Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Границы вмешательства государства в экономику. Большая энциклопедия нефти и газа

Рыночная система не может работать без вмешательства гос-ва. Оно берет на себя: - организация денежного обращения в стране; - несет ответственность за удовлетворение потребностей определенных категорий населения; - несет ответственность за компенсацию и ликвидацию отрицательных последствий рыночной экономики; - экономическая политика (совокупность государственных мер по воздействию на экономику для достижения определенных целей); - обеспечение защиты прав производителей и потребителей (законы на право собственности, антимонопольная политика); - расходы на оборону, содержание правоохранительных органов и дорог; - затраты на некоторые виды страхования; - осуществление контроля за состоянием окружающей среды и утилизацией доходов; - субсидирование здравоохранения, образования, благотворительных программ; - устанавливает МРОТ; - обеспечение стратегических прорывов в области науки и технологии, инвестирование средств на проведение фундаментальных научных исследований.
Методы регулирования экономической жизни: 1) Правовые методы 2) Финансово-экономические методы. Финансовая политика – политика гос-ва по урегулированию обращения денег. Она связана со стимулированием производства таким образом, чтобы оно не снижало своего уровня. Это достигается целевым финансированием, в случае необходимости гос-во прибегает к государственным займам, в том числе и иностранным. Государство осуществляет следующие функции: 1) Экономическая (управление государственным сектором в экономике) 2) Социальная (отслеживание за чрезмерным расслоением населения) 3) Поддержание качества окружающей среды 4) Контрольная функция (формирование различных денежных фондов и резервов).

Рынок– механизм обмена между продавцом и покупателем, механизм купли-продажи. Рыночные отношения – экономические отношения по обмену товара на деньги. При рыночных отношениях существует независимость производителей товаров, свободное установление цены на товар, конкуренция, свободный спрос. Функции рынка: информирующая, регулирующая, стимулирующая, оздоравливающая, посредническая, ценообразующая.

Границы вмешательства государства в экономику:

Прямое вмешательство: введение новых налогов и увеличение существующих;

Косвенное вмешательство: повышение таможенных пошлин, повышение цен на товары.

Рыночный механизм – механизм функционирования рынка, который стимулирует производство, информирует о товарах и услугах, определяет разделение труда между производителями.

Виды рынков:

По соответствию законодательству: легальный (на законных основаниях), черный (неофициальный, нелегальный), серый (полулегальный);

По экономическому назначению: потребительский (товаров и услуг), рынок капитала (кредитов), рынок труда (рабочей силы), рынок жилья, рынок информации, рынок иностранных валют и ценных бумаг рынок инвестиций (вложений);

По пространственному признаку: международный, региональный, национальный, локальный (местный).

Предпринимательство – деятельность, целью которой является получение прибыли (дохода) (торговля, банковское дело, менеджмент и т. д.). Предприниматель – это владелец предприятия или лицо, которое занимается экономической деятельностью с целью получения дохода. Предпринимательская деятельность (бизнес) связана с предпринимательскими рисками: возможностью убытков или недополучения прибыли. В предпринимательстве выделяют субъекты (частные лица и ассоциации: кооперативы, акционерные общества) и объекты предпринимательства (любые виды хозяйственной деятельности: торговля, коммерческое посредничество, операции с ценными бумагами).

Фирма – это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли.

Организационно-правовые формы коммерческих фирм:

Хозяйственные товарищества – коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) капиталом. Вкладом в имущество хозяйственного товарищества могут быть деньги, ценные бумаги и др.;

Акционерные общества (АО) – предприятия, в которых все имущество и капитал разделены на определенное число акций. Акции – это ценные бумаги, которые показывают какую сумму денег ее владелец внес в капитал предприятия. Акция дает право на получение процента от прибыли (право на дивиденды);

Производственные кооперативы – организации, в которых участники и собственники сами работают на производстве или занимаются другой хозяйственной деятельностью.

Проблемы государственного вмешательства в экономику актуальны на протяжении всей истории государства. Особенно большое значение они приобрели в условиях рыночной экономики, когда производство стало осуществляться в широких масштабах, а рыночному механизму отведена роль регулятора хозяйственных связей.

Крупное производство и рынок немыслимы без развитых экономических отношений, которые в современных условиях уже перерастают национальные границы и становятся международными. Кроме того, современное общество существенно отличается от общества периода становления рыночного хозяйства: ему присуще не только более крупное и сложное хозяйство, но и наличие практически ранее отсутствовавшего социального сектора.



Эти и ряд других обстоятельств явились причиной радикальной смены взглядов на роль и место государства в период становления и развития рыночной экономики и сейчас. Более того, у современных экономистов имеется существенное несовпадение взглядов на необходимость и формы государственного вмешательства в экономику. Выяснению необходимости и причин вмешательства государства в экономику, факторов и методов этого вмешательства, а также форм государственной политики в области экономики посвящена данная глава.

Осуществляя либерализацию, государство создает благоприятные условия для зарождения и развития малого и среднего бизнеса, делает рынки более свободными для входа на них новых продавцов-производителей.

Кроме того, в интересах общества государство даже в условиях рыночной экономики может регулировать систему цен. Возможны три варианта государственного воздействия на уровень цен:

1) косвенное, с помощью манипуляций с налоговыми ставками, акцизами, таможенными и другими сборами, что будет влиять на снижение или повышение цен;

2) с помощью замораживания цен на определенный ряд товаров (как правило, на жизненно необходимые товары), производство которых временно ограничено;

3) установление цены волевым решением.

Воздействуя на спрос, государство в состоянии осуществлять регулирование рынка, а через него - и всего экономического процесса. Так, в периоды экономических спадов государство, используя определенные инструменты и приемы, способно существенно влиять на спрос. Возрастание спроса служит сигналом для увеличения предложения со всеми вытекающими отсюда последствиями: оживлением производства, восстановлением экономических связей и пропорций, т.е. созданием предпосылок для экономического роста.

Одной из центральных задач государства в условиях рынка является содействие в формировании экономического, предпринимательского и инвестиционного климата. В этих целях государство разрабатывает и принимает свод законов, декларирующих права экономических субъектов на собственность, на занятие предпринимательской деятельностью, на единое экономическое пространство, преференции для инвесторов и др. Каждый документ должен содержать перечень условий и ограничений для определенной сферы деятельности (в том числе и антимонопольной направленности), а также условий и преимуществ для инвесторов. Для современного этапа развития наиболее характерно смягчение экономического климата, что означает стремление к большей экономической свободе и глобализации. На практике это выражается в том, что государство последовательно ослабляет барьеры входа на рынок, например за счет сокращения количества разрешительных инстанций, уменьшения объема документации для открытия фирм и др. Кроме того, государство способствует созданию благоприятных условий для поддержания конкурентной среды внутри страны, а также осуществления эффективной внешнеэкономической деятельности.

Важная роль принадлежит государству в создании благоприятного инвестиционного климата в стране, поскольку объем и направления инвестиций в экономику являются главными материальными факторами экономического роста.

Создание условий для притока инвестиций и наиболее эффективного их приложения требует комплекса обстоятельств, большая часть которых в значительной мере зависит от государства. Обстоятельствами такого рода являются действующее в стране законодательство, экономическая стабильность; государственные гарантии инвесторам, обеспечивающие безопасность их вложений; действующая в стране система налогообложения; таможенная и внешнеэкономическая политика. Кроме того, серьезным условием для создания благоприятного инвестиционного климата в стране (особенно для иностранных инвесторов) является авторитет данного государства на мировой экономической и политической арене: чем он выше, тем при прочих равных условиях государство более привлекательно для инвесторов.

Важное место в деятельности рынка занимает его инфраструктура, состоящая из вспомогательных элементов, обеспечивающих нормальную деятельность рыночного механизма.

Современная рыночная инфраструктура представляет собой сложный и разветвленный организм, включающий финансовую, информационную, транспортную, функциональную (рынки с их территориями и сооружениями), научно-исследовательскую и другие системы. От набора и качества инфраструктуры во многом зависят деятельность и эффективность рынка.

Субъектами рыночной инфраструктуры могут быть как частные компании, так и государственные предприятия и организации. Отношения, складывающиеся между рыночными субъектами и представителями рыночной инфраструктуры, определяются в основном действием рыночного механизма. Вместе с тем это не означает, что организация (формирование) и действие системы рыночной инфраструктуры осуществляются исключительно автоматически, без какого-либо стороннего вмешательства.

Для рыночной инфраструктуры объективно необходимо участие государства в ее формировании, регулировании и контроле за деятельностью. С помощью финансовой системы - через центральный банк и государственный бюджет - государство выполняет следующие функции:

Организует денежное обращение и регулирует денежные потоки;

Формирует условия или создает режим наибольшего благоприятствования для функционирования информационных систем, транспортных коммуникаций;

Предоставляет территории под рынки и рыночные сооружения;

Организует подготовку и переподготовку квалифицированных кадров и принимает участие в этом процессе;

Разрабатывает конъюнктурные прогнозы и создает программы развития рыночной экономики.

Кроме того, государство осуществляет контроль за деятельностью всех структурных звеньев рыночной инфраструктуры и содействует повышению эффективности их работы.

Таким образом, основными направлениями вмешательства государства являются формирование правовой и институциональной рыночной среды, экономического, предпринимательского и инвестиционного климата, а также организация, поддержка и контроль деятельности рыночной инфраструктуры.

Государство также решает проблемы, связанные с побочными (внешними) эффектами, которые рынок не учитывает. Решая проблемы внешних эффектов, государство использует индивидуальные соглашения, прямое государственное вмешательство, интернализацию внешних эффектов, формирует рынок прав на побочные эффекты. В случае с проблемой загрязнения окружающей среды, правительство может установить нормы загрязнения (с которыми природа сама справится) и продавать право на загрязнение хозяйственным субъектам. Это стимулирует покупателей применять очистные сооружения, задумываться об охране окружающей среды, а также позволяет направлять доходы от продажи прав на природоохранные мероприятия. Путем прямого вмешательства государство может запретить определенный вид производства, опасный для окружающей среды, или потребовать определенного поведения данного вида производства. Интернализовывая внешние эффекты, государство побуждает индивидов учитывать результаты своей хозяйственной деятельности. Государство может облагать дополнительными налогами деятельность, приводящую к отрицательному внешнему эффекту, и субсидировать деятельность, приводящую к положительному внешнему эффекту.

Вмешательство государства в рыночную экономику оправдано и необходимо.

Введение

1. Государственное регулирование рыночной экономики

1.1 Необходимость вмешательства государства в экономику

1.2 Цели, направления и методы государственного регулирования экономики

2. Кредитно-денежная политика как функция государственного регулирования экономики

2.1 Основные направления кредитно-денежной политики

2.2 Кредитно-денежная политика России

Заключение

Список используемой литературы


ВВЕДЕНИЕ

Во второй половине XX в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что наибольшая эффективность достигается в условиях конкурентного рыночного механизма. Поэтому государство ставит своей целью не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования, обеспечивая высокий уровень конкуренции. Конкуренция должна быть везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо. Большинство экономистов сходится в понимании того, что «невидимая рука рынка» обязана дополняться «видимой рукой государства».

Недооценка экономической роли государства, отстранение его от хозяйственной жизни общества, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики в нашей стране, порождают негативные последствия. Мировая практика показала, что нет и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства, которая состоит в поддержании экономической стабильности и макроэкономического равновесия, в принятии мер по сглаживанию циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего, государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики.

Государственное регулирование рыночной экономики можно условно подразделить на две формы: прямое воздействие на экономику (путем участия государства в смешанной рыночной экономике в качестве субъекта) и косвенное, опосредованное, когда государство воздействует на воспроизводственный процесс путем использования финансового механизма. Основными финансовыми методами косвенного влияния государства на рыночный механизм являются бюджетные, налоговые, кредитные, социальные инструменты.

Актуальность темы подчеркивает тот факт, что для современной России особо важное значение имеет отработка принципов построения кредитной системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Кредитная система тесно связана с производством, торговлей, потреблением, в т.ч. личным. Через нее идет распределение и перераспределение денежных ресурсов. Поэтому кредитная система становится фактором экономического роста.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Необходимость вмешательства государства в экономику

Вмешательство государства в воспроизводственный процесс было характерно для всех этапов развития рынка. На более ранних стадиях оно было минимальным и сводилось к обеспечению финансового контроля за выявлением и учетом государственных доходов; контроля за расходованием бюджетных средств; охраны правопорядка и занятости; нормативных отношений с другими государствами; организации национальной обороны и т.п. Однако по мере развития рынка появляется свойственная ему тенденция к монополизации. Ничем не ограниченное рыночное распределение приводит к резкой дифференциации доходов и росту безработицы. Происходящие процессы не устраивают большинство населения и чреваты серьезными социальными конфликтами. Постепенно приходит осознание того, что надежда только на рыночную самонастройку может поставить под вопрос само существование экономической системы.

М.Фридмен считал: «Экономическая свобода необходима, но недостаточна для политической свободы, которая в свою очередь нужна для обеспечения свободы экономического выбора». Поэтому сегодня государство является необходимым и весомым субъектом любой экономики. Значительная роль отводится государству даже в странах, традиционно ориентированных на свободный рынок

Теоретическое осознание роли государства в рыночной экономике связано с именем английского экономиста Дж.М.Кейнса. Он, обращаясь к проблеме свободного выбора: «Потеря возможности выбора является величайшей из всех потерь в гомогенном или тоталитарном государстве», доказал невозможность самоисцеления экономики в период спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, содействовать ее дальнейшей стабилизации. Позиции Кейнса противостоят приверженцы старых принципов - неоконсерваторы. Они выступают за невмешательство государства в хозяйственную деятельность частных фирм и утверждают, что система цен представляет собой механизм, способный обеспечивать общую сбалансированность хозяйства без управления из центра. Как полагают неоконсерваторы, именно нормальный рыночный механизм в силах эффективно регулировать национальную экономику. Так, австрийский экономист Хайек отмечал, что государство должно выполнять лишь роль «ночного сторожа», не вмешиваясь в экономические процессы; оно призвано лишь охранять частную собственность и свободу основанных на ней отношений, создавать и обеспечивать для них необходимые правовые рамки. Государство, так же, как и рынок, имеет свои «провалы», т.е. государственные органы порой принимают такие экономические решения, которые не являются оптимальными и желательными с точки зрения интересов общества. Обе представленные модели регулирования национального хозяйства являются асимметричными. Критическое их сопоставление доказывает неполноценность как исключительно рыночного, так и только государственного хозяйственного механизма. Вместе с тем, что отсутствует в одном механизме, в достаточной мере имеется в другом. Поэтому в целях улучшения управления национальным хозяйством разумнее применять смешанный тип управления, где органически соединяются достоинства обоих хозяйственных механизмов.

Таким образом, эффективность национальной экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов. Обе стороны - рынок и государство - существенны. По выражению П.Самуэльсона: «управлять экономикой в отсутствие того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой». Во всех высокоразвитых странах наблюдаются общие основы смешанного типа управления. Границы смешанной системы управления определяются двумя крайними регуляторами: минимальным - стихийно саморегулирующимся рынком, и максимальным - строго централизованным планово-государственным управлением. Между тем в разных странах имеются свои варианты, различающиеся по: сферам действия рынка и государства; функциям государственного управления; формам и методам государственного вмешательства. Нельзя абсолютизировать роль рынка, недооценивая роль государства. Вместе с тем нельзя преувеличивать и возможности современного государства, не признавая роль рыночных саморегуляции и стимулирования. Разумный синтез государственного регулирования и механизма рынка позволяет решать основные социально-экономические проблемы современного общества. Если государство пытается делать больше, чем ему отведено рыночной экономикой, то происходят губительные деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда становится необходимым избавить экономику от чрезмерной государственной активности и провести разгосударствление.

Центральный вопрос государства - проблема разработки стратегии социально-экономического развития страны с четким определением конечных целей, приоритетов и этапов. Государство инициирует разработку такой стратегии и несет ответственность за ее направленность и реализацию. Не менее важной функцией является стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной, фискальной и структурной политики государство пытается поддержать нормальное функционирование рыночного механизма, сгладить циклические колебания, преодолеть следствия экономических кризисов, приводящих к резким отклонениям от макроэкономического равновесия, снизить инфляцию, обеспечить условия долгосрочного экономического роста. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки.

Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения, в ней неизбежна вынужденная безработица (естественным считается ее уровень до 6%). Безработица - не только серьезная социальная проблема, но и недопроизведенный ВНП, снижение потребительского спроса и налоговых поступлений, рост расходов государства на пособия. Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, создавая соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.

В сферу деятельности государства входит и регулирование цен. Значение данной функции велико, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь цены активно влияют на структуру хозяйства, на инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты и социальную атмосферу. Поэтому государство обязано проводить эффективную политику ценообразования. Например, в любой стране имеются товары и услуги, цены на которые определяются государством: тарифы на железнодорожные перевозки, электроэнергию и др. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социально значимых товаров, устанавливает так называемые лимитные цены, определяя только их верхние границы.

Фундаментальной характеристикой рынка является конкуренция. Конкурентная среда внутренне неустойчива и нуждается в защите со стороны государства. Оно должно бороться с монополизацией рынка и добиваться создания для производителей условий благоприятной конкурентной среды. Через регулирование инвестиций государство воздействует на темпы и пропорции общественного производства, используя финансовый и денежно-кредитный механизмы. Инвестиции осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных вложений, которые стимулируются с помощью налоговых льгот.

Но в современном мире функции государства гораздо шире. С развитием общества, изменениями в структуре общественного производства, актуализацией отдельных сфер общественной жизни возрастает роль государства в регулировании социальных процессов: установление минимальных ставок оплаты труда; защита среды обитания; развитие инфраструктуры; продолжительность рабочего дня; определение прожиточного минимума; уменьшение неоправданной дифференциации в доходах; установление пособий по безработице; выплаты различных видов пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и т.д.

К исключительной прерогативе государства относятся высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно является. Государство обязано соблюдать баланс общественных интересов, социальной стабильности и защищать национальные интересы путем организации контроля за национальными ресурсами при проведении внутренней и внешней политики.

Таким образом: масштабы вмешательства в экономику зависят от многих факторов как экономического порядка (уровень экономического развития и экономической активности), так и национальной специфики (традиционная роль государства в обществе, социальный менталитет). Точно определить приемлемость того или другого невозможно. С уверенностью можно сказать, что вмешательство государства в рыночное хозяйство должно быть экономически оправдано и допустимо в таких масштабах, которые способствуют повышению экономической эффективности. В любом случае государственное вмешательство в хозяйственную жизнь должно быть ограничено, поэтому одна из основных задач рыночной экономики - добиться оптимума в соотношении государственного вмешательства и рыночной стихии. Перекос в ту или иную сторону неизбежно приводит к негативным результатам. Всякая эйфория рынка также недопустима, как и тотальное огосударствление хозяйства. Поэтому поиск оптимальных пределов участия государства в рыночной экономике - проблема не национальная, а общемировая.


Похожая информация.


В последние два десятилетия религиозное мировоззрение в Японии тесно смыкается с экологическим движением. В 80-е годы, особенно во второй половине, Япония сумела во многом разрядить грозившую стать драматичной экологическую ситуацию, причем главным образом за счет изменения самой структуры производства , выбора лидирующих отраслей. Экологическое движение в Японии, хотя по степени вовлечения масс и уступало западноевропейскому, достигло достаточно больших масштабов. И хотя пикеты "зеленых", выстраивались у ворот предприятий, а профсоюзы вели печальную статистику заболеваний, возникших не без воздействия атмосферы производственных цехов, главным было все-таки вмешательство государства и осознание самими промышленными кругами, что достигнут предел, за которым уже само производство лишается необходимых условий своего продолжения. Но, если попытаться подвести некоторые психологические итоги экологического движения в Японии, то  


Вмешательство государства в функционирование рынка , реализуемое через социально-экономическую , валютно-финансовую, структурно-инвестиционную и научно-техническую политику , с целью перспективного воздействия на развитие общественного производства и решения социальных проблем посредством различных рычагов (целевых программ с ресурсным обеспечением , налогов и таможенных тарифов , госзаказов, субсидий, кредитов, гарантий, информационно-маркетингового обеспечения).  

Вмешательство государства в рыночное ценообразование в целях перераспределения прибыли между группами предпринимателей.  

Все сегменты этого рынка взаимосвязаны, а ведущую роль в их взаимной связи играет рынок информационно -коммуникативных технологий. Однако для того, чтобы быть эффективным, он должен быть высоко конкурентным. Для роста конкурентности информационного рынка очень важна либерализация рынка телекоммуникаций, особенно в странах, где господствуют государственные компании-монополисты. Либерализация этого рынка, которая не может осуществиться спонтанно и требует вмешательства государства, способна сэкономить огромные средства за счет более низких тарифов, лучшего сервиса и более производительных технологий.  

РЕШИТЕЛЬНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА В ПРОЦЕСС РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ . Руководство службой маркетинга должно держать в поле зрения все эти проблемы, чтобы иметь возможность получать необходимые для деятельности фирмы природные ресурсы , не нанося при этом вреда окружающей среде . В этом смысле предпринимательская деятельность наверняка окажется под сильным контролем как со стороны государственных органов , так и со стороны влиятельных групп общественности . Вместо того чтобы противиться всем формам регулирования, бизнес должен участвовать в поисках приемлемых решений стоящих перед страной проблем снабжения материальными ресурсами и энергией.  

Вмешательство государства обычно ведет к полным убыткам. Даже если благосостояние потребителей и производителей равнозначно, правительственная политика, перераспределяющая благосостояние между группами населения, влечет полные чистые убытки. В некоторых случаях эти убытки будут невелики, но в ряде случаев (производственные квоты, поддержание твердых цен, например) значительны. Полные убытки представляют собой форму экономической неэффективности, которую надо принимать в расчет при планировании и осуществлении политики правительства.  

Наконец, для третьей группы стран (в особенности для Франции и Италии) характерны попытки создать и укрепить позиции национальных нефтяных компаний в противовес англосаксонским. В данной группе уже задолго до энергетического кризиса 1973-1974 гг. осуществлялось в систему импортного нефтеснабжения национальной экономики и повышенный контроль за деятельностью иностранных нефтяных концернов. Однако причина этого крылась не в кризисе неоколониалистской системы нефтеснабжения, который мы исследуем-в настоящей работе, а в обострении межимпериалистических противоречий - противоречий французской и итальянской монополистической буржуазии с монополистической буржуазией США.  

Регулирование цен на газ, протесты против действий, наносящих ущерб окружающей среде , вмешательство государства в деятельность нефтедобывающей промышленности и истощение запасов нефти и газа в стране - все это способствовало тому, что Соединенные Штаты Америки впервые столкнулись с фактической нехваткой энергоносителей, необходимостью отключать электроэнергию, вводить систему обязательного распределения энергоресурсов правительством, с серьезными местными неурядицами из-за топливного дефицита. В обстановке, когда к началу 70-х годов на горизонте уже маячила нехватка нефтеперерабатывающих мощностей, колебания правительства в вопросе о том, следует ли отказаться от системы квот, введение в 1972 г. контроля над ценами на нефть и протесты против строительства новых нефтеперерабатывающих предприятий по соображениям охраны окружающей среды резко усугубили создавшееся положение и способствовали тому, что в течение двух лет проблемы снабжения бензином, нефтепродуктами для отопления и мазутом оставались нерешенными.  

ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ - концепция, автором которой считается американский экономист Джон К. Гэлбрейт. Капиталистическое общество в силу значительного роста технологических преобразований, экон. развития, организации управления предприятиями способно обеспечить для всех своих членов относительно высокий уровень, стандарт жизни. Опираясь на теорию Д.М. Кейнса, обосновавшего необходимость активного вмешательства государства в экон. жизнь общества, идеологи концепции Г.в.б. делают упор на смешанную экономику , сочетание частного и гос. секторов.  

В подобных ситуациях необходимо рассмотрение влияния других факторов , а также использование государственного регулирования экономики налоги, прямое вмешательство государства в управление предприятиями,  

Рынок, как саморегулирующаяся система воспроизводства, располагает необходимыми средствами для выравнивания сложившихся диспропорций, достижения общего равновесного состояния экономики . Однако, кризисные явления в экономике региона, наличие ресурсной и технологической несбалансированности обуславливают необходимость вмешательства государства в  

Максимальная свобода субъектов рынка, ограничивающая их от вмешательства государства  

Вышеизложенное позволяет определить основные направления усиления государственного воздействия на организацию оплаты труда в стране. Во-первых, активное блокирующее вмешательство государства в процесс дальнейшего снижения покупательной способности заработной платы . Для этого требуется принятие и строгое обеспечение исполнения пакета правовых актов Закон об индексации средней заработной платы федеральное правительственное постановление об обязательной выплате начисленной работникам заработной платы деньгами или натурой на основе мобилизации всех активов предприятия, включая обязанность работодателя получить на эти цели кредит банка федеральное правительственное постановление о покрытии задолженности по зарплате продукцией предприятия или полученной в порядке бартера продукций по пониженным ценам . Размер их понижения определяется в коллективном договоре на уровне не менее 5% (ныне работе-  

Рождаемость - процесс, менее других поддающийся социальному регулированию . Предпринимавшиеся в истории попытки вмешательства государства в этот процесс ради сохранения чистоты расы были возможны только в тоталитарных обществах. Прежде чем пытаться повысить рождаемость, надо сначала сократить потери, уже родившихся, хотя бы те 7% нежелательных для рожениц детей.  

Наша важнейшая задача - научиться использовать инструменты государства для обеспечения свободы - свободы личности , предпринимательства, свободы развития институтов гражданского общества . Пока же следует подчеркнуть, что этот процесс носит противоречивый характер. С одной стороны, чрезмерное вмешательство государства в те сферы, где его не должно быть, с другой - в отсутствии там, где оно необходимо. Сейчас участие государства излишне в собственности, предпринимательстве, потреблении отчасти. И наоборот, государство остается пассивным в создании единого рыночного экономического пространства страны, обязательном исполнении законов, защите прав собственности.  

Ползучую экспроприацию можно определить как медленное постепенное вторжение в сферы права собственности , что уменьшает ценность инвестиции. Правовой титул на собственность остается у инвестора, но права инвестора на использование собственности ограничиваются в результате вмешательства государства.  

Кризис Бреттонвудской системы обнажил противоречия между неокейнсианцами и неоклассиками, которые обвиняли их в неспособности справиться с экономическими и валютными кризисами , инфляцией, предлагая взамен ослабить вмешательство государства в экономику, ограничиться в основном рыночным регулированием. Сторонники монетаризма отдают предпочтение свободно колеблющимся курсам валют.  

Последователи этой концепции признают ее уязвимость. Например, американский экономист Г. Джонсон пришел к выводу, что реакция платежного баланса на изменения валютного курса оказывается медленной, а свободно колеблющиеся валютные курсы не могут ослабить спекулятивные потоки капиталов. По мнению Дж. Вайнера, даже в мире свободных рыночных цен невозможно представить рынок иностранных валют, в деятельность которого государство не вмешивается прямо или косвенно. Полностью свободно колеблющиеся курсы являются, вероятно, недостижимой вещью, если определять их точно 2. Тем самым признается неизбежность вмешательства государства в валютные отношения. Нестабильность плавающих валютных курсов подрывает уверенность экономических агентов . Поэтому на практике предпочтение отдано режиму регулируемых плавающих валютных курсов . Совещания семерки ведущих стран подтвердили этот принцип. Введено понятие пределов колебаний курсов. Биржевой кризис 1987 г. вновь (как и в середине 70-х годов) выявил необходимость коллективной валютной интервенции США, ФРГ, Японии для стабилизации доллара и других ведущих валют.  

Вмешательство государства в сферу международных расчетов проявляется в периодическом использовании валютных клирингов - соглашений между правительством двух и более стран об обязательном взаимном зачете международных требований и обязательств. Валютный клиринг отличается от внутреннего межбанковского клиринга. Во-первых, зачеты по внутреннему клирингу между банками производятся в добровольном порядке, а по валютному клирингу - в обязательном при наличии клирингового соглашения между странами экспортеры и импортеры не имеют права уклоняться от расчетов по клирингу. Во-вторых, по внутреннему клирингу сальдо зачета немедленно превращается в деньги, а при валютном клиринге возникает проблема погашения сальдо.  

Регулирование экономики - целенаправленное изменение темпов развития народного хозяйства и отдельных его структурных подразделений на основе перераспределения финансовых ресурсов . Регулирование экономики осуществляется в двух формах - саморегулирование и государственное регулирование . Первая характеризуется такими методами формирования финансовой базы в разных звеньях общественного производства, которые вырабатывают и используют сами субъекты хозяйствования. Вторая форма отражает вмешательство государства в процесс развития общественного производства через различные экономические инструменты, в том числе через финансовые рычаги . Регулирующие доходы - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты на предстоящий финансовый год.  

Неэффективность рынка в сфере образования показывает, что вмешательство государства в этот сектор экономики закономерно. Прежде всего это проявляется в формировании государственного заказа на подготовку специалистов для социально-значимых сфер деятельности.  

накопления капитала . Основная идея этого течения выражалась в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь.  

Это были годы раннего меркантилизма, открывшего эпоху первоначального накопления капитала . Основная идея этого течения выражалась в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь, а его главным элементом являлась система активного торгового баланса , подразумевавшего поощрение, в том числе и за счет мощной протекционистской политики и строгой таможенной охраны, вывоза товаров над ввозом.  

Континентальная (европейская) концепция (модель) учета основана на том, что степень вмешательства государства в учетную практику высока. Она предполагает применение всеми предприятиями государства единого плана счетов , одинаковых процедур отражения операций. Модель исходит из того, что бухгалтерская отчетность должна ориентироваться на удовлетворение информационных потребностей налоговых и иных государственных органов . В результате практика учета в одних странах существенно отличается от практики учета в других странах. Эта модель учета лежит в основе организации бухгалтерского учета в Германии, Австрии, других странах Европы, а также в Японии.  

Концепция Дж. М. Кейнса исходит из того, что высокие темпы развития экономики должны базироваться на расширении емкости рынка и связанном с ним увеличении массового потребления . Исходя из этого, вмешательство государства осуществляется по линии достижения эффективного спроса . В отличие от своих предшественников, считавших основой национального богатства одну лишь бережливость, Дж. М. Кейнс обосновал важную роль в достижении этой цели еще и предприимчивости. По его теории экономический рост зависит от наличия достаточных сбережений, но только в условиях полной занятости . В противном случае даже наличие достаточных сбережений не гарантирует роста производства, поскольку они в этом случае являются пассивным до-  

Несколько последних лет стали для авиакомпаний временем значительных потрясений, прежде всего по причине сокращения вмешательства государства в их деятельность. Согласно Алфреду Кану, бывшему руководителю Управления гражданской авиации , который проводил в жизнь новую политику государства в данной сфере До сокращения вмешательства основной составляющей успеха или провала авиакомпании вочень значительной мере была ее способность выбить льготы из правительства... Правительство распределяло очень ценные права, и компании, получившие их, приобретали некий защитный амортизатор. Кан считает, что новая политика оказывает  

По нашему убеждению, организации должны направлять часть своих ресурсов и усилий на пользу местных сообществ в которых функционируют предприятие и его подразделения, и общества в целом. Как указывает проф. Ли Престон, организации не могут длительное время работать ответственным образом, находясь в конфликте со своим окружением. Он утверждает далее, что для успешного управления организация должна уметь приспосабливаться и откликаться на проблемы, возникающие в социальной среде, чтобы сделать эту среду более благожелательной к организации. Наше мнение состоит в том, что расходы на социальную ответственность оправданы фактом совершенствования различных сегментов общества, а также улучшением отношения общественности к фирме. Это должно вести к повышению лояльности потребителей к производителям продукции, снижению уровня регулирующего вмешательства государства и общему улучшению состояния общества. Мы согласны, однако, с тем, что организации не должны заниматься сбором продуктов питания для аборигенов Паго-Паго, чтобы стать социально ответственными . Организации должны, скорее, анализировать собственные прямые действия и окружающую их среду и выбирать такие программы социальной ответственности, которые помогут этой среде в наибольшей мере.  

В США и большинстве других промышленно развитых стран рынки редко являются независимыми от вмешательства государства. Помимо введения налогов и предоставления субсидий, правительство часто регулирует рынки (даже рынки свободной конкуренции) рг1зличными способами. Здесь мы рассмотрим, как использовагь зависимости между предложением и спросом для анализа воздействия одной общераспространенной формы государственного регулирования контроля над ценами. Более детально эти вопросы рассматриваются в гл. 9.  

А между ними стояли нефтяные компании, которые радовались первому значительному увеличению рентабельности их операций за десять с лишним лет, но в то же время повсеместно подвергались нажиму. У них не было уверенности в том, чью нефть они фактически продают теперь, когда страны-производители требуют контроля задним числом. Они были дезориентированы в вопросе о ценах и об их движении в будущем, и их в равной степени ругали и производители, и потребители за роль посредника в создавшемся кризисе. Последняя попытка добиться разумных цен в ходе женевских переговоров со странами-производителями в начале октября 1973 г. привела к тому, что компании уклонились от своей традиционной роли, признав, что не в состоянии больше действовать в качестве силы, противостоящей требованиям производителей. Последняя попытка распределить запасы нефти зимой 1973/1974 г. вынудила компании признать, что они не обладают больше властью и ресурсами, которые позволили бы им эффективно выполнять такую задачу без полной и прямой поддержки со стороны правительств стран-потребителей. Промышленность, в течение 50 лет утверждавшая, что вмешательство государства может лишь повредить интересам потребителей, теперь заявляла, что без такого вмешательства она не сможет эффективно выполнять свою задачу. После трех лет непрерывных изменений и бесконечных переговоров об уступках в обстановке постоянных угроз и требований была снята седьмая завеса, за которой обнаружилась промышленность, лишившаяся своего традиционного могущества как буфера между производителями и потребителями и утратившая все атрибуты наднационального влияния и олигополи-стического контроля над рынком, которые, справедливо или нет, так долго ассоциировались с ней.   регулирование аграрного сектора

Перечисленные выше проблемы неизбежны в процессе развития концепций и стандартов, в процессе реконструирования или модификации социально формируемой деятельности. Отличие же от большинства предыдущих дискуссий в том, что впервые противоречия проявились открыто. Представляющие отчетность фирмы и крупнейшие бухгалтерские фирмы словно ополчились на организации, разрабатывающие стандарты в области учета и аудита. Еще не ясно, на чьей стороне правительство. Однако в любой системе, в которой стандарты поддерживаются законодательством, всегда можно ожидать вмешательства государства. Пользователи финансовой отчетности и общественность в целом, как представляется, не являются предметом первоочередной заботы ни тех, кто отчетность представляет , ни бухгалтеров.  

Смотреть страницы где упоминается термин Вмешательство государства

:                      Цены и ценообразование (1999) -- [

Рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства. Во-первых, это правильная организация денежного обращения.

Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и др. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику. (Общественные товары и внешние эффекты будут рассмотрены в данной главе ниже.)

Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.

Если обратиться к реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику. Обозначим эти сферы.

Перераспределение доходов. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие нетрудоспособные). Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны, но не могут найти рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят произ­водством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.

Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешаться в перераспределение доходов, ибо то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе. Страны с развитыми рыночными хозяйствами испытали острые социальные конфликты, им понадобилось немало времени, чтобы прийти к общественному согласию, осознанию различными социальными слоями абсолютной ценности права человека на жизнь.

В результате расширились экономические функции государства, активно включившегося в перераспределение доходов.

Занятость. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Заметим; что обеспечение указанного права не тождественно наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами. Выше отмечалось, что для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы. По ряду причин в рыночной экономике неизбежна безработица, что ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их.

Монополизм и инфляция - тяжелые "хронические болезни" рыночной экономики, которая нуждается в постоянно проводимой государством антимонопольной антиинфляционной профилактике.

Развитие фундаментальных научных исследований и связанных с ними крупных инвестиций с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. Здесь не обойтись без участия государства, которое стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс. Напротив, рынок эффективно работает при коммерческом освоении перспективных видов новой техники и технологии.

Государство проводит региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов.

Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.

Таковы в общих чертах верхние максимально допустимые пределы государственного вмешательства в рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества.

Если же государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, ведет фискальную налоговую политику, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради кого государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности.

Основными направлениями экономической деятельности государства являются следующие.

Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья администра­тивно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и многое другое.

Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.

Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложе­ния, банковской системы и др.

Мне кажется, что на этот вопрос нет однозначного ответа. С одной стороны, государство должно поддерживать такие «затратные», но необходимые отрасли экономики, как развитие малого бизнеса, развитие сельского хозяйства. А в сложившихся сейчас в России условиях, и развитие импортозамещающих отраслей. Государство имеет рычаги для «сглаживанию негативных эффектов» экономической активности рынка и сглаживание рисков в том случае, если происходит, например, спад какого-то необходимого производства.

По-моему, мнению, вмешательство государства в экономику страны необходимо, но оно должно выступать скорее быть регулятором, нежели управляющим. Например, не может быть одного производителя воды на всю страну, не может быть государственной монополии на производство одного продукта, не должны строиться крупные мега-магазины вблизи города, поскольку это создает проблемы для транспорта.Если же государство не поддерживает экономику, а управляет ей, то таким образом экономику страны можно назвать командной, к которой лучше прибегать в военное время. Ярким примером того, что командная экономика в мирное время может принести кризис и крах экономики страны в целом, является СССР. Многие аналитики выделяют командную экономику, как одну из причин распада СССР. Государство пыталось управлять народным хозяйством, что привело, к сожалению, во-первых, к застою производства и торговли, во-вторых, к развалу экономики и,следственно, политики. Экономика не справлялась с удовлетворением потребностей населения в следствии чего образовывается дефицит товаров. Более того, в СССР плановая экономика приводила к падению мотивации производителей и работников. Приход «теневой экономики» стал толчком для негативных последствий государственного вмешательства в экономику.

Еще одним примером может послужить современная Еврозона. Не все государства, входящие в Евросоюз, так же развиты, как например Франция и Германия. Экономическая ситуация в Греции и Италии, очень сложна – высокий уровень безработицы, урезанные социальные гарантии, рост цен. В виду жесткого контроля Европарламента, эти страны попали в кризисную ситуацию, из которой уже давно не могут выбраться. Строгость европейской политики выражалась в запрете торговли с определенными странами, или же запрете в производстве той продукции, которая приносила наибольший доход для этих стран.Однако, государство должно регулировать определенные аспекты экономики, например, отношения между предприятиями, защиту сельскохозяйственного производства, поддержку малого бизнеса и тому подобное. Такое поведение сможет улучшить экономическую ситуацию страну и усилить ее.

В заключении, я хочу сказать, что как регулятор государство должно вмешиваться в экономику, тем самым ее поддерживая. Но жесткий контроль может привести к краху и падению экономики страны. Государство должно сглаживать негативные эффекты экономики, и такая деятельность называется «государственным регулированием экономики». Она полезна, так как позволяет экономике развиваться без негативных последствий для общества. Пример:

В процессе производства предприятие загрязняет реку сбрасывая в нее отходы. Дальше по течению имеется поселение, зависимое от данной реки (напр. занятое рыболовством). Предприятие не станет очищать реку, если обратное не предусмотрено законом. Тогда и вступает государство в роли регулятора экономики – очищая эту реку или законодательно ограничивая выбросы отходов предприятиями.