Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Германское "экономическое чудо". Немецкое экономическое чудо

Вторая мировая война стала крупнейшей экономической катастрофой. В тяжелом экономическом положении оказались практически все страны-участницы. На общем фоне послевоенного состояния западноевропейских стран немецкая действительность выглядела особенно удручающей.

Разрушенные города, уничтоженные бомбежками или демонтированные заводы и фабрики, отброшенное на десятки лет назад аграрное производство, массовая безработица. Пустые полки магазинов, карточная система, сильнейшая спекуляция. Огромный государственный долг, масса денег в обращении, не имеющая товарного покрытия. Полный хаос царил и в организации хозяйственной жизни страны. Западные оккупационные власти вынуждены были завозить продукты питания и самые необходимые предметы потребления.

Для оздоровления экономики Германии явно требовались решительные меры, которые были реализованы по замыслу и под руководством Л.Эрхарда. Его концепция получила название "социального рыночного хозяйства", под которым понималось:

Приоритет в экономической политике государства делался на установление форм и правил действия хозяйствующих субъектов (рамочное регулирование);

Нацеленность создаваемых форм и правил на обеспечение свободного конкурентного порядка и открытости рынков, стимулирование хозяйственной инициативы максимального числа частных лиц;

Преодоление консервативной структуры потребления, создание условий для выравнивания платежеспособности всех слоев населения.

Л. Эрхард начал с денежной реформы, заменив рейхсмарки новыми дойчмарками и изъяв практически за день огромную массу необепеченных денег. Далее последовала реформа цен - отменялось административное распределение ресурсов и контроль над ценами, над заработной платой. Одновременно

создавались условия для восстановления производства. Центральный банк выделил инвестиционные кредиты, снизил обязательные резервы для коммерческих банков. Важную роль в возрождении промышленности, как и после Первой мировой войны, сыграла помощь, полученная Германией по плану Маршалла. Необходимо отметить, что восстановление промышленности происходило на основе новой технологической базы. Кроме денежно-кредитной политики государство использовало также и политику расходов - оно дотировало производство важнейших продуктов питания, жилищное строительство. Восстановление хозяйства происходило очень быстро - уже к 1954г. был вдвое превышен уровень производства 1936г., при этом отмечался рост благосостояния всех слоев населения. Такое стремительное возрождение экономики Германии после Второй мировой войны получило название "немецкого чуда".

Еще по теме "Немецкое экономическое чудо":

  1. 16.1. "Экономическое чудо XX века" - немецкая модель управления
  2. ГЛАВА 13 Чудо св. Пантелеймона о «русском короле Харальде»: монастырь св. Пантелеймона в Кёльне и семейство Мстислава Великого (конец XI - начало XII века)
  3. Выявление экономических законов и новых тенденций в социально-экономическом развитии общества - главное предназначение экономической науки

Хозяйственные реформы Л. Эрхарда и германское «экономическое чудо» (1950-1960-е годы).

И все же интересы оздоровления немецкой экономики требовали более решительных мер. В стране шла яростная полемика по поводу концепции экономического возрождения между сторонниками чистого экономического либерализма и приверженцами сильного государственного регулирования. В конце концов, в основу новой экономической политики были положены идеи так называемого ордолиберализма, разработанные такими учеными как В.Ойкен и В.Репке, и идеи социально-рыночной экономики, которые выдвигал А.Мюллер-Арман. Таким образом, Управление хозяйства объединенных западных зон оккупации, которое возглавлял профессор Людвиг Эрхард , стало воплощать в жизнь, в качестве альтернативы тотальной экономике фашизма, экономическую систему под названием социальное рыночное хозяйство.

Основой экономических преобразований, считал Л. Эрхард, является сочетание свободной частной инициативы и конкуренции с обязательным активным участием государства в хозяйственной жизни. В социальной рыночной экономике государство должно выступать не в классической роли «ночного сторожа», а быть «конституирующей», «управляющей» и «регулирующей» силой, непременно ориентированной на формирование либеральных ценностей в экономике. Л. Эрхард был уверен, что социальная рыночная экономика должна основываться на частной собственности, низких налогах, свободных ценах, антитрестовском законодательстве, льготах для свободного частного инвестирования и прочих элементах, которые создавали бы в Германии перспективы экономической свободы при надежной государственной защите от внешней конкуренции.

В 1948 году Л. Эрхард, пользуясь поддержкой военной администрации, начал проводить радикальные хозяйственные реформы, полностью соответствовавшие системе социальной рыночной экономики и включавшие в себя денежную реформу, переход к свободным ценам и возрождение свободного предпринимательства.

Первой ступенью к новой экономической системе стала денежная реформа, целью которой было избавление от избыточного «денежного навеса» и создание твердой валюты. Эта реформа была, пожалуй, самой непопулярной и даже довольно жесткой среди всех мероприятий, проведенных Л. Эрхардом. В ночь на 21 июня 1948 года оккупационная администрация объявила о том, что отныне рейхсмарки становятся недействительными и прекращают хождение в западных зонах Германии. Вместо них были введены новые деньги - дойчмарки. Каждый житель страны получил по 40 новых марок, а потом к ним добавили еще по 20; пенсии, заработная и квартирная плата подлежали пересчету в новых марках в соотношении 1:1. Половину наличных денег и сбережений можно было обменять по курсу 1:10. Вторая половина была временно «заморожена», позже эти деньги было разрешено обменять по курсу 1:20.

Основная часть денежных обязательств предприятий пересчитывалась в соотношении 1:10. Промышленные предприятия получили наличные деньги для выплаты первой заработной платы, а в дальнейшем они должны были рассчитывать только на свою коммерческую и хозяйственную деятельность. Все прежние обязательства банков и учреждений бывшего рейха в основном аннулировались. Был создан новый эмиссионный банк - Банк немецких земель, который регулировал свои отношения с частными банками на основе утвержденного устава. Таким образом, Л. Эрхард фактически за один день избавил Германию от огромной массы обесцененных денег, что позволило достаточно быстро покончить с инфляцией.

24 июня, когда был опубликован закон о принципах хозяйственной структуры и политике цен, означавший на практике, что цены отпущены на свободу, начался второй этап реформ - переход к свободным рыночным ценам. На основе данного закона администрация Л. Эрхарда получила право отменять сотни всяческих документов и предписаний, которые жестко регулировали хозяйственную жизнь. Отныне упразднялись административное распределение ресурсов, контроль над ценами, регулирование заработной платы, введенные еще до войны.

Отмена государственного регулирования шла постепенно, хотя и весьма быстрыми темпами, даже несмотря на определенное недовольство со стороны оккупационных властей, опасавшихся слишком поспешного перехода Германии к рыночной экономике, тем более что в этот период в Англии и во Франции происходили процессы усиления государственного присутствия в экономике, а в правительствах преобладали сторонники социал-демократических настроений.

В это же время в Германии был принят закон против произвольного завышения цен, который позволял сохранить стабильность валюты и избежать роста инфляции. В стране периодически публиковались каталоги так называемых уместных цен, приспособленных к реальной покупательной способности населения. По словам Л. Эрхарда, покупатель снова стал «королем», определявшим лицо рынка.

Третьим направлением реформ было возрождение свободного предпринимательства. Именно эту цель преследовали кредитная и налоговая политика, антимонопольные и антикартельные указы и пр. При этом Л. Эрхард настаивал не только на надзоре за монополистическими союзами, но и на их запрете, если они начинали душить свободную конкуренцию.

В этот период в Германии велись длительные дискуссии по поводу определения границ власти монополий. В конце концов возобладала точка зрения, согласно которой в стране должен действовать закон, не допускающий злоупотреблений со стороны крупных компаний, стремившихся монополизировать производство и реализацию продукции. Для того чтобы не создавать препятствий развитию конкуренции, доля продукции одной корпорации не должна была превышать трети объема рынка данной продукции, двух-трех объединений - половины, четырех-пяти -двухтретей. В результате с середины 1960-х годов главным субъектом социальной рыночной экономики стал мелкий и средний бизнес, который был объявлен «основой благосостояния для всех» и постепенно занял преобладающее место в экономике Германии.

Следует отметить, что реформы Л. Эрхарда вызвали ожесточенное противодействие со стороны представителей различных слоев общества, и прежде всего тех, кто разделял левосоциалистические идеи, а также профсоюзных лидеров, руководящего звена корпораций и пр. В парламенте предложения Л. Эрхарда также встретили без восторга. Некоторые депутаты бундестага даже требовали лишить его заработной платы (дескать, министр экономики ее еще не заработал), объявляли его врагом немецкой нации и т.п.

Тем не менее правильность политики правительства очень скоро была подтверждена на практике. Буквально на глазах исчез «черный рынок», поскольку производство товаров массового спроса за два года увеличилось вдвое. Вместо поиска продуктов люди стали заниматься их производством. В стране почти не ощущалась инфляция. Окрепла новая валюта - дойчмарка. Цены выросли не в два-три раза, как все опасались, а лишь на несколько процентов. Примерно в той же пропорции увеличилась и средняя заработная плата. К концу 1949 года валовой объем промышленного производства приблизился к уровню 1936 года, а в конце 1950 года превысил его на 14,4%.

Экономическое возрождение Германии можно условно разделить на несколько этапов. Первый из них (1948-1949 гг.) проходил под знаком денежной (валютной) и ценовой реформ, повышения реальной заработной платы с учетом роста производительности труда и объемов производства. Периодом наибольшей напряженности можно назвать второй этап, который пришелся на 1950 год. В 1951 году весьма отчетливо наметился перелом в сторону успешного преодоления послевоенных трудностей, что ознаменовало окончание второго этапа. В 1952 году прекратился рост цен и начался третий этап развития социального рыночного хозяйства, в течение которого новая экономическая система проходила проверку на прочность и пригодность.

Во время четвертого этапа (1953-1954 гг.) удалось добиться наибольших результатов. Прежде всего увеличился объем промышленного производства: его ежегодный прирост составлял в среднем 10-15%. Одновременно повышались производительность труда и реальная заработная плата, стабилизировались цены, а потом они даже начали снижаться. В 1953 году наметился резкий поворот в сторону производства товаров массового спроса, в стране возросли объемы жилищного строительства, что позволило начать решение жилищной проблемы для миллионов граждан, оставшихся после войны без крова. По словам Л. Эрхарда, 1953 год стал по праву «годом потребителя», а общество успешно продолжало продвигаться к «благосостоянию для всех».

В 1954 году произошел переход к пятому этапу" развития рыночного хозяйства - этапу высокой конъюнктуры. За 1953-1956 гг. объемы промышленного производства увеличились на 39%. Но столь быстрое развитие производственных мощностей повлекло за собой опасный «перегрев» экономики, и правительство было вынуждено принять некоторые меры по его «приглушению», что привело к известному сокращению темпов прироста промышленного производства.

В середине 1950-х годов Германия вышла на второе место в мире после США по объему золотовалютных запасов, что подтверждало не только эффективность выбранной хозяйственной системы, но и высокую работоспособность всех слоев немецкого общества. В этот период ФРГ по объему промышленного производства занимала третье место после США и Англии, а по некоторым показателям она обгоняла Англию.

Значительное влияние на развитие германской экономики оказала войнав Корее{ 1950-1953 гг.). На многих предприятиях были размещены военные заказы для воюющих стран (особенно США). Немецкие машины и оборудование нашли выход на внешние рынки. Только за один 1950 год стоимость экспорта стала превышать стоимость импорта, а в 1955 году положительное сальдо торгового баланса составило 1,2 млрд марок.

Немаловажным фактором быстрого экономического роста являлось и то, что Германия до 1955 года не могла иметь собственные вооруженные силы. Это означало, что страна не несла почти никакого бремени собственных военных расходов, в то время как США, Англия и другие промышленно развитые страны направляли немалую часть своего ВВП на содержание армии и производство вооружения.

Весьма высокие показатели демонстрировала социальная сфера. Именно в 1950-х годах в Германии практически не было безработицы. Рабочая неделя была сокращена с 52 до 46 часов, а заработная плата превысила довоенный уровень. В этот период сложилась ситуация, когда внутренний рынок труда стал испытывать острую нехватку работников, особенно на тех рабочих местах, где не требовалась высокая квалификация, и где не соглашались работать немцы. В начале 1960-х годов Германия стала приглашать «гастарбайтеров», т.е. рабочих- иностранцев из Греции, Югославии, Италии, Турции. Позже, в конце 1980-х годов в Германию начали прибывать иммигранты из числа этнических немцев из СССР, Польши и других стран. К середине 1990-х годов количество иммигрантов составляло 6,5 млн человек, или более 8% общей численности населения.

Большие изменения произошли в сельском хозяйстве. В 1947- 1949 годах под давлением оккупационных властей была проведена аграрная реформа. Был принят закон о земельной собственности, по которому предполагалось провести перераспределение земель, входивших в юнкерские хозяйства. Основная часть земельных угодий перешла в руки средних и мелких собственников.

В середине 1950-х годов Германия вступила в полосу стабильного экономического подъема, продолжавшегося на протяжении целого десятилетия и получившего широко распространенное название «немецкого экономического чуда» . Эти годы отмечены бурными темпами научно-технического прогресса, который превратился в решающий фактор экономического роста Германии.

Развитию научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок правительство уделяло самое пристальное внимание.

В течение 1960-х годов совокупные расходы на эти цели увеличились в 5,2 раза. Причем значительную часть инвестиций составляли иностранные капиталы, прежде всего американские и английские. В этот период началась реструктуризация промышленного производства, в ходе которой почти в два раза сократилась доля добывающих отраслей, главным образом угледобывающей. Это происходило по следующей схеме: правительство создавало специальные фонды, и из них за каждую недопроизведенную тонну угля (по сравнению с предыдущим периодом) выплачивалась премия в размере 27,5 марки, в результате чего в середине 1960-х годов производство угля в Германии сократилось на 15 млн т. Одновременно за каждую тонну добытой нефти начислялась премия, покрывавшая разницу между рыночной ценой и стоимостью ее добычи в стране. С другой стороны, началось быстрое развитие отраслей, ориентированных на экспорт: химической, нефтеперерабатывающей, автомобильной, электротехнической, авиационной, ракетно-космической и др.

Большое влияние на экономическое развитие Германии оказала европейская интеграция, в которой страна принимала самое активное участие с середины 1950-х годов. Сначала Германия была в числе главных учредителей Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), а в 1957 году - Европейского экономического сообщества (ЕЭС).

Снятие некоторых таможенных барьеров между участниками западноевропейских группировок, заметное облегчение передвижения по Европе капиталов, рабочей силы и готовой продукции, усиление кооперационных связей между предприятиями стран - членов «Общего рынка» - все это в немалой степени способствовало расширению экономических связей ФРГ с другими странами и влияло на ускорение экономического роста.

В 1950-1960-х годах возобновился приостановленный в послевоенные годы процесс концентрации производства, уровень которой постепенно превысил довоенный . В стране стали восстанавливаться старые и возникать новые группировки, во главе которых по-прежнему стояли компании Круппа, Флика, Тиссена, Маннесмана и др. К началу 1970-х годов до 76% производства алюминия и добычи каменного угля контролировались одной фирмой соответствующей отрасли. Почти 100% авиационной промышленности и 60% химической находились в руках трех крупнейших концернов, практически весь объем выпускаемых автомобилей приходился на 5 производителей. Большую активность проявляли немецкие фирмы при формировании транснациональных корпораций. Аналогичные процессы происходили и в банковской сфере: в 1957 году были восстановлены Дойче банк и Дрезднер банк, а в 1958-м - Коммерцбанк.

Наряду с этим в стране наблюдались и иные процессы. В 1952 году один из крупнейших германских концернов «И.Г. Фарбениндустри» разделился на три фирмы - БАСФ, «Байер» и «Хехст», которые были основаны еще в 1863-1865 гг. идо 1925 года были самостоятельными. Одновременно крупные корпорации стали настойчиво искать пути для кооперации с мелкими и средними фирмами, что придавало немецкой экономике гибкость и высокую эффективность.

  • Людвиг Эрхард (1897-1977 гг.) в 1945-1946 гг. был министром хозяйстваБаварии, в 1947 году - профессором Мюнхенского университета. Весной 1948 г.Л. Эрхард стал директором Управления хозяйства объединенных западных зоноккупации и в этой должности провел свои реформы. В сентябре 1949 г. он былназначен министром народного хозяйства ФРГ, а в 1957 г. - заместителем канцлера Конрада Аденауэра, после смерти которого в 1963 г. стал федеральнымканцлером Германии и оставался им до конца 1966 г.
  • Но «немецкое чудо» - это не только экономика. Как писал Л. Эрхард в предисловии к своей книге «Благосостояние для всех», главное чудо заключалосьв том, что, пройдя через послевоенные реформы, немецкий народ вышел из нихновой нацией - свободной, доброжелательной и жизнерадостной.
  • По решению Потсдамской (Берлинской) конференции сразу после войныбыли разукрупнены такие гиганты германской индустрии, как «А.Г. Маннесман»,«Стальной трест» и др., а также наиболее значительные немецкие банки.

Немецкое «экономическое чудо»

Бесспорной заслугой эры «христианских демократов» в ФРГ (1949 - 1969 гг.) является «немецкое экономическое чудо» - возрождение экономики Германии из поствоенной ситуации. Действительно, на общем фоне после Второй мировой войны, немецкая ситуация выглядела особенно удручающе. Разрушенные города, уничтоженные заводы, отброшенное на десятки лет назад аграрное производство. Наличие 12ти миллионной армии переселенцев. В 5 раз возросло количество денег, находящихся в обращении и не имеющих товарного покрытия. Введение карточной системы стимулировало рассвет «черного рынка». Возрождаются товарообменные сделки времен «натурального хозяйства». Западные оккупационные власти вынуждены были ежегодно завозить продукты питания и самые необходимые предметы потребления на 1 млрд. долларов. Они же в 1947 г. предлагали эвакуировать до 20 млн. немцев как обреченных на голодную смерть. Во второй половине 40-х гг. XX в. народ Германии получил жестокий урок всеобщего финансового, экономического и нравственно-духовного истощения. Оздоровление экономики Германии требовало решительных мер, и на них пошли члены правящей с 1949 г. партии ХДС. Главным архитектором хозяйственных реформ послевоенной Германии стал профессор Людвиг Эрхард (1897 - 1977 гг.) - директор управления хозяйства объединенных западных зон оккупации в 1948 г., министр народного хозяйства ФРГ (1949 -1963 гг.), заместитель федерального канцлера (с 1957 г.) и федеральный канцлер в 1963 - 1966 гг. Именно под его руководством и состоялось «экономическое чудо», хронологические рамки которого 1948 - 1960 гг. К его предпосылкам можно отнести:

  • 1) внутренние капиталовложения в промышленность;
  • 2) помощь из США по «плану Маршалла» - около 3 млрд. долларов;
  • 3) чрезвычайные усиления немцев - в 50-е гг. в ФРГ была самая продолжительная рабочая неделя в Западной Европе;
  • 4) до 1956 г. ФРГ не имела значительных военных расходов;
  • 5) протекционистская политика государства и др.

Л.Эрхард отмечает, что основную цель экономических реформ он видел в:

  • а) создании «социального рыночного хозяйства»;
  • 6) повышении покупательной способности всех слоев населения;
  • в) сосредоточении всех усилий народного хозяйства на увеличение государственного дохода.

Рычагами экономического возрождения ФРГ Эрхард считал свободную частную инициативу и конкуренцию в сочетании с активной ролью государства в хозяйственной жизни. Планы Л.Эрхарда опирались на денежную реформу, свободные цены, конкуренцию частных предпринимателей, регулирующую роль государства с помощью гибкой кредитной и налоговой политики, ставки на мелкий и средний бизнес.

Весь ход «немецкого экономического чуда» можно разбит, на этапы: 1-й прошел в 1948 - 1949 гг. под знаком денежной и цено30й реформ, началом повышения ставок реальнойзарплаты с учётом роста производительности труда, значительного роста производства;2-й - 1950 - 1951 гг. - время наибольшего напряжения в истории поствоенного немецкого рыночного развития, поднимается среднегодовой уровень занятости; 3-й - 1952 г. - прекращение роста цен и проверка создаваемой экономической системы на прочность и пригодность; 4-й - 1953 - 1955 гг. - начало эры «благосостояния для всех». В 1954 г. был вдвое превышен уровень общегерманского производства 1936 г.; 5-й - 1955 - 1960 гг. - период торможения экономического подъема и переход к спокойному прогрессу. Итоги «немецкого экономического чуда»: Важнейший итог чуда - возрождение экономического потенциала страны, в результате которого ФРГ превращается в передовую страну Западной Европы, обгоняя в хозяйственном отношении своих былых победителей. К середине 50-х гг. она вышла на второе место после США по объему золотых запасов

С середины 1950-х гг. в стране начался непрерывный экономический рост, продолжавшийся почти до конца 60-х гг. К 1956 г. уровень 1950 г. был удвоен, а к 1962 г.-утроен. В середине 50-х гг. ФРГ занимала второе место по величине золотовалютных резервов, третье место после США и Англии по объему промышленного производства.

Среднегодовые темпы экономического роста в 1950 - 1966 гг. составили около 9,2%. Динамика роста производства по некоторым отраслям промышленности по сравнению с довоенным уровнем представлена в табл. 7. Уровень инфляции в стране был одним из самых низких в Европе. Индекс цен промышленных товаров в 1951 г. составлял 111% от уровня цен 1950 г., в 1952 - 121%, в 1953 - 118%, в 1957 - 124%.

Таблица 7.

Динамичному развитию экономики ФРГ способствовал ряд факторов, прежде всего обновление основного капитала на новой технической основе. В этом процессе активное участие принимало государство, направляя на реконструкцию и техническое перевооружение значительные средства из государственного бюджета. Возможность такой ориентации расходов государственного бюджета была связана с низким уровнем расходов бюджета на военные цели. В соответствии с Потсдамским соглашением (1945) Германии было запрещено вооружаться и на военные расходы шло только 5-6% государственного бюджета. Деньги государства вкладывались в научные исследования, техническое и технологическое переоснащение отраслей промышленности. Бюджетная политика предполагала также ограничение численности государственного аппарата.

В послевоенные годы активно развивались те отрасли промышленности (легкая, пищевая, текстильная и т. п.), которым уделялось мало внимания в фашистской Германии. Капиталовложения в промышленность ФРГ в 50-е гг. достигали 25% национального продукта. Наряду с легкой промышленностью динамично развивались металлургия, химическая промышленность, машиностроение, перерабатывающая промышленность. Эффективно проводилась конверсия военных заводов и внедрение программ переобучения рабочих кадров.

Для стимулирования инвестиционной активности использовались фискальные инструменты. Уменьшение величины налогооблагаемой базы на инвестиции позволило снизить уровень налоговых платежей корпораций до 50%, а одновременное введение ускоренной амортизации, когда в первые два года можно было списать 50% стоимости производственных помещений, увеличило возможности частного инвестирования для обновления и развития производства.

Большую роль в послевоенном развитии экономики Германии сыграли автомобильная промышленность и производство бытовой техники. Уже в 1950 г. стали выпускаться всемирно известные "жуки", которые не только стали народными, но и выдерживали конкуренцию на мировом рынке.

Повышался уровень доходов населения, шло активное и массовое формирование среднего класса. В течение 1954-1957 гг. произошло прямое снижение налогов на заработную плату и подоходного налога. В 1951 г. был принят закон, закреплявший участие рабочих в управлении производством, вводивший в совет директоров предприятия их представителя. Была создана разветвленная система социального страхования.

Одним из важных направлений экономического роста стало развитие жилищного строительства. Общий объем инвестиций в жилищную программу за период 1950-1962 гг. составил более 65 млрд марок, а по объему строительства жилья на душу населения ФРГ вышла на 1 место. Финансирование программы осуществлялось частично за счет государства, частично - за счет привлечения частных инвестиций, частично - за счет фонда от реализации товаров, полученных по плану Маршалла.

Основными факторами, определяющими развитие ФРГ в 60-е гг., были быстрое развитие научно-технического потенциала, усиление ориентации на внешний рынок, увеличение государственно-монополистического капитала. Особенностью развития научно-технического потенциала страны была ориентация в первоначальный период на внедрение иностранных патентов и лицензий. Однако опасность технологического отставания в области НИОКР потребовала усиления внимания к развитию собственных исследований. За период с 1960 по 1970 г. расходы на это направление увеличились в 2,5 раза, а доля иностранных лицензий, используемых в промышленности, снизилась до 14%.

В результате структурной перестройки промышленности более чем в два раза сократилась доля добывающих отраслей. Быстрыми темпами развивались отрасли экспортной ориентации, автомобильная, химическая, электротехническая, авиационная и др. Основная часть капиталовложений направлялась преимущественно в отрасли, производящие новые виды сырья и материалов. Велика была роль иностранных инвестиций, преимущественно американских, направляемых главным образом в передовые отрасли, обеспечивающие НТП: машиностроение, нефтепереработку, химическую и электротехническую промышленности.

В 70_80-х гг. колебания и неустойчивость в мировой капиталистической экономике, рост инфляции, безработица, валютные проблемы и проблемы международной торговли привели к необходимости проведения реиндустриализации и перехода к наукоемким технологиям: информационным, ресурсосберегающим, к биотехнологии, генной инженерии, композиционным материалам и др.

Были пересмотрены государственные приоритеты в научно-технической политике. Особое внимание стало уделяться разработке микропроцессорной техники, созданию современных систем связи и информации, энергосберегающим технологиям; проводится государственная поддержка подготовки научно-исследовательского персонала мелких и средних фирм. В результате к 1990 г. по затратам на НИОКР ФРГ занимала ведущую позицию в мире вместе с Японией и добилась крупных успехов в создании наукоемких производств.

Значительно повышается роль малого и среднего бизнеса. Начиная с 1975 г. государство стало активнее оказывать финансовую поддержку мелким и средним предприятиям, предоставлять им кредитные и налоговые льготы.

Большое влияние на экономическое развитие ФРГ оказало создание единого немецкого государства и перевод командно-административной экономики ГДР на принципы рыночного хозяйства. Была введена частная собственность, проведена денационализация государственных предприятий. При этом ГДР получила рыночные социально-экономические и политические формы организации общества сразу и в "готовом виде". Сжатые сроки переходной экономики были обусловлены интеграцией в высокоразвитую рыночную экономику, наличием правовой базы, государственных институтов, валютно-финансовой системы и т.д.

Если после I мировой войны территория Германии практически не пострадала от военных действий, то после II мировой войны страна лежала практически в руинах. Промышленное производство было на уровне трети от довоенного, остро стоял жилищных вопрос, большая часть жилищного фонда была нарушены во время войны, тогда как более 9 миллионов немцев были высланы в Германию из Восточной Прусии и земель по Одер и Нейсе. Жизненный уровень упал на 1/3. Деньги обесценились, денежная масса не имела товарного покрытия, распространялся бартерный товарооборот. Союзники начали вывоз промышленного оборудования в счёт репараций. Кроме того Германия перестала существовать как независимое государство, она была оккупирована. Часть её территорий отторгнута. Это была страна где, как писал один современник, «среди голода и холода умерла надежда». Фактически было два пути преодоления кризиса. Первый из них это идти путём плановоё экономики, с возможной национализацией собственности. Другой идти путём рыночной экономики. Первый путь поддерживали социал-демократы и профсоюзы. Второго пути поддерживались христианские демократы. Так как в выборах в рейхстаг ХДС-ХСС в коалиции с СВДП оказались в большинстве и сформировали правительство, экономические планы именно этих партий и были приведены в жизнь. Христианские демократы, несмотря на недовольство трёх оккупационных держав, отказались от любых видов давления на экономику. Претворялись в жизнь такие принципы рыночной экономики как, свобода экономики, свобода конкуренции; правительство воздействовало на экономику, прежде всего предоставлением кредитов, налоговых льгот, и введением премий за экспорт. Также действовали и антимонопольные законы. Всё это а так же, незначительные военные расходы, отсутствие огромных затрат на содержание колониального аппарата, приезд миллионов беженцев потерявших всё на востоке, и проявляющих завидную энергию на новом месте Ї всё это обусловило быстрое развитие Германии. В 1950 году прекратилось распределение продуктов питания по карточкам. В 1956 году ФРГ произвела продукции три раза больше, чем вся Германия до войны. Особенно высокими темпами рост западногерманский экспорт. Около половины всей производимой в ФРГ продукции шла на экспорт. Доходы от экспорта позволили, ФРГ расплатится с долгами, осуществить выплаты жертвам нацизма и создать крупные золотовалютные резервы, сделавшие марку одной из наиболее стабильных валют в мире. Большое внимание государство, уделялось также социальной политике, при свободной конкуренции неизбежно кто-то остаётся за бортом, и государственная должна была помогать им. Законы 50-х годов должны были улучшить положение пострадавших от войны, беженцев, инвалидов, стариков. С помощью налогов и компенсаций, государство пыталось сгладить бремя трудностей, разделяя его среди всего населения. Такое стремительное развитие экономики ФРГ стали называть немецким экономическим чудом. В середине 60-х годов наметился некоторый спад (-0,1%), безработных снова увеличилась. Хотя на первых порах такое торможение казалось временным В 1966 году министром экономики стал социал-демократ. Хотя успехи, рыночной экономики, были бесспорными, и огосударствлевание экономики уже было нереальным, но социал-демократы всё равно оставались приверженцами увеличения влияния государства в политике. Проводимая ими политика называлась глобальным регулированием и состояла в налаживание более тесных связей между правительством, банками, промышленностью и профсоюзами. Такая политика оказалась довольно удачной и помогла преодолеть кризис 1967года. До середины 70-х годов экономика развивалась достаточно энергично, но связи с всемирным энергетическим кризисом экономическая ситуация ухудшилась. Стала достаточно энергично расти безработица. И в начале 80-х годов. СвДП пришла к выводу, что возвращение к прежним принципам рыночной экономики неизбежно. Хотя экономика ФРГ несколько затормозилось в 70-80-х годах и несколько замедлилось, тем не менее, темпы развития ФРГ в период с окончания I мировой войны до 90-х годов впечатляют. ФРГ в конце 80-х годов осталась одной из наиболее индустриально развитых стран мира.