Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Понятие долг во врачебной практике. Вопросы медицинской этики и деонтологии. Раздумья о врачебном долге

«Клятва» Гиппократа является наиболее известной и древней профессиональной клятвой врача. «Клятва» содержит 9 этических принципов или обязательств, наиболее хорошо выражающих долг и принципы:

1. обязательства перед учителями, коллегами и учениками,

2. принцип не причинения вреда,

3. обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия),

4. принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного,

5. принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии,

6. принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам,

7. обязательство об отказе от интимных связей с пациентами,

8. обязательство личного совершенствования,

9. врачебная тайна (принцип конфиденциальности).

Профессия врача предъявляет к личности свои особые специфические требования. Посвятить себя профессии врача -- значит добровольно решиться на огромную, подчас мучительную самоотверженность в труде. Труд этот повседневный, тяжелый, но в то же время -- благородный, крайне необходимый людям. Повседневную врачебную деятельность, которая требует всей отдачи, отдачи всего себя, всех лучших человеческих качеств, можно назвать подвигом.

По окончании вуза молодые специалисты-врачи в своем большинстве распределяются в самые отдаленные районы страны, где им приходится подчас работать круглосуточно. Именно в таких нелегких условиях создаются благоприятные условия для реализации всех нравственных качеств молодого специалиста. В большинстве выпускникам по плечу трудные задачи. По окончании институтов подаются многочисленные заявления с просьбой направить на работу в те районы нашей Родины, где они необходимы. Жизнь медицинской науки -- борьба за жизнь человека. Она не знает ни покоя, ни отдыха. У нее нет ни праздничных, ни будничных дней, ни ночных, ни дневных часов. Болезнь с одинаковой легкостью может поразить младенца или убеленного сединой старца. Болезнь слепа, коварна и бездумна. Однако на ее пути стоит медицина с ее современными научными методами лечения, обширным арсеналом лекарственных веществ. По образному выражению Гуго Глязера, «медицина, которая служит человеку, слагается из искусства и науки, и над ними простирается чудесный покров героизма, без которого не может быть медицины».

Приступая к врачебной деятельности, врач обещает хранить врачебную тайну. Врачебная тайна уходит своими корнями в глубокую древность, в те времена, когда лечением больных занимались жрецы. Сам процесс лечения они приравнивали к религиозному культу. Все, что было связано с религией, жрецы сохраняли в глубокой тайне. Указание на соблюдение врачебной тайны можно найти во многих древних медицинских трудах. В Древнем Риме медицину иногда называли «Ars muta» -- «искусством молчания». Смысл этой поговорки не утратил своего значения и в наши дни.Врачебная тайна должна храниться до тех пор, пока это не представляет опасности обществу. У нас в стране настоятельно поддерживается тенденция в необходимости укрепления доверия к врачу и устранения всех причин, которые могут ослабить этот контакт. Необходимые гарантии о сохранении в тайне того, что может доверить больной врачу, являются теми факторами, которые способствуют своевременному обращению к врачу. Это помогает видеть больному во враче человека, стремящегося ему помочь.

Степень сохранения врачебной тайны со всей ответственностью ложится на совесть врача, и только он сам может решить, каковы пределы сохранения этой тайны. Имеется статья «Обязанность сохранять врачебную тайну». Сохранение врачебной тайны, говорится в ней, является одним из важнейших условий во взаимоотношениях врача с пациентом. «Врачи... не вправе разглашать ставшие им известными в силу исполнения профессиональных обязанностей сведения о болезни, интимной и семейной сторонах жизни больного». Однако, говорится далее, «....руководители учреждений здравоохранения обязаны сообщать сведения о болезни граждан органам здравоохранения, когда этого требуют интересы охраны здоровья населения, а следственным и судебным органам -- по их требованию». В клятве врача России говорится:«умолчать о том, чтобы я ни увидел и ни услышал касательно здоровья и жизни людей, что не следует разглашать, считая это тайной» Врачам иногда разрешена «святая ложь», которая, по мнению С. П. Боткина, обеспечивает сохранение душевного равновесия, ибо давно известно, что, например, борьба с неврозом навязчивых состояний во много раз труднее и сложнее, чем лечение самого заболевания.

Врачам иногда разрешается отклонение на прямой вопрос больного и его родственников о диагнозе заболевания и его прогнозе. На такие вопросы И. А. Кассирский советует избегать прямого и натуралистического ответа: «смертельный исход», «умрет» и т. п. «Я всегда на вопрос о прогнозе отвечаю: «Болезнь серьезная, но мы будем лечить напряженно и долго». Вот что пишет в своей книге «Вопросы хирургической деонтологии» наш известный хирург Н. Н. Петров: «Умелому и доброжелательному объяснению верят, им утешаются и с ним легче умирают не только так называемые непосвященные лица, но и хирурги с громкими именами, когда они сами заболевают и превращаются в подавленных пациентов».

  • Изучение отношений
  • 1.4. Биомедицинская этика в системе естественнонаучного и гуманитарного знания
  • Тема 2 основные принципы биомедицинской этики
  • 2.1. Специфика проявления в биомедицинской этике общечеловеческих моральных принципов и ценностей
  • 2.2. Особенности проявления Добра и Зла в медицинской практике
  • 2.3. Здоровье и болезнь: акценты и приоритеты. Страдание и сострадание: вред или польза?
  • 2.4. Моральная и юридическая свобода врача: право на риск и проблема ответственности. Сущность и виды риска в медицине
  • 2.5. Профессиональный долг врача: в чем его смысл?
  • Факторы ограничения действий врача
  • 2.6. Профессиональный долг врача: в чем его смысл?
  • Тема 3 жизнь и смерть как главные проблемы биомедицинской этики
  • 3.1. Отношение к жизни и смерти в различных религиях и культурах
  • 3.2. Проблема ценности жизни человека: вопросы приоритета
  • 3.3. Право человека на жизнь и право на смерть. Суицид
  • 3.4. Медицина и проблема смерти: история вопроса
  • 3.5. Смерть и умирание в эпоху новых медицинских технологий. Хосписы
  • Виды смерти
  • 3.6. Жизнеподдерживающее лечение и отказ от него
  • 3.7. Эвтаназия пассивная и активная: за и против
  • Виды эвтаназии
  • 3.8. Морально-этические проблемы искусственного аборта
  • Тема 4 этические проблемы трансплантологии
  • 4.1. Моральные проблемы получения органов от живого донора
  • 4.2. Этические проблемы пересадки органов от трупа. Типы забора органов для трансплантации от трупа
  • 4.3. Проблема справедливости в распределении дефицитных ресурсов для трансплантации
  • 4.4. Этические проблемы трансплантации фетальных органов и тканей
  • 4.5. Этические аспекты ксенотрансплантации
  • Тема 5 морально-этические проблемы помощи в наркологии и людям, живущим с вич/спиДом
  • 5.1.Этические проблемы в наркологии
  • 5.2. Действие биоэтических принципов в наркологии
  • 5.3. Морально-этические основы помощи людям, живущим с вич/спиДом
  • Тема 6 этико-деонтологические принципы в онкологии
  • 6.1. Принципы биоэтики в онкологии
  • 6.2. Типы высшей нервной деятельности и реакция онкологических больных
  • 6.3. Деонтологический подход к больным на разных стадиях заболевания
  • 6.4. Деонтологический подход к родственникам больного злокачественными новообразованиями. Особенности врачебной тайны в онкологии. Необходимость работы с родственниками онкобольного. Канцерофобия
  • Тема 7 этические проблемы проведения биомедицинских экспериментов на человеке и животных
  • 7.1. История биомедицинских экспериментов на человеке и животных
  • 7.2. Проведение исследований и экспериментов на человеке, на эмбрионах, на умственно и физически «неполноценных» людях
  • 7.3. Этические проблемы, связанные с проведением экспериментов на животных
  • 7.4. Эксперименты психотропного характера и опасность манипулирования людьми. Нюрнбергский кодекс
  • 7.5. Хельсинская декларация
  • Тема 8 этика отношений в системе «врач – больной»
  • 8.1. Исторические модели взаимоотношений в системе «врач – больной»: патерналистская и автономная
  • 8.2. Принцип сотрудничества врача и пациента
  • 8.3. Современная медицинская деонтология: статус и функции. Моральные действия врача в условиях зависимости от него жизни и здоровья пациента
  • 8.4. Вмешательство врача в личную жизнь пациента. Врачебная тайна
  • 8.5. Проблемы морально-психологических отношений в медицинских коллективах
  • 8.6. Проблемы морально-психологических отношений в медицинских коллективах
  • Литература
  • Оглавление
  • Биомедицинская
  • 2.5. Профессиональный долг врача: в чем его смысл?

    Отношением к добру и злу определяется мера свободы в деятельности врача. Давая клятву нести людям Добро, врач практически уже сделал свободный выбор. Свобода врача обеспечена гуманистическими принципами, которым подчиняется его деятельность (рисунок 2).

    Факторы ограничения действий врача

    Уровень Фармацевтические Внешние Моральные

    развития возможности обстоятельства принципы

    медицины врача

    Моральный выбор - это форма проявления свободы врача, которая имеет своеобразную иерархию ценностей, господствующих в медицинской этике: в ней человеческая жизнь - это приоритетная ценность, а здоровье человека - высшее благо.

    Возможно поэтому, несмотря на необходимость осторожного отношения врача к проблеме выбора целей и средств, врач не только имеет право на свободу, он обречен на свободу действий. Проявляется эта свобода в праве на риск, который присутствует в его деятельности постоянно. В настоящее время оценка риска в клинической практике и отношение к нему врача - это наиважнейший аспект проблемы морального выбора в современной медицине. Изучение проблемы риска во врачебной практике - это глобальнейшая задача в медицинской этике.

    Понятие «риск» близко к понятию «опасность». Опасность характеризует ту или иную жизненную ситуацию саму по себе. Риск отражает отношение субъекта к опасной жизненной ситуации, ибо он связан со свободой выбора, с сознательными решениями человека. Поэтому совершенно недопустимы случаи возрастания риска для здоровья и жизни больных по причинам некомпетентности, невнимательности врача.

    Проблема соотношения врачебной ошибки и ответственности врача подробно анализировалась в советское время И. В. Давыдовским. Он внес в понимание данной проблемы новые акценты, многие из которых остаются актуальными и сегодня:

    1. Врачебные ошибки являются досадным браком во врачебной деятельности. Нет врача, который не совершал бы диагностических и других ошибок.

    2. Врачебные ошибки - это отрицательные методы лечения и диагностики.

    3. При анализе врачебных ошибок необходимо различать незнание и невежество.

    Наличие в медицинской практике ненаказуемых врачебных ошибок и несчастных случаев не должно означать право врача на ошибку. Подобное право должно порождать элементарную юридическую ответственность за недобросовестное выполнение работы и тем более недооценку хирургического риска и запоздалое оперативное вмешательство.

    В заключение данного вопроса всем следует напомнить, что с проблемой врачебной ошибки и несчастного случая, недобросовестности и ответственности связано такое явление как ятрогения - это всякий ущерб здоровью пациента прямо по вине медика или под воздействием медицинских факторов.

    2.6. Профессиональный долг врача: в чем его смысл?

    Первостепенная роль долга в профессии врача обусловлена ценностью здоровья и жизни людей. Профессиональный врачебный долг - это пример теснейшего переплетения обязанностей по отношению к больному, коллегам и обществу в целом.

    Основным принципом профессионального долга является принцип гуманизма. Наиболее отчетливо он проявляется в обязанностях врача по отношению к больному. Будучи всегда готовым оказать медицинскую помощь, врач обязан быть внимательным и заботливым, индивидуально и вдумчиво подходить к каждому больному.

    Прямое нарушение профессионального долга - черствое, формальное отношение к больному человеку. Врач всегда должен помнить, что вера больного в успех лечения, доверие его к медицинскому персоналу играют часто не меньшую роль в выздоровлении, чем применение новейших лекарств и оборудования. Пробудить такую веру - профессиональный долг любого врача. Еще академик В. М. Бехтерев неоднократно подчеркивал, что если больному после разговора с врачом не становится легче, это - не врач. Врач призван психотерапевтическими методами – словом одобрения, утешения, успокоения, чутким отношением - тактично и умело мобилизовать физические и душевные силы больного на борьбу с его болезнью.

    Следует напомнить еще об одной стороне долга. Долг врача - приходить на помощь прежде всего тем, кто в ней нуждается в первую очередь. Однако в условиях экономической незащищенности или моральной неустойчивости врача последний может поддаться искушению, поставив на первое место собственный меркантильный интерес или простое желание избежать беспокойства и риска. В этом случае возможно нарушение морально-этического долга со стороны врача. Причем слабость воли и даже последующее раскаяние не служит оправданием содеянного. Независимо от причины такой поступок признается аморальным и считается непростительным для врача.

    Первостепенная роль долга в профессии врача обусловлена ценностью здоровья и жизни людей. Уже тысячелетия назад требования врачебной морали носили явно выраженный категорический – императивный характер. Поэтому иногда термином медицинская деонтология (где деон означает долг , а сам термин – этическое учение о должном профессиональном поведении врача)обозначают всю медицинскую этику, а иногда и саму профессиональную мораль врача. Тем самым лишний раз подчеркивается значение профессионального врачебного долга , который являет собой пример теснейшего переплетения обязанностей по отношению к больному, коллегам и обществу в целом.

    Основным, высшим принципом профессионального долга является принцип гуманизма . Наиболее отчетливо он проявляется, конечно, в обязанностях врача по отношению к больному. Будучи всегда готовым оказать медицинскую помощь, врач обязан быть внимательным и заботливым, индивидуально и вдумчиво подходить к каждому больному, проявлять при этом максимум творческой активности, исходя не только из последних достижений медицинской науки и практики, но и из принципов и норм профессиональной морали.

    Прямое нарушение профессионального долга врача – черствое, формальное отношение к больному человеку. Врач всегда должен помнить, что вера больного в успех лечения, доверие его к медицинскому персоналу играют часто не меньшую роль в выздоровлении, чем применение новейших лекарств и оборудования. Пробудить такую веру – профессиональный долг любого врача. Еще академик В.М. Бехтерев неоднократно подчеркивал, что если больному после разговора с врачом не становится легче, это - не врач. Врач призван психотерапевтическими методами – словом ободрения, утешения, успокоения, чутким отношением – тактично и умело мобилизовать физические и душевные силы больного на борьбу с его болезнью.

    Правда, у философа Фрэнсиса Бэкона было другое понимание врачебного долга. Он писал: “Я совершенно убежден, что долг врача состоит не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчать страдания и мучения, причиняемые болезнями, и это не только, когда такое облегчение боли как опасного симптома болезни может привести к выздоровлению, но даже и в том случае, когда уже нет совершенно никакой надежды на спасение и можно лишь сделать самое смерть более легкой и спокойной …”

    В медицинской практике названная дилемма встречается не так уж редко. При этом сложность здесь заключается, во-первых, в необходимости определить, что есть добро в данном, конкретном случае, а что есть зло; во-вторых, выяснить для себя, в чем заключается твой долг как врача и человека; в-третьих, попытаться совместить эти “долги”, в случае их расхождения, руководствуясь не только моральным кодексом, но и собственной совестью . И все это, нередко, - в экстремальных условиях, когда речь идет о жизни и смерти.


    Правда, существуют ситуации и иного рода, на первый взгляд далеко не экстремальные, по крайней мере, не сиюминутные, а, напротив, складывающиеся в тиши кабинетов и лабораторий, требующие глубоких, иногда мучительных раздумий и одновременно несущие в себе весь драматизм выполнения профессионального врачебного долга. Речь в данном случае идет о проведении медицинских экспериментов на людях – без них современная медицина не может развиваться.

    К сожалению, окончательная проверка новых лечебно-диагностических средств и методов возможна лишь на человеческом организме. История медицины знает множество примеров, когда врачи, мужественно исполняя свой профессиональный долг, проводили эксперименты на себе, часто жертвуя своим здоровьем, а иногда и жизнью во имя спасения людей. Однако такие высоконравственные, героические поступки медиков не могут полностью разрешить проблему апробации новых лекарств, методов диагностики и т. д. без привлечения испытуемых, не являющихся медицинскими работниками. А это, естественно, связано с определенным риском вредных последствий для них.

    Вместе с тем требования профессионального долга врача категорически отрицают проведение научно необоснованных экспериментов на живых людях (в том числе над заключенными, безнадежно больными, умственно неполноценными) даже с их согласия. Новые, научно обоснованные , но еще не допущенные ко всеобщему применению методы диагностики, профилактики, лечения и лекарственные средства могут применяться врачом по отношению к больному лишь при соблюдении следующих условий: а) с согласия больного, а в отношении больных, не достигших 16-летнего возраста, и психически больных – с согласия их законных представителей (родителей, опекунов и т.д.); б) только в интересах излечения больного; в) исходя из социально полезных мотивов и целей, т.е. в общественных интересах; г) при соразмерности возможного успеха с риском. Таким образом, только согласие больного или его представителей на апробацию, испытание нового медицинского метода или средства, не связанного с излечением больного, или несущего в себе слишком большой риск, делает эксперимент неправомерным и безнравственным.

    Требования профессионального долга врача диктуют свои условия и при проведении трансплантации органов. Прежде всего необходимо добровольное согласие донора при даче им крови, костного мозга и иных трансплантантов, например почки. Кроме того, выдвинуты следующие условия правомерности взятия трансплантантов от живого донора: а) если больному нельзя оказать помощь иными средствами, кроме пересадки органов или тканей; б) если вред, причиняемый при этом донору, меньший, чем предотвращенный вред для больного-реципиента.

    Следует напомнить и еще об одной стороне долга. Исходя из принципа “Святости жизни”, а также требования оказания помощи больному независимо от его социального происхождения, долг врача – приходить на помощь прежде всего тем, кто в ней нуждается в первую очередь.

    Однако в условиях экономической незащищенности или моральной неустойчивости врача последний может поддаться искушению, поставив на первое место собственный меркантильный интерес или простое желание избежать беспокойства и риска. В этом случае следует говорить о нарушении морально-этического долга со стороны врача. Причем слабость воли и даже последующее раскаяние не служат оправданием содеянного. Независимо от причины такой поступок признается аморальным и считается непростительным для врача.

    Древнегреческий поэт Пиндар подробно описывает удивительные способности целителя Асклепия. Вместе с тем он замечает, что “корыстью ослепляется и мудрость”, и рассказывает драматическую историю гибели Асклепия, которого совратило золото, “заблиставшее в руках”, “великая плата” за то, чтобы “он возвратил от смерти уже плененного ею человека”. За это Зевс испепелил его молнией.

    Поскольку речь зашла о литературных примерах, целесообразно вспомнить и о врачах, вся жизнь которых была посвящена выполнению долга – как они его понимали.

    В трилогии Ю. Германа “Дорогой мой человек”, “Дело, которому ты служишь”, “Я отвечаю за все”, которую, при всей ее наивности и идеализме – в лучшем смысле этого слова, следовало бы прочитать всем молодым (и не очень) врачам, именно нравственные коллизии добра, долга, совести составляют суть жизни замечательного врача и человека доктора Устименко. То же можно сказать о героине “Открытой книги” В. Каверина микробиологе Татьяне Власенковой, а также о многих врачах – реальных действующих лицах отечественной и зарубежной медицины, чья жизнь стала символом единства добра и долга, как, например: А. Швейцер, В.Ф. Войно-Ясенецкий, Н.И. Пирогов, В.В. Вересаев, Н.М. Амосов и многих других. Мы предлагаем читателю самостоятельно проанализировать эти хрестоматийные примеры, а также те ситуации, с которыми вы сталкивались сами в вашей, пусть еще такой короткой, медицинской практике.

    Что касается чести и достоинства врача, то они, прежде всего, определяются его следованием общечеловеческим – не медицинским! – моральным ценностям, его порядочностью, культурой и интеллигентностью, и уже потом – тем, насколько он следует нравственным принципам, которые клялся пронести через всю свою жизнь, его профессионализмом и мерой заслуженного им почета и уважения. Вместе с тем поддержание чести и достоинства врача во многом зависит не только от него самого, но и от условий, которые предоставляет ему государство (оснащение современным оборудованием, фармацевтическими средствами, обеспечение рабочего места, повышения квалификации, условий для достойного проживания). Безнравственно, если труд врача не оценивается соответствующим образом, если врач не может выписать журналы, купить книги и т.д.

    Кроме экономических факторов, в поддержании и защите чести врача большую роль играют факторы социальные и юридические. Незащищенность врача и его действий законом приводит часто к открытости медиков не только для критики – праведной и неправедной, но и для прямых обвинений чуть ли не в преступлениях. В этих условиях врач должен тратить свое драгоценное время, силы, здоровье, а иногда и жизнь (как рано уносят инфаркты из жизни совсем молодых, талантливых, полных творческих замыслов врачей!) на бесконечные комиссии, отписки, оправдания. И в отсутствие законов, которые должны были бы четко прописать права и обязанности врача в случаях трансплантации, реанимации, эвтаназии, аборта, врачи часто бывают вынуждены отстаивать свою честь старым (и не всегда нравственным) корпоративным способом : объединяясь, защищая “своего”, не отдавая его на “растерзание” “чужим”. Именно таким образом “под крыло” корпоративной защиты нередко попадает не только невиновный, но и действительно виноватый врач, запятнавший честь мундира (точнее – халата). Только потому, что он, врач – “свой”. Такова цена корпоративности.

    Руководствуясь высокими нравственными принципами, врач обязан уважительно относиться к достоинству каждого пациента , независимо от его социального положения и личных качеств. Пациент для врача – не средство, а цель. Святость жизни и ценность личности – вот главное, что лежит в основе деятельности каждого медицинского работника.

    И, конечно же, ни в коем случае не унижать достоинство пациента, памятуя, что унижая достоинство другого, ты унижаешь собственное человеческое достоинство. Но об уважении человеческого достоинства пациента мы поговорим отдельно, рассматривая этику взаимоотношений в системе “врач-больной”.

    Кстати, вы не задумывались о том, почему мы говорим о чести врача , а о достоинстве – не как о врачебном или медицинском, а как о человеческом достоинстве? И в чем заключается специфика профессиональной чести врача? Подумайте и над этим.

    2.6. Жизнь как высшая ценность

    Тема отношения человека к Жизни и Смерти , безусловно, несет в себе общечеловеческое и общекультурное содержание, а для медика это еще и профессиональная ценность. В этом вопросе интересы медицины тесно переплетаются с интересами философии, юриспруденции, религии, литературы и искусства. И все же для медицины эта проблема имеет особое – реально-практическое – значение, ибо врач в различных ситуациях постоянно сталкивается с ней. Еще в древности была сформулирована высшая этическая норма медицинской профессии: “Non nocere!” – не навреди: не навреди жизни, здоровью, благополучию, спокойствию своего пациента. Уважение к жизни и личности больного стало альфой и омегой врачебной этики – от Гиппократа до наших дней.

    Особое место проблема человеческой жизни занимала в русской этической мысли, которую по праву можно назвать этикой жизни . Для нее характерно, прежде всего, осознание самоценности жизни, нравственное освящение жизни как фундаментальной ценности, наполненной духовным смыслом. Этот духовный смысл жизни по-разному трактовался в различных философских концепциях.

    В основе этических размышлений таких русских философов, как Н.Ф. Федоров, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.А. Булгаков, С.Л. Франк и другие, лежали идеи православия . Этические концепции русской религиозной философии поднимали проблемы жизни и смерти, выстраивали гуманистический вектор отношения человека к миру, к жизни, к окружающей природе.

    Другое направление русской философской мысли – так называемая живая этика , созданная Н.К. Рерихом и развитая рядом русских представителей буддистской мысли. Согласно ей, наша планета вступила в эпоху Огня, где возрастает роль психических энергий, овладение которыми предполагает нравственное преобразование природы. “Живая этика” – это этика взаимной солидарности, милосердия и справедливости, основанная на религиозных и философских ценностях буддизма. Связывал свою “космическую этику” с буддизмом и К.Э. Циолковский. В ряде работ он развивал философию панпсихизма , которая исходит из идеи одушевленности Вселенной, допущения бессмертия духовных атомов, блуждающих в мире и переселяющихся в разные организмы.

    Третье направление в русской этике жизни было гораздо ближе к острым коллизиям повседневной жизни и критическим ситуациям, требующим морального выбора. Это направление можно назвать натуралистическим , поскольку оно ориентируется на естественные науки, прежде всего, на биологию. Представителей этого направления объединяет стремление осмыслить жизнь как природно-исторический феномен и обосновать этику, исходя из идеи борьбы со смертью. Наиболее известным представителем этого направления в начале ХХ в. был русский физик Н.А. Умов. Он обосновывает этику жизни, исходя из антиэнтропийности жизни, разрабатывая в этике новое направление, ориентированное на борьбу с силами хаоса, беспорядка во имя утверждения жизни.

    В это же время П.А. Кропоткин разрабатывает этику альтруизма , одухотворенную высшими чувствами и светлыми надеждами, внушаемыми современными знаниями о человеке. Кропоткин считает, что этические нормы укоренены в природном мире, а истоки альтруизма он видит в инстинкте взаимопомощи и общительности, присущих даже животным.

    Но все эти этические построения носили в большинстве своем абстрактный, умозрительный характер. Неслучайно В.В. Вересаев писал о медицине: “… как это ни печально, но нужно сознаться, что у нашей науки до сих пор нет этики. Нельзя же разуметь под нею ту специально-корпоративную врачебную этику, которая занимается лишь нормировкою непосредственных отношений врачей к публике и врачей между собою. Необходима этика в широком, философском смысле, и эта этика прежде всего должна охватить во всей полноте вопрос о взаимном отношении между врачебной наукой и живой личностью…”. Причем чрезвычайно важным для этики Вересаев считал установление “тех границ, за которыми интересы отдельного человека могут быть приносимы в жертву интересам науки …”. Он подчеркивал: “… вопрос о правах человека перед посягающею на эти права медицинскою наукою неизбежно становится коренным, центральным вопросом врачебной этики…”.

    К сожалению, эпоха советского тоталитаризма, подавлявшего права человека, стремилась разрушить и профессиональную этику врачей. Не допускалось даже обсуждения отдельных проблем медицинской этики. Но и тоталитаризм не смог подавить свободных философско-этических размышлений в работах В.Ф. Войно-Ясенецкого, В.И. Вернадского, Д.П. Филатова, А.А. Любищева. Так, в 1940 г. выдающийся советский биолог Д.П. Филатов начал писать работу “Норма поведения, или мораль с естественноисторической точки зрения”. Для морали будущего, по его мнению, будут характерны антиэгоистические нормы морали и поведения людей. Свою этику Филатов назвал этикой любви к жизни .

    Таким образом, важнейшей основой этических размышлений в России являлось стремление осмыслить жизнь во всей целостности ее проявлений. Жизнь была понята как антиэнтропийный процесс, как борьба со смертью и неорганизованностью природы. И этот общий принцип просветлен одним умонастроением, пронизывающим все нравственные поиски русских мыслителей, -любовью к жизни .

    Как видим, этика давно ставит вопрос: что есть жизнь в нравственном смысле слова?. Ведь нередко человек утрачивает духовную жизнь задолго до физической кончины, превращаясь в “живой труп”. И наоборот, достойное нравственное поведение может быть названо подлинной жизнью.

    В философской литературе и публицистике неоднократно обсуждалась проблема, почему в критической ситуации перед лицом смерти человек часто оказывается жалким, ничтожным, готовым на любую подлость для продления своего биологического существования, почему близость смерти может растоптать достоинство человека, не говоря уже о том, что само наличие смерти унижает человека мыслящего в его стремлении к бесконечному совершенствованию. И только у людей с прочным нравственным стержнем пограничная со смертью ситуация оказывается способом не уронить, а поднять свое достоинство, продемонстрировать его неистребимое качество.

    Следовательно, можно сделать вывод, что нравственность есть критерий как достойной жизни, так и достойной смерти. В свою очередь, размышления о жизни и смерти стимулируют нравственное сознание личности. Они не лишают ее сил, но предлагают ей глубже взглянуть на собственную судьбу в целостном мироздании, позволяют осознать смысл своего маленького бытия перед лицом вечности.


    Basic ethical principles in european bioethics and biolaw. J.D.Reindtorff and P. Kemp (Editors). Vol. I. Autonomy, dignity, integrity and vulnerability, 428 p. Vol. II. Partners’ research, 372 p. Barselona, 2000. Рецензируется Б.Г. Юдиным // Вопр. филос., 2003, №5.

    Примерная тематика эссе
    (по материалам «Хрестоматии по русской литературе о врачах»)
    1. Составляющие понятия «врачебный долг».
    2. Речевые тактики в медицинском дискурсе: классика и современность.
    3. Этические вопросы речевого общения «врач – пациент».
    Для работы над эссе вам будет дан отрывок/отрывки из художественных произведений, включённых в «Хрестоматию по русской литературе о врачах» (электронный вариант пособия).
    «Хрестоматия», созданная на кафедре нашего университета (составители – профессор Т.Ф. Матвеева, старший преподаватель И.И. Макарова, преподаватель Т.Е. Лишманова), предназначена для студентов-медиков.
    В ней собраны произведения русских писателей – А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, А.И. Куприна, М.А. Булгакова, В.В. Вересаева и др., рассказывающие о судьбах врачей, их работе, о взаимоотношениях врача и пациента. Чтение классики даёт возможность пережить с персонажами ряд жизненных ситуаций, сделать свой нравственный выбор, приобрести в некотором роде врачебный опыт.
    Особого внимания требует к себе формирование духовной основы будущего специалиста-медика: врачебного мировоззрения с его основными составляющими – долг, совесть, милосердие, гуманность, самоотверженность, бескорыстие, великодушие, профессионализм.
    Перечисленные понятия представляют собой различные категории нравственности, анализ которых основывается на последовательном изучении различных произведений русской классической литературы, в том числе тех, в которых речь идет о врачах, врачебном долге, совести и т.д. Постепенно анализируя моральную характеристику личности литературного героя, его поступки, их мотивы и пр., следует обращать внимание на те аспекты, которые можно назвать основополагающими в процессе воспитания врачебной морали:
    профессиональные и личные качества врача;
    врач и пациент;
    врач и общество.
    Главной целью анализа художественных текстов «Хрестоматии» является осмысление таких понятий, как жизнь и смерть, размышление над смыслом жизни, ценностью жизни, что, разумеется, очень важно для нравственного воспитания будущего врача. В каждом сюжете перед героями стоят непростые моральные проблемы, которые они решают, опираясь на свое внутреннее чувство долга (врачебного и человеческого).
    Создание врачебного мировоззрения возможно только на основе осознания высокой морали. Многие российские врачи известны не только своим профессионализмом, но и теми общепринятыми человеческими принципами, которые были присущи им и которыми восхищались их коллеги, ученики и современники и которыми люди восхищаются по сей день.
    Представленные в Приложение к «Хрестоматии» биографии известных русских и зарубежных врачей, учёных, общественных деятелей позволяют понять: умение подчинить себя интересам больного, милосердие и самоотверженность – это не просто заслуживающие уважения качества личности, а свидетельство высокого врачебного профессионализма.
    Вместе с тем биографии выдающихся личностей дают возможность познакомиться с актуальными проблемами современной медицины, с достижениями российской и зарубежной науки в разных областях медицины, по достоинству оценить их вклад в науку и преданность профессии.
    По данным вам материалам «Хрестоматии» должно быть написано эссе-размышление (темы см. выше), также вы должны быть готовы к беседе-обсуждению изученных материалов, вашей работы, эссе ваших товарищей.
    Объём эссе – 1 страница формата А4.

    Долг - это чувство моральной необходимости выполнения своих обязанностей по отношению к другим людям, к обществу. В долге сосредотачиваются те нравственные требования, которые общество предъявляет к личности.

    В понятии долга можно выделить как бы две стороны: формальное исполнение долга и осознанное отношение к своим должностным обязанностям. При формальном исполнении долга фельдшер, акушерка делают как будто бы все, что им предписано должностной инструкцией согласно занимаемой должности.

    Они своевременно приходят на работу, выполняют все врачебные назначения, посещают палаты для больных, стараясь не упустить ничего, что обязаны сделать в течение рабочего дня.

    Однако больной для такого медицинского работника остается формальным «объектом работы», а внутренним стимулом к работе является боязнь быть наказанным за неисполнение должностной инструкции, за невыполненное врачебное назначение. Естественно, что такой, казалось бы добросовестный, «чиновник от медицины» не может быть объектом для подражания, никогда не будет пользоваться авторитетом как в коллективе медработников, так и среди больных.

    При осознанном исполнении долга медицинский работник к своей повседневной деятельности подходит осознанно с позиций человека-гуманиста, он свою работу осмысливает соотнося свои поступки с высокими гражданскими принципами. Даже у постели казалось бы безнадежного, пожилого больного медицинская сестра найдет слова утешения, ободрения, которые принесут пациенту облегчение, уменьшат его страдания.

    Иными словами, она поступит так, как велит долг человека и гражданина, как требует социалистическая мораль.

    Чувство долга в этом случае становится внутренним мотивом поведения медработника. Высшим судьей при осознанном исполнении долга выступают его совесть, самосознание, убежденность, внутреннее отношение к моральным требованиям социалистического общества.


    « Этика и деонтология среднего медицинского работника»,
    А.Л. Остапенко