Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Определение предельной стоимости работ по капитальному ремонту. Дом ищет крышу. Пример формирования локального сметного расчета


Зададимся вопросом: в какой степени в первый год реализации Закона удалось решить вторую общегосударственную задачу - стимулировать собственников помещений проводить ремонты, изменяющие качество многоквартирного дома, повышающие его энергоэффективность? Речь, повторим, идет о комплексном капитальном ремонте с использованием современных эффективных строительных материалов и технологий, обеспечивающих качественное улучшение условий проживания в многоквартирных домах и повышение их энергоэффективности.
Параметром региональной (и, соответственно, муниципальной) программы, призванным обеспечить такое стимулирование, является размер предельной стоимости капитального ремонта многоквартирных домов (в расчете на 1 м2 помещений в доме).
Согласно методическим рекомендациям Фонда, назначение утверждаемого размера предельной стоимости капитального ремонта не в том, чтобы ограничить стоимость капитального ремонта (которая утверждается решением общего собрания собственников помещений), а в том, чтобы ограничить максимальный размер бюджетной поддержки в случае, если собственники помещений примут решение о проведении очень дорогого ремонта. Иными словами, если реальная стоимость капитального ремонта, одобренная общим собранием, будет равна или больше суммы, определяемой как произведение суммарной общей площади помещений собственников в многоквартирном доме и утвержденного региональной программой размера предельной стоимости капитального ремонта, то сумма финансовой поддержки будет определяться исходя из этой расчетной величины, а все, что сверх «расчетной стоимости», собственники помещений должны оплачивать сами (дополнительно к доле софи- нансирования стоимости капитального ремонта, рассчитанной по размеру предельной стоимости капитального ремонта).
Таким образом, собственники вольны принимать любое решение относительно стоимости капитального ремонта. Но, естественно, большинство будет стремиться не выходить за вышеозначенные

| Капитальный ремонт:
СТИМУЛИРОВАНИЕ
ИНИЦИАТИВ
СОБСТВЕННИКОВ
ЖИЛЬЯ

«пределы», чтобы не брать на себя дополнительное финансовое бремя. Поэтому важно, какой именно размер предельной стоимости капитального ремонта утверждается субъектом РФ и используется муниципальным образованием при формировании муниципальной программы.
Методические рекомендации Фонда советуют субъектам РФ при установлении этого показателя учитывать:
В какой степени в первый год реализации Закона удалось стимулировать собственников помещений проводить ремонты, изменяющие качество многоквартирного дома?
полный перечень работ по капитальному ремонту, установленный ч. 3 ст. 5 Закона, включая мероприятия по энерго-, ресурсосбережению, в том числе установку общедомовых приборов учета потребления коммунальных ресурсов и систем регулирования теплопотребле- ния в многоквартирном доме с наиболее сложными конструктивными и техническими параметрами в данном муниципальном образовании, обеспечивающими максимальный уровень благоустройства;
данные о среднем уровне рыночных цен, сложившихся в муниципальном образовании, на отдельные виды работ по капитальному ремонту с использованием современных эффективных строительных материалов и технологий.
Таким образом, Фонд рекомендует установить такой размер предельной стоимости капитального ремонта, который действительно позволял бы собственникам помещений принимать решения о комплексном капитальном ремонте, включая энергосберегающие мероприятия, и получать на такой ремонт бюджетную поддержку в размере, обусловленном долей участия в расходах самих собственников (не менее 5%).
Сколько же стоит комплексный (то есть включающий все виды работ, указанных в ч. 3 ст. 15 Закона) капитальный ремонт? Ответить на этот вопрос поможет изучение различных пилотных и демонстрационных проектов, которые осуществляются при поддержке международных спонсоров.
Например, в рамках одного такого проекта была разработана проектная документация для полной «санации» панельного девятиэтажного многоквартирного дома в Санкт-Петербурге (суммарная общая площадь квартир - 10 700 м2). Если подсчитать стоимость всех видов работ, на которые может быть получена бюджетная поддержка в соответствии с Законом, то стоимость капитального ремонта дома составляет 63 130 тыс. руб., или 5900 руб. на 1 м2 помещений собственников (в первой половине 2008 г.). Последняя цифра может использоваться в качестве ориентира, когда мы говорим о потребности в средствах на модернизацию многоквартирного жилищного фонда и о размере предельной стоимости капитального ремонта в рамках региональной (муниципальной) программы.
Итак, мы видим, что капитальный ремонт, направленный на повышение качества, энергоэффективности многоквартирного дома,

стоит дорого - на собственника условной двухкомнатной квартиры площадью 50 м2 в вышеописанном санкт-петербургском доме приходится 295 тыс. руб. (табл. 3). Хотя это несравнимо дешевле, чем купить квартиру в новом доме (и в том и другом случае собственники улучшают условия своего проживания), для большей части населения расходы на капитальный ремонт дома в таком размере совершенно непосильны. Именно поэтому возможность для собственника помещений оплатить до 95% стоимости ремонта за счет средств бюджетной субсидии, а именно такую возможность предоставляет ему Федеральный закон № 185-ФЗ, трудно переоценить.
В рассматриваемом примере, если субсидия составит 95% стоимости капитального ремонта, то финансовая нагрузка на собственника условной двухкомнатной квартиры уменьшится с 295 тыс. руб. до 14 750 руб. И хотя это тоже достаточно значимая для большинства семей сумма, собственники могут принять такой порядок ее внесения, чтобы ежемесячная плата была приемлемой. Например, если плата за капитальный ремонт будет выплачиваться в течение, скажем, года, то ежемесячный платеж составит 1229 руб.
Следовательно, возможность получения субсидии может стать хорошим стимулом для собственников жилья не бояться принимать решения о дорогостоящем комплексном капитальном ремонте. Но этот стимул работает только в том случае, если утвержденный размер предельной стоимости капитального ремонта действительно позволяет провести комплексный капитальный ремонт (соответствует суммарной реальной рыночной стоимости всех видов работ, указанных в Законе). Если же данный показатель программы, утвержденный субъектом РФ (или негласно установленный местной администрацией), невысокий, то, чтобы не выйти за его пределы, собственники вряд ли примут решение о проведении комплексного
ремонта, поскольку не смогут получить соответствующую его стои-
Таблица 3. Расходы на ^ ’ j j j j
финансирование капитального ремонта мости субсидию. В этом случае предельная стоимость капитального
общего имущества ремонта будет играть роль антистимула.
в многоквартирном доме (на примере 9-этажногс 3-подъездного панельного многоквартирного дома, общая площадь помещений - 10 700 м2)
Субъекты Российской Федерации (или муниципальные образования в регионах, где субъект РФ не устанавливал прогнозируемые параметры будущей региональной программы, а лишь зафиксировал в программе фактически сложившиеся в муниципальных обра-

СОБСТВЕННИКОВ
ЖИЛЬЯ

зованиях показатели) очень по-разному подошли к установлению размера предельной стоимости капитального ремонта. Немногие установили этот показатель на уровне 3-4 тыс. руб., то есть хотя бы приближенно к реальной стоимости комплексного капитального ремонта. Большинство заняли другую позицию: нам надо, чтобы помощь получили все, чтобы в максимальном количестве многоквартирных домов был сделан хотя бы один вид работ, - и выбрали низкое значение предельной стоимости капитального ремонта, не более 1 тыс. руб. В результате собственники помещений (или те, кто принимал решение за них) проголосовали за проведение 1-2 видов работ и за недорогой ремонт. Тем самым, по образному выражению руководителя одного из регионов, «размазали бюджетные деньги тонким слоем по большой территории».
На сайте Фонда, где размещена информация об одобренных заявках на предоставление финансовой поддержки для выполнения региональных программ по проведению капитального ремонта, нет сведений о размере утвержденных субъектами РФ показателях предельной стоимости капитального ремонта, но по данным, доступным для анализа, можно рассчитать такой интегрирующий показатель, как «средняя фактическая стоимость капитального ремонта многоквартирных домов в рамках региональной программы» (далее - средняя фактическая стоимость капитального ремонта), разделив общую стоимость капитального ремонта на общую площадь помещений многоквартирных домов, включенных в региональную программу.
По данным на 6 октября 2008 г., средства Фонда на финансирование программ по проведению капитального ремонта получили 67 субъектов РФ, из них на две программы - 19 регионов и на три программы - Тульская область. Только в 15 регионах средняя фактическая стоимость капитального ремонта превысила 1 тыс. руб. на квадратный метр, из них только в 7 регионах стоимость капитального ремонта выше 1400 руб./м2 (табл. 4).

Субъект РФ
Таблица 4. Максимальная средняя фактическая стоимость капитальных ремонтов многоквартирных домов в субъектах Российской Федерации
Средняя фактическая стоимость капитального ремонта, руб./м2

2031,46
1958,85
1710,83
1542,02
1472,26
1467,69
1417,61
1391.00
1117.01
Ханты-Мансийский АО Республика Башкортостан Республика Алтай Амурская область Республика Мордовия Самарская область Курганская область Тюменская область Рязанская область Еврейская автономная область:
1082,03
1303,77
1072,73
первая программа
вторая программа Республика Хакасия Пензенская область:
1072,59
1354,72
1056,75
1033,87
1011,68
первая программа
вторая программа Кабардино-Балкарская Республика Республика Дагестан Ставропольский край

В 21 субъекте РФ средняя фактическая стоимость капитального ремонта составила 500-900 руб./м2, а примерно в 20 регионах она меньше 400 руб./м2. Наиболее низкие показатели стоимости ремонта в девяти регионах, указанных в табл. 5.

Таблица 5. Минимальная средняя фактическая стоимость капитальных ремонтов многоквартирных домов в субъектах Российской Федерации
Субъект РФ Средняя фактическая стоимость капитального
ремонта, руб./м2

Саратовская область:
первая программа 256,03
вторая программа 148,77
Ярославская область 192,19
Алтайский край 221,78
Челябинская область:
первая программа 234,54
вторая программа 243,61
Владимирская область:
первая программа 234,40
вторая программа 524,31
Ленинградская область 250,85
Кировская область:
первая программа 254,07
вторая программа 332,82
Новгородская область 264,33
Костромская область:
первая программа 660,94
вторая программа 299,16

Можно ли серьезно говорить об улучшении условий проживания граждан в многоквартирных домах, если стоимость проведенного ремонта составила 149-250 руб./м2? Даже если это был только ремонт кровли, очень сомнительно, чтобы при этом использовались современные кровельные материалы с длительным сроком эксплуатации. Значит, проведенный ремонт не более чем видимость, и через пару лет собственникам помещений придется снова решать проблемы своего дома, но, вероятно, уже полностью за свой счет.
И это не единичные случаи: в Саратовской области в региональную программу со средней фактической стоимостью ремонта 149 руб./м2 вошел 1451 многоквартирный дом с общим числом проживающих 241,67 тыс. человек; в Челябинской области в две региональные программы со средней фактической стоимостью ремонта 234,54 и 243,61 руб./м2 в общей сложности вошли 2107 многоквартирных домов, в которых живут 394,4 тыс. человек. Скажут ли спасибо все эти люди за такой ремонт их домов?

| Капитальный ремонт:
СТИМУЛИРОВАНИЕ
ИНИЦИАТИВ
СОБСТВЕННИКОВ
ЖИЛЬЯ

"Руководитель автономного учреждения", 2011, N 9

В любом автономном учреждении время от времени возникает необходимость провести капитальный или текущий ремонт, реконструкцию. Методика ценообразования в каждом из этих случаев различна, поэтому перед тем как оценивать первоначальную стоимость ремонтных работ, руководители должны четко представлять, к какому виду их следует отнести. Здесь и возникают трудности.

Вид работ

Определения различных видов ремонта и реконструкции даются в Положении об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения ВСН 58-88(р), утвержденном Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 (далее - Положение).

Как следует из Приложения 1 к Положению, реконструкция - это комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (строительного объема и общей площади здания, вместимости или пропускной способности либо его назначения) в целях улучшения условий проживания, качества обслуживания, увеличения объема услуг.

Капитальным является ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.

Текущий ремонт - это комплекс ремонтно-строительных работ по поддержанию эксплуатационных показателей здания. Согласно п. 4.1 Положения он предназначен для поддержания возможности эффективной эксплуатации здания или иного объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). В состав текущего ремонта включаются все виды штукатурно-малярных работ, замена отдельных участков покрытия полов, а также смена, восстановление отдельных элементов, частичная замена оконных, дверных витражных или витринных заполнений (деревянных, металлических и др.) (Приложение 7 к Положению).

При сопоставлении понятий капитального ремонта и реконструкции следует обратить внимание на два важных момента.

Во-первых, и при капремонте, и при реконструкции могут изменяться эксплуатационные показатели здания. Разница только в масштабе улучшений. При капитальном ремонте производится замена конструктивных элементов и попутно могут быть улучшены их показатели. Такое улучшение - побочный и необязательный эффект ремонта. При реконструкции улучшение эксплуатационных показателей - главная цель производимых затрат. Здесь основные характеристики здания должны улучшиться в любом случае.

Во-вторых, перечни строительных работ , которые могут проводиться в рамках капитального ремонта и реконструкции, пересекаются . Одни и те же работы могут в одном случае быть частью ремонта, в другом - реконструкции. Каждый раз необходимо оценивать конкретный результат проведенных мероприятий - произошло ли улучшение основных эксплуатационных показателей здания (помещения).

В Приложении 9 к Положению приведен примерный перечень работ по капитальному ремонту в зданиях жилого, коммунального и социально-культурного назначения. Он включает в себя, в частности:

  • подключение к телефонной и радиотрансляционной сетям;
  • создание систем противопожарной автоматики и дымоудаления;
  • работы по утеплению и шумоизоляции зданий.

Кроме того, капитальный ремонт должен включать в себя устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории (п. 5.1 Положения).

Таким образом, перепланировка, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, установка различных сигнализаций хотя и являются работами по модернизации здания, но могут быть проведены в рамках капитального ремонта. В то же время подобные работы могут проводиться и в рамках реконструкции.

Согласно п. 5.3 Положения при реконструкции зданий (объектов) исходя из сложившихся градостроительных условий и действующих норм проектирования, помимо работ, выполняемых при капитальном ремонте, могут осуществляться:

  • изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии необходимых обоснований - их частичная разборка;
  • повышение уровня инженерного оборудования, включая реконструкцию наружных сетей (кроме магистральных);
  • улучшение архитектурной выразительности зданий (объектов), а также благоустройство прилегающих территорий.

При реконструкции объектов коммунального и социально-культурного назначения может предусматриваться расширение существующих и строительство новых зданий и сооружений подсобного и обслуживающего назначения, а также строительство зданий и сооружений основного назначения, входящих в комплекс объекта, взамен ликвидируемых.

Наиболее ярко проиллюстрировать разницу между реконструкцией, капитальным и текущим ремонтом можно на примере ремонтных работ по замене стояков горячего и холодного водоснабжения и канализации в строении высотой более одного этажа.

Если требуется демонтировать металлические или чугунные трубы стояков и заменить их металлопластиковыми или полипропиленовыми аналогами без расширения отверстий в перекрытиях и значительных изменений в метраже труб - эти работы относятся к текущему ремонту.

При необходимости увеличить количество стояков (возросло число посетителей, вследствие чего потребовались дополнительные санитарные узлы), то есть произвести улучшение эксплуатационных показателей, работы нужно трактовать как реконструкцию.

Если демонтаж или монтаж системы горячего и холодного водоснабжения невозможен без полного или частичного разбора перекрытия, даже без улучшения эксплуатационных характеристик данные работы будут отнесены к капитальному ремонту.

Объем работ или объем финансирования?

Определение вида работ (текущего, капитального ремонта или реконструкции) предваряется этапом, без которого нельзя обойтись, - составлением технического задания и проектной документации на отдельные их виды (проект на электрические работы, вентиляционные работы и др.). Техзадание можно составлять двумя способами:

  • исходя из объемов работ;
  • исходя из объемов финансирования - как собственного, так и бюджетного (другими словами, ориентируясь на максимальный объем "ремонтного портфеля").

То есть при составлении технического задания руководителю нужно принять решение: что первично - объемы работ или деньги? От этого будет зависеть и конечный результат ремонта, и детали взаимодействия с подрядчиком.

Предположим, руководитель учреждения посчитал целесообразным отремонтировать часть помещений без глобальной перепланировки. На составление проекта денег не выделялось, поэтому сотрудники учреждения ограничились тем, что выписали перечень возможных работ по каждому помещению и пригласили бригадиров двух независимых строительных бригад. При обсуждении стоимости старший мастер первой бригады, ориентированный на расчет исходя из объема работ, скажет, что один квадратный метр ремонтных работ "под ключ" без учета стоимости материалов оценивается в 100 долл. (плюс-минус 10%). Начальник второй бригады, ориентированный на объем финансирования, попросит у руководителя план БТИ, список работ и через два-три дня представит расчет, составленный на пяти листах. В нем каждый пункт списка работ будет представлен в виде произведения объема работ и единичной расценки стоимости каждого их вида. Например : снятие линолеума 100 кв. м x 30 руб. = 3000 руб., изготовление стяжки 100 кв. м x 250 руб. = 25 000 руб. и т.д.

Если руководитель учреждения посчитает приоритетным объем работ, процесс ремонта будет следующим: сначала будет выполнен на 100% (во всех ремонтируемых помещениях) один или несколько видов работ, например приведены в надлежащий вид все полы и стены. А вот, допустим, потолки и двери придется отложить на следующий раз. Если же главным оказался объем средств, будет полностью отремонтирована часть помещений (та, на которую хватит денег), например все санитарные узлы, коридор и два кабинета, а остальные комнаты будут оставлены на потом.

Сметная стоимость подрядных работ

Другим важным этапом проведения любых ремонтно-строительных работ является составление проектно-сметной документации , когда определяется стоимость ремонта или реконструкции.

Основным инструментом для определения цены объектов в строительстве, будь то текущий, капитальный ремонт или реконструкция, является единичная расценка (стоимость) отдельного вида строительно-монтажных работ, совокупности элементарных технологических операций или отдельного элемента сооружения. Единичные расценки включают в себя только прямые затраты.

Единичные расценки могут быть нормативными или индивидуальными. Первые, как правило, применяются на крупных объектах, сооружаемых с использованием нетрадиционных строительных технологий или механизмов, или в тех случаях, когда большинство строительных материалов изготавливается непосредственно на строительной площадке. Вторые разрабатывает и устанавливает ФГУ "Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов" (ФЦЦС).

Наиболее распространенными методами установления цены ремонтно-строительных работ являются ресурсный и базисно-индексный методы расчетов . Для определения сметной стоимости подрядных работ этими методами необходимо иметь следующие данные:

  1. Перечень материалов, изделий и конструкций, необходимых для ремонта или реконструкции.
  2. Данные о потребности в строительных машинах и механизмах, необходимых для проведения работ на объекте.
  3. Данные об объемах работ и затратах труда по профессиям.
  4. Сведения о стоимости материалов, изделий и конструкций с учетом затрат на их доставку на объект.
  5. Сведения о стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов.
  6. Сведения о стоимости человеко-часа по профессиям.
  7. Затраты подрядчика на организацию, управление и обслуживание строительного производства.
  8. Нормативная прибыль, которую планирует получить подрядчик.

Конечно, такой расчет может составить только профессиональный сметчик. Но руководитель учреждения-заказчика должен помнить одно правило: при любом расчете установление максимального уровня накладных расходов, а также увеличение стоимости объекта за счет стесненности и прочих повышающих коэффициентов допускаются только при проведении реконструкции, реже капитального ремонта. При проведении текущего ремонта применение максимально возможных строительных коэффициентов недопустимо , их предельный уровень должен составлять 60 - 70% коэффициентов, применяемых при реконструкции или капитальном ремонте. Иными словами, если объект согласно сметной документации ремонтируется капитально, его условная стоимость составляет 100 руб. Если же сметная документация на тот же объем работ подготовлена как текущий ремонт объекта, его условная стоимость должна быть равна 60 - 70 руб.

Именно для того, чтобы руководителей автономных учреждений не вводили в заблуждение в ситуациях, когда замена двух дверей и напольного покрытия трактуется как капитальный ремонт со всеми максимальными надбавками, автор так скрупулезно подчеркивал разницу между капитальным, текущим ремонтом и реконструкцией.

К сожалению, это единственный нюанс, который позволит неспециалистам в области строительства проконтролировать правильность определения сметной стоимости, рассчитанной с помощью ресурсного или базисно-индексного метода на основании территориальных единичных расценок, и сэкономить средства. Поэтому предложим альтернативный вариант расчета.

Метод "потолочной переменной"

Автор, строитель с многолетним стажем, разработал собственный метод определения приблизительной стоимости ремонтно-строительных работ. Здесь не потребуется специальных знаний, а сам метод ненаучный, зато действенный. Назовем его методом "потолочной переменной ". С помощью этого метода можно определить числовое значение уровня этой "переменной" и, умножив ее на количество квадратных метров ремонтируемого объекта, получить приблизительную стоимость ремонта. Подчеркнем, что данный метод не подходит для крупномасштабных строительных работ (таких как реконструкция), но при проведении текущего, а иногда даже капитального ремонта им стоит воспользоваться, чтобы уже на стадии планирования оценить примерные затраты.

Предположим, что учреждению нужно отремонтировать коридор длиной 25 м, шириной 4 м и высотой 3 м, в который выходят десять дверей кабинетов. Кроме того, в коридор можно попасть через распашные двери, с двух сторон выходящие на основную и резервную лестницы. На данном объекте следует выполнить следующие работы:

  1. Снять старое напольное покрытие (линолеум) - 100 кв. м.
  2. Залить стяжку толщиной от 10 до 30 мм <1> - 100 кв. м.
  3. Уложить на пол керамогранит - 100 кв. м.
  4. Заменить двери - 12 шт., из них 10 шт. стандартных, 2 шт. распашные.
  5. Зашпатлевать и покрасить стены - 150 кв. м.
  6. Установить кассетный подвесной потолок из минерального волокна - 100 кв. м.
  7. Установить растровые светильники - 20 шт.
  8. Смонтировать новую электропроводку - 200 м.
  9. Установить плинтус - 45 пог. м.
  10. Установить выключатели - 5 шт.
<1> Толщина стяжки в разных местах коридора различна, так как базовый пол имеет неровности.

Первое правило, которое стоит взять на вооружение: при отделочных работах соотношение стоимости материалов к стоимости самих работ - приблизительно 2 к 1, то есть при условной стоимости материалов 100 руб. условная цена работ со всеми накладными расходами составит 50 руб. плюс 3 руб. на транспортные расходы (3% стоимости материалов).

Второе правило. У любого помещения имеются три основных компонента - стены, полы и потолки. Кроме того, в зависимости от профиля помещений в них есть "набор" дополнительных элементов - окон, дверей, вентиляции, сантехники, электрики, изоляции. Каждый из основных и вспомогательных параметров помещения имеет свой удельный вес в стоимости работ. Он приведен в таблице, составленной на основании практического опыта автора.

Теперь приступим к расчету.

В настоящий момент один квадратный метр комплексного ремонта (без материалов) в городе-миллионнике стоит порядка 1800 руб. Следовательно, стоимость материалов для ремонта этого квадратного метра составляет 3600 руб. Общая стоимость ремонта квадратного метра - 5400 руб. Это и есть базовая ставка "потолочной переменной" при удельном весе выполненных работ 100%. Если бы в примере с ремонтом коридора нужно было выполнять все вышеперечисленные виды отделочных работ, общая сумма затрат составила бы 540 тыс. руб.

Теперь проанализируем реальные условия нашего примера. На основании технического задания учреждение ремонтирует полы, стены, потолки, электрику и двери. Строку "Прочие компоненты" автор рекомендует включать в любую смету, поскольку непредвиденные расходы могут возникать практически при каждом ремонте. Учреждению не нужно ремонтировать вентиляцию, окна, сантехнику, устанавливать изоляцию. Вычтя из 100% удельного веса их часть (28%), мы получим 72%. Таким, образом, умножив 5400 руб. на коэффициент 0,72, получаем 3888 руб. - новый уровень нашей "потолочной переменной". Теперь подсчитаем стоимость всего ремонта: 3888 руб. x 100 кв. м = 388,8 тыс. руб.

Метод "потолочной переменной" очень прост в использовании. Его эффективность можно легко проверить на практике, сопоставив результат, который получится при такой форме расчета, с тем, что предоставят сметчики. И, вероятно, этот метод может избавить учреждение от необходимости обращаться к сметчикам для того, чтобы узнать стоимость текущего ремонта.

Естественно, базовая ставка "потолочной переменной" будет корректироваться в связи с инфляцией, а также уровнем жизни , сложившимся в конкретном городе или населенном пункте. Например , уровень базовой ставки в Москве окажется выше, чем в Кирове. Чтобы не тратить напрасно время, используя устаревшие данные, нужно просто умножать "потолочную переменную" на инфляционный коэффициент, поднимая ее приблизительно на 8 - 10% ежегодно. Для крупных городов (таких как Москва и Санкт-Петербург) нужно ввести дополнительный повышающий коэффициент на уровне 1,2 - 1,25, а для небольших городов и поселков - дополнительный понижающий коэффициент на уровне 0,8 - 0,85.

Надеемся, что данный метод будет полезен руководителям и другим специалистам автономных учреждений при первоначальной оценке стоимости работ, поскольку с его помощью можно быстро сопоставить "ремонтные" планы на будущее и реальные экономические возможности организации.

Е.Я.Белоцерковский

Эксперт журнала

"Руководитель

автономного учреждения"

На страницах "Вестника Мэра и Правительства Москвы" опубликован официальный текст постановления Правительства Москвы от 27.02.2015г. №86-ПП «Об утверждении размеров предельной стоимости работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы, которые могут оплачиваться Фондом капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы ».

На основании этого постановления производится планирование расходов на осуществление работ (оказание услуг) на предстоящие годы согласно .

Публикуем официальный текст постановления Правительства Москвы от 27.02.2015г. №86-ПП.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЗМЕРОВ ПРЕДЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ РАБОТ И (ИЛИ) УСЛУГ ПО КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ОПЛАЧИВАТЬСЯ ФОНДОМ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ГОРОДА МОСКВЫ

Постановление Правительства Москвы от 27 февраля 2015 года 86-ПП

В соответствии со статьей 185, частью 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также частью 2 статьи 7 Закона города Москвы от 27 января 2010 г. № 2 «Основы жилищной политики города Москвы» Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить размеры предельной стоимости работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы, которые могут оплачиваться Фондом капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы (приложение).

2. Установить, что:

2.1. Объем средств, который Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы (далее - Фонд) ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы (далее - региональная программа) (объем средств, предоставляемых за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде), определяется Департаментом капитального ремонта города Москвы в размере не более 90 процентов от общего объема взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы, поступивших в Фонд за предшествующий календарный год.

2.2. Объем средств, который Фонд в 2015 и 2016 годах вправе израсходовать на финансирование региональной программы, определяется Департаментом капитального ремонта города Москвы в размере не более 90 процентов от общего объема взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы, планируемых к поступлению в Фонд в каждом году.

2.3. Средства Фонда, сформированные за счет поступивших в Фонд в текущем году взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы и не использованные в течение этого года, могут быть использованы на проведение в следующем году капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.

Мэр Москвы С.С.Собянин


Размеры предельной стоимости работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества
в многоквартирных домах на территории города Москвы, которые могут оплачиваться Фондом капитального
ремонта многоквартирных домов города Москвы


п/п

Наименование работ и (или) услуг

Единица измерения для определения стоимости работ и (или) услуг

Размер предельной стоимости,
рублей

Ремонт фасада
Ремонт фасадов панельных / блочных неоштукатуренных
Ремонт фасадов кирпичной кладки с расшивкой швов и облицованным цоколем кв. м общей площади фасада дома без вычета проемов
Ремонт фасадов оштукатуренных кв. м общей площади фасада дома без вычета проемов
Ремонт фасадов, облицованных керамической плиткой кв. м общей площади фасада дома без вычета проемов
Ремонт балконов или лоджий кв. м площади балконов или лоджий
Ремонт или замена внутреннего водостока
Ремонт крыши
Ремонт крыш скатных (за исключением крыш с мягким наплавленным покрытием)
Ремонт крыш с мягким наплавленным покрытием кв. м общей площади застройки здания (по наружным обмерам стен дома)
Ремонт внутридомовых инженерных систем водоснабжения (горячего и холодного водоснабжения)
Ремонт внутридомовых систем холодного водоснабжения (стояков) кв. м общей площади помещений
Ремонт внутридомовых систем холодного водоснабжения (магистралей) кв. м общей площади застройки здания (по наружным обмерам стен дома)
Ремонт внутридомовых систем горячего водоснабжения (стояков) кв. м общей площади помещений
Ремонт внутридомовых систем горячего водоснабжения (магистралей) кв. м общей площади застройки здания (по наружным обмерам стен дома)
Ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения (канализации)
Ремонт внутридомовых систем канализации (стояков) кв. м общей площади помещений
Ремонт внутридомовых систем канализации (магистралей) кв. м общей площади застройки здания(по наружным обмерам стен дома)
Ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения
Ремонт внутридомовых систем отопления (стояков) кв. м общей площади помещений
Ремонт внутридомовых систем отопления (магистралей) кв. м общей площади застройки здания (по наружным обмерам стен дома)
Ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу собственников помещений кв. м общей площади подвального помещения
Ремонт фундамента

Определяетсяв соответствии с проектно-сметной документацией

Ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения кв. м общей площади помещений
Ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения
Ремонт (замена) внутридомовых разводящих магистралей системы электроснабжения и общедомовой системы освещения кв. м общей площади помещений
Ремонт (замена) поэтажных щитков системыэлектроснабжения штука
Ремонт (замена) вводно-распределительныхустройств (ВРУ) штука
Ремонт внутридомовой системы дымоудаления и противопожарной автоматики, ремонт пожарного водопровода
Ремонт системы дымоудаления (в многоквартирном
доме этажностью до 14 этажей) подъезд
Ремонт системы дымоудаления (в многоквартирном доме этажностью выше 14 этажей) подъезд
Ремонт пожарного водопровода кв. м общей площади помещений
Ремонт или замена мусоропровода этаж (в каждом подъезде)
Ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт
Замена лифта, установленного в каркасно-приставной шахте, в многоквартирном доме этажностью 6 этажей лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном домеэтажностью 4 этажей (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном домеэтажностью 5 этажей (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном домеэтажностью 6 этажей (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 7 этажей (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 8 этажей (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном домеэтажностью 9 этажей (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 10 этажей (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном домеэтажностью 11 этажей (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 12 этажей (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 13 этажей (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 14 этажей (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 15 этажей (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 16 этажей (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 17 этажей (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 18 этажей (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 19 этажей (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 21 этаж (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 22 этажа (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном домеэтажностью 23 этажа (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном домеэтажностью 24 этажа (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 25 этажей (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 7 этажей (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 8 этажей (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном домеэтажностью 9 этажей (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном домеэтажностью 10 этажей (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 11 этажей (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 12 этажей (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме
этажностью 13 этажей (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 14 этажей (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 15 этажей (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 16 этажей (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 17 этажей (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 18 этажей (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 19 этажей (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 20 этажей (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 21 этажей (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 22 этажа (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 23 этажа (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 24 этажа (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 25 этажей (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта 22 этажа с высокой грузоподъемностью (грузоподъемность 1000 кг) лифт
Замена 1 дополнительной остановки лифта(грузоподъемность 630 кг) остановка
Замена 1 дополнительной остановки лифта (грузоподъемность 400 кг) остановка
Проведение оценки соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» лифт
Разработка проектной документации

до 5% от стоимости работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме

Примечание. Стоимость капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется на основании разработанной проектной документации, в которой применяется базисно-индексный метод определения стоимости работ и (или) услуг по их видам на основе территориальных сметных нормативов для города Москвы ТСН-2001, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 14 ноября 2006 г. № 900-ПП «О порядке перехода на определение сметной стоимости строительства объектов в городе Москве с применением территориальных сметных нормативов в уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года».

На грани срыва оказался в Железногорске, что в Красноярском крае, план капитального ремонта 92 жилых домов. Все конкурсы на проведение работ закончились ничем, не поступило ни одной заявки ни от местных, ни от сторонних подрядных организаций. Руководители компаний заявили, что им невыгодно участвовать в торгах. "Предлагаемые условия могут привести к убыткам, ведь в сметах на 2017 год заложены расценки двухлетней давности", - пояснил представитель администрации Железногорска.

Подобная ситуация типична и для других территорий. Из-за заниженной стоимости работ сбились с ног в поисках подрядчиков, пожаловался глава комитета по ЖКХ Заксобрания Красноярского края Алексей Кулеш. Есть и другие примеры, когда, чтобы выиграть конкурс на проведение работ по капремонту, подрядчики хитрят, искусственно занижая стоимость работ. Выиграв торги, пытаются уложиться в заявленную смету за счет снижения качества и использования материалов низкого качества. В результате, например, в Омской области некоторые дома стояли без крыш по 5-6 месяцев. А в доме по улице 50 лет Профсоюзов в Омске после неудачного капремонта кровли появился грибок и стал рушиться фасад здания.

В начале октября Минстрой России утвердил правила определения стоимости капремонта, которые должны снять многие проблемы в регионах. По словам министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаила Меня, этот документ позволит избежать перекосов в стоимости одних и тех же работ в разных регионах. Правила должны, по сути, унифицировать расценки работ и материалов, используемых при капремонте. "Мы провели анализ расчета предельных расценок в регионах, выяснилось, что регионы формируют ее по-разному. Мы дали территориям единообразную методологию определения стоимости", - сообщил министр.

Предельная стоимость - это максимально возможная цена работ по каждому из видов капремонта (фасад, кровля, лифт, фундамент и т.д.), на оплату которых региональным оператором могут быть потрачены взносы собственников, рассказали "РГ" в минстрое. При этом стоимость договора с подрядчиком по капремонту не может превышать установленную максимальную планку. Методика содержит рекомендации по "набору" затрат, которые могут быть включены в смету при проведении капремонта, туда вошли, к примеру, стоимость трудозатрат рабочих-строителей, цена материалов, изделий и конструкций, накладные расходы, сметная прибыль и даже учтено зимнее удорожание и НДС. Причем все расценки по предельной стоимости работ устанавливаются субъектами РФ, сообщили в ведомстве.

Инспекторы "ЖКХ Контроль" назвали "РГ" регионы, где программы по капремонту не будут выполнены никогда

Изменит ли это сложившуюся ситуацию в регионах с проведением капремонта, вопрос. Ведь известно, что при проведении конкурса определяющим являются сроки выполнения и низкие цены. Как результат - ремонтом занимаются порой никому не известные компании, которые не имеют своей материально-технической базы и оборотных средств, к тому же испытывают недостаток в квалифицированных специалистах.

"Строительный рынок Архангельской области не в состоянии удовлетворить спрос на капитальные ремонты в достаточном объеме", - рассказал "РГ" директор Фонда капремонта Архангельской области Александр Бараев. Большинство представителей строительных компаний региона заявляют о том, что реальная ситуация на объекте и то, что описано в сметах, - две разные вещи.

Сейчас муниципальные образования и управляющие компании должны готовить акты готовности домов, на основании которых составляется дефектная ведомость, по которой работает подрядчик, - рассказывает директор одной из архангельских фирм Алексей Смирнов. - В итоге, выходя на объект, мы видим совершенно другую картину - проектно-сметная документация сделана неграмотно, стройматериалы нужны другие, а сам дом не подготовлен к работам.

На Ставрополье одна из частых жалоб - не хватает средств на проведение капитального ремонта из-за того, что жители не платят взносы. По этой причине план по капремонту в прошлом году был практически сорван. Однако, как сообщила "РГ" исполнительный директор "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева, с собираемостью платежей за капремонт сейчас как раз все в порядке - она превышает 85 процентов. И проблема, на ее взгляд, в другом - в том, что взносы установлены ниже себестоимости. "Серьезное беспокойство вызывает реализация программы по капремонту в Краснодарском крае, где взносы с граждан собирают, но фактически их не тратят. Деньги лежат мертвым грузом и обесцениваются", - сообщила "РГ" Светлана Разворотнева.

Российские регионы будут рассчитывать предельную стоимость капитального ремонта многоквартирных домов с помощью единой методики, пишет "Российская газета" .

Проблема некачественного капремонта решена?

Такой приказ на днях утвердил федеральный минстрой. Документ призван нивелировать ситуации, когда одни и те же ремонтные работы в разных субъектах РФ различаются в цене в несколько раз. Эксперты не исключают, что общий подход в составлении смет позволит в каких-то регионах, где раньше жили "на широкую ногу", сэкономить бюджетные деньги. И наоборот, повысить качество работ там, где их стоимость раньше занижали.

Однако вопрос, где взять дополнительные средства на качественные капремонты, в субъектах Северо-Западного федерального округа остается открытым. Не во всех областях и республиках власти готовы направлять на эти цели деньги региональных бюджетов, и не везде жители смогут оплачивать взносы в случае повышения тарифов.

Делите на тридцать

Размер предельной стоимости капитальных ремонтов определяют в субъектах РФ. По итогам государственных торгов эта цифра может уменьшиться, если кто-то из подрядчиков будет готов выполнить работы за меньшее вознаграждение. Раньше, как отмечают в федеральном минстрое, регионы использовали разные методики определения начальной цены контракта на проведение капитального ремонта. В результате показатели существенно различались даже в пределах одного федерального округа.

Так, Центр независимого мониторинга исполнения указов президента РФ "Народная экспертиза" опубликовал сборник средней стоимости работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в субъектах РФ. В его основу легли региональные отчеты, которые федеральный Фонд содействия реформированию ЖКХ предоставил Общероссийскому народному фронту. В документ включили основные виды работ, проводимые в рамках капремонта с начала 2014 года по середину 2016-го.

Выяснилось, к примеру, что ремонт подвальных помещений в Санкт-Петербурге стоит 1726 рублей на один квадратный метр общей площади МКД. В Архангельской области эти же работы обходятся в 56 рублей, то есть в 30 раз дешевле.

Стоимость ремонта фасада в пределах СЗФО различается в десять раз, от 215 рублей на один квадрат общей площади дома в Псковской области до двух тысяч рублей в Калининградской области. Разумеется, итоговая цифра зависит от множества факторов: дороговизны или дешевизны стройматериалов и рабочей силы в регионе, сохранности дома и так далее.

Но нельзя исключать и ситуации, когда подрядчикам недоплачивают или переплачивают из-за разных подходов к определению стоимости работ. Чтобы этого не происходило впредь, минстрой рекомендовал властям использовать для определения предельной цены контракта типологию домов, расположенных в регионе.

За основу типологии, как отмечают в министерстве, можно принять период постройки, конструктивную схему, материал стен МКД. А также кон-струкцию и покрытие крыши, тип фундамента, отделку фасада, степень оснащенности здания инженерным оборудованием, его этажность.

Допускаются и другие критерии, характерные для объектов жилищного фонда конкретного региона.

Подобную методологию и раньше использовали в Санкт-Петербурге, здесь определили несколько типов жилых зданий и предельную стоимость различных видов ремонтных работ для каждого из типов МКД, - рассуждает доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и территориального управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета Вадим Чекалин. - Подход мне кажется верным и логичным, поскольку теперь все регионы получат готовый инструмент расчета и возможность учитывать специфику отдельных территорий. Однако как эта система будет функционировать на практике, мы сможем увидеть только через несколько месяцев. И многое, конечно, будет зависеть от выделенных типов зданий и конкретных критериев, которые заложат в методику власти на местах.

Если дом - памятник

Подводные камни могут быть связаны с ремонтом многоквартирных домов, которые являются объектами культурного наследия, предполагает руководитель псковского общественного объединения "Управа в ЖКХ" Сергей Елизаров. Новая методика содержит от-дельную типологию для таких МКД - подход был разработан совместно с федеральным министерством культуры.

Однако стоимость проектных и ремонтных работ по домам-памятникам значительно превышает стоимость аналогичных работ по другим жилым домам, - поясняет Сергей Елизаров. - Поэтому у многих подобных зданий пока впереди вообще нет каких-либо ремонтных перспектив, региональные власти сознательно не включают их в программу капитального ремонта. Представители псковского оператора подсчитали, что взносы на капремонт по всем домам должны достигать 30 рублей с квадратного метра в месяц, чтобы покрыть необходимые затраты. Для сравнения, сейчас ежемесячная плата в домах, оборудованных лифтами, составляет в нашем регионе 7,21 рубля на квадратный метр общей площади, в МКД без лифтов - 6,18 рубля.

Если благодаря новой методике начальная стоимость капремонта домов-памятников увеличится, у зданий будет еще меньше шансов попасть в программу. Сейчас в Псковской области даже обсуждают законодательную инициативу: существенно повысить величину взносов для жильцов МКД, которые являются объектами культурного наследия.

Речь идет практически о 16 рублях с квадратного метра в месяц, - продолжает Сергей Елизаров. - Решение должны принимать депутаты регионального парламента. Но очевидно, что жильцы домов-памятников, многие из которых относятся к малообеспеченным категориям населения, просто не справятся с уплатой взносов по такому тарифу.

Как считает Вадим Чекалин, дополнительные финансовые обязательства, связанные с капитальным ремонтом объектов культурного наследия, ни в коем случае нельзя перекладывать на плечи жильцов.

Власти должны попытаться изыскать средства в региональном бюджете, попросить помощи у федерального центра, предоставить первые этажи домов предпринимателям на льготных условиях в обмен на ремонтные обязательства. Но не решать эту проблему за счет собственников квартир, - развивает тему Вадим Чекалин.

Недосмотрели

При этом низкое качество ремонтных работ далеко не всегда связано с заниженной начальной стоимостью контрактов. Главная причина, по мнению Сергея Елизарова, заключается в недостаточном контроле над деятельностью подрядчиков.

Недавно в Пскове был случай, когда смету составили неправильно, и денег, которые выделили на капительный ремонт всего дома, хватило только на половину работ. Но это скорее исключение, чем правило, - поясняет руководитель псковского общественного объединения. - Практика показывает, что подрядчики охотно берутся за контракты в рамках программы капремонта, что они могут исполнять свои обязательства добросовестно и получать при этом прибыль. Но здесь нужна заинтересованность как со стороны ответственных чиновников, которые должны реально выезжать на ремонтируемый объект, а не довольствоваться бумажными отчетами, так и со стороны жильцов домов. В частности, в преддверье капремонта очень важно создать совет дома, если это не было сделано раньше, и выбрать из числа жильцов уполномоченного, который будет контролировать ход работ. Если эти условия соблюдаются, строители куда более ответственно относятся к своим обязанностям, а нарушений выявляется гораздо меньше.

Проблемы, связанные с недостаточным контролем, актуальны не только для Псковской области. В Новгородской области прокуратура потребовала рассмотреть вопрос о несоответ-ствии занимаемой должности руководителя регионального фонда капремонта и привлечь к строгой дисциплинарной ответственности некоторых других работников оператора. Причина - многочисленные нарушения законодательства, выявленные в работе фонда в ходе прокурорской проверки. Речь идет, в частности, и об отсутствии контроля над исполнением ремонтных работ.

Как следствие, некоторые дома подрядчики отремонтировали с нарушением сроков, - делится информацией старший помощник прокурора Новгород-ской области Елена Баркане. - Это создало угрозу срыва реализации региональной программы капитального ремонта МКД.

Что касается необоснованно высокой начальной стоимости контрактов, с этим явлением, безусловно, необходимо бороться. Но важно не впадать в крайности, не забывать про дополнительные расходы, связанные с северным статусом территорий, историческим статусом домов и так далее, подчеркивает Вадим Чекалин.

Экономия не должна быть связана с выбором самых дешевых материалов или отказом от каких-то важных промежуточных работ, - добавляет Сергей Елизаров.

  • Расскажите об этом своим друзьям!
ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ПОНИМАЕТ: НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО! Последние новости Наша история Судьбы людские Наша почта, наши споры ПУБЛИКАЦИИ, ОСОБЕННО ПОПУЛЯРНЫЕ СРЕДИ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ

ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО СЛЕДИТ ЗА ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ