Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Понятие и функции налогов, основные принципы налогообложения

Налогообложение - это способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств.

Использование налогов в качестве инструмента централизованного воздействия на экономическое развитие государства имеет длительную историю по мере развития товарно-денежных отношений.

Функция - представляет собой внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.

В современных условиях налоги выполняют основные и дополнительные функции.

К основным функциям относят:

а) фискальную

Отражает причины возникновения налогов, с её помощью реализуется качественная определённость налогов, их общественное назначение как источника средств. Данная функция является главной функцией налогов и призвана способствовать огосударствлению части национального дохода и созданию материальных основ функционирования государства; .

б)социальную -

поддержание социального равновесия путём уменьшения неравенства в реальных доходах отдельных групп населения;

в)регулирующую

Избирательное изменение налоговых ставок, позволяющее целенаправленно воздействовать на темпы экономического роста, структурную перестройку общественного производства, накопление денежного капитала, инфляцию, движение инвестиций, занятость, формирование совокупного платежеспособного спроса. Данная функция имеет 3 составляющих:

1)стимулирующую - снижение налоговых ставок, введение льгот, способствующих созданию предпосылок для повышения деловой активности (увеличение необходимых объемов производства, его обновление, увеличение инвестиций, накоплений,), поощрения отдельных видов предпринимательства, привлечения и перемещения иностранных инвестиций;

2)сдерживающую - целенаправленное сдерживание темпов воспроизводства путём увеличения ставок налогов или введения дополнительных налогов;

3) воспроизводственную

Которая предназначена для концентрации средств на восстановление используемых ресурсов.

К дополнительным функциям относят:

а)перераспределительную - процессы перераспределения части совокупного общественного продукта главным образом чистого дохода и направления одной его части на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства, а другой - в централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства;

б)контрольную -своевременное отслеживание государством поступлений в бюджет налоговых платежей, что позволяет сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и конечном счёте определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики государства.

Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, выражающуюся в принудительном изъятии определённой части доходов у предприятий и населения, имеющих объекты налогообложения. Каждая функция отражает определённую сторону налоговых и финансовых отношений.

Каждый налог содержит следующие элементы:

- субъект налога, или налогоплательщик,

Физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог;

- объект налога

Предмет, подлежащий обложению (доход, имущество, товары); часто название налога вытекает из его объекта, например земельный налог, подоходный налог и т.д.;

- источник налога

Доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого выплачивается налог; по некоторым налогам (например, налог на прибыль) и объект, и источник совпадают;

- единица обложения

Единица измерения объекта (по подоходному налогу - денежная единица страны, по земельному налогу - гектар, акр);

- налоговая ставка

представляет собой величину налога на единицу обложения;

- налоговый оклад

Сумма налога, выплачиваемая субъектом с одного объекта;

- налоговые льготы

Полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.). Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум - наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.

В системе налогообложения должны быть заложены определённые принципы, следуя которым можно добиться воздействия на общественное воспроизводство, его динамику, структуру, состояние научно-технического прогресса.

Принципы налогообложения

Четыре основополагающих принципа налогообложения были сформулированы английским экономистом А. Смитом:

1) подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу;

) налог, который обязуется выплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определён;

) вид налога, срок уплаты и способ платежа должны быть удобны плательщику;

Функции налогов

Функции налогов – это проявление их сущности в действии. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы, а также опосредованно (через систему льгот и санкций) воздействует на производителей товаров, работ и услуг.
Следует отметить, что в отечественной и зарубежной литературе единое мнение по функциям налога отсутствует. Традиционно выделяют следующие функции налогов.

  1. Фискальная – обеспечение формирования финансовых доходов государства, муниципальных образований, необходимых для осуществления экономических, политических и социальных потребностей общества.

Эта функция главная и неизменная на всех исторических этапах развития государства. Призывы к понижению фискальной значимости налогов являются популистским лозунгом, речь должна идти не об этом, а о снижении налогового бремени и расширении налоговой базы.
Налоговое бремя – обобщенная характеристика действия налогов, указывающая на долю обязательных налоговых изъятий в ВВП страны, а также в доходах отдельных категорий налогоплательщиков.
В развитых странах в середине 90-х годов доля налогов в ВВП колеблется от 30 % (США, Япония), до 55 % (Скандинавские страны), в странах ЕС – 40,8 %. Тенденции к снижению налоговых поступлений в бюджеты не прослеживаются.
Для России в последние годы этот показатель составляет 29 - 34 %, по итогам 2007 г. налоговая нагрузка составила 29,3% ВВП.

  1. Практически до начала 30-х годов фискальная функция являлась единственной, затем к ней добавилась регулирующая функция (стимулирующая, стабилизирующая).
    Эта функция реализуется через систему налоговых льгот и санкций, ставок налогов, налоговых вычетов и т. д. Благодаря этой функции осуществляется развитие малого бизнеса; регулирование экспортно-импортной деятельности; стимулирование НТП.
  2. Контрольная функция – заключается в деятельности налоговых органов по проверке соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, своевременности и полноты выполнения ими налоговых обязательств.
  3. Социальная – обеспечивает социальное равновесие в обществе путем перераспределения доходов между различными группами населения, посредством неравного обложения их доходов.

Все функции взаимосвязаны и противоречивы. Так, чрезмерный упор на фискальную сторону налогообложения, сдерживает развитие производства; неумеренное использование налоговых льгот приводит к уменьшению государственных доходов, росту дефицита, инфляции.
Регулирующая функция эффективна в условиях экономической и финансовой стабильности; в кризисных условиях ее значение ослабевает.
В фискальной функции лежит противоречие между необходимостью расширения доходов государства и ограниченными возможностями хозяйствующих субъектов.
В рамках налоговой системы происходит увязка в единое целое всех функций налога.
Принципы налогообложения
Принципы налогообложения – это базовые положения, которым должна удовлетворять любая система налогообложения, чтобы считаться надежной (с т. з. обеспечения деятельности государства), справедливой (с т. з. налогового бремени среди плательщиков) и эффективной (с т. з. экономии ресурсов, времени и сил всех участников налогового процесса).
Принципы налогообложения в классической форме впервые сформулировал шотландский экономист А. Смит в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Эточетыре принципа или «максимы» налогообложения:

  1. справедливости – сообразность размеров обложения с размерами получаемых доходов;
  2. определенности – налог должен быть определен в отношении размера, а также времени и способа его уплаты;
  3. удобства для налогоплательщиков – налог должен взиматься наиболее удобным для налогоплательщика способом и в наиболее удобное для него время;
  4. дешевизны – всякий налог должен быть устроен так, чтобы приносить налогоплательщикам наименьшие затраты в связи с его взиманием.

Особое внимание исследованию принципов налогообложения уделял немецкий экономист Адольф Вагнер (1835-1917), который рассматривал их с позиций потребностей государства, а не налогоплательщика. Он ставил задачу формирования налоговой системы, которая бы создавала возможность повышения сбора налоговых платежей в соответствии с ростом потребностей в государственных расходах. Эти принципы он объединил в четыре группы:

  1. финансовые – достаточность и эластичность (подвижность) обложения;
  2. общеэкономические – выбор объектов обложения и правильное сочетание форм налогообложения, видов налогов;
  3. этические – всеобщность и справедливость налогообложения;
  4. административно-технические – определенность налога, удобство его уплаты, снижение затрат на взимание налога.

Современная теория и практика налогообложения выработали ряд не менее важных принципов, сгруппированных в следующие группы.
Экономические принципы:
Сегодня «справедливость» понимается как изъятие с большего дохода большей доли налога, что является обоснованием для перехода от пропорциональных к прогрессивным ставкам.
«Эффективность» означает минимизацию для налогоплательщика затрат времени, труда и денег в связи с выполнением им обязанности уплаты налога. В трактовке А. Смита это его третий и четвертый принципы. Если в прошлом государство тратило на сбор налогов до 25 – 30%, от собираемой суммы, то сбор современных налогов обычно «стоит» казне не более 5 – 7%.
Сбалансированность интересов налогоплательщиков и государственного бюджета. Этот принцип характеризуется кривой Артура Лаффера, американского профессора - экономиста, показывающей зависимость доходов бюджета от ставки налога (рис. 1).

Рис. 1. Кривая Лаффера

Кривая показывает, что наилучший экономический результат достигается не когда налоги самые низкие, а когда они оптимальные. И не может быть одного, на все случаи жизни, оптимального уровня налоговых изъятий.
Поступления налогов увеличиваются с ростом ставки и падают после некоторого значения ставки (оптимального предела). Изъятие у налогоплательщиков значительной суммы доходов (40 - 50 %) является пределом, за которым лишается смысла предпринимательская деятельность и начинается массовый уход налогоплательщиков от налогообложения. Ряд отечественных ученых считают, что «эффективным» является изъятие 30 % доходов.
Вопрос о кривой Лаффера. является предметом дискуссий. Некоторые экономисты доказывают, что эмпирические данные не подтверждают существования закономерности, выявленной Лаффером. Действительно в жизни сложно ответить на вопрос, при какой ставке начинают снижаться поступления налогов, сам Лаффер не устанавливал величину такой ставки.
«Определенность» налога должна дополняться требованием уплаты налога лишь в национальной денежной валюте.
Юридические принципы:

  • равное налоговое бремя – предусматривает всеобщность уплаты налогов и равенство налогоплательщиков перед налоговым законом;
  • приоритет налогового закона над неналоговым в сфере налогообложения;
  • установление налога законом;
  • запрет введения налога «задним числом» (в отношении истекших налоговых периодов)
  • сочетание интересов государства и субъектов налоговых отношений в налоговых правоотношениях;
  • обязательность установления всех элементов налогообложения при введении любого налога.

Организационные принципы:

  • стабильность – устойчивость видов налогов и их ставок во времени;
  • единство налоговой системы – не допускается установление налогов, ограничивающих свободное перемещение товаров в пределах РФ;
  • подвижность – оперативное изменение налогового бремени;
  • множественность налогов – позволяет обеспечить наполняемость бюджета посредством обложения налогами различных объектов и субъектов налогообложения;
  • принцип исчерпывающего перечня налогов – ограничение представительных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления при установлении налогов, не предусмотренных Налоговым кодексом;
  • принцип гармонизации налогообложения с другими странами – позволяет не допустить двойного налогообложения.

В Налоговом кодексе в ст. 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» некоторые из выше приведенных принципов отражены следующим образом.
«Определенность» налога – налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и основные элементы налогообложения.
Под «справедливостью» налогообложения понимается необходимость для налогов иметь экономическое обоснование и недопустимость применения налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав.
Запрет на применение налогов не установленных законом, т. е. не допускается ведение налогов, не предусмотренных Налоговым кодексом.
Запрет налоговой дискриминации – не допускается дискриминация при налогообложении, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев; запрещается также дифференциация налогообложения в зависимости от формы собственности, гражданства или места происхождения капитала (последнее не распространяется на ставки ввозных таможенных пошлин).

Классификация налогов

Значительное место в теории налогов занимает вопрос их классификации по различным признакам. В экономической науке нет общепринятой классификации налогов. Обилие классификаций доказывает, что невозможно выявить один критерий, по которому налоги можно было бы отнести к той или иной группе.
Первая классификация налогов была построена на основе признака перелагаемости налогов . Это разделение налогов на прямые и косвенные, известное с глубокой древности.
Английский философ Дж. Локк (1632 - 1704) считал, что поземельный налог – это прямой налог, остальные налоги – косвенные.
Физиократы подтвердили и углубили это деление, исходя из того, что один лишь доход землевладельца действительно чистый доход, из которого платятся все налоги. Французские экономисты В. Мирабо (1715 - 1789) и Ж. Тюрго (1727 - 1781) вообще выступали против косвенного налогообложения, признавая лишь прямой поземельный налог.
А. Смит считал, что доходы получают не только с земли, но и с капитала и труда, которые он относил к прямым налогам. Он определил косвенные налоги как налоги, которые падают на расходы.
Немецкий экономист Геккель разделил все налогообложение на подоходно-поимущественное обложение и обложение расходов потребления. Он подоходно-поимущественные налоги (поземельный, подомовой, промысловый, с денежных капиталов и с личного труда) отнес к категории прямых, а налоги на расходы на предметы потребления – к категории косвенных налогов.
Деление налогов на прямые и косвенные на основе подоходно-расходного признака не утратило своего значения и в начале XXI в.
Ряд экономистов: И.Т. Посошков (1652-1726), Джон Милль (1806-1873), Франсуа Кенэ (1694-1774), К. Маркс (1818-1883) выдвигали идею введения единого налога.
Для некоторых категорий плательщиков, обложения некоторых видов деятельности единым налогом бывает эффективным. Так, введение в СССР в 1923 г. вместо множества налогов на крестьян единого сельхозналога оказало позитивное воздействие на развитие товарно-денежных отношений.
Современные западные экономисты пропагандируют введение всеобщего налога на совокупные потребительские расходы взамен подоходного налога.
Но в целом, идея введения единственного налога несостоятельна, ни одна налоговая база не является всеобъемлющей, что было доказано в начале ХХ в. российскими учеными.
Не утихают дискуссии и о необходимом количестве налогов.

  • Взаимосвязь сбережений и инвестиций в классической и Кейнсианской моделях макроэкономического равновесия
  • Автономные и производственные инвестиции. Эффект акселератора. Парадокс бережливости
  • Экономика и государство
    • Ресурсы, объекты, формы, методы, концепции и инструменты государственного регулирования экономики
    Модели государственного регулирования рыночной экономики
    • Классическая модель взаимодействия экономики и государства
    • Кейнсианская модель государственного регулирования экономики
    • Неконсервативная модель государственного регулирования экономики
    Формирование экономической политики
    • Экономическая политика и фактор времени. Лаговая структура
    Государственное регулирование переходной экономики
    • Приоритеты в макроэкономических целях Российского правительства
    Природа кризиса переходной Российской экономики
    • Динамика ВВП России в период рыночных реформ. Кризис и депрессивная стабилизация Российской экономики
    • Структурные перекосы в Российской экономике. Противоречие между валютным укладом и отраслями, ориентированными на внутренний рынок
    • Ловушка равновесия на низком уровне, ее характерные черты
    • Теория трансформационного спада. Спад как "статистическая иллюзия"
    • Экономический кризис как следствие стратегических просчетов в экономической политике
    Антициклическое регулирование экономики
    • Политика краткосрочной стабилизации. Противодействие колебаниям экономической конъюнктуры
    • Противоречивость антициклического регулирования. Экономико-политический цикл
    Финансовая система Фискальная политика
    • Мультипликатор государственных расходов и налоговый мультипликатор
    • Недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы
    • Фискальная политика, ориентированная на предложение. Эффект Лаффера
    Денежная система
    • Спрос на деньги в неоклассической теории. Количественная теория денег. Уравнение Фишера. Кембриджское уравнение
    • Кейнсианская теория спроса на деньги. Транзакционный и спекулятивный спрос на деньги. Теория выбора портфеля
    Денежно-кредитная политика
    • Сущность и цели денежно-кредитной политики. Функции центрального банка
    • Воздействие денежно-кредитной политики на национальный продукт. Трансмиссионный механизм
    • Мультипликативное расширение банковских депозитов. Денежный мультипликатор
    • Сравнительная эффективность денежно-кредитной и фискальной политики
    Инфляция
    • Виды инфляции. Сбалансированная и несбалансированная, ожидаемая и непредвиденная инфляция
    • Инфляция спроса и инфляция издержек. Открытая и подавленная инфляция
    Антиинфляционная политика Безработица Политика занятости
    • Государственное регулирование рынка труда. Активная политика занятости
    Взаимосвязь инфляции и безработицы. Стагфляция Государственное регулирование экономического роста
    • Содержание и цели политики содействия экономическому росту
    Доходы населения и уровень жизни
    • Рыночная и уравнительная модели распределения доходов: равенство против эффективности
    • Неравенство доходов: причины и последствия. Кривая Лоренца
    Социальная политика
    • Цели и содержание государственной политики перераспределения доходов
    • Инструменты и модели перераспределительной политики государства
    • Государственный механизм регулирования доходов населения в России
    Общенациональное прогнозирование, планирование и программирование экономики
    • Типы и модели экономического планирования, их эволюция в XX веке. Индикативное планирование и государственный заказ
    • Место и роль прогнозирования в системе государственного регулирования экономики. Формы прогнозных заключений
    • Прогнозирование в планово-регулируемой и переходной экономике

    Функции и принципы налогообложения

    Доходная часть государственного бюджета складывается из налоговых поступлений, а также доходов принадлежащих государству предприятий и организаций. Термин "налог" весьма широко и неоднозначно трактуется в различных странах. Так, в нашей стране налоги традиционно рассматриваются как обязательные платежи пассивно-послушных юридических и физических лиц государству, осуществляемые на основе законодательства и используемые государством для реализации его функций. При таком рассмотрении коренной признак налогов - их принудительный характер. А вот типичная американская трактовка налога как инструмента государственной экономической и социальной политики подчеркивает его активную роль в обеспечении развития национальной экономики.

    В широком смысле слова налогами признаются не только те платежи, в названии которых присутствует слово "налог", но также таможенные пошлины, отчисления в пенсионные фонды и т.п.

    Налоги выражают обязанность домохозяйств и фирм, получающих доходы, участвовать в формировании государственных ресурсов и последующем финансировании правительственных расходов. В их формировании и состоит первая функция налогов - фискальная (от слова fisk - государственная казна). Налоги выполняются также перераспределительную функцию, Являясь средством перекачивания национального дохода между богатыми и бедными, они призваны гасить "сбои" в системе распределения (например, чрезмерную дифференциацию доходов). Причем перераспределение доходов осуществляется не только между отдельными лицами и группами населения с разными доходами, но и между территориями, сферами производства, между настоящим и будущим поколениями людей, между текущим потреблением и накоплением (инвестициями). В этом смысле налоги выступают нашей платой за цивилизованность общества. Налоги, далее, призваны заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии тех или иных сфер деятельности. Будучи дифференцированными, они могут способствовать росту определенных отраслей или регионов, видов трудовой и предпринимательской деятельности, а могут, наоборот, тормозить их расширение - в связи с текущими задачами антициклической, антиинфляционной и иной политики государства. В связи с этим третьей функцией налогов является функция стимулирующая. К настоящему времени стимулирующее значение налогов настолько расширилось, что трудно назвать народнохозяйственную проблему, для решения которой не используется тот или иной налоговый регулятор. В частности:

    1. манипулирование налогами может стать средством воздействия на научно-технический прогресс и процесс накопления капитала - например, в связи с проведением политики ускоренной амортизации. В результате ускоряется обновление физически и морально устаревшего основного капитала. Такое изменение налоговой политики, сокращая базу налогообложения, способствует техническому прогрессу, прежде всего в традиционных капиталоемких отраслях (и с этой точки зрения ведет к консервации сложившейся отраслевой структуры народного хозяйства). С другой стороны, вычет из облагаемого дохода затрат на НИОКР способствует развитию новых, наиболее прогрессивных, наукоемких отраслей. Кроме того, формы налогообложения призваны стимулировать научный поиск, деятельность рисковых (венчурных) фирм. Облагая высоким налогом фонд заработной платы фирм, правительство ФРГ в послевоенный период тем самым побуждало их всемерно экономить на живом труде и заменять его трудом овеществленным в новом оборудовании, созданном на базе научно-технического прогресса.
    2. налоги обеспечивают одновременное решение проблем занятости и поддержания конкурентной среды (налоговые льготы малому бизнесу, в сфере которого обычно создается до 60% новых рабочих мест), что означает, в частности, ограничение монопольного положения крупных фирм. Такую же цель преследует введение государством запретительно высоких налогов на сверхприбыль, препятствующее необоснованному взвинчиванию монополистами цен на предлагаемые ими товары.
    3. налоги одновременно ограничивают производство вредных товаров (например, через высокие акцизы на винно-водочные и табачные изделия) и поощряют социально полезную деятельность (производство лекарств, товаров для детей, услуг социально-культурного комплекса и т.п.). Правда, в условиях значительного бюджетного дефицита такое поощрение не может не быть ограниченным. Однако японский опыт послевоенного восстановления экономики (и в условиях несбалансированности доходов и расходов бюджета) включал предоставление налоговых послаблений в обмен на проведение модернизации производства, сокращение энергоемкости, освоение лучших зарубежных образцов продукции.
    4. продуманные налоги обеспечивают прогрессивные структурные преобразования экономики, сглаживание региональных диспропорций. Так, налоговое стимулирование инвестиционной деятельности средствами политики ускоренной амортизации является в то же время и инструментом осуществления структурной политики государства. Регулярно пересматриваемая министерством финансов дифференциация норм амортизационного списания в зависимости от вида вещественных носителей основного капитала (станки, оборудование, здания, очистные сооружения, транспортные средства и т.п.) четко ориентируют фирмы в направлении приоритетного вложения инвестиционных ресурсов в наиболее значимые для государства в данный момент отрасли. Одновременно со структурно-инвестиционными целями государство тем самым обеспечивает и расширение занятости в стране и реализацию ряда значимых природоохранных мероприятий.

    Функции налогов тесно взаимосвязаны. В одной ситуации они могут дополнять друг друга, в другой - исключать своих "партнеров". Так, реализация налогами своей фискальной функции обеспечивает создание материальных условий для существования и функционирования государства - а значит, для обеспечения его регулирующего воздействия на народное хозяйство. При этом фискальная функция налогов в долгосрочном периоде может быть осуществлена путем не завышения, а, напротив, сокращения их величины - в случае, если подобное налоговое регулирование экономики оказывает стимулирующее воздействие на инвестиции, производство, занятость и доходы населения. Гипертрофия перераспределительной функции налогов неминуемо влечет за собой подавление экономической активности, нерациональное использование бюджетных средств, рост теневой экономики и, следовательно, ослабление финансовых основ эффективного налогового регулирования национальной экономики.

    Налоги - ровесники государства. Уже несколько веков экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения. Так, А. Смит в своем "Исследовании о природе и причинах богатства народов" (1776 г.) сформулировал принципы налогообложения - справедливости, определенности, удобства, экономичности, - которые в дальнейшем были дополнены и развиты экономической наукой. И эти принципы сегодня звучат следующим образом:

    1. Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков. Для реализации данного принципа налогообложение должно быть максимально простым и понятным для налогоплательщиков - в интересах сокращения издержек на исчисление и сбор налогов и исключения возможностей их уклонения (по причине незнания неких тонкостей) от выполнения своих обязательств перед государством. В то же время нередко встречающиеся в нашей литературе предложения максимально упростить систему налогообложения путем резкого сокращения числа налогов не находит поддержки у правительств большинства стран, которые предпочитают вводить не один и не два, а во всяком случае несколько небольших и менее обременительных для населения налоговых изъятий. Далее, общество должно быть информированным и знать, в чем состоит целесообразность введения того или иного налога, кто и в какой форме должен его платить. Важно, чтобы каждый понимал связь между уплатой налогов и произведенными в его пользу бюджетными расходами. При этом налоговая система должна быть построена так, чтобы она могла отразить общественные предпочтения, выраженные в политических процессах, она также должна стать объектом общественного контроля.
    2. Принцип единства гибкости и стабильности налогообложения предполагает автоматическое реагирование налоговой системы на изменение экономических условий: величину доходов, имущественное положение, уровень и структуру потребления, динамику цен и т.д. Поддержание стабильности налогообложения не может быть самоцелью, во имя которой стоило бы жертвовать какой-либо их функций налогов. Так, в период экономического спада налоговые ставки должны стимулировать производство товаров и услуг, а не загонять производителей в подпольную экономику. В фазе же экономического подъема, напротив, оправданно некоторое усиление налогового гнета. В то же время если налоги слишком часто изменяются, то такая нестабильность способна подорвать реализацию их стимулирующей функции. В связи с этим мировой практикой налогообложения доказана целесообразность осуществления раз в 5-7 лет кардинальных налоговых преобразований, а раз в 2-3 года - проведения критического анализа рациональности действующих налоговых норм.
    3. Принцип равенства обязательств (справедливости налогообложения). Коль скоро принудительное изъятие средств налогоплательщиков для финансирования общественных нужд является неизбежным, законное право государства на принуждение должно в равной степени применяться ко всем гражданам. В этом состоит фундаментальная особенность налогообложения в демократическом обществе по сравнению с обществом, признающим сословные, национальные и иные подобные привилегии. Общеприняты следующие два аспекта этого принципа, направленные на недопущение дискриминации в налогообложении - вертикальный и горизонтальный.

      Вертикальный аспект справедливости означает, что субъекты, получающие больше благ от государства, должны больше платить и налогов на его содержание. Отсюда вытекает первая концепция дифференциации налогов - концепция получаемых выгод. Согласно ей физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от существования государства. Достижение столь точного соответствия возможно в случае строгого целевого назначения каждого налога. Целевой характер имеют, например, взносы в пенсионные фонды, фонды медицинского и социального страхования. Увязка налога с конкретным направлением расходования средств, например, с конкретным видом общественных благ, создаваемых за его счет, называется маркировкой налога. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен, налог называется маркированным. Все прочие налоги являются немаркированными. Средства, аккумулируемые с помощью немаркированных налогов, могут использоваться для решения самых разнообразных задач по усмотрению тех органов, которые утверждают бюджет.

      Преимущество немаркированных налогов состоит в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики, способность государственных органов, не меняя налоговой системы, перераспределять поступающие средства между направлениями расходов. Однако оборотной стороной гибкости выступает ослабление зависимости бюджетной политики от тех или иных потребительских предпочтений населения.

      В современных налоговых системах доминируют немаркированные налоги. Это объясняется рациональным неведением потребителей общественных благ, их стремлением приобретать эти блага "в пакетах", предоставляя государственным органам право заниматься размещением государственных ресурсов без детальных консультаций с избирателями. Однако типичный налогоплательщик, проявляющий рациональное неведение, например, в вопросах распределения средств между разными оборонными программами, склонен держать под контролем связь между своими пенсионными взносами и пенсией, которую предстоит получать ему лично. Маркированными бывают и иные налоги. Так, в некоторых странах средства, поступающие от акцизов на бензин и налога на автомобили, направляются на содержание и развитие дорожной сети. В результате те, кто больше используют дороги, несут большую долю расходов по их финансированию. Средства, собранные в виде маркированных налогов, являются ведущим финансовым источников внебюджетных специальных фондов - как экономических, так и социальных -, создание которых обусловлено необходимостью гарантированного обеспечения (в той или иной степени) ряда чрезвычайно значимых для общества потребностей людей. Этих фондов в нашей стране более двадцати.

      При реализации концепции полученных выгод на практике могут возникнуть серьезные трудности:

      • часто попросту невозможно определить, какую личную выгоду получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение, полицию и т. п.
      • следуя этой концепции, необходимо было бы облагать налогами тех, кто нуждается в поддержке со стороны государства (пожилых людей, безработных, многодетных семей и т.п.). Например, очевидно, что в предпенсионном возрасте у работников обычно одновременно уменьшается доход и возрастает спрос на услуги государственной системы здравоохранения. И это делает во многих случаях малоприменимой вертикальную справедливость с соответствующей ей концепцией получаемых выгод.

      Альтернативный ей горизонтальный аспект справедливости предполагает, что субъекты, имеющие одинаковые доходы, должны иметь - независимо от того или иного источника их получения - и равные налоговые обязательства. Дифференциация налогообложения имеется и здесь, но осуществляется она в соответствии с другой концепцией - платежеспособности. В ней отражается зависимость налога от объема покупок, а также от размера получаемого дохода: имеешь больший доход - большую его долю отдаешь в бюджет. И наоборот. Сложность реализации данной концепции сопряжена, прежде всего, в невозможности точного измерения чьей-то способности платить налоги. Кроме того, достаточно сложно измерить и величину дохода. Простейший вариант здесь - принимать во внимание только денежные поступления. Однако в этом случае в преимущественном положении окажутся те граждане, которые получают значительную часть доходов вне сферы рыночных отношений. С другой стороны, на рынке труда может возникнуть тенденция к широкому использованию неденежных форм вознаграждения: дополнительных отпусков, "бесплатных" обедов на производстве и т.п. Следовательно, дифференцируя налоги на основе различий в платежеспособности, нельзя полагаться только на данные о денежных доходах.

      Реализация концепции платежеспособности связана с установлением оптимальных ставок налогообложения. Ставка налога - определенная доля подлежащих перечислению в бюджет средств в расчете на единицу обложения (на рубль дохода, имущества, на автомобиль и т.п.). Налоговые ставки устанавливаются законом и закрепляются на длительное время. Но они могут быть пересмотрены, если размеры налоговых поступлений в бюджет не соответствуют новым целям государства. Выбирая оптимальные налоговые ставки, необходимо представлять себе их основные виды:

      Ставки бывают:

      • твердые - устанавливаются в абсолютной величине на единицу обложения независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти, корову и т.п.),
      • пропорциональные - если налог возрастает в той же пропорции, что и доход плательщика,
      • прогрессивные - если доля налога в доходе растет по мере его увеличения, и неравенство в экономическом положении сокращается. При этом налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю,
      • регрессивные - когда доля налога в доходе снижается по мере его увеличения, и неравенство после выплаты налогов возрастает. Регрессивными обычно являются косвенные налоги: в доходах менее обеспеченных (а потому сберегающих меньшую долю своего дохода) групп населения доля этих налогов выше, чем у более обеспеченных.

      Исторически раньше других появились пропорциональные ставки налога. Однако еще во времена А. Смита было доказано, что действительно пропорциональное налогообложение невозможно, т.к. налог в размере, например, 10% оказывается значительно более тяжелым для бедняка, чем для миллионера: 50 из 500 руб. и 1 млн. из 10 млн. долларов - весьма различные вещи. В реальности налоги бывают либо прогрессивными (дискриминируют лиц с большими доходами), либо регрессивными (ложатся своей основной тяжестью на малоимущие слои населения). Одной из целей регрессивного налогообложения является стимулирование роста дохода или имущества его субъектов. Однако, будучи крайне несправедливыми, регрессивные налоговые ставки подрывают социальную стабильность в обществе. С другой стороны, чрезмерно прогрессивные налоги сковывают инвестиционную активность, подрывают стимулы к нововведениям, а в условиях открытой экономики вызывают утечку капиталов за границу. Поэтому не случайно многие экономисты (особенно неоклассического направления) выступают против правительственных мер по перераспределению доходов через прогрессивное налогообложение. Как отмечает М. Фридмен, прогрессивные налоги отталкивают людей от занятий, сопряженных с крупным риском, заставляют их искать различные лазейки в законодательстве для снижения налоговых платежей. "Будучи либералом, - пишет он, - я не нахожу никаких оправданий для системы прогрессивного налогообложения, вводимой исключительно с целью перераспределения дохода". В современных условиях ставки налогов в развитых странах являются "плавающими" (могут ежегодно корректироваться в ту или иную сторону), а вот правила, принципы налогообложения являются стабильными в течение многих лет.

      Как видим, принцип равенства в налогообложении никогда не реализуется в полной мере. На практике налоговая политика правительства как некая комбинация обеих концепций налогообложения строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства (если правит антинародное правительство, то государственный аппарат содержится в основном небогатыми слоями общества; в социальном же государстве до определенного уровня благосостояния налоги не взимаются вовсе), взглядами правящей политической партии, требованиями момента, уровнем потребности правительства в доходах и т.п.

      Принцип эффективности (экономичности) налоговой системы, в соответствии с которым сумма поступления от каждого из действующих налогов должна существенно превышать затраты на их аккумуляцию в бюджетной системе. Не может быть введен никакой новый вид налоговых изъятий, если властями не приведено убедительных доказательств в пользу того, что он принесет в бюджет средств минимум в 10 раз больше чем административные затраты на обслуживание налогоплательщиков.

      В мировой практике сложились два концептуальных подхода к реализации принципа эффективности налоговой системы. Первый, поддерживаемый неоклассиками нейтралистский подход, предусматривает относительно невысокие налоговые ставки и широкую налоговую базу без использования налоговых льгот - для того, чтобы свести к минимуму влияние налоговой системы на экономические решения налогоплательщика как потребителя, инвестора и предпринимателя и дать свободу действия рыночным силам. Определенные льготы, безусловно, сохраняются и здесь, но лишь в интересах социальной защиты малоимущих, в том числе в виде "отрицательного подоходного налога". Второй, выдвигаемый кейнсианцами интервенционистский поход предполагает дифференциацию налогов, использование многочисленных льгот и даже полного освобождения от налогов при высоких общих налоговых ставках. Этот подход по идее предусматривает целенаправленное стимулирование отдельных групп производителей или потребителей. Однако на деле предоставление налоговых послаблений нередко происходит под влиянием лоббистских групп.

    4. Принцип соразмерности налогообложения, предусматривающий нахождение наилучшего для каждого данного этапа развития экономики сочетания интересов налогоплательщиков с интересами государственной казны, при котором достигается минимизация негативных последствий для каждой из противоборствующих сторон того или иного уровня налогообложения. Реализация данного принципа требует установления всякий раз оптимального налогового бремени экономических агентов. При этом необходимо учитывать, что высокие налоги - понятие весьма относительное: в аграрных обществах они одни, в высокоиндустриальных - другие, более высокие. Но то, что некие пределы роста налогового бремени всегда существуют, это было очевидно всегда (так, до ХХ века предельно допустимой признавалась величина суммарных налоговых сборов свыше 10% ВВП или 15% национального дохода). При поиске наилучшего на данный момент значения эффективности налоговой системы следует учитывать, что чрезмерно низкие налоги могут сократить налоговые поступления. А при неоправданном завышении нормы налогообложения:

      • начинается, как отмечали ученые еще древнего Китая и Римской империи, бегство с земли, растут бродяжничество, бандитизм, иногда противоречия в общество обостряются вплоть до серьезных беспорядков и крестьянских восстаний;
      • могут увеличиться налоговые издержки, которые включают потенциальные потери доходной части государственного бюджета;
      • появляются так называемые "налоговые клинья" - между рыночной оценкой определенных товаров и услуг и тем возмещением, которое получают их производители. Так, если хлеб продается населению по цене 10 руб., а его производителю достается всего 3 руб., то производственные ресурсы уходят из убыточного в таком случае сельского хозяйства, хотя они объективно нужны здесь для удовлетворения общественных потребностей. В результате ресурсы в народном хозяйстве распределяются неэффективно;
      • при увеличении ставок подоходных налогов ослабляются стимулы к труду. Так, облагая налогом заработную плату, правительство делает невыгодным для лиц наемного труда работать сверхурочно или брать работу на дом, им становится невыгодным и повышать свою квалификацию и т.п.;
      • происходит неуклонный рост "теневой экономики" за счет сужения экономики легальной. Тот факт, что до 40% всей хозяйственной деятельности в России находится в теневом секторе, означает, что предприятия, полностью платящие все налоги, несут на себе налоговое бремя, почти вполовину более высокое, чем это вытекает из среднестатистических данных. Можно ли в этих условиях удивляться неуклонному расширению подпольной экономики в нашей стране?
      • повышение косвенных налогов, удорожая продукцию, приводит к инфляции и сокращению объема ее производства - правда, в различной степени: в зависимости от эластичности спроса по цене. Чем выше эта эластичность, тем более резко падает спрос на товар вследствие роста его цены;
      • мировым опытом выявлена закономерность: страны с высоким уровнем налогообложения имеют сравнительно низкую инвестиционную активность (Швеция, Австрия, Франция, Германия). И, наоборот, в странах, где налоги невысоки, нет серьезных проблем в инвестиционной сфере (США, Великобритания, Швейцария);
      • растут административные издержки на содержание аппарата налоговой полиции.

    Налог – обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства, а также муниципальных образований.

    1) Обязательность – отличает уплату налога, как безусловную обязанность налогоплательщика, появляющуюся при возникновении объекта налогообложения;

    2) Индивидуальная безвозмездность – отсутствие прямого встречного обязательства со стороны государства или муниципального образования при уплате налога;

    3) Признак цели – налоги является основным доходным источником государства;

    4) Принцип относительной регулярности – относительная периодичность уплаты налога;

    5) Признак законности – установление, взимание и контроль за полнотой исполнения налоговых обязанностей осуществляется на основании закона.

    Функции налогов:

    1) Фискальная – обеспечение государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности;

    2) Регулирующая – налоги, участвуя в распределительном процессе, стимулируют или сдерживают темпы экономического развития;

    3) Распределительная – выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений;

    4) Контрольная – обеспечивает контроль государства за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и физ. лиц, за источниками доходов и направлениями расходования денежных средств.

    Виды налогов:

    1) По принадлежности к уровню управления:

    а) федеральные – обязательные к уплате на всей территории РФ (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, государственная пошлина, НДПИ и др.);

    б) региональные – устанавливаемы субъектами РФ (налог на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный);

    в) местные – обязательные платежи, поступающие в местные бюджеты (налог на имущество физ.

    Лиц, земельный). Оказывают регулирующее воздействие на развитие социальной инфраструктуры.

    2) По налогоплательщикам:

    а) налоги с юр. лиц (НДС, налог на прибыль),

    б) налоги с физ. лиц (НДФЛ),

    в) налоги с юр. и физ. лиц (земельный, транспортный);

    3) По степени переложения:

    а) прямые налоги (налог на прибыль, НДФЛ, налог на имущество организаций),

    б) косвенные – является надбавкой к цене (НДС, акцизы, таможенные пошлины);

    4) По объекту налогообложения:

    а) налоги с имущества (налог на имущество организаций),

    б) налоги с доходов (НДФЛ),

    в) налоги с потребления (НДС, акцизы),

    г) налоги с использования ресурсов (НДПИ);

    Принципы налогообложения (основаны на трудах А. Смита):

    1) Принцип законности – налоги устанавливаются, вводятся в действие, исчисляются, уплачиваются и контролируются только на основании закона.

    2) Принцип обязательности – налог, установленный и введённый на территории налоговой юрисдикции, является обязательным для всех налогоплательщиков.

    3) Принцип единства налоговой системы – законно установленная налоговая система является единой на всей территории налоговой юрисдикции.

    4) Принцип недискрименационности – налоги, применяемые на территории налоговой юрисдикции, не могут диверсифицироваться в зависимости от социального статуса, национальности, расы, религиозной принадлежности и т.д.

    5) Принцип эк-ой обоснованности – все вводимые налоги должны быть экономически обоснованы с точки зрения влияния на размер доходов бюджета, динамики налоговой нагрузки на налогоплательщика, влияния на экономическую эффективность н/пл-ков и экономики в целом, затрат на налоговый контроль и т.д.


    Введение……………………………………………………………………...……3

    Глава 1. Развитие налогообложения. Сущность и виды налогов.

        Историческое возникновение налогов……………………………………6

        Сущность налогов………………………………………………………….8

        Виды налогов………………..…………………………………………….11

    Глава 2. Налогообложение: понятие, принципы, функции. Проблемы российского налогообложения.

    2.1. Понятие и принципы налогообложения…………………………………...12

    2.2. Функции налоговой системы………………………………………………16

    2.3. Проблемы налогообложения в России…………………………………….19

    Заключение……………………………………………………………………….23

    Список использованной литературы …………………………………………..26

    Приложение...........................................................................................................27

    Введение

    Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

    С помощью налоговой системы государство активно вмешивается в "работу" рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту одних отраслей или форм собственности и "ухудшению" других.

    Россия - крайне дифференцированная страна, в том числе и в налоговой сфере. Регионы России обладают различным экономическим потенциалом, характеризуются различной политической ситуацией, что накладывает свой "отпечаток" на собираемость налогов по стране. В России действует 51 налог и сбор и около 20 лицензионных видов деятельности. Причины такой множественности заключаются в различиях источников (зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал) и объектов (доход, имущество его передача, потребление, экспорт и импорт) налогообложения.

    Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство:

      финансирует некоторые расходы на простое и расширенно воспроизводство в народном хозяйстве,

      финансирует социальные программы - пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.,

      обеспечивает свою оборону и безопасность,

      содержит законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти и управления, предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам.

    Это первая и основная функция налогов - служить источником средств для государственной казны: государственного бюджета и других денежных фондов государства. В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

    Стимулирующее воздействие налогов реализуется через систему выборочных льгот, исключений, преференций при сохранении общих основ и структуры налогового законодательства. Такие льготы предоставляются, как правило, с условием их целевого использования налогоплательщиками в соответствии с экономической политикой государства.

    Посредством регулирующей функции налогов обеспечивается перераспределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов. Регулирующая функция осуществляется через установление нало-гов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производ-ство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода страны. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.

    В современной России налоговый вопрос занимает особое место, т.к. с завидной постоянностью все твердят о необходимости коренной налоговой реформы, и с такой же завидной постоянностью все заканчивается лишь небольшими изменениями в налоговой системе, носящими чаще всего "косметический" характер. Налоговая система России постоянно находится в состоянии трансформации. Меняются ставки налогов, условия их взимания, объекты налогообложения, что затрагивает практически все субъекты экономики. Происходящая перестройка налоговой системы влияет не только на экономические условия производства товаров и услуг, но и на доходы граждан, поэтому вопросы налоговой политики всегда остаются первостепенными.

    Имеющиеся в России проблемы налогообложения и, в зависимости от их разрешения, эффективность его воздействие на экономические процессы государства определили актуальность темы работы.

    Цель работы – определить сущность налогов, на основании чего указать их место в системе государственного регулирования экономики.

    Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи: раскрыть сущность налогов и рассмотреть их основные виды; дать определение понятию «налогообложение» и рассмотреть его принципы и проблемы реализации.

    Объект исследования – реализация налоговой политики РФ на практике.

    Предмет исследования – конкретные пути и механизмы совершенствования налоговой системы РФ.

    Реформы, производимые в налоговой сфере, не всегда приводят к ожидаемым макроэкономическим результатам из-за отсутствия четкого представления о последствиях принятия тех или иных налоговых решений. Поэтому механизм регулирования социально-экономических показателей с помощью мер налоговой политики нуждается в рассмотрении и исследовании. Любые просчеты и недоработки при принятии налоговых изменений приводят не только к падению уровня доходов государства, но и болезненно отражаются на благосостоянии всех граждан. Поэтому политика в области налогообложения должна отличаться продуманностью и глубоким пониманием последствий проводимых преобразований.

    Глава 1. Развитие налогообложения. Сущность и виды налогов.

        Историческое возникновение налогов.

    Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общесвенно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налогов изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.

    Возникновение и существование налогов обусловлено необходимо-стью удовлетворять коллективные (общественные) потребности граж-дан. Налогообложение, по сути, представляет собой процесс обобще-ствления части индивидуальных доходов (имуществ) для обеспечения совместного существования их владельцев и последующего коллек-тивного потребления в виде общественных благ. Для того чтобы общество могло пользоваться такими благами и ус-лугами, не допуская при этом дефицитного выделения ресурсов, госу-дарство берет на себя их производство и финансирует его за счет на-логов.

    Кроме того, посредством налогов государство может вернуть производство и потребление каких-либо товаров к оптимальному уровню, то есть такому, который может быть достигнут рынком при отсутст-вии так называемых «внешних» эффектов - не отраженных в цене то-вара издержек или выгод его производства (потребления) для третьих лиц, не являющихся в данном случае покупателями или продавцами. К внешним издержкам относится, например, загрязнение окружающей среды, а к внешним выгодам - диспансеризация населения (прививки и т. п.).

    Исторически наиболее ранними формами налогов были жертвоприношения и дань с побежденных. Первоначально налоги носили временный характер и лишь в эпоху Нового времени стали постоян-ным источником государственных доходов.

    В развитии налогообложения принято выделять три основных этапа:

    Первый - от древнего мира до конца средних веков. На этом этапе го-сударство определяет общую сумму средств, которую оно хочет получить с населения, а сбор ее поручает городу или общине. Между государством и налогоплательщиками, как правило, стоят посредники-откупщики.

    Второй - XVI - начало XIX в. (эпоха первоначального накопления капитала). Создается сеть государственных финансовых учреждений, государство устанавливает квоты и наблюдает за сбором налогов, но роль откупщиков еще достаточно велика.

    Третий - современный этап - с первой трети XIX в. до настоящего времени. Все функции установления и сбора налогов берет на себя го-сударство, между налогоплательщиками и государством не существу-ет посредников.

        Сущность налогов.

    Экономическая наука изначально рассматривала налоговую систему как важнейшее звено кругооборота экономических ресурсов. Но по-скольку практика налогообложения опережала теорию, то задачей эко-номистов, философов и правоведов стало научное обоснование объек-тивной необходимости уплаты налогов и определение их сущности.

    Теоретические основы налогообложения начали разрабатываться в XVII в. (Ф.Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, У. Петти). В XVIII-XIX вв. появляются различные теории налогов, определившие их сущность. Наиболее известными среди них были:

    а) теории выгоды, интереса, фискального договора, рассматривавшие налог как плату, вносимую гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за другие услуги, оказываемые государством (С. Вобан, Ш. Монтескье, О. Мирабо);

    б) теория налога как страховой премии (А. Тьер, Д. Маккулох);

    в) теория обмена (эквивалента), рассматривавшая налог как справедливую плату за услуги государства и в то же время понимавшая его как чистый убыток для общества (А. Смит, Д. Рикардо, Ж. Б. Сэй);

    г) «теория наслаждения», трактовавшая налог как цену, уплачиваемую гражданином за наслаждение, получаемое им от общественного порядка, правосудия, защиты личности и собственности (Ж. Сисмонди);

    д) «теория жертвы», подчеркивавшая принудительный характер налогообложения (Д. С. Милль).

    В последней четверти XIX - начале XX в. была сформулирована теория коллективных (общественных) потребностей, рассматривающая налоги как источник покрытия и эквивалент оказываемых государством коллективных услуг. Вплоть до настоящего времени все известные экономические школы в вопросах налогообложения придерживаются этой теории.

    Особый вклад в развитие теории налогов (конец XIX-XX вв.) вне-сли: А.Вагнер (немецкая школа), Сакс (австрийская школа), Ф. Нитти (итальянская финансовая школа), Э. Селигман, Д. М. Кейнс, Э. Хан-сен, П. Самуэльсон, Р.Масгрейв, А. Лаффер.

    В общих чертах история взглядов на понятие налога отражена в работе Э.Селигмана и Р.Стурма «Этюды по теории обложения» 1 , в которой авторы выделили семь ступеней понимания рассматриваемой категории. «Вначале господствующей является идея дара. В Средние века индивидуум делает подарок правительству.…На второй стадии правительство смиренно умоляло или просило народ о поддержке.… На третьей ступени мы встречаемся с идеей помощи, оказываемой государству.… На четвертой стадии проявляется идея о жертве, приносимой индивидуумом в интересах государства. Он теперь отказывается от чего-либо в интересах общественного блага.… На пятой ступени у плательщика развивается чувство долга, обязанности.… Лишь на шестой стадии встречаем идею принуждения со стороны государства.… На седьмой стадии мы видим идею определенной доли или определенного оклада, установленного или исчисленного правительством, вне всякой зависимости от воли плательщика».

    Пункт 1 статьи 8 Налогового кодекса РФ содержит понятие налога. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Из данного определения можно вывести следующие основные признаки налога. К ним относятся: 1) обязательность; 2) индивидуальная безвозмездность; 3) денежная форма уплаты; 4) публичные цели налогообложения 1 .

        Виды налогов .

    Многообразие налогов, различающихся по условиям обложения, механизмам взимания и регулирования, обусловливает необходимость их систематизации и классификации.

    Самым первым и наиболее употребительным до настоящего време-ни является деление налогов по критерию отнесения налогообложения к подоходно-поимущественному обложению или к обложению расходов на потребление на два основных вида - прямые и косвенные.

    Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество. Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, включенные в цену товара или тариф. Соотношение между прямыми и косвенными налогами составляет основу налоговой политики в области регулирования деловой активности. Прямые налоги в большей степени оказывают регулирующее воздействие на экономику. Косвенное налогообложение соответствует фискальным целям налоговой политики 1 . Регулирующее воздействие может осуществляться через повышение или понижение ставок налогов, дифференциации ставок для различных категорий налогоплательщиков или типов объектов налогообложения, расширение или сужение налогооблагаемой базы и необлагаемых налогом минимумов, освобождение от налогов отдельных категорий налогоплательщиков, предоставление налоговых льгот и налоговых кредитов, изменение периодичности уплаты налога, распределение налогов по уровням бюджетной системы.

    Существуют подробные и раз-вернутые налоговые классификации. В их основу закладывается одновременно несколько критериев. Пример такой классификации приведен в табл. 1.

    Глава 2. Налогообложение: понятие, принципы, функции. Проблемы российского налогообложения.

    2.1. Понятие и принципы налогообложения.

    Налогообложение - процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами 1 .

    Принципы организации данного процесса экономическая наука определяет с точки зрения влияния налогов на социально-экономи-ческое развитие общества и благосостояние его граждан.

    Принято выделять две группы принципов налогообложения:

      всеобщие , или классические , принципы, которые определяют базовые характеристики налоговых отношений и, так или иначе, используются в налоговых системах всех стран;

      функциональные , или современные , на основании которых задаются условия действия налогообложения применительно к конкретным условиям страны и задачам государственной экономической политики.

    Первая группа принципов оформилась в финансовой практике еще в XVI в., но впер-вые была научно сформулирована в XVIII в. А. Смитом. Он, как и все остальные представители классической школы, признавал за налогом только фискальную функцию. По его мнению, налоги являются «необходимым злом», т.к. они угнетают предпринимательскую активность и не дают в полной мере развиться экономике, но в то же время они необходимы для поддержания государства.

    В своей знаменитой работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смит выделил 4 принципа существования эффективной налоговой системы, актуальных и по сей день.

    1. Принцип равномерности налогообложения («…Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким он пользуется под покровительством и защитой государства. Расходы правительства по отношению к отдельным лицам, составляющим население большой нации, подобны расходам по управлению большим поместьем, принадлежащим нескольким владельцам, которые все обязаны участвовать в них соответственно своей доле в имении. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству обложения…» 1);

    2. Принцип определённости налогообложения («…Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определён, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – всё это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица… Неопределённость обложения развивает наглость и содействует подкупности…» );

    3. Принцип простоты и удобства налогообложения («…Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его…») ;

    4. Принцип минимизации издержек налогообложения («…Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства…» ).

    Принципы налогообложения, обоснованные Смитом, были расширены и систематизированы немецким ученым-экономистом А.Вагнером, который объединил все принципы налогообложения в четыре группы (табл. 2).

    С развитием экономической системы классические принципы налогообложения совершенствовались, корректировались и допол-нялись. В результате к настоящему времени оформились функциональные принципыналогообложения (вторая группа принципов), отра-жающие современные требования к налогообложению со стороны государства и налогоплательщиков и основные тенденции налого-вой политики.

    Руководствуясь Налоговым Кодексом Российской Федерации, можно обозначить существующие принципы налогообложения, которые объединяются в три группы:

      Принципы, обеспечивающие эффективное государственное регулирование экономической результативностью деятельности фискально-обязанных лиц. Сюда можно отнести:

      принцип приоритета финансовой цели взимания налогов и сборов;

      принцип соответствия условий налогообложения требованиям рыночной экономики;

      принцип учета возможностей налогоплательщиков.

      Принципы налогообложения, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ конституционного строя. Сюда можно отнести:

      принцип публичной цели взимания налогов и сборов;

      принцип верховенства представительных органов при установлении и отмене налогов;

      принцип соответствия актов законодательства о налогах Конституции Российской Федерации;

      принцип возникновения налогового обязательства лишь на основе законно установленного налога;

      принцип установления всех элементов налога непосредственно в актах законодательства о налогах;

      принцип отрицания обратной силы налоговых законов, ухудшающих положение граждан;

      принцип соблюдения конституционных прав граждан при установлении налогов;

      принцип всеобщности налогообложения;

      принцип юридического равенства плательщиков налогов и сборов;

      принцип правовой определенности налогового обязательства.

      Организационные принципы налогообложения. Сюда можно отнести:

      принцип налогового федерализма;

      принцип единства налоговой политики;

      принцип единства системы налогов;

      принцип налоговой централизации. Налоговая система Российской Федерации в своем историческом развитии поменяла принцип налоговой децентрализации, в соответствии с которым региональные органы власти обладали правом на самостоятельное установление и введение региональных налогов, на принцип налоговой централизации, существующий в настоящее время, выражением чего выступает Налоговый кодекс.

    Вышеперечисленные принципы призваны реализовывать надежную, четко действующую налоговую систему, отвечающую условиям развития общественного производства.

    2.2. Функции налоговой системы.

    В рыночной экономике налоги выполняют столь важнyю роль, что можно с yверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действyющей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна. В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие фyнкции они выполняют в хозяйственном механизме?

    На первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - регулирующая .

    Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Центральное место в системе регулирования принадлежит налогам. Госyдарственное регyлирование осуществляется в двух основных направлениях:

      регyлирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. Это направление госyдарственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

      регyлирование развития народного хозяйства, общественного производства в yсловиях, когда основным объективным экономическим законом, действyющим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия госyдарства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нyжном, выгодном обществy направлении.

    В yсловиях рынка отмирают или, по крайней мере, сводятся к минимyмy методы административного подчинения предпринимателей.

    Маневрирyя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя yсловия налогообложения, вводя одни и отменяя дрyгие налоги, госyдарство создает yсловия для yскоренного развития определенных отраслей и производств, способствyет решению актyальных для общества проблем. Удачным примером является способствование развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п. Но главное средство оказания содействия малому бизнесy - особые льготные условия налогообложения. Первое из них состоит в том, что прибыль, направляемая малыми предприятиями на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники, полностью освобождается от налогов. Не менее существенна другая льгота, предусматривающая yчет одновременно двух параметров - не только размеров предприятия, но и рода деятельности.

    Другая функция налогов - стимулирующая . С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, yвеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимyлирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевоорyжение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, кончено, очень существенная.

    Следующая функция налогов - распределительная , или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крyпных межотраслевых, комплексных целевых программ - наyчно-технических, экономических и др.

    С помощью налогов госyдарство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных yсловиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

    Перераспределительная фyнкция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствyющим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность.

    Наконец, последняя фyнкция налогов - фискальная , изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непризводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения кyльтyры - библиотеки, архивы и др), либо они недостаточны для обеспечения должного yровня развития фундаментальная наyка, театры, мyзеи и многие yчебные заведения и т.п.

    Указанное разграничение фyнкций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. Существующая налоговая страны требует серьезного реформирования, т.к. не обеспечивает оптимального выполнения своих функций, т.к. с одной стороны должна обеспечивать уровень сбора налогов, достаточный для покрытия основных расходов бюджетов, а с другой стороны налоговая система страны должна способствовать нормальному функционированию экономики государства, экономическому росту и развитию территорий.

        Проблемы налогообложения в России

    В сложившейся налоговой системе страны с экономической точки зрения можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить или минимизировать. Одной из характерных проблем продолжает оставаться её фискальная направленность. Подтверждением этому является тот факт, что в 2009 году основой формирования доходной базы федерального бюджета продолжают оставаться налоговые доходы. Доля их в общем объёме доходов федерального бюджета – 68,5 %. При этом в большей степени возрастает доля в консолидированном бюджете РФ легко собираемых косвенных налогов (НДС, акцизов, налога с продаж), на данный момент составляющая 54,7%. В этой связи, естественна и понятна точка зрения многих учёных – экономистов о необходимости значительного сокращения налогов и как следствие этого подъёма экономики.

    На основе официальных данных Счетной палаты РФ мы можем проследить общую динамику основных налоговых доходов на 2008 год и на период до 2010 года, которые приведены в табл.3 1 .

    Следует отметить и проблему нестабильности налогового законодательства , когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются ранее введённые привилегии, что создаёт дополнительный источник риска для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в течение значительного периода времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько, например, в 5 лет. При этом обо всех планируемых изменениях, налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а не ставить перед уже свершившимся фактом.

    В настоящее время продолжает иметь место недостаточная чёткость и ясность положений нормативных документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность, что, значительно затрудняет их изучение налогоплательщика, в связи с чем их ошибки при исчислении налогов остаются неизбежными.

    К сожалению, принятый Налоговый Кодекс требует дальнейших уточнений и дополнений. Так в статье 6 сказано, что нормативно-правовой акт признаётся не соответствующим кодексу, если он «противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего кодекса» 1 . Буквальная трактовка Налогового Кодекса Российской Федерации предоставляет безграничные возможности для извращения сути налоговой идеи и субъективного толкования законодательства. Если пристрастно подойти к чтению положений Кодекса, если занять позицию непримиримого ревнителя буквы, то почти все в нём может стать предметом спора с соответствующими потерями для бюджета.

    Очень сложной является проблема неплатежей налогов, т. е. недоимки. Одной из причин, способствовавших значительному росту недоимки, стало увеличение объёмов отсроченных платежей, предоставляемых предприятием имеющим задолженность по платежам в бюджет, с целью бронирования поступающих на их расчётные счета средств для выплаты заработной платы. Другие причины неплатежей – отсутствие средств на счетах плательщиков, а также низкая платёжная дисциплина налогоплательщиков. Необходимо создавать налоговую систему, дружественную налогоплательщику, и жестоко наказывать тех, кто не хочет платить. Не отбирать у налогоплательщика последнее, а создавать условия, чтоб у него деньги были и он оставлял их в стране. Вместе с тем пришло время повышать доходы беднейших слоёв населения страны.

    Обращает на себя внимание проблема неэффективности отдельных элементов налогового механизма . Существует многочисленный аппарат налоговой инспекции, налоговой полиции, отделов УВД по борьбе с экономическими преступлениями. А результат работы оставляет желать лучшего. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические и физические лица легко уходят от ответственности за сокрытие налогов. Теневая экономика – это наиболее латентный вид экономической деятельности, качественно отличающийся от всех других нарушений и "сокрытий" требующий большего количества сил и средств для борьбы с ним, в частности применения оперативно-розыскных методов и потому представляющий собой наиболее тяжкий вид социально опасных делений в налоговой сфере.

    По виду и объёму сокрытие реальных финансово-хозяйственных операций внутри теневой экономики можно выделить три составляющие операции, которые полностью выводятся из б/у (неучтённые операции, при которых происходит сокрытие самого факта её проведения), операции, направленные на сокрытие части полученной от операции выручки, а также операции, проведённые под видом других операций (псевдооперации). Схематично это может выглядеть следующим(таблица 4)

    Не находит понимания и тот факт, что очень медленно внедряется положительный опыт по сбору налогов, имеющийся в отдельных регионах страны.

    Наряду с перечисленными выше проблемами необходимо отметить и проблему воспитания налоговой культуры. Сегодня уровень налоговой культуры остаётся низким. Об этом свидетельствуют данные о росте правонарушений и преступлений, связанных с сокрытием доходов от налогообложения, в том числе, в крупных и особо крупных размерах. Преломление негативных тенденций в экономике, возникших в нашем обществе в крупных размерах, одновременно с построением и развитием новой модели хозяйствования – задача сегодняшнего и завтрашнего дня. Немаловажное значение при этом имеет совершенствование разъяснительной работы с гражданами.

    Оценивая любую налоговую систему, следует исходить из того, что она представляет собой сложный, эволюционный социальный феномен, тесно связанный с состоянием экономики. От решения указанных выше проблем зависит эффективность формирования доходов бюджетов всех уровней, рост предпринимательской активности, развитие производства и в конечном итоге уже упомянутая как первостепенная стабилизация экономики нашей страны.

    Заключение

    Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства..

    В данной работе получены следующие выводы, характеризующие достижение цели работы:

      налоги являются единственным инструментом, посредством которого государство формирует централизованные фонды финансовых средств.

      История развития налогообложения свидетельствует, что налоги могут быть не только источником наполнения бюджетов, но и инструментом регулирования тех или иных социально-экономических процессов.

      Для проводимой в настоящее время в Российской Федерации налоговой реформы главным является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов.

      основными задачами налоговой реформы должны быть обозначены более справедливое распределение налогового бремени, переход к оптимальным налоговым ставкам и общее упрощение налоговой системы.

      Существующая налоговая система имеет ряд проблем, которые требуют грамотного и своевременного разрешения:

      Налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения.

      Довольно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами имеют косвенные налоги (налоги с оборота, продаж, различные сборы), а не прямых, причем доля косвенных налогов постепенно возрастает.

      Неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц, т.к. разрыв между группами лиц с наименьшими и наивысшими доходами составляет 1:25, а в ставках налогообложения всего лишь 1:3. Поэтому основная налоговая нагрузка падает на малообеспеченные слои населения, а не на наиболее богатых.

      Недостаточно эффективный контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов (т.е. большой доли теневой экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50% налогов. Особенно важное значение в этом направлении приобретает борьба за устранение неучтенного в налоговых целях наличного оборота денежных средств

      Неэффективность существующих льгот. Сокращение налоговых льгот не только сделает налоговую систему более нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности, не только поставит дополнительные барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налогооблагаемую базу.

      Усложненность налоговой системы РФ. Требуется существенное упрощение налоговой системы страны, при существенном снижении общего числа налогов и сборов.

      Постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложения капиталов и росту экономики. Необходимо законодательно установить стабильные (в течение нескольких лет) базовые нормативы ставок и отчислений от основных налогов.

    Дальнейшее рассмотрение вопросов развития и функционирования налоговой системы, несомненно, будет способствовать ее совершенствованию в целях обеспечения благосостояния населения страны.

    Список использованной литературы:

    Нормативно-правовой акт:

    Налоговый Кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 № 146-ФЗ

    Учебно-методическая литература:

      Большой юридический словарь. Под ред. А.Я. Сухарева - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001.

      Исследование о природе и причинах богатства народов. А.Смит – М.: Издательство социально-экономической литературы, 1962

      НК РФ и российское налоговое законодательство: соотношение и взаимодействие. А.В.Брызгалин - Налоговый вестник, 2004

      Налоговое право: учебник. Крохина Ю.А. - М.: Высшее образование, 2006.

      Налоговое право России: учебное пособие. Демин А.В. – «РУМЦ ЮО», 2006.

      Налоговое регулирование рыночной экономики. И.В.Караваева– М.: ЮНИТИ, 2005

      Проблемы совершенствования налогообложения в РФ. Федерализм. - 1998, №1.

      Современный экономический словарь. Под ред. Райзберга Б. А. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007.

      Уголовный кодекс в борьбе с теневой экономикой. Проблемы и перспективы. Д.Г. Макаров - Налоговый вестник, 2005

      Экономическая теория: учебник. Под ред. Грязновой А.Г. – М.: «Экзамен», 2005.

    Информационные ресурсы сети Internet:

    http://www.minfin.ru - Министерство финансов России

    http://www.nalog.ru - Федеральная налоговая служба

    http://www.gks.ru - Федеральная служба статистики

    http://onaloge.net – Налоговый Кодекс

    http://www.consultant.ru – Консультанплюс

    Приложение

    Таблица 1

    Признаки

    Виды налогов

    По субъекту

    налогообложения

      с физических лиц

      с юридических лиц

      с физических и юридических лиц

    По способу

    изъятия

    • косвенные

    По источнику

    уплаты

      зарплата

    • доход или прибыль

      себестоимость

      стоимость имущества по кадастру и др.

    По уровням бюджетов,

    в которые

    поступают налоги

      центральные (федеральные,

    республиканские)

      региональные

    По объекту

    налогообложения

      на имущество

      на потребление

      на доходы

      на реализацию товаров (работ, услуг)

    По способу

    налогообложения

      кадастровые

      у источника

      по декларации

    По целевой направленности

      специальные (целевые)

    По методу

    исчисления

      пропорциональные

      прогрессивные

      регрессивные

      твердые (в абсолютных суммах)

      линейные

      ступенчатые

    Таблица 2.

    Финансовые принципы организации налогообложения

      достаточность налогообложения

      эластичность (подвижность) налогообложения

    Народнохозяйственные принципы

      надлежащий выбор источника налогообложения (в частности, решение вопроса – должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом)

      правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их продолжения

    Этические принципы (принципы справедливости)

      всеобщность налогообложения

      равномерность налогообложения

    Административно-технические правила (принципы налогового управления)

      определенность налогообложения

      удобство уплаты налога

      максимальное уменьшение издержек взимания

    Таблица 3 (млрд. рублей).

    Наименование доходов

    Прогноз на 2008 год

    Прогноз на 2009 год

    Прогноз на 2010 год

    Темп роста доходов по сравнению с предыдущим годом

    Темп роста доходов в 2010 году по сравнению с 2008 годом

    Налог на прибыль организаций

    Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет

    Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

    Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

    Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

    Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации

    Ввозные таможенные пошлины

    Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

    Проблемы экономического роста, микро и макроэкономические проблемы Российской ... его измерение. Понятие экономического роста. ... функцию инвестиций (в отличие от экзогенно заданных инвестиций у Домара) на основе принципа ... расходы и налогообложение в целях улучшения...
  • Понятие и функции хозяйственного учета, его виды (1)

    Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит

    ... Понятие и функции хозяйственного... правилам. Проблема заключается в... правила и принципы , обеспечивающие доступность... выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде... виду, что для целей налогообложения в соответствии с изменениями...

  • Проблемы российской кооперации и сотрудничества в условиях глобализации

    Курсовая работа >> Экономика

    Ориентированных функций и... устанавливает льготное налогообложение , особенно... проблемами российской потребительской кооперации и выявить отличия действующих принципов современной российской потребительской кооперации от принципов ... ощущают такие понятия , как " ...

  • Понятие , принципы и виды банковского кредита

    Реферат >> Банковское дело

    1. Понятие , принципы и виды банковского кредита. § 1. Понятие , принципы и... 7 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЕКСЕЛЬНОГО КРЕДИТОВАНИЯ 26 ... и унификацию налогообложения доходов физических... осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и...