Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Постановка в росфинмониторинг. Учет в росфинмониторинге. Разработка Правил внутреннего контроля по противодействию легализации отмывания доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма

Тарифы и услуги

Услуга Результат Стоимость (руб.)
Постановка на учет в Росфинмониторинге Уведомление Росфинмониторинга о постановке организации на учет 5 000 (+ нотар. пошлина)
Разработка и согласование Правил внутреннего контроля (ПВК) ПВК с отметкой Росфинмониторинга «согласовано с учетом уведомления», Уведомление Росфинмониторинга о согласовании ПВК 12 000
Сообщение об изменении сведений в карте
2-КПУ
Квитанция и опись вложения об отправке в Росфинмониторинг сообщения заказным письмом с уведомлением или отметка Росфинмониторинга на втором экземпляре (копии) сообщения 3 000
Снятие с учета в Росфинмониторинге Уведомление о снятии организации с учета в Росфинмониторинге 5 000
Получение копий уведомлений (отказов) либо экземпляра ПВК в случае их утери Копия уведомления (отказа) либо экземпляра ПВК с отметкой Росфинмониторинга 3 000
Представительство в Росфинмониторинге по вопросу привлечения к административной ответственности Протокол об административном правонарушении, Постановление по делу об административном правонарушении 5 000


Постановка на учет в Росфинмониторинге

Кто обязан вставать на учет в Росфинмониторинге

Постановке на учет в Росфинмониторинге подлежат следующие организации:

  • кредитные организации;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • страховые организации и лизинговые компании;
  • организации федеральной почтовой связи;
  • ломбарды;
  • организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  • организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи , тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
  • организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Исходя из информационного сообщения Росфинмониторинга о том, что являются видом лотерей, подлежат постановке на учет:

  • организации, организующие и проводящие стимулирующие лотереи

На заметку: если осуществляемая индивидуальным предпринимателем деятельность связана или относится к одному из видов деятельности тех категорий организаций, которые обязаны вставать на учет в Росфинмониторинге, индивидуальный предприниматель вправе (но не обязан) в инициативном порядке встать на учет в Росфинмониторинге.

Срок представления документов для постановки на учет в Росфинмониторинге:

30 дней с даты регистрации организации.

На заметку: Соблюдение срока представления документов с даты регистрации обязательно для организаций, у которых коды ОКВЭД в Информационном письме об учете в Статрегистре Росстата и Выписке из ЕГРЮЛ относятся к деятельности, подлежащей учету в Росфинмониторинге, независимо от того, занимается организация этой деятельностью фактически или нет. Для иных организаций необходимо соблюдение срока представления документов со дня фактического начала деятельности, подлежащей учету в Росфинмониторинге.

Документы, представляемые для постановки на учет:

  • заявление о постановке на учет;
  • карта постановки на учет по форме 2-КПУ.

На заметку: организация вправе представить для постановки на учет дополнительные документы, которые могут иметь значение для постановки на учет.

10 дней с даты представления документов для постановки на учет.

Документ, подтверждающий постановку на учет:

Уведомление о постановке организации на учет.

Основания отказа в постановке на учет:

представление ненадлежащим образом оформленных документов (в том числе содержащих противоречивую и/или недостоверную информацию). При этом организации направляется уведомление об отказе в постановке организации на учет.

На заметку: организация после устранения причин, по которым ей было отказано в постановке на учет, в течение 5 дней после получения уведомления об отказе вновь представляет документы, необходимые для постановки на учет, в территориальный орган Росфинмониторинга.

Разработка и согласование в Росфинмониторинге Правил внутреннего контроля (ПВК)

Кто обязан разрабатывать, утверждать и согласовывать ПВК:

  • организации, для которых обязательна постановка на учет в Росфинмониторинге;
  • адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
    • сделки с недвижимым имуществом;
    • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
    • управление банковскими счетам или счетами ценных бумаг;
    • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
    • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций,
      (согласования ПВК адвокатам, нотариусам и лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в Росфинмониторинге не требуется)

На заметку: если осуществляемая индивидуальным предпринимателем деятельность связана или относится к одному из видов деятельности тех категорий организаций, которые обязаны разрабатывать и утверждать ПВК, индивидуальный предприниматель вправе (но не обязан) в инициативном порядке разработать и утвердить ПВК (согласования ПВК в Росфинмониторинге не требуется).

Срок разработки, утверждения и представления на согласование ПВК в Росфинмониторинг:

ПВК должны быть разработаны и утверждены в течение 1 месяца со дня государственной регистрации организации, а также представлены на согласование в Росфинмониторинг в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.

На заметку: Соблюдение сроков разработки, утверждения и согласования ПВК с даты регистрации обязательно для организаций, у которых коды ОКВЭД в Информационном письме об учете в Статрегистре Росстата и Выписке из ЕГРЮЛ относятся к деятельности, подлежащей учету в Росфинмониторинге, независимо от того, занимается организация этой деятельностью фактически или нет. Для иных организаций необходимо соблюдение сроков разработки, утверждения и согласования ПВК со дня фактического начала деятельности, подлежащей учету в Росфинмониторинге.

Документы, представляемые для согласования:

  • заявление о согласовании ПВК;
  • ПВК в 2-х экземплярах.

На заметку: организация вправе представить для согласования ПВК дополнительные документы, которые могут иметь значение для согласования ПВК.

Срок рассмотрения документов:

15 рабочих дней со дня получения документов для согласования ПВК.

Документы, подтверждающие согласование:

  • уведомление о согласовании ПВК;
  • отметка “согласовано с учетом уведомления” на получаемом обратно экземпляре ПВК.

Основания отказа в согласовании ПВК:

представление ПВК, несоответствующих нормативным актам (ненадлежащее оформление, неполный перечень, противоречивая и/или недостоверная информация, несоответствие законодательству РФ). При этом организации направляется уведомление об отказе в согласовании ПВК.

На заметку: организация после устранения причин, по которым ей было отказано в согласовании ПВК, в течение 5 дней после получения уведомления об отказе вновь представляет документы, необходимые для согласования ПВК, в территориальный орган Росфинмониторинга.

Снятие с учета в Росфинмониторинге

Снятию с учета подлежат организации, состоящие на учете в Росфинмониторинге, в случае их ликвидации или изменения профиля деятельности. Территориальные органы Росфинмониторинга принимают решение о снятии с учета или об отказе в снятии с учета в срок, не превышающий 10 дней с даты представления документов для снятия с учета.

Сообщение об изменении сведений в карте постановки на учет

В случае изменения сведений, содержащихся в карте постановки на учет, организация в течение 5 дней сообщает о них в Росфинмониторинг.

Ответственность и санкции

Статья 15.27 КоАП РФ. Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

  1. Нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет в уполномоченном органе и (или) сроков направления правил внутреннего контроля на согласование в уполномоченный (надзорный) орган -
    влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
  2. Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, -
    влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
  3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, -
    влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
  4. Непредставление в уполномоченный орган информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, -
    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц – от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
  5. Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

На заметку: Если организация, подлежащая постановке на учет в Росфинмониторинге и обязанная согласовывать правила внутреннего контроля не выполняет этих требований, и Росфинмониторинг в результате проверки выявляет указанные нарушения, то административная ответственность может наступить одновременно по нескольким частям ст. 15.27 КоАП РФ. Из статистики Росфинмониторинга за 2010 г. минимальная сумма штрафов на одну организацию в этом случае составила 150 000 рублей, у 45 организаций была приостановлена деятельность сроком на 90 дней.

Нормативные акты и полезные ссылки

  • Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
  • Постановление Правительства РФ от 08.01.2003 г. № 6 “О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом”.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 г. N 28 "Об утверждении положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы".
  • Рекомендации по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами ил иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 10.06.2010 № 967-р.
  • Приказ ФСФМ от 30.11.2005 г. № 164 «Об утверждении формы карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».
  • Приказ ФСФМ от 14.12.2007 г. N 318 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.
  • Приказ ФСФМ от 23 мая 2008 г. N 130 об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по согласованию правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют органы законодательства.
  • Информационные письма и сообщения на официальном сайте ФСФМ www.fedsfm.ru .
  • Портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru в разделе «Юридическим лицам» - «Федеральная служба по финансовому мониторингу» - «Постановка на учет и снятие с учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» и «Согласование правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».

О компании «БИЗНЕС и ЗАКОН»

Наша цель – помочь российскому бизнесу разрешать проблемы на пути к росту и развитию в рамках закона и без бюрократических проволочек. Девиз нашей фирмы. "Закон должен работать на Вас!". Основные направления деятельности компании: регистрация фирм, получение разрешений, сопровождение бизнес-деятельности, оформление сделок с недвижимостью, решение арбитражных споров, ликвидация компаний, а также удаленный бухучет. Мы изучили трудности наших клиентов, поэтому мы также предоставляем бесплатные юридические консультации. Чтобы воспользоваться бесплатным сервисом достаточно сделать заявку. Мы рассчитываем, что это будем приятным началом для дальнейшего сотрудничества. Если Вам нужны качественные юридические услуги, опытный юрист, способный обеспечить профессиональную юридическую помощь. – позвоните в юридическую фирму «Бизнес и Закон».

Неоднократно этот вопрос задают наши клиенты, когда узнают что кроме регистрации фирмы в налоговом органе , еще необходима постановка в Федеральной службе по финансовому мониторингу. За последние несколько лет многие агентства недвижимости, ломбарды, лизинговые компании при осуществлении своей деятельности столкнулись с контролем со стороны Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Что же собой представляет этот орган? Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее Росфинмониторинг) - это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координировать деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Правительство РФ.

Постановке на учет в Росфинмониторинге подлежат организации , перечисленные в ст. 5 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма № 115-ФЗ от 7.08.2001г. (далее Закон о противодействии). К таким организациям относятся: лизинговые компании, кредитные организации; страховые организации; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также операторы по приему платежей и другие.

Сотрудники Росфинмониторинга осуществляют проверку организаций:

  • на факт постановки на учет в межрегиональный орган Федеральной службы по финансовому мониторингу,
  • а также на наличие в организации так называемых «Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», согласованных с Росфинмониторингом.

Все организации, указанные в п. 5 Закона о противодействии должны предоставлять информацию о совершаемых сделках в обществе. К тому же, информация о совершаемых операциях должна предоставляться не в произвольной форме, а по строго установленным образцам. Так с 21 марта 2010 г. вступил в силу Приказ от 05.10.2009 г. N 245 "Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Инструкция). Согласно приказу с 21 марта 2010 года организации обязаны направлять информацию в Росфинмониторинг в соответствии с новой Инструкцией. Новизна Инструкции состоит в изменении формы представления информации: в виде электронного формализованного сообщения. Те компании, которые представляли сведения на бумажных носителях, должны будут перейти на электронный вариант.

Из-за отсутствия у руководства юридического лица сведений о законодательстве в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливающего к организации требования по ее постановке на учет в Росфинмониторинг, разработке и согласованию Правил внутреннего контроля, проверяемая организация может быть привлечена к административной ответственности.

Так, в соответствии со ст. 15.27 КоАП РФ на должностные лица организации за указанные правонарушения может быть наложен административный штраф в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, а на само юридическое лицо - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или применено административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Итак, что необходимо предпринять юридическому лицу, чтобы встать на учет в Росфинмониторинг, разработать и согласовать Правила внутреннего контроля?

По закону агентства недвижимости, ломбарды, лизинговые компании, а также организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, должны встать на учет в Росфинмониторинг в течение 30 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Что делать, если с момента государственной регистрации прошло уже много времени, и Вы только что узнали о необходимости постановки Вашей организации на учет? Ответ простой: несмотря на уже имеющее место с Вашей стороны административное правонарушение все равно встать на учет.

Для постановки на учет организация должна представить в Росфинмониторинг заявление о постановке на учет, а также специальную карту постановки на учет, заверенную в нотариальном порядке.

Получив Ваши документы, Росфинмониторинг принимает решение о постановке либо отказе в постановке организации на учет в срок, не превышающий десять дней с даты предоставления пакета документов. Результатом должно быть получение уведомления о принятии соответствующего решения.

Если в процессе своей деятельности у организации изменятся сведения, которые она указывала в карте постановки на учет, о них также необходимо сообщить.

Одновременно с постановкой организации на учет, необходимо начать процесс разработки и согласования Правил внутреннего контроля (далее Правила).

Правила внутреннего контроля - структурно сложный документ, содержащий совокупность различных Программ, направленных на соблюдение и реализацию законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. На основании Правил организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать информацию о своих клиентах и проводимых с ними операциях.

В соответствии с нормативными требованиями, Правила утверждаются руководителем организаций в течение 1 (одного) месяца со дня государственной регистрации юридического лица, после чего представляются на согласование в Росфинмониторинг.

Перед тем как отправлять разработанные Правила на согласование следует обратить особое внимание на требования, которые предъявляются к их оформлению. В организации, которая должна встать на учет, должно быть специальное должностное лицо, которое выполняет ведение Правил в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и отвечает за реализацию программ осуществления внутреннего контроля.

К работе данного должностного лица существуют специальные требования, а именно:

  • наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей «Экономика и управление», либо по специальности «Юриспруденция», подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования – опыта работы не мене двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • должностное лицо должно пройти обучение. Требования к подготовке и обучению кадров организации, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Росфинмониторингом.

К Правилам внутреннего контроля необходимо приложить заявление о согласовании Правил. Затем весь пакет документов должен быть представлен в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Получив Ваши документы, Росфинмониторинг обязан рассмотреть заявление о согласовании Правил внутреннего контроля, после чего согласовать правила, либо направить письмо, содержащее мотивированный отказ.

Таким образом осуществляется постановка на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу. Для организаций, которые осуществляют постановку на учет впервые, считаю целесообразным обратиться к специалисту, чтобы избежать отказа в постановке на учет и согласовании Правил внутреннего контроля, а также штрафных санкций со стороны Росфинмониторинга.

Петрова Светлана Владимировна,
специалист по регистрации фирм
Казанского юридического центра.

(регистрация в Федеральной службе по финансовому мониторингу) по новым правилам Росфинмониторинга

С 2019 года порядок постановки на учет в финмониторинг существенно изменился и стал значительно сложнее.

Мы готовы взять на себя все вопросы, связанные с постановкой Вашей организации или ИП на учет в Росфинмониторинг. Напоминаем, что постановке на учет в Росфинмониторинг подлежат следующие организации и ИП:

А) лизинговые компании;

Б) операторы по приему платежей;

В) организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

Г) индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

Д) коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Стоимость постановки на учет в Росфинмониторинг 2800 рублей.

При заказе обязательных правил внутреннего контроля или целевого инструктажа по ПОД/ФТ получите 50% скидку на постановку на учет в Росфинмониторинг.

ак заказать постанову на учет в Росфинмониторинг? Для заказа такой заяки просто напишите нам на адрес электронной почты:

или звоните нам 8-903-686-31-87

Напоминаем, что обязанность по постановке на учет в территориальном органе организациями и индивидуальными предпринимателями должна быть исполнена указанными лицами в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.

За несвоевременную постановку на учет в Росфинмониторинг предусмотрен штраф 50 000 - 100 000 рублей (ст. 15.27 КоАП РФ).

Руководство нашей компании, совещание в Росфинмониторинге, 2016 г.

Для нас не важно в каком регионе вы находитесь. Мы готовы поставить Вашу организацию или ИП на учет в любых региональных отделениях Росфинмониторинга:

1) Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ЦФО);

2) Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по СЗФО);

3) Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу (РУ Росфинмониторинга по ЮФО);

4) Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ПФО);

5) Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу (РУ Росфинмониторинга по УФО);

6) Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по СФО);

7) Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ДФО);

8) Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Кавказскому федеральному округу(МРУ Росфинмониторинга по СКФО);

9) Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Крымскому федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по КФО).

Внимание! Порядок постановки организации и ИП на учет в Росфинмониторинг с 2019 года существенно изменился в связи с принятием Росфинмониторингом новых нормативно-правовых актов, регулирующих процедуру регистрации в Федеральной службе по финансовому мониторингу.

Руководитель Росфинмониторинга Чиханчин Ю.А.

И руководитель нашей Компании Смыслов П.А., 2016 г.

Обращаем Ваше внимание, что мы имеем свидетельство специалиста, имеющего право осуществлять образовательную деятельность в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (Свидетельство на имя Смыслова П.А. за регистрационным номером 2404-302 от 12.09.2013 г., выданное Международным учебно-методическим центром финансового мониторинга, учрежденным Федеральной службой Российской Федерации по финансовому мониторингу). Таким образом мы имеем не только многолетний практический опыт в области организации внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ и разработки правил внутреннего контроля, но и соответствующую документально подтвержденную квалификацию в этой сфере оказания услуг.

В нашем распоряжении оказался проект приказа Росфинмониторинга "О внесении изменений в Административный регламент предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденный приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 6 августа 2014 г.

Обязательна ли постановка на учет в Росфинмониторинг

№ 207 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».

Согласно тексту документа ведомство разработало новую форму КПУ, которая будет направляться организациями и предпринимателями в целях постановки на учет.

Так, теперь при постановке на учет в Росфинмониторинг потребуется указывать новые сведения:

— сведения о прохождении целевого инструктажа по ПОД/ФТ руководителем (ранее указывалось только в отношении специальных должностных лиц);

— сведения о документе, подтверждающем повышение уровня знаний руководителем организации (индивидуальным предпринимателем);

— сведения о бенефициарном(ых) владельце(ах) или мерах по его (их) установлению;

— сведения о наличии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти;

— сведения о соответствии специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, квалификационным требованиям;

— и другие.

По нашему мнению предложенная Росфинмониторингом новая форма КПУ станет более сложной для заполнения и риск получить отказ в постановке на учет может быть увеличен.

Наличие новых полей для заполнения в КПУ, по нашему мнению, позволит Росфинмониторингу эффективнее выявлять организации-нарушителей требований норм ПОД/ФТ еще на этапе постановки на учет. Однако, есть риск, что отдельные организации, еще на этапе заполнения КПУ, поняв, что они не соответствуют установленным требованиям, вообще откажутся от постановки на учет и предпочтут работать с нарушением норм закона, что, в свою очередь может негативно сказаться на эффективности работы системы финансового мониторинга в целом.

Комментарии

Комментариев пока нет

Не встали на учет в Росфинмониторинг

Постановка на учет организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом

Постановка на учет в Росфинмониторинге организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом,и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы

Постановке на учет в территориальном органе Росфинмониторинга подлежат следующие организации и индивидуальные предприниматели:

  • лизинговые компании
  • операторы по приему платежей
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества
  • индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов

Порядок постановки на учет определен Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58.

Постановку на учет организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляют территориальные органы Росфинмониторинга (далее - МРУ Росфинмониторинга) в соответствии с местом государственной регистрации организации или местом жительства индивидуального предпринимателя.

С адресами и контактными телефонами МРУ Росфинмониторинга можно ознакомиться на официальном сайте Росфинмониторинга в подразделе «Территориальные органы» по адресу http://fedsfm.ru/about/departments

Для постановки на учет организация или индивидуальный предприниматель представляет в территориальный орган Росфинмониторинга карту постановки на учет по форме, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 06.08.2014 № 207 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».

Карта постановки на учет может быть направлена в соответствующий территориальный орган Росфинмониторинга в электронном виде с использованием Личного кабинета организации в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по адресу www.gosuslugi.ru.

Для направления карты постановки на учет в электронном виде с использованием Личного кабинета, необходимо иметь усиленную квалифицированную подпись, выданную в любом аккредитованном Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи» удостоверяющем центре.

Последовательность постановки на учет организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется территориальными органами Росфинмониторинга в соответствии с порядком, определенным Административным регламентом предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденном приказом Росфинмониторинга от 06.08.2014 № 207 и постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58.

При изменении сведений, содержащихся в карте постановки на учет, организация или индивидуальный предприниматель в течение 5 рабочих дней представляет (направляет, в т.ч. в электронном виде) в МРУ Росфинмониторинга карту, содержащую новые сведения.

Примерный образец заполения карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу для организаций

Примерный образец заполения карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу для индивидуальных предпринимателей

Направлять сведения в Росфинмониторинг нужно, если ваша компания (приведу распространенные примеры сделок, полный перечень - в ст. 6 Федерального закона от 07.08.01 № 115):

  • получает от юридических или физических лиц либо предоставляет им беспроцентные займы на сумму от 600 тыс. рублей;
  • передает другому лицу права собственности на недвижимое имущество стоимостью от 3 млн рублей;
  • покупает или продает ювелирные украшения по договору уступки права требования на сумму свыше 600 тыс рублей;
  • принимает технику, оборудование, недвижимость в лизинг на сумму от 600 тыс. рублей.
  • покупает, продает недвижимое имущество, а сумма сделки отличается от рыночной в несколько раз;
  • совмещает в одном лице учредителя, генерального директора, главного бухгалтера;
  • назначает учредителем сотрудника в возрасте младше 20 лет, пенсионера старше 70 лет, беженца или переселенца;
  • делает учредителем или руководителем человека, который уже учредитель в нескольких юридических лицах;
  • заключает рамочные договоры;
  • переводит деньги в страны или регионы, в которых есть террористы, вооруженные формирования;
  • покупает недвижимое имущество в странах с высоким уровнем риска или заключает подозрительные сделки (покупка непрофильной недвижимости и т. п.). Страны риска: Афганистан, Иордания, Иран, Ирак, Ливан, Ливия, ОАЭ, Пакистан, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Турция, Грузия. В РФ: Дагестан, Ингушетия, Чечня. Отмечу, это требование относится как к покупке недвижимости в странах с высоким уровнем риска, так и к сделкам, которые вызывают подозрение. Например, покупка неликвидной недвижимости или той, которую не смогут использовать по назначению.

Банки и кредитные организации обязаны подавать в Росфинмониторинг сведения о необычных сделках. И если вы не сообщите, то это сделает банк, а вы окажитесь в поле зрения Росфинмониторинга. Следите за всеми операциями, по возможности отказывайтесь от необычных и сомнительных.

Внимание!

Если уведомление не отправили вовремя - все равно направляйте!

Штраф за нарушение сроков отправки: от 50 тыс. до 100 тыс. рублей для юридических лиц и от 10 тыс. до 30 тыс. рублей для должностных лиц.

Штраф, если уведомление не отправили: от 200 тыс. до 400 тыс. рублей для юридических лиц (или административное приостановление деятельности до 60 суток) и от 30 тыс. до 50 тыс. рублей для должностных лиц.

Если вы обнаружили, что относитесь к компаниям, указанным в ст. 5 закона № 115‑ФЗ, и осуществляете операции, о которых надо докладывать в Росфинмониторинг, срочно действуйте.

1. Поставьте на учет компанию в управлении Росфинмониторинга в федеральном округе, на территории которого она расположена, информируйте об изменениях.

2. Разработайте правила внутреннего контроля. Укажите в них только критерии и признаки, относящиеся к деятельности вашего предприятия.

3. Назначьте сотрудника, который будет контролировать то, как в компании соблюдают правила внутреннего контроля. Если штат небольшой, им может быть генеральный директор. Если у вас несколько обособленных подразделений, в каждом из них должен быть ответственный. Этот работник обязан соответствовать квалификационным требованиям (см. постановление Правительства РФ от 29.05.14 № 492).

4. Изучите клиентов компании и их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев.

Постановка на учет в Росфинмониторинге

Сверьте сведения о них с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности и терроризму (размещен на сайте Росфинмониторинга). Когда будете фиксировать данные, руководствуйтесь:

  • статьями 7 и 7.3 Федерального закона от 07.08.01 № 115;
  • приказом Росфинмониторинга от 17.02.11 № 59;
  • Федеральным законом от 28.06.13 № 134.

Если у компании много клиентов, информацию можно собирать в электронном виде.

5. Проводите внутренние инструктажи. Объясняйте сотрудникам, как соблюдать правила внутреннего контроля. Фиксируйте результаты тренингов. Закон допускает возможность проводить обучение online в формате вебинара.

6. Отслеживайте и оперативно направляйте в Росфинмониторинг сведения по операциям, которые надо контролировать (ст. 6 Федерального закона от 07.08.01 № 115), и сомнительным сделкам (приказ Росфинмониторинга от 08.05.09 № 103).

Передавайте информацию не позднее трех рабочих дней после сделки через интернет или на электронном носителе.

7. Храните документы и информацию о сомнительных и обязательных для контроля операциях не менее пяти лет со дня, когда компания перестала сотрудничать с клиентом (Федеральный закон от 07.08.01 № 115 г.). За нарушение этого правила грозит административная ответственность.