской Федерации включает феде-ральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Россий-ской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъек-та Российской Федерации включает региональный бюджет, т. е. бюд-жет субъекта Российской Федерации, и местные бюджеты.

Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанно-стей, для финансового обеспечения общегосударственных меро-приятий формируется централизованный финансовый фонд -- федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды ре-гионального развития.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного на-ционального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюд-жет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспо-собности государства, развитием науки, подготовки высококвалифи-цированных специалистов.

Региональные бюджеты -- центральное звено территориальных бюд-жетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, воз-ложенных на государственные органы управления субъекта Россий-ской Федерации.

В современных условиях все в большей степени региональ-ные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и не-производственной сфер на подведомственных территориях. Зна-чительно возрастает их координационная функция в экономиче-ском и социальном развитии территорий.

С помощью региональных бюджетов государство осуществ-ляет выравнивание уровней экономического и социального раз-вития территорий, которые в результате исторических, геогра-фических, военных и других условий отстали в своем экономи-ческом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

Местные бюджеты -- один из главных каналов доведения до населе-ния конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами на-селения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и разви-тие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продук-ции и услуги которых также являются важным компонентом обеспе-чения жизнедеятельности населения.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции: формирование денежных фондов, являющихся финансо-вым обеспечением деятельности местных органов власти; распределение и использование этих фондов между от-раслями народного хозяйства; контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомст-венных этим органам власти.

Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации следующие:

· единство бюджетной системы;

· разграничение доходов и расходов между уровнями бюд-жетной системы;

· самостоятельность бюджетов разных уровней;

· полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюдже-тов государственных внебюджетных фондов;

· сбалансированность бюджета;

· эффективность и экономность использования бюджетных средств;

· общее покрытие расходов бюджета;

· гласность;

· достоверность бюджета;

· адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

1. Единство бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюд-жетного законодательства, а также единый порядок финансиро-вания расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ве-дения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, ре-гиональных бюджетов и местных бюджетов.

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации -- это закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Феде-рации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

3. Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов.

1) право законодательных (представительных) органов госу-дарственной власти и органов местного самоуправления на каж-дом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

2) наличие собственных источников доходов бюджетов каж-дого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) законодательное закрепление регулирующих доходов бюдже-тов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

4) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расхо-дования средств соответствующих бюджетов;

5) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финан-сирования дефицитов соответствующих бюджетов;

6) недопустимость изъятия доходов, дополнительно получен-ных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюдже-тов государственных внебюджетных фондов означает, что все до-ходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюд-жетных фондов и иные обязательные поступления подлежат от-ражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государ-ственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюд-жетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Рос-сийской Федерации.

5. Сбалансированность бюджета -- каждый бюджет должен быть сбалансирован, т. е. объем предусмотренных бюджетом рас-ходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюдже-та и поступлений из источников финансирования его дефицита.

6. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исхо-дить из необходимости достижения заданных результатов с ис-пользованием определенного бюджетом объема средств.

7. Общее покрытие расходов означает, что все расходы бюд-жета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

8. Гласность -- это обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюдже-тов, а также доступность иных сведений по решению законода-тельных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотре-ния и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодатель-ного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

9. Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Адресность и целевой характер бюджетных средств -- бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Бюджетное законодательство РФ это иерархическая система нормативных правовых актов, принятых на федеральном, субфедеральном и муниципальном уровнях, которыми регулируются бюджетные правоотношения. Иерархия нормативных актов действующего бюджетного законодательства РФ реализуется на основе четкого их структуирования прежде всего по содержанию правовых норм. В соответствии с этим все нормативные акты РФ подразделяются по четырем уровням.

Первый уровень составляет БК РФ.

Второй - представлен федеральными и субфедеральными законами и нормативными актами органом местного саморуправления.

Третий - постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Правительств субъектов РФ и нормативными актами органов местного самоуправления.

Четвертый - правовыми актами Минфина РФ и других федеральных ведомств, а также нормативными актами субъектов нижестоящего уровня.

Акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникающим после введения их в действие, если иное не предусмотрено БК РФ или федеральным законом.

До 1991 года бюджетная система страны была чрезвычайно централизованной. Все бюджеты на территории Советского Союза находили отражение в Государственном бюджете СССР, который включал союзный бюджет автономных республик, бюджеты краев и областей, бюджеты городов республиканского подчинения. Начиная с сельских и посилковых бюджетов, все бюджеты по вертикальному принципу последовательно объединялись в государственном бюджете. Таким образом, бюджетная система СССР насчитывала свыше 53 тысяч бюджетов. Единство этой системы обеспечивалось единым планом экономического и социального развития, всей экономической системой СССР.

Становление российской бюджетной системы совпало с началом радикальной экономической реформы и предопределило пересмотр концепции бюджетного устройства России в направлении его значительной децентрализации.

Построение и развитие современной бюджетной системы в РФ обеспечивалось принятием ряда законодательных актов, предусматривающих правовые основы её построения на принципах демократизации и усиления территориальных подходов. Основными документами, регламентирующими функционирование всей бюджетной системы, страны являются: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 г. №145-Ф3, Налоговый кодекс РФ (часть первая от 31.07.98 г. №146-Ф3, и вторая от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ), закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.91 г. №1734-1 (с изменениями и дополнениями), Закон РФ Об основах налоговой системы в РФ от 27.12.91 г. №2118-1, принимаемый ежегодно Федеральный закон «О Федеральном бюджете на год», а также налоговое законодательство РФ, постановления Правительства РФ, законодательные акты субъектов РФ.

Важное значение для развития бюджетов субъектов Федерации имел ФЗ № 4607 принятый в 1993 году, Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, гг. Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления. Этот закон определял права субъектов Федерации, а также местных территориальных образований в лице их законодательных (представительных) и исполнительных органов власти на получение доходов в соответствующие бюджеты и расходование средств этих бюджетов, взаимоотношения указанных органов власти в бюджетном процессе. Закон также установил общие принципы составления, рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, формирования и использования внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития национально-государственных и административно-территориальных образований.

Важным этапом в реорганизации бюджетной системы страны стал принятый в 1991 году Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР».

В 1998 году был принят, а с 2000 г. вступил в силу Бюджетный кодекс РФ, который расширил бюджетную систему, включив в нее бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Бюджетный кодекс - это свод законодательства о функционировании и развитии бюджетной системы РФ, обеспечивающий финансовое регулирование бюджетных отношений, устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяющий основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Не все страны мира имеют бюджетный кодекс. Многие ограничиваются принятием законов по различным вопросам бюджетных правоотношений.

Необходимость его принятия в РФ была обусловлена:

  • * устареванием ранее действующего бюджетного законодательства и несоответствием его Конституции РФ;
  • * отсутствием норм, регламентирующих процесс исполнения бюджетов и контроля за его исполнением;
  • * изменением принципов организации межбюджетных отношений;
  • * необходимостью установления ответственности участником бюджетного процесса за неполное и несвоевременное финансирование, нецелевое использование бюджетных средств, невозврат бюджетных ссуд и др.

Бюджетные правоотношения включают:

  • * отношения, складывающиеся в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирование государственного и муниципального долга;
  • * отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их реализацией

Бюджетные правоотношения относятся к области публичного права, они определяют бюджетные права каждого из субъектов этих правоотношений. Нормы гражданского права в сфере бюджетных правоотношений не действуют.

Компетенция органов государственной власти в области организации бюджетных правоотношений определена БК РФ ст.7.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Указы Президента РФ регулируют бюджетные отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, связанные с процессом составления, рассмотрения проектов бюджетов, утверждения, исполнения бюджетов и контроля за их исполнением.

Правительство РФ принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, которые не могут противоречить бюджетному кодексу. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, в пределах своей компетенции.

Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные бюджетным законодательством РФ, то применяются правила международного договора. Международные договоры РФ применяются к бюджетным отношениям непосредственно, кроме случаев, когда из международных договоров следует, что для их применения требуется принятие внутригосударственных актов

Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплено, что бюджетная система Российской Федерации основана на следующих принципах:

Единство бюджетной системы РФ;

Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

Самостоятельность бюджетов;

Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Сбалансированность бюджета;

Эффективность и экономность использования бюджетных средств;

Общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

Гласность;

Достоверность бюджета;

Адресность и целевой характер бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы заключается как в единообразном порядке составления бюджета, так и в едином бюджетном документе. Бюджет должен быть только один, и в нем отражаются все доходы и расходы государства.

Единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т.е. группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

Взаимодействие бюджетов всех уровней обеспечивается единством правовой базы, форм бюджетной документации, денежной системы, принципов организации бюджетного процесса, гарантирующими единый порядок применения санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведения бухгалтерского учета средств Федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Единство бюджетной системы обеспечивается управлением государственным бюджетом и реализуется через единую социально-экономическую, включая бюджетную, налоговую и фискальную политику государства. В современных условиях единство бюджета нарушается путем выделения из бюджета специальных фондов, целевых программ и т.п.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает: право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондах в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Различают бюджеты брутто и нетто.

В бюджет брутто включаются все валовые доходы и расходы государства, а в бюджет нетто - только чистые расходы и доходы. Расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами. Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов др. уровней бюджетной системы РФ.

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри законодательного (представительного) органа или между исполнительным и законодательным (представительными) органами государственной власти.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета. На практике этот принцип реализуется формально: бюджет публикуется и утверждается в укрупненных цифрах, что искажает его действительную сущность.

Принцип достоверности бюджета, т.е. его реальности, предполагает, что все суммы доходов и расходов должны быть обоснованны и правильны. Для современных бюджетов характерны затушевывание направлений расходов и сокрытие реального участия различных слоев общества в формировании доходной части бюджета, т.е. принцип реальности бюджета не соблюдается в настоящее время ни в одной стране (и Россия не исключение), хотя бюджеты большинства стран пропагандируются как реальные.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Государственный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год, форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления.

Через государственный бюджет происходит перераспределение части валового национального продукта путем аккумуляции и мобилизации средств, выделения и использования финансовых ресурсов.

Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы Российской Федерации. Он играет активную роль в функционировании экономики, ее поступательном и динамичном развитии.

Бюджетная система Российской Федерации (рис. 6.1) состоит из бюджетов трех уровней:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - в форме законов субъектов РФ; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Государственный внебюджетный Фонд - централизованный фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляютконсолидированный бюджет РФ. Бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляютконсолидированный бюджет субъекта РФ. Бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляютконсолидированный бюджет муниципального образования. В составе бюджета образуются целевые бюджетные фонды.

Рис.6.1. Схема бюджетной системы РФ

Целевой бюджетный фонд - централизованный фонд денежных средств, создаваемый за счет доходов, используемых по целевому назначению, или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или других поступлений и используемый по отдельной смете.

Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Принципы функционирования бюджетной системы:

· единство бюджетной системы;

· разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

· самостоятельность бюджетов;

· полнота отражения доходов и расходов бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов;

· сбалансированность бюджетов;

· эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее или совокупное покрытие расходов бюджетов;

· гласность;

· достоверность бюджета;

· адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

Рассмотрим содержание основных принципов бюджетной системы.

1. Единство бюджетной системы: единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюжетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы: закрепление соответствующих видов доходов полностью или частично и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

3. Самостоятельность бюджетов предполагает: 1) право законодательных и представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; 2) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы; 3) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; 4) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств, источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; 5) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; 6) недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджете, кроме случаев, связанных с изменением законодательства.

4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов: все доходы и расходы бюджетов и государственных внебюджетных фондов и другие обязательные поступления отражаются в бюджетах и государственных внебюджетных фондах в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и по расходам бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

5. Сбалансированность бюджета: объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При этом может иметь место дефицит доходов и расходов, а также первичный профицит бюджета.

6. Эффективность и экономность использования бюджетных средств: при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Общее или совокупное покрытие расходов: все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений от источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита могут быть направлены на финансирование определенных расходов бюджета только при финансировании целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы.

8. Гласность означает: 1) опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов; 2) открытость процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного или представительного органа государственной власти, либо между законодательным или представительным и исполнительным органами государственной власти.

9. Достоверность бюджета: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Адресность и целевой характер бюджетных средств: бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретным получателям бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Благовещенский Финансово - Экономический Колледж - Филиал Федерального Государственного Образовательного Бюджетного Учреждения Высшего Профессионального Образования «Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации»

ПЦК «Финансы и учёт »

Отчет по учебной практике

ПМ 01.01. МДК 01.01. «Основы Организации и Функционирования Бюджетной Системы Российской Федерации»

Выполнила:

Колупаева Дарья Антоновна

Студентка 312 группы

Проверила:

Мамбиталина Наталья Дмитриевна

Благовещенск 2016

Содер жание

1. Понятие бюджета его сущность, свойства и виды

2. Основные показатели бюджета

2.1 Доходы бюджета

2.2 Расходы бюджета

2.3 Дефицита бюджета

3. Федеральная Целевая Программа

4. Межбюджетные трансферты

5. Государственный финансовый контроль

1. Понятие бюджет а его сущность, свойства и виды

Бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации - это форма образования и расходования денежных средств, в целях финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Основные свойства бюджета :

1. Формирование и использование бюджетных средств, осуществляется с помощью применения балансового метода.

2. Формирование и использование бюджетных средств, осуществляется на базе единого бюджетного законодательства, в рамках которого органы местного самоуправления наделены некоторой самостоятельностью.

3. Бюджет носит народно - хозяйственный характер, т.е. он связан со многими отраслями народного хозяйства.

Бюджетная система РФ - это совокупность всех бюджетов.

При построении БС определяющим фактором является тип государственного устройства: либо это унитарное государство, либо федеративное государство.

Унитарное государство имеет 2 уровня (федеральный и местный бюджеты), а федеративное государство 3 уровня (федеральный, региональный и местный бюджеты).

Виды бюджетов:

1. Федеральный

2. Бюджет субъектов Российской Федерации (региональный)

3. Местный

4. Консолидированный

В соответствии с бюджетным кодексом бюджетная система основана на следующих принципах (приведено лишь несколько) :

1. Принцип единства бюджетной системы.

2. Принцип самостоятельности бюджетов.

3. Принцип прозрачности (открытости) бюджетов.

4. Принцип достоверности бюджетов.

5. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

6. Принцип единства кассы.

2. Основные показатели бюджета

Бюджетная классификация - это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2.1 Доходы бюджета - это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющимися, в соответствии с бюджетным кодексом, источниками финансирования дефицитов бюджета.

Классификация доходов - это группировка доходов бюджетов всех уровней БС РФ.

К доходам бюджета относятся :

1. Налоговые и неналоговые доходы

2. Безвозмездные поступления (в т.ч. межбюджетные трансферты)

3. Собственные доходы

Мною проведен анализ показателей областного бюджета за 2013 - 2015 годы, из которого можно сделать вывод, что общий объем доходов бюджета Амурской области за три анализируемых года увеличивается..

2.2 Расходы бюджета - это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ ИФДБ.

Расходные обязательства - это обусловленные законом, иным НПА, договором или соглашением обязанности РФ, субъекта РФ, муниципального образования или действующего от их имени бюджетного учреждения, предоставить юридическому или физическому лицу, субъекту международного права денежные средства из соответствующего бюджета.

Бюджетные ассигнования - это предельные объемы бюджетных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году, для выполнения бюджетных обязательств.

Классификация расходов - это группировка расходов бюджета всех уровней БС РФ, которая отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления (СГУ) и местного самоуправления основных функций, а также решение основных социально - экономических задач.

В результате проведенного мною анализа функциональной структуры классификации расходов областного бюджета на 2014 - 2015 годы можно сделать следующий вывод, что общий объем расходов областного бюджета имеет тенденцию к увеличению, несмотря на то, что в 2014 году наблюдалось снижение данного показателя.

2.3 Дефицит бюджета - это превышение расходной частью бюджета над его доходной частью.

Причины дефицита бюджета:

1) Опережающий рост расходов по сравнению с доходами (эта причина свойственна для развитых стран);

2) Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;

3) Дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становиться недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;

Методы покрытия дефицита бюджета:

1) Дополнительная эмиссия денег;

2) Ужесточение налоговой политики;

3) Выпуск долговых государственных ценных бумаг;

4) Государственные займы и кредиты;

Виды источников финансирования дефицитов бюджета:

1) В нутренние источники (в валюте Российской Федерации):

· бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;

· поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

· сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

· изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

2) В нешние источник и ( в иностранной валюте) :

· государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

· кредиты в иностранной валюте, полученные от правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций.

Мною в процессе прохождения учебной практики был проведен анализ источников финансирования дефицитов бюджета Амурской области на 2013 - 2015 годы. По его результатам можно сделать следующее утверждение, что на протяжении 3 анализируемых лет ИФДБ имеет тенденцию к увеличению, несмотря на то, что в 2014 году наблюдалось снижение анализируемого показателя.

Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в соответствующем финансовом году.

Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета. бюджет источник дефицит контроль

Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

Мною в процессе прохождения учебной практики был определен дефицит бюджета Амурской области за период с 2013 - 2015 года. По результату анализа, который был проведен, можно сделать следующее утверждение, что областной бюджет носит дефицитный характер.

Налоговая система - совокупность разных видов налогов, в построении и исчислении которых реализуются определенные принципы. Состоит из прямых и косвенных налогов.

По экономическому содержанию доходы бюджета представляют собой финансовые отношения, возникающие между государством, хозяйствующими субъектами, гражданами в процессе формирования и исполнения соответствующего бюджета.

Налоговая система РФ представлена тремя уровнями и включает:

· федеральные налоги и сборы;

· налоги и сборы субъектов РФ - региональные;

· местные налоги и сборы.

Налог - обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетную систему.

Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с налоговым законодательством налоги распределяются между бюджетами различных уровней по установленным нормативам отчислений.

Так мною в процессе прохождения учебной практики произведено распределение налогов между федеральным, региональным и местным бюджетами.

Профицит бюджета - это превышение доходной части бюджета над расходной его частью.

В процессе прохождения учебной практики мною был проведен анализ сводной ведомости учета доходов по счету №40102 за 2015 год. Было выявлено что наибольший остаток на конец 2015 года занимают доходы от «Штрафов, санкций, возмещений ущерба» и составляют 159 272,60 тыс. руб. А наименьший остаток на конец занимают доходы от «Административных сборов и платежей» и составляют 545,5 тыс. руб.

3. Федеральная Целевая Программа

Федеральная целевая программа (ФЦП) в России -- это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач и требующих государственной поддержки.

Федеральная Целевая Программа содержит:

v Заказчик ФЦП;

v Координатор ФЦП;

v Основные цели и задачи ФЦП;

v Этапы реализации ФЦП;

v Источники финансирования ФЦП;

v Конечный ожидаемый результат.

Работа с целевыми программами осуществляется по следующим стадиям:

*Отбор проблем для программной разработки;

*Решение о разработке программы и ее формирование;

*Экспертиза и оценка программы;

*Утверждение программы;

Мною в процессе прохождения учебной практике была проделана работа над сбором и анализом информации о Федеральной Целевой Программе «Культура России» на период с 2012 - 2018 года.

4. Межбюджетные трансферты

В соответствии со ст. 6 БК РФ МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме :

· Дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

· Субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

· Субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

· Иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

· Межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Межбюджетные трансферты предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами государственной власти бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Мною в процессе учебной практики по междисциплинарному курсу 01.01. было проведено 2 анализа.

В первом случае анализировался размер субвенции , выделяемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на социальную поддержку лиц, награжденных почетными знаками «Почетный донор Российской Федерации», по результатам расчетов которого можем сказать, что из Федерального бюджета необходимо выделить субвенцию бюджету субъекта Российской Федерации в размере 309 923 320 рублей.

Следующий анализ проводился по определению размера субсидий, выделяемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации для частичного возмещения расходов регионального бюджета на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, по результатам которого можно сделать утверждение о том, что из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации размер субсидии составляет 2 969,33 рублей.

5. Государственный финансовый контрол ь

Государственный финансовый контроль является неотъемлемой составляющей процесса управления общественными финансами, которая обеспечивает соблюдение законности, целесообразности и результативности образования, распределения и использования государственных финансовых ресурсов.

В соответствии с БК РФ представительные органы осуществляют следующие формы финансового контроля:

1) предварительный финансовый контроль -осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения бюджета;

2) текущий финансовый контроль - осуществляется в ходе исполнения бюджета;

3) последующий финансовый контроль - осуществляется в ходе составления, рассмотрения и утверждении отчета об исполнении бюджета.

Виды ревизий (проверок) принято классифицировать по следующим признакам:

1. По субъекту контроля:

· ревизия государственных органов;

· внутренняя ревизия;

· ревизии проводимые аудиторскими фирмами.

2. По организационному признаку:

· Полные;

· Частичные;

· Тематическая;

· Комплексная.

Полная ревизия - такая ревизия, при которой проверяется вся финансово-хозяйственная деятельность организации.

Частичная ревизия - такая ревизия, при которой проверяются отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности организации.

Тематическая ревизия - такая проверка, при которой проверяются отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности по однородным организациям, участкам.

Комплексная ревизия - такая ревизия, при которой проверяются все участки деятельности по различным вопросам.

По результатам анализа проведена ревизия столовой больницы, внесена запись в акт по разделу «Обоснованность списания продуктов питания», так же были разработаны предложения и основные рекомендации руководителю учреждения по улучшению деятельности больницы.

Все поступления по невыясненным поступлениям зачисляются на счет 40101.

Основные п ричины отнесения органами Федерального казначейства платежей к невыясненным поступлениям:

1) Данные в полях «ИНН получателя», «КПП получателя» и «КБК» платежного документа отсутствуют или не соответствуют нормативно- справочной информации;

2) Код ОКАТО по поступлениям, частично или полностью зачисляемым в местный бюджет, отсутствует или не соответствует нормативно-справочной информации;

3) Отсутствие у администратора доходов полномочий по администрированию поступивших платежей;

4) Отсутствие нормативов распределения для КБК и ОКАТО;

По результатам анализа выяснено, что основная причина отнесения на счет невыясненных поступлений - это ошибка указания ИНН и КПП получателя платежа.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика федерального бюджета как формы образования и расходования денежных средств. Анализ бюджетной классификации, законодательно устанавливаемой по однородным признакам группировки доходов и расходов бюджета, источников покрытия его дефицита.

    контрольная работа , добавлен 11.12.2011

    Бюджет как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Анализ роста или спада показателей по статьям расхода бюджета РФ на протяжении 3-х лет.

    контрольная работа , добавлен 24.12.2013

    Анализ понятия местного бюджета - формы образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Особенности контроля за исполнением местного бюджета, его расходов и доходов.

    реферат , добавлен 17.04.2010

    Бюджет как форма образования и расходования денежных средств, особенности бюджетного финансирования. Анализ бюджетной системы Российской Федерации. Характеристика основных каналов финансового обеспечения: ведомственно-корпоративный и территориальный.

    курсовая работа , добавлен 31.07.2012

    Понятие и значение бюджета как формы образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Специфика и принципы организации межбюджетных отношений в России.

    презентация , добавлен 13.04.2014

    Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения различных потребностей, задач и функций государства. Три уровня бюджетной системы. Объект исследования – бюджетное финансирование и изучение его особенностей.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2008

    Роль дефицита в развитии (торможении) экономического состояния в стране. Функции, причины возникновения и способы покрытия дефицита бюджета. Анализ бюджетного дефицита в России и источников финансирования, перспективные направления его регулирования.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2011

    Рассмотрение понятия сбалансированности бюджета. Изучение видов дефицита бюджета, определение причин его возникновения и источников финансирования. Составление таблицы кодов доходов и расходов согласно Бюджетной классификации Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 07.10.2010

    Осуществление и учет кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Организация и проведение финансового контроля органами Федерального казначейства. Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета.

    методичка , добавлен 26.12.2010

    Государственный бюджет как централизованный денежный фонд государства, предназначенный для финансового обеспечения реализации его задач и функций. Анализ источников финансирования бюджетного дефицита. Характеристика функций государственного бюджета.